Великорецкий крестный ход 2018

История крестного хода

Однажды, в 1383 году, на берегу реки Великой одному крестьянину по фамилии Агалаков явился воочию Николая Чудотворец и передал ему свой образ. Икона хранилась у крестьянина и к ней приходили молиться его односельчане, а вскоре они стали свидетельствовать о чудесах, которые происходили по молитвам к иконе.

Чудотворный Великорецкий образ Святителя Николая

Вести о прекрасном образе распространялись быстро и вскоре со всей области стали стекаться паломники, чтобы поклониться и помолиться чудесному образу. Местные крестьяне на собственные средства построили небольшую часовню на том месте, где явилась икона, а позже возвели и храм.

Начало крестного хода

В XIV веке Вятская земля была населена преимущественно язычниками, которые поклонялись силам природы. Русские люди только начали обосновываться тут и это привело к переживаниям за святой образ — язычники пренебрежительно относились к святыням русских и нередко случались конфликты на этой почве с последующим уничижением икон. Эти опасения в 1392 году стали причиной переноса образа с деревни в Хлынов (в настоящее время город Киров).

Но городские жители пообещали крестьянам, что каждый год будут приносить образ обратно. Это и стало началом Великорецкого крестного хода.

Великорецкий крестный ход проводится каждый год с 3 по 8 июня

Чудеса и знамения продолжали сопровождать образ святителя Николая, и слава о нем распространялась по всей Российской империи. В XVI веке о ней услышал Иван IV, по его прошению икона была транспортирована в Москву. По дороге Хлынов-Москва иконе кланялись и молились многие, а позже свидетельствовали об исцелении. Один из приделов московского храма Василия Блаженного был освящен чудотворным образом. За все время пребывания в столице, с иконы были написаны несколько списков.

С XVI века в России начали почитать чудотворный образ Великорецкого святителя Николая и продолжают до сих пор. Позже, уже в XVII веке образ вновь побывал в столице.

Богоборческое время и возобновление крестного хода

В XVI-ХХ веках образ Великорецкий хранился в Вятке и именно отсюда начинался каждый год крестный ход, но с приходом советской власти собор был уничтожен, а образ утерян. Во время СССР паломничество было запрещено (с 1930 по 1990 год) властью, а в 1959 год запрет наложила богоборческая власть. Однако неофициально люди продолжали совершать этот путь от собора к реке Великой, без иконы и без официального сопровождения православных служителей. Жажда совершить это путешествие и таким образом принять участие в движении церкви двигала людей на этот путь.

Возобновили путешествие в 1989 году благодаря усилиям архиепископа Хрисанфа.

Важно! В 2000 году согласно указу патриарха крестный ход стал Всероссийским.

Описание

Великорецкий крестный ход проводится более 600 лет. Одно время его даже совершали по рекам Вятка и Великая, по которым двигались лодки и плоты. Но позже, ввиду постоянного роста желающих принять участие в движении, вновь стали двигаться по суше.

Великорецкий крестный ход собирает огромное число паломников

Это событие масштабное, но четкое и проходит согласно составленному и заранее утвержденному расписанию. Это необходимо для контроля и размеренного проведения мероприятия, чтобы избежать непредвиденных обстоятельств и хаоса.

  • Воскресный день 3 июня начинается с утренней литургии (7 утра) в кафедральном соборе Кирова, которую проводит митрополит Марк. Продолжаются службы перед Свято-Успенским монастырем в 9 утра и уже через час люди выдвигаются к Троицкой церкви. Там к ходу присоединяются все желающие и движение выходит из города. День завершается в селе Бобино, где совершают молебен и остаются на ночевку.
  • В понедельник 4 июня подъем ранний — паломники встают в 3 утра и выходят из Бобино и уже в 10 утра совершают молебен в селе Загарье. Движение возобновляется только в 12 часов дня и длится до 8 вечера, когда все доходят до поселка Монастырское и там, после проведения молебна, ночуют.
  • Вторник 5 июня начинается так же рано — в 3 утра паломники уже выходят из поселка и через 6 часов они прибывают в село Горохово, где становятся участниками торжественной службы. После короткого перерыва в полдень люди покидают село. В это же время из Кирова от Свято-Серафимовского собора начинают отправляться автобусы с желающими принять участие в службе на реке Великой. В 6 вечера на Великорецком Подворье встречаются и пешие паломники и те, которые прибыли на транспорте. Уже в 6.30 вечера начинаются три ночные службы: на реке и в храмах Преображенском и Никольском. Все бдения предполагают таинство исповеди.

Торжественное богослужение в селе Великорецкое на реке Великой

  • С 1 часа ночи в среду начинаются служения. Вначале литургия в Преображенском храме, через два часа в Никольском храме и в 6 утра она начинается на берегу. Из Кирова также отправляются автобусы на Великорецкое. Желающие посетить святой источник возле Великорецкого делают это в обед, тогда же происходит и освящение воды на реке. Образ святителя Николая переносят в Никольский храм в 2 часа дня и до 6 проводят там молебны. Вечером автобусы отвозят желающих в город.
  • В четверг 7 июня паломники покидают Великорецкое в 2 часа ночи и до 14.00 идут. Перерыв и отдых вместе с проведением молебна осуществляют в поселке Медяны. С 17.00 до 19.00 люди идут до села Мурыгино, где и ночуют.
  • Пятница 8 июня — это заключительный день крестного хода. Люди выходят из Медян в 3 утра и через участвуют в молебне в соседнем Гирсово. В 16.30 паломники достигают Свято-Успенский кафедральный собор и слушают заключительный молебен. В 18.00 крестный ход заканчивается.

Внимание! Если паломники по состоянию здоровья не могут пройти весь маршрут, они могут воспользоваться услугами автобусов, которые отвозят и привозят православных христиан на место проведения Божественных литургий.

На каждом привале паломники могут получить порцию горячей воды и еды, а также возможность отдохнуть и собраться с силами.

Маршрут и даты проведения

Великорецкий крестный ход совершается ежегодно с 3 по 8 июня.

Люди пребывают в движении шесть дней. Движение начинается с кафедрального собора в городе Кирове и проходит через поселки до села Великорецкое. Там ход заканчивается проведением торжественного молебна вначале на берегу реки Великая, а затем в местном храме. Обратный путь паломников пролегает через село Медяны и Мурыгино в Киров, куда они и приходят 8 июня.

Великорецкий ход заканчивается в кафедральном соборе Кирова

В общей сложности паломники проходят от 150 до 180 км по плохим полевым дорогам. В 2018 году дороги фактически не было из-за долгих дождей так, что людям пришлось идти по грязи и бездорожью, что сделало сложным и без того непростой путь.

Участвует обычно около 50 000 человек, а в 2018 году их было почти 80 000, несмотря на сложный маршрут и трудности в дороге. Движение традиционно сопровождается сотрудниками служб безопасности и порядка, также работают и врачи-добровольцы. Регулярно пребывают с людьми и члены поисково-спасательных отрядов.

Важно! Великорецкий крестный ход — это одно из величайших проявлений единства веры русского народа.

Люди не только готовы терпеть тяготы и лишения в пути, но и всячески помогать друг другу и служить. Это движение укрепляет не только христианина в его вере и убеждениях, но и скрепляет воедино людей в теле Христовом — Церкви.

Великорецкий крестный ход. Обыкновенное чудо

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход — один из самых крупных, известных и многочисленных крестных ходов России. Он проводится в честь святителя Николая Чудотворца уже более 600 лет. Каждый год с 3 по 8 июня паломники со всей страны и Ближнего Зарубежья проходят путь с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой святого Николая. Крестный ход ежегодно собирает десятки тысяч людей. С ним связано множество свидетельств верующих о чудесном исцелении и святой помощи Николая Угодника.

Общая протяжённость пути — 150 км. Маршрут крестного хода: город Киров (Вятка) — река Великая (село Великорецкое, Юрьянский район Кировской области) — город Киров (Вятка).

История Великорецкого крестного хода

Легенда гласит, что в 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от этой иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма – более достойного места для чудотворного образа.

В XIII-XIV веках русские люди только еще начали поселяться на вятской земле, заселенной, в основном, языческими племенами. Беспокойство за Святыню побудило вятичей в 1392 году перенести образ с берегов реки Великой в город Хлынов (в то время и до 1780 года центр Вятского края имел такое название). Хлыновцы дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли — Великорецкий крестный ход.

Cлава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая.

До 20-х годов XX века Образ Николая Великорецкого находился в Кафедральном соборе г. Вятки, отсюда же начинался крестный ход. После уничтожения собора икона исчезла. С 30-х по 90-е годы прошлого века Великорецкий крестный ход был запрещен, но верующие, несмотря на запрет, все годы шли к святому месту. В 1999 году многовековая традиция возродилась, а в 2000 году указом патриарха Алексия II Великорецкому крестному ходу присвоен статус Всероссийского.

Великорецкое и образ Николая Чудотворца

Великорецкая икона Николая Чудотворца

Великорецкая икона Николая Чудотворца — это образ, состоящий из средника с поясным изображением Святителя Николая и восьми живописных клейм с изображением чудес Святителя. К сожалению, оригинал Великорецкого образа был утрачен в годы гонений на Церковь. Ныне крестный ход совершается с его точным списком XVII века, который является также чудотворной и чтимой святыней Вятской епархии.

Старинное село Великорецкое находится в 80 км. от города Кирова. Каждый год 3 июня сюда отправляется крестный ход с образом Святителя Николая Чудотворца. Место обретения чудотворной иконы на берегу реки Великой отмечено часовней над святым источником.

В день Великорецких торжеств, когда образ доставляется в село, прямо на берегу совершается Божественная литургия. Верующие отмечают, что богослужение в этот день всегда проходит с большой торжественностью и величием. Особую праздничность событию придает пение церковного хора.

После службы под звон колоколов происходит освящение воды на источнике и на реке Великой. Многие паломники считают своим долгом окунуться в воде. Говорят, что такая вода целебная, а от усталости не остаётся и следа. По окончании торжественных богослужений в Великорецком, крестный ход не заканчивается. Паломников ожидает не менее трудный путь обратно.

с. Великорецкое, р. ВеликаяВеликорецкий образ Святителя НиколаяВеликорецкий крестный ходБожественная литургия на берегу
Паломники на берегу Освящение воды в реке Паломники и р. Великая с. Великорецкое

Чудесные исцеления от Великорецкого образа Святителя Николая

Множество свидетельств об исцелении людей от Великорецкого образа сохранилось в письменных источниках. В архивах можно отыскать описание чудес, которые были засвидетельствованы в Вятке с 1551 по 1647 годы. Это короткие рассказы о том, как много простых людей получали помощь в тяжелых болезнях после молитвы перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Например, два из них:

«10 января 1558 года прииде в соборную церковь жена некая Орлова города Некрасова Куклина, слепа тритцать недель, и постави свещу пред чюдотворный образ и молитвами святаго Николы прозре и бысть здрава».

Или в этом же году записано:

«9 мая жена именем Матрона Федорова приведена бысть пред чюдотворный образ святаго Николы. Ногами не владела год и приложиша ея к чюдотворному образу и, святой воды испив, исцеление получи».

Всего в архивных записях сохранилось более 200 чудес, совершенных по молитвам перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Их список пополняется и сегодня. С каждым Великорецким крестным ходом вера людей в святую помощь святителя Николая только крепнет.

Источник: «Повесть о явлении чудотворного образа Великорецкого Николы архиепископа Мирликийского» (№ 403, Маз. Рукопись 17 века. – РГАДА.)

Фотографии: вятская-епархия.рф

Великорецкая чудотворная икона святителя Николая

Великоре́цкий кре́стный ход — один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца ежегодно с 3 по 8 июня.

Маршрут: Киров — село Великорецкое, Юрьянский район Кировской области — Киров. Протяжённость — 150 км (90 км из города Кирова до села Великорецкого и 60 км обратно). Ночлеги — в полевых условиях. Ход собирает десятки тысяч паломников из России и Ближнего Зарубежья.

История крестного хода

Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Барград (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования — 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут — сухопутный, действующий и поныне.

В первые годы советской власти традиция крестного хода неуклонно сохранялась. В 1935 году, после сноса кафедрального собора в Вятке, где хранилась Великорецкая икона святителя Николая, крестные ходы прекратились в связи с утратой иконы. Но несмотря на неофициальный запрет проведения хода, он превратился в паломничество небольших групп верующих на берег реки Великой к месту обретения чудотворной иконы. В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества к реке Великой. Тем не менее, паломничество никогда не прерывалось.

Возрождение крестного хода началось в 1989 году, когда запрет на паломничество был отменён. С 1989 по 1993 год крестный ход разрешали совершать только от ближайшего села Чудинова (в 10 км). С 1993 года крестный ход стали совершать по историческому маршруту.

Крестный ход в XXI веке

В 2000 году к 600-летию (ежегодно в крестном ходе стало участвовать несколько тысяч человек из России и СНГ) решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Великорецкий крестный ход получил статус всероссийского. В 2008 году в нём участвовало около 30 тысяч богомольцев (что превысило дореволюционный максимум — 27 тысяч) и был утверждён Устав крестного хода. Согласно Уставу, современный Великорецкий крестный ход совершается в период с 3 июня (21 мая старого стиля) по 8 июня (26 мая старого стиля) таким образом, что главные мероприятия в селе Великорецком проходят 6 июня (24 мая старого стиля) в праздник Великорецкой иконы.

В 2010 году число паломников, участвовавших в Великорецком крестном ходе, превысило 25 тысяч человек, а в день праздника в Великорецком собралось около 60 тысяч богомольцев.

В 2012 году, по некоторым подсчётам, число паломников составило 32 000 человек (при населении Юрьянского района 21 000 человек). В 2014 году из Кирова в Великорецкое вышла колонна численностью 33 000 человек (в 2013 году было около 31 000 паломников), в торжествах на реке Великой приняли участие 67 000 человек, что на 8000 больше, чем в 2013 году.

Старообрядческий Великорецкий крестный ход

С 2002 года старообрядцы проводят крестный ход из Вятки на реку Великую. Он приурочен к празднику Рождества Николы чудотворца (29 июля/11 августа) и проходит ежегодно 9—13 августа. Маршруты движения Великорецкого крестного хода у паломников Русской православной старообрядческой церкви и Русской православной церкви различаются.

10 августа 2005 года во время старообрядческого Великорецкого крестного хода в результате сердечного приступа скоропостижно скончался предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан, по инициативе и при личном участии которого этот крестный ход был возрождён у старообрядцев.

Примечания

  1. Устав Великорецкого крестного хода. (недоступная ссылка). Дата обращения 12 июня 2012. Архивировано 31 января 2013 года.
  2. Длинная дорога к храму.
  3. Старообрядческий Великорецкий крестный ход.
  4. Практика проведения Крестных ходов в приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви.

ГлавнаяИстория крестного хода

История обретения Великорецкого образа
святителя Николая Чудотворца

Велико почитание святителя Николая в христианском мире. Почти семнадцать веков прошло после блаженной кончины Мирликийского чудотворца, но не ослабела народная любовь к нему, не померкла со временем его слава. Тысячи храмов посвящены святителю, написано множество икон с изображением святого, среди которых прославились чудотворные и особо чтимые образы. Как звезды сияют эти святыни на церковном небосклоне, указуя путь к спасению через бушующее море житейских страстей. Одной из ярчайших звезд этого великого сонма светит чудотворный Великорецкий образ святителя Николая. (Повесть о Великорецкой иконе Святителя Николая с описанием 201 чуда. )

Церковное предание бережно хранит память о явлении этого чудотворного образа. Начало древнейшей традиции крестного хода связано с обретением его на берегу реки Великой жителем деревни Крутицы Семеном Агалаковым. Однажды, как повествует сказание о явлении иконы, «некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».

Первое чудо от иконы произошло там же в деревне, когда приложившись к чудотворной иконе исцелился крестьянин, который не мог ходить. Люди местных деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. С этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы. На берегу реки Великой, вскоре построили деревянную часовню. Она стала местом паломничества. Из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Источник, появившийся у сосны, где явился чудотворный образ, стал источником исцеления страждущих и скорбящих, чающих утешения Божия. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова. Спустя некоторое время по соборному решению хлыновское духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ради ее безопасности и «многонародного собрания». Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход. Чудотворный образ был принесен в Хлынов и торжественно внесен в главный храм города во имя святого Прокопия Устюжского. Вскоре в честь святой иконы был сооружен деревянный Никольский собор, ставший на долгие годы главным городскими собором. Именно в этот храм со слезами и молитвой к святителю Николаю приходил великий подвижник, молитвенник и печальник земли Вятской преподобный Трифон Вятский – отец вятского монашества.

По приказу царя Ивана Грозного и благословению патриарха Макария, в 1555 году, Великорецкая икона совершила свое первое путешествие в Москву. Это событие действительно явилось славой имени святителя Николая на земле Российской. Проезжая по городам и селам от святой иконы исцелялись больные и творились многие чудеса. Летопись рассказывает: «и шел Николин образ Вяткою и Камою вниз, да Волгою вверх на Казань и на Свиязской город, и на Нижний Новгород Окою вверх до Коломны, а от Коломны Москвою рекою вверх». Это путешествие нашло отражение в знаменитом лицевом летописном своде, составленном в XVI столетии. Примечательно, то что в составители свода разделили рассказ о путешествии на две части, чтобы зримо отразить обширность пространств, освящаемых шествием чудотворного образа. Великорецкий чудотворный образ прибыл в первопрестольную столицу в праздник Петра и Павла. По принятому в то время обычаю, икону встречали в разных местах на подступах к городу именитые сановники, подчеркивая значимость происходящего. Судно с иконой плыло по Москве реке до Николо-Угрешского монастыря, где по повелению государя было встречено братом царя князем Юрием Васильевичем со свитою. У Симонова монастыря встречал сам государь всея Руси с боярами и именитыми людьми Московскими, как повествует летопись «с великою верою и многим желанием». У Яузкого моста икону встречали архиереи и собор духовенства. Встерча сопровождалась торжественным крестным ходом. Предстоятель русской церкви – митрополит Макарий встречал чудотворный образ у Флоровских ворот Кремля. Икону торжественно внесли в Успенский собор «и поставиша против митрополичьего места», где митрополит в присутствии царя и огромного стечения православного люда совершил молебствие. «И на следующий день, — говорится в летописи, — в церкви Пречистыя быша неоскудные чудеса от образа великого чудотворца Николы…».

В те годы на Красной площади развернулось грандиозное строительство выдающегося памятника Казанской победы – собора Покрова на Рву или храма Василия Блаженного. По указу царя один из приделов этого удивительного храма был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николая. Известно, что в ознаменование всех этих событий был установлен крестный ход из Успенского собора в придел «Николы Великорецкого на рву» и приурочен он был именно к 29 июля (11 августа н.с.) – празднику Рождества Николая Чудотворца. Установление в Москве празднования Рождества Николая Чудотворца, восходит к традиции существовавшей в Новгороде в XVI столетии и, очевидно, является инициативой митрополита Макария. Сам крестный ход и богослужения этого дня отображены на страницах лицевого летописного свода. Для нового храма и царских вкладов в российские обители, митрополитом Макарием были сделаны списки с чудотворного образа.

Как встреча великорецкой иконы, так и ее возвращение сопровождалось торжественным крестным ходом с участием царя и митрополита при огромном стечении народа. Маршрут возвращения иконы проходил через Вологду.

После взятия Казани татарское войско разбежалось и занималось разбоем по всей Руси. Чтобы сохранить чудотворный образ Николая Великорецкого государь приказал спрятать икону в Вологде. На набережной реки близ Ильинского монастыря, чудотворную икону закопали в известь. Образ находился там до тех пор, пока жители сражались за оборону города Вологды от нашествия татар. После победы, государю написали, что «татары под городом Вологдой разбиты живущими в нем и заступлением угодника и чудотворца Николая». Царь, узнав о случившемся, повелел написать список с иконы и оставить его в Вологде, а саму чудотворную Великорецкую икону отпустить на Вятку. Список был написан, а на том месте, где хранилась икона, был построен храм во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца, прозванная в народе «на извести». Ныне это Александро-Невская церковь в Вологде.

наверх

Почитание Великорецкого образа
святителя Николая Чудотворца на Руси.

В Хлынов Всероссийская святыня возвратилась в 1557 году, богато одаренная государем. По возвращении образ продолжал творить множество чудес в вятском соборе.

С этого времени на Руси распространяется почитание Великорецкого чудотворного образа. «От образа же наипаче чудотворения с верою просящим преизобилуют, и много образов с него пишущее мерою и подобием, и ото всех чудотворения быша многим верным».

Один из списков Великорецкой иконы принес в свой монастырь преподобный Корнилий Псково-печерский. По прошествии времени от иконы стали исцелятся насельники обители и богомольцы. Этот образ сохранился в монастыре по сей день, являясь великой святыней и называемый в обители «начальный», поскольку принесен был начальником монастыря преподобным Корнилием.

Другой почитаемый список Великорецкой иконы находится в Ипатиевском монастыре города Костромы. Еще в 1556 году прислал его сюда царь Иван Грозный в память о своем убиенном сыне Иване.

В честь Великорецкой иконы основывались на Руси монастыри. Одному вологодскому подвижнику преподобному Агапиту, ученику преподобного Лонгина Коряжемского в 1576 году случилось тяжело заболеть. В болезни явилась ему икона святого чудотворца Николая, прозванная Великорецкой с повелением, взяв список с этой иконы идти на реку Макрушу и там основать обитель. По этому откровению преподобный вскоре исцелился и пошел в назначенные пределы и основал там сперва часовню, а в 1578 году и два храма, первый в честь Великорецкой чудотворной иконы святителя Николая, вторую во имя святого блаженного Прокопия Устюжского. Так было положено основание Маркушевского Никольского монастыря.

Еще две обители, одна из них в Москве, известная под названием «Никола в Хлынове», а другая на крайнем севере близ Холмогор – Знаменитая Николаевская Моржегорская (моржевская) мужская пустынь. В начале XVI века список Великорецкой иконы был явлен в Костромских пределах на бабайках, веслах от плотов для сплава леса и названный поэтому «Бабаевским». В Костроме и окрестностях этот список Великорецкой иконы получил самое широкое почитание. Первоявленная икона была торжественно перенесена в Костромской кафедральный собор, где и хранилась до его разрушения. Ныне один из чтимых списков этой иконы находится в Костромском соборе Воскресения на Дебре.

Одновременно со строительством Великорецких монастырей стали появляться и приходские церкви. В начале XVII века Николо-Великорецкая деревянная церковь была построена в городе Путивле Сумской области (ныне Украина). Сейчас это Никольский казацкий собор. Другой храм был в Тотьме. Известно, что он был разрушен литовцами при захвате Тотьмы в 1613 году.

В российскую столицу Великорецкая икона снова вернулась в 1614 году, когда Русь еще переживала последствия Великой Смуты. Только что избранный молодой государь Михаил Федорович призвал вятскую святыню в Москву, дабы утешить православных горожан в их горе. Продолжавшаяся Смута, вести о сожжении Москвы поляками, держание ими в своих руках Кремля и заключенного в нем Патриарха, сильно волновали русский народ.

наверх

Традиции Великорецкого крестного хода.

В 1668 году указом преосвященного Александра архиепископа Вятского и Великопермского, днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня). На этот день составлена специальная церковная служба. Она просуществовала только до начала XVIII столетия, потом ее незаслуженно забыли и только в год 600-летнего юбилея крестного хода в 2000 году песнопения этой службы зазвучали вновь.

Длительные пешеходные переходы в древности, особенно в Вятском крае, населенном языческими племенами, были не безопасны. Следует вспомнить, что Великорецкую икону перенесли в Хлынов собственно из-за частых набегов таких племен. На большое расстояние люди преимущественно передвигались по рекам. Изначально и Великорецкий крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой. Это обстоятельство в 1778 году побудило Вятского епископа Лаврентия (Барановича) к изданию указа об учреждении сухопутного пути крестного хода. С этого времени маршрут больше не менялся. И сейчас паломники направляются к месту явления чудотворного образа этим путем. Из Вятки паломники шли пешком, заходя по пути в села и деревни, и в них совершая молебны. На пути крестного хода встали древние вятские села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское. Прохождение крестного хода через то или иное село было целым событием в жизни жителей села и окрестных деревень. Паломников встречали как трудников, несущих на себе подвиг молитвенного делания. Такое настроение создавало особую благоговейность перед участниками крестного хода.

В XIX веке свои впечатления о крестном ходе, будучи в Вятке, описал писатель М.Е. Салтыков-Щедрин. В рассказе «Общая картина» он пишет: «Соборная площадь кипит народом…, но вот раздался благовест соборного колокола; толпа вокруг заколыхалась и вся как один человек, встала….Духовная процессия с крестами и хоругвями медленно спускается с горы к реке; народ благоговейно снимает шапки и творит молитву….Через полчаса берег делается по-прежнему пустынным, и только зоркий глаз может различить вдали флотилию, уносящую пеструю толпу богомольцев».

В начале ХХ века в проводах иконы стал принимать участие военный оркестр: «после литургии, накопившаяся многотысячная масса богомольцев-пришельцев с горожанами, с преосвященным, градским клиром и образами всех церквей, с церковным пением и звуками военной музыки «Коль славен наш Господь» направляется к набережной реки», — рассказывает А. Вознесенский. Как видим, крестный ход никого не оставил безучастным, здесь и духовенство, и чиновники, и военные, гимназисты и крестьяне.

Проводы Великорецкого образа на реку Великую 1911 год

наверх

Крестный ход в советский период.

Особой эпохой в истории Великорецкого крестного хода стал советский период. 23 января 1918 года Советским правительством был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В специальной инструкции к этому декрету говорилось: «Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной Советской власти». В первые годы советская власть воздерживалась от решительных действий. 3 июня по-прежнему на соборной площади собирались тысячи богомольцев и запретить это не было никакой возможности. В 20-е годы кафедральный собор, а вместе с ним и чудотворная Великорецкая икона оказались в руках обновленцев. Но с 30-х годов след величайшей святыни земли Российской теряется. Неизвестно куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла, но русский народ надеется на ее таинственное возвращение. Исчезновение иконы естественно послужило поводом к прекращению крестного хода. Нечего стало возвращать на берега реки Великой, но одновременно с этим открылась другая форма почитания православных святынь – паломничество. Официально крестный ход не был запрещен и поэтому паломники, следуя древней традиции, шли к месту явления чудотворного образа и несли с собой иконки святителя Николая. Советская власть, тем временем, разворачивала свою машину атеистической пропаганды. Это было началом жестоких гонений на Церковь. Многие благочестивые люди, совершавшие паломничество на реку Великую претерпели в это время аресты, разные притеснения и даже мученическую смерть.

Начало Великой Отечественной войны в 1941 году остановило машину массовых репрессий, но не остановило паломничество к месту явления иконы. Новая волна «хрущевского» атеистического погрома накатилась на страну. Снова стали закрывать храмы, снова начались преследования верующих. В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую. Для «борьбы» с паломниками установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило находить паломников, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы и вывозить как можно дальше от святого места. «В 1962 году, — говорит писатель Владимир Крупин, — шло всего тридцать человек». Остальные паломники в разное время пробирались по два – три человека лесными тропами, чтобы их не заметили. Считать число богомольцев приходивших к месту явления иконы в то время ни кому не приходило в голову.

наверх

Современная история возрождения Крестного хода

В апреле 1978 года на Кировскую кафедру был назначен епископ Хрисанф (Чепиль) (ныне покойный митрополит Вятский и Слободской).

Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф

После наступивших изменений в отношениях государства и церкви в 1989 году. архиепископ Хрисанф обратился с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой. И власть пошла на уступки. Богослужение на берегу Великой разрешили, но крестный ход – нет. Было предложено совершить крестный ход от ближайшего села Чудиново, расположенного в семи километрах от Великорецкого. Активным помощником владыки в деле восстановления древней русской традиции стал секретарь епархии протоиерей Александр Могилев (ныне Митрополит Астанайский и Казахстанский).

Митрополит Астанайский и Казахстанский

В непростых условиях отец Александр организовал и провел первый после возрождения крестный ход, который надолго запомнился уже многочисленным паломникам. Величественный храмовый комплекс XVIII-XIX веков, сложившийся в с. Великорецком, был недоступен для богомольцев. Часть построек были полуразрушены, а храмы закрыты.

Один из храмов Великорецкого 1989 год.

Оценив ситуацию, отец Александр предложил владыке совершить литургию 6 июня прямо на берегу реки в походной церкви. Этот обычай вошел в практику и совершается и поныне. В тот день службу совершал архиепископ Хрисанф с собором Вятского духовенства, при огромном стечении богомольцев из разных мест нашего Отечества.

Важным событием явился крестный ход и для жителей областного центра. Впервые, после десятилетий духовного опустошения люди окунулись в атмосферу подлинно духовного праздника. Ежегодно тысячи горожан выходят на улицы города, чтобы проводить Великорецкую икону в крестный ход. Многие приводят детей. Трогательно, когда родители поднимают детей на руках над огромной массой народа, чтобы они хотя бы взглянули на Великорецкий образ.

Крестный ход с иконой проходит по улицам города от Успенского Трифонова монастыря, где ныне хранится, приходит в с. Макарье (ныне в черте города). Здесь жители города прощаются со своей святыней, отпуская ее в далекое путешествие.

Уже в 1992 году крестный ход стал совершаться своим историческим путем. С каждым годом Великорецкий крестный ход становился многолюдней. «Крестный ход растет численно, — рассказывает Крупин, — старухи-трудники боялись, и справедливо, что приход молодежи ослабит его молитвенность, строгость, аскетичность. Конечно, деточки на привалах затевают игры, конечно, и молодежи хочется иногда не молитвы, а шутки. Это естественно. Но крестный ход сам по себе подчиняет людей общей мысли, общему устремлению, общей цели». Распорядок крестного хода очень трудный: три дня паломники идут к месту явления чудотворного образа и два дня обратно, ежедневно преодолевая более 30 километров пути. Дорога всегда разная: то полем, то лесом, то асфальтная трасса. «Верующий же человек понимает, на что решается: почти полную неделю надо идти часов по шестнадцать-восемьнадцать, ложиться в десять-одинадцать, в два ночи вставать, в три выходить. А жара, а дожди, а мороз, а гнус!». Но идут люди, идут и кто побывал на Великой реке в дни празднования явления чудотворного образа у того навсегда останется в памяти этот яркий и одновременно тихий, смиренный, духовный праздник.

наверх

Великорецкий ход в XXI веке

В 2005 году Определением Священного Синода Русской Православной Церкви в селе Великорецком открыт Николо-Великорецкий мужской монастырь. (Ныне преобразован в Великорецкое подворье Свято Трифонова монастыря г.Киров) Наместником монастыря был назначен игумен Тихон (Меркушев), который около десяти лет, по благословению владыки, возглавлял Великорецкий крестный ход.

Игумен Тихон с владыкой Хрисанфом в Великорецком

С открытием монастыря село преобразилось. Восстанавливаются древние храмы, налаживается быт обители. Особое значение возрождению великой русской святыни придавал митрополит Хрисанф. Владыка часто посещал монастырь, лично участвует в рассмотрении проектов и эскизов восстановления поруганных святынь. За годы лихолетий комплекс сильно пострадал и теперь требуется немало сил по его воссозданию общими усилиями.

Храмовый комплекс Николо-Великорецкого мужского монастыря.
Современный вид.

Так выглядела часовня на берегу реки Великой,
до момента ее разрушения в советские времена. Фотография 1910 г.

Так купель (слева) и надкладезная часовня (справа) выглядят сейчас

Храм под открытым небом на берегу реки Великой,
где совершаются праздничные службы 6 июня

Комплекс сооружений на берегу реки Великой. Вид с высоты птичьего полета.

В 2007 году впервые после закрытия храма в Великорецком в 1959 году, в Никольском приделе Преображенской церкви в день праздника была совершена Божественная литургия. В подготовке проведения праздника принимают участие как духовные, так и светские власти. Ежегодно под председательством заместителя губернатора области создается оргкомитет, на котором решаются насущные вопросы содействия областных, городских и районных властей проведению крестного хода.

Сегодня Праздник в Великорецком является одним из центров духовной жизни русской земли. Каждый год, 6 июня здесь собирается более пятнадцати тысяч паломников. По сложившейся уже традиции, литургию на берегу реки Великой совершает Митрополит Вятский и Слободской. Многие из богомольцев отмечают, что богослужение в этот день проходит всегда с большой торжественностью и величием. Особую праздничность богослужению придает пение архиерейского хора. После службы под звон колоколов, крестный ход идет на источник, совершается водосвятие и крещение желающих. Многие паломники считают своим долгом окунуться в водах святого источника. Для них возле надкладезной часовни устроена удобная деревянная купальня. Этот новый обычай прочно вошел в традицию Великорецкого крестного хода.

Нередко разделить радость праздника в епархию приезжают высокие гости: иерархи русской церкви, губернатор, Полномочный Представитель Президента в Приволжском федеральном окуге и министры Правительства России, иностранные гости.

Все это говорит о растущем статусе праздника. Неслучайно, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в своем послании по случаю 600-летия крестного хода, объявил о всероссийском статусе праздника явления Великорецкой иконы святителя Николая.

По окончании торжественных богослужений в Великорецком, крестный ход не заканчивается. Паломников ожидает не менее трудный путь возвращения в Вятку. Особенно трогательно и искренне встречают крестный ход в селах Медяны и Мурыгино. Кажется, все население этих поселков выходит на встречу крестного хода. Старики встают на колени и крестясь, провожают взглядом проходящий мимо них образ Чудотворца Николы. Молодёжь выстраиваясь в узкую длинную цепочку, в народе ее называют «ручеёк», проходит под иконой.

8 июня икону торжественно встречают в Вятке. Городское духовенство с прибывшими паломниками и горожанами выходит с крестным же ходом навстречу. По сложившейся традиции встреча двух крестных ходов и их слияние происходит на мосту над рекой Вяткой. После молебна в храме Новомучеников и Исповедников Российских крестный ход по улицам современного города отправляется в Трифонов монастырь, посещая по пути новопостроенный храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В течение всего года Великорецкий образ остается центром благоговейного почитания. В Трифонов монастырь прибывают паломники из разных мест. Духовенство служит молебны и акафисты.

В марте 2007 года по приглашению Костромского архипастыря Архиепископа Александра, Великорецкий образ совершил путешествие в Кострому для поклонения верующих Костромской земли. При встрече иконы в Богоявленском кафедральном соборе Костромы архиепископ Александр сказал: «пусть как можно больше костромичей придет под своды нашего собора и сможет совершить молитву у этого цельбоносного и почитаемого образа, чтобы через молитву получить благодать, поддержку и утешение на жизненном пути». В течение недели, пока образ пребывал в Богоявленском соборе, сотни костромичей пришли помолиться у всероссийской святыни. Духовенство всех городских церквей поочередно совершало молебны перед чтимой иконой.

В день города Вятки — 12 июня 2007 г. в Свято-Серафимовском соборе г. Вятки митрополит Вятский и Слободской Хрисанф совершил молебен о благоденствии города и его жителей и благословил новое путешествие Великорецкой иконы Святителя Николая по приходам Вятской епархии. За 15 дней Великорецкая икона посетила 40 приходов и монастырей Вятской епархии. Причем первую часть пути – 600 км до г. Вятские Поляны – совершила по реке Вятке на корабле «Святитель Николай», а вторую часть пути – на автобусе по Казанскому тракту. По благословению митрополита путешествие возглавил наместник Свято-Успенского Трифонова монастыря игумен Иов (Муравьев). Повсеместно чудотворную икону встречали духовенство, прихожане, местные власти и многочисленные паломники. В районных центрах состоялись встречи с молодежью, были показаны видеофильмы об истории святых и святынях Вятской земли. В городе Советске Великорецкий образ встречал митрополит Вятский и Слободской Хрисанф, а вечером 29 июня икона вернулась в г. Вятку.

Важно отметить, что это путешествие является продолжением древней традиции совершения «Низового» Крестного хода с Великорецкой иконой, который в XVIII-XIX веках каждое лето совершался по уездам Вятской губернии «вниз» по реке Вятки и ее притокам.

наверх

Священник Андрей Дудин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *