Звенигород саввино сторожевский

Содержание

Посещение, режим работы обители

Тем, кто решил побывать здесь, стоит заранее связаться с паломнической службой.
Важно! По понедельникам служба не работает. В остальные дни – с 10.00 до 17.00. Экскурсоводы не только познакомят с жизнью обители, но и расскажут об особенностях монашеского уклада, правилах, которые действуют для иноков. Гости смогут узнать о святынях, которые хранятся в монастыре, познакомиться с историей жизни его основателей.
Разработаны два туристических маршрута.

  • Первый рассчитан на полтора часа и включает в себя знакомство с архитектурным ансамблем обители, посещение главного храма – собора Рождества Богородицы, а также Преображенской и Троицкой церквей. Гости могут подняться на крепостную стену и колокольню.
  • Второй маршрут занимает четыре часа и включает в себя экскурсию по кремлю Звенигорода с посещением Успенского храма, знакомство с монастырем (по программе первого маршрута), посещение скита Саввы Сторожевского.

Гостям обители обязательно стоит учесть, что она является действующей, поэтому здесь достаточно строгие правила, касающиеся внешнего вида и поведения посетителей.

  • Запрещены шорты, открытые плечи, женщинам надо быть в юбках или платьях, с покрытой головой (юбки и платки предлагают при входе в обитель), без косметики.
  • Здесь нельзя шуметь, курить, употреблять алкогольные напитки, включать музыку.
    Важно! Фотографировать можно только архитектурные памятки – съемка в храмах или снимки монашеской братии запрещены.Открывается для посетителей обитель в 6.00, закрывается – по завершении вечерней службы.

Купальня, расположенная у Скита, открыта каждый день:

  • зимой – 7.00-20.00;
  • весной и осенью – 7.00-21.00;
  • летом – 7.00-22.00.
  • По понедельникам закрывают купальню на час раньше.

История создания Саввино-Сторожевского монастыря

  1. Обитель была основана в самом конце XIV века на горе Стороже по просьбе местного князя Юрий Дмитриевича. Основателем является Звенигородский чудотворец, ученик Сергия Радонежского преподобный Савва.
  2. Изначально возвели лишь Рождественский храм и келью, однако сооружения были деревянными. Через несколько лет собор стал каменным; рядом с ним погребли основателя. До сегодняшнего дня сохранились остатки фундаментов древних сооружений – Святых врат, Сергиевого храма, трапезной.
  3. В период польско-литовской интервенции и Смуты обитель пострадала: ее жгли и грабили, однако при Михаиле Федоровиче началось ее возрождение.
  4. Следующий Романов – Алексей Михайлович – решил воздвигнуть новые храмы для обители. С 1650 года начался следующий строительный период, который продолжался менее десяти лет. За это время обновили Рождественский собор, построили крепостные стены с башнями, новые храмы, хозяйственные сооружения. Для этого неподалеку заложили кирпичные заводы, которые и обеспечивали обитель стройматериалом. Позже Алексей Михайлович сделал этот монастырь своей резиденцией. Считается, что такое внимание к обители объясняется чудом, которое произошло с монархом в местных лесах – он спасся от разъяренного медведя. В этот же период обрели мощи Саввы Сторожевского, в память о чем отлили Благовестный колокол. В это же время обитель получила статус лавры.
  5. Позже монастырь потерял часть привилегий, однако монаршие особы продолжали приезжать сюда. В период царствования Екатерины II здесь открыли духовную семинарию.
  6. С приходом советской власти вокруг монастыря вновь разгорелись страсти: местные жители протестовали против вскрытия мощей преподобного Саввы, однако последние конфисковали, а обитель закрыли. Здесь были и санаторий, и музей, и воинские части.
  7. С 1995 года началась новая эпоха возрождения обители. Сюда вернули мощи ее основателя.

Основатель обители

Обитель получила свое имя в честь основателя Саввы. С детства он отличался благочестием. Был самым любимым учеником и первым последователем Сергия Радонежского, от него, достигнув 20 лет, и принял постриг.

Больше половины своей жизни Савва провел в Троицком монастыре и после смерти Сергия Радонежского 6 лет возглавлял эту обитель. Будучи, духовным наставником Юрия Звенигородского, Савва Сторожевский, по прошению своего подопечного, решает покинуть Троицкий монастырь и основать новую обитель близ г. Звенигород.

Савинно-Сторожевский монастырь в Звенигороде было решено возвести около р. Розвадни (ныне р. Сторожка) на горе Сторожи. Изначально Савва жил уединенно в пещере, отстраивая деревянный собор Пресвятой Богородицы вместе со своими последователями. Со временем территория обители увеличилась вместе с количеством иноков, проживающих на ней.

Были выстроены новые кельи, а территорию оградили частоколом. К 1405 г. на месте деревянной церкви был построен белокаменный храм. Скончался Савва Строжевский в 1406 г. 3 декабря (по-новому летоисчислению 16 декабря) в возрасте 80 лет.

В 1547 г. на соборах митрополита Московского Макария, Савва Сторожевский причислен к лику новых российских святых. Преподобный Савва считается защитником Москвы, покровителем царей. Он стал одним из самых почитаемых русских святых, исцелителем, прозорливцем.

Здания и сооружения

Савинно-Сторожевский монастырь в Звенигороде представляет собой архитектурный комплекс из следующих сооружений:

  • Святой источник и купель Саввы Сторожевского (находятся в 650 м. от стен монастыря, в ските преподобного Саввы).
  • Колодец преподобного Саввы (находится за стеной монастыря, позади дворца Александра Михайловича).
  • Монастырская постройка.
  • Паломническая служба.
  • 7 башен, датируемых 17 в. Сохранилось только 6
  • Палаты стрелецкие.
  • Царицыны палаты.
  • Трапезные палаты.
  • Корпус братский.
  • Корпус казначейский.
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы 1404 г.
  • Церковь прп. Сергия Радонежского 1652 г.
  • Преображенская церковь 1650 г.
  • Церковь иконы Казанской Божией Матери 1807 г.
  • Надвратный Храм Живоначальной Троицы 1652 г.
  • Надвратная церковь Алексия, человека Божия 1883 г. (зимой в ней проводились утренние литургии).
  • Дворец царя Алексея «Тишайшего» 17 в.
  • Святые врата 17 в.
  • Северные ворота.
  • Часовня-беседка 1998 г.
  • Памятник прп. Савве Сторожевскому 2007 г.

Монастырские каменные стены и башни строились с 1650 по 1654 г. по царскому указу, из камня, добытого в устье р. Сторожки

Параметры стен:

  • высота варьируется 8-9 м;
  • ширина 3 м;
  • длина свыше 760 м;

На стенах обустроены бойницы в 3 ряда. Их верхний ряд на площадке предназначался для дальнего боя и размещения стрелков. В нижнем находились пушки и пищали для подошвенного боя. К среднему ряду бойниц оборонявшиеся поднимались по деревянным лестницам. Сообщение между башнями монастыря поддерживалось с помощью боевого хода, проложенного в стенах.

Собор Рождества Богородицы

Построенный еще при жизни святого, храм является одним из старейших в Московской области. Архитектура храма типовая для церквей древней Руси. Одноглавый, крестово-купольный четырехстолпный храм с полукруглыми сводами. Построен из белого камня, добытого неподалеку от р. Москвы.

Стены собора снаружи украшены резьбой по камню, внутри частично сохранились иконы и фрески 17 в. выполненные иконописцем Степаном Рязанцевым. После канонизации Саввы Сторожевского, рака с его святыми мощами была передана в этот храм. Сегодня она является одной из главных святынь монастыря.

Дворец царя Алексея Михайловича

Савинно-Сторожевский монастырь в Звенигороде хранит образцы архитектурных сооружений и гражданского зодчества. Палаты царя Алексея Михайловича признаны знаковым памятником конца 17 в. Строительство палат длилось несколько десятков лет. Это связано с большим размером фундамента здания.

Было сложно разместить постройку около 100 м длиной, на местности с изменчивым рельефом. Изначально в палатах были размещены отдельные покои для всех членов царской семьи.

В дальнейшем дом несколько раз перестраивался. В 1721 г. от пожара сгорает крыша здания. Оно было восстановлено только в 1775 г. по указу императрицы Елизаветы, дочери Петра I. А Екатерина II издала указ об открытии в этом доме семинарии.

В 19 в. бывшие палаты преобразовываются в спальни и комнаты отдыха для настоятелей и игуменов монастыря. В парадных комнатах размещен ряд картин с портретами царей и духовных лиц.

После ВОВ отреставрированное здание было отдано под санаторий. Последняя реставрация здания была сделана в 21 в. под патронажем Звенигородского музея и Саввинно-Сторожевского монастыря. В здании действуют монастырские лавки, богословский факультет, монастырская библиотека, приемная наместника.

Царицыны палаты

Супруге главного покровителя церкви в 17 в., на территории храма, было воздвигнуто 2-х этажное здание. Нижний этаж был сложен из бело-красного большемерного кирпича, верхний выполнен из дерева. Каменное крыльцо парадного входа было выполнено в форме портала с вырезанным орлом по центру.

Этот символ напоминал о польско-литовской родословной, царицы Марии Милославской. По краям портала высечены двухглавые орлы. Палаты состоят из 3-х частей с индивидуальными входами. Их соединяет коридор, проложенный через всю длину здания. Для удобства царской особы, палаты были соединены с надвратной церковью, в которой она молилась.

В 18-19 в. постройка лишается 2 этажа и переоборудуется сначала в кельи архимандрита, затем в трапезную для монахов и послушников.

В наше время Царицыны палаты отданы под размещение выставочных образцов звенигородского музея истории и архитектуры. Жемчужиной коллекции стали отреставрированные изразцовые печи, выложенные муравлеными и многоцветными изразцами, покои боярыни 17 в.

В музее можно увидеть:

  • столовую и кухонную утварь;
  • резную древнерусскую мебель;
  • традиционные серебряные украшения;
  • тканную обивку для стен;

Троицкая надвратная церковь

Церковь, возведенная на выделенные царем Александром Михайловичем деньги. Считалась домовым храмом царицы. Во время визитов в Саввино-Сторожевский монастырь государыня в нем возносила молитвы, а в ее отсутствие, в церкви велись богослужения. Построенная в виде бесстолпного шатрового храма над воротами.

Это был последний храм шатрового типа. В 1652 г. Патриарх Московский Никон вводит запрет на строительство храмов такого типа из-за несоответствия с церковными канонами.

Колокол в Троицкой церкви в Саввино-Сторожевском монастыре

Во время строительства церкви в нее был перенесен престол от разобранного древнего храма Сергия Радонежского. С 1651г. по 1825 г. церковь носила имя Сергиевской. Благодаря Шереметьевой Наталье Владимировне к церкви пристраивают трапезную в 1807г. При реставрационных работах на стенах храма обнаружили росписи 19 в.

Монастырская Звонница

Примыкающая к трапезной палате 4-х ярусная звонница была построена в 1650 г. Первые три колокола для нее подарил царь Михаил Федорович. При правлении Алексея Михайловича колокольный мастер Ганс Фальк отлил колокол благовестник весом около 20 т. В 1668г. Александр Григорьев, пушечный и колокольный мастер, изготовил большой колокол благовестник весом 35 т.

Этот колокол стал символом Звенигорода. К 19 в. звонница состояла из 19 колоколов и была знаменита на всю Россию. Ее посетили Шаляпин, Левитан, Глазунов. В 1930 г. со звонницы, по указанию «Рудметаллторга» было снято, разбито и переплавлено 14 колоколов.

Благовестник просуществовал до 1941 г., когда перед наступлением немцами на Москву, колокол попытались спасти и в процессе демонтажа уронили и разбили его. Осколки колокола были отправлены для военных нужд, на переплавку.

Невредимым из всего ансамбля сохранился лишь 1 колокол, вывезенный в 1654 г. из резиденции польского царя в качестве трофея. Метровый в диаметре колокол был отлит в Голландии в 1636 г. мастером Килеаном Вегевартом.

В 1998 г. на звоннице был установлен новый колокольный ансамбль с 37 т. колоколом, отлитым на воронежском литейном заводе, а также колокола, изготовленные в Каменск-Уральске и Москве.

Трапезная палата

Построенная в 16 в. старая трапезная была обнаружена при раскопках. Это было строение состоящие из 4-х этажей. С собственным колодцем в цокольном этаже и ледником. Высота цокольного этажа 6 м., глубина колодца 15 м.

Окна были застеклены, а не закрыты слюдой как в большинстве зданий того времени. Помещение подогревалось теплым воздухом, который подавался по специальным трубам. Второй этаж был отведен под кухню и монастырские кельи, на третьем находилась столовая.

В 19 в. Трапезную перестраивают. Демонтируется верхний этаж, здание переоборудывается в духовную семинарию. В наше время в палате сохранился подвальный этаж, на 1 этаже трапезная, в которой проводится реставрация. Верхний этаж ведет к церкви Преображения Господня.

Провиантская башня

Сейчас в башне на 2 и 3 этаже открыто кафе стилизованное под 17 в., стены украшены росписью, к кафе ведет винтовая дубовая лестница. Со 2 этажа есть выход на монастырскую стену. Нижний этаж отведен под пекарню. Ранее башня называлась Северо-Западной.

История создания монастыря в конце XIV — начала XVII века

Поддавшись на уговоры своего духовного подопечного, князя Юрия Дмитриевича, Савва решает основать новую обитель около Звенигорода, на горе Сторожи. Эта возвышенность служила естественным оборонительным бастионом при набегах польско-литовских воинств.

Ученик Сергия Радонежского выстроил в 1398 г. деревянную церковь. Перед военным походом в 1399 г. на татарскую землю Савва благословляет князя Юрия Дмитриевича и предсказывает ему победу. Пророчество было исполнено.

В эту военную кампанию были взяты города:

  • Булгар.
  • Кремчук.
  • Казань.
  • Жукотин.

После возвращения князем выделяются земельные наделы и бортные леса для нужд монастыря, а сам монастырь освобождается от дани и пошлин.

Под покровительством князя Звенигородского, монастырь быстро развивается и занимает место главной обители на звенигородской земле. К 1405 г., на выделенные Юрием Дмитриевичем деньги, выстраивается Рождественский собор из белого камня. Стены храма расписывают ученики Рублева. После смерти Саввы Сторожевского в 1406 г. его хоронят перед воротами обители.

Являясь фортпостом земли Московской при наступлении польско-литовских войск в 17 в. монастырь был захвачен и разграблен. Восстанавливать Савва- Сторожевский монастырь начали во времена правления Михаила Федоровича Романова.

Второй этап строительства монастыря середины XVII– XIX века

В середине 17 в. начинается возрождение Савво-Сторожевской обители. По указу царя Алексея Михайловича, который избрал монастырь своей резиденцией, с 1650 г. по 1656 г. были построены:

  • Надвратный храм прп. Сергия Радонежского.
  • Звонница.
  • Трапезная палата.
  • Дворец царя Алексея.
  • Палаты царицы Марии Ильиничны.
  • Братский корпус.
  • Елейный корпус.
  • Храм Иоанна Лествичника. (его разобрали в 1782 г.)

Монастырь окружили каменные стены с 7 башнями. На территории обители построен монастырь с кельями для больных, мельница, хозяйственные дворы.

В 1652 г. монастырь обретает святые мощи прп. Саввы Сторожевского. Специально для этого события отливают благовестный колокол весом 25 т. Стены храмов расписываются иконописцами Рязанцевым, Ильиным и их учениками. В это же время Саввино-Сторожевская обитель становится Лаврой.

К ней прикрепляется 19 монастырей, а сама обитель подчинена личной канцелярии царя. В 18 в. Саввино-Сторожевский монастырь постепенно теряет свое положение, привилегии и земельные уделы.

В 1812 г. монастырь был захвачен французскими войсками и с августа по октябрь в нем квартировался 4 корпус французской армии под предводительством Евгения Богарне. Хотя монастырь и пострадал во время боев, французы не разрушили святыни. По преданию, главнокомандующему корпуса было послано видение, в котором Савва Сторожевский просил не трогать обитель.

После Отечественной войны монастырь отстраивался на пожертвования. Царские семьи участвовали в восстановлении обители, выделяя значительные денежные суммы. В 19 в. щедрым дарителем для обители стал владелец суконной фабрики Павел Григорьевич Цуриков.

На его пожертвования:

  • В 1862 г. был построен храм им. Саввы.
  • В 1865 г. установили на каменные фундаменты 5 домов из дерева и трапезную, территория огораживается забором.
  • В 1869 г. храм и дома огородили каменным забором с башнями.

За время существования монастыря его посещали

  • Царь Иван IV Грозный
  • Императрица Елизавета Петровна
  • Императрица Екатерина II
  • Александр II
  • Николай I

С 1859 г. 17 мая стал проводится ежегодный крестный ход от монастыря к келье преподобного Саввы.

Монастырь в ХХ веке

После Октябрьской революции обитель была закрыта. В 1918г. представители советской власти г. Звенигорода в следствии попытки изъять ценности и продуктовые запасы монастыря, провоцируют конфликт с монастырскими братьями и крестьянами близлежащих сел. В результате 3 человека из представителей власти было забито палками и камнями до смерти.

За попытку «контрреволюционного мятежа» игумена Макария и священника Державина вместе с 2-мя крестьянами приговаривают к пожизненному заключению на каторге без права свиданий. Более легкое наказание в виде 10 лет тюремного режима получили еще 8 крестьян. В результате рассмотрения «дела о мятеже в г. Звенигороде» мощи Саввы конфисковывают, а монастырскую обитель закрывают.

Позднее останки Саввы были переданы Михаилу Успенскому, работающему в комитете по охране памятников. Он сохранил их, закопав у себя на даче и передал мощи церкви, только в 1985 г. Во время ВОВ в 1941 г. несмотря на то что линия фронта находилась в 3000 м. от монастыря, в него не попал ни один снаряд. После ВОВ на территории монастыря в разное время размещали: санатории, военные части, музей.

В 1995 г. состоялось повторное открытие храма. На празднование 600 годовщины в 1998 г. Патриарх Алексей II вернул в обитель мощи Саввы Сторожевского.

Правила посещений монастыря

Перед посещением мужского монастыря, рекомендуется связаться с паломнической службой.

Тел. +7 903 274 01 21.

Служба не работает по понедельникам. В остальные дни с 10.00-17.00

Не рекомендуется появляться на монастырской территории одетыми в спортивный костюм, с оголенными ногами. Женщины и девочки должны быть с покрытыми волосами и одеты в длинные платья. Мужчины и мальчики должны входить в храм с непокрытой головой. Перед началом экскурсий желательно отключить телефоны.

Запрещено:

  • Находится в наркотическом и алкогольном опьянении. Распивать спиртные напитки и курить.
  • Включать музыку или петь. Кричать, ругаться, громко разговаривать, употреблять ненормативную лексику.
  • Сорить и организовывать пикники на землях храма
  • Приходить с животными. Передвигаться на роликах, велосипедах, гироскутерах.
  • Нельзя фотографировать монахов, послушников, святыни внутри храмов.

Для желающих провести в Савинно-Сторожевском монастыре несколько дней, организованна гостиница.

Тел. (495)-99-29-418.

Стоимость номеров в Савинно-Сторожевской обители в Звенигороде от 500 руб. за койко-место до 4200 руб. за 2-х местный люкс, без питания. Дети возрастом до 5 лет размещаются бесплатно, без койко-места. Дополнительное место стоит 250 руб. Для аренды номера гостиницы нужно предоставить паспорт. Завтраки и обеды можно приобрести в кафе находящемся в Провиантской башне.

Оформление статьи: Владимир Великий

Саввино-Строжевский монастырь в Звенигороде: история, как добраться,что посмотреть

Большинство туристов едет в Звенигород чтобы посмотреть главную достопримечательность этого небольшого городка — Саввино-Строжевский монастырь, основанный более 600 лет назад. Место это необычное, с давних лет привлекающее паломников, в числе которых были и высокопоставленные особы.

Саввино-Строжевский монастырь

Саввино-Строжевский монастырь находится в 2 км от Звенигорода и примерно в 5 км от железнодорожной станции Звенигород (Введенское). То есть, если вы приедете в Звенигород на электричке, то от железнодорожной станции нужно сразу брать такси и вместе с ним отправляться к монастырю.

Мы же во время майских каникул в Звенигороде добирались в Саввино-Строжевский монастырь из самого Звенигорода пешком, вдоль трассы. Надо признаться, что дорога пешком к монастырю не самая живописная, к тому же займет примерно минут 30 прогулочным шагом. Поэтому будет лучше доехать до монастыря на транспорте.

Дорога к монастырю

В выходные дни около монастыря очень тяжело припарковать машину, даже несмотря на то около дороги есть организованная парковка. Рекомендую посетить монастырь в будни, и не спеша ощутить всю глубину этого места.

Сегодня в этих стенах находится ставропигиальный мужской монастырь, поэтому при посещении этого места лучше соблюдать стандартные правила (женщинам рекомендуется посещать монастырь в юбке и в платке).

История Саввино-Строжевского монастыря

На высокой горе Сторожке в 1398 году преподобный Савва, личный духовник князя Юрия Звенигородского, основывает монастырь. Поначалу была выстроена небольшая деревянная церковь, и вырыта келейка, в которой преподобный проводил время в уединении и молитве. Но очень скоро молва об этом месте разнеслась по округе, и начали стекаться послушники, ищущие духовного наставления у мудрого старца. Строились новые кельи, новоиспеченный монастырь обнесли деревянной оградой, а благодарный князь отдал в распоряжение монастыря несколько деревень, прибыль от которых уходила на обустройство обители.

Сегодня перед монастырем можно увидеть памятник Преподобному Савве.

Преподобный Савва

Первая каменная церковь в монастыре выстроена в 1405-1407 годах. В это же время умирает преподобный Савва, которого похоронили в стенах храма. Собор во многом повторяет Успенский храм на Городке в Звенигороде, построенный примерно в это же время и опять же по заказу Юрия Звенигородского.

Стоит отметить, что собор Рождества Богородицы это один из четырех сохранившихся белокаменных храмов XIV-XV веков. Изнутри храм расписан фресками, но до наших дней сохранилась лишь часть с изображением пустынников, остальные были заменены после разрушения храма в XVII веке. Кстати, тот иконостас, который мы можем видеть сегодня, относится к этому же времени.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор

Князь Юрий всячески заботился о монастыре, пытаясь его превратить в придворную обитель. Но, кроме того, монастырь играл роль приграничного форпоста Московского княжества, которое на то время было не очень большим. Возможно именно с расчетом на такую «дополнительную функцию» было выбрано место для монастыря, на горе Сторожке, с которой открывался хороший обзор местности.

Стоит отметить, что жизнь князя Юрия была очень насыщенной. После смерти старшего брата Московского князя Василия I, много лет посвятил борьбе за великокняжеский престол. Несколько раз ему удавалось занять Московский трон. Но о монастыре князь не забывал никогда.
История монастыря продолжалась и после смерти Юрия Звенигородского. Монастырь все разрастался и так и остался «придворным». Каждый князь приезжал сюда. Был здесь и Иван Грозный, и его сын Федор, смерть которого означала конец царской династии Рюриковичей.

После смерти последнего Рюриковича на Русь пришла смута. Я не буду вдаваться в подробности царских переворотов, но вот на Савво-Сторожевском монастыре этот период отразился весьма плачевно. Монастырь был сильно разрушен, так как воспользовавшись нестабильной ситуацией и слабостью царей (а менялись они по нескольку раз в год) этого времени начали свое наступление шведы, ливонцы, поляки, да все кому не лень — отпора же не было.

На территории монастыря

Савво-Сторожевский монастырь и династия Романовых

Для монастыря это время стало периодом Возрождения и расцвета. Обитель возродили, из Москвы в Савво-Сторожевский монастырь проложили Царскую дорогу, а преемник Федора Михайловича император Всея Руси Алексей Федорович даже здесь устроил свою резиденцию, для чего были построены царские палаты.
Существует легенда, по которой царь Алексей однажды приехал на богомолье в Звенигородский монастырь. После службы царь и его свита отправились на охоту. Как уж так вышло, что царь остался один в лесу без охраны, и именно в этот момент перед государем оказался медведь, который вот-вот готов наброситься, но его отпугнул внезапно появившийся инок. Когда все возвратились в монастырь после охоты, царь Алексей Федорович взглянул на икону преподобного Саввы.. И узнал своего спасителя.

Через месяц гроб преподобного Саввы был открыт, произошла канонизация. Император Алексей лично присутствовал при этом и затем в честь события приказал отлить колокол вес которого был 21 тонна. Что случилось с этим колоколом не известно, но сегодня он утерян.
Символом Звенигорода, стал другой колокол, также отлитый по приказу царя Алексея. Вес колокола 35 тонн и в народе его называли «Благовестник». Внизу колокола на кромке, есть письмо, где говорится об особом расположении царя к монастырю.
Монастырь вырос из обычной обители и превратился в Лавру. На территории были построены не только многочисленные храмы, но и Царицыны палаты, резиденция царя, трапезная.

Царский дворец

Стены монастыря укреплены сторожевыми башнями.

Сторожевые башни

После смерти царя Алексея, монастырь оставался царской обителью, правда резиденция перешла вновь в Москву. Стоит отметить, что пришлось монастырю быть и убежищем для царских детей во время Стрелецкого бунта. Здесь укрывалась царевна Софья с меньшими братьями Иваном и Петром.

Царицыны палаты

Царицыны палаты

Царь Петр не отличался особой тягой к монастырям, все больше к казармам, поэтому монастырь постепенно утрачивал свое значение. Да и царская столица переместилась из Москвы в Петербург. Но все же сюда приезжала императрица Елизавета Петровна и Екатерина II. После реформы монастырь потерял часть своих земель, и здесь оставалось 33 монаха.

Почему Саввино-Строжевский монастырь не сожгли французы

Жизнь протекала тихо и мирно вплоть до 1812 года, когда нависла новая угроза — Наполеон и его имперские планы.
Возле Звенигорода был дан бой, который задержал наступление французов на Москву на шесть часов. Но все же не остановил. И поэтому в августе в стены обители вошел генерал Богарне. Стоит отметить, что французы на русской земле вели себя как настоящие варвары — рушили, жгли, разваливали, ну точь-в-точь, как монгольское иго в свое время. Такая участь ждала и Звенигородский монастырь. Но здесь вмешалось провидение — к Евгению Богарне явился преподобный Савва и сказал, что если обитель и мощи не тронет, то он вернется живым во Францию. В монастыре генерал увидел икону с изображением, приходившего к нему старца и послушался его, не разрушил обитель, хотя в ходе сражений разрушения были. Да и преподобный Савва сдержал свое слово и Евгений Богарне вернулся живым во Францию, и даже без единого ранения.
Но мало того, он единственный из всех генералов, которые участвовали в походе на Россию, кто дожил до глубокой старости, и все это время оставался уважаемым человеком.
После окончания войны монастырь вновь восстановили на средства царских пожертвований и благотворительных взносов богатых звенигородцев. Монастырь вновь засиял, обласканный царственной семьей.

Саввино-Строжевский монастырь

Судьба Савво-Строжевского монастыря после революции

После революции 1918 года монастырь закрыли, а святые мощи преподобного Саввы изъяли, чем вывали бурю протестов горожан и последовавшие аресты. Интересно, что этот поворот истории преподобный Савва предсказывал перед своей кончиной. Он говорил, что придет время, когда люди забудут Бога и ему придется уйти из монастыря, но он не исчезнет, а будет в тайном месте молиться за заблудшие души перед концом света. Его слова были даже напечатаны в большевистских газетах, как подтверждение контрреволюционности монашества. В Советское время здесь располагались многие учреждения от воинской части и санатория, до музея.
Не обошлось без загадок. Так в 1918 году монахи, не дожидаясь прихода большевиков, решили спрятать сокровища, и бросили все в пруд. Сколько потом не искали чекисты ничего не нашли, ни в двадцатые годы, ни в тридцатые, когда поиски возобновили. Тайна этих сокровищ до сих пор не разгадана.
После падения советского режима, обитель ожила. Мощи вернули назад, возобновили богослужения, и пришли в монастырь новые послушники.

Сегодня Саввино-Строжевский монастырь можно посетить как в качестве паломника, так и в качестве туриста, ведь на территории монастыря в Царицыных палатах, расположен музей. Через башню, которая находится слева от входа (там находится кафе) можно выйти на стену монастыря.

А если выйти с территории монастыря — то перед нами будет смотровая площадка с великолепным видом на окрестности.

Смотровая площадка около Саввино-Строжевского монастыря

В целом, Саввино — Строжевский монастырь — это место обязательное к посещению. Что-то здесь определенно точно есть.

Кстати, не торопитесь быстро отсюда уехать — рекомендую прогуляться (или доехать) до скита и купальни. О чем будет мой следующий рассказ.

Саввино-Сторожевский монастырь

О монастыре

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.
В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV до начала XVII в., второй — середина XVII–XIX вв.
Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.
Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

Около 1405 г. был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 6915 году (по современному летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.
К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек. В ходе раскопок 1955–1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в. Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта абсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.
Пострадавшие в Смуту церковь и трапезная были разобраны в период обновления обители в середине XVII в.
В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев — Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.
Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.
В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной — осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону.
Тогда же вблизи монастыря были заложены кирпичные заводы, которые обеспечивали стройку большемерным кирпичом.
В 1650–1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651–1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), Братский и Келейный корпуса и другие сооружения.
В стенах обители находился так называемый «больничный монастырь» с больничными кельями и церковью Иоанна Лествичника, фундаменты которой сохранились. Под горой и с северной стороны обители были гостиный и хозяйственные дворы, рыбные пруды, мельницы и прочие хозяйственные посторойки.
Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.
Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 г. В память этого события, свидетелем которого были сотни первых людей государства, а также многочисленная братия обители, по царскому указу на московском Пушечном дворе мастером И. Фальком был отлит Благовестный колокол (более 1344 пудов), судьба которого неизвестна. В память другого события — церковного собора, осудившего Патриарха Никона, — был отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым новый Благовестник (более 2125 пудов).

При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.
При царе Федоре Алексеевиче он назывался «комнатным государевым и первостатейным». Во время стрелецкого, так называемого Хованского, бунта в нем укрывалась царевна Софья с меньшими братьями царевичами Петром и Иваном.
В синодальный период монастырь постепенно утратил свое положение, привилегии и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи: императрица Елизавета Петровна (1749 г.), при которой настоятелем монастыря был придворный проповедник архимандрит Гедеон, а также императрица Екатерина II (1762 и 1775 гг.). При Екатерине II митрополитом Платоном (Левшиным) был осуществлен проект размещения в стенах обители духовного учебного заведения — семинарии, которая находилась в царском дворце.
В 1764 г. все земельные владения монастыря подверглись секуляризации. Он был причислен к монастырям первого класса со штатом в 33 монаха.
В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.
Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия.
После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.
Установление в честь прп. Саввы Сторожевского нового праздника в память перенесения его мощей под новую сень связано с именем выдающегося церковного иерарха митрополита Филарета (Дроздова). Это событие произошло 17 июля 1847 т.
Особый след в жизни обители оставил ее настоятель епископ Леонид (Краснопевков), а значительная часть ремонтных работ в монастыре была исполнена на средства известного звенигородского благотворителя, владельца суконной фабрики в с. Ивановское Звенигородского уезда П.Г. Цурикова.
В XIX в. тремя изданиями вышел капитальный труд по истории обители, написанный одним из виднейших представителей московской церковно-исторической школы — ректором Московской духовной академии С.К. Смирновым.
Особое покровительство монастырю на Сторожах оказывали Великий князь Сергей Александрович, Московский генерал-губернатор, и его супруга Великая княгиня Елисавета Феодоровна, причисленная ныне к лику святых.
В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря.
В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.

В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.
Часть мощей прп. Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь.
В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.
В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области).
Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен.
При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.
Основная литература:

  • Смирнов С.К. Историческое описание Савина Сторожевского монастыря. Составлено С. Смирновым. — М., 1860. М.: Издательский отдел Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2007.
  • Яшина О.Н. Саввино-Сторожевский монастырь. Шесть веков истории. Часть вторая XVIII–XXI век. Авт. текста Яшина О.Н. М.: Издание Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря, 2003.
  • Кондрашина В.А. Саввино-Сторожевский монастырь. Фотоальбом. Автор-составитель В.А. Кондрашина. М.: Лето, 1998.
  • Николаева Т.В. Древний Звенигород. Архитектура. Искусство. М.: «Искусство», 1978.
  • Седов Д.А. Настоятели и наместники Саввино-Сторожевского монастыря//Саввинские чтения. М.: Северный паломник, 2007. С. 134–202.
  • Тютюнникова И.В. Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде: Путеводитель. М.: Северный паломник, 2007.


Святой источник преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца расположен в городе Звенигород, в скиту Саввино-Сторожевского монастыря. Монастырь стоит на холме Сторожа у впадения реки Сторожка в реку Москва. Обитель основана в 1398 г. На территории монастыря работает историко-краеведческий музей. Проводятся экскурсии. В монастыре можно приобрести вкусный монастырский хлеб и квас собственного изготовления. В 100 м от стен монастыря есть святой колодец преподобного Саввы.

На территории монастыря находятся: самый древний в монастыре Белокаменный Рождественский собор (1405 г.), кирпичные постройки XVII в. — стены и башни, трапезная с Преображенской церковью, дворцы царя и царицы. Главная святыня монастыря — мощи прп. Саввы Сторожевского.

Святой источник в скиту выбивает на левом берегу реки Сторожка, в 1 км от монастыря. Родник в скиту имеет несколько выходов средней силы, первый выход в 50 м от здания братского корпуса, в 30 м, ниже по течению реки, построена большая красивая деревянная купальня. Рядом декоративно оформлен выход родниковой воды с тремя струями. В 8 м еще один выход воды.

Две больших купальни с купелями: мужская и женская с просторными раздевалками. Купаются в них, и летом, и зимой. Зимой ступеньки в купели немного покрываются льдом, поэтому лучше взять с собой резиновые тапочки. Также не забудьте набрать целебной воды из источника с обратной стороны купели.
Как добраться:
на общественном транспорте скит находится западнее города, на правом берегу реки Разварня, в 8 км от станции Звенигород на Белорусском ж/д направлении, откуда до монастыря можно добраться автобусами № 23, № 51 до остановки «Дом отдыха Минобороны», затем пешком.
От остановки идем или едем вверх по асфальтированной дороге оставляя монастырь слева. Далее по узкой асфальтированной дороге вдоль ограждения военного санатория «Звенигородский», далее левее петляющей дорогой в смешанном лесу к Саввино-Сторожевскому скиту, внизу слева глубокий овраг, по которому течет река. Через 200 м развилка, влево указатель «Скит» (на дороге шлагбаум). Через 100 м дорога уходит вниз и вправо, огибает небольшой холм и спускается к расширяющейся долине реки, где слева уже видны первые строения скита. До старого братского корпуса от развилки 600 м. Здание выстроено рядом с храмом преподобного Саввы. Когда-то на месте церкви старцем была ископана пещерка, где он и совершил уединенный подвиг. К родникам спускаемся от братского корпуса по кирпичным ступенькам с поручнем.
Карта схема проезда:
на личном транспорте из Москвы выезжаем по Новорижскому шоссе, расстояние от МКАД 48 км или по Минскому шоссе, расстояние от МКАД 51 км.

Координаты:
>

Big bang life

Скит Саввы-Сторожевского в Звенигороде

Наверняка многие при посещении Саввино-Сторожевского монастыря не доезжали до скита. У многих, посещение скита могло ограничиться просто набором воды около купальни. Скит Саввы Сторожевского — это место его уединения, которое он вырыл сам на склоне большого оврага — натуральная пещера. Позже рядом с этим местом построили небольшую церковь, а уже после здесь и вообще закипела жизнь.

Я очень осторожно отношусь к процессам создания туристических зон в таких по настоящему намоленных местах — поток праздношатающихся туристических тушек с фотоаппаратами способен не только физически вытоптать любую историю, но и замусорить такие объекты энергетически. Не зря же Сава пешком поднимался в гору более 1 км — уединение очень важная штука. И кстати, для любого человека.

Вообще же, скит найти непросто даже если знать, что он в этом месте есть. Уж не знаю, специально или нет, но никаких указателей на месте вы не найдете. Пусть так и будет, те кому действительно надо, найдут дорогу или скит сам их к себе приведет.

Поговорим про местоположение.

Если проехать по единственной дороге мимо Саввино-Сторожевского монастыря, то она приведет вас по очень извилистому пути к некоему месту. Здесь находится хлебопекарный цех Саввино-Сторожевского монастыря, небольшой магазинчик с его (и не только его) продукцией, детская площадка с открытой верандой и мангалом для посетителей кафе и купальня. Здесь же живут и монахи — есть небольшой деревянный домик, много теплиц и возделываемых участков.

Хлеб здесь бездрожжевой, на закваске. Очень вкусный. После кризиса его размеры, правда, стали на 20-25% меньше. Когда сегодня купил просто обалдел — по размеру и не булочка, но и точно не привычная буханка.
Вообще же, коммерческая составляющая Саввино-Сторожевского монастыря меня радует — хлеб это хорошо, так почему бы на хорошем хлебе не заработать? Хлеб (и другие х/б изделия) продается не только здесь, но и в некоторых магазинах города Звенигород. Ценовая политика у монастыря, конечно, совсем не гуманная — сказывается монополия и постоянный туристический поток — покупали и будут покупать всегда.

В этом году к магазинчику пристроили большой корпус — два этажа брусового строения — будет таверна, скорее всего.

Купальня представляет собой отдельный домик, под крышей которого также есть и источник.

Спуск от дороги к купальне

Источник облагороженный — привычные краны, есть даже один с вентилем. Было два — но когда они оба открыты давления на все четыре крана уже не хватает и скорость набора резко падает.

Часть воды от источника по подземным трубам идет непосредственно в купальню. Она разделена на две половины — М и Ж. Половины разделены только до высоты 2 метра, дальше под куполом пространство общее, так что слышно все все — учитывайте это.

Раздевалка

Вход в купель

Купель

Вода наполняет две купели, но обновление воды очень медленное, так что очень часто при большом потоке купель закрывают — тупо ждут пока вода разбавится. Как тут в крещение люди плещутся мне представить сложно. Также летом многие не парятся и после рабочего дня работяги в группах по 4-5 человек приезжают здесь окунуться. Однозначно с целью освятить себя и свое тело, не иначе.

Поэтому лучшее время для омовения — ранняя весна, зима и осень — людей очень мало, вода по настоящему чистая и очередей нет. А то порой омываешься, а тебя еще и подгоняют.

После купели вода стекает в речку Сторожка — к ней можно спуститься по ступеням и постоять на мосту.

Вообще же, лучше посетить это место в будние дни и не в понедельник — когда туристические орды далеко и служители/работники уже успели от них отдохнуть. Тогда здесь прекрасно и атмосфера соответствующая.

Кстати, монахи воду набирают в другом источнике неподалеку — и вода там по вкусу совершенно другая. Течет медленно, и не всегда удобно набирать много бутылей, но…

​Саввино-Сторожевский монастырь был основан в 1398 году, на горе Стороже, стоящей на берегу реки Москвы. Основал его по просьбе князя Юрия Звенигородского, преподобный Савва — один из первых учеников Сергия Радонежского.
Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря складывался на протяжении столетий, но при этом не утратил своей целостности. И зодчие XVII века, давшие основу архитектурному облику обители, и мастера, работавшие здесь в последующие века, гармонично согласовывали новые строения с древними, не нарушая стройности ансамбля.В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV до начала XVII века, а второй — с середины XVII до XIX века. Началось строительство с небольшого деревянного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Около 1405 года был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 1407 году был погребен сам преподобный Савва. Полтора века спустя его причислили к лику святых. В начале XVII века обитель пострадала во время польско-литовской интервенции, но восстановление монастыря началось уже при первом царе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом пречистыя на Стороже». В 1650 году второй царь династии Романовых, Алексей Михайлович, издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй строительный период в истории обители. Тогда были построены основные здания и крепостные стены с семью башнями (до наших дней сохранилось шесть). В монастырской ограде был сооружен надвратный храм во имя преподобного Сергия Радонежского (позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы), а также Преображенский храм. Помимо них — звонница и Трапезная палата, Царский дворец и Царицыны палаты, Братский и Келейный корпуса и прочие сооружения. В стенах обители также находился так называемый «больничный монастырь» с кельями для больных и церковью Иоанна Лествичника. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал лаврой и был подчинен личной канцелярии царя — приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. В 1995 году монастырь был возрожден в статусе ставропигиального. Администрация Московской области и Московский патриархат заключили договор о совместном использовании зданий обители Звенигородским музеем и монастырем. Во время празднования 600-летия обители в 1998 году патриарх Алексий II торжественно перевез сюда мощи преподобного Саввы. В 2007 году был также открыт памятник Савве.В монастыре готовят знаменитый квас, который настаивается на изюме и получает таким образом дополнительное «винное» брожение.

Настоятели

Игумены (1398—1650)

  • Савва Сторожевский (1398—1407)
  • Савва II (1407—1423 (?))
  • Феодор (1428)
  • Дионисий (1430 (?))
  • Досифей (ок. 1435)
  • Иосиф (1445)
  • Евфросин (1454)
  • Евсевий (ок. 1462—1470)
  • Варлаам (ок. 1472)
  • Зосима (в правление князя Звенигородского Андрея Васильевича)
  • Дионисий II (1490—1493)
  • Каллист (1505)
  • Савва III (1518)
  • Варсонофий (1524)
  • Серапион (1525)
  • Филофей (1529)
  • Макарий (1530)
  • Мисаил (1539)
  • Афанасий (1542—1550)
  • Филарет (1550—1555)
  • Филофей II (1558)
  • Варлаам II (1568—1570)
  • Евсевий II (1570)
  • Феодосий (1589)
  • Герман (1592)
  • Нафанаил (1595)
  • Боголеп (1598)
  • Исайя (1606—1612)
  • Макарий II (1628-29)
  • Иосаф (1629)
  • Иона (1638)
  • Никон (1641—1643)
  • Варлаам III (1643—1650)

Архимандриты (1650—1800)

  • Варлаам (1650—1651)
  • Гермоген (1651—1654)
  • Никанор (1654—1658)
  • Тихон (1660—1666)
  • Филарет (1666)
  • Варнава (1666—1673)
  • Сильвестр (Черницкий) (1673—1699)
  • Мелетий (1699—1711)
  • Сильвестр II (1711—1723)
  • Трифиллий (Поморцев) (1723—1725)
  • Досифей (Любимский) (1725—1731)
  • Антоний (1731—1734)
  • Симон (1734—1739)
  • Иларион (Григорович) (1739—1743)
  • Карион (1743—1752)
  • Сосипатр (1752—1754)
  • Гедеон (Криновский) (1754—1758)
  • Иоанникий (Павлуцкий) (1758—1761)
  • Никон (Зертис-Каменский) (1761—1765)
  • Феофил (Игнатович) (1765—1771)
  • Павел (1770—1771)
  • Варфоломей (1771—1773)
  • Варлаам (1773)
  • Евстафий (1773—1775)
  • Павел II (1775—1776)
  • Феофилакт (1776—1788)
  • Нектарий (Шиянов) (1789—1792)
  • Мельхиседек (Заболотский) (1788—1791, 1792—1794)
  • Арсений (1794—1799)

Епископы Дмитровские (1800—1877)

  • Серафим (Глаголевский) (1799−1804)
  • Августин (Виноградский) (1804—1819)
  • Лаврентий (Бакшевский) (1819—1820)
  • Афанасий (Телятьев) (1821—1824)
  • Кирилл (Платонов-Богословский) (1824—1827)
  • Иннокентий (Сельнокринов) (1827—1831)
  • Николай (Соколов) (1831—1834)
  • Исидор (Никольский) (1834—1837)
  • Виталий (Щепетев) (1837—1842)
  • Иосиф (Богословский) (1842—1849)
  • Филофей (Успенский) (1849—1853)
  • Алексий (Ржаницын) (1853—1857)
  • Евгений (Сахаров-Платонов) (1857—1858)
  • Порфирий (Соколовский) (1858—1859)
  • Леонид (Краснопевков) (1859—1876)
  • Никодим (Белокуров) (1876—1877)

Епископы Можайские (1877—1917)

  • Игнатий (Рождественский) (1877)
  • Амвросий (Ключарев) (1878)
  • Алексий (Лавров-Платонов) (1878—1882)
  • Мисаил (Крылов) (1883—1885)
  • Александр (Светлаков) (1886—1892)
  • Тихон (Никаноров) (1892—1899)
  • Парфений (Левицкий) (1899—1904)
  • Серафим (Голубятников) (1905—1908)
  • Василий (Преображенский) (1908—1914)
  • Димитрий (Добросердов) (1914—1919)

наместники в сане архимандрита

С 1995 года — Ставропигиальное подчинение монастыря Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси

  • Иероним (Карпов) (9 февраля 1995 — 21 ноября 1997)
  • Феоктист (Дорошко) (21 ноября 1997—2006)
  • Савва (Фатеев) (c 16 декабря 2006)

> См. также

  • Саввинское подворье (подворье Савво-Сторожевского монастыря) в Москве

Примечания

  1. 1 2 Ковалёв-Случевский К. Вернуть Рублёвке её историческое название – Звенигородское шоссе. Проверено 2 июля 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  2. О монастыре. Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Проверено 2 июля 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  3. Кондрашина В. А., Аверьянов К. А.. Саввинская слобода. Города и поселения Одинцовского района. Одинцово-ИНФО. Проверено 2 июля 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  4. Церковь воинствующая // Монастырский вестник № 1 январь 2014, стр. 53
  5. Музей церковного вина в Звенигороде
  6. Павел Алеппский. Посещение Саввина Сторожевского монастыря Антиохийским патриархом Макарием в 1656 году, пер. с арабского Г. А. Муркоса. — М., 1896.
  7. Трапезная Саввино-Сторожевского монастыря на сайте обители.
  8. Пустовалов В. М. Новые данные о церкви Преображения Господня и трапезной палате Саввино-Сторожевского монастыря (обзор источников)// Саввинские чтения 2006. — М.: Северный паломник, 2007. — С. 62—81

> Литература

  • «Богородице-Рождественский Саввино-Сторожевский монастырь» — Журнал Православные монастыри. Путешествие по святым местам. № 5, 3 февраля 2009.

> Ссылки

  • Саввино-Сторожевский мужской монастырь
  • Саввино-Сторожевский монастырь. на сайте sobory.ru.
  • Саввин Сторожевский монастырь в документах XVI века

Адрес Саввино-Сторожевского монастыря: 143180, Московская область, гор. Звенигород, Ратехинское шоссе, 8.

Адрес Социально-реабилитационного центра «Детский приют при Саввино-Сторожевском монастыре»:

143180, Московская область, гор. Звенигород, Верхний Посад, пер. Лапинский, д. 27.

Монастырь открыт ежедневно с 6:00 до окончания вечернего богослужения.

Купальня на Скиту открыта ежедневно.

В летнее время с 7.00 до 22.00. Весной и осенью с 7:00 до 21:00. В зимнее время с 7:00 до 20:00. В понедельник купальня закрывается на час раньше.

Контактные телефоны:

Приемная наместника

+7 495 933 79 78;

savvazven@gmail.com

Благочинный

+7 495 992 55 33

Бухгалтерия

+7 495 992 94 50

Имущественно-правовой отдел

+7 495 992 49 66

Паломническая служба

+7 903 274 01 21 (с 10:00 до 17:00, кроме понедельника);

palomnik-ssm@mail.ru

Детский приют

+7 495 992 55 26
+7 498 697 44 44

Издательский отдел монастыря

+7 495 926-59-91

Торговый отдел +7 906 799 37 29

Факс

+7 495 933 79 78

Гостиница при Саввино-Сторожевском монастыре: 8 (963) 640 37 00.

С подробной информацией о гостинице, порядке заселения и стоимости проживания можно ознакомитьсяЗДЕСЬ.

E-mail : savvazven@gmail.com и ssmsite@list.ru

Facebook: http://www.facebook.com/ssmsite

Проезд:
— электропоездом: от Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;
— автобусом — от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;

— автомобильным транспортом: по Новорижскому шоссе около 30 километров от МКАД до развязки на Звенигород. Далее, по «бетонному кольцу» еще 10 километров до Звенигорода. В Звенигороде, напротив спортивного комплекса «Звезда», свернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца (т-образный перекресток), повернуть направо и далее вдоль Москвы-реки еще около 5 километров до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь».

Для пользователей навигаторов лучше всего указывать пунктом назначения населенный пункт Саввинская слобода. В этом случае, монастырь будет находиться справа, на берегу Москвы-реки, за 3 километра до конечного пункта пути.
Банковские реквизиты:
Саввино-Сторожевский
ставропигиальный мужской монастырь
ИНН 5015001687
Адрес: 143180, Московская обл., г. Звенигород
КПП 501501001
Р/С 40703810940290107235
в ОСБ 9040 / 01621
К/С 30101810400000000225
БИК 044525225
«Сбербанк России ОАО»
г. Москва

Посмотреть на карте Московской области (№14)

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Белорусского вокзала до станции Звенигород — 60 км, далее автобусом 3 км.

Проезд автомобилем: От Москвы по Можайскому шоссе до Больших Вязём. В Больших Вязёмах — поворот направо по указателю на Звенигород.Проехать через весь город; у белой церкви Александра Невского взять правее, далее — выехать из города и ехать вдоль Москвы-реки. Монастырь хорошо виден с дороги; на подъезде к нему есть указатель.

Собор Рождества Богородицы (1405-1407) в Саввино-Сторожевском монастыре – композиционный центр всего монастырского ансамбля и редкий образец древнерусского зодчества, сохранившийся до наших дней. Он был построен на средства князя Юрия Звенигородского немногим позже собора Успения на Городке, также из белого камня, хотя и, по всей вероятности, другими мастерами, которые, по мнению исследователей, стремились скопировать собор в крепости князя, но обладали меньшим искусством, нежели строители последнего. Поэтому собор Рождества Богородицы более раздается вширь, нежели ввысь.

Храм увенчан одной главой. Изначально она была, по-видимому, шлемовидной, но в XVII веке ее заменили новой, луковичной формы. В массивном барабане прорезаны высокие узкие окна.

Украшения стен храма – резной белокаменный пояс на уровне середины высоты фасадов и повторяющие тот же узор окаймления верха барабана и апсид. Перспективные порталы с килевидным завершением – также немаловажная часть декора храма. Схожие порталы можно увидеть и внутри собора.

Внутри собор был расписан в 1649г. Эти фрески были расчищены и обновлены при реставрации в 1969-1975гг. Но кроме них, на древней алтарной преграде были обнаружены росписи XV века, которые теперь хранятся в звенигородском музее. Эти росписи, по всей вероятности, могли быть выполнены мастерами круга Андрея Рублева. Оставшиеся же фрески принадлежали кистям артели мастеров Степана Рязанца и Якова Казанца (Рудакова).

Собор, в отличие от Успенского на Городке, неоднократно перестраивался. Во второй половине XVI века, не ранее 1549г., к собору с юга был пристроен Саввинский придел. Это, по сути, небольшой храм с одной главой и отдельно выступающей апсидой. К тому же времени относится и новая двусторонняя паперть.

Около ста лет спустя, в 1650-х гг., паперть была перестроена: над ней устроили ризничную палату. В 1687-1688гг. собор был соединен переходной галереей со стоящим напротив царским дворцом. Галерея шла над землей на уровне второго этажа и выходила из ризницы. В XIX веке к паперти пристроили крыльцо с шатром. До перестройки 1780-х гг. нижний ярус южной части собора с ризницей была открытой, с арками, которые позднее были заложены.

Перестройки затронули и кровлю собора. Изначально позакомарная, она разделила участь многих таких же покрытий – была заменена на менее эффектную, но гораздо более практичную четырехскатную. Только в 1972г. ряды кокошников были восстановлены под руководством Л.К.Россова. Годом позже под руководством В.М.Пустовалова была восстановлена и перестроенная сложная кровля Саввинского придела.

Откуда ни войдешь в монастырь – первым взгляду предстает этот собор, не очень высокий, но возвышающийся на небольшом холме посреди монастырского двора, как и подобает главному храму ансамбля.

Входит в проекты: древние храмы

>Святыни (иконы, мощи) Главная святыня — Святые мощи Преподобного Саввы Сторожевского. >Святые монастыря

  • Преподобный Савва Сторожевский

Престольные праздники

  • 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы;
  • 16 декабря — день праведной кончины преподобного Саввы Сторожевского в 1407 году;
  • 1 февраля — обретение святых мощей Саввы Сторожевского в 1652 году;
  • 30 июля — перенесение святых мощей Саввы Сторожевского и поставление их под новую сень в 1847 году;
  • 23 августа — второе обретение и перенесение святых мощей Саввы Сторожевского из Московского Свято-Данилова монастыря в Савино-Сторожевскую обитель в 1998 году.
  • Также именуются престольными праздники монастырских храмов:

  • 19 августа (6 августа по старому стилю) — Преображение Господне (самый большой действующий храм обители);
  • Святой Троицы — переходящий праздник на 50-й день после Пасхи Господней;
  • 30 марта (17 марта по старому стилю) святого Алексия, человека Божия;
  • 8 октября (25 сентября по старому стилю) и 18 июля (5 июля по старому стилю) преподобного Сергия Радонежского;
  • 12 апреля (30 марта по старому стилю) и 4-я неделя Великого поста — преподобного Иоанна Лествичника (не сохранившийся больничный храм).

Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.

Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

Около 1405 г. был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 6915 году (по современному летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.

В 1650–1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.

Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 г. В память этого события, свидетелем которого были сотни первых людей государства, а также многочисленная братия обители, по царскому указу на московском Пушечном дворе мастером И. Фальком был отлит Благовестный колокол (более 1344 пудов), судьба которого неизвестна. В память другого события — церковного собора, осудившего Патриарха Никона, — был отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым новый Благовестник (более 2125 пудов).

При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю.

К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей. В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.

Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия. После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.

В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей. В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области). Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен. При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *