Церковь Николая и Александры

Церковь святой благоверной мученицы царицы Александры близ Петергофа

Православный храм

Церковь святой благоверной мученицы царицы Александры Римской близ Петергофа

59°50′28″ с. ш. 29°52′48″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Деревня

Низино, ул. Центральная, 59

Конфессия

Русская православная церковь

Епархия

Гатчинская и Лужская

Архитектурный стиль

русско-византийский

Автор проекта

А.И. Штакеншнейдер

Основатель

Император Николай I

Строительство

1851—1854 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 471610424310005 (ЕГРОКН). Объект № 4701470000 (БД Викигида)

Состояние

действующий

Сайт

Церковь святой благоверной мученицы царицы Александры близ Петергофа на Викискладе

Церковь святой благоверной мученицы царицы Александры близ Петергофа — православный храм недалеко от Петергофа. Построена в 1851—1854 годах по повелению императора Российского Николая I по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Находится в Ломоносовском районе Ленинградской области, недалеко от Большого Сампсониевского канала, на вершине холма Бабигон. Последняя постройка лугового парка.

История

Строительство

25 апреля 1851 года архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер получил от Министра Императорского Двора рапорт следующего содержания: «По Высочайшему повелению прошу Ваше Высокоблагородие составить проект на постройку небольшой православной 5-ти главой церкви в Петергофе на Бабигонских высотах и предоставить оный мне для поднесения на Высочайшее утверждение». Через несколько месяцев проект был готов.

11 августа 1851 года состоялось торжественная закладка церкви в присутствии Императора Николая I, августейшей семьи, Министра Императорского Двора князя П. М. Волконского, начальника Петергофского дворцового правления генерал-лейтенанта С. М. Лихардова, архитектора А. И. Штакеншнейдера, военного коменданта Петергофа генерал-лейтенанта Н. Д. Корсакова, многочисленной свиты, жителей Петергофа и крестьян близлежащих деревень.

В основание фундамента была заложена памятная плита с надписью: «Повелением императора Николая I заложена церковь на Бабигоне, близ Петергофа, во имя святой благоверной Царицы Александры, лета 1851, августа 11» и камень, доставленный из Святой земли с берегов Иордана.

Завершая закладку церкви, Николай I сказал: «Благодарю Господа, что сподобил меня завершить закладку этого храма. Бог знает, придётся ли мне увидеть его оконченным».

Строительство церкви было завершено 22 августа 1854 года. 31 августа 1854 года в присутствии Николая I и членов царской семьи состоялось ее торжественное освящение.

По окончании Божественной литургии Государь благодарил всех принимавших участие в строительстве этой архитектурной жемчужины.

Имперский период

Южный фасад храма святой благоверной мученицы царицы Александры. С фотографии начала XX века.

Во время своего существования церковь во имя святой мученицы Царицы Александры была одним из наиболее любимых мест молитвы императорской фамилии.

Любила посещать храм на Бабигонах и последняя российская императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II, которая ежегодно во время пребывания в Петергофе молилась в церкви на Бабигонских высотах.

Период богоборчества

Южный фасад храма святой благоверной мученицы царицы Александры. Фотофиксация 1991 г.

Богослужения в церкви святой мученицы царицы Александры продолжались до осени 1940 года, когда был составлен проект превращения ее в клуб с кинозалом. Начавшаяся война помешала осуществить это намерение.

В период Великой Отечественной войны церковь оказалась на линии огня в самом центре военных действий. Бомбовые удары и артиллерийские обстрелы причинили зданию сильные повреждения.

После войны в здании бывшей церкви длительное время была совхозная мастерская. Одновременно подвальное помещение использовалось в качестве овощного хранилища. Около 10 лет здание оставалось бесхозным. Территория вокруг храма использовалась для своза мусора при строительстве многоквартирных домов в Низино. Перед храмом находится кладбище, появившееся после Великой Отечественной войны и не являющееся историческим.

Возрождение

Южный фасад храма святой благоверной мученицы царицы Александры. 2016 г.

6 мая 1998 года на престольный праздник в храме святой мученицы Царицы Александры по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, после длительного перерыва была совершена Божественная Литургия. С этого времени начинается новый этап в жизни храма.

С 7 апреля 1999 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы) в церкви совершаются регулярные богослужения, одновременно ведутся восстановительные работы.

Архитектура

Внешнее убранство

Основной объем церкви решен в традициях русской церковной архитектуры допетровского времени, по принципу «восьмерик на четверике», то есть в виде квадратного в плане здания, над которым возвышается восьмигранный барабан главного купола. В то же время в трактовке фасадов храма ясно прослеживаются черты ордерной системы с ее основными членениями. Фасады церкви чрезвычайно украшены декоративными элементами, характерными для русской архитектуры XVI—XVII вв. Покрытием центральной части основного объема служит крыша, посредине которой возвышается восьмигранный барабан главного купола. На барабане покоится восьмигранная большая луковица с позолоченными ребрами, увенчанная яблоком и крестом.

В процессе восстановления

Полуколонны на продольных фасадах храма установлены на мощных пьедесталах и цоколях, что имеет не только декоративное но и конструктивное значение. Штакеншнейдер стремился освободить сравнительно небольшой внутренний объем церкви от всякого рода загромождающих конструкций. Поэтому архитектор отказался от сооружения в интерьере отдельно стоящих колонн и подкупольных пилонов и перенес нагрузку от барабана главного купола на наружные стены. Кроме главного купола имеются малые купола, решенные так же, как и главный.

Выдвинутые далеко на восток апсиды несколько напоминают башни рыцарских замков. С запада к основному объему церкви примыкает трапезная. Трехъярусная шатровая колокольня, замыкающая с запада комплекс Александрийской церкви, отличается тем же богатством и разнообразием декора, который характерен для основного объема.

Интерьер

Интерьеры церкви также отличаются красотой и торжественностью. В отличие от фасадов, оформление интерьеров Александрийской церкви, носит классический характер. Преобладают штукатурные тяги и лепка, расположенные в соответствии с основными архитектурными членениями (паруса, арки, пилоны). Пройдя через главный вход мы попадаем в притвор, а затем и в трапезную часть храма. Открытый арочный проем ведет из трапезной в основной объем, перекрытый куполом который опирается на подпружные арки, покоящиеся на пристенных пилонах. В центре купола находится обширное отверстие, через которое сквозь окна барабана купола в интерьер собора проникает свет. Вокруг него непосредственно на зеркале купола размещены 4 тондо в золоченых рамах с изображениями евангелистов на золоченом фоне, исполненными маслом по холсту. Под ними золочеными гипсовыми буквами выложены имена евангелистов. Лицевые стороны подпружных арок обработаны тягами и украшены лепными ромбами. В архивольтах арок были выложены гипсовыми золочеными буквами тексты из евангелия от Матфея. В архивольте восточной арки: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии и Аз упокою вы», южной: «Возмите иго мое на себе, и научитеся от Мене», западной: «Яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящите покой душам вашим», северной: «Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть».

На востоке интерьер центрального объема замыкается солеей и арочным проемом, заполненным иконостасом. За иконостасом находится алтарь, завершающийся тремя апсидами. Несущими конструкциями свода являются: на западе пристенные пилоны, на востоке — отдельно стоящие пилоны, установленные почти вплотную к внутренним стенам большой апсиды. Над этими пилонами находятся мраморные доски (скрижали завета) с золочеными римскими цифрами десяти заповедей.

При возведении церкви Андрей Иванович Штакеншнейдер подтвердил свою репутацию зодчего, в совершенстве владеющего всеми архитектурными стилями. Он создал изящную и нарядную архитектурную фантазию, сочетавшую мотивы московского храмового зодчества, элементы ордерной системы и оригинальные конструктивные решения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *