Тутаев воскресенский собор

История

Храм строился с 1652 по 1678 год. Он был построен на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода. В 1652 году была выстроена каменная шатровая с трапезной и двумя приделами церковь Бориса и Глеба, которая оказалась неудачной. В 1670 году, вероятно из-за просадки фундаментов в шатровым верхе церкви образовались трещины. Местные жители во главе с Никитой Малодушкиным обратились к ростовскому митрополиту Ионе Сысоевичу за разрешением разобрать шатровый верх с намерением сделать храм двухъярусным.

Для перестройки были приглашены ярославские мастера, имена которых неизвестны. В ходе реконструкции первоначальный замысел был существенно изменен. Собор был существенно расширен и вместо храма с трапезной выстроен собор с галереей.

После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви слободы, убранство которых было перенесено в собор. Поэтому там имеются предметы более древние, чем само строение. В XVIII веке был перестроен верх колокольни, в результате чего она стала несколько ниже.

Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов не только был непосредственно вовлечен в раскольническое движение, но и был одним из центров старообрядчества. В Романове проповедовал знаменитый «расколоучитель» иерей Лазарь, в 1681 году сожженный в Пустозерске вместе с протопопом Аввакумом.. Много старообрядцев жило в Романове-Борисоглебске вплоть до XIX века.

Георгий Седов

Храм не закрывался при советской власти, поэтому в нём в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи. По той же причине они сравнительно мало изучены искусствоведами.

Восстановлением и сохранением убранства храма в последние 20 лет своей жизни занимался проживавший в Тутаеве исповедник Георгий (Седов), впоследствии прославленный в лике святого Русской православной церковью.

Архитектура

Храм расположен на участке, обнесённом кирпичной оградой, и имеет отдельно стоящую колокольню. Шатровая, отдельно стоящая колокольня и ограда со святыми воротами воздвигнуты вместе с храмом.

Пятиглавый четырёхстолпный двухъярусный храм обнесен обширной галереей и имеет два богато декорированных крыльца. Храм стоит на подклете, в котором расположена зимняя церковь Богородицы Одигитрии. Храм имеет два придела — северный, освященный в честь Петра и Павла и южный, Бориса и Глеба. Храм окружен обширной галереей. Галерея покоится на сводчатых арках, в глубине которых окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой в настоящее время — остеклена. Центральная часть храма освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей и световые барабаны. Небольшие окна имеются и между центральной частью и галерей. Приделы располагаются на галерее, имеют маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной стороны храм имеет крыльца, ведущие на галерею. Оба крыльца расположены не по центру, а смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых абсид.

Строителям храма удалось найти правильные соотношения и соразмерность его основных частей. Силуэт мощных арок, несущих галерею повторен в изящных и богато орнаментированных окнах галереи, которая является основным зрительным центром композиции. Далее он находит свой отклик в полукружьях ярко расписанных ложных закомар.

Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором, изразцом и росписями. В декоративной отделке данного типа храмов впервые богато украшена не только галерея, но и верхняя часть основного храмового здания.

Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон, простенки которых заполнены пучками полуколонн. Аркаду дополняет пояс из глубоких ширинок, центры которых украшены изразцами. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляет обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей здания расположен ярко расписанный пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами и их обрамление с декоративной росписью,

Росписи

Храм был расписан в 1680 годах артелью ярославских художников. Росписи отличаются большим числом повествовательных сюжетов. Галерея расписана в основном на темы Ветхого завета. На южной стене галереи представлена спокойная и идиллическая картина райской жизни Адама и Евы в окружении смирных зверей. На западной стене экспрессивно изображена история Ноя и всемирного потопа. В сцене разрушения Вавилонской башни представляет интерес детально представленная современная художнику техника проведения строительных работ. На северной стороне — история Ионы. Интересно изображение кита. Художника, видимо не представлял реального животного и изобразил скорее гигантскую рыбу. На галерее имеются и исторические сюжеты, например, крещение Руси князем Владимиром и история Евлогия-каменосечца.

В главном храме представлены евангельские сюжеты и грандиозная картина страшного суда, расположенная на западной стене. Изображения комментируются надписями, среди них кроме библейских цитат находятся и стихи Симеона Полоцкого.

Особенность храма — богатые росписи наружных стен. Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками, кроме того на стенах имеется ещё несколько росписей, иконописного типа. Наружные фрески храма неоднократно переписывались масляной живописью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *