Вырица серафим вырицкий

Содержание

Преподобный Серафим Вырицкий

Наверное всем известен подвиг преподобного Серафима Саровского — тысячу ночей он стоял на коленях на камне с молитвой: «Боже, милостив буди мне грешному». Но мало кто знает, что его подвиг в 20 веке повторил преп.Серафим Вырицкий.

В Вырицу (Ленинградская область) он приехал уже 64-х летним старцем. За плечами была счастливая семейная жизнь, монашеский постриг обоих супругов, жизнь в Александро — Невской Лавре, где последние годы он был духовником братии.

Причиной тому послужило пошатнувшееся здоровье. Появились застойные явления в легких и сердечная недостаточность. Медики настоятельно советовали выехать из города в зеленую зону. В качестве климатического курорта была рекомендована Вырица.

Подвиги поста, бдения и молитвы, которые в течение двух десятилетий смиренно нес вырицкий старец, можно сравнить лишь с подвигами древних аскетов-отшельников. Отец Серафим был необыкновенно строг к себе от первых шагов в подвижничестве до самой кончины. В понедельник, среду и пятницу старец вообще не принимал никакой пищи, а иногда ничего не вкушал и по нескольку дней подряд. Окружающим порой казалось, что отец Серафим обрекает себя на голодную смерть. То, что он ел в те дни, когда принимал пищу, едой можно было назвать с большим трудом: в некоторые дни батюшка вкушал часть просфоры и запивал ее святой водой, в иные — не съедал и одной картофелины, а иногда ел немного тертой моркови. Крайне редко пил чай с очень малым количеством хлеба. Пища на самом деле была для подвижника как бы лекарством. При этом в своих непрестанных трудах на пользу ближних он проявлял завидную бодрость и неутомимость.

преп.Серафим Вырицкий

Священники вырицкой Казанской церкви еженедельно причащали батюшку Святых Христовых Тайн. Помимо этого, в келии старца всегда хранились запасные Святые Дары и было все потребное для причащения. Ощущая в том необходимость, он приобщался Тела и Крови Христовых самостоятельно. «Я же подкрепляюсь Святыми Дарами, а что может быть дороже Пречистых и Животворящих Тайн Христовых!» — говорил батюшка родным.

Подражая своему небесному учителю, вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары.

С началом Великой Отечественной старец усилил подвиг моления на камне — стал совершать его ежедневно.

Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек. Молился батюшка и о спасении вырицкого храма, и здесь уместно описать удивительный случай, о котором знают многие старожилы Вырицы.

В первых числах сентября 1941 года немцы наступали на станцию Вырица и вели ее интенсивный обстрел. Кто-то из командиров нашей армии решил, что в качестве объекта наводки используется высокий купол храма, и приказал взорвать церковь. Для этого со станции была послана команда подрывников, в которую вошли лейтенант и несколько бойцов. Когда подвода со смертоносным грузом прибыла к храму, лейтенант приказал бойцам подождать его у ворот, видимо, сославшись на то, что должен ознакомиться с объектом подрыва. Офицер вошел в ограду, а затем и в храм, который в общей суматохе не был заперт… Через некоторое время солдаты услышали звук одиночного револьверного выстрела и бросились к храму. Лейтенант лежал бездыханным, рядом валялся его револьвер. Бойцов охватила паника и, не выполнив приказа, они бежали из храма. Тем временем началось отступление и о взрыве забыли. Так вырицкая церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы Промыслом Божиим была сохранена от уничтожения.

И еще чудо: немцы заняв Вырицу, расквартировали в ней часть, состоящую из… православных. Известно, что Румыния была союзницей Германии, но о том, что вырицкая команда будет состоять из румын, уроженцев восточной ее части, где исповедуется Православие, да еще говорящих по-русски, вряд ли кто мог предположить. Осенью 1941 года по многочисленным просьбам жителей Вырицы храм был открыт, в нем начались регулярные богослужения.

Истосковавшиеся по церковной жизни люди заполнили храм (он был закрыт богоборцами в 1938 году, но, слава Богу, не разорен). Поначалу прихожане косились на солдат в немецкой форме, но видя, как последние молятся и соблюдают чин службы, постепенно привыкли. Невозможное людям возможно Богу — это был единственный православный храм, который действовал во фронтовой полосе, причем по ту сторону фронта!

С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия.

Святой преподобный Серафим Вырицкий скончался 3 апреля 1949 года.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви преподобный Серафим Вырицкий был причислен к лику святых для общецерковного почитания.

Часовня с мощами преп.Серафима Вырицкого и его супруги

Множество паломников едет в Вырицу поклониться преподобному и получить от него помощь. В Вырице около Храма в честь иконы Божией Матери Казанской, находится часовня преподобного Серафима Вырицкого, в которой покоятся его мощи.

В паломничество к преподобному можно отправиться с Паломническим отделом Чувашской Митрополии 9 августа.

Официальный сайт Храма в честь иконы Божией Матери Казанская

Просмотры (5804)

В живописной местности на берегу реки Оредеж расположился посёлок Вырица. Каждый год сюда приезжают сотни верующих, чтобы помолиться о самом сокровенном желании в часовне Святого преподобного Серафима Вырицкого, расположенной на территории Церкви иконы Божьей Матери Казанской. Православный святой помогал советом и делом всем, кто к нему обращался. После окончания своего земного пути, старец продолжает помогать людям, смиренно просящим его о помощи.

Часовня преподобного Серафима в Вырице

Жизнь Серафима Вырицкого

Жизнь старца Серафима служит примером жизнелюбия, смирения и твёрдой веры в Силу Господа Бога.

Мирской период жизни

Родился Василий Николаевич Муравьёв в семье крестьян из Ярославской губернии в 1866 году. С детства мальчик хотел посвятить свою жизнь служению Богу, но смерть отца заставила Василия отложить осуществление своей мечты и заботиться о своей семье. Он уехал в Петербург и работал посыльным в Гостином дворе.

В столице духовным наставником юноши стал старец из Александро-Невской лавры иеромонах Варнава. Он обвенчал подопечного с благодетельной девушкой Ольгой Трониной, которая разделяла взгляды супруга на жизнь. Семья жертвовала средства на благотворительность и помощь обездоленным людям.

К началу XX века Василий Муравьёв являлся купцом второй гильдии, ведущим удачную торговлю пушниной не только в России, но и за её пределами. После буржуазной революции 1905 года оставаться в столице богатому купцу стало опасно, и он переехал вместе со своей семьёй в дом недалеко от Царского Села.

Большевистский переворот изменил жизнь семьи Муравьёвых. Супруги распустили своих работников, выделив каждому щедрое содержание. Остальной капитал был пожертвован Александро-Невской лавре и Воскресенскому Новодевичьему монастырю, в которые удалились супруги после принятия монашеского пострига.

Монашество

Приняв монашеский постриг под именем Варнава, бывший купец стал заведовать кладбищем лавры. В 1926 году, дав обет соблюдать строгие аскетические правила поведения, монах принял имя Серафима и стал духовником Александро-Невской обители. Через четыре года иеромонах Серафим покинул монастырь и поселился в небольшом домике в деревне Поповка на даче настоятеля Троицкого собора Измайловского полка. Старца мучили различные недуги, сильно болели ноги.

Святой преподобный Серафим Вырицкий

В возрасте 67 лет отец Серафим поселился в посёлке Вырица Гатчинского района Ленинградской области. В этом тихом умиротворённом уголке прошёл остаток его земной жизни.

Жизнь старца в Вырице

Старец Серафим переселился в Вырицу в 1933 году. К нему переехала монахиня Христина — его бывшая жена и внучка Маргарита. К благочестивому и мудрому монаху стремились попасть люди из всех окрестных населённых пунктов, в том числе и из Петербурга. Здоровье монаха всё больше ухудшалось.

В 1941 году Вырица была оккупирована фашистами, которые позволили открыть Храм иконы Казанской Божьей Матери, закрытый в 1938 году. Отец Серафим приходил сюда молиться, принимал нуждающихся в совете и утешении православных людей в доме на Пильном проспекте, во дворе которого на яблоне висела икона преподобного Серафима Саровского. По несколько часов в день немощный телом старец просил своего небесного покровителя защитить русские земли от иноземных захватчиков.

Земная жизнь иеромонаха Серафима закончилась в 1949 году в доме 39 на Майском проспекте. Перед смертью монаху явилась Богоматерь и указала на небо. Прочитав молитву Небесной Заступнице и получив причастие от настоятеля Казанского храма протоиерея Алексия, старец покинул земную жизнь с молитвой за всех живущих под небом.

Интересно! За время военных действий в окрестностях Вырицы от бомбёжки не пострадало ни одно строение. Верующие люди благодарят за это великого провидца Серафима, молившегося за мир для России.

Церковь Казанской иконы Божьей Матери

С именем Серафима Вырицкого связывают церковь, посвящённую иконе Божьей Матери Казанской в селе Вырица, прихожанином которого являлся старец. После смерти благочестивого монаха похоронили на погосте при храме.

История

Казанский храм в Вырице был основан в 1913 году по решению и на средства, собранные Советом Братства в честь иконы Казанской Божьей матери. Эта организация была создана специально для решения вопросов, связанных со строительством церкви в Вырице. Уже в 1914 году храм был освящён.

Храм иконы Казанской Божьей Матери

Богослужения проводились только летом. Стены храма и вся внутренняя отделка выполнялись из дерева. В 1921 году был установлен центральный иконостас, привезённый из закрывшейся церкви при приюте братьев Бруснициных. С 1933 по 1938 год богослужения в церкви иногда проводил отец Серафим — будущий Святой преподобный Серафим Вырицкий.

В 1938 году храм закрыли.

В первые дни Великой Отечественной войны Казанский храм возобновил свою работу. Возможно, немецкое командование позволило это сделать, потому что в селе были расквартированы солдаты румынского подразделения. После окончания немецкой оккупации церковь продолжила работу, которая больше не прекращалась, несмотря на попытки советской власти закрыть храм.

Интересно! После освобождения Вырицы от фашистов, советская власть решила взорвать храм, так как его купола привлекали внимание неприятеля. Для этого в село отправили отряд солдат, офицер которого застрелился, войдя в храм. Солдаты разбежались, не выполнив приказ.

Архитектура и реликвии

Казанский храм построен в стиле деревянных шатровых церквей, распространенных на севере русских земель. Высокая деревянная церковь имеет первый этаж (подклет), в котором расположен придел преподобного Серафима Сарофского и Алексия, человека Божия. Через крыльцо попадают в центральную часть храма, освященную в честь иконы Казанской Божьей Матери. Южнее располагается придел Николая Чудотворца.

Интерьер церкви Серафима Вырицкого в Вырице

Основной алтарь и несколько икон перевезли из закрытых большевиками ленинградских церквей. В храме хранится родовая икона семьи Муравьёвых — Божья Матерь Казанская.

Часовня преподобного Серафима Вырицкого

После канонизации старца Серафима над его могилой построили небольшой деревянный храм, состоящий из двух срубов, покрытых двускатными крышами. Напротив входа в часовню расположена большая икона с образом Святого преподобного Серафима Вырицкого. Рядом с надгробием преподобного находится место упокоения его бывшей супруги монахини Серафимы.

Общая информация

Казанский храм иконы Божией Матери был возведен в Вырице в 1913-1914 гг. Над проектом его строительства трудились талантливые архитекторы Владимир Петрович Апышков и Михаил Витольдович Красовский.

Церковь была построена из дерева в стиле олонецких и вологодских шатровых церквей. Одновременно в ее стенах может находиться до 700 молящихся.

Главные святыни храма:

  • Казанская икона Божией Матери, которая является родовым образом семьи Муравьевых (именно из этой семьи происходил преподобный Серафим Вырицкий),
  • частица мощей Серафима Саровского,
  • епитрахиль святого С. Вырицкого,
  • частица мощей Николая Чудотворца,
  • частица мощей Георгия Победоносца,
  • частица мощей великомученицы Екатерины.

На территории расположена часовенка Серафима Вырицкого, трапезная для паломников (работает ежедневно с 12:00), церковные лавки, небольшое кладбище и родник. Все это доступно паломникам на протяжении всего года.

Важно!Что такое Сорокоуст за упокой покойника

Полезная информация:

  • Адрес: Ленинградская область, Гатчинский район, поселок Вырица, улица Кирова, 49.
  • Время работы: ежедневно с 09:00 до 18:00.
  • E-mail для записочек и вопросов священнослужителям: vyritsa.serafim@gmail.com.
  • Божественная литургия: ежедневно с 10:00.
  • Чтение акафиста преподобному С. Вырицкому: каждое воскресенье в 17:00.

Мощи и часовня

Рядом с Казанским храмом иконы Божией Матери расположена деревянная часовня, где хранятся мощи Серафима Вырицкого.

Она была возведена в 2001 г. Над ее созданием трудился архитектор С.А. Павлов. Часовня построена в клетском стиле с характерным для него прямоугольным фасадом и двускатной кровлей.

Рядом с могилой преподобного расположена могила его супруги – схимонахини Серафимы (Муравьевой).

Интересно! Сильная молитва о здравии наших родителей

Поклониться мощам святого может прийти каждый желающий в любое время. При своей жизни великий старец говорил людям: «Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам».

И вот уже на протяжении нескольких десятилетий к могиле святого непрерывной вереницей идут люди со своими молитвами, просьбами и благодарностью. Верующие уверены, что в этом святом месте Господь их обязательно услышит и ответит на их молитву.

Люди почитают преподобного как чудотворца. К нему обращаются, когда требуется:

  • исцеление от болезни;
  • душевное спокойствие и умиротворение;
  • поиск истинного пути;
  • поиск второй половинки, укрепление взаимоотношений между супругами, рождение долгожданного ребенка;
  • помощь в работе и финансовом благополучии;
  • решение различных жизненных и бытовых проблем;
  • облегчение скорби.

Обратите внимание! Если нет возможности приехать и поклониться мощам святого, можно купить икону Св. Серафима Вырицкого и каждый день читать перед ней молитву.

Как добраться?

Многих паломников интересует, как добраться из Санкт-Петербурга до Казанской церкви иконы Божией Матери.

Доехать до Вырицы легче всего на одной из пригородных электричек, которые отправляются от Витебского вокзала (расположен в непосредственной близости от станции метро «Пушкинская»).

Электропоезда в направлении Вырицы курсируют достаточно часто.

Как добраться от аэропорта Пулково (Санкт-Петербург)? От аэровокзала следует сначала доехать на городском автобусе до станции метро «Московская», а затем пересесть на метро до станции «Купчино». От платформы Купчино регулярно отправляются электропоезда до Вырицы.

Это интересно! Точный адрес храма святого Николая Чудотворца

Железнодорожная станция Вырица расположена в 3 км от храма. При желании и наличии хорошей погоды можно добраться до церкви пешком (как дойти, можно спросить у местных жителей или воспользоваться навигатором).

Также до церкви можно доехать на такси или городском автобусе (остановка «Ул. Ракеевская»). Автобусная остановка расположена в непосредственной близости от перрона.

Во время пешей прогулки до храма можно посетить два интересных места, которые связаны с жизнью Серафима Вырицкого:

  1. Дом на Пильном пр-те, 9, где во время Великой Отечественной войны преподобный на протяжении 1000 дней молился на камне о спасении Родины.
  2. Дом на Майском пр-те, 39, который был последним земным пристанищем преподобного.

Обратите внимание! Пешая прогулка до церкви с посещением памятных мест является своеобразным паломничеством, которое очищает не только дух, но и тело. Весь этот путь можно пройти с молитвой в сердце.

Поселок Вырица знаменит не только тем, что на его территории находится часовня с мощами преподобного Серафима Вырицкого. Здесь проживает целительница, которая помогает снять порчу, избавиться от тяжелого недуга, разрешить трудную жизненную ситуацию, снять венец безбрачия.

Приезжать к целительнице лучше всего в будние дни, так как в воскресенье она не принимает людей, а в пятницу и субботу у нее бывают большие очереди. Более подробную информацию можно узнать у местных жителей.

Святое место поселка Решетниково

В поселке Решетниково в Клинском районе Подмосковья расположен новый православный храм, возведенный во имя преподобного Серафима Вырицкого.

Он построен на месте старой угольной котельной, которая была пожертвована администрацией района местной общине верующих.

Это не только первый храм, посвященный преподобному, но и первая православная церковь на территории Решетниково за все время существования поселка.

Настоятель Казанского храма в Вырице передал в Серафимовскую церковь частицу епитрахили С. Вырицкого, которая теперь хранится в мощевике храмовой иконы преподобного. Благодаря этому жители Подмосковья имеют возможность поклониться святому и испросить его помощи в богоугодных делах, не посещая Санкт-Петербурга.

Интересно! Когда можно попасть в храм Казанской иконы в Коломенском

Приход преподобного Серафима Вырицкого в Решетниково работает ежедневно. Посмотреть расписание богослужений можно на его официальном сайте: http://prep-serafim.cerkov.ru/.

Церковь расположена по адресу улица Октябрьская, 19. Чтобы добраться до нее на автомобиле из Москвы, необходимо придерживаться следующей последовательности:

  1. Выехать на Ленинградское шоссе и доехать до села Спас-Заулок.
  2. Перед селом на светофоре повернуть налево до поселка Решетниково.
  3. Следовать за дорожными указателями на Серафимовскую церковь.

Доехать до храма также можно на маршрутке или метро. В сторону Серафимовской церкви в Решетниково курсируют маршрутные такси № 35 и 39. Если запланировано путешествие на метро, то следует ехать до станции «Решетниково». От станции метро до церкви всего 10 минут пешком.

Познавательно! Основные правила поведения людей в церкви

Церковь в Купчино

На сегодняшний день в районе Купчино (Санкт-Петербург) на пожертвования верующих строится великолепный храм Серафима Вырицкого. Он является действующим.

Посетить его можно ежедневно с 09:00 до 19:00. Добраться до храма от станции метро «Купчино» можно трамваями № 45 и 62.

На территории церкви работает воскресная школа для взрослых и детей. Здесь читают Ветхий завет, знакомят верующих с деяниями апостолов и даже рисуют и делают различные поделки.

Каждое второе воскресенье месяца всех желающих приглашают на молебен перед иконой Петра и Февронии. Перед иконой можно помолиться о рождении ребенка, попросить помощи в поиске второй половинки, создании православной семьи и укреплении супружеских уз.

При храме работает Серафимовский паломнический центр, расположенный по адресу Загребский бульвар, 26. Здесь регулярно организуют паломнические поездки по святым местам России и всего мира.

Обратите внимание! Церковь Серафима Вырицкого в Купчино нуждается в финансовых средствах, так как процесс строительства еще не закончен. При желании можно сделать богоугодное дело и пожертвовать любую денежную сумму на обустройство храма.

>Полезное видео

Серафим Вырицкий

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Серафим и фамилией Муравьёв.

Серафим Вырицкий

Имя в миру

Василий Николаевич Муравьёв

Рождение

31 марта (12 апреля) 1866
деревня Вахромеево, Арефинская волость, Рыбинский уезд, Ярославская губерния, Российская империя

Смерть

3 апреля 1949 (82 года)
Вырица, Гатчинский район, Ленинградская область, РСФСР, СССР

Почитается

в Русской Православной Церкви

Канонизирован

в 2000 году

В лике

преподобных

Главная святыня

мощи (под спудом, то есть под землей) в часовне преподобного Серафима Вырицкого рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери в Вырице

День памяти

21 марта (3 апреля)

Подвижничество

молитвенный подвиг, пост, столпничество

Серафи́м Вы́рицкий (в мантии Варна́ва, в миру Васи́лий Никола́евич Муравьёв; 31 марта 1866, деревня Вахромеево, Арефинская волость, Рыбинский уезд, Ярославская губерния — 3 апреля 1949, Вырица) — иеросхимонах Русской православной церкви, старец и прозорливец.

В августе 2000 года канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобных в сонме Собора новомучеников и исповедников Российских.

Биография

Ранние годы

Родился в крестьянской семье 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии (ныне урочище в Арефинском сельском поселении Рыбинского района Ярославской области), в семье Николая Ивановича и Хионии Алимпьевны Муравьевых. Был крещён с именем Василий. Когда ему было 10 лет, умер его отец, и мальчик был вынужден уехать в Петербург на заработки.

Светская карьера

Приехав в 1876 году в Санкт-Петербург, сделался рассыльным в одной из лавок Гостиного двора. Позже обрёл духовника в лице старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Варнавы (Меркулова).

В 1882 году стал приказчиком. В 1890 году женился на Ольге Ивановне Нетрониной (по другим данным, это произошло в 1894 году). В 1892 году он открыл собственное дело, став весьма крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу: в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны.

В 1895 году стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе. С 1900 по 1906 год Муравьёвы проживали в доме 56 по Гороховой улице; с 1905 года — действительный член Ярославского благотворительного общества.

В 1906 году приобрёл большой двухэтажный дом-дачу в живописном посёлке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском, до 1920 года ставшим главным пристанищем Василия и Ольги — оставаться в столице было крайне опасно.

Выезжал за границу, годовой доход составлял в среднем 90 000 рублей.

Монашество

13 сентября 1920 года подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии, на что получил согласие, был принят послушником и получил послушание пономаря. Наместником Лавры в то время был архимандрит Николай (Ярушевич). В то же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича — Ольга, принявшая имя Христины. Всё имевшееся Муравьёвы пожертвовали на нужды обителей. Только в Лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете. 29 октября 1920 г. был пострижен в монахи с именем Варнава.

11 сентября 1921 года митрополитом Вениамином (Казанским) рукоположен в иеромонахи.

В конце 1926 года отец Варнава принимает схиму под именем Серафима (в честь Серафима Саровского) и становится духовником Александро-Невской Лавры.

Предположительно весной 1930 года по рекомендации врачей и с благословения митрополита Серафима (Чичагова), покинул свою келию в Феодоровском корпусе Александро-Невской Лавры и поселился в Поповке, на даче у настоятеля Троице-Измайловского собора Леонида Богоявленского (Колпинская улица, д. 378 — дом не сохранился). Врачи диагностировали у Серафима ревматизм, закупорку вен нижних конечностей, межреберную невралгию В Поповке у прот. Леонида Богоявленского о. Серафим жил в небольшом домике-келии, в дальнем конце дачного участка. Там он провел около двух лет.

Вырицкий период

В 1933 году переехал в посёлок Вырица, где прожил до кончины. Первым адресом Серафима в Вырице стал дом 16 по Ольгопольской улице. Все это время о. Серафим тяжело болел, тяжкие недуги причиняли ему невыносимые страдания. Особенно беспокоили ноги. Однако старец мужественно переносил эти испытания. К старцу переехала и его бывшая жена, принявшая монашеский подвиг (она скончалась в 1945 году).

Вскоре к старцу устремился поток богомольцев из Вырицы, северной столицы и других городов для утешения, благословения, совета. Отец Серафим, несмотря на болезни, нес подвиги молитвы, поста и бдения. В понедельник, среду и пятницу не принимал никакой пищи, а иногда ничего не вкушал и по нескольку дней подряд. С 1935 года в течение 10 лет преподобный Серафим молился на камне в саду дома на Пильном проспекте, 7 в Вырице. C 1935 года семье Муравьёвых помогала на правах домработницы монахиня Иоанна (Вера Шихобалова, 1869—1944)

В августе 1941 года, в первые же дни германской оккупации, в Вырице был открыт храм Казанской иконы Божией Матери, прихожанином которого являлся иеросхимонах Серафим; он продолжал жить в доме Томбергов на Пильном проспекте, 7, где принимал посетителей. Настоятелями храма в годы оккупации (1941—1944) были прот. Владимир Богданов, иером. Лин (Никифоров), прот. Михаил Ноздрин, о. Иоанн Молчанов. После наступления Красной Армии последний настоятель был арестован.

В годы войны преподобный Серафим, продолжил подвиг столпничества на гранитном валуне в саду дома 7 на Пильном проспекте, молясь о спасении России от врагов — иногда по нескольку часов подряд. Старец молился перед иконой Серафима Саровского, которая крепилась к яблоне. К месту моления его вели или несли на руках. Так продолжалось каждый день, в любую погоду.

В 1945 году старец недолгое время жил в доме Смирновых (Пильный пр., 24) перед переездом в дом Л. Г. Ефимовой на Майском проспекте (д. 39), ставший последним местом земного пристанища старца (здесь о. Серафим снимал несколько комнат) в 1945—1949 гг.. Старцу в конце жизни помогала келейница Серафима. Перед смертью он сподобился видения Пресвятой Богородицы, которая в сиянии указала ему десницей на небо. Старец прочитал акафист Богородице, получил причастие из рук отца Алексия и произнес:

Спаси, Господи, и помилуй весь мир

Преставился 21 марта (3 апреля) (по юлианскому календарю) 1949 года, в 4-ю Неделю Великого поста, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника.

Семья

Женой Серафима Вырицкого была Ольга, которая стала монахиней Христиной в Новодевичьем монастыре, но потом воссоединилась с мужем в Вырице.

У Серафима Вырицкого (Василия Муравьева), прежде принятия схимы, было двое детей Николай и Ольга. Ольга умерла в младенчестве. Николай, родившийся 30 января 1895 году, — в 1914 году перешёл в католичество, бросил учёбу на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, стал ефрейтором 1-й Авиационной роты; контузия привела к тому, что в 1916 году он вынужден был оставить военную службу, лечение проходил в Николаевском госпитале. В 1917 году Николай женился на мещанке из московских евреев — Евгении Ивановне Любарской; супруги поселились в Рыбинске, где был дом его деда по материнской линии Иван Нетронин. У супругов родилась дочь Маргарита (внучка Серафима Вырицкого), которая после развода супругов в 1921 году стала жить на попечении своей бабушки Ольги. Николай женился вторично на Марии Кузьминой, от которой у него родилась дочь Ольга (вторая внучка Серафима Вырицкого). В 1924 году Николая арестовали за связь с белогвардейцами и спекуляции, но спустя год отпустили. В 1925 году он женился в третий раз на Антонине Горностаевой, от которой у него родился сын Александр (внук Серафима Вырицкого). В 1934 году Николай посетил своего отца в Вырице. Затем он в 1935 году вступил в гражданский брак с Анной Барановой и стал жить в деревне Кремено, где у него в 1938 году родился незаконный сын Эрмингельд. Накануне войны Николай был арестован за связь с французским католическим священником Флораном, обвинен в шпионаже в пользу Франции и, впоследствии, расстрелян 4 сентября 1941 года в Свердловске.

Пророчества

О Церкви

  • Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен.

О мире

  • Иерусалим станет столицей Израиля. А со временем он должен стать и столицей мира. Ибо там истинный центр Земли, там был распят и воскрес Спаситель мира.
  • Спасение миру — от России, а Петербург станет духовным центром страны.
  • Когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым: число на их стороне, но не только это — у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство.
  • Война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе все живое погибнет, и выберут единое правительство — это будет преддверие воцарения антихриста.

О России

  • Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, бессмысленно идти против Его святой воли. Мрачная ночь надолго покроет землю Русскую, много нас ждет впереди страданий и горестей. Поэтому Господь и научает нас: терпением вашим спасайте души ваши.
  • Если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата.
  • Наступит такое время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это ненадолго — лет на пятнадцать, потом придет антихрист.
  • Те, кто были до того грешниками, пьяницами, наполнят храмы, почувствуют великую жажду к духовной жизни, многие из них станут монахами, откроются монастыри, церкви будут полны верующих.
  • Вырица будет местом паломничества, и откроют здесь монастырь.
  • Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель.
  • Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала её поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени восточную её часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь — китайцы, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит.

> Творения

Книг преподобный не написал. Написаны несколько стихотворений и «От Меня это было» (имеются споры об авторстве или соавторстве с митрополитом Мануилом (Лемешевским)).

Почитание и прославление

По словам епископа Рыбинского Вениамина (Лихоманова): «ещё за много лет до прославления Серафима Вырицкого в Ярославской епархии уже были в ходу фотографии старца и молитва „От Меня это было“. Но я тогда не знал, что он наш, рыбинский, — для меня он долгое время был почитаемым старцем в Вырице».

Прославлен на Архиерейском Соборе Русской православной церкви в августе 2000 году.

Чин прославления в Санкт-Петербургской епархии был совершён 1 октября 2000 года. Богослужение возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), которому сослужили архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл (Хазов) и около 30 священнослужителей. Торжественная Божественная литургия и молебен новопрославленному святому были отслужены в Казанском храме посёлка Вырица Ленинградской области.

В 2000 году над могилой прп. Серафима была воздвигнута деревянная часовня. Рядом с преподобным Серафимом похоронена его бывшая жена, схимонахиня Серафима

В 2005 году протоиерей Андрей Касицын до бывшей деревни Вахрамеево, где родился преподобный Серафим и установил берёзовый крест. В 2006 году он вместе с протоиереем Геннадием Беловоловым из Санкт-Петербурга, помощниками и бывшим жителем Вахрамеева — Виталием Григорьевичем Ворониным определили место избы Муравьёвых, а также установили 8 поклонных крестов в Арефинском районе.

12 декабря 2016 года на фасаде дома 20 по Апраксину переулку в Санкт-Петербурге, где купец Василий Муравьёв проживал с 1914 по 1917 годы, была установлена мемориальная доска.

Примечания

  1. Преподобный Серафим Вырицкий + Православный Церковный календарь
  2. прп.Серафим Вырицкий — Корни семьи Муравьевых
  3. 1 2 3 Свято место пусто не бывает/Репортажи/ЖМПиЦВ
  4. 1 2 Житие преподобного Серафима Вырицкого
  5. 1 2 3 4 5 Л. И. Соколова. Несение скорбей. К жизнеописанию прп. Серафима Вырицкого
  6. 1 2 Краткое житие преподобного Серафима Вырицкого
  7. 1 2 Тихая Вырица
  8. 1 2 3 4 Житие преподобного Серафима Вырицкого. Годы старческого подвига отца Серафима в поселке Вырица (1930—1949)
  9. Из наставлений и пророчеств отца Серафима Вырицкого
  10. Пророчества Серафима Вырицкого
  11. Поучения
  12. Слава Великому Господу Богу!
  13. Извлечение из Деяния Собора 2000 года
  14. ТОРЖЕСТВА ПО СЛУЧАЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ПРП. СЕРАФИМА ВЫРИЦКОГО ЧУДОТВОРЦА (недоступная ссылка) на сайте СПб епархии
  15. ИЕРОСХИМОНАХ СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ, КАНОНИЗИРОВАННЫЙ НА ЮБИЛЕЙНОМ АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ, ПРОСЛАВЛЕН В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ // СОБЫТИЯ СПб МИТРОПОЛИИ сентябрь — декабрь 2000 года Архивная копия от 21 октября 2007 на Wayback Machine на сайте СПб епархии
  16. Схимонахиня Серафима
  17. В центре Петербурга открыли мемориальную доску Серафиму Вырицкому. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга (12.12.2016). Дата обращения 13 декабря 2016.
  18. В Апраксином переулке открыли мемориальную доску Серафиму Вырицкому. Официальный сайт Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (12.12.2016). Дата обращения 13 декабря 2016.
  19. Торжественное открытие мемориальной доски преподобному Серафиму Вырицкому (фото). Интерпресс.Ру (12.12.2016). Дата обращения 13 декабря 2016.

Житие святого

Родился преподобный 1866 году 31 марта в селе Вахромеево, Ярославской губернии. При крещении ему дали имя Василий. Родителя малыша были глубоко верующими людьми. Еще с самого детства у мальчика проявлялись черты христианина и веры. Он был умным и усердно учился. Когда Василий подрос он самостоятельно изучил грамоту и письмо и математику.

Будучи юнцом он изучал святое письмо. Святые житие которых мальчик изучал порождали в нем чувство радости и любви. Со временем у Василия зародилась мысль принятия монашества. Но в то время на семью обрушилось большое горе – неожиданно умер глава семьи – отец мальчика. Ему на то время не исполнилось и 40 лет. Мать была болезненной женщиной и основным кормильцем в семье стал преподобный.

Семья сильно бедовала. Однажды мальчика взял на заработки один знакомый. Он тяжело работал в свои 14 лет, чтобы помочь матери. Но мысль о монашестве его так и не покидала. Решившись пойти в монастырь он попросил встречи с игуменом. Тогда и была его первая попытка стать монахом. Игумена тогда не было на месте, в то время в монастыре как раз был старец-схимник. Он и поведал Василию, что он должен еще пожить мирской жизнью и пройти тернистый путь перед тем как стать монахом. И тогда преподобный начал послушническую жизнь.

За свою жизнь святым было совершено много хороших дел. Он помогал и бедным и всем нуждающимся в этом православным верующим. Не мало ценности было вложено и в развитие веры. Умер Серафим преподобный в 64 года от сердечной недостаточности и застойных явлениях в легких. Но и после своей смерти он не переставал помогать всем, кто в этом нуждался.

В чем помогает молитва святому

Преподобный был очень добрым человеком. В его душе всегда была глубокая любовь к всевышнему. Более того он обладал божьим даром исцелять людей от болезней. Поэтому и после смерти святителя можно читать молитву Серафиму Вырицкому о:

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

  • семье;
  • здоровье;
  • помощи в самых трудных жизненных ситуациях;
  • любви.

Особенно сильным молитвенное прошение считается, если его произносить в часовне преподобного. Она находится рядом с Казанской церковью, которая находится в Вырице России по адресу ул. Кирова 49. Здесь собирается много паломников, чтобы вознести молитву Серафиму Вырицкому на удачу, попросить о семейном благе, исцелении от тяжких недугов и многое другое.

Прошение можно произносить как простыми словами, так и специальной молитвой из молитвослова. Существует много очевидцев, которые подтверждают творение чудес святым и после его смерти. Главное молится искренне и просить о самом сокровенном с большой верой в то, о чем просите.

В дни памяти преподобного 5 июня и 7 июля в храме проводят праздничные литургии. В эти дни собирается особенно много паломников.

Сильною считается молитва Серафима Вырицкому о работе:

«О Пречудный отче Серафиме, великий Саровский Чудотворче!
Всем прибегающим к Тебе скоропослушный помощниче!
Во дни земнаго жития Твоего никтоже
От Тебя тощь и неутешен отыде,
Но все в сладость бысть видение лика Твоего
И богоуветливый глас словес твоих.
К сим же дар исцелений, дар прозрения,
Дар немощных душ врачевания обилен в Тебя явися.
Егда же призвал Тя Бог от земных трудов
К небесному успокоению,
Николиже любы Твоя перста от нас,
И невозможно есть исчислити чудеса Твоя,
Умножившаяся, яко звезды небесныя:
Се бо по всем концем земли нашея
Людям Божиим являешиси и даруеши им исцеления.
Тем же и мы вопием Ти,
О претихий и кроткий Угодниче Божий,
Дерзновенный к нему молитвенниче,
Николиже призывающий тя отреваяй!
Вознеси о нас благомгщную Твою молитву ко Господу сил,
Да дарует нам вся благопотребная в жизни сей
И вся к душевному спасению полезная,
Да оградит нас от падений греховных
И истинному покаянию да научит нас,
Во ещё безпреткновенно внити на
В вечное Небесное Царствие,
Идее же Ты ныне в незаходимей сияши славе,
И тамо воспевати со всеми святыми
Живоначальную Троицу во веки веков.
Аминь.»

В болезни себя и близких поможет молитва Серафиму Вырицкому о здоровье:

«О, пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никто же от тебе тощь и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благо-уветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися.

Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любы твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя; се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления.

Тем же и мы вопием ти: о, претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенни-че, николиже призывающия тя отреваяй! Вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков. Аминь».

Данные молитвы обладают особой силой. Они помогают людям в самых сложных ситуациях. Конечно лучше будет если обращение будет произнесено в храме, но если у православного верующего нет возможности по каким либо причинам посетить церковь, тогда обращение можно вознести дома у иконы святого. После того как святой поможет, нужно обязательно прочесть благодарственную молитву ему и Господу.

Храни Вас Господи!

Смотрите еще видео молитву святому об успехе в делах, работе и предпринимательстве:

ВЛИЯНИЕ СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ( ЕВХАРИСТИИ) НА ДЕТЕЙ Причастие Святых Христовых Тайн обладает чудесным свойством – полностью УНИЧТОЖАТЬ в душах людей — всю НЕГАТИВНУЮ генетическую НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ что передается людям — от их родителей, от бабушек и дедушек.. ПРИЧАСТИЕ ВЫЛЕЧИВАЕТ — ВСЕ, ВСЕ ТЯЖЕЛЕЙШИЕ И НЕИЗЛЕЧИМЫЕ, СМЕР… УДИВИТЕЛЬНОЕ, ВЕЛИКОЕ ЧУДО — В ГРЕЦИИ В НАШЕ ВРЕМЯ. Святой митрополит Нектарий, умерший ещё в 1920 году — служил в храме больше недели!Нам уже известно, что святителя Нектария почитают в Греции как великого чудотворца. Что в Элладе даже есть народная пословица «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». Несколько лет … История из жизни старца Николая Гурьянова. Батюшка перед вкушением пищи, как обычно, прочитал над ней долгую молитву. Рядом была компания не смиренно настроенных молодых людей. Они это заметили и решили немного подшутить над батюшкой. Подсаживаются и один из них говорит: — Батюшка, а у Вас там в деревенской забытой г… НА ТЕБЕ ПЮРЕ С СОСИСКОЙ… /обязательно прочти это/ Православного бомжа Валеру знали все. Во-первых, понятное дело, что православный: был на службах в разных храмах. Не только просил милостыню, но и молился. Во-вторых, потому что здорово умел работать: руки у мужика золотые. Если что где починить – от электропроводки до канали…

>Преподобный Серафим Вырицкий. “Всему свое время”

3 апреля – память преподобного Серафима Вырицкого.

…В ту ночь келейница батюшки Серафима видела странный сон: бежит он в белом халате по заснеженному полю, а от него буквально рассыпаются немецкие полки. Обнаружив утром на кухне разложенные у печки белый мокрый халат и валенки, она застыла в недоумении, а батюшка Серафим, взглянув на нее веселыми глазками, к вящему ее изумлению спросил: «Ну как, видела?». Появление мокрых вещей на кухне объяснилось довольно просто — старец молился всю ночь на дворе, прямо под открытым небом, а для маскировки, накинул на плечи белый больничный халат. Всего через несколько дней в Вырицу пришло известие о прорыве на Ленинградском фронте — блокада снята, началось наступление…

«Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»

Расквартированные в Вырице немецкие офицеры батюшку Серафима побаивались. Самые смелые — отчаялись даже прийти к нему «на совет», надеясь получить благоприятный ответ о будущем Гитлеровской армии. Надежда эта, как им казалось, была «оправдана» тем, что старец был из числа пострадавших от Советов. Однако смелость его ответов была способна обескуражить даже видавших виды офицеров: было ясно, что он говорит не от себя, это была та самая смелость древних библейских пророков, чье благое слово невозможно было заполучить ни щедротами, ни угрозами, ни лестью. Немощный с виду, он ничуть не боялся вопрошавших, тушевались они — перед Тем, Кто был за ним, Тем, у кого «нет лицеприятия», Кто «не терпит лжи» и «поругаем не бывает». С опущенными головами выходили они от священника, предсказывавшего им поражение в России и то, что Ленинград им не взять никогда.

Сколько бы ни старался отец Серафим Вырицкий избегать мирской известности, духовные дарования, которыми он был щедро наделен от Бога, еще задолго до его кончины стали известны большому числу людей. В век материализма и науки, в век самых отчаянных и жестоких социальных экспериментов, он был явлением другого мира, «запрещенного», объявленного мифическим, причисленного к «пережиткам проклятого прошлого».

Советская наука не признавала ни дара откровения о будущем, ни факта исцеления неизлечимых больных, страдавших «странными недугами», не вмещающимися ни в какие представления об известных болезнях и «необъяснимым образом» обострявшихся в моменты приближения подверженных им людей к православным святыням, — недугов, которые на языке духовном издавна назывались одержимостью. Слова «молитва», «старчество», «благодать» в Советском Союзе официально были отнесены к «анахронизмам» царского времени. Власть делала все возможное для того, чтобы пресечь в обществе любые разговоры о таких людях, как Серафим Вырицкий или Амфилохий Почаевский, — способных оказывать помощь в тех случаях, когда медицина была абсолютно бессильна. Их «запрещали», однако к ним тайно устремлялись дети «первых лиц в государстве». Они словно подтверждали силу известного высказывания Блеза Паскаля: «Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»

Случалось и так: когда тюрьмы и ссылки, которым власть подвергала старцев, оказывались слишком ничтожным средством, она прибегала к убийству. Но и то, и другое для этих известных священников становилось лишь ступенями святости, поводом для свидетельства о Силе Святого Духа, о воскресении души, прошедшей через горнило страданий за веру, за Христа.

Молиться за немощных, страдающих, заблудших, живых и усопших, невзирая ни на что, вопреки всему, отмаливать Россию — таков долг истинного монаха. Не искал и не мог искать для себя иного жребия тот, кто еще в юности проникся желанием всю свою жизнь без остатка посвятить служению Богу.

Серафим Вырицкий. По ступеням

Однако первое, чему Господь научает настоящего подвижника, — послушание, исполнение Его Святой воли. Не сразу получил Василий Николаевич Муравьев, будущий старец Серафим Вырицкий, благословение на монашество.

Родом из крестьян, он был, казалось, самими обстоятельствами жизни более многих сверстников подготовлен к прохождению монашеского пути, требующего особенно на первых степенях и физических сил, и выносливости, и многих практических навыков. Десять лет было Василию, когда умер его отец, и он остался «за старшего» с больной матерью. Беда научит молиться. Так вышло и у него: не к миру, а из мира, в храм, поближе к Богу стремился он с юности. Но когда встал перед ним вопрос о выборе пути, одним из схимников Александро-Невской Лавры дано было ему благословение: «пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Совершить же его перед Богом и совестью», создав благочестивую семью, и лишь спустя годы посвятить оставшиеся лета жизни, по соглашению с супругой, монашескому подвигу.

Избранницей Василия Николаевича стала Ольга Ивановна Найденова — простая, благочестивая, скромная, и тоже подумывавшая прежде о жизни монашеской. Однако и она как Волю Божию приняла ответ на свою молитву от старицы Иверского женского монастыря, схимонахини Пелагеи: жить в миру, выйти замуж и уже спустя годы принять постриг .

Преподобный Серафим, или Непридуманная история

Пути Господни — тайна для нас сокрытая. Одних Он призывает еще в молодости, других же для будущего высокого «послушания» готовит среди людей, и научая, и испытывая терпением. Василию Николаевичу годы, проведенные в миру, были даны для приобретения житейской, всесторонней опытности, необходимой пастырю в тех обстоятельствах, которые ожидали Россию.

Трудолюбивый и богобоязненный, Василий Николаевич исполнил Божие повеление, а за усердие получил и успех в начатом деле — торговле, став из бедняков крупнейшим в России поставщиком пушнины. Германия, Австрия, Дания, Франция, Великобритания и даже Нью-Йорк были в списке его «партнеров».

Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. Ему только тридцать, а он раздает большую часть своего состояния, делает значительные вклады в монастыри, жертвует милионные суммы на благоустройство и восстановление храмов, на сиротские приюты и больницы для бедняков! Его любовь к России и народу была поистине безгранична.

По сохранившемуся преданию, за время своих заграничных поездок, Василий Муравьев успел побывать и на Афоне, и тогда-то, в 33 года, состоялось событие, определившее его дальнейшую судьбу. По возвращении, он пришел за духовным советом к о. Иоанну Кронштадтскому, а тот назвал его по имени и сказал, что Царица Небесная благословила его на служение России.

Принятое уже в зрелые годы монашество стало для него долгожданной наградой. И сколько подарков приготовил для него Господь! Его духовником еще в миру был известный старец Троице-Сергиевой Лавры — Преп. Варнава Гефсиманский, а постриг над ним совершает будущий исповедник и митрополит — Николай (Ярушевич). Знал о. Серафим Вырицкий и множество священников, которым предстоял путь исповедничества в годы гонений на Церковь.

Батюшка Серафим…

Еще в предреволюционные годы открылся у него дар прозорливости и благодатных исцелений, а через десять лет после октябрьского переворота, в 1927 г ., старец принимает схиму с именем Серафим — в честь Преп. Серафима Саровского — и приходит в Александро-Невскую Лавру, где братия избирает его духовником. Перед миром это сулило неизбежные скорби — наступление на Православную Церковь бурлило уже «во всю ширь».

Именно старец Серафим Вырицкий в те годы помогал лаврской братии не потерять присутствие духа, «был для всех всем», соединяя духовное окормление монахов с заботами о хлебе насущном для ближних, помогая и тем, кто нуждались в помощи и приходили в обитель, как на свет свечи из ледяного мрака, царившего вокруг.

Духовно Серафим Вырицкий окреп настолько, что не только отверг предложение покинуть Россию и сохранить свою жизнь для Церкви, но и убедил своего собеседника — будущего Патриарха Алексия (Симанского) отказаться от мысли об эмиграции, открыв уготованное ему поприще будущего служения. А между тем, Лавру ожидало то же, что и сотни других обителей. Одна из ночей стала для братии ночью «гефсиманской молитвы» — все насельники монастыря были арестованы. А дальше были ссылки, этапы, лагеря… Многие приняли мученическую кончину.

Твердо веруя, что «сила не в силе, а сила в любви», по слову одного из своих друзей — митрополита Серафима (Чичагова), старец Серафим Вырицкий разделил участь гонимого с сотнями тысяч православных священников, претерпев аресты, нелепые допросы, ужасы заключения. И на всяком месте, Серафим Вырицкий продолжал свой подвиг — духовника, старца, отогревая людей, поддерживая, ободряя одним своим видом.

Серафим Вырицкий. На кресте

В 1933 году, после возвращения из заключения, о. Серафим поселился в Вырице. Господь сохранил его во время испытаний, как светильник для тысяч священников и мирян, приезжавших к нему в место его последнего земного пристанища и неизменно получавших у него помощь и укрепление.

Власти «не оставляли его надолго без внимания», хотя нежданных «визитеров» он по болезни часто вынужден был принимать лежа. Но случалось и так, что эти «обыски-устрашения» заканчивались самым неожиданным образом. Подозвав однажды к себе одного из чекистов, старец, не переставая молиться, ласково назвал его по имени, и дрогнуло что-то внутри у того от неземной, голубиной доброты и кротости… Завязался разговор, стушевались, смягчились и остальные участники обыска.

Всю жизнь избегавший прижизненных «воздаяний», людям, приходившим к нему со слезами благодарности, старец замечал: «Что я? Преподобного Серафима благодарите — это по его молитвам нисходит к немощам нашим Небесный Врач…», «Это Всеблагая Царица Небесная из беды вас вызволила — по вере вашей да будет вам…»

Во времена испытаний от Бога поставляется избранник, имеющий дерзновение молиться за народ. В 1812 г . в далеком Сарове вымаливал победу русской армии преп. Серафим Саровский, а в 1940-х гг. — одним из таких дерзновенных молитвенников был Преп. Серафим Вырицкий, оставивший нам образец христианского незлобия, всепрощения и крепости в вере…

Вы прочитали о преподобном Серафиме Вырицком.

Серафим вырицкий в чем помогает

«Господь силен восставить делателей, если мы будем просить. Давайте же молиться и просить – и тогда из камней восставит Господь избранников своих».

«Хотя бы раз в жизни нужно поставить свечу за тех, кого мы обидели, обсчитали, у кого украли, не вернули долга».

Когда батюшке жаловались на клевету и напраслину, он говорил: «Пусть о нас говорят плохо. А мы постараемся делать хорошо».

Старец говорил, что настанет время, когда за каждого верующего будут по сорок человек цепляться, чтобы он вытащил их.

«Господь тысячу лет будет ждать, чтобы хоть один человек спасся и восполнил число падших ангелов».

«В самые тяжелые времена удобно будет спасаться тот, кто в меру сил своих станет подвизаться в молитве Иисусовой, восходя от частого призывания имени Сына Божией к молитве непрестанной».

Не раз повторял старец, как необходима христианину молитва за врагов. Вот его слова: «Обязательно молись за врагов. Если не молишься, то будто огонь в керосин льешь – пламя все больше и больше разгорается… Всегда и за все, даже за скорби благодари Господа и Пресвятую Богородицу».

Старец говорил, что душу нам дал Господь, но тело наше – от родителей и прародителей наших, поэтому часть их грехов переходит к нам. Вот мы и должны молиться о наших родителях и прародителях и на исповедях приносить покаяние за всех них. Они ждут нашей молитвы и так радуются, когда мы молимся о них; а те, кто уже находятся в Царстве Небесном, помогают нам.

Батюшка предсказал Великую Отечественную войну, разорение Церкви и возрождение веры в России.

Батюшка говорил о возрождении древних обителей – Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Дивеевского монастыря, Александро-Невской Лавры, Киево-Печерской Лавры. Говорил старец, что Ленинград переименуют в Санкт-Петербург и что настанет время, когда можно будет по радио услышать церковные молитвы, проповеди и духовные наставления.

О глубоком прозрении старцем не только судеб людей, но и будущего нашей Церкви и Отчизны замечательно свидетельствует стихотворение, написанное им в 1939 году:

Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И Крест Святой Божественной красою
Над храмом Божиим вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит.
Открыты будут вновь обители святые
И вера в Бога всех соединит.
(Утихнут грозные невзгоды.
Своих врагов Россия победит,
И имя русского великого народа
Как гром по всей вселенной прогремит.)
* В скобках приведен иной вариант последних строк, сохранившийся в записях почитателей старца.

Еще старец говорил, что настанет время, когда начало стиха будем петь так: «Прошла гроза над Русскою землею».

Этот стих отца Серафима передавался из рук в руки, попадал в места заключения и ссылок, его читали и пели многие мученики и исповедники Русской Церкви, укрепляясь в вере и надежде на будущее возрождение духовной жизни в своей Отчизне.

На вопрос своего духовного сына о будущем России старец предложил ему подойти к окну и посмотреть. Тот увидел Финский залив и множество плывущих под разными флагами кораблей.

— Как это понять? – спросил он у батюшки.

Старец ответил:

— Придет такое время, когда будет в России духовный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иноверцы будут к нам приезжать креститься на таких кораблях. Но это ненадолго – лет на пятнадцать, потом придет антихрист.

Говорил, что когда Восток наберет силу, все станет неустойчивым. Число – на их стороне, но не только это: у них работают трезвые и трудолюбивые люди, а у нас такое пьянство…

Еще рассказывали, как старец говорил: «Восток будет креститься в России. Весь мир небесный молится о просвещении Востока.

Наступит время, когда Россию станут раздирать на части. Сначала ее поделят, а потом начнут грабить богатства. Запад будет всячески способствовать разрушению России и отдаст до времени восточную ее часть Китаю. Дальний Восток будут прибирать к рукам японцы, а Сибирь – китайцы, которые станут переселяться в Россию, жениться на русских и в конце концов хитростью и коварством возьмут территорию Сибири до Урала. Когда же Китай пожелает пойти дальше, Запад воспротивится и не позволит.

Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Эта война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества. Люди поймут, что невозможно жить так дальше, иначе все живое погибнет, и выберут единое правительство – это будет преддверие воцарения антихриста.

Потом начнутся гонения на христиан; когда будут в глубь России уходить эшелоны из городов, надо спешить попасть в число первых, так как многие из тех, кто останутся, погибнут.

Наступает царство лжи и зла. Будет так тяжело, так плохо, так страшно, что не дай Бог дожить до этого времени. Мы-то с вами не доживем».

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны отцу Серафиму сказали:

— Дорогой батюшка! Как хорошо теперь стало – война кончилась, зазвонили колокола в церквах…

Старец на это отвечал:

— Нет, это еще не все. Еще будет страху больше, чем было. Вы еще встретите ее (войну). Будет очень трудно молодежи переобмундировываться. Кто только выживет? Кто только жив останется? Но кто жив останется – какая будет у того хорошая жизнь…

Если бы люди всего-всего мира, все до единого человека, в одно и то же время встали бы на колени и помолились Богу хотя бы только пять минут о продлении жизни, дабы даровал всем Господь время на покаяние… Если русский народ не придет к покаянию, может случиться так, что вновь восстанет брат на брата.

Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во время открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен».

Очень любил старец молодежь. В то время молодые люди почти не ходили в церковь, и он так радовался, когда они приходили к нему. Старец говорил об огромной роли молодых в будущем возрождении Церкви. Он говорил, что наступят времена (и уже наступают!), когда развращение и упадок нравов молодых достигнут последних пределов. Почти не останется нерастленных. Они будут считать, что все им дозволено для удовлетворения прихотей и похотей, ибо будут видеть свою безнаказанность. Станут собираться в компании и банды, воровать, развратничать. Но придет время, когда будет глас Божий, когда поймет молодежь, что так жить дальше невозможно, — и пойдут к вере разными путями, усилится тяга к подвижничеству. Те, кто были до того грешниками, пьяницами, наполнят храмы, почувствуют великую жажду к духовной жизни, многие из них станут монахами, откроются монастыри, церкви будут полны верующих. Тогда пойдут молодые в паломничества по святым местам – славное будет время! То, что сейчас грешат, — так горячее каяться будут. Как свеча перед тем, как погаснуть, ярко вспыхивает, озаряя все последним светом, так и жизнь Церкви. И это время близко.

«Сколько Господь дал благодати России – какие леса, озера, реки, недра земли богатые. Но живем мы без Бога, а земля – она мать, она хлеб дает и жизнь. Враги наши и богоборческая власть долго не дадут людям возвратиться к земле. Можно и накормить всех и все устроить, но врагам невыгодно – им страшна Россия возрожденная.

Святой прп. Серафим Вырицкий

И все же Россия будет жить от своей земли».

«Спасение миру – от России, а Петербург станет духовным центром страны. Еще будут великие события в России – открытие и прославление мощей в Петербурге – радость великая для всего мира. Вырица будет местом паломничества, и откроют здесь монастырь».

О пути из Петербурга до Вырицы батюшка говорил так: «Сейчас два с половиной, а то и три часа идет паровик, потом пойдут электрические поезда, тогда быстрее будете добираться, а придет время: раз – и другой летит».

После войны старец говорил духовной дочери: «Наступит время, когда вновь пойдет Крестный ход из Казанского собора в Лавру. Ты дождешься». Трудно было поверить в это, но ныне все исполнилось! Всем православным памятен Крестный ход в Лавру с новообретенными мощами преподобного Серафима Саровского.

«Иерусалим станет столицей Израиля, а со временем он должен стать и столицей мира. Ибо там истинный центр Земли, там был распят и воскрес Спаситель мира».

Старец предсказал. что у католиков будет папа – славянин.

Говорил отец Серафим близким о будущем своем прославлении, но добавлял при этом: «Не спешите выкапывать мое тело. Предоставьте все Господу… Не хочу, чтобы моим телом торговали».

Сохранился еще один духовный стих старца, написанный в 1946 году:

Слава Великому Господу Богу!
Радостно дух мой воспой.
Сердцем стремлюсь я к святому чертогу
Там, где Иисусе Сладчайший мой!
Ты в моей жизни едина надежда.
В скорбях, болезнях Тобою живлюсь.
Будь Ты мне радость, покров и надежда,
Сам я Тебе на всю жизнь предаюсь.
О, мой прекрасный, единый Спаситель.
Дай мне Твою благодать!
Ты моей жизни чудесный хранитель,
Добрый отец и нежная мать.
Горнею славою я восхищаюсь,
Прочь суету этой жизни земной!
Духом и сердцем моим устремляюсь
К жизни небесной с ее красотой…
Там, в небесах, все святые соборы
И мириады бесплотных чинов
Песнь воспевают Божественным хором
«Свят, Свят, Свят Ба наш, Господь Саваоф!»
Сердце Тобою всегда веселится
Ты – мой Создатель, мои Бог и Отец;
Душенька грешная к небу стремится –
Там всем скорбям и болезням конец.
Слава Великому Господу Богу!
Радостно дух мой воспой,
Сердцем стремлюсь я к святому чертогу
Там, где Иисусе Сладчайший мой!

Поселок Вырица. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Зима 1998 года.

Поселок Вырица. Некрополь у храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Могила старца иеросхимонаха Серафима. Фото 1970-х годов.

Протоиерей Василий Швец у могилы старца Серафима (со слов отца Василия записаны многие из рассказов о старце, включенные в эту книгу). Фото 1998 года.

Биография

До революции

Родился в крестьянской семье 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда и был крещён с именем Василий. Когда ему было 10 лет, умер его отец, вскоре скончалась сестра Ольга.

Приехав в Петербург, сделался рассыльным Гостиного двора. Ещё мальчиком он узнал от монаха-схимника о том, как сложится его жизнь. Обрёл духовника в лице старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Варнавы (Меркулова).

В 1882 году стал приказчиком. В 1892 году он открыл собственное дело, став весьма крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу: в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны.

Предположительно в 1894 году женился на Ольге Ивановне Нетрониной.

В 1895 году стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе. С 1900 по 1906годы Муравьёвы проживали в доме 56 по Гороховой улице; с 1905 года— действительный член Ярославского благотворительного общества.

В 1906 году приобрёл большой двухэтажный дом-дачу в живописном посёлке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском, до 1920 года ставшим главным пристанищем Василия и Ольги— оставаться в столице было крайне опасно.

Выезжал за границу, доход составлял в среднем 90 000 рублей годовых.

Сын— Николай, родившийся в 1895 году,— в 1914 году перешёл в католичество и мечтал стать ксёндзом, бросил учёбу на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, стал военным авиатором; после контузии в 1916 году оставил военную службу, лечился в Николаевском госпитале. В 1917 году Николай женился на мещанке из московских евреев— Евгении Ивановне Любарской; супруги поселились в Рыбинске.

После революции

13 сентября 1920 году подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской Лавры о принятии его в число братии, на что получил согласие, был принят послушником и получил послушание пономаря. Наместником Лавры в то время был архимандрит Николай (Ярушевич), но он страдал «нервным переутомлением, выраженным в сильных головных болях и острых болях в области сердца. Ему необходим абсолютный покой один месяц и пребывание на чистом воздухе», как гласило заключение врача.

В то же время послушницей Воскресенского Новодевичьего монастыря стала супруга Василия Николаевича— Ольга. Всё имевшееся Муравьёвы пожертвовали на нужды обителей. Только в Лавру Василий Николаевич передал 40 000 рублей в золотой монете. Первое духовное имя Серафима было Варнава.

11 сентября 1921 года митрополитом Вениамином (Казанским) рукоположен в иеромонахи. В 1922 году Лавра подчинилась обновленческому Высшему Церковному Управлению; но вскоре примкнула к Патриаршей Церкви.

26 сентября 1924 году был арестован сын— Николай. Из документов допросов последнего ясно, что следствие интересовала вменяемая связь Муравьёвых с эмигрантскими монархическими кругами за границей.

Иеросхимонах Серафим Вырицкий: в чем помогает и как молиться?

Сам о.Варнава не арестовывался. 2 января 1925 года Николай был освобождён и вскоре уехал к месту ссылки— в Рыбинск.

В 1926—1929годах о.Варнава— духовник Александро-Невской Лавры.

Точная дата принятия иноком Варнавой великого ангельского образа пока не установлена: предположительно в 1929 году принял великую схиму и был наречён именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца, которому всеми силами стремился подражать о.Варнава в течение всей предыдущей жизни.

Предположительно весной 1930 года о.Варнава, по рекомендации врачей и с благословения митрополита Серафима (Чичагова), покинул свою келию в Феодоровском корпусе Александро-Невской Лавры и поселился в Поповке, на даче у протоиерея Леонида Богоявленского.

Избегнул повальных арестов монашествующих, которые были осуществлены в Ленинграде 17 февраля 1932 года; в 1933 году поселился в Вырице.

После занятия Вырицы в августе 1941 года германскими частями был открыт Казанский храм (закрытый в 1938 году), прихожанином которого числил себя иеросхимонах Серафим; он продолжал жить в доме Томбергов на Пильном пр., 7; по-прежнему не вставал из-за болезни, но принимал приходивших к нему.

Преставился 3 апреля (21 марта по Юлианскому календарю) 1949 года, в 4-ю Неделю Великого поста, память Иоанна Лествичника.

Примеры пророчеств

Краткое житие преподобного Серафима Вырицкого.

празднование совершается 21 марта/3 апреля

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Рыбинского уезда Ярославской губернии в семье крестьян Николая и Хионии. Во святом Крещении он был наречен Василием в честь преподобного Василия Нового исповедника.

Когда отроку было десять лет, умер его отец, и Василий, благодаря помощи благочестивого односельчанина, отправился в Санкт-Петербург на заработки, где и работал потом рассыльным, подручным приказчика, приказчиком и затем старшим приказчиком в лавках Гостиного и Апраксина дворов. Однако в душе мальчика жила заветная мечта — уйти в монастырь.

В четырнадцатилетнем возрасте он получает от прозорливого старца Александро-Невской Лавры пророческое благословение: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей и вместе с супругой посвятить дальнейшую жизнь монашескому подвигу. Приняв слово лаврского старца как Божие благословение, Василий прожил всю последующую жизнь, как определил ему Господь. Это был подвиг послушания, который длился более сорока лет…

Почти 20 лет Василий Муравьев находился под окормлением старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобного Варнавы (Меркулова), и это позволило заложить ту духовную основу, на которой происходило дальнейшее возрастание его как великого подвижника благочестия.

В повседневных делах, в обращении с людьми, в молитвах основой ему служили три главных заповеди: правда, любовь и добро, которые он впоследствии завещал не только своим духовным чадам, но и всем нуждавшимся в его помощи. Его любимым чтением были творения святителя Игнатия Брянчанинова, по которым он советовал учиться святости всем своим духовным детям.

Способности, данные от Господа, помогали Василию в его трудах. Так, работая в купеческой лавке, он самостоятельно научился грамоте, освоил историю Отечества и, обладоя хорошими математическими способностями, в семнадцать лет стал старшим приказчиком. Все свое жалование Василий высылал больной матери.

Около 1890 года он вступил в брак с Ольгой Ивановной Найденовой, которая также происходила из крестьян Рыбинского уезда Ярославской губернии. Она с отроческих лет втайне мечтала о монашестве, но получила благословение схимонахини Иверского монастыря Московской губернии Пелагии жить в миру, выйти замуж за благочестивого человека, родить и воспитать детей и только потом, по обоюдному согласию, принять постриг. Господь благословил их брак сыном Николаем и дочерью Ольгой, но девочка в младенчестве умерла, после чего супруги по взаимному согласию жили как брат и сестра.

В 1892 году Василий Николаевич, благодаря поддержке своего хозяина, открывает собственное дело и становится купцом 2-й гильдии. Со временем его контора по заготовке и продаже пушнины выходит на международный рынок.

В 1895 году В.Н. Муравьев становится действительным членом Общества по распространению коммерческих знаний в России, целью которою являлось всемерное содействие Государю Императору и Правительству в области национального экономического развития, а в 1897 году заканчивает организованные при Обществе высшие коммерческие курсы.

Живя в миру и став очень богатым человеком, он никогда не забывал благословения лаврского старца, старался творить добро, помогал нуждающимся, жертвовал большую часть своих доходов но нужды монастырей, храмов и богаделен.

Известно, что в 1905 году В.Н. Муравьев за свои богоугодные дела был представлен к награждению. В этом же году благочестивый коммерсант становится действительным членом известного на всю Россию Ярославского благотворительного общества, в состав которого входили многие известные пастыри и общественные деятели того времени, в том числе и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

После кончины преподобного Варнавы духовными наставниками Василия Николаевича становятся епископ Ямбургский Феофан (Быстров) и будущий священномученик, епископ Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский). Последним духовником старца Серафима был протоиерей Алексий Кибардин, служивший настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице.

Наступил 1917 год. Многие состоятельные знакомые Муравьевых переводят свои капиталы за границу и покидают Россию, надеясь пережить смутные времена за рубежом.

Молитва святому Серафиму Вырицкому

Василий Николаевич решает иначе: с началом Февральской революции он закрывает свое коммерческое предприятие и раздает состояние нуждающимся служащим. Значительную часть его он жертвует на нужды Александро-Невской Лавры и Воскресенского Новодевичьего монастыря, а также Иверского Выксунского и Свято-Успенского Пюхтицкого монастырей и окончательно готовит себя к принятию монашества…

12 сентября 1920 года В.Н.Муравьев передает еще одно крупное пожертвование Алвксандро-Невской Лавре, о через день пишет в Духовный собор Лавры прошение о принятии его в число братии, на которое получает положительный ответ и первое послушание — пономарское.

Уже 26 октября митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин благословляет постриг послушника Василия одновременно с его женой, поступившей в Санкт-Петербургский Новодевичий монастырь и принявшей постриг с именем Христины (в схиме Серафима).

29 октября Василий был пострижен в иноки с именем Варнава. Вскоре он был рукоположен в иеродиакона, а 11 сентября 1921 года — в иеромонаха.

В течение 1920-1926 годов отец Варнава несет ряд ответственных и трудных послушаний: заведующего кладбищенской конторой Лавры, главного свечника, а затем казначея обители. В конце 1926 года он принимает великую схиму с именем Серафим и избирается братией духовником Лавры. Под его пастырское окормление собирается великое множество духовных чад — мирян, иноков, священников и архиереев, среди них — выдающиеся иерархи: епископ Григорий (Лебедев), митрополит Серафим (Чичагов), епископ Николай (Ярушевич), архиепископ Алексий (Симанский).

Около трех лет пребывал отец Серафим на поприще духовника Лавры. С отеческой любовью и сердечной теплотой молитвы помогал он избавляться от самых страшных грехов, человеческой ненависти и братоубийства.

От принятия ежедневной восьмичасовой исповеди старец стал испытывать постоянные боли в ногах. В начале 1933 года болезнь окончательно приковала его к постели и, согласно рекомендации врачей и по настоянию митрополита Серафима (Чичагова), он переехал в Вырицу — поселок в восьмидесяти километрах от Санкт-Петербурга.

Здесь, на одре тяжелой болезни, в течение почти двадцати лет он нес подвиг старческого окормления, принимая в отдельные дни по несколько сот посетителей. Но посетителями его были не только ищущие своего спасения. В период с 1938 по 1940 годы несколько раз в ночное время представители власти проводили у него обыски. В один из таких обысков не встававший с постели старец подозвал к себе одного из сотрудников НКВД. Он посмотрел своими добрыми и ласковыми глазами на человека, которому поручено было со всей строгостью выполнить поручение, спросил его имя, взял его руку, погладил, затем приложил к голове его свою руку и произнес: «Да простятся грехи твои, раб Божий…» В этот момент лицо грозного представителя власти смягчилось и дальнейший разговор происходил так, словно они были самыми лучшими друзьями. Подобным образом старец избавил от недуга ненависти и жестокости и остальных производящих обыск.

В январе 1941 года был арестован, а в сентябре расстрелян сын батюшки Николай. Еще через четыре года преставилась схимонахиня Серафима. Великая скорбь вошла в сердце батюшки.

Во время войны старец Серафим, кроме строгого поста и непрестанной келейной молитвы, принял на себя особый подвиг: еженощно, стоя на камне перед иконой преподобного Серафима Саровского, с воздетыми руками он молился о России, подражая подвигу своего небесного покровителя.

За годы войны в Вырице был разрушен лишь один дом, хозяевам которого батюшка еще в первые дни войны сказал: «Вам необходимо покинуть Вырицу». По его молитвам немцы, заняв поселок, расквартировали в нем румынскую православную часть, так что ни один человек в поселке не пострадал, и церковь продолжала действовать.

После войны сотни людей, желая узнать о судьбе своих близких, устремились к батюшке. И он принимал их, говоря одним: «Жив твой муж, уже на поезд садится», а другим: «Не придет, молись об упокоении». Слова старца всегда сбывались.

Время старческого служения Вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. Все эти годы своей жизнью батюшка свидетельствовал о Христе, исполнив завет преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Многие из его деяний ознаменованы явными чудотворениями, чему есть свидетельство очевидцев.

Старец предсказывал: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвротят людей от Бога, и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой — настанет царство лжи и зла. Страшно будет дожить до этих времен». Незадолго до кончины Преподобный говорил своей келейнице о бывшем ему откровении: «Я побывал во многие странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от Православия».

Праведная душа старца отошла ко Господу 21 марта 1949 года. После его кончины в Вырице несколько дней в воздухе ощущалось благоухание,

Сам о себе он говорил: «После моей смерти приходите ко мне на могилку, как к живому, и разговаривайте со мною, как с живым, и я всегда помогу вам».

Вот уже более 50 лет со дня блаженной кончины старца не прекращается его народное почитание. Ныне над его могилкой воздвигнута часовня.

На Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года старец Серафим был причислен к лику святых русской Провословной Церкви.

По сей день святой старец своим небесным предстательством не оставляет скорбящих и страждущих, притекающих к месту его земного упокоения.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!

Василий Муравьёв, уроженец Ярославской губернии, с малых лет мечтал о монашеской жизни. Но судьба распорядилась таким образом, что в десятилетнем возрасте мальчик остался единственным кормильцем своей семьи. Он сумел стать известным мехоторговцем и заработать приличное состояние. В 54-летнем возрасте Василия приняли послушником в Александро-Невскую Лавру, там же он был пострижен в монахи, а в последующем поклялся вести аскетический образ жизни и получил имя Серафим Вырицкий. В чем помогает ныне канонизированный старец и какие молитвы читать, нужно знать каждому православному христианину.

,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *