Здороваются при встрече

2. Невербальные приветствия.
На любом языковом фоне формы приветствия ограничены местом, временем, обстоятельствами. Когда люди встречаются, они могут по какой-либо причине дополнительно поприветствовать друг друга кивком, улыбкой, телодвижением, выражением лица. К примеру, знакомые, увидев друг друга на улице на расстоянии или когда неудобно поздороваться словами, обычно прибегают к невербальным формам приветствия, таким как улыбка, кивок, приветственное помахивание рукой, а иногда и другие телодвижения. Помахивание рукой принято в большинстве стран и культур.
А в Китае кивок очень распространен: знакомые или незнакомые, встречаясь взглядами, обычно кивают друг другу. Еще китайцы – улыбающийся народ, и в этом они похожи на американцев, в Китае поощряется и пропагандируется улыбка в сфере обслуживания: это позволяет клиенту почувствовать доброе расположение.
Здесь я хочу сказать, что в Китае еще много лет назад использование объятий и помахивания рукой были весьма ограниченными. Мы часто видим в Китае, как лидеры страны приветствуют зарубежных объятиями, но в большинстве случаев именно иностранцы берут на себя инициативу и хозяевам приходится отвечать. Много лет назад китайский народ был более замкнут, мы в большей степени готовы пожать руки друг другу или поклониться при встрече гостей. Конечно, мы обнимаем маленьких детей или обнимаемся на свадьбе, чтобы выразить свои глубокие чувства. Но у взрослых противоположного пола объятия очень редки и даже глубоко личны. И сейчас в Китае рукопожатие как форма вежливости принято между знакомыми или незнакомыми, мужчинами и женщинами. Однако в последние годы ситуация, благодаря международному культурному обмену и связям, меняется: в Китае мы уже начали использовать этикет объятий.
В России при встрече, прощании, поздравлении родственников и друзей, будь то люди одного или разного пола, необходимо обнять и поцеловать друг друга. В большинстве социальных ситуаций это чаще всего поцелуй в щеку. В России есть уникальный обычай, связанный с поцелуем: по традиции при встрече и прощании русские (особенно друзья или родственники) обнимают друг друга и целуют три раза в левую и правую щеку. Эта старая традиция популярна не только в повседневной жизни простых людей, но даже в высших политических кругах. В России должностные лица при встрече на высшем уровне часто целуют друг друга перед многими чиновниками и журналистами, чтобы показать сердечное отношение.
Но в России редко можно увидеть улыбку. У русских свое собственное уникальное поведение: они обычно не улыбаются незнакомцам. Например, если вы улыбнетесь сотруднику российской таможни – вы не получите ответной реакции. На улице улыбка не является существенным элементом вежливости, иногда ее считают легкомысленной, несерьезной, улыбка без причины зачастую высмеивается. Скорее всего, вам скажут: «Что за смех?» или «Чему вы улыбаетесь?», «Что ты смеешься?». Это не означает, что русские – негостеприимные, невежливые и холодные люди: на самом деле это лишь проявление различий культур и традиций.
Кроме того, с точки зрения русского речевого этикета приветствовать друг друга необходимо в этикетной последовательности: младший – старшего, при этом старший, если считает нужным, протягивает для рукопожатия руку, но никак не наоборот; мужчина первым приветствует женщину, причем первой для приветствия протягивает руку женщина (или может ограничиться кивком головы); младший по чину – старшего. Если мужчина хочет вступить в разговор со встретившейся ему женщиной, он не будет ее останавливать, а попросит разрешения проводить ее. Так же поступают при необходимости вступить в общение с человеком, стоящим выше по должности.
Чжао Яньбинь (КНР), РГПУ имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург
Как здороваются в России и в Китае. Часть 1

С каких слов начинать приветствие?

В зависимости от того, насколько хорошо вы знакомы с человеком и какой статус он занимает, приветствие может быть как максимально лаконичным и простым, так и подчеркнуто уважительным, официальным.

С малознакомыми людьми достаточно обменяться классическими приветственными фразами типа:

  • Добрый день / вечер / утро!
  • Здравствуйте!

С руководством, людьми солидного возраста здороваются, добавляя обращение по имени и отчеству. Например:

  • Здравствуйте, Александр Александрович!
  • Добрый день, Наталья Филипповна!

С хорошо знакомыми вам людьми, с которыми у вас нет возрастных и социальных различий, можно здороваться с помощью более простых форм приветствия, включая разговорные, сленговые формы. Так, приветствовать друзей, например, можно следующими словами:

  • Привет!
  • Здорово и пр.

На «ты» обращаться разрешено только к друзьям и родственникам. Во всех остальных случаях более правильным будет обращение на «вы», если только не существует другой договоренности в коллективе. Нередко используется упрощенное обращение к человеку по имени (без отчества), однако на «вы». Однако прежде чем использовать подобную форму, лучше подробнее изучить правила, действующие в конкретной социальной среде. Если вы хотите перейти к обращению с человеком на «ты», то следует сначала спросить его согласия.

Как приветствовать мужчину и женщину?

Этикет вводит четкие правила того, как должны приветствовать друг друга представители одного пола, а также представители разных полов.

  • Мужчина с мужчиной. Обычно здороваются при помощи рукопожатия, причем руку должен подать тот, кто младше или ниже по социальному статусу (подчиненный – начальнику). Можно также ограничиться небольшим поклоном. Ученики с преподавателями здороваются без рукопожатий. Если мужчина здоровается с человеком, стоящим на социальной лестнице многими ступенями выше него (например, младший менеджер с генеральным директором компании), или с мужчиной, намного его старшим, то уместно будет приподнять шляпу или чуть коснуться ее (к другим головным уборам это не относится), встать со своего места. Сесть можно только после того, как человек предложит это, или после того, как он сам сел.
  • Женщина с женщиной. В случае, если встреча носит деловой характер, дамы могут обменяться легкими рукопожатиями. Если встречаются подруги, родственницы, то можно обменяться поцелуями в щеку и объятиями. Если встречаются две пары, то всегда приветствуют друг друга дамы, после женщины приветствуют мужчин, и затем только здороваются мужчины.
  • Мужчина с женщиной. В большинстве случаев мужчина здоровается первым. Если дело происходит на улице, то мужчина должен чуть приостановиться, приподнять шляпу или коснуться ее полей. Если женщина подала в знак приветствия руку, то мужчина может ее поцеловать. Для этого нужно пожать руку, чуть наклониться к ней и легко на пару секунд коснуться губами. Ранее подобный ритуал был обязательным для всех джентльменов, однако сегодня можно обойтись и без него, ограничившись, например, легким поклоном.
  • Женщина с мужчиной. Дама должна поприветствовать мужчину первой, если он выше ее по социальному положению или значительно старше. В этих случаях вполне уместным будет даже встать со своего места. Также женщина первой подает мужчине руку для приветственного рукопожатия – вне зависимости от того, есть ли социальные или возрастные различия между ними.

Как приветствовать священника, диакона или епископа при встрече?

Ответ священника:

В этической системе Православия по этому поводу сформировался следующий образ поведения мирянина по отношению к священнику или епископу. Не принято священнослужителя называть по имени и отчеству, но епископа – Владыкой, пресвитера (священника) и диакона – отцом (отец Владимир, например). Не принято так же, с Владыкой или батюшкой при встрече здороваться за руку (с диаконом, в принципе – можно) потому, что в Православии, в отличие от Протестантизма, существует четкое разделение верующих на клир (священство) и мирян. И для возведения человека во диакона, священника или епископа с апостольских времен установлено Таинство Священства (рукоположение), в котором лицу, возводимому в священную степень Бог через рукоположение епископское сообщает для совершения своего служения особые Дары Духа Святого. Епископ и пресвитер имеют право совершать Таинства и рукоблагословение. Диакон же — лишь помощник при совершении Таинств и рукой не благословляет. Потому у епископа и пресвитера при встрече принято брать благословение, складывая при этом на уровне груди правую ладонь на левую, со словами: «Благословите, Владыко!» или: «Благословите, батюшка!» и прикладываться (целовать) благословляющую руку. Так как благословение совершается именем Божиим, в этот момент священник или епископ являют собой живую икону Иисуса Христа (благословляют от Его Лица и Его Именем), а потому лобызая благословляющую руку, мы тем самым чтим Самого Спасителя, чьим Именем производится рукоблагословение. Благословение так — же берется, если есть такая возможность, при прощании с батюшкой или Владыкой.

Прежде чем рассмотреть, как обращаться к священнослужителям в разговоре и на письме, стоит ознакомиться с иерархией священников, существующей в православной церкви.

Священство в православии делится на 3 ступени:

– диакон;

– священник;

– епископ.

До того, как ступить на первую ступень священства, посвятив себя служению Богу, верующий должен решить для себя, будет ли он жениться или примет монашество. Женатые священнослужители относятся к белому духовенству, а монахи – к черному. В соответствии с этим выделяют следующие структуры священнической иерархии.

Белое духовенство

I. Диакон:

– диакон;

– протодиакон (старший диакон, как правило, в соборе).

II. Священник:

– иерей, или священник, или пресвитер;

– протоиерей (старший священник);

– митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе).

Черное духовенство

I. Диакон:

– иеродиакон;

– архидиакон (старший диакон в монастыре).

II. Священник:

– иеромонах;

– игумен;

– архимандрит.

III. Епископ (архиерей).

– епископ;

– архиепископ;

– митрополит;

– патриарх.

Таким образом, епископом может стать только служитель, принадлежащий к черному духовенству. В свою очередь к белому духовенству относятся также служители, принявшие вместе с саном диакона или священника обет безбрачия (целибат).

«Пастырей ваших умоляю… пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду»

(1 Пет. 5: 1–2).

Монахов-священников в настоящее время можно увидеть не только в монастырях, но и в приходах, где они несут служение. Если монах – схимник, то есть принял схиму, являющуюся наиболее высокой степенью монашества, к его сану добавляется приставка «схи», например схииеродиакон, схииеромонах, схиепископ и т. п.

Обращаясь к кому-нибудь из духовенства, следует придерживаться нейтральных слов. Не следует использовать обращение «отец» без употребления при этом имени, так это будет звучать слишком фамильярно.

В церкви к духовенству также следует обращаться на «вы».

При близких отношениях допускается обращение «ты», но на людях все же лучше придерживаться обращения «вы», даже если это жена дьякона или священника. Она может обращаться к мужу на «ты» только дома или наедине, на приходе же такое обращение может принижать авторитет служителя.

В церкви, обращаясь к священнослужителям, надо называть их имена так, как они звучат на церковнословянском языке. Например, следует говорить «отец Сергий», а не «отец Сергей», «диакон Алексий», а не «дьякон Алексей» и т. п.

При обращении к дьякону можно использовать слова «отец дьякон». Чтобы узнать, как его зовут, надо спросить: «Простите, какое ваше святое имя?». Впрочем, таким образом можно обращаться к любому православному верующему.

Если к дьякону обращаются по имени собственному, обязательно следует использовать обращение «отец». Например, «отец Василий» и т. п. В разговоре, упоминая о дьяконе в третьем лице, следует называть его «отец дьякон» или именем собственным с обращением «отец». Например: «Отец Андрей говорил, что…» или «Отец дьякон советовал мне…» и т. п.

К дьякону в церкви обращаются для того, чтобы спросить совета или попросить помолиться. Он является помощником священника. Однако дьякон не имеет рукоположения, поэтому не имеет права самостоятельно совершать обряды крещения, венчания, соборования, а также служить литургию и исповедовать. Поэтому не следует обращаться к нему с просьбой о проведении подобных действ. Он также не может совершать требы, например освящать дом или отпевать. Считается, что он не имеет для этого особенной благодатной силы, которую служитель получает только во время рукоположения во священника.

При обращении к священнику используют слово «отец». В разговорной речи допускается называть священника батюшкой, но этого не следует делать в официальной речи. Сам служитель, когда представляется другим людям, должен говорить: «Священник Андрей Митрофанов», или «Иерей Николай Петров», «Игумен Александр» и т. п. Он не будет представляться: «Я – отец Василий».

Когда о священнике упоминают в разговоре и говорят о нем в третьем лице, можно говорить: «Отец настоятель посоветовал», «Отец Василий благословил» и т. п. Называть его по чину будет в данном случае не очень благозвучно. Хотя, если на приходе присутствуют священники с одинаковыми именами, для их различения рядом с именем ставят чин, соответствующий каждому из них. Например: «Игумен Павел сейчас проводит венчание, вы можете обратиться с вашей просьбой к иеромонаху Павлу». Можно также назвать священника по фамилии: «Отец Петр Васильев находится в командировке».

Сочетание слова «отец» и фамилии священника (например, «отец Иванов») звучит слишком официально, поэтому в разговорной речи употребляется очень редко.

При встрече прихожанин должен приветствовать священника словом «Благословите!», при этом сложить руки для получения благословения (если приветствующий находится рядом со священником). Говорить священнику «здравствуйте» или «добрый день» в церковной практике не принято. Священник на приветствие отвечает: «Бог благословит» или «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». При этом он осеняет мирянина крестным знамением, после чего кладет на его сложенные для принятия благословения ладони свою правую руку, которую мирянин должен поцеловать.

Священник может благословлять прихожан и иначе, например, осенять крестным знамением склоненную голову мирянина или благословлять на расстоянии.

Прихожане-мужчины могут также иначе принимать благословение священника. Они целуют руку, щеку и снова руку благословляющего их служителя.

Когда священник благословляет мирянина, последний ни в коем случае не должен в это же самое время накладывать на себя крестное знамение. Это действие называют «креститься на священника». Такое поведение не очень прилично.

Просьба о благословении и его получение являются основными составляющими церковного этикета. Эти действия не являются чистой формальностью. Они свидетельствуют о налаженных отно – шениях между священником и прихожанином. Если мирянин реже обращается за благословением или совсем перестает его испрашивать, это является для служителя сигналом того, что у прихожанина появились какие-то проблемы в земной жизни или духовного плана. То же самое касается и ситуации, когда священник не желает благословлять мирянина. Таким образом пастырь старается дать понять прихожанину, что в жизни последнего происходит что-то противоречащее христианской жизни, что церковь не благословляет его.

«…Младшие, повинуйтесь пастырям; все же подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время»

(1 Пет. 5: 5–6).

Обычно отказ в благословении болезненно переносится как священником, так и мирянином, что говорит о том, что подобные действия не являются чисто формальными. В этом случае оба должны постараться сгладить возникшее напряжение в отношениях путем исповедания и испрашивания прощения друг у друга.

Со дня Пасхи и в течение последующих сорока дней прихожане должны в первую очередь приветствовать пастыря словами «Христос Воскресе», на что священник обычно отвечает: «Воистину Воскресе» – и обычным жестом дает свое благословение.

Два священника приветствуют друг друга словами «Благослови» или «Христос посреди нас», на что следует ответ: «И есть, и будет». Затем они совершают рукопожатие, целование в щеку единожды или трижды, после чего целуют друг другу правую руку.

Если прихожанин окажется в обществе сразу нескольких священников, ему следует просить благословения сначала у старших по чину священников, а затем у младших, например, сначала у протоиерея, затем у иерея. Если мирянин не знаком с ними, различить сан можно по кресту, который носят священники: у протоиерея крест с украшениями или позолоченный, а у иерея крест серебрянный, иногда позолоченный.

Благословение принято брать у всех находящихся рядом священников. Если это затруднительно по какой-либо причине, можно просто попросить: «Благословите, честные отцы» – и поклониться. Обращение «святой отец» в православии не принято.

«Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит»

(Прит. 10: 22).

Если за благословением к священнику подходят сразу несколько человек, первыми должны обращаться мужчины по старшинству, а затем женщины. Если в этой группе людей присутствуют служители церкви, первыми испрашивают благословения они.

Если к священнику подходит семья, первым для благословения выходит муж, затем жена, после чего дети по старшинству. В это время можно кого-нибудь представить священнику, например, сына, после чего попросить его благословить. Например: «Отец Матфей, это мой сын. Прошу вас, благословите его».

При расставании вместо прощания мирянин также испрашивает у священника благословения, говоря: «Простите, батюшка, и благословите».

Если мирянин встречает священника вне церковных стен (на улице, в транспорте, в магазине и т. п.), он все равно может попросить благословения, если при этом не будет отвлекать пастыря от других дел. Если взять благословение затруднительно, нужно просто поклониться.

В общении со священником мирянин должен проявлять почтительность и уважение, так как служитель является носителем особенной благодати, которую он получает во время совершения таинства рукоположения на священство. Кроме того, священник поставлен для того, чтобы быть пастырем и наставником верующих.

В разговоре со священнослужителем следует наблюдать за собою, чтобы во взгляде, словах, жестах, мимике, позе не было ничего неприличного. Речь мирянина не должна содержать грубых, бранных, жаргонных слов, которыми полна речь многих людей в миру. Не допускается также слишком фамильярное обращение к священнику.

Разговаривая со священнослужителем, не следует прикасаться к нему. Лучше находиться на расстоянии не очень близком. Нельзя вести себя развязно или вызывающе. Не надо пристально смотреть или усмехаться в лицо священнику. Взгляд должен быть кротким. Хорошо при разговоре чуть опускать глаза.

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не загряж – дай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей»

Православный ликбез: «Спаси, Господи!» — о традициях общения.

Любой разговор обычно начинается с приветствия — это общепринятое требование вежливости в обществе. Люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера. Встречаясь с людьми, можно приветствовать их любыми словами, главное – чтобы приветствие было сердечным и искренним. Даже в обычном приветствии «Здравствуйте!» или «Добрый день!» содержится вполне православное отношение к человеку. Однако есть приветствия, которые приняты только в православной среде.
Зачастую православные используют форму благодарения «Спаси, Господи!» при общении практически во всех случаях: и при встрече, и при расставании, и даже при положительном упоминании о третьем лице («Спаси же его, Господи!») Хотя традиция духовного общения гораздо богаче и разнообразнее. В Центральной Украине, к примеру, до сих пор в храмах приветствуют друг друга радостным: «Слава Богу!» — «Навіки Богу слава!» За две тысячи лет христиане всего мира выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Сейчас так приветствуют друг друга священники, но и мирянам следует помнить об этой древней традиции.
В первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи звучит торжественное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Это приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями еще к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. Преподобный Серафим Саровский именно словами: «Христос воскресе!» приветствовал приходящих к нему круглый год. В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», накануне праздника — «Со святым вечером». А в праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» — звучит в ответ.
Из монастырей пришла в быт традиция просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такая традиция возможна только среди православных монашествующих, едва ли она применима к мирским людям.
Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела хранителя!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела хранителя отправляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!», или «Бог в помощь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
В древнерусском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «Мир этому дому». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!», или «Спаси тебя, Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Но если вы считаете, что люди вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!», или «Я от всей души вам благодарен».
По традиции при встрече двух людей первым приветствие должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови(те), батюшка/честный отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит)». Напомним, что в Православии не принято обращаться к священнику со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).
К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо — «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец». У диакона благословение брать не положено.
Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».
Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» — и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует — мы не священнику целуем руку, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. Не следует лишь осенять себя крестным знамением перед тем, как взять благословение у священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.
Если присутствует несколько священников во главе с архиереем, за благословлением подходите только к нему. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами: «Благословите, честные отцы», и поклонитесь. Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем идут женщины, последними подходят дети. Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети. При прощании повторно попросите у священника благословения словами «Простите меня, батюшка, и благословите».
В Православной Церкви в официальных случаях принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря, если он игумен или архимандрит, обращаются — «Ваше Высокопреподобие», а если наместник иеромонах — «Ваше Преподобие». К епископу обращаются — «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам — «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально — «владыко», а к наместнику монастыря — «отец наместник» или «отец игумен». К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви принято обращаться «Ваше Блаженство», а к Святейшему Патриарху — «Ваше Святейшество». Все эти обращения, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека — священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *