Успенский собор в Владимире

История обретения мощей

При жизни князь был хорошим политиком и государем. Крещение кардинально изменило его взгляды на жизнь и смерть. Принятие новой веры помогло сплотить народ, отказаться от диких языческих обрядов. Теперь он не мог мстить и убивать, ведь его Бог говорил о любви и прощении.

Икона святого равноапостольного князя Владимира

Владимир умер 15 июля 1015 года в деревне Берестовое, которое находилось под Киевом. На смертном одре он просил прощению у Господа за то, что раньше был язычником и не знал истинного Бога. Так отошел ко Господу великий русский святой.

Князя похоронили в Десятинной церкви, которую он построил за свои деньги. Мраморные гробы с телами Владимира и его жены Анны хранились там до 1240 года.

В 1240 году на Киев напало войско хана Батыя. Храм был разрушен, а гробы утеряны. И только в 1635 году мощи были обретены благодаря стараниям митрополита Петра Могилы. Митрополит взял череп и кость руки. Главу он передал на хранение в Успенский храм Киево-Печерской Лавры. Челюсть была передана царю Михаилу Федоровичу в качестве подарка, который он передал в Успенский собор Кремля.

Сейчас челюсть находится в Храме Христа Спасителя. Кость руки находится в Киевском Софийском соборе. История с черепом более запутанная. Во времена советской власти череп из Киева был направлен в Ленинград на экспертизу. Антрополог Михаил Герасимов должен был восстановить портрет князя по черепу. Но началась война, и реликвия была утеряна в блокадном Ленинграде.

Интересно! Предполагается, что советская власть и не собиралась восстанавливать портрет великого князя Владимира, а экспертиза была предлогом для того, чтобы забрать череп. Ведь без челюсти экспертиза была невозможной. Хранилась она в Москве, но передавать ее в Ленинград никто не собирался.

День памяти святого князя Владимира празднуется 28 июля.

Стоит отметить, что Русь достигла высшей степени своего развития именно после Крещения. Строились храмы, открывались воскресные школы, переписывались, а позже и печатались книги. Появилась старославянская азбука, которая существует и доныне в Русской православной церкви. Русь стала наравне с Константинополем. Именно благодаря Владимиру Русь вышла из тени греха и неведения.

В чем помогает и как молиться мощам

Так как князь был мудрым и образованным человеком, у него молитвенно просят помощи в учебе или о вразумлении государственных властей. Обращаются к нему и при болезни глаз. Ведь однажды его поразила болезнь слепоты. Избавился князь от этой болезни после того, как принял Святое Крещение.

Молитва святому равноапостольному Великому Князю Владимиру:

О великий угодниче Божий, равноапостольный княже Владимире! Призри на немощи наши и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогневается на ны зело и да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердца наша покаяние и спасительный страх Божий, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже оставити нам стези нечестия и на путь спасения обратитися, неуклонно же заповеди Божия творити и уставы Святыя Церкве соблюдати. Моли, благосерде, Человеколюбца Бога, да явит нам великую милость Свою: да избавит нас от смертоносных болезней и от всякаго зла, да сохранит и спасет рабов Божиих (имена) от всех козней и наветов вражиих и да все мы сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь. Важно! Великий князь Владимир является покровителем внутренних войск России. Мощи князя Владимира

Успенский собор во Владимире, Россия

Успенский собор – главный кафедральный храм Владимирской епархии, расположенный на берегу Клязьмы во Владимире (Россия). Он является одним из музеев Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Во времена расцвета Владимиро-Суздальского княжества это был главный храм на северо-востоке Руси. Собор, построенный в 1158-1160 годах по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского, можно по праву назвать выдающимся памятником древнерусской архитектуры. Не случайно более многие поздние храмы строились по его образцу, в том числе и Успенский собор Московского Кремля. Он был построен специально для чудотворного образа Божией Матери, предполагаемым автором которой являлся сам евангелист Лука.

Изначально храм представлял собой шестистолпное, трехнефное пятиглавое сооружение из белого камня. Его высота составляла 32,3 м, а ширина центрального нефа соответствовала ширине пролета владимирских Золотых ворот – 20 греческим футам (6,16 м). От внутреннего интерьера того периода сохранились лишь фигурные капители и фрагменты росписи в северной галере, выполненные греческими изографами.

После страшного пожара 1185 года собор был практически полностью разрушен. Князь Всеволод III – брат Андрея Боголюбского, реконструировал и значительно расширил храм. Успенский собор стал пятинефным, увеличилась алтарная часть, появились боковые галереи, где погребены представители владимирской великокняжеской семьи. В северной галерее находятся захоронения основателей храма – великих князей Андрея и Всеволода. К росписи того периода относятся фигуры Авраама и Артемия, и изображения на заиконостасных столпах.

  • Карта

Расположение на карте. Координаты: 56°07′37″ сш 40°24′33″ вд

Повторно собор был расписан великими русскими иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным в 1408 году. До наших дней сохранились отдельные фрагменты масштабной композиции «Страшного суда», и некоторые другие фрески, в частности — «Шествие праведных в рай». Большинство же сохранившихся фресок относятся к XIX веку.

В 1810 году рядом с собором была построена четырехъярусная колокольня, а в 1862 году – Георгиевский придел. В конце XIX века стены собора подновляли, а фасадные рельефы были заменены новыми. Сегодня старинным фрескам на стенах храма грозит опасность, поскольку необходимый режим тепла и влажности не соблюдается.

Успенский собор во Владимире фото.

История

Удивительная и богатая история у собора Владимирской митрополии.

Успенский собор фото

  • Первоначальное здание заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 г. после явления Пресвятой Богородицы. Матерь Божья велела соорудить в этом месте дом для черноризцев. Князь распорядился написать лик Богоматери таким, какой она привиделась.
  • Строили главный храм греческие, галичские, киевские мастера и архитекторы из Германии. Совместная работа помогла укрепиться и внешнеполитическим отношениям. В 1161 г. собор освятили.
  • В 1181 г. храм пострадал в результате сильного пожара. Приказал восстановить и расширить строение князь Всеволод Большое Гнездо.
  • 1238 г. Войска хана Батыя подожгли собор, но строение пострадало не сильно.
  • В XIV – XV веках стены расписаны Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.
  • XVI-XVII вв. неухоженный храм постепенно ветшает.
  • С XVIII в. храм неоднократно обновлялся: — 1767 г., Екатерина II приказала изменить иконостас, который приобрёл стиль барокко; на протяжении следующих 200 лет перестраивали и изменяли здание снаружи, построили колокольню; в 70-80 гг. XX века купола покрыли золотом, а на камень нанесли специальный состав; остаткам фресок вернули величественный вид, внутри помещения установили благоприятный климат.

Интересные факты

  • В 1158 г. князь Боголюбский вёз икону Божьей Матери. Внезапно лошади остановились и ни в какую не трогались дальше. Это произошло рядом с городом Владимиром. До полуночи продолжались молитвы князя, пока не появилось видение Богоматери. Мать Бога уверила, что этот город станет столицей русского государства. Так же велела на этом месте построить храм и поставить там её икону.
  • Говорят, что пространство между стенами центральной главы было занято тайником с казной государства. 1771 г.
  • Боголюбская икона Пресвятой Богородицы спасла город от эпидемии страшной болезни. Девочка, молившаяся у иконы, перестала заикаться. Другая девочка, после автокатастрофы, которую не вылечили врачи, начала ходить. У молящихся на икону бездетных семей рождались дети.
  • Хан Батый приказал отрубить князю Георгию голову. При вскрытии гроба, в феврале 1919 г., установлено, что голова приросла к телу. Доказательства: неправильно сросшиеся позвонки шеи.
  • Мощи князя Глеба Андреевича не затронул пожар 1238 года. В 1410 г. гробница опалила огнём врага — татарина, искавшего сокровища.

Колокольня Успенского собора фото

Экскурсии

Обзорная экскурсия с экскурсоводом, включает посещение памятников XII века из белого камня. Золотые ворота, Дмитриевский (личный храм Боголюбского) и Успенский соборы занесены в списки ЮНЕСКО. Кроме того запланирован поход в 2 музея: хрустальные изделия, лаковые миниатюры и вышивка; военно – исторические экспозиции.

Предполагается посмотреть Свято — Успенский Княгинин монастырь, основанный в 1200 г. Стоит прогуляться по Владимирскому Арбату — восстановленная пешеходная улица Георгиевская. Экскурсии запланированы на 2,5-3 ч.

Успенский собор во Владимире – один из выдающихся памятников русского белокаменного зодчества, основанный в период домонгольской Руси. Сегодня здание представляет собой государственный музей и в то же время является кафедральным собором городской митрополии РПЦ. Церковь ныне функционирует и принимает прихожан шесть дней в неделю.

Начало строительства первоначального здания Успенского собора было положено при князе Андрее Боголюбском в 1158 году. Архитекторы того времени задумывали постройку как самый главный храм Владимиро-Суздальского княжества и Руси. Над ней трудились архитекторы из Греции, Галича и Киева, а также немецкие мастера. Поэтому во время строительство укрепились и внешнеполитические отношения князя Андрея Боголюбского.

Постепенно собор преображался, в нем была произведена и роспись. Однако в 1185 году он значительно пострадал от пожара и требовал восстановления. В то время князем был Всеволод III, он же и принял решение существенно расширить постройку, в результате чего у нее появились дополнительные боковые галереи, а также четыре малые главы. Кроме того, были построены дополнительные арки, внутреннее пространство храма увеличилось.

В 1238 году город Владимир был взят войсками хана Батыя, а великая княгиня и владыка Митрофан заперлись в здании. Все находящиеся внутри Успенского собора погибли, поскольку монголы подожгли собор. Позже великокняжеская семья и погибшая Агафья Всеволодовна с детьми были канонизированы как Владимирские мученики.

Следующее обновление Успенского собора было произведено по приказу Екатерины II в 1767 году. Процесс производился в духе того времени и в первую очередь затронул иконостас – рублевский стиль сменился барочным. Тогда же, в течение двух веков, постепенно изменялся и внешний вид здания, была возведена колокольня. Реставрация собора во Владимире производилась и в двадцатом веке. Самая масштабная была проведена в 70-80-х годах, в процессе которой были покрыты золотом купола и специальным составом – белый камень. Тогда же улучшили внутренний климатически режим, а также обновили фрески.

Описание собора

Сегодня Успенский собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея, а также РПЦ. Он является функционирующим храмом, в котором регулярно проводятся традиционные богослужения, а также музеем, рассматривается как достопримечательность города Владимира. В 1992 году он был внесен в список ЮНЕСКО.

Здание не является крестово-купольным, как многие до сего дня сохранившиеся церкви. Его относят к зальному и палатному типу, поэтому все части внутреннего пространства равновеликие. При этом он увенчан пятиглавием и центральная глава, символизирующая Христа, выстроена выше других.

Стены Успенского собора снаружи поделены на равновеликие прясла. Вертикальное деление стен при этом подчеркивает монолитность, а южная стена наиболее выразительна из всех. Присутствует аркатурно-колончатый пояс.

Первоначальные фрески, служившие украшением Успенского собора, при современном состоянии здания не сохранились. В том числе утрачены были работы Андрея Рублева. Однако по мере проведения реставраций и обновлений добавились и другие работы.

Иконы Божией матери в соборе: Максимовская, Владимирская и Боголюбская. Помимо мощей святого княжеского семейства в нем также хранятся части мощей князя Александра Невского, Андрея Боголюбского, Георгия Всеволодовича, Глеба Владимирского и нескольких святых.

Успенский собор во Владимире — белокаменный шедевр Древней Руси

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 56
Начало строительства: 1158 год
Окончание строительства: 1189 год
Архитектор: Фридрих Барбаросса
Высота: почти 33 метра (32,3 м.)
Координаты: 56°07’38.7″N 40°24’33.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Вот уже более 850 лет на высоком берегу реки Клязьмы стоит белокаменный Успенский собор. Первый камень в фундамент храма заложил князь Андрей Боголюбский в 1158 году.

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Юго-западная сторона собора

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве.

Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон.

Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит. Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания. Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Главный вход в собор

Упадок и возрождение Успенского собора

В 1185 году Успенский собор пострадал от пожара. Зодчие, восстанавливающие храм, обнесли здание со всех сторон новыми каменными стенами и соединили их арками со старыми стенами, создав, таким образом, своеобразный «футляр».

По приказу князя Всеволода Большое Гнездо владимирские мастера значительно расширили Успенский собор и заменили его убранство на более пышное и дорогое. В Успенском соборе венчались на великокняжеский престол великие владимирские князья, перенявшие от Андрея Боголюбского идею единства Русской Земли.

Общий вид на Успенский собор

Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо вновь начались феодальные междоусобицы, ослабившие Русь накануне татаро-монгольского нашествия. В 1238 году войска хана Батыя, опустошив Рязань, вторглись во Владимир. Несмотря на героическое сопротивление жителей, татары всё-таки взяли город. Предчувствуя неизбежную гибель, многие горожане затворились в Успенском соборе вместе с епископом Митрофаном и его семьёй. Они предпочли мученическую смерть позорному плену и задохнулись от дыма, после того как татары обложили собор брёвнами и подожгли здание.

Купола собора

Все реликвии были разграблены, живопись повреждена огнём, но обгоревший храм выстоял. Одержав победу над татаро-монголами на Куликовом поле в 1380 году, русские с особым рвением принялись восстанавливать былое величие Руси. В 1408 году сын Дмитрия Донского — Василий Дмитриевич — пригласил из Москвы известных иконописцев Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, украсивших владимирский собор новыми фресками.

Восточная сторона собора

Реликвии Успенского собора

От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.

Южный фасад собора

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др. Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля. Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

Рейтинг достопримечательности

Успенский собор Владимира

Успенский собор Владимира включен в список восьми архитектурно-исторических памятников древнерусского белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси, причисленных в 1992 году к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО. До начала возвышения Москвы в его стенах проводились обряды венчания на великое княжение. Храм изначально был обеспечен огромными земельными наделами и десятиной со всех княжеских доходов. Он сыграл ключевую роль в становлении Владимира как политического и независимого православного центра.

  • Основание Свято-Успенского собора — 1158 год.
  • Престольный праздник — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
  • Статус — объект культурного наследия государственного значения.
  • Состояние — действующий храм с музейной экспозицией.

Успенский собор Владимира, © Андрей и Валерия

Архитектурный образ культового сооружения явился образцом для целого ряда храмов, возведенных в разные исторические периоды. Здесь сохранились фрагменты уникальных фресок XII века, а также росписи именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Чёрного.

Описание Успенского собора во Владимире

Белокаменное строение возведено в 1158–60 гг. по указанию князя Андрея Боголюбского, ставшего правителем всей Суздальской земли в 1157 году, после смерти своего отца Юрия Долгорукого. Изначально собор был трехапсидным и шестистолпным, имел три притвора, три алтаря и пять глав. По высоте (32,3 метра) он превосходил ранее построенные в Киеве и Новгороде Софиевские соборы, а по пышности внутреннего убранства — ему не было равных. Росписи появились 1161 году.

Вид на Свято-Успенский собор, © Владимир

Золоченые скульптуры и двери, витражные стекла и виртуозная резьба по камню, фресковые ковры, пол из медных и керамических плит дополнялись богатейшей церковной утварью и облачениями, украшенными золотом, серебром и драгоценными камнями. Фасады декорировались лепным орнаментом и фигурными пилястрами с капителями коринфского ордера, в закомарах имелись рельефные композиции. От первоначального облика собора мало что сохранилось после масштабных пожаров, случившихся во Владимире в 1183 и 1185 гг.

Восстановление поврежденного огнем Успенского собора полностью видоизменило культовое сооружение. Перестройкой занимался князь Всеволод Большое Гнездо, привлекший к работам местных зодчих.

Новый храм вокруг старого здания возводился в период с 1186 по 1189 гг. Собор значительно расширили за счет пристройки боковых галерей. Вместо трехнефного он стал пятинефным. Оставшиеся фрагменты фресок уничтожать не стали, некоторые из них сохранились до наших дней. Внутреннее пространство объединили посредством дополнительно пробитых арочных проемов.

Свято-Успенский собор, © Igor Butyrskii

Для сравнения — размеры в плане первого и заново возведенного Успенского собора (без учета апсид):

  • ширина — 17,5 и 30,8 метров;
  • длина — 22,5 и 30 метров.

Хронология дальнейших основных событий выглядит следующим образом:

  • 1238, 1410, 1536 гг. — пожары и разграбления;
  • 1299 г. — перенесение резиденции митрополита;
  • 1408 г. — роспись стен и сводов Рублевым и Чёрным;
  • начало XVII века — запустение;
  • 1774 г. — новый иконостас;
  • 1810 г. — возведение колокольни (высота более 70 метров);
  • 1862 г. — строительство Георгиевского придела;
  • 1927–44 гг. — запрет на богослужения.

Колокольня, © Igor Butyrskii

В течение всей своей истории Кафедральный собор Владимира реставрировался несколько раз. Он пережил величие, разруху и возрождение. Ныне комплекс находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Первый Успенский собор Владимира строился ломбардскими мастерами, отправленными в распоряжение Андрея Боголюбского императором Священной Римской империи и, одновременно, королем Германии Фридрихом I, получившим за свою ярко-рыжую бороду прозвище Барбаросса.

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

Архитектура собора, © Владимир

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

  • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
  • четырехскатной кровлей;
  • приделом во имя Георгия Победоносца;
  • шлемовидными главками (ранее были луковичные).

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Интерьер и внутреннее убранство

Многое, что сегодня находится в Успенском соборе Владимира, появилось уже после его перестройки в 1189 году и в ходе более поздних реконструкций. Но здесь все еще присутствуют фрагменты древних фресок XII века и более поздние работы знаменитых иконописцев, выполненные в начале XV столетия.

В древней части храма и на заиконостасных столпах можно рассмотреть фигуры, изготовленные в конце XII века. Во второй половине XVIII столетия по прямому указанию императрицы Екатерины II интерьеры обветшавшего собора и его внутреннее убранство были существенно обновлены. Именно в тот период рублевский иконостас заменили резным. Древние иконы, написанные рукой мастера, сохранились. Часть из них находится в Третьяковской галерее.

В XIX веке поверх исчезнувших со временем фресок появились новые росписи. В 1970-80х годах производилась самая объемная и продолжительная реставрация.

Внутреннее убранство, © Андрей и Валерия

Святыни

В Успенском соборе Владимира хранятся мощи святых великих князей:

  • Андрея Боголюбского (ок. 1111—1174 гг.) — основал собор и поднял Владимиро-Суздальское княжество до высот самого могущественного и сильнейшего на Руси;
  • Глеба Муромского (ок. 987–1015 гг.) — мученик-страстотерпец считается одним из первых русских святых и покровителей Русской земли;
  • Георгия (Юрия Всеволодовича) (1188–1238) -канонизирован православной церковью спустя четыре столетия после смерти;
  • Александра Невского (частица мощей) (1221–1263) — является покровителем православной церкви и родоначальником государей Москвы.

В храме находятся иконы:

  • Владимирской Божией Матери, одной из самых почитаемых в русском православии. Была передана в дар Юрию Долгорукому Константинопольским патриархом в 1131 году. В соборе хранится список Андрея Рублева. Оригинал в 1999 году передан из Третьяковской галереи в церковь Святителя Николая Чудотворца в Толмачах;
  • Максимовской Богоматери, написанной в 1299 году после явления образа Пресвятой Богородицы Владимирскому митрополиту Максиму. Знамение было воспринято как небесное благословение на перенесение кафедры во Владимир;
  • Св. Авраамия Болгарского (с частичкой мощей), особо почитаемого Владимирской епархией в лице мученика и чудотворца.

Кафедральный собор Владимира, © Igor Butyrskii

В нишах-аркосолиях, оборудованных в галерейных стенах собора, покоятся останки епископов, представителей княжеско-владимирских фамилий. В том числе, в северной галерее находятся захоронения двух князей — основателя храма Андрея Боголюбского и инициатора его восстановления Всеволода III (Большое Гнездо).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *