Валаамский монастырь святыни

  • Описание
  • Паломничества (29)
  • Поездки сюда (242)

Описание Валаамского монастыря

Есть в русской земле обители, чей дивный свет влечет к себе паломников со всего мира. В этом ряду Валаам занимает особое место. Окруженный со всех сторон водой, удаленный от мирской суеты он словно создан для тихой, созерцательной иноческой жизни.

Расположенный в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка, Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, три четверти которой приходится на долю самого большого из них — Валаама. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) — 42 км, до Санкт-Петербурга — более 220 км.

Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, зайцы, белки, лисы. На безлюдных островах архипелага можно увидеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы, здесь ловится лосось, палия, сиг, хариус и другие ценные виды рыб. В отличие от богатого гранитами карельского побережья, валаамские скалы состоят большей частью из габбро-диабаза — непрочного, насыщенного железом минерала, придающего им характерный красноватый оттенок. Большую часть территории Валаама занимают хвойные леса. Широколиственные деревья (дуб, ясень, вяз, тополь и др.), а также пихта, лиственница и кедровая сосна были завезены сюда с материка. Некоторые живописные участки валаамского леса являются в полном смысле слова рукотворными. Особого упоминания заслуживают созданные трудами монастырской братии сады и огороды, необычные для столь северных широт.

Отвесные скалы, принимающие на себя могучие ладожские волны, и тихий покой внутренних озер, вековые ели и сосны, противостоящие холодным ветрам, и неброская красота светлых аллей и садов, суровое величие первозданной северной природы и своеобразие архитектурных ансамблей — все это придает Валааму неповторимый облик одного из красивейших островов мира.

Но земная красота здешних мест есть также и зримое отражение красоты неземной, духовной. Для всех православных людей Валаам немыслим без его древней иноческой обители, которая на протяжении веков являлась духовным центром Православной Руси и по праву называлась Северным Афоном.

История появления христианства на Валааме уходит своими корнями в далекое прошлое. Согласно монастырскому преданию, еще во времена крещения Руси на эти северные, окраинные земли пришли «из восточных стран» первые иноки — преподобные Сергий и Герман Валаамские Чудотворцы. Их трудами и молитвами было положено начало обители во имя Преображения Господня, расцвет которой пришелся на XV-XVI века.

Валаам вырастил многих славных подвижников, причисленных впоследствии к лику Святых. Преподобные Авраамий Ростовский, Арсений Коневский, Савватий Соловецкий, Александр Свирский, Адриан Ондрусовский, начинавшие свой иноческий путь на Валааме, стали основателями русских монастырей. Валаамским иноком был и преподобный Герман Аляскинский — первый православный святой Америки.

Жизнь насельников Валаамского монастыря всегда была сродни подвигу. Расположенный на границе России и Швеции, монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям. Однако валаамские монахи, следуя Господней заповеди, никогда не брали в руки оружия, обрекая себя на изгнание или принимая мученическую кончину. В начале XVII века монастырь был полностью разрушен, а валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции. Милостью Божией в конце Северной войны обитель вновь возродилась, достигнув своего наивысшего расцвета к середине XIX века. К этому времени относится и большинство дошедших до нас архитектурных памятников. Усердием братии и игумена Дамаскина, 42 года возглавлявшего монастырь, были основаны многие скиты, возведены церкви и часовни, проложены дороги и каналы. На Валааме действовало около 30 производств, были свои конюшня и ферма. Насельники монастыря успешно занимались сельским хозяйством, полностью обеспечивая потребности братии. В обители была собрана великолепная библиотека, созданы иконописная мастерская и школа живописи, имелась собственная фотография.

Но главным делом иноков всегда была молитва. Неспешное последование монастырских служб, знаменное пение, с его глубинной благородной красотой, бдения — давали успокоение душе, возводили ум к Богу.
Строгий Устав Валаамской обители, введенный в к. XVIII в. игуменом Назарием по образцу Устава Саровской пустыни, определял все стороны иноческого бытия. Согласно ему, предусматривались три формы монашеской жизни: общежительная, скитская и отшельническая. К 1917 г. монастырь имел уже тринадцать скитов, расположенных в разных частях Валаама и на других ладожских островах.

В XIX веке учениками преподобного Паисия (Величковского) на Валааме была восстановлена древняя аскетическая традиция старчества: новоначальные иноки были руководимы старцами, которым они открывали все свои поступки, помыслы и душевные чаяния, преодолевая своеволие и гордость. Опытные наставники, получившие от Господа за свою подвижническую жизнь дар духовного рассуждения, вели учеников ко спасению. Шесть лет подвизался на Валааме преподобный Леонид (в схиме Лев), ставший впоследствии основоположником знаменитого оптинского старчества.

Слава о высокой духовной жизни обители, удивительная природа острова, красота и строгость монастырских богослужений привлекали на Валаам множество паломников. Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии. Неоднократно приезжал на Валаам святитель Игнатий (Брянчанинов). Здесь находили покой и духовное утешение как простые богомольцы, так и знаменитые ученые, художники, писатели, музыканты. Среди них были живописцы Шишкин, Васильев, Куинджи, писатели и поэты Лесков, Тютчев, Шмелев, Зайцев, композиторы Чайковский и Глазунов, ученые Миклухо-Маклай, Менделеев и др.

С 1811 по 1917 год архипелаг входил в состав Великого Княжества Финляндского Российской империи. После революции 1917 г. Валаам оказался на территории вновь образованного независимого государства Финляндии. Это спасло обитель от участи, уготованной русским монастырям, и она продолжала быть едва ли не единственным, чудом сохранившимся уголком Святой Руси. Однако в феврале 1940 года, когда подходила к концу советско-финская война, и Валаам должен был отойти к Советскому Союзу, насельники монастыря, спасаясь от гонений со стороны безбожной власти, вынуждены были эвакуироваться в Финляндию. В усадьбе Папиниеми ими был основан Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день. На острове же в опустевших зданиях разместили сначала школу боцманов, затем дом инвалидов, еще позднее — Музей-заповедник. Так на Валааме сформировался светский поселок.
Лишь спустя полвека, в декабре 1989 года в канун праздника Святого апостола Андрея Первозванного на Валаам вновь вернулась монашеская жизнь. В 1991 году Валаамскому монастырю был дарован статус ставропигиального, т.е. находящегося в непосредственном подчинении Патриарху Московскому и Всея Руси. Сейчас монастырь насчитывает более 150 человек братии. Всеми делами обители ведает назначенный Патриархом игумен — Епископ Троицкий Панкратий (Жердев). Помимо общежительной возрождается на Валааме и скитская жизнь. Из тринадцати прежних скитов восстановлены десять. К юбилею крещения Руси в 2008 г. построен новый Свято-Владимирский скит, где расположены резиденция Патриарха, иконописная мастерская и музей.

Действуют монастырские подворья в городах: Москва, Санкт-Петербург, Приозерск, Сортавала, Сочи. Налажена работа молочной фермы, пекарни, форелевого хозяйства, автопарка. Монастырский флот насчитывает семь пассажирских и четыре грузовых теплохода. Приводятся в порядок монастырские сады, пахотные угодья и покосы.

Летом 2010 г. при поддержке благотворителей на Валааме была открыта оснащенная современным оборудованием амбулатория.

Особое внимание уделяет братия сохранению уставного монашеского богослужения. Усердием братского хора возрождается и широко популяризуется знаменный валаамский распев.

Неизменной остается любовь православных паломников к Валаамской обители. Согласно Уставу монастыря, период приема гостей на Валааме совпадает с навигацией на Ладоге — с мая по ноябрь. Дни своих главных праздников: Преподобных Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев (11 июля и 24 сентября), Преображения Господня (19 августа), в особенности при посещении обители Святейшим Патриархом, монастырь встречает с наибольшей торжественностью.

С 1991 г приемом всех гостей на Валааме занимается Паломническая служба «Валаамский паломник», созданная по благословению Святейшего патриарха Алексия II.

Ее партнерами являются более 30 паломнических служб различных епархий, около 80 туристических фирм, 26 круизных компаний. Благодаря их помощи и сотрудничеству Паломнической службе Валаамского монастыря удается не только организовывать прием и обслуживание гостей на острове, но и значительно расширять диапазон своей деятельности, предлагая разнообразные паломнические поездки по России и всему миру.

На Валааме Гостей размещают в 3 гостиницах («Зимней» и «Летней», расположенных в зданиях исторических гостиниц обители, и «Игуменской», обустроенной в кельях наружного каре), а также в уютном паломническом общежитии. Летняя гостиница была введена в эксплуатацию в 2011 году, это новая современная гостиница с домовым храмом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Милостью Божией Валаамская обитель растет и развивается, звучит в храмах теплая молитва, раздается над ладожскими водами звон монастырских колоколов, идут своим чередом неспешные монашеские службы, крепнут в вере сердца устремляющихся к Валааму паломников.

Паломнические поездки к Валаамскому монастырю

  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Минска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Винницы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Владимира в Валаамский монастырь
  • Поездка из Костромы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Владимира в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Киева в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Волгограда в Валаамский монастырь
  • Поездка из Волгограда в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Калуги в Валаамский монастырь
  • Поездка из Калуги в Валаамский монастырь
  • Поездка из Омска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Почаева в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Харькова в Валаамский монастырь
  • Поездка из Белгорода в Валаамский монастырь
  • Поездка из Владимира в Валаамский монастырь
  • Поездка из Вологды в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Житомира в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Армавира в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Омска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Омска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Нижнего Новгорода в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Ставрополя в Валаамский монастырь
  • Поездка из Одессы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Саратова в Валаамский монастырь
  • Поездка из Вологды в Валаамский монастырь
  • Поездка из Вологды в Валаамский монастырь
  • Поездка из Смоленска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Винницы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Великого Новгорода в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Великого Новгорода в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Челябинска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Оренбурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Волгограда в Валаамский монастырь
  • Поездка из Кирова в Валаамский монастырь
  • Поездка из Нижнего Новгорода в Валаамский монастырь
  • Поездка из Брянска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Твери в Валаамский монастырь
  • Поездка из Ставрополя в Валаамский монастырь
  • Поездка из Одессы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Смоленска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Смоленска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Ростова-на-Дону в Валаамский монастырь
  • Поездка из Калуги в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Киева в Валаамский монастырь
  • Поездка из Ярославля в Валаамский монастырь
  • Поездка из Великого Новгорода в Валаамский монастырь
  • Поездка из Ярославля в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Астрахани в Валаамский монастырь
  • Поездка из Минска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Воронежа в Валаамский монастырь
  • Поездка из Нижнего Новгорода в Валаамский монастырь
  • Поездка из Калининграда в Валаамский монастырь
  • Поездка из Волгограда в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Вышнего Волочка в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Воронежа в Валаамский монастырь
  • Поездка из Ростова-на-Дону в Валаамский монастырь
  • Поездка из Воронежа в Валаамский монастырь
  • Поездка из Обнинска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Твери в Валаамский монастырь
  • Поездка из Житомира в Валаамский монастырь
  • Поездка из Костромы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Ярославля в Валаамский монастырь
  • Поездка из Костромы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Минска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Тюмени в Валаамский монастырь
  • Поездка из Брянска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Брянска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Москвы в Валаамский монастырь
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Валаамский монастырь
  • Поездка из Торжка в Валаамский монастырь
  • Поездка из Красноярска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Орла в Валаамский монастырь
  • Поездка из Воронежа в Валаамский монастырь
  • Поездка из Калуги в Валаамский монастырь
  • Поездка из Минска в Валаамский монастырь
  • Поездка из Киева в Валаамский монастырь

>Валаамский Спасо-Преображенский монастырьФото: Валаамский Спасо-Преображенский монастырь

Фото и описание

Достоверная история Валаамского монастыря началась с XIV века, а к началу XVI столетия здесь уже жило более шестисот монахов. Каменное строительство развернулось на Валааме лишь с конца ХVIII века, когда монастырь возглавил знаменитый саровский старец Назарий, но наибольший расцвет обители пришелся на XIX век при игумене Назарии, который продолжил каменное строительство и возобновил миссионерскую деятельность. К середине XIX века монастырь напоминал маленькое государство со своим самодержцем-настоятелем, духовной полицией, натуральным хозяйством, торговлей и финансами, а также очень жестким уставом-законом.

Центральная усадьба монастыря расположилась на высоком холме и представляет собой стройный ансамбль, в центре которого находится Спасо-Преображенский собор, видимый из многих частей острова. Его окружают корпуса братских келий, а по склонам холма раскинулись сады. Собор крестово-купольный, восемью столбами разделён на три нефа. Нижняя, зимняя церковь, освящена во имя Сергия и Георгия, верхняя — во имя Преображения. Колокольня многоярусная, на ней были укреплены 13 колоколов, из которых сохранился только самый большой. Колокольню завершает шатровая кровля с главкой оригинальной формы на восьмигранном барабане.

Святые ворота и церковь Петра и Павла обращены к парадной лестнице, ведущей от пристани. Здания сооружены в русском стиле, церковь Петра и Павла — в стиле русского классицизма XVIII века.

К северной линии внешнего каре центральной монастырской усадьбы примыкает старое монастырское кладбище, служившее для захоронений в XVIII и до середины XIX века. Наиболее живописна дорога из центральной монастырской усадьбы к Игуменскому кладбищу. В начале аллея обсажена сибирской пихтой, а далее — лиственницей европейской. За дубовой рощицей находится комплекс кладбища, построенный в 1876 году.

Никольский остров находится у самого выхода из Монастырской бухты, у её северного окончания. Остров освоен монахами в XVIII веке, тогда здесь стояли рыбацкие избы и деревянный поклонный крест. На месте креста выросла часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая, покровителя в морях. В 1809 году была построена каменная часовня, а в 1853 году — церковь. В скиту жило 12 монахов, которые кроме рыбной ловли проводили таможенный досмотр прибывших богомольцев (на Валаам был запрещён провоз спиртных напитков и табака).

Самый большой на Валааме скит Всех Святых (Белый) расположен на острове Скитском. то был наиболее суровый скит на территории монастыря, богомольцы допускались сюда только раз в году. кит возник в 1793 году, в середине XVIII века построена деревянная церковь во имя преподобного Александра Свирского, на её месте в 1850 году сооружена двухъярусная церковь, верхний ярус во имя Всех Святых в земле Российской просиявших. В 1842-1845 годах построены все 8 корпусов скита, объединённые глухой оградой в прямоугольник, по углам которого установлены восьмигранные башни с шатровыми кровлями.

История Валаамского монастыря

Истории не известно когда первые монахи добрались до Валаамских островов. Монастырь за прошедшие века основательно разрушали войны, пожары и монастырские архивы способные подтвердить древность Валаама не сохранились. Существует предание, что уже в первом веке водным путём до Валаама прошел апостол Андрей Первозванный и «благословил Валаам каменным крестом». Есть несколько более или менее достоверных исторических документа об Валаамском монастыре. Житие пр. Аврамия Ростовского (10 в) упоминает Валаамскую обитель под управление игумена. Церковь склонна считать это временем возникновение монастыря. Таким образом история Валаама длится более 1000 лет.

Вся история возникновения монастыря связана с Сергием и Германом Валаамскими, монахов появившихся на острове в девятом/десятом веках считают основателями древнего монастыря. Тогда Валаамский архипелаг населяли древние племена карел которых новгородцы в последствии вытеснили на материк. Удаленный суровыми водами Ладожского озера монастырь довольно быстро развивался. Исторические документы гласят, к пятнадцатому веку в обители трудилось 600 человек братии (игумен Яким). Время расцвета Спасо-Преображенского мужского монастыря, судя по записи в писцовой книге Вотской пятины (1500 г) обитель была довольно богатой. Ей принадлежали 150 крестьянских дворов, варница соли на Студеном море, рыбные ловли на Ладоге, 228 обеж земли. Монашеская жизнь не была безмятежной, шведы постоянно предпринимали попытки захватить земли порубежной Карелии.

Многочисленные войны и набеги разбойников разоряли монастырь, а постройки будучи деревянными полностью сгорали. Посещали православную обитель моровая язва и прочие болезни. Тем не менее Валааму везло, монастырь уцелел после присоединения Новгорода к государству Московскому (1478). Валаамскую обитель почти не коснулась реформа упразднения монастырей императрицы Екатерины II (1764 г). Крупно повезло в 1917 когда Валаам оказался на территории Финляндии, пришедшие к власти коммунисты активно боролись с «мракобесием» уничтожая все связанное с верой.

  • 1507 г — Великий князь всея Руси Василий III освобождает Валаам от поборов в пользу великокняжеских наместников Корельского уезда, передает часть доходов от судопроизводства осуществлявшегося ими.
  • 1534 г — льготы данные Василием III подтвердил венчанный на царство сын Василия Иван Грозный. Хотя церковная реформа Ивана IV (Грозного) была весьма сурова к монастырям.
  • 1578 г.- Шведы напали на Валаам. Разрушение построек, убийство монахов ввергли обитель почти в полное запустение.
  • 1581 г. — Отмечен моровой язвой унесшей большое количество старцев и послушников. Очередной набег шведов и пожарище окончательно разорило Валаамский монастырь. Уцелевшие монахи сбежали под город Тихвин (Антониева Дымская обитель).
  • 1590 г — Иноки Валаамской общины возвращаются на пепелище с целью возрождения монастыря.
  • 1595 г — Историческая война России и Швеции окончена. Сторона заключили вечный договор о мире, яблоко раздора Финляндия переходит Государству Российскому.
  • 1597 г.- Царь всея Руси Фёдор I (Иоаннович) жалует грамотой Валаамского игумена Давыда с братией. Царским приказом для восстановления разоренного Валаамского монастыря выделяются казенные деньги. Высочайшее повеление гласило: «Устроить церкви и трапезную, поставить ограду и кельи, вернуть Спасо-Преображенской мужской обители прежние наделы, рыбные ловли и прочие угодья. Владеть ими по старине и дать льготы». Отстроили монастырь довольно быстро, записи того времени отмечают, что количество монахов и послушников достигало двести и более человек. Благоденствие длилось недолго, в России наступали «Смутные времена».
  • 1609 г.- Уполномоченные Василия V (Шуйского) и шведского короля Карла IX заключают Выборгский договор. Согласно ему за военную помощь шведов против Польши город/ крепость Корела плюс Карельский уезд передавался Швеции в вечное владение. Городское население и епископ Ладожской епархии получили царское распоряжение передать уезд шведской короне, но горожане заперлись в городе и шведов не пустили. Царь и король еще не успели скрепить договор подписями, как шведы нарушив условия договора отказались воевать с поляками.
  • 1610 г.- Осада шведскими войсками города Корелы, а судьба Валаама снова «повисла в воздухе». Община Валаамских монахов вывозила за пределы казну монастыря, церковную утварь, имущество.
  • 1611 г.- Валаамский мужской монастырь полностью уничтожен отрядом шведов. Часть оставшихся монахов убиты, остальные укрылись в других монастырях, частности Васильевском.
  • 1614-1617 — русско/шведская война закончившаяся подписанием Столбовского договора, согласно ему земли западного и северного Приладожья включая Валаам отошли Швеции.
  • 1617-1700 гг.- Россия воюет со Швецией за возвращение земель Русского Севера.
  • 1710 г — В результате победы русских в этой войне Валаамский архипелаг вернулся в состав России.
  • 1715 — Архимандрит Кирилло-Белозерского и Васильевского монастырей Иринарх ходатайствует перед государем о передаче острова Валаама. Неизвестно попала ли челобитная императору либо осталась у князя Меньшикова управляющего отвоеванными землями.
  • 1716 — Указом губернатора Александра Даниловича Меньшикова просьба отдать Валаам Кирилло-Белозерскому монастырю была удовлетворена. С юридической точки зрения это равнозначно подписи Государя, так как последний издавался от его имени. Через двадцать лет Синод провел расследование истории возрождения обители, но собственноручно подписанного Петром Алексеевичем распоряжения не нашли! Иринарх объявил епископу Ладожскому Аарону, что есть указание великого государя вновь отстроить Валаамскую обитель. Аарон благословил монастырское строительство, строителем назначают монаха Иосифа Шарова. Монахи присланные из Васильевского и Кириллово-Белозерского монастырей были малочисленны. Великим трудом и духовным подвигом иноков в тяжелых природных условия, без помощи местного населения началось возрождение монастыря. Нужда испытывалась во всем, строительство худо/бедно продвигалось, но обнищание и неувязки с законом продолжались очень долго.
  • 1719 г — Освятили Спасо-Преображенский храм.
  • 1721-1729 г — Успенская церковь.
  • 1749 — Валаам находивший в плачевном состоянии возглавил Отец Ефрем. Он обращается к императрице Елизавете I за помощью. Любимая дочь и продолжательница дела Петра Алексеевича выделила братии денежные средства в размере 1000 рублей. Ефрем являясь местным жителем и выходцем из семьи православного священника сумел наладить связь с местным населением. У обители появляются благотворители монастыря. Были устроены конюшенный двор, мельница, амбары, перестраивались и заново отстраивались кельи, территорию обнесли оградой. Удивительна история столь бурного строительства, в шестидесятых годах обитель состояла из восемнадцати монахов и послушников. Причем монахи настолько старые, что не могли служить в церкви. Явно не обошлось без привлечения посторонних сил, исторических фактов нет. Пустынные монастырские острова привлекали местных жителей, здесь воды Ладожского озера были богаты рыбой и тюленями. Неосторожное обращение с огнем часто приводило к возгоранию монастырских построек.
  • 1754 — Случивший в этом году пожар быстро уничтожил деревянные постройки Валаама. Императрица Елизавета помогла обители, некоторые строения монастыря восстановили, но 1765 году осталось только 11 иноков.
  • 1764 год — Положение возрождающейся общины усугубила церковная реформа Екатерины II. Валаамский монастырь потерпел чувствительный удар по материальному благополучию, доходам, землевладению. Государственного содержания не хватало, а немощные старцы не могли справлять тяжкие монастырские работы. Валаам снова оказался на грани полного упадка.
  • 1782 — Митрополит Санкт-Петербургский Гавриил много сделал для возрождения Валаама. Главой монастыря становится добродетельный игумен Назарий. Выросло количество иноков, в то время их было более пятидесяти человек. С его приходом жизнь монастыря улучшается, начинается каменное строительство. Монашеская жизнь разделилась на три вида: жизнь иноков в скитах, пустыньках (уединенно), общежитие. Скиты поставлены на острове Валаам и других островах: Никольский, Александро-Свирский, Тихвинский….
  • 1808 — 1809 — Война между Россией и Швецией, борьба шла за Финляндию. К победившей Российской империи присоединилась новая автономия — Финляндское Великое Княжество. Ему предоставлен статус отдельного государства.
  • 1811 — Вышел указ Александра Первого, Выборгская губерния и Валаам перешли Финляндии, но под юрисдикцией Санкт-Петербурга.
  • 1819 — Император Александр пожаловал на Валаамский архипелаг и посыпались милости. Государевым указом Валаамский мужской монастырь перевели в первый класс + намного повысили штатные суммы (оклады). Для строительства из казны отпущено почти шестьдесят тысяч рублей, сумма по тем временам астрономическая. Была подарена утварь для церкви, облачения, игумену пожалован золотой крест усыпанный бриллиантами. В столице устроено подворье монастыря с церковью.
  • 1839 — 81 годы — Бывший тверской крестьянин настоятель Дамаскин стал игуменом Валаама. Он утвердил жесткие правила введенные еще Назарием. Общее посещение богослужений, трапезы, поведения братии, попечение старыми монахами послушников и молодых иноков, общность имущества, тяжелые трудовые повинности. Дамаскин много сделал для украшения Валаамской обители. Он привлек к строительству широко известного архитектора Петербурга Горностаева. По его проектам были выстроены скиты: Всех святых (1840-50), Никольский (1850 -53), Предтеченский (1858). Странноприимный дом (1856), Водопроводный дом (1860-63) и др. Рачительными заботами игумена Дамаскина монастырское богатство и хозяйство росло и укреплялось. Приносили хороший доход множество заводиков свечной, по производству смолы, кирпича, гончарный, мастерская иконописи, конюшни, кузница, ферма…. На островках строились церкви и часовенки, пасеки, сенные сараи…Проводились дороги, водоотводящие канавы, строились мостики. С его именем связано начало «интродукционной программы растений». В монастырских питомниках и рассадниках Валаама высаживались семена дубов, сибирских кедров, южных каштанов, лиственниц, лещины, клена. То есть деревьев не свойственных Карелии. Подросшие деревца рассаживались на острове, в местах укрытых от непогоды. Прекрасная аллея состоящая более чем из 200 высоченных лиственниц ведет к Игуменскому кладбищу, на нем растет большое количество кедра сибирского. Саженцы высылались в Петербург, Финляндию и другие места.
  • 1843 — Отрегулировано водное общение между островом и материком. На Валаам хлынули толпы богомольцев.
  • 1887-1896 годы На месте разобранного храма строится каменный двухэтажный (43 м) Спасо-Преображенский собор. И высокая (72 м) колокольня. Сегодня туристы любуются дивным ансамблем конца девятнадцатого века.
  • 1917 г — Ознаменовался приходом к власти коммунистов. Финляндия провозгласила независимость и советское правительство это признало. Валаамский монастырь находившийся на финской территории избежал печальной участи почти всех монастырей Карелии.
  • 1920-1930 — финские военные с семьями и русские мирно жили на Валааме, детишки разных народов и вероисповеданий ходили в одну школу.
  • 1939 г — Начало Северной войны, старцы и братия эвакуировались в соседнюю Финляндию и создали Ново-Валаамский монастырь. Несколько иноков остались в старом монастыре. Валаамский архипелаг становится частью линии Маннергейма. Архипелаг подвергался советским бомбежкам, чудом разрушения оказались минимальными. Сгорели баня, мастерские, склады монастыря, сельскохозяйственные инструменты и механизмы. Горели крыша храма и крыло гостиницы, их удалось быстро погасить. Обрушились жилые строения и здание стоявшее на причале.
  • 1940 г — СССР и Финляндия подписали мирный договор. Карельский перешеек, часть Ладоги и Валаам отошли Советскому Союзу. Не прошло недели, как двенадцать колокольных удара поставили точку в многовековой истории Валаамского монастыря. Церковные правило таковы, когда умирает монастырь колокол звонит 12 раз! На Валааме разместили морскую школу. Обитель понесла большие потери. Пострадала живопись на нижнем этаже Спасо-Преображенского храма, роспись закрашена масляной краской. На первом этаже построены сцена, стекла выбиты. На стенах ведущих в верхний храм ножом проколоты лики святых, а лик Божьей Матери полностью изрезан. Большой колокол расколот, а вырванное било брошено на землю. В гостинице снесены стены и взрывчаткой расширен главный вход. Странноприимный дом (1856 г) взорван до основания, в Иерусалимском храме разрушен Гроб Господень.В монастырских корпусах разбиты стекла, выдраны двери, оконные пролеты, сломана мебель. Разрушен дом трудолюбия, рига и амбар, водопровод…. Серьезно пострадала библиотека остававшаяся на Валааме. Иконостасы в монастыре и скитах изломаны либо вовсе погибли. Святые образа безнадежно испорчены!!! Досталось братскому кладбищу, могилы сравняли с землей, а гранитные кресты разнесены на кусочки. Это неполный список разрушений причиненных Валааму за полтора года.
  • 1948-49 годы — На острове появились переселенцы из мест разоренных войной, на Валааме организовали совхоз. В тяжелое послевоенное время люди всеми силами старались выжить, вырастить детей. Брошенные здания разбирали, кирпич шел на хозяйственные постройки, деревом топили печи. Тогда погибли множество часовенок на островках, некоторые скиты. Прекрасный Спасо-Преображенский храм превратили в склад для овощей.
  • 1950-1984 годы — На Валааме устроен дом/интернат для инвалидов ВОВ, искалеченных воинов убирали подальше от людей. В стране развивающегося социализма уродам не место!
  • 1965 — Валаам объявлен природным заказником.
  • 1979 — Валаам становится исторически архитектурным и природным музеем/ заповедником.
  • 1988-99 г — На Валаамском архипелаге опять открывается Спасо-Преображенский монастырь.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь — особая обитель земли русской

Адрес: Россия, Республика Карелия, Сортавальский район, остров Валаам
Дата основания: конец XI – начало XII
Основные достопримечательности: Собор Спаса Преображения, церковь Валаамской иконы Божией Матери, церковь Петра и Павла, церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» и Троицы Живоначальной
Святыни: мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских
Координаты: 61°23’20.2″N 30°56’41.9″E

Возникновение и развитие христианства на Валааме – это далекое прошлое, по преданиям, дошедшим до наших дней, совпадает со временем крещения Руси.

Валаамский монастырь с высоты птичьего полёта

Прежде, красота и величие этих мест, о которых мы расскажем ниже, привлекли на архипелаг язычников. Здесь располагалось их главное капище – место, где они поклонялись своим богам Велесу и Перуну и приносили в их честь жертвы.

По дошедшим до нашего времени преданиям первые христиане, появившиеся в этих землях – это иноки преподобные Сергий и Герман. Упорный труд и молитвы Валаамских Чудотворцев положили начало для основания этого поистине знакового места для всех верующих. Предания, сохранившиеся в церковной обители, рассказывают, что преподобные Сергий и Герман являлись миссионерами греческой церкви, а сама территория входила в состав владений Княжества Великого Новгорода. Главный же расцвет, развитие обители, возведенной во имя Преображения Господня, пришелся на XV – XVI века.

Общий вид собора Спаса Преображения

Место основания Валаамского монастыря

Место основания и развития Валаамского монастыря не могло быть выбрано лучше. В самое сердце природы-матушки смотрели основатели, возводя на островах эту святыню. Комплекс возводился и развивался максимально удаленно от мирской суеты. Острова архипелага, со всех сторон окруженные водой, идеальны для духовного служения, уединения и ведения тихой жизни иноков.

Территория архипелага включает в себя порядка 50 островов, в основном маленьких по площади. Более трех четвертей общей площади архипелага занимает главный остров – Валаам.

Чуден и восхитителен этот край. Удивительная и разнообразная растительность насчитывает почти 480 различных растений, среди которых есть занесенные в Красную книгу. Птицам и рыбам, множеству представителей мира животных – всем нашлось место в этом святом крае.

Рухольня и кельи духовника на фоне собора Спаса Преображения

Почти вся территория заросла хвойными лесами. Она испещрена скалами, о многие из которых разбиваются могучие волны Ладожского озера. Красота этих мест, воистину, неземная! Самой судьбою, а может быть, волей Божией, суждено было на этом месте расположиться духовному центру Руси Православной, получившему название Северного Афона.

Становление и развитие Валаамского монастыря

Первые десятилетия пустынь, на которой обосновались монахи, постоянно подвергается нападениям со стороны шведских наемников. Получив отпор от войска русского, они в бессильной злобе нападали на беззащитных монахов, сжигали и разоряли их обитель. Во время одного из таких нашествий было принято решение перенести святые мощи преподобных Сергия и Германа в Новгород. И лишь в конце 11 столетия, после того как угроза была ликвидирована, мощи были возвращены на Валаам. Однако, остерегаясь угрозы будущих набегов и осквернения святыни, было принято решение схоронить их глубоко внутри скалы, в специально вырубленной для этого могиле. И поныне святыня хранится в этом месте.

Собор Спаса Преображения

Более активное развитие началось в середине XIV века, после заключения мира со шведами. Шведский король Магнус Второй, пытаясь попасть на главный остров архипелага, после безуспешных попыток и многих дней скитания по морям, принял решение отречься от престола. Он прекратил попытки развязать войну. Более того, сменив царский сан на простую рясу священника, он познал истину и стал носить имя Григорий.

Вплоть до 16-го столетия монастырь активно развивается. Правящие в разные годы цари государства Российского с особой благосклонностью и заботой относятся к святыне. Они освобождают тамошние земли от налогов и сборов, а природу островов защищают особыми указами, запрещая, в том числе, охотиться и вырубать леса.

Трагическая история, не раз выпадавшая на долю монастыря, повторилась в 1578 году. Шведы вновь развязали захватнические войны. Подвергая истреблению и гонениям карелов, они напали на Валаамский монастырь и безжалостно порубили мечами старцев и послушников, не отказавшихся от своей веры – Православия.

Собор Спаса Преображения

Несколькими годами позже еще одно горе и испытание выпало на долю иноков этой обители. Эпидемия чумы, вспыхнувшая внезапно и стремительно, унесла жизни множества служителей церковного комплекса. А затем шведы окончательно разорили святыню, уничтожили практически все, что было создано здесь, — церкви и кельи монахов, трапезную и всю отраду. Все было сожжено, разграблено, разрушено. Многие монахи прятались в окрестных лесах, не желая покидать священные земли, некоторые продолжали служение господу на территории Антониев-Дымского монастыря.

Истинное развитие обители началось в конце XVI – начале XVII веков, после заключения очередного мира со шведами. Царь Руси, в то время – Федор Иоаннович, выделил из государевой казны средства и вновь отстроил обитель. Были возведены церкви, кельи, трапеза и другие строения, восстановлена ограда комплекса. Дальнейшее развитие и расширение обители привлекло на его территории множество людей верующих. Создается и обустраивается 12 скитов, что в конечном итоге дает возможность и основание именовать монастырь Великою Лаврою.

Церковь Петра и Павла, Келейный корпус

Трудные времена не раз выпадали в виде испытаний на долю иноков. Не обошла беда стороной и в самом начале XVII века. В то время правил обителью игумений Макарий, когда коварное нашествие шведов принесло на святые земли полное разорение, погибель многих истинных служителей Православия. После этого на земле обосновались захватчики, построив свои дома на святой земле, стремясь полностью искоренить следы православия. Более ста лет территории находились в ведении шведского короля, а иноки были либо уничтожены, либо изгнаны с этих земель.

Новое испытание Валаамского монастыря

Территория, на которой располагалась пустынь, почти целое столетие находилась в составе Финского Великого Княжества. В те годы это была часть Российской империи. Страшные события, преследовавшие церковь после установления на территории России власти большевиков, миновали Валаамскую обитель, сохранив ее созданный многими столетиями величественный облик.

После победы в войне 1941-1945 года священнослужители, спасаясь от власти Советов, вынуждены были покинуть святые земли. Они обосновались на территории теперь уже независимой Финляндии, где на предоставленную помощь основали Ново-Валаамский монастырь. Эта обитель является действующей и в наше время.

Церковь Валаамской иконы Божией Матери

Сам остров в это время переживает новую стадию развития, никак не связанную с верой. Поначалу здесь открывают школу боцманов, а затем дом для инвалидов. Много позже, стремясь сохранить историю в целостности, здесь открывается Музей-заповедник. И только в 1989 году, после известных событий свержения власти коммунистов и атеистов, в Валаамский монастырь возвращается монашеская жизнь.

Современный этап развития Валаамского монастыря

С 1991 года монастырь переходит в подчинение Патриарху Московскому и Всея Руси. В настоящее время обитель насчитывает около 150 послушников, а всеми делами руководит назначенный игумен – Епископ Троицкий. Восстанавливается и развивается весь комплекс. В настоящее время из 13 скитов на территории архипелага восстановлено 10. А к великой дате – юбилею Крещения Руси, который был широко отмечен в 2008 году, возведен Владимирский скит.

Памятник Патриарху Алексию II

Здесь имеется резиденция патриарха, музей и даже мастерская, оборудованная всем необходимым для иконописи. Из светского направления развития обители следует отметить открытие амбулатории с самым современным оборудованием. Создана она на средства благотворителей.

Значительное внимание уделено соблюдению установленного векового порядка, монашеского богослужения. Восстановлен, активно развивается и популяризуется знаменитый хор братьев Валаама.

Активное развитие этих мест привлекает десятки и сотни тысяч верующих и просто гостей со всех уголков необъятного земного шара. Люди едут, чтобы не только насладиться величием и красотой мест, но и для духовного наполнения, очищения и восстановления сил. Монастырь ведет активный прием паломников в период с мая по ноябрь ежегодно. Это время, когда Ладога открыта для навигации, и поэтому весьма активно происходит посещение обители ее гостями.

Келейный корпус

Хочется верить, что тяжелые испытания, гонения и лишения, выпавшие на долю святыни, ушли в историю навеки. И Валаамский монастырь милостью Божией будет развиваться, укрепляться и совершенствоваться. Пусть же веками над могучими водами Ладоги проносится звон церковных колоколов, неспешно и величественно проходят богослужения, предаются молитвам иноки и прихожане. А вместе с ними будет крепнуть вера людей и стремление их к праведной жизни, в основе которой лежит Великая судьба и вековая история святыни земли Русской.

Рейтинг достопримечательности

Balaam (Валаам) — иудейский дьявол жадности и алчности

Вот так.

Первые люди появились на островах еще в 10 веке. С тех пор много воды утекло и много событий произошло. Датой возникновения Монастыря некоторые историки считают 960 год. Якобы в Монастыре хранились мощи святых Сергия и Германа, считавшихся основателями обители.

По сохранившимся церковным документам, в 1163 году, предвидя нападение шведских войск, монахи перевезли мощи святых в Великий Новгород, а в 1179 вернули их на остров, закопав на вершине скалы. Есть другое мнение, согласно которого Монастырь здесь возвели где-то на границе 13 и 14 веков, когда острова уже более 200 лет принадлежали Новгороду.

Монастырь служил одновременно оборонительной крепостью. За свою историю, острова неоднократно подвергались набегам шведских войск. В 1240 году, шведы полностью уничтожили оборону на островах. Их остановил князь Александр Ярославович, которого после этой битвы прозвали Невским. В начале 17 века, конкретнее, в 1611 году, шведы вновь осадили северо-запад Руси. На их пути снова оказался Монастырь. Шведские полки разорили и практически стерли с лица земли обитель на Валааме, братия практически вся погибла. В 1617 году острова перешли во владение Шведам.

Восстановили Монастырь по прошествии ста лет, в 1715 году, по приказу Петра Первого. Тогда была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь, колокольня и хозяйственные постройки. В середине 18 века Монастырь дважды горел, а затем его земли были переданы в государственную казну. В результате, Монастырь пришел в упадок. Двадцать лет Валаамский Монастырь простоял в забвении, когда, наконец, в 1785 году, его было решено возродить, на этот раз, он должен был стать каменным. В конце 18 века, обители были возвращены земли, а к 1801 году была уже построена центральная усадьба. К слову, следует заметить, что строительство каменного Монастыря было делом нелегким.

Острова состоят из камня, лопату в землю воткнуть практически невозможно. Главным архитектором строительства назначили Назария, иеромонаха Саровской Пустыни. Его помнят на Валааме не только как руководителя строительства, но и как автора самого строгого Монастырского Устава, прослужившего до 1944 года. Устав не позволял попавшим в него покидать остров, поэтому, до начала 20 века, его использовали в качестве места ссылки для духовных лиц.

19 век считается веком расцвета Монастыря. Во многом, этому способствовало назначение на пост настоятеля отца Дамаскина. Он пришел в Монастырь простым послушником, сумел себя проявить и вскоре был назначен настоятелем.

Властвовал Дамаскин в Монастыре 42 года. Он провел некоторые реформы, в частности, отменил отшельничество. При нем было возведено 18 часовен, основаны рыбный и конный заводы, пристани, проложено 126 км дорог. В свое время Монастырь владел крепостными крестьянами, работавшими на подворьях. При отце Дамаскине, практически все работы в Монастыре выполняли сами монахи.

Своими руками выращивали они на неплодородных валаамских землях фрукты, овощи, даже арбузы. Во времена правления отца Дамаскина были разбиты великолепные фруктовые сады, любоваться которыми можно и по сей день. В годы своего расцвета, Монастырь напоминал небольшое государство в государстве, этакий русский Ватикан. Был здесь свой самодержец, карательные органы, велось хозяйство, торговля, были собственные финансы.

К 20 веку на острове насчитывалось около 1000 постоянных жителей. После революции, в 1918 году, острова вошли в состав Финляндии.

Отделившись от России, Монастырь вошел в число церковных меньшинств, потому как основной религией в Финляндии было и остается лютеранство. Тогда же на острове разместились части финской армии, а в 1925 году в Монастыре стали проводится службы на финском языке. Свои плюсы были и в нынешнем положении монахов. Им удалось избежать репрессий 20-30 годов 20 столетия.

К России острова, а вместе с ними и Монастырь, вновь отошли лишь в 1940 году, во время русско-финской войны. Русские войска разгромили финнов, те покинули остров, одновременно с ними уехали и монахи, увозя с собой из Монастыря все самое ценное. Беглые братья приобрели в Финляндии усадьбу и основали в ней Нововалаамский мужской православный Монастырь, который после Великой Отечественной присоединился к Русской Православной церкви, хотя территориально и экономически продолжал принадлежать Финляндии.

Службы на русском языке в Монастыре вскоре проводиться перестали, а в 1981 году умер и единственный, из оставшихся, русских монахов. В 1940 году, на возвращенном России острове, открыли школу боцманов Военно-морского флота. В годы войны на острове расположился вражеский гарнизон, который выбили оттуда в 1944 году. После войны, в 1952 году, в бывшей зимней гостинице при Монастыре, открыли Дом для инвалидов войны, который вскоре разросся до поселка, занявшего под жилые дома келейные и хозяйственные постройки.

С 1840-х годов между островом и материком начали ходить пароходы. С тех пор количество туристов, посещающих Валаам, растет от года к году. Если в 19 веке остров ежегодно посещали около 8 тысяч человек, то ближе к концу 20 века, их число достигло уже 130 тысяч.

Такое количество паломников наносит непоправимый вред острову – жгутся костры, вытаптывается травяной покров, камни и памятники покрываются надписями. Немного помогло острову создание на его территории музея-заповедника.

Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

Остров Валаам на Ладоге – место необычное, исполненное религиозного смирения и вселенской гармонии. Паломнические поездки в этом направлении совершаются регулярно. И среди множества святынь, посещаемых верующими, одно из центральных мест занимает Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Удивительная редкая красота природы, тишина и удаленность от мирской суеты оставляют незабываемые впечатления у всех посетителей этого святого места.

История основания монастыря

В северной части Ладожского озера (Карелия) располагается архипелаг, насчитывающий около 50 островов, площадь которых составляет примерно 36 кв. км. Самым большим из них является величественный остров Валаам. Природа этой местности обладает удивительной и неповторимой красотой, поражающей всех посетителей острова. Но привлекает к этому чудному месту не только она. Неописуемая святость этого места является главным стимулом для туристов, желающих посетить монастырь.

Историки наиболее склоняются к дате – 1329 год, предполагая, что именно в этом году была организована святая обитель. Валаамский монастырь многократно подвергался пожарам и разорениям, вследствие чего были утрачены летописи, отражающие исторические данные об организации монашеской жизни на этом месте.

В итоге в наши дни существуют три версии зарождения Валаамского монастыря, связанные с появлением на острове двух монахов: святых Сергия и Германа Валаамских, распространивших здесь православную веру и заложивших основу монашества.

Согласно монастырскому преданию, отраженному в текстах богослужебных книг, в X веке на этот остров пришли два греческих инока (Сергий и Герман) с миссионерской целью просвещения языческой Руси.

Поселившись на острове, они основали обитель и утвердили Христову веру в этих краях. Другая версия предполагает, что Сергий был учеником Андрея Первозванного, посетившего и благословившего в I веке эти святые места, предвидя здесь развитие христианства.

Сергий Валаамский со своим учеником Германом подвизались на Валааме, заложив здесь благодатную почву для распространения христианства. Согласно Софийскому свитку как письменному историческому источнику, в XIV веке на острове поселились первые иноки, желающие отрешиться от мирской суеты и совершить христианский подвиг на этом месте.

Преподобные отцы – Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы, пришли на сию землю, заложив начало Преображенской обители на острове Валаам. Преподобные способствовали утверждению православия на Карельской земле, защищая истинную религию от воинственного и жестокого влияния шведских католиков. Преподобные иноки Сергий и Герман в 1329 году основали на острове Спасо–Преображенскую обитель с общежитием, которая изначально стала многолюдной благодаря духовной силе и мудрости ее основателей.

Расцвет обители

Наибольшая слава пришла к обители только в XV-XVI веках. В этот период здесь насчитывалось до 600 насельников. Монахи Валаамского монастыря усердно трудились и совершали молитвенный подвиг в стенах скитов и келий. Таким образом, монастырь постепенно приобретал всемирную известность, привлекая к себе многих верующих паломников.


Обитель находилась непосредственно на границе России со Швецией, из-за чего многократно подвергалась разорению и набегам. Из-за регулярных нападений многие насельники принимали мученическую смерть от воинствующих иноверцев, другие же монахи спасались бегством, не оказывая вооруженного сопротивления. В начале XVII века обитель была полностью разорена и разрушена, а земли архипелага отошли во владение Швеции.

Только по прошествии 100 лет, в итоге Великой Северной войны Петра I, Валаам вновь возвращается в родную гавань. В 1715 году был издан указ императора о восстановлении обители и строительстве Преображенского собора.

Обитель в XIX веке

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь достиг наивысшего расцвета к XIX веку. Именно в этот период были сооружены многие памятники архитектуры, дошедшие до наших дней.

В 1839 году во главе монастыря стал игумен Дамаскин, пробывший на этой должности 42 года. Он способствовал совершенствованию строительства на острове, привлекая к работам только профессиональных архитекторов. В этом же веке благодаря ученикам Паисия Величковског, была возрождена древняя традиция старчества, предназначенная для духовной помощи и водительства новоначальным инокам.


Многие паломники, стремясь получить совет, молитву и благословение от святых людей, приезжали в обитель издалека. Нередко знатные особы посещали монастырские святыни и храмы. Члены императорской семьи регулярно приезжали на остров, надеясь отдохнуть душой от мирской суеты. Многие знаменитые поэты, композиторы, ученые, писатели и художники также стремились побывать на Валааме.

Период Советской Власти

С 1811 по 1917 годы Валаамский архипелаг входил в состав Российской Империи, Великого княжества Финляндского. Благодаря тому, что после Октябрьской революции Валаам отошел в состав независимого государства Финляндии, церковные здания не подверглись массовому истреблению от советских властей, так сохранились исторические постройки.

В итоге советско-финской войны острова перешли во владение Советского Союза. Спасаясь от политического и идеологического преследования, монахи были вынуждены оставить обитель, переселившись в Финляндию. Здесь на новом месте они основали Ново-Валаамский монастырь, сохранив сложившиеся традиции. Опустевшие здания бывшей Валаамской обители были используемы советской властью для гражданских целей.

С 1950 по 1984 в бывших монастырских зданиях располагался Валаамский дом инвалидов ВОВ.

Возрождение монастыря

В 1989 году в канун праздника Андрея Первозванного на Валааме была возрождена монашеская жизнь.

В 1991 году монастырь получил статус ставропигиального. Игуменом монастыря назначен Панкратий (Жердев), епископ Троицкий.

В наши дни Валаамский мужской монастырь насчитывает примерно 160 человек братии, также возрождается скитская жизнь – за недолгий период были восстановлены 10 скитов.

В 2008 году был построен новый, Свято-Владимирский скит, в котором расположены Патриаршая резиденция, музей и иконописная мастерская.

Святыни Валаама

Многие православные христиане стремятся посетить Валаамский монастырь, этот северный духовный уголок России, с целью прикоснуться к святыням и увидеть красоту самобытной природы.

Одним из самых посещаемых мест на Валааме является Спасо-Преображенский мужской монастырь. Возведение собора было начато 1887 году, а освящение состоялось только в 1896-ом. При советской власти здание было частично лишено некоторых архитектурных решений. Нижний этаж собора освящен в честь Сергия и Германа Валаамских, а верхний – в честь Преображения Господня.


Верующие православные паломники стремятся приложиться к мощам основателей монастыря — святых преподобных отцов Сергия и Германа Валаамских. Рака со святыней находится в Спасо-Преображенском соборе.

Одной из самых почитаемых святынь монастыря является чудотворная икона Божией Матери (Валаамская), написанная иноком Алипием в 1878 году. Еще одна чудотворная икона монастыря – икона святой праведной Анны, праматери Христа, являющаяся списком с афонского подлинника и обладающая чудесным свойством исцеления от бесплодия.

Хор братии Валаамского монастыря

По благословению Владыки Панкратия, епископа Троицкого, организован концертный праздничный хор Валаамской обители. Регент и руководитель хора Алексей Жуков является заслуженным артистом Республики Карелия. Солисты данного коллектива, дипломированные дирижеры и вокалисты, демонстрируют высокое профессиональное мастерство исполнения. Ежегодно данный хор участвует в Патриарших богослужениях Валаамского монастыря, является лауреатом многих хоровых конкурсов в России и за рубежом.

Кроме концертного состава, существует хор братии Валаамского монастыря, являющийся традиционным исполнителем разнообразных знаменных песнопений. Хор под руководством иеродьякона Германа (Рябцева) участвует в богослужениях, а также ведет концертную деятельность, предоставляя многочисленные записи унисонных или многоголосных произведений древнерусского творчества. Данную вокальную группу отличает своеобразная манера исполнения – чистый, выверенный строй, отличный ансамбль, глубокая проникновенность и задушевность.

В репертуаре хора множество различных церковных богослужебных песнопений, как знаменного распева, так и авторские произведения. Валаамская обитель активно сотрудничает с кафедрой древнерусского пения Санкт-Петербургской консерватории. Преподаватели оказывают огромную помощь в изучении древнего знаменного пения Руси.

Паломнические туры на Валаам

Паломническая служба Валаамского монастыря организует однодневные и многодневные поездки на остров с расселением и проживанием в гостинице. Православные христиане, совершая паломничество, могут участвовать в суточном круге монастырских богослужений и приложиться к христианским святыням. Также предлагаются обзорные прогулки по острову с целью ознакомления туристов с природой, историей, архитектурой и святынями Валаама.

Псалмы

Валаамский монастырь известен своей просветительской деятельностью. В 2000 году по благословению игумена была произведена студийная запись всех псалмов царя Давида. Чтение Псалтыри длится более пяти часов и перемежается хоровым исполнением некоторых молитв. Псалтырь Валаамского монастыря пользуется большой популярностью не только среди православных верующих христиан, но и у всех, кто интересуется церковной традицией богослужебного чтения.

Подворья Валаамского монастыря

Монастырское подворье является общиной монастыря, оно может находиться в любом городе патриархата, при этом состоит в ведении монастыря и подчиняется его правящему Архиерею. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь имеет 4 подворья:

— Подворье Валаамского монастыря, находящееся в Санкт-Петербурге, располагается по адресу: Нарвский пр., д. 1/Старо-Петергофский пр. 29.

— Валаамский монастырь – Москва: адрес подворья – ул. 2-я Тверская-Ямская, дом 52.

— В городе Приозерск подворье расположено по адресу: ул. Пушкина, дом 17.

— В Республике Карелия подворье располагается в Сортавальском районе, поселок Красная Горка, Свято-Никольский храм.

Как доехать до Валаамского Монастыря

Наиболее удобно добираться на Валаам из Санкт-Петербурга через Приозерск. Самолет прилетает в аэропорт «Пулково». Из аэропорта на автобусе нужно доехать до ст. метро «Московская». Далее на метро — до Финляндского вокзала (ст. метро называется «площадь Ленина — Финляндский вокзал» Кировско-Выборгская линия метро или линия № 1, на схеме выделена красным цветом). Пересадку нужно сделать на ст. метро «Технологический институт». Для пересадки нужно перейти на другую сторону платформы метро.

Поезд из Москвы прибывает в Санкт-Петербург на Московский вокзал, совмещенный со станцией метро «Площадь Восстания». От пл. Восстания на метро нужно доехать до Финляндского вокзала (ст. метро называется «площадь Ленина — Финляндский вокзал» Кировско-Выборгская линия метро или линия № 1, на схеме выделена красным цветом). Две остановки на метро без пересадок. На этой станции два выхода. Нужно выйти из метро на Финляндский вокзал, а не на Боткинскую улицу.

С Финляндского вокзала на электричке доехать до города Приозерска. Для этого подходят две электрички: одна идет до Приозерска, другая — до Кузнечного. Вторая электричка делает остановку в Приозерске и следует далее. Важно не проехать нужную станцию. Время в пути — около 3 часов.

Можно доехать до Приозерска на автобусе. Для этого так же на метро нужно доехать до ст.м. «Девяткино» (конечная станция на Кировско-Выборгской линии (линия № 1), на схеме — вверху справа). Через подземный переход выйти на автовокзал «Северный» (в переходе есть указатели) и сесть на автобус № 859, следующий до Приозерска. Время в пути — 2,5 — 3 часа. Багаж оплачивается отдельно. Автобусы ходят чаще, чем электрички. Примерно каждые 40 минут. Со ст.м. «Девяткино» можно уехать на тех же электричках, как и с Финляндского вокзала. Эта станция метро совмещена с железнодорожной платформой под тем же названием. Расписание автобусов лучше уточнить по телефону: (812) 635−81−58. .

От вокзала в Приозерске (он совмещенный — железнодорожный и автовокзал) нужно на такси доехать до причала Валаамского монастыря. Такси стоят там же на площади возле ж/д вокзала. Стоимость такси около 200 рублей.

Либо пройти пешком по проспекту Ленина до конца проспекта, затем свернуть направо, выйти на площадь перед заводом, пройти под трубопроводом к заливу, перейти залив по понтонному мосту и далее налево вдоль заборов пройти к причалу. Дорога пешком от автовокзала до причала занимает около часа.

При необходимости на причале можно переночевать. Сумма пожертвования за проживание в гостинице на причале – около 300 руб. Там же на причале готовят трапезу.

Теплоход Валаам отходит от причала в Приозерске обычно около 9−30 утра, а метеор – около 11−00. Посадка на них возможна только при наличии свободных мест. Сообщение на коммерческих теплоходах действует только в летний период. Для посадки на коммерческий теплоход нужно обратиться к капитану корабля.

Теплоход и метеоры прибывают на остров в Монастырскую бухту.

По прибытии на остров нужно зайти в офис гостиничной службы, чтобы поселиться в гостинице. Сойдя с корабля на причал, пройти немного вперед, выйти на дорогу, проходящую вдоль причала, повернуть налево, подняться по каменной лестнице (высокая), далее прямо, пройти первую арку и сразу налево первая дверь. Рядом с дверью зеленая табличка – «Офис гостиничной службы».

1. Официальный сайт Валаамского монастыря (дата обращения 16.08.2017 г.)

2. Виртуальный тур по Валаамскому монастырю (дата обращения 16.08.2017 г.)

3. Валаамский монастырь и его подвижники : с приложением: изображения Германа и Сергия Валаамских чудотворцев, двух портретов, 14-ти рисунков и карты Валаамских островов. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Валаамский монастырь, 1889. — VIII.

4. Азбелев С. Н. Когда был основан монастырь на острове Валаам // Труды кафедры истории России с древнейших времен до XX века / Отв. ред. А. Ю. Дворниченко. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. — С. 6-24.

5.Валаамский монастырь и его подвижники. — СПб., 2005.

5. Календарный вопрос коснулся и Валаама

Фото: иеромонах Савватий (Севостьянов), valaam.ru

После октябрьского переворота в 1917 г. Финляндия получила независимость. Валаам оказался на ее территории, что сохранило на время обитель. С ноября 1918 г. монастырь находился в ведении финляндской Православной Церкви, ставшей автономной и перешедшей в юрисдикцию Константинопольской Церкви. В сложных политических условиях, чтобы не прослыть “русской”, Финляндская Церковь стремилась активно проводить реформы, подчеркивая свою самостоятельность. Она перешла на новый (григорианский) календарный стиль и западную пасхалию, не признаваемую другими православными Церквами.

В сентябре 1925 г. во время визита на Валаам возглавлявшего Финляндскую Церковь епископа Германа (Аав) прозвучало окончательное требование принять новый стиль. Значительная часть братии отказалась сослужить с ним и греческим митрополитом Германосом, стремясь придерживаться церковных канонов. Начались гонения. Ряд монахов должны были вернуться на верную гибель в СССР, некоторые перебрались в Сербию. Изгнанные иноки принесли традиции Валаама в разные страны мира: Францию, США, Марокко, Германию.

В 1946 перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви и был снова принят старый (юлианский) церковный календарь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *