Тихон задонский труды читать

Содержание

Тихон Задонский

В Википедии есть статьи о людях с такими же именами и (или) фамилиями Кириллов, Соколов, Соколов, Тимофей, Тихон и Тимофей

Тихон Задонский

Неизвестный художник. Портрет Тихона Задонского, епископа Воронежского и Елецкого

Епископ Воронежский и Елецкий

3 февраля 1763 — 17 декабря 1767

Предшественник

Иоанникий (Павлуцкий)

Преемник

Тихон (Малинин)

Епископ Кексгольмский и Ладожский,
викарий Новгородской епархии

13 мая 1761 — 3 февраля 1763

Предшественник

Парфений (Сопковский)

Преемник

Иннокентий (Нечаев)

Имя при рождении

Тимофей Савельевич Кириллов

Рождение

1724
Короцко, Новгородская провинция, Санкт-Петербургская губерния

Смерть

24 августа 1783
Задонский монастырь

Похоронен

Задонский монастырь

Отец

Савелий Кириллов

Принятие монашества

10 апреля 1758

Епископская хиротония

13 мая 1761

Канонизирован

Русской православной церковью

В лике

святителей

День памяти

19 июля (1 августа)
13 (26) августа

Тихон Задонский на Викискладе

Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов, при рождении Кириллов; 1724, Короцко, Санкт-Петербургская губерния — 24 августа 1783, Задонский монастырь) — епископ Русской православной церкви, епископ Воронежский и Елецкий, богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века.

Канонизирован Русской церковью в лике святителей, почитается как чудотворец.

Жизнеописание

Родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова. Новая фамилия — Соколов — была присвоена ему в Новгородской духовной семинарии.

Тимофей рано лишился отца, после смерти которого семья осталась в почти нищенской обстановке. «Как я начал себя помнить, в доме при матери нашей было нас четыре брата и две сестры, отца своего я не помню. Старший брат был дьячком, средний взят на военную службу, а мы все ещё малы были и жили в великой бедности, так что нуждались в дневной пище. В нашем приходе был ямщик богатый, но бездетный. Он часто приходил к нам и полюбил меня. Не раз он просил меня у матушки: „Отдай мне Тиму своего, я воспитаю его вместо сына, и все мое будет принадлежать ему“. Жаль было матушке отдать меня, но крайний недостаток в пропитании заставил её согласиться, и она повела меня за руку к ямщику. Старшего брата в то время не было дома, но возвратившись и узнав от сестры, что матушка повела меня к ямщику, он бросился за нами и, став на колени, стал умолять матушку: „Куда вы ведёте брата? Не хочу я, чтобы брат был ямщиком; лучше сам пойду по миру, а не отдам ямщику; постараемся выучить его грамоте, тогда он может определиться в пономари или дьячки“. Матушка вернулась домой».

Бедность в семье была страшная. «Бывало, как в доме есть нечего, так целый день бороню пашню у богатого мужика, чтобы только хлебом меня накормили».

Образование

В 1738 году Тимофей был привезён матерью в Новгород для поступления в духовное училище. 11 декабря 1738 года Тимофей, по просьбе старшего брата, бывшего причетником в Новгороде и взявшего его на своё иждивение, был зачислен в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме.

В 1740 году старанием архиепископа Новгородского Амвросия (Юшкевича) Духовная славянская школа была преобразована в Духовную семинарию. Из всего тысячного состава учащихся Духовной школы Тимофей, как один из способнейших к наукам, был переведён во вновь открытую семинарию и принят на казённое содержание. С этого времени он стал получать бесплатно хлеб и кипяток. «Бывало, как получу хлеб, половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: „Величаем тя, святителю!“».

Обучался Тимофей в семинарии почти 14 лет: два года — грамматике и по четыре года — риторике, философии и богословию. Длительный период обучения связан с тем, что в недавно открытой семинарии был недостаток учителей. По окончании же семинарии в 1754 году Тимофей получил кафедру риторики, одновременно преподавал греческий язык и богословие.

Монашество

10 апреля 1758 года, в возрасте 34 лет, архимандритом Новгородского Антониева монастыря Парфением (Сопковским) Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии.

18 января 1759 года определён префектом Новгородской духовной семинарии и по просьбе Тверского епископа Афанасия (Вольховского) назначен архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря.

В том же году переведён архимандритом Тверского Успенского Отроча монастыря с назначением ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории.

Епископ

13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с назначением управляющим Новгородским Хутынским Спасо-Варлаамиевым монастырём.

По поводу хиротонии архимандрита Тихона во епископа интересен следующий факт. Когда потребовалось назначить викария в Новгородскую епархию, архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов) предложил семь кандидатов. В первый день Пасхи архиепископ Димитрий с епископом Смоленским Парфением (Сопковским) должны были метать о них жребий. Владыка Парфений просил включить в число кандидатов и ректора Тверской духовной семинарии, архимандрита Тихона. «Он ещё молод, время не ушло», — заметил владыка Димитрий, хотевший сделать Тихона архимандритом Троице-Сергиевой лавры, однако по просьбе Парфения велел записать и Тихона. В это же время архимандрит Тихон служил с преосвященным Афанасием пасхальную литургию в Тверском соборе. Во время Херувимской песни архиерей, стоя у жертвенника, вынимал частицы о здравии. В числе прочих сослужащих к нему подошёл и архимандрит Тихон с обычным прошением: «Помяни мя, владыко святый». — «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем», — отвечал владыка Афанасий, и тут только, заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: «Дай вам Бог быть епископом». В тот же день в Санкт-Петербурге трижды метали жребий, и трижды выпадал жребий Тихона.

Новгородским викарием святитель Тихон был недолго. В 1762 году он временно председательствовал в Санкт-Петербургской Синодальной конторе, а 3 февраля 1763 года, после кончины епископа Воронежского и Елецкого Иоанникия (Павлуцкого), он получил новое назначение — на Воронежскую кафедру.

На воронежской кафедре

Воронежская епархия, в состав которой помимо Воронежской губернии входили некоторые города Тамбовской, Орловской и Курской губерний, а также Область Войска Донского, нуждалась тогда в преобразованиях. Широкие степи Дона сделались с конца XVII века удобным и излюбленным местом укрытия преследовавшихся правительством старообрядцев и сектантов. Нелегко было святителю Тихону бороться с нестроениями в церковной жизни. Его добрым намерениям ставились препятствия как со стороны отдельных лиц, так и со стороны светской власти, и даже духовенства.

Святитель Тихон в первую очередь заботился о подготовке достойных пастырей — через развитие и правильную постановку школьного духовного образования — и ввёл строго уставное богослужение и требоисполнение. Святитель обратил особенное внимание на духовное образование. Поэтому-то его первой заботой была как организация школ для бедных детей духовенства, так и для самого духовенства. Святитель Тихон также старался ставить на духовные должности лиц достойных, внушал им правильное понятие об обязанностях своего звания. Заботясь о пастырях, святитель не забывал и о церковном благолепии: о ремонте и благоустройстве храмов, о церковной утвари, священных сосудах и святых иконах.

Иллюстрация из книги «Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона…» 1864 года

Чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, епископ Тихон в первый же год своего пребывания в Воронеже написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». В следующем году им написано «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушенного исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной скорби о грехах, доходящей до отчаяния, — утешать милосердием Божиим.

Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, святитель Тихон предписал, чтобы на литургии всякий воскресный и праздничный день читать или Толковое Евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в Церкви. Он установил в кафедральном соборе (по воскресным дням) проповедание слова Божия, вызвав для этой цели из Московской Славяно-греко-латинской академии И. В. Турбина. К слушанию его поучений должны были собираться священнослужители. В уездные города была разослана особая книжка для чтения в церквах. Духовенству было дано наставление, в котором разъяснялись высокие обязанности священника.

Он первый из архипастырей запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей, защищал своих подчинённых и от светских властей.

Воспитание будущих пастырей находилось постоянно в центре внимания преосвященного Тихона. По прибытии его в Воронеж в епархии имелось всего две школы, да и те пришлось закрыть из-за нерадивости духовных воспитателей и побегов учеников. Он предписал по всем городам открывать славянские школы, но они оказались малополезными. Тогда были открыты два латинских духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году святитель преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Преосвященный Тихон часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам. Для нравственного руководства учеников составил инструкцию («Инструкция, что семинаристам должно наблюдать»).

Поражённый дурным состоянием воронежских монастырей, святитель Тихон усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам.

Не довольствуясь одною устною проповедью, которую не все могли слышать, епископ Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа, в которых боролся против «годового торжества» в честь языческого божества Ярилы, с сумасбродством и пьянством во время масленицы.

Современники единодушно свидетельствуют о громадном нравственном влиянии святителя Тихона на общественную и культурную жизнь Воронежа.

С юных лет святитель Тихон стремился к уединённой иноческой жизни. Но многосложные и многочисленные епархиальные дела не позволяли осуществиться его желанию. Ни одной праздничной церковной службы не пропускал святитель Тихон и не оставлял без назидания свою паству. В своих поучениях он особенно ополчался против сребролюбия и различных видов хищения, безнравственных увеселений, против роскоши, скупости и недостатка любви к ближним.

Постоянные труды и заботы, от которых святитель Тихон никогда не имел отдыха, а также неприятности и частые затруднения при исполнении благих намерений, сильно расстроили здоровье святителя. Все чаще стали появляться и нервные, и сердечные приступы, самые незначительные простуды давали тяжелые осложнения.

На покое

Святитель Тихон Задонский

В высшей степени требовательный к себе святитель не счёл себя вправе занимать епископскую кафедру из-за опасения хотя бы малейших упущений по службе, которые могли быть вызваны его болезненным состоянием. По своему настойчивому прошению 17 декабря 1767 года он получил разрешение удалиться на покой. Ему была назначена пенсия и дозволено жить там, где он пожелает. Святитель сначала поселился в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре (в 40 верстах от Воронежа), с марта 1769 года (из-за неблагоприятных климатических условий) переехал в Задонский монастырь, где и жил до самой кончины.

Живя на покое, святитель Тихон показал пример высокого благочестия и аскетизма. Все время его проходило в богословских занятиях и молитве, за исключением 4—5 часов тревожного сна. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную. Несмотря на слабость сил, часто занимался тяжёлыми работами (колол дрова, косил сено и т. д.). Строгий к себе, он был любовно снисходителен к другим. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием.

Келия святителя Тихона сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставления и благословение. Особенно любил святитель беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, увещевал не роптать, разоренным помогал деньгами. Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви. Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем пред ними за их угнетенных крестьян. На благотворения шла вся его пенсия и все, что он получал в дар от знакомых.

На покое святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения. Плодом размышлений его о природе и о людях, который святитель Тихон завершил на покое, были «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Кончина

В праздник Рождества Христова 1779 года в последний раз был в храме на Божественной литургии. 29 января 1782 года святитель составил духовное завещание, в котором, воздав славу Богу за все Его благодеяния к нему, словами апостола Павла выразил упование на милость Божию и за пределами земной жизни.

Скончался святитель в воскресенье, 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Погребён святитель Тихон был в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, где и ныне почивают его мощи.

События XX века

Памятник Тихону в Задонске (скульпторы И. П. Дикунов и Э. Н. Пак)Тихон на Памятнике «1000-летие России»

В 1919 году по приказу Чрезвычайной комиссии монахи вскрыли мощи, которые, как сообщалось в отчёте, представляли собой выветрившийся череп и истлевшие от времени, рассыпавшиеся при прикосновении части костей. Облик человеческой фигуры этим останкам был придан при помощи картона, ваты и бинтов. Процесс вскрытия мощей снимался на киноплёнку, эти кадры, наряду с аналогичным вскрытием мощей Сергия Радонежского, вошли в один из хроникальных атеистических фильмов, распространённых в то время.

В 1932 году мощи передали в музей, вначале в Елец, а затем в Орёл. В 1942 году при немецких властях в Орле возобновили работу церкви, и мощи были положены в Богоявленском соборе. С возвращением большевистской власти положение вновь изменилось. В 1960 году был закрыт Богоявленский собор, после чего мощи во второй раз оказались в музее.

Во время празднования 1000-летия Крещения Руси мощи были возвращены Церкви и находились в кафедральном Ахтырском соборе. 26 августа 1991 года мощи святителя Тихона возвратились в Богородицкий монастырь Задонска, а в Ахтырском соборе Орла осталась десница, которая издавна хранилась отдельно.

Богословие

В «Сокровище духовном» Тихон призывает к терпеливому перенесению скорбей («нашествия иноплеменников»), сравнивая Бога с отцом, который наказывает своих детей ради их исправления. Помимо традиционных грехов, он также критикует «танцы», «лошадиные скачки», «кулачные бои», «пиршенства» и празднование Ярилы.

Икона 2-й половины XIX века

Относительно иудеев Тихон исповедует «теологию замещения», утверждая, что от них «отнимется царство» (Мф. 21:43), а «христиане заняли место иудеев» и стали «новым Израилем».

Особо он останавливается на проповеди добрых дел, которые являются благодарностью за спасение человечества Богом и распространяются на «всех, знакомых и незнакомых, своих и чужих, единоверных и иноверных». Недостаток добрых дел бывает в том числе и от «недоброго воспитания», когда родители больше пекутся о том, чтобы выучить детей «по-французски» говорить и танцевать, а не о том, чтобы «по-христиански жить».

Помимо соблюдения заповедей большую роль для христианина играет молитва, ибо «без молитвы невозможно исправить себя». При этом Тихон настаивает на необходимости молитвы не только в церкви, но и «в доме, в собрании, при делах, в пути, на ложе, идя и сидя, трудясь и отдыхая».

Жизнь христианина проходит в состоянии невидимой брани, то есть сражений с демонами, которые не прекращаются до самой смерти. Оружием демонов являются страсти, а оружием христиан «слово Божие и молитва». Союзниками демонов являются злые люди, а союзниками христиан — пастыри.

Тихон принимает католическое учение о семи таинствах и семи смертных грехах. При этом в согласии с греко-православной традицией он настаивал на причащении квасным пшеничным хлебом. Для обозначения превращения хлеба в Тело он использовал глагол «прелагаются».

Примечания

  1. Тихон Задонский // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #119049082 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  3. Faceted Application of Subject Terminology
  4. LIBRIS
  5. Тихон Задонский // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  6. Тихон Задонский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  7. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Торжественное открытие мощей святителя Тихона в 1861 году // Учение святителя Тихона Задонского о спасении. — Самшит-издат, 2015. — 320 с. — ISBN 978-5-98106-078-6.
  8. Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского // Документы
  9. Отчёт VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов // Отрывки из журнала «Революция и церковь», № 9-12. 1920 г.
  10. Рождение советского кино. Русское кино. Глава 1. Революция и кинематограф // История советского кино. — М.: Искусство, 1969. — Т. 1. — С. 53. — 756 с. — 50 000 экз.
  11. Шатров Е. В. Дважды разоблачённые. Повествование не только сатирическое, но и документальное. М., 1967
  12. Десница Тихона Задонского
  13. Ср. Слово о законе и благодати, XI век.
  14. ДОЛЖНОСТЬ СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ О СЕМИ СВЯТЫХ ТАИНСТВАХ
  15. Хондзинский, свящ. Павел. Два труда об истинном христианстве: Святитель Тихон Задонский и Иоганн Арндт // Журнал Московской патриархии, 2004, № 2, 62-73.
  16. Berry, T. Dostoyevsky and St. Tikhon Zadonsky // New Zealand Slavonic Journal, 1989—1990, 67-72.

Литература

  • Лебедев А. (прот.) Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. — 3-е изд. — СПб., 1896.
  • Попов Т. Д. (свящ). Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. — М., 1916.
  • Тихон Задонский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Gorodetzky N. St. Tikhon of Zadonsk: Inspirer of Dostoevsky. — London, 1951. (2nd ed. — Crestwood (NY), 1976)
  • Михаил (архиепископ). Учение святителя Тихона Задонского о истинном христианстве // Журнал Московской патриархии. — 1971. — № 10. — С. 60-75.
  • Döpmann H.-D. Johann Arndt und Tichon von Sadonsk «Über das wahre Christentum» // Der Pietismus in seiner europäische und außereuropäische Ausstrahlung. — Helsinki: Suomenkieliset tiivistelmät, 1992.
  • Knechten H. M. Evangelische Spiritualität bei Tichon von Zadonsk // Studien zur russischen Spiritualität 2. — Waltrop, 2006.
  • Жития святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. — М.: Сретенский монастырь, 2007.
  • Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творенията на св. Тихон Задонски. — София, 2007.
  • Reichelt S. Der hl. Tichon von Zadonsk // Johann Arndts «Vier Bücher von wahrem Christentum» in Russland. Vorboten eines neuzeitlichen interkulturellen Dialogs. — Leipzig, 2011. — S. 454—464.
  • Коледич Е. Н. «Сокровище духовное, от мира собираемое» Тихона Задонского. Особенности поэтики. — LAP Lambert Academic Publishing, 2014. ISBN 978-3-659-50978-0.

Видео «Молитва святителю Тихону Задонскому»

Аудиозапись молитвы святителю Тихону Задонскому.

Детство и отрочество

В 1724 году у церковнослужителя Савелия Кириллова из Новгородской губернии родился сын, которого нарекли Тимофеем. Вскоре отец умер, оставив вдову с пятью детьми. Видя бедственные условия, которые претерпевала семья, один бездетный богатый ямщик предложил усыновить мальчика. Мать с трудом согласилась, однако вернувшийся из армии старший брат не дал женщине совершить этого. Он пообещал, что найдет средства и будет обучать ребенка грамоте.

До 14 лет Тимофей жил вместе с матерью. Житие их было очень бедным, а потому мальчик ел черный хлеб, запивая его водой. Когда подворачивался случай, он работал на поле у помещика, чтобы принести домой хоть какую-нибудь еду.

Вскоре вышел указ императрицы Анны, которым все неграмотные дети родом из семей церковнослужителей должны служить родине. Чтобы спасти сына от воинской службы мать решила отдать его в духовную семинарию. Благодаря старшему брату Тимофей быстро устроился на новом месте, начав свой образовательный путь.

Годы обучения

У мальчика была сильная тяга к знаниям, а потому вскоре его перевели на бесплатное обучение. Несмотря на это, Тимофей все равно остро нуждался в средствах. Он вынужден был за деньги отдавать часть своего пайка, чтобы покупать свечи. Такая бедность часто становилась поводом для шуток среди остальных учеников. Однако юноша никогда не злился на обидчиков, продолжая скрупулезно изучать грамоту.

Старания будущего монаха не прошли даром. Учился он лучше всех, а экзамены всегда сдавал только на высшие оценки. Он достиг высот в риторике, теологии, грамматике, а когда выпустился из семинарии, был назначен преподавателем греческого языка. По совместительству Тимофей также обучал богословию и красноречию.

Среди коллег молодой человек отличался скромностью, доброжелательностью, благочестием. Именно преподавая в семинарии, будущий святой окончательно осознал, что должен идти по пути Божьему. Он начал еще тщательней изучать Евангелие и неустанно молиться.

Период монашества

Апрель 1758 года обозначился для Тимофея как начало монашеского пути. Приняв постриг, он был наречен именем Тихон. Далее инок отправился в Санкт-Петербург, где вскоре стал иеромонахом. Получив должность преподавателя при здешней семинарии, будущий святой обучал учеников философии, а позже был назначен префектом.

Спустя несколько лет преподобный переезжает в Тверскую губернию, где получает сан архимандрита Желтикова собора. Там же он становится игуменом и продолжает свою преподавательскую деятельность, читая богословие учащимся местной семинарии. Параллельно святитель пишет свой первый труд, где описывает принципы христианской веры.

Другие священнослужители пророчествовали архимандриту высшие чины, однако Всевышний рассудил иначе. Когда пришло время назначать нового епископа, все безоговорочно указали на святителя. Так, Тихон Задонский в 37 лет становится духовным учителем всея Руси.

Житие Тихона Задонского

Жизнь в покое

Выполнение обязанностей епископа наложило свой отпечаток на здоровье преподобного. Почувствовав ухудшение самочувствия, он в 1767 году оставил должность и возвратился к аскетичному монастырскому житию. Свои дни инок проводил за чтением молитв, Священного Писания, составлением собственных трудов. Ежедневно он посещал храм, молясь за спасение всех мирян.

Тихон много странствовал по разным обителям, отдавая все свои деньги бедным. Однажды он посетил Елец, где встретился с заключенными, чтобы наставить их на путь истинный. Бог наделил святителя даром предвидения, способностью творить чудеса, а также читать мысли. Чудотворец очень любил общаться с людьми, помогал нуждающимся, утешал, выслушивал и давал советы.

Скончался преподобный 13 августа 1783 года, а ровно через 78 лет его канонизировали, возведя в святые.

Почитание святого Тихона Задонского

Святителя глубоко почитают во всем православном мире. Ведь именно он не дал окончательно укорениться атеизму в XVIII веке, обращая все больше и больше людей к истинной вере.

Дни памяти

Поминают святого несколько раз в году:

  • 26 августа;
  • 17 сентября;
  • 23 сентября.

Также день памяти приходится на Собор Тверских святых.

Обычно иконописцы изображают чудотворца по пояс или в полный рост

Где находятся мощи

Во время правления советской власти святыня долгое время принадлежала музею. Лишь в 1988 году она была передана кафедральному собору Орловской епархии. Спустя три года, на день памяти чудотворца, мощи окончательно вернули во Владимирский храм Рождество-Богородицкой обители города Задонск.

Иконы святителя

Первые портреты были написаны еще при жизни преподобного. Сегодня изображения святого можно увидеть во многих храмах страны в виде икон, фресок, росписей или мозаик. Иногда рядом с Тихоном Задонским на них можно увидеть святителя Митрофана Воронежского.

Обычно иконописцы изображают чудотворца по пояс или в полный рост. На святом всегда надет архиерейский наряд, как символ святости и высокого сана. Левой рукой преподобный удерживает посох, а правая поднята для благословения.

Святитель ТИХОН ЗАДОНСКИЙ, чудотворец (†1783)

Святитель Тихон Задонский — один из крупнейших богословов Русской Церкви, причем в подлинно святоотеческом смысле — богословствовании от своего опыта. Тихону Задонскому пришлось жить в XVIII веке — веке атеизма по преимуществу, где вера понималась как этнографический признак простого народа. В России это усложнялось глубочайшим упадком Церкви после петровских реформ. Аверинцев называл Тихона Задонского «главным русским христологом», и действительно фигура Спасителя, особенно страдающего, занимает в трудах Тихона Задонского центральное место. Другая характерная черта его творчества – опасение за будущее христианства, понимание атеизма не просто как греха, а чего-то фундаментального в судьбах Европы. Его творчеством был увлечен Достоевский: старец Зосима (особенно его богословие) списано, часто дословно, с Тихона Задонского, а не с Оптинцев, как часто думают.

Детство и учеба.

Будущий святитель родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда). В миру его звали Тимофеем Савельевичем Кирилловым. При поступлении в Духовное училище, по обычаю того времени, фамилию изменили: он стал подписываться Соколовским или Соколовым.

Отец умер рано и мать осталась с шестью детьми: у Тимофея было 3 брата и 2 сестры. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Старший сын ее, Петр, занявший отцовское место причетника, умолил ее не делать этого. «Мы научим Тиму читать, — говорил он, — и он будет где-нибудь пономарем!» Но годы шли, и Тимофей часто за один кусок черного хлеба целый день работал у крестьян.

В 1735 году вышел указ императрицы Анны Иоанновны, предписывавший забирать в солдаты всех недоучившихся детей представителей духовного сословия. Это побудило родных отдать Тимофея в Новгородское духовное училище. Повезла его мать, уже больная, да вскоре в Новгороде же и скончалась. Благодаря старшему брату Петру, служившему дьячком в Новгороде и взявшему его на свое иждивение, в 1738 г. Тимофей был записан в училище. Спустя два года он был принят в новоустроенную Духовную семинарию, в число 200 кандидатов, из общего числа 1000, как наиболее способный к наукам, на казенный счет. С этого времени он стал получать бесплатно хлеб и кипяток. «Бывало, как получу хлеб, половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: „Величаем тя, святителю!“».

Обучался Тимофей в семинарии почти 14 лет, так как в ней остро не доставало учителей. Несмотря на все трудности, Тимофей был одним из лучших учеников семинарии. Он так преуспел в греческом языке, что стал его преподавать в этой же семинарии, сам еще ее не окончив! После же окончания некоторое время был преподавателем риторики и философии. Но жениться и получить место священника Тимофей не пожелал, как ни уговаривали его родные.

Позже он рассказывал, что два случая особенно повернули его ум и волю. Однажды, стоя на монастырской колокольне, тронул он перила, и они рухнули с большой высоты, так что он еле успел откинуться назад. Пережитая опасность дала ему яркое ощущение близости смерти и тленности всего сиюминутного. В другой раз чувство близости Бога он пережил как-то ночью. Вышел немного освежиться на крыльцо. «Вдруг разверзлись небеса, — рассказывал он, — и увидел я такой свет, что бренным языком сказать и умом объять нельзя. Это было на короткое время, и небеса встали в своем виде. От этого чудного видения я возымел более горячее желание уединенной жизни…»

Монашество и поставление во епископы.

В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц. Но впереди его ждало новое, еще более высокое поприще…

В 1761 году, в день Пасхи, в Санкт-Петербурге члены Святейшего Синода избирали епископа в Новгород. Посредством жребия предстояло выбрать одного из семи кандидатов. Смоленский епископ предложил приписать также имя Тверского ректора Тихона. Первоприсутствующий Синода сказал: «Молод еще…», хотевший сделать Тихона архимандритом Троице-Сергиевой лавры, однако имя вписал. Жребий метали три раза и всякий раз выпадал жребий Тихона. «Верно, Богу так угодно, чтобы он был епископом» — сказал Первоприсутствующий. В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его, еще архимандрита, на Херувимской песни как епископа: «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем», — и тут только, заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: «Дай вам Бог быть епископом».

В сильном волнении въезжал преосвященный Тихон в Новгород, город, в котором прошла его юность. Там он нашел свою старшую сестру, жившую в большой бедности. Он принял ее с братской любовью, хотел заботиться о ней, но она скоро скончалась. Святитель отпевал ее, и во гробе сестра ему улыбнулась. В Новгороде могила ее чтилась.

Воронежская кафедра.

В 1763 г. переведен на Воронежскую кафедру. Воронежская епархия, от Орла до Черного моря, в то время была одной из труднейших для церковного управления и считалась «дикой».

Екатерининское царствование началось с отобрания в казну церковных вотчин. Монастырям и архиерейским домам было назначено крайне скудное содержание, отчего они приходили в запустение. Архиерейский дом в Воронеже окончательно развалился, кафедральный собор разрушался, разбитые колокола не звонили. Правительство Екатерины относилось с большею веротерпимостью к раскольникам и сектантам. Раскольники были освобождены от двойного подушного оклада, стали возникать единоверческие храмы и образовываться раскольничьи центры в Москве. На Украине расцвели секты духоборов, молокан, хлыстов, скопцов. Немало раскольников было в Воронежской епархии. Немало было там также казаков и беглых. Народ все буйный и распущенный. Среди высших классов были распространены французские вольнодумные идеи Вольтера и энциклопедистов. Русское общество было мало образовано и подхватывало модные идеи без критики и следовало им слепо, иногда до карикатурности. Кощунства и глупые выходки против Церкви считались признаком образованного, передового человека. Кто не проповедовал атеизма, считался закостеневшим фанатиком и ханжой. Еще по дороге в Воронеж святитель почувствовал себя очень плохо; а приехав и увидев разброд и оскудение, просил Святейший Синод уволить его на покой. Синод просьбы этой не уважил, и святитель покорно понес свой крест.

Всего 4 года и 7 месяцев пробыл он на Воронежской кафедре, но деятельность его как администратора, педагога и пастыря доброго была велика. Он объезжал огромную епархию, почти всю покрытую дремучими лесами или степью, часто просто верхом. Прежде всего он принялся за обучение духовенства, которое было необразованно и нерадиво до крайности. С трудом верится, что священники не только не знали службы, но даже не умели как следует читать, не имели Евангелия! Святитель сейчас же распорядился, чтоб после проверки не знающих службы и чтения присылали к нему. Всем приказал иметь на руках Новый Завет и читать его с благоговением и прилежанием.

Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.

В первый же год своего святительского служения в Воронеже владыка Тихон написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». Затем последовал труд «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». Это сочинение представляет особый интерес потому, что в нем святитель учит двум подходам в построении исповеди для мирян: чувствуя в человеке глубокое покаяние и сокрушение о своих грехах, священнослужитель должен ободрять и утешать его, напоминая о милости и прощении Божием, чтобы не допустить проникновения уныния в его сердце. В ином случае священнику нужно, напротив, напоминать человеку о суде, о посмертном воздаянии, чтобы пробудить в нем сожаление о грехах.

Он научил народ чтить Божий храм и священников, а от богатых и знатных требовал милосердия к бедным. И нравы стали смягчаться. Пожаром, опустошающим души, называл святитель общественные гулянья, нескромные игры, нетрезвое веселье в праздники.

Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге». К. Е. Маковский, 1869

В грозных проповедях обличал он бесчинства масленицы и особенно языческий праздник «Ярило». Праздник этот начинался от среды после Троицы и тянулся до вторника Петровского поста. В среду с раннего утра шел народ из Воронежа и окрестных деревень на площадь за Московскими воротами, где раскидывались ярмарочные балаганы с различными приманками. Молодой человек в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом изображал собою Ярило. Он плясал неистовый танец, а за ним плясала и бесновалась пьяная толпа. Все это сопровождалось драками и руганью. И вот однажды — это было 30 мая 1765 года — в самый разгар безобразия неожиданно появился на площади святитель и, грозно обличая «смердящий» праздник, угрожал отлучением от Церкви. Он говорил с такою пророческой силой и пламенной убедительностью, что в один миг, тут же, на глазах святителя, толпа разнесла в щепки балаганы и лавчонки и чинно разошлась по домам. В следующее воскресенье святитель произнес в соборе обличительную проповедь, во время которой вся церковь стонала и громко рыдала. А после множество народу приходило к Владыке в его загородный дом и, стоя на коленях, со слезами каялись. Праздник Яриле больше не повторялся.

Для людей бедных и нищих к свт. Тихону всегда был свободный доступ. Нищих называл он (по слову Златоуста) Христовою и своею братиею. Народ любил своего пастыря. Про него говорили: «Надо его слушаться — а то он Богу пожалуется».

На покое

Между тем усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767-1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре.

Общий вид Тихоновского общежительного мужского монастыря. Литография 1915 года

Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй!» Непременно каждый день он читал по нескольку глав из Священного Писания (особенно пророка Исаию), а в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем наделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. Тут горькие слезы начинали течь из его глаз.

Святитель по характеру своему был горячим, раздражительным и склонным к превозношению. Много должен был он потрудиться, чтобы переломить в себе эти качества. Горячо взывал он о помощи к Господу Богу и стал преуспевать в кротости и незлобии. Когда слышал, проходя мимо, как иной раз издевались над ним монастырские служки или настоятель, говорил себе: «Так Богу угодно, а я достоин этого за грехи мои».

Раз сидел он на крылечке кельи и мучился помыслами самомнения. Вдруг юродивый Каменев, окруженный толпой мальчишек, неожиданно подбежал к нему и ударил по щеке, шепнув на ухо: «Не высокоумь!» И дивное дело, сейчас же почувствовал святитель, как бес высокоумия отступил от него. В благодарность за это положил святой Тихон выдавать юродивому ежедневно по три копейки.

Другой раз, в доме знакомого, он вступил в беседу с одним дворянином вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к Православной вере и после стал добрым христианином.

Но самым тяжелым искушением для святителя была безотчетная тоска и уныние. В такие минуты кажется, что от человека отступает Господь, что все погружается в непроглядный мрак, что сердце каменеет, а молитва останавливается. Возникает ощущение, что Господь не слышит, что Господь отвращает Лицо Свое. Такое безблагодатное состояние невыносимо тягостно, так что иноки в такие периоды переходят из одного монастыря в другой, а часто и совсем оставляют иноческий подвиг. Святитель боролся с приступами уныния различными средствами. Или работал физически, копая грядки, рубя дрова, кося траву, или уезжал из монастыря, или усиленно трудился над своими сочинениями, или пел псалмы. Часто помогало в такие минуты скорби общение с друзьями, которых он навещал подолгу, иногда месяца по три и больше. Друзья, разгонявшие облака душевной грусти святого Тихона, — схимонах Митрофан, елецкий купец Кузьма Игнатьевич и старец Феофан, которого святитель звал «Феофан, моя утеха». Немудрый, добрый и наивный старичок часто утешал святого Тихона своей детской ясностью и простотой беседы. Но иногда уныние бывало чрезмерным.

Как-то напало на святителя уныние, доходившее до отчаяния, случилось это на 6-й неделе Великого поста. Восемь дней не выходил он из кельи, не принимал ни пищи, ни питья. Наконец написал Кузьме, чтоб приехал немедля. Тот встревожился и, несмотря на весеннюю распутицу и половодье, сейчас же приехал. И любовь друга, который с опасностью для жизни отозвался на зов, и беседа с ним совершенно успокоили святителя. И тут произошел случай, о котором упоминают все жизнеописатели святого Тихона: неожиданно вошел он в келью к отцу Митрофану и застал его и Кузьму Игнатьевича за ужином. Оба были чрезвычайно смущены, так как ели уху и рыбное заливное в неположенное по уставу постное время. Святитель не только успокоил словами «Любовь выше поста», но и сам отведал ухи, чем растрогал их до слез.

На покое святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения. Плодом размышлений его о природе и о людях, который святитель Тихон завершил на покое, были «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Свои благодатные дары прозрения и чудотворения святитель Тихон тщательно скрывал. Он мог ясно видеть мысли своего собеседника, предсказал наводнение 1777 г. в Петербурге, а в 1778 г., в год рождения императора Александра I, предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет.

Кончина

Последние годы своей жизни святитель Тихон посвятил молитве и почти полному уединению, готовясь к смерти. За три года до кончины он каждый день молился: «Скажи ми, Господи, кончину мою». И тихий голос на утренней заре сказал: «В день недельный». После этого ему было сказано во сне: «Потрудись еще три года».

К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане: «Вот до чего довел себя человек: будучи сотворен от Бога непорочным и бессмертным, как скот зарывается в землю!»

Незадолго до смерти он увидел во сне высокую лестницу, на которую должен подняться и многих людей, следовавших за ним и поддерживавших его. Он понял, что эта лестница обозначает путь его в Царствие Небесное, а люди — это те, кто слушал его и будет его поминать.

Скончался святитель в воскресенье, как и было ему возвещено, на 59-м году жизни 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Отпевал его близкий друг, епископ Воронежский Тихон (Малинин). Погребён святитель Тихон был в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.

Задонский Богородицкий мужской монастырь

Задонский Богородицкий мужской монастырь, ныне именуемый Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь, был основан в начале XVII века. Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского Московского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Первый построенный ими в 1630 году храм был посвящен Пресвятой Богородице. С этого начинается история монастыря, впоследствии обретшего славу Русского Иерусалима.

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, Собор Владимирской иконы Божьей матери

Через несколько лет святитель Тихон явился во сне схимонаху Митрофану и сказал ему: «Бог хочет меня прославить». Нетленные мощи святителя Тихона были обретены в 1845 г., а 12 августа 1861 г. он был причислен к лику святых. В годы советской власти святые мощи Тихона Задонского были изъяты. Второе их обретение состоялось в 1991. Ныне мощи Святителя почивают в Богородицком монастыре города Задонска Липецкой области.

Рака с мощами святителя Тихона Задонского

7 ЗАВЕТОВ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО

По материалам портала «Русская семерка» ( Екатерина Оаро)

1. Искать в горе счастья

Не раз в своих сочинениях святитель Тихон подчеркивал важность победы над собой, называл именно эту победу – истинным счастьем христианина. Побеждается «смирением гордость, гнев кротостию и терпением, ненависть любовию»… Если помнить об этой высокой цели, становится ясно, как удавалось святому радоваться многочисленным бедствиям – ведь они помогали ему увидеть зло, которое кроется в его сердце, а значит, и побороть его. Читаем и у Достоевского слова старца Зосимы: «Много несчастий принесет тебе жизнь, но ими-то ты и счастлив будешь…»

2. Искать везде Бога

Нет такого места, где бы не присутствовал Бог, и помнить об этом полезно. С одной стороны, чтобы было стыдно грешить, с другой – чтобы не искать одобрения ни у кого, кроме Него: «Он на всяком месте, но местом не заключен: Он со мной и с тобой, и со всяким человеком. Хотя мы Его и не видим, как духа невидимого, но часто чувствуем Его, присутствующего в наших скорбях, помогающего в искушениях, утешающего в печалях, пробуждающего духовные и святые сокрушения, желания, движения и помышления, открывающего грехи в совести нашей, посылающего нам скорби на пользу нашу, утешающего кающихся и скорбящих. Перед Ним делает человек все, что делает, перед Ним говорит, перед Ним помышляет — добро или зло».

3. О глупости греха

Грех страшен, темен и… глуп. Ведь если посмотреть на него ясным взором, увидишь, как ничего не выигрываешь, совершая его: «Всякий человек грешит и тем казнит себя! Сам грех его — казнь ему. Обижает другого — и обижается сам, уязвляет — и уязвляется, озлобляет — и озлобляется, бьет — и бывает битым, убивает — и убивается, лишает — и лишается, клевещет — и оклеветан бывает, осуждает — и осуждается, хулит — и хулится, ругает — и бывает поруган, прельщает — и прельщается, обманывает — и обманывается, унижает — и унижается, смеется — и бывает осмеян. Словом, какое бы ни сделал зло ближнему, себе большее зло делает. Так грешник ту меру, которую мерит ближнему своему, себе наполняет с избытком!»
«Согрешить — дело человеческое, но упорствовать в грехе — дело дьявольское», — писал Тихон Задонский, давая надежду кающимся и устрашая грешников.

4. Думать, прежде чем стать начальником

Начальники – тема и простая, и сложная, и открытая, и деликатная одновременно. Начальнику сложно, но необходимо быть настоящим христианином, побеждающим свои страсти. «Худо и немысленно людьми повелевать, а от страстей быть обладаему», — пишет святитель. Разум и добрая совесть нужны начальнику, чтобы не быть, как слепой, без дороги, и созидать, а не разорять общество. «Честь изменяет нрав человеческий, но редко к лучшему. Многие были бы святыми, если бы не были в чести. Подумай об этом, христианин, и не берись за тяжесть выше твоей силы». Самыми же большими вредителями общества Тихон Задонский называет лихоимцев, говоря, что они страшнее иноплеменных врагов. «Долг начальствующих – спасать, а не губить».

5. Не смотреть свысока

Начальнику или не начальнику – всякому непросто увидеть самого себя, найти и не побояться заглянуть в глубины своей совести. Особенно сейчас, когда множество теорий переплетаются безо всякой системы в голове человека, и он умеет посмотреть на все под десятью углами. Святитель Тихон здесь, как и многие святые отцы, за простоту. И чтобы было написано просто, приводит ясную метафору: «Как с высокой горы рассматривающие долину часто не видят находящихся в ней рвов, ям, текущих по ним нечистот, так случается и с высокоумными. Они, смотря на себя свысока, видят только поверхность свою, а отвратительных нечистот сердца своего, часто тайных, но не менее оттого безобразных и гнусных, не видят».

6. Измерять силу искушениями

Тем, у кого тяжелые искушения, святитель советует радоваться, ведь Бог не попустит человеку искушение выше его силы. Если же искушения нарастают – это может значить, что человек крепнет духовно, и может больше на себя взять. Это может значить внимание Божие и Его любовь. «В хрустальный или стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение».

7. Учиться настоящей любви

Кажется, и беды, и счастье, по святителю Тихону, — признак Божьей любви к человеку. И если человек любит Его в ответ, то он любит и все, что полюбил Господь. А значит, и каждого человека. «Такова истинная любовь – любить без всякой корысти и делать добро без надежды на воздаяние», — пишет Тихон Задонский. И добавляет о радости: «Явный признак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь не может быть без радости». Недаром этому светлому и любвеобильному пастырю молятся в унынии и об излечении от депрессии, прося его научить человека радоваться о Боге.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
От юности возлюбил ece Христа, блаженне, образ был еси словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением; темже и вселися в Небесныя обители, идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, моли, святителю Тихоне, спастися душам нашим.

Иной тропарь, глас 4
Православия наставниче, благочестия учителю, покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, пастырю предобрый, новый России светильниче и чудотворче, паству твою добре упасл еси, и писаньми твоими вся ны наставил еси; темже венцем нетления украшен от Пастыреначальника, моли Его спастися душам нашим.

Кондак, глас 8
Апостолов приемниче, святителей украшение, Православныя Церкве учителю, Владыце всех молися мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Молитва святителю Тихону Задонскому
О великий святителю Христов и чудотворче Тихоне! Услыши нас, многогрешных, прибегающих к тебе с теплою верою и умиленною мольбою. Зане вемы ангелоподобное благое житие твое на земли, прославляем во всем твою милость, благоговеем пред высотою твоих христианских добродетелей, имиже во благовремении преуспевал еси к славе дивно прославившаго тя Господа. Ты воистинну был еси добрый пастырь словеснаго стада Христова, таин Божиих добльственный строитель, столпе и украшение Церкве Православный, рос­сийский Златоусте, языческих обычаев крепкий искоренителю, пре­искусный истолкователю евангельскаго учения, ревностный блюсти­телю священных отеческих преданий, любителю монашескаго без­молвия, богодухновенный собирателю сокровища духовныя мудрости от видимаго мира сего, премудро Богом сотвореннаго. Ты, яко избранный сосуд благодати, неленостно поучал еси всех жаждавших спасения словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Ты был еси милостивый защитник сирых, призрение вдовиц, убогих и всем сущим в бедах и напастех скорый утешитель, и ныне вемы, яко предстоиши пред лицем Господа славы и имееши велие к Нему дерзновение; сего ради к тебе, отче, прибегаем и усердно молим тя: буди о всех нас ходатай у Престола Всевышняго. Да простит Он беззакония и неправды наша; да просветит омраченный суетою ум наш и направит к истинному свету богопознания; да сохранит слабыя сердца наша от любострастных греховных увлече­ний и тлетворнаго мудрования века сего; да подаст земли благовременное орошение дождей и плодоношение и вся нам полезная, яже к животу временному и вечному, да вси притекающие к раце нетленных мощей твоих обретут мир, любовь и безмятежие. Церкви нашей испроси у Небеснаго Царя милость, благоденствие, спасение, на враги же победу и одоление. Отечество наше огради спокойствием и тишиною. Сохрани обитель твою святую от всяких соблазнов и научи всех нас благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да сподобимся и мы купно с тобою и со всеми святыми стати одесную Господа сил в день страшнаго всемирнаго суда Его. Помяни, угодниче Христов, святителю отче Тихоне, во святых своих молитвах и души отшедших отец и братий наших, да упокоит их Господь в Небесных селениих; не презри и наше воздыхание, да выну прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Ина молитва святителю Тихону Задонскому
О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски пожив на земли, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими нелож­ными ходатайствы и благодатию, обильно дарованною тебе от Господа, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, непра­­воверия и зловерия человеческаго. Потщися, скорый о нас пред­стателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недос­тойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаме­нелыя сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших и да избавит ны вечных мук и огня геенскаго; всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Святитель Тихон Задонский: сила Божия в немощи

Святитель Тихон в своем жизнеописании предстает нам во всей своей «неиконописности»: он энергичен и немощен, кроток и резок, сострадателен и взыскателен – и все это не только в период его архиерейства, но и в начале «напокойного» этапа жизни сочеталось в нем практически одновременно. Поистине сила Божия в немощи совершается.

Другой яркий иллюстративный пример этой крылатой новозаветной фразы – прп. Амвросий Оптинский, чьи дарования просияли после того, как он, казалось бы, пал под своей физической немощью и уже был «приговорен» врачами, но милостью Божией еще долгие годы продолжал жить на утешение и вразумление нескончаемому потоку людей и всех, читающих по сей день его наставления. Однако пример свт. Тихона, пожалуй, еще ярче в силу того, что его немощи не ограничивались физическим планом.

Образ святого подвижника, промыслительно сокрушенного телесной болезнью, но при этом обладающего колоссальной волей, твердостью в вере, духовной собранностью, а потому остающегося непоколебимой скалой среди волн житейского моря и бесовских искушений, торжествующего над всеми испытаниями – этот образ как-то сформировался в обыденном церковном сознании отчасти за счет житийных повествований, отчасти благодаря интуитивному желанию какой-то однозначности и стабильности… или хотя бы иллюзии этого.

Конечно, иной подвижник в итоге своей жизни достигает устойчивого внутреннего состояния, другой по характеру уже чуть ли не с младенчества (а то и от утробы матери) был таким, однако, стадия становления (которая может так и не увенчаться совсем уж адамантовой твердостью против страстей и орлиным парением над ними), со всеми ее противоречиями, не пятнает нисколько образ святого, ибо личный подвиг веры, по моему скромному мнению, только ярче сияет на фоне всевозможных немощей, промахов, страстей и падений.

Борьба с пороком (если это борьба, а не кокетливое «сопротивление ради приличия») высвечивает не порок, а праведность, пусть и падающую под грузом страстности, пусть опрокидываемую по невнимательности, но неизменно собираемую, отмываемую, фильтруемую (а тем самым незаметно для себя приумножаемую) и несомую дальше.

Поэтому характерные «неиконописные» особенности прославленных святых (не говоря уже о тех праведниках, которые не сподобились канонизации, но просияли перед Сердцеведцем), нисколько не должны вводить в смущение. Более того, неотретушированные лики святых помогают нам увидеть угодников Божиих рядом с собой, среди наших ближних, увидеть их среди тех «неудобных людей», которые «не вписываются в канон» (в том числе и в устоявшиеся шаблоны поведения) из-за «неровностей характера», проявляющихся, например, в раздражительности (издержки живого реагирования на несправедливость, лицемерие, хамство, жестокость, цинизм, самодовольную глупость) или в бестактности (издержки сострадания, отзывчивости и участливости, склонности к альтруизму), в гневе (издержки отвращения к злу, непримиримости к лжи, способности активно мобилизоваться для достижения благих целей и на борьбу с опасностью) или, наоборот, в пассивности (издержки осторожности, руководствующейся принципом «не навреди», смиренным взглядом на себя, осознанием «подводных камней», из-за которых в данной ситуации лучше не шевелиться и не предпринимать никаких телодвижений).

Однако «неиконописные» черты характеров наших святых не являются оправданием для нас, когда мы хотим себе позволить то же самое. Они себе этого не позволяли. Они могли преткнуться и даже пасть, но не замедляли обнаружить и осознать свое преткновение или падение, отвергали в себе страсти и боролись с ними.

Порой замечаешь, как для иного человека в радость обнаружить, что такой-то святой или выдающийся деятель был не чужд каких-то там немощей. О! ну если он мог себе это позволить – святой человек – то, что с меня требовать: мне это тем более простительно.

А то и еще прекрасней: если прп. Иосиф Волоцкий требовал жечь еретиков, значит, это приемлемо для христианства; если свт. Иоанн Златоуст советовал заграждать уста богохульствующих, «освящая руку ударом», значит, можно распускать руки в общении со всеми, кто так или иначе проявляет непонимание наших норм благочестия, потому как они «богохульники по умолчанию»; если свт. Филарет Московский рекомендовал «сокрушать врагов Отечества и гнушаться врагами Божиими», следовательно, нам – «зеленый свет» ненавидеть и «мочить в сортире» (что поделаешь, «из песни слова не выкинешь», очень уж знаковое озвучивание метаморфозы патриотического идеала в массовом сознании), или, в переводе с «фени», преследовать и показательно расправляться со всеми, кого мы запишем в категорию врагов трудового… простите, в категорию врагов Отечества и Бога (критерии мы, естественно, будем определять по своему усмотрению, не утруждая себя изучением святых Отцов и религиозных философов, а если и изучая, то лишь для того, чтобы выловить из их высказываний что-нибудь в оправдание своей, с позволения сказать, концепции).

Точно так же кого-то может обрадовать, что свт. Тихон Задонский был, смотря невооруженным взглядом, комком немощей. Он, мало того, что физически был чрезвычайно нездоровым человеком, так вдобавок еще и нервная система – в хлам. Он мог очень болезненно отреагировать на какие-то нарушения нравственности и благочестия, погорячиться, резко выговорить, наказать за это. Вот, казалось бы, счастье для тех, для кого распущенность – норма жизни: ведь если такой светильник веры позволял себе «оторваться», то мне, что называется, сам Бог велел!

Однако то, что у другого человека происходит от распирающей злобы, из-за накопившихся за всю жизнь обид, а также по причине гордыни и тщеславия, у свт. Тихона происходило из-за того, что он постоянно жил как бы с содранной кожей.

В том-то и дело, что не «позволял»! Одно дело, когда страсть нас захлестнула и понесла, но мы опомнились и начали сопротивляться несущему нас потоку, другое – когда мы позволяем себе предаться этому потоку под предлогом каких-нибудь возвышенных мотивов и якобы ради достижения благих целей. Ведь, когда мы, поскользнувшись, изо всех сил удерживаем равновесие (а упав, немедленно встаем), как бы это неуклюже ни выглядело, – это одно дело, и совсем другое – когда позволяем себе растягиваться с таким видом, как если бы это было никакое не падение, а фигура танца.

Одно дело – потеря равновесия человеком, несущим на плечах неимоверную тяжесть, и совсем другое – потеря равновесия тем, кто, не будучи чрезвычайно обременен, просто не утруждает себя следить за собственной походкой и под ноги особо не смотрит.

Фото: Elena Bogomolova, photosight.ru

А груз на плечах свт. Тихона был огромный и в силу изначально слабого, а под бременем служения стремительно разрушавшегося, здоровья, и в силу его духовного горения. Он и в самом деле был светильник. И тем чище его свет, чем для него меньше было, что называется, земной подпитки.

Если бы при его незаурядных природных нравственно-интеллектуальных дарованиях он еще обладал хотя бы посредственным здоровьем, невозможно представить себе, как много он смог бы сделать.

Однако земное начало в этом человеке мощнейшего духа, всецело устремленного в Небесное Отечество, было изначально очень односторонне развито: выдающиеся интеллектуальные способности, и в то же время – крайне слабое здоровье, сказывавшееся, в том числе, и на его настроении, на душевных переживаниях, которые ему приходилось постоянно преодолевать, по всей вероятности, с немалой пользой для «повышения пробы» своей духовной деятельности.

Поистине, сила Божия в немощи совершается. Казалось бы, по нынешним меркам, кто он? – Да неудачник же! – ответит «эксперт по нынешним меркам». – Такие свыше ему шансы давались: трижды, при жеребьевке на место викария Новгородской епархии, из восьми кандидатур выпадало его имя. Промысел Божий явно указывал на его призвание к архиерейскому служению. И что? «Сгорел на работе» за четыре года пребывания на Воронежской кафедре! И ведь потом жалел, хотел вернуться. А ведь всего-то надо было реально смотреть на вещи, не работать на износ, не пытаться объять необъятное и больше думать о себе, о своем здоровье, о душевном комфорте, т.е. «позитивно мыслить».

Выражаясь языком Евгения Шварца (заметившего, что «такая уж должность королевская, что характер от нее портится»), святителю Тихону следовало «беречься», «научиться смотреть на мир сквозь пальцы», «махнуть на все рукой» и усердно «овладевать искусством пожимать плечами». Однако он выбрал иной путь: религиозного просвещения и нравственного исправления пастырей и паствы, искоренения суеверий, преодоления сложившихся порочных практик.

На этом пути он за четыре с половиной года преуспел во многом, однако, успех этот стоил ему кафедры. Кафедры не в смысле должности, статуса, карьеры, а в смысле счастья архипастырского служения Богу и Церкви. Мало того, он, так любивший богослужение и в особенности Божественную Литургию, настолько ослабел здоровьем, что, оказавшись на покое, никогда уже не литургисал, только еженедельно причащался (изначально одна из причин его сознательного отказа – основная причина, на наш взгляд – заключалась в опасности, случавшихся с ним, внезапных обмороков, которые во время совершения Литургии могли бы привести к печальным последствиям).

Те, кто любят подглядывать за немощами великих людей, а потом извинять себя ими, пусть попробуют подражать свт. Тихону в добродетелях, в его жертвенности, в предании себя всего без остатка своему служению.

Оправдывающие себя, свою раздражительность и грубость, резкость в обращении – его нервными срывами, пусть попробуют понести такие изматывающие труды, какие понес он ради своей паствы; пусть попробуют с такой любовью и кротостью относиться к ближним, как это было для него обычным делом (резкое обращение отнюдь не было стилем общения), и с таким же смирением как он переносить насмешки от нижестоящих; пусть попробуют каждого, в отношении кого позволили себе проявить раздражение, так же смиренно, искренне и ласково как он упрашивать о прощении. Слабо?.. Тогда нечего лукавить и порочить память святого, ссылками на его немощи.

В его немощи сила Божия совершалась. В нашей – имя Божие хулится.

Его ранний уход на покой – не что-то исключительное среди выдающихся церковных писателей-епископов Русской Церкви. Например, свт. Игнатий Брянчанинов правил Кавказской и Черноморской епархией всего четыре года, как и свт. Тихон – Воронежской епархией, а свт. Феофан Затворник всего лишь семь лет был правящим архиереем сначала Тамбовской, затем Владимирской епархий.

На покое, не имея возможности реализовать себя как архиерей, свт. Тихон, тем не менее, продолжает, как мудрый и заботливый пастырь, заботиться обо всех страждущих и нуждающихся во вразумлении, наставлении, утешении, поддержке, в том числе и материальной.

«Напряженная собранность духа сочеталась у Тихона Задонского с какой-то исключительной силой милующего внимания и любви» – пишет прот. Георгий Флоровский в «Путях русского богословия».

Вся его пенсия во время пребывания на покое в Богородицком Задонском монастыре уходила на благотворение нуждающимся. Во всем он являл пример жизни по заповедям Евангелия, пример истинно монашеского аскетизма.

Его любвеобильное сердце и ясный ум во время пребывания на покое продолжали плодоносить письменными трудами, благодаря которым его забота о ближних не ограничилась современниками, но распространилась и на потомков. На нас с Вами.

Тихон Задонский — биография

Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей Савельевич Соколовский; 1724, Короцко, Валдайский уезд Новгородская губерния — 26 августа 1783, Задонский монастырь) — церковный деятель, иерарх и богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века. Канонизирован Русской церковью в лике святителей, почитается как чудотворец.

Родился в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии в семье дьяка Савелия Кириллова.

В тринадцатилетнем возрасте он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казённое содержание в открывшуюся в Новгороде семинарию. Окончил Новгородскую семинарию и остался там преподавать, сначала греческий язык, а затем риторику и философию.

В 1758 году, в возрасте 34 лет, принял постриг с именем Тихон. Переведённый в 1759 году в Тверскую епархию, был назначен архимандритом Желтикова монастыря, затем пребывал в Отрочском монастыре, исполняя одновременно обязанности ректора и учителя Тверской семинарии. С 1762 года — викарный епископ Кексгольмский и Ладожский, с 1763 года — на самостоятельной кафедре епископа Воронежского.

Там он прослужил около семи лет. Испросив увольнение по состоянию здоровья, в 1767 году епископ Тихон поселился сначала в Толшевском, а с 1769 года ещё дальше от Воронежа — в Задонском монастыре. Где жил до конца своих дней. Его мощи были сохранены в монастыре. Скончался Тихон Задонский 13 августа 1783 года.

Вероятно влияние немецкого пиэтизма на жизнь и творчество святителя Тихона через книги Иоганна Арндта (1555–1621), которые переводились на русский языке и издавались в Заале.

В свою очередь, святитель повлиял на творчество Федора Достоевского.

Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, Тихон Задонский был причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1861 году. Его память совершается 19 июля (1 августа) и 13 (26) августа.

Особо принято молиться святителю Тихону о врачевании душевных недугов: депрессии, алкоголизма, помешательства, беснования.

— Творения
* Сокровище духовное, от мира собираемое
* Об истинном христианстве
* Проповеди краткие
* Наставление монашествующим
* Письма келейные
* Письма к некоторым приятелям посланные
* Наставление христианское
* Плоть и дух
* Увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося Ярило

>святитель Тихон Задонский

Дни памяти: 19 июля (1 августа) , 13(26) августа

Голодное детство

Святитель Тихон Задонский родился на территории Новгородской губернии, в селе Короцке, в 1724 году. По рождении родители дали ему имя Тимофей.

Отец будущего святителя, Савелий Кириллов, служил в селе дьячком и имел скромный достаток. Умер он рано, и бремя по содержанию детей, четырех братьев и двух сестёр, легло на плечи вдовы, Доминикии.

Нужда, с которой столкнулась по смерти кормильца семья, порой виделась матери настолько безотрадной, что однажды она едва не отдала Тимофея на воспитание бездетному соседу, служившему ямщиком и желавшему его усыновить. Старший брат Тимофея, Пётр, занявший место отца, как мог ободрял свою мать. В этом случае он своевременно вмешался и развеял её душевные сомнения.

Бывало, что у семьи не хватало средств даже на скудную еду. Нередко единственной пищей служил чёрный хлеб, да и того не хватало. Чтобы хоть как-то помочь своей матери Тимофей нанимался к зажиточным землепользователям вскапывать грядки за гроши или за еду. При этом все дети воспитывались в любви к Богу, и очевидно, что именно надежда спасала семью от чрезмерной печали и скорби.

Обучение в семинарии. Начало монашеского пути

В тринадцатилетнем возрасте Тимофей был определен в духовное училище, функционировавшее при Архиерейском Новгородском доме. Бедная мать, конечно же, не имела средств, чтобы оплачивать обучение сына, но здесь снова вмешался его старший брат, Пётр, обещавший взять содержание Тимофея в училище на себя. Сам Тимофей, зная, как тяжело достаются необходимые для него средства, по возможности подрабатывал, где придётся.

Вскоре училище было преобразовано в семинарию. Тимофей занимался усердно и в 1740 году в числе лучших воспитанников продолжил обучение в семинарии за казённый счет. К образованию он подходил со всею ответственностью. Нередко, тогда как его сверстники позволяли себе играть и шалить, он засиживался за учебниками. Бывало, что он продавал часть пайка, покупал на вырученные деньги свечи и читал по ночам.

Случалось, что легкомысленные сверстники подтрунивали над ним, кадя ему лаптями и адресуя насмешливые величания.

Ввиду не полной укомплектованности семинарии профессорско-преподавательским составом обучение длилось дольше обычного регламентированного срока.

В 1750 году, будучи студентом богословского класса, Тимофей, доказав руководству свою состоятельность, стал преподавать греческий язык, за что получал 50 рублей жалования и немного муки. В дальнейшем, по окончании курса, ему доверили должность преподавателя риторики и философии.

В апреле 1758 года исполнилось одно из самых заветных желаний Тимофея: он принял монашеский постриг. Тогда же ему было дано новое имя — Тихон. В этот период он занял место префекта семинарии.

Вскоре его вызвали в Петербург и посвятили в иеродиакона, а затем в иеромонаха

В 1759 году отец Тихон был направлен в Тверскую епархию, а по прибытии в Тверь его возвели в архимандрита Желтиковой обители. Несколько позже он был направлен в Отрочь монастырь и назначен на должность ректора Тверской семинарии. В этот период он зарекомендовал себя и как преподаватель Богословия.

Епископская деятельность

В мае 1761 года отец Тихон был посвящен в епископа Кексгольмского и Ладожского.

Этому поставлению предшествовал примечательный случай. Однажды, во время Божественной Литургии, когда архимандрит Тихон служил в Тверском храме совместно с епископом Афанасием и попросил помянуть его, тот вместо фразы «священноархимандритство твое…» неожиданно для себя произнёс «епископство твое да помянет Господь…».

Когда святитель Тихон посетил город Новгород, где прошли его молодые годы, среди духовенства он встретил и тех своих сверстников, которые когда-то подшучивали над ним, наигранно воздавая незаслуженные почести. Он без злобы напомнил им об их шалостях. Они просили у него прощения и он по-христиански их простил.

Кроме того здесь он встретил свою родную сестру, жившую на гране нищеты. Святитель готов был взять её под своё попечение, но вскоре она умерла. Он лично участвовал в её отпевании и, как свидетельствуют исторические источники, в этот момент её лицо выражало улыбку.

В 1763 году решением Святейшего Синода (по настоянию императрицы) святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру вместо почившего Иоанникия Павлуцкого.

К этому времени многое в Воронежской епархии нуждалось в реорганизации. Не хватало священнослужителей, оставляло желать лучшего религиозно-нравственное состояние мирян. Епископ Тихон, приступив к новым обязанностям, быстро сориентировался в ситуации и принял необходимые меры. За время служения на кафедре он лично объезжал с проповедью села и деревни, боролся с языческими предрассудками, принимал и выслушивал посетителей, организовывал школы, занимался повышением нравственного и образовательного уровня вверенного ему духовенства.

С целью повышения качества образования будущих священнослужителей он воссоздал Воронежскую семинарию, лично присутствовал на занятиях, беседовал со студентами, разрабатывал правила поведения, прилагал усилия к приумножению библиотечного фонда.

Увольнение на покой

Монашеские подвиги и борьба с многочисленными трудностями подорвали здоровье святителя. Кроме того, он всё больше стремился к уединенной созерцательной жизни. Он трижды направлял руководству прошение об освобождении от управления епархией. Дважды ему отказывали и он вынужден был обратиться к императрице.

Наконец, в 1767 году его просьба была удовлетворена. Святитель был уволен на долгожданный покой с назначением пенсионного содержания в размере 500 рублей.

Поначалу в качестве места дальнейшего пребывания была выбрана Толшевская Преображенская обитель, однако в связи с несоответствием тамошних условий ухудшившемуся состоянию здоровья святителя, в 1769 году он перебрался в Задонский монастырь.

Здесь он раздал свое скудное имущество, оставив лишь самое необходимое, и зажил простой монашеской жизнью: регулярно участвовал в богослужении, регулярно молился келейно, занимался монастырскими хозяйственными делами.

Нередко он выходил к людям под видом обыкновенного инока, желая узнать об их трудностях, а потом помогал, в том числе из своей пенсии, тем из них, кому считал нужным.

Далеко не все обитатели монастыря относились к святителю Тихону с подобающим его сану почтением: кто-то злословил, кто-то шептал ему вслед. Он принимал это смиренно и любил повторять, что прощение лучше, чем мщение.

За святость жизни Бог наградил Своего угодника даром прозорливости.

О времени приближения смерти, как это нередко случалось со святыми подвижниками, святитель узнал заблаговременно. 13 августа 1783 года он с миром почил о Господе.

В качестве литературного наследия от святителя Тихона Задонского дошло множество сочинений. Среди них встречаются наставления нравственного, аскетического и догматического характера.

В качестве наиболее известных произведений можно выделить: Наставления, писанные для монашествующих, Об истинном христианстве. Книга 1, Об истинном христианстве. Книга 2, Некие примечания, из Св. Писания выбранные, пробуждающие грешника от сна греховного и к покаянию призывающие, с последующими образами, Письма келейные и другие творения, Должность священническая, Плоть и дух, Сокровище духовное от мира собираемое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *