Вера Надежда любовь икона

В ожидании Христа

Когда читаешь древние жития про зверские пытки детей взрослыми дядями-палачами в окружении интересующейся публики — как-то не сразу понимаешь, как со всем этим быть. Да было ли это? Да как такое можно вытерпеть? Но что мы вообще знаем о людях того времени?

В царствование императора Адриана (2 в.) жила в Риме знатная вдова по имени София. У нее было три дочери: Вера 12-лет, Надежда 10-лет и Любовь 9-ти лет.

Святая София принадлежала к тому первому поколению христиан, которые жили в напряженном ожидании скорого второго пришествия Христа.

И эта весть о пришествии для них была не «концом света» в том смысле, в котором мы его нередко понимаем. Это была весть о конце зла, победе добра над злом.

Второе пришествие предсказывалось в Евангелиях от Марка, Матфея, Луки, которые тогда еще не были записаны, но события которых устно пересказывались в христианских общинах, а также апостолами, особенно Павлом (1 Фес.1:2-10).

Как пишет библеист, архимандрит Ианнуарий Ивлеев, «Второе пришествие виделось как конец этого мира, но не полный конец, несущий разрушение всего творения, а его преображение, возрождение, как ожидание воскресшего и прославленного Господа.

И поэтому ожидание христиан было совсем не мрачное (что все сгорит и всех накажут, как появляется в апокалиптических настроениях сегодня). Это было ожидание-надежда.

Знак времени не позволял пустить корни в мир, зацепиться за земное. Раз Христос скоро придет, зачем мне собирать сундуки с добром?

Но, что очень важно для понимания мироощущения первохристиан, это было не просто ожидание – того, что придет когда-то; это было пребывание — «Царствие Божие внутри вас»». И Христос действительно приходит к тому, кто Его ищет.

Попросту говоря, первые христиане старались — и некоторые умели — жить на земле по закону духа. И дела делать, и Богу молиться. В ожидании Небесного Царства, они, по мере возможного, старались исполнять его на земле: из посланий апостолов мы знаем, что многие добровольно отказывались от собственности, принося свое имущество общине.

Поэтому мать воспитывала девочек больше для вечной жизни, а не для земной, конечной.

О жизни дочерей святой Софии известно, что они читали апостольские послания, чтили память известных им мучеников за Христа. Очевидно, что постепенно для них Христос становился подлинной реальностью, благодатно (сверхчувственно, сверхестественно) утверждая Царство Небесное в сердце еще здесь, на земле.

Мученики в правовом государстве

Публий Элий Траян Адриан, красивый и умный, по личному приказу которого казнены святые дети-мученикы

Императору Адриану донесли, что София воспитывает детей в христианской вере. Император пожелал лично встретиться с ней.

Поскольку христианская вера в те времена была вне закона, жить было опасно. Христиан в любое время могли призвать к ответу. И если человек от своей веры не отрекался, его ждала не просто смерть, а смерть после лютых мучений, порой публичных, — римляне были большими сибаритами по части острых ощущений.

Адриан не был самым злостным гонителем христиан. Его почитали как справедливого правителя. При его предшественнике императоре Траяне, под большие праздники толпа могла потребовать схватить человека и, обвинив в последовании Христу, публично казнить без всякого суда и следствия.

Адриан запретил рассматривать анонимные доносы на христиан, учредил строгое судопроизводство всех подозреваемых, а на крики толпы велел не обращать внимания. Если после судебного разбирательства обвинения подтверждались, человека казнили, если же нет, подвергался наказанию сам обвинитель — за клевету.

Мать готовит детей на страдания

Новгородская икона (XVI век, ГТГ)

Как говорит текст жития святых мучениц, когда святая София с дочерьми услышали приказ императора, они поняли, для чего их зовут их к государю. Св. София старалась подготовить дочерей к предстоящему им страданию.

«Настал час вашего веселья, – говорила она дочерям, – и вы будете венчаться мученическим венцом со Христом. Не жалейте своей молодости и не скорбите о лишении жизни. Когда царь будет ласкать вас и обещать вам славу и богатство, не соблазняйтесь.

Слава этого мира проходит. Она непрочна и суетна. Христос – истинное благо, истинная красота, здравие и жизнь. Ради Него вы оставляете жизнь тленную, не бойтесь, Он дарует вам вечную в непреходящей радости и неизреченной славе Своей».

Император потребовал мучениц на суд. «Если послушаете меня и поклонитесь богам нашим, то будете мне вместо родных дочерей, я полюбил вас и не хочу вашей смерти», – говорил отроковицам царь. Но они отвечали: «У нас отец – Господь. Мы хотим Его любви и желаем называться Его детьми. Ему мы поклоняемся и за Него готовы умереть».

Адриан велел мучить Веру, но Господь хранил ее среди мучений, так что мучитель не знал, что делать с нею, и приказал умертвить мечом. Она простилась с матерью и сестрами и с радостью приняла смерть.

Тогда император обратился к Надежде, та сказала ему: «Разве я рождена не от той же матери? Разве я не сестра той, которую ты убил? И я готова умереть за Христа». Ее начали мучить, и она оставалась также невредимою среди мучений. Простившись с матерью и сестрою и сказав сестре: «И ты не отстань от нас, чтобы всем нам вместе предстать к Господу», – скончалась под мечом.

Адриан начал уговаривать самую младшую, девятилетнюю Любовь, но с удивительной для ребенка твердостью она отвергла его «доброту». Император приказал посадить ребенка в разженную печь. Но Любовь сама вошла туда с молитвою и осталась невредимою. И ее умертвили мечом.

Все три девочки, как повторяет житие, оставались «невредимыми» среди мучений, — значит, Господь сохранял Своей благодатью в ответ на их готовность терпеть страдания. Своими силами такие муки, по естеству, вынести невозможно.

По преданию, во время казней св. София не проявляла «эмоций», не произнесла ни слова. Как Богородица у креста Спасителя, когда «оружие проходило душу».

Св. Софию Адриан казнить не велел, оставил в живых, правильно понимая, что она уже претерпела самые страшные муки. Св. София погребла тело дочерей-мучениц и оставшись рядом, на могиле, молилась. На третий день Бог забрал ее к дочерям и Себе.

Мощи святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви в 777 году были привезены во Францию и хранились в аббатстве Эшо под Страсбургом, в церкви святого Трифона. Во время Французской революции аббатство было разрушено, мощи утеряны. Позже сюда были принесены новые частицы мощей св. Софии — ковчежец с мощами на фото внизу

Со временем гонения на христиан стали ослабевать. Пришли тихие годы. И историки Христианства потом отмечали интересный факт:

Именно после тихих лет, наполненных благополучием, когда начиналась очередная волна гонений, отступников-христиан становилось больше:

за тихое время расслаблялась душа, разделялась на «земное и небесное», затягивали земные, житейские дела, хлопоты, которых становилось все больше, а единое на потребу – Тот, ради кого вся жизнь, отодвигалось за всем этим в сторону.

Тем удивительней подвиг св. Софии, хоть и ужасаешься всему этому строго по-человечески, — суметь не разделить свою жизнь и передать эту неразделенность, преданность Богу — детям.

Данная статья содержит: любовь святая молитва — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Любовь святая молитва

Любовь Римская, мученица

* Цены указаны на типовой образец и могут различаться в зависимости от вариантов отделки и дополнительных образов (предстоящие, образы на полях).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗЕ

Икона Любви Римской находится в христианских храмах издавна. Память святой мученицы отмечают 17 сентября по новому календарю и 30 сентября по-старому.

Любовь была младшей дочерью святой мученицы Софии. Овдовев, София самостоятельно воспитывала своих трех дочерей – Веру, Надежду и Любовь. Она приучала их к молитве, постам и к труду. Слушать Священное Писание девочки очень любили. Когда Любовь могла подать милостыню, это было для нее счастьем.

Истинную христианку Софию вызвали вместе с ее тремя дочерьми на суд, за их вероисповедание. Они стали молится Господу Богу о помощи. Они пришли на суд к императору Адриану с чистой душой и мужественным сердцем. Первой к истязаниям подвергли старшую дочь Веру, которой на то время было всего лишь 12 лет. Пытки были жесточайшие – ее избивали, отрезали груди, но вместо крови из ран истекало молоко. Положили ее на раскаленное железо, но ее тело осталось невредимым благодаря Господу. Ее бросили в котел, и там она молилась, прославляя Господа Бога, и осталась невредимой. Тогда Адриан приказал отсечь девочке голову.

После Веры стали истязать Надежду. Ее тело царапали железными крюками и куски ее плоти падали на окровавленную землю, но Надежда все же улыбалась. Ее утешала благодать Святого Духа. В конце мучительных истязаний ее убили мечом.

Самую младшую Любовь, которой было на то время всего лишь девять лет, били палками. Разожгли печь и хотели ее кинуть. Но первой в печь вошла мать София и вышла из нее невредимой. В печи она пела и прославляла Господа Бога, при этом нечестивых обожгло огнем. Младшей дочери отсекли голову.

Софии пришлось похоронить своих дочерей на высоком холме за городом. На их могиле она умерла через три дня после похорон. Мученица Любовь одна из самых почитаемых в христианстве. Икона Святая Любовь излучает веру и свет.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ:

КАК ЗАКАЗАТЬ ИКОНУ “Любовь Римская, мученица”?

Заказать икону можно по тел. +7 495 642 12 42 или +7 925 717 60 30

Святая мученица Любовь

Молитва святой Любови

Материалы, использованные в вышивке иконы Святая мученица Любовь. ткань -атлас, лики написаны маслом на тонком холсте, в вышивке использованы: бисер. трунцал, канитель, тигровый глаз. змеевик, нефрит. сердолик. жемчуг. янтарь .

Размер иконы Святая мученица Любовь. 21х27 см

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Премудростью Божией создана земля. Это место, где человек готовится к переходу к жизни вечной. «Люби, надейся и верь, – сказал Бог человеку, – и узнаешь, что такое Царствие Небесное еще при жизни». Согласно законам бытия все в этом мире построено на любви, скреплено надеждой и увенчано верой. От человека зависит, следовать Божиему ориентиру или определить свой собственный вектор. В православных святцах есть праздник святым мученицам Вере, Надежде, Любови и их матери Софии. Смысл его не только в почитании памяти мужественных христианок, но и в осознании того, что является началом и концом человеческого доброделания.

История духовного подвига

В начале второго века по Рождестве Христовом жила в Антиохии одна благочестивая женщина именем София. Господь послал ей счастье материнства – она родила три дочери и назвала девочек именами важнейших христианских добродетелей – Верой, Надеждой, Любовью. Малышки рано остались сиротами, а их мать – вдовой. Совсем не помнила отца будущая святая мученица Любовь. Вся ответственность за воспитание дочерей отныне легла только на Софию. «Главное, – говорила она, – быть верными Христу. Нет для нас ничего важнее». Жизнь благочестивых дочерей и их премудрой матери была тихой и уединенной.

Однако когда при императоре Адриане начались новые гонения на верующих, правитель Антиохии в числе первых отправил в Рим Софию с ее детьми. Старшей дочери Вере было 12, средней Надежде 10, а самая младшая святая мученица Любовь была всего 9 лет от роду. Они знали, зачем их ведут в Рим. Путь был долог и все это время святые молились, пели духовные гимны, поддерживая бодрый дух друг друга.

Когда семью привели во дворец, то присутствующие удивились дивному спокойствию, которое исходило от будущих мучениц. Они сияли изнутри. Как будто не на пытки, а на праздничный пир пришли они сюда. Император поступил хитро. Сначала он отдал девочек на воспитание одной очень умной языческой гувернантке. Та рассказывала им увлекательные истории, связанные с древними верованиями, опекала их, учила светской жизни.

Софии же предложили принести жертву богине Артемиде и после этого пообещали вместе с детьми отпустить на волю. Всего ничего: брось горсть пепла к ногам языческой статуи и будь свободна! Живи, расти дочерей и просто забудь обо всем, что было. Но ведь это предательство! И София предпочла смерть.

Прошло некоторое время. Император подозвал к себе девочек и обещанием всяческих земных благ попросил их также поклониться Артемиде. Девочки были непреклонны. Даже самая младшая святая мученица Любовь проявила чудеса мужества. Видя тщетность своих трудов, Адриан приказал начать пытки. На глазах матери девочек подвергали жесточайшим истязаниям. Они стали кровными мученицами. А София подверглась бескровной, но самой жестокой казни. Потому нет ничего страшнее для матери, чем видеть, как страдает ее ребенок.

Тела замученных девочек отдали Софии. Она отвезла их за город. У нее уже не было физических сил погрести святые тела. Христиане Рима с почестями похоронили девочек. Мать припадала к свежим могилкам. Теперь она могла дать волю слезам. Она знала, что ее дочери там, на небесах. Они с Богом, им легко и радостно. Но мамино сердце все равно разрывалось от скорби. Оно остановилось на третий день. Мать и ее святые дочери вновь встретились после короткой, но такой страшной разлуки.

По-гречески имена девочек звучали как Питис (Вера), Элпис (Надежда) и Агапэ (святая мученица Любовь). В средние века история мучениц была рассказана на русском языке. Имена, соответственно, были переведены в соответствии с их значением для более полного восприятия подвига веры. Имя же матери София, дословно означающее Премудрость Божия, осталось звучать по-гречески.

Иконография и молитвенная помощь

Подвиг мучениц показал верующим всех последующих веков, что несовершенный возраст (святые были детьми) и недостаток физических сил не могут служить препятствием к исповеданию веры. По молитвам святых Господь укрепляет людей в христианских добродетелях. У них просят заступничества для подростков от душевредных жизненных искушений. Они помогают сохранить доверительные и дружеские отношения между родителями и детьми. Перед иконой мученицам исцеляются от душевной скорби, молитва перед образом помогает пережить потерю близкого человека.

Иконография образа святым особенная. Их изображают вместе – три дочери и святая мать. В руках у девочек кресты – символ мученической кончины. Мать изображается покрывающей детей платом, обнимающей их, указывающей им путь. Есть образ, на котором в руках у матери крест, у Веры – Евангелие, у Надежды – лампадка, а святая мученица Любовь держит развернутый свиток. Есть также иконы, хотя они менее распространены, на которых каждая из святых изображена отдельно. Это именные образа. Их хранят в своих домах носители этих имен. Но, как правило, рядом с именной иконкой есть и общий образ.

День памяти святым установлен Православной Церковью 30 сентября (стиль новый). На Руси, начиная с этого дня и все три последующие, отмечались Всесветные бабьи именины. Это был аналог современному Всмемирному женскому дню.

Икона Святая мученица Любовь Римская

Мученица Любовь Римская

Имя Любовь означает дословно — перевод греческого имени «Агапэ».

Икона «Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София Римские» защищает семью, оберегает от врагов, не дает сбиться с правильного пути, не позволяет поддаться искушениям. Этот образ особенно чтут замужние женщины с детьми, которые хотят сохранить в доме спокойствие, любовь и благополучие.

К святым мученицам обращаются с молитвой о воссоединении семьи, обретении счастья, о рождении ребенка. Просят о здоровье детей. Икона помогает в излечении женских болезней и заболеваний суставов.

Моли Бога о мне, святая угодница Божия Любовь, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей.

Дни памяти: 30 сентября

Святая мученица Любовь Римская (икона в деревянной раме)

Центральная Россия (903) 743-3248

Белгород, Брянск, Владимир, Воронеж, Иваново, Калуга, Кострома, Курск, Липецк, Обнинск, Орел, Рязань, Смоленск, Тамбов, Тверь, Тула, Ярославль

Северо-Запад России (903) 743-3248

Санкт-Петербург, Архангельск, Великий Новгород, Вологда, Выборг, Калининград, Мурманск, Петрозаводск, Псков, Сыктывкар, Череповец

Поволжье России (903) 743-3248

Дзержинск, Ижевск, Йошкар-Ола, Казань, Киров (Поволжье), Набережные Челны, Нижний Новгород, Оренбург, Пенза, Пермь, Самара, Саранск, Саратов, Тольятти, Ульяновск, Уфа, Чебоксары

Сибирь (903) 743-3248

Абакан, Барнаул, Бийск, Братск, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Улан-Удэ, Чита

Юг России (903) 743-3248

Анапа, Астрахань, Владикавказ, Волгоград, Грозный, Краснодар, Майкоп, Махачкала, Назрань, Нальчик, Новороссийск, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Сочи, Ставрополь, Таганрог, Туапсе, Черкесск, Элиста

Дальний Восток (903) 743-3248

Благовещенск (Амурская обл.), Владивосток, Магадан, Находка, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Якутск

Урал (903) 743-3248

Екатеринбург, Курган, Магнитогорск, Нижневартовск, Салехард, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск

Владивосток, Казань, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Томск, Екатеринбург, Сургут, Тюмень, Ханты-Мансийск, Челябинск, Орёл

Ювелирное дело Комиссарова

Коллекции икон «Ювелирного Дела Комиссарова» — наше усилие по сохранению и развитию русской ювелирной и иконописной традиций. Много лет мы трудились над созданием Святых Образов, которые мы с радостью хотим представить Вам на этом сайте.

Оклад образа украшается драгоценными металлами и камнями не из суетных соображений мирской красоты, но из понимания того, что икона — есть явленный образ вещей незримых и желания прославить это незримое в рукотворном.

Наши мастера, иконописцы и ювелиры — люди православные и воцерковленные, знающие и тонко понимающие иконописную традицию и канон, где образ не просто иллюстрация к Святому сюжету, но безмолвная проповедь.

Все работы, которые Вы увидите, высоко оценены ведущими искусствоведами России: Президентом Международного Фонда Поддержки Ювелиров «Форма» Ковалевой Г.Н. хранителем произведений западноевропейского ювелирного искусства Государственного Эрмитажа Костюк О.Г. искусствоведами, старшими научными сотрудниками Музеев Московского Кремля Мунтян Т.Н. и Пешехоновой Л.Н.

Мы искренне верим, что наш труд принесет вам радость, и послужит духовной пользе.

Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Описание

Вера Римская — одна из трех дочерей святой Софии. Благочестивая вдова с дочерьми, названными в честь главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь, жили во втором веке в Риме. Будучи глубоко верующей сама, София воспитала своих дочерей в любви к Богу и готовности отказаться от всего земного ради Него. Слух о благочестивой семье дошел до самого императора Адриана, ярого гонителя христиан, и он пожелал лично увидеть их. Удивившись их бесстрашному исповеданию Истинного Бога, он поручил одной язычнице научить детей языческой вере. Все усилия его оказались тщетны, вера их осталась непоколебимой. Тогда император велел придать детей мучениям. Их избивали, клали на раскаленную решетку, окунали в кипящую смолу, но мучения почти не приносили вреда отроковицам. Ничего не добившись, их усекли мечом. Мать мучениц, Софию, не стали подвергать пыткам физическим, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения разлуки с детьми. Страдалица похоронила останки дочерей и два дня оставалась на их могиле, пока Господь не забрал и её душу к себе. Так нам явилась великая духовная сила мучеников, которые по своей пламенной вере были укрепляемы благодатью Святого Духа и через мучения стяжали себе венцы в Царствии Небесном.

Страдание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София

В царствование императора Адриана жила в Риме вдова, родом итальянка, по имени София, что в переводе значит премудрость. Она была христианка, и сообразно своему имени, жизнь свою вела благоразумно — по той премудрости, которую восхваляет Апостол Иаков, говоря: «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов» (Иак.3:17). Сия премудрая София, живя в честном супружестве, родила трех дочерей, коим нарекла имена, соответствующие трем христианским добродетелям: первую дочь назвала она Верою, вторую — Надеждою, а третью — Любовью. Да и что иное могло произойти от премудрости христианской, как не Богу угодные добродетели? Вскоре после рождения третьей дочери София лишилась супруга. Оставшись вдовой, она продолжала жить благочестиво, угождая Богу молитвою, постом и милостынею; дочерей же своих она воспитывала так, как может сделать это премудрая мать: она старалась их приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена коих они носили.

По мере того как дети росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо уже знали пророческие и апостольские книги, привыкли внимать поучениям наставников, прилежно занимались чтением, были усердны в молитве и в домашних трудах. Повинуясь святой и богомудрой матери своей, они преуспевали во всем и восходили от силы в силу. А так как они были чрезвычайно красивы и благоразумны, то на них вскоре все начали обращать внимание.

Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Услыхал о них и начальник области Антиох и пожелал их видеть. Как только он увидел их, тотчас же убедился, что они — христианки; ибо они не желали скрывать своей веры во Христа, не сомневались в надежде на Него и не ослабевали в своей любви к Нему, но открыто пред всеми прославляли Христа Господа, гнушаясь богомерзкими идолами языческими.

О всём этом Антиох известил царя Адриана, и тот не замедлил сейчас же послать слуг своих с тем, чтобы они привели девиц к нему. Исполняя царское повеление, слуги отправились в дом Софии и когда пришли к ней, то увидали, что она занимается поучением дочерей своих. Слуги объявили ей, что царь зовет к себе ее вместе с дочерьми. Уразумев, с какою целью зовет их царь, они все обратились к Богу с такою молитвою:

— Всесильный Боже, сотвори с нами по Твоей святой воле; не оставь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы сердце наше не устрашилось гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных его мучений, и не пришли в ужас от смерти; пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего.

Сотворив молитву и поклонившись Господу Богу, все четверо — мать и дочери, взяв друг друга за руки подобно сплетенному венку, пошли к царю и, часто взирая на небо. с сердечным воздыханием и тайною молитвою вручали себя помощи Того, Кто повелел не бояться «убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф.10:28). Когда подошли они к царскому дворцу, то осенили себя крестным знамением, говоря:

— Помоги нам, Боже, Спаситель наш, прославления ради Твоего святого Имени.

Их ввели во дворец, и они предстали пред царем, который горделиво восседал на своем троне. Увидев царя, они воздали ему подобающую честь, но стояли пред ним без всякой боязни, без всякого изменения в лице, с мужеством в сердце и смотрели на всех веселым взором, как будто бы они призваны были на пир; с такою радостью явились они к царю на истязание за Господа своего.

Видя их благородные, светлые и бесстрашные лица, царь стал спрашивать, какого они рода, как их зовут и какова их вера. Будучи премудрою, мать отвечала так благоразумно, что все присутствующие, слушая ее ответы, дивились такому ее разуму. Упомянув кратко о своем происхождении и имени, София начала говорить о Христе, Коего происхождение разъяснить никто не может, но Имени Коего должен поклоняться всякий род. Она открыто исповедала свою веру в Иисуса Христа, Сына Божия и, назвавши себя Его рабою, прославляла Его Имя.

— Я христианка, — говорила она, — вот то драгоценное имя, коим я могу похвалиться.

При этом она сказала, что и дочерей своих обручила она Христу, дабы нетленную свою чистоту они сохранили для нетленного Жениха — Сына Божия.

Тогда царь, увидав пред собою столь мудрую женщину, но не желая вступать с ней в продолжительную беседу и судить ее, отложил это дело до другого времени. Он послал Софию вместе с дочерьми к одной знатной женщине, по имени Палладии, поручив ей наблюдать за ними, а через три дня представить их к нему на суд.

Живя в доме Палладии и имея в своем распоряжении не мало времени для научения своих дочерей, София утверждала их в вере день и ночь, поучая вдохновенными от Бога словами.

— Дочери мои возлюбленные, — говорила она, — ныне время вашего подвига, ныне настал день уневещения вашего бессмертному Жениху, теперь-то вы сообразно именам вашим должны показать веру твердую, надежду несомненную, любовь нелицемерную и вечную. Настал час торжества вашего, когда мученическим венцом вы будете венчаться с прелюбезным Женихом своим и с великой радостью войдете в пресветлый Его чертог. Дочери мои, ради сей чести Христовой не жалейте юной вашей плоти; не жалейте красоты вашей и молодости, ради Краснейшего добротою более сыновей человеческих, и ради жизни вечной не скорбите о том, что лишитесь сей жизни временной. Ибо ваш небесный Возлюбленный, Иисус Христос, есть вечное здравие, несказанная красота и жизнь нескончаемая. И когда тела ваши ради Него будут замучены до смерти, Он облечет их в нетление и раны ваши сделает светлыми, как звезды на небе. Когда красота ваша будет чрез муки за Него отнята от вас, Он украсит вас небесною красотою, коей глаз человеческий никогда не видел. Когда же лишитесь вы временной жизни, положив души за Господа своего, то Он наградит вас жизнью бесконечною, в коей прославит вас во веки пред Отцом Своим небесным и пред Его святыми ангелами, и все небесные силы нарекут вас невестами и исповедницами Христовыми. Вас восхвалят все преподобные, о вас возвеселятся мудрые девы и примут вас в свое общение. Дочери мои дорогие! не давайте соблазнить себя прелестями вражьими: ибо, как я думаю, царь будет расточать вам ласки и сулить большие дары, предлагая вам славу, богатство и честь, всю красоту и сладость сего тленного и суетного мира; но вы не возжелайте ничего подобного, ибо всё сие, как дым исчезает, как пыль ветром разметается и как цвет и трава засыхает и обращается в землю. Не устрашайтесь, когда увидите лютые мучения, ибо, пострадав немного, вы победите врага и восторжествуете на веки. Верую в Бога моего Иисуса Христа, верую, что Он не оставит вас страждущих во имя Его, ибо Он Сам сказал: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис.49:15), неотступно Он пребудет с вами во всех ваших муках, взирая на ваши подвиги, укрепляя немощи ваши и уготовляя вам в награду венец нетленный. О, дочери мои прекрасные! вспомните мои болезни при рождении вашем, вспомните труды мои, в коих я вскормила вас, вспомните слова мои, какими я учила вас страху Божию, и утешьте мать вашу в ее старости вашим добрым и мужественным исповеданием веры во Христа. Для меня будет торжество и радость, и честь, и слава среди всех верующих, если удостоюсь я именоваться матерью мучениц, если я увижу ваше доблестное за Христа терпение, твердое исповедание Его Святого Имени и смерть за Него. Тогда душа моя возвеселится, и дух мой возрадуется, и старость моя подкрепится. Тогда и вы будете воистину моими дочерьми, если, послушав наставления своей матери, будете стоять за Господа своего до крови и умрете за Него с усердием.

Выслушав с умилением такое наставление своей матери, девицы испытывали сладость в сердце и радовались духом, ожидая времени мучения как брачного часа. Ибо будучи святыми ветвями от святого корня, они желали всею душою того, к чему наставляла их премудрая их мать София. Они принимали к сердцу все ее слова и приготовляли себя к подвигу мученичества, как будто собирались в светлый чертог, ограждая себя верою, укрепляясь надеждою, и возжигая в себе огонь любви ко Господу. Ободряя и утверждая друг друга, они обещали матери своей все ее душеполезные советы осуществить с помощью Христа на самом деле.

Когда настал третий день, они приведены были к беззаконному царю на суд. Думая, что они легко могут послушаться его соблазнительных слов, царь начал так говорить к ним:

— Дети! видя вашу красоту и щадя вашу молодость, я советую вам, как отец: поклонитесь богам, властителям вселенной; и если вы послушаете меня и исполните то, что вам приказано, то я назову вас своими детьми. Я призову начальников и правителей и всех моих советников и при них объявлю вас своими дочерьми, и вы от всех будете пользоваться похвалою и почетом. А если вы не послушаете и не исполните моего повеления, то причините себе великое зло, и старость матери своей огорчите, и сами погибнете в то время, когда бы могли более всего веселиться, живя беспечно и весело. Ибо предам я вас лютой смерти и, раздробив члены тела вашего, брошу их на съедение псам и будете вы попираемы всеми. Итак для вашего же собственного блага послушайте меня: ибо я люблю вас и не только не хочу губить красоты вашей и лишить вас сей жизни, но желал бы стать для вас отцом.

Но девы святые единогласно и единодушно отвечали ему:

— Отец наш — Бог, на небесах живущий. Он промышляет о нас и нашей жизни и милует наши души; мы хотим быть Им любимыми и желаем называться Его истинными детьми. Поклоняясь Ему и храня Его повеления и заповеди, на твоих богов плюем, а твоей угрозы не боимся, ибо мы того только и желаем, чтобы страдать и переносить горькие мучения ради сладчайшего Иисуса Христа, Бога нашего.

Услыхав от них такой ответ, царь спросил мать Софию, как зовут ее дочерей и сколько им лет.

Святая София отвечала:

— Имя первой моей дочери Вера, и ей двенадцать лет; вторая — Надежда — имеет десять лет, а третья — Любовь, коей всего девять лет.

Царь был весьма удивлен, что при таком юном возрасте они обладают мужеством и разумом и могут так отвечать ему. Он начал снова принуждать каждую из них к нечестию своему и сначала обратился к старшей сестре Вере, говоря:

— Принести жертву великой богине Артемиде.

Но Вера отказалась. Тогда царь велел раздеть ее до нага и бить ее. Мучители, нанося ей удары без всякого милосердия, говорили:

— Пожри великой богине Артемиде.

Но она молча терпела страдания, как будто били не по ее телу, а по чужому. Не достигнув никакого успеха, мучитель повелел отрезать ее девические сосцы. Но из ран вместо крови потекло молоко. Все смотревшие на мучение Веры дивились сему чуду и терпению мученицы. И, покачивая головами, втайне укоряли царя за его безумие и жестокость, говоря:

— Чем эта красивая девица согрешила, и за что так страдает? О, горе безумию царя и его зверской жестокости, бесчеловечно губящей не только старцев, но даже и малых детей.

После сего была принесена железная решетка и поставлена на сильном огне. Когда она раскалилась, как горячий уголь, и от нее летели искры, то положили на нее святую девицу Веру. Два часа лежала она на сей решетке и, взывая ко Господу своему, нимало не опалилась, что всех привело в изумление. Затем она была посажена в котел, стоящий на огне и наполненный кипящей смолою и маслом, но и в нем осталась невредимою, и сидя в нем, как бы в прохладной воде, воспевала Бога. Мучитель, не зная, что еще сделать с нею, чем бы он мог ее отвратить от веры Христовой, приговорил ее к усечению мечом.

Услыхав сей приговор, святая Вера исполнилась радости и сказала матери своей:

— Помолись за меня, мать моя, чтобы мне окончить шествие мое, дойти до желанного конца, увидеть возлюбленного Господа и Спасителя моего и насладиться лицезрением Его Божества.

А сестрам сказала:

— Помните, любезные мои сестры, Кому мы дали обет, Кому уневестились; вы знаете, что мы запечатлены святым крестом Господа нашего и вечно должны служить Ему; посему претерпим до конца. Одна и та же мать родила нас, одна воспитала и научила нас, посему и мы должны принять одинаковую кончину; как единоутробные сестры, мы должны иметь одну волю. Пусть буду я для вас примером, дабы и вы шли обе за мною к призывающему нас Жениху нашему.

После сего она поцеловала свою мать, потом, обнявши сестер, также целовала их и пошла под меч. Мать же нисколько не скорбела о дочери своей, ибо любовь к Богу победила в ней сердечную печаль и материнскую жалость к детям. Она о том только сокрушалась и заботилась, как бы какая-либо из ее дочерей не устрашилась мук и не отступила бы от Господа своего.

И сказала она Вере:

— Я тебя родила, дочь моя, и из-за тебя претерпела болезни. Но ты воздаешь мне за сие благом, умирая за имя Христово и проливая за Него ту самую кровь, которую приняла в моей утробе. Иди к Нему, возлюбленная моя, и обагренная своею кровию, как бы облеченная в багряницу, предстань прекрасною пред очами Жениха твоего, помяни пред ним убогую мать твою и помолись Ему о своих сестрах, чтобы и тех укрепил Он в том же терпении, какое проявляешь ты.

После сего св. Вера усечена была в честную главу и отошла к Главе своей Христу Богу. Мать же, обняв многострадальное тело ее и целуя его, радовалась и славила Христа Бога, принявшего дочь ее Веру в небесный Свой чертог.

Тогда нечестивый царь поставил пред собой другую сестру Надежду и сказал ей:

— Любезное дитя! Прими мой совет: я говорю это, любя тебя так же, как отец, — поклонись великой Артемиде, чтобы не погибнуть и тебе, как погибла твоя старшая сестра. Ты видела ее страшные муки, видела ее тяжкую смерть, неужели и ты захочешь так же страдать. Поверь мне, дитя мое, что я жалею твою молодость; если бы ты послушала моего приказания, я объявил бы тебя своею дочерью.

Святая Надежда отвечала:

— Царь! Разве я не сестра той, которую ты умертвил? Разве я не от одной с нею матери родилась? Не тем же ли молоком я вскормлена и не то же ли получила я крещение, как и святая сестра моя? Я росла вместе с нею и от одних и тех же книг и от одного наставления матери научилась познавать Бога и Господа нашего Иисуса Христа, веровать в Него и Ему одному поклоняться. Не думай, царь, чтобы я поступала и думала иначе, и желала не того же, чего и сестра моя Вера; нет, я хочу идти по ее следам. Не медли и не старайся разубеждать меня многими словами, но лучше приступи к самому делу и ты увидишь мое единомыслие с сестрою.

Услыхав такой ответ, царь предал ее на мучение.

Раздев ее до нага, как и Веру, слуги царские долго били ее без всякой жалости, — до тех пор пока не устали. Но она молчала, как бы совсем не чувствуя никакой боли, и только смотрела на мать свою блаженную Софию, которая стояла тут, мужественно взирая на страдания своей дочери и моля Бога о том, чтобы Он даровал ей крепкое терпение.

По повелению беззаконного царя св. Надежда брошена была в огонь и, оставшись невредимою подобно трем отрокам, прославляла Бога. После сего она было повешена и ее строгали железными когтями: тело ее падало кусками и кровь лилась потоком, но от ран исходило чудное благоухание, а на лице ее, светлом и сияющем благодатью Св. Духа, была улыбка. Св. Надежда стыдила еще мучителя в том, что он не в силах победить терпение такой малолетней отроковицы.

— Христос моя помощь, — говорила она, — и я не только не боюсь муки, но желаю ее как сладости райской: так приятны для меня страдания за Христа. Тебя же, мучитель, ожидает мука в геенне огненной вместе с бесами, коих ты почитаешь за богов.

Такая речь еще больше раздражила мучителя, и он приказал наполнить котел смолою и маслом, — поджечь его и бросить в него святую. Но когда хотели бросить святую в кипящий котел, он немедленно как воск растопился, а смола и масло разлились и опалили всех окружающих. Так чудодейственная сила Божия не оставляла св. Надежду.

Гордый мучитель, видя всё сие, не хотел познать истинного Бога, ибо сердце его было омрачено прелестью бесовскою и пагубным заблуждением. Но, осмеянный малою отроковицею, он испытывал великий стыд. Не желая долее переносить такой позор, он осудил, наконец, святую на усечение мечом. Отроковица, услыхав о приближении своей кончины, с радостью подошла к матери и сказала:

— Мать моя! да будет с тобою мир, будь здрава и поминай дочь свою.

Мать же, обняв, целовала ее, говоря:

— Дочь моя Надежда! Благословенна ты от Господа Бога Вышнего за то, что на Него надеешься и ради Него не жалеешь пролить свою кровь; иди к сестре твоей Вере и вместе с нею предстань к твоему Возлюбленному.

Надежда целовалась также с сестрою своею Любовью, смотревшею на ее мучения, и сказала ей:

— Не оставайся здесь и ты, сестра, предстанем вместе пред Святою Троицею.

Сказав сие, она подошла к бездыханному телу сестры своей Веры и, с любовию обняв его, по свойственной природе человеческой жалости, хотела плакать, но по любви ко Христу переменила слезы на радость. После сего, преклонив свою главу, св. Надежда была усечена мечом.

Взяв тело ее, мать прославляла Бога, радуясь мужеству дочерей своих, и побуждала к таковому же терпению своими сладкими словами и мудрыми увещаниями и младшую свою дочь.

Мучитель же призвал третью отроковицу Любовь и старался ласками склонить ее, как и первых двух сестер к тому, чтобы она отступила от Распятого и поклонилась Артемиде. Но напрасны были старания обольстителя. Ибо кому же так твердо пострадать за Своего возлюбленного Господа, как не Любви, так как и в Писании сказано: «крепка, как смерть, любовь… Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (Песн.8:6-7).

Не угасили в сей отроковице огня любви к Богу многие воды мирских соблазнов, не потопили ее реки бед и страданий; ее великая любовь особенно ясно видна была из того, что она готова была положить душу свою за своего Возлюбленного, Господа Иисуса Христа, а ведь, нет большей любви, как положить душу свою за друзей (Иоан.15:13).

Мучитель, видя, что ничего нельзя сделать ласками, решил предать на страдания и Любовь, думая разными мучениями отвлечь ее от любви ко Христу, но она отвечала, по Апостолу:

— Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? (Рим.8:15).

Мучитель приказал, растянув ее по колесу, бить палкой. А растянута она была так, что члены тела ее отделялись от составов своих и она, будучи ударяема палкою, покрылась как багряницею кровию, которою напоялась и земля, как бы от дождя.

Потом была разожжена печь. Указывая на нее, мучитель говорил святой:

— Девица! скажи хоть только, что велика богиня Артемида, и я отпущу тебя, а если не скажешь сего, то сейчас же сгоришь в этой разожженной печи.

Но святая отвечала:

— Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете!

Мучитель, разгневанный такими словами, повелел предстоящим тотчас же ввергнуть ее в печь.

Но святая, не дожидаясь того, чтобы кто бросил ее в печь, сама поспешила войти в нее и, будучи невредимой, ходила по средине ее, как бы в прохладном месте, поя и благословляя Бога, и радовалась.

В то же время из печи вылетело пламя на неверных, окружающих печь, и некоторых пожгло в пепел, а иных опалило и, достигнув до царя, обожгло и его, так что он далеко бежал.

В печи той были видны и другие сияющие светом лица, которые ликовали вместе с мученицей. И превозносилось имя Христово, а нечестивые были посрамлены.

Когда погасла печь, мученица, прекрасная невеста Христова, вышла из нее здравою и веселою, как из чертога.

Тогда мучители, по повелению царя, провертели члены ее железными буравами, но Бог подкреплял святую Своею помощью и в этих муках, так что и от них она не умерла.

Кто бы мог претерпеть таковые мучения и не умер бы мгновенно?!

Однако возлюбленный Жених, Иисус Христос, подкреплял святую, чтобы как можно более посрамить нечестивых, а ей воздать большую награду, и чтобы крепкая сила Божия прославилась в немощном сосуде человеческом.

Разболевшийся от ожога мучитель повелел, наконец, усекнуть святую мечом.

Она же, услыхав о сем, радовалась и говорила:

— Господи Иисусе Христе, возлюбивший рабу Твою Любовь, — пою и благословляю многопетое имя Твое за то, что вчиняешь меня вместе с сестрами, сподобив и меня претерпеть за имя Твое то же, что и они претерпели.

Мать ее св. София, не переставая, молилась Богу о младшей дочери своей, чтобы Он даровал ей терпение до конца и говорила ей:

— Третья моя ветвь, чадо мое возлюбленное, подвизайся до конца. Ты идешь добрым путем и для тебя сплетен уже венец и отверзся уготованный чертог, Жених уже ожидает тебя, взирая с высоты на твой подвиг, чтобы, когда ты преклонишь под меч свою голову, взять твою чистую и непорочную душу в свои объятия и упокоить тебя с сестрами твоими. Помяните и меня, мать вашу, в царстве Жениха своего, чтобы он оказал милость и мне и не лишил меня участвовать и пребывать с вами в славе Его святой.

И тотчас св. Любовь была усечена мечом.

Мать, приняв ее тело, положила его в дорогой гроб вместе с телами святых Веры и Надежды и, украсив тела их как должно, поставила гроб на погребальную колесницу, отвезла их из города на некоторое расстояние и с честью похоронила дочерей на высоком холме, плача от радости. Находясь на могиле их три дня, она усердно молилась Богу и сама почила о Господе. Верующие погребли ее там же вместе с дочерьми. Таким образом и она не лишилась с ними участия в Царстве небесном и мученического венчания, потому что если не телом, то сердцем своим и она страдала за Христа.

Так премудрая София и жизнь свою окончила премудро, принеся в Дар Святой Троице трех добродетельных дочерей своих Веру, Надежду и Любовь.

О, святая и праведная София! Какая женщина спаслась чрез чадородие так, как ты, родившая таких детей, кои уневестились Спасителю и, пострадав за Него, ныне с Ним царствуют и прославляются? Поистине ты мать, достойная удивления и доброй памяти; так как, смотря на страшные, тяжкие муки и смерть возлюбленных своих чад, ты не только не скорбела, как свойственно матери, но, утешаемая благодатью Божиею, больше радовалась, сама научила и умоляла дочерей не жалеть временной жизни и без пощады пролить кровь свою за Христа Господа.

Наслаждаясь ныне зрением пресветлого Его лика вместе со святыми твоими дочерьми, пошли и нам премудрость, чтобы мы, сохранив добродетели веры, надежды и любви, сподобились предстать Пресвятой, Несозданной и Животворящей Троице и славить Ее во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 1:

Софии честныя священнейшыя ветви, Вера, и Надежда, и Любовь показавшеся, мудрость обуиша еллинскую благодатию: и пострадавше, и победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки увязошася.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *