Воронежские храмы и монастыри

Алексеевский монастырь
Алексеевский Акатов монастырь сегодня является единственным действующим монастырем в Воронеже. Этот монастырь – практически ровесник города, основанный в 1619-1620 году. Древняя обитель выросла на высоком берегу реки Воронеж, недалеко от военной крепости, место это в народе называлось «Акатовой поляной» («акатова» от слова «покатая»). Так монастырь получил свое название — Акатов.
Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы
Одним из главных православных храмов Воронежа сейчас является Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Это величественное здание, построенное в Русско-Византийском стиле по проекту архитектора В. П. Шевелёва, находится на проспекте Революции на территории Первомайского сада. Собор поражает своим великолепием, размерами, являясь третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира.
Крестильные храмы Воронежа
Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви. Верующий троекратно погружается в воду, призывая Пресвятую Троицу — Отца и Сына и Святого Духа. Сама суть крещения состоит в том, что человек умирает для греха и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. В Священном Писании говорится: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».Можно сказать, что крещение – духовное рождение человека, его вхождение в лоно Церкви.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы
Расположенный на высоком холме, далеко видимый с левого берега Воронежского водохранилища, на Советской (бывшей Мясной) площади стоит Покровский собор. Вот уже несколько веков храм считается одной из самых красивых построек в Воронеже. Собор возведен в честь одного из самых почитаемых православных праздников – Покрова Пресвятой Богородицы, которая считается небесной покровительницей и заступницей государства Российского.
Церковь Александра Невского. Храм Ксении Петербуржской.
Миновали атеистические десятилетия, в российских городах вновь стали возводить православные церкви. В Воронеже первым таким храмом стала церковь-часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. С инициативой его строительства выступили сами прихожане. Место строительства будущей церкви было освящено протоиереем Петром Петровым в Северном районе, на пересечении улиц Владимира Невского и маршала Жукова, состоялось это событие 6 февраля 1993 года.
Церковь Андрея Первозванного
Коминтерновский район Воронежа – один из самых «молодых» районов города, построенный несколько десятилетий назад. Церквей здесь никогда не строили. После долгих лет безбожия люди начали тянуться в храмы. В последнее десятилетие прошлого века только начали восстанавливаться старинные церкви, возобновились богослужения в исторических местах Воронежа, где издавна были храмы.
Богоявленский храм
Если вы гуляете по центру Воронежа и направляетесь, например, вниз по улице 25-го Октября, чтобы полюбоваться величественным зданием Покровского собора, пройдите еще немного, и вашему взору предстанет еще один памятник старины – Богоявленская церковь. Эта миниатюрная церковь, к сожалению, очень обветшалая, тоже имеет свою длинную и интересную историю, хотя даже не все коренные воронежцы знают об этом храме.

Введенская церковь
История этой церкви насчитывает уже несколько столетий. А началась она примерно в 1700 году, когда посадские люди Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев из Акатовского предместья Воронежа обратились к царю Петру I, который в то время строил здесь флот, за разрешением на строительство церкви. Новый храм планировалось посвятить Успению Божией Матери, хотя одна церковь с таким названием уже действовала в городе.
Успенская церковь
Успение Пресвятой Богородицы — один из наиболее почитаемых православных праздников. Он отмечается 28 августа в память о блаженной кончине (успении) Богородицы и Приснодевы Марии, которая и на небесах остается заступницей всех людей. В начале ХХ века, перед октябрьской революцией в Воронежской епархии было больше ста храмов, посвященных Успению. Сегодня в Воронеже существует два Успенских храма, расположенных по обе стороны Воронежского водохранилища практически напротив друг друга.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы Адмиралтейская
Успенская Адмиралтейская церковь, которая стоит практически на самом берегу Воронежского водохранилища — одна из самых древних построек Воронежа с очень интересной историей. О времени ее закладки ученые высказывают разное мнение, но все сходятся в том, что построена она в первое десятилетие существования крепости Воронеж. Доказательством этого считается упоминание о церкви в грамоте царя Федора Ивановича от 5 августа 1594 года: воеводе Ивану Кобякову сообщалось об отправке в Воронеж строителя Александра, который вез из Москвы «в храм к Успенью» с приделом Феодора Стратилата разнообразную церковную утварь — иконы, колокола, богослужебные книги.
Церковь во имя пророка Самуила
В Воронеже в начале XIX века существовало три кладбища, в дополнение к Терновому и Предтеченскому возникло Вознесенское кладбище с одноименной церковью. В народе же этот погост назывался Чугуновским, так как кладбищенский храм строился на деньги купца Самуила Никитича Мещерякова, за свою физическую силу прозванного Чугунным. Примерно через десять лет после возведения Вознесенской церкви на кладбище началось строительство второго храма, что являлось исключительным случаем. Версий этому событию было несколько, например, согласно народным преданиям, в действующей кладбищенской церкви, когда она еще только строилась, повесилась какая-то девушка.
Свято-Преображенский Толшевский женский монастырь
Cтаринные сказания говорят нам о том, что Свято-Преображенский монастырь был основан примерно в середине XVII в. Основателем его называют пчелинца Константина, который, как некогда Иоанн Предтечи, жил в дупле и питался медом диких пчел, кореньями и травами, а одеждой ему служили шкуры диких животных. Время основания монастыря пришлось на времена царствования царя Алексея Михайловича.
Церкви Троицы Живоначальной
Одному из самых почитаемых православному празднику посвящены две церкви в Воронеже. Одна из них находится в пригороде, селе Боровое на левом берегу реки Усманки. Боровое – один из старейших населенных пунктов Воронежской области, о нем упоминается в Дозорной книге 1615 года, там жили служилые казаки и атаманы. Согласно «Переписной книге Воронежского уезда» 1646 года в Боровом уже была церковь: «Село Боровое на реке на Усмони, а в нем церковь во имя животворные Троицы, да в пределе Пречистые Богородицы, во дворе поп Афонасей».

Церковь Иконы Божьей Матери «Взыскание погибших»
С незапамятных времен православные свято верят во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, которая порой становится последней надеждой погибающих людей. Отсюда и название некоторых икон во имя Богородицы «Взыскание погибших», как молитва надеющихся только на чудо. О происхождении самого образа «Взыскание погибших» достоверных сведений на сегодняшний день нет. Известно лишь несколько чудотворных икон с этим названием, через которые Богоматерь являла свою помощь отчаявшимся людям, уже переступившим порог гибели.
Владимирский храм
се жители Воронежа знают «Ротонду» — то, что осталось от разрушенного снарядами здания больницы, которая была в те дни госпиталем для раненых солдат. До сих пор неизвестно, сколько же погибло тогда людей, но очевидцы говорят, что кровь здесь стояла по колено. В 1997 году Воронежская епархия направила в администрацию Воронежа ходатайство о передаче памятника истории и культуры местного значения «Ротонда» Воронежскому Епархиальному управлению в бессрочное и безвозмездное пользование для создания на его основе церкви в память о погибших в годы Великой отечественной войны.
Воскресенская церковь
Недалеко от Покровского собора в Воронеже стоит Воскресенская церковь. В давние времена на этом месте была другая церковь, она была деревянной, освящена во имя святых Космы и Дамиана. В XVII веке по линии Воскресенской улицы (сейчас это улица Орджоникидзе), в районе нынешнего Каменного моста была граница города. За его стенами находилась Ямская слобода, где жили несколько десятков ямщиков, перевозивших государеву почту.
Всесвятская церковь
Радостно наблюдать, что в последние десятилетия восстанавливаются древние храмы, далеко вокруг них разносится торжественный перезвон колоколов, праздничные богослужения транслируются по федеральным каналам. Еще более отрадно становится, что у людей теперь есть абсолютно все возможности по велению своего сердца и души присоединиться к молитве священнослужителей и других прихожан в храмах, расположенных в непосредственной близости к дому.
Церковь Георгия Победоносца
Безусловно, у каждого храма есть своя история. Так, храм во имя Георгия Победоносца также по-своему уникален. В Воронеже по улице Загородной, в доме № 42 много лет жила большая, дружная православная семья Емельяновых. Наверное, не случайно именно в этой семье родился будущий архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон (в миру Леонид). По рассказу Любови Григорьевны Емельяновой, сестры Владыки, ее бабушка учила внуков читать по-церковнославянски, прививая веру, водила в храм, в доме звучали духовные песнопения. Именно бабушка, Екатерина Степановна, была источником всех добрых знаний.
Церковь Дмитрия Солунского
Воронеж – современный, развивающийся город. Он расширяется, строятся новые районы, офисы, торговые центры. Среди строящихся объектов встречаются и новые храмы, значит, вопреки всем убеждениям, люди сегодня думают не только о материальных благах, но и о духовности. Одна из таких строящихся церквей находится в сквере, недалеко от воронежского цирка – церковь Димитрия Солунского.

Церковь Илии Пророка
Недалеко от главного корпуса Воронежского государственного университета стоит полуразрушенное здание Ильинской церкви. Собственно во имя святого Ильи освящен лишь боковой придел храма, но он и дал народное название всей церкви. Главный престол храма назывался Входоиерусалимским, был освящен в память о вхождении Христа в Иерусалим. Точная дата постройки первой деревянной Ильинской церкви не известна. Впервые она упоминается в 1642 году, будучи на тот момент уже ветхой.
Казанская церковь
Казанская церковь — самая удаленная от центра Воронежа, построена она в Отрожке (сейчас это один из районов Воронежа). Церковь эта была последней в городе и его окрестных селениях, строительство которой было начато практически перед самой революцией. Отрожка (по-другому Рожки, Атрошки, Отрожки) вплоть до начала XX века была деревней близ Воронежа, в которой не было собственного храма. Жители ее в то время относились к приходу Рождественской церкви на Придаче (также ныне один из районов Воронежа).
Церковь Кирилла и Мефодия. Церковь Святой Татианы
Церковь – это слово зачастую ассоциируется у нас с колокольным звоном, молитвами, духовными песнопениями и различными обрядами. Но это слово включает в себя гораздо больший смысл, нежели все эти перечисленные непременные ее атрибуты. Церковь – это, безусловно, святость, но это еще и свет, свет знаний. С недавних пор в Воронеже существует храм во имя святых Кирилла и Мефодия, навсегда оставшихся в истории нашего государства как великие просветители, создатели русской грамоты. Возможно, это не совсем обычная церковь.
Никольская церковь
С левого берега хорошо видны сверкающие купола Никольской церкви, стоящей на высоком правом берегу Воронежского водохранилища. Среди всех воронежских храмов история Никольской церкви особенно выделяется, ведь из своего 275-летнего существования она бездействовала всего лишь три года, с 1940 по 1943, а остальное время использовалось по своему прямому назначению. Церковь освящена во имя святителя Николая Мирликийского. Святитель Николай на Руси всегда глубоко почитался. Николая-Чудотворца первым, после Иисуса Христа и Богородицы, православные призывают в своих молитвах.
Рождество-Богородицкая церковь
В исторической части Воронежа находится довольно много церквей. Некоторые из них восстановлены и уже действуют, некоторые только на стадии реставрации. К сожалению, есть такие храмы, которые с виду только отдаленно напоминают церковь. К таким относится маленькая церковь, которая стояла на углу современных улиц Кости Стрелюка и Володарского, Пятницкая церковь. Это народное название, но главный престол ее был посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, и церковь, следовательно, в документах писалась Рождество-Богородицкой.
Спасская церковь
За главным корпусом Воронежского государственного университета, рядом с Ильинской церковью стоит Спасский храм. Главный престол храма именуется как «Перенесение нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от Едесы в Царьград». Первое упоминание о находящейся в воронежской крепости церкви относится к 1676 году. Называлась она в то время «Преображения Господа нашего Иисуса Христа».

Тихвино-Онуфриевская церковь
Позолоченные купола маленькой церковки, стоящей на обрыве невысокого холма, на правом берегу Воронежа, привлекает взгляд въезжающих в эту часть города. Это купола Тихвино-Онуфриевской церкви. Главный престол церкви посвящался Тихвинской иконе Пресвятой Владычицы Богородицы, празднование дня обретения которой проходило 12 (25) июня. В честь ее чудотворных свойств нарекались храмы по всей Руси.

6 июля 2010 года
Празднование Владимирской иконы Пресвятой Богородицы
Сегодня православный Воронеж простился с протодиаконом Георгием Наумовым, 30 лет прослужившим перед престолом Божиим в Покровском, а затем и Благовещенском кафедральном соборе.
Отпевание отца Георгия совершили в сослужении многочисленного духовенства митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий и схимитрополит Иувеналий (Тарасов). 30 лет тому назад – 29 июня 1980 года – Владыка Иувеналий (на тот момент, епископ Воронежский и Липецкий) в алтаре Покровского собора города Воронежа рукополагал иподиакона Георгия в диаконский сан.
Перед отпеванием к христианам с Архипастырским словом обратился митрополит Сергий:
– Сегодня всех нас собрала любовь к отцу протодиакону. Для воронежцев этот человек являлся в простоте своего сердца, в чистоте веры столпом епархии, примером истинного служения Церкви Божией. Для него никогда не было вопроса о послушании священноначалию и Господу Богу. Он никогда не колебался в этом. И практически все мы, кто стоит ныне у престола Божия, прошли через его руки, через его молитвы, каждого он подводил к престолу во время хиротонии, за каждого молился особой молитвой, которая положена на диаконской хиротонии.
Для мирян отец Георгий тоже был образцом веры: бесхитростной, безыскусной, искренней и чистой, сердечной. Его вера была живая. Он обращался к Богу, как будто разговаривал с почтением со старшим. И Господь никогда не посрамлял его веру.
И только мы, близкие его сослужители, знали, как трудно и тяжело было ему в последнее время служить. Но он ходил на богослужения, старался до конца своих дней каждое воскресенье быть на Литургии. И за эту любовь к богослужению Господь давал ему терпение, милость Божию. Отец Георгий претерпевал многие недуги. И ушел он «в путь всея земли» с верою Бога, с молитвой.
Многое из жизни отца Георгия мы можем взять себе в назидание Это его твердость духа и твердость исповедания веры во Христа. Отцу Георгию выпало жить и служить в советское время, во времена гонений. И он никогда не осуждал власть, никогда не осуждал гонителей, но всегда с трогательной любовью вспоминал случаи из жизни, когда он переживал что-то сам (или кто-то из его знакомых священнослужителей) с добрым юмором, молитвою за гонителей и притеснителей. Это редкий дар Божий, когда человек так относится к правде жизни.
Для нас, сослужителей, он был верным помощником, оплотом и надеждой. Для нас он был образцом прекрасного семьянина, который воспитал в страхе Божием своих дочерей, который любил свою матушку до самозабвения и очень страдал, когда она болела, и просил всех молиться за нее. Это единственное обстоятельство, когда отца Георгия можно было увидеть смятенным, немного подавленным и надеющимся на молитвы своих собратьев. Таких отношений, которые он показывал окружающим к своей семье, я думаю, что редко встретишь. И это тоже живой пример для поучения.
Мы благодарим тебя, дорогой отец Георгий, за все годы твоего служения. И Святейший Патриарх Кирилл удостоил к 29 июня, дню, когда он 30 лет назад был рукоположен в сан диакона, награждения орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Я не успел лично вручить ему эту награду и хотел бы, чтобы родственники получили ее и хранили у себя как память о своем отце, который много сделал для Церкви Божией.
А наш долг быть вместе с ним в молитве. Помолимся об упокоении души новопреставленного протодиакона Георгия. И я верю, что не только мы будем молиться за него, но что и Господь даст ему дерзновение молиться за всех нас.
Каждый из пришедших проводить отца Георгия в последний путь, лично подошел проститься с почившим, преподав ему прощальное целование.
Духовенство служило сегодня в голубом, богородичном облачении. Православные прощались с новопреставленным отцом Георгием в день празднования Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Видимо, есть в том промысел Божий. В первом ярусе иконостаса Благовещенского собора, в котором изображаются местночтимые святые, слева от алтарных врат находится Владимирский образ. Отец Георгий всегда уходил со службы одним из последних. Прежде чем уйти из храма, люди прикладывались к мощам святых. А протодиакон пел тропари воронежским святителям: Митрофанию, Тихону, Антонию, Петру. Его голос, славящий Бога, навсегда останется в памяти верующих.
Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего, приснопоминаемого отца Георгия.

ВОРОНЕЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

Воронежский Благовещенский собор

Воронежская и Лискинская епархия Воронежской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 394000, г. Воронеж, ул. Освобождения труда, 20, корп. 2
  • Тел.: (473) 255-34-35 (канцелярия), 255-62-85 (приемная), 255-34-94 (дежурный), (473) 255-34-35 (факс)
  • Официальный сайт:
  • Каноническая территория: г. Воронеж, г. Нововоронеж, Верхнехавский, Каширский, Лискинский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Рамонский, Семилукский и Хохольский р-оны Воронежская обл.
  • Кафедральный собор: Благовещенский в г. Воронеже
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Большой Московский Собор 1666-1667 годов принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе двух епархий — Тамбовской и Воронежской. Необходимость открытия Воронежской епархии подтвердил и Московский Собор 1681-1682 годов. Кафедра была наконец учреждена 27 ноября 1681 года и замещена поставлением святителя Митрофана 2 апреля 1682.

Первоначально в епархию вошли города Воронеж, Елец, Костёнск и Орлов из Рязанской епархии; Урыв, Коротояк и Землянск из Белгородской епархии. В 1692 году в Воронеже был достроен Благовещенский кафедральный собор; в 1694 году появилось епархиальное подворье в Москве. При святителе Митрофане было построено много храмов, устраивалась монастырская жизнь и благотворительность. После завоевания в 1696 году Азова границы епархии отодвинулись до Азовского моря, на ее территории оказались новопостроенные города Таганрог и Павловская крепость (ныне Павловск). В результате территориального спора с Рязанским архиереем, который был разрешен царем Петром I в 1699 году в пользу Воронежской кафедры, последней были переданы города Усмань, Демшинск, Белоколодск и село Мокрый Боерак. В том же году от Белгородской епархии к Воронежской был присоединен Острогожск. В 1700-1704 годах из состава Воронежской епархии была краткосрочно выделена Азовская на новоприсоединенных южных землях.

С 1704 года Воронежский архиерей носил сан архиепископа, с 1714 года — митрополита, а с 1725 — снова епископа. В 1712-1714 годах местоблюститель патриаршего престола Рязанский митрополит Стефан (Яворский) безуспешно пытался упразднить Воронежскую епархию и вернуть территорию Рязанской кафедре. Вопреки этому, область Воронежской епархии была расширена еще более — в 1718-1720 годах от Патриаршей области ей были переданы земли по рекам Дон и Хопёр, а в 1720 году присоединена части Рязанской кафедры. Митрополит Пахомий (Шпаковский) развернул большие строительные работы, реставрация и перестройка кафедрального собора продолжалась до 1735 года. Епископ Иоаким (Струков) много внимания уделял духовному образованию — при нем были организованы школы для детей церковнослужителей в Воронеже при архиерейском доме и в Острогожске. При последующих владыках в 1742 году открылись славяно-латинское училище при Дивногорском Успенском монастыре, а 31 мая 1745 года — Воронежская духовная семинария. В 1749 году в ведение Воронежской кафедры перешла часть земель Тамбовской епархии, но в 1758 эти земли вновь отошли к возобновленной Тамбовской кафедре. В 1765 году Воронежская епархия увеличилась за счет части Крутицкой, Коломенской и Рязанской епархий. Святительство Тихона Задонского в 1763-1767 годах укрепило духовно-нравственные основы жизни епархии, прежде всего в монастырях.

В 1775 году к Воронежской епархии перешла часть Московской, а приазовские земли были переданы новообразованной Славянской епархии. В 1788 году значительная часть северных и северо-западных земель епархии (430 храмов и 6 монастырей) отошла соседним епархиям. До конца XVIII века в состав Воронежской епархии входил Елец, впоследствии переданный Орловской епархии. В 1797 году шесть уездов Воронежской губ. были присоединены к Слободско-Украинской губернии. Таким образом в конце XVIII века Воронежские архиереи управляли областью Войска Донского (143 храма), частью Слободской Украины (99 храмов), а также 154 храмами в Тамбовской, Рязанской и Саратовской губерниях. В 1799 году границы епархий были приведены в соответствие с границами губерний, все земли за пределами Воронежской губернии отошли к другим кафедрам.

В 1829 году из Воронежской епархии была выделена Новочеркасская.

В 1922 году архиеп. Тихон (Василевский) уклонился в обновленчество, тем самым положив начало Воронежской обновленческой епархии, просуществовавшей до 1942 года.

В 1920-30-е году существовала также Воронежская епархия григорианского раскола.

В 1926 году к Воронежской епархии присоединилась территория Тамбовской епархии с городом Борисоглебском. В 1934 году часть Воронежской епархии, включая новообразованную Белгородскую область, отошла к Курской кафедре. В 1954 году в Воронежскую епархию вошла территория новообразованной Липецкой области; Саратовской и Ростовскую епархиям были переданы земли новообразованных Балашовской и Каменской областей. В 1957 году последние две области были расформированы, их территории вернулись в Воронежскую епархию.

7 мая 2003 года из состава Воронежской была выделена Липецкая епархия в пределах Липецкой области, вместе с чем Воронежская епархия ограничилась Воронежской областью.

26 декабря 2013 года из состава Воронежской епархии были выделены самостоятельные Борисоглебская и Россошанская епархии, после чего в ведении Воронежской кафедры остались городские округа Воронеж, Нововоронеж, а также Верхнехавский, Каширский, Лискинский, Нижнедевицкий, Новоусманский, Рамонский, Семилукский и Хохольский р-оны Воронежская области. Одновременно Воронежская епархия была определена центром новоучрежденной Воронежской митрополии.

Исторические названия

  • Воронежская (1682 — 1696)
  • Воронежская и Азовская (1696 — 1700)
  • Воронежская и Елецкая (1700 — 17 мая 1788)
  • Воронежская (17 мая 1788 — 19 мая 1795)
  • Воронежская и Черкасская (19 мая 1795 — 5 апреля 1829)
  • Воронежская и Задонская (5 апреля 1829 — 1944)
  • Воронежская и Острогожская (1944 — 1954)
  • Воронежская и Липецкая (1954 — 7 мая 2003)
  • Воронежская и Борисоглебская (7 мая 2003 — 26 декабря 2013)
  • Воронежская и Лискинская (с 26 декабря 2013)

Статистика

  • кон. XVII в. — 210 храмов
  • 1705 — 285 храмов, 17 монастырей
  • 1-я пол. XVIII в. — от 18 до 22 монастырей
  • 1764 — ок. 600 храмов
  • 1829 — более 600 храмов
  • 1864 — 732 храма, 7 монастырей
  • 1872 — 934 храма (12 соборных, 11 монастырских, 884 приходских, 11 при казенных заведениях, 4 домовых, 4 приписных, 8 кладбищенских) и 7 молитвенных домов
  • 1900 — Пространство 57.902 кв. в. Населения 2.531.253 ч., православных 2.464.480; раскольников и сектантов 7.000. Церквей 1.020; соборных 13; монастырских 24; приходских 907; приписных 25; ружных 5; при казенных и богоугодных заведениях 21; домовых 8; единоверческих 2; кладбищенских 15; Молитвенных 18; Часовен 5; Церковь-школа 1. Белого духовенства: протоиереев и священников до 1.200 ч.; диаконов до 500; псаломщиков до 1.200; Монастырей 18; мужских 9; женских 9. Монашествующих: монахов 286; монахинь 329; послушников 418; послушниц 1.482. Церковное просвещение: Семинария 1; воспитанников в ней 572 ч.; Женское епархиальное училище 1; воспитанниц в нем 506 ч.; Мужских духовных училищ 4; воспитанников в них 848 ч.; Церковно-приходских школ 900; второклассных 5; двухклассных 2; одноклассных 505; школ грамоты 386; образцовых 2; Учащихся в этих школах к концу 1900 г. 37.000; Братств 1; Церковно-приходских попечительств 175; Богаделен при церквях 43; Благочиннических библиотек 30.
  • 1909 — 1096 храмов (14 соборных, 46 монастырских, 965 приходских, 28 при казенных и богоугодных заведениях, 29 приписных, 14 кладбищенских), 22 часовни и 5 молитвенных домов, 9 муж. и 8 жен. мон-рей; клир епархии составляли 38 протоиереев, 1200 священников, 262 диакона и 1096 псаломщиков, более 1350 монашествующих
  • 1945 — за год в епархии было открыто 19 приходов
  • 1 января 1946 — 103 прихода
  • 1 января 1958 — 111 зарегистрированных храмов/молитвенных домов.
  • 1997 — 15 благочиний. Церквей 280; городских 102 (14 в Воронеже, 4 в Липецке); сельских 178. Приходских школ 6; воскресных школ 59
  • 1 января 2005 — 270 приходов, 5 монастырей (2 муж., 3 жен.), 267 священнослужителей (231 священник, 36 диаконов)
  • сентябрь 2011 — богослужения совершаются в 372 монастырских, приходских, домовых, приписных храмах и часовнях. Священнослужителей — 382 (священников — 346, диаконов — 36)

Архиереи

  • Свт. Митрофан (2 января 1682 — 23 ноября 1703)
  • Арсений (Костюрин) (2 июля 1704 — 18 июля 1712)
    • Стефан (Яворский) (1712 — 1714) в/у, митр. Рязанский
  • Пахомий (Шпаковский) (23 апреля 1714 — 23 сентября 1723)
  • Иосиф (Саввин) (31 октября 1725 — 27 декабря 1726)
  • Лев (Юрлов) (28 мая 1727 — 8 июня 1730)
  • Иоаким (Струков) (8 июня 1730 — 1 сентября 1742)
  • Вениамин (Сахновский) Серб (2 декабря 1742 — 28 марта 1743)
  • Феофилакт (Губанов) (14 сентября 1743 — 31 ноября 1757)
  • Кирилл (Ляшевецкий) (6 августа 1758 — 19 октября 1761)
  • Иоанникий (Павлуцкий) (6 декабря 1761 — 2 января 1763)
  • Свт. Тихон (Соколов) (3 февраля 1763 — 17 декабря 1767)
  • Тихон (Якубовский) (17 декабря 1767 — 19 мая 1775)
  • Тихон (Малинин) (19 мая 1775 — 6 мая 1788)
  • Иннокентий (Полянский) (29 июня 1788 — 15 апреля 1794)
  • Мефодий (Смирнов) (21 мая 1795 — 10 апреля 1799)
  • Афанасий (Иванов) (10 апреля — 1 октября 1799)
  • Арсений (Москвин) (1 октября — 16 октября 1799, 26 ноября 1799 — 6 мая 1810)
  • Антоний (Соколов) (23 сентября 1810 — 7 февраля 1816)
  • Епифаний (Канивецкий) (26 марта 1816 — 24 мая 1825)
  • Свт. Антоний (Смирницкий) (31 января 1826 — 20 декабря 1846)
  • Игнатий (Семенов) (13 января 1847 — 20 января 1850)
  • Парфений (Чертков) (25 февраля 1850 — 5 августа 1853)
    • Феогност (Лебедев) (февраль — июнь 1850) в/у, еп. Острогожский
  • Иосиф (Богословский) (27 августа 1853 — 14 ноября 1864)
  • Серафим (Аретинский) (4 января 1865 — 22 апреля 1886)
  • Вениамин (Смирнов) (1 мая 1886 — 7 мая 1890)
  • Анастасий (Добрадин) (3 июня 1890 — 1 мая 1913)
  • Сщмч. Тихон (Никаноров) (13 мая 1913 — 9 января 1920)
  • Тихон (Василевский) (1919 — 1922)
  • Свт. Владимир (Шимкович) (8 августа 1923 — 6 января 1926)
  • Сщмч. Петр (Зверев) (2-я пол. января 1926 — 28 ноября 1926)
    • Синезий (Зарубин) (кон. 1926) в/у, еп. Уразовский
    • Нафанаил (Троицкий) (нач. 1927) в/у, митр. Харьковский
    • Сщмч. Алексий (Буй) (28 февраля 1927 — 27 января 1928) в/у, еп. Козловский, с июля 1927 — еп. Уразовский
    • Владимир (Горьковский) (27 января — 14 февраля 1928) в/у, еп. Богучарский
    • Павел (Гальковский) (14 февраля — апрель 1928) в/у, еп. Егорьевский
    • Макарий (Звездов) (апрель 1928 — октябрь 1928) в/у, архиеп.
    • Памфил (Лясковский) (октябрь 1928 — 1929?) в/у, еп. Богучарский, Россошанский
    • Сщмч. Сергий (Зверев) (1929) в/у, еп. Елецкий
  • Сщмч. Захария (Лобов) (24 апреля 1929 — 12 ноября 1935)
  • Петр (Соколов) (12 ноября 1935 — октябрь 1936)
    • Александр (Торопов) (13 ноября 1935 — 23 января 1936) в/у, еп. Липецкий
    • Серафим (Протопопов) (октябрь 1936 — 6 марта 1937) в/у, еп. Елецкий
    • Аполлос (Ржаницын) (14 мая — август 1937) в/у, еп. Моршанский
    • Сергий (Страгородский) (ноябрь 1937 — февраль 1943) в/у, митр. Московский
    • Питирим (Свиридов) (март 1943 — 13 марта 1944) в/у, еп. Курский
  • Иона (Орлов) (19 марта 1944 — 27 мая 1945)
    • Питирим (Свиридов) 2-й раз (май — сентябрь 1945) в/у, архиеп. Курский
  • Иосиф (Орехов) (9 сентября 1945 — 14 января 1961)
    • Сергий (Петров) (14 января — 16 марта 1961) в/у, еп. Белгород-Днестровский
  • Сергий (Петров) (16 марта 1961 — 9 октября 1963)
  • Никон (Лысенко) (9 октября 1963 — 30 марта 1964)
  • Владимир (Котляров) (30 марта 1964 — 5 февраля 1965)
  • Палладий (Каминский) (5 февраля 1965 — 8 февраля 1968)
    • Серафим (Никитин) (8 — 27 февраля 1968) в/у, еп., архиеп. Курский
  • Михаил (Чуб) (27 февраля 1968 — 11 октября 1972)
  • Платон (Лобанков) (11 октября 1972 — 27 октября 1975)
  • Ювеналий (Тарасов) (16 ноября 1975 — 16 июля 1982)
  • Мефодий (Немцов) (16 июля 1982 — 7 мая 2003)
  • Сергий (Фомин) (с 7 мая 2003)

География благочиний

  • Архиерейское, Всесвятское, Никольское (:
  • Железнодорожное, Левобережное (:
    • г. Воронеж , п. Репное
  • Каширское (:
    • с. Каширское, с. Бирюченское, с. Боево, с. Данково, пос. Дзержинский, с. Каменно-Верховка, пос. Колодезный, с. Кондрашкино, с. Красный Лог, с. Левая Россошь, с. Можайское, г. Нововоронеж
  • Лискинское:
    • г. Лиски , с. Аношкино, с. Бодеевка, с. Владимировка, с. Высокое, с. Давыдовка, с. Дивногорье, с. Дракино, с. Залужное, с. Коломыцево, с. Колыбелки, с. Копанище, с. Масловка, с. Машкино, с. Пухово, с. Селявное, с. Средний Икорец, с. Старая Хворостань, с. Тресоруково, с. Троицкое, с. Щучье
  • Нижнедевицкое (:
    • с. Нижнедевицк, с. Борщево, с. Верхнее Турово, с. Гремячье, с. Ивановка, с. Костенки, с. Курбатово, с. Кучугуры, с. Нижнее Турово, с. Никольское-на-Еманче, с. Новая Ольшанка, с. Новогремяченское, с. Оськино, с. Рудкино, с. Першино, с. Петино, с. Семидесятное, с. Синие Липяги, с. Хвощеватовка, пгт. Хохольский, с. Яблочное
  • Новоусманское :
    • с. Новая Усмань, с. Александровка (Верхнехавский район), с. Александровка (Новоусманский район), с. Бабяково, с. Верхняя Маза, с. Верхняя Хава, пос. Воля, свх. Воронежский, с. Горенские Выселки, с. Горки, с. Крыловка, пос. Масловский, с. Нижняя Байгора, с. Нижняя Катуховка, пос. НИИОХ, с. Орлово, с. Отрадное, с. Правая Хава, с. Рогачевка, с. Рождественская Хава, с. Рыкань, с. Углянец, с. Хреновое, с. Шуберское
  • Рамонское:
    • п.г.т Рамонь, с. Березово, с. Большая Верейка, с. Горожанка, с. Карачун, п. Комсомольский, с. Кривоборье, с. Лебяжье, с. Лопатки, с. Нелжа, с. Нижняя Верейка, с. Новоживотинное, с. Сенное, пос. Солнечный, с. Староживотинное, с. Хвощеватка, с. Чертовицкое, с. Ямное
  • Семилукское (:
    • г. Семилуки , с. Березовка, с. Вознесеновка, с. Голосновка, с. Девица, с. Ендовище, с. Землянск, с. Избище, с. Кондрашовка, п. Латная, с. Латное, с. Лосево, с. Меловатка, с. Нижняя Ведуга, с. Перлёвка, с. Стадница, с. Старая Ведуга, с. Старая Ольшанка, с. Терновое

Использованные материалы

  • «ВОРОНЕЖСКАЯ И БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ,» Православная энциклопедия (начальный раздел, Митрофан (Шкурин), иером.), т. 9, 368-393, редакция от 23 июля 2010:
    • — источник использован частично
  • Страница сайта Русское Православие:
  • Страница сайта Иерархия церквей:
  • Определения Священного Синода, библиография ЖМП:

Булгаков С. В., Настольная книга для cвященно-церковнослужителей, т. II: «Хронологический перечень архипастырей Русской Православной Церкви со времени её основания. Епархии и их викариатства», М: Издательский отдел Московской Патриархата, 1993, с. 1398.

Указ Святейшего Синода от 17 мая 1788 года именоваться только Воронежским — прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям, 1888, № 7, с. 122 — 123

«ВОРОНЕЖСКАЯ И БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ,» Православная энциклопедия раздел «Количество храмов, численность духовенства,» Митрофан (Шкурин), иером.), т. 9, 368-393, редакция от 23 июля 2010,

Биография митрополита Воронежского Иосифа (Орехова) на официальном сайте Воронежской епархии,

Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

«ВОРОНЕЖСКАЯ И БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ,» Православная энциклопедия (начальный раздел, Митрофан (Шкурин), иером.), т. 9, 368-393, редакция от 23 июля 2010,

По другим данным вторая дата (кончины) иная: 27.03.1743 г.

В своих автобиографических записках Платон, митрополит Московский, вспоминая минувшее время, когда он, будучи еще иеромонахом, вызывался в Петербург, пишет: «…в проезды свои в Петербург познакомился с Новгородскими учителями,… с Тихоном, первым епископом Воронежским, умершим там на обещании…». Почему он именует св. Тихона Соколова первым из епископов Воронежских совершенно необъяснимо. (См. Снегирев. Жизнь…, с. 215).

По Амвросию Орнатскому первая дата иная: 24.12.1767 г.

По другим данным первая дата иная: 21.06.1755 г.

По Амвросию Орнатскому первая дата иная: 29.07.1788 г.

По другим данным первая дата иная: 14.05.1795 г.

По другим данным первая дата иная: 12.04.1799 г.

Сапелкин Н. С., «Русская церковь: испытание лояльностью», сайт Историческая правда от 12 марта 2015 года:

«Об образовании Новоусманского церковного округа», и «О приходах, расположенных на территории Верхнехавского района Воронежской области», Указ № 168 от 28.20.2016, сайт Воронежской митрополии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *