Святой апостол иуда

Апостол Иуда, брат Господень

Имя Иуда, весьма распространенное в древние времена среди евреев, давно стало нарицательным. Все помнят, что именно так звали ученика, предавшего Христа. Однако у Христа был еще один ученик по имени Иуда, который не только не предавал Учителя, но даже умер за Него. Более того, по родству он был Его старшим братом.

В Евангелии неоднократно упоминаются братья и сестры Иисуса. Конечно же, речь идет вовсе не о том, что у Марии и Иосифа были общие дети. Праведный старец Иосиф, под опеку которого отдали Богородицу, ранее был женат, но со временем овдовел. Сводные братья и сестры Христа, с младенчества знавшие Его, не верили поначалу в божественную природу Иисуса – им было трудно даже представить, что Мессия растет рядом с ними. Тем поразительнее, что после выхода Христа на проповедь почти все они стали Его последователями. Один из сыновей Иосифа, Иуда Леввей, прозванный Фаддеем, был избран Христом в число двенадцати апостолов, и проповедовал не только в Иудее, но и в Сирии, Месопотамии и других странах.

Апостол Иуда, в отличие от своего тезки Иуды Искариота, принял мученическую кончину, не отказавшись от веры.

Апостол Иуда – автор одного из самых коротких посланий, включенных в Новый Завет. Оно состоит всего из одной главы и написано около 70 года I века от Рождества Христова. Главная тема послания — опасность вероотступничества:

Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым. (Иуд. 1:3)”

Послание обращено к христианам из иудеев и содержит многочисленные примеры из Ветхого Завета. Апостол напоминает адресатам письма о печальной судьбе Содома и Гоморры, предупреждает христиан об опасности распущенности и призывает их жить в вере и взаимной любви.

Изображение на анонсе – Храм всех святых на Соколе

Л. В. Филимонова

Жития святых славных и всехвальных апостолов

Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Христовых

Избрание двенадцати апостолов

После Крещения от Иоанна в реке Иордан Господь Иисус Христос начал проповедовать Свое Божественное учение, творя бесчисленные чудеса и исцеляя всякие болезни (см.: Мф. 4, 23). Множество народа из всей страны Иудейской стало стекаться слушать Его дивное учение и просить исцеления своих недугов (см.: Лк. 6, 17–18). Эти слушатели большею частию скоро оставляли Небесного Учителя и возвращались к своим житейским занятиям. Впрочем, некоторые сопровождали Спасителя почти всюду и именовались уже учениками Его (см.: Ин. 3, 22; 4, 1). Но и они не все были далеки от житейских интересов и не все одинаково были способны к восприятию Божественных истин. Между тем предстояло Христу выступить решительно и открыто на Свое славное служение роду человеческому, и Ему угодно было из числа учеников отделить несколько избранных, достойнейших. Прозревая душевную чистоту некоторых, Господь еще раньше призвал их порознь для следования за Собою, как бы для испытания их готовности. Теперь, видя эту их готовность, Он вознамерился положить начало теснейшему союзу их с Собою. И вот однажды вечером удаляется Господь на уединенную гору для молитвы. Всю ночь провел в молитве Божественный Молитвенник (см.: Лк. 6, 12). Кто знает, что обнимала в это время молитва Господня! Может быть, Сын Человеческий просил Отца Своего Небесного об укреплении на предстоящий Ему подвиг; может быть, Он призывал благословение Отчее Себе на Свое великое дело и избираемым ученикам на их служение этому делу. Настало утро. Укрепленный ночною молитвой, Господь призывает к Себе на гору учеников Своих и здесь, среди торжественной утренней тишины, вдали от мирского шума, избирает из них двенадцать.

Вот их имена: Симон Петр и Андрей, брат его, Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, Филипп и Варфоломей, Матфей и Фома, Иаков Алфеев и Симон Зилот, Иуда Иаковлев и Иуда Искариот, который потом предал Христа (см.: Лк. 6, 14–16; ср. Мк. 3, 16–19). Все это были большею частию люди простые, малообразованные, бедные галилейские рыбаки. Господь избрал их как доказавших свою любовь и привязанность к Нему, доверчивых, как детей, не зараженных мечтами ложного просвещения. Себе Самому Он предоставил их образование и учил их не только словом, но и делом, одних и пред народом, в доме и на пути, на суше и на море. Им Господь открывал тайны Царствия Своего, нередко отдельно от народа изъяснял Свое учение (см.: Мк. 4, 34; Мф. 13, 36). Он постепенно изглаждал их предрассудки, принесенные из иудейского учения, умерял в них сердечные движения и приводил их в согласие с их обязанностями. Господь очищал и просвещал их ум и сердце, приготовляя их к полнейшему излиянию в них Духа истины и освящения. Они постоянно были при Нем (см.: Мк. 3, 14), повсюду сопровождали Его, были всегдашними Его спутниками и собеседниками, слушали Его учение, были свидетелями Его жизни и деятельности, Его чудес, Его страданий, смерти, воскресения и вознесения на небо, и имели сами потом свидетельствовать о том, что видели, слышали, осязали.

Сначала они были в отношении к Господу как ученики; в конце Своего земного поприща Он уже назвал их друзьями (см.: Ии. 15, 14–15), как такими, от которых Он ничего не скрывал; наконец, по воскресении Своем наименовал их братьями (см.: Ин. 20, 17), как самыми близкими к Себе существами. По роду служения своего они Самим Господом наименованы были апостолами (см.: Лк. 6, 13), т. е. посланниками. Двукратно Христос Спаситель посылал их на проповедь. Сначала, дав им власть творить чудеса, послал их по двое пред лицом Своим только к погибшим овцам дома Израилева (см.: Мф. 10, 6 и далее; Мк. 6, 7 и далее). Потом, после смерти и славного воскресения, послал их проповедовать Евангелие всей твари (см.: Мк. 16, 15), научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (см.: Мф. 28, 19). Число 12 апостолов, нарушенное отпадением Иуды, вскоре по вознесении Христа восполнено было избранием по жребию Матфия (см.: Деян. 1, 20, 23–26). В день Пятидесятницы апостолы прияли Духа Святого, нисшедшего в виде огненных языков и почившего на них Своею благодатию (см.: Деян. 2, 1–4). По сошествии уже Святого Духа, по непосредственному призванию Христа и озарению Духа Святого, к лику 12 апостолов был присоединен Павел, великий апостол язычников (см.: Рим. 11, 13; 15, 14–19). Исполняя повеление Господне, святые апостолы, чрез 12 лет по вознесении Христа, которые, по церковному преданию, они пребывали вместе в Иерусалиме, разошлись и везде проповедовали имя Христово (см.: Деян. 16, 21; Мк. 16, 20). По всей земле раздался голос их, и до края вселенной разнеслись слова их (см.: Рим. 10, 18).

Святой апостол Петр

В Палестине, в пределах Галилейских, на берегу Галилейского озера, расположился небольшой городок Вифсаида. В нем жили больше рыбаки, отчего он и получил свое название, которое на еврейском языке означает «рыбачье место». Между другими рыбаками жил там бедный рыбак Иона, происходивший из колена Симеонова. У него было два сына – Симон и Андрей. Старший сын Ионы, Симон, женился на дочери Аристовула, брата святого апостола Варнавы, и имел от нее сына и дочь. Симон был человек простой, неученый, но боялся Бога и строго соблюдал Заповеди Божии. Он вместе с отцом своим занимался рыбной ловлей; когда состарился отец, он продолжал заниматься ею один и тем содержал жену, детей, престарелого отца и тещу. И этому простому рыбаку суждено было впоследствии сделаться великим, первоверховным апостолом.

Однажды Иоанн Предтеча стоял недалеко от Иордана с двумя учениками своими, из которых один был Андрей, брат Симона. Увидев проходящего мимо Христа, Иоанн, указав на Него, сказал: се Агнец Божий. Оба ученика, оставив своего учителя, немедленно пошли вслед за Христом. Они попросили у Христа позволения видеть Его жилище и пробыли у Него весь тот день. Наутро Андрей поспешил поделиться своими впечатлениями со старшим братом. С радостью открыл он Симону, что видел Мессию-Христа, и повел его самого к Господу. Христос взглянул на Симона и, провидя твердость и силу веры его, сказал: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, или Петр (камень)» (см.: Ин. 1, 36–42).

У Симона была душа горячая, пламенная; он нередко подчинялся более порывам сердца, чем голосу рассудка; способный увлекаться часто до самоотвержения, он вместе с тем не всегда умел благоразумно сдерживаться. Увидав кроткое лицо Христа и услыхав обращенные к нему пророчественные слова, Симон возгорелся горячею любовию к Иисусу, он уже уверовал, что видит пред собою Христа, посланного Богом для спасения мира. Однако Симон-Петр не оставил еще своего дома и своего промысла; он продолжал доставлять пропитание своим домашним рыбной ловлей, в чем помогал ему иногда, за старостою отца, и младший брат, Андрей. Так жили братья, пока оба не были призваны Самим Христом на апостольство. Вот как это было.

Однажды Иисус Христос, проходя по берегу озера Галилейского, увидел две лодки, причаленные к берегу, а рыбаки на берегу вымывали сети. Между этими рыбаками был и Симон-Петр с братом. Войдя в лодку Петра, Христос просил его отплыть немного от берега. Сидя в лодке, Он учил народ, собравшийся около озера. Окончив проповедь, Господь обратился к Петру. «Отплыви на глубину, – сказал Он ему, – и закинь сети свои для лова». «Учитель, – отвечал Петр, – мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину». Тотчас сети были закинуты, и было поймано такое множество рыбы, что даже сеть прорывалась. Дали знак товарищам, бывшим на другой лодке, чтобы пришли на помощь, с ними едва вытащили пойманную рыбу. Рыбы было такое необыкновенное множество, что, наполненные ею, обе лодки начали тонуть. Эта чудесная ловля рыбы объяла священным ужасом всех присутствовавших. Все оставались в немом изумлении от необычайного чуда, и только Петр не мог удержать чувств, волновавших его сердце. Чувство своего не достоинства было так в нем велико, что он воскликнул, припав к коленам Иисуса: «Выйди от меня, Господи, потому что я – человек грешный». Но Господь успокоил его и сказал: «Не бойся, – идите за мною, и будете ловцами человеков» (см.: Лк. 5, 1–11; Мк. 1, 16–20; Мф. 4, 18–22). Это было и повеление, и обещание. Тогда обе лодки были вытащены на берег, все оставлено и Петр с Андреем последовали за Христом.

Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, священноархимандрита Святой Успенской Киево-Печерской Лавры, при Наместнике Высокопреосвященнейшем Павле, митрополите Вышгородском и Чернобыльском

От составителя

I. Жизнь и труды двенадцати апостолов Христовых

1. Избрание двенадцати апостолов 2. Св. апостол Петр 3. Св. апостол Андрей Первозванный 4. Св. апостол Иаков Зеведеев 5. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов 6. Св. апостол Филипп 7. Св. апостол Варфоломей 8. Св. апостол и евангелист Матфей 9. Св. апостол Фома 10. Св. апостол Иаков Алфеев 11. Св. апостол Симон Зилот 12. Св. апостол Иуда Иаковлев 13. Св. апостол Матфий 14. Св. первоверховный апостол Павел

II. Жизнь, труды и страдания семидесяти апостолов Христовых

Предварительные сведения о 70-ти апостолах Св. апостол Иаков, брат Господень по плоти Св. апостол и евангелист Марк Св. евангелист Лука Св. Клеопа Св. священномученик Симеон, епископ Иерусалимский, сродник Господень по плоти Св. апостол Варнава Св. апостол Иосия Св. апостол Фаддей Св. апостол Анания Св. Стефан, первомученик и архидиакон Св. апостол Филипп, один из семи диаконов Свв. Прохор, Никанор, Тихон и Пармен диаконы Св. апостол Тимофей Св. Тит Св. Филимон Св. Онисим Св. Епафрас Св. Архипп Св. Сила Св. Силуан Св. Крискент Св. Крисп Св. Епенет Св. Андроник Св. Стахий Св. Амплий Св. Урбан Св. Наркисс Св. Апеллий Св. Аристовул Св. Агав Св. Руф Св. Асинкрит Св. Флегонт Св. Иродион Св. Ерм Св. Патров Св. Ермий Св. Лин Св. Гаий Св. апостол Филолог Св. апостол Лукий Св. Иасон Св. Сосипатр Св. Олимп Св. апостол Терций Св. Эраст Св. Кварт Св. Евод Св. Онисифор Св. священномученик Климент, папа Римский Св. Сосфен Св. Аполлос Св. Тихик Св. Епафродит Св. Карп Св. Кодрат Св. Марк, именуемый Иоанном Св. Зина Свв. Аристарх, Пуд и Трофим Св. Артема Св. Акила Свв. Фортунат и Ахаик Св. Дионисии Ареопагит Св. Симеон, именуемый Нигер

III. Равноапостольные мужи и жены, современные апостолам

Введение. Равноапостольные мужи и жены Св. Лазарь четверодневный и сестры его Марфа и Мария Св. Иосиф из Аримафеи Св. Никодим Свв. Гамалиил и сын его Авив Св. Закхей Св. Корнилий сотник Св. Лонгин сотник Св. священномученик Игнатий Богоносец Св. священномученик Поликарп, епископ Смирнский Св. священномученик Иерофей, епископ Афинский Св. Вукол, епископ Смирнский Св. Кирилл, епископ Катанский Св. священномученик Антипа Пергамский Св. Артемон, епископ Селевкии Писидийской Св. апостол Алфей и дети его мученики Аверкий и Елена Св. Панкратий Тавроменийский Свв. священномученики Маркелл, епископ Сикелийский, и Филагрий, епископ Кипрский Св. священномученик Лукиан и с ним Максиан и Иулиан Св. равноапостольный Аверкий Иерапольский Св. Иулиан Кеноманийский Св. священномученик Аполлинарий, епископ Равеннский Св. священномученик Евтихий Свв. мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий Св. Маркиан, епископ Сиракузский Свв. мученики Никандр, епископ Мирский, и Ермий пресвитер Св. Фульвиан, князь Эфиопский Богоматерь как насадительница веры Христовой

IV. Современные апостолам равноапостольные жены

1. Мироносицы

Св. Мария Магдалина Саломия Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова Мария Клеопова Сусанна Мария, мать Иакова меньшего и Иосии

2. Равноапостольные жены

Св. Мариамна, сестра апостола Филиппа Св. Фотина мученица Св. Иуния, помощница апостола Андроника Св. равноапостольная первомученица Фекла Святая великомученица Ирина Свв. мученицы Зинаида и Филонилла Святая Фива Св. мученица Ермиония, дочь апостола Филиппа Св. мученица Севастиана, ученица апостола Павла Преподобные Ксанфиппа и Поликсения, ученицы апостольские Св. Апфия Свв. Василиса и Анастасия мученицы, римлянки Св. Прискилла Св. Конкордия или Перепетуя Св. Клавдия Прокула

V. Равноапостольные мужи и жены времен последующих

Св. праведная великая княгиня Ольга, во св. крещении Елена Св. равноапостольный князь Владимир Св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии Св. священномученик Григорий, просветитель Армении Св. Фрументий, просветитель Абиссинии Св. равноапостольный князь Константин Св. равноапостольная царица Елена Свв. равноапостольные Кирилл и Мефодий, учителя славянские Св. Стефан, епископ Пермский Заключение

От составителя

Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс.18:5; Рим.10:15).

Велики подвиги св. апостолов, трудившихся для распространения веры Христовой. Велика их заслуга для всего мира, через них озаренного спасительным светом Евангелия. В самое короткое время благовестие св. апостолов прошло от края до края всю вселенную и покорило ее Христу. Это чудное победоносное шествие Евангелия тем чудеснее, что все и все в тогдашнем мире вооружилось против веры Христовой. Слепой фанатизм иудеев и язычников, для которых соблазном и безумием казалась вера в Распятого (1Кор.1:22), вооружился на Христа и Его последователей. Черной клеветой порочной жизни и волшебстве преследовали ревностных учеников Христовых жрецы и грубая чернь. Люди, привыкшие жить в похотях своего сердца, озлобленно восстали против веры Христовой, повелевающей, для достижения спасения, отказаться от всех удовольствий мира и распять плоть со страстями и похотями (Гал.5:24). Гордо, надменно мудрецы и философы вооружились против евангельского учения, во всеуслышание проповедующего, что премудрость мира сего – безумие пред Богом (1Кор.3:19), что необходимо для спасения ум покорить вере и пленить в послушание Христово (2Кор.10:5). Но самые ожесточенные преследования учеников Христовых были со стороны языческих правителей, видевших в них бунтовщиков против правительственной власти и гражданских законов. Притеснения, пытки, мучения, казни, самые жестокие и разнообразные, одни других неслыханнее и бесчеловечнее, придумывала адская злоба для исторжения у христиан отречения от своей веры. Рекою лилась кровь проповедников Христа. Но чем ожесточеннее становились гонения на учение Христово, тем шире и быстрее оно повсюду распространялось. Кровь проповедников Христа, казалось, была плодоносным семенем, дающим самую обильную жатву. Сами гонители невольно изумлялись, видя, в каком множестве верующие шли на смерть, и в смущении опускали свои окровавленные руки, сознавая, что все ухищрения их раздраженной злобы бессильно разбиваются о твердость учеников Распятого. Но удивлялись мужественной проповеди св. апостолов не одни неверующие, удивлялись ей и все последующие поколения верующих, удивительна она и для нас в настоящее время. В самом деле, не были апостолы ни знамениты, ни учены, ни хитры, – средства, которыми они располагали, были такого рода, что, по человеческим соображениям, не только не могли содействовать, а скорее должны были противодействовать распространению учения Христова. Между тем, имея такие средства, св. апостолы быстро покоряли Христу вселенную – это не может не вызвать в нас благоговейного изумления. Чем же объяснить чудесное распространение Евангелия апостолами по всему миру? Твердая вера и крепкое терпение, поддерживавшие в гонениях и преследованиях, благодать Духа Святого, руководившая и укреплявшая в проповедании Христа, – вот где тайна успеха св. апостолов. Только Господу поспешствующу и слово утверждающу последствующими знаменьми (Мк.16:20) могли св. апостолы так быстро насадить по всей вселенной спасительную веру Христову. Малочисленный сначала, сонм проповедников учения Христова, с течением времени все более и более разрастался. 12 верховных апостолов, 70 меньших апостолов, свв. мужи и жены, в разное время трудившиеся в распространении веры Христовой и получившие наименование равноапостольных, – вот славный лик воинов Христовых, словом св. Евангелия повергнувших мир к подножию Креста. Каждый истинно верующий должен с благоговением чтить память этих благовестников, столь драгоценную для всего христианского мира. Всякий христианин должен знать, как они привели ко Христу вселенную, какие болезни и труды понесли они в своем многотрудном служении. Тем более знать это должны мы, православные христиане, имеющие величайшее благо принадлежать к Святой Соборной и Апостольской Церкви. Настоящая книга имеет скромное намерение познакомить православных читателей с жизнью и трудами св. благовестников Христовых. Не вдаваясь в научные изыскания, книга эта сообщает достоверные сведения, почерпнутые из Слова Божия 1 и церковного Предания, из которого взято только то, что тщательно проверено уважаемыми церковными писателями 2 .

Тайна избрания Иуды

Говорят, вы можете выбирать друзей, но не можете выбрать семью. Но Бог это может сделать! Именно так Он и поступил. Он заблаговременно выбрал себе своё фамильное древо. Сначала Он избрал Авраама быть носителем Его “семени”. Потом Он выбрал Исаака (второго сына Авраама), а после него — Иакова (второго сына Исаака). А из двенадцати сыновей Иакова, по какой-то причине, Бог избирает Иуду — четвертого сына. Если это кажется вам немного странным, вы не одиноки. Избрание именно Иуды среди всех его братьев является загадочным, и Библия не показывает нам никаких явных причин для этого.

Некоторые предполагают, что первые три брата дисквалифицировали сами себя своим неправедным поведением. Рувим, первородный сын, переспал с наложницей своего отца, а Симеон и Левий обманули и умертвили мужчин Сихема в отмщение за изнасилование их сестры, разграбив их дома. Впрочем, если мы думаем, что праведностью можно “заработать” выбор Бога, или же из-за недостатка праведности можно его лишиться, то мы ошибаемся. Во-первых, их отец Иаков сам был далеко не безупречен, и все же, вне всякого сомнения, он был избранным. Во-вторых, Иуда также не был тем, кого мы можем легко отождествить с понятием праведности. Почитайте о его поступке в 38 главе книги Бытие… это возмутительно! В конце истории он признает незамужнюю женщину, с которой блудодействовал, (думая, что она проститутка), более праведной, чем он сам. В общем, не идеал.

Правда в том, что по мере развития истории можно увидеть изменения его характера в лучшую сторону. В противоположность предательству Иосифа, позже Иуда предлагает свою собственную жизнь в качестве залога, как обещание отцу, что он позаботится о младшем брате Иосифа Вениамине. Он подкрепил свои слова делом и предлагает занять место Вениамина, когда Иосиф требует оставить его в Египте как раба: “Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими” (Быт. 44:33). Самопожертвование Иуды было прелюдией к истории, в которой Спаситель позже вместо нас понесет наше наказание на кресте. Возможно ли, что Иуда был избран именно по этой причине? Но даже если мы впечатлены тем, как сильно изменился в лучшую сторону характер Иуды, и даже многие его поступки указывают нам на Мессию, несомненно Иосиф намного превосходит его по обоим пунктам!

Царский скипетр был отдан Иуде

Некоторые думают, что Царь Давид должен был происходить из колена Иуды, следовательно, Мессия должен придти из колена, к которому принадлежал Давид. Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что все как раз наоборот. С какой стороны ни смотри на это, произошло так, что Давид всё-таки родился в колене Иуды, которое было царским коленом и коленом, из которого должен был прийти Мессия. В конце рассказа об Иосифе мы впервые видим эту связь между Иудой и царской семьёй. Когда Иаков провозглашает пророческие благословения на своих сыновей, мы видим установление этой связи. Он провозглашает:

“Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.” (Быт. 49:10)

Скипетр является символом величия и царской власти, и благословение Иакова — это Мессианское пророчество о том, что “Шило”, или Мессия , должен прийти из колена Иуды. Колено Левия позже должно было стать коленом священников, а колено Иуды — коленом царей. В Псалмах 59:9 и 107:9 Бог называет Иуду своим “скипетром (жезлом)”, а другой ключевой пророческий отрывок из Писания, рассматривающий Мессию как скипетр, — это Числа 24:17:

“Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля” (Чис. 24:17)

Царский скипетр позже появляется в книге Есфирь как знак благоволения, когда Есфирь осмеливается предстать пред Царем; на самом деле, в то время единственным способом показать, что к царю можно подойти и не быть при этом наказанным или убитым, был простертый скипетр царя. Чем-то похоже на то, что Сам Мессия — это единственный путь к Богу. Таким образом царская роль и Мессианские ожидания были провозглашены в пророчестве для Иуды, когда он получал благословение своего умирающего отца.

Я часто задаюсь вопросом, осознавал ли сам Иаков всю значимость своих пророческих слов к Иуде. Может создаться впечатление, что Иаков предполагал, что один из двоих сыновей Иосифа примет благословение, о чем свидетельствует любопытная история с перекладыванием рук:

“И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это — первенец; положи на его голову правую руку твою. Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ.” (Быт. 48:13-19)

Это напоминает нам историю о том, как Исаак перепутал благословение Иакова и Исава, когда младший брат забрал благословение, не правда ли? Уже стало традицией, что второй по рождению сын получает право перворождного — Каин и Авель, Измаил и Исаак, Иаков и Исав, и даже близнецы Иуды — Фарес и Зара. И действительно, Ефрем стал одним из самых многочисленных колен, и его имя использовалось как название десяти северных колен Израиля. С какой стороны ни посмотри, кажется, что более очевидным выбором был бы Иосиф. Он, праведник, много страдал среди вопиющей несправедливости, а потом получил власть и авторитет. Безусловно, Бог вознаградил Иосифа, и даже в двойном размере. Вместо одного колена Иосифа, каждый из его сыновей стал родоначальником отдельного колена, так что от него произошли два колена Израиля — Манассии и Ефрема. Оба были сильно благословлены. Но у Бога был другой план для Его фамильного древа. Скипетр получил Иуда — Мессия произошёл из колена Иуды.

Так почему же Иуда?

Вот моя теория о том, почему Бог избрал Иуду. Всё дело в Лии.

Я не знаю, представляли ли вы себя на её месте, но ей пришлось действительно несладко. Её муж безумно любил её сестру, которая также была его женой, и все они должны были жить вместе в крайне неблагоприятной семейной ситуации. Я не могу даже представить, как она справлялась с постоянным отвержением и унижением, которое переживала. Возможно, в прошлом они с Рахилью были не только сестрами, но и подругами, и у них было много радостных воспоминаний, но всё это было утрачено, и она чувствовала себя ненужной, нежеланной и нелюбимой женщиной. Кроме того, необходимость жить в тесной близости с этими двумя влюблёнными пташками в их искаженном треугольнике, должна была быть довольно мучительной. По всей видимости, она переживала множество душевных мук, и это нашло отражение в именах, которые она дала своим сыновьям (Бытие 29):

“Лия зачала и родила сына, и нарекла ему имя: Рувим, потому что сказала она: Господь призрел на мое бедствие; ибо теперь будет любить меня муж мой.”

“И зачала опять и родила сына, и сказала: Господь услышал, что я нелюбима, и дал мне и сего. И нарекла ему имя: Симеон.”

“И зачала еще и родила сына, и сказала: теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трех сынов. От сего наречено ему имя: Левий.”

Она была поглощена своей бедой, и все её молитвы были сфокусированы на том, чтобы Бог прекратил ее страдания. А потом происходит что-то очень важное:

“И еще зачала и родила сына, и сказала: теперь-то я восхвалю Господа. Посему нарекла ему имя Иуда. И перестала рождать.”

Я думаю это был один из тех ключевых моментов, когда женщина, находящаяся в огромном горе, перестаёт фокусироваться на своей боли, даже если проблемы ещё не решены, и принимает решение славить Бога в любом случае.

Жертва хвалы в самом пике агонии подобна духовному динамиту. Давайте переместимся на пару тысяч лет назад в прошлое и понаблюдаем за Павлом и Силой в темнице (Деяния 16). Они были побиты, их спины исполосованы и истекают кровью. Никакого медицинского наблюдения, их бросили в каменную тюрьму, ноги закованы в кандалы, в соседстве с другими заключенными. Что же они делают? Плачут? Жалуются? Нет! Они поют! Они поют песни хвалы Богу так, что их слышит вся темница. И что происходит? Случается землетрясение. Заключенные приходят к вере, двери распахиваются, и даже надзиратель кается и приводит всю свою семью, чтобы те приняли Иешуа как Господа. Понимаете, о чем я? Динамит.

Не пропусти самое интересное!

Честно говоря, я не знаю, что может привести Бога в больший восторг, чем добровольная жертва хвалы в разгар трудностей. Это выражает такую любовь и упование на Бога, такое почтение. Я думаю, что именно это является причиной решения Бога о том, что Иуда стал предком Давида, а в более отдалённой перспективе, и Мессии. Бесценное “изменение отношения” Лии к ситуации в то время, когда ей всё ещё было очень больно, было таким мощным и настолько угодило Богу, что Он отдал честь носить Его скипетр тому, значение имени которого — ”хвала”.

В обеих традициях, еврейской и христианской, слово “Шило” (Примиритель) в этом контексте стало синонимом Мессии. Считается, что это сокращённое еврейское слово, означающее “Тот, Кому принадлежит он”, где “он” означает “власть”, “уважение” (см. Иез. 21:27). Уолтер Кайзер, The Messiah in the Old Testament (Мессия в Ветхом Завете), Grand Rapids, MI: Zondervan, 1995, p.51-51

LiveInternetLiveInternet

Перед смертью, Иаков собрал всех своих 12 сыновей и, благословляя, пророчески предсказал им судьбу их потомков. Но в его предсказаниях есть не только буквальный смысл, лежащий, так сказать, на поверхности, но и скрытый, духовный. В частности, благословляя Иуду, Иаков сказал следующее: «Не отойдёт скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему – покорность народов» (Быт. 49:10). Понятно, что речь в этом пророчестве идёт об Иисусе, который, как мы помним, и пришёл из колена Иудина. А вот что предсказал Иаков Иосифу: «Иосиф – отрасль плодоносного дерева…; Огорчали и стреляли и враждовали на него стрельцы; но твёрд остался лук его, и крепки мышцы рук его от рук Мощного Бога Иаковлева. Оттуда – Пастырь и Твердыня Израилева» (Быт. 49:22-24). А о ком же речь идёт здесь? Кто этот «Пастырь» и кто эта «Твердыня Израилева», приходящий от Иосифа? Этот отрывок послужил причиной возникновения в Иудаизме теории «двух Мессий». Суть теории в том, что Мессий должно быть либо два, либо один и тот же Мессия, каким-то непостижимым, мистическим образом должен придти дважды – один раз от Иуды, а другой раз – от Иосифа. Как говорится, нет дыма без огня, и в этой теории есть большая доля истины.
Как Христиане, мы знаем, что Мессия (Христос) приходит, действительно, дважды: первый раз – как слуга (хотя Его и называли Царём), чтобы послужить и принести Себя в жертву за наши грехи, а второй раз – как Царь и Судья, чтобы судить все народы. И мы сейчас ожидаем этого славного, второго пришествия Христа в этот мир. Таким образом получается, что Иаков предсказав, что Мессия придёт дважды, оказался совершенно прав, но вот только почему Его второе пришествие он связал с Иосифом, а не с Иудой? В Библии Иуда и Иосиф, зачастую, идут рука об руку друг с другом. Всё начинается с того, что именно Иуда спас Иосифа от верной смерти от рук братьев, сказав: «…что пользы, если мы убьём брата нашего и скроем кровь его? Пойдём, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нём, ибо он брат наш, плоть наша» (Быт. 37:26-27).

Далее, когда Евреи ходили по пустыне, после Исхода из Египта, то, вставая станом, Иуда (колено Иудино) вставал с Восточной стороны стана, а Иосиф (колено Иосифа) – с Западной. Они стояли друг против друга, как бы смотря в лицо друг другу. Кроме того, Восток – место восхода солнца, а Запад – место конца его пути, т.е., заката (чуть позже мы вернёмся к этой мысли). А в книге Иезекииля читаем такое повеление Господа: «Ты же, сын человеческий возьми себе один жезл и напиши на нём: «Иуде…»; и ещё возьми жезл и напиши на нём «Иосифу». И сложи их у себя один с другим в ОДИН жезл, чтобы они были ОДНО» (Иез. 37:16-17). Итак, Иуда и Иосиф, по этому пророчеству, должны стать ОДНИМ целым в глазах Господних. Иисус Христос пришёл от колена Иудина, и Иуда, в данном случае (впрочем, как и почти везде в Писании) символизирует собой именно Его, нашего Царя и Спасителя Иисуса Христа. А с кем же Христос, по Божьему замыслу, должен стать ОДНИМ, Единым целым? Конечно со Своей церковью, которую Он приобрёл Себе Своей кровью, и которая призвана стать Его женой. А апостол Павел некогда сказал: «…и будут двое ОДНА плоть; тайна сия ВЕЛИКА: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:31-32). Итак, под Иосифом, в символическом смысле, понимается Церковь, но не то «заземлённое», человеческое, организованное, пропитанное духом мира сего Христианство, которое мы можем наблюдать повсюду, а Его Истинная Церковь, Его чистая и не осквернённая духом мира и религиозным духом, Невеста. Что же означают слова пророчества, произнесённые Иаковом: «Оттуда (от Иосифа) – Пастырь и Твердыня Израилева»? Да только то, что Церковь-Невеста настолько пропитается Христом, как своей жизнью, что именно в ней и через неё узрят Иудеи последних времён Своего Мессию, Иисуса, которого они отвергли во время Его первого прихода.
Идём далее. Мы помним, что первенцем Иакова был Рувим и, по праву первородства, именно Рувим должен был получить все основные благословения – Священства, Царства и, собственно, Первородства. Что такое благословение Первородного? В чём оно заключалось? В том, что именно первородный сын получал в наследие УДЕЛ отца, т.е. надел земли, хозяином которой был его отец, а все остальные сыновья получали различные богатые подарки и земли в том числе, но наследственный удел, т.е. участок земли, закреплённый за родом на века, наследовал только Первенец. Так вот, вследствие греха Рувима, он (и потомки его) был лишён всех этих привилегий и благословений. Благословение Царства получил Иуда, благословение Священства — Левий, а само первородство перешло на Иосифа: «…первенство отдано сыновьям Иосифа, с тем однако ж, чтобы не писаться им первородными; потому, что Иуда был сильнейшим из братьев своих, и ВОЖДЬ от него, но ПЕРВЕНСТВО перенесено на Иосифа» (1-Пар. 5:1-2). Наш Господь Иисус Христос назван и Священником и Царём и Первенцем (Первородным). Он есть «Священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр. 7:21). Суть этого священства (по чину Мелхиседека) не в том, чтобы представлять людей перед Богом, как это делали священники по чину Левия, а в том, чтобы представить (явить) Бога людям. Именно во дни Своего земного служения Иисус явил нам Бога, а значит, проявил Себя, как Священник. После распятия, воскресения и вознесения Иисус стал «Духом Животворящим» (1-Кор. 15:45), наполнил Собой всё (Еф. 4:10) и в День Пятидесятницы излился внутрь Церкви, как Святой Дух, тем самым вновь воплотившись, только теперь уже не в Единичном, а совокупном теле, Церкви. Правда, до сего дня, мало, кто имеет откровение о том, что церковь – не образное, а БУКВАЛЬНОЕ Тело Иисуса Христа.
Очень многие Христиане, не имеющие откровения о Боге Едином и Неделимом , и не разумеющие того, что Дух Святой вовсе не некая «другая» Личность Божества, отличная от Отца и Иисуса, но всё та же самая Полнота Божества, которая была явлена в лице Человека Иисуса Христа, только в другой, духовной, форме, продолжают думать, что Сам Иисус сейчас, где-то, «на небе», а Дух Святой, обитающий в нас, это некий «представитель» или «заместитель» Иисуса. Но Царство Иисуса, по Его же Собственным словам, находится не где-то, а внутри нас самих, а значит, и царствовать в этом Царстве Он может, тоже, только пребывая в нас, причём ЛИЧНО, а не через «заместителя». Подробно об этом читайте ЗДЕСЬ. Именно пребывая в нас, Иисус утверждает Своё правление, проявляя Себя, как Царь. Церковь, открывшая Христа в себе самой, начинает, буквально, жить Им, наполняться Им и преображаться в Его Славный Образ. В конечном итоге, она просто должна будет явить миру Сына Божьего точно так же, как Сын Божий явил людям Самого Бога, Отца. В этом, собственно, и состоял предвечный Божий замысел.
Итак, как Священник, Иисус явил себя в Своём земном служении; как Царь, Он являет себя сегодня во всех тех, кто открывает Его в своей «внутренности» и позволяет Ему Царствовать; а вот как Первородный, Он будет явлен, вскоре, через Свою Церковь-невесту, познавшую Его, как Своего безраздельного Царя. Она возлюбила Иисуса настолько сильно, что полностью отреклась от всего своего, чтобы жило только всё Христово. Верующие, из которых и состоит эта Славная Церковь, позволяют Христу заполнить Собой каждый уголок своей души, а ведь совокупность душ верующих, это и есть тот самый «наследственный» удел Божий, который Он, в Лице Иисуса Христа, и пришёл выкупить (Еф. 1:14). Так вот, когда явлена будет миру такая церковь, в которой Иисус будет выражен, как безраздельный Царь и владыка душ, тогда и появится тот самый Иосиф, через которого Иудеи узрят Своего Пастыря и Свою Твердыню! Да, будет именно так, и никак иначе, хотя многим сегодня в это трудно поверить. Но это – тайна, открывающаяся в последние времена Духом Живого Бога Израилева.
Вспомните другой прообраз – братья Иосифа, узнавшие его в…Египтянине, т.е. в язычнике! Внешне, в нём не было ничего Еврейского. Он был одет, как Египтянин, говорил, как Египтянин, двигался, как Египетский вельможа, но внутри это был самый настоящий Еврей, причём в высшем, духовном смысле этого слова. Сегодня очень популярно Еврейское Мессианское движение. Его сторонники думают через внешнюю Еврейскую атрибутику и терминологию привлечь Иудеев, чтобы они уверовали в Иисуса. Но вот в чём парадокс: в этих Мессианских собраниях практически нет ни одного настоящего Еврея! Я говорю не о происхождении, а о воспитании. Ведь если у человека мама – Еврейка и папа – Еврей, но сам он никогда не воспитывался в Иудейской среде, не получал Иудейского наставления и ему ничего не говорили о Боге Израиля, то чем тогда этот Еврей отличается от язычника? Да ничем! Нет, говорить об обращении ко Христу Евреев можно будет только тогда, когда начнут обращаться именно Иудеи, настоящие Иудеи, выросшие в Иудейской среде, ходящие в Синагогу, наставленные в вере в Единого Бога Израиля. Но такие Евреи никогда в жизни не придут в эти Мессианские «Еврейские» общины потому, что они (эти общины) имея всю возможную внешнюю Еврейскую атрибутику, по сути своей, остаются «языческими», т.к. исповедуют языческую веру в «троицу», что для истинного Иудея является страшным богохульством, и принадлежат всевозможным деноминационным течениям. Т.е., по-сути, это всё те же баптисты, пятидесятники, харизматы, но только с Еврейским уклоном. Приведённый же выше прообраз очень ясно показывает, что Иудеи последних времён узрят Мессию Иешуа (Иисуса) через церковь, которая, подобно Иосифу, вовсе не выглядит, как что-то Еврейское, чисто внешне, но, зато, является «Еврейкой» истинной по своей внутренней сути! Дух Божий, устами апостола Павла, однажды сказал: «Ибо как жена от мужа, так и муж – через жену» (1-Кор. 11:12). Это – очень глубокая мысль. В этом высказывании есть не только буквальный смысл, но и скрытый, духовный. Под «женой» понимается, конечно же, церковь. А вот у «мужа» есть два значения – Иисус и Израиль. И как Церковь была, буквально, взята из Иисуса («жена от мужа»), так и Иисус снова грядёт в мир именно через церковь («муж через жену»), которая есть Тело Его и Полнота Его (Еф. 1:23). Помните, я сказал, что мы ещё вернёмся к той мысли, что, когда Евреи становились станом в пустыне, то Иуда и Иосиф вставали напротив друг друга, причём, Иуда – с Востока (восход солнца), а Иосиф – с Запада (закат солнца)? Так вот, Иисус в «единичном» теле (Иуда), это — «Восток», т.е. всего лишь «начало пути», некая отправная точка в Божьем замысле. А вот «Запад», т.е., финиш, цель того, что начал Бог, придя в Иисусе, это тот же Божий Сын, Иисус, только в «совокупном» Теле, которым и является Его Славная Церковь-невеста, символически представленная Иосифом. Как Сын есть явление Отца, так и Церковь – явление Сына.
И второе значение пророческой фразы, высказанной Павлом: как Церковь, произошла от Израиля («жена от мужа»), так и Израиль, вновь, обратиться через Церковь («муж через жену»), именно в ней и через неё узрев «Того, которого пронзили» (Зах. 12:10), т.е. Пастыря и Твердыню Израилеву!
(Андрей Расшиваев) http://novaya-pesn.com/

А вы знали, что кроме Иуды Искариота, среди двенадцати учеников Господних, был еще один Иуда? Он имеет множество имен, его личность до сих пор вызывает множество споров. Кто-то считает, что его и вовсе не было, а был кто-то другой.

Несмотря на абсолютное безверие, Святой Иуда все-таки смог прийти к Богу

Иуда Иаковлев (он же Фаддей, или Леввей) появился на свет в Назарете и считается одним из двенадцати апостолов

Брат Господний — так его называют потому, что он имеет прямую связь с Иосифом Обручником: Иуда Фаддей его сын от первого союза. Общеизвестно, что данный род — царский, так как имеет корни от израильского царя Давида

По прошествии времени Иосиф взял в жены Пренепорочную Деву Марию, подарившую этому миру Спасителя нашего Иисуса Христа бессеменным зачатием.

В непорочное зачатие невозможно поверить, но у Спасителя свои правила.

Святой Иуда был братом Иакова Праведного, предстоятеля Иерусалимской церкви. По этой причине его называют Иудой Иаковлевым. Он был так назван по собственному желанию, так как посчитал себя не заслуживающим быть братом Господним.

Все это произошло тогда, когда Спаситель открывал общественное службу, братья Его не видели в Нем Божественного начала и силу, олицетворяющую любовь и жизнь.

Среди неверующих был и Иуда. Как гласит церковное Предание, после возвращения Иосифа из египетских земель в Израиль, началось деление территориальных участков между наследниками, которыми являлись родные сыны и происходивший от обрученной ему Девой Марией Спасителем.

Дети Иосифа Обручника не хотели что-либо делить с Христом, по кровной связи Он не был их прямым братом.

И лишь апостол Иаков предоставил возможность Спасителю обладать вместе с ним его долей территориальной части.

Только после некоторого времени в душе Иуды случилось прозрение: внутри его проснулась вера в Спасителя как Обетованного Мессию, он следовал за Иисусом Христом везде и всюду, и вскоре его приняли в ученики.

И вот, в знак того, что он кается за свое чрезмерное корыстолюбие при разделении отцом территориальных участков, Иуда Фаддей принял решение, что не может считаться заслуживающим именоваться братом Господним.

Известный своим предательством Иуда Искариот и Иуда Фаддей— две разные личности

После коварного проступка Иуды Искариота это имя в обществе верующих и святейших норовили не произносить. По этой причине Святого Иуду именовали Фаддеем, что значит «хвалить». А название Леввей было похоже по идее и значению имени Фаддей.

Картина Эль Греко «Апостол Иуда Фаддей», находящаяся в Испанском городе Толедо

На страницах Библии Святого Иуду тоже именуют по-разному. В Евангелии от Луки он предстает как Иуда Иаковлев (Лк 6:16) или же Иуда не Искариот (Евангелие от Иоанна 14 гл.), а в Деяниях святых апостолов он носит название Варсава (Деян. 15, 22).

«Иуда – не Искариот – говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». (Евангелие от Иоанна 14 гл.),

После Распятия и Воскрешения Спасителя, брат Господень посетил несколько стран, в числе которых были родная Галилея, Иудея, Идумея, Самария для того, чтобы распространить вероучение о Слове Божьем и Святом Евангелии.

Немного погодя проповедовал веру христианскую в Сирии, Месопотамии, Аравии.

Есть послание в Библии, которое приписывают Иуде Фаддею

Когда Иуда Фаддей посещал Персию со своей проповедью, именно в этом месте он создал соборное послание на греческом языке. Соборное означает, что обращено оно не к конкретным личностям, а ко всем православным общинам сразу.

Короткое послание, состоящее всего из одной главы, рассказывает нам о присутствии как добрых, так и злых Ангелов, подготавливает души православных к Страшному Суду, приподнимает завесу тайны учения о Пресвятой Троице.

Апостол в своем труде пытается направить человека на путь истинный, а именно: советует всеми способами проявлять заботу о духовной красоте своей души, ежедневно читать молитвы, проявлять любовь и внимание к окружающим, добросовестно осуществлять свои обязательства, остерегаться еретиков и прочих дьявольских учений.

Статуя Святого Иуды в Праге, с табличкой на пьедестале «Преданному другу Христову».

Немаловажным моментом Иуда Фаддей считал то, что, имея крепкую веру в Царство Божие, ее нужно подкреплять хорошими поступками и следованию заповедям.

Мощи Святого Иуды располагаются в храме Святого Петра, что в Ватикане, в приделе Иосифа Обручника

Другие части мощей находятся в в Реймсе, Тулузе и Кёльне. Мощи Иуды Леввея, который в настоящее время чтится в Армении как один из 12 учеников Христа, находятся и в Эчмиадзинском монастыре, являющимся главным монастырем Армянской апостольской церкви.

В 1929 году монашеское объединение Римско-католической церкви перенесло части мощей, а именно предплечья из Армении в Чикаго, что стало началом к возобновлению почитания святого апостола как помощника в переломных моментах. Святой Иуда также покровитель отчаявшихся или безнадежных дел.

Поклонение частицам мощей апостола, которые хранятся в церкви святого Георгия в городе Львов, помогает в настоящее время продвижению его культа среди католиков и униатов Украины.

В конце 2010 года эта святыня была доставлена для почитания в собор Одессы апостола Андрея Первозванного Украинской Греко-католической Церкви, а в 2011 году- в Кировоград.

Частица мощей апостола Фаддея также числится среди святынь ризницы Свято-Ильинского монастыря в Одессе (Украинская Православная Церковь, Московский Патриархат), который был подворьем афонского Илии пророка скита.

Ежедневное чтение девятницы и наличие иконы апостола поможет справиться с трудностями

Святой апостол Иуда, брат Господень

Иуда Иаковлев (он же Фаддей, или Леввей) — апостол от 12, брат Господень.

Святой Иуда родился в галилейском городе Назарете. Происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены, которому потом была обручена Пречистая Дева Мария. Иуда был братом святого Апостола Иакова Праведного, предстоятеля Иерусалимской Церкви.

Святой Апостол Иуда называется обыкновенно Иудою Иаковлевым, то есть братом Апостола Иакова. Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним по плоти, тем более, что согрешил пред Господом, во-первых, своим маловерием, а во-вторых, небратолюбием, о чем свидетельствует святой Иоанн Богослов.

В начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить свою землю между своими детьми, рожденными от первой жены, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии, — тогда бывшему еще малым отроком. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее и Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова.

То же касается и его второго имени Фаддей. После предательства Иуды Искариота в апостольской общине это имя старались не употреблять. Иуду Иаковлева стали называть по-другому: Фаддей. Имя это происходит от еврейского глагола со значением «хвалить». Другое имя — Леввей (происходит от еврейского слова, означающего сердце), и по смыслу оно близко значению имени Фаддей. Так и стали обозначать другого Иуду, который не предавал Христа, а был верен Ему даже до мученической смерти.

Имя Иуды встречается в Евангелии только однажды, именно в Евангелии от Иоанна (Ин. 14:22), когда Иуда, во время последней беседы Господа с учениками, предложил Ему следующий вопрос: «Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» Затем, об апостоле Иуде почти не говорится, или очень мало.

По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем — в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу, принадлежавший царю Авгарю. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, другим Фаддеем, апостолом из числа 70-ти.

Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин.

Соборное послание святого апостола Иуды состоит всего из одной главы и представляет собою сплошь, от начала до конца, одну непрерывную речь, направленную против лжеучителей. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.

Согласно 1 Кор 9:5, он, по-видимому, был женат. Двое его внуков во время гонений на христиан были допрошены императором Домицианом (81-96 гг. по Р.Х.) как члены иудейского царского рода, но затем были отпущены.

По преданию, святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана.

Монастырь святого Фаддея (Кара-Келиса) в Иране. Недействующий. Расположен в горах. Раз в год (в день святого Фаддея) в главной церкви монастыря проводится служба, которая привлекает армянских паломников со всего Ирана.

Тропарь Иуде, брату Господню
Христова тя сродника, о Иудо, ведуще и мученика тверда, / священно восхваляем, / прелесть поправша и веру соблюдша. / Темже, днесь всесвятую твою память празднующе, / грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Кондак, глас 2:
Павлу явлься собеседник Апостоле, и сим нам проповедь возвестил еси божественныя благодати, тайноглагольниче Иудо блаженне, сего ради вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Апостол Фаддей

Запрос «Святой Иуда» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В Википедии есть статьи о других людях с именем Фаддей. О Фаддее, апостоле от семидесяти см. Фаддей (апостол от 70).

Апостол Фаддей

Св. Иуда Фаддей, Ж. Латур

Рождение

I век

  • Галилея, Северный округ Израиля, Израиль

Смерть

I век н.э.
Монастырь святого Фаддея, Иран

Почитается

большинством христианских церквей

В лике

Апостола

Главная святыня

мощи в Ватикане, Собор Святого Петра

День памяти

в Православной церкви — 19 июня (2 июля), 30 июня (13 июля)

Покровитель

Армении

Подвижничество

апостольская проповедь, мученическая смерть

Категория на Викискладе

Иу́да Фадде́й (ивр. ‏יהודה בן יעקב‏‎, Йеѓуда Бен-Йааков, греч. Ιούδας Θαδδαῖος, лат. Judas Thaddeus; Иуда Иаковлев или Леввей, Lebbaeus) — согласно Библии — один из 12 апостолов, брат Иакова Алфеева (Лк 6:16 в Библии короля Якова; в греческом оригинале речь идет скорее об Иуде Иакова), сын Алфея или Клеопы.

Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (Лк. 6:16) и от Иоанна (Ин. 14:22); а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды — предателя. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе современного Ирана. Часть мощей святого апостола пребывает в Ватикане в Соборе Святого Петра.

Память апостола Иуды Католическая церковь отмечает 28 октября, Православная церковь — 19 июня (2 июля) и 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *