Ярославская церковь Ильи пророка

Содержание

Фрески в храме Ильи Пророка в Ярославле

В XVII веке знаменитый иконописец Гурий Никитин оставил послание на одной из стен храма: «Всем же изографное изображение в духовное наслаждение на вечные века, аминь». Сквозь века мы продолжаем удивляться красоте и той духовной силе, которая проникает в нас благодаря древним фрескам. Место, в котором раскрывается подлинное искусство фрески, находится в Ярославле — это храм Ильи Пророка.

В середине XVII века в Ярославле было 44 церкви и 2 монастыря. В 1650 году купцы Вонифатий и Иоанникий Скрипины построили в Ярославле храм Ильи Пророка, который первоначально располагался на территории их усадьбы. Скрипины были влиятельными людьми того времени, они занимались торговлей жемчугом, пушниной и церковной утварью, ежегодно ими уплачивался налог в тысячу рублей в пользу государственной казны, что говорило о их состоятельности. В знак особого расположения, по завершении строительства, патриарх Иосиф и царь Алексей подарили им часть Ризы Господней, которая хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. Для хранения святыни был построен шатровый Ризоположенский придел.

На строительство и убранство храма купцы не жалелили денег, помня о том, что храм был единственным общественным местом города: здесь мог восседать царь, разглашались указы, на паперти проходили праздники. Для росписи храма был привлечен известный изограф Гурий Никитин и четыре неизвестных мастера, в середине XVII века иконописцы считались посадским тягловым населением. Потому приказы царя соблюдались неукоснительно.

История

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля. Изредка от неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено. В честь получения святыни был сооружён шатровый Ризоположенский придел.

Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1680 году (артель из 15 мастеров работала неполных три месяца) при наследнице Скрипиных — вдове Вонифатия, Иулите Макаровне. Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.

Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, т. н. травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.

Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, церковь Ильи Пророка стала центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг неё была создана Ильинская площадь (ныне Советская), на которой разместился ряд административных учреждений.

Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А. М. Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898—1904 годах на средства городского головы И. А. Вахрамеева.

В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938—1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, Союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей; под куполом был подвешен маятник Фуко.

Реставрация проводилась в 1955—1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.

  • Вид на храм с Советской площади

  • Вид с северо-западной стороны

  • Алтарная апсида

  • Церковь Ильи Пророка на памятной монете

  • Фреска «Отечество»

Современное состояние

Церковь Ильи Пророка — четырёхстолпный многообъёмный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединёнными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золочёный резной иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.

Храм стоит на высоком подклете. Первоначально он был перекрыт по закомарам. Зелёные главы увенчаны золотыми крестами, из которых особенного внимания заслуживает крест центральной главы. Вместе с нарядным подзором из позолоченного железа, идущим по всему карнизу, этот крест — выдающееся произведение ярославских ковалей XVII века. Храм весь обстроен галереями и приделами. Особенно интересная галерея, соединяющая колокольню от придела Положения риз и включающая в себя западное крыло, сейчас — единственный вход в здание. Главки колокольни и приделов покрыты черепицей, изготовленной по старинным образцам и рецептам в мастерской ярославского керамиста-реставратора А. А. Егорова.

Всего приделов в храме три: Ризоположенский (в честь хранившейся там реликвии — частицы Ризы Господней), Покровский (в честь православного праздника Покрова) и Гурия, Самона и Авива (эфесских мучеников, считавшихся покровителями семейного очага).

Имеющая мировое значение роспись церкви построена на архитектоническом и ритмическом согласовании с формами её интерьера. Ансамбль росписи создавался постепенно, за три периода с 1680 по 1717 тремя артелями мастеров. На протяжении 300 лет комплекс росписей сравнительно мало обновлялся. В 1830 году живопись Покровского придела была переписана В. В. и М. В. Сарафанниковыми. В 1950-е годы главный храм и частично Покровский придел были промыты и укреплены, в 1960-е паперти укреплялись, в 1970-е Покровский придел был раскрыт из-под записи бригадой .

Роспись покрывает интерьер Ильинской церкви сплошным ковром, состоящим из 970 сюжетных клейм, не считая орнаментов, украшающих нижние части стен, основания столпов, подоконники, порталы и каменные скамьи. Четыреста семнадцать композиций основного храма созданы непосредственно под руководством знаменщика Гурия Никитина.

Находится в ведении Ярославского музея-заповедника и доступен для посещения как памятник архитектуры с мая по октябрь. Службы проводятся Кирилло-Афанасиевским мужским монастырем г. Ярославля.

vladimirdar


Всего 72 фото
Церковь Ильи Пророка была последней достопримечательностью Ярославля, где мне посчастливилось побывать в этот светлый день. Это великолепный белый храм на центральной площади древнего Ярославля — выдающийся памятник знаменитой ярославской школы архитектуры и живописи XVII века, сохранивший почти полностью свой первоначальный облик. Редкая по красоте церковь Ильи Пророка в Ярославле с давних пор привлекает внимание многих любителей и знатоков древностей, художников, ученых и, конечно, туристов.
Она интересна не только тем, что находится в самом центре современного Ярославля, но и тем, что возведена в 1647-1650-х годах на средства граждан города, богатейших и именитых ярославских купцов братьями Вонифатием и Иоанникием Скрипиными, которые занимались торговлей мехами, церковной утварью и драгоценными камнями. Братья являлись поставщиками товаров для царского, патриаршего дворов и были лично знакомы с первыми Романовыми — царями Михаилом Федоровичем и Александром Михайловичем.
Церковь была построена на скрипинском подворье, которое в те времена было расположено в самом центре Земляного города, на оживленной Пробойной улице, неподалеку от обширной торговой площади. Рядом с подворьем стояли две деревянные церкви — холодная во имя Пророка Ильи и теплая Покрова Богоматери. Только после перепланировки улиц Ярославля в конце XVIII столетия Ильинская церковь оказалась на открытой для обозрения площади — Ильинской, а потом уже и Советской.
02.

О братьях Скрипиных — строителях этого замечательного храма известно не много. Они знали грамоту — об этом свидетельствуют их автографы и пометы в «Книге церковного строения», составленной ими по окончании строительства Ильинского храма. Кроме того, купцы обладали художественным чутьем и вкусом, были знакомы с творчеством лучших мастеров из разных русских городов.
Ильинская церковь поистине стала их любимым детищем. Братья руководили возведением храма и его украшением на всех этапах трехлетнего строительства. К завершению строительства храма патриарх Иосиф, с дозволения царя Алексея Михайловича, даровал Скрипиным редчайшую священную реликвию — частицу ризы Христа, которую в 1625 году посол персидского шаха Аббаса торжественно вручил в Москве патриарху Филарету. Получив столь значимую не только для прихода, но и для всего Ярославля святыню, братья произвели перестройку церкви и возвели шатровый Ризоположенческий придел. Он на фото ниже справа.03.

Украшение церкви было также выполнено братьями необычайно богато. В состав центрального иконостаса вошли три иконы XVI века, остальные были заказаны ярославской и костромской артели. Храм украсили и любовно собранные Скрипиными иконы домашнего моления, которые располагались в центральном храме и Ризоположенческом приделе. Большинство икон имели великолепное убранство: серебряные оклады, венцы и цаты, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями. Не менее роскошными были и церковная утварь, облачения священников, покровы и пелены из атласа и бархата. Освещали центральный храм большое медное паникадило (центральная церковная люстра) весом в 10 пудов и три паникадила меньших, весом по 5 пудов каждый. На колокольне Скрипиными было поставлено 5 колоколов от 106 пудов до 25 и 5 колоколов были перенесены со старой колокольни — «от меньших зазвонных до пятого колокола, что прежде был благовестный». Вокруг церкви Ильи Пророка была построена ими каменная ограда, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников.
04.

Фото Храма Ильи Пророка в Ярославле Прокудина-Горского. 1910. Библиотека Конгресса США. Источник.
Скрипины позаботились о содержании храма. Там они устроили и свою домовую церковь, с расположенной под ней семейной усыпальницей, где первые захоронения их близких произошли еще при жизни Скрипиных. Братья умерли, не оставив после себя наследников — Иоанникий в 1660 году, Вонифатий — в 1661. Всего же в родовой усыпальнице восемь захоронений и семь надгробий.
05.
Работа над отделкой храма продолжалась и после смерти братьев на протяжении второй половины XVII — начала XIX века. Жена Вонифатия Скрипина Иулита в 1680 году, незадолго до смерти, заказала росписи центрального храма.
В конце XVII века по инициативе и на средства земского старосты Ивана Мякушкина был сооружены резные новые иконостасы в стиле московского барокко в Покровском приделе и в центральном храме. Работы выполнял столяр Толгской слободы Иван Якимов. В 1697 году были выполнены росписи теплого Покровского придела артелью местных мастеров, во главе которой стоял предположительно Федор Федоров. В начале XVIII столетия украшены стенным письмом галерея и приделы — Ризоположенский и Гурия, Самона и Авива.
06.
Архитектурный облик Ильинской церкви сохранился без больших изменений. Первые перестройки коснулись кровли — изначально храм имел декоративное позакомарное покрытие, которое в начале XVIII века заменили четырехскатной тесаной кровлей. Центральная глава была покрыта по каркасу белым железом, а боковые и главы придельных храмов и колокольни — зеленой поливной черепицей, в 1857 году все главы четверика перекрыты железом и окрашены в зеленый цвет. Небольшие перестройки коснулись северного придела Гурия, Самона и Авива: в XIX столетии заменены кокошники на четырехскатную кровлю. Более значительные переделки были проведены в южном Покровском приделе: в 1807 году растесаны и увеличены по высоте окна, крыша перекрыта железом, при этом ее форма изменена на более крутую, разобраны две кирпичные стенки с фронтонами «яко ненужные» и кирпичная глава.
07.

На протяжении XIX столетия несколько раз (в 1839-м, 1843-м, 1846-м, 1853-м и 1871-м годах) росписи Ильинской церкви подвергались тем или иным поновлениям, в целом, не значительным. Однако к концу XIX века церковь сильно обветшала, и в начале XX века в ней начали проводится большие реставрационные и ремонтные работы по инициативе и на средства ярославского предпринимателя и мецената Ивана Александровича Вахромеева.
08.

После революции в 1920 году церковь Ильи Пророка не избежала участи многих русских храмов и была закрыта и передана Ярославскому научно-историческому обществу под музей. В мае 1922 года храм был взят на учет в губернском историческом музее, ему была присвоена высшая категория. В этом же году проводилось изъятие церковных ценностей. Церковь Ильи Пророка была открыта для посетителей до начала 1930-х годов.
Этот простой по формам, строгий и торжественный храм с пятью широко поставленными главами необычайно красив. Это сложное по композиции здание соединяет в себе главный храм во имя Ильи Пророка, небольшой северный придел, южный Покровский придел с трапезной и увенчанный шатром придел Ризоположения.
09.
1 — Главный Храм Ильи Пророка и центральный иконостас
2 — Северный придел
3 — Дьяконник алтаря храма
4 — Южный Покровский придел с трапезной
5 — Придел Ризоположения
6 — Колокольня
7 — Галереи
8 — Придел Гурия, Самона и Авива
9 — Западное крыльцо галереи храма
10.
Основной куб храма опоясан галереей с крыльцами и приделами, к нему примыкает стройная колокольня. Его композицию дополняют два великолепных белоснежных шатра — на колокольне и приделе Ризоположения. Пятиглавие основного четверика доминирует над приделами, колокольней и окружающими зданиями. Первоначально двухъярусная галерея храма была открытой. На галерею с севера и запада ведут богато украшенные «крыльца» на ползучих арках. Западное крыльцо более длинное, его марши, разделенные широкой площадкой — рундуком, служат торжественным входом в храм с главной улицы. Северное крыльцо — более простое, оно значительно меньше выступает вперед, им пользовались в будни.
11.
Каждая из построек храмового комплекса не теряет своей самостоятельности. Благодаря своему сложному, не симметричному построению здание выглядит по-разному с разных точек обзора. Главы крыты черепицей, состоящей из отдельных чешуек. Ромбовидные чешуйки накладываются одна на другую и приклепываются железными гвоздями, приходящимися в швы железной кладки.
Фасады галерей, крыльца, шатровые покрытия придела и колокольни поражают разнообразием декоративных элементов. Удлиненный шатер придела Ильинской церкви очень изящен. Его декор — гурты с перевязками, идущие вдоль ребер, создает определенный ритм скольжения верх. Шатер колокольни по сравнению с придельным более приземист, но более декоративен. Ярусы «звона» и «слухов», необходимых для усиления звука, украшают шатер своим богатым убранством. Фасады главного четверика оформлены скромнее, с явным акцентом на выделение более значимого — западного фасада. Западный фасад подчеркивается шатрами, фланкирующими его с двух сторон. Задумана была церковь Ильи Пророка конструктивно близкой к ранним ярославским храмам, величественной, гармоничной и нарядной.
Фрески — главное украшение Ильинской церкви — представляют собой цельное художественное выражение идеи храма и отличаются большим разнообразием сюжетов.
Западная галерея
12.
Они написаны в два летних сезона 1680-1681 годов знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным «со товарищи», среди которых были и ярославские мастера. В числе работ прославленных мастеров росписи Троицкого собора Даниловского монастыря в Преславле-Залесском, церкви Воскресения в Ростовском кремле, комплекса Московского Кремля, храмов Костромы и многих других.
13.
Северная галерея
14.
15.
16.
Фрески — справа от Северных врат храма Ильи Пророка
17.
Врата небольшого Северного придела храма
18.
19.
Храм Пророка Ильи «сходу» поражает своей монументальностью, возвышенностью и какой-то нежной легкостью и «золотистой благостью»…
20.
Насыщенность храма настенными росписями, их плотность и количество сюжетов восхищают и ты, просто, забываешь о себе, других и Мире, находясь в этом Царстве Божием…) Именно в Храме Пророка Ильи особенно это чувствуется. Возможно, как раз потому, что церковь замышлялась и строилась не государством, а именно добродателями-гражданами Ярославля, что делали это с радостью и от всей души…
21.
Традиционным для ярославско-костромской школы живописи является изображение библейских и евангельских сюжетов в образах окружавшей художников русской действительности. Волы запряжены в обыкновенную конскую упряжь, с хомутом. Каин и Авель, жители древней Иудеи и Самарии, облачены в русские сарафаны и рубахи. Великолепно и подлинно реалистично изображена мирная и поэтичная сцена жатвы, ставшая хрестоматийно знаменитой.
22.
Одна из главных сцен этого «храмового» фриза церкви Ильи Пророка — выше упомянутая «Жатва», — часть повествования о рождении сына у бедной самаритянки, внезапной смерти ребенка и чудесном воскресении мальчика пророком Елисеем, учеником Ильи. Так, например, показаны подробности купания мальчика и хозяйственных хлопот одной из служанок.
23.
Центром соседней композиции, посвященной смерти ребенка, стала христоматийная сцена жатвы. В этой сцене ярче всего проявилось мировосприятие авторов росписи, их эпический подход к повествованию. Фрески величественны, как народные былины, поражают своим колоритом и обилием деталей.
24.
Росписи «стелются» по стенам храма широкими полосами или фризами. Самый нижний ряд украшен так называемыми орнаментальными «полотенцами» и часто поновлялся, так как оказывался стерт одеждой прихожан.
25.
26.
Кроме нижнего, орнаментального яруса, роспись делится еще на пять поясов. Своды и два верхних яруса (шестой и пятый снизу) посвящены евангельски сюжетам. Следующий — четвертый снизу — ярус иллюстрирует «Деяния апостолов». Третий снизу пояс содержит «храмовые» изображения, повествующие о житии Ильи Пророка, а второй снизу — сцены из жизни Елисея, ученика Ильи.
27.
И в Ильинском, и в Елисеевском фризе основное место занимают изображения чудес: воскрешение мертвых, исцеления больных, помощь бедным. Но наиболее интересны в росписях не сами чудеса, а обстоятельства, в которых они происходят. Художники детально прорисовали бытовые детали, тем самым как бы приземляя, «обмирщая» религиозную тематику и предоставляя возможность воссоздать условия жизни на Руси в XVII веке.
Галереи и Ризоположенский придел были расписаны ярославскими живописцами в 1682 году и частично дополнены в 1716 году. Эти росписи, конечно, намного проще живописи основного храма и отчасти смахивают на народный лубок. Ризоположенский придел напоминает о реликвии, хранившейся в церкви Ильи Пророка — частице Ризы Господней. Сюжеты стенописи Ризоположенско-го придела как раз и повествуют об истории обретения Ризы и о передаче ее царю Михаилу Федоровичу.
28.
29.
30.
В храме Ильи Пророка целых пять иконостасов. Ильинский центральный иконостас по праву считается одним из лучших примеров русских иконостасов XVII столетия. Первоначально он был тябловым, т.е. состоял из четырех брусьев, украшенных травным орнаментом на серебряном фоне, на которых стояли иконы. Ныне существующий иконостас выполнен в стиле московского барокко и сооружен предположительно в 1696 году ярославским мастером Ильей Якимовым.
31.
В состав центрального иконостаса входит около 100 икон, различных по времени создания — это иконы местного, праздничного, деисусного, вкладного, пророческого и праотеческого ярусов. Слева от царских врат находится икона «старого мирского строения» и «Богоматерь Тихвинская» XVI века.
32.
33.
Ряд местных икон, среди которых «Спас Смоленский» справа от царских врат, шесть вставных икон в царские врата, северная дверь с легендой о просфоре, над ней — небольшая икона «Эммануил с двумя ангелами» — принадлежат к числу первоначального декоративного убранства иконостаса и упоминаются в «Книге церковного строения», составленной Скрипиными после окончания строительства храма. Их отличает определенное стилистическое единство, они принадлежат кисти ярославского художника Стефана Дьяконова и мастеров его круга.
34.
35.
36.
37.
Царские врата
38.
39.
40.
41.
Федоровская икона Божьей Матери
42.
43.
44.
45.
Ильинские росписи представляют собой одно из высших достижений русского искусства, они вписали ярчайшую страницу в развитие ярославской стенописной традиции. Стенописи центрального храма хорошо сохранились, так как были выполнены на высоком по качеству уровне. Благодаря своим знаменитым росписям церковь стала яркой достопримечательностью Ярославля.
46.
Примерами уникальных по форме и значению образцов деревянной резьбы в Ильинской церкви являются так называемые моленные места — своеобразные соединения надпрестольной сени и трона.
47.
Они были выполнены ярославскими резчиками для церкви Николы Мокрого в 1650-х годах, по преданию, для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. В Ильинский храм они были перенесены в 1938 году к открытию антирелигиозного музея. Непосредственным образцом для создания моленных мест послужило царское место Ивана Грозного 1551 года в Успенском соборе Московского Кремля.
48.
Места состоят из двух частей — квадратного в плане, огороженного с двух сторон невысокими резными стенками помоста, и шатрового завершения на четырех столбиках. Архитектурная форма шатров как бы растворяется в безмерном разнообразии кокошников, башенок и херувимов. По всей видимости, сень, и места выполнены одной артелью резчиков — очевидно множество общих черт как в богатстве орнаментов, покрывающих все архитектурные детали, так и в композиции и мотивах резьбы.
49.
50.
51.
Элементы украшения шатра моленного места
52.
Сейчас мы выйдем из Ильинского храма и пройдем по его галереям и, где возможно, по приделам…
На первом плане — Северные врата небольшого Северного придела.
53.
64.
55.
Западная галерея
56.
Здесь мы поворачиваем налево и выходим к Покровскому приделу Храма Ильи Пророка
57.
58.
Это своды трапезной Покровского придела. Для удобства я их перевернул на 180 градусов.
59.
Иконостас Покровского придела.
60.
Первый иконостас придела, сооруженный к освящению храма в 1650 году — тябловый — был, по-видимому, выполнен артелью ярославских мастеров. В 1695 году его заменили новым барочным. Затем, в конце XIX века барочный иконостас также был разобран и снова заменен на резной, выполненный в русском стиле русском стиле. Резьба низкая барельефная, рельеф покрыт сусальным золотом, фоновые части раскрашены в красный, синий, зеленый цвет. Цокольную часть иконостаса украшают расписные деревянные панели.
61.
Здесь мы видим редкий для Ярославля тип смешанного иконостаса: он включает один ярус икон (местный чин) и два верхних яруса с изображением двунадесятых праздников, написанных на алтарной преграде. Четыре большие иконы и царские врата иконостаса были написаны в XVII веке и предположительно принадлежат кисти Федора Зубова. За правым клиросом стояла икона «Илья Пророк» XVI века, которая была местным храмов «Святой Вонифатий» второй половины XVII века. Сейчас обе иконы хранятся в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике.
62.
Сейчас мы находимся в Покровской галерее…
63.
Это врата в Придел Ризоположения
64.
И это как раз он и есть с внешней стороны храма…
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
Это вид Храма Ильи Пророка со звонницы Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле.
72.
Храм Пророка Ильи в Ярославле восхитил во всех отношениях. Можно было бесконечно находиться в этом потрясающим душу месте, впитывая Небесный Свет,Золотистую Радость, искреннее Прощение и Божественное Принятие…

Адрес: Советская площадь, 7 Режим работы: 8.30 — 19.00

Одно из уникальнейших храмовых сооружений не только Ярославля, но и всей русской православной архитектуры, относящейся к середине 17 столетия, можно увидеть на Советской площади города. Это прекрасная Ильинская церковь, или Церковь Ильи Пророка, украшающая главную городскую площадь.

Этот шедевр церковного строительства и внутренней стеновой фресковой росписи чудом сохранился с 17 века практически в первозданном виде и является сегодня одной из «визитных карточек» города и притягательной достопримечательностью даже при однодневном посещении города.

Ильинская церковь на Советской площади

История создания Ильинской церкви

До 1647 года на данной территории Земляного посада, недалеко от Волжских берегов, находилось два приходских храма, построенных из дерева – холодный Ильинский и теплый Покровский. Здания были уже достаточно ветхими, и два брата купеческих кровей – Скрипины — решили соорудить вместо них единый храм, который должен был увековечить память о самом первом городском храме – Ильинском, срубленном на территории сформированного при Ярославе Мудром Ярославского кремля.

Естественно, материализуется идея данной постройки братьями на свои средства, которых им было не занимать. Купеческая семья, занимающаяся торговлей, в том числе песцами, соболями и жемчугами, разбогатела, еще проживая в Великом Новгороде. Переехав в Ярославль, Скрипины становятся крупными поставщиками мехов и драгоценностей для царского и других богатейших дворов Москвы. Только скупка пушнины приносила им сумасшедшую прибыль. Однако богатство не мешало членам купеческого семейства быть религиозными и добропорядочными гражданами. Именно это и сподвигло их на сооружение самого высокого и прекрасного посадского храма.

Имена строителей и мастеровых, воздвигших эту великолепную церковь, историей не сохранились. Но они увековечены, как и другие безымянные рядовые созидатели Ярославля, среди наиболее важных скульптурных персонажей – в бронзовом образе Гражданина – на постаменте Памятника «1000 лет Ярославлю» в Парке «Стрелка».

Образ Гражданина — строителя Ярославля

Новая каменная холодная (т.е. неотапливаемая) Церковь Ильи Пророка строилась на земле самих Скрипиных в непосредственной близости к их купеческим палатам и хозяйственным строениям подворья. На проходившие рядом торговые улицы Пробойную (ныне Советскую) и Соколовскую вновь построенный храм выходил западным фасадом и северным. Многие члены купеческой династии Скрипиных были затем захоронены на территории северного храмового придела – в семейной усыпальнице.

Торговые ряды

Для строящейся церкви из московского Успенского собора поступил очень ценный подарок – частица Христовой ризы. Для размещения этого дара был сооружен дополнительный придел, названный Ризоположенским.

В самый страшный ярославский пожар 1658 года храм сильно обгорел снаружи, но его внутренних помещений огонь не затронул. Внутри собор был расписан значительно позже его сооружения, при вдове одного из создателей в начале 80-х годов 17 века. Для росписи храма была организована бригада из 15 ярославских художников. А руководить работой этой организованной артели были приглашены знаменитые мастера из Костромы – Г.Никитин и С.Савин.

Внутреннее убранство и роспись Храма Ильи Пророка

Роспись внутренних храмовых стен была осуществлена в рекордные сроки – за 3 месяца. Стены фасадов тоже были расписаны растительным орнаментом, ныне утраченным. Зеленые черепичные покрытия храмовых глав ослепительно сверкали под солнцем. В 18 веке та черепица была заменена традиционным для ярославских храмов чешуйчатым покрытием.

Церковь Ильи Пророка в 19 веке

Случилось так, что братья Скрипины не оставили наследников, но они оставили завещание, по которому их торговая фирма, земли и дома, и, конечно же, Ильинский храм – перешли городу. Таким образом, Церковь Ильи Пророка к концу 17 века стала приходской.

Храм главной городской площади

В конце 70-х годов 18 века во времена активной градостроительной политики Екатерины Второй был принят план регулярной застройки Ярославля. И именно Ильинская церковь стала отправной точкой создания сети новых улиц по радиально-кольцевому принципу.

Оказавшись на главной городской площади, Ильинский храм окружается административными учреждениями – Наместническим дворцом и симметричными корпусами Присутственных мест. По имени храма и новая площадь получает название Ильинской.

Вид Советской (бывшей Ильинской) площади с улицами сверху

В конце 19 века вокруг церковных помещений появляется кованая ограда, рисунок которой был изготовлен по эскизу академика А.Павлинова. Тогда же был проведен и текущий ремонт храма с заменой крыши и т.д. Все эти инициативы исходили от И.Вахрамеева – Ярославского мэра того периода. Говорят, что частично и на его деньги.

Церковь после ремонта конца 19 века

После революции и полноценного установления советской власти здание Ильинской церкви поступает в распоряжение Ярославского музея-заповедника, что его и спасло от уничтожения. Какое-то время храм был Антирелигиозным музеем, и в нем прямо под церковным куполом висел Маятник Фуко. В то же время в храм были помещены мощи Ярославских чудотворцев, перенесенные сюда в конце 30-х годов на всеобщее обозрение.

В храме неоднократно проводились поддерживающие здание реставрационные работы — в 50-е, 60-е и в 80-е годы. В конце 80-х Ильинская церковь была возвращена верующим и вновь освящена, но богослужения в ней совершаются только в праздничные дни.

Празднование 9 мая

Сегодня старейший Ильинский храм является основной достопримечательностью Советской площади, свидетелем всех основных праздничных мероприятий Ярославля и филиалом Ярославского музея-заповедника.

Архитектурная уникальность храма

Внешнее оформление

Ильинская церковь строилась как соборный храм византийского типа. Основным материалом для строительства служил большемерный красный кирпич, а на декор шел белый камень. До начала 18 века храм существовал в таком виде, затем он был побелен известкой с добавлением охры.

Архитектурная планировка Ильинского храма весьма своеобразна, а его внешняя структура привлекает внимание уже своей ярко выраженной ассиметричностью, что очень присуще многим ярославским храмам 17 столетия. Сложная ассиметричная планировка Ильинской церкви делает ее уникальным городским храмом, вид на которой с различных ракурсов совершенно неповторим.

Вид на Ильинский храм с северной стороны

Помещение центрального храма находится на высоком подклете и снабжено пятью крупными луковичными главами на барабанах, снабженных световыми оконными проемами. Сами барабаны имеют украшения в виде узорчатых поясков и изящных кокошников.

Вокруг основного храма группируются приделы, галереи и колокольня и все это вместе создает неповторимый архитектурный ансамбль, из гармоничного объединения которого вырываются вверх Колокольня и Ризоположенский придел. С южной стороны находится Покровский придел с Трапезной. На восточной стороне очень небольшой башенный придел Гурия, Самона и Авива с трехъярусным украшением из кокошников. Подклет этого придела и является семейной усыпальницей Скрипиных. Западная галерея соединяет Колокольню с Ризоположенским приделом.

Вид с западной стороны

Построенный позже остальных, Ризоположенский придел выделяется не только шатровым завершением, но и сочетанием удивительной легкости и величественности. На чуть вытянутом в высоту четверике, снабженном окошками, находится невысокий, но довольно крупный восьмерик. Место перехода одного в другое отмечено изящными угловыми кокошниками. Восьмерик плавно переходящий в ажурный восьмигранный шатер. Два нижних яруса шатра выделяются небольшими волнами кокошников, а идущие от них вверх грани декорированы параллельными выступами-насечками. Все эти детали создают ощущение легкости и изящности. Кроме этого придела в храме имеется еще два, один из которых – у южного фасада Покровский — вместе с Трапезной является теплым.

Колокольня находится на северо-западе храма. Выполнена она в строгом и простом ключе, без излишеств. Ее восьмигранное основание – восьмерик, имеет декоративные лопатки, скрывающие опоры и подчеркивающие граненое строение нижней части сооружения. Ярус звонницы имеет восемь арочных оконных проемов. Еще выше находятся «слухи» с наличниками — специальные отверстия для улучшения звукового резонанса. А белое шатровое завершение заканчивается зеленой луковкой и крестом.

Снаружи храмовые стены не расписаны, как было в конце 17 века, они просто отштукатурены, но при этом каждый из фасадов индивидуален. Фасады ансамбля с западной и северной сторон более декоративны и парадны. Они украшены такими архитектурными деталями как прорисованные арки, наличники разных форм, квадратные углубления ширинок, с резными вставками изображений фантастических животных.

Архитектурный декор стен

Живописное оформление сохранилось сегодня только на фронтоне западного крыльца. Это панно «Распятие», расположенное над входом в храм, реставрируется во время каждого ремонта.

Панно «Распятие» над западным входом

По всей длине карнизов можно видеть нарядный позолоченный железный подзор. Как и центральный купольный крест этот подзор выполнен неизвестными ярославскими кованых дел мастерами в 17 столетии.

Внутреннее убранство: росписи, иконостас и т.д.

Четырехстолпное внутреннее пространство храма имеет множество объемов, шатровый и купольный приделы, пять престолов и шатровую колокольню. Все помещения связаны между собой крытыми галереями, стены которых, как и стены самого храма покрыты фресковыми росписями на библейские и бытовые сюжеты. Эта роспись чудом сохранилась со второй половины 17 века. Ее только неоднократно очищали от пылевого и грязевого налетов.

Фресковые росписи внутренних помещений Ильинского храма

Прогулка по всем трем храмовым галереям – это знакомство с уникальнейшей стеновой живописью, являющейся настоящим шедевром данного вида искусства. Самым интересным галерейным коридором является путь от Розоположенского придела к Колокольне. Галереи расписывались еще годы спустя после оформления основного храмового интерьера.

Фресковая роспись центрального зала выполнена в шесть ярусов. По нижнему – первому ярусу – идет сказочно красивый орнамент. Второй ярус посвящен жизнеописанию Пророка Елисея, являющегося учеником Ильи Пророка. Здесь присутствуют сцены жатвы и воскресения умершего младенца.

Стеновая роспись

В сценах третьего яруса запечатлены известные фрагменты жития Ильи, его чудеса врачевания и контакты с народом. Четвертый ярус посвящен житию Апостолов, а пятый и шестой – сюжетам Евангелия.

Резной, покрытый золотом иконостас главного храма выполнен в конце 17 века в стиле московского барокко. Он поражает своим изяществом и богатейшей коллекцией древних икон, часть из которых принадлежит кисти Ф.Зубова, одного из известнейших иконописцев того периода.

Иконостас

Отдельно нужно обратить внимание на тонкую работу резчиков по дереву, оформлявших сам иконостас, царские врата и надпрестольную сень. На шести иконостасных ярусах находятся самые старинные иконы. По центру расположены иконы, принадлежавшие купеческой семье Скрипиных. Все они были когда-то в богатых окладах с жемчугом и драгоценными камнями.

Филигранная резьба в оформлении Иконостаса

Иконостасы приделов несколько отличаются от главного, но они так же содержат старинные и ценнейшие иконы. Общую картину потрясающего древнерусского искусства довершают предметы ценнейшей церковной утвари.

Церковь Ильи Пророка

Отзывы Церковь Ильи Пророка (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Комплекс церкви Ильи Пророка в Ярославле

Нарядная церковь Ильи Пророка в центре Ярославля видна издалека. На площади, посреди которой она расположена, замыкается сразу несколько улиц, так что храм становится во главе радиально-кольцевого градостроительного плана. Редчайший памятник русского искусства, Ильинская церковь стала выдающимся образцом ярославской школы архитектуры и живописи, ярким свидетельством самобытности и красоты провинциальных городов 17 века. Уникальность её заключается ещё и в том, что церковь сохранилась до нашего времени в первозданном виде, практически без изменений. Храм был построен в 1647—1650 гг. по заказу влиятельных купцов братьев Скрипиных на их личном подворье. Он представляет собой сложный гармоничный ансамбль из основного пятиглавого четверика с пятью луковичными куполами тёмно-зелёного цвета, крытого галерей по его сторонам, восьмигранной колокольни и Ризоположенского придела.

Редчайший памятник русского искусства, Ильинская церковь стала выдающимся образцом ярославской школы архитектуры и живописи, ярким свидетельством самобытности и красоты провинциальных городов 17 века.

Внешнее убранство церкви просто роскошно: каждый фасад имеет своё художественное решение, углублённые окна обрамлены наличниками, фактурность придают арки и профилированные ширинки, барабаны украшены поясами и окружены кокошниками, привлекают внимание нарядные изразцы. С трёх сторон, кроме алтарной, по периметру храма идёт двухъярусная галерея. С севера и запада входами на галерею служат два крыльца, украшенные декором и узорами. Фронтон западного крыльца, открытого на площадь, дополнительно украшен фреской «Распятие».

История церкви в 20 веке

К концу 19 века из-за бедности прихода церковь Ильи Пророка долгое время не ремонтировалась, пока, наконец, окончательно не обветшала. Второе рождение она обрела на рубеже веков, после масштабной, очень тщательной и качественной реставрации. В 1904 г. церковь вновь заблистала своей былой красотой и была открыта для богослужений вплоть до 1920 г., после чего преобразована в музей.

С началом 1930-х над храмом нависла угроза сноса. От рвения Союза воинствующих безбожников святыню спасли работники культуры, в частности, директор музея Н. Кузнецов. В 1938 г. в Ильинской церкви открылся антирелигиозный музей, который просуществовал всего три года до начала войны. В послевоенные годы церковь ещё какое-то время функционировала как склад для музейных экспонатов, только в 1955 г. было решено вернуть её верующим. После длительной и тщательной реконструкции церковь Ильи Пророка открылась вновь. В 1989 г. её снова освятили, и с тех пор в храме проходят службы по большим православным праздникам, а в тёплый период года посетителей принимает музей.

История создания храма

Церковь Пророка Ильи по легенде была самой первой церковью в городе Ярославль. Есть даже интересное литературное произведение тех лет под названием «Сказание о построении града Ярославского», в котором довольно подробно ведется летопись того временного периода. Вообще семнадцатый век был богат на разнообразные исторические события. Вспомнить хотя бы период правления Иоанна Грозного с его системой опричнины и начало Смутного времени. Тогда намечался и существенный церковный раскол. Церковь Ильи Пророка была создана на месте двух деревянных старинных храмов, возведенных по приказу князя Ярослава Мудрого в честь его легендарной победе над медведем. К слову сказать, благодаря этой победе и оказался медведь на гербе Ярославля.

Строительство церкви было начато в 1647 году на месте церкви Покрова Богоматери и церкви Ильи Пророка. Здание постепенно возводилось на денежные средства купцов Скрипиных, которые в то время считались одними из самых богатых и влиятельных купцов на Руси. Строительство велось относительно недолго благодаря посильной помощи купцов Скрипкиных и по завершению строительного процесса братья Скрипины были одарены частицой ризы Иисуса Христа, которую им вручил патриарх Иосиф в честь этого знаменательного события. Церковь Ильи Пророка перенесла даже и серьезный пожар в далеком 1658 году. Она обгорела снаружи, но не пострадала при этом внутри. Особенную роль играет роспись стен церкви, выполненная в лучших традициях ярославской школы иконописи. Роспись осуществляли известные на то время художники из Костромы Сила Савин и Гурий Никитин. Работали художники со своими мастерами и подмастерьями. Пятнадцать человек расписывали стены церкви Ильи Пророка чуть более трех месяцев. И то что вышло из под пера великих мастеров по-настоящему поражало воображение простого обывателя.

Архитектура церкви

Отдельно стоит сказать и об архитектурных особенностях этого замечательного здания. В семнадцатом веке фасады церквей были скуповатые, гладкие и белые. Но художники из Костромы расписали фасады яркими цветами и образами святых. К сожалению, сейчас эта уникальная роспись утрачена. Реставраторам удалось лишь сохранить старинную побелку самого здания. Но внешне церковь практически не изменилась, даже издалека можно заметить сверкающую и переливающуюся зеленую черепицу на главах храма.

Примерно в 1778 году Ярославль получил регулярный план застройки города. Церковь Пророка Ильи стала одним из центров радиально-кольцевой планировки Ярославля. Вокруг церкви расположилась Ильинская площадь, которая сейчас называется привычно Советской. А вот рядом с церковью Ильи Пророка имеются еще и административные здания города Ярославля. Ограда вокруг храма была создана в 1896 году. Многие жители и туристы отмечают, что она отлично гармонирует с остальным церковным ансамблем. Ограда была спроектирована по наброску академика Павлинова. Еще до революции церковь ремонтировалась на денежные средства И.А. Вахрамеева, который в то время являлся главой города Ярославля. Несмотря на революционные волнения и приход советской власти церковь Ильи Пророка выстояла. В 1920 году она была передана Ярославскому музею-заповеднику, и именно благодаря этому ее удалось фактически чудом уберечь от сноса. Позднее в здании проводились разнообразные реставрационные работы.

Внутреннее убранство церкви Пророка Ильи в Ярославле

Церковь Ильи Пророка является многообъемным храмом, стоящим прямо на четырех столпах. Есть шатровая колокольня и шатровые приделы, соединенные галереей. Особенно радует роспись на стенах здания, она содержит в себе много бытовых сцен, каждая деталь прорисована с особым умением и любовью. На росписные стены храма можно любоваться буквально бесконечно. В храме есть уникальный резной и позолоченный иконостас. На нем расположены древнейшие произведения иконописи. Если обратить свой взор на фронтон западного крыльца храма, то можно увидеть замечательную композицию «Распятие». Эта композиция тщательно обновлялась при каждой реставрации храма.

Церковь Ильи Пророка стоит на подклете. Зеленые главы храма увенчаны золотыми крестами, которые видно даже издалека. Нельзя не сказать и о главном кресте храма, который был выкован из высококачественного железа. Это изделие является выдающимся произведением ковалей города Ярославля. Работа настолько уникальная, шедевральная, что не верится тому, что в начале семнадцатого века возможным было применение подобных технологий художественной ковки.

Вся церковь состоит из приделов и галерей. Искусствоведы отмечают, что особой самобытностью и красотой отличается галерея, которая соединяет колокольню прямиком до придела Положения риз. Большая светлая колокольня покрыта прочной черепицей, созданной по старинным эскизам русских мастеров. Посещение церкви Ильи Пророка входит в обязательную программу тура по Золотому Кольцу России, ведь это еще и исторический памятник России, настоящее наследие семнадцатого века. Храм является одной из визитных карточек Ярославля, и сложно представить этот великий русский город без церкви Ильи Пророка. В церкви проходят службы, этот храм действующий на сегодняшний момент.

Адрес: Советская площадь 7

Церковь Ильи Пророка (Ярославль), история ее создателей

Раньше люди верили в Бога искренне, всей душой. Те, кому позволяли средства, почитали за высшее благо часть своих сбережений отдать на строительство храмов Господних. Так, в 17-м веке братья Скрипины Вонифатий и Аникей (Иоаникей), перебравшиеся в Ярославль из Новгорода после того, как его захватил Иван Грозный, возвели церковь Ильи Пророка, как они говорили, для спасения своих душ и душ родителей.

Скрипины были весьма состоятельными купцами. Они занимались перепродажей пушнины и драгоценных каменьев, скупая товар у сибирских старателей и охотников за копейки. Этот бизнес приносил огромные прибыли. Кроме того, они торговали церковной утварью. Скрипины, как и все очень богатые люди, пользовались большим уважением. Иоаникей несколько лет был земским старостой, даже имел престижный и важный чин гостя государева. Жили братья в одном дворе, все дела вели сообща. По странному стечению обстоятельств умерли они тоже примерно в одно время – Иоаникей в 1660 году, а Вонифатий в 1661-м. Наследников после себя братья Скрипины не оставили, но благодаря созданной их стараниями великолепной церкви память о них пережила века.

История строительства

Целых три года строилась церковь Ильи Пророка в Ярославле. 17 век характерен тем, что для возведения храмов уже брали не дерево, а более прочный и долговечный кирпич. Этот материал использовали и Скрипины, благодаря чему церковь Ильи Пророка уцелела после великого пожара 1658 года, опустошившего пол-Ярославля. Кирпич клали красный и сначала его не белили, но сейчас обязательно покрывают белой краской.

Сперва церковь состояла из пятиглавого храма Ильи Пророка, окруженного двухъярусной галереей, и двух приделов – теплого Покровского, где шли службы, и покровителей семейного очага Самона, Авива и Гурия. В подклете этого придела была семейная усыпальница Скрипиных, здесь похоронены братья Иоаникей и Вонифатий, его жена Иулита, пережившая мужа на 21 год, третий брат Иван Скрипин и его сын Илларион.

Всей душой желая облагодетельствовать свой любимый Ярославль, церковь Ильи Пророка Скрипины возводили, не жалея ни средств, ни сил. Братья сами руководили строительными работами, поставляли всю необходимую утварь, включая парчовые ткани, иконы, колокола, которые они вылили на собственные деньги. Иулита нашла для церкви художников. Она пригласила известных в те времена живописцев Силу Савина, Дмитрия Семенова, Гурия Никитина, Федора Игнатьева.

Церковь Ильи Пророка (Ярославль): описание

Эта церковь возведена по византийскому образцу храмового строительства. В плане она имеет вид креста, внутри установлены 4 столба-опоры, соединенные подпружными арками. Столбы делят храм на несколько нефов, пересечение которых определяет, где располагать купола. Они всегда открыты внутрь залов и находятся на специальных круглых основаниях, именуемых световыми (то есть с окошками) барабанами, украшенными кокошниками. В храме Ильи Пророка, возведенном в крестово-купольном стиле, купола были заменены на луковки, символизирующие пламя свечи. Всего их пять – один высокий в центре и четыре чуть пониже по бокам. Это символизирует Иисуса Христа с четырьмя евангелистами. Цвет луковиц зеленый. Это тоже имеет значение и говорит о том, что храм посвящается Святой Троице. Луковки, как и все покрытие церкви, выполнены из железа.

Галереи окружают храм с трех сторон. С каждой имеется по очень красивому крыльцу на арках. Крыльцо с западной стороны является центральным входом в храм.

Здание церкви Ильи Пророка стоит на так называемом подклете, представляющим собой подвал, где хранят церковную утварь.

Внутренний интерьер

Безмерно восхищают своим великолепием фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле. В центральном зале они выполнены в 6 ярусов. Самый нижний – орнаментальный, но и он сказочно красив. Во втором ярусе можно видеть сцены из жизни ученика пророка Ильи, святого Елисея. Особенно выделяются фрески, где изображена жатва, рождение младенца, который практически сразу умер, а святой Елисей его воскресил. Третий ярус посвящен житию и славным делам (врачеванию, помощи, общению с народом) самого пророка Ильи. В четвертом ярусе можно созерцать сцены из жития апостолов, также занимающихся богоугодными делами. Два последних яруса художники посвятили сценам из Евангелия.

Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле создавались на протяжении нескольких десятилетий. Так, росписи галерей были завершены к 1716 году. Здесь также много бытовых сцен с участием святых, помогающих простым людям. Все художественные работы сохранены в первозданном виде. На протяжении столетий они лишь слегка реставрировались. Особенно часто это приходилось делать в теплом Покровском приделе из-за разницы температур внутри и снаружи здания.

Кроме фресок, интерьер внутри церкви необычайно украшает и дополняет резьба по дереву, окаймляющая царские врата, использующаяся для создания иконостасов и надпрестольной сени. Рассказывая о церкви Ильи Пророка, нельзя не упомянуть и мастера-живописца Федора Зубова, который писал здесь многие образы святых после пожара 1658 года.

Иконостасы

Пять великолепно выполненных иконостасов имеет церковь Ильи Пророка (Ярославль). Фото демонстрирует, как выглядит центральный. Он включает более 100 икон, созданных в разное время и расположенных в несколько ярусов. Сначала этот иконостас имел вид 4 брусьев, покрытых серебристой краской и украшенных цветочным орнаментом. На брусьях располагались иконы. Примерно в 1696 году мастер Илья Якимов по предписанию духовенства сделал новый иконостас, которым мы любуемся до сих пор. Его стиль – московское борокко. Здесь имеется шесть ярусов с выступающими резными карнизами. Колонки между иконами также резные. Они выполнены из дерева, но так искусно, что кажется, будто настоящие виноградные лозы вьются и тянутся вверх. В центральный иконостас помещены иконы, которые передали церкви братья Скрипины. Они имели богатые оклады, инкрустированные жемчугами и драгоценными каменьями.

Иконостас, расположенный в приделе Варлаама Хутынского, намного проще, без красивой резьбы на царских вратах и колоннах, ограждающих иконы.

Иконостас в Покровском приделе сначала сооружался по такому же принципу, как и центральный, то есть был на брусьях (тябловый). В дальнейшем его переделали на барочный. То же касается и иконостаса в приделе Самона, Авивы и Гурия.

Второе рождение

В момент основания были не только чудесные внутренние, но и наружные росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, украшавшие ее фасады. Сейчас эта роспись утрачена, остались лишь некоторые элементы. Скрипины завещали свои земли и торговые места на содержание возведенной ими церкви, но все их имущество отошло городским властям. Денег на храм выделялось очень мало, поэтому он постепенно разрушался. В 1896 году меценат и большой ценитель искусства И. А. Вахромеев, получив разрешение Синода, на личные деньги взялся восстанавливать церковь Ильи Пророка. Вокруг нее соорудили решетку, сделанную по проекту академика Павлинова, поменяли металл на крыше и главах, вставили новые окна, оштукатурили и покрасили наружные стены и выполнили еще ряд работ. Завершили реставрацию в 1904 году.

После революции в храме хотели сделать музей, потом склад, потом собрались и вовсе ее снести. Спасли церковь, рискуя своими жизнями, сотрудники сектора архитектуры и работники музея в Ярославле Н. В. Кузнецов, Н. Н. Померанцев и П. Д. Барановский. Перед войной в здании церкви открыли атеистический музей. С 1945-го по 1955 годы здесь хранились музейные фонды. Восстанавливать церковь Ильи Пророка после всех пережитых ею бед начали с 1956 года. Сейчас она работает все дни недели (кроме среды) с 9 утра до 7 вечера.

Православие в Ярославской области

История

В 991 году от Рождества Христова, по прошествии трех лет после Крещения Руси, проповедники православной веры достигли Ростовской земли, населенной язычниками, и учредили здесь епископскую кафедру — центр просвещения страны, ставшей впоследствии великой Россией. На территории современной России это самая древняя епархия Русской Православной Церкви, учрежденная на год раньше архиерейской кафедры Великого Новгорода.

Возникнув в числе первых шести епископских кафедр, основанных святым равноапостольным князем Владимиром, Ростово-Ярославская епархия созидалась трудами ее первых епископов — Феодора, Илариона, святителя Леонтия Ростовского, имя которого стало символом победы евангельского слова над тьмой языческого неверия.

За свою более чем тысячелетнюю историю Ростово-Ярославская епархия явила множество святых и подвижников благочестия. Среди них святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Димитрий Ростовский, святой праведный воин Феодор Ушаков и многие другие.

Уже в домонгольский период на территории епархии возникают первые монастыри, два из которых — Авраамиев Ростовский и Никитский Переславский — существуют и по сей день.

В 1238 году во время Батыева нашествия на Ростово-Ярославской земле произошла битва на реке Сить, где собранные с разных концов Русской земли воины под водительством святых благоверных князей Георгия Владимирского и Василько Ростовского положили жизни за свою землю. В годы монголо-татарского ига Ростово-Ярославской землей мудро управляли князья Василий и Константин, Феодор, Давид и Константин Ярославские, Роман Угличский. Из руин и пепелищ своим личным подвигом возрождали они благолепие родного края.

Переславская земля дала России ее первого великого военачальника — святого благоверного князя Александра Невского. В 1314 году была явлена чудотворная икона Матери Божией «Толгская», чей лик преисполнен скорби о Русской земле и ее многострадальном народе. На месте явления чудотворного образа близ Ярославля был основан монастырь, ставший в конце ХХ века, после многих десятилетий гонений на Церковь, первой возрожденной женской обителью на территории России.

В том же 1314 году в Ростове Великом родился преподобный Сергий Радонежский. Здесь прошло детство и отрочество игумена земли Русской, подвигом которого начиналось духовное освобождение и собирание Святой Руси. Ученики преподобного Сергия основали на родной земле своего учителя множество обителей, просиявших иноческим подвигом. Из этих монастырей православные подвижники шли на север, приобретая своим молитвенным подвигом новые, доселе неизведанные земли для Российского государства.

В 1437 году на Ростовской земле был чудесно обретен Годеновский крест, прославившийся впоследствии множеством чудотворений. В конце XVI века Угличская земля приняла в себя кровь последнего Рюриковича — святого благоверного царевича Димитрия. В начале XVII века, в годы Великой смуты, Ярославль становится одним из центров освобождения Российского государства. По благословению преподобного Иринарха Затворника и под водительством Минина и Пожарского здесь собиралось ополчение, работало правительство, чеканилась монета.

Расцвет духовной культуры XVI-XVII веков выразился в строительстве великолепных каменных храмов, в развитии иконописи и фресковой живописи, колокололитейного производства. Символами этой эпохи является Ростовский кремль — «сказка в камне», воздвигнутая митрополитом Ростовским Ионой (Сысоевичем) и храм Ильи Пророка г. Ярославля.

Имя святителя Димитрия Ростовского стало синонимом и символом православного духовного образования, просвещения и миссионерства. Составленные им Четьи-Минеи были любимым чтением русского человека, сформировавшим его душу, характер и нравственный идеал. В 1788 году кафедра правящего архиерея была переведена из Ростова Великого в Ярославль.

В числе 93-х архиереев, правивших епархией на протяжении ее более чем тысячелетней истории, 24 святых, многие видные иерархи, среди которых святитель Феодор, племянник преподобного Сергия, святитель Арсений (Мацеевич), святитель Филарет (Дроздов), митрополит Филарет (Амфитеатров), архиепископ Ионафан (Руднев) и другие. Из Ярославской земли три архипастыря были призваны к Патриаршему служению: св. Патриарх Иов, Патриарх Филарет (Романов) и св. Патриарх Тихон.

В 1747 году была учреждена Ярославская духовная семинария, закрытая в 1918 году и возрожденная в 2006 году. Среди ее выпускников — канонизированный Православной Церковью в Америке святитель Иоасаф, епископ Кадьякский, просветитель Аляски; священномученик Андроник, архиепископ Пермский, и другие подвижники благочестия.

В XIX — начале XX веков в Ярославской епархии трудились такие выдающиеся делатели на ниве Христовой, как протоиереи Родион Путятин и Аристарх Израилев, церковный композитор священник Василий Зиновьев.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский неоднократно посещал Ярославскую епархию, основав на ее земле два монастыря. В годы безбожных гонений Господь принял в Свои обители сонм новомучеников и исповедников Ярославской земли, среди которых святитель Агафангел, исповедник, митрополит Ярославский; священномученики Серафим, архиепископ Угличский и Вениамин, епископ Романово-Борисоглебский. С Ярославской землей связаны также имена святителей Луки (Войно-Ясенецкого), Афанасия (Сахарова) и преподобного Серафима Вырицкого.

Настоящее время

Сегодня Ярославская епархия насчитывает в своем составе около 300 приходов, 19 монастырей, 11 подворий, скит, духовную семинарию, 5 православных гимназий, школу звонарей, иконописную и регентскую школы. При педагогическом университете открыта кафедра теологии. Ежемесячно выходит в свет журнал «Ярославские епархиальные ведомости» — первое подобное издание в России, вышедшее в свет в апреле 1860 года при архиепископе Ниле (Исаковиче).

За последние годы в храмы вернулись такие великие святыни, как Толгская икона Божией Матери и частица святой Ризы Господней. К их благодатной силе прибегают множество паломников, которым также полюбились чудотворные источники преподобных Иринарха Затворника и Никиты Столпника, прославленные множеством исцелений, Иринарховский, Казанский, Романово-Борисоглебский, Толгский и Волжский крестные ходы, собирающие тысячи участников.

>Населённые пункты

  • Ярославль
  • Мышкин
  • Переславль-Залесский
  • Ростов Великий
  • Рыбинск
  • Сить-Покровское
  • Углич

Святые подвижники

Некоторые имена Собора Ростово-Ярославских святых:

  • Авраамий (в миру Аверкий) Ростовский, архим., чудотворец: †1073-1077
  • Агафангел (Преображенский), Ярославский, митр., исп.: †1928; Окт. 3
  • Александр (в схиме Алексий) Невский, вел. князь: †1263
  • Анастасия Угличская, игумения, прмц.: †1609
  • Антоний Ростовский, еп.: †1336
  • Арсений (Мацеевич), Ростовский, митр.
  • Афанасий Ростовский, Христа ради юродивый: †XVII
  • Варсонофий Угличский, иером., прмч.: †1609
  • Василий Всеволодович Ярославский, князь: †1249; Ин. 8; Ил. 3
  • Вассиан Угличский, Рябовский, прп., чудотворец: †1509; Ф. 12; М. 21; Ин. 11
  • Герасим Угличский, архим., прмч.: †1609; М. 24
  • Гурий Угличский, прмч.: †1609; М. 24
  • Давид Ярославский, князь, сын св. Феодора Смоленского, чудотворец: †1321; Мр. 5; Ин. 22
  • Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), митр.: †1709
  • Димитрий Угличский, Прилуцкий, князь: †после 1540; М. 19
  • Дионисий Грек, Ростовский, архиеп.: †1425; Окт. 18
  • Дорофей Югский, Ярославский, прп.: †1622; Ин. 5
  • Евфимий Угличский, иером., прмч.: †1609; М. 24
  • Ефрем Ростовский, архиеп.: †1454; Мр. 27
  • Иаков Архипов, иерей, сщмч.: †1937; Ав. 13
  • Игнатий Кавказский (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов), еп.: †1867; Ап. 30
  • Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец: †1580
  • Иоанн Дунаев, иерей, сщмч.: †1938; Ф. 26
  • Иов Московский и всея Руси, патриарх: †1607; Ап. 5; Ин. 19
  • Ираида Тихова, исп.: †1967; Ил. 25
  • Иринарх (в миру Илия) Ростовский, затворник: †1616; Ян. 13
  • Кирилл Радонежский, схим., отец прп. Сергия Радонежского: †до 1337
  • Константин Ярославский, князь, сын св. Феодора Смоленского, чудотворец: †до 1321
  • Макарий Угличский, прмч.: †1609; М. 24
  • Мария Данилова, мц.: †1946; Д. 30
  • Мария (Корепова), инокиня, исп.: †после 1942
  • Мария Радонежская, схимонахиня, мать прп. Сергия Радонежского: †до 1337
  • Моисей Оптинский, схиархим.: †1862; Ин. 16
  • Никита Столпник, Переяславский, прп., чудотворец: †1186; М. 24
  • Никодим (Кротков), Костромской, архиеп., сщмч.: †1938; Ав. 8
  • Онуфрий Угличский, прмч.: †1609; М. 24
  • Павел Ростовский, Борисоглебский, игумен: †после 1409; Окт. 22
  • Серафим (Самойлович), Угличский, архиеп., сщмч.: †1937; Окт. 22
  • Сергий Радонежский, игумен, всея России чудотворец: †1392
  • Фекла (в миру Феодосия) Переяславская, прп., мать Даниила Переяславского: †XV-XVI; Ап. 7
  • Феодор Богоявленский, иерей, исп.: †1933; Ян. 28

Святыни

  • Борисоглебский монастырь. Преподобный Иринарх Затворник

В Борисоглебском монастыре подвизался прп. Иринарх, затворник Ростовский († 1616), по преданию предсказавший разорение Москвы польскими войсками и благословивший князей Д. М. Пожарского и М. В. Скопина-Шуйского на борьбу с интервентами. В монастыре возле ограды находилась тесная, длиной 3 м, шириной менее 1,5 м, келья прп. Иринарха (восстановлена в кон. 90-х годов XX в.), в которой подвижник провел 38 лет в затворе, прикованный цепями к стенам. Вериги подвижника состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки. В кон. 90-х годов XX в. Угличский музей передал в Борисоглебский монастырь часть вериг подвижника. Прп. Иринарх был погребен в выкопанной им самим могиле, в настоящее время его мощи почивают под спудом в Илиинском приделе Борисоглебского собора.

  • Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский).

Переславская земля — родина святого благоверного князя Александра Невского. В настоящее время в городе сохранилась Соборная площадь, где в княжеских палатах родился святой благоверный князь. Одно из памятных мест, которое связано с именем святого, — Спасо-Преображенский собор. Построенный в XII веке, — это уникальный памятник владимиро-суздальской школы зодчества. В этом соборе крестили князя Александра. В городе сохранились: Александрова гора у северо-восточного побережья Плещеева озера, на которой в XIII веке князь Александр основал Александров Борисоглебский монастырь; церкви Александра Невского и Сретенская XVIII века, построенные в честь Святого благоверного князя.

  • Никитский мужской монастырь города Переславля-Залесского. Преподобный Никита Столпник

С Никитским монастырем связано и имя первого из переславских святых — Никиты Столпника. Он служил сборщиком княжеских податей. Исцелял многих людей и недалеко от обители «ископал студенец», вода из этого источника и сегодня считается святой. Погребен Никита Столпник был на территории Никитского монастыря, официально канонизирован в ХVI веке. В 2000 году произвели вскрытие его мощей, и сегодня они покоятся в Благовещенском храме.

  • Свято-Никольский женский монастырь города Переславля-Залесского. Благоверный князь Андрей Смоленский и преподобный Корнилий Молчальник

Он был основан предположительно в 1348 году. Основателем его стал Дмитрий Прилуцкий, ученик преподобного Сергия Радонежского, не раз посещавшего Никольскую обитель. В храмах обители покоятся мощи двух переславских святых — благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника.

  • Свято-Троицкий Данилов мужской монастырь города Переславля-Залесского. Преподобный Даниил

Основатель монастыря — инок Переславского Никитского монастыря Даниил († 7 апреля 1540), духовник великого князя Василия III. Среди его учеников, живших в обители, был святой Герасим Болдинский — впоследствии основатель Троицкого Болдина монастыря. Умер Даниил в глубокой старости, в 1540 году, незадолго до этого передав настоятельский пост своему постриженику Илариону. По приказу Ивана Грозного один из послушников монастыря составил житие преподобного. В 1653 году были обретены мощи Даниила, и он был канонизирован. Мощи святого Даниила покоятся в Троицком соборе, где есть придел его имени.

  • Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь. Святитель Димитрий Ростовский

В обители почивают мощи святителя Димитрия Ростовского, под спудом — мощи святителя Иакова Ростовского, преподобного Авраамия Ростовского. Хранится Ватопедская икона Божией Матери.

  • Воскресенский собор города Тутаева. Икона Спаса Всемилостивого

Храм расположен в правобережной, западной части города, бывшей Борисоглебской слободе, которая в настоящее время стала центральным районом города. Одна из наиболее почитаемых икон собора – огромный трехметровый поясной образ Спаса Всемилостивого, созданный, по преданию Дионисием Глушицким.

  • Свято-Введенский Толгский женский монастырь. Толгская икона Божией Матери. Мощи святителя Игнатия Брянчанинова

Основан как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором на месте чудесного обретения им иконы Богородицы (Толгская икона), ставшей главной святыней обители. Главные святыни обители — частица Ризы Господней, чудотворная икона Божией Матери «Толгская», икона Божией Матери «Знамение», мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), частицы мощей святителя Николая чудотворца, великомученицы Варвары, бессребреников Космы и Дамиана, мученика царя Стефана Дечанского, Киево-Печерских святых.

Казанский женский монастырь города Ярославля. Мощи святителя Агафангела По легенде, перед основанием Казанского монастыря произошло необычное явление Ярославской Казанской иконы Божией Матери; она была привезена в город Романов в 1588 году. При разграблении Романова в 1609 году икону вывезли. Затем она была выкуплена в Ярославле. С 2002 г. возрожден старинный крестный ход с Казанской иконой до Тутаева (бывший Романов-Борисоглебск). С 2000 г. в казанской обители покоятся чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых, новомученников и исповедников.

  • Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь. Частица мощей святителя Афанасия Великого

Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. После изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. 28 января 2012 года в Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь города Ярославля епископ Рыбинский Вениамин доставил ковчег со святыми мощами святителя Афанасия Александрийского — покровителя обители. В обители находится список чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Это чудотворный список того самого образа XIV века, с которым ходили Минин и Пожарский, собирая ополчение в Ярославле, перед которым молились о победе русского оружия над поляками и избавлении от моровой язвы.

  • Успенский кафедральный собор города Ярославля. Мощи святых князей Феодора, Давида и Константина

Успенский собор в Ярославле — в XVIII-XX вв. кафедральный храм Ростовско-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле на стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения в 1937 году. Восстановление храма началось в 2004 году. Собор был освящён патриархом Кириллом 12 сентября 2010 года. С 2011 года в соборе почивают мощи святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина.

Монастыри

Все монастыри Ярославской области

Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь

История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой.

Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев.

Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, ул. Энгельса

Телефон: (48536) 7-43-69; (48536) 7-70-02

Сайт: http://www.rostov-monastir.ru/

Никольский Переславский женский монастырь

Основал Никольский монастырь преподобный Димитрий Прилуцкий около 1350 года. Это было трудное для Руси время татаро-монгольского ига, а, кроме того, по свидетельству Летописцев «вся Россия испытала тогда гнев Небесный: явилась жестокая язва, известная в летописях под именем черной смерти.

В 1354 году произошла первая встреча преподобных Димитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Встретились они в Переславле, куда преподобный Сергий прибыл для рукоположения в сан пресвитера. Под влиянием бесед со святым Игуменом преподобный Димитрий ввел в Никольском монастыре общежительный устав, неизвестный до того на Севере Руси. Преподобный Димитрий часто посещал игумена Сергия для духовных бесед о том, как бы лучше управить иноческим общежитием и людей избранных привести к Богу. По преданию, и преподобный Сергий посещал своего духовного друга в устроенной им обители и молился здесь в Никольском храме.

Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, ул. Гагарина, 43

Телефон: (48535) 7-00-10

Горицкий Успенский мужской монастырь

Мужской монастырь, основанный в 1-й пол. XIV в. В XVI в. в монастыре начинается каменное строительство, к XVIII в. один из богатейших в городе. В 1744 преобразован в архиерейский дом вновь созданной Переславской епархии, перестроена большая часть зданий. В 1788 епархия упразднена, архиерейский дом закрыт, монастырский собор в 1788-1838 числился городским, постройки переданы городу, часть их пустовала. В 1881 на территории быв. монастыря открыто духовное училище. С 1919 на территории действует музей. В настоящее время — Переславский историко-архитектурный музей-заповедник.

Примечания: Название монастырю дано по его местонахождению на возвышенности — на «горице». В XIV-XV вв. в монастыре подвизались прп. Димитрий Прилуцкий и прп. Даниил Переславский.

Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Музейный пер., 4

Телефон: (48535) 2-31-24

Храмы

Храмы Ярославля

Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля.

Адрес: Советская пл., 7, Ярославль, Ярославская обл., Россия

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)

Спасо-Преображенский собор – древнейший храм в Переславле-Залесском.

Он был заложен Юрием Долгоруким в 1152 году, приблизительно в одно время с другими соборами, заложенными великим князем во Владимире, Кидекше и Юрьеве-Польском. Преображенский собор в Переславле из всех построек Юрия Долгорукого сохранил наиболее близкий к первоначальному вид. Ровесники собора – высокие земляные валы — также Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском сохранились до наших дней, хотя и стали немного ниже.

В этом сооружении древним мастерам удалось в простой и совершенной форме создать архитектурный образ небольшого, но монументального главного обшественно-культового здания феодального города-крепости.

Адрес: Ярославская область, Переславль-Залесский, ул. Советская, Красная пл.

Проезд: Из Москвы от автовокзала (м. Щелковская) до Переславля-Залесского (прямой автобус) или транзитными автобусами на Ярославль, Кострому.

Храм во имя святителя Иоанна Златоуста (Годеново)

В середине XIX века к пятиглавому храму пристроены каменный придел и колокольня. Имелось два престола: во имя святителя Иоанна Златоуста и во имя Боголюбской иконы Божией Матери. При храме была церковно-приходская школа.

В январе 1997 года, когда Свято-Никольский женский монастырь получил надел пахотной земли в селе Годеново, храм святителя Иоанна Златоуста стал подворьем обители.

Адрес: Ярославская обл., Ростовский м/о, с. Годеново.

Телефон: 8(48535) 3-06-45

E-mail: eustolia@rambler.ru

Собор Спаса Нерукотворного Образа (Кукобой)

Строительство храма началось в 1909 году на средства благочестивого купца Ивана Агаповича Воронина, родом из деревни Рябинки, что в 3-х километрах от Кукобоя.

Жил он в Петербурге и был одним из руководителей крупнейшего акционерного общества по проектированию и строительству храмов. Разбогатев, Воронин не забыл своих односельчан, и, приехав в село, предложил им на выбор – строительство собора в Кукобое или железной дороги до Пошехонья (60 километров по непроходимым лесам и болотам). Тогда миряне единодушно выбрали собор, хотя в селе и была добротная действующая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. На строительство храма Воронин пожертвовал 1 миллион царский рублей.

Адрес: Россия, Ярославская область, Первомайский район, с.Кукобой

Проезд от Ярославля:

1) по шоссе на Вологду до Пречистого, далее налево через Козу и Семеновское;

2) по Тутаевскому шоссе через Рыбинск, Пошехонье, Семеновское

Храм Воскресения Христова (Вятское)

Кирпичная церковь, построенная в 1750 в духе традиционного зодчества. Высокий пятиглавый четверик с поясом кокошников под карнизом, с обширной трапезной и очень стройной столпообразной шатровой колокольней. Декор выдержан в духе XVII в. В трапезной приделы Михаила Архангела и Григория Богослова. Не закрывалась.

Вятское относилось к числу самых крупных и богатых сёл в северо-восточной части Ярославской губернии, интересно хорошо сохранившейся каменной застройкой XIX в.

Еще недавно Воскресенский храм в Вятском стоял в лесах, а сейчас сияет своим великолепием. Благодарственный молебен в честь обновления церкви отслужил митрополит Пантелеймон. Реставрация была проведена, благодаря совместным усилиям Ярославской епархии, прихожан и историко-культурного комплекса «Вятское».

Адрес: Россия, Ярославская область, Некрасовский район, село Вятское, Давыдковская улица

Телефон: 8 48531 644 73

Спасо-Преображенский собор

Появление первого варианта монастыря относят к 1186 году. Духовный центр Ярославля превратился в каменное строение при поддержке Ростовского князя Константина. На его территории вырос величественный каменный Спасо-Преображенский Собор. Старинный храм XVI века вошел в списки всемирного наследия. В библиотеке собора хранились старинные рукописи. Среди них было найдено «Слово о полку Игореве».
Сейчас полная информация о книге, способе её создания предоставляется интересной экспозицией музея при Соборе. Но пожар уничтожил и эту постройку. Сейчас существует, возведённый на остатках фундамента, новый Собор. В архитектурный комплекс города входят Священные ворота, Трапезная палата, Келейный корпус, Архиерейский дом, колокол «Благовестник». В Соборе хранятся священные реликвии, иконы Богоматери Владимирской, Смоленской, Преображения Господне. Основная часть выполнена в стиле барокко.
Находится на Богоявленской площади, рядом с Московским мостом над рекой Которосль. Ориентировочная цена входного билета составляет 180 руб. для взрослых, 70 руб. школьникам, пенсионерам,100 руб. студентам.

Ярославская церковь Ильи Пророка

Яркие зелёные купола, ажурная колокольня, белоснежные стены церкви, расположенной в центре города, с первого взгляда привлекает внимание. Решение о строительстве Православного храма, ставшего шедевром храмового зодчества на Руси, было принято Ярославом Мудрым одновременно с закладкой города. Современное каменное здание существует с 1650 года. Наружные стены церкви украшены орнаментом из резного кирпича, изразцами, полихромной росписью.
Интересный внутренний интерьер церкви состоит из огромного числа сюжетных изображений (клейм), орнаментов, бытовых сцен. Для его создания пригласили лучших мастеров, выполняющих фрески, иконописцев того времени. Впервые в церквях города купол украшен изображением триединого бога, символизирующего «Отечество», а не Вседержителя. В храме находятся пять красивых иконостасов, моленные места царя, патриарха, привезённые из другой церкви. Церковь считают жемчужиной ярославской школы зодчества.
Знаменитый памятник христианской веры находится на Советской площади, 7, в центре города. Несколько улиц в виде лучей начинаются рядом с храмом. Приехать сюда можно на городском автобусном маршруте № 99, идущем с площади Ярославль — Главный. Посетить храм можно с 10 до 18 часов ежедневно, кроме среды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *