Святая женщина

ИЛИ ПОДРОСТКИ-МУЧЕНИЦЫ, ИЛИ КОРОЛЕВСКИЕ ОСОБЫ

— Почему, на ваш взгляд, в святцах больше мужских имен, чем женских?

— Очень надеюсь, что по замыслу Господа Бога святых мужчин и женщин примерно одинаковое количество, просто не обо всех мы знаем, не все прославлены Церковью. Но действительно, анализируя средневековые литургические календари, мы замечаем гендерное неравенство. Отмечу, что хотя Церковь стремится распознавать волю Бога, отнюдь не всегда в полную силу её улавливает. А мы говорим о распознании святости обществом исключительно патриархальным, где господствовало восходящее к Аристотелю представление о женщине как несовершенном мужчине. Тем не менее, именно почитание женщин-святых сильно повлияло на представление о женщине вообще. Здесь решающим, как кажется, был период гонений, когда возник культ мучеников и мучений за Христа.

— Что можно сказать об этом периоде?

— Это удивительно: христианская община почитает святыми девочек-подростков 12, 15, 17 лет, которые в любой другой ситуации представляли бы ценность только как потенциальные жены и матери. Их чистота, стойкость, непоколебимая вера оказываются примером даже для взрослых мужчин. Мы видим часто повторяющуюся историю: совсем юная девушка, которую хорошие родители — иногда язычники, иногда христиане — предназначают в жены хорошему молодому человеку (или немолодому, но состоятельному и уважаемому). И дальше начинается «праздник непослушания». Либо «не пойду замуж — обещалась Христу», либо «ладно, пойду замуж, но сохраню девство». И всё заканчивается исповеданием христианской веры в мученичестве. Подвиг мученичества вообще основывается на радикализме, а в случае с юными мучениками — на радикализме юношеском, подростковом. В связи с этим современные родители могут задать себе сложный вопрос: всегда ли ведет к плохому подростковый радикализм? Мы привыкли отождествлять святость с послушанием, и в этом очень близки римскому обществу, для которого девица хороша тогда, когда она не только целомудренна, но еще и послушна. И то, что Церковь почитала святость таких отважных девушек, видела и признавала их подвиг, — это, конечно, реабилитация женской природы. Женщина может подавать пример взрослым мужам, женщина может претерпеть мучения по своей воле и победить!

— Какие «гендерные» особенности можно отметить в следующем периоде?

— Это период, который связан с распространением христианства среди языческих народов Европы — миссия к германским племенам, крещение Британии и Скандинавии. Опасность для жизни святого исходила уже не от власти, а от тех язычников, которые не хотели менять убеждений и демонстрировали свое нежелание весьма агрессивно. По понятным причинам миссионерской деятельностью занимались в основном мужчины. Но если мы посмотрим на раннесредневековых святых-не мучеников, то увидим интересную картину. Согласно подсчетам специалистов, в VII–XI веках в Британии фиксируется 240 почитаемых святых. Это примерная цифра, потому что имена повторяются и не всегда ясно, сколько за одним именем кроется человек. Из 240 человек — одна треть женщин. Для Средневековья это большая цифра. По социальному составу это либо монахини, дочери или родственницы знатных домов, либо особы королевской крови, которые являлись покровительницами монастырей, способствовали формированию в обществе благотворительности и милосердия. Таким образом, обществом выносится для почитания святость деяний, которая предполагала практический вклад в социальную деятельность, в просвещение. Но такой вид святости, повторюсь, был зарезервирован для знатных женщин. Это не значит, что среди простонародья не было святых, мы просто о них не знаем.

ИРИНА МАКЕДОНСКАЯ (конец I — начало II веков) — дочь наместника провинции Ликиния, принявшая Крещение от апостола Тимофея и обратившая в веру своего отца
ПАРАСКЕВА ИКОНИЙСКАЯ (конец III — начало IV века) — дочь знатного римского сенатора-христианина, пострадавшая во время гонений Диоклетиана
ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ (конец III века — 304 год) — дочь христиан из Халкидона, замученная на арене цирка за отказ участвовать в празднике в честь бога Ареса
АНАСТАСИЯ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦА (конец III века — 304 год) — юная христианка, тайно посещавшая узников-христиан, которые томились в римских темницах, и ухаживавшая за ними
ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ (287–305 годы) — знатная и образованная девушка, принявшая мученическую кончину при императоре Максимине
ВАРВАРА ИЛИОПОЛЬСКАЯ (конец ΙΙΙ века — 306 год) — дочь язычника Диоскора, вопреки воле отца ставшая христианкой и за это обезглавленная
МАРИНА (МАРГАРИТА) АНТИОХИЙСКАЯ (292–307 годы) — дочь языческого жреца Эдесия, пострадавшая за отказ приносить жертвы идолам

СВЯТОСТЬ ДЕЯНИЙ

— Наверное, один из чисто женских недостатков — это многозаботливость. Стоишь на молитве, а сама замечаешь: «Так, цветы не полила. И на иконной полочке столько пыли!» Думается, поэтому нам сложнее отдавать много времени молитве, сложнее молиться глубоко.

— Мне хочется в защиту женщин привести один знаменитый пример мужчины, который жаловался примерно на то же, что вы описали. Это блаженный Августин: в своей «Исповеди» он описывает, как при молитве отвлекается на всё: на музыку, на насекомых, которые ползают вокруг, на цветы, — и мысль его парит где угодно. Так что это свойство, видимо, не только и не всегда женщин.

По поводу многозаботливости: средневековые источники в подавляющем большинстве никак не приоткрывают нам завесу внутренней жизни человека. Это не означает, что этой внутренней жизни не существовало, просто её было не принято отражать в тексте. Представление о святости выносилось сугубо из внешнего, из деяний. Человек, который хорошо и много молится, — это человек, который 250 раз в день читает «Отче наш», не пропускает часы молитвы, постится, изнуряя себя, стоит по пояс в холодной воде и так далее. То есть это всегда описание деяний, narratio rerum. Представления о том, что кто-то молится один раз в день, но так глубоко, что при этом постигает премудрость Божию, от средневекового общества мы просто не смогли бы получить. В культуре Средневековья внутреннее воспринималось через внешние манифестации. Поэтому для женщин-святых как раз многозаботливость является плюсом.

— Например?

— Чтобы заниматься монастырем, миссией, выстраивать отношения с самыми разными людьми — с людьми Церкви, со светской знатью, — нужны были практические навыки взаимодействия. Мудрость Средневековья в том, что умение организовать вокруг себя жизнь дома, жизнь христианской общины, жизнь монастыря — это хорошо, это считалось проявлением святости. Блаженны миротворцы — те, кто творит мир вокруг себя. Да и само действие тоже ценилось. Святая Вальбурга, например, будучи настоятельницей монастыря, мудро там всё устраивала, но в определенный момент оставила комфортную жизнь в Британии и отправилась на миссию в Германию. Вот она, святость деяний, святость действия! Вперед, к приключениям. Святость, когда сидишь в уголке и живешь духовной жизнью, тогда была бы непонятна. Святая Адельгейда Бургундская — императрица Священной Римской империи — женщина, которая пережила в семье все возможные неприятности и склоки, но творила вокруг себя мир. Успевала и молиться, и основывать монастыри, и участвовать в политической борьбе, поддерживая права своего внука на имперский престол. И она почиталась как святая не потому, что была знатной женщиной, а потому что в очень непростых условиях, находясь в цент­ре интриг и насилия, жила яркой христиан­ской жизнью и творила добрые дела.

— Но все-таки святых женщин в монашеском чине больше, чем семейных. Когда у тебя семья, да еще и много детей, тут не до добрых деяний в масштабах королевства…

— Да, среди святых женщин преобладают либо монахини, либо юные девушки. Средневековый Запад очень долго держался суждения, что проще всего стать святым в монастыре. И примеров замужних женщин, снискавших святость в миру,крайне мало. Но они есть. Вот, например, Маргарита Шотландская, жена Малькольма III, одиннадцать детей. Представьте себе: Шотландия, задворки Европы, ужасный климат, дикари и варвары вокруг. Но её дети растут в христианской вере, муж постепенно тоже обращается. Очевидно, что это была счастливая семья. Как это можно узнать? В королевских домах Средневековья мы всегда видим детей законных и детей, рожденных при других обстоятельствах: до брака, параллельно с браком, от наложниц. Но в браке Малькольма и Маргариты мы видим только законных детей. То есть эта женщина была настолько привлекательна для мужа, что он хотел зачинать детей только с ней. Таких историй довольно мало.

—У этой святой какое-то особенно подробное житие?

— Да, житие Маргариты Шотландской — не совсем типичный текст для Средневековья, он очень личный, поскольку написан её духовником Турготом, человеком, наблюдавшим святую в повседневной жизни. Мы узнаем, что Маргарита кормила бедных при своем дворе, обучала их основам веры. Обычно дела благотворительности — это посредничество: знатная дама дает деньги, учреждает какие-то институты опеки. Но не идет сама и не касается бедняков, потому что она не должна соприкасаться с людьми не своего круга. Здесь смелость и вызов Маргариты. Её житие описывает одно из чудес, по-женски милое: Маргарита идет по берегу с книжкой (а женщина, идущая по Шотландии с книжкой, — само по себе чудо чудное и диво дивное) и роняет книжку в воду. И книжка выскакивает обратно ненамоченной и неповрежденной. Она берет эту книжку и идет учить бедняков. Трогательная опека Бога показана в этом маленьком эпизоде. И второе чудо, не менее удивительное, — обращение мужа. Он следует по стопам Маргариты, слушает, что она говорит. Брутальный и облеченный властью средневековый мужчина слушает женщину! Это может быть только в исключительных обстоятельствах, — если она действительно святая. И это действительно чудо.

О ЖЕНСКОМ СВОЕВОЛИИ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО

— У женщин большое место в жизни занимают отношения. С любимым человеком, с подругами, с мамой… Мешали ли отношения средневековым святым?

— В Средневековье человек никогда не был один, одиночество как феномен тогда просто не существовало. Даже отшельник, убегающий далеко в лес, — всегда показан в отношениях с Богом. Экзистенциальное одиночество — это не про Средневековье. И так же, как человек показан в деяниях, он показан в отношениях. В семейственности, в общинности, и это характерно и для мужчин, и для женщин. Даже монастырь рассматривался не как исключение из семейных или социальных связей, а как их специфическая форма. Отдавая девушку в монастырь, семья предполагала, что она делает выгодное вложение: монахиня будет молиться за родню. Что касается мужчин в жизни женщин, они выступали в разных ролях: мужей, отцов, старших родичей, братьев. Прекрасный, всем известный пример отношений матери с сыном — святая Моника и святой Августин. В глазах современного человека, почитавшего статьи по психологии, святая Моника выглядит как типичная токсичная мать, которая бегает за сыном по всей Европе, ломает его союз с возлюбленной и выбирает ему девушку по своему вкусу. Но мы видим, как Моника на протяжении всей жизни учится принимать взрослость сына, постепенно и очень мучительно его по чуть-чуть отпускать. Их соединяет очень тесная духовная связь, и эти большие отношения двух ярких духовных людей служат для обоих путем к святости.

— А есть примеры отношений брата и сестры?

— Да, например преподобного Бенедикта Нурсийского и его сестры святой Схоластики. Святой Бенедикт — отец мужского общежитийного монашества в Западной Европе; святая Схоластика — женского. Они очень близки духовно, традиция даже изображает их близнецами. В старости Схоластика, предчувствуя скорую кончину, приезжает встретиться с братом. И вот они проговорили весь день, наступает вечер, Бенедикт замечает: «Устав предписывает, что нельзя ночевать вне монастыря, да еще и под одной крышей с женщиной, нам нужно прощаться». А она предчувствует, что это их последняя встреча, и просит: «Бенедикт, не уходи, побудь со мной еще немного». — «Нет, я хороший монах, я не должен ночевать под одной крышей с женщиной, даже если она моя сестра». Тогда Схоластика молится — и начинается буря, настолько серьезная, что Бенедикт вынужден остаться до утра. И святой Григорий Двоеслов, автор жития преподобного Бенедикта, вкладывает в уста Схоластики такие слова: «Я воззвала к брату моему, и он не услышал меня. Тогда я воззвала к Богу моему, и Он услышал меня». Это такое женское своеволие, да. Но Бог исполняет волю женщины, а не великого монаха.

— Но это довольно редкий случай…

— Конечно, в большинстве своем мы видим в житиях канонические категории, когда женщина послушна отцу или старшим родичам, монахиня послушна своей настоятельнице и так далее. Это обычная стандартизация отношений, и если мы хотим найти что-то личное — мы должны эти бесценные крупицы «с лупой» искать в текстах.

— То, что мужская святость — это смелость и мужественность, а женская — доброта и милосердие, тоже стандартизация?

— Средневековье — время стереотипов, время канонов в описаниях. Да, мужчина, даже если он монах, — очень мужественный, воин Христов, настоящий мужчина. В средневековой святости монашество не означало потерю мужественности. Описание святости женщины тоже строится по канону: она женственна, она мать (даже если она девица, она мать своих духовных дочерей, мать монастыря, мать жителей округи), и она красива. Святость предполагает красоту. Причем это верно и для мужчин, и для женщин. Внешность почти никак не описывается, но для Средневековья красота внутренняя предполагала проявление в красоте внешней. Ведь, казалось бы, что красивого в смерти? Когда разрывают на части, отрезают грудь, как святой Агате, выковыривают глаза, как святой Люции, — современному человеку это страшно представить. Но мученические кончины, как ни странно, вдохновили множество художников на создание прекрасных картин. Весь Ренессанс вдохновлен образами мучеников. Они безумно красивы. Их внутренняя чистота побеждает отвратительную картину смерти, эстетизирует смерть. И если говорить о средневековых королевах и монахинях — предполагается, что они по умолчанию прекрасны. Красота женщины здесь не помеха, как принято сегодня считать, а свидетельство святости. Я всегда говорю студентам, что в Средневековье феномен Квазимодо невозможен. Не может быть, что человек прекрасен внутри, но ужасен внешне. Внешность для Средневековья — это проекция внутреннего.

Князь Даниил. Строитель города

В год кончины великого князя Александра Невского младшему из его сыновей Даниилу было два года. В наследство ему достался самый маленький удел: безвестный городишко Москва, стоявший на пересечении торговых путей между крупными княжествами.

Св. кн. Даниил Александрович. Миниатюра из Царского тутулярника. 1672-1673 гг.

Увы, в большинстве своем дети Александра Невского не унаследовали мудрости отца: на долгие годы они с головой ушли в междоусобные войны. И лишь младший и миролюбивый Даниил старательно избегал конфликтов, заслужив славу смиренного миротворца.

Принужденный как-то идти в поход вместе с одним из братьев, он приложил огромные усилия и смог закончить дело миром до начала первого сражения. Сам же он воевал лишь раз, причем весьма успешно: конфликт с Рязанским княжеством закончился тем, что к Москве отошел крупный тогда город Коломна.

Большинство сил князь Даниил тратил на укрепление своего маленького удела, занимался торговлей, строительством, мирным расширением владений.

Князь-миротворец мог показаться слабым и трусливым на фоне воинственных братьев, но история рассудила по-своему: к концу его правления Москва стала центром одного из крупнейших княжеств. Теперь с ней считались все. И уже сын Даниила, Юрий, присоединил к титулу «князь московский» и титул «великого князя», заявив претензии города на столичный статус.

Митрополит Филипп. Аристократ и правозащитник

Но даже в годы разгула опричного террора в стране нашлись люди, не побоявшиеся выступить против него. Федор Колычев происходил из влиятельной боярской семьи, близкой к царю. Его ждала блестящая карьера при дворе, но он выбрал иной путь: оставил все и ушел на север, приняв в Соловецком монастыре постриг с именем Филипп. Со временем он стал настоятелем знаменитой обители, при нем она достигла своего расцвета, а позже по личному приглашению царя Филипп был назначен московским митрополитом.

Митрополит Филипп (Феодор Колычев)

Грозный царь очень рассчитывал на поддержку давнего друга, которого знал еще с юности, но новый митрополит не стал молчать, видя что происходит в стране. Он публично осудил зверства опричнины, призвав царя отказаться от террора. Митрополит прекрасно знал на что идет, но посчитал неправильным для своего сана молчать в столь непростой для государства момент. По требованию царя он был отстранен от должности, сослан в дальний монастырь, а позже убит там опричником Малютой Скуратовым. Лишь в годы правления Романовых власть официально признала свою вину перед митрополитом, а Церковь причислила его к лику святых.

Митрополит Иннокентий. Просветитель индейцев

Митрополит Иннокентий почти десять лет занимал московскую кафедру и оставил у горожан о себе самые теплые воспоминания. Но в историю святитель вошел по другой причине: перед тем как прибыть в Москву он много лет прослужил первым православным епископом Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки.

Там он прославился тем, что сумел обратить в христианство множество местных жителей, и в тоже время всегда уделял большое внимание сохранению их традиционной культуры. Прививая новую веру, создавая на Аляске школы по европейскому образцу, святитель Иннокентий стремился сохранить и традиционные корни индейской культуры, наполнив их новым христианским смыслом. И это несомненно ему удалось, память о нем живет на Аляске и сегодня.

Уже в годы своего московского служения митрополит Иннокентий создал в столице миссионерское училище, для тех, кто был готов продолжить его труды.

Кстати, чуть позже Москву прославил и еще один святой, тесно связанный с Америкой: Патриарх Московский и всея Руси Тихон перед своим избранием на Патриарший престол около десяти лет прослужил православным епископом в США.

Выдающиеся женщины Церкви: милость и мужество

Своих подвижниц Господь отмечает чудесами и дарами, которые прославили бы и любого из мужчин — священнослужителей или монахов. Мы решили напомнить о подвигах нескольких известных святых жен. Конечно, в истории их было в тысячи раз больше, но всех знает только Господь.
Мариам — пророчица, сестра Моисея и Аарона, возгласила хвалебную песнь Господу после того, как войско фараона утонуло в Красном море: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он…» (Исх. 16, 20-21). Эта песнь стала первым благодарственным гимном в христианской гимнографии. Но когда пророчица стала упрекать Моисея за то, что он взял в жены ефиоплянку, Господь сошел в облачном столпе и покарал Мариам за «превышение власти» и вмешательство не в свои дела проказой. Прощена она была только по заступничеству Моисея.
Девора — пророчица, бывшая судиею Израиля (судьи были правителями еврейского народа со смерти Иисуса Навина до воцарения первого царя Саула. Судьи выполняли не только административные функции, но были и духовными наставниками). По ее предсказанию израильский народ победил войско ханаанского царя Иавина, поработившего богоизбранный народ. Во время ее дальнейшего правления «покоилась земля 40 лет» (Суд. 4, 4-14; 5, 1-12).
Мария Магдалина — эту святую называют «апостолом апостолов» за то, что ей первой явился воскресший Спаситель, и она рассказала об этом Его ученикам (см. Ин. 20, 1-18). С именем Марии Магдалины связана традиция красить яйца на Пасху — у святой вышел спор с императором Тиверием: тот утверждал, что скорее куриное яйцо, которое она хотела преподнести в дар императору, может стать красным, нежели Христос мог воскреснуть из мертвых. Тогда яйцо в руке Марии покраснело.

Слева: Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Справа: Рогир ван дер Вейден. Читающая Мария Магдалина
Фива — одна из первых диаконисс в истории Церкви. Апостол Павел писал о ней: «…помощница многим и мне самому» (Рим. 16, 1).
Прискилла — мученица, жена апостола Акилы (см. Деян. 18, 2-3; Рим. 16, 3-4). Апостол упоминает их с мужем как первых христианских вероучителей, «которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников».
Священномученица Иустина — пострадала за Христа в III веке вместе со своим бывшим мучителем и искусителем Киприаном. Тот, будучи колдуном и волхвователем, обратился ко Христу, видя веру Иустины. Св. Иустина — одна из многих мучениц, которые собственным примером обратили в христианство своих преследователей.
Святая равноапостольная Нина — в III веке обратила в христианство грузинский народ во главе с царем. Отправилась на это служение в юном возрасте по велению Божией Матери, которая, напутствуя Нину, вручила ей крест из виноградных лоз. Св. Нина обращала в христианство воинствующих язычников, известна многими чудесами. Обнаружила местонахождение хитона Господня.
Святая мученица Иулитта — была сожжена на костре в 304 (или 305) году, отказавшись отречься от веры. В беседе на память мученицы Иулитты святитель Василий Великий, ставя ее в пример христианам, восклицает: «Не попустите, мужи, чтоб вам оказаться в благочестии худшими жен!»
Преподобная Синклитикия — основательница женской монашеской традиции, она, ища возможности посвятить себя Богу, после смерти родителей раздала все их имущество нищим и со слепой сестрой удалилась в гробницу, принадлежавшую ее родственникам (IV век). После того, как место ее уединения было случайно обнаружено, сюда стали стекаться женщины, также искавшие подвига. Преподобная написала наставления монашествующим женщинам, она стала одной из трех амм, высказывания которых приводятся в Древнем патерике (патерик содержит высказывания 117 святых отцов).
Диаконисса Олимпиада — преданная ученица свт. Иоанна Златоуста. В 405 году по ложному обвинению была брошена в темницу, святитель утешал ее в дошедших до нас письмах: «Твое сокровище, которое ты собрала, неприкосновенно, и достоинство, созданное этими страданиями, не знает смены и не ожидает конца».

Елена Черкасова. «Письма к Олимпиаде»

Преподобная Макрина — жила в VI веке. Была обручена с благочестивым юношей, но после того, как он до свадьбы скончался, избрала девственную жизнь. Своим примером увлекла на монашеский путь собственную мать Емилию. Младшие братья Макрины — святые учители Церкви Василий Великий и Григорий Нисский своим учителем называли именно ее, ссылаясь на то, что она знала Священное Писание лучше них.
Преподобная Мария Египетская — после раскаяния в своих грехах ушла в пустыню за Иордан и прожила там сорок семь лет в полном уединении без крова, одежды, почти без пищи (VI век). Ее жизнь — монашеский идеал, пример глубокого духовного преображения. Воспоминанию о ее подвиге посвящена специальная покаянная служба во время Великого поста — «Стояние Марии Египетской».
Преподобная Кассия — жила в IX веке в Византии. Единственная из женщин, чьи произведения и по сей день используются в богослужении. Автор основной части канона Великой Субботы «Волной морскою», стихиры Великой Среды «Господи, яже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество…», стихиры на Рождество Христово «Августу единоначальствующу на земли…». В общей сложности ей приписывают 2 канона и 49 тропарей, а также духовные стихи и мудрые высказывания. Одно из них гласит: «Я ненавижу тишину, когда время говорить». Однажды Кассия дорого поплатилась за смелость высказывания. Император Феофил, выбиравший себе невесту, на смотринах, где были собраны красивейшие и знатнейшие девицы, был поражен красотой Кассии и, решая испытать ее, спросил: «Не через жену ли произошло зло?» Она отвечала: «Но через жену же берет начало и лучшее». Император решил, что она слишком умна и не взял ее замуж. Правда, по другой версии, Кассия специально возразила императору, чтобы он отверг ее, так как не хотела становиться женой императора-иконоборца.
Византийский церковный историк Никифор Каллист Ксанфопул включил ее имя в рифмованный перечень знаменитых поэтов-гимнографов, наряду с прп. Феодором Студитом, свв. Космой Маюмским и Андреем Критским. После того, как император отказался на ней жениться, Кассия основала в Константинополе монастырь, которым восхищались современники. Считается, что письма, которые писал прп. Феодор Студит некоей девице Кассии, были адресованы именно инокине-гимнографу. Преподобный пишет: «И мудро, и разумно все, что твоя добродетельность опять сказала нам; поэтому мы с полным правом удивились и возблагодарили Господа, встретив такой ум в юной девице». Кассия-гимнограф прославлена Греческой Православной Церковью в чине преподобных.
Святая равноапостольная княгиня Ольга — после смерти мужа, князя Игоря (в 945 году), стала править княжеством, в ее житии читаем: «Управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж». Одна из первых на русской земле приняла христианство. Бабка святого князя Владимира, крестившего Русь.
До крещения Ольга была очень суровой правительницей. На илл.: Месть княгини Ольги. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Святая благоверная княгиня Феврония — благочестивая дочь простого крестьянина-пчеловода, она поразила муромского князя Петра рассудительностью и находчивостью и стала ему достойной женой. Муромские бояре опасались ума и проницательности княгини и не раз предпринимали попытки рассорить супругов и «заменить» Февронию, ссылаясь на ее низкое происхождение. Но Феврония терпением, смирением и мудрым поведением сохраняла мир в семье и побеждала боярские козни. Супруги умерли в один день и час в 1228 году, приняв перед этим монашеский постриг.
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская — жена св. блгв. князя Михаила Ярославича Тверского. Ее муж, два сына и внук были убиты татарами в Орде. Святая, мужественно переносившая удары судьбы, окончила свой жизненный путь в монастыре в 1338 году. «В женском естестве мужескую крепость имела еси…» — так ублажает Церковь святую Анну Кашинскую за ее душевную стойкость. Это единственная в истории Русской Церкви святая, которую деканонизировали во время раскола со старообрядцами указом патриарха Иоакима в 1677 году, запретив поклонение ее святым мощам. (Старообрядцы считали ее своей покровительницей.) Но в 1908 году Анну Кашинскую снова причислили к лику святых.
Св. праведная Иулиания Лазаревская, милостивая — русская святая конца XVI века, прославленная как благочестивая мирянка за свое служение ближним. Выйдя замуж за владельца села Лазаревское, святая дневное время суток посвящала молитве и заботе о семье — Иулиания родила десять сыновей и троих дочерей — а по ночам занималась рукоделием. Свои работы она продавала, а на вырученные деньги помогала нуждающимся. Когда наступил голод, она тайком от родственников кормила голодающих. После смерти любимого и почитаемого мужа святая раздала семейное имущество бедным. Во времена еще более страшного голода 1601-1603 гг., когда дело доходило до людоедства, Иулиания пекла хлеб из лебеды и древесной коры, чтобы кормить людей. Но и в эти тяжелые годы она, как пишет ее сын, «ни опечалися, ни смутися, ни поропта, но паче первых лет весела бе».
Блаженная Ксения Петербургская — после внезапной кончины мужа решила принести покаяние за то, что он умер без исповеди, приняла тяжелейший подвиг юродства: отказа от дома, родных, всех мирских благ, на деле исполнила заповедь Христа, став «нищей духом». Скиталась по городу, жила подаянием, тайно совершала добрые дела. Почиталась в Петербурге как святая уже при жизни. Скончалась около 1803 года. Канонизирована в 1988 году.
Преподобномученица Елисавета—
Слева: Великая княгиня Елизавета Федоровна. Справа: останки Елизаветы Федоровны, поднятые белогвардейцами из Алапаевской шахты
великая княгиня, вдова великого князя Сергея Александровича (брата Александра III). Воспитанная в протестантской семье, после замужества, видя веру своего супруга, после многих молитв и раздумий, несмотря на протесты родственников, сознательно и сердечно приняла Православие. После убийства мужа террористами оставила светскую жизнь, основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия — принципиально новую форму служения ближним в России, сочетающую молитвенную и деятельную стороны. Организовала широкую службу помощи больным, сиротам, инвалидам. Сама обходила притоны, собирая брошенных детей для своего приюта. Отказалась покинуть Россию после революции. Была арестована в 1918 году. В числе других мучеников была брошена в шахту около г. Алапаевска, где, несмотря на собственные страдания, до последнего часа помогала раненым.
Мученица Татиана (Гримблит) —
жительница Томска. Когда в 20-е годы в Сибирь стали прибывать ссыльные, Татьяна почти все свои средства отдавала на продукты и вещи и передавала заключенным. Среди них были архиереи и священники. В 1923 году была арестована по обвинению в помощи ссыльным священнослужителям, переписке с ними, в ведении «религиозных разговоров». На эти обвинения Татьяна отвечала: «Своей веры я никогда не скрывала», «Вы можете тратить свои деньги на вино, одежду, сладкий кусок, а я предпочитаю поскромней одеваться, попроще есть, а оставшиеся деньги посылать нуждающимся в них», «Крест дан мне навечно, его могут снять с меня только с головой». Расстреляна 23 сентября 1937 года в Бутове.
Блаженная Матрона Московская — слепая с рождения, с десяти лет из-за болезни не могла ходить. Удостоилась посещения Божией Матери и своими молитвами помогала в различных нуждах всем, кто обращался к ней за помощью. Шли к ней непрерывным потоком. Была арестована советской властью за то, что, как написано в протоколе, «своей святостью сильно влияет на темную массу». Умерла в 1952 году. Одна из наиболее почитаемых недавно прославленных святых.
Преподобная Мария Гатчинская (Лелянова) (1874-1932) —
последняя по времени из канонизированных Русской Православной Церковью святых женщин, причислена к лику святых 17 июля этого года. Родилась в состоятельной купеческой семье в Санкт-Петербурге. Успела окончить гимназию, затем заболела энцефалитом и в течение 20 лет была парализована. Несмотря на болезнь, утешала верующих в годы гонения на Церковь, давая им духовные советы. По благословению сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского, приняла в 1922 году постриг с именем Мария. В ответ на жалобу одного человека о мучительной и безысходной тоске, избавиться от которой он не мог, матушка говорила: «Тоска есть крест душевный, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т. е. после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому только два лекарства лечат это порой крайне тяжкое духовное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный — тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния». Арестована ОГПУ в 1932 году. Скончалась в тюремной больнице 17 апреля 1932 года. Могила Марии Гатчинской на Смоленском кладбище находится недалеко от часовни св. Ксении Петербургской.
____________
* По материалам сайта ПСТГУ, http://www.mitropolia-spb.ru/rus/eventarch/2006_2/0718maria.shtml. Информационная база по пострадавшим за веру в годы гонения на Церковь

Версия для печати

Тэги: Духовная жизнь Святые Личность Женщины в Церкви Опыт веры Благотворительность и милосердие

Творец по великой Своей любви создал женщину, сделав ее помощницей мужчине. Во все времена женщины играли важную роль в жизни мира.

Великая Ефросинья

На заре христианства в XII веке в Полоцке в семье князя Всеслава Брячиславича родилась девочка Предслава, в венах которой текла кровь великой Рогнеды, одной из жен Владимира Великого. Родители видели в красавице-дочери осуществление своих надежд, мечтая породниться со знаменитым родом, выдав дочь замуж за князя или царя небольшой державы.

Евфросиния Полоцкая — могла стать княжной, но выбрала путь монахини

Предслава могла стать даже королевой или великой княжной, но девочка с детства познала силу Святого Духа, постоянно пребывала в молитвах, и накануне своей свадьбы в 12 лет тайно постриглась в монахини. В то время сила Церкви была выше светских законов, постриг не имел обратной силы.

Стальная вера Ефросиньи, имя, данное Предславе при крещении, привела в монашество не только ее младшую сестру, но и племянниц. Набожная Ефросинья обладала даром видеть в людях Божью искру, поэтому выбирала себе в сподвижники тех, на кого указывал Бог.

До 12 лет княжна была обучена грамоте, знала языки, поэтому приняла решение переписывать христианские книги, что издавна было чисто мужским делом. Ранее перепись книг требовала определенных навыков и силы, во время работы писцы практически стояли на коленях все время. Епископ Илия внял просьбам девушки, направив ее в Софийский собор, основанный дедом Предславы Всеславом.

В 20 лет Ефросинью посетил Ангел, передавший повеление Божие о строительстве нового монастыря. С посохом и хлебом, в сопровождении няни и 4-х сестер, Ефросинья отправилась в указанное Всевышним место, и основала там Спасо-Ефросиньевский монастырь.

Для сведения! Оставаясь представительницей правящей династии, монахиня влияла на ход политической силы. Не всякому мужчине Творец доверил основание мужского, женского монастыря и двух церквей.

По воле монахини был приобретен Крест Ефросиньи, великая святыня, которую через 700 лет Иван Грозный вернул в Полоцк.

В 1840 году Крест Ефросиньи Полоцкой архиепископом Василием был перевезен в Москву, затем и в Петербург, к нему прикладывал сам царь Николай I.

Почувствовав, что силы ее покидают, настоятельница монастыря Ефросинья в возрасте 70 лет отправилась в Иерусалим, где и отошла в Небеса. Только в конце 16 века нетленные мощи монахини перенесли в Киево-Печерскую Лавру, а затем в 1910 году их доставили в Полоцк.

Вторая мировая война, пик атеизма в Союзе «способствовали» утере Креста Ефросиньи, а святые мощи ныне хранятся в Свято — Преображенской церкви Полоцка. Чудеса исцелений и ответов на молитвы, направленные к святой монахине, основательнице монастырей, описаны монахами и хранятся при церкви в нескольких томах.

Еще о женщинах, прославленных в лике святых:

  • Святая великомученица Ирина
  • Святая великомученица Екатерина
  • Преподобная Елена Дивеевская

Равноапостольная княгиня Ольга

О существовании княгини Ольги слышали все, но мало кто из современных христиан знает, в чем был ее подвиг. Чем заслужила княгиня честь стать первой и единственной русской женщиной, которую причислили к равноапостольным святым?

Святая равноапостольная княгиня Ольга

Через любовь к мужу, сыну, Ольга познала любовь к Богу. Еще до крещения Руси княгиня приняла христианство основой своей жизни. Из непроверенных источников Ольга была дочерью вещего Олега, от которого получила дар видеть вещие сны, и звалась тогда Прекрасной. По преданию, Ольгой ее назвал Игорь, по другой версии Ольга — производная от Олега.

Игорь — сын Рюрика, после смерти отца воспитывался вещим Олегом, по достижении положенного возраста, Игорь и Ольга были обвенчаны. Княгиня не скрывала своей любви к мужу, который основное время проводил в походах.

Игорь погиб от рук древлян, за что Ольга жестоко отомстила. Став правительницей, она несколько раз уничтожала всех вождей этого народа, заживо спалив их в бане, закопав живьем и порубав мечами, пока не увидела древлянского князя Мала мертвым.

В 955 году во время путешествия в Константинополь княгиня принимает крещение и нарекается Еленой. Все старания привить христианство сыну Святославу остаются тщетными, свою веру Святая Ольга посеяла во внуке Ярополке.

В 960 году Ольга становится признанной Константинополем правительницей Руси, которая по-прежнему живет по языческим законам.

Важно! Еще до крещения Руси Владимиром Великим равноапостольная Ольга способствовала открытию христианских храмов. Во время ее правления были запрещены гонения на христиан.

Святая Ольга умерла в 969 году, была похоронена по законам христианства. В 1006 году ее внук, Владимир Великий, перенес нетленные мощи своей бабки в киевский храм Святой Богородицы, однако в XVII веке они были утеряны.

О равноапостольной княгине:

  • Икона святой княгини Ольги
  • Акафист святой великой княгине Ольге
  • Мощи святой равноапостольной княгини Ольги

За чудеса, совершаемые у ее гроба, в 1547 году Церковь причислила некогда грозную правительницу Руси, верную поклонницу Иисуса Христа к лику святых, назвав княгиню равноапостольной.

Уроки жизни святой равноапостольной княгини Ольги

Особо почитаемая святая России — Матронушка

Божья целительница XX столетия, слепая Матрона с детства была отмечена Богом.

Девочка родилась в 1881 году без глазных яблок, родители думали оставить крошку в приюте, однако матери Матроны приснился сон, после которого малышка росла в родной семье.

Воспитываясь в православной семье, Матрона в возрасте 8-ми лет открыла в себе дар силу исцеления через великую веру в благодать Иисуса Христа. Слепота не мешала девочке дружить с дочерью помещика. Лидия также была глубоко верующей девушкой, она постоянно брала Матронушку с собой в паломнические поездки.

Святая Матрона Московская

Во время пребывания в Кронштадтском храме сам Иоанн Кронштадтский назвал Матрону восьмым столпом России. С 18 лет, после того как у нее отнялись ноги, слепая девушка России принимала людей дома. В 1925 Матрона поселилась в Москве. К ней ехали люди со всей России, как до войны, так и после нее. Сам Сталин, знавший о даре видеть будущее, обратился к предсказательнице за помощью.

С 1950 года целительница жила в Подмосковье, пользуясь особым уважением среди монахов Троице-Сергиевой Лавры. Матрона принимала в день более 30 паломников, ежедневно принимая причастие и молясь по ночам.

Умерла Матронушка в 1952 году, а в 1999 году была канонизирована, как святая. Примечательно, что похороны целительницы от Бога, на которые съехались тысячи людей, происходили в день Жен-Мироносиц.

Для сведения! Ныне мощи святой Матроны хранятся в Покровском монастыре и открыты для доступа паломникам.

Святая юродивая Ксения

Оксаны, Ксении отмечают день своей покровительницы святой Ксении 6 февраля.

Ксения Петербургская родилась в конце XVIII столетия и была дворянского рода. До 26 лет пребывала в замужестве, а после смерти мужа перестала отзываться на свое имя, а только на имя супруга.

Блаженная Ксения Петербургская

Сознательно выбрала молодая вдова путь юродства, чтобы иметь возможность реализовать свой дар предсказания. Юродивые на Руси издавна пользовались особым вниманием, считалось, что через них говорит Сам Всевышний.

Молодая женщина распродала все свое имущество, вырученные деньги раздала бедным и жила на то, что ей подавали люди. Жители Петербурга с уважением относились к предсказаниям Ксении. Накормить, приютить, одеть юродивую считалось особым подарком судьбы, ибо сделавшим это для Ксении Бог воздавать сторицей.

К ней шли за советом и исцелением богатые и бедные, простолюдины и знатные люди. Целительная молитва Ксении обладала силой излечивать даже от эпилепсии.

Неизвестно точное время смерти юродивой Ксении, могила ее находится на Смоленском кладбище.

Многие верующие и поныне считают святую Ксению, которая была канонизирована в 1988 году, своим домашним доктором, ибо молитва к Ксении работает без выходных круглосуточно.

По молитвам Ксении Петербургской:

  • матери не раз спасали сыновей в армии;
  • налаживались отношения между супругами;
  • дарилось счастье материнства.

Невозможно перечислить все чудеса, дарованные как при жизни, так и после смерти святой Ксенией Петербургской.

При тщательном исследовании можно найти еще не одно имя святых. Русские женщины славятся своим терпением, смирением и любовью к Богу и многие из них канонизированы православной церковь.

Видео о равноапостольной княгине Ольге

Семистрельная

Икон в духовном мире очень много, и каждая из них связана с определенной молитвой. Давайте обратим внимание на значение самых известных святынь: «Семистрельная» является одной из самых мощных икон.

О ней следует знать:

  1. Пресвятая Богородица при жизни пережила много мучений и страданий, символизирующие семь стрел. Если человек плохо себя чувствует, то он подходит просить защиты и помощи именно к этой иконе.
  2. Образ Богоматери защищает от завистливых людей, от порчи, сглаза и проклятий всех, кто носит цепочку с ее образком. Для примирения враждующих, а также для семейного взаимопонимания, покоя и мира в доме необходимо молиться данной реликвии.

Когда человеку нужно выполнить ответственное дело, то образ Девы Марии его поддержит.

В доме такую икону рекомендовано ставить напротив двери, так чтобы ей было «видно» глаза всех входящих в помещение людей. Перед тем, как установить святую реликвию выше половины стены, необходимо прочесть молебен. Через некоторое время можно заметить, что человек, у которого мысли злые, перестал приходить в дом.

Богоматерь является защитницей от преступного мира. Семья, которая молится такому святому лику, может быть уверена в том, что она защищена от плохих людей. Если у вас проблемы с начальством, то икона Девы Марии, которую вы возьмете с собой на работу сможет уберечь от ссор в коллективе.

Святые женщины в истории России

Тема исторической судьбы Родины не может не волновать сознательного гражданина любой развитой страны. Тем более справедливо это для современной России, вступившей в знаменательное для себя время, в обстановке острых внутренних и международных дискуссий, напряженного поиска своего «Я», своего исторического пути и, как сказал Баратынский, «лица необщего выраженья». При всей широте палитры религиозных взглядов россиян, их принадлежности или непринадлежности к какой-либо оформленной церкви, при рассмотрении этой тематики нельзя обойти вопрос о роли христианства православной конфессии в тысячелетней истории России.

В обобщенном мысленном облике исторической России-Руси существеннейшую, едва ли не доминирующую роль играют женские черты ( от -«твои прекрасные черты» — А.Блок, через «России неповторимые черты» — Б. Пастернак до многократного употребления тех же, ставших расхожей цитатой слов «твои прекрасные черты» современным автором портала «Стихи.ру»).

Святые покровительницы России

Как в среде православных распространено убеждение, что Пресвятая Богородица особо опекает Россию, так и среди почти 300 официально канонизированных РПЦ святых немало женщин. Вообще первым историческим деятелем Руси, принявшим христианство (еще до официального «крещения Руси», в 955 году в Константинополе) стала легендарная княгиня Ольга. Ею и открывается наш перечень святых покровительниц России. Эти женщины жили в разные эпохи – от 10 до 20 века н.э, их жизненные дороги очень различны и в разной степени известны нам. Разнообразны и источники этих сведений – от прошедших через века народных сказаний и уцелевших от пожаров, наводнений и вражеских набегов, полностью или малой частью, летописей и старинных повестей до архивных документов 20 века.

Основное, что объединяет этих почти во всем очень разных женщин:

  • их жизнь в разной степени подробно, но достоверно известна по каким-либо сохранившимся источникам;
  • их оценка в большинстве документов и народном мнении – от положительной до самой восторженно-благодарной;
  • их канонизация официально подтверждена общероссийской или региональной канцелярией РПЦ
  • В нижеследующем списке, упорядоченном по дата жизни («жития»), приводятся самые краткие сведения об этих святых деятельницах русской истории, по возможности с указанием на источник и «чин» канонизации в церковной терминологии.
  1. Княгиня Ольга (в крещении Елена) – единственная женщина в списке наиболее почитаемых –равноапостольных— российских святых. Жена князя Игоря, убитого древлянами в 945 г. за чрезмерные поборы в виде дани. В этот период Ольга и Игорь-язычники. Жестоко отомстив убийцам мужа, Ольга вступает в правление княжеством. Этот начальный период её жизни известен по трудам самого известного древнерусского летописца Нестора, чье имя стало нарицательным. Дальнейшее правление Ольги отмечено крупными строительными и административными мероприятиями (система погостов, начало упорядочивания сухопутных и речных путей и к4аменного строительства, фиксированный размер «полюдья»). В 955 году крещена в Константинополе под именем Елена, но её сын Святослав предпочел веру языческих предков, признана святой уже при своем внуке –Ярополке, а в 1547 г причислена к равноапостольным святым.
  1. Евфросиния Полоцкая (имя при рождении Предслава). Дочь витебского князя, она с детства явно тяготилась придворной жизнью. В 12 лет (1116 г.), отвергнув предложения о династическом браке, была тайно пострижена в Полоцком монастыре. Известна трудами в мужской обычно области – переписывании рукописных книг – и приобретением для Полоцкого собора почитаемой иконы Эфесской Богородицы. Принимала деятельное участие в организации церковного строительства и борьбе Полоцкого княжества за независимость. Умерла в 1167году, в пути, совершая паломничество в Иерусалим. Канонизирована в конце 19 века (1893 г.), причем без рассказов о посмертных чудесах.
  2. Феврония — полулегендарный персонаж, героиня типичного народного сказания о любви и исцелении воина, нарушившего обещание жениться на спасшей его девушке… О насланном свыше наказании за это, раскаянии и воссоединении любящей пары… О смуте в не признавшем простую девушку княгиней народе, изгнании, многолетних скитаниях любящей пары и, наконец, их возвращении в осознавший свою неправоту город. Затем они долго правили вместе, в старости постриглись в разные монастыри, а посмертно чудесно воссоединились в одном гробу. Известно, что реальное погребение супругов произошло в 1228 году. По указанию митрополита эта легенда была переработана в литературное произведение («Повесть о Петре и Февронии Муромских») к церковному собору 1547 г., где её герои и были канонизированы.
  3. Анна Кашинская, в постриге Софья. В её жизни (конец 13- 14 век) и посмертной судьбе ее останков ярко отразились тяжелые перипетии политической и религиозной борьбы этого времени. Была женой убитого в Орде князя Михаила Тверского, матерью его убитых там же через годы сыновей, бабушкой убитого внука… В документах за 1358 год упомянута как настоятельница Тверского женского монастыря, принявшая предсмертную схиму. Была канонизирована в 1665 году, деканонизирована в период борьбы с двуперстием (1677 г.) и возвращена в канон уже в 20 веке (1909 г.

Формат публикации позволяет лишь в кратком перечислении упомянуть такие известные в русской истории имена женщин, канонизированных в качестве святых, которым при сплошной нумерации описываемого перечня были бы сопоставлены разделы от 5 до 10.

  • Евдокия Дмитриевна (канонизированная как Евдокия Московская) – жена Дмитрия Донского, после его смерти — воспитательница его сыновей и блюстительница трона, прославленная также как инициатор широкого церковно-монастырского строительства.
  • Иулиания Лазаревская (эпоха Бориса Годунова).
  • Фрейлина двора Екатерины Второй Евдокия Вяземская, инсценировавшая свою смерть и после 10-летних скитаний поселившаяся в Серпуховском монастыре, где звалась «дурой Евфросинией», нося вериги и круглогодично обходясь без обуви…однако не ужилась и там! Завершающее десятилетие столь бурного жизненного пути провела в доме помещицы села Колюпаново. Еще современники отмечали ее умение предрекать будущее и целительский дар, но только в конце 20 века эта бывшая фрейлина была внесена в список (канон) тульских святых под именем Евфросинии Колюпановской.
  • Ксения Петербургская и Матрона Московская. Жизненные пути этих женщин роднят многие черты: незнатное происхождение; сравнительно невысокий официальный ранг как недавно канонизированных местных святых и значительно превышающая его народная популярность как подательниц помощи в болезни и несчастии; слабое здоровье и склонность к самоунижению и юродству. Ксения Петербургская (по мужу Петрова) родилась в первой половине 18 столетия, жила с мужем-придворным певчим в Петербурге. После смерти мужа впала в юродство — стала откликаться на его имя. Она раздала имущество беднякам и подарила дом знакомой, оговорив в качестве условия обязанность той пускать нуждающихся на ночлег. Дата смерти Ксении не зафиксирована в документах, канонизирована РПЦ как юродивая в 1988 году. Матрона Московская (Матрена)— едва ли не самая почитаемая в Москве святая. Матрена родилась слепой и физически слабой, так что мать даже хотела от неё отказаться. Но переменила это намерение, увидев во сне, сочтенным ею вещим, свою дочь в образе слепой голубки. И полученное пророчество подтвердилось: уже в 8 лет глубоко верующая девочка проявила свой дар предсказательницы и целительницы. В дальнейшей жизни эти её способности и желание помогать людям только укреплялись, а физическое здоровье таяло. К 18 годам у нее отнялись ноги. Большую часть жизни Матрона прожила у приютивших ее односельчан, скончалась в 1952 году, а в 1999 году была канонизирована как местночтимая святая.
  • И завершим этот поневоле краткий формат именем члена злодейски убитой последней императорской семьи России – княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Старшая сестра жены Николая Первого Александры Федоровны; жена, а затем вдова убитого террористом-эсером его брата Сергея Александровича, она всегда уделяла силы благотворительности в области медицины и помощи раненым воинам, а во вдовстве целиком отдалась работе в основанной ею же Марфо-Мариинской обители. Вместе со многими своими родственниками Романовыми и их ближними она окончила жизнь в 1918 году на дне заброшенной угольной разработки в районе южноуральского городка Алапаевска, а в 1992 г., после краха Советской Власти, была причислена к лику святых Собора Новомучеников России.

Святые женщины

Конечно, первая — Богородица. Можно было бы привести много книг, мы выбрали одну — «Всех скорбящих радость» Вениамина (Федченкова), которую как раз недавно озвучили.

«Митерикон» — собрание высказываний «амм», то есть Матерей Пустыни — женский вариант Патерика.

«Святые подвижницы Восточной Церкви» — сборник житий святых женщин Востока вплоть до X века, составленный выдающимся русским патрологом и агиографом XIX века, ныне прославленным в лике святых Филаретом (Гумилевским).

«Легендарные характеры». Лесков в ответ на обвинение в том, что женщина в православной литературе рассматривается исключительно как «соблазн» для мужчины решил обратиться к источникам. Он взял «Пролог» — одну из самых популярных православных книг в России, популярных с глубокой древности и именно у народа — то есть массовую литературу, такую, которая оказывала наибольшее влияние на сознание и жизнь народа. Это собрание житийных историй, патериковых рассказов, притч, святоотеческих наставлений. И оказалось, что в «Прологе» тридцать пять «женских» историй, из которых только две имеют негативный характер.
Лесков, конечно, не исследователь, а писатель. «Легендарные характеры» — одна из частей эпопеи о русских праведниках (здесь, собственно, праведниц), которую Лесков писал всю свою жизнь. По сути, это «художественный пересказ» женских историй, содержащихся в «Прологе».

«Раскаяние святой Пелагеи» — типичный житийный сюжет раскаяния блудницы, но необычно поданный. Пелагея была блудницей и раскаялась после встречи со святым Нонном (кстати, он был устроителем первого лазарета). Прекрасно начало этой истории — святой Нонн плачет от красоты Пелагеи.

«Мученичество святой Евгении» — одновременно удивительный и типичный текст. Типичное: девушка-христианка отказывается от замужества и заканчивает жизнь как мученица. Своеобразное: Евгения, согласно Житию, притворилась мужчиной, чтобы жить в монастыре, и даже стала настоятелем. Житие великолепно говорит об этом, одноврменно сексистки и феминистки: «Евгения превосходила всех монахов, хотя и была женщиной. Из этого видно, что добродетель присуща всем, и для желающего идти праведным путем быть женщиной не помеха».

«Житие и наставления Синклитикии Александрийской» — одно из самых авторитетных святоотеческих творений, особо интересное тем, что описывает женскую святость. Прп. Синклитикия — основательница женского киновитства. Выражение «матери пустыни» сейчас звучит непривычно. Однако в «Изречениях отцов-пустынников» наряду с поучениями 127 духовных отцов приводятся изречения трех «амм», то есть духовных матерей: Феодоры, Сары и Синклитикии. Эти «аммы», хотя они и в меньшинстве, стоят в одном ряду с великими аввами — Антонием, Арсением и Пименом.

«Житие Марии Египетской» — один из центральных текстов святоотеческой письменности. Жизнь Марии Египетской, раскаявшейся блудницы, стала образцом покаяния для всех христиан.

Преподобная Кассия — монахиня-поэтесса, единственная женщина, чьи произведения используются Православной Церковью в богослужении, в частности, на Рождество и в Великую Субботу.
Кассия, по преданию, отличалась необыкновенной красотой, и в юности была одной из одиннадцати девушек, представленных византийскому наследнику для выбора невесты. Наследник отверг Кассию из-за ее остроумия и смелости: на слова наследника «от жены произошло все злое» она ответила «от жены же произошло все лучшее».
Кассия родилась в знатной и богатой семье, и на свое состояние основала монастырь. Она автор литургических произведений и эпиграмм, переписывалась с Феодором Студитом.
В центе поэзии Кассии стоит тайна Богочеловечества, Господь Иисус Христос; кроме того она особенно любила воспевать подвиг мученичества. Кассия умело соединяет высокое богословие с выразительностью и лаконичностью формы.

Письма Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде. Святая диакониса Олимпиада была другом и духовной дочерью свт. Иоанна Златоуста, одной из его ближайших сотрудниц. В обязанности диаконисы входили: забота о страждущих, катехизация женщин, помощь при совершении над женщинами св. Таинств. Когда на Иоанна Златоуста за его дерзновенную проповедь евангельской истины обрушилось гонение, его соратники тоже пострадали: св. Олимпиаду оклеветали, таскали по судам и наконец изгнали. Так и появились эти письма: гонимый Иоанн Златоуст утешал и наставлял гонимую Олимпиаду. Эти письма — великий памятник истинной святости, свидетельство драматических событий в истории Церкви, бесценные размышления свт. Иоанна Златоуста о зле и страдании.

«Житие Улиании Осорьиной» — уникальный случай: житие святой, написанное её сыном. Шедевр древнерусской словесности и первая биография русской женщины. Житие важно своим превосходным описанием святости — и святости мирянской, женской.

Игумения Арсения (Себрякова) — великий русский духовный наставник, стоит в одном ряду с Игнатием (Брянчаниновым), Феофаном Затворником и оптинскими старцами.

Мать Мария — современная святая. Человек необычайно творчески одаренный, из высшего света, она оставила наследие и в философской прозе, и в поэзии, в иконописи. Друг о. С. Булгакова и Н. Бердяева, А. Блока и многих других выдающихся людей, она не была далека от проблем этого мира.
Судьба святой Марии (Скобцовой) показывает, чем мог бы стать Серебряный век, если бы обратился ко Христу. Мария (Скобцова) в молодости — член партии эсеров (она была даже революционным головой Анапы), переболевшая всеми соблазнами своего времени. Ни от чего не отказавшись, она стала подлинно святой XX века: все творческие способности обернув на служение Богу, явив тип кенотической, жертвенной любви к самым униженным и обездоленным людям. Служение людям Мария (Скобцова) ставила выше поддержания форм внешнего благочестия, а во время Второй мировой войны решилась укрывать евреев от Гестапо — что и привело ее в концентрационный лагерь — и к мученическому венцу.

Книги о женщине в Церкви

«Служение женщины в Церкви» — великолепная книга православного богослова, женщины, француженки, протестантки перешедшей в Православие Элизабет Бер-Сижель.

«Рукоположение женщин в Православной Церкви» — три статьи: две Бер-Сижель «Женщины в Православной Церкви» и «Рукоположение женщин обсуждается и в Православной Церкви» и статья епископа Каллиста (Уэра) «Мужчина, женщина и священство Христово».

«Женщина и любовь в Библии. Эрос, агапа, личность» Андреа Милано — великолепное исследование христианского учения о женщине. Милано сначала рассматривает феминисткую экзегезу, отношение Библии к освобождения женщин, а затем смотрит, что говорит Библия о самой женщине: в книге Бытия, у пророков, в Песни Песен, в иудаизме в общем, в Евангелии, у апостола Павла, в Апокалипсисе. Завершается книга рассмотрением христианской концепции любви: эроса и агапе, личности.

«Отец Андрей, почему Церковь так несправедлива к женщине? Ей нельзя быть священником, ей нужно постоянно носить платок, бояться мужа и т. д. Почему она занимает такое подчиненное положение?» — на этот и другие подобные вопросы (от «платков» до глубоких богословских реалий) отвечает Андрей Кураев в своей короткой, но «плотной» брошюре «Женщина в Церкви».

«Женщины в византийском храме: где, когда — и почему?» — статья выдающегося литургиста Роберат Тафта.

«Есфирь, Иудифь, Руфь: миссия женщины» — статья Пьера Дюмулена: «Ветхий Завет свидетельствует о глубочайшем почтении к женщине и далек от того, чтобы считать ее «слабым полом»! Внимательное чтение Святого Писания доказывает, что если женщина и не пользуется в нем положением, подобным положению мужчины, то лишь потому, что ей отведена своя, особая роль».

«Женщина в Ветхом Завете» — работа протоиерея Константина Кустодиева (авторское название — «Опыт истории библейской женщины»): Ева, Сарра, Агарь, Лия, Рахиль, Сепфора, Мариамна, Раав, Девора и др. Труд Кустодиева имеет две части: женщины патриархального периода и женщины подзаконно-национального периода. Кроме конкретных личностей, Кустодиев разбирает и гендерные роли: девица, супруга, мать, вдова.

«Женщина-христианка. Образ и значение женщины в христианстве» Надеждина затрагивает следующие вопросы: значение женщины в христианстве, отношение Христа к женщинам, отношение христианской общины к женщине, женщины — распространительницы христианства, девство, семья, церковный и гражданский брак, развод, взаимоотношения супругов, супружеский долг, женское влияние на мужчин, покровение головы при молитве, роль женщины в общественной жизни, женское священство. диакониссы, воспитание детей, домашние обязанности.

Две статьи священника Андрея Постернака: «Женское служение в ранней христианской Церкви (I–VI вв.)» (пророчицы, старицы, вдовы, девы, диакониссы на Востоке и Западе) и «Вопрос о «женском священстве»».

«Женщина и спасение мира» Павла Евдокимова — попытка цельного богословия относительно женщины.

«Призвание женщины или священство сердца» Жозетты Круассан — книга о женщине, основанная на библейском учении: феминизм и замысел Божий о женщине; дочь Божия, жена, мать, плоды Духа, дарованные женщине.

«Женские служения в раннем христианстве» — курсовая работа Алексея Волчкова: женщина-христианка в социально-культурном контексте I – III веков н.э.: эгалитарность или патриархальность? Христианство – женская религия? Женщина в миссионерской практике Иисуса, неинституциональные служения женщин и женщина в кафолической Церкви (женщины в Евангелиях, женщина — церковный лидер, женщины — проповедницы, пророчицы), женщина в кафолической Церкви (диакониссы, вдовицы, девственницы), женщины у еретиков, христианство – религия развратников?

«Женское юродство в Православной Церкви: история и содержание подвига» — работа Елены Грудевой, кажется на уникальную тему: юродивые женщины. На основе 16 житий византийских и русских юродивых предлагается разбор женского юродства

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру». Пишите: shallar@predanie.ru.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *