Жен мироносиц праздник

Православный женский день

Подавляющее большинство людей празднуют Международный женский день в марте. Это кажется настолько очевидным, что мы поздравляем не с женским днем, а просто – с 8 марта. Этот праздник появился совсем недавно – сто лет назад, благодаря усилиям немецких феминисток. По их мысли, он был посвящен женщине, освобожденной из “рабства”, в котором ее держала Церковь почти два тысячелетия. Однако международным праздник так и не стал – 8 марта отмечается только в России. Но совсем немногие знают, что Православная Церковь, “поработившая” женщину, уже много столетий по всему миру отмечает свой Международный женский день, причем он тоже посвящен освобожденной женщине. Этот праздник называется Днем святых жен-мироносиц и отмечается во второе воскресенье после Пасхи (в этом году – 7 мая). В первую очередь, он посвящен тем женщинам и девушкам, которые были в кругу самых ближайших учеников Иисуса Христа. На третий день после распятия, по еврейскому обычаю, они пришли намазать тело Учителя благовониями, главное из которых было миро (отсюда название – мироносицы).

Существует распространенный миф о том, что Православная Церковь принижает, унижает женщину. Эти нападки основываются на положении о недопустимости нахождения женщины в алтаре православного храма, на невозможности женского священства. Что ж, для поборников “равенства любой ценой” такое положение означает очевидную дискриминацию. И борьба с этим нашим “догматическим предрассудком” уже ведется, причем, видимо, исходя из принципа, что лучшая защита – нападение. Так, в современном феминистском богословии на Западе мне доводилось встречать следующие утверждения: раз женщина создана из ребра Адама, это означает, что мужчина – не более чем промежуточный полуфабрикат на пути создания женщины, и потому именно женщина — венец творения, а мужчина – просто необходимое технологическое звено, не более того. В этом суждении есть своя правда. Адам действительно создается из “праха земного”, затем насаждается Эдем на Востоке земли, и лишь потом создается Ева. То есть женщина в буквальном смысле является райским созданием…

И самое главное. Может ли унизить женщину та Церковь, которая о женщине – Матери Иисуса Христа – говорит “Честнейшая, чем херувимы” и без всякого сравнения достойна славы по сравнению с серафимами? О каком догматическом унижении женщины может идти речь, если она превозносится выше, чем самые ближайшие к Богу ангелы?! Ко спасению, то есть соединению с Богом, обожению, призваны все – и мужчины, и женщины. Двухтысячелетняя история Церкви знает много женщин, достигших высот святости, знает стариц, к которым ездили и ездят за духовным советом даже священники и епископы. День жен-мироносиц – прославление всех женщин, следующих за Христом, напоминание не об искусственной, феминистской свободе быть мужчиной, а о духовной свободе быть самим собой.

Православный женский день. День Жен-мироносиц

В третью неделю (в церковном календаре неделей называется воскресный день) после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных.

Это те самые женщины, которые были свидетельницами крестной смерти Спасителя, которые видели, как померкло солнце, земля тряслась, рассыпались камни и многие праведники воскресли из мёртвых, когда распят был и умер на кресте Иисус Христос. Это те самые женщины, в домах которых бывал Божественный Учитель за их любовь к Нему, которые следовали за Ним на Голгофу и не отходили от креста, несмотря на злобу книжников и старейшин иудейских, на зверство воинов. Это те самые женщины, которые, любя Христа чистою, святою любовью, решились затемно идти ко Гробу Господню, благодатью Божией преодолев ужас, заставивший апостолов разбежаться в страхе, спрятаться за затворёнными дверями, забыть о своём ученическом долге.

Слабые, пугливые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Раньше всех, раньше любого из мужчин в мире, узнали они о Воскресении. А узнав, сделались первыми и сильными проповедницами, стали служить Ему уже в новом, высшем – апостольском призвании, понесли весть о Воскресении Христовом. Ну разве не достойны ТАКИЕ женщины нашей памяти, восхищения и подражания?

Почему все евангелисты уделяют столько внимания приходу мироносиц к святому Гробу, а двое из них добавляют рассказ о том, как первой увидеть Воскресшего была избрана Мария Магдалина? Ведь Христос не выбирал этих женщин и не звал их следовать за Собой, подобно апостолам и 70 ученикам? Они сами пошли за Ним как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников.

Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?! Когда Сын Божий испустил дух, они поспешили домой, чтобы приготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисуса во гроб. Они ушли только после наступления полной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу.

«И вот, ещё ученики – апостолы! – оставались в растерянности, сам Пётр оплакивал горько своё отречение, но женщины уже спешили ко гробу Учителя. А верность – не высшая ли христианская добродетель? Когда слово «христиане» ещё не употреблялось, они так и назывались – «верные». Литургия верных. Один из прославленных отцов-аскетов говорил своим монахам, что и в последние времена будут святые, и слава их превзойдёт славу всех бывших ранее, потому что чудес и знамений тогда не будет, а они останутся верны. Сколько подвигов верности совершили добрые женщины-христианки за века истории Церкви!» – пишет историк Владимир Махнач.

С женщиной в мир пришёл грех. Она первая соблазнилась и соблазнила мужа своего отпасть от воли Божией. Но от Девы был рождён Спаситель. У Него была Мать. На замечание царя-иконоборца Феофила: «От женщин в мир пришло много зла» монахиня Кассия, будущая создательница канона Великой субботы «Волною морскою», весомо ответила: «Через женщину произошло и высшее благо».

Путь мироносиц не был ни загадочен, ни сложен, но вполне прост и понятен каждому из нас. Эти столь разные по жизни женщины прислуживали и помогали во всём любимому Учителю, заботились о Его нуждах, облегчали Его крестный путь, сострадали всем Его испытаниям и мукам. Мы вспоминаем, как Мария, сидящая у ног Спасителя, внимала всем существом своим учению Его о жизни вечной. И другую Марию – Магдалину, помазывающую драгоценным миром ноги Учителя и утирающую их своими длинными, чудными волосами, и то, как плакала она на пути к Голгофе, а потом бежала на рассвете дня воскресения ко гробу замученного Иисуса. И всех их, испуганных исчезновением Христа из гроба, рыдающих в невыразимом отчаянии и поражённых явлением им Распятого на пути, когда они торопились возвестить апостолам о случившемся.

Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание советских женщин: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как и мы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жёны-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения, вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом».

Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершённым покаянием избавились и исцелились от страстей. И вечно будут они служить всему христианскому миру примером сильной и живой любви, христианской женской заботы о человеке, образцом покаяния!

Долгие века был у нас православный народный женский праздник, добрый, светлый, связанный с самым главным событием в истории человека, Воскресением Христовым, – неделя святых жён-мироносиц. Подлинный Международный женский день. Очень важно возродить его, потому что календарь – драгоценнейшее достояние нашей культуры. «Через календарь культ воздействует на культуру, определяет нашу жизнь, жизнь нашей страны, – пишет Владимир Махнач. – От порядка богослужения, от богослужебных текстов – к народным обычаям, к воспитанию детей, к нравственному здоровью общества. И нам, несомненно, следует сохранять всё, что осталось от нашего календаря, и постепенно восстанавливать то, что утрачено, украдено, извращено… Государство у нас, конечно, светское, но страна – православная. А государство существует для служения обществу, нации».

А пока давайте поздравлять всех добрых православных женщин с днём святых жён-мироносиц. И праздновать. И радоваться.

Марина Горинова Газета “Благовест”

ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН-МИРОНОСИЦ. Проповедь митрополита Антония Сурожского
2-е Воскресенье по Пасхе
15 мая 1974 г.

Не убеждения и даже не глубокая убежденность могут пересилить страх смерти, позора, а только любовь может сделать человека верным до конца, без предела, без оглядки. Мы сегодня празднуем торжественно, благоговейно память святых Никодима, Иосифа Аримафейского и жен-мироносиц.

Иосиф и Никодим были тайными учениками Христа. Пока Христос проповедовал в толпах народа и являлся предметом ненависти и возрастающей мстительности Своих противников, они робко ходили к Нему ночью, когда никто не мог приметить их прихода. Но, когда вдруг Христос оказался взят, когда Он был схвачен и приведен к смерти, распят и убит, эти два человека, которые в течение Его жизни были робкими, не решающими своей судьбы учениками, вдруг по преданности, по благодарности, по любви к Нему, по изумлению перед Ним оказались крепче Его ближайших учеников. Они забыли страх и открылись перед всеми, когда другие скрывались. Пришел Иосиф Аримафейский просить тела Иисусова, пришел Никодим, который только ночью осмелился Его посетить, и вместе с Иосифом они погребли своего Учителя, от Которого они уже больше никогда не отказались.

И жены-мироносицы, о которых мы знаем так мало: одна из них была спасена Христом от вечной погибели, от демонской одержимости; другие следовали за Ним: мать Иакова и Иоанна и другие, слушая, принимая Его учение, становясь новыми людьми, учась единственной Христовой заповеди о любви, но о такой любви, которой они не знали в прошлой своей, праведной или греховной, жизни. И они тоже не побоялись стоять поодаль – пока умирал Христос на кресте и никого не было от Его учеников, кроме Иоанна. Не побоялись они прийти помазать тело Иисуса, отверженного людьми, преданного Своими, осужденного чужими преступника.

Позже два ученика, когда достигла их весть о воскресении Христовом, стремительно поспешили ко гробу; одним был Иоанн, который стоял у креста, тот, который стал Апостолом и проповедником любви Божественной и которого любил Иисус; и Петр, который трижды отрекся, о котором было сказано женам-мироносицам “возвестить Моим ученикам и Петру”, – потому что другие скрылись от страха, а Петр трижды при всех отрекся от своего Учителя и не мог уже себя почитать учеником: И ему принесите весть о прощении…

И когда эта весть дошла до него – как он устремился к опустевшему гробу, чтобы удостовериться, что воскрес Господь и что все еще возможно, что не поздно покаяться, что не поздно вернуться к Нему, что не поздно снова стать верным Его учеником. И действительно, позже, когда он встретил Христа у моря Тивериадского, не о его измене спрашивал Христос, а только о том, любит ли он Его еще…

Любовь оказалась крепче страха и смерти, крепче угроз, крепче ужаса перед всякой опасностью, и там, где рассудок, убеждение не спасли учеников от страха, любовь преодолела все… Так в течение всей истории мира, и языческого, и христианского, любовь побеждает. Ветхий Завет нам говорит, что любовь, как смерть, крепка: единственно она может сразиться со смертью – и победить.

И поэтому, когда мы будем испытывать свою совесть по отношению ко Христу, по отношению к нашей Церкви, по отношению к самым близким или дальним людям, к родине, – будем ставить себе вопрос не об убеждениях наших, но о любви нашей. И у кого найдется сердце настолько любящее, настолько верное и непоколебимое в любви, как было у робкого Иосифа, у потаенного ученика Никодима, у тихих жен-мироносиц, у предателя Петра, у юного Иоанна – у кого найдется такое сердце, тот устоит против пыток, против страха, против угроз, останется верным и своему Богу, и своей Церкви, и ближним, и дальним, и всем.

А в ком окажутся только крепкие убеждения, но сердце холодное, сердце, не загоревшееся такой любовью, которая может сжечь всякий страх, тот знай, что он еще хрупок, и проси у Бога этого дара слабой, хрупкой, но такой верной, такой непобедимой любви. Аминь.

Вы прочитали статью Православный женский день. Читайте также:

  • Неделя Жен-мироносиц: Когда устаревает верность
  • Воскресенье Жен-Мироносиц
  • Каким должен быть женский праздник?
  • Мои мироносицы

Актёрская карьера

После получения диплома в 1997 году сыграла главную роль в первом фильме Николая Лебедева «Змеиный источник» и получила предложение от Марка Розовского стать актрисой его театра «У Никитских ворот».

Отработав четыре года в театре Розовского, Екатерина ушла в мюзикл «Норд-Ост». Специально для роли Кати Татариновой она начала брать уроки профессионального вокала и музыкальной грамоты. Готовясь к премьере «Норд-Оста», Екатерина Гусева успела сняться в принёсшем ей всероссийскую известность сериале Алексея Сидорова «Бригада». Весной 2002 года вместе со своим партнёром по «Норд-Осту» Андреем Богдановым и авторами спектакля Алексеем Иващенко и Георгием Васильевым Екатерина Гусева покорила Северный полюс, водрузив на нём флаг с автографами группы мюзикла. Во время этой экспедиции она пела при температуре −40 °C, этот факт был занесён в Книгу рекордов России.

23 октября 2002 г. у Гусевой в «Норд-Осте» был выходной, но все три дня теракта она провела около Театрального центра на Дубровке. В феврале 2003 года Екатерина Гусева вновь вышла на сцену в роли Кати Татариновой в восстановленной версии спектакля. Когда показы новой версии мюзикла прекратились (май 2003 г.), Гусева поступила в труппу театра имени Моссовета, в которой и состоит по настоящее время.

Екатерина Гусева приняла участие в записи дисков «Норд-Ост: Избранное» (2002) и «7 подарков к Рождеству» (Классические рождественские песни в переводе Георгия Васильева) (2004), записала несколько песен как сольная певица. В дуэте с Леонидом Серебренниковым исполняет русские романсы. В 2007 году выпустила первый сольный диск «Может быть, получится».

Участвовала в проекте Первого канала «Звёзды на льду» в паре с фигуристом Романом Костомаровым.

Екатерина Гусева исполняла главную роль в мюзикле «Красавица и Чудовище» вплоть до его закрытия в апреле 2010 года. Также с ноября 2011 года исполняла главную роль в мюзикле «Звуки музыки» (премьера октябрь 2011 года).

В 2004 и 2011 годах снималась для русской версии мужского журнала «Maxim».

В 2012 году вышел фильм «Бригада 2. Наследник» с участием Екатерины Гусевой.

Роли в театре

Театр «У Никитских ворот» (1997—2001):

  • «Бедная Лиза»
  • «Доктор Чехов»
  • «Романсы с Обломовым»
  • «Любовь и жизнь убитого студента»
  • «Гамбринус»
  • «Убивец»
  • «Утиная охота» Александра Вампилова
  • «Три поросёнка»

Продюсерская компания «Линк» (2001—2003):

  • «Норд-Ост», мюзикл по роману Вениамина Каверина «Два капитана» — Катя Татаринова

Международное театральное агентство «Арт-Партнёр XXI» (2002):

  • «Столетник»

Театр имени Моссовета (2003 год — настоящее время):

  • «Учитель танцев» Лопе де Вега. Режиссёр: Юрий Ерёмин — Флорелла.
  • «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (музыкальный спектакль). Режиссёр: Павел Хомский — Люси Харис, певица из кабаре
  • «В пространстве Теннесси У.» по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай „Желание“». Режиссёр: Юрий Ерёмин — Стелла Дюбуа
  • «Иисус Христос — суперзвезда» — Мария Магдалина
  • «Царство отца и сына» по драматическим произведениям А. К. Толстого. Режиссёр: Юрий Ерёмин — Ирина, жена царя Фёдора
  • «Римская комедия (Дион)» по пьесе Леонида Зорина. Режиссёр: Павел Хомский — Лоллия
  • «Морское путешествие 1933 года» театральная вариация на тему фильма С. Крамера «Корабль дураков». Режиссёр: Юрий Ерёмин — Графиня, арестантка
  • «Идиот» по мотивам романа Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Юрий Ерёмин — Настасья Филипповна

Театриум на Серпуховке (2006—2008):

  • «Дракон» — Эльза

«Стейдж Энтертейнмент» (октябрь 2008 — май 2012):

  • Красавица и Чудовище — Белль
  • Звуки музыки — Мария Райнер (фон Трапп)

Московская государственная академическая филармония (2009):

  • «Сказки с оркестром» Аленький цветочек

Московская оперетта (с 2012):

  • «Граф Орлов» — Екатерина Великая
  • «Анна Каренина» — Анна Каренина

Фильмография

Год Название Роль
1997 ф Змеиный источник Дина Сергеева, студентка-практикантка пединститута
1998—2003 с Самозванцы секретарь (6-я серия)
1998 ф Райское яблочко официантка
1998 ф Билборд / Billboard (Польша) Таня Селиванова, модель
1999 ф Директория смерти Марина, новелла 9 «Ход ферзём»
2000 с Остановка по требованию кандидатка в жёны Кленину
2001 ф Бледнолицый лжец Настенька
2001 ф С днём рождения, Лола! Лола
2001 ф Интимная жизнь Севастьяна Бахова студентка Катя
2002 с Бригада Ольга Белова (Сурикова)
2002 ф Щит Минервы Марго
2003 с Небо и земля Марина Шведова, стюардесса
2003 ф Ищу невесту без приданого Вера Игнатова, воспитательница в детсаде
2004 с Курсанты медсестра Лиза
2004 ф На Верхней Масловке Катя
2004 ф От 180 и выше Оксана
2005 с Есенин Августа Миклашевская
2005 с Охота на изюбря Ирина
2006 ф Час пик Ксения Баженова, по мужу Ветвицкая
2006 ф Флэш.ка Вика
2007 ф Он, она и я Маша Арсеньева
2007 ф Платки Анна, художница
2007 ф Беглянки телеведущая Анна Зиновьева
2007 ф Спасибо за любовь Лара
2007 ф Танкер «Танго» Анна, рыбачка
2008 с Жаркий лёд Наташа Трофимова
2008 с Спасите наши души Надежда Хруничева, певица
2009 ф Человек, который знал всё Ирина
2009 с Фотограф Алла Литвак
2009 ф Прогулка по Парижу Полина
2009 с Вербное воскресенье Маргарита Полозкова, балерина, депутат Госдумы
2009 ф Если бы я тебя любил Таня
2010 ф Я не я Лена, мошенница в Сочи
2011 с Лектор Кира
2011 ф Золотая рыбка в городе N дворничиха Маруся
2012 с Одесса-мама Марина Захаровна Антипова
2012 с Деревенская история Люба
2012 ф Бригада: Наследник Ольга Белова
2013 ф 12 месяцев владелица караоке-клуба
2013 ф Излечить страх Анна Ланская
2013 с Тальянка Татьяна
2013 ф Невидимки Рита Муравьёва
2013 ф Weekend Жанна, жена Лебедева
2013 с Тамарка Тамара
2016 с Тонкий лёд Ирина Палагина
2016 с Чёрная кошка Лариса
2016 с Все возрасты любви Имя персонажа не указано
2018 ф Тобол Екатерина I
2019 ф Домовой мама

> Озвучивание

  • 2006 — Горбун из Нотр-Дама (1996) — Эсмеральда
  • 2006 — Гроза муравьёв — Хова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *