Успенский храм в вешняках

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

Православный храм

Церковь Успения Пресвятой Богородицы
в Вешняках


Успенская церковь

55°43′25″ с. ш. 37°47′54″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Москва

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Тип здания

Шатровый храм

Дата основания

XVII век

Строительство

1644—1646 годы

Статус

Объект культурного наследия № 7710966019№ 7710966019

Состояние

действует

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (значения).

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках — православный храм Рождественского благочиния Московской городской епархии.

Храм расположен в районе Вешняки, Восточного административного округа города Москвы. Главный престол нижнего храма освящён в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы; придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Главный престол верхнего храма освящён в честь праздника Воскресения словущего; приделы в честь Николая Чудотворца (южный), в честь пророка Илии (северный), приставной — в честь святой мученицы Татианы.

Близ храма расположено Вешняковское кладбище.

История

История района

Успенская церковь расположена на территории старинного поместья Вешняково, впервые упоминающегося в летописях XVI века. Как и соседнее Кусково, Вешняково связано с фамилией Шереметевых.

Успенская церковь была построена Фёдором Ивановичем Шереметевым в 1644—1646 годах по обету. В эти годы Ф. И. Шереметев занимал одно из ключевых мест в российском правительстве. В 1646 году он ушёл в отставку, а в 1649 году принял иноческий чин в Кирилло-Белозерском монастыре и назван был в постриге Феодосием.

Успенская церковь

Храм возвышался на высоком подклете, окружённом с трёх сторон галереей, первоначально открытой. Вместо купола здание храма завершалось шатром. Через несколько лет после окончания основного строительства было принято решение пристроить к храму симметричные приделы, также увенчанные шатрами. В 1655 году Патриарх Никон, к которому обратились за разрешением на строительство, в храмозданной грамоте отметил, что «…главы б на тех приделах были круглые, а не островерхие». Патриарх Никон был противником шатровых храмов и предписывал строить новые церкви «о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». В конце XVII века к храму была пристроена колокольня, в 1734 году её надстроили и увенчали шпилем.

В течение более чем 300-летней истории Успенской церкви её несколько раз реставрировали изнутри и снаружи. На одном из участков внешней стены во время последней реставрации было обнаружено девять слоёв охры и три слоя масла. Среди цветов, в которые был выкрашен храм, присутствуют бордовый, красный, изумрудный, темно- и светло-жёлтый.

Памятный крест на церковном кладбище, посвящённый воинам, погибшим за Веру, Царя, народ и Отечество наше

Успенскую церковь окружает старое приходское кладбище, на котором похоронены жители близлежащих сел — Кусково, Вешняково, Выхино, Вязовка, а также те, кто поселился здесь позднее, когда в связи со строительством в 1880 году Рязанского направления железной дороги село постепенно превращается в крупный пригородный посёлок Вешняки.

Советский период

22 мая 1922 года большевики вывезли из храма множество церковных ценностей, включая драгоценные чаши, сосуды, дарохранительницу, напрестольные кресты и Евангелие. Успенская церковь была закрыта накануне Великой Отечественной войны, в 1940 году. В военные годы в здании храма был оборудован военный склад и ремонтные мастерские. 25 января 1947 года в храме были возобновлены богослужения. Несмотря на все трудности, удалось сохранить часть церковных ценностей, в том числе старинные иконы. Часть икон сильно пострадала от сырости и перепадов температуры, так как до этого хранилась на колокольне. После проведённой реконструкции холодный верхний храм становится тёплым, зимним. В 1951 году на отремонтированной колокольне была установлена чаша со шпилем.

Современность

История храма

Данная церковь располагается на территории старинного поместья Вешняково. Первые воспоминания об Успенском храме в Вешняках датировано еще 16 веком. Этот храм тесно связан с Шереметьевыми. Он был построен Федором Ивановичем по обету в 1644-1646 годах. В этот период он занимал достаточно высокое положение в правительстве. В 1646 году он принял решение покинуть занимаемую должность, а в 1649 году он принял постриг под именем Феодосий.

Этот храм не исключение из типичных храмов того времени. Он также относится к шатровым. Конец 17 века ознаменовался строительством колокольни. В 1734 году ее строительство закончили и увенчали шпилем. За все время существования храма не раз проводились его реставрации как снаружи, так и внутри.

Основные цвета, которые использовались для покраски храма:

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

  • изумрудный,
  • красный,
  • светло желтый,
  • бордовый,
  • темно красный.

Вокруг обители находится кладбище местных жителей. Так как там была проложена железная дорога, то в поселок начали возвращаться жители. И сейчас Вешняки разрастаются и становится крупным пригородным городком.

Немало натерпелся храм во время советского периода. В 1922 году большевики вывезли большое количество церковной утвари. Закрыта была она в 1940 году как раз накануне Великой Отечественной войну. В те годы здание обители было оборудовано под ремонтные мастерские и военный склад. Но уже с 25 января 1947 года там были возобновлены богослужения. Благодаря стараниям местных жителей и церковнослужителей часть церковных ценностей смогли сберечь, включая 3 старинные иконы.

Как добраться к храму

Точный адрес храма: г. Москва, ул. Юности 17.
Доехать можно на метро и автобусами:

  • станция метро «Рязанский проспект», авт. 133, 208,
  • станция метро «Выхино», авт.127, 620.

Господь всегда с Вами!

Воспоминания о приезде епископа Разнеслась по селу весть, что приезжает епископ. Его решили встретить с почестями. Настал долгожданный день. Дьякон отправился на станцию. Сошедших с поезда пассажиров оказалось мало. Из первого вагона вышел старичок в простой одежке. Подождал он на перроне, никто и не под… Светлые люди среди нас «Однажды я отпевал молодую женщину,— вспоминает отец Лонгин.— Была зима. Смотрю, после отпевания на могиле остались четверо мальчишек. Все ушли, а они стоят совсем замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу и не идут никуда. На улице мороз градусов 20. А самый маленький из Ð… Отвечая на наши молитвы, Бог обычно действует через людей История про кота )) В одной деревне жил священник и был у него кот. Священник кота очень любил, поскольку был одинок. И вот однажды вечером он не обнаружил своего питомца в доме, естественно, забеспокоился и бросился его искать. Нашёл довольно быстро, поскольку домик и участо… ЭКЗАМЕН С АНГЕЛОМ ХРАНИТЕЛЕМ. Мне хотелось бы рассказать одну историю. Случилась она с одним, хорошо мне знакомым студентом. Учился он неплохо, но ему особо не давалась высшая математика. И вот в конце второго курса ему никак не удавалось сдать «вышку». Он заваливал экзамен за экзаменом. Когда ему был прÐ…

>Краткая история Успенского храма с. Гжель

Дата публикации или обновления 01.05.2015

  • К оглавлению: Храм Успения Пресвятой Богородицы села Гжель. Исторический очерк
  • Краткая история храма Успения Пресвятой Богородицы села Гжель

    Дворцовая волость Гжель известна с первой трети XIV века. Она упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты, потом принадлежала великому князю Димитрию Донскому, затем его сыну Василию. После смерти Василия Димитриевича Гжель перешла во владение к его вдове Софье Витовтовне, которая в 1453 г. завещала ее своему внуку Юрию Васильевичу. Первое упоминание о селе Гжель на речке Гжелке относится к 1519 г. «Во Гжели дворцовое село Гжелъ».

    Оно стало центром волости.

    Когда в селе Гжель появилась первая церковь, уже никто не скажет. Память человеческая коротка, да и документы не всегда доносят до нас такие сведения. Только известно, что в начале XVII в. стояли здесь две деревянные церкви, «построенные изстари», во имя Успения Пресвятой Богородицы и Димитрия Солунского.

    Последняя к тому времени уже была не пригодна к службе и стояла «пуста и обвалилась». Но в 1701 г. на месте деревянного храма был построен каменный (первый в округе) с двумя престолами: во имя Успения Богородицы и во имя Николая Чудотворца.

    «1701 года, сентября 11 выдан антиминс, по благословенной грамоте, в Московский уезд, в село Гжелъ, в новопостроенную церковь… той же церкви попу Карпу Кириллову».

    По главному престолу церковь получила название Успенской. Приход у храма был большим. Причт «издавна» состоял из двух священников. Документально это подтверждено, по крайней мере, с 1703 г.: «Аа по переписной книге 1703 года у той же церкви показано 2 попа, диакон, дьячок и пономарь, церковной земли 14 чети в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен да поросли сенокосной десятина, приходских ИЗ двора».

    Любопытно, что через 100 с небольшим лет год постройки каменного храма был забыт. В клировой ведомости за 1823 г. читаем: «…в селе Гжели: Успенская церковь, построена неизвестно в коем году старанием прихожан, каменная, состоит в твердости…»

    А еще через 50 лет, в 1878 г., забылся не только год постройки, но и те, старанием кого храм был построен: «Успенская церковь с. Гжели построена, когда и кем неизвестно».

    Между тем значение Успенской церкви в духовной жизни окрестных земель было велико. Так, если за значимость храма взять количество приходских дворов и окормляемых жителей (а вероятно, для сельской местности того времени это допустимо), то в начале XIX в. наблюдается интересная картина.

    В качестве источников мы будем использовать наиболее надежные и беспристрастные — клировые ведомости, а для сравнения возьмем ближайшие к Успенской церкви храмы:

    — Церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Карпова;

    — Церковь Георгия Победоносца села Игнатьева;

    — Архангельский Собор города Бронниц;

    — Троицкую церковь села Троицкого при Борисоглебском озере (ныне церковь Бориса и Глеба города Раменского).

    Итак, клировые ведомости за 1811 г.

    По ним «Означенная Успенская церковь с. Гжели издревле двухприходная, при ней имеется 380 приходских дворов».

    Далее: «…при церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Карпова имеется 305 приходских дворов». «При церкви влмч. Георгия, что на Глинках, имеется 398 приходских дворов».

    «При Архангельском соборе в г. Бронницах имеется 232 приходских дворов, в том числе 8 дворов священноцерковнослужителей». «При церкви Живоначальной Троицы в с. Троицком, что при озере Борисоглебском, имеется 246 приходских дворов».

    1829 год.

    По Успенской церкви: «…В приходе всего: 395 дворов, мужска пола 1704, женска пола 1749…»

    По другим храмам в том же 1829 г.: «…при Покровской церкви с. Карпова в приходе всего: …правоверных 309 дворов 1332 муж. и 1309 жен., раскольников 91 двор 528 муж. и 481 жен.»

    «При церкви Архистратига Михаила г. Бронниц в приходе всего: 275 дворов, мужска пола 1125, женска пола 1179».

    «При Троицкой церкви с. Троицкого, что при озере Борисоглебском, в приходе всего: 206 дворов, мужска пола 1454, женска пола 1450…»

    То есть в первой трети позапрошлого века гжельский приход был самым крупным в округе и существенно превышал приход Троицкого храма села Троицкого.

    Пройдет всего 30 лет, и в бурно развивающемся Раменском будет построен величественный трехпрестольный пятиглавый Троицкий собор. А бывшая Троицкая церковь села Троицкого (теперь города Раменского) будет переосвящена во имя благоверных Бориса и Глеба, как и было когда-то в старину, отчего и озеро, на берегу которого стоят оба храма, всегда называлось Борисоглебским. А еще позже Успенская церковь в Гжели станет сельским храмом, а Троицкий собор в Раменском — центральным храмом самого крупного, до недавнего времени, в Московской области Благочиния.

    Далее: Век XVIII В начало

    Храм Успения Божией Матери

    История Верховажских церквей уходит в глубокую древность. В Верховажском посаде строили церкви деревянные, но с определённой регулярностью их уничтожали пожары. Поэтому и возникла мысль у верховажан о их недолговечности и о необходимости построить храм каменный в честь Успения Божией Матери.

    Свою историю Храм Успения Божией Матери с. Верховажья начинает с 1755 года. В этом году по благословению архиепископа Архенгологородского и Холмогорского Варсонофия совершается закладка каменного храма. Постройка его продолжалась в течение 10 лет, и в 1765 году 24 сентября летний храм в честь Успения Божией Матери был освящён.

    Но так как для многолюдного Верховажского прихода эта церковь была не очень вместительна, то в 1773 году было испрошено жителями Верховажского посада благословение на строительство тёплой церкви с двумя пределами и с каменной колокольней. 15 июля 1773 года был получен указ преосвященного Антония, епископа Архенгологородского и Холмогорского, следующего содержания: «К каменной холодной церкви Успения Пресвятыя Богородицы с западной стороны пристроить трапезу с папертью, над папертью же колокольню каменную, а для отправления в зимния времена Божественного священнослужения в трапезе учинить два предела: первый на правой стороне во имя Владимирской иконы Божией Матери, а второй на левой стороне во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. А сверх тех в колоколенной стопе придел же во имя Трёх святителей. Но как близ показанной Успенской церкви с западную сторону имеется деревянная церковь во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца весьма ветхая и к постройке вышеписанной трапезы имеется препятствием, сломав употребить её куда правила повелевают». В сентябре 1773 года храм был заложен. Постройка продолжалась до 1785 года. 13 января 1779 года преосвященным Вениамином, епископом Архангелогородским и Холмогорским было совершено освящение предела в честь Владимирской иконы Божией Матери, а 6 февраля 1781 года по грамоте того же архипастыря было совершено освящение придела во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца.

    1798 год является годом окончания строительства храма Успения Божия Матери. В этот год тщанием Верховажского купца Максима Михайлова Бурцева были приделаны фронтоны, четыре восмерика и главы к холодной церкви. В колокольне вместо предела в честь Трёх святителей был устроен предел во имя святого пророка Илии, освящение которого было совершено 16 сентября 1813 года. Внутреннее убранство храма постоянно совершенствовалось и благоукрашалось. Протоиерей Алексей Беляев, бывший настоятель Успенского собора, в своей статье, посвящённой 150-летию с начала строительства каменного храма о внутреннем убранстве писал следующее: «Высокохудожественная живопись, обилие и блеск позолоты, прекрасно исполненные нежными красками с позолотою орнаменты – всё это приковывает взоры и оставляет сильное впечатление». И внешний вид собора поражал своим величием и своей красотой.

    Когда начались гонения на церковь, советская власть не пожалела красоты и благолепия Успенского собора. Было уничтожено внутреннее убранство храма, обрушена колокольня, и храм был превращён в дом советской культуры. В 1991 году был воссоздан приход в с. Верховажье, и в поруганном и полуразрушенном храме возобновились богослужения. Заботой первого настоятеля воссозданного прихода протоиерея Георгия Осипова и прихожан внутреннее убранство тёплого храма и внешний облик храма приведён в порядок. Но до прежнего величия и прежней красоты ещё далеко. Нет колокольни. Холодный храм по-прежнему находится в запустении. Много ещё надлежит потрудиться для того, чтобы Верховажский храм Успения Божией Матери принял свой первозданный вид.

    Разрушенная Благовещенская церковь в селе Верховажье.

    В конце XVIII века в Верховажье уже был достроен огромный каменный Успенский собор. И сразу же на пожертвования прихожан, в основном купцов и крестьян окрестных деревень, начинается возведение новой церкви. В 1813 году строительство было окончено, и вот уже на холме над селом возвышается каменный храм с величественными колоннами и колокольней. Первый этаж отапливался, там располагался престол в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, на втором, холодном этаже находился престол в честь Преображения Господня.

    Утварь новому храма была передана из Успенского собора и числилась в его ведомости. Вокруг храма располагалось кладбище, на котором было похоронено немало известных людей села, к примеру, протоиерей Александр Шайтанов, почивший в мае 1879-го года. Это был по-настоящему талантливый человек: настоятель собора, законоучитель приходского училища, представитель попечительного совета, сотрудник Русского Географического общества. Он родился в семье священника Вельского уезда Вологодской губернии в 1811-ом году, получил блестящее образование в Вологодской Духовной Семинарии, был рукоположен в 1834 году и отправлен священником в Верховажье, где и служил до самой смерти. Так же на кладбище были похоронены исследователь Верховажского края Матвей Николаевич Мясников, последние священники Успенского собора: протоиереи Александр Якубов, скончавшийся в 1922-ом году и Алексий Беляев, отошедший ко Господу в 1937-ом. Он писал в Совет крестьянских депутатов и пытался объяснить, что Успенский собор Верховажья не только культовое здание, но и уникальный памятник архитектуры, богатейшая коллекция старинных церковных рукописных книг, утвари и икон достойна любого музея. Но его доводам не вняли, и было принято решение о разрушении собора и устройстве в его здании киноклуба. Все произошло в 1937-ом году. Чтобы снести колокольню активисты накинули на нее множество канатов, привязанных к упряжке лошадей, которых было около десяти. По команде лошадей стегали кнутами, но вопреки предположению, что колокольня упадет на дорогу, она упала в другую сторону – канатами перетерлись кирпичи, и колокольня рухнула на крышу храма, пробив ее насквозь. После этого из храмовой утвари и икон был разведен костер. Сердце священника не выдержало подобного кощунства, и у него случился инфаркт, от которого он уже не смог оправиться и вскоре скончался. Захоронения на кладбище закончились перед Великой Отечественной Войной.

    По воспоминаниям старожилов была в храме особенная достопримечательность. Главные железные ворота кладбища, когда их отворяли издавали красивый, приятный звук, как будто «пели».

    Сохранилось имя последнего настоятеля Благовещенской церкви. Николай Константинович Земляницын родился в 1891-ом году. А в 1937-ом году репрессирован и приговорен к ссылке на 10 лет, из которой уже не вернулся.

    Долго храм простоял нетронутым, в нем не было клуба, как в Успенском соборе. И в конце шестидесятых годов XX века начались прошения верующих жителей села о восстановлении храма и церковной жизни. И тогда в райисполкоме было принято решение церковь разобрать. Ее камень пошел на фундаменты некоторых строившихся в то время зданий, туда же пошел и гранит надгробий.

    В середине семидесятых годов на территории кладбища был установлен памятник погибшим в Великой Отечественной Войне, но он простоял недолго. В последствии на месте разрушенного храма был установлен сначала деревянный, а затем железный поклонный крест.

    Диакон Евгений Коротин,клирик храма Успения Божией Матери, село Верховажье

    Храм Благовещания Пресвятой Богородицы.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *