Владимир дмитриевский собор

Содержание

Архитектурные особенности

План Дмитриевского собора

Собор одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке), по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение.

Фасадная часть собора состоит из трёх ярусов, нижний лишён убранства, и на его фоне видны только резные порталы. Второй ярус – это аркатурный колончатый пояс с белокаменными фигурами и орнаментом. Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт резьбой, которая заметна и на купольном барабане. Венчает собор золочёный пологий купол в форме богатырского шлема. На куполе водружён широкий крест из золочёной меди.

На южном фасаде храма расположена масштабная композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса». Сюжет композиции не традиционен для православного храма, однако в XII веке был очень популярен. На руках у Александра Македонского сидят маленькие львята, которые так манят грифонов — ужасных чудовищ.

Псалмопевец царь Давид, поющий и сидящий с гуслями в руках, является главной фигурой в убранстве и занимает центральное место на всех фасадах.

Дмитриевский собор небольшой по размерам, поскольку строился только для семьи князя и был его домовой церковью.

Рельефы

Дмитриевский собор. Владимир. Монета Банка России в серии «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2008 год

Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями).

Прославление княжеской власти было главной идеей фасадной скульптуры собора, поэтому на ней изображено множество геральдических символов — львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей и т. п..

Мотивы рельефов:

  • улыбающиеся львы;
  • святой Никита избивает беса;
  • царь Давид, поющий и играющий на славянских гуслях;
  • грифон, терзающий зайца;
  • охотник (возможно, Геракл), убивающий льва;
  • скачущий всадник;
  • птица Сирин борется с барсом;
  • великий князь Всеволод Юрьевич со своими пятерыми сыновьями и многие другие.

В связи с богатой белокаменной отделкой, которая почти полностью обволакивает храмовые стены, храм называют «белокаменной книгой».

  • Улыбающиеся львы

  • Фигуры святых

  • Аркатурный пояс

  • Входной портал

Внутреннее убранство

От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».

В состав экспозиции входит четырёхметровый купольный крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и заменённый в 2002 году репликой, а также икона Дмитрия Солунского и ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 году, впоследствии попавшие в Москву и вернувшиеся обратно в собор из столичных музеев в копиях. В числе экспонатов представлено также надгробие первого Владимирского губернатора графа Романа Воронцова.

  • Фрески «Страшный суд» и улыбающиеся львы

  • Подкупольное пространство и своды собора

  • Центральная апсида с иконой Дмитрия Солунского, купольным крестом и ковчежцем-мощевиком

  • Фреска из Дмитриевского собора во Владимире (северная часть свода). Изображены апостолы: Павел, Матфей, Марк, Симон, Яков, Фома.

  1. С. Голицын считает, что Всеволод Юрьевич держит на руках своего сына Святослава, а подбегают к нему Константин, Юрий, Ярослав и Владимир. — См.: Голицын С. Сказания о белых камнях. — Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1987. — 222 с.

Ссылки

  • Дмитриевский собор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: no97070723

Владимир. Дмитриевский собор с высоты. Фотография от проекта lestni.ca

Дмитриевский собор. Собор построен в 1194—1197,годах князем Всеволодом III как дворцовый храм в честь покровителя князя Дмитрия Солунского и по случаю рождения у него сына Дмитрия и несет в себе идею прославления могущества Владимирской земли и самого Всеволода.

К сожалению, в первой половине XIX века были уничтожены примыкавшие к собору древние галереи и лестничные башни с всходами на хоры (когда-то здесь размещался целый дворцовый ансамбль). Это ослабило конструкции собора, вследствие чего ему грозило разрушение. В 1939— 1952 годах под руководством.архитектора А. В. Столетова были проведены инженерное укрепление памятника и его реставрация, вернувшие храму первоначальный вид.

•Собор представляет собою небольшой, одноглавый, крестово-купольный храм с тремя мощными полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны.

При возведении собора применена традиционная для владимирского зодчества техника белокаменной кладки. Храм сложен из блоков белого камня размерами 34—45Х X 4-5—65 сантиметров.

По архитектурной композиции, пропорциям и членениям собор является характерным образцом владимирского зодчества XII века и отражает этап его наивысшего развития. По форме его объем приближается к кубу и имеет четкое конструктивное построение. По вертикали фасады расчленены пилястрами с тонкими полуколоиками на три прясла, завершающихся дугами закомар. Наружным пилястрам внутри собора соответствуют столбы-пилоны, также делящие пространство на три части: три продольных и три поперечных нефа. По горизонтали фасадная композиция уравновешена аркатурно-колончатым поясом, проходящим примерно посредине стен и придающим построению собора но высоте (вместе с барабаном) также трехчастность.

Облик храма торжествен и строен. Он весь проникнут спокойным величавым ритмом и наполнен мужественной красотой. Мощная шлемовидная глава со световым барабаном на квадр-атном постаменте красиво завершает композицию сооружения, слегка сдерживая медлительное движение архитектурных масс вверх.

Снаружи собор имеет изысканный, поистине царственный убор из резных камней. Несмотря на пышность декорации и обилие рельефов, архитектура собора не теряет суоей композиционной ясности и не тонет в дивном узорочье. Напротив, резное убранство еще более подчеркивает слаженность и неразрывность скульптуры с архитектурой. Книзу тонкой резьбой оторочены порталы, выше аркатур-ный пояс подчеркивает ярусность высотной композиции, еще выше густо заполненные резьбой поля прясел имеют упорядоченное (строчное) построение, наконец, на бараба не резьба заполняет простенки между оконных проемов.

Всего в скульптурном убранстве храма насчитывается около полутора тысяч резных камней. Собор как бы покрыт тончайшим кружевом. Мастера создали декорацию, не имеющую себе равной ни по художественному совершенству, ни по виртуозности исполнения.

Вся резьба подчинена единому идейному замыслу, заключающемуся в прославлении красоты и совершенства мира, созданного по законам гармонии.

Главный персонаж резьбы — сидящий на троне библейский царь и пророк Давид. Он помещен в центральных закомарах всех трех фасадов (кроме восточного). В одной руке у него гусли (или псалтырь?), а другой он благословляет все живущее на земле. Вокруг него — звери, птицы, растения, фантастические животные, святые и всадники. Они преклоняются перед царем, внемлют его словам и прославляют его мудрость. Кажется, все живое собралось здесь, чтобы послушать псалмопевца.

Строитель собора Всеволод III видел в царе Давиде своего покровителя, он был для него идеалом всесильного владыки, которому была послушна вся Вселенная. Это и определило место и роль образа Давида в рельефном убранстве собора.

На фасадах помещены царственные львы и барсы, грациозные олени и лани, могучие орлы и величавые лебеди. Есть здесь и сказочные существа: сирины, кентавры, драконы.

Многие рельефы собора связаны с образами языческой мифологии. Это свидетельствует о привнесении в рельефное убранство народных вкусов и представлений. Видимо, многие мастера были выходцами из народной среды и хорошо знали персонажи народного эпоса. Больше того, многие рельефы выполнены под большим влиянием народной резьбы ио дереву. Это привнесло в них особую привлекательность и очарование.

Знакомство с резьбой удобнее начать с южного фасада, выходящего к Клязьме. Это была парадная сторона, где находился княжеский вход в храм. Поэтому и тематика рельефов здесь преимущественно светская. В замковом камне портала находится изображение царя Соломона, сидящего на троне из львов. В закомаре правого прясла — композиция «Полет Александра Македонского на небо» (и закомаре левого — «Крещение», оно появилось здесь в XIX веке), где воплощена идея триумфа сильной великокняжеской власти. Многочисленные львы и грифоны являются княжеской эмблемой.

Западный фасад считался главным в культовом отношении. В центральной закомаре вновь изображен Давид на троне, в левой Давид представлен с сыном Соломоном, а в правой — три святых (рельефы XIX века). Наибольший интерес представляют здесь сцены борьбы Геракла с нем ейским львом, с. стимфалийскими птицами и лернейской гидрой, а также рельеф «Самсон раздирает пасть льва» (находятся в центральном прясле) и рельеф «Никита избивает беса» (расположен в правой закомаре). Сцены битв человека дополняются здесь сценами смертельных схваток зверей и животных. Здесь представлено и наибольшее число фантастических существ. Они тоже в позах борьбы. Особенно интересны кентавр с мечом в руках и человеко-дракон. Гак иносказательно мастера передали идею борьбы христианства с враждебными силами (иноверцами).

Основная тема резьбы северного фасада — прославление силы и мудрости самого создателя собора, великого владимирского князя Всеволода III. В центральном прясле изображен Давид, в левом — сам . Всеволод со своими сыновьями. Князь сидит на троне, на коленях у него младший сын, старшие в почтительной позе склоняются перед ним.

Хотя резчик и не пытался передать портретные черты княжеской семьи, он впервые представил в скульптуре изображения конкретных людей. Тем самым Всеволод уподоблялся святому и ставился наравне с Давидом.

Северный фасад выходил к городу, поэтому изображение на нем всесильного князя должно было напоминать жителям о беспредельной власти и могуществе владимирского самодержца.

На северном фасаде почти нет сцен схваток и битв. Здесь расположены преимущественно княжеские символы— львы, барсы, грифоны, переданные в торжественных позах предстояния. Здесь все проникнуто миром и спокойствием. |

Особо следует обратить внимание на рельефы с апо-сталами. В центральном прясле, слева от окна, есть изображения Петра и .Павла. Это рельефы XII века. Резные надписи возле них обнаружены во время реставрации собора в 1975 году. По правую сторону сохранились поздние рельефы святых в медальонах. В закомаре правого прясла северного фасада ныне вставлены рельефы XIX века с изображением «Деисуса». Первоначально же здесь был представлен Соломон, что еще более возвышало Всеволода и уравнивало его с мудрейшим библейским царем.

Со всех сторо’н фасады собора опоясаны аркатурно-колончатым фризом. Здесь расположено 84 резных колонки, которые в свою очередь имеют резные консоли и капители. На капители поставлены арки, украшенные растительным орнаментом.

Между колонками рельефы помещены в три ряда, один над другим. Нижний ряд составляют деревья, выше— фигуры святых (кроме восточного фасада, где деревья расположены в два ряда), над ними, в тимпанах арок, — растения, птицы и звери. К сожалению, большая часть древних рельефов фриза не сохранилась и выполнена уже в XIX веке по старым образцам.

Центральное место во фризе занимают изображения святых. Скорее всего это покровители владимирских князей и они сами. Среди рельефов северного фасада, например, узнаются князья Борис и Глеб с мечами в руках. На южном фасаде изображены князья Владимир и Александр Невский (рельефы XIX века). Среди святых много святителей и мучеников, пострадавших за христианскую веру. Здесь же и Христос с евангелистами.

По замыслу Всеволода III резьба фриза должна была подчеркнуть особую миссию владимирских князей в распространении и упрочении христианства, возвеличить роль Пладимиро-Суздальского княжества в делах всей Руси, показать, что на Владимирской земле воцарились мир и спокойствие и все живущее и растущее радуется этому и прославляет миротворца.

Рельефное убранство барабана главы сохранилось без поздних вставок. В простенках между окон в медальонах из плетеных жгутов изображены Христос, пророки и апо-• голы, а также звери, птицы и деревья.

Если в резьбе аркатурно-колончаюго фриза проводилась мысль об исключительности Владимирской Руси, а в пряслах показывалась тема торжества и радости земной жизни, то резьба барабана символизировала небо и говорила о победе христианства над язычеством.

По глубине идейного замысла и широте философского осмысления средневекового мира резьбу Дмитриевского гобора можно, сравнить лишь со «Словом о полку Игореве».

11оистине, здесь создан образ всей «светло светлой и украс-но украшенной земли Русской».

Для современного зрителя рельефы собора все еще остаются загадкой, поскольку дошли в сильно перепутанном виде. Лишь в ходе реставрации собора в 1974—1977 годах многое прояснилось. .

Внимательно приглядываясь к рельефам, можно обнаружить, что они исполнены в разной манере. Это является следствием разновременности появления резных камней в убранстве собора. По технике резьбы довольно четко можно выделить три группы рельефов, характеризующих три периода их создания.

К первой группе, относящейся непосредственно ко времени возведения собора (1194—1197), следует отнести высокие рельефы, приближающиеся к скульптуре (их высота от 3,5 до 6 сантиметров). Изображение здесь как бы лепится и подается обобщенной пластической массой. Все формы округлены и подсечены глубоко к фону, что способствует впечатлению отделения формы от плоскости камня. Изображение занимает, как правило, всю плоскость камня, располагаясь вплотную к его краям. Поверхность самих рельефов обработана скромно, почти без дополнительных декоративных порезок. Стилистически эти рельефы близки к резьбе церкви Покрова на Нерли и свидетельствуют, что над созданием убранства собора работали мастера князя Андрея Боголюбского или их ученики. Больше всего подобных рельефов располагается на апсидах, пряслах южного, северного и западного фасадов и на западном участке аркатурно-колончатого фриза северного фасада.

Вторая группа рельефов выполнена в технике плоско-графической линейной резьбы. Наибольшая высота этих рельефов — до 1,5 сантиметров. Все формы лежат в одной плоскости и почти не отделяются от фона. Они подаются путем графической моделировки поверхности, поэтому эти рельефы богато орнаментированы порезками в виде различных завитков. Мастера порой так увлекаются декоративной стороной мотива, что на иных рельефах оказывается заштрихованной сплошь вся поверхность. Форма здесь уже не лепится, а рисуется, и красота лйний сочетается с выразительностью силуэта. Позы зверей, птиц полны движения и жизни. На первый план выступает совершенно иная художественная интерпретация образов — не символическая, как в первой группе, а декоративно-изобразительная.

Данные рельефы относятся уже к другой эпохе. Они были созданы русскими мастерами для угловых башен и боковых галерей, пристроенных к собору в 1230 году после 1 пожара храма. В 1838 году пристройки были разобраны, а ] резные камни с них вставлены в стены собора взамен утраченных.

Ныне рельефы данной группы (1230 года) занимают в убранстве собора почти одну четвертую часть, размещаясь везде, кроме восточного фасада и восточного прясла северного фасада. В аркатурно-колончатом фризе к этой группе относится лента растительного орнамента (деревья) под фигурами святых, перемежающаяся изображениями отдельных зверей и птиц. Таких рельефов здесь 34, кроме 7 первоначальных на сохранившемся от XII века западном участке северного фасада. К этой же группе рельефов относится и 14 колонок аркатурного пояса (1 — на южном фасаде, 4 —на западном, 9 — на северном), перенесенных сюда из аркатурно-колончатого фриза башен. К 1230 году принадлежат также изображения 10 сидящих святых в аркатуре западного фасада (1,4, 6,7 слева направо в левом прясле, 1 и 9 в центральном и 1, 3, 5, 7 — в правом).

Хотя к началу XIX века резных камней на башнях и галереях сохранялось еще много, их все же не хватило для замены утраченных. В 1838 году местные мастера под руководством Сидора Медведкина вырезали еще большое число рельефов. Они составляют третью группу камней.

Почти все новые рельефы являются копией резьбы XII или XIII века, причем по одному образцу создавалась сразу целая серия рельефов. Единичное повторение древнего образца встречается редко. Это было обусловлено тем, что срок, отведенный на резные работы, был ограничен.

Поздние рельефы характеризуются предельно обобщенными и упрощенными формами, без детальной их проработки. Особенно выделяются фигуры святых. Они почти полуобъемны и относятся к наиболее высоким в пластике собора рельефам. В них просматриваются черты круглой деревянной скульптуры XIX века с элементами наивного реализма.

Осмотрите резьбу внимательно еще раз. Она вся проникнута радостным настроением. В ней представлен поэтичный мир средневековых образов, созданный фантазией и талантом народных мастеров.

Светлое и праздничное чувство не покидает и внутри храма. Интерьер поражает ясностью форм и простотой членений. Собор хорошо освещен и от обилия света кажется воздушным. Это ощущение еще более усиливается от гладко отесанных белокаменных стен, которые сами являются источником света и как бы раздвигают границы храма.

Четыре крестообразных столба, соединенные между собою и со стенами, полуциркульными арками, легко несут коробовые своды и барабан, перекрытый куполом. Почти незаметное сужение подкупольных столбов кверху создает еще большую пространственность интерьера.

В конце XII века собор был’ расписан. К сожалению, древняя живопись, открытая впервые в 1844 году Ф. Г. Солнцевым и реставрированная в 1918 гаду И. Э. Грабарем, сохранилась лишь на центральном и южном (большом и малом) сводах под хорами.

По традиции здесь представлены сцены «Страшного суда». На южном сКлоне большого свода изображены шесть сидящих на престолах апостолов и стоящие за ними ангелы с мерилами и сферами в руках. Идентичная композиция (шесть апостолов с ангелами) находится и на северном склоне этого свода.

На малом своде находится изображение рая. На северном склоне развернута сцена «Шествие праведных в рай». Процессию возглавляет апостол Петр с ключом и крестом в руках, за ним представлены праведные жены, среди которых Мария Египетская, Христина, Екатерина, императрица Феодора и другие. Далее — трубящие в землю и в небо ангелы, созывающие на суд.

На южном склоне малого свода — сидящая на троне Богоматерь с ангелами в увитой виноградом беседке и «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом. У Авраама, сидящего в центре, на коленях находится младенец, символизирующий души праведных, рядом — еще две группы стоящих младенцев, ждущих своей очереди в лоно рая. Вся сцена представлена на фоне экзотических деревьев райского сада с сидящими на них птицами. Рядом с Исааком — шестиконечный крест и фрагмент руки благоразумного разбойника, первого поселенца рая. Это начало еще одной несохранившейся композиции, которая располагалась на западной стене под сводом и изображала врата рая.

Сцены «Страшного суда», как видим, очень близки по построению композиций подобным сценам в Успенском соборе. Андрей Рублев, конечно, их видел и старался следовать им, хотя и по-своему. Так на практике осуществлялась в средние века преемственность самых лучших художественных традиций, диктовавшаяся не только церковным каноном, но и благодарной памятью талантливых мастеров.

В цветовом строе фресок преобладают нежные золотисто-желтые, красноватые, фисташковые, ярко-зеленые, фиолетовые и голубые тона.

Одухотворенные лики святых мягко высветлены. Форма лепится посредством полутонов. Покоряют своим изяществом красота и декоративность линий. Складки одежды и лики переданы разнообразными, виртуозно положенными белильными штрихами и бликами, безошибочно подчеркивающими форму. Свободно и непринужденно переданные повороты фигур, их позы и жесты, движения, классически правильные лики свидетельствуют о живых традициях античного искусства.

В росписи собора участвовали греческие и русские мастера. Это были выдающиеся художники своего времени. Ведущая роль принадлежала константинопольским живописцам. Ими написаны двенадцать апостолов и правая группа ангелов на южном склоне большого свода. Русскими мастерами написаны ангелы левой группы южного склона большого свода, ангелы на северном склоне и все композиции малого свода.

Продолжим наш путь по Кремлю. Поблизости от Дмитриевского собора находится бывший дом губернатора, построенный в 1808 году. Рядом с ним расположено здание музея, специально построенное для этих целей в 1901 году по проекту архитектора П. Бегена в нарядном «русском стиле».

Источник: А.И. Скворцов, Л.П. Строгова, О.А. Шагова — Владимир. Путеводитель-справочник, 1984 г.

Одним из самых выразительных и лаконичных памятников древнерусской архитектуры по праву можно назвать Дмитровский собор на улице Большая Московская, дом 60, во Владимире.

История строительства

Построили собор по приказу князя Всеволода III в период наивысшего могущества и расцвета Владимиро-Суздалсьского княжества как домашний храм за глухой белокаменной оградой на великокняжеском дворе.

Прозвище Большое гнездо он получил за свою большую семью и многодетность: всего у него было 12 детей. К началу строительства домашней церкви в княжеской семье родился сын Дмитрий. Этим же именем при крещении наречен и сам князь. В честь великого христианского мученика Дмитрия Солунского, своего небесного покровителя, он и воздвиг белокаменную церковь в самом конце XII века.

Дмитровский собор во Владимире, по мнению историков и археологов, был построен русскими зодчими в период с 1194 по 1197 годов из белого мягкого камня — известняка. Искусная орнаментальная резьба, украшающая фасады этого величественного здания, послужила поводом для прижившегося эпитета «белокаменная поэма».

В 1237 году собор подвергся нападению хана Батыя и был разграблен и подожжен татаро-монгольскими завоевателями.

В период с середины XVI по XVIII века храму пришлось пережить еще три опустошительных пожара, но каждый раз его удавалось восстановить, хотя и с частичной утратой древних декоративных элементов.

В период правления Ивана Грозного церковь достраивается двумя пределами: на севере в честь Святого Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Предтечи с юга, с западной стороны устроили обширную паперть.

В начале XIX века собор подвергся очередному серьезному ремонту с реконструкцией. Над древним пределом надстраивается колокольня, с запада пристраивается крыльцо. Чуть позже произвели полную замену деревянной древней кровли на железную. Обновили и вызолотили иконостас.

А к концу века в храм провели отопление по специальным каналам и трубам от духовой печи в сторожке. Это позволило проводить круглогодичные богослужения и оказало благотворное влияние на сохранность фресок.

Дмитровский собор во Владимире был передан в ведение музея почти сразу после революции, и надолго прекратил богослужебную жизнь.

Белокаменная резьба

Дмитровский собор знаменит своей уникальной каменной резьбой, созданной лучшими русскими и сербскими мастерами того времени, собранными во Владимире.

Сегодняшнему человеку не до конца понятен смысл многих узорчатых образов и символов. Более шестисот резных каменных изображений складываются в замысловатые картины христианского мира вперемешку с языческими мифами и литературными героями.

Предполагается, что изначальной идеей скульптурного оформления собора была тема власти: Александр Македонский, царь Давид, фигуры Великих князей и их сыновей.

Под каждой из фигур вырезаны реальные и фантастические растения и животные:

  • львы;
  • голуби;
  • грифоны.

Западные стены украшают три рельефа со стилизованными иллюстрациями подвигов Геракла. Есть изображения библейского богатыря Самсона.

Главные скульптурные композиции посвящены пророку, музыканту и псалмопевцу царю Давиду — прообразу Христа. Новозаветную тему поддерживают и образы целого ряда древних христианских святых в узорных медальонах, но вырезаны они гораздо позже, в XIX веке. Выглядят они более примитивно и грубо.

Рельефы на западной стене с фигурами сидящих святых аутентичны, сняты с разрушенных башен при реконструкции. Их отличает особенная графичность и декоративность.

Среди наиболее известных и узнаваемых святых можно отметить:

  • Святого Георгия;
  • Димитрия Солунского;
  • первых святых русских князей Бориса и Глеба.

Северный фасад сохранил изображения самого князя Всеволода, создателя собора, со своими сыновьями и младшим Дмитрием на коленях.

Необходимо особо отметить композиционное разнообразие каменных рельефов: от сцен битвы с воинственными всадниками, грозными хищниками и кровопролитной борьбы до райских видений и восхваляющих Господа иллюстраций текстов псалмов. Камни очень отличаются манерой исполнения.

Отмечаются два основных типа резьбы в уборе собора:

  • высокий рельеф с большой пластичностью изображения;
  • плоский рельеф с обилием деталей и орнаментов.

Большая часть декоративных каменных барельефов дошла до нас в первозданной красоте, часть резьбы заменили во время реставрации Дмитровского собора мастерами и сотрудниками музея во Владимире.

Декор фасадов

В белокаменном резном убранстве стен собора четко прослеживается строгий ритм и четкость ярусов:

  1. Первый нижний пояс фасадов полностью лишен декора, так как был первоначально скрыт вспомогательными постройками: лестницами и галереями в княжеские хоромы. Эти постройки разобрали в середине XIX века, а фрагменты резьбы использовали на восстановление утраченных рельефов здания.
  2. Второй ярус представлен богатыми резными орнаментами аркатурно-колончатого пояса.
  3. В верхнем поясе расположены высокие и узкие стрельчатые окна. Он весь устремлен ввысь, олицетворяет собой небесное и духовное устремление. Третий ярус с цилиндрическим барабаном сплошь украшен тончайшей ажурной резьбой.

Вертикальные пилястры членят фасад и подчиняют резной декор архитектурной конструктивной целостности.

Отличительной декоративной чертой можно отметить строчность и орнаментальность упорядоченной резьбы собора с его архитектурой. Стилистическое переосмысление образов владимирскими резчиками создало неповторимость и своеобразие русского скульптурного убранства фасадов здания.

Фрески

Внутреннее убранство церкви практически не сохранилось. Главной достопримечательностью на сегодняшний день являются открытые в 1918 году драгоценные фрески XII века. Эти фрагментарные остатки уникальной росписи на тему Страшного суда располагаются в западной части собора.

В среднем своде изображение главных двенадцати апостолов, восседающих на престолах, с ангельским воинством Христовым позади. Лица апостолов узнаваемы, отмечены портретным сходством, отличаются строгостью и индивидуальностью письма.

Угловой юго-западный свод занимает роспись итога Страшного суда – введение праведников в райские обители первым верховным апостолом Петром, с трубящими грозными ангелами. Особое очарование придает изображение Богоматери на троне и ветхозаветных праведников: Авраама, Исаака и Иакова в причудливом райском саду.

Изысканности внутренней росписи художники добиваются с помощью нежных красок и перламутровых полутонов.

Серьезный анализ характерных черт стиля росписи выявляет работу как минимум двух мастеров:

  1. Греческому благородному и возвышенному письму принадлежит изображение апостолов и ангелов южного свода. Стройность фигур, свобода движения, изящность одежд наполнены строгой утонченной красотой и жизненностью.
  2. Русский мастер расписывал северный склон. Написанные им лица задумчивые и задушевные, отличаются человечностью, простотой и задушевностью.

Художественной манере свойственна орнаментальность и графичность, что сближает ее с наружной узорчатой резьбой собора. Искусное сочетание впечатлений от живой природы и мифологической замысловатости создает поэтическое изображение райских картин и возвышенное духовное настроение.

История реставраций собора

Все вспомогательные сооружения демонтированы по приказу посетившего город в 1837 году царя Николая I. Эти работы нанесли непоправимый вред и чуть не стали причиной разрушения собора, так как сильно ослабили его конструкцию. Был причинен невосполнимый ущерб древнейшему облику всего храма: опущен пол, обновлен иконостас и лестницы на хоры, заново расписали стены.

Внутренние ремонтные работы привели почти к полной утрате древнейших фресок. Небольшие фрагменты их были чудом обнаружены в 1918 году комиссией сохранности памятников живописи, руководимой Игорем Грабарем.

Современным реставраторам пришлось приложить немало усилий для исправления грубейших ошибок своих предшественников. На последних этапах реставрационных работ в период 1999-2004 годов заменен купольный крест, установлены водосточные трубы и сделано защитное покрытие на каменных рельефах фасадов.

Внутри храма учеными создан благоприятный микроклимат для поддержания оптимальной влажности и температуры, необходимых для сохранности музейных экспонатов и уникальной фресковой живописи.

Что можно увидеть внутри собора?

Внутри для обозрения доступна уникальная фресковая живопись работы выдающихся древних мастеров XII века. А также искусные украшения капители внутренних столбов белокаменной резьбой.

Икона святого мученика Дмитрия в Дмитровском соборе

Интерес представляет собой и копия древнейшей византийской иконы святого покровителя храма. Стоит обратить внимание и на старинные входные ворота с декоративными элементами.

В качестве музейных экспонатов представляют интерес следующие исторические объекты:

  • Старинная хоругвь как образец древнего золотошвейного искусства.
  • Выточенный из дерева изящный подсвечник начала XVII века.
  • Серебряная церковная утварь 1714 года, пожертвованная представителями царственной династии.
  • Древнейшее евангелие XVII века.
  • Писаная грамота 1515 года на пергаменте, пожалованная самим великим князем Василием IV Иоанновичем.
  • Надгробная плита 1804 года первого местного губернатора графа Воронцова.

Умиротворенность и торжественное спокойствие пронизывает все внутреннее убранство собора, наполняющее пространство чистотой, светом и воздухом.

Владимиро-Суздальский музейный заповедник входит в большинство туристических маршрутов древнего русского зодчества и является одним из наиболее посещаемых федеральных музеев, занимая 6-е место в рейтинге.

По статистике на сегодняшний день Дмитровский собор посетило более миллиона туристов, десятой частью из которых стали иностранные гости города Владимира.

Оформление статьи: Владимир Великий

Дмитриевский собор Владимира — белокаменное зодчество и музей

Дмитриевский собор — белокаменный памятник Владимира, внесенный в список Всемирного наследия Юнеско. В настоящее время внутри памятника XII века действует небольшой музей. Снаружи церковь выглядит интересно и необычно, благодаря каменной резьбе, которая украшает фасады. О том, стоит ли заходить внутрь я расскажу в своем отзыве.

Дмитриевский собор

Дмитриевский собор

Каждый турист, побывавший в славном городе Владимире не прошел мимо прекрасного Дмитриевского собора, расположенного в самом сердце города. Можно долго стоять и разглядывать белокаменную резьбу, украшающую собор. Экскурсоводу обычно говорят, что внутри смотреть нечего, кроме голых стен. Однако, они ошибаются, пытаясь сократить время экскурсии по городу. Внутри храма находятся небольшие фрагменты росписей XII века, которых в России осталось совсем мало, реликвариум Дмитрия Солунского, подлинный крест собора и много чего еще интересного.

Резьба Дмитриевского Собора

Резьба Дмитриевского Собора

Начнем, пожалуй, с истории. Дмитриевский собор был построен в 1190 годах в качестве дворцового храма владимирского князя Всеволода Большое гнездо. Внешне здание поражает красотой своих линий и изяществом белокаменной резьбы, где зашифрованы послания из библии. Но к резьбе мы вернемся чуть позже. Собор был построен из белого камня-известняка местными умельцами. Внешне не скажешь, но раньше (до второй половины XIX века) собор выглядел несколько иначе. Его окружали одноярусные галереи, которые соединяли Собор с княжеским дворцом (ныне не сохранился). С начала своей истории храм пережил многочисленные пожары в 1536, 1719 и 1760 годах. Однако, наибольший урон нанес храму визит Николая I в 1834 во Владимир, когда он приказал привести храм в «первобытный вид» и снести древнейшие галереи и башни (их датировали XVI веком). После разбора башен резные камни использовали для заделки утрат на фасадах собора.

Как выглядел Дмитриевский собор

Как выглядел Дмитриевский собор

При ремонте здания в 1840-1847 годах были обнаружены древние фрески под хорами. Собор расписали заново, сохранив фрагменты старинной росписи. После 1917 года Дмитриевский собор уже числился как памятник древнерусского искусства. В 1919 году собор был передан Владимирскому Музею. На протяжении всего XX велись работы по реконструкции и сохранению памятника.

Касса музея находится непосредственно в самом храме. Купив билеты, мы отправились на осмотр небольшой экспозиции, установленной по периметру. Самым главным экспонатом выставки является, конечно же, здание самого собора. Гостей встречает аудио-программа, вещающая на весь объем музея об истории и значении этого Собора.

Купол Дмитриевского собора

Купол Дмитриевского собора

В Соборе хранятся реликвии — икона Святого Дмитрия Солунского и ковчег с мощами, привезенные в собор в 1197 году. Затем они попали в Москву, для того чтобы вновь вернуться на свое место (в копиях). Несложно догадаться, что Князь Всеволод большое гнездо посвятил Княжеский собор Дмитрию Солунскому, который погиб в 306 году. Корни этого поступка как всегда уходят в детство. Когда Вселоводу было 8 лет он вместе с матерью и братьями был изгнан старшим братом Андреем Боголюбским. Поехало семейство в Константинополь, ведь мать Всеволода была Византийской принцессой. При дворе императора Мануила Комнина святой Дмитрий почитался в качестве покровителя императорской семьи. Всеволод пробыл в изгнании более 7 лет. По возвращению он занял прочное положение на Владимирском столе, восстановил Успенский собор после пожара и построил Дмитриевский собор. Также надо отметить, что Всеволода Большое гнездо крестили под именем «Дмитрий».

Икона Св. Дмитрия Солунского

Икона Св. Дмитрия Солунского

В центре собора, где обычно стоит иконостас, расположен подлинный крест, в высоту достигающий 4-х метров. Крест был снят с главы собора в 2002 году и заменен новым.

Четырехметровый крест Дмитриевского собора

Четырехметровый крест Дмитриевского собора

Подняв голову, можно увидеть те самые фрагменты росписей XII века. Надо отметить, что росписи вновь предстали перед зрителями, они были закрыты 30 лет. Это, конечно, не Собор Мирожского монастыря Пскова, где сохранилась гораздо большая площадь фресок этого времени, но и эти фрески конечно же достойны внимания. Росписи эти были найдены в 1843 году и входят в композицию «Страшный суд». Фрески Дмитриевского собора — вариант классического византийского стиля XII века. Есть предположение, что живописцы прибыли во Владимир из города Фесалоники, откуда родом священные реликвии Дмитрия Солунского.
Где искать росписи:
Центральный свод под хорами — фигуры 12 апостолов-судей и ангелы за ними.
Малый свод под хорами — Сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр; богоматерь на престоле, «Лоно Авраамово».

Дмитриевский собор. Фрески 12-го века

Дмитриевский собор. Фрески 12-го века

Дмитриевский собор. Фрески 12-го века

Дмитриевский собор. Фрески 12-го века

Дмитриевский собор. Фрески 12-го века

Дмитриевский собор. Фрески 12-го века

Дмитриевский собор. Фрески 12-го века

Дмитриевский собор. Фрески 12-го века

Также в Дмитриевском соборе есть еще один необычный экспонат — это надгробие графа Р.И Воронцова, первого владимирского губернатора. Оно было поставлено его сыновьями в 1804 году. Памятник интересен тем, что фигуры из мрамора (Плакальщица над урной и мальчик с пеликаном) были изготовлены в Англии, где служил министром Александр Романович Воронцов.

надгробие графа Р.И Воронцова

надгробие графа Р.И Воронцова

В соборе установлен интересный стенд, который проливает свет на резное внешнее убранство собора. Оказывается, что стены собора покрывают около 1000 резных камней. Подлинные можно увидеть на западном фасаде, на апсидах, в центральных и восточных пряслах южного и северного фасадов. Часть рельефов была вырезана в XIX веке. Как вам такая игра: найди подлинник? Резные камни подчиняются одной теме — теме власти. На фасаде можно найти изображения Царя Давида, Александра Македонского, также и про себя князь не забыл — изображение Всеволода Большое Гнездо с сыном также здесь имеется. Фасад испещрен символами власти: можно увидеть геральдических львов, орлов, барсов. Нельзя не заметить и изображения святых из Нового завета. Различные растения с птицами и зверьми олицетворяют рай. В общем, все было очень символично.

Царь Давид

Царь Давид

Александр Македонский

Александр Македонский

Дмитриевский собор

Дмитриевский собор

Дмитриевский Собор

Дмитриевский Собор

Внутри храма также представлены фрагменты из белого камня.

Белокаменные львы

Белокаменные львы

Фрагменты белого камня

Фрагменты белого камня

Фух, в общем, казалось бы, небольшой музей, а столько интересного можно здесь узнать. Да и согласитесь, не каждый день удается побывать внутри храма, которому почти тысяча лет! Однозначно рекомендую к посещению.

ЕГЭ. Культура. Архитектура. Дмитровский собор во Владимире. 10 вопросов – 10 ответов.

Уникальная программа снижения веса от Фаберлик.
Новинки косметики фаберлик на faberllena.ru

Дмитровский собор во Владимире.

10 вопросов – 10 ответов

Дмитровский собор во Владимире — это памятник архитектуры 12 века. Не раз он был разрушен врагами, горел, однако восстанавливался. Сегодня памятник включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Предлагаю 10 вопросов и ответов по данному архитектурному памятнику, которые помогут при подготовке к урокам и ЕГЭ по истории.

Вопросы

Ответы

1.Где находится?

Город Владимир

2. Автор?

Храм строили русские мастера.

» И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашёл мастеров среди клевретов Святой Богородицы и своих. Одни олово лили, другие кровлю крыли, иные известью белили».

3.Век и дата постройки?

12 век, 1194-1197 гг.

4.При каком правителе?

Годы его правления .

Всеволод Большое Гнездо

(1176-1212)

5.В честь ( или память) о каком событии?

Храм небольшой по размерам, так как задумывался как домовая церковь князя. Назван и построен честь великомученик Димитрия Солунского- небесного покровителя князя. Князь в крещении имел имя Димитрий.

6.Особенности сооружения?

Крестово-купольный белокаменный собор. Знаменит своей каменной резьбой. Храм одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фасад состоит из трёх ярусов. Второй ярус украшен белокаменными фигурами и орнаментом. Третий ярус имеет узкие окна, покрытые резьбой. Венчает храм купол в виде богатырского шлема. На нём — крест из золочёной меди.

На южном фасаде- композиция «Вознесение Александра Македонского на небесах».На руках императора- маленькие львята.

Центральное место на всех фасадах занимает царь Давид с гуслями в руках.

Храм украшают более 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Рельефы имеют так много тем. что часто храм называют «белокаменной книгой».

7.Внутреннее оформление?

Многие фрески за годы погибли. Но часть сохранилась, например, «Страшный суд» неизвестного византийского художника.

8.Судьба памятника?

1237 г.- разграблен, повреждён во время монголо-татарского нашествия. В последующие годы не раз горел: в 1536, 1719, 1760 г.

Первая реставрация — при Николае 1 в 1837-1839 г.

1919 г.- храм закрыт для богослужений.

Последняя реставрация – в 1999-2004 г.

9.Проводится ли сегодня богослужения?

Богослужения не проводятся.

10.Совремнное состояние?

Храм в настоящее время открыт как музей. В 1992 году включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Барельеф — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма . Барельеф — распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий всех времён.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Во времена княжения Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, Владимиро-Суздальские земли находились на пике своего развития. Используя умную, ловкую политику, Всеволод наводил порядок в княжестве. Он умел ладить со знатными боярами, чтил дружинные обычаи.

Военные походы не мешали князю заниматься хозяйственными делами. Всеволод не сидел в столице, разъезжал по своему княжеству: судил преступников, разбирал жалобы, следил за законностью сбора податей. Великий князь много строил. Одна из известнейших построек Всеволода – Дмитриевский собор во Владимире.

История собора

Иногда собор называют Дмитровским.

Возведение и основание

В девяностых годах прошлого века были обнаружены летописные данные, в которых указывается дата постройки 1191 год, хотя ранее считалось, что годы создания 1194—1197. Всеволод повелел строить храм в городе Владимире на княжеском дворе как дворцовую церковь для членов своей семьи. Кто построил храм, доподлинно неизвестно, история имен не сохранила, но это были русские мастера. Возможно, вместе с ними работали болгары, сербы и другие выходцы с Балканского полуострова.

Происхождение название

Свое детство Всеволод провел в Константинополе. Его мать, византийская принцесса, после разногласий с Андреем Боголюбским, была вынуждена уехать с младшими детьми и жила при дворе императора в Константинополе. Большим почтением там пользовался святой Дмитрий Солунский, он считался покровителем императорской семьи.

Святого казнили в 306 году из-за христианской веры. Дмитрий был проконсулом в Фессалониках (Солунь). Он должен был оборонять город, управлять им и истреблять христиан. Однако сам был христианином и проповедовал веру среди жителей. За это по приказу императора был заколот и брошен на съедение диким зверям. По преданию, зверье не тронуло тела Дмитрия. Он был похоронен последователями. Позже христианский император Константин воздвиг в честь святого храм в Фессалониках, где и сейчас хранятся мощи Дмитрия Солунского.

Долгих 7 лет прожил в Константинополе Всеволод, он был там крещен под именем Дмитрий. Понятно, что свой главный храм князь посвятил этому святому. Когда собор был построен, Всеволод поехал в Солунь и привез святыни из греческого храма.

Это были:

  1. Икона великомученика Дмитрия, написанная на доске, взятой из гроба святого.
  2. Ларец-ковчег из серебра, в котором хранились части одежды Дмитрия, пропитанные его кровью.

Историческая судьба

В 1237 году Владимирское княжество было разграблено и разрушено монголо-татарским нашествием. Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 12 веке, очень сильно пострадал. Его восстановили. В 16 и 17 веках в храме были большие пожары, однако храм ремонтировали, и он продолжал работать.

Но больше всего собор пострадал в 19 веке. В 1834 году храм посетил император Николай I. Он отметил ветхость здания и повелел отреставрировать строение. Из-за этой варварской реставрации собор чуть не разрушился. Были навсегда уничтожены важные конструкции, без которых здание пошло трещинами и стало разрушаться.

Были внесены изменения:

  • уничтожена древняя галерея, которая была построена вокруг храма и вела в княжеские покои;
  • разобраны северная и южная башни, в которых располагались лестницы, ведущие на хоры;
  • опущен пол;
  • для подъема на хоры были сооружены внутри храма винтовые лестницы;
  • поставлен новый иконостас;
  • сбиты и закрашены масляными красками старинные фрески, а на их месте теперь была новая роспись.

Таким образом, храм изменился до неузнаваемости и едва не обрушился.

Послереволюционная реставрация

В годы Советского Союза древнему собору несказанно повезло. В 1918 году службы были прекращены, а здание передано музею. Его объявили памятником древнерусского искусства. Созданная комиссия под руководством Игоря Грабаря начала работы по восстановлению храма. В это время под хорами были обнаружены чудом сохранившиеся древние фрески 12 века.

В 1937 году работы были продолжены. Сохранение древнего памятника считалось настолько важным, что реставрация не прекращалась даже во время войны 1941—1945 годов. Реставраторы под руководством архитектора В.А.Столетова трудились над проблемой сохранения уникального белого камня, из которого было построено здание. Памятник был укреплен, и ему вернули первоначальный вид.

Современное положение

Решить задачу сохранения строения удалось лишь в 2004 году. Известняк покрыли защитой – специальной пластиковой смесью. Были построены водосточные трубы, внутри помещения проведены работы по созданию микроклимата. Все это предотвратило дальнейшее разрушение собора. На куполе был поставлен новый крест.

Сейчас древняя церковь внесена в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Внутри здания расположился музей.

Архитектура и убранство сооружения

По архитектурному стилю собор характерен для владимирского зодчества 12 века в технике белокаменного строительства. Храм построен из блоков известняка.

Внешний вид

Собор четырехстолпный, с одной главой и тремя апсидами. Ранее его окружали галереи с лестничными башнями, они вели прямо в княжеские покои. По ним князь с семейством ходил на богослужения.

Фасад делится на 3 яруса:

  1. Нижний ярус лишен украшений, так как там бала галерея.
  2. Средний ярус – это фриз из непрерывных декоративных арок (аркатурный колончатый пояс).
  3. Верхний ярус – сплошной ковер каменной резьбы, который продолжается и на барабане.

На барабане расположился золоченый купол, похожий на богатырский шлем. На нем стоит большой, широкий крест из золоченой меди, щедро украшенный кружевным узором. На кресте закреплен флюгер в виде голубя. Он символизирует Святой Дух.

Особенности наружного рельефа

Арки и колонны среднего яруса имеют символ перехода от земной жизни к небесной. Материальное отделяют от духовного. Они украшены фигурами святых (есть здесь русские князья Борис и Глеб, апостолы Петр и Павел), мифическими животными (львы с расцветшими хвостами, гуси с переплетенными шеями), растительным орнаментом.

Верхний ярус, словно каменная древняя книга с картинками, рассказывающая старые истории и легенды:

  1. Южный фасад рассказывает о вознесении Александра Македонского на небо. В средние века этот сюжет был очень популярен, его можно наблюдать на различных храмах Европы и Руси. Царь сидит в коробе, который несут по небу грифы. В руках у Александра львята, служащие приманкой для грифов.
  2. Северная сторона выходит к городу и рассказывает о самом князе. Великий князь Владимирский восседает на троне с новорожденным сыном. Его окружают остальные сыновья. Потомство Всеволода было велико — 12 детей, за что он получил свое прозвище Большое Гнездо.
  3. Западная стена, выходящая к Клязьме, повествует о Геракле и его подвигах.
  4. На всех фасадах присутствует образ Давида-псалмопевца. В его руках гусли, он поет псалмы. Он как символ самого Бога. Все: звери, птицы, люди — его слушают и восхваляют. Весь мир, сотканный из противоречий добра и зла, подчиняется Господу.

Всего рельефов около 600. Здесь вы увидите христианские образы, языческую мифологию, образы древней европейской литературы. Все сплетено в единый белоснежный каменный узор. Подлинная резьба сохранилась на западном фасаде. Остальные фигуры были восстановлены в 19 веке.

Внутреннее оформление

Внутри храм выглядит куда более скромно. Князь Всеволод приглашал для росписи собора греческих мастеров. У посетителей собора дух захватывало от непередаваемой красоты. Разрушения и пожары повредили фрески, остатки были сбиты во время реставрации 19 века. Сейчас внутри строения первозданная белизна камня, почти ничего не осталось от былого великолепия.

В 1918 году под сводами хор были обнаружены остатки фресок 12 века. Из небытия возникли потрясающие образцы древнерусской живописи. Имен художников не сохранилось. Специалисты считают, что это были русские и византийские иконописцы. Образы на фресках реалистичны, с выраженными портретными чертами. Они строги и возвышены.

По цвету роспись очень нежная, здесь в основном светло-зеленые, голубые, зеленовато-желтые, синевато-серые оттенки:

  1. На южном склоне большого свода изображены сцены Страшного суда. Вы увидите апостолов, в руках у них мерила и сферы, за ними стоят ангелы.
  2. На малом своде изображение рая «Шествие праведных в рай». Во главе апостол Петр с крестом и ключом в руках. За ним следуют праведные жены, далее ангелы.
  3. На южном склоне малого свода – сидящая в беседке, увитой виноградом, на троне Богоматерь и ангелы с праотцами.

Кое-где сохранилась белокаменная резьба с изображением улыбающихся львов.

Святыни и реликвии храма

В экспозиции музея представлены реликвии:

  • икона святого Дмитрия Солунского (копия);
  • ларец с пропитанной кровью одеждой (копия);
  • на месте иконостаса стоит четырехметровый подлинный крест, снятый с храма.

Есть в соборе еще один экспонат. Это надгробие графа В.И. Воронцова. Граф был первым губернатором Владимира. Сделал для города много хорошего и завещал похоронить себя в храме. Его сыновья выполнили завет отца.

История и архитектура Успенского собора

В 1158 году князь Андрей Боголюбский, старший брат Всеволода, заложил во Владимире собор, который мог вмещать весь город. После большого пожара, случившегося в 1185 году, Всеволод восстановил храм и значительно расширил его. Теперь здесь могли молиться до 4000 человек.

Когда был построен Успенский собор, он стал не только главным на Руси, он стал ее символом. Здесь находилась резиденция митрополитов и хранилась самая главная русская святыня – чудотворная икона Божией Матери. С тех пор икона именуется Владимирской.

В 1161 году собор расписали, но от первоначальных фресок почти ничего не осталось. В 15 веке храм был расписан заново. Фрески писали Иван Рублев и Даниил Черный. И их работа сохранилась только фрагментами. В основном все фрески собора относятся к 19 веку.

В соборе захоронены многие великие князья и духовенство, некоторые из них великомученики. Здесь же покоятся Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. В храме хранятся частицы мощей Святого Александра Невского. Собор действующий, в нем проводятся богослужения. Прийти сюда может любой желающий.

Белокаменные соборы Дмитриевский и Успенский – расскажут вам древнюю историю Руси. Это драгоценные камни древнерусского зодчества на Золотом Кольце России.

Что посмотреть

Дмитриевский собор — это византийский храм, выстроенный в виде креста и обрамленный полукруглыми апсидами, позолоченный купол венчает ажурный крест с флюгером.

Этот шедевр зодчества сравнивают с драгоценной шкатулкой — настолько изящны его архитектура и орнаменты. Он выполнен из белого известняка и условно разделен на три яруса — земной, небесный (духовный) и промежуточный. Особый интерес представляют настенные белокаменные рельефы на верхнем поясе и на барабане у золотого купола, на их создание пошло около 600 элементов из камня. На барельефах причудливо переплетаются христианские, мифологические и литературные образы: святые, правители, музыканты окруженные символическими цветами, птицами, львами.

На южной стене изображены сцены вознесения Александра Македонского, на северной — портреты князя Всеволода и его сыновей, восточная повествует о житие библейского царя Давида, а западная — о подвигах легендарного силача Геракла.

Внутри — действующий храм и одновременно музейная экспозиция. Здесь находится старый крест высотой 4 м, некогда венчавший купол собора, икона святого Дмитрия и частица его сорочки в серебряном ковчежце. На стенах можно увидеть спасенные фрагменты некогда утраченных фресок 12 века, среди них особо впечатляющая — «Страшный Суд». Также представлена надгробная плита графа Р. Воронцова, первого губернатора Владимира.

Практическая информация

Адрес: Владимир, ул. Большая Московская, 60. Веб-сайт.

Часы работы: ежедневно с 10:00 до 17:00, с ноября по март с 10:00 до 16:00, вторник и последняя среда месяца — выходные.

Крестово-купольный каркас здания был упрочен по периметру жесткой связью: на уровне пола хор в слое забутовки лежали дубовые брусья. Подобные брусья пересекали внутреннее пространство здания, перекрещиваясь в столбах. В отличие от др. белокаменных храмов, в Димитриевском соборе не обнаружено 2-го уровня связей в пятах подпружных арок. Цокольная часть ниже профилированного пояса имеет плинт — 2 ряда кладки, ныне скрытые под насыпным грунтом. Ленточные фундаменты глубиной до 1,2 м выступают с внешней стороны в виде платформы от 50–58 до 70 см. Как и др. фундаменты построек кн. Всеволода, они имеют ступенчатый профиль с расширением книзу.
Подкупольным столбам соответствуют наружные пилястры с мощными полуколоннами и лопатки на внутренних стенах.
Фасады разделяются пилястрами на прясла. Полуциркульные подпружные арки, соединяющие столбы друг с другом и со стенами, задали форму коробовых сводов, которые образуют на фасадах спокойную линию закомар. Работа конструкции выражается на фасаде плавным сокращением ярусов. Нижний ярус с развитым цокольным профилем, несущий статическую тяжесть каменных масс и сдерживающий силы горизонтального распора подпружных арок и сводов (прежде всего — по осям столбов), поднимается на высоту ок. 9 м, которая отмечена аркатурно-колончатым фризом, соответствующим положению хор. Над фризом стена тоньше (1,02 м), что позволило углубить профиль пилястр и закомар. Высота 2-го яруса сокращена на 1 м. Толщина стены в закомарах уменьшена до 0,97 м. Последний ярус — барабан на квадратном постаменте – также сокращен на 1 м, стены барабана утончены до 0,74 м. Угловыми пилястрами выявлен заметный наклон стен внутрь помещения. Эти приемы и пропорции порождают ощущение плавного, ритмично восходящего движения.
Взаимосвязь конструктивной логики здания и его декорации проявляется в выборе форм ведущего архитектурного мотива — арки. В порталах арки спокойны и упруги, декоративным арочкам аркатурно-колончатого фриза на границе 2 тектонических зон придана напряженная подковообразная форма, высоко расположенные арки закомар вытянуты по вертикали в расчете на взгляд снизу. Резной убор органично слит с архитектурной формой.
Интерьер собора уцелел частично: хоры («восходние полати» в зап. трети здания) без парапета, фрески под хорами, 10 пар резных лежащих львов в пятах подпружных арок. Пол был выложен из поливных керамических плиток. Крест на куполе Димитриевского собора (обкладка из прорезных листов золоченой меди, натянутых на железный каркас) в 1957 г. был заменен новым (фрагменты древнего креста хранятся в ГВСМЗ). В 2002 г. копия 1957 г. помещена в экспозицию, а на куполе собора установлен новый крест по образцу прежнего (железный каркас с золоченой стальной обкладкой).
Утраченные в XIX в. галереи (шириной 3 м с завершениями килевидной формы) окружали Димитриевский собор с 3 сторон, закрывая сводами консоли и нижнюю часть колонок фриза. Сев. галерея строилась одновременно с возведением стен собора. С юж. стороны существовала самостоятельная белокаменная постройка, одновременная собору или более ранняя. В домонг. время она была разобрана, и на ее месте сооружена галерея. Своды галерей, примыкающие к центральным пряслам, огибали архивольты порталов, не повреждая их. Стены и перекрытия пристроек не имели перевязи с кладкой собора, а были приложены к ней. Сев.-зап. угол пристроек представлял собой 2-ярусную башню, выступавшую за линию зап. фасада так, что на сев. фасаде башня имела 2 прясла. Внутри нее помещалась, вероятно, лестница на хоры собора; порог дверного проема этого перехода совпадал с уровнем пола хор. В юго-зап. пристройке в отличие от сев.-западной башня поднималась на 2 яруса лишь у зап. прясла юж. фасада, за его линию выступал 1-ярусный объем галереи.
Обмерный чертеж плана, сделанный до разрушения галерей (1836), показывает внешнюю стену юго-зап. пристройки утолщенной, что свидетельствует о наличии здесь внутристенной лестницы. На зап. фасаде галереи примыкали ко всем 3 пряслам; внутрь их выходили окна ниж. яруса. Такую композицию галерей и башен, также утраченных в XIX в., подтверждают отверстия в белокаменной кладке, расположенные на одной высоте на всех 3 фасадах. Это гнезда балок для кружал, на которые опирались при строительстве своды галерей. Сев.-зап. башню покрывали резные рельефы. Башни соединяли придворный храм с дворцом, крылья которого могли простираться и на юг, и на север. Юж. башня служила переходом на хоры храма из княжеских покоев. Юж. крыло дворца могло быть сложено из плинфы, что косвенно подтверждается найденными с юга от собора ее обломками; с сев. стороны мелкий белокаменный лом и щебень.
Судя по рисункам, запечатлевшим рельефы пристроек, и по сохранившейся резьбе, попавшей в кладку фасадов Димитриевского собора после сноса башен и галерей, они исполнены в манере, свойственной XIII в. Это могло быть связано с существованием в строительной дружине различных ремесленных групп, но вероятнее всего, пристройки возникли позже собора — сразу после пожара 1193 г. (Воронин. 1961. С. 423), либо в 1222–1225 гг., в период между сооружением Димитриевского собора и Рождественского собора в Суздале (Тимофеева. 1988. С. 205–206), или ок. 1220 г. (Новаковская. 1981. С. 50), либо после пожара 1229 г. (Столетов. 1975. С. 121), произведен по следам пожара.

Немного об истории храма

Один из владимирских летописцев, рассказывая о кончине великого князя Всеволода Большое гнездо, упоминает среди его деяний во славу земли владимирской и сооружение дивной церкви на княжеском дворе, украшенной росписями, иконами и чудесными резными узорами на камне. Точной даты строительства в летописи нет, предположительно – между 1194 и 1197 годом.

Историки считают, что задумка возведения храма возникла у Всеволода давно – во время изгнания. Его мать, византийская принцесса, из-за притеснений Андрея Боголюбского оказалась вынужденной покинуть Русь и поселиться с малолетними детьми в Константинополе при императорском дворе, где особо почитали мученика за Христову веру Дмитрия Солунского. Князь Всеволод при крещении получил его имя и считал святого своим небесным покровителем, поэтому, возглавив Владимирское княжество, осуществил давнее желание – воздвиг храм рядом со своим дворцом в его честь. Собор соединили воедино с княжескими палатами длинной галереей, огибающей его у северного, южного и западного фасадов. В 1197 году из Фессалоник в Дмитриевский собор привезли реликвии – икону, написанную на гробовой доске и изображавшую святого Дмитрия Солунского в полный рост, и небольшой серебряный сундучок, украшенный чеканкой, в котором находилась часть одежды, пропитанная кровью мученика.

Современный внешний вид храма серьёзно отличается от первоначального: пережив опустошительные пожары в 1536 и 1719 году, а потом ещё и в 1760-х годах, собор потерял часть своих декоративных элементов. Периодически велись восстановительные работы, но они скорее наносили урон шедевральной красоте древнего православного сооружения. Так, после посещения Владимира императором Николаем I в 1834 году государю показалось состояние храма чрезвычайно бедственным и ветхим, поэтому поступил приказ произвести реконструкцию собора, в результате которой горе-мастера разобрали галерею и башни с лестницами, ведущими на хоры, которые выполняли ещё и укрепительную функцию для храма. После таких «работ» в стенах появились трещины, и здание стало практически расползаться по сторонам. Очередной этап реставрационных мероприятий едва успел спасти сам собор, однако древние фрески на внутренних стенах утеряны безвозвратно. Появился новый иконостас, винтовая лестница на хоры и калориферное отопление, позволившее вести богослужения круглогодично.

После революции Дмитриевский собор, к счастью, не постигла участь многих православных святынь, использовавшихся в лучшем случае как медицинские или образовательные учреждения. В 1918 году в здании работала Комиссия по сбережению памятников искусства, которая обнаружила под хорами чудом уцелевшие фрески, изображавшие сцену «Страшного суда». Собор передали Владимирскому музею. Восстановительно-ремонтные работы проводились периодически, даже во время войны, но их окончательный этап завершён совсем недавно – в 2004 году. Для защиты белого камня применена специальная пластическая смесь, здание снабжено водоотводными трубами, заменён крест и внутри помещения создан особенный микроклимат, позволяющий сохранить этот уникальный памятник владимиро-суздальского зодчества.

Архитектурные особенности Дмитриевского собора

Стройной белокаменной элегией взметнулись ввысь стены храма, величайшего шедевра неизвестных древнерусских зодчих. Яркий образец классического четырёхстолпного трёхапсидного одноглавого собора когда-то был центром всего великокняжеского дворцового комплекса и символизировал могущество власти правителя и всей Руси.

Всё сооружение разделено на три яруса: нижний, скрытый когда-то внутри галерей, лишён всяких украшений; средний – аркатурно-колончатый пояс с богатым резным узором; верхний – сплошной ковёр из каменной резьбы, витиевато украшающей и цилиндр главы, накрытый, словно богатырским шлемом, золочёным куполом, над которым водружён крест с воздушным кружевным узором из золочёной меди.

Фасады храма богаты скульптурными рельефами – их насчитывают свыше 550. Основные темы – христианские образы, сюжеты языческой мифологии, эпизоды древней европейской литературы. Стены южного фасада заняты большой размерами композицией – «Вознесением Александра Македонского на небеса». Короб с Александром несут грифоны, тянущиеся за приманкой – маленькими львятами на руках царя.

На северном фасаде – скульптурное изображение великого князя Всеволода и его 12 сыновей. Западный фасад заполняют три скульптурные миниатюры, представляющие подвиги Геракла – распространённый сюжет для церковной архитектуры средневековой Европы.

На всех фасадных рельефах присутствует фигура царя Давида-псалмопевца, хотя некоторые исследователи, в частности Г. Вагнер, автор издания о владимиро-суздальской скульптуре, считают, что на стенах Дмитриевского собора изображен Соломон, сын Давида, мудрейший из правителей, поэтому Всеволод и поместил его силуэт для украшения своего храма.

Внутреннее убранство собора не поражает таким великолепием и скорее покажется аскетически простым – и неудивительно, ведь церковь создавалась для узкого круга княжеской семьи, а не для большого скопления прихожан. Главная ценность интерьера – древние фрески, восхищающие воображение совершенной красотой ангельских образов, реалистичностью их лиц, а также удивительно необычное изображение райского сада с пышными пальмами, буйными виноградными лозами, среди которых затерялись птицы, срывающие плоды.

Достопримечательности рядом с Дмитриевским собором

Владимир – одна из жемчужин популярного туристического маршрута Золотое Кольцо, город-музей, где большинство строений сооружены много веков назад и представляют собой памятники архитектуры.

Сердце города – Соборная площадь, получившая наименование от расположенных над Клязьмой соборов – Дмитриевского и Успенского. На площади вблизи Дмитриевского собора воздвигнуты несколько памятников, в самом центре – монумент в виде трёхгранной пирамиды из белого камня в честь 850-летия основания города.

Между Дмитриевским собором, центральной улицей Владимира Большой Московской и зданиями Присутственных мест, или «Палатами» раскинулся старейший парк города – Липки, названный из-за липовой аллеи, насаженной прежде других деревьев. В советские времена зелёная зона в центре Владимира стала именоваться Парком А. С. Пушкина, популярным у туристов и владимирцев местом отдыха. Совсем недавно у самого входа в парк появился памятник Андрею Рублёву, известному на весь мир иконописцу. В конце парка находится Смотровая площадка, из которой открывается великолепная панорама города.

Безусловно, всем гостям города демонстрируют триумфальную арку – Золотые ворота, открывающие дорогу в центр, одну из основных достопримечательностей Владимира, которая, как и Дмитриевский собор, занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *