Владимирской божьей матери

Содержание

Владимирская икона Божией Матери: предание

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

: Икона. Как создается чудо

Владимирская икона Божией Матери

До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в девичьем монастыре города Вышгорода, недалеко от Киева, где она сразу прославилась многими чудотворениями. В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, желая иметь у себя прославленную святыню, перевез икону на север, во Владимир, и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила именование Владимирской.

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской» помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.

Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери.

Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

Владимирская икона Божией Матери

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата.

Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. “стояние на Угре”): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Чудо в нашей жизни – как молиться о чуде?

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы – Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова – первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.

Иконография Владимирской Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной также под эпитетами «Елеуса» (ελεουσα – «Милостивая»), «Умиление», «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα – «Сладкое лобзание»). Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи.

Царица неба и земли: почему так много икон Богородицы?

Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа “Умиление”: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание.

Произведение пронизано совершенно явной жертвенной символикой. С богословской точки зрения ее содержание можно свести к трем основным темам: «воплощение, предназначение Младенца жертве и единение в любви Марии-Церкви с Христом-первосвященником». Такое истолкование Богоматери Ласкающей подтверждается изображением на обороте иконы престола с символами Страстей. Здесь в XV в. написали изображение престола (этимасии – «престола уготованного»), покрытого алтарным покровом, Евангелие со Святым Духом в виде голубя, гвозди, терновый венец, за престолом – Голгофский крест, копие и трость с губкой, внизу – пол алтарного настила. Богословское толкование этимасии основано на Святом Писании и сочинениях отцов Церкви. Этимасия прообразно знаменует Христово воскрешение и Его суд над живыми и мертвыми, а орудия Его мучений — жертву, принесенную ради искупления грехов человечества. Сопоставление Марии, ласкающей Младенца, и оборота с престолом наглядно выражало жертвенный символизм.

Выдвигались доводы в пользу того, что икона еще с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги обеих сторон. В византийской традиции были нередки изображения креста на обороте Богородичных икон. Начиная с XII века, времени создания «Владимирской Богоматери», в византийской стенописи этимасия часто помещалась в алтаре в качестве заалтарного образа, визуально раскрывая жертвенный смысл Евхаристии, происходящей здесь же на престоле. Это наводит на мысль о возможном местоположении иконы в древности. Например, в вышгородской монастырской церкви она могла помещаться в алтаре как двусторонняя запрестольная икона. В тексте Сказания содержатся сведения об использовании Владимирской иконы в качестве заалтарной и выносной, перемещавшейся в церкви.

Роскошный убор Владимирской иконы Божией Матери, который она имела по известиям летописей, также не свидетельствует в пользу возможности ее расположения в алтарной преграде в XII в.: «И въскова на ню боле тридесяти гривенъ золота, кроме серебра и кроме дорогаго камения и жемчюгу, и украсивъ ю, постави въ ц(е)ркви своеи в Володимери». Но многие из выносных икон позднее укреплялись именно в иконостасах, как и Владимирская икона в Успенском соборе в Москве, первоначально помещенная справа от царских врат: «И внесши ю <икону> в преимнитый храм славнаго ея Успения, иже есть великая Соборная и Апостольская Церкви Русская Митрополiя, и поставиши ю в киоте на десной стране, идеже и доныне стоит зрима и поклоняема всеми» (См.: Книга Степенная. М., 1775. Ч. 1. С. 552).

Существует мнение, что «Владимирская Богоматерь» была одним из списков иконы Богоматери «Ласкающей» из Влахернской базилики, то есть списком со знаменитой древней чудотворной иконы. В Сказании о чудесах иконы Владимирской Божией Матери она уподоблена Ковчегу Завета, как и сама Дева Мария, а также ее Ризе, хранившейся в ротонде Агиа Сорос во Влахернах. В Сказании говорится также об исцелениях, которые совершаются в основном благодаря воде от омовений Владимирской иконы: эту воду пьют, омывают ею больных, в запечатанных сосудах посылают для исцеления больных в другие города. Это подчеркнутое в Сказании чудотворение вод от омовения Владимирской иконы также могло корениться в ритуалах влахернского святилища, важнейшей частью которого была часовня источника, посвященного Богоматери. Константином Багрянородным был описан обычай омовений в купели перед мраморным рельефом Богоматери, из рук которой истекала вода.

Кроме того, в пользу этого мнения говорит тот факт, что при князе Андрее Боголюбском в его Владимирском княжестве получил особое развитие культ Богоматери, связанный с влахернскими святынями. Например, на Золотых воротах города Владимира князь возвел церковь Положения Ризы Богоматери, прямо посвятив ее реликвии Влахернского храма.

Стиль Владимирской иконы Божией Матери

Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057—1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение.

В рассматриваемой нами иконе к древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона. Эти немногочисленные сохранившиеся фрагменты представляют собой высокий образец константинопольской школы живописи комниновского периода. Здесь нет свойственной времени нарочитой графичности, напротив, линия в этом образе нигде не противопоставляется объему. Главное средство художественной выразительности построено на «соединении нечувственных плавей, придающих поверхности впечатление нерукотворности, с геометрически чистой, зримо выстроенной линией». «Письмо личного представляет собой один из самых совершенных образцов «комниновских плавей», соединяющих многослойную последовательную лепку с абсолютной неразличимостью мазка. Слои живописи – неплотные, очень прозрачные; главное – в их соотношении между собой, в просвечивании нижних сквозь верхние. <…> Сложная и прозрачная система соотношения тонов – зеленоватых санкирей, охр, теней и высветлений – приводит к специфическому эффекту рассеянного, мерцающего света».

Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

Владимирская икона Божией Матери в храме свт. Николая в Толмачах

Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода – времени, когда жил прославленный евангелист-иконописец, была плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но, в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви.

Молитва Владимирской иконе Божией Матери

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии – воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Эти длительные и многочисленные передвижения иконы в пространстве поэтически осмыслены в тексте Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, которое впервые было найдено В.О. Ключевским в Четьях-Минеях Милютина, а опубликовано по списку сборника Синодальной библиотеки № 556 (Ключевский В.О. Сказания о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. – СПб, 1878). В этом древнем описании они уподобляются тому пути, который проходит солнечное светило: «Когда Бог сотворил солнце, то не на одном месте поставил сиять, но, обходя всю Вселенную, лучами освещает, так и сей образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии не на одном месте… но, обходя все страны и весь мир, просвещает…»

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, с. 139.

Там же, с. 137. Кроме того, Н.В. Квилидзе обнародовала роспись дьяконника церкви Троицы в Вяземах конца XVI в., где на южной стене изображена литургия в храме с алтарем, за которым представлена икона Владимирской Богоматери (Н.В. Квилидзе. Новооткрытые фрески алтаря церкви Троицы в Вяземах. Доклад в Отделе древнерусского искусства в Государственном институте искусствознания. Апрель 1997 г.).

Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь»…

. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1521 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля и перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб: Изд-во «Азбука-Классика», 2004, с. 407.

Там же, с. 407-408.

Вы прочитали статью «Владимирская икона Божией Матери». Вам также может быть интересно:

  • Как разобраться в изображениях креста?
  • Владимирская икона: Христос делает шаг, чтобы спасти нас

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».
К характерным особенностям Смоленской Одигитрии относятся фронтальное положение Младенца, очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына. Лишь рука Богородицы, четко читающаяся на фоне ее темных одежд, несет на себе основную смысловую нагрузку как своего рода указатель Пути ко спасению.
Отличительной особенностью извода Богоматери Тихвинской является легкий разворот матери, младенец также изображается вполоборота с необычно согнутой ногой и пяткой, развернутой наружу.
Отличительная особенность Феодоровской иконы — обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери.
Отличительной особенностью иконы «Утоли моя печали» является изображение Божией Матери с младенцем на руках, с рукой, подпирающей щеку.
«Скоропослушница» представляет из себя традиционный образ Богородицы с младенцем Иисусом на руках, однако для этой иконы характерна особенность: правая пяточка младенца обращена к молящимся.
«Почаевская икона» Отличительная черта этой иконы — платок в левой руке Богородицы. А так же «стопочка» на камне (но не всегда).
Отличительными особенностями Казанской иконографии являются фронтальное положение благословляющего Младенца и изображение Божией Матери так, что Её указывающей на Младенца руки не видно.
Отличительной особенностью Донской иконы являются обнажённые до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.
Отличительная особенность иконы «Достойно есть» — крупные затененные глаза, прямой нос, полуулыбка на лике.
Киккская икона. Ее главная отличительная особенность – сложная поза сидящего на руках Богоматери Младенца Христа, ноги которого повернуты в одну сторону, а корпус и голова – в другую, Младенец болтает обнаженными до колен ножками, сидя на руках Богоматери. Христос облачен в короткий хитон, перехваченный пояском, иногда из-под хитона видны рукава белой или полупрозрачной рубашечки.Кроме того, на Киккской иконе Христос изображён уже не младенцем, а повзрослевшим отроком.
Нет возможности написать все отличия икон, их очень много. Все иконы Богородицы деляться на пять групп . Умиление (Елеус) (Богородицу обнимающий младенец), Одигидрия (Богомладенец рукой указывает путь, направление. Потому эти иконы ещё называют Путеводительницами) , Оранта (что значит молящаяся) . Панахранта (Богородица восседающая на троне) , и Агиосорити́сса. один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.

Из икон типа «Умиление» (или Елеус) наиболее распространены:

Владимирская икона Божией Матери,

Донская икона Божией Матери,

икона «Взыграние младенца»,

икона «Взыскание погибших»,

икона «Достойно есть»,

Игоревская икона Божиеи Матери,

Касперовская икона Божиеи Матери,

Корсунская икона Божиеи Матери,

Почаевская икона Божиеи Матери,

Толгская икона Божиеи Матери,

Феодоровская икона Божиеи Матери,

Ярославская икона Божиеи Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница».

Путь истинный — путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа.

Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

Влахернская икона Божиеи Матери,

Грузинская икона Божиеи Матери,

Иверская икона Божиеи Матери,

икона «Троеручица»,

икона «Скоропослушница»,

Казанская икона Божиеи Матери,

Козелыцанская икона Божиеи Матери,

Смоленская икона Божиеи Матери,

Тихвинская икона Божиеи Матери,

Ченстоховская икона Божиеи Матери.

«Оранта» — это особый вид икон, на которых Богомладенец изображён не на руках Богородицы, а в центре у груди. Богородица и младенец Христос открыты для нас и протягивают свои руки в млитве за нас. Оранта перводится «Молящаяся».

Самые известные образы, это:
«Знамение»
«Неупиваемая чаша»

Иконы «Панахранта» . Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.

  • Кипрская;
  • Киево-Печерская;
  • Ярославская (Печерская);
  • Псково-Покровская;
  • «Державная»;
  • «Всецарица».

Ну и наконец Агиосорити́сса. один из типов изображения Богородицы без Младенца, обычно в повороте три-четверти с молитвенным жестом рук.

Самые почитаемые иконы Богородицы в России (часть I): Казанская, Владимирская, Смоленская, Знамение, Феодоровская, Тихвинская, Донская

В прошлой статье мы говорили об иконографических типах икон Богородицы, а сегодня хотим поговорить о самых известных и почитаемых образах Божией Матери в России.

Наверное, каждый верующий человек может сходу назвать несколько самых известных икон Божьей Матери, например, Казанскую, Владимирскую, Смоленскую. Но многих мы не знаем – ведь иконописных образов Богородицы несколько сотен.

Большинство икон названы по месту обретения или пребывания: «Казанская», «Тихвинская» и др. Некоторые названия связаны с особыми обстоятельствами написания, например, «Троеручица». Какие-то иконы названы исходя из изображения, деталей на образе: «Неупиваемая Чаша», «Семистрельная».

Расскажем о самых известных почитаемых иконах Божией Матери, которые прославились как чудотворные.

«Казанская» икона Божией Матери

Наверное самой известной иконой Богородицы на Русской земле является «Казанская» икона Божьей Матери.

Икона Божией Матери Казанская посеребренный оклад с эмалью

К молитве перед этим образом Божией Матери прибегают в самых разных нуждах и печалях, и Она всегда приходит на помощь. Этой иконой традиционно благословляют молодых к венцу.

Икона Божией Матери «Казанская» 18 в. и Икона Спас Нерукотворный вт.пол. 17 в. в рамке

Икона явилась чудесным образом, когда в июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара. На пепелище дома стрельца Данилы Онучина его десятилетней дочерью Матроной был обретен образ Божией Матери. Когда икону торжественно переносили в храм, чудным образом прозрели бывшие при этом два слепца: Иосиф и Никита. Это чудо стало первыми в длинном списке чудес и исцелений.

Образ Божией Матери Казанская в позолоте с гранатами

Икона получила свое название по месту обретения.

В 17 веке, во времена Смуты, когда Москва была занята поляками, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому, и Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под Свое покровительство. Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой Божией Матери преклонили Господа на милость, и малое ополчение выбило поляков из Москвы. Вскоре на Красной площади князем Пожарским был заложен собор в честь Казанской иконы.

Икона-складень Казанской Божией Матери поталь

Первообраз иконы утрачен, но с Казанского чудотворного образа сделано множество списков, от которых происходили и происходят великие чудеса. В честь этой иконы построено много храмов. Самые известные – Казанский собор в Москве и в Санкт-Петербурге.

Собор Казанской иконы Божией Матери в Москве (первое упоминание 1625 г.)

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге (строительство 1801-1811 гг., архитектор А.Н Воронихин)

Дата празднования иконы: 22 октября (4 ноября).

«Владимирская» икона Божией Матери

Икона Божией Матери Владимирская 12 в.

«Владимирская» икона Божией Матери является чудотворным списком с древней иконы Богородицы, которая до 450 года икона находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь.

В XII веке патриарх Лука Хризоверх даровал пречистый образ Юрию Долгорукому. В Киеве загадочная икона трижды сходила со своего места, как бы не желая пребывать там. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский тайно вывез образ, поскольку добровольно жители не расстались бы со святыней. Летописи сообщают нам, что Матерь Божия Сама чудесным образом выбрала место для пребывания образа, вот как это случилось. На крутом берегу Клязьмы во Владимире лошади внезапно встали и не двинулись с места. Пресвятая Дева явилась князю Андрею во сне и повелела оставить Ее икону во Владимире, а на сем месте поставить храм. Икону поместили в Успенском соборе Владимира, с тех пор она и стала называться «Владимирской».

Складень дорожный двойной Владимирская икона Божией Матери с молитвой

В 1395 году во время нашествия Тамерлана икону перенесли в Москву, в Успенский собор Московского Кремля, надеясь на спасение от войск захватчика. Тамерлану было видение, в котором величественная Дева во главе ангельского воинства устремилась на его полки. Проснувшись, хан приказал войскам отступить.

Святая икона еще не раз становилась на защиту Руси. 23 июня 1480 года чудо, явленное Пресвятой Богородицей, заставило отступить полки Золотой орды во время знаменитого стояния на реке Угре. А в 1521 году с помощью Богородицы были остановлены войска крымских татар всего в нескольких километрах от Москвы.

Образ Божией Матери Владимирская «Ажурный»

Впоследствии все Российские монархи помазывались на престол именно перед иконой Божией матери «Владимирская».

Сегодня образ хранится в храме Святителя Николая в Толмачах.

Дата празднования: 23 июня (6 июля), 26 августа (8 сентября).

Икона Божьей Матери «Одигитрия Смоленская»

Икона Одигитрия Смоленская 16 в.

В соответствии с письменными историческими источниками, древнейшая икона «Одигитрия» первоначально находилась в Иерусалиме, затем была перенесена в Константинополь, где почиталась как защитница столицы.

Согласно преданию, на Русь икона Богоматери была привезена в 1046 году. Это был список, сделанный для дочери византийского императора Константина IX Мономаха царевны Анны, вышедшей замуж за русского князя Всеволода Ярославича.

В начале XII века князь Владимир Мономах перенес икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богородицы, в котором и поместили святыню. По месту пребывания и прославления икона стала называться «Смоленской».

Образ Смоленской Божией Матери с позолотой

В 1398 году икона была перенесена в Москву и поставлена в Благовещенском соборе Кремля.

В 1456 году икона вернулась в Смоленск. Перед возвращением с нее было сделано несколько списков, в том числе один для Благовещенского собора. На месте прощания москвичей со Смоленской святыней был основан Новодевичий монастырь.

Особое почитание образа началось с 1514 года, когда Смоленск был присоединен к Московскому государству. Чудотворная икона находилась в Смоленске вплоть до 1943 года. Во время войны была утрачена.

Дата празднования: 28 июля (10 августа).

Икона «Знамение Пресвятой Богородицы»

Икона Божией Матери Знамение в посеребренной рамке с камнями

Этот образ прославился в 1170 г. во время осады Новгорода многочисленными войсками суздальцев. Народ Новгородский мог надеяться только на чудо, и все горячо молились о нем перед иконой Богородицы. И чудо («ЗНАМЕНИЕ») совершилось. Во время битвы в икону, выставленную на стены Новгорода для защиты, попала стрела. Икона повернулась ликом к новгородцам, после чего наступила тьма, войска нападавших поддались панике и в смятении бежали. С тех пор на Руси за этой иконой утвердилось название «Знамение Новгородская».

Кольцо-складень с образом Божией Матери Знамение

Этот образ особо чтился в Великом Новгороде, и впоследствии с него было сделано множество списков. Некоторые из них прославились как чудотворные и наименованы по месту явления чудес: «Знамение Абалацкая», «Знамение Дионисиево-Глушицкая», «Знамение Курская Коренная» и др.

Крестик и образ Божией Матери Знамение

После революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны она была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей. А 15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы из Новгородского музея-заповедника в Софийский собор Великого Новгорода, где она и пребывает.

Дата празднования: 27 ноября (10 декабря).

«Фео́доровская» икона Богородицы

Икона Божией Матери Феодоровская с избранными святыми 17 в.

Икона была чудесно обретена в XII веке в ветвях дерева близ сожженного татарами города Городца. Когда попытались снять икону с дерева, она поднялась на воздух, и лишь после горячей молитвы священникам удалось принять икону и поместить ее в храме.

В 1239 году этой иконой великий князь Ярослав благословил на брак своего сына Александра Невского, затем икона перешла к брату Александра Василию, который перенёс её в Кострому и поместил в церкви великомученика Феодора Стратилата. С этого момента за иконой закрепилось название «Фео́доровская».

Образ Божией Матери Феодоровская

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, городу угрожало полное разорение. Не надеясь на свои малые силы, князь велел вынести перед войском образ Защитницы христиан, и татары обратились в бегство. Позднее на том месте, где стояла икона, выстроили каменную часовню, а близлежащее озеро было названо Святым.

Образ Феодоровской Божьей Матери особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых, поскольку связан с призванием на царство основателя династии – Михаила Фёдоровича Романова. Это произошло после 15-ти лет Великой Смуты, в 1613 году. Мать Михаила инокиня Марфа после долгих сомнений и уговоров благословила этим образом совсем еще молодого своего сына на царство, обратившись при этом к Феодоровской Божией Матери со словами: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего».

С конца XIII века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая при этом Православие, по традиции получали себе отчество Фёдоровна в честь Феодоровской иконы (Мария Фёдоровна — жена Павла I; Александра Фёдоровна — жена Николая I; Мария Фёдоровна — жена Александра III; Елизавета Фёдоровна – сестра последней императрицы).

Существует несколько списков с иконы Феодоровская. Первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.

А древняя Феодоровская икона хранится в Богоявленско-Анастасиином монастыре в Костроме.

Феодоровская икона Божьей Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар, а также как помогающая в трудных родах.

Дата празднования 14 (27) марта и 16 (29) августа.

«Тихвинская» икона Божьей Матери

Икона Божией Матери Тихвинская

Древнее предание рассказывает, что икона «Тихвинская» была явлена рыбакам в 1383 году над Ладожским озером. После нескольких чудесных перемещений икона «выбрала место» у Тихвинского погоста, на котором и был построен для нее храм во имя Успения Богоматери.

После посещения Тихвина Великим князем Василием III в 1526 году почитание иконы стало общерусским. C XVI века появляются иконы с клеймами сказания о Тихвинской иконе Богородицы. Всенародная слава пришла к Тихвинскому монастырю и его главной святыне после поражения шведов у стен обители в трудное время Великой Смуты — в 1613 г. Долгое время обитель была в осаде, защитники усердно молились перед иконой Божией Матери, и большое войско шведское не смогло их одолеть. В конце концов, шведские уполномоченные пошли на заключение мира с Россией.

Ныне чудотворная икона находится в Успенском соборе Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Она очень почитается на Русской земле. Особенно прибегают к этой иконе при болезнях детей.

Дата празднования: 26 июня (9 июля).

Икона Божьей Матери «Донская»

Икона Божией Матери Донская «Умиление» 16 в.

«Донская» икона Божьей Матери представляет собой образ Пресвятой Богородицы в иконографическом изводе «Умиление».

Согласно записям в книге Донского монастыря, эту икону в 1380 году донские казаки преподнесли великому князю Димитрию перед самым началом Куликовского сражения.

В 1591 г. икона вновь явила свою божественную силу, избавив Москву от войск крымского хана Казы-Гирея. Как гласит древнее предание, благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы орды Казы-Гирея были с позором изгнаны от стен города, а крымские татары более никогда не нападали на Москву. Это событие стало причиной основания на месте чуда Московского Донского монастыря.

В наши дни чудотворный список с этой иконы постоянно хранится в Донском монастыре, а сама икона ежегодно привозится в монастырь из Третьяковской галереи в день празднования, 1 сентября.

В чем сила и духовное значение иконы Владимирской Божьей Матери? О чем молиться, в чем помогает, и где находится данная икона? Описание, значение, историю, фото, а также молитву перед иконой «Избавительница» вы найдете в данной статье!

В честь Владимирской иконы Божьей Матери каждый год 3 июня вся русская православная Церковь отмечает праздник, признавая ее своей покровительницей еще со времен набегов Крымского хана в начале XVI века. Тогда Русь подвергалась нашествию Махмет-Гирея, а икона еще не раз спасала русских воинов в различных битвах и защищала Москву от язычников.

Как икона оказалась на Руси и получила свое название?

Легенда, дошедшая до современных верующих «говорит», что написал икону Святой апостол и евангелист Лука на столе, за которым часто обедали Божья Матерь, Иисус Христос и Иосиф (муж Марии и отчим Спасителя). Дева Мария, взглянув на изображение себя и Младенца, сказала, что с этого времени все будут ублажать ее и образ принесет верующим в Иисуса Христа Божью благодать. Святой апостол Лука жил в Иерусалиме, поэтому первое время икона находилась именно там. Но в 450 году ее перенести в Константинополь. В XIIвеке местным патриархом Лукой с иконы была написана копия и послана в Киев в качестве драгоценного дара князю Мстиславу. Богородичный монастырь стал обителью для изображения Божьей матери со Спасителем на руках в 1131 году. Уже тогда слухи о том, что она защищает и оберегает, прошли по всей Руси.

По тому же приданию Богородичный монастырь находился в Вышгороде, в котором жил князь Андрей Боголюбский. Он решил вернуться на родину, Суздальскую землю, и взял икону с собой, молясь перед ней во время своего путешествия. Проезжая мимо Владимира, он решил отдохнуть в городе. После отдыха, только выехав из него, лошади его неожиданно остановились и отказались двигаться дальше. Князь не мог понять, в чем дело и принялся молиться Богоматери. Во время молитвы она предстала перед мужчиной и сказала о том, что ему следует оставить икону во Владимире и построить для ее обитания собор. С того времени она и получила название Владимирской.

Почему ее называют покровительницей русского народа?

В Москве икона оказалась в 1395 году. Предшествовало этому событию нашествие хана Тимерлана со своей ордой на Елец, после которого он направился осаждать Москву. Тогда правил князь Василий Дмитриевич, который поспешил написать митрополиту Московскому о том, чтобы проводимый Успенский пост был соблюдаем для избавления от Тимерлана. Тогда во Владимире проходила Литургия, посвященная Пресвятой Богородице, а после нее духовенство решило перенести икону в Москву. Она «направилась» туда крестным ходом. Ее провожало множество народа, молясь о спасении русской земли.

Примечательно то, что Тимерлан, подойдя к Москве, решил устроить привал, а ночью ему приснился сон, в котором он увидел святителей с золотыми жезлами, сходящими с великой горы, а над ними Жену, говорящую ему навсегда оставить русскую землю. Проснувшись, хан спросил у своих волхвов о значении сна и понял, что не увенчается его набег победой и удалился на свою родину. Так Богоматерь спасла Москву и весь ее народ от язычника. В честь такого чудного избавления на Кучковом поле был построен Сретенский монастырь. Событие это празднуется до сих пор 8 сентября каждого года.

В каких событиях российского государства участвовала икона?

Но не только во время нашествия Тимерлана люди молились перед иконой Владимирской Божьей Матери. Она участвовала и в других событиях государства:

  1. 1451 год – нашествие татар на Москву. Тогда город был осажден язычниками, и митрополит Иона решил пронести икону крестным ходом. В это время неприятели услышали шум, который был похож на приближающуюся помощь в виде войска Василия Дмитриевича. Татары сняли осаду и удалились.
  2. 1480 год – ожидалась битва с татаро-монголами. По обе стороны реки Угры уже выстроились войска – русское и татарское, но сражения не произошло. Тогда народ яростно молился перед иконой и противники после долгого стояния решили уйти. Это событие названо «великим стоянием на реке Угре».
  3. 1521 год – снова нашествие татаро-монгол. Они начали поджигать Москву, но, не нанеся городу ощутимого урона, поспешно удалились. И в этот раз все московское население стояло на коленях перед иконой. Очередное избавление принято отмечать 3 июня каждого года.
  4. 1613 год – с иконой Богоматери происходит встреча войск Минина и Пожарского, которые были освободителями русской земли от польских захватчиков.

Кроме этого летопись тоже хранит немало чудесных спасений и исцелений посредством молитвы перед иконой Божьей Матери:

  • Женщина, которую звали Ефимия, страдала сердечными болями, но узнав о существовании иконы Богоматери во Владимире, отправила туда священника с подарками (драгоценности, украшения и золото). Из монастыря батюшка привез воду, которой омывали икону, женщина выпила ее, помолилась, и ее сердце больше никогда не болело.
  • Однажды в Вышгороде на людей упали Золотые ворота. Князь Андрей Боголюбский стал усердно молиться перед иконой Божьей Матери, чтобы люди не пострадали слишком сильно. Когда ворота подняли, оказалось, что никто из мужчин и женщин, извлеченных из них, даже не получил ни царапины.
  • Одна из настоятельниц монастыря с возрастом потеряла зрение, но как-то раз помолилась Богоматери, омыла лицо водой, которой ранее омыли икону, и неожиданно для всех прозрела.
  • Жена священника, будучи беременной, молилась перед иконой Божьей Матери о том, чтобы Бог сохранил малыша и благословил хорошими родами. После этого она с некоторыми мужчинами и женщинами оказалась в конюшне с лошадью, которая взбесилась и крушила все вокруг. Не пострадала от скакуна только эта женщина, остальным лошадь принесла немало увечий.

Эти далеко не все примеры того, когда молитва перед иконой Владимирской Божьей Матери.

Описание Владимирской иконы Божьей Матери

Искусствоведы предполагают, что икона была написана в XII веке в Константинополе, что расходится с преданием о том, когда она было сотворена. Это древний тип изображения Богородицы, который называется «елеуса», что переводится как «умиление» или «милующая». Многие отмечают эту икону самым чувственным изображением Марии и ее Сына. Пресвятая держит на руках маленького Иисуса, который прильнул к ее щеке. Они как будто ведут некий диалог, а тот, кто молится перед их изображением, невольно участвует в этой беседе.

Икона является двухсторонней. На ее обратной стороне изображен престол Господа и орудия Страстей Христовых. Светло-орхистый фон имеет коричневые разводы, которые сделаны «под мрамор». Икона имеет красные надписи и темно-орхистые поля. Материалы, из которых она была изготовлена – дерево, твореное золото, темпера, сусальное золото и левкас. Размер – 71 на 57 сантиметров. Линии прорисованы плавно, пропорции удлинены. Одежда Марии украшена. Икона содержит несколько мелких деталей. Изображение часто списывалось, получившие иконы тоже имели чудотворную силу. Кафедральный Собор Пресвятой Троицы тоже имеет у себя копию иконы Владимирской Божьей Матери. Она была подарена Грузии в 2009 году Патриархом Московским и Всея Руси.

Интересный факт

В 1989 году известный голливудский актер Мел Гибсон создал кинокомпанию «Icon Productions», а для логотипа выбрал часть изображения иконы Владимирской Богоматери – глаз Девы и ее нос. Многим верующим знаком этот логотип. Он появляется перед началом фильма «Страсти Христовы».

Итак, легенды и предания, дошедшие до современного времени, и искусствоведы разнятся в том, когда и как появилась икона Божьей Матери и почему она получила название «владимирской». Но народ склонен верить летописям и тем сказаниям об иконе, которые передавались из поколения в поколение. С давних времен Владимирская икона Божьей Матери помогала русскому народу побеждать войны, не прибегая к сражениям. Особенно это касалось набегов татаро-монгольского ига. Чудодейственным образом Богоматерь помогает людям и сейчас, тем, кто с чистым сердцем и без злого умысла молится перед ней Богу, прося о своих нуждах. Празднование событий, связанных с этой иконой, производится трижды в год, что говорит о том, что она немало повлияла на судьбы людей и принесла много пользы народу. Смотря на Деву Марию и Маленького Иисуса Христа, верующие понимают, что Мать добровольно и любя отдает свое дитя как жертву за грехи всего человечества. Она знала божественность своего чада и верила, что Он исполнит предназначение, дарованное Ему Богом Отцом.

Оригинал

Жизненный путь

По сказанию XV века, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима в V веке при императоре Феодосии II. Леонид Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом.

Появление на Руси

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1130 года) как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимирскому. Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский в 1155 году взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс ее сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, поместив её в Успенском соборе города. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По приказу Андрея икона была украшена дорогим окладом. После убийства князя Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира татарами в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

Переезд в Москву

«Сретение Владимирской иконы». XV век

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Икона помещалась в кремлёвском Успенском соборе справа от царских врат. Вероятно, после этого её не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо — как второе перенесение иконы. В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор. Икона стояла по левую сторону от царских врат иконостаса. В 1918 году была взята для реставрации. В 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (инвентарный № 14243).

Почитание

По традиции, восходящей к XVI веку, у Владимирской иконы венчались на царство русские государи.

Как главная русская святыня, икона участвовала в избрании митрополитов и патриархов: запечатанные имена избираемых (жребии) клались в её киот, после молебна вынимался один из жребиев, который распечатывался царём и имя избранного оглашалось народу.

В ноябре 1917 года во время выбора патриарха в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора Кремля, был поставлен запечатанный ковчег с тремя записками (жребиями) с именами архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Белавина). После литургии старец Зосимовой Смоленской пустыни иеросхимонах Алексий вынул жребий с именем митрополита Тихона, который стал Московским патриархом.

Чудеса

В память о чудесах, связанных с Владимирской иконой, Русская православная церковь отмечает праздники в её честь:

  • 21 мая (3 июня) — избавление Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году;
  • 23 июня (6 июля) — избавление Москвы от ордынского хана Ахмата в 1480 году;
  • 26 августа (8 сентября) — сретение (встреча) иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.

С Владимирской иконой также связывают избавление Москвы от ордынского эмира Едигея в 1408 году.

Местонахождение

Икона в интерьере храма-музея в Толмачах

С сентября 1999 года Владимирская икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Драгоценные золотые оклады для иконы, изготовленные в конце XIV – начале XV века, в первой трети XV века и в 1657 году, экспонируются в Оружейной палате.

  • Первоначальный размер (75×55 см) без нарощенных полей

  • Фрагмент

  • Фрагмент

«Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы»

Иконография

Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Подобная иконография была известна в раннехристианском искусстве, но особо широкое распространение она получила в XI веке.

Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».

Оборот

Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы

На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые к началу XV века (времени второй починки иконы). Это изображение, возможно, выполнено Андреем Рублевым. Существует версия, что икона с самого начала была двусторонней: об этом говорят одинаковые формы ковчега и лузги с обеих сторон. Изучение иконы под бинокулярным микроскопом подтвердило датировку XV веком. Фон и буквы были прописаны, возможно, в конце XIX века.

В 2013 году в ходе исследования иконы было установлено, что под нынешним изображением на оборотной стороне, согласно сопоставлению рентгенограмме гвоздей, оставшихся от старого оклада, было изображение некоего святителя, возможно, святого Николая Чудотворца.

Датировка и сохранность

По оценкам современных искусствоведов, икона написана в первой трети XII века в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана (прописана) четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия (возможно, Андреем Рублевым), в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:

К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотым ассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона.

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоёв живописи иконы «Богоматерь Владимирская» позволяет увидеть эти записи.

Стиль

Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комниновского возрождения (1057—1185).

Оклады

В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около 2,5 кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад был изготовлен в конце XIV – начале XV века, третий золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в первой трети XV века; в 1656—1657 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза, в конце XIX века оценивавшаяся на сумму около 60 000 серебряных рублей. В настоящее время эти оклады хранятся в Оружейной палате.

В 1910 году вор ночью проник в Успенский собор Кремля и снял камни с оклада иконы, однако не смог выйти из него незамеченным и был задержан.

Примечания

  1. Владимирская икона Божией Матери / Бусева-Давыдова И. Л. // Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Вахрина В. И., Щенникова Л. А. Владимирская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 8—38. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  3. Успенский Л. А. Первые иконы Спасителя и Божией Матери // Богословие иконы Православной Церкви. — Коломна: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1997. — ISBN 5-89419-009-6.
  4. 1 2 Владимирская икона // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Владимирская икона Божией Матери. Православный календарь 2014. Дата обращения 1 декабря 2017.
  6. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. OK’s Nest. Дата обращения 1 декабря 2017.
  7. 3 июня — празднество Владимирской иконы Божией Матери. Патриархия.Ru (6 марта 2009). Дата обращения 1 декабря 2017.
  8. 1 2 3 4 5 6 Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — М.: Красная площадь, 1995. — Т. 1. Древнерусское искусство X — начала XV века. — С. 35—40. — 272 с.
  9. Ямщиков С. Свидетельница русской истории // Юный художник. — 1988. — № 2. — С. 16—17.
  10. 1 2 Снессорева С. И. Владимирская икона Божией Матери // Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных её икон. — Санкт-Петербург, 1898.
  11. Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России // sedmitza.ru
  12. Иванов А. А. «Лучше уповать на Господа, чем уповать на князя»
  13. Оружейная палата. Зал 1. Витрина 3. Ювелирное искусство Москвы XV века
  14. Оружейная палата. Зал 1. Витрина 4. Ювелирное искусство Москвы XV века
  15. Оружейная палата. Зал 2. Витрина 14. Изделия московских мастеров второй половины XVII века
  16. Гладышева Е. В. Икона как предмет научно-технического исследования // Коммерсантъ Наука : журнал. — № 6. — 5.9.2017. — С. 50
  17. Гладышева Е. В., Суховерков Д. Н. Богоматерь Владимирская. — М.: Гос. Третьяковская галерея, 2016. — С. 35—37. — 88 с. — ISBN 978-5-89580-140-6.
  18. 1 2 Антонова В. И., Мнёва Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. — М., 1963. — Т. 1. — С. 59.
  19. Богданов Г. А. и др. Илл. 6 // Реставрация станковой темперной живописи: / под ред. В. В. Филатова. — М.: Изобр. иск-во, 1986.
  20. Диакон Сергий Правдолюбов. Кремлёвский вор-неудачник // Православная Москва : газета. — 05.03.2016.

Сретение Владимирской иконы

В 1395 году на Русь нагрянули полчища Тамерлана, который продвигался к Москве, беря один город за другим. По просьбе великого князя Василия I Димитриевича, ожидавшего нападения татар, во Владимир послали за чудотворной Владимирской иконой Богородицы, и за 10 дней ее крестным ходом донесли до Москвы. По пути и в самой Москве икону встречали сотни и тысячи коленопреклоненных людей, возносивших ей молитву о спасении земли русской от врагов. Торжественная встреча (сретение) Владимирской иконы произошла 8 сентября.

В этот же день Тамерлану, который остановился с войском на берегу Дона, было видение: ему привиделась Величавая Жена, парившая над святителями, которая повелела ему покинуть Русь. Придворные истолковали это видение как явление Богоматери, великой защитницы православных. Суеверный Тамерлан выполнил ее приказ.

В память того, как Русская земля была чудесным образом избавлена от вражеского нашествия, был построен Сретенский монастырь и 8 сентября установлено празднование Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Значение Владимирской иконы Божией Матери

Значение этой иконы для Руси и всех ее православных невозможно переоценить – она является нашей национальной святыней. Перед ней в Успенском соборе Кремля происходило помазание государей на царство и избрание первосвятителей. Не раз еще Царица Небесная, покровительница Руси, спасала ее: в 1480 году избавила от ордынского хана Ахмата (празднование 23 июня), а в 1521 году – от крымского хана Махмет-Гирея (празднование 21 мая).

Богоматерь спасала не только государство, но и множество людей своей силой.

То, что Владимирская икона чудотворная, было широко известно, и к ней стекались со своими мольбами со всей Руси.

Известно немало историй чудотворных исцелений и другой помощи в бедах и напастях. Причем чудотворной силой обладала не только сама икона, находившаяся в Москве, но и ее многочисленные копии, такие как Владимирская икона Божией Матери Оранская, спасшая в 1771 году Нижний Новгород от эпидемии чумы или Владимирская Заоникиевская икона Божией Матери, прославившаяся многочисленными исцелениями, и др.

В настоящее время Владимирская икона Божией Матери находится в Третьяковской галерее, а именно в храме-музее Святителя Николая при Третьяковской галерее.

Молитва иконе

К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Велика милость Божия и любовь к многострадальной нашей земле, и этого трудно не заметить. Стоит повнимательней присмотреться, и можно увидеть ее в простой вере народа, в кротком сиянии лиц святых, в ходе истории нашей и судьбах правителей. А еще любовь и милость Божия являются к нам в вид святых образов, которыми так богата наша Православная Церковь. Как раньше, так и сейчас особое значение, и почтение верующих отдается лику Пресвятой Богородицы.
Икона Владимирской Богоматери считается покровительницей русского народа и самой России. Согласно преданию, этот образ был написан евангелистом Лукой во время земной жизни Ея. И увидев изображение свое, Дева Мария молвила:

«Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

На протяжении всей истории лика Богородицы засвидетельствовано множество чудес и удивительных светлых событий, которые затронули судьбу не только России, а и тысяч верующих христиан. Значение, в чем помогает Владимирская икона Пресвятой богородицы, как молиться и просить Ее о помощи – обо всем расскажет наша статья.

Значение Владимирской иконы Божией Матери и в чем она помогает

Велико значение молитвы перед каждым из чтимых образов Пречистой Девы Марии, нашей Покровительницы и Заступницы перед Господом, что способна защитить всех нас, и наши души от напасти. Человечеству явилось много Ее чудотворных образов, а истории их обретения указывают на то, что в разных жизненных ситуациях мы можем обращаться к разным Ее ипостасям.

Божья Матерь Владимирская помогает каждому верующему, обращенному к Ней с искренней молитвой. Она заступница и защитница, оберегает обитель и помогает во многих житейских нуждах. Каждый праведный христианин просто обязательно должен иметь в своем доме этот чудотворный образ. А об истории и значении иконы для народа русского записано много историй, которые случались в ревности и происходят до сих пор.

  • Кроме троекратного спасения русских земель от нашествия вражеского ига, Пресвятая Богородица не один раз проявляла волю Свою через образ Свой. Так, например, где должен был остаться лик Ее (во Владимире) – было видение во время молитвы князю Андрею Боголюбскому.
  • А еще в Вышгороде, в храме происходило самовольное перемещение иконы. Трижды она оказывалась в разных частях Божьей обители. В итоге Боголюбский после молитвы забрал в Ростовскую землю ее.
  • После, было засвидетельствовано множество чудесных исцелений прихожан. Вода, омывшая святыню, помогала в излечение недугов телесных. Особенно часто исцелялись болезни глаз и сердца.
  • Жена священнослужителя Микулы, будучи в ожидании ребенка, произнеся молитву образу Владимирскому, чудом спаслась от взбесившейся лошади.
  • Настоятельница монастыря Мария исцелилась от слепоты. Ее брат попросил воды от святого лика, игуменья с молитвой выпила ее, и умыла глаза, и вскоре прозрела.
  • Случилось однажды, что во Владимире упали Золотые ворота проездной башни, и оказались под ними двенадцать человек. Стал молиться тогда князь Андрей перед образом Пречистой Богородицы, и все двенадцать человек спаслись чудом, и даже без телесных увечий.
  • Омовением водой от святого лика Девы Марии был спасен от чародейства младенец.
  • Некая Ефимия семь лет страдала сердечным недугом. Узнав о чудесах исцеления от образа Богородицы, она послала со священником Лазарем множество украшений золотых в храм к иконе. А после, тот привез ей святую воду, выпивши которую, и помолившись, женщина исцелилась.

И таковых чудесных явлений было великое множество. Они связаны не только с оригиналом образа Пречистой Заступницы, а и с Ее многочисленными списками и молитвами к Ней.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

В чем помогает икона Владимирской Божией Матери

Эта святыня стала свидетельницей важнейших событий в России. Это были военные походы и назначение патриархов, перед образом Богородицы проводили коронации монархов и присягали на верность родине. Молитва, обращенная к святому лику Девы Марии – это поистине спасение во время смуты или раскола государства. Она позволяет унять вражду и гнев, стихнуть страстям.

Много верующих христиан приходит к святыне за помощью при необходимости принять важное решение, во время болезни, для укрепления духа. Если Вы спросите: икона Владимирская в чем помогает обычному верующему человеку, ответ будет таковым:

  • Поможет Пресвятая Богородица найти путь истинный, принять верное решение.
  • Дает силы в тяжкий период жизни, укрепляет веру.
  • Исцелит от недугов физических. Особенно часто Ей молятся для исцеления болезней сердца и глаз, что символизирует прозрение не только телесное, а и духовное.
  • Защитит от вражды и искаженной веры, избавит от греховных помыслов и смуты.

Владычица способствует счастливому браку, ибо крепкие семейные узы, без ссор и раздоров, это залог крепкой страны. Брак считается небольшим государством, но такие небольшие государства являются частичками одной большой державы.

А молятся перед Ея святым ликом так:

«О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин и спасение их, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовей и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Где находится Владимирская икона Божией Матери

Подлинник святыни ныне находится в Толмачах при Третьяковской галерее в храме-музее Святителя Николая. Совершить паломничество можно и чудотворным спискам, которые находятся в храмах названных в честь святого лика Богородицы в селе Нововасильевка Бердянского района, в селе Быково Раменского района, в селе Дубна в Подмосковье, в Южном Бутове и Виноградове в Москве. А в Украине преклонится перед святыней можно в церкви, названной в честь Матери Божией Владимирской в Киеве.

Храни Вас Господь!

7 СЕКРЕТОВ СЧАСТЬЯ ОТ АФОНСКИХ СВЯТЫХ И СТАРЦЕВ Наверное, нет на земле такого человека, который не мечтал бы стать счастливым. Но представление о счастье у каждого свое. Кто-то видит счастье в материальном достатке и богатстве, кто-то в успехе и популярности у окружающих, кому-то для счастья не хватает второй половинки, кÐ… Вирус цифрового слабоумия (Всем родителям на заметку) Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поко… «Я И НЕ ЗНАЛ, ЧТО МЕНЯ ТАК ЛЮБЯТ» Однажды учительница математики из Миннесоты дала ученикам такое задание: составить список класса, подумать, что больше всего нравится в каждом из одноклассников, и записать это качество напротив его фамилии. В конце урока она собрала списки. Это было в пятницу. За выходные… ПРИТЧА Один прозорливый старец, сидя в монастыре на общей трапезе, где всем подавали одинаковое кушанье, — обратите внимание, одинаковое! — увидел, что монахи подносят ко рту разное. Один — ложку меда, другой — кусочек хлеба, а иной — пучок травы…Удивленный этим старец усердно моÐ…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *