Знаменская церковь в дубровицах

Усадебный комплекс Дубровицы

Территория усадебного комплекса, точнее то, что от него осталось, располагается у слияния двух рек: Десны и Пахры. Первое упоминание о здешних местах появляется в документах в первой трети 17-го века. Тогда это была вотчина боярина И. В. Морозова. Усадьба неоднократно по разным причинам меняла владельцев и внешний вид, ибо каждый новый хозяин стремился переделать свои владения на свой вкус.

Дубровицы

После революции усадебный дом был превращён в Музей дворянского быта, однако он просуществовал менее десяти лет и после закрытия все материальные ценности, коих было не мало, были вывезены.
На данный момент в здании находится Всероссийский научно-исследовательский институт животноводства Россельхозакадемии, а также ЗАГС и ресторан «Голицын». Институт восстановил интерьер одного из залов в принадлежащей ему части здания, сделав из него конференц-зал, но посторонних посетителей туда не пускают.

Усадебный дом

Усадьба не является в полной мере туристическим объектом, но людей здесь много. Всех привлекает Знаменская церковь.

Знаменская церковь в Дубровицах

Храм был заложен и возведен в конце 17-го века при втором владельце усадьбы — князе Борисе Алексеевиче Голицыне. И внешний облик, и внутреннее убранство церкви настолько отличается от принятых в православии (в частности, вместо привычного купола, церковь венчает корона), что священнослужители отказывались её освящать даже не смотря на то, что само здание выстроено строго по канонам. Соответствующий обряд провели только после вмешательства Петра I. На открытии Храма присутствовал сам Император.

Знаменская церковь в Дубровицах

Ноя 9 2016 в 11:06 PST

Знаменская церковь в Дубровицах

Последующие владельцы усадьбы не уделяли церкви должного внимания и здание стало разрушаться. В середине 19-го века его реставрировали, а вот на протяжении 20-го столетия хоть и пытались проводить восстановительные работы, сохранить в хорошем состоянии не смогли. Колокольню, располагавшуюся рядом с Храмом, вовсе снесли и на данный момент имеющиеся у церкви колокола находятся под открытым небом. В конце прошлого века Храм передали РПЦ и сейчас это действующая церковь. За эти годы был восстановлен внутренний интерьер Храма, а вот внешнее убранство церкви требует глобальных, дорогостоящих работ, финансирование которых на данный момент отсутствует.

Знаменская церковь в Дубровицах

Фотографирование внутри Храма запрещено (или как пишут в таких случаях – «Не благословляется»), но нам повезло. Церковь своими силами организует экскурсии и приглашает всех желающих присоединиться к приезжающим группам. Одна такая группа приехала через полчаса после нас. Цена экскурсии – 150 рублей с человека, но люди дают больше, потому что после знакомства с этим удивительным Храмом, всем искренне хочется поучаствовать в его скорейшем восстановлении. Экскурсантам разрешают сделать несколько снимков внутри церкви, но всё равно есть ощущение, что Служителям это не нравиться. Поэтому мы с подругой быстро сделали только пару фото.

Знаменская церковь в Дубровицах

Выйдя из церкви, мы обошли Храм, благо снаружи его можно фотографировать сколько хочешь, поднялись на смотровую площадку, а затем спустились к берегу реки. Точнее, к берегам двух рек. И отовсюду открывается великолепный вид на церковь. Для фотографов тут просто рай.

вид со смотровой площадки

вид со смотровой площадки

Будучи в усадьбе, обязательно нужно посмотреть на ворота Конного двора, что остались от усадебных построек середины 19-го века, когда владельцем этих мест был М. А. Дмитриев-Мамонов.

Конный двор

Конный двор

Усадьба Ивановское

Ещё в Москве моя спутница выяснила, что в получасе ходьбы от Дубровиц располагается усадьба Ивановское. Сверившись с картами в своих смартфонах, мы пошли в короткий пеший поход. Конечно, можно было сесть на знакомый нам автобус 65, доехать да остановки Сквер Подольских курсантов и пройти по Парковой улице прямо к усадебному дому, но автобус нужно было ждать около часа, а световой день уже подходил к концу.
Пройдя по Беляевскому проезду мы свернули на улицу Беляевская и по ней вышли на высокий берег реки Пахры. Отсюда открывается красивый вид на реку и на Знаменскую церковь.

вид с противоположного берега реки Пахры

Нужно заметить, что идти здесь можно только в сухую погоду, ибо дорога явно не приспособлена для пешеходов. Кроме того, пользуясь подсказками местных жителей, мы свернули с улицы на «партизанские тропы», идущие вдоль берега к усадьбе. Таким образом, мы вышли к ресторану «Отдых», расположенному в начале ул. генерал-губернатора Закревского и дальше наш путь шёл уже по комфортной дороге.
В том виде, остатки которого дошли до наших дней, усадьба была выстроена в самом начале 19-го века при графе Федоре Андреевиче Толстом, двоюродном деде Л.Н.Толстого. Расположена она в очень живописном месте, на высоком берегу реки Пахры и, если бы не была заброшена, то могла бы быть одной из красивейших усадеб Подмосковья. Но то состояние, в котором она находится сейчас, не вызывает восторга.

Усадьба Ивановское

На данный момент в усадебном доме находятся Федеральный музей профессионального образования, являющийся филиалом Московского государственного машиностроительного университета, филиал Подольского краеведческого музея и ЗАГС. Здесь постоянно проводятся мастер-классы, концерты, съёмки фильмов и т.п.

Усадьба Ивановское

Поскольку мы были в воскресный вечер, ни в один музей попасть не удалось, ибо они уже были закрыты. Только несколько рабочих монтировали декорации для очередного мероприятия.

местные обитатели

Осмотрев двор, мы решили обойти вокруг усадебного дома, но это оказалось проблематично. Усадебный парк давно заброшен и пройти сквозь сухостой и сорняки, растущие возле стен, довольно сложно, да и не имеет смысла.

вокруг усадебного дома

С внешней стороны стены дома и флигелей выкрашены в ядовито-жёлтый цвет, а декоративные элементы в белый, тогда как со стороны двора все здания полностью белые. Выглядит это необычно.

вокруг усадебного дома

Остатки парка являются довольно популярным местом для прогулок. С левой стороны от дома протоптана дорожка, ведущая вниз к воде. Спускаться можно только, когда нет дождя потому, что спуск достаточно крутой.

вид на усадебный дом от реки

вид на усадебный дом от реки

Кстати, здесь же, с левой стороны от дома, расположен Чайный домик – парковый павильон, который также относится к Подольскому краеведческому музею.

Чайный домик

Поняв, что смотреть здесь особо нечего, мы вернулись к остановке, расположенной рядом с павильоном и стали ждать транспорт. Здесь только один маршрут – 4. Билет до вокзала стоит 43 рубля. Нам повезло, автобус приехал через 5-7 минут. Точно по расписанию. У нас было желание погулять ещё и по городу, но световой день уже подходил к концу и мы решили возвращаться домой. Но город мы всё-таки посмотрели, из окна автобуса, поскольку идёт он от усадьбы почти через весь город.
Но перед отъездом мы не смогли не подойти к памятнику Екатерине Великой, основательнице города, установленному в 2008 году в сквере, носящем её имя.

памятнику Екатерине Великой

На этом мы закончили нашу прогулку. Нам опять повезло: электричка стояла на платформе уже «под парами» и тронулась в сторону Москвы через три минуты после того, как мы в неё сели.
Вот так мы и провели один воскресный день в октябре.
Дубровицы очень хорошее место для прогулки в выходной день. Сюда можно приезжать не один раз и всё равно будет интересно. Если же совместить Дубровицы с Ивановским, то сначала лучше заехать в Ивановское, чтобы зайти в музеи в первой половине дня. Гулять здесь неинтересно.

«Коронованный» храм: церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

Название архитектурного стиля «рококо» происходит от французского «rocaille» — дробленый камень, декоративная раковина. Дворцы и храмы, выстроенные в этом стиле, радуют глаз своей пестротой, развитым декором и богатыми орнаментами.

Храмы в стиле «рококо» в России встречаются нечасто, сходу можно припомнить только Собор Воскресения Христова на Крови (Спас-на-крови) в Санкт-Петербурге, небольшую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы у села Бердь в Новосибирской области, да описываемый нами храм в Дубровицах.

При этом, дубровицкая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» является единственным в России храмом, увенчанным не куполом или шпилем, а золотой короной и очень богато украшена круглыми скульптурами из белого камня и лепниной.

Эта таинственная церковь с загадочной историей была создана во времена, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын.

Освящение храма 11 февраля 1704 года совершал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). Сам император Петр I с сыном царевичем Алексеем присутствовали на освящении этой церкви.

Храм строился с 1690 по 1703 год. Предположительно в строительстве участвовали итальянские мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели, но имена всех создателей храма остались неизвестными, что составляет первую из его многочисленных тайн.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии, который был тогда совсем не ветхим. Он был возведен в 1662 году, а в 1690 году перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Усадьба Дубровицы находится под Подольском в Южном Подмосковье на месте слияния рек Десны и Пахры и сегодня является одним из популярнейших экскурсионных мест в Подмосковье.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, взятого из каменоломен на берегах Пахры. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглен­ными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем воз­можность обвести вокруг стен открытую ходовуюпаперть, богато украшенную резьбой и орнаменталь­ным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Центральная часть храма возвышается над основанием в виде восьмигранного столпа.

Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого, а венчает башню храма не шатёр, не шлем и не маковка, а корона.

Почти половина поверхности здания густо покрыта ажурной пеной барочного узора: более крупного и внятного в нижней части здания, мелкого и затейливого — наверху. Также, наружные стены храма обработаны рельефной кладкой в стиле rustico.

Во входящих углах цоколя, у самой земли, в углах, образованных сходящимися закруглениями, установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Во времена советского варварства фигуры троих из четырёх евангелистов были обезглавлены, а вот евангелист Матфей уцелел.

Внутри храм отделан выпуклыми изображениями (горельефами) библейских сюжетов, сцен из Евангелия. Реалистически выполненные очертания персонажей говорят о европейской школе пластики. Образы искусства позднего Возрождения напоминают также клубящиеся облака, ангелы и херувимы, которыми украшены своды и пространство под куполом церкви.

Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни».

Интересна и история надписей внутри храма. Изначально они были сделаны на латинском языке, позже по святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский настоял на их замене на церковнославянские, а в 2004 году после реставрации храм вновь «заговорил» по латыни.

Очень необычная структура верхнего уровня иконостаса… Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви.

Говорят, Знаменский храм особенно эффектно смотрится в зимний солнечный день, когда пейзаж вокруг подчеркнуто русский, а сияющая корона начинает резко выделяться на фоне голубого неба и серых стен церкви.

В 1812 году храм занимали наполеоновские войска, но не причинили архитектурному памятнику никакого ущерба. А вот советский период для архитектурного комплекса Дубровиц без утрат не прошёл: в 1929 году Знаменский храм был закрыт для богослужения, а в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

С 1990 года церковь Знамения в Дубровицах является действующим храмом и открыта для посещения ежедневно с 9.00 до 17.00.

Андрей Сегеда

Знаменская церковь (Дубровицы)

Православная церковь

Знаменская церковь

церковь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»


Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

55°26′28″ с. ш. 37°29′39″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Посёлок

Дубровицы
Московская область

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Архитектурный стиль

голицынское барокко

Автор проекта

Неизвестен

Основатель

Борис Голицын при участии Петра I

Первое упоминание

1698 год

Дата основания

1690 год

Строительство

1690—1704 годы

Дата упразднения

Реликвии и святыни

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 501410413080086 (ЕГРОКН). Объект № 5010359009 (БД Викигида)

Состояние

Неудовлетворительное

Сайт

Знаменская церковь на Викискладе

Храм Зна́мения Пресвятой Богоро́дицы в Дубровицах — православный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Расположен в посёлке Дубровицы городского округа Подольск Московской области, примерно в 36 км от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Приход храма относится к Московской епархии Русской православной церкви, входит в состав Подольского благочиния. Настоятель — протоиерей Андрей Грицышин.

Строительство и архитектура

Церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Она знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, а также своей загадочной историей. На её месте в 1662—1690 годах действовала деревянная Ильинская церковь. Каменный храм был заложен 22 июля 1690 года. Время постройки — с 1690 по 1703 год. Предположительно, в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели. Так, Алексей Греч приводит замечание секретаря австрийского посольства Иоганн Корба (1698) о Голицыне, построившем в Москве «палаты достойные величия его рода», что «он держит у себя на службе итальянских зодчих», которые возвели в его поместьях — Дубровицах и Вязёмах — «два весьма красивых храма». Греч, однако, подвергает сомнению это сообщение, так как храм в Вязёмах был построен ещё Борисом Годуновым, а в создании дубровицкого храма, близкого, по его мнению, к произведениям южно-германского барокко с его «тяжёлой пышностью декоративных форм», «участие итальянских строителей сомнительно».

В конце XVII века, при князе Борисе Голицыне, который был воспитателем Петра I, в имении развернулось большое строительство. В 1689 году Голицын подвергся опале и был вынужден удалиться в своё имение.

Согласно одной версии, именно в годы опалы в Дубровицах началось строительство Знаменской церкви; согласно другой, храм был заложен в память о возведении Бориса Голицына в боярское достоинство в начале 1690 года.

Основание храма представляет равноконечный крест с закруглёнными концами, разделёнными на три грани. Рёбра этих граней оформлены колонками с коринфскими капителями — не классической формы, а свободно стилизованными. Высокий фундамент обведён открытой папертью, обильно декорированной резьбой, и орнаментом, расположенным вдоль парапета. У церкви четыре лестницы, ведущие к дверям в центральных гранях выступов. Обрамление дверей выполнено из крупно рустованного камня, порталы фланкированы также коринфскими колонками, поддерживающими орнаментальный фриз. Первый этаж обведён скульптурным фризом с поясом иоников и карнизом с кронштейнами. Окна украшены колонками, обвитыми виноградными лозами, волютами и раковинами. Вся эта декорация завершается изображениями ангелочков. Над центральной частью храма поставлен восьмерик с арочными окнами в его основании. Его первый этаж, по сравнению с остальной декорацией, отделан скромно.

Храм украшен скульптурой. У главного входа, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные статуи. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого. Двенадцать фигур апостолов разделяют грани восьмерика: восемь скульптур по его углам и четыре —— перед окнами.

Венчают храм купол с люкарнами в виде четырёхлистников и резная позолоченная корона. В постройке сочетается устремлённость вверх и ряд акцентирующих горизонтальных линий.

Патриарх Адриан отказался освящать храм, сославшись на не характерный не традиционный архитектурный стиль. После его смерти, на открытии и освящении храма, которое 11 февраля (22 февраля) 1704 года совершил экзарх, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), присутствовал Пётр I.

Храм богато украшен горельефными композициями, резным барочными иконостасом и хорами. Отличительной чертой убранства храма были помещённые в картуши надписи на латинском языке: четверо- и трёхстишия, в том числе строфы гимна «Patris sapientia, veritas Divina» авторства ученика Фомы Аквинского — Эгидо да Колонны. Надписи в 1870-х годах были переписаны и зафиксированы в рукописи отца Сергия Романовского. Похожие надписи имелись и на Меншиковой башне в Москве, но там они были утрачены при поновлении церкви в 1850-х годах.

К середине XVIII века к юго-западу от храма была построена трёхъярусная колокольня. Она также была выполнена в стиле барокко, но характер её архитектуры был более спокойным и традиционным. Колокольня имела девять колоколов, самый большой из которых весил 2 тонны. Под колокольней в 1780-х годах была освящена тёплая церковь во имя мучеников Адриана и Наталии.

В конце 1840-х годов под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма, после чего 27 августа 1850 года он был вновь освящён — митрополитом Московским Филаретом. Последний в своём слове «по обновлении храма» сказал, в частности: «После обновления вещественного и художественного, ныне обновлён храм сей обновлением духовным и священным. <…> При воззрении же на образ его устроения и украшения, нельзя не заметить, что храмоздатель старался произвесть нечто необыкновенное, возбудить особенное внимание зрителя, и следственно сообщить зданию качество памятника. В самом деле, сей храм полтора уже века хранит память Князя, который восприял благочестивую мысль создать его, — и с тем вместе провозглашает славную память великого Царя, который, по благоволению к вельможе, принял на себя руководствовать исполнением благочестивой мысли его, и который свою господствующую мысль — дать России новый образ по образцам других народов Европы, напечатлел почти на каждом камне сего здания». По требованию митрополита Филарета латинские стихи были заменены на церковнославянские надписи, поясняющие содержание горельефов.

История прихода

В начале XX века при храме действовала трёхлетняя церковно-приходская школа, а также богадельня для малоимущих на девять человек.

В 1917 году усадьба Дубровицы была обращена в историко-бытовой музей, первоначально существовавший на средства конторы князей Голицыных и находившийся в ведении наркомата просвещения РСФСР, а с 1925 года — в ведении Московского отдела народного образования; в феврале 1927 года Моссовет вынес решение о закрытии музея, которое было исполнено в августе 1927 года, все экспонаты были вывезены в музеи бывшего Донского монастыря и «Царицыно». В 1929 году храм был закрыт для богослужения; в сентябре 1931 года была взорвана колокольня и находившаяся в ней церковь Адриана и Наталии.

В октябре 1989 года была образована местная религиозная община, которая стала добиваться возвращения храма Церкви. 1 февраля 1990 года Подольский райисполком вынес решение о регистрации общины и передаче храма общине; однако формальные препятствия к открытию храма оставались. Первое богослужение состоялось 22 июля 1990 года вне стен храма, на улице. Первая литургия в церкви была совершена викарием Московской епархии епископом Можайским Григорием (Чирковым) 14 октября 1990 года. В 2000 году приход возвратил в храм сохранившиеся иконы иконостаса, находившиеся во Всероссийском институте животноводства.

В 2004 году, к 300-летию освящения храма, завершился первый этап его реставрации. В частности, был восстановлен интерьер, возвращены стихи на латыни.

Настоятели церкви

Настоятели церкви за всю историю
Даты Настоятель
… — …
до 1844 — после 1850 священник Иоанн Булкин
… — …
… — 1930 священник Михаил Порецкий
1930—1990 период закрытия
1990—1999 протоиерей Сергий Позоров
2 ноября 1999 — 2004 священник Александр Катков
декабрь 2004 — н. в. протоиерей Андрей Грицышин (род. 1970)

Усадьба Дубровицы / Подольск — отзыв

Завораживающая красота!

Я давно хотела посетить эту усадьбу, посмотреть на уникальный храм с царской короной на куполе.

Хотя именно эта корона и повлияла на ход исторических событий России…

Московская обл., Подольский р-н, усадьба Дубровицы

Дубровицы зимой и летом

Как добраться из Москвы и области:

  • Электропоездом с Курского вокзала до станции Подольск, далее автобусом или маршрутным такси №65 до посёлка Дубровицы;
  • От станции метро «Южная» автобусом №417 до пос. Дубровицы;
  • Автотранспортом по Варшавскому шоссе через г. Подольск до указателя «Усадьба Дубровицы. Церковь Знаменская» (указатель установлен около Центрального архива Министерства обороны РФ), далее поворот направо и ехать прямо до пос. Дубровицы.

Также многие турфирмы, которые предлагают отдых в Подмосковье, организовывают туры на 1-3 дня и включают посещение этого места в экскурсионные программы. Например, Магазин Путешествий.

Поездка в Дубровицы

Мы ездили на машине сами.

Время поездки: Март, 2019.

Решили совместить поездку в Дубровицы с отдыхом. Останавливались рядом в пансионате Ерино.

Главной целью было посетить храм, поэтому мы искали место для отдыха на выходные рядом с этой усадьбой.

Парковка у ворот свободная.

Усадьба Дубровицы вход Когда заходишь в ворота, сразу видишь невероятной красоты храм на возвышенности. О нем расскажу подробнее ниже, а пока об усадьбе.

Усадьба Дубровицы небольшая, но красивая. Сохранилась хорошо.

Ей в разное время владели известные люди, сначала Морозовы, потом Голицыны и др.

Главный дом усадьбы выполнен в стиле классицизма. Он был перестроен в 19 веке, но все равно интересно посмотреть.

Усадьба Дубровицы На территории есть ресторан (действующий или нет — не знаю), другие постройки. Также видели приличную, но закрытую на зиму детскую площадку.

Усадьба Дубровицы зимой Думаю, летом здесь очень красиво — возвышенность, зеленые деревья, рядом слияние двух рек.

Но главной целью был храм — очень давно о нем слышала и мечтала посетить.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы

По дороге к хаму проходишь мимо небольшой колокольни, которая стоит на земле.

Усадьба Дубровицы

Церковь действующая. Проводятся богослужения и Таинства (Венчание, Крещение и пр.).

Храм выполнен в стиле барокко. Имен мастеров не сохранилось. Построил этот храм Борис Голицын для своего выросшего воспитанника — Петра I.
Храм построен не в русских традициях — на Руси не принято было изображать святых, внутреннее и внешнее убранство храмов с помощью скульптуры.

У нас не было экскурсовода, но в храме мы купили книгу, из которой узнали его историю.

Храм был построен еще при Патриархе Адриане. Но он отказался его освящать, т.к. корона на куполе храма, по его мнению, показывала превосходство царской власти над церковью.

Церковь знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

«Если бы сам купол был в виде короны, то я не против освятить, а так — нет» — слова Патриарха в моей вольной трактовке. Так храм простоял 6 лет не освященный до смерти Патриарха Адриана.

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей.

А затем Петр I упразднил патриаршество на Руси. Делайте выводы, как говорится…

Снаружи белокаменный храм украшают резные скульптурные статуи. Завораживает…

Скульптуры на храме Но самое великолепие и порыв души ввысь случаются внутри храма.

Обычно в храмах нельзя фотографировать без благословения. Я не выдержала и спросила у матушки за свечным ящиком, благословляет ли настоятель фотографировать. Она сказала, что можно.

Эту красоту должны увидеть люди хотя-бы на фото.

Когда стоишь, подняв голову к бесконечному многоярусному своду, сквозь который проникает дневной свет — начинает кружиться голова — ты «улетаешь» от восторга.

И вид немного сбоку, чтобы были видны скульптуры. Церковь знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах
Продолжаю рассказ, прочтенный в книге. В советское время здесь был склад. Мальчишки приходили к храму тренироваться в меткости стрельбы из рогаток — пуляли камешки в статуи.

Но местные жители верили в силу молитвы, произнесённой у этого намоленного места и приходили молиться к его стенам, даже когда храм был закрыт. Получали исцеление от болезней себя, близких.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах с 1990 г. является действующим храмом.

Самой значимой святыней храма является икона Божией Матери «Знамение».

Привет! Сегодня я расскажу вам еще об одном месте, куда можно отправиться погулять в выходной из Москвы: Церковь в Дубровицах – храм необычайной красоты в Подмосковье.

Этот маршрут поездки в большей степени рассчитан на автомобилистов, но я приведу и несколько способов добраться до места общественным транспортом. А уж стоят ли эти места таких ваших усилий — решать только вам.

Церковь в Дубровицах

Церковь расположена сразу за подмосковным Подольском, примерно в 25км от МКАД по Варшавскому шоссе. Поэтому добраться до нее относительно просто*:

1. На поезде с Курского вокзала до Подольска, где надо сесть на автобус №65 (ходит он довольно часто, каждые 20-40 минут, первый отправляется в 5:15, последний – в 22:35).

  • a. Время в пути: поезд идет около часа, автобус — еще минут 20. Получается, что минимум в дороге вы проведете 1ч 20м в одну сторону.
  • b. Стоимость: поезд – 115 рублей за взрослого и автобуса – 28 рублей. Итого – 143 рубля в одну сторону.

2. На автобусе № 417** от метро Южная.

3. На авто по Варшавскому шоссе.

* Информацию брала с официального сайта храма.

** Автобуса 417 на просторах интернета я так и не нашла, зато обнаружила, что от метро Бульвар Дмитрия Донского (автобус 1004) и Лесопарковая (406-ой рейс) можно доехать до Подольска, где опять же нужно пересесть на маршрут №65. Прямого не нашла.

Церковь в Дубровицах

Что мы посмотрим по этому маршруту?

1. Увидим саму Церковь (обязательно зайдите внутрь), прогуляемся по парку вокруг него и заберемся на смотровую площадку, откуда открывается невероятный вид на слияние рек Десна и Пахра и на сам храм.

2. Пройдемся по территории Усадьбы в Дубровицах

3. Дополнительно предлагаю вам еще две достопримечательности в этих краях – усадьбы Ивановское и Остафьево. Мы там не побывали, но если вы хотите занять поездкой весь день, то рекомендую обратить на них внимание.

Вход на территорию Церкви

Храм в Дубровицах

Полное название — Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Это место – одно из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Странно, но до наших дней не сохранились имена мастеров и автора, работавших над храмом.

Появление Церкви относят к временам, когда усадьбой владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. Храм сооружен в очень необычной для Подмосковья манере: в стиле барокко и украшен на европейский манер, а внутри – белокаменная галерея, обустраивали которую несколько лет после открытия Церкви. Предполагается, что стиль оформления церкви выбрали как дань уважения политике Петра I.

Церковь в Дубровицах. Интерьер храма

Освятили церковь через несколько лет после открытия, в 1704 году это сделал местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). На открытии присутствовал царь Петр I и его сын царевич Алексей.

Церковь стоит на месте слияния рек Пахра и Десна, поэтому ее окружает небольшой парк, где, я уверена, приятно погулять в хорошую погоду. Немного ближе к рекам, шагах в 20 от храма через небольшой мостик, расположена обзорная площадка. Рекомендую забраться на нее: оттуда открывается прекрасный вид на парк, реки и саму церковь.

Вид на Церковь с обзорной площадки

А с другой стороны от церкви расположена и сама усадьба Дубровицы.

Усадьба в Дубровицах

Первое письменное упоминание о старинном селе Дубровицы относится к 1627 г. В то время усадьбой владел боярин И. В. Морозов. Позже имение перешло в руки представителей таких дворянских фамилий, как Голицыны, Дмитриевы-Мамоновы, Потемкины. В Дубровицах не раз бывали представители Дома Романовых и послы иностранных государств.

Сегодня на территории усадьбы работает множество организаций: есть ресторан, церковная школа, магазины, а в главном, некогда боярском здании, располагается отделение какого-то университета.

Усадьба в Дубровицах

Что еще можно посмотреть в этих краях? Планируем поездку на целый день

Усадьба Ивановское — еще одно достойное место для прогулки в выходной день, расположенное в Подмосковном Подольске. Сегодня внутри усадьбы устроен музей.

В XVIII веке усадьба принадлежала Головиным, а в начале XIX века была отстроена в камне графом Фёдором Толстым, который собрал одну из самых полных в России того времени коллекцию редких книг и рукописей. Его родной брат Илья — дед Льва Толстого.

Усадьба Остафьево — бывшая городская усадьба Вяземских-Шереметевых в селе Остафьево.

Построена в конце XVIII века при князе Андрее Вяземском, предположительно по проекту зодчего Ивана Старова. Усадьба была литературным центром Москвы, где собирались ключевые фигуры Золотого века русской поэзии. С 1899 года в усадьбе работал пушкинский музей, ликвидированный в 1930-е годы. В 1988 году усадьба получила статус федерального музея. В 1995 году включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

На улицах поселка

А мы отправляемся дальше. Желаю вам приключений!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *