Церковь Михаила архангела Смоленск

История постройки

Религиозное здание воздвигли по настоянию князя Давида, управлявшего Смоленском в период с 1180 по 1197 год. Новосозданный храм считался одним из самых изящных и роскошных соборов севера Руси. Иконы, хранившиеся здесь, декорировались серебром, золотом, жемчугами и другими драгоценными каменьями.

Церковь Архангела Михаила в Смоленске

В истории храма Архистратига Михаила отразилась суровая и жестокая судьба самого Смоленска.

  • В период с 1609 по 1611 город осаждал Сигизмунд III, король Польши и князь Литвы. Его войска захватили Свирский храм и использовали его в качестве оборонительного редута, а когда Смоленск пал, церковь преобразовали в католический костел. В память о подобной модификации было решено оставить место, где стоял орган, а также отверстия в стенах, призванные улучшать качество акустики.
  • В середине XVII столетия, при царе Алексее, церкви Архистратига Михаила вернули первоначальный православный облик, строители перекладывали своды и верхние участки стен. В конце XVII века вокруг собора воздвигли невысокую изгородь из кирпича. В северо-восточной части ограды поставили надвратную колокольню.
  • В 1812 г. Свирская церковь вторично пострадала от действия агрессоров, французская армия цинично разграбила церковную утварь и пустила на дрова деревянные фрагменты постройки. Восстановление храма состоялось после изгнания Наполеона с территории Российской империи, Александр I проявил большое участие в деле реконструкции.
  • В 1833 г. сюда перенесли гробницу с останками князя Давида, обнаруженную в руинах Борисоглебской обители. Храм Архистратига Михаила официально закрыли сразу после революции 1917 г. В период ВОВ церковь серьезно не пострадала, но ей требовался полноценный ремонт, который провели лишь в 1963 г. В результате переделок удалили некоторые архитектурные элементы XIX столетия. В период с 1976 по 1982 гг. производилась большая реставрация фасадов, а также восстановление узких окон, киота, карнизов.

Богослужение в храме Архангела Михаила

В 1990 г. произошла торжественная передача церкви Смоленской епархии, богослужения возобновились в 1991 г. В это же время начались работы по возвращению интерьеру его первоначального облика. Церковный престол и иконостас, созданный из белого камня, освятили в 1999 г.

Архитектура

Церковь Архистратига Михаила — шестистопное здание внушительных размеров, его подкупольная площадь образована столбами, находящимися в западной части. Апсида, расположенная в центре строения, имеет большой размер и полукруглую форму, боковые апсиды, расположенные снаружи, прямолинейные. К трем порталам собора вплотную примыкают традиционные пристройки. Эти притворы, стоящие с севера и юга, ранее также обладали апсидами, — это доказали археологические экспертизы. Столбы церкви имели крестчатую форму.

  • Размер основного объема строения без притворов составляет: в длину — 23,5 м, в ширину — 16,3 м. Диаметр подкупольного пространства — чуть более 5 метров. Композиция собора тяготеет к центру, в структуре преобладает башнеобразно-ступенчатый мотив. Средняя апсида выше боковых выступов, а те, что находятся в пристройках — самые низкие. Общая высота строения составляет 33 метра.
  • На рубеже XVII-XVIII вв. проводились работы по полноценному переложению сводов. Мастера сумели сохранить древние арки, которые предназначались для разделения подкупольного пространства. Своды перекрывали угловые членения и находили опору на стенах с южной и северной стороны. Отсюда выходило то, что фасады здания завершались кривыми трехлопастными линиями. Подобную же форму имел расположенный ниже барабана постамент.
  • Пристройки изначально разделялись на два яруса при помощи сводов, их двери вели напрямую в центральное помещение церкви. Второй этаж притворов использовался в качестве хоров (балконов), которые сообщались проходами в стенах. На верхний ярус вела лестница, не сохранившаяся в настоящем.
  • Кладку здания делали из кирпичей: основание стен создавалось типичной для смоленской школы равнослойной техникой, выше использовался скрытый ряд, а после — вновь равные слои. Между столбами и в толще стен находились деревянные связи, которые предназначались для укрепления строения. В основе фундамента — валуны небольшого размера, уложенные без вяжущих веществ.

Интерьер церкви Архангела Михаила

  • Фасады собора Архистратига Михаила великолепно украсили. Лопатки (выступы стен) выглядели как пилястры (колонны) со сложной формой. Окна располагались в три этажа, они визуально расширялись внутрь и наружу, что получалось за счет кладки с использованием трапециевидных кирпичей. Окна, расположенные на барабанах, запоминались уступчатыми нишами, выше которых образовывалась аркатура (ложная арка).
  • На фасадной поверхности сегодня обнаруживаются следы штукатурки и росписи.
  • Напольное покрытие укладывали на слой подсыпки, уцелели только фрагменты плиток из керамики. Интерьер церкви расписывался, но сохранились лишь небольшие участки фресок.

На заметку! Архангел Михаил, в честь которого названа церковь, в Писании именуется истинным вождем Господнего воинства. Он изображается в качестве героя в борьбе против дьявола и всех его козней. Михаил являлся Иисусу Навину и пророку Даниилу, иногда Архистратиг отождествляется с силами природы, искореняющими неправду. На святых иконах он чаще изображается с копьем или мечом, пылающим огненной силой.

Храм является первым религиозным строением башенного типа, в архитектуре которого отчасти повторяется стилистика южного зодчества. Его толстые стены, небольшие окна, разнообразные апсиды и криволинейная кровля олицетворяют крепость и могущество.

История

Храм Архангела Михаила (Смоленск) был сооружен в 1194 году. Заказчиком выступил сам князь Смоленский Давид Ростиславич, потратив на возведение церкви немалые средства. Его целью было затмить масштабами нового сооружения все близлежащие храмы.

В сохранившихся летописях того времени имеются восхищенные отзывы о Смоленском храме Архангела Михаила, который на фоне деревянных построек поражал своей монументальностью и богатством интерьера.

Во время нападения на Смоленск польско-литовских войск в 1609 году Михайловский храм был захвачен врагами и использован в качестве крепости. В 1611 году церковь была переоборудована в костел и здесь был организован католический приход, просуществовавший до 1627 года.

Во власть Российского государства Смоленск был возвращен в 1654 году. Тогда же храм Архангела Михаила был переосвящен и открыт для православных богослужений.

В 1733 году к церкви пристроили придел (ныне не существующий), освященный во имя Александра Свирского. Позднее старостой храма Архангела Михаила в Смоленске был назначен купец А. Хлебников. При его попечительстве в период с 1775 по 1785 годы была построена каменная колокольня, ограда и одноэтажный дом, в котором на собственные средства Хлебникова обучались мальчики из бедного сословия.

Во время войны 1812 года Михайловский храм был разграблен и разрушен французами. После изгнания неприятеля церковь была восстановлена на деньги купца Хлебникова при личном вмешательстве императора Александра I.

В 1833 году сюда привезли белокаменную усыпальницу с останками князя Давида, найденную в разрушенном Борисоглебском монастыре. После закрытия храма гробница была вывезена и помещена в исторический музей. В 1950 году саркофаг был разбит. Чудом сохранившаяся часть усыпальницы Давида сейчас хранится в Смоленском музее-заповеднике.

С XIX века церковь становится не только приходской, но еще арестантской и полковой.

Советский период

В 1930 году храм Архангела Михаила в Смоленске был закрыт. Все церковное имущество конфисковано, а здание использовано под военный склад.

В Великую Отечественную войну церковь существенно не пострадала, но тем не менее после нее нуждалась в реставрационных работах. В здание не было кровли и местами отлетела штукатурка. В таком состоянии храм простоял два десятилетия, постепенно разрушаясь.

В 1963 году благодаря реставрационным работам, был отчасти восстановлен первоначальный облик храма, утраченный при обновлениях в XVIII веке и разрушениях XX века. Правда, это коснулось только внешнего вида храма. Внутри церковь стояла пустой и неустроенной.

Следующий цикл реконструкционных работ был начат в 1978 году силами Смоленской научно-реставрационной мастерской. Восстановление проводилось с небольшими перерывами до 1990 года и осталось незавершенным. Главной причиной этого послужило отсутствие должного финансирования и дефицит необходимой для работы плинфы.

В 1982 году на фасаде здания была восстановлена часть архитектурных элементов XII века: маленькие окна, барабан, карнизы, киот над южным порталом. Можно сказать, что реставрация имела ограниченный характер и не ставила своей целью полное воссоздание оригинального облика.

Одним из основных моментов реконструкции было восстановление оконных проемов. Их форма была значительно изменена при перестройке в XIII веке, что сильно исказило внешний облик святыни.

Храм Архангела Михаила в Смоленске является выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества. Возведенный на вершине большого холма, он отлично виден с большого расстояния и гармонично вписывается в приднепровский пейзаж.

Строение имеет нетипичную для православных храмов XII века архитектуру. В отличие от большинства церквей того времени, Михайловский храм выглядит строго и величаво.

На плане церковь представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм, перекрытие которого образовано западными столбами, поскольку восточная пара столбов является опорой для стены здания.

Большая центральная апсида имеет полукруглую форму. К трем порталам прилегают притворы, ранее имеющие собственные апсиды, сейчас уже не существующие, но обнаруженные ранее при раскопках.

Размер храма, без притворов — 23,6 метра в длину и 16,3 в ширину. Высота здания составляет 33 метра. Своды церкви были полностью переложены в XIII веке, но разделяющие их арки, уцелели. В неизменном виде также сохранился постамент под барабан и основная часть самого барабана.

Кладка выполнена из плинфы — тонкого обожженного кирпича, чередованием привычной равнослойной техники с полосами скрытых (утопленных) рядов. Местами встречается и лекальный кирпич. Фундамент выполнен с помощью валунов, уложенных всухую.

Архитектурная композиция Михайловской церкви производит невероятно целостное впечатление. Силуэт здания устремлен вверх не только благодаря поднятому на пьедестале шлемовидному куполу, но и благодаря последовательности разных по высоте частей здания, которые зрительно создают эффект ступенчатых нарастающих объемов.

Фасады имели богатый декор, особенно выделялись притворы. На поверхностях стен были наложены непрерывные ряды аркатурных поясов и поребрика, декоративные кресты, ниши и бровки над окнами.

Фото и описание

Храм Михаила Архангела относится к числу двух пятиглавых храмов 17 столетия, которые фланкируют Спасо-Преображенский монастырь по периметру набережной Которосли. Церковь располагается несколько к востоку от здания монастыря и немного в сторону от храма Спаса на Городу.

История становления и развития храма Михаила Архангела условно может быть разделена на два периода. В продолжение Средних веков, по оценкам краеведов, он существовал в качестве дворцовой церкви при удельных ярославских князьях. Существуют достоверные сведения, согласно которым можно в полной мере отнести строительство Архангельского храма к 1215 году.

В середине 17 столетия Михайлоархангельский храм расположился в Стрелецкой слободе и до сегодняшнего времени является гарнизонным храмом. Важно отметить, что его тесная связь с военной тематикой была обусловлена не только наличием должного месторасположения, но и посвящением Архистратигу Михаилу – истинному покровителю военного дела. Что касается оборонного ведомства, то оно очень скудно финансировало храм, который нуждался в развитии. Храм возводился на протяжении многих лет, ведь 25 лет для строительных работ – это очень много (1657-1682 годы). Храм собрал в себе черты двух периодов развития культовой ярославской архитектуры.

Если судить о церкви Михаила Архангела с точки зрения плана, то он очень похож на ранние ярославские храмы Илии Пророка и Николы Надеина. Храм – четырехстолпный, трехапсидный и стоит на высоком подклете, в котором расположился склад товаров для торга. С северной и западной сторон он окружен при помощи галерей, на которые вели пара высоких и живописных домообразных крылец, расположенных на ползучих арках. На сегодня сохранилось лишь западное крыльцо. Со стороны северо-западного угла была пристроена квадратная, довольно грузная колокольня, оснащенная невысоким шатром. В наличии есть два придела: южный и северный, при этом северный выполнен в виде башенки и посвящается Соловецким чудотворцам.

Если сравнивать храм с другими ярославскими памятниками, то его верхняя часть очень схожа с ними, ведь большое пятиглавие и громадные оконные проемы как раз были отличительными чертами ярославского зодчества 1670-1680-х годов. Церковь Михаила Архангела стала первой во всем городе, которая изначально была крыта на четыре ската, ведь все остальные были сделаны позакомарно. Данное покрытие относилось к разряду более практичных, так как не давало на крыше скапливаться снегу. Что касается оформления фасадов, то они совершенно традиционные и представлены ширинками, наличниками, оснащенными изразцовыми вставками, которых особенно много на паперти.

В храме имеется рукопись, которую можно отнести к концу 18 века – она до сих пор имеется в храме.

Стенопись церкви была выполнена в 1731 году группой ярославских мастеров под руководством Федора Федорова. Данная работа относится к поздней фресковой ярославской живописи. В 1781 году были проведены работы, касающиеся перестроения южного придела под нужды теплого Благовещенского храма.

Исключая иконы, в старинном храме имеются и большие серебряные кресты, в которых хранятся мощи святых. До нашего времени сохранилась «Келейная запись» или церковная летопись, которая велась священником по имени Егоров Семен на протяжении 1761-1825 годов.

В 1924 году церковь закрыли, после чего она стала постепенно приходить в запустение. Старинные образы и драгоценные предметы были разграблены, только некоторые экземпляры можно увидеть сегодня в музеях. Во внутреннем пространстве храма были обустроены ненужные перегородки. Большой урон был нанесен церковной стенописи, а изразцовое убранство паперти в большей мере было утрачено.

В 1994 году храм Михаила Архангела был возвращен местным прихожанам. Первоначально восстановили теплый храм, а холодный пока еще только ожидает реставрационных работ. В 2000-м году здание храма было оштукатурено, а все витражные окна полностью восстановлены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *