Толгский монастырь в ярославле

История Толгского монастыря в Ярославле

Свято-Введенская обитель была учреждена в начале XIV столетия святителем Прохором, носившим тогда сан епископа. По пути к Ярославлю преподобный остановился на ночь недалеко от города. Внезапно проснувшись ото сна, он увидел большой столп света, исходящий с другого берега Волги. Утром на том месте был обретен святой лик Пресвятой Девы Марии, а к полудню возведена первая церковь во имя Богородицы. Вскоре было дано благословение на построение Свято-Введенского монастыря и назначен настоятель.

Свято-Введенская обитель была основана в XIV столетии

16 сентября 1392 года образ Божьей Матери замироточил, и к нему потянулись паломники. Однако уже через несколько лет лавра сильно пострадала от пожара. Единственной сохранившейся святыней была чудотворная икона, которую повторно обрели за стенами обители в кедровой роще. Сам скит не упразднили, как многие с такой же судьбой, а отстроили заново.

В середине XVI столетия Толгский монастырь посетил Иоанн Грозный. Царь, у которого на тот момент были скованны болезнью ноги, долго молился перед святым образом, слезно прося Богородицу об исцелении. Вскоре он уже смог вставать, а его здоровье пошло на поправку. Благодарный владыка отчислил Свято-Введенской лавре немало денег из казны и велел возвести каменный собор на территории обители.

В первые десятилетия XVII века монастырь был почти полностью разорен, однако вновь святой лик Царицы Небесной остался нетронутым. После прихода игумена Гордиана (конец XVII ст.) скит снова начал процветать. Тогда был возведен Введенский собор и закончено строительство главных ворот. Вскоре лавра обзавелась еще одной церковью – во имя Нерукотворного Образа Христа. Рядом с ней построили двухэтажный жилой корпус. В середине XVIII столетия там было устроено офицерское общежитие, а потом из него сделали больницу. С 1806 года помещение отдали под духовную семинарию.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле

На протяжении двух веков монастырь посещали царские и высокопоставленные особы. Сюда приезжала Екатерина Великая, Николай II, преподобный Игнатий. В 1914-м скит отметил свое 600-летие, а спустя 14 лет его закрыли, передав монашеские кельи под пользование горожанам.

Второе рождение Свято-Введенской лавры началось с 1987 года, когда ее начали активно восстанавливать.

Архитектурные памятники на территории

Самое старое здание на территории Толгской обители – Кресто-Воздвиженский собор вместе с трапезной (1625 г.). Здесь осенью и зимой регулярно справляют церковные богослужения.

Жемчужиной архитектурного ансамбля является Введенский храм конца XVII ст. Его стены богато расписаны фресками, сохранившимися еще с 1690 года. Службы в этом соборе проходят только летом.

Чуть позже была построена Спасская церковь (начало XVIII века). Ее заложили во имя Нерукотворного Образа Спасителя, подаренного монастырю Иоанном Грозным. Также на территории лавры сохранилось еще одно древнее здание – Никольский собор (1672 г.) вместе с часовней, возведенной двумя столетиями позже в честь погибших монахов.

Не менее известной является кедровая роща, расположенная на юго-восточной стороне. Самое старое дерево, сохранившееся до нашего времени, было высажено в 1810 году. Более старые экземпляры погибли во время многочисленных пожаров и войн. В лесу находится маленькая часовня, а сам кедровник с севера обнесен высокой каменной оградой.

Посетителей на территорию кедровой рощи пускают всего раз в год – 21 августа, когда празднуют обретение чудотворного образа Богородицы.

Святые ворота с церковью Николая ЧудотворцаВведенский соборЮжная воротная башня
ЧасовняКрестовоздвиженская церковьЦерковь Спаса Нерукотворного

Толгский монастырь

Монастырь

Толгский монастырь


Толгский монастырь со стороны пристани

57°41′50″ с. ш. 39°49′38″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Ярославль

Конфессия

Православие

Епархия

Ярославская и Ростовская

Тип

женский

Основатель

Прохор (епископ Ростовский)

Дата основания

1314 год

Основные даты

1928 — закрыт
1987 — открыт

Реликвии и святыни

Явленная Толгская икона Божией Матери, мощи святителя Игнатия Брянчанинова

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 761420510220006 (ЕГРОКН). Объект № 7610073000 (БД Викигида)

Состояние

действующий

Сайт

Толгский монастырь на Викискладе

То́лгский Яросла́вский в честь Введе́ния во храм Пресвято́й Богоро́дицы монасты́рь — женский монастырь Ярославской епархии Русской православной церкви, расположенный в Ярославле на левом берегу Волги.

Основан как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором (в схиме Трифоном) на месте чудесного обретения им иконы Богородицы (Толгская икона), ставшей главной святыней обители. Название получил по имени протекающей рядом речки Толги. В 1987 году после почти шестидесяти лет закрытия вновь открыт как женский.

Основные даты

7 августа 1314 года архиепископ Ростовский Прохор, согласно его житию, чудесным образом обрёл на берегу Волги в 8 вёрстах от Ярославля Толгскую икону Божией Матери. Весть о чудном явлении образа Божией Матери дошла до Ярославля, откуда стеклось множество народа разного звания, возраста и состояния. Общими усилиями к полудню была отстроена церковь, а к вечеру архиепископ Прохор освятил её во имя Введения во храм Богородицы, внёс в неё образ Божией Матери, названный «Толгским» от небольшой речки Толги, протекавшей на том месте и впадавшей в Волгу, и тогда же установил всегдашнее празднование явлению её в восьмой день месяца августа. В тот же день Прохор благословил при сей церкви быть монастырю и определил в него настоятеля-игумена.

Слово «толга» происходит, видимо, из исчезнувшего языка древнего финно-угорского народа меря, проживавшего ранее на территории Ярославской области. «Толга» в родственных мерянскому языку мордовских и марийском (пыстыл) языках означает «птичье перо».

В 1553 году монастырь посетил царь Иван Грозный.

В 1609 году в Смутное время поляки убили иноков Толгского монастыря

В 1625 году на территории монастыря был построен Крестовоздвиженский храм.

В 1654 году — второе спасение Ярославской земли от моровой язвы. В 1652 году был построен построен Никольский храм, а в 1681—1683 годах — Введенский собор.

В 1763 года монастырь посетила императрица Екатерина II.

В 1812 году в Спасском храме был похоронен герой Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенант Николай Тучков.

В 1862 году в Толгский монастырь приезжал епископ Игнатий (Брянчанинов). В 1883 году монастырь посетил цесаревич Николай Александрович.

В 1893 году на территории монастыря была построена часовня в память об убиенных в 1609 году иноках.

В 1913 году в связи с празднованием 300-летия дома Романовых Толгский монастырь посетил император Николай II с семейством.

Толгский монастырь

В 1914 году праздновалось 600-летие со дня основания монастыря. К юбилею в монастыре были проведены большие ремонтные и реставрационные работы под руководством его настоятеля игумена Серафима (Самойловича).

В 1928 году Толгский монастырь был закрыт советскими властями.

В декабре 1987 года Толгский монастырь был открыт, став первым женским монастырём в РСФСР.

В 1988 году мощи Игнатия (Брянчанинова), обретённые в Николо-Бабаевском монастыре, были перенесены в Толгскую обитель.

В сентябре 1990 года на стене Спасского храма была открыта мемориальная доска в память о месте упокоения героя Бородинской битвы генерал-лейтенанта Николая Тучкова (Тучкова 1-го).

В 2008 году монастырь посетил председатель Правительства России Владимир Путин, который подписал распоряжение о передаче всех монастырских зданий из аренды в собственность монастыря.

С 24 декабря 2018 года по 27 января 2019 года в монастыре пребывали икона, частица мощей и ковчег с башмачками святителя Спиридона Тримифунского, которые были доставлены в монастырь с Корфу.

Настоятели

Игумены

  • Герман (упом. 1392)
  • Кассиан (упом. 1541)
  • Иона (упом. 1555 и 1556)
  • Иоанн (упом. 1 дек. 1561)
  • Феодосий (Харитонов) (1578—1602)
  • Иона II (1606—1611)
  • Макарий (упом. 1613, 1614)
  • Серапион (1618—1634)
  • Адриан (1635—1640)
  • Иоиль (1641—1650)
  • Мисаил I (упом. 1652, 1654)
  • Филарет (упом. 1655, 1656)
  • Мисаил II (упом. 1659 — упом. 1661)
  • Дионисий (упом. 1662)
  • Мисаил III (упом. 28 июля 1663)
  • Сергий (1662—1666)
  • Савватий (1666—1671)
  • Гордиан (1671—1700)
  • Филарет I (1701—1705)

Архимандриты

  • Корнилий (упом. 1707)
  • Рафаил I (Казанович) (упом. 25 дек. 1707)
  • Иона I (1711—1719)
  • Даниил (1719—1722)

Игумены

  • Афанасий (Коноиди) (2.3.1722 — 8.7.1723)
  • Филарет II (упом. янв. 1724)

Архимандриты

  • Пимен (Савелов) (1729—1736)
  • Рафаил II (1736—1737)
  • Иосиф I (1737—1743)
  • Иоанникий (1743—1746)
  • Гавриил I (1746—1747)
  • Иосиф II (1747—1752)
  • Иосиф III (1752—1754)
  • Вонифатий (Борецкий) (1754—1758)
  • Пармен (28.4.1758 — 3.8.1758)
  • Илларион (Завалевич) (13.8.1758 — 10.9.1758)
  • Киприан (1758—1762)
  • Иринарх I (1762—1775)

Игумены

  • Игумен Филимон (Терлецкий) (1775—1786)
  • Игумен Иоанн (Терликов) (1786—1789)

Архимандриты

  • Порфирий (1790—1795) (погребён)
  • Анастасий (Щепетильников) (11 июня 1795 — 29 июня 1797)
  • Никон (1797—1799) (погребён)
  • Августин (Сахаров) (1798—1800)
  • Моисей (1800—1812)
  • Иоанн (29.3.1813 — 16.10.1813)
  • Аполлос (Алексеевский) (29 сентября 1813 — 18 декабря 1816)
  • Феофилакт (Протопопов) (1816—1820) (погребён)
  • Гавриил (Розанов) (11.1.1821 — 18.9.1821)
  • Аарон (Нарциссов) (1821—1826)
  • Иассон (Никольский) (15 марта 1826 — 5 октября 1830) (погребён)
  • Иринарх (Попов) (1831—1836)
  • Авраам (Шумилин) (1836—1844) (погребён)
  • Макарий (1836—1838)
  • Афанасий (Соколов) (1838—1841)
  • Феогност (Лебедев) (1841—1848)
  • Ириней (Нестерович) (1848—1864) (погребён)
  • Флавиан (Остроумов) (1865—1867) (погребён)
  • Владимир (Миловиднов) (1869—1877)
  • Павел (Глебов) (1878—1892)
  • Герман (Ханов) (1892—1897)
  • Порфирий (Кулаков) (1897—1910)
  • Игумен Серафим (Самойлович) (1910—1915)
  • Анемподист (Алексеев) (1917—1921)
  • Григорий (Алексеев) (1921—1928)

Здания

Название Дата постройки Изображение
Спасские кельи конец XVII века
колокольня 1683—1685 годы, 1826 год, архитектор Пётр Паньков
корпус у восточных ворот конец XVII века — XVIII век
Крестовоздвиженский корпус 1886 год
ограда сада XVIII век
Никольский корпус 1670—1680-е годы
сад XVI—XVII века
хозяйственная постройка у западной воротной башни XIX век
просфорня (настоятельский корпус) 1887 год
Святые ворота с церковью Николая Чудотворца конец XVII века — XVIII век
Введенский собор 1681—1683 годы
стены XVII—XIX века
стены (изнутри) XVII—XIX века
восточная воротная башня XVII век
западная башня
западная воротная башня
юго-восточная садовая башня
юго-западная садовая башня
северная башня Святых ворот
южная башня Святых ворот
северная воротная башня
северо-восточная башня
северо-западная башня
юго-западная башня
южная воротная башня XIX век
Крестовоздвиженская церковь конец XVII века
Церковь Спаса Нерукотворного с больничными палатами начало XVIII века
часовня 1893 год

За каменной стеной монастыря, за небольшим внутренним рвом с водой с XVI века произрастает уникальный парк из сибирского кедра.

  • Явленная
    Толгская икона Божией Матери

  • Толгский монастырь в 1730 году. Гравюра Алексея Ростовцева. Ярославский музей-заповедник

  • План монастыря

Что посмотреть

Посетители монастыря попадают на его территорию через массивные ворота, увенчанные двумя башнями. Стоит обратить внимание на старинные двери и крепостные стены толщиной несколько метров — монастырь служил не только религиозным нуждам, но и в случае необходимости должен был выдержать осаду неприятеля. Верхний ярус перекрыт крытой галереей.

Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм (17 век) — главное здание монастыря. В интерьерах — великолепные росписи; также здесь ценные иконы в иконостасе. Обратите внимание на пять светлых, летящих главок и трёхъярусную колокольню. Часовня-киот Толгской Божией Матери расположена в зарослях кедра: по преданию, именно здесь произошло чудесное явление. А сама обретённая икона размещена в Крестовоздвиженской церкви.

В числе других интересных строений монастыря церковь Николая Чудотворца, церковь Спаса Нерукотворного, часовня Трифона (где покоятся мощи основателя монастыря), часовни Александра Невского и Пресвятой Богородицы.

Помимо поклонения Толгской иконе, паломники спешат прикоснуться к мощам святителя Игнатия. 21 августа по новому стилю в монастыре отмечается праздник Толгской иконы Богоматери.

Практическая информация

Адрес монастыря: г. Ярославль, посёлок Толга, Свято-Введенский Толгский женский монастырь, телефоны: +7 (4852) 38-00-55, 38-55-65.

От городского вокзала «Ярославль Главный» до Толгского монастыря можно добраться на общественном транспорте: троллейбус №1 до остановки «Красная площадь», затем пересадка на автобус №21 или маршрутное такси №93 или №96 до остановки «Песочное», откуда идти пешком около 2-х км.

Летом речной прогулкой: от ярославской пристани до Толги ходят речные трамвайчики.

Направляясь в монастырь на автомобиле из Москвы, на въезде в Ярославль надо повернуть налево (на объездную дорогу) и ехать по указателям на Вологду. На выезде на Вологодскую трассу после моста будет указатель на Толгский монастырь (на первом светофоре налево).

Монастырь открыт с раннего утра до вечера. Плата за посещение не взимается, приветствуются пожертвования. Ежедневно в Введенском соборе проводится литургия.

Подробности Категория: Экскурсии для паломнических групп

В программу 2-х дневной паломнической экскурсии входит:

  1. Обзорная экскурсия по Ярославлю с посещением действующих храмов
  2. Посещение Толгского монастыря с экскурсией по монастырю (Чудотворная Толгская икона Богоматери , мощи Игнатия Брянчанинова и др.)
  3. Посещение Успенского Собора в Ростове Великом (свт. Леонтий Ростовский — помощник в чадородии, дарование мудрости и терпения)
  4. Посещение Спасо — Яковлевскго монастыря (свт. Димитрий Ростовский, Ватопедская икона Богоматери «Отрада и утешение» и др.)
  5. Посещение Варницкого монастыря (поклонение Кресту, установленному на месте явления старца отроку Варфоломею)

Подробное описание программы . Стоимость см. в конце страницы

1-й день ( По Святыням Ярославля )

  • Встреча группы в Ярославле (площадь Богоявления, на стоянке у Храма Богоявления)
  • Обзорная экскурсия с осмотром и посещением храмов:

1.Успенского кафедрального собора (посещение)

Святыни: мощи Ярославских чудотворцев, святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Василия и Константина

2. Ильи Пророка ,Михаила Архангела,Иоанна Предтеча (внешний осмотр)

3. Спаса на Городу (посещение)

Святыни Храма: прп.Серафим Саровский с част. Мощей,фресковый образ Всемилостивого Спаса (17 век); икона Святой Троицы с желудем от Мамврийского дуба, привезенного православными паломниками со Святой земли еще до революции; икона – мощевик «Всех святых» с изображением по центру иконы Божией Матери «Всецарица» и около 1000 образов святых угодников Божиих, по периметру иконы — 120 наиболее почитаемых изображений Пресвятой Богородицы (в мощевике находится 131 частица мощей святых угодников Божиих и частица Животворящего Древа Креста Господня); икона- мощевик всех Киево-Печерских святых с 84 частицами святых мощей; икона- мощевик «Умягчение злых сердец» (с частицами мощей избраных угодников Божиих, в том числе Марии Магдалины и блж.Матроны Московской ); чтимый образ Божией Матери «Прибавление ума»

4. Богоявленского собора (посещение)

Святыни: чудотворный список с иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», «частицы мощей св. Николая Чудотворца»

5. Казанского собора Казанского женского монастыря (посещение)

Святыни: чудотворная икона Божией Матери «Казанская», мощи свт. Агафангела

  • Переезд в Свято – Введенский женский монастырь (вечерняя трапеза, ночлег) Вечернее богослужение (вынос ковчега с Ризой Господней) Начало в 16:00, окончание в 19:00

2-й день (Толгский монастырь- Ростов Великий)

  • 6:00 Утренние молитвы, полунощница, акафист,если накануне была простая служба, богослужение начинается в 5:30 молебном перед Толгской иконой Божьей матери.
  • 7:00 Божественная Литургия
  • 09.30 — Утренняя трапеза(будни) или 10.30 — воскресные и праздничные дни.

  • 11.00 -12.00 Экскурсия по Толгскому Свято – Введенскому монастырю ( в будни)
  • с 12.00 — 13.00 — воскресные и праздничные дни.

Во время экскурсии посетители узнают историю монастыря, жизнь сестер сегодня. Совершат поклонение чудотворной иконе Божией Матери «Толгская» , мощам свт. Игнатия Брянчанинова.

  • 11.30 – 12.30 переезд в г. Ростов Великий. Путевая информация. Экскурсия по Ростову Великому.

Успенский Собор в Ростове Великом

Паломническая поездка в Ростов Великий начинается с Успенского Собора за стеной Ростовского Кремля сооруженного в 17 веке по образу Небесного Града Иерусалима на Земле. (Экскурсия по территории Кремля не входит в стоимость программы и проводится дополнительно по желанию, а также по предварительному оповещению. Стоимость -300 руб./ чел)

Затем путь будет продолжен на берег озера Неро , где установлен и освящен он на 18- тонном валуне 4-х метровый Поклонный крест, в память о крещении в 991 году первых жителей Ростова князем Владимиром Святославовичем. Лишь в двух городах князь Владимир лично осуществлял и участвовал в обрядах крещения – в Киеве и Ростове Великом. В России ни один город подобной чести не был удостоен. Ростов на протяжении веков был и остается одним из духовных центров страны, и событие установки креста подтверждает его высокий статус.

12.30 – 13.00 Успенский собор Ростовского Кремля (мощи Леонтия Ростовского). Посещение Владимиром Крестителем места крещения ростовцев на озере Нэро.

13.30- 14.30 Посещение Спасо – Яковлевского мужского монастыря (мощи Димитрия Ростовского, Ватопедская икона Божией матери, мощи святой источник).

Святыни Яковлевского храма:

  • Мощи преподобного Авраамия Ростовского. Ему молятся об отогнании от человека злых духов и об обращении неверующих.
  • Мощи святителя Иакова Ростовского (под спудом). Ему молятся о помощи в тяжелых материальных обстоятель­ствах и при болезнях.
  • Крест с частицей Животворящего Креста Господня. Ковчег с частицами мощей преподобных Киево-Печер­ских угодников.

Святыни Зачатьевского собора: почитаемое изображение святых Иоакима и Анны (фреска), покровителей семьи и супружества. Им молят­ся о помощи в различных семейных проблемах, а также супруги, не имеющие детей.

Святыни Димитриевского храма: Мощи святителя Димитрия Ростовского. Он является святым покровителем учащих и учащихся, историков, писателей, театральных деятелей. Чудотворная Ватопедская икона Пресвятой Богороди­цы «Отрада, или Утешение» — келейный образ святите­ля Димитрия, данный ему как благословение на написа­ние Житий святых. Эта икона являлась свидетельницей его пастырских и молитвенных трудов. Перед ней 28 октября 1709 года святитель Димитрий был найден почившим в коленопреклоненной молитве.

Ковчеги с частицами мощей:

  1. вмч. Дими­трия Солунского,
  2. вмч. и целителя Пан­телеймона,
  3. блгв. кн. Александра Невского,
  4. преп. Сергия Радонежского,
  5. св.блж. Матроны Московской.

Почитаемая Шестоковская икона Пресвятой Бого­родицы. Происходит из затопленного Афанасьевского монастыря г. Мологи, дана как благословение возрожда­ющемуся монастырю его первым духовником известным старцем архимандритом Павлом (Груздевым).

Почитаемая копия чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Умиление-Ростовская».

На территории Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря действуют четыре церковные лавки, где можно купить выпеченный в монастырской пекарне хлеб, который не черствеет , молоко козье и коровье, сыр , и другие молочные продукты произведенные на монастырской ферме. У монастырских стен местные рыбаки предложат выловленную в озере Неро щуку

14.30 -15.30 Посещение Свято-Троицкого Варницкого монастыря (родины прп. Сергия Радонежского).

Варницкий монастырь

Ростов Великий — родина Сергия Радонежского . Варницкий монастырь основан в 15 веке на месте , где стоял дом его родителей, боярина Кирилла и Марии.

Вы узнаете о счастливом детстве Сергия Радонежскогоо , о его родителях , побываете на месте » явления отроку Варфоламею старца». Это событие , когда «Господь даровал ему знание грамоты» , Вы могли видеть в картине художника Нестерова.

Стоимость экскурсии для организованных групп паломников

от 41- 50 чел.

от 31 — 40 чел.

от21 -30 чел.

от 10-20 чел.

Транспорт

заказчика

Транспорт Центра

Транспорт

заказчика

Транспорт Центра

Транспорт

заказчика

Транспорт Центра

Транспорт

заказчика

Транспорт

Центра

В стоимость входит : экскурсии, проживание, ужин , завтрак, проезд.

Дополнительно можно заказать обед или монастырскую трапезу – 350 руб.

Посещение Ростовского Кремля не входит в стоимость программы . Экскурсия по Кремлю оплачивается дополнительно 300 руб./чел. и по предварительному оповещению.

Возможна посадка на поезд в Ростове Великом

Начало обители относится ко времени правления в Ярославле святого благоверного князя Давида, сына Федора Черного. В 1314 году ростовский епископ Трифон (до пострижения в схиму Прохор) объезжал владения своей обширной епархии. 7 августа, возвращаясь месте с бывшими при нем священниками и клириками по Волге в Ярославль из Белозерской страны, он остановился ночевать на правом берегу реки.

В полночь епископ пробудился и увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и до того столпа через реку мост. Взяв посох, он пошел по мосту к огненному столпу и посреди него видит Образ Божией Матери с младенцем на руках, стоящий на воздухе. Долго молился святитель перед иконой, затем по тому же мосту возвратился в свой шатер.

Войдя в шатер, он нашел всех спящими, и сам предался покою, решив утаить бывшее ему дивное явление. Утром 8 августа спутники святителя заметили странное исчезновение архиерейского посоха, который вчера был поставлен у изголовья его ложа, и доложили об этом святителю. Поняв, что Богу угодно, чтобы виденное им чудо было открыто, епископ Трифон рассказал обо всем, что видел за Волгой. Слуги, переехав Волгу, обрели икону Пресвятой Богородицы в лесу, стоящую уже не на воздухе, но на земле между деревьями, и рядом с ней посох своего архипастыря.

И тогда епископ Прохор, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. Весть о чудном явлении Образа Божией Матери доходит до Ярославля. Сюда стекается множество народа разного звания, приходят здоровые и больные, и все, увидев Образ, помогают святителю Трифону в строении церкви.

За один день строительство храма было завершено, в него перенесли обретенную икону. Епископ Прохор, освятив церковь во имя Введения Богоматери во храм, благословляет быть при сей церкви монастырю и определяет в него настоятеля-игумена..

Обитель стала называться Толгской по реке, которая впадает здесь в Волгу, а празднование чудотворной иконе Толгской Богоматери было установлено 8 августа, в день явления святыни. Слово «толга» происходит, вероятно, из исчезнувшего языка финно-угорского племени меря, проживавшего ранее на территории Ярославской области. В родственных мерянскому языку мордовских языках «толга» означает «птичье перо».

Сведения о ранней истории монастыря скудны и отрывочны. Первым событием, которое известно в истории новосозданной обители, является чудо истечения от святой иконы мира. Произошло это 16 сентября 1392 года, при игумене Германе, во время службы. Миро оказалось целебным, многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся тем миром, получили исцеление. С этого времени икону Богоматери стали почитать как мироточивую.

В конце XIV века в Толгском монастыре произошел большой пожар, в котором сгорели кельи и ограда. Думали, что и чудотворная икона Богородицы также сгорела, и много скорбели о том. Но после пожара святую икону обрели вне монастыря, в лесу на дереве, чудесно изъятую из пламени, совершенно невредимую и сияющую светом. Позднее на месте чудесного спасения образа поставили часовню. Монастырь не прекратил своего существования, что случалось после пожаров со множеством тогдашних монастырей.

Целый ряд необыкновенных чудес, начавшихся уже с первого дня существования обители, привлекали в монастырь паломников. Монастырю покровительствовали ярославские князья. Около 1400 года Ярославским князем Феодором Феодоровичем Толгскому монастырю была дарована жалованная грамота на деревню Кукольцыно с освобождением крестьян от княжеских даней и повинностей.

С усилением феодальной раздробленности Толгский монастырь попал в вотчину князей Засекиных и терпел от них много притеснений. Князь имел над обителью как

административную так и в судебную власть. Кроме того монастырь должен был платить князю известную дань. Власти требовали себе кормов, подвод, даров, посулов и многое другое. Очевидно, князья Засекины слишком злоупотребляли своими вотчинными правами, потому что монастырь вынужден был обратиться с челобитной к Великому Московскому князю Василию Васильевичу Темному, который взял монастырь под свое покровительство.

В 1553 году Толгский монастырь посетил московский царь Иван Васильевичем Грозный. Царь ездил на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни ног и на обратном пути остановился у Толги. Иван Грозный много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, после чего ноги у него укрепились, и он встал с кресла, на котором его носили, совершенно здоровым.

Благодарный монарх щедро одарил игумена и братию, повелел строить в обители каменный храм и преподнес в дар монастырю икону Спаса Нерукотворного, которая хранилась здесь как местночтимая святыня. На средства, пожалованные царем, в конце XVI века при игумене Феодосии был построен каменный храм.

Исполнившись великой радости, Царь возблагодарил Бога и Пречистую Его Матерь, одарил игумена и братию щедрой милостыней и повелел построить в обители каменный храм, который и был построен в конце XVI века при наместнике монастыря игумене Феодосии (управлял обителью с 1578 по 1602 гг.)

Смутные годы разразились над Толгской обителью тяжким бедствием, выразившемся в полном разорении монастыря. 18 мая 1609 года отряд поляков захватил обитель, осквернил и разграбил ее. Были перебиты сорок шесть иноков, скрывшихся в храме. Долгое время их братскую могилу отмечал «раздвоенный» камень, и богомольцы брали сквозь его отверстие могильную землю, веруя, что она обладает целебной силой. Над местом захоронения иноков в 1893 году была сооружена часовня по проекту архитектора Н. И. Поздеева. Её интерьер в 1911 году украсили стенным письмом. В 1914 году в дни празднования 600-летия Толгского монастыря её торжественно освятили как храм-часовню. Здесь ежегодно 18 мая совершалась заупокойная лития по погибшим.

В дни польского нашествия – Смутное время – икона Толгской Богоматери хранилась вне стен монастыря.

Со временем чудотворная икона Толгской Богоматери приобретала статус первой среди чтимых икон Ярославля, в трудные времена к ее помощи прибегали и ярославцы, и жители окрестных мест, и многочисленные паломники.

В 1612 году в Ярославле, ставшем местом сбора народных сил в ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, как рассказывают местные предания, произошло моровое поветрие. И тогда с иконой Толгской Богоматери и другими святынями города совершился первый из известных в Ярославле чрезвычайных крестных ходов, после которого болезнь отступила.

Ужасные бедствия – моровая язва, голод, великие пожары неоднократно посещали Ярославль. В эти дни «туги народной» жители обращались к помощи иконы Толгской Богоматери, и народное горе затихало, и часто сама стихия смиряла ярость.

После поразительной благодатной помощи, полученной в постигших Ярославль в 1654-1657 годах бедах, жители города исходатайствовали установление ежегодного крестного хода чудотворной Толгской иконы в Ярославль.

После польского разгрома труд восстановления монастыря выпал на долю игумена Серапиона. Царем Михаилом Феодоровичем Романовым в 1620 году пожаловано было 40 рублей на строение церкви в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а также 100 рублей на возведение колокольни.

В настоящее время теплая церковь в честь Воздвижения Креста Господня — самая ранняя из сохранившихся каменных построек монастыря. В 1838 году церковь подвергалась переделкам: были повышены своды, растесаны окна, убраны внутренние столбы, верхние участки храма украшены стенным письмом.

Воздвиженскую церковь в 1892 году расписали полностью масляными красками.

Бурный расцвет Толгского монастыря связан с именем игумена Гордиана, управлявшего обителью с 1673 по 1700 гг. В это время в основном и сложился современный ансамбль монастыря.

В первую очередь игумен Гордиан закончил начатое в 1672 году строительство Святых ворот с надвратной церковью во имя Николая Чудотворца, занимавшей «после собора самое видное в монастыре место».

Это строительство велось на средства торговцев Ярославской гостинной сотни Семена и Ивана Матвеевичей Сверчковых.

Кроме устройства Святых ворот и каменной Никольской церкви над ними, Сверчковы пожертвовали монастырю также тысячу пудов соли и 2538 рублей 15 алтын и 2 деньги – сумму по тому времени громадную – на благоустройство обители. Никольский храм внутри был украшен стенным письмом «в польском стиле».

Постройка величественной Введенской соборной церкви на месте древней маловместительной и уже обветшавшей была другим большим делом игумена Гордиана.

Работы начались в 1681 году и окончились через два года. Лучшими для подражания были тогда соборы Ярославский и Ростовский и церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Нижняя часть храма изначально сооружалась как усыпальница знаменитых лиц или же настоятелей монастыря, поэтому сам храм был поднят от земли более, чем на тридцать ступеней.

Всю Введенскую церковь, наподобие церкви Иоанна Предтечи, обнесли папертями, которые давали возможность помещаться людям, издалека приходившим на поклонение Чудотворной иконе.

Здание было увенчано пятиглавием, как и соборы Ростовский и Ярославский. С южной стороны церкви устроен придел во имя Ярославских чудотворцев, святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина. Собор расположен посреди монастыря, напротив Святых ворот. Стены и своды храма расписаны в 1690–1691 стенным письмом греческого стиля мастерами Ярославля и Костромы: Федором Федоровым, Димитрием Семеновым-Сибиряком, Василием Осиповым и другими, чьи имена записаны на откосе южного нижнего окна западной паперти.

Придел Федора, Давида и Константина Введенского собора расписывала та же артель на средства окольничего (это один из высших придворных боярских чинов на Руси) Василия Федоровича Жирово-Засекина, потомка святого князя Федора.

После окончания возведения Введенского собора Толгского монастыря немедленно начата была постройка трехъярусной величественной колокольни, которая была окончена около 1688 года. Устремленная ввысь колокольня всегда привносила особую красоту и торжественность в монастырский архитектурный ансамбль.

Пожертвованные царем Михаилом Федоровичем 100 рублей на «каменное колокольное строение» были использованы на литье колокола. Надпись на нем гласила: «Вылит Пресвятой Богородицы Толгского монастыря казенными деньгами при державе Государя царя и Великого князя Михаила Феодоровича, при игумене Серапионе с братиею, а в нем весу 100 пудов, а цена 500 рублев, лета 7140 «. Колокол в 1678 году разбился и был перелит в Голландии с повторением прежней надписи и добавлением новой на латыни: «Евергард Сплинтер слил меня в Кнелизе».

На новопостроенную колокольню вместе с прежними колоколами был поднят и новый большой колокол весом в 200 пудов, приложенный в дар обители усердием окольничего князя Никиты Яковлевича Львова, давшего на слитие колокола тысячу рублей.

Кроме своей крупной жертвы на колокол, князь Никита Яковлевич Львов приносит в дар обители богатейшие, осыпанные жемчугом и каменьями священно-служебные ризы, в разное время в монастырь дает 900 четвертей ржа и овса на монастырские потребности, кроме того, устраивает на свой счет каменные братские кельи на 1500 рублей и, наконец, постригается в монастырь под именем Нила.

Ни один из прежних колоколов не сохранился, поэтому после учреждения монастыря пришлось собирать новый ансамбль по сельским храмам. Сейчас он состоит из одиннадцати колоколов: праздничного, постного, полиелейного, четырех подзвонных и трех зазвонных. Благовестник (вес более 300 пудов) был перелит в 1831 году из колокола 1827 года. Вес других колоколов от 120 пудов до одного с половиной. Полиелейный в 1830 году был отлит на заводе Самгина в Москве, постный – в 1832 на московском заводе Финляндского. Из малых колоколов четыре ярославских – с завода Оловянишникова.

В начале 1690-х годов игуменом Гордианом были возведены настоятельский корпус, стены и башни Толгского монастыря.

Ко времени настоятельства в Толгском монастыря игумена Гордиана относится знаменательное событие: опальный патриарх Никон, возвращавшийся по Волге из своего долгого заточения, 16 августа 1681 года, чувствуя приближение смерти, повелел пристать возле монастыря, чтобы причаститься Святых Христовых Таин.

Когда судно пристало к берегу, Патриарх в присутствии монастырской братии причастился «от руки своего духовного отца архимандрита Кириллова монастыря Никиты».

Как известно, в этот же день вечером, блаженный Патриарх Никон скончался в Ярославле на своем струге, на реке Которосли, возле Спасо-Преображенского монастыря, искренне оплакиваемый всеми жителями Ярославля.

Игумен Гордиан скончался в 1700 году и погребен под придельным алтарем сооруженного им Введенского собора, при северо-западной стене алтаря.

Под соборным храмом находится усыпальница почетных граждан Ярославля, которые вносили при жизни своей пожертвования в святую обитель, а также представители знаменитых древних боярских родов: Вяземские, Троекуровы, Голицыны, Мельгуновы и другие.

К началу XVIII века относится строительство четвертой каменной церкви на территории Толгского монастыря, в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Она была возведена на месте деревянной, в память о принесенной в дар монастырю Иваном Грозным иконе Спаса Нерукотворного.

Спасская церковь обращает внимание своеобразным куполом, по краям которого расположено восемь глав средней величины, а купол, высоко поднятый вверх, увенчан девятой главой большего размера.

В трапезе храма устроили придел во имя праведного Лазаря, упраздненный в 1793 году, но через пять лет возобновленный уже во имя святителя Димитрия Ростовского на средства графа Александра Ивановича Остермана. Стены храма были украшены живописью. К Спасской церкви был пристроен двухэтажный корпус, в котором, вследствие правительственных распоряжений, жили на пропитании с 1757 года военные обер и унтер-офицеры и рядовые, неспособные к службе, которым давалось помещение, а также денежное и хлебное содержание. Он обращен с 1793 года в монастырскую больницу, отчего и храм назывался больничным. В 1806 году в размещены были этом корпусе русские классы духовного училища, потом семинария, потом уездно-приходское училище, и наконец, сильно обветшавший, в 1836 году он был снова предоставлен в собственность монастыря.

В трапезе Спасской церкви в 1812 году был погребен герой Отечественной войны генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков, умерший от ран, полученных в Бородинском сражении, о чем имеется мемориальная надпись на стене.

В 1914 году Толгский монастырь отмечал свой 600-летний юбилей. Готовясь к этому событию, наместник монастыря, игумен Серафим (Самойлович, новомученик, † 1937г.) произвел сложный и основательный ремонт всех храмов и монастырских зданий.

В 1917 году Толгский монастырь был упразднен, в 1928 — прекратились службы в храмах обители, 6 марта 1929 года —окончательно закрыт.

В начале 30-х годов в Ярославле на Волге, у села Воздвиженское советское правительство решило построить гидроэлектростанцию. В окрестностях Толгского монастыря плотина должна была перегородить Волгу. Монастырь был полностью выселен. Все его здания и храмы остались свободными. Власти выбрали монастырь для организации в нем управления строительством, так как вокруг в те годы были только деревни, поля и леса. Сюда, на Толгу стали прибывать специалисты гидротехнических работ. Многие из них привозили с собой свои семьи, заселившие кельи.

Во Введенском соборе с бесценными фресками была устроена действующая модель гидроузла для проектировавшейся Волгостроем ярославской плотины.

Проведенные в Ярославле исследования грунта дали отрицательные результаты, и через четыре года строительство гидроэлектростанции было перенесено в Рыбинск. Но Толгский монастырь уже на долгие годы превратился в жилье для обычных горожан, по той или иной причине не имевших жилья. Несколько десятилетий часть зданий монастыря занимала детская воспитательная колония. И хотя в 1947 году монастырский комплекс как памятник истории и культуры был взят на государственную охрану, положение его мало изменилось. Лишь в 1970-е годы в обитель пришли реставраторы. Последние жители обители, жившие здесь десятки лет, были выселены в 1986 году.

7 декабря 1987 года полуразрушенный Толгский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, здесь учредили первую в современной России женскую обитель (после 1917 года на территории РСФСР были закрыты все православные женские монастыри).

Большая часть построек монастыря – замечательные памятники русской архитектуры – пребывали в аварийном состоянии. Почти полностью утрачены были настенные росписи, декоративная керамика, разрушены иконостасы. О когда-то величественном монастырском ансамбле давали лишь смутное представление частично сохранившиеся стены. Предстояло приступить к работе, грандиозной по своим масштабам.

Сюда стали собираться и первые насельницы, которых не испугала временная неустроенность монастырского быта

26 мая 1988 года возрождающийся Толгский монастырь праздновал обретение и перенесение честных мощей великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX века — святителя Игнатия (Брянчанинова), которые пребывают в обители по сей день.

29 июля 1988 года, в освященной владыкой Платоном Спасской церкви была отслужена первая Божественная литургия.

25 сентября 1988 года настоятельницей Толгского Свято-Введенского монастыря Святейший Патриарх Пимен назначил игумению Варвару (Третьяк).

Спервых же дней игумения Варвара энергично занялась хозяйством, которое приходилось поднимать почти с нуля. За короткий срок оборудовано отопление, подведены канализация, водопровод, организованы слесарная и столярная мастерские, гараж, газовая котельная, отреставрированы или заново возведены каменные хозяйственные строения и кирпичные келейные здания, налажена работа трапезной, оборудован медицинский кабинет, устроены овощехранилища.

Были отреставрированы и освящены четыре монастырских храма.

Главный Введенский собор – летний. Работы по реставрации настенной живописи собора выполнила группа реставраторов ООО «Возрождение» под руководством Е.Б.Черняева.

В настоящее время Богослужение совершается в теплом Крестовоздвиженском храме.

Храм был полностью расписан в 2002 году артелью ярославских художников под руководством академика Николая Мухина. Их имена можно прочитать в клейме у входа в церковь. В Крестовоздвиженском храме находятся главные святыни обители: Толгская икона Божией Матери XIX века (список с Чудотворной иконы) и рака с мощами Святителя Игнатия Брянчанинова. Имеются два ковчега с частицами мощей святых Киево-Печерской Лавры и многих других. В подклете Крестовоздвиженского храма в 2006 году устроена небольшая «пещерная» церковь, освященная во имя Великомученицы Варвары (в память 1700-летия мученической кончины святой). В подклете храма расположилась также монастырская библиотека.

Насельницами обители расписаны Спасский и Никольский храмы. Богослужение в них совершается редко по причине маловместимости.

Обитель свято чтит старую добрую традицию странноприимства. Паломники могут остановиться, как и в прежние времена, в старинной монастырской гостинице, а также пользоваться монастырской трапезой.

Еще одной из достопримечательностей Толгского монастыря является расположенная в юго-восточной его части кедровая роща.

Устройство парка, по преданию, относится к последней четверти XVI столетия. Рощу от ветра защищает высокая стена, здесь почти всегда тихо. Между кедрами, насажденными полуциркулем аллеею в два ряда, для питания сада водой был выкопан пруд. Сад кроме кедровых деревьев изобиловал множеством дорогих цветочных растений. Недаром, гуляя по монастырскому саду 28 июня 1863 года, юный царственный посетитель сада, государь Цесаревич и Великий князь Николай Александрович пришел в такое восхищение от кедровой рощи, что воскликнул: «Я здесь ожил».

Пруды почти высохли в настоящее время из-за нарушения дренажной системы, да и густые ряды кедров значительно поредели. Сестры посадили несколько десятков новых саженцев кедра.

Сейчас Толгский монастырь может быть отнесен к числу благоустроеннейших Российских обителей.

Введенский Толгский женский монастырь
Епархиальный женский монастырь

«Сказание о явлении чудотворной и мироточивой иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Толгскою, и чудесах, от нее бывших» называет датой основания церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы 8 августа 1314 года. В этот день к месту явления иконы Божией Матери пришли ярославцы, узнавшие о чудесном событии на берегу Волги. К вечеру общими силами был сложен храм, и епископ Прохор внес в него икону Божией Матери, названную по месту явления Толгской, Этот первый, деревянный Введенский храм сгорел в начале XV века и был восстановлен на деньги благотворителей.

В 1553 году царь Иоанн Грозный, получивший исцеление от болезни ног у Толгской иконы Божией Матери, подарил обители деньги на строительство каменного храма. Игуменом Феодосием царская воля была исполнена: в центре монастыря поднялся каменный Введенский собор. Первое упоминание о нем встречается в писцовой книге 1627-1629 годов: «Монастырь общий Толгской на реке Волге, да на речке Толпе, а в нем церковь каменная Введения Пресвятыя Богородицы, а в приделе престол Николы Чудотворца, да церковь в другом приделе во имя Димитрия Селунского».

В 1681 году игумен Гордиан решил разобрать этот собор и возвести на его месте новый, больших размеров. Получив на это благословение митрополита Ростовского Ионы Сысоевич, приступил к делу.

Предполагают, что проект собора мог выполнить сам Иона Сысоевич, известный своей любовью к церковному строительству. Митрополит был талантливым зодчим и, возглавляя епархию, с размахом и великолепием построил в ней десятки храмов. По преданию, в родном селе Ангелово, где отец будущего митрополита служил священником, он возвел церковь в 365 окон, не имеющую себе равных по красоте. Главным творением Ионы Сысоевич стала резиденция митрополита, которая с XIX века именуется Ростовским кремлем.

По замыслу игумена Гордина нижняя часть Введенского храма предназначалась под усыпальницу настоятелей и знатных благотворителей, поэтому его «подняли» на тридцать ступеней. Собор возвели в ярославской традиции: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом.

В южной галерее находился придел во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, увенчанный главкой. Новый храм соединили переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.

Известно, что царь Феодор Алексеевич пожаловал в церковное строение 50 рублей. А на роспись Свято-Введенского собора, строительство которого завершилось в 1683 году, пожертвовали 150 рублей уже его братья и сестра: Иван Алексеевич, Петр Алексеевич и Софья Алексеевна.

К росписи собора приступила артель из двадцати шести ярославских и костромских мастеров. Свои имена они оставили на откосе окна западной стены храма.

Первым в списке идет имя ярославца Дмитрия Семенова, известного под прозвищем Сибиряк. Он участвовал в росписи храмов Новодевичьего монастыря в Москве и — в составе артели Гурия Никитина — церкви Илии Пророка в Ярославле. Возможно, вместе с настоятелем монастыря игуменом Гордианом именно он разрабатывал оригинальный цикл росписей, посвященных Толгской иконе.

Вторым в списке указан Федор Федоров, потомственный ярославский иконописец, которого приглашали расписывать храмы Московского Кремля и царские покои.

Среди других известных имен — Василий Осипов, один из ведущих изографии Костромы, принимавший участие в росписи Успенского собора Москвы; Василий Федоров, который сорок лет работал в Оружейной палате. Остальные — молодые мастера и подмастерья в возрасте 14-15 лет.

В традиционную программу росписи были внесены изменения: вместо фигур святых и мучеников на столпах собора изобразили сюжеты из Деяний Апостолов. Искусствоведы связывают это «новаторство» с посещением Долги Патриархом Никоном, который в 1681 году возвращался по Волге в Москву из Кирилло-Белоезерского монастыря, где провел в заточении пять лет. К толгской пристани его струг подошел 16 августа: чувствуя приближение смерти, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин. Игумен Гордиан получил благословение Патриарха и стал свидетелем его трогательного примирения с архимандритом Сергием, одним из его раскаявшихся гонителей, сосланным на Волгу на покаяние. Возможно, именно эта встреча, случившаяся за несколько часов до смерти Патриарха Никона, вызвала у Гордиана желание поддержать в росписях собора его главное утверждение, что «… власть духовная преболе светской есть».

В 1690 году был расписан основной объем храма, а в 1691 — алтарь, галереи, придел и крыльцо. Настенная надпись свидетельствует, что роспись придела чудотворцев Федора, Давида и Константина была выполнена на пожертвования Василия Федоровича Жирового-Засекина, потомка святых князей.

Семь ярусов росписей поделены так: три верхних иллюстрируют жизнь Христа и притчи; четвертый посвящен заповедям блаженства и молитвам «Отче наш» и «Символ веры»; пятый описывает «Страсти Христовы», шестой и седьмой рассказывают историю монастырях в картинах на сюжеты из «Сказания…».

В 1839-1840 годах по воле архиепископа Авраама, находившегося на покое в монастыре, стенопись собора поновили. Деньги на это дал рыбинский купец М. Н. Вязьмин, а иконописец Семен Завязошников исполнил работы — «по тем же чертам возобновлено и сделано в лучшем виде». Живопись Семена Завязошникова до сих пор сохранилась в верхних росписях.

В 1870 году при архимандрите Владимире фрески вновь прописываются «по тем же чертам». Придел Ярославских чудотворцев Федора, Давида и Константина поновляется в 1914 году перед празднованием 600-летия монастыря. Работы велись под наблюдением Императорской Археологической комиссии. Историк искусства И. Э. Грабарь уже тогда обратил внимание на то, что в росписях собора воспроизведены иллюстрации из лицевой Библии голландского гравера и издателя Николаса Иоанниса Пискатора (ок. 1586-1652 гг.). По своей сути это была народная Библия: она содержала иллюстрации Ветхого и Нового Завета с краткими подписями. Русские художники использовали иностранные гравюры религиозного содержания в качестве образцов для своей работы, но при этом вносили в картины национальный дух, созидая местные традиции письма.

«Знаменательно, что иконописцы, переносившие гравюры Пискатора на церковные стены, часто создавали произведения неизмеримо более ценные и значительные, чем эти заурядные академические композиции», — к таким выводам пришел И. Э. Грабарь, изучая стенопись ярославских храмов.

Под собором находилась усыпальница его строителя, игумена Гордиана, и других настоятелей. Здесь же были погребены многие почетные граждане Ярославля, представители княжеских и боярских родов, благотворители монастыря: Голицыны, Аксаков, Троекуровы. В усыпальнице покоился один из крупнейших благодетелей за всю историю монастыря, потомок князя Давида Федоровича, Н. Я. Львов. Он жертвовал в монастырь деньги, ризы, на его средства был отлит двухсотпудовый колокол и устроены братские кельи. В обители он принял постриг и был наречен именем Нил.

В храме имелась богатая утварь, подаренная благотворителями. Нижний ряд иконостаса украшали серебрянные с позолотой ризы. Перед иконами висели позолоченные лампады.

В XIX веке интерьер собора значительно обновился. В 1839 году из старого чугунного пола перелили новый. В храме установили пятиярусный иконостас, покрытый червонным золотом. Особым великолепием отличалась риза Толгской иконы Божией Матери. Но уже тогда некоторые историки, ратуя за сохранение старины, выступали против поновлений. В путеводителе по Ярославлю краевед А. А. Титов отмечал: «Внутренности собора и теплой церкви искажены переделками. Много золота, резьбы, но без всякого вкуса. Древний придел благоверных князей тем и прекрасен, что его не коснулась рука строителей и он какими-то судьбами остался в целости…»

Храм был действующим до 1928 года. В 1930 году в нем установили модель гидроузла и проводили ее испытания. С 1950 года собор использовали под склад детской колонии. В 1960-х годах Введенский собор пришел в аварийное состояние.

Специалисты «Ярреставрации» в 1968 году починили кровлю. В 1982-1984 годах велись работы по реставрации западного крыльца, парадной лестницы, западного портала, окон подклета и барабана малой главы.

В 1990 году в собор привезли тело иконостаса из пустующего храма. Все резные, левкасные, позолотные работы по оформлению интерьера взяли на себя сестры монастыря. Они же написали иконы для пятиярусного иконостаса.

7 июля 1990 года в Свято-Введенском соборе состоялась первая Божественная литургия. Служил архиепископ Ярославский и Ростовский Платон. Престол храма он освятил 20 августа 1992 года.

В 1994 году приступили к возобновлению настенных росписей. Художники под руководством Н. А. Мухина расписали жертвенник и алтарь.

Бригада художников-реставраторов из Москвы во главе с С. В. Кузнецовым взялась за воссоздание росписей южной стены храма. Но небрежность восстановления живописи была столь очевидна, что работы приостановили.

В 1996 году между трестом «Ярреставрация» и Толгским монастырем был заключен договор на реставрацию собора.

В 1998 году реставрацию росписей собора начала бригада художника-реставратора Е. Б. Черняева. Искусствоведы и реставраторы пришли к общему мнению, что традиционные методики для восстановления росписей Введенского храма не годятся. Перед ними стояла сложнейшая задача — максимально удерживая едва заметную авторскую линию и колористику, сохраняя фрагменты удачной реставрации прошлого, создать гармоничное, яркое, живописное убранство для действующего собора.

В 2008 году бригадой одесских мастеров под руководством Андрея Маркина выполнены в технике мозаики одиннадцать икона с внешней стороны Введенского храма.

25 сентября 2009 года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл освятил престол придела в честь Ярославских чудотворцев, благоверных князей Федора, Давида и Константина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *