Святитель иоасаф белгородский

Храм-часовня Иоасафа Белгородского

Часовня Иоасафа Белгородского занимает особое место в туристических маршрутах гостей города. Хотя эта достопримечательность Белгорода была воздвигнута в 2011 году, она тесно связана с прошлым города, его духовной жизнью и традициями.

Епископ Иоасаф, живший в XVIII веке, в 1911 году был причислен к сонму святителей: на его могиле свершались многочисленные исцеления. К месту погребения Иоасафа приезжали даже российские императоры – Александр Первый, Николай Второй с семьей. До революции мощи Иоасафа хранились в приделе Троицкого собора, но собор был закрыт и частично разрушен большевиками. Могила святителя считалась утраченной. Лишь в мае 2009 года в ходе археологических раскопок захоронение обнаружилось в небольшом гроте. Пещерка Иоасафа Белгородского снова стала объектом посещения верующих. С целью обеспечения ее сохранности она была накрыта стеклянным куполом, увенчанным скульптурой ангела с крестом. К столетию канонизации епископа возле нее возведена часовня. Построенная в строгом классицистическом стиле Часовня Иоасафа Белгородского является частью комплекса Свято-Троицкого собора.

Сегодня все, кто планирует посмотреть храмы Белгорода, обязательно посещают Часовню Иоасафа, принося свои мольбы и просьбы святителю.

Святыни Белгородской области

  • Мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца

17(4 по ст.ст.) сентября 1911 г., согласно Определению Священного Синода, состоялось прославление святителя Иоасафа в лике святых и обретение его чудотворных мощей.

В декабре 1920 г. мощи Святителя были вскрыты и отправлены в музей религии и атеизма, размещенный большевиками в Санкт-Петербургском Казанском соборе. Спасенные верующими сотрудниками музея от уничтожения мощи были спрятаны в грунте на чердаке собора.

28 февраля 1991 г. мощи были обретены и освидетельствованы. Из Преображенского собора Санкт-Петербурга мощи были доставлены в Богоявленский собор г.Москвы, затем — в Курск, а оттуда — в Белгород. 16 сентября 1991 г. мощи святителя Иоасафа были перенесены торжественным крестным ходом, возглавляемым Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в Преображенский кафедральный собор г. Белгорода, где было совершено всенощное бдение, а на следующий день — Патриаршая Божественная Литургия и молебен Святителю. С тех пор мощи святителя Иоасафа пребывают в Преображенском соборе.

В 1997 г. в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, а в 1998 и 1999 годах — в праздник Преображения Господня мощи Святителя переносились крестным ходом в Иоасафовский собор, где находились до 16 сентября, когда снова возвращались крестным ходом в Преображенский собор. Таким образом, установлена новая традиция в почитании Святителя

  • Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»

С историей прославления и обретения мощей святителя Иоасафа связаны еще два воистину чудесных события, происшедших в последние годы. Первое из них — передача нашей епархии бесценных реликвий — скуфьи, парамана и четок, принадлежавших Святителю. Эти вещи были найдены в Москве художницей Галиной Викторовной Вороновой в квартире ее знакомой — Ксении Евгеньевны Топилиной, умершей в конце апреля 1997 г. Принадлежность реликвий Святителю была установлена священнослужителями Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Второе событие — чудесное обновление иконы Пресвятой Богородицы «Знамение», которая была найдена в одном из полуразрушенных домов Белгорода. Эта икона и икона Святителя Иоасафа — подобная по ей по размеру и материалу — были помещены на застекленной витрине рядом с документами, свидетельствующими о вскрытии мощей Святителя на развернутой в музее с 17 сентября по 17 ноября 1998 г. выставке «Дорогою любви Христовой», посвященной памяти Святителя. Икона «Знамение», вначале целиком покрытая ржавчиной, за время проведения выставки (когда к иконе под стеклом не прикасалась рука человека) чудесно просветлела: ржавчина постепенно исчезла с лика и рук образа Пресвятой Богородицы, с лика и нимба над головой Богомладенца, затем — с подписи под иконой. Сотрудники музея, в числе которых были и люди неверующие, видя это явное чудо, составили соответствующий Акт, заверив его своими подписями и печатью музея, а икону передали 7 декабря 1998 г. настоятелю Преображенского кафедрального собора протоиерею Олегу Николаевичу Кобцу.

  • Смоленская икона Божией Матери

Смоленская икона Божией Матери чудесно просияла в ночь на 15 октября 1703 г. над вратами крепостной стены г. Белгорода. В 1743 г. был возведен Смоленский собор, в котором святыня находилась до закрытия храма в 1920-е гг. Долгое время чудотворная икона считалась утраченной. Вновь была обретена в 1990-х гг. В настоящее время почитаемый образ находится в восстановленном Смоленском соборе г. Белгорода.

  • Икона «Николая Ратного»

Иконе святителя Николая, именуемой «Николай Ратный» — более 500 лет. По преданию, она защитила жителей села Устинка (Шебекинский район) от нападения монголо-татарских войск. Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой сет. Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары вдруг остановились, начали тесниться и падать с плотины, в воду. В советские годы почитаемая икона была утеряна. Обретение святыни произошло в 1995 г. Сегодня она находится в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода.

  • Чудотворный Кошарский Крест

Чудотворный Кошарский Крест был изготовлен на Афоне и подарен иноком Афонского монастыря своему брату Юрию Выродову -землевладельцу, проживающему в с. Кошары. Но помещик не питал к святыне благоговения, и однажды после неудачной охоты приказал бросить Крест в болото. Чудесное обретение поруганной святыни произошло в конце XVIII века. Слепой, услышавший во сне обещание, что будет исцелен, если найдет и вынесет из трясины Крест, тотчас прозрел, прикоснувшись к своей находке. Кошарский Крест находится в Крестовоздвиженском храме г. Белгорода.

Монастыри Белгородской области

Все монастыри Белгородской области

Борисовская Тихвинская женская пустынь

По преданию, началом Борисовской Тихвинской пустыни послужила деревянная часовня, построенная в 1710 году Борисом Петровичем Шереметевым по обету, данному им накануне Полтавской битвы перед родовой иконой Тихвинской Божией матери, которая всегда сопровождала фельдмаршала в военных походах.

А вот еще одна версия… Генеральное сражение под Полтавой было назначено на 26 июня 1709 года. В этот день православные праздновали явление чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. И фельдмаршал граф Борис Шереметев упросил государя Петра I отложить битву на один день, чтобы молить Богородицу о заступничестве. Фельдмаршал дал обет, что в случае победы над шведами построит в её честь монастырь.

Адрес: Белгородская обл., Борисовский р-н, пос. Борисовка

Воскресенский монастырь Новый Иерусалим (Сухарево)

Строительство храмового комплекса обители Воскресения Христова ведется как аналог священного города.

Дубовый крест распятия Иисуса Христа, Камень Помазания, Кувуклия Гроба Господня напоминает православным о Святом Иерусалиме.

На территории обители так же размещаются часовня иконы Божьей Матери «Державная», храм Святого Иоанна Предтечи с колокольней.

Вход в храмовый проходит через святые Входные врата.

Началось строительство храмового с Обетного креста, поставленного на местной горе «Голгофа», девять лет назад.

Обустраивается источник Иакова.

Адрес: 309972, Белгородская обл., Валуйский район, с. Сухарево, ул. Луговая д.33

Проезд: Белгородская область, Валуйский район, село Сухарево, около 1 км в гору на юг от Введенского храма

Воскресенский женский монастырь (Зимовенька)

4 ноября 1989 года, в праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы владыкой Ювиналием освящено место строительства монастыря.

В 1993 г. в Белгороде было открыто подворье обители. Первоначально, открытый в с. Зимовенька монастырь именовался Марфо-Мариинской женской обителью.

В декабре 1999 г. монастырь был переименован в Воскресенский по названию главного храма.

Открытие в селе Зимовенька Воскресенского женского монастыря благословлено Определением Священного Синода РПЦ (выписка из Журнала №125) от 28 декабря 1999 года.

Адрес: Россия, 309273,Белгородская обл, Шебекинский р-н,с. Зимовенька, ул. Больничная

Храмы Белгородской области

Основные храмы Белгородской области

Свято-Николаевский собор (Валуйки)

В XVII веке монахом Корнилием на берегу реки Валуй был основан Успенский мужской монастырь, который получил официальный статус в 1613 году при царе Михаиле Фёдоровиче Романове.

Свято-Николаевский собор был заложен на территории монастыря 22 мая (4 июня) 1906 года как его главный храм при архимандрите Игнатии (Алексеевском) и освящён архиепископом Воронежским и Задонским Тихоном при стечении более 50 тысяч паломников 1 (14) сентября 1913 года — к 300-летию царствующей династии Романовых и 300-летию со дня основания монастыря. Храм был возведён из кирпича монастырского завода и первоначально был украшен снаружи гипсовыми изваяниями святых, покрыт коричневой клеевой краской, имел железную кровлю и позолоченные кресты и купола. Храм вмещал во время богослужений 3 тысячи человек, имел фаянсовый иконостас и иконы, изготовленные в Москве.

Адрес: 309990, Россия, Белгородская обл., г. Валуйки, ул. Никольская

Свято-Троицкий собор (Алексеевка)

История Свято-Троицкого храма насчитывает несколько столетий. Первоначально этот храм был деревянным и освящен во имя святителя Ни­колая Мирликийского чудотворца и имел придел св. пра­ведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Позже храм был переименован в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. В ограде его долгое время стояла небольшая часовня со особо почитаемой иконой святителя Николая Чудотворца.

Каменное здание Свято-Троицкого храма было построено в 1808 году, а через 40 лет основательно реконструировано.

В 1932 году Троицкий храм оказался в списке церквей, подлежащих закрытию. На основании стандартной в то время формулировки «принимая во внимание многочисленные ходатайства трудящихся и наказы избирателей депутатам» церковь была закрыта.

Адрес: 309857, Белгородская обл, р-н Алексеевский, г Алексеевка, пл Никольская

Свято-Успенский собор (Новый Оскол)

Собор Успения Пресвятой Богородицы в г. Новый Оскол был построен в 1803 г. на средства прихожан, вместо деревянной церкви. В 1876 г. Храм был расширен пристройкой к западу с северной и южной стороны. В храме с 1823 года 3 престола: центральный, главный в честь Успения Пресвятой Богородицы, правый придел во имя Святого Архангела Михаила, левый в честь Святой великомученицы Параскевы. Храм был выполнен в новгородском стиле в виде корабля. Так как храм создавался в начале 19 века, то он внешне имел черты строгого классицизма–ампира. (Приложение №1)

В 1915г. в штате храма служили протоирей, два священника, диакон и три псаломщика. Храм временами имел хороший доход, который состоял, как и из наличных денег, так и из доходных 4 % билетов, облигаций, закладных листов Земского банка. За 1915 г. храм имел доход 4251 рублей 49 копеек.

В ведении храма была земля: 150 десятин пахотной и 80 десятин 1323 кв. саженей сенокоса.

Количество земли было средним, она приносила ежегодный доход 2800 рублей.

Адрес: Россия, Белгородская область, г. Новый Оскол, ул. Воровского, д. 14

Телефон: 89103608500

Житие Иоасафа Белгородского

Он родился в 1705 году на Полтавщине, в семье дворянина. День его рождения совпал с великим церковным праздником – Рождество Пресвятой Богородицы. Наверное, это не было случайным совпадением, а повлияло на дальнейшую его жизнь.

  • Мальчик воспитывался в глубоко религиозной семье, где строго придерживались постов и отмечались все праздники соответственно обряду.
  • Таким образом, к одиннадцати годам молодой парень уже созрел к тому, чтобы стать монахом и связать с этим всю свою жизнь, но очень боялся сказать об этом своим родителям.
  • Когда исполнилось 18 лет, Иоасаф отрекся окончательно от мирской жизни и принял монашество, и, зная, что эта новость сильно расстроит родителей, решил оставить слугу на квартире, чтобы через него передавать письма и поддерживать связь с родителями.

За тридцать лет трудов на благо церкви Иоасаф успел очень много:

  • Служил настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря;
  • Был наместником Свято-Троицкой Лавры;
  • Епископом Белгородского монастыря.

И какой пост он не занимал, везде строго следил за состоянием храмов, моральными качествами священников, правильным проведением службы, соответственно с церковными канонами, образованием священников.

Мощи Иоасафа Белгородского

На 49 году жизни святой скончался. После кончины, мощи святого были захоронены в склепе Белгородского Свято-Троицкого собора. Через несколько лет, тайно проникнув в склеп, священники обнаружили нетленные мощи святого. Даже после кончины, сила его энергии продолжала служить людям, вселять веру в их сердца и уберегать от болезней.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Существуют факты, что высокопоставленные чиновники, которым представилась возможность собственными глазами увидеть все и прикоснуться к мощам святого убедились на собственном примере о чудотворном действии этого уникального служителя Бога.

История дальнейшего нахождения мощей очень запутана. До 1921 года они были в Свято-Троицком соборе, затем были в музее в качестве самого ценного экспоната. Их разыскивали правоохранительные органы, чтобы удалить любые напоминания и факты, о силе этого святого.

Где находятся мощи Иоасафа Белгородского сейчас? Такой вопрос интересует многих верующих. Только в 1991 году мощи были перенесены из музея в Спасо-Преображенский собор г. Санкт-Петербурга, и в сентябре этого же года за настоянием прихожан были возвращены в Белгородский храм, где покоятся и по сей день.

Молитва Иоасафу Белгородскому помогает семьям с детьми излечится от тяжелейших болезней (врожденное отсутствие слуха, дара речи и возможности видеть этот мир во всех его красках). Также часто матери обращаются с непрестанной молитвой к святому помочь скорейшему выздоровлению детей.

Молитва первая святителю Иоасафу Белгородскому:

О, угодниче Божий святителю Иоасафе! Из глубины сердца взываем к тебе раби Божии (имена), огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи горняя мудрствовати, рассеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятого. Да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако Богу помогающу, Небесного Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая:

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем, грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведников Его. Преклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий же и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня и потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва перед мощами святителя:

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иоасафе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твои облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствии сущих горняя мудрствовати: разсеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго, да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео о житие святителя Иоасафа:

ВЫРОСШИЕ ПАЛЬЦЫ НАЗАРА СТАДНИЧЕНКО. ЧУДЕСА СВЯТОГО ЛУКИ Чудо произошло с Назаром в 2001 году. Когда Назар Стадниченко учился в пятом классе музыкальной школы, он понял, что хочет стать пианистом и связать свою жизнь с музыкой. Почти все свое время он уделял музыке. Но однажды в Феодосии, где мальчик гостил у бабушки, он прихлопнул тÑ… Кто-то поедет на бал… А кто-то не поедет. Потому что надо остаться дома с больным ребёнком. С престарелым родителем. Или пойти на тяжёлую работу и заработать деньги на еду и одежду для всех. И надо копать грядки, мыть полы, варить суп, переодевать лежачего старика или ехать с мамой в больницу. И это… УДИВИТЕЛЬНОЕ, ВЕЛИКОЕ ЧУДО — В ГРЕЦИИ В НАШЕ ВРЕМЯ. Святой митрополит Нектарий, умерший ещё в 1920 году — служил в храме больше недели!Нам уже известно, что святителя Нектария почитают в Греции как великого чудотворца. Что в Элладе даже есть народная пословица «Нет ничего неисцелимого для святого Нектария». Несколько лет … МОЛИТВЕННОЕ ЧУДО ПАСТЫРЯ, ОТДАВШЕГО ЖИЗНЬ ЗА ДРУГИ СВОЯ. СВЕТЛАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ… Вспомним, что было в Луганске… И почтим память священника-мученика!»Православный священник-луганчанин отец Владимир, будучи смертельно ранен осколками авиабомбы, стоя на коленях до последнего читал молитву, чтобы остальные кассетные бомбы, спускающиеся на парашютах…

Храмы и монастыри Белгородской области

Земля Белгородской области (Святого Белогорья) на протяжении столетий являлась духовным центром Православной России, а старинный русский город Белгород — духовным форпостом Белгородской черты. Белгородско-Обоянская епархия с центром в городе Белгороде была образована на Большом Московском соборе в 1667 году по повелению царя Алексея Михайловича — отца Петра Великого. Новая епархия охватывала территорию нынешних Белгородской, Курской, большую часть Харьковской, а также часть Сумской обла­стей. В обширной Белгородско-Обоянской епархии находилось более тысячи храмов и 50 монастырей. Более двух с половиной веков Белгород был епархиальным городом одной из самых обширных епархий России.

Сегодня в Белгороде многое напоминает о великой истории городских храмов. В Преображенском кафедральном соборе хранятся нетленные мощи святителя Иоасафа, его имя носит Николо-Иоасафовский собор. Старинный Свято-Троицкий монастырь и одноименный кафедральный собор располагались в самом центре Белгорода на месте построенного в 1650 году Белгородского кремля. Главным храмом Белгородской епархии был Свято-Троицкий кафедральный собор. Именно в нем хранились две главные святыни Белгородско-Курского края: нетленные мощи святителя Иоасафа и чудотворная икона Николая Ратного. Ныне они находятся в Преображенском кафедральном соборе.

Приложиться к нетленным мощам и получить исцеление приходили в пещерку местные жители и паломники со всей России. Вторая главная святыня земли Белгородской, находившаяся в Свято-Троицком соборе, чудотворная икона Николая Ратного. Этой иконе уже более 500 лет и с ней связано множество различных чудес. В квартале от бывшего Свято-Троицкого монастыря по улице Пушкина находится Марфо-Мариинский женский монастырь, а в нем — уникальный памятник архитектуры и культуры — Успенско-Николаевский собор.

Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что подобных храмов в нашем регионе нет: не только в Белгородской области, но и на всем юге России. Такие храмы возводились на севере — в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской губерниях. На территории Белгородской области больше не сохранилось ни одного здания, строительство которого началось в XVII веке, а это значит, что Успенско-Николаевский собор — самое старое здание на Белгородчине.Многие храмы Святого Белогорья имеют удивительную историю.

На начало 1918 года в России было 1253 монастыря, включая сюда архиерейские дома (82), подворья (52), мелкие скиты (75), а число монахов, монахинь и послушниц достигало в них 100 000. В 20-е годы все монастыри были ликвидированы. В 1939-1940 годах в результате вхождения в СССР Западной Украины, Западной Белоруссии, Молдавии и Прибалтийских стран на территории Союза оказалось более 100 монастырей. При Сталине число монастырей резко сократилось. В 1958 году было 69 монастырских обителей, а в 1964 году осталось только 18 мужских и 12 женских.

В канун Тысячелетия Крещения Руси Русской Православной Церкви был возвращен Свято-Данилов монастырь в Москве, а также развалины Оптиной Пустыни. В конце 1987 — начале 1988 года обозначилось новое качество советской церковной политики, суть которой заключалась в том, что атеисты и верующие должны совместно строить социализм. Тысячелетие Крещения Руси обозначило подлинное изменение советской религиозной политики и явилось началом массового восстановления церквей.

История храмов Белгородской области неразрывно связана с общей историей Русской Православной церкви. В 1873 году в Курской Епархии, куда входила и большая часть территории современной Белгородской области, было только сельских церквей: основных 589, приписных 302, настоятелей 589, их помощников 348, псаломщиков 970. В 1908 году богослужения шли:
в Белгороде — в 12 храмах;
в Белгородском уезде — в 81 храме (из них в 17 деревянных);
в Грайвороне — в 4 храмах;
в Грайворонском уезде — в 69 храмах (в том числе в 38 деревянных);
в Короче — в 6 храмах;
в Корочанском уезде — в 80 храмах (в том числе в 47 деревянных);
в Новом Осколе — в 2-х храмах;
в Новооскольском уезде — в 59 храмах (в том числе в 34 де­ревянных);
в Старом Осколе — в 8 храмах (в том числе в одном деревянном);
в Старооскольском уезде — в 65 храмах (в том числе в 19 деревянных). До революции на территории Валуйского района (в нынешних границах) было 43 храма и монастырь.

Ниже представлены храмы и монастыри Белгородской области как действующие, так и давно утраченные

Иоасаф Белгородский, свт.

Иоасаф (Горленко) (1705 — 1754), епископ Белгородский и Обоянский, святитель.
Память 4 сентября в день перенесения мощей, 10 декабря в день кончины, в Соборах Курских и Радонежских святых
В миру Иоаким Горленко, родился 8 сентября 1705 года в Прилуках, Полтавской губернии в семье полковника.
Образование получил в Киевском Братском училище.
Родители мечтали, что сын их пойдет по стопам отца и будет военным. Но Господь готовил ему другой путь. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг. Но в 1725 оду он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре.
8 января 1728 г. рукоположен во иеродиакона и определен учителем Киево-Братского училища. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии.
8 ноября 1734 г. был рукоположен во иеромонаха и переведен в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии.
24 июня 1737 г. возведен в сан игумена Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Много сделал для благоустройства обители.
14 сентября 1744 г. был возведен в сан архимандрита.
24 января 1745 г. назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, оставаясь настоятелем Мгарского монастыря. В те годы требовалось много сил для восстановления Сергиева монастыря после пожара.
2 июня 1748 г. был хиротонисан во епископа Белгородского в соборной церкви Петропавловской крепости Петербурга.
Белгородская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось до 1060 церквей. В первый же год святительства св. Иоасаф предпринял поездку до епархии и затем ежегодно совершал такие поездки.
Духовенство епархии еще далеко не отвечало своему званию и иногда служило соблазном для пасомых. Поэтому святитель Иоасаф очень строго взыскивал за всякого рода проступки, допускаемые священно и церковнослужителями. Его строгость (вынужденно — по обстоятельствам того времени) доходила до применения телесных наказаний к духовенству. Поссорившимся между собой священнослужителям он запрещал приступать к совершению божественной литургии до примирения.
Строгость архипастыря сочеталась с пастырской любовью, с заботливостью о нуждах духовенства, с горячим желанием защищать его от произвола различных светских лиц. Любовь святителя простиралась не только на духовенство. Он с милосердием относился ко всем страждущим, притесняемым и нищим. Последние имели свободный доступ к святителю и могли в любое время приходить к нему и находить в нем отца, заступника и благодетеля. Все доходы с вотчин архиерейского дома святитель употреблял на помощь неимущим. Милостыню он любил творить втайне. Это делалось так. Перед праздниками христианскими он посылал своего преданного келейника в жилища бедных с подаянием деньгами и одеждою. Этому келейнику он давал указание положить дар у окна или порога, три раза стукнуть в стену для привлечения внимания хозяев, самому же поспешно удалиться. Предание уверяет, что святитель сам под покровом ночи любил разносить подаяние бедным. Сострадательный и милосердный к другим, святитель был очень строг к себе — в келейной своей жизни он сохранил нищету инока. Он был настолько нестяжателен в жизни, что по его кончине у него было найдено несколько медных монет, и погребение, по разрешению Св. Синода, пришлось совершить на запасные суммы архиерейского дома.

Он был ревностным молитвенником пред Богом, с горячими слезами совершал святитель божественную литургию. И рано утром, и поздно вечером келейник святителя всегда заставал его на молитве. Однажды этот келейник (впоследствии соборный протоиерей г. Изюма) видел в сонном видении святителя Иоасафа молящимся в некоем чудном храме, исполненном благоухания, причем святитель преподал ему наставление на текст: «непрестанно молитеся». Этот призыв к непрестанной молитве выразился у него в написании ежечасной молитвы, которую он каждый час читал сам и советовал другим: «Буди благословен день и час…»
Усиленные подвиги в юности надломили здоровье святителя. Как он сам говорил на одре болезни: «излишняя святость в начале не дает мне ныне веку дожить».
Чувствуя приближение кончины, святитель испросил разрешение Св. Синода навестить своих родителей.
29 мая 1754 г. он отслужил в Белгороде последнюю литургию, просил у всех прощение и всех разрешил. Он ясно говорил, что Белгорода он уже более не увидит. Перед отъездом святитель дал указание, чтобы для него готовили место вечного упокоения, причем просил, чтобы все постарались сделать к осени.
Побыв у родителей до осени, святитель отправился в свою епархию. По дороге он заехал в с. Грайворон — вотчину архиерейского дома. Здесь он заболел и продолжать поездку не мог. Болезнь его продолжалась более двух месяцев. Во время этой болезни он предсказал своим келейникам всю их будущую жизнь.
Перед самой кончиной святитель принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Христовых Таин и 10 декабря 1754 г. скончался. О кончине святителя было извещено свыше игумену Хотмыжского монастыря Исаии и отцу святителя.
Тело святителя Иоасафа в декабре было привезено в Белгород и оставалось непогребенным до середины февраля 1755 г., так как назначенный на погребение святителя преосвященный Иоанн Переяславский задержался в пути из-за разлива рек. За это время тело почившего святителя не потеряло обычного своего цвета и вида.
23 февраля 1755 г. было совершено погребение святителя Иоасафа.
Через два года его тело и одежды были найдены нетленными, несмотря на сырость в склепе. С этого времени началось благоговейное почитание еп. Иоасафа. Все притекавшие к его гробу получали по вере своей исцеления.
По ходатайству Питирима, еп. Курского через 156 лет после кончины святителя Иоасафа, он был причислен к лику святых.
Открытие его мощей было совершено 4 сентября 1911 г.
В 1920 году произошло надругательство над святыней: мощи св. Иоасафа были извлечены из гробницы, отправлены в Москву и выставлены в музее Наркомздрава. Затем их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма.
В 1991 году мощи святителя были возвращены в Белгородский Преображенский собор, где и находятся в настоящее время.
Тропарь, глас 3
Святителю Христу Богу возлюбленне, / правило веры и образ милосердия людем был еси, / бдением же, постом и молитвою, яко светильник пресветлый, просиял еси, / и прославлен от Бога явился еси, телом убо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, / чудеса преславная источаеши. / Моли Христа Бога, да утвердит Отечество наше в Православии и благочестии и спасет души наша.
Ин тропарь, глас 2
Молитвенниче издетства преизрядный, / Богоизбранный святителю Христов Иоасафе, / правило веры и образ милосердия благочестным житием всем являеши, / и с верою к тебе притекающим обильно исцеления источаеши. / Моли Христа Бога, да утвердит в державе Российстей правоверие, мир и благочестие и спасет души наша.
Кондак, глас 8
Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть? / Многообразныя милости Божия тобою явленныя кто исчислит? / Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще, / во умилении сердечнем зовем ти: / не лиши и нас твоея помощи и заступления, / святителю Христов и чудотворче Иоасафе.
Молитва 1.
О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и Того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведник Его. Приклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня, потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешенеие и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тобою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепное Имя Бога Нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва 2, пред честными мощами святителя глаголемая
О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иоасафе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствиях сущих горняя мудрствовати: рассеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: и да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

Первое обретение мощей

Епископ Белгородский Иоасаф (Горленко) отошел ко Господу в декабре 1745 года. В феврале 1746 года его погребли в специально устроенном в Троицком соборе склепе («пещерке») — столь долгая задержка объяснялась тем, что назначенный Синодом для совершения погребения архиерей не мог пробраться в Белгород из-за разлива рек. Все это время на теле святителя не появилось ни одного признака тления.

Чудесные исцеления у гроба святого начались сразу же после погребения, что понудило духовенство спустя два года вскрыть гроб — при этом выяснилось, что мощи епископа Иоасафа по-прежнему совершенно не подверглись тлению. Распространившаяся об этом, равно как и о благодатной помощи, подаваемой святителем, молва вызвала столь многолюдный поток паломников к гробнице, что епископ Белгородский Феоктист (Мочульский) даже приказал закрыть «пещерку» на замок, но вскоре, вразумленный в тонком видении самим святителем Иоасафом, отменил это распоряжение.

Началом XIX века датируются первые попытки подвигнуть Святейший Синод к прославлению епископа Иоасафа. Увы, на протяжении ста лет все подобные попытки оставались безуспешными. Чтобы понять, почему так происходило, следует вспомнить о том, что при Петре I фактически была запрещена канонизация новых святых. «Духовный регламент» 1721 года мотивировал это решение необходимостью борьбы с народными суевериями. До конца XVIII века канонизировали лишь двух святых (святителя Димитрия Ростовского и преподобного Феодосия Тотемского).

В XIX столетии мало что в этом смысле изменилось. Отметим, что с развивавшимися «явочным порядком» культами местночтимых святых Святейший Синод вел жестокую борьбу. Эта борьба непосредственно коснулась и мощей святителя Иоасафа — в 1860-х годах, «во избежание соблазнов», они были облечены поверх архиерейских одежд в «глухой саван», с сокрытием главы святого, до того пребывавшей открытой. Это действие вызвало непонимание и ропот среди паломников, а обращенные в Синод просьбы канонизировать епископа Иоасафа с тех пор стали еще более настойчивыми.

Дело сдвинулось с мертвой точки в царствование Николая II. Специально созданная Синодом комиссия, призванная так или иначе решить вопрос канонизации, работала в Белгороде в мае 1910 года и по результатам своей работы приняла положительное решение. Ликованию белгородцев тогда не было предела.

Торжественное прославление епископа Иоасафа (Горленко) в лике святителей состоялось 4/17 сентября 1911 года. Столь широких и «общенародных» празднеств Белгород до того не видел — одних гостей со всех уголков России к этой дате собралось около ста тысяч человек! Царскую семью на торжестве представляли великий князь Николай Николаевич и великая княгиня Елисавета Федоровна. Вынесенные из «пещерки» и переоблаченные мощи святителя с тех пор пребывали в богатой раке под «древнерусской» сенью, поставленной в северной части Троицкого собора. «Пещерку» же превратили в своеобразный музей, открытый для свободного посещения.

Второе обретение мощей Иоасафа Белгородского

Всё изменилось после большевистского переворота. В августе 1920 года власти приняли постановление «О ликвидации мощей», и уже в декабре нетленные мощи святителя Иоасафа были вскрыты, подвергнуты кощунственному «исследованию» и вывезены в Москву — в Анатомический музей при Наркомздраве. Там они некоторое время выставлялись на всеобщее обозрение в качестве экспоната, с топорными «научными» объяснениями поразительной сохранности тела, а в 1930-х годах были перемещены в ленинградский Музей истории религии и атеизма, занявший к тому времени здание Казанского собора. В 1970 году музейные рабочие спрятали святыню на чердаке, выкопав для того яму в сухом шлаке. Там святые мощи и были обретены на излете зимы 1991 года.

11 марта того трудного для России года их перенесли в стоящий на Литейном Спасо-Преображенский собор. К июлю специальная комиссия установила, что обретенные в Казанском соборе мощи бессомненно есть мощи святителя Иоасафа Белгородского. До 10 августа они оставались в Петербурге; с 11 августа — пребывали в московском Богоявленском соборе, что в Елохове; с 4 сентября — в Сергиево-Казанском соборе Курска.

16 сентября, накануне дня памяти святителя Иоасафа, его мощи прибыли в Белгород. В этот же день в Белгород приехал Патриарх Алексий II, возглавивший торжества по поводу возвращения в город святых мощей небесного защитника Белгородской земли. С тех пор они пребывают в новоустроенной раке, установленной в южной части Преображенского собора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *