Успенский собор ярославля

Достопримечательности Ярославля

Рубрика: Ярославль

Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был полностью уничтожен в 1937 г. Храм два раза капитально реконструировали: в 20-е годы четырнадцатого и в 50-60 г.г. семнадцатого столетия.

Архитектурный комплекс заложили в 1215 г. по велению кн. Константина Всеволодовича. В 1219 г. собор освящен епископом Ростовским Кириллом. Согласно бытовавшему обычаю, в ознаменование Успения Богоматери он, как главный в городе, получил название Успенского.

Свято-Успенский собор – пионер среди каменных религиозно-культовых сооружений Ярославля. В качестве основного строительного материала использовался обожженный кирпич, однако украшение экстерьера осуществлялось при помощи резьбы на вставках из белоснежного известняка. Для инкрустации полов применялись плиты, покрытые глазурью различных цветовых оттенков. Створки и наличники дверей были обиты позолоченными медными листами.

В 1501 г. в здании произошел сильнейший пожар: своды не выдержали напора огненной стихии. Расчищая завалы, рабочие обнаружили останки ярославских князей Василия и Константина Всеволодовичей, правивших в тринадцатом веке. Позже их мощам прихожане поклонялись как чудотворной святыне.

В первые два десятилетия XIV в. на пепелище был воздвигнут и освящен новый храм, сходный по композиции с Благовещенской церковью, украшающей Кремль в Москве. Он отличался компактными габаритами, наличием подклета и придела на хорах с западной стороны. В период борьбы с польско-литовскими захватчиками именно в этом храме в 1612 г. митрополитом Кириллом (Завидовым) князю Д. Пожарскому было дано благословение на вызволение Москвы.

В середине XIV в., в связи с обветшанием собора, издается датируемый 1642 г. высочайший указ, коим предписывалось старое здание разобрать. Вместо него, но уже в ином месте, было велено воздвигнуть новый храм. При этом подклет с обширным подвалом был сохранен и даже укреплен: его собирались эксплуатировать в качестве оружейного арсенала для хранения боеприпасов. Однако, вследствие избыточной влажности, помещение подклета было мало приспособлено для этой цели. Тогда от местного воеводы поступило предложение использовать подклет и сохранившиеся на нем не до конца разобранные стены как базу для постройки казенной палаты. В 1646 г. на стрелке Волги и Которосли была создана и освящена пятиглавая церковь в один этаж – теперь уже без подклета. Высота колокольни достигала 55 м.

После июльского пожара 1658 года, уничтожившего значительную часть городских зданий, Ярославль охватила волна казенной застройки. В рамках этой кампании в 1659 г. выходит царский Указ о воздвижении нового собора, поскольку прежний имел небольшие габариты и, к тому же, его кровля, купола и прочие внешние архитектурные элементы пострадали от огня.

Здание новой церкви было шестистолпным, о пяти главах, с традиционными для русского зодчества семнадцатого столетия крыльцами из камня, ведущими к входам с южной, западной и северной стороны. В это же время заложили восьмиугольную граненую звонницу шатрового типа.

Однако в 1670 г. произошел еще один фатальный для здания пожар, и спустя четыре года собор вновь воссоздали. Здание в стилевых канонах Византии отличалось кубовидной конфигурацией, имея 5 обширных куполов. Интерьерная роспись стен и сводов продолжалась с 1671 по 1674 г.г., фрески сохранились в первозданном виде вплоть до 1825 г.

В последующие два столетия собор претерпел несколько реконструкций, особенно масштабных после того, как в 1788 г. он обрел полномочия кафедрального. В 1720-х г.г. была пристроена паперть с западной стороны, а к концу столетия произведена переделка крылец. В период с 1832 по 1833 г.г. к стене с юга пристроена отапливаемая престольная церковь в ознаменование памяти о св. князьях Василии и Константине. В 1833—1837 г. г. взамен прежней, шатровой, была воздвигнута новая звонница, проект которой разработал выдающийся русский зодчий Авраам Иванович Мельников. В 1845 г. купола храма (новшество для тогдашнего Ярославля!) покрыли сусальным золотом, а на закате XIX в. отапливаемая западная паперть была значительно расширена и объединена с теплой церковью Василия и Константина.

К началу двадцатого века в соборе имелись два престола: Успения Богоматери и Св. князя Владимира. Подлинным шедевром декоративно-прикладного искусства являлся иконостас в пять ярусов, уставленный редкими иконами в богатых, усыпанных драгоценными камнями окладах из золота и серебра. Здесь же хранилось множество других древних реликвий.

Архитектурный ансамбль собора значительно пострадал в 1918 г., в ходе мятежа против большевиков. Его частично восстановили лишь к сентябрю 1923 г., после чего здесь располагалась городская биржа труда. В 1931-1937 г.г. здание служило зернохранилищем. 27 августа 1937 г. храм взорвали, а вместо него разбили сквер.

26 октября 2004 г. на месте когда-то разрушенного заложили новый Успенский храм. Был объявлен конкурс на лучший авторский проект. Наиболее перспективным, по мнению членов конкурсной комиссии, оказалось предложение архитектора из Москвы А. М. Денисова. Главным инвестором проекта стал крупный московский предприниматель В. И. Тырышкин.

Новый храм не похож на своего уничтоженного в 1937 г. предшественника. В рамках проекта создано грандиозное сооружение пятидесятиметровой высоты, имеющее общую площадь свыше 2000 м² и способное вместить до 4000 прихожан. На территории цокольного этажа имеется зал совещаний, помещения музея, трапезной для священнослужителей. Здесь же размещены личные покои управляющего епархией архиерея.

Работы по восстановлению храмого комплекса Успенского кафедрального собора в настоящий момент завершены не полностью. В проекте — возведение колокольни. Высота звонницы будет достигать рекордной семидесятиметровой отметки! Сейчас же рядом с собором за железными решетками можно увидеть колокола.

Строительство собора было в основном завершено к 1000-летнему юбилею Ярославля. 12 сентября 2010 года состоялось торжественное богослужение в честь освящения храма, которое провел Патриарх Кирилл.

Адрес: г. Ярославль, Которосльная набережная, 2/1.

Карта расположения:

← Часовня Казанской Богоматери в Ярославле

КОНСТАНТИ́Н ВСЕ́ВОЛОДОВИЧ

КОНСТАНТИ́Н ВСЕ́ВОЛОДОВИЧ (18.5.1185, Вла­ди­мир – 2.2.1218, там же), князь вла­ди­мир­ский (1216–18). Из ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей, стар­ший сын Все­во­ло­да Юрь­е­ви­ча Боль­шое Гнез­до, брат Юрия Все­во­ло­до­ви­ча, Яро­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча и Свя­то­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча. В 1196 отец же­нил К. В. на до­че­ри кн. Мсти­сла­ва Ро­ма­но­ви­ча, скре­пив со­юз, на­прав­лен­ный про­тив чер­ни­гов­ских Оль­го­ви­чей. Вес­ной 1198 Все­во­лод Боль­шое Гнез­до взял 12-лет­не­го К. В. в по­ход на р. Дон про­тив по­лов­цев. По­ход за­кон­чил­ся ус­пеш­но для рус. кня­зей. По­сле­дую­щие неск. лет К. В. про­вёл во Вла­ди­ми­ре. В 1201 К. В. при­сут­ст­во­вал при ос­вя­ще­нии Ус­пен­ско­го со­бо­ра, по­стро­ен­но­го его ма­те­рью во вла­ди­мир­ском Кня­ги­ни­не мон. В 1205 отец на­пра­вил К. В. на кня­же­ние в Нов­го­род, что бы­ло свя­за­но с во­ен. уг­ро­зой нов­го­род­ским зем­лям, ко­то­рой не мог про­ти­во­сто­ять Свя­то­слав Все­во­ло­до­вич, а так­же не­же­ла­ни­ем Все­во­ло­да Боль­шое Гнез­до вы­де­лять удел К. В. в Сев.-Вост. Ру­си. 20.3.1205 К. В. при­был в Нов­го­род, од­на­ко его прав­ле­ние ока­за­лось не­дол­гим. В нач. 1207 отец вы­звал К. В. во Вла­ди­мир, т. к. рез­ко обо­ст­ри­лись от­но­ше­ния вла­ди­мир­ско­го кня­зя с чер­ни­гов­ским кн. Все­во­ло­дом Свя­то­сла­ви­чем Черм­ным, и по­на­до­би­лась мо­би­ли­за­ция нов­го­род­цев на вой­ну с чер­ни­гов­ски­ми князь­я­ми. К. В. вер­нул­ся в Нов­го­род, со­брал боль­шое вой­ско из нов­го­род­цев, пско­ви­чей, ла­до­жан и но­во­торж­цев и позд­ним ле­том 1207 при­был с ним в Мо­ск­ву; там к К. В. при­со­еди­нил­ся отец со свои­ми пол­ка­ми. Од­нако из-за за­го­во­ра ря­зан­ских кня­зей, всту­пив­ших в сго­вор с Оль­го­ви­ча­ми, вла­ди­мир­ский князь на­пра­вил свои вой­ска на Ря­зан­ское кня­же­ст­во. К. В. уча­ст­во­вал в оса­де Прон­ска, за­кон­чив­шей­ся ка­пи­ту­ля­ци­ей го­ро­да. Вер­нув­шись по­сле это­го во Вла­ди­мир, К. В. по­лу­чил от от­ца удел с цен­тром в Рос­то­ве (ту­да во­шли так­же Яро­славль, Бе­ло­озе­ро, Уг­лич, Мо­ло­га и Ус­тюг). В 1209 К. В. по ве­ле­нию от­ца на­чал по­ход на Новый Торг (Тор­жок), что­бы за­ста­вить нов­го­род­цев от­пус­тить аре­сто­ван­но­го ими бра­та Свя­то­сла­ва, но кон­фликт был ула­жен без при­ме­не­ния во­ен. си­лы.

Елец. Храмы и монастыри

Много где побывал Елец не сходя со своего места — и в Азовской, и в Воронежской, и в Курской, и в Орловской губерниях, а сейчас пришвартовался в Липецкой области. Но в своей карьере максимум чего он достиг — это стать в 1719-м году центром провинции. Провинция была большая, по площади больше нынешней Липецкой области, и Липецк входил в состав Елецкой провинции в ранге уездного города. А очень хотелось Ельцу стать губернским городом, и основания у него для этого были. По легенде, отправили ельчане к царю делегацию из самых знатных купцов, чтобы попросили те царя сделать Елец губернским городом. Но царь тот был опытным бюрократом, напрямую купцам не отказал, а поставил условие — как будет в городе 33 храма, так и сделаю его губернским. И принялись строить храмы, причём с расчётом, что будут они украшать уже губернский город. Поэтому храмы ставили большие, не мелочились. К 1917-му году успели построить 31 храм и 15 часовен. Было ещё два монастыря, но они в зачёт не шли. Немного не успели…
А начну я свой рассказ о елецких храмах не с самого большого и административно главного, а с самого интересного.
Церковь Михаила Тверского и Александра Невского, она же Великокняжеская.

Храм сооружён обществом хоругвеносцев на средства купца Заусайлова в память о посещении Ельца Великим князем Михаилом Александровичем. Там же стоит и памятник самому Заусайлову.
2. Храм построен по проекту архитектора Вильфарата как продолжение царской часовни в память Александра II, убитого народовольцами в знак благодарности за отмену крепостного права.

3. Под церковью в 1913-м году устроили ещё и пещерный храм, а возле был открыт дом призрения в честь 300-летия дома Романовых.

Сам храм выполнен в византийском стиле, как было модно в начале прошлого века, да и внутри чем-то он напомнил мне греческие церкви.
4. Главный храм Ельца — Вознесенский собор. Он хорошо виден с противоположного берега Сосны.

5. С другой стороны в него упирается въездная в город улица Коммунаров

6. Храм строился 44 года, с 1845 по 1889. Собор является кафедральным, в нём проводит службы епископ елецкий и лебедянский.

7. Храм построен архитектором Тоном на месте старого, который стоял здесь, на Красной площади с 17-го века.

8. При советской власти до 1947-го года в храме было зернохранилище, кулинарный цех, бондарная мастерская.

9. Вознесенская часовня рядом с собором построена намного раньше него, в 1801-м году на месте братской могилы горожан, погибших при нашествии Тамерлана в 1395-м году.
При строительстве фундамента собора землю не вывозили, а рассыпали вокруг, поэтому часовня получилась такой заглублённой.
10. Введенская церковь расположена на улице Шевченко, рядом с собором. Считается самой древней церковью Ельца.
11. Немного севернее собора, на улице Маяковского находится Покровская церковь. Вернее, то, что от неё осталось.
12. Колокольня церкви в своё время была самой высокой в Ельце, сейчас от неё остались только руины, но вроде пытаются восстановить. А в центральной части уже проходят богослужения.
13. Дальше на север по улице Маяковского. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Чёрной слободе.
14. Здесь всё ещё хуже.
15. Церковь вернули верующим только в 2010-м. Что-то накрыли, поставили леса, похоже что давно.
Получится ли её восстановить?
По одному из старинных преданий, на месте нынешней Владимирской церкви находилась ставка Тамерлана, который совершил набег на Елец и собирался пойти на Москву. Предание гласит, что именно в районе Владимирского храма, в то время как в Москву перенесли икону Владимирской Божией матери, в Ельце Богородица явилась Тамерлану. Божья Мать велела захватчику покинуть пределы России и отказаться от своих военных амбиций по отношению к нашей стране. Легенда легендой, но место это находится в низине, и я на месте Тамерлана ставку бы там не расположил.
Ещё одна легенда говорит, что в декорировании этого храма принимали участие французы, оставшиеся в плену после Отечественной войны 1812 года, которые ранее работали над созданием царских дворцов.
16. Церковь Рождества Христова на улице Ярославского.
17. Ещё один грандиозный по своим размерам храм, а внутри, кроме бабушки, которая продаёт свечки, никого.
18. Успенская церковь на углу Советской и Карла Маркса. Тоже достаточно большая.
19. Памятник победе в Отечественной войне 1812-го года.
20. Колокольню ещё предстоит восстановить.
21. Церковь Преображения Господня на углу Октябрьской и Льва Толстого. 18-й век, колокольня пристроена в 1871-м.
22. Переместимся в южную часть города. Ещё один грандиозный храм — иконы Елецкой Божией Матери.
Храм был построен по случаю 500-летнего юбилея сражения с войсками Тамерлана, а одолеть его как раз и помог образ с иконы Богоматери, обративший вражеских воинов вспять. Восстановлен же храм был уже к 600-летию сражения.
23.
24. Этот храм один из самых молодых в Ельце, да и от коммунистов пострадал не сильно.
.
Как-то не попал в объектив моего фотоаппарата храм Михаила Архангела — ещё один большой храм на углу Свердлова и Октябрьской.
Не смотря на такое количество храмов, не скажешь, что Елец — город религиозный, или что сюда едут паломники. Мы заходили в несколько храмов, но только в одном из них — Вознесенском было более или менее людно, да и то, почти половину составляли туристы типа нас. Конечно, хорошо было бы восстановить полуразрушенные храмы, внешний вид города от этого только выиграл бы. А с другой стороны — для кого? Прихожан мало. Второй вопрос — за какие средства? Меценатов там не густо, прихожан, повторюсь, мало, за государственные деньги нельзя по нашим законам. Сделать в восстановленных храмах музеи? Не те сейчас времена, да и музеев в Ельце тоже достаточно. И сносить нельзя. Так и стоят полуразрушенные церкви, ждут решения этой очень непростой задачи.
Есть в Ельце и небольшие церквушки.
25. Казанская церковь на старом городском кладбище начала свою историю в виде небольшого деревянного приходского храма в центре Ельца.
Впервые церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на месте современного Михаило-Архангельского храма на средства донского казака Иосифа Лося в 1680-х годах. Просуществовавшую почти сто лет и пришедшую в ветхость деревянную церковь в 1771-м году года заменил Михаило-Архангельский храм. А новая Казанская церковь построена была в камне на вновь отведённом кладбище в полуверсте от города.
Первоначально была выстроена небольшая часовня для отпевания, освящённая в 1781 году как храм. В то время церковь прихода не имела и использовалась лишь с целью отпевания умерших. В 1789 году Казанская церковь была расширена: с запада к ней пристроили притвор и колокольню, чтобы придать часовне вид церковного здания.
26. Рядом с кладбищем ещё одна небольшая действующая церковь — Иоанна Златоуста.
Церковь была построена в 1872 году. До революции она выполняла роль домашнего храма для жителей городского мужского приюта, расположенного рядом с храмом. В приюте, организованном по инициативе управления Общественного банка, жили сироты и дети из бедных семей, а также пожилые люди, оставшиеся в одиночестве. Важнейшей частью воспитания подопечных приюта стало их религиозное просвещение. Чтобы у жителей социального учреждения появилась возможность посещать храм регулярно, местные купцы-меценаты решили сообща построить для них домовую церковь. На месте бывшего приюта и сейчас действует интернат.
27. Раз уж мы оказались в этом районе, посмотрим и на Троицкий Елецкий мужской монастырь. Вернее на то, что от него осталось.
На территории монастыря расположилась автобаза.
28. Стены и башни монастыря продолжают разрушаться.
После революции здесь размещалась коммуна люмпен-пролетариев с кожевенных заводов. 31 августа 1919 года часть коммунаров была расстреляна мамонтовцами за попытку оказать сопротивление и вандализм по отношению к зданиям монастыря. Эх, некому наказать за вандализм автоколонну.
Из культовых зданий осталась только колокольня, храмы разрушены до основания. А на старых фотографиях были два величественных храма. Монастырь был перенесён из центра города на это место подальше, от городской суеты, в середине 19-го века.
29. Братский корпус спасло только то, что он был превращён в многоквартирный дом.
В 2008 году часть квартир в бывшем братском корпусе с церковью святого Пантелеймона и колокольней монастыря переданы монашествующим.
30. Но есть в Ельце и действующий монастырь — Елецкая Знаменская епархиальная женская обитель, расположенная на левом берегу Ельчика.
31. Монастырь построен на «языке», образованном двумя оврагами, и добраться до него непросто.
Несколько раз, пытаясь подъехать на машине, мы упирались в овраги. И даже несмотря на такую территориальную обособленность монастыря, в 1769 году, когда почти весь город был уничтожен страшным пожаром, он тоже полностью сгорел. Нескольким послушницам удалось спасти часть церковной утвари. Помимо этого, было найдено несколько монастырских икон совершенно не тронутых огнем, в том числе, чудотворная икона Знамения Божией Матери. Несмотря на то, что находиться на территории монастыря было опасно, и все кельи сгорели, две инокини отказались покидать территорию монастыря. Вместо келий, они поселились в погребе, спасаясь от холода, ветра и влаги подручными средствами. Весть об их подвиге достигла Тихона Задонского. Святитель Тихон стал инициатором и организатором сбора средств на строительство новых келий для послушниц.
32. Во время одного из визита в монастырь он определил место, на котором надлежит построить новый каменный собор, получивший имя Знаменский в честь спасённой иконы.
33.
Известен факт, что именно святитель Тихон стал одним из духовных наставников самой известной послушницы монастыря – блаженной Мелании Затворницы Елецкой.
34. Памятник Мелании рядом с храмом Николая Чудотворца (2006 год).
35. Колокольня Знаменского монастыря.
36. Ещё много что предстоит сделать.
37. Но большая часть территории имеет ухоженный вид.
38. Всё-таки монастырь женский, как тут без цветов.
39. И даже кошки здесь ухоженные и ласковые.
40. Купальня над источником у подножия холма.
Ещё на нашем пути встретились три часовни, хотя в городе их несколько больше.
41. Троицкая часовня на железнодорожном вокзале.
42. Часовенка на месте бывшей городской стены.
43. Часовня во имя святителя Алексия на берегу Сосны. Здесь митрополит сказал, что «Будет на месте этом великий город».
Не до всех елецких храмов мы дошли, но про большинство из них я рассказал.
Другие отчёты по этой поездке:
Пальна-Михайловка
Задорный Первомай в Ельце
Елец воинский
Задонск светский
Задонск. Монастыри и храмы
Задонск. Рождество-Богородицкий монастырь
Елец железнодорожный
Богородицк. Парк, дворец, город
Воргольские скалы
Елец. Храмы и монастыри
Елец деревянный
Елец краснокирпичный
Елец туристический

Храм Воскресения Христова в Ельце

В дни пасхальных торжеств нельзя не вспомнить об одном из самых замечательных Елецких храмов – соборной церкви Воскресения Христова, украшавшей город на протяжении нескольких столетий. Воскресенская соборная церковь, ровесница возобновленному после набегов из Дикого Поля городу, упоминается в документах конца XVI века, когда в Ельце уже шла активная работа по постройке новой крепости, по набору служилых людей для ее обороны. Без сомнения, имя церкви символично: главный храм города, не единожды восстававшего из пепла, – в честь Воскресения Христова! С нами Бог! Оплот и твердыня, надежда, упование на небесное заступничество и уверенность в защите и несокрушимости!

Деревянная церковь Воскресения на протяжении XVII века, разделяя судьбу города, неоднократно горела и снова возобновлялась, пока в 1703 году не был построен новый храм – низ каменный, верх деревянный (такие постройки станут типичны для города вплоть до XX века).
Елецкое предание бережно сохранило память о том, что в Ельце в самом начале XVIII века бывал Петр I проездом из Москвы на корабельное строительство в Воронеж. Царь не раз стоял обедню в Воскресенском соборе, читал во время службы Апостол – свою любимую книгу – и подпевал хору певчих.
В XVIII веке Воскресенская церковь полностью стала каменной. К началу XX века после многих перестроек Воскресенская соборная церковь представляла собой двухэтажный храм с трехъярусной колокольней, увенчанной шпилем на постаменте, в основание которого были вмонтированы часы, расположенные по сторонам света. Снаружи храм был оштукатурен. В 1797 году Яков Ростовцев, елецкий купец, пожертвовал колокол в 187 пудов весом (без малого 3 тонны!) на новую колокольню. В соборе имелись древние иконы, Евангелие из дома святителя Митрофана Воронежского и Евангелие также конца XVII века, пожертвованное ельчанкой инокиней Домной и переданное в собор через внука – посадского человека Алексея Семеновича Расихина. Хочется думать, что Евангелие, побывавшее в руках Расихиных (сейчас оно находится в краеведческом музее Ельца), принимавших Петра I у себя в доме, хранит много тайн, которые еще только предстоит разгадать!
В 1889 году, в непосредственной близости от Воскресенского храма, начал служить вновь построенный Вознесенский собор, размеры которого более соответствовали нуждам разросшегося города. Однако Воскресенская соборная церковь, с тех пор с любовью называемая ельчанами «старым собором», не утеряла своего значения, сохранив прихожан – более тысячи человек, живших во всех районах города.
В XX веке Воскресенский собор разделил судьбу городских храмов. В 1922 году из него были изъяты церковные ценности, в 1929 храм был закрыт, а еще через три года разрушен. Летом 1996 года в ходе археологических раскопок на Красной площади (Соборной, как она называлась изначально) были обнаружены и законсервированы остатки фундамента старого собора, по которым и сегодня можно судить о величине и месторасположении здания.
Стоя на площади и глядя на музеефицированные останки, мысленно перенесемся в XIX век и увидим торжественную картину, которую писатель И.А. Бунин пронес в своей памяти через всю жизнь, чтобы спустя десятилетия описать свои гимназические впечатления, относящиеся к 80-ым годам XIX века, от посещения службы в елецком Воскресенском соборе, в романе «Жизнь Арсеньева»:
«Вот «табельный» день, торжественная обедня в соборе. Наш капитан, перед тем как вести нас, собравшихся во дворе гимназии, осматривает каждую нашу пуговицу. Учителя – в мундирах, в орденах, в треуголках. Идя по улицам, мы с удовольствием чувствуем, что прохожие смотрят на нас, как на что-то казённое, полувоенное, принимающее непосредственное участие во всём том параде, которым должен быть ознаменован этот день. К собору отовсюду сходятся и съезжаются другие «ведомства», то есть опять мундиры, ордена, треуголки, жирные эполеты. Чем ближе собор, тем звучнее, тяжелее, гуще и торжественнее гул соборного колокола. Но вот и паперть – «шапки долой!» – и, теснясь, расстраивая ряды, мы вступаем в прохладное величие широко раскрытого портала, и тысячепудовый звон ревёт и гудит уже глуше, над самой головой, широко и благостно-строго встречая, принимая и покрывая тебя. Какое многолюдство, какое грузное великолепие залитого сверху донизу золотом иконостаса, золотых риз причта, пылающих свечей, всякого чина, теснящегося возле ступеней амвона, устланного красным сукном! Для отроческого сердца было всё это нелегко: голова мутилась от длительности и пышности службы, от этих чтений, каждений, выходов и выносов, от зычного грома басов и сладких альтовых замираний на клиросе, изысканно щеголяющем то мощью, то нежностью…»

Дмитрий Перцев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *