Великая суббота 2018

Католицизм

Согласно концепции Католической церкви, воскресенье в христианской Церкви полностью заменило субботу в качестве «Дня Господнего»:

Будучи «первым днём недели» (Мк. 16,2) воскресенье напоминает о первом творении; как восьмой день, следующий за субботой, оно означает новое творение, начатое Воскресением Христа. Поэтому для христиан оно стало первым из всех дней, первым из праздников: днём Господним, в который Он своей Пасхой исполняет духовную истину иудейской субботы и возвещает вечный покой человека в Боге

В полном Катехизисе об этом сказано ещё определённее:

Воскресенье отчетливо отличается от субботы, за которой оно хронологически следует каждую неделю и которую оно заменяет для христиан с точки зрения обрядового предписания. Через Пасху Христову воскресенье исполняет духовную истину иудейской субботы и возвещает вечный покой человека в Боге. Ибо культ Закона подготавливал тайну Христа, и то, что совершалось в нем, было в определённом смысле прообразом, относящимся ко Христу: те, кто жил по старому порядку вещей, обрели новое упование, не соблюдая более субботы, но празднуя День Господа, в который наша жизнь получила благословение от Него и от Его смерти.

Кардинал Джеймс Гиббонс, архиепископ Балтиморский (США), в книге «Вера наших отцов» (1876) на примере замены субботы воскресеньем обосновывал право Католической церкви быть единственным помазанным Богом наставником в вопросах веры:

В настоящее время само по себе Священное Писание не содержит всех истин, в которые христианин должен верить, и оно явно не предписывает все обязанности, которые он должен исполнять. Не говоря уже о других примерах, разве каждый христианин не обязан святить воскресенье и воздерживаться в этот день от ненужной рабской работы? Разве соблюдение этого закона не является одной из наших самых известных священных обязанностей? Но вы можете прочитать Библию от Бытия до Откровения, и вы не найдете ни единой строчки, подтверждающей святость воскресенья. Писание настаивает на религиозном соблюдении субботы, дня, который мы никогда не святим. Оригинальный текст (англ.) Now the Scriptures alone do not contain all the truths which a Christian is bound to believe, nor do they explicitly enjoin all the duties which he is obliged to practice. Not to mention other examples, is not every Christian obliged to sanctify Sunday and to abstain on that day from unnecessary servile work? Is not the observance of this law among the most prominent of our sacred duties? But you may read the Bible from Genesis to Revelation, and you will not find a single line authorizing the sanctification of Sunday. The Scriptures enforce the religious observance of Saturday, a day which we never sanctify.

Православие

Православная церковь проводит различие между Шаббатом (субботой) и днём Господним (воскресеньем). В православии суббота посвящена всем святым, а также в субботу поминаются все усопшие.

Протодиакон РПЦ, профессор Московской духовной академии А. В. Кураев пишет;

Суббота равночестна с воскресеньем («Днем Господним»), и пост в субботу означает умаление радости праздника, приравнивание праздничного дня к будничным. Как явствует из канонического православного права, празднование воскресенья — это не перенос субботнего праздника, но самостоятельный праздник, не отменяющий собою чествование субботы… Суббота в православной памяти, в православном Богослужении и богословии до сих пор праздничный день. Субботы, как и воскресные дни, празднично выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое Богослужение. Служится полная Литургия, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не делаются земные поклоны.
  • Родительские субботы в православии — дни, в которые по установлению церкви совершается поминовение умерших.
  • Великая суббота в православии — суббота страстной недели: воспоминание погребения тела Иисуса Христа, читаются псалмы и совершается крестный ход с плащаницей.

Протестантизм

В протестантизме времен Реформации практиковалось празднование воскресенья как христианской субботы.

Подобное понимание характерно и в настоящее время для некоторых протестантских конфессий.

Так, генеральный секретарь ВСЕХБ А. В. Карев (сер. XX в.) писал:

По примеру апостольских церквей и мы чтим и святим первый день недели, то есть воскресный день — в память воскресения Иисуса Христа, которое дало нам оправдание и освобождение от греховного рабства. Но если бы в какой-либо стране был установлен другой день, освобождающий тружеников от работы, то христианство превратило бы этот другой день покоя в «день Господень» и посвятило бы его Господу так же, как израильский народ посвятил субботу Господу и как посвящает сегодня Церковь Христа воскресный день Господу. Ведь заповедь Божия гласит: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему». Важно, чтобы один день в неделю был у нас отданным Господу на служение.

Некоторые евангельские христиане считают, что суббота — это ветхозаветное установление, необязательное для христиан. По словам пастора и миссионера Дэна Корнера (США),

все Десять Заповедей были переутверждены в Новом Завете, за исключением только одной, а именно, имеющей отношение к соблюдению субботнего дня. Оригинальный текст (англ.) All of the Ten Commandments were reinstated in the New Testament with only one exception, the one dealing with the Sabbath Day being kept holy.

При этом большинство современных протестантов полагает, что библейская заповедь о субботе была не отменена, а «исполнена», то есть дополнена и расширена в Новом Завете, и сегодня относится не к одному, но ко всем дням недели, которые верующий святит (отделяет) для Господа.

Пастор реставрационистской Церкви Бога (англ.)русск. Г. М. Риггл (H. M. Riggle) писал в 1899 году:

Сладкая суббота Евангелия — не только покой для тела, один день из семи, но покой для души во все дни — покой, дарующий навечно спокойствие и безопасность. Первый нужно было соблюдать каждый седьмой день. Другой не нужно соблюдать в качестве определённого дня… Первый был днём покоя для тела. Другой является покоем для души… В первом завете только один из семи дней был святым. В последнем у нас все дни святы…

Сергей Ястржембский (Новикевич), пастор церкви РЦ ХВЕ «Спасение в Иисусе» (Чита), магистр богословия:

Христиане сегодня не празднуют воскресенье вместо субботы (они не «переносили священство субботы на воскресенье»), так как суббота есть вхождение в вечный покой через веру во Христа, а воскресенье – это празднование победы нашего Господа над смертью!.. Христос не передвигал субботу на воскресенье, а вывел нас из поля действия соблюдения субботы как отделенного дня. Христиане не празднуют воскресенье так, как иудеи празднуют субботу, ибо библейская заповедь о дне покоя относится только к субботе, и ни в коем случае к какому-либо другому дню.

Василе Филат, пастор церкви ЕХБ «Bunăvestirea» в Кишиневе:

Господь Иисус не изменил, но исполнил эту заповедь. Писание говорит, что суббота, будучи днем покоя, была прообразом истинного покоя, который мы можем найти только в Иисусе Христе. Господь Иисус исполнил IV заповедь, дав покой душе любого, ищущего истинный покой. Если вы еще не вошли в Новый Завет с Господом Иисусом, у вас еще нет истинного покоя, независимо от того, соблюдаете ли вы субботу или воскресенье, или любой другой день недели.

Субботствующие протестанты

История почитания субботы связана с историей раннего протестантизма, провозгласившего возвращение к Священному Писанию. Первые протестанты, соблюдающие субботу как седьмой день, по традиционному библейскому исчислению дней недели, появились в среде анабаптистов. Английские пуритане, сохранив воскресенье в качестве дня поклонения, называли его «Субботой» (Sabbath). Таким образом они стремились приблизить своё поклонение к требованиям Закона. Веря в то, что воскресенье является Шаббатом в ветхозаветном смысле, некоторые из английских пуритан стали призывать святить её от захода до захода солнца. В своих поучениях они наставляли, как использовать этот день для духовного роста, доказывали, что Шаббат — это вечное «знамение завета», который Бог заключил со Своим народом, чтобы освятить его. Так некоторые английские пуритане начали отстаивать и проповедовать «святость воскресной субботы».

В XVII веке в Англии возникли и первые общины баптистов седьмого дня, которые признавали святость буквальной субботы. Позже они появились и на Американском континенте.

В настоящее время крупнейшая протестантская конфессия, практикующая празднование субботы — адвентисты седьмого дня. Позиция АСД по вопросу соблюдения субботы:

Милосердный Творец после шести дней творения мира покоился в седьмой день и установил субботний покой для всех людей как памятник творения. Четвертая заповедь неизменного Закона Божьего требует соблюдения седьмого дня, субботы, как дня покоя, дня особого поклонения и служения в соответствии с учением и примером Иисуса Христа — Господина субботы. Суббота — это день радостного общения с Богом и друг с другом. Это символ нашего искупления во Христе, знак нашего освящения, нашей верности и предвкушения нашей вечной будущей жизни в Царстве Божьем. Суббота — это постоянное Божье знамение вечного завета между Ним и Его народом. Радостное проведение этого святого времени с вечера до вечера, от захода до захода солнца есть торжественное воспоминание совершенного Богом творения и искупления (Быт. 2:1-3; Исх. 20:8–11; Лк. 4:16; Ис. 56:5, 6; Ис. 58:13, 14; Мф. 12:1–12; Исх. 31:13–17; Иез. 20:12, 20; Втор. 5:12–15; Евр. 4:1–11; Лев. 23:32; Мк. 1:32).

Практика субботнего поклонения стала играть важную роль в адвентистском движении сразу же после «Великого разочарования». Пальму первенства в этом отношении чаще всего отдают Джозефу Бейтсу, написавшему в 1846 году 48-страничный трактат в защиту почитания субботы. Однако ещё до Бейтса некоторые нью-гэмпширские адвентисты, попавшие под влияние Рэйчел Оукс Престон (англ.)русск.), которая принадлежала к баптистам седьмого дня, начали поклоняться в субботу, и это, наряду с трактатом Бейтса, подготовило почву для широкого признания такой практики

Существуют также группы соблюдающих субботу среди пятидесятников (субботствующие пятидесятники), а также Истинная церковь Иисуса (пятидесятнического происхождения).

Примечания

  1. Катехизис Католической Церкви: Компендиум. М.: Духовная библиотека, 2007. § 452
  2. Катехизис Католической Церкви. Изд. 4-е. М.: Культурный центр Духовная библиотека, 2001. п. 2175.
  3. 1 2 James Gibbons. The Faith of Our Fathers Архивировано 29 августа 2006 года.
  4. ОБ ОСОБЫХ ПОСВЯЩЕНИЯХ СЕМИ ДНЕЙ НЕДЕЛИ: КОГДА И КОМУ НУЖНО МОЛИТЬСЯ
  5. 11. Обращение к адвентистам // Кураев А. В.. Протестантам о Православии
  6. «Братский вестник».
  7. Дэн Корнер. Шесть фактов для размышления субботников.
  8. Dan Corner. Six Facts For Saturday Sabbatarians To Ponder
  9. Г. М. Риггл Суббота
  10. Служители «Спасение в Иисусе» (Чита)
  11. С. Ястржембский (Новикевич). Суббота или воскресенье?
  12. В. Филат. Изменил ли Спаситель IV заповедь?
  13. Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia Online (GAMEO)
  14. William Bradford’s Of Plymouth Plantation: 1620—1647
  15. Mourt’s Relation: A Journal of the Pilgrims at Plymouth, 1622
  16. Григоренко А. Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки. — СПб.: Европейский Дом, 2004.
  17. «В начале было слово», 2002, гл. 19.
  18. Бюллетень Центра апологетических исследований С-004. С. 4.; Hoekema, Anthony A. Seventh-Day Adventism. Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1990 (reprint), pp. 13—14 ISBN 978-0-802-81490-6

> См. также

  • Суббота
  • Субботники (в религии)

> Ссылки

  • М. С. Красовицкая. Суббота в Богослужебном Круге

>Великая Суббота: последний день перед Пасхой

Великая Суббота

Песнопения Великой Субботы

Великая Суббота – это последний день перед Пасхой. Для верующих Великая Суббота – и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой Субботы Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

В день Великой Субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.

Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.

Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу в Великую Субботу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница.

Песнопения утреннего канона Великой Субботы славят Христа, Своею смертью победившего смерть.

После малого повечерия Великой Субботы с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота – самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.

Великая Суббота – это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход с Евангелием, Великий вход – совершается в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

По окончании Литургии Великой Субботы поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Литургия Великой Субботы. Митрополит Антоний Сурожский:

Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые.

А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное – то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..

Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает…

И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…

Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, «Христос воскресе», мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!

Слава Богу за Крест; слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Его; слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение… Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом! Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается нам только принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь.

Вы прочитали материал Великая Суббота. Последний день перед Пасхой.

Читать также о Великой Субботе:

  • Великая Суббота. Колыбель для Бога
  • Великая Суббота. Пропитанная тихой радостью
  • Великая Суббота – обновление обетов крещения

Великая суббота в православии — период тишины и ожидания. Позади семинедельный Великий Пост и Страстная неделя. В течение этого времени православные в молитве, и говенье усмиряли свой дух, душу и тело, наполняясь познанием природы Бога и величия жертвы Иисуса Христа за дар вечной жизни.

В день Святой субботы замирают сердца христиан всего мира в ожидании Схождения Благодатного огня — обетования того, что конец света еще не наступит в течение следующего года, хотя времени второго прихода Мессии не знает никто, только Всевышний Бог Отец.

Как это было 2000 лет назад

Великая суббота возвращает верующих к размышлениям о событиях того дня около 2000 лет тому назад. Церковь в этот день акцентирует внимание христиан на погребении Спасителя и Его пребывание в аду.

В физическом мире все было тихо и размеренно. Субботний шаббат — покой, по законам Торы евреи в этот день не делают никаких дел и поныне. По просьбе члена синедриона Иосифа Пилат дал разрешение похоронить Иисуса, хотя по законам того времени тело распятых людей становилось добычею животных и хищных птиц.

Земное тело Иисуса лежит в гробнице, приваленное огромным камнем. Ученики в растерянности, Учитель говорил о Своем воскрешении, но когда и как это будет, не знал никто. Ни одно Евангелие не описывает событий субботу, подчеркивая важность соблюдения шаббата.

Гробница Иисуса Христа в Иерусалиме

Можно только догадаться, как ученики делились воспоминаниями о пророческих словах Учителя и терялись в догадках, как это произойдет. Возможно, кто-то пал духом и не верил в воскресение, но они были вместе в молитве и воззваниях к Богу Отцу.

Фарисеи также помнят слова Иисуса о воскрешении, они требуют у прокуратора усилить стражу около гроба, который предварительно опечатывают. Несчастные лицемеры, сами того не подозревая, они дали миру неоспоримые доказательства воскрешения Христа, ведь очень скоро опечатанный камень будет отвален Ангелами, и живой Иисус явлен ученикам.

О других днях Страстной седмицы:

  • Великий Понедельник
  • Великий Вторник
  • Великая Среда

Если в физическом мире царил покой, то в аду шла война. Не все христиане знают, что после физической смерти на кресте Бог Сын, забравший все грехи, болезни, сошел в ад и бросил все прегрешения сатане под ноги, проповедовал там Царство Божье и забрал ключи Вечной Жизни. (1 Пет. 3:19)

Об этом события Библия говорит очень мало, буквально несколько ссылок.

Евангелист Матфей (Мат.12:40) сравнивает Иисуса с Ионой, который провел трое суток в чреве кита, так и Христос опустился в сердце земли, чтобы забрать оттуда праведников с собой на Небо. Возникает множество вопросов.

Почему Бог спустился в ад?

Ответ прост. Ничто нечистое не может находиться в присутствии Всевышнего, Иисус безгрешный надел на Себя одежды грешников, которые потом Он оставил в аду, очистился и был воскрешен, вернулся в Свой Дом на Небесах, воссел одесную Бога Отца.

Святая Троица

Страшно представить, что было бы с нами, если бы Бог не послал Сына Своего на землю и не дал нам, грешным, такой привилегии спасения через веру во Христа.

Учитель Сам заявил ученикам, что Он — Единственный Путь к спасению. (Иоан. 14:6).

Если Бог вынужден был побывать в аду, то ждет каждого нераскаянного грешника и того, кто не отдал свою жизнь Спасителю. Благодать Божья открывает возможность обрести вечный покой каждому грешнику, нужно спешить, пока не закрылись двери Великой милости.

До смерти Христа в аду были все прежде умершие, на небе находились только взявшие туда живыми Енох и Илия, а также разбойник, сораспятый с Иисусом. Неканоническое «Евангелие от Никодима» более полно, чем Библия описывает схождение Богосына в ад и Его битву с дьяволом.

Спаситель забрал с Собой в Небеса Адама, Еву и всех святых.

Почему ключи жизни оказались у сатаны?

Ответ находим в книге Старого Завета «Бытие». Бог, сотворив мир прекрасным, отдал всю власть святым и безгрешным людям. Ключи — это власть управлять жизнью, но дьявол в виде змея искусил Еву и Адама на грех, забрал ключи от рая и уполз, а первые жители землю были изгнаны из Эдема, они вернутся к Богу Отцу с Христом после Его сошествия в ад и битвы с дьяволом.

Грех разъединяет человека с Творцом, вернуться в небесный Эдем можно только преобразуясь в образ Иисуса, исполняя Божьи заповеди, наполняясь Святым духом. Святая православная Церковь призвана помочь христианам достойно пройти земной путь, чтобы в конце его Святой Петр открыл ключами двери рая.

Святой Пётр

Богословие великой Субботы

Начало субботних служений приходится на вечер пятницы, когда после выноса Святая Плащаница помещена в середину храма. Утренний канон наполнен песнопениями восхваления Иисуса Христа, который победил смерть, забрав у нее ключи от ада. Утреннюю Литургию св. Великого Василия можно отнести в самой красивой службе года, начиная от входа с Евангелиями и Великого хода.

Во всех храмах ожидают весточки о Схождении Благодатного Огня в Иерусалимском Храме Господнем. Священники читают Ветхий Завет, акцентируя внимания на пророчествах о Воскресении Господнем.

Заканчивает Великую субботу Страстной недели тропарь.

Тропарь

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Кондак

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Священники начинают освящение пасхальных корзин.

О полночи, после Великосубботнего канона, происходит перенос Плащаницы на Престол, где она пребудет сорок дней, пока мир не отпразднует Воскресение Господне.

Богослужение в храме. Канон Великой Субботы

Трепетное ожидание наполняет Вселенную, Ангелы поют на Небесах, провозглашая торжество победы Жизни над смертью.

Важно! Каждый православный верующий имеет огромный подарок от Бога — жизнь вечную, этот подарок — Иисус. Следуя под Его руководством по жизни, соблюдая заповеди в послушании, пребывая в молитвах и постах, христиане могут войти в Царство Небесное.

Слава Богу, что каждый усопший, достойно прошедший свой земной путь, имеет надежду проснуться в царстве Христа.

Что можно делать в этот день

Великая Суббота Страстной недели припадает на 27 апреля. Хозяйкам следует позаботиться о выпечке и приготовлении мясных блюд в четверг, пятницу, чтобы свести до минимума домашние дела.

Читайте о подготовке к Пасхе:

  • Традиционные блюда пасхального стола
  • Рецепты пасок и куличей
  • Зачем на Пасху красить яйца

В субботний вечер хозяйки собирают пасхальную корзину, в которую кладут куличи, крашеные яйца и пасхи.

Пасхальная корзина Важно! Запрещено приносить в храм для освящения алкоголь, в том числе красное вино, и мясные продукты.

Мясо на Пасху в любом виде в храме является осквернением праздника, ибо Богу не нужны больше жертвоприношения в виде заклания животных, Иисус стал последней жертвой, освятив нас Своей Святой Кровью.

Освятить пищу, в том числе мясную, можно благодарственной молитвой перед принятием пищи.

Страстная суббота перед Пасхой завершает Великий пост. В 2019 году она наступает 27 апреля. Верующие знают, что это время особенное, у него есть традиции и даже некоторые запреты, что нельзя делать в этот день. Христиане вспоминают страдания Иисуса, чтят память, а в церквях проходят службы с самого утра и до Пасхальной заутрени. Еще одно название – «красильная» суббота, поскольку хозяйки в эту пору раскрашивают яйца к Светлому Воскресению.

Традиции в Страстную субботу

Главные события 27 апреля будут происходить в церквях и храмах. В центре святыни ставят икону Христа, где он лежит в гробе. Ее всячески украшают живыми цветами, растениями. Священнослужители поют каноны, где славят Иисуса, победившего страдания и гибель. Служба длится целый день, а в вечернее время, примерно с 10 вечера, начинается Пасхальный обряд, где обносят вокруг церкви плащаницу.

В Иерусалиме в храме Гроба господня совершается схождение Благодатного огня. Это событие – настоящее чудо и по сей день. В начале, когда людей в святыне еще немного, пламя едва горит, но как только все больше и больше верующих оказывается внутри, огонь разгорается, а христиане зажигают от него принесенные из дома свечки и лампады.

Интересно!Лампаду, зажженную от благодатного огня, привозят в Россию, а затем отправляют по всем русским церквям.

В Великую субботу хозяйки готовят для освещения корзинки, чтобы священник благословил пищу. Список продукт, которые нужно положить, представлен ниже:

  • испеченный кулич;
  • творожная пасха;
  • раскрашенные яйца;
  • кусок запеченного мяса;
  • кусочек сливочного масла;
  • горстка соли.

Пасха из творога, куличи и яйца – символы наступающего Светлого воскресения, без них не обходится ни один православный стол. А вот свинина выступает знамением плодородия, кусок масла – достатка в доме, соль означает жизненную энергию. Когда продукты будут освещены, их ставят в центр стола, после чего все домочадцы должны съесть по кусочку от каждого.

В Великую субботу православные продолжают соблюдать пост. Придерживаться ограничений в еде уже становится тяжело, но вскоре запреты будут сняты. Священники говорят, что на шестой день в питании допускаются некоторые послабления: разрешена горячая пища, значит можно сварить кашу на воде, но только без масла. Из постоянных продуктов, разрешенных к употреблению, остаются овощи с фруктами, черный хлеб и питьевая вода.

Приметы и заговоры на Страстную субботу

На Руси издавна существовало несколько примет, по которым оценивали погоду на предстоящее время:

  • если шестой день Страстной недели выдался ясным, то лето будет сухим и солнечным;
  • непогода, снег или дождь – признаки холодного лета.

Старожилы утверждают, что если занять денег или даже соль в этот день, то вместе с ними из дома уходят благополучие, достаток и самое главное – здоровье. Нельзя ничего отдавать из дома на Страстную субботу, лучше дождаться наступления Пасхи, когда кончится Великий пост. Еще говорят, что те, кто не слушается традиций и веселится, на следующий день будет страдать, плакать.

Великая суббота – хорошее время для заговоров. Можно привлечь достаток в дом, если прочитать следующие слова вечером, 27 апреля: «Христос воскресе, Будь, мой рубль золотой, по гроб мне верны и неразменный. Аминь». Если на сердце тревожно, не дают покоя дурные мысли нужно сказать так: «Останься на сем месте зола и зло, и тоска, и бессонница. Выйди, моя кручина, из моих глаз, костей, из всех моих живых мощей, выйди из сердца, с буйной головы, с красной горячей, быстрой крови. Как любят люди Пасху золотую, Богородицу дорогую, так бы меня радость прилюбила, все время за мною ходила. Аминь»»

Что обязательно нужно делать в этот день?

  1. В Страстную субботу нужно, в первую очередь, готовиться к Пасхе. Недаром ее еще называют Красильной, потому как именно в этот день принято красить яйца. По традиции яйца красят в красный цвет с помощью луковой шелухи. В тоже время сегодня многие для окрашивания яиц выбирают другие цвета, а также украшают их наклейками и различными аппликациями. Готовят в этот день и другие пасхальные блюда – куличи, если не успели их испечь на Чистый четверг (главное, чтобы тесто успело полностью остыть до того, как вы понесете его в храм на освящение), творожные пасхи и другие яства для праздничного стола. Считается, что на стол в этот день нужно поставить не менее 12 блюд, и в целом пасхальное застолье должно быть самым богатым в году.
  2. Также в этот день верующие идут в церковь, в том числе и для того, чтобы освятить пасхальную снедь. Для этого корзинку застилают чистым рушником, укладывают в нее пасхальный кулич, крашеные яйца, соль, свечу. Некоторые, правда, приносят с собой и другие продукты, например, колбасы, мясо или даже вино. Однако во многих храмах такие пасхальные блюда не приветствуются. Отправляясь в церковь с корзинкой, нужно позаботиться о том, чтобы край рушника оставался свободным, чтобы после того, как блюда осветят, им можно было накрыть продукты.
  3. Страстная суббота – это еще и день всепрощения. Нужно помириться со всеми, с кем находитесь в ссоре, попросить прощения у тех, перед кем виноваты. Можно также раздать милостыню или помочь малоимущим, отнеся ненужные вещи в храм или в приют. Светлый праздник Пасхи нужно встречать со светлой душой.
  4. В ночь с субботы на воскресенье желательно не ложиться спать, тем более что в это время в храмах проходят Пасхальные богослужения. Считается, что тот, кто будет бодрствовать, обеспечит себе здоровье и удачу на будущий год, а незамужняя девушка – счастливый брак. Наши предки верили, что в эту ночь счастье ходит рядом, поэтому очень важно его не проспать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *