Успенский храм на васильевском

Успенский храм в советское время

Октябрьская революция разрушила привычный уклад жизни обители, ее служителей и прихожан. 1919 год стал началом выселения из обители священнослужителей.

В 1920-е годы власти уже открыто задались целью во что бы то ни стало закрыть Успенскую церковь. Начались массовые аресты братии и прихожан, которые продолжались до 1932 года. Успенский храм подворья лишили высокого статуса ставропигиального, однако богослужения продолжались здесь вплоть до конца 1933 года.

В 1934 году было принято решение о ликвидации храма и дальнейшей организации на его территории физкультурного зала. Двери церкви закрылись для прихожан на долгие годы. Из нее вывезли практически все, от икон и иконостаса до паникадила и прочей церковной утвари. Лишь кресты еще продолжали осенять осиротевший храм, покуда их не спилили перед самой войной. Почитаемую икону Успения Божией Матери, «изображение и меру» древнего лаврского образа, успели передать из разоренного подворья в Князь-Владимирский собор.

На первое время помещения церкви были переоборудованы под склад Ленинградского военного порта. Митрополичьи покои разделили, преобразовав в общежитие, а затем в коммунальные квартиры. В годы Великой Отечественной войны храмовый купол скрывал наблюдательный пункт ПВО, а в церковном подвале оборудовали бомбоубежище.

1956 году в главном здании церкви началось строительство ледового катка с искусственным покрытием. Уже в 1961 году на его льду приступили к тренировкам большинство спортивных обществ Ленинграда.

Существование в храме катка нанесло зданию огромный ущерб: в алтаре размещалось машинное отделение для холодильных установок и гардеробы, на хорах организовали буфеты и кладовые спортивного и технического инвентаря. Всю центральную часть бывшей церкви занимало обширное ледовое поле, а зрительный зал пестрел портретами Ленина и других советских партийных деятелей; на стенах были развернуты транспаранты патриотического содержания. Все эти «новшества» практически уничтожили дорогую метлахскую плитку на полах и живопись на стенах и потолке.

Лед порождал холод и сырость, от которой стены ветшали, крошились и разрушались грибком. Содержать здесь каток со временем стало попросту нерентабельно. Однако и после закрытия ледовой арены в Успенском храме некоторое время функционировали бани, а позднее были разбиты плантации для выращивания цветов на продажу, что продолжало поддерживать в здании влажность на недопустимых уровнях.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ КЛАДБИЩЕНСКИЙ ХРАМ

Иоанно-Богословский храм на Богословском кладбище Санкт-Петербурга, 16 августа 2008. Фотография С. Арутюняна с сайта sobory.ru

Храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Богословском кладбище Санкт-Петербурга Большеохтинского благочиния Санкт-Петербургской епархии

  • Престол: ап. Иоанна Богослова
  • Адрес: Россия, 195271, Санкт-Петербург, ул. Лабораторная, д. 4-а
  • Проезд: авт. № 107, 105, 106, тролл. № 38 до ст. Пискаревка
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первый деревянный Иоанно-Богословский храм на Богословском кладбище был освящен в 1757 году. Действовал он недолго и в 1772 году был упразднен «из-за малого числа погребаемых»; его иконостас и утварь были переданы в Смоленскую кладбищенскую церковь.

В 1788 году Петербургское губернское правление сообщало в Духовную консисторию, что «на Выборгской стороне, в даче графа Александра Андреевича Безбородко, в мелком лесу стоит без всякого присмотра пустая, ветхая, не имеющая ни иконостаса, ни образов Иоанно-Богословская церковь — она служит пристанищем для беглых людей» .

Церковь разобрали, бревна передали Сергиевскому всей артиллерии собору.

Церковь на Богословском кладбище. Проект В.Н. Боброва

На новом Богословском кладбище храм был заложен в мае 1915 года митрополитом Питиримом как храм-памятник воинам, павшим в первую мировую войну. Проект деревянного трехпридельного храма был разработан В.Н. Бобровым.

26 ноября 1916 года храм был освящен епископом Ямбургским Анастасием. До 1924 года церковь оставалась приписанной к Бочаринскому храму.

В 1930 году храм еще числился действующим. По некоторым сведениям, находился в руках обновленцев.

Через четыре года, несмотря на заключенный с «двадцаткой» договор об аренде здания церкви, она была разграблена и в апреле 1938 года закрыта. Месяц спустя «помещение закрытой церкви Иоанна Богослова на Богословском кладбище снесено по причине его расположения в запретной зоне военной организации» . Часть имущества передали в Музей истории религии и Госфонд.

В октябре 2000 года был освящен престол нового деревянного храма.

>Настоятели

  • Александр Косач

Общегородской крестный ход

Дорогие друзья, братья и сестры! Призываем вас прийти 12 сентября к Казанскому собору и всем вместе принять участие в общегородском шествии — Александро-Невском крестном ходе в честь небесного покровителя Санкт-Петербурга.

СБОР УЧАСТНИКОВ В 10.00 НА КАЗАНСКОЙ УЛИЦЕ

НАЧАЛО КРЕСТНОГО ХОДА В 11:00

12 сентября два главных праздничных богослужения пройдут в Казанском кафедральном соборе и Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Отдавая дань исторической традиции, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий в 9:30 возглавит литургию в Казанском соборе и по завершении ее в 11:00 – общегородской крестный ход с Казанской иконой Божией Матери по Невскому проспекту.

В Александро-Невской Лавре праздничное богослужение в 10:00 возглавит наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий, после чего в 12:00 состоится малый крестный ход с мощами святого благоверного князя Александра Невского из Свято-Троицкого собора Лавры на площадь имени святого князя.

Два молитвенных шествия встретятся на площади, где будет совершен праздничный молебен, прозвучат поздравления от духовных и светских властей Санкт-Петербурга. Состоится чествование кавалеров ордена Александра Невского – ветеранов Великой Отечественной Войны. Праздник завершится прохождением роты почётного караула.

23.07.2017

Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

В Неделю 7-ю по Пятидесятнице,была совершена Божественная литургия.Литургию совершил настоятель нашего храма о.Александр .За Богослужением присутствовало большое количество духовных чад и прихожан нашего храме. Более сорока человек причастилось в этот день .

Для нас этот день будет памятен еще тем , что наш дорогой батюшка отмечал 45 лет земной жизни. От имени прихожан батюшку поздравил Кирилл Кощеев :

«Более 20 лет Вы совершаете многотрудный пастырский путь, начав его в 1995 году. С 14 лет Вы при храме , не на один день не покидаете его . Для всех нас вы свой , народный батюшка , практически для многих семейный доктор.

Вы получили немало богатых духовных плодов. Благодаря Вашему ревностному служению люди становятся добрее и терпимее друг к другу, начинают заботиться о душевном спасении.
Желаем Вам доброго здравия, крепости духовных и телесных сил. Спасибо Вам за Вашу любовь и кроткое радение о пастве. Помощи Божией и нескончаемой любви да дарует вам Господь на многая лета!»

По окончание литургии духовные чада и прихожане собрались за большим столом на трапезу любви — Агапу.

Каждый человек имел возможность лично поздравить дорогого батюшку , сказать пару добрых слов.

Хотим поздравить вас с днём рождения!
Путь к истине давно уж вам открыт,
А потому за блага все, труд и терпение,
Пускай же вас Господь благословит!

Благодарим за ваши добрые деяния,
За то, что гоните из душ вы наших гниль,
Пусть все благие христианские желания
Слышит Господь и воплощает в быль!

Прощеное Воскресенье 2017 год

В Прощеное воскресенье (Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания), 26 февраля 2017 года, в нашем храме состоялась Божественная литургия. Литургию совершил настоятель храма о.Александр.

Перед службой прихожане получили «Богословский листок » написанный о.Александром о посте.

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Матфей 6. 17-18)

Начинается пост. Время, предназначенное для особых духовных подвигов, связанных … нет, не с воздержанием в определенном виде пищи, а с воспитанием своей силы воли, послушной Богу. Именно так и не иначе.

“И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. “ (Бытие, 2, 16-17)

Вот насколько важен пост, и какие древние его корни.

Добровольно (я подчеркиваю это) мы во время поста отказываемся от определенного рода пищи , но не потому, что в этот период нашей жизни она становится «нечистой» : по словам апостола «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. Гл 8, 8), потому что любая еда, которую мы получаем – это ежедневный дар нам Бога, так же как воздух или вода. Так почему же мы себя ограничиваем в еде, еще и такой необходимой для организма человека?

Для того, чтобы не тело диктовало нам правила жизни, а наш дух подчинял и руководил. Чтобы духовное стало над животным. (А может быть еще и потому, что мы должны помнить – животные лишаются своей жизни нами для того, чтобы мы могли жить. Разве это не накладывает ответственность на нас за окружающий мир? )

Процесс подчинения тела духу не простой, болезненный – и помощью нам в этом является Слово Божие, молитва, добрые христианские дела. Так мы проводим время поста. Но в период Великого поста перед нами еще и особый пример – Христос, отдавший Самого Себя за нас.

Если за пост мы научились себя ограничивать в желаниях, научились потребности тела ставить после потребности духа – значит, мы чуть-чуть продвинулись на пути к Богу, если нет, то надо анализировать, что мешало, просить помощи у Бога и заново и заново пытаться что-то с собой делать.

Самое же главное мы должны понять, что это надо только нам. Если это осознать, то не должно возникать желания себя с кем-то сравнивать – лучше или хуже постимся. Только я и Бог. И надо быть честными. Не надо подменять отсутствие мяса в еде изысками постной пищи. Иначе теряется смысл поста – ограничение. И нельзя доводить себя до того, чтобы все время думать об еде. Надо понимать свои границы, и не навредить организму. Мы должны стараться украсить свое тело добродетелью, как храм Бога, изгнать из него все нечистое и злое, но не разрушать, потому что это будет уже нарушение правды Божией.

Вот так проводить время поста в трезвении над собой и есть подвиг. И подвиг личный. Нельзя, категорически нельзя навязывать окружающим свое поведение, свои ограничения. Потому что они сами должны захотеть поработать над собой.

Как быть тем, кто, осознавая свои возможности, не может во время поста ограничить себя в еде? Кто-то просто еще не может, кому здоровье не позволяет, кто-то вынужден питаться на работе и есть, что дают. Кто-то живет в семье, члены которой не постятся, а противопоставлять себя своим родным не хочется, да и нельзя, не по-христиански… Все просто – надо отказаться от чего-то конкретного. В Раю Господь запретил Адаму и Еве брать плоды только от одного дерева. Все остальное – без ограничений, разумно, чтобы пропитаться. Но от чего-то стоит воздержаться. Мы можем выбрать ряд продуктов, без которых вполне сможем обойтись, от дорогой рыбы, от изысканной выпечки, сладостей, любимой кружки кофе и т.д. У каждого есть. Детям нельзя навязывать монашеский пост – это преступление. Но с ребенком, который сам уже может рассуждать, вполне можно поговорить о том, что во время поста, до праздника Пасхи, он откажется, например, от мороженого, компьютерных игр и т.д.

Все должно быть разумно. Если вы воздерживаетесь от какой-либо пищи и потом у вас поднимается давление или начинает болеть желудок – это саморазрушение. Так делать нельзя. Смиритесь, что вы не отшельник в египетской пустыни и начинайте пить бульон. Или, например, вы вознамерились воздержаться от супружеских отношений, не поставив в известность супруга — и семья у вас оказалась на грани развода. Это что означает? Что вы думали о законе, забыв про любовь. А мы в каждом своем поступке должны руководствоваться только ею. Прежде чем что-то сделать, надо подумать, а будет ли это хорошо для моего ребенка, или старенького отца, или супруга. Не быть эгоистами, не думать только о себе.

И еще раз напоминаю, что все это должно послужить нашему духовному росту. Если вдруг вы стали замечать, что вместо любви, жалости сочувствия, доброты и радости от вас исходить нечто противоположное, значит вы что-то делаете не так. Бегом на исповедь. Господь через священника обязательно поможет и исправит, видя наше искренне старание, пусть и где-то не разумное.

После литургии , была отслужена Вечерня с чином прощения. По окончание вечерни о.Александр обратился со словом к прихожанам.

http://na-bogoslovskom.cerkov.ru/files/2016/09/Прощенное-Воскресенье-2017.mp3

Расписание богослужений в храме Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры

Расписание богослужений на ПАСХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД 2019 года (до 16 июня) в храме Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры (скачать в формате pdf)

Божественная Литургия — ежедневно. По будням 7.30, в субботу и воскресенье 10.00

Всенощное бдение — в субботу 17.00 и накануне двунадесятых праздников
Акафисты: в понедельник — мц. Татиане 17.30, во вторник — свт. Луке 18.00, в четверг — перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша» 18.00
Молебны о здравии: по будням 14.00, по воскресеньям 16.30 по особому объявлению (уточнить по телефону 557-78-98 у дежурного по храму)

Храм открыт:
По будням 7.30 — 15.00 и во время вечерних богослужений
В субботу 9.00 — 21.00
В воскресенье 7.30 — 18.00

Церковная лавка открыта:
По будням 10.00 — 19.00, обед 13.00-14.00.
В субботу 10.00 — 21.00, обед 13.00 -14.00, перерыв 17.00-19.00
В воскресенье 11.30 — 19.00

В будние дни накануне Великих праздников церковная лавка закрывается перед началом вечернего богослужения. В субботу перерыв с 17.00 до 19.00 на время Всенощного бдения.

Храм Державной иконы Божией Матери расположен рядом с Областной клинической больницей и МСЧ №122 на пересечении пр.Культуры и пр.Луначарского Санкт-Петербурга.

Чтобы быть в курсе изменений расписания и новостей прихода и проекта «Дом милосердия» — подпишитесь на нашу рассылку (см. поле для ввода электронного адреса слева).

Послушать проповеди настоятеля храма прот. Сергия Филимонова

Внимание членам общины! По благословению о.Настоятеля с 22 октября вместо чтений Акафистов у Креста начинается чтение Псалтыри в часовне св.Феодора Ушакова на месте строительства храма свт. Василия Великого (ул.Сантьяго-де-Куба).

Инструкция по чтению находится в часовне, список — у дежурного (скачать череду чтения Псалтири).

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. Продолжаются работы по строительству храма свт.Василия Великого — установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *