Зоя карнаухова 1956

«Зоино стояние». А Зои-то не было!


— Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила. Вот вы все спите, — говорит, — а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит — и ни с места, сама видела! И далее мать говорила нам, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала, — рассказала «Русскому репортеру» Нина Михайловна, дочь врача Калашниковой.
Анна Павловна Калашникова в 1956 году была врачом Скорой помощи в Куйбышеве (ныне Самара) и именно она пыталась оказать первую помощь девушке, окаменевшей с иконой в руках. Той девушке, которой позже присвоили имя Зои Карнауховой.
В этом году известной всем православным в нашей стране истории, получившей имя «Зоино стояние», 60 лет.
Попробуем в честь этого немалого юбилея спокойно и без передёргивания разобраться, что же тогда произошло в тихой Самаре.
Итак, мы уже упомянули свидетеля, который чётко говорил о том, что девушка была и что её состояние не позволяло сделать ей инъекцию.
Об Анне Павловне и её словах говорит и ещё один человек.
Это очень уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников:
«Анна Павловна Калашникова — тетка моей матери — в 1956 году работала в Куйбышеве врачом «скорой помощи». В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на «скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый день нового года рассказала о случившемся».
Что же произошло в конце декабря 1956 года? Почему это событие взволновало весь город и заставило партийные власти поднять этот вопрос даже на 13-ой областной партконференции (20 января 1957 года), когда первый секретарь обкома Михаил Ефремов заявил:»“В Куйбышеве распространены слухи о произошедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу штук 20. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов… Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь — и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живет там старуха”.
Так рассказал о случившемся секретарь обкома. А вот так народ:
Город Куйбышев (ныне Самара), улица Чкалова, январь 1956 года, новогодние праздники.
В доме была вечеринка: собрались люди отметить праздник. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе, где она работала, Зоя познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» — «Не придет?! — вспыхнула Карнаухова. — Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!». Она схватила икону и стала кружиться в танце.

За такое святотатство девушку тут же постигла страшная кара: она окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней, до Пасхи.
Слух о «каменной девке» всколыхнул весь город. Народ ломился к дому, снесли железные ворота, вокруг дома было поставлено двойное оцепление, никого не подпускали.
Паника разрасталась, слухи множились, народ массово бежал в церковь, несли и вели туда маленьких детей, раскупали все крестики, растаскивали по домам святую воду. И это во время хрущевских гонений на церковь! Страх Божьего гнева оказался сильнее страха перед партийным начальством. Да и само начальство пребывало в испуге: что теперь делать?
Сначала было решено привлечь священников, чтобы с их помощью погасить народное волнение — священникам-то народ поверит!
Вот что в 1989 году рассказал игумен Герман, насельник Оптиной пустыни (в 50-е годы он прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева): «Чего не видел, о том говорить не буду, а что знаю, то скажу. Улицу оцепили, взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет.
Отец настоятель ответил: «Разрешите я поеду посмотрю и расскажу людям то, что видел». Уполномоченный задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался через час и о. настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо».
Другие свидетели утверждают, что некоторых священников все же пускали в дом, где стояла несчастная.
Клавдия Георгиевна Петруненкова из Санкт-Петербурга — духовная дочь митрополита Николая (Ярушевича): «Когда произошло “Зоино стояние”, я спросила Владыку, был ли он в Куйбышеве и видел ли он Зою. Владыка ответил: “Я был там, молился, но икону у Зои не взял,— не время еще было. А взял икону отец Серафим (тогда еще отец Димитрий)”.
Свидетельство об отце Серафиме ( Тяпочкине) — одно из самых противоречивых. С одной стороны, многие утверждают, что старец косвенно подтверждал то, что именно он смог взять из окаменевших рук икону. С другой — нет все же прямых слов священника о том, что все так и было.

Отец Серафим
Из воспоминаний Александры Ивановны А.: «На пятой неделе Великого поста 1982 года я приехала в Ракитное. Я дерзнула спросить: «Батюшка, а где икона святителя Николая, которую вы взяли у Зои?» Он строго на меня посмотрел. Наступило молчание. Почему я вспомнила именно об иконе? В Куйбышеве жили мои родственники — на той самой улице, что и Зоя. Когда все это произошло, мне было четырнадцать лет. Чтобы народ не собирался возле дома, по вечерам отключали освещение. Крики Зои приводили всех в ужас. Молодой милиционер, стоявший на посту, от всего этого поседел. Мои родственники, будучи очевидцами происходящего, стали верующими и начали посещать храм. Чудо «Зоиного стояния» и все, случившееся с ней, глубоко запечатлелось в моем сознании.
После строгого взгляда отца Серафима меня пронзила мысль: «Ой, горе мне, горе!» Вдруг батюшка сказал: «Икона лежала в храме на аналое, а сейчас она находится в алтаре. Были такие времена, когда ее велели убрать».

Вот что рассказала Клавдия Георгиевна Петруненкова из Санкт-Петербурга:
«Незадолго до кончины отца Серафима я была в Ракитном. В храме, на горнем месте, справа от престола я видела икону святителя Николая в окладе. Во время беседы с отцом Серафимом в его келье я спросила: «Батюшка, у вас в алтаре икона святителя Николая — та, которая была у Зои?» «Да», — ответил он. О Зое мы больше не говорили».
Как мы видим, в рассказах женщин речь идёт явно об одной иконе.
О куйбышевских событиях рассказывает и протоиерей Андрей Андреевич Савин, бывший в то время секретарем Самарского епархиального управления:
«При епископе Иерониме это было. Утром я увидел группу людей, стоящую возле того дома. А уже к вечеру толпа доходила до тысячи человек. Были выставлены патрули. Но людей сначала не трогали — видимо, сказывалось первое замешательство. Это уже позднее начали всех разгонять. Предлог обычный: «Нарушаете покой жителей, движение автотранспорта». Но толпа все равно росла как на дрожжах. Многие приезжали даже из окрестных сел.
Дом 86 на улице Чкаловской в Самаре, где в 1956 году стояла с иконой Николая Чудотворца окаменевшая Зоя.
Те дни были очень напряженными. Народ, естественно, ждал от нас разъяснений, но ни один священник и близко к тому дому не подходил. Боялись. Тогда мы все ходили по «тонкой жердочке». Священники были «на регистрации» — их утверждал и смещал уполномоченный по делам религий — от исполкома. В любой момент каждый мог остаться без работы и средств к существованию. А тут такой прекрасный повод свести с нами счеты!
Вскоре среди верующих прошел шепоток, что Зоя прощена и в день Святой Пасхи воскреснет. Люди ждали, надеялись. А по городу уже вовсю расхаживали отряды комсомольцев. Бойко «разоблачали», уверяя, что были в доме и ничего не видели. Это все только подлило масла в огонь, так что и те, кто действительно не верил в чудо, под конец усомнились: «Наверное, все же народная молва права, хоть и не во всем; и в доме на Чкаловской улице все-таки произошло нечто удивительное — не сомневаюсь!»
После взятия иконы у Зои отца Димитрия (позже Серафима) оклеветали и сфабриковали на него уголовное дело, а Владыку Иеронима освободили от управления Куйбышевской епархией.
Поскольку в народе было много разговоров, даже местные советские газеты не смогли обойти молчанием это чудо и попытались выставить его как «обман попов».
Дом же остался стоять, и в нем постоянно жили люди. Вот относительно недавнее интервью с жильцами того дома, где все произошло, это молодая пара с детьми:
«Два года живем — абсолютно ничего. Не сказать, чтобы мы сильно верующие, но вся эта история все равно на нас потихоньку воздействует. Мы когда здесь поселились, еще в гражданском браке жили, а теперь вот поженились и даже обвенчались. Сын недавно родился — тоже Николаем назвали, в честь святого. Ну вот и на эту тему все чаще задумываемся, — Николай нагнулся и похлопал ладонью по полу.
В самом центре комнаты в ширину человеческих ног половые доски более свежие и узкие, остальные — ветхие и раза в два толще.

— Кошка почему-то здесь очень любит сидеть, — улыбается Наталья. — Пробовали сгонять, все равно возвращается».
Теперь вернёмся к имени героини. Зоя Карнаухова. Имя «Зоя» не фигурирует ни в одном из документов. Впервые оно прозвучало в прессе аж через четыре года после нашумевших событий.
— Зоя Карнаухова? — переспросил 60-летний Александр Павлович Карнаухов. — Да, это тетушка моя была, сестра отца. Раньше она жила в Самаре. Я был ребенком, когда это все произошло, и не особо верил в легенду. Но тетушка Зоя как человек религиозный столько говорила о чуде, что прямо на нем помешалась. И уже сама начала отождествлять себя с той грешницей. И соседи над ней посмеиваться стали — “каменной Зоей” называть. Но все видели при этом, что с головой у тетки не все в порядке, хотя на учете в психиатрической клинике она не состояла. С тех пор и “прославилась” наша фамилия незаслуженно на весь город. А тетушка под старость переехала в поселок Самарск и скончалась там от сердца. Фотографий ее у меня не сохранилось, да и не надо об этом писать… — это выдержка из журналистского расследования МК.
Теперь понятно, откуда взялось имя и понятно, что к окаменевшей девушке оно не имело никакого отношения. Получается, это было не Зоино стояние, а чьё?!
Или девушки вовсе не было, и мы имеем дело с массовым психозом? Но почему тогда власти ничего не сделали, чтобы прекратить истерику?! Ведь это было проще простого: пустить в дом людей, показать, что ничего нет и не было. Зачем многодневное оцепление, запугивание?!
Неясно, что стало с «Зоей» в дальнейшем. Последняя надежда отыскать ключ к этой истории сгорела в 1997 году вместе с документами во время пожара в Куйбышевском милицейском архиве.
Или ещё живы другие свидетели и очевидцы? Одно понятно: в этой истории рано ставить точку.

Народная легенда

Википедия называет это событие народным преданием, городской легендой. Ничего конкретного в подтверждении существования девушки, которая когда-то застыла с иконой, статья не приводит. Но зато имеются сведения о книге, написанной священником Николаем Агафоновым «Стояние». Как утверждает автор, он долго собирал сведения и документы об истории, рассказывающей об окаменевшей девушке с иконой.

В начале этого века кинематограф вернулся к этой легенде. По ее мотивам было снято несколько фильмов.

Интересно! Когда можно попасть в храм Казанской иконы в Коломенском

Один из них – двадцатиминутный документальный фильм режиссера Дмитрия Одерусова. Он снял фильм глазами верующего православного человека. Благословение на съемки фильма дал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. В нем были использованы свидетельства очевидцев и даже священника, мама которого работала в скорой помощи и приезжала к Зое по вызову.

Еще один фильм – художественный, режиссера А.Прошкина, называется он «Чудо». В нем играют знаменитые актеры:

  • Сергей Маковецкий;
  • Константин Хабенский;
  • Полина Кутепова.

И третий телевизионный фильм «Зоя», снятый по пьесе А.Игнашева, в нем главную роль играла актриса из Самары.

Как это происходило

История про окаменевшую девушку с иконой произошла в новогоднюю ночь с 31 декабря 1955 года на 1 января 1956 года. В доме 84 по улице Чкалова проживала семья Болонкиных, мать и юный сын. В этот праздник сын устроил вечеринку. Были приглашены друзья, среди которых находилась Зоя Карнаухова.

Познавательно! Сайт для верующих Светёлка

После застолья, где, конечно, был и алкоголь, молодые люди устроили танцы. Все быстро разошлись по парам, а Зоя сидела одна и скучала, потому что ее парень по имени Николай не пришел на вечеринку.

Вероятно, подвыпившая девушка решила развеяться и, достав образ святителя Николая, сказала: «Раз моего Николая нет, то я буду танцевать с иконой Николая Чудотворца!».

Тут даже многие выпившие друзья протрезвели и стали урезонивать ее, говоря, что это – страшный грех. На их предупреждения она смело возразила: «Если Бог существует, пусть он остановит меня!». Зоя стала танцевать с иконой, но не прошло и минуты, как раздался страшный гром, и блеснула молния.

Интересно! Сильная молитва святому Иоанну Сочавскому на успешную торговлю

Все испугались и когда зажгли свет, то увидели застывшую девушку с иконой Николая Чудотворца. Друзья сначала подумали, что она просто замерла от страха, стали ее трясти, шевелить, но вдруг поняли, что Зоя стала холодная и неподвижная, как камень. С криками ужаса выбежали парни и девушки из избы и разбежались кто куда.

Видимо, жильцы пытались расшевелить Зою, растолкать, но ничего не получалось. Тогда они вызвали скорую помощь. Врач, приехавшая по вызову, хотела сделать укол девушке, которая танцевала с иконой и замерла, но все попытки были безрезультатны.

Иглы гнулись, соприкоснувшись с ее телом, как будто их втыкали в камень. Фамилия женщины-врача Калашникова, ее сын, ставший священником, поведал потом всем эту историю.

Он рассказал, что мама приехала на рассвете сильно возбужденная. Она прокричала: «Вы тут спите, а там такое творится!». И рассказала историю о девушке с иконой, которая с ней произошла. Хотя врач и дала расписку о неразглашении, но удержаться не смогла.

Также бесполезно пытались сдвинуть Зою с места, чтобы уложить ее на кровать. Она словно приросла к полу! Пытались даже вырубить топором доски вместе с ней, пока из пола не хлынула кровь. Святой образ из рук окаменевшей девушки тоже никто не мог вырвать. Ее мама, говорят, была верующим человеком и отговаривала дочь от вечеринки в рождественский пост, но Зоя не послушалась.

Важно! Пост, как известно, время покаяния, молитвы и воздержания во всех смыслах. Это касается не только еды, но и развлечений. Поэтому церковь всегда предупреждает людей о том, что новогодний праздник, приходящийся под конец рождественского поста, не следует проводить в пьяных застольях, танцах и т.д.

Когда сказали матери о том, что ее дочь окаменела с иконой, она прибежала и, увидев Зою, упала в обморок. Ее увезли в больницу, а после того как ее выписали, мать постоянно стала молиться за дочь.

Молва быстро разнеслась по городу, и к утру уже множество людей спешили попасть в этот дом, где стояла застывшая девушка с иконой. Тогда жителям пришлось вызвать милицию, которая сдерживала огромную толпу на улице. В дом никого не впускали, хотя желающих было сотни, иногда даже тысячи в течение дня.

Важно! Когда отмечают именины Ирины по церковному православному календарю

Говорят, что милиционер, который охранял ее, слышал ночью, как она страшно кричала: «Мама, молись! Мы все погибаем в грехах!».

Одна жительница Самары рассказывает, что подходила к этому милиционеру и спрашивала: «Что там случилось?». Он ответил, что ему не велено разглашать. Но когда 26-летний парень снял милицейскую фуражку, женщина увидела, что его волосы стали седыми. Такое редко случается просто так с молодыми людьми – только от сильного стресса.

Услышав про чудо девушки с иконой, в этот дом приезжал архиерей. Его впустили, но он не смог вынуть икону из рук, так и уехал.

Реакция властей

Представители Советской власти весьма остро отреагировали на это чудо, почувствовав, видимо, некую угрозу для себя. Ведь множество людей после этого поспешили в единственную открытую церковь, принимали таинства крещения, исповедовались, причащались. Случилось даже так, что все крестики в храме были раскуплены. Конечно, это не могло понравиться существующим властям.

Вскоре появилась статья в газете «Московский комсомолец», разоблачающая «обман и пустые слухи». Редакция газеты, однако, не опровергала наличие в доме девушки, которая окаменела с иконой, но называла это событие «позором для коммунистов». В чем состоял позор, подробно не раскрывалось.

Однажды из райкома позвонили настоятелю местного храма с приказом объявить на проповеди с амвона, что никакого чуда в доме по улице Чкалова не было и нет.

Тогда мудрый батюшка ответил: «А вы меня впустите в дом, я посмотрю, что там ничего нет, тогда и скажу народу. Я людям врать не имею права». На это власти ответили, что подумают и вынесут свое решение. Через какое-то время священнику перезвонили и сказали, что в дом его не впустят и ничего объявлять с амвона не надо.

По некоторым сведениям, всех, кто был на той роковой вечеринке, лишили свободы на несколько лет.

Существует версия, что некий иерей Димитрий приходил в дом, служил молебен и смог вынуть икону из рук окаменевшей девушки.

Потом он принял монашество с именем Серафим, и его тоже посадили на некоторый срок. Освободившись, он служил в отдаленном приходе. Икону Николая Чудотворца, с которой стояла окаменевшая девушка, он поместил в алтарь в своем храме.

>Полезное видео: фильм «Стояние зои»

Таинственный старичок

Пока власти вели горячую борьбу с людскими суевериями про окаменевшую девушку, Зоя продолжала стоять. И длилось это не неделю, не месяц, а почти полгода.

Некоторые врачи и даже некий профессор обследовали тело, установив биение сердца. Но ничего конкретного они сказать не смогли. Вначале была версия, что это обыкновенный столбняк. Однако при таком заболевании обычно лежат, а не стоят в течение такого долгого времени. Больных столбняком можно переносить с места на место, а в этом случае тело Зои невозможно было оторвать от пола.

Интересно! Сильная молитва для студентов на сдачу экзамена

Кроме того, никакой человеческий организм не выдержит отсутствие пищи и воды в течение нескольких месяцев. Так, не разобравшись толком в этом феномене, доктора прикрыли расследование о девушке с иконой.

И вот однажды к дому, где Зоя застыла с иконой, подошел один благообразный старичок. Он очень просил впустить его внутрь, но милиция отказала ему. По слухам он приходил на следующий день, но опять последовал отказ.

На третий день дедушка смог каким-то образом пробраться в дом. Опомнившись, служители порядка ринулись за ним, но в помещении никого не нашли, кроме Зои. Они стали искать его везде, но тот словно сквозь землю провалился. И тут, по преданию, когда милиционеры взглянули на девушку, она глазами показала в красный угол, где стояли образа. И они поняли, что старичок ушел именно туда.

Так и появились слухи о том, что каменную Зою с иконой навестил сам Николай Чудотворец. Предполагается, что он это сделал с целью прощения девушки. По некоторым сведениям, слышно было, как старичок при входе сказал: «Устала стоять, милая?»

Важно! Святитель Николай, служивший в 4 веке нашей эры архиепископом в городе Миры в Ликии, являл много чудес в течение своей жизни и после ухода в мир иной.

Его отличают такие душевные качества, как:

  • доброта;
  • снисхождение к бедным людям;
  • простота;
  • отзывчивость.

С тех пор тело Зои стало обмякать, и вскоре девушка, которая застыла на 128 дней, очнулась и слегла. Знаменательно, что прощение и освобождение Зои произошло на Пасху. По некоторым слухам она, покаявшись в своем страшном грехе и причастившись, преставилась на 3-й день после светлого праздника.

По другим слухам Зою положили в больницу (возможно, в психиатрическую), а после она затворилась в монастыре до конца своих дней.

Так или иначе, люди верят в то, что было явление святого в этом доме. И шесть лет назад напротив него был воздвигнут памятник Святителю Николаю в знак этого чудесного события. В доме том жили потом обычные люди, а в 2014 году он подвергся пожару. Некоторые говорят, что это был поджог.

КАМЕННАЯ ГОСТЬЯ

60 лет назад, в январе 1956 года, на улицу Чкалова в Куйбышеве стали приходить тысячи людей, услышавших об окаменевшей девушке. ДГ собрал из разных источников информацию о произошедшем и изложил её максимально кратко.

Что точно известно про январские события 1956 года. В десятых числах января у домов № 86 и 84 по улице Чкалова стали собираться горожане, услышавшие об окаменевшей в одном из домов женщине, которую в этот период приходившие и жильцы называли «каменная девка». По разным оценкам, здесь побывали от тысячи до десятков тысяч человек.

Большинство из пришедших считало, что «каменная девка» находится в одной из литер дома № 84, находящейся не на красной линии улицы, а во дворе. В доме на тот момент проживала пивница Клавдия Петровна Болонкина.

Вскоре в месте массового скопления людей были установлены милицейские посты, в том числе конные. Люди рассказывали друг другу, что женщина в доме окаменела или одеревенела после того, как стала танцевать с иконой. Позже милицейские посты были сняты, и уже к 20 января людской поток к дому стал иссякать, как сообщалось на областной партконференции.

24 января по поручению обкома в газете «Волжская коммуна» вышел фельетон «Дикий случай», высмеивающий слухи о «каменной девке».

Что рассказывают о произошедшем в доме различные источники. Прямых свидетельств от лично видевших «каменную девку» нет. Вся информация, подтверждающая существование окаменевшей женщины, исходит от знавших о ней лишь по рассказам третьих лиц и крайне противоречива. Также не найдено и документальных архивных свидетельств.

Кроме того, история обрастала различным подробностями десятилетиями и имеет разные версии. Самая распространённая из них на данный момент повествует о том, что в доме у пивницы Болонкиной на танцы собралась молодёжь. Среди пришедших была девушка Зоя Карнаухова (документально её существование не подтверждено), которой не досталась пара для танцев. Тогда она начала танцевать с иконой Николая Чудотворца, после чего остолбенела и стояла неподвижно в течение 128 дней. Позже на Пасху её удалось «разморозить» священнослужителю, но она осталась после этого случая слабоумной.

Как появилась информация об этой истории и насколько широко она распространилась. Интересные свидетельства одного из ныне покойных соседей Болонкиной, с домом которой была связана история, были записаны самарским журналистом Валерием Ерофеевым, обработавшим впечатляющее количество архивных материалов и опросившим значительное количество свидетелей событий 1956 года. Сосед рассказывал, что на Чкалова сначала пришли две пожилые женщины, где-то услышавшие об окаменевшей женщине. А через несколько дней у дома уже собралась толпа. Имя Зоя, по свидетельствам очевидцев событий, тогда не упоминалось.

Слухи о «стоянии Зои» ещё в советское время распространились далеко за пределы Куйбышева. Возможно, этому могла способствовать книга, в которой осуждались суеверия. В том числе описывался случай на Чкалова. Но могли они разлететься и передаваясь из уст в уста (в частности, через церковные круги) и в рукописном виде.

Новый всплеск интереса поднялся благодаря многочисленным публикациям в местной прессе в перестроечные времена и 1990-е годы. Наиболее последовательно достоверность произошедшего отстаивал редактор газеты «Благовест» Антон Жоголев, выпустивший книгу «Стояние Зои. Самарское чудо Святителя Николая». Оппонировал ему уже упомянутый Валерий Ерофеев, опубликовавший архивные документы и многочисленные свидетельства очевидцев и современников событий, опровергающие существование Зои.

Последний всплеск интереса к истории случился перед выходом в 2009 году фильма Александра Прошкина «Чудо» с Маковецким и Хабенским в главных ролях, в котором один из вариантов истории о Зое переработан (в фильме она названа Татьяна), а действие перенесено в вымышленный город Гречанск.

Перед выходом фильма историей «стояния» заинтересовался ряд федеральных СМИ, в том числе «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» и «Русский репортёр». Никто из журналистов, сделавших свои большие материалы, не смог найти доказательств достоверности истории про «стояние Зои». Нужно отметить, что Дмитрий Соколов-Митрич в своей статье в «Русском репортёре» сообщал, что доски на полу в центре комнаты в доме № 84 по Чкалова были подновлены, в отличие от тех, которыми был покрыт пол у стен.

Кому выгодно появление истории о «стоянии Зои». Немецкий историк Ульрике Хун в своём исследовании связала появление истории об окаменевшей девушке с гей-скандалом, случившимся в церковных кругах Куйбышева накануне в декабре 1955 года и имевшим широкий резонанс (было и уголовное дело). По её мнению, «стояние Зои» могло быть придумано для отвлечения от него общественного внимания и повышения авторитета церкви. Кроме того, по сообщению одного из соседей, жительница дома № 84 Болонкина брала за вход в него во время январского скопления народа немалую по тем временам сумму — 10 рублей.

Кому выгодно сокрытие информации о «стоянии Зои». По вполне понятным причинам, партийной номенклатуре Куйбышева было выгодно быстро свести к нулю массовые сборища в центре города и слухи, связанные со сверхъестественной историей, в которой участвовал предмет религиозного культа. Трудно представить, что такое резонансное событие могли обойти вниманием спецслужбы. Но архивы КГБ недоступны для исследователей.

Что сейчас с местом, где в 1956 году происходили события. В мае 2012 года, спустя 3 года после того, как Самарская епархия ходатайствовала об установке памятного знака на месте событий, у дома № 86 по улице Чкалова был открыт памятник Николаю Чудотворцу. 22 мая состоялся крестный ход к дому № 84 с личным участием митрополита Самарского и Сызранского Сергия, который освятил памятник.

12 мая 2014 года дом № 84 по улице Чкалова, с которым связана история «стояния Зои», сгорел. Его заброшенные руины стоят и поныне, но в скором времени на его месте ООО «Время плюс» планирует построить 25-этажный жилой дом на законных основаниях. Чиновникам не пришло в голову внести в список объектов культурного наследия здание, с которым связана одна из самых известных местных легенд. В «Русском репортёре» сообщалось, что к дому ехали паломники из Москвы, Краснодара, Новосибирска, Киева, Мюнхена, Одессы, Минска, Риги, Хельсинки, Владивостока…

Иллюстрации — клейма иконы Святителя Николая Чудотворца, изображающие чудо «стояния Зои», из самарского храма Иоанна Воина (116-й километр).

Зоино стояние. Правда и вымысел.

Правда или вымысел? — Нам и самим очень интересно! Да, Алексей, задали вы «задачку»…
А пока — информация с сайта «Русская Православная Церковь. Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах»:
Стояние Зои. Эта история, потрясшая весь православный мир, случилась в простой советской семье в городе Куйбышеве (ныне Самара) в 1956 году. Работница трубного завода, некая Зоя Карнаухова, решила с друзьями встретить Новый год и пригласила их к себе домой на вечеринку. Шёл Рождественский пост, и верующая мать просила Зою не устраивать вечеринки, но та настояла на своем. Вечером мать ушла в церковь помолиться.
Гости собрались, а Зоин жених Николай еще не пришел. Играла музыка, молодежь танцевала; только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она взяла из красного угла икону святителя Николая Чудотворца и сказала: «Нет моего Николая — потанцую со святым Николой». На совет подруги не делать такого кощунства она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она пошла танцевать по кругу. На третьем кругу в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкал ослепительный свет. Веселье обратилось в ужас. Все в страхе выбежали из комнаты. Одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, — окаменевшая и холодная, как мрамор.
Никакие усилия прибывших врачей не могли привести ее в себя. Иглы при уколе ломались и гнулись, как будто встречая каменное препятствие. Хотели взять девушку в больницу для наблюдения, но не могли сдвинуть ее с места: её ноги как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменение тканей. С этого времени она не могла ни пить, ни есть.
Весть о чуде быстро разнеслась по городу. Первые дни дом был окружен множеством народа: приходили и приезжали издалека верующие, медики, духовные лица, просто любопытные. Но скоро по распоряжению властей помещение было закрыто для посетителей: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров. А приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.
О всем случившемся известили патриарха и просили его помолиться о помиловании Зои. Патриарх ответил: «Кто наказал, Тот и помилует».
По просьбе матери были приглашены священники, чтобы взять из окаменевших рук Зои икону святителя Николая. Но и они даже после чтения молитв не могли этого сделать.
В праздник Рождества Христова приехал о. Серафим Тяпочкин (тогда еще о. Димитрий), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял икону из рук Зои и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть на Пасху)! Если же оно не последует, недалек конец мира». Посетил Зою и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, который также отслужил молебен и сказал, что нового знамения надо ждать в Великий день (то есть на Пасху), повторив слова благочестивого иеромонаха.
Перед праздником Благовещения (в тот год оно было в субботу 3-й недели Великого поста) приходил благообразный старец и просил допустить его к Зое. Но дежурные милиционеры отказали ему. Он приходил и на другой день, но и опять, от других дежурных, получил отказ. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок ласково говорил Зое: «Ну что, устала стоять?» Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили. Все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам святитель Николай.
Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить «диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.
— Как ты жила? — спрашивали ее. — Кто тебя кормил?
— Голуби, голуби меня кормили, — был ответ, в котором ясно возвещается помилование и прощение от Господа.
Молитвами святителя Николая Господь помиловал её, принял ее покаяние и простил ее грехи.
Все случившееся настолько поразило живущих в городе Куйбышеве и его окрестностях, что множество людей, видя чудеса, слыша крики и просьбы молиться за людей, гибнущих во грехах, обратились к вере. Спешили в церковь с покаянием. Некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить. Обращение было так велико, что в церквах недоставало крестов для просящих. Со страхом и слезами молился народ о прощении грехов, повторяя слова Зои: «Страшно. Земля горит, в грехах погибаем. Молитесь! Люди в беззакониях гибнут».
На третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя тяжелый путь — 128 дней стояния пред лицем Господним во искупление своего прегрешения.
…Дом, где всё случилось, стоит до сих пор и стал местом паломничества для любопытствующих со всей страны. Говорят, что в скором времени дом должны снести, а на его месте Самарская епархия возведёт небольшую часовню.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Советская печать не смогла умолчать об этом происшествии: отвечая на письма в редакцию, некий ученый подтвердил, что, действительно, событие с Зоей не выдумка, однако представляет собой случай столбняка, еще не известный науке. Но, во-первых, при столбняке не бывает такой каменной жесткости и врачи всегда могут сделать укол больному; во-вторых, при столбняке можно переносить больного с места на место и он лежит, а ведь Зоя стояла, и стояла столько, сколько не по силам простоять даже и здоровому человеку, и притом ее не могли сдвинуть с места; и, в-третьих, столбняк сам по себе не обращает человека к Богу и не дает откровений свыше, а при Зое не только тысячи человек обратились к вере в Бога, но и веру свою явили делами: крестились и стали жить по-христиански. Ясно, что не столбняк был тому причиной, а действие Самого Бога, Который чудесами утверждает веру, дабы избавить людей от грехов и от наказания за грехи.
Когда спустя годы архимандриту Серафиму (Тяпочкину) задавали вопросы о его встрече с Зоей, он всегда уклонялся от ответа. Вспоминает протоиерей Анатолий Литвинко, клирик Самарской епархии. «Я спросил отца Серафима: «Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои?» Он смиренно опустил голову. И по его молчанию я понял: он». Батюшка скрывал это по своему смирению. Да и власти могли вновь начать на него гонения из-за большого притока паломников, желавших приложиться к чудотворной иконе святителя Николая, которая всегда была в храме, где служил отец Серафим. Со временем власти потребовали убрать икону, скрыть от народа, и она была перенесена в алтарь.
Совсем недавно отыскался человек, поведавший о самарском чуде нечто новое. Им оказался уважаемый в Самаре настоятель Софийской церкви священник Виталий Калашников: «Анна Павловна Калашникова — тетка моей матери — в 1956 году работала в Куйбышеве врачом «скорой помощи». В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на «скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году. Я успел пособоровать ее незадолго до смерти. Сейчас еще живы многие из тех, кому она в тот самый первый день нового года рассказала о случившемся»».
Вот что в 1989 году рассказал игумен Герман, насельник Оптиной пустыни (в 50-е годы он прислуживал в кафедральном соборе Куйбышева): «Чего не видел, о том говорить не буду, а что знаю, то скажу. Улицу оцепили, взяли подписку о неразглашении. Настоятелю собора позвонил уполномоченный и попросил объявить с амвона в ближайшее воскресенье, что никакого чуда нет. Отец настоятель ответил: «Разрешите я поеду посмотрю и расскажу людям то, что видел». Уполномоченный задумался на минуту и пообещал вскоре перезвонить. Повторный звонок раздался через час и о. настоятелю сказали, что ничего объявлять не надо. Поскольку в народе было много разговоров, даже местные советские газеты не смогли обойти молчанием это чудо и попытались выставить его как «обман попов». Вскоре после этого случая о. Серафиму дали три года». Ему запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и после отбытия срока направили служить в отдаленное село Днепропетровской епархии, а затем перевели в село Михайловское.
По мотивам данной истории в 2009 году был снят художественный фильм, режиссёра Александра Прошкина «Чудо». Участие в фильме приняли такие актёры, как Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова.
А вот ещё любопытный материал:
Эта история произошла тогда, когда в нее в принципе никто не мог поверить, так как вера в Бога и в чудеса всячески отрицалась и порицалась общественностью в целом и отдельно взятыми людьми в частности. И тем не менее она произошла. Это история об… окаменении человека. И не просто об окаменении, а исключительно в религиозном ключе.
Стояние Зои Карнауховой
Это, якобы, случилось в Самаре, 31 декабря 1955 года в доме 84 по улице Чкалова. В доме жила обычная женщина Клавдия Болонкина, и её сын Николай в новогоднюю ночь решил пригласить друзей. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво — Воды», была человеком набожным, шумного веселья в рождественский пост не одобряла, поэтому ушла к подруге. Среди приглашённых была девушка Николая, Зоя Карнаухова. Незадолго до события он начал с ней встречаться.
Когда все подруги были с парнями, Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол.
Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.
О событии быстро узнал весь город, милиция боялась подходить к обездвиженной Зое, врачи ничем не могли помочь, когда они пытались сделать укол, иглы ломались и не проходили в кожу. В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова.
— Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, — рассказала «Русскому репортеру» ее ныне здравствующая дочь Нина Михайловна, прихожанка храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. — «Вот вы все спите, — говорит, — а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит — и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала.
— Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то неординарное, — считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тыс. экземпляров. — В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город — многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.
Приходили священники и тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим. Возможно, речь идет о тогдашнем настоятеле Петропавловской церкви города Куйбышева Серафиме Полозе, который вскоре после описанных событий был осужден по статье за мужеложство — довольно распространенная в те времена расправа с неугодными священнослужителями. Он смог вытащить икону из рук Зои и позже сказал, что её стояние закончится в день Пасхи. Так оно и произошло, Зоя простояла 128 дней.
По другой версии, согласно народному преданию, заканчиваются Зоины мучения после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова приходит и снова получает отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. И слышали милиционеры, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?»
Сколько он там пробыл, неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти не смогли. Позже, когда Зоя ожила, то на вопрос, что стало с таинственным посетителем, она указала на икону: «В передний угол ушел». Вскоре после этого явления, накануне Пасхи, в мускулах Зои Карнауховой стала появляться жизнь, и она смогла сойти с места.
Есть и третья версия окончания зоиного «стояния»: ее еще задолго до праздника увезли в психиатрическую больницу вместе с половыми досками, к которым она приросла, причем когда рубили пол, то из дерева брызнула кровь. «Как же ты жила? Кто тебя кормил?» — спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! — был ответ. — Голуби меня кормили!»
Свидетельство отца Романа
Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области, отец Роман Державин утверждает:
«»Стояние Зои» — факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад, в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Её верующая мать запрещала дочери веселиться во время рождественского поста».
В остальном история, рассказанная настоятелем, повторяет первую версию.
Правда или вымысел?
Данные, приведённые в газетах «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда», свидетельствуют о том, что, возможно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС в 1952-1959 гг. Михаил Ефремов рассказывает о событии следующее:
«Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь — и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живёт там старуха».
Дом № 84, тем не менее, действительно принадлежал Клавдии Болонкиной, а имён Зои Карнауховой и Серафима Тяпочкина в архивах найдено не было. По рассказам очевидцев, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло.
Имя же Зое Карнауховой дала женщина, поверившая в легенду настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей», и имя стало частью легенды.
Так же есть мнение, что источником истории послужил фельетон «Дикий случай», опубликованый в городской газете «Волжская коммуна» 24 января 1956 года «по решению 13?й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе».
Тем не менее, это событие, которое до сих пор одни считают великим чудом, другие — обширным приступом массового психоза, а третьи — вообще городской легендой, до сих пор будоражит умы людей.
Судьба Зои после окаменения
О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.
(ссылка на сайт lady-forever.ru )
Эту городскую легенду знают — все. Верят ли — вслух не признаются, но «на всякий случай» — верят многие.

История

В доме № 84 по улице Чкалова жили Клавдия Болонкина с сыном. В новогоднюю ночь сын пригласил в гости друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, обещавшим прийти к ним на праздник. Все подруги были с парнями, Зоя сидела одна — Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук — она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала, но сердце билось.

О событии быстро узнал весь город. Милиционеры боялись подходить к обездвиженной Зое. Врачи ничем не могли помочь — когда они пытались сделать укол, иглы ломались и не проходили в кожу. Приходили священники и тоже ничем не могли помочь, но потом появился иеромонах Серафим (по разным версиям, речь идёт о Серафиме Тяпочкине, Серафиме Полозе или Серафиме Звягине), который взял икону из рук Зои и предсказал, что её стояние закончится в день Пасхи. Зоя простояла 128 дней и умерла на третий день Пасхи.

Настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отец Роман Державин утверждает:

«Стояние Зои» — факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад, в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Её верующая мать запрещала дочери веселиться во время Рождественского поста.

В остальном история, рассказанная настоятелем, повторяет первую версию.

Достоверно известное

Достоверно установлено, что в январе 1956 года у дома № 84 по улице Чкалова из-за слухов о находящейся в доме «окаменевшей» девушке стало собираться большое количество людей. У дома были выставлены посты милиции, но людей стало собираться ещё больше. Охрана дома была усилена конной милицией. О том, что происходило в доме на самом деле, достоверных сведений не имеется.

Из документальных свидетельств о данном случае имеется стенограмма 13-й областной конференции КПСС, состоявшейся 20 января 1956 г., где выступил Михаил Ефремов (в 1952—1959 годах первый секретарь Куйбышевского областного комитета КПСС), который пояснил следующее:

В Куйбышеве распространены слухи о произошедшем якобы чуде на Чкаловской улице. Записок по этому поводу штук 20. Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов… Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь — и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живёт там старуха.

По решению партийной конференции 24 января 1956 г. в газете «Волжская коммуна» был опубликован фельетон под названием «Дикий случай», в котором опровергался факт окаменения девушки и сообщалось, что данную историю выдумала и распространила слух о ней неизвестная женщина по имени Аграфена.

Каких-либо достоверных сведений о самом факте существования девушки, её личности и дальнейшей судьбе не имеется.

Помимо религиозной, имеется медицинская версия данной истории, согласно которой девушка страдала психическим заболеванием и впала в кататонический ступор в связи с его обострением.

В культуре

Экранизации

По мотивам этой истории в 2000 году редакция художественного вещания ТРК «Терра» сняла двадцатиминутный документальный фильм «Стояние Зои». Над фильмом работали: Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский.

Режиссёр Дмитрий Одерусов:

Религиозная тема на телевидении, в полнометражном кино, в литературе и 10 лет назад, и сегодня интересна и востребована. В нашем фильме мы смотрели на историю «стояния Зои» глазами верующего, воцерковлённого человека.

В 2009 году режиссёром Александром Прошкиным был снят художественный фильм «Чудо».

На этот раз фильм снят по сценарию, основанному на истории о самарчанке, которая застыла во время танца с иконой. Идею этого сюжета подал известный сценарист Юрий Арабов, который очень интересуется православной тематикой. А участие в самом фильме приняли такие актёры, как Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова.

В 2015 году снят телефильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева, режиссёр Алла Коровкина, заглавную роль сыграла самарская актриса Анастасия Ермилина.

В художественной литературе

В 2015 году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние», целиком посвящённая Зоиному стоянию. Повесть, по словам автора, написана на максимально достоверном историческом материале, который он собирал долгое время.

В 2017 году в издательстве «Сибирская благозвонница» (Москва) вышла повесть В. Н. Черных «Икона», представляющая собой художественную реконструкцию Зоиного стояния, сделанную на основе собранного документального материала.

Памятник Николаю Чудотворцу

Храм Петра и Павла

Дом стал местом паломничества православных.

В 2009 году епархия обратилась к городским властям с просьбой об установлении памятного знака в честь самарского чуда.

В 2012 году на улице Чкалова был установлен памятник Николаю Чудотворцу. Памятник был установлен перед домом 86, за которым в глубине квартала располагался дом семьи Болонкиных. Как пояснил бывший глава города Виктор Тархов, «восемь лет назад был проведён конкурс на развитие застроенной территории города. Этот квартал, где находится дом Зои, стал частной территорией уже в то время… мы долго думали, где же установить памятник. И решили поставить его на общественной территории — уличном газоне напротив дома Зои».

22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая, памятник был освящён. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, совершив литургию в храме Петра и Павла, с крестным ходом прошёл к находящемуся неподалеку дому № 84 на улице Чкалова. В проповеди митрополит Сергий сказал:

Сегодняшнее событие — освящение памятника святителю Николаю на том месте, где он явил свою силу, — это напоминание о том, что Бог посещает каждого человека и печётся о нём. Человек иногда заходит в своем безумии настолько далеко, что не может сам остановиться, и необходима сила, которая бы его остановила. Происшедшее — это не Божье наказание, а любовь Божия ради спасения душ наших.

12 мая 2014 года дом сгорел. В некоторых СМИ появились неподтверждённые версии о поджоге.

Примечания

  1. Ерофеев В. Было ли «чудо окаменевшей Зои». Историческая Самара.
  2. «Каменная дева» или стояние Зои — Туапсинские вести, Туапсинские вести (13 декабря 2014). Дата обращения 5 июня 2018.
  3. Фирсов С. Л. Легенда о царском брате: Великий князь Михаил Александрович — Соловецкий патриарх Михаил // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2010. — № 4. — С. 209—225.
  4. Голышков С.. От окаменевшей Зои до Высоцкого, Волжская коммуна (21 января 2011). Дата обращения 5 июня 2018.
  5. 1 2 Соколов-Митрич Д. В. Каменная Зоя, Православие и мир. Дата обращения 5 июня 2018.
  6. 1 2 3 Зоино стояние // Непознанный мир веры. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011.
  7. Сафроний (Макрицкий, иеродиакон). Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). 1894 – 1982. — М.: Техинвест-3, 2004. — 448 с.
  8. Мануйлов А. Н., Галич П. В. Отец духовный Серафим. — Кировоград, 2014. — С. 45—47, 695.
  9. 1 2 Режиссер Александр Прошкин снял фильм по мотивам знаменитой самарской истории «стояние Зои», Самара Сегодня (8 мая 2008). Дата обращения 5 июня 2018.
  10. 1 2 3 Тайна Зойкиной квартиры, Московский комсомолец (25 апреля 2008). Дата обращения 5 июня 2018.
  11. Александр Игнашов. Стояние Зои (1956 год) // Самарские судьбы. — 2010. — № 8. — С. 28.
  12. Пережившие чудо…. Журнал «Фома». Архивировано 17 сентября 2013 года.
  13. «ЗОЯ»: самарская история. Самарская газета (20 октября 2015). Дата обращения 5 июня 2018.
  14. 1 2 3 4 5 6 В память о Самарском чуде. Благовест (25 мая 2012). Дата обращения 5 июня 2018.
  15. На ул. Чкалова открыли памятник Николаю Чудотворцу. Аргументы и факты (22 мая 2012). Дата обращения 5 июня 2018.
  16. ВИДЕО: Пламя объяло место легендарного Стояния Зои в историческом центре Самары. Samara24.ru (12 мая 2014). Дата обращения 5 июня 2018. Архивировано 28 июля 2014 года.
  17. В Самаре сгорел дом, где когда-то с иконой в руках «окаменела» Зоя — РегионСамара.ру, РегионСамара.ру (13 мая 2014). Дата обращения 5 июня 2018.
  18. В Сети появились версии, что деревянный дом, известный легендой о «стоянии Зои», сгорел сегодня в Самаре не просто так…, Самара Сегодня (12 мая 2014). Дата обращения 5 июня 2018.

Знакомства без обязательств в Ярославле

Для тех, кто хочет внести в свою жизнь разнообразие и дополнительную романтику, на сайте LoveLama.ru есть раздел «Знакомства без обязательств». Здесь каждый пользователь нашего портала может найти себе любовницу или любовника для периодических встреч. Если у вас есть желание завязать с кем-то романтические отношения, не отягченные какими-либо официальными обязательствами, возможно в вашем городе есть человек, идеально подходящий на роль вашего любовного партнера. Так, в разделе Знакомства без обязательств в Ярославле каждый желающий может рассмотреть анкеты девушек и мужчин, которые также подыскивают себе партнеров в этом же городе. При поиске любовника или любовницы территориальный принцип является одним из главных, ведь нужно жить недалеко друг от друга, чтобы иметь возможность для регулярных встреч.

Социальная сеть любовных знакомств LoveLama.ru предлагает разные возможности для своих пользователей, ищущих партнера для романтических встреч без обязательств в конкретном городе. Например, размещая свою анкету на нашем сайте, мужчина может сделать в ней соответствующую запись: Ищу любовницу в Ярославле. Это будет сигналом для девушек, ищущих любовника в этом городе, о том, что молодой человек готов к отношениям без обязательств. Также в анкете важно указать, какие требования вы выдвигаете к искомому партнеру. Лучше всего сразу обозначить, к каким отношениям вы стремитесь: периодичность встреч, возможность спонсорства, предпочитаемые места встреч и т.д. Детализированная анкета поможет вам быстрее найти партнера для периодических свиданий, проживающего в вашем городе.

Если же вы предпочитаете самостоятельно подбирать себе партнеров для свиданий, на нашем сайте вы найдете множество анкет девушек, в которых будет отмечен статус «ищу любовника». Для того чтобы из всего массива анкет рассматривать исключительно претенденток из своего города, достаточно зайти на страницу вашего населенного пункта. Так, на странице города Ярославля вашему вниманию предлагаются анкеты девушек и мужчин, которые стремятся найти здесь партнера для любовных свиданий без обязательств. Вам остается только выбрать среди представленных анкет самые понравившиеся кандидатуры и связаться с ними посредством тех средств общения, которые представлены на портале LoveLama.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *