Церковь и нло

В средневековье изобразительное искусство и иконография подчинялась определенным канонам.
КАНОН (греч. κανών – норма, правило) – система внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве какого-либо исторического периода или направления и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.
В изобразительном искусстве восточного и европейского Средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие элементы изображения тех или иных персонажей (в т.ч. их одежд, поз, жестов), деталей пейзажа или архитектуры уже с 9 в. утвердились в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского ареала до 17 в.
Цветовые схемы, сюжеты, расположение объектов — все это подчинялось господствующему в те времена канону.
Но художник — это в первую очередь творчество и субъективизм восприятия. И, что естественно, некоторые художники чуть отклонялись от установленного канона в иконографии и изобразительном искусстве, чуть изменяя изображения отдельных объектов на свой вкус.
Средневековый иконографический канон сложился на основе византийских традиций.
Отмечу, что традиционными сюжетами для икон и картин в Средние века были сюжеты из Библии. Таким образом, художники рисовали не то, что видели воочию, а то, как представляли себе ту или иную библейскую историю.
Многие из нас видели эти картины, иконы и фрески с изображениями НЛО, ну или хотя бы слышали о таких картинах, иконах и фресках. Давайте посмотрим на некоторые из наиболее известных.
Часто на уфологических сайтах можно увидеть следующее изображение:


Это часть картины «La Tebaide» художника Paolo Uccello (1396-1475). На первый взгляд, на нем изображено летящее НЛО. След позади красного объекта создает эффект динамики, движения. Удивительно?
Но давайте посмотрим на все изображение целиком:

Становиться очевидным, что «НЛО» не летит, а находится в стационарном положении. Что же это тогда такое? Вот ответ:

«НЛО» на самом деле — это кардинальскя шляпа. След от «НЛО» — шнурок с кисточками на шляпе:


На картине «The Announciation» Carlo Crivelli (1486г.), выставленой в Национальной Галерее в Лондоне, виден непонятный летающей объект, выпускающий из себя луч света. НЛО?

Посмотрим на изображение «НЛО» в более лучшем качестве:

Мы видим круг облаков, в котором располагаются два круга маленьких ангелов. Это очень распространенный в Средневековье способ представления божественности, снисхождения Господа. Голубь на картине символизирует присутствие Святого Духа и достоинства мира, кротости и чистоты. «Голубь среди птиц, что Агнец среди животных».
Вот несколько примеров того, как облака и ангелов использовали для представления божественности:

Картины и иконы с подобными сюжетами снисхождения благодати Господа нередки в искусстве Средневековья:
Одной из самых известных в уфологии является грузинская икона распятия Христа с изображенными на ней двумя «НЛО»:

На самом же деле неопознанные летающие объекты на иконе — это антропоморфные изображения Солнца и Луны. Они нередки в иконографическом искусстве Средневековья:
Нельзя обойти вниманием и известную средневековую гравюру Ганса Глейзера, на которой, по мнению уфологов, запечатлен бой НЛО:
Сам Ганс Глейзер не был очевидцем события, потому на его гравюре все сумбурно и не совсем соответствует действительности. Так же следует помнить, что такие явления люди в силу своих религиозных воззрений и непонимания происходящего описывали более ярко, чем было на самом деле.
«Сегодня жуткий бой бушевал в небе над Нюрнбергом, Германия. Он начался на рассвете, десятки, если не сотни, крестов, шаров и труб воевали друг с другом над городом. Битва закончилась через час, когда «глобусы и несколько малых и крупных стержней улетели в солнце», а несколько других объектов упали на землю и скрылись в густом облаке дыма»
Жители Нюрнберга стали свидетелями редких атмосферных явлений, в первую очередь — гало:
Это атмосферное явление запечатлевалось и на других гравюрах:
Подборка видео, на которых заснято гало:
Видео №1
Видео №2
Видео №3
Копье в небе:
Что же касается «несколько других объектов упали на землю и скрылись в густом облаке дыма», то это, вероятно, были ледяные кристаллы, образование которых в атмосфере сопутствует явлению гало. Очевидно, некоторые из них были очень большие и рухнули, как град, на землю, когда явление закончилось.
Как полагают многие, на данной фреске изображено НЛО. Так ли это?
Данная фреска отображает сюжет из Евангелие от Марка:
Марк 1:10: «И когда выходил из воды, тотчас увидел небеса разверзлись, и увидел Духа, как голубя, сходящего на Него : И был глас с небес глаголющий: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.»
Чуть увеличив изображение, становиться видим Святой Дух, которого художник отобразил в виде голубя:
Подобный сюжет в иных интерпретациях:
Таким образом, на фреске изображено не НЛО, а разверзание небес и схождение Святого Духа.
Еще несколько изображений, которые часто встречаются на уфологических сайтах:

Эти гобелены, на которых изображены сцены из жизни Девы Марии, находятся в базилике Нотр-Дам де Бон, во Франции. Уфологи полагают, что на гобеленах изображены НЛО классической формы. Так ли это?
На самом деле на гобеленах изображена кардинальская шляпа — автограф бывшего заказчика и владельца гобеленов, кардинала Jean RolinСей автограф на гобелены приказал нанести архидиакон Hugues Le Coq после смерти кардинала Jean Rolin.
Подобные метки-автографы встречаются и на других гобеленах:
___________________________________________________________________________
Источники и ссылки:

«РПЦ хочет христианизировать идею космоса и вселенной»

Не успели обломки освященной епископом Лукианом ракеты-носителя «Союз-2.1б» остыть, как протодиакон Андрей Кураев упрекнул церковь в предоставлении некачественных услуг. С этого началась дискуссия о помешательстве общества и властей на ритуалах, иногда доходящая до абсурда. Ведущий научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин рассказал «Ленте.ру», как россияне стремятся приблизиться к магическому, а церковь — освоить космос и почему светское государство Россия перестало быть таковым.

«Лента.ру»: В последнее время у нас освящают практически все, начиная от ракет и кончая сотовыми телефонами. Откуда эта мода?

Лункин: Практика освящения самых разных предметов, помещений, машин и прочего сложилась еще в 1990-е годы, когда многие (в большинстве своем неосознанно) пришли в православную церковь или просто стали считать себя православными. Следуя собственным представлениям о том, что такое православие, они воплощают свою православность не только через крещение детей или посещение храма в Пасху, но и освящая самые разные предметы.

В 2000-е годы сложилась новая тенденция — представители разных корпораций и организаций стали приглашать священников освящать коммерческие помещения, а в правительственных зданиях и воинских частях появились часовни. Например, православная часовня есть на территории Мосгорсуда.

По идее, у нас светское государство, и в зданиях органов власти не должно быть никаких религиозных объединений, но на это смотрят сквозь пальцы. В итоге, поскольку все это фактически не считается нарушением светскости, у нас в том числе освящают и ракетные комплексы, которые должны доставить спутники на орбиту.

Говоря об упавшей ракете и ответственности за это духовенства, Кураев иронизировал и троллил. И дело совсем не в том, что священники и епископы стали больше освящать. Просто общество все больше обращает внимание на действия представителей церкви.

Что вы имеете в виду под «действиями представителей церкви»?

Сейчас, когда спутники упали в Атлантический океан, сразу по всем СМИ распространили сообщения, дескать, виноват епископ, а причина неудачи в том, что он не обеспечил своим благословением или окроплением святой водой выход спутника на орбиту. Божья помощь не помогла, и действия представителей церкви воспринимаются с иронией.

Это может говорить о том, что общество начало перекладывать ответственность уже и на бога?

Если бы общество надеялось на бога, большинство людей глубже заинтересовались тем, что такое на самом деле христианская жизнь, почитали бы Евангелие или Библию и постарались жить в согласии с божьими заповедями. Здесь нечто другое. Население все больше обсуждает роль церкви в обществе, при этом о ней они знают довольно мало. Поэтому часть людей возмущается и критикует ее.

Сразу после распада СССР началась активная православизация, и все считали себя православными. Сейчас часть общества относится к РПЦ критически, идет волна против ее монополии и того, чтобы все в нашей жизни определяла религия. Другая часть социума критикует церковь с точки зрения собственного представления о православии. К примеру, церковь требует проходить курсы катехизации перед крещением и венчанием, но многих это возмущает, и делать этого они не хотят. Им это кажется церковной бюрократией. Они не считают нужным быть в курсе содержания Ветхого Завета, хотя каждый христианин, будь то православный, католик или протестант, должен знать, во что он верит.

Почему именно в 1990-е начали окроплять все святой водой без разбора?

До 1991 года это было немыслимо. Пригласить священника было сложно, да и их было мало. Но 1990-е годы были временем религиозного бума, всеобщего интереса к религии как таковой и к православию как исторической и национальной христианской конфессии России. Освящение было знаком присутствия православия в жизни человека. Ничего другого никто не знал.

А ради чего все это?

Стремление все освящать — это проявление магического сознания, когда вера в совершение ритуала подразумевает дальнейшую помощь бога, а пользование освященным крестом или машиной навсегда огородит от неприятностей, что бы ты ни делал. Это и есть магическое представление о том, что механическое действие или ритуал способны совершить чудо.

Я думаю, что далеко не во всех случаях это простое суеверие. Часто это проявление неосознанной веры. У многих людей есть представления о едином боге, духовном мире и вере. При этом православие понимается магически, и церковь сама довольно долго этому способствовала.

Благословение военной техники и космических ракет — это тоже магический ритуал?

Это зависит от того, что освящают. Например, в Северодвинске Архангельской области местный митрополит окропил святой водой атомную подводную лодку. Таким же образом у нас благословили ракету-носитель на космодроме Восточный. И между православными здесь начинаются споры.

С одной стороны, освящение таких важных для страны объектов — это патриотический жест. С другой стороны, ракета — это научный прогресс и развитие технологий, а оружие в воинских частях или атомная подлодка — это уже не мирные цели, поэтому тут встает вопрос об этичности. Одно дело — благословлять воинов на защиту родины, но не совсем понятно, зачем освящать именно оружие.

Почему всю военную технику у нас освящают православные священники, а не имамы или раввины?

Мусульманских мулл и имамов периодически приглашают на подобные официальные мероприятия в качестве вторых или третьих лиц в разных частях России. Обычно представители РПЦ играют первую скрипку, а ислама или иудаизма — вторую. Во-первых, у мусульман просто нет практики окропления святой водой. Но имамов иногда приглашают для благословения, например, призывников в мусульманских регионах. В данном случае власти учитывают конфессионально-этнический принцип деления России.

Есть объяснение, зачем в космос запускают святые мощи?

Прежде всего, считается, что мощи имеют особую силу и оберегают космонавтов. Это некая духовная защита в космическом масштабе. Если космонавты на это согласны, то в этом нет нарушения каких-то церковных или христианских правил.

Такое обращение церкви к космосу — это отсыл к космизму и идеям Константина Циолковского?

Церковь много внимания уделяет космосу. Регулярно проводятся телемосты с космонавтами. Зачем церкви это нужно? Думаю, что таким образом РПЦ хочет христианизировать идею космоса и Вселенной, а также показать, что большая наука не противопоставлена церкви. Смысл в том, что если космонавты не видят из космоса бога, это не значит, что его вообще нет, ведь он создал всю Вселенную. В советское время идея космоса играла большую роль. Ею постоянно попрекали священнослужителей, и сейчас РПЦ показывает, что молиться можно, грубо говоря, даже на другой планете. Происходит некая модернизация церковного мировоззрения, ее приспособление к современным достижениям.

Если церковь хочет христианизировать космос, значит, у нее есть амбиции расширить свое влияние?

И католическая, и православная церкви считают себя вселенскими, то есть их влияние распространяется на весь земной шар, а их деятельность — на все сферы жизни. Их богословие дает свой комментарий и научным достижениям и открытиям, и тому, что касается разных областей — от биологических открытий и клонирования до космических исследований. Все эти вещи расширяют наше представление о мире и Земле. И поскольку человек ищет ответы на смысл своей жизни во Вселенной, то церковь показывает, что, даже исследуя космос, можно быть христианином и искать во всем христианский смысл.

У нас светское государство, но влияние церкви на нашу жизнь все заметнее. Почему власть это допускает?

Формально у нас светское государство, и все религии равны перед законом. Более того, в законе о государственной службе прописано, что чиновники не имеют права использовать свое положение для пропаганды религиозных взглядов. Но сложилась практика привлечения традиционных религий (прежде всего православия) и на официальные мероприятия, и на освящение каких-либо объектов. Так что на практике произошло корректирование принципов светскости России.

Такое постепенное усиление РПЦ влияния на общественную, государственную жизнь стало происходить в конце 1990-х годов. Уже при Ельцине православие обрело некую силу. Сейчас оно легитимизирует государственную власть и является ее опорой в качестве традиционной религии. Но, по-моему, в современной ситуации нет какого-либо сращивания церкви и государства, у них разные интересы.

Сложился определенный баланс, когда и церковь что-то получает от государства, прежде всего недвижимость и спонсоров, и государство пользуется ее духовным авторитетом, чтобы скреплять общественное сознание населения. Православие в данном случае становится фундаментом политического единства для российского общества. Это особенно активно стало проявляться с 2012 года, когда сложились такие обстоятельства и такое мировоззрение церковного руководства, что церковь была противопоставлена российскому оппозиционно-либеральному движению. РПЦ встала на консервативные позиции, став абсолютной опорой власти.

Алексей Леонов: Иконы в космосе

12 апреля исполняется сорок пять лет со дня полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина. Был ли Гагарин атеистом? Как на космической станции появились иконы? Есть ли жизнь на Марсе и во Вселенной? На эти и другие вопросы отвечает летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович ЛЕОНОВ.Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области. Военный летчик, космонавт. Совершил два космических полета – в 1965 и 1975 годах. В ходе первого осуществил первый в истории выход в открытый космос. Во втором А.А. Леонов был командиром “Союза-19”. Полет проводился по программе “Союз – Аполлон” и стал началом международного сотрудничества в космосе. Дважды Герой Советского Союза. С 2000 года вице-президент Альфа-банка. – Не секрет, что наши космические победы использовались в антирелигиозной пропаганде. Утверждалось, что Бога нет, раз Гагарин не видел Его во время полета. Вы хорошо знали Юрия Алексеевича, были его другом. Как он относился к вере? Был ли он таким убежденным атеистом, каким его иногда представляют?

– Вспоминается такой случай. На одном из приемов в Георгиевском зале, посвященном полету Гагарина, Хрущев спросил Юру, не видел ли он в космосе Бога. Тот, заметив, что Хрущев спрашивает шутя, возьми да и ответь: “Видел”. Хрущев посерьезнел и сказал: “Никому об этом не говори”.

Все значительно сложнее. Я хорошо знал Юрия и могу утверждать, что он никогда не был оголтелым атеистом. Ведь он был крещен (кстати, как и я), но при том всеобъемлющем контроле со стороны партии открыто верить было почти невозможно. И все-таки у многих из нас было достаточно ума и души, чтобы чувствовать, что “там” что-то есть. Мне нравится фильм “Космическая одиссея 2001 года”. Он снят по книге Артура Кларка, к слову, очень верующего человека. В нем хорошо выражено тогдашнее наше мироощущение.

Вообще, для меня Юра – это почти святой человек. Как он любил родителей, особенно мать! Какие писал ей письма. Не могу забыть одно из них: “Я так люблю тебя, мама, так вспоминаю! Я так любил целовать жилочки на твоих руках”… Юра всех любил, поэтому и его любили все. Как он заботился о семье, друзьях, совершенно незнакомых людях, которые приходили к нему за помощью! Все это говорит о том, что душа у него была христианская.

Ну не умели мы креститься! Ведь религия уничтожалась. Помню ужас матери, когда я, еще мальчишкой, нашел дома иконку Богородицы. Мама закричала: “Дай немедленно!”, отняла ее, спрятала. Ведь в то время верующие считались врагами. Страна была в оцепенении. Вспомним Бутово, Соловки, бесчисленных мучеников за веру. Трудно было верить в то время, ох как трудно!

– А почему Юрий Алексеевич так рано ушел от нас? Мне доводилось слышать мнение, что “его забрал Бог“, чтобы он не видел крушения своих идеалов, развала страны, которую он так любил и для которой столько сделал?

– Может быть, и так. Но думаю, что его убил наш тогдашний бардак. Я участвовал в расследовании катастрофы, произошедшей 27 марта 1968 года. Тогда мы точно установили, что ее причиной стал самолет, пролетевший в недопустимой близости от самолета Гагарина и Серегина. Это вина руководителей полетов. Так что, Юру забрал не Бог, а наше разгильдяйство.

И все же я верю, что ему “там” сейчас хорошо. Ведь, повторюсь, душа у него была необыкновенно светлая, христианская.

– Есть ли верующие среди космонавтов, конструкторов космической техники? Есть ли они среди Ваших зарубежных коллег?

– Конечно, есть. Немало христиан среди американских астронавтов. Мне довелось побывать у многих из них дома, и почти везде я видел специальные уголки, комнаты для молитв. Там на стене обязательно висит распятие, постелен коврик, чтобы можно было стать на колени, помолиться.

Недавно я гостил у Томаса Стаффорда. Вместе мы летали по программе “Союз – Аполлон”. Когда мы сели за обеденный стол, один из его сыновей вслух прочел молитву.

Мы с Томасом давние друзья. Одного из своих внуков он назвал в мою честь, а я внучку – в честь его дочери. В Томе меня всегда поражала его действенная вера, впрочем, какой другой настоящая вера может быть? Не так давно он усыновил двух русских мальчишек из детского дома во Фрянове. Сейчас Майкл и Стас одни из лучших в своей школе.

Что же касается моих российских коллег… Нам запрещали верить, но относиться друг к другу по-христиански нам никто запретить не мог. Как тут не вспомнить Сергея Павловича Королева. Известно, что он долгое время был в заключении. Сколько ему там пришлось вынести, какие страдания выпали на его долю! Но он простил своих врагов, не озлобился. Это очень по-христиански. Его душа похожа на Юрину. Она такая же светлая, радостная. Может быть, поэтому Сергей Павлович и Юра так тепло относились друг к другу.

Без веры в нашем деле трудно, почти невозможно. Космонавт, отправляющийся на орбиту, должен знать, что все будет в порядке. Это сейчас можно получить благословение у священника, сходить в церковь, как многие и делают. Раньше этого не было, вот многим из нас и не оставалось ничего другого, как верить… в приметы. Сергей Павлович знал все наши суеверия и, как хороший психолог, использовал. Например, он не разрешал, чтобы на космодроме были женщины. На стартовом столе их просто не должно было быть.А уж с пустыми ведрами… Долгое время я был командиром отряда космонавтов и, отправляя экипажи в космос, устраивал такие вещи: выходит экипаж на старт, а ему навстречу девушка с ведрами, полными водой. Ребята говорят: всё, нам повезет!

– Алексей Архипович, сейчас многое изменилось. Корабли перед стартом освящают, а на Международной космической станции есть даже иконы Богородицы. Как Вы относитесь к таким переменам?

– А вы знаете, как первая икона попала на станцию?

– Признаться, нет.

– В 1982 году я летел на один из космических конгрессов. Моими попутчиками оказались два священника. Они подарили мне небольшую металлическую иконку Богородицы. Прилетели в Тулузу. Нас повели на экскурсию в космический центр, расположенный в этом городе. Водили по самым секретным лабораториям, двери которых открывались специальными ключами-карточками. Подошли к одной. Сопровождающий приложил ключ. Дверь не открылась. Приложил второй раз, и вновь ничего. Тогда я достал иконку, прикоснулся к замку, и дверь открылась! Французы в шоке. Как так, икона открыла суперзамок! Потом я отдал ее друзьям-космонавтам, отправляющимся на орбитальную станцию. Так она оказалась в космосе.

Я рад, что произошли такие перемены. Вера помогает, без нее трудно. Ребята знают, что станция освящена. Значит, с нами “чистая сила”. Не нечистая, а именно чистая.

А еще я очень жалею, что многого не знаю. Библию в первый раз я увидел в Америке в 1973 году, где проходил подготовку по программе “Союз–Аполлон”. Однажды открылась дверь в мой гостиничный номер, и кто-то бросил мне на кровать книгу в зеленой обложке. Библия, причем на русском языке! Я тут же выскочил в коридор и крикнул: “Дайте вторую. Со мной живет бортинженер”. Дали. Я прочитал ее и неожиданно понял, что внешние требования коммунизма очень похожи на библейские заповеди. И тут я осознал, сколького лишился наш народ, каких духовных сокровищ! Это было потрясением. Я убежден, что библейскую историю должен знать каждый человек. Верить или не верить – дело сугубо личное, но знать ее нужно обязательно.

– Алексей Архипович, в марте 1965 года Вы первым из землян вышли в открытый космос, оказались один на один с космической бездной. Какие мысли были у Вас в тот момент?

– Полет в космос – это сильнейшее потрясение, перетряхивающее всего человека, прежде всего, душу. Я разговаривал со многими космонавтами, и все с восхищением вспоминали время, проведенное на орбите. Помню слова Юры: «Облетев Землю на корабле “Восток”, я увидел, как прекрасна наша голубая планета. Люди, давайте хранить красоту Земли, приумножать ее, а не разрушать». Потом сколько бы ни летали, у всех была одна и та же мысль: “Землю, ее божественную красоту нужно сберечь”. Причем, так говорили не гуманитарии. Это слова людей инженерного склада, “технарей”.

Тогда, в 1965 году, выйдя из корабля, я вдруг подумал: “Человек – песчинка, но разум этих “песчинок” позволил мне оказаться среди звезд”. Это была действительно божественная картина. Звезды были везде: вверху, внизу. А подо мной плыла земля. И все же мне тогда было трудно отделаться от мысли, что атмосфера над Землей такая же тонкая, как… калька на чертеже. Так что же мы творим, когда уничтожаем ее, а вместе с ней и всю Землю!

Такие впечатления меняют человека. Когда мы, космонавты, астронавты, собираемся вместе, мы не делим друг друга на “белых” и “цветных”, русских, американцев, европейцев. Мы все дети Земли, дети Божии. Без полета нам было бы сложнее понять эту простую истину.

– Сейчас одна из самых острых проблем в стране – разобщенность людей. Как Вы считаете, могут ли новые победы в космосе – например, полет на Марс – сплотить людей в России, в мире? Сплотить так, как это было после полета Гагарина?

– Конечно, могут. Для этого нужно перестать тратить деньги на войны. Американцы в Ираке уже израсходовали столько денег, сколько хватило бы на организацию не одного, а двух полетов на Марс.

Тут многое зависит и от прессы. Гагарин – наш национальный герой. Он сделал для России необыкновенно много. А как сейчас о нем пишут в некоторых “желтых” изданиях? Откуда появится любовь к Отечеству, желание молодых хоть чем-то заниматься, когда со страниц газет льется поток гадостей и небылиц.

Страна не может жить без героев, без тех, на кого можно равняться, кому хочется подражать. Вспоминаю детство. В нашем доме поселился летчик: красивый, во френче, с портупеей. Мне было шесть лет, и я ходил за ним с утра до вечера. Однажды он меня спросил: “Мальчик, почему ты все время ходишь за мной?” Я говорю: “Хочу быть таким, как Вы”. “Так будь, кто тебе мешает? Учись, занимайся спортом”. Это меня перевернуло. Я ему очень обязан, ведь если бы не он, я бы не стал космонавтом.

– Известно Ваше увлечение живописью. Тема многих Ваших работ – многообразие жизни в космосе. Как Вы считаете, “есть ли жизнь на Марсе”, или мы одни во Вселенной?

– На Марсе, я думаю, нет. А вот во Вселенной… Сейчас мы этого не знаем. Делаются попытки ее найти, пока безуспешные.

Меня, если честно, больше волнует сохранение жизни на Земле. Я много размышлял над тем, что произошло у нас после революции. Что случилось с людьми? Почему их обуяла стихия разрушения? Вспомним, как жгли иконы, которым было по сто, двести лет. Как разрушили храм Христа Спасителя, тысячи других святынь. Почему это произошло в православной стране? И как не допустить этого в будущем?

Мне жаль разрушенные соборы. Я всю жизнь увлекаюсь древнерусской архитектурой. Везде, где я бывал, я обязательно заходил в местные храмы, вглядывался в их красоту. Было грустно видеть то, что многие из них полуразрушены.

Сейчас, слава Богу, мы возвращаемся к своим корням. Я восхищаюсь тем, что удалось возродить храм Христа Спасителя. Ведь были неимоверные сложности, многие сложности. Многие думали, что это абсолютно невозможно. Я много езжу по стране и везде вижу, как возрождаются храмы. Это меня очень радует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *