Святая великомученица Варвара

Храм святой великомученицы Варвары в Эдмонтоне

Вид на реку Норт Сасачкеван со стороны храма святой великомученицы Варвары

Давненько мы хотели побывать в Эдмонтоне (англ. Edmonton ) — крупном канадском городе, административном центре провинции Альберта.
Причин было предостаточно: по рассказам, город современный и достаточно красивый, в нем компактно проживают много эмигрантов из бывшего Союза, жизненный уровень людей — высокий.

Центральная часть Эдмонтона

Но самое главное, почему мы стремились туда, — от владыки Иова, епископа Каширского, Управляющего Патриаршими приходами в Канаде, с которым нас связывали многолетние добрые отношения, мы слышали, что в здешнем Варваринском соборе находится удивительная святыня: стопа святой великомученицы Варвары.

Высокопреосвященный Иов, епископ Каширский, управляющий Патриаршими приходами в Канаде

Долгое время наше желание не исполнялось: слишком далеко территориально находится город и от столицы Канады, уютной Оттавы, и от шумного Монреаля, и от делового Торонто. Но Господь все посылает во благовремение, и вот, преодолев трудности дальней дороги, мы уже здесь.
Позади бесконечные просторы Манитобы со множеством коров и сельскохозяйственных угодий.


бескрайние прерии Сасачкевана с редкими фермерскими хозяйствами,

и, наконец, Алберта с лесами, озерами, медведями, оленями, зубрами. Это самая северная часть Великих прерий, находящаяся всего в 220 километрах к востоку от Канадских Скалистых гор, — потрясающе красивых, холодных и очень крутых.

Скалистые горы

Эдмонтон

Эдмонтон встретил нас разбитыми дорогами, ремонтом и довольно сложными развязками. Несмотря на то, что это столица Альберты, город показался нам гораздо менее богатым, чем Калгари. Некоторые здание выглядят потертыми, большинство дорог весьма напоминают российские. А еще кругом ощущается присутствие украинцев.
Город строили по тому же шаблону, что Калгари и Ванкувер — небоскребы в центре, так называемом даун-тауне, а огромное пространство вокруг него занято одно-двух этажными домами, огромными магазинами и ресторанами.

Так выглядит даун-таун

История края

Форт Эдмонтон, который стал местным центром торговли шкурами, был опорной точкой на пути пионеров обосновывающихся на севере и западе Канады. Правительство предоставляло колонистам земли по низкой цене, и город стал стремительно развиваться. К 1904 году число горожан уже превышало 8000. В 1906, спустя год после образования провинции Альберта, Эдмонтон превратился в административный центр.
Экономический бум предвоенных лет (к 1914 году в городе проживало свыше 72 000 человек) сменился резким спадом, в первую очередь, из-за лопнувшего пузыря цен на рынке недвижимости. Уже к началу 1917 года население сократилось до 54 000.

Ну как же без небоскребов?

Возрождение города началось только в конце 1940-х, когда в его окрестностях были открыты крупные месторождения нефти. Новый экономический бум не заставил себя ждать — в течение 1950-х городское население выросло со 150 000 до 270 000 тысяч человек. После некоторого застоя в 1960-х, городская экономика продолжила своё стремительное развитие, благодаря топливному кризису и росту цен на нефть. Организованное во второй половине 1980-х Саудовской Аравией по просьбе США резкое падение нефтяных цен, кроме своей непосредственной цели — Советского Союза, обрушило и экономику Эдмонтона.
Восстановление городской экономики началось лишь в начале 2000-х, чему способствовали как рост цен на нефть, так и внедрение в жизнь новых технологий по разработке нефтеносных песков. В настоящее время Эдмонтон — экономический и транспортный центр северной и центральной Альберты и главный центр нефтегазовой промышленности провинции, «нефтяная столица Канады».

Встреча с ветераном

Это один из наиболее быстро развивающихся городов Канады с процветающей экономикой.В 2007 году Financial Times признала Эдмонтон самым привлекательным для инвестиций городом в Северной Америке.
City hall, он же мэрия. Оригинальное здание само по себе — стекляная пирамида вместо крыши, очень много окон во всех стенах и в итоге внутренние помещения действительно залиты светом.

Эдмонтовская мэрия

Напротив здания — фонтан. Официально он еще и бассейн для всех жалающих. Летом там вовсю плескаются дети возрастом от нескольких месяцев до нескольких лет. Рядом с ним даже раздевалки есть! В последние годы концепции открытости и вовлечения все-таки становятся более и более популярны, но Эдмонтовская мэрия была построена в 1992 году! 20 лет назад! Когда в наших странах не то, что подумать о фонтане, в котором можно купаться напротив административного (то есть до невозможности серьезного заведения), поверить в такое не могли!
Центральная площадь, она же Churchill Squire. Та самая площадь, на которой стоит мэрия. Логичное продолжение отлрытого пространства в стиле «для людей», скамеечки в тенечке, кафешка с мороженным, много столиков, за которыми можно посидеть-перекусить, парочка столов для пинг-понга, шахматы тут же… Атмосфера полного умиротворения, которую никак не ожидаешь на центральной площади города-миллионика.

Атмосфера полного умиротворения

История храма

Встреча с владыкой

Первый небольшой деревянный храм-часовня появился в Эдмонтоне благодаря усердным миссионерским трудам священника Иакова Корчинского и его матушки Варвары в 1902 году. Через несколько лет, в 1908 году, был построен деревянный типовой храм, просуществовавший полвека.
1 октября 1946 году общее собрание прихожан постановило войти в юрисдикцию Московского Патриархата. 18 декабря 1955 года архиепископ Одесский Борис (Вик) совершил архиерейское богослужение в Свято-Варваринском храме и установил полное общение прихода с Матерью-Церквою.

Строительство семикупольного здания в псевдороманском стиле, с начала ХIХ века распространенном в Галиции, было начато 15 июня 1956 года. С 8 августа 1959 года в здании нынешнего собора, возвышающегося над рекой Норс-Саскачеван в центре Эдмонтона, уже начались богослужения. Полное освящение архиерейским чином с вложением частицы мощей св. Варвары в новый престол, которое возглавил Патриарший Экзарх митрополит Североамериканский и Алеутский Борис в сослужении архиепископа Пантелеимона, состоялось в воскресенье 31 июля 1960 года (ЖМП, 1960, №11, с. 15). Иконостас перенесен из старого храма 1908 года.

Обруч великомученицы Варвары

Главной святыней собора является частица мощей (левая стопа) св. вмц. Варвары, вывезенная из Киева и переданная в собор архиепископом Эдмонтонским и Канадским Пантелеимоном (Рудыком), которая по афонской традиции находится в алтаре на престоле. Достопримечательностью собора являются две иконы — святой великомученицы Варвары и Богоявления Господня, написанные в афонском живописном стиле на Святой Горе в 1970-х годах.

Стопа великомученицы Вапвары

В 1982-1984 гг. возле собора был сооружён трехэтажный жилой комплекс (адрес: 9566-101 Avenue) c квартирой настоятеля. Другие квартиры сдаются в аренду для получения средств на содержание прихода.
В 1989 году в подвальном помещении собора был открыт музей-библиотека. В фондах библиотеки хранятся номера «Canadian Orthodox Messenger». Этот ежеквартальный журнал издавался Патриаршими приходами в Канаде с 1963г. по 1986г. В 1970-80-х годах он выходил благодаря старанию секретаря-казначея епископского совета Патриарших приходов Виктора Фёдоровича Лопушинского, члена собора с 1930 года. Издание было прекращено из-за финансовых трудностей, связанных с уменьшением членов Патриарших приходов, а также преклонным возрастом главного редактора.
В трапезном зале находится икона 1000-летия Крещения Руси, специально написанная к юбилею по благословению епископа Серпуховского Климента (Капалина) (ныне митрополит Калужский и Боровский), и размещена портретная галерея архипастырей Московского Патриархата, которые несли послушание в Канаде.
12 декабря 1993 года с правой стороны от входа в собор освящена звонница с тремя колоколами, построенная усердием активных певцов соборного хора Иллоны и Джона Маргитич в память об их отце — протоиерее Иоанне (настоятель собора с 23 мая 1956г. — +9.03.1991г.).

Владыка Иов надевает на нас обруч великомученицы Варвары

Братство и сестричество

При соборе действует Братство, которое возглавляет Джон Прокопюк (John Prokopuk) и Сестричество, которое организовывает ежемесячные чаепития, общие трапезы на большие церковные праздники, а также «St. Barbara’s Annual Fall Tea and Bazaar» (в 2008 году — в субботу 25 октября с 12:00-3:00 p.m.), на которых происходит распродажа кондитерских изделий и общение за чаем.

Церковный зал

В 2007 году председатель сестричества Диана Лопушинская (Deanna Lopushinsky) была награждена орденом св. Ольги III степени, активные члены сестричества медалями прп. Сергия Радонежского I степени. Первое воскресение каждого месяца после богослужения сестричеством организуется чаепитие (lunch) для прихожан в приходском зале, за которым сообщаются и обсуждаются общецерковные и приходские новости.

При храме есть Воскресная детская школа, ежемесячнo издаётся Свято-Варваринский бюллетень (St. Barbara’s Bulletin) на шести страницах. Ежемесячно в соборе проходят собрания церковного комитета, главная тема которых — финансовые и другие вопросы жизнедеятельности общины. Соборное духовенство присутствует на заседаниях без права голоса, может только высказывать свои пожелания и советы по каноническо-богослужебным вопросам, однако принятие их к исполнению зависит от общего голосования.
В средине лета 2008 года был открыт специальный фонд для накопления средств для сооружения нового иконостаса к 50-летию освящения нынешнего собора (2010г.).
Свято-Варваринский собор с 8 августа 1959 года был кафедральным храмом Эдмонтонско-Канадской eпархии. После её упразднения он является центром Патриарших приходов в Канаде.
Кладбище Свято-Варваринского собора расположено возле нашего прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Ниску.
К Варваринскому собору приписан деревянный храм Святителя Николая, который является достопримечательностью Музея-деревни украинского культурного наследия, расположенного в 60 километрах к востоку от Эдмонтона (по 16 трассе на Вегривелл), на границе с Канадским национальным парком «Лосиный остров» (Elk Island National Park). Музей, открытый 27 августа 1972 года при участии епископа Уманского Макария, управляющего Патриаршими приходами в Канаде, находится вблизи первых поселений пиониров-переселенцев русинского происхождения Ивана Пилипова и Василя Еленяка, первыми ступивших на канадскую землю 7 сентября 1891 года.
Никольский храм сооружен эмигрантами из Галиции и Буковины в 1908 году в общине Варвык (Warwick). После закрытия прихода в начале 70-х годов по причине уменьшение прихожан, храм был перенесен в музей и отреставрирован в первоначальном виде. Приходское кладбище продолжает относиться к нашим приходам «Ортодокс-9», а сам храм является приписным к Свято-Варваринскому собору.
Литургия совершается раз в году: всегда в понедельник третьей недели мая, являющимся выходным днем в честь королевы Виктории (Victoria Day), на который переносится празднование храмового дня (22.05). В этот день в музее бывает до несколько тысяч посетителей, интересующихся украинской культуры. Они осматривают достопримечательности музея, знакомятся с народными украинскими традициями, принимают участие в культурно-развлекательной программе, которая проводится во второй половине дня, и посещают наш храм, который открыт весь день.
Сейчас, в канун праздника, собор готовится к нему особенно тщательно. Поздравим же владыку, отца настоятеля и прихожан храма с этой славной датой.
Святая великомученице Варваро, моли Бога о нас!
Татиана Лазаренко, Александр Кривенко

СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА(†306)

Святая великомученица Варвара родилась в г.Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей дочери и берег, как зеницу ока, ибо, кроме неё не было у него больше детей. Когда Варвара повзрослела, лицо ее стало настолько прекрасным, что во всей той местности не было девицы, равной ей по красоте. Желая скрыть Варвару от простых и незнатных людей, которые, как он полагал, недостойны любоваться ею, отец построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с его разрешения.

Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает её отец, то она не могла поверить в это. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю.

Среди людей, бывших около нее, Варвара не могла найти себе наставника, который открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения. Но Сам Дух Святой невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму её познание истины. И жила девица в своей башне, “как одинокая птица на кровле” (Пс. 101, 8) и вся мысль ее была обращена к Единому Богу, а сердце наполнено любовью к Нему.

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Но Варвара давала решительный отказ. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни и общаться с подругами.

После этого Диоскор замыслил отправиться по делам в далекий путь, а перед отъездом приказал построить при находившейся в саду купальне роскошную баню, и в бане сделать два окна, обращенные на юг.

По отъезде Диоскора Варвара, пользуясь разрешением отца свободно выходить из дома, познакомилась с христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа пожелала принять святое Крещение. В то время по воле Божией пришел из Александрии в Илиополь некий пресвитер под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него вере и познанию Единого Бога. Пресвитер крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, преподав наставления, удалился в свою страну. Варвара дала обет сохранять в непорочности свое девство — бесценный бисер и украшение христианки.

Великомученица Варвара. Сер. 1890-х

Пользуясь предоставленной отцом свободой, Варвара однажды вышла из своего замка в роскошный сад, где в то время, по приказанию отца, строилась баня. Увидев два окна Варвара настоятельно потребовала от рабочих сделать в бане три окна (в честь Святой Троицы). А, придя однажды к купальне при бане, воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечаталось на камне, словно высечено было железом. Кроме того, на камне, отпечатлелся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой.

Между тем отец ее возвратился из путешествия и, увидев в бане три окна, в гневе потребовал объяснения от дочери. Она отвечала: «Три лучше, чем два; ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствии, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне, чтобы они освещали баню: а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света, Света неприступного, неизреченного». Затем, указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала: «Я начертала знамение Сына Божия для того, чтобы здесь сила крестная отгоняла всю силу бесовскую».

Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел ударить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнался за ней, неожиданно путь их загородила каменная гора. По молитве святой гора чудом расступилась и образовала проход, по которому Варвара скрылась, после чего гора вновь сомкнулась. Обходя гору и разыскивая дочь, Диоскор спросил о ней двух пастухов, пасущих стада овец на горе. Один из пастухов выдал местонахождение святой и тотчас же на месте постигла его казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его – в саранчу.

Найдя свою дочь Диоскор безжалостно избил ее и заключил в темном помещении, заперев двери и окна, моря ее голодом и жаждой. Затем сам заявил на нее правителю той страны Мартиану, просив склонить Варвару к вере отца, под угрозой любых мучений.

Увидев девицу и подивившись ее красоте, правитель стал лестью склонять ее принести жертву языческим богам. Но святая обличила их ложность и исповедала веру во Единого Бога. Разгневанный такими словами святой Варвары правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение – стоять нагою, перед глазами многих мужей, без стыда разглядывающих обнаженное тело девственницы, было для чистой и целомудренной девицы страданием более тяжким, чем сами раны. Затем мучитель велел бить ее воловьими жилами и тереть раны святой девы власяницей и острыми черепками. Однако все эти мучения не поколебали крепкой в вере мученицы и ее заключили в темницу. В полночь внезапно озарил ее великий свет и Сам Царь Небесный явился ей в неизреченной славе. Христос утешил возлюбленную невесту Свою и исцелил от ран.

На следующий день, увидев святую Варвару совершенно здоровой и еще более красивой, чем прежде, правитель приписал это чудо языческим богам и вновь предложил почтить их жертвами. Но святая с гневом отказалась обличив его духовную слепоту, его нежелание поверить в то, что лишь Единому Живому Богу под силу исцелить ее. В ярости правитель приказал повесить ее на дереве, строгать тело святой железными когтями, опалять свечами ребра и бить по голове молотом.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла некая Иулиания, верующая во Христа. Исполнившись ревности, она возвысила голос и начала открыто хулить языческих богов и объявила себя христианкой. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Ее повесили вместе с Варварой и строгали железными гребнями, а затем, для большего посрамления, их велели водить нагими по городу, с издевательствами и побоями. Наконец, Мартиан, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу осудил обеих на усечение мечом.

Диоскор, жестокосердый отец Варвары, был так ожесточен дьяволом, что не только не скорбел при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился быть ее палачом. Обратившись ко Христу в предсмертной молитве, святая испросила у Него благодать избавления от внезапной болезни и внезапной смерти всякого человека, который будет вспоминать ее страдания.

Варвара была усечена руками немилосердного своего отца, святую же Иулианию обезглавил воин. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла кара Божия. Тотчас по совершении казни разразилась страшная гроза и ударами молний были убиты оба мучителя и самого праха от них не осталось на земле.

Честные мощи святых мучениц перенес в город один благочестивый человек по имени Галентиан, и похоронил с подобающей честью, устроив над ними церковь, в которой происходило много исцелений молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.

Мощи святой великомученицы Варвары

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081—1118 гг.), княжна Варвара, выходя замуж за князя Святополка II, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь — в кафедральном соборе святого князя Владимира.

Рака с мощами св. Варвары во Владимирском соборе Киева

Мощи святой Варвары

В христианской традиции св. вмч. Варваре молятся о том, чтобы не умреть без покаяния и причастия Божественных Тайн.

Матермал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва великомученице Варваре:
Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них Самаго Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8:
Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак, глас 4:
В Троице благочестно певаемому, последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища: посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, едино Божество.

Церковь великомученицы Варвары на Варварке

Одна из самых древних улиц Москвы, Варварка получила свое название от местной церкви. Уже в XV веке упомянута Варварская улица с деревянной церковью святой Варвары. В начале XVI века она была разобрана и на ее месте построено каменное здание по проекту итальянца Алевиза Нового, создавшего в Кремле Архангельский собор, а за его пределами – более десятка каменных церквей. Одна из них сохранилась до наших дней практически в первозданном виде – это собор Петра Митрополита в Высоко-Петровском монастыре (другие церкви либо утрачены, либо значительно перестроены).

Каменная церковь на Варварке 1514 года постройки имела схожий облик – «восьмилистник» в плане, увенчанный одной мощной главой. Она была возведена по заказу купцов Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки Урвихвостова, живших в Зарядье. Церковь стояла практически без изменений до конца XVIII века, когда ее обветшавшее здание разобрали. Новый храм святой Варвары тоже строился на частные средства: храмоздателями стали майор Иван Барышников и купец I гильдии Николай Самгин. Работы начались в 1796 году, а освящение новой церкви состоялось в 1804 году.

Наиболее вероятным автором церкви святой Варвары считается архитектор Родион Казаков, мастер эпохи классицизма. Крестообразное в плане здание увенчано мощным куполом с маленькой главкой и отмечено четырехколонными портиками с севера и с юга, с запада к нему примыкает трехъярусная колокольня. Церковь поставлена на высокий мощный цоколь, но из-за перепада высот со стороны Варварки он не заметен: чтобы увидеть его, нужно обойти храм с севера.

В 1812 году Варварская церковь пострадала сначала от французских солдат, устроивших в ней конюшню, а затем от пожара. Лишь в 1820-х годах она была полностью восстановлена.

Большие утраты произошли после революции. В 1932 году церковь святой Варвары была закрыта, вскоре улицу переименовали в честь Степана Разина. Храм лишился главы и верхнего яруса колокольни, изнутри его пространство было разгорожено на этажи для склада и контор, но все же здание устояло, несмотря на планы по его сносу.

В 1960-х годах параллельно со строительством в Зарядье здания гостиницы «Россия» были отреставрированы исторические памятники Варварки, в том числе и церковь святой Варвары, воссозданы ее глава и утраченная часть колокольни. Внутри расположился Совет Московского областного отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры.

В 1991 году храм был передан общине верующих, вскоре возобновлены богослужения на втором этаже. В 1993 году улица снова стала называться Варваркой. В 2007 году во время археологических раскопок под храмом был обнаружен фундамент алевизовской церкви XVI века, подтвердивший версию о ее внешнем сходстве с собором в Высоко-Петровском монастыре.

Проект реставрации 2014-2015 годов предусматривал восстановление облика храма, сложившегося к 1880-м годам. В ходе работ отреставрирована штукатурная поверхность фасадов и сохранившиеся элементы лепного декора фасадов – капители и пилястры коринфского ордера, ионические пилястры, розетки, цветы, полубалясины и карнизы. Утраченные декоративные элементы воссозданы по аналогам. Колористическое решение фасадов разработано на основании архивных и химико-технологических исследований – фасады выкрашены в насыщенный теплый розовый цвет, а лепной декор имеет табачный оттенок, поверх которого выполнены бликовка и золочение сусальным золотом на лак.

На основании архивных данных и натурных исследований на северном портике был раскрыт центральный дверной проем, воссозданы и установлены на сохранившиеся подставы входные металлические двери и белокаменная лестница. Современные металлические решетки заменили на выполненные по образцу сохранившейся в оконном проеме южного фасада решетки XVIII века. На основании архивных фотографий 1882 и 1931 годов были воссозданы завершение колокольни и кресты.

В 2016 году храм стал лауреатом конкурса Правительства Москвы «Московская реставрация» в номинации «За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ».

История

13 сентября 2008 года от Р.Х в селе Минькино Мурманской области, которое находится на противоположном берегу Кольского залива было совершено Великое освящение церкви в честь Великомученицы Варвары. Освящение совершил правящий архиерей Архиепископ Симон, первым настоятелем был иеромонах Александр (Болдовский). Необычен тот факт, что общины и, так называемой, «двадцатки» там еще не было. Вся инициатива по созиданию и строительству полностью принадлежала Мурманскому предпринимателю Владимиру Блинскому, на средства которого новая церковь была воздвигнута, и духовному попечению Владыки Симона.

История этого поселения тоже интересна. Конец 19 века, когда по всему побережью Кольского залива работали рыболовецкие артели, один из преуспевающих рыбаков по фамилии Минькин устроил здесь свое поселение. Отсюда и название – Минькино. В 1889 году вместе с Минькиным в этом живописном месте работало 10 рыбаков. К 20-м годам уже 20 века артель выросла и количество рыбаков достигло порядка 30 человек, а в советские годы, когда частной собственности не стало на месте минькинской артели появился советский колхоз, в дальнейшем названный «Ударник».

В 90-х годах 20-века Советская система рухнула и колхоз влачил жалкое существование, пока не пришли люди как когда-то в царской России, которые были профессионалами своего дела. Они-то и вывели «Ударник» в преуспевающее предприятие. Появился хозяин. А настоящий хозяин – это не тот, кто только качает прибыль из своего бизнеса, но и заботится о своей собственности, проявляя внимание к людям, к окружающему миру, а самое главное, понимает, что все что нам дано – все от Бога. Господь для человека Образец «рачительного хозяина», не зря теме «доброго, рачительного хозяина» так много уделял внимания Господь Иисус Христос в своих притчах.

И вот в конце 90-х годов таким рачительным хозяином стал Владимир Блинский. Господь чудесным образом внушил ему, что одним только бизнесом и только благотворительностью без Бога душу свою не спасти. Поэтому он дал обет построить церковь. Первая церковь была построена им в поселке Мурмаши, и в это же самое время, шла уже подготовка к постройке церкви в Минькино.

Верующие люди в Минькино были в советское время, есть и сейчас. Православные минькинцы вынуждены были преодолевать большие расстояния до Мурманска или Колы, чтобы побывать и помолиться, очистить душу от грехов в православном храме. Суровые северные зимы делали эти обычные вещи подвигом. Многие плакали от радости и умиления, когда освящался храм. Были и такие, которые видели Архиерея и священников только по телевизору. В 2008 году в их жизни случилось чудо. Господь Сам пришел к этим людям.

Ктитор (так называют строителя и попечителя церкви) нового храма не дерзнул давать имя, в честь которого будет называться храм, Владимир Блинский обратился с этой просьбой к Владыке Симону. На что получил ответ, что такие вещи сразу не делаются – надо помолиться. Таким образом по благословению Владыки церковь освящена в честь Великомученицы Варвары. Как объяснил Владыка, чтобы понять почему церковь названа в честь Святой Варвары, надо прочитать ее Житие. Из Жития мы узнаем, что Варвара была долгое время заточена в высокой башне своим отцом, чтобы она не стала христианкой, а поклонялась языческим идолам. Но она сбежала из дома своего отца, исповедовала Господом Иисуса Христа и за это отдала мученически свою жизнь.

История села Минькино похожа на судьбу Святой Великомученицы Варвары. Долгое время, более ста лет, Минькино было как в заточении. Вроде бы и православные люди там были, и Мурманск виден через воды залива из окон домов, но возможности выражать свою веру в Доме Божьем не было. Вот, наконец, пришло то время, когда нет уже почти никаких препятствий на пути человека к Богу, кроме самого человека и его грехов. Торжествует историческая справедливость северный край, обделенный когда-то богоборцами православной культурой, сегодня возрождается, а вместе с этим будет возрождаться и человек, и само село Минькино.

Иконостас для церкви был написан мурманскими мастерами Михаилом Гусаровым и Константином Морозом.

До февраля 2012 года, после игумена Александра (Болдовского), настоятелем храма служит иерей Евгений Емельянов, который много усилий приложил для становления общины прихода. Первые труженики, это староста храма Хожасаитова Г.А., и члены приходского собрания Кайдалова Н.А., Муравьев А.И., Муравьева В.С., Чейпеш Л.А.

29 февраля 2012 года Указом правящего архиерея настоятелем храма назначен иерей Андрей Юрьевич Шилов, который до 1 сентября 2014 года совмещал должность настоятеля храма великомученицы Варвары и ключаря Свято-Никольского кафедрального собора города Мурманска.

13 декабря 2014 года в день памяти Апостола Андрея Первозванного настоятелем храма иереем Андреем Шиловым освящена Воскресная школа храма, построенная ктитором Владимиром Геннадьевичем Блинским.

16 июля 2015 года в храм доставлена частица мощей Святой великомученицы Варвары, которая с этого дня постоянно находится в мощевике храмовой иконы.

27 июля 2015 года в храм доставлены частицы мощей СВЯТЫХ ПРЕПОДОБНЫХ ГЛИНСКИХ СТАРЦЕВ (АРХИПА, ИОАННИКИЯ, СЕРАФИМА, ВАСИЛИЯ, МАКАРИЯ, ФЕОДОТА, ИННОКЕНТИЯ, ИЛИОДОРА, ФИЛАРЕТА), ПРЕПОДОБНОГО ГАВРИИЛА АФОНСКОГО ЧУДОТВОРЦА, ПЕРПОДОБНОГО ГАВРИИЛА СЕДМИОЗЕРНОГО, БЛАЖЕННОЙ МАТРОНЫ МОСКОВСКОЙ, ПРАВЕДНОГО ФЕОДОСИЯ БАЛТСКОГО, ПРЕПОДОБНОЙ ЕЛЕНЫ КИЕВСКОЙ, ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ СОФИИ КИЕВСКОЙ, ПРЕПОДОБНОЙ ЕВТРОПИИ ХЕРСОНСКОЙ, ЧАСТИЦА ОТ ГРОБА ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ РОССИЙСКОЙ ЕЛИСАВЕТЫ, ЧАСТИЦА ОТ КАМНЯ ГДЕ БЫЛО СОВЕРШЕНО ЧУДО АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА В ХОНЕХ. С этого дня святыни находятся в нашем храме.

11 апреля 2016 года в наш храм прибыли мощи новомучеников исповедников Церкви Русской СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА НИКОЛАЯ ПРЕСВИТЕРА ИСКРОВСКОГО и СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА АЛЕКСАНДРА, ПРЕСВИТЕРА НАРВСКОГО И ИВАНГОРОДСКОГО. С этого дня мощи святых угодников находятся в нашем храме.

15 ноября 2016 года настоятелем храма иереем Андреем Шиловым освящена икона Преподобных Глинских старцев с частицами мощей святых угодников Божиих, написанная в семейной иконописной мастерской Шкеневых Стахия и Ларисы.

11 декабря 2016 года в храм прибыли мощи СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ МОСКОВСКОГО, СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИОАННА РИЖСКОГО, ЧАСТИЦА МОЩЕЙ ОТ ГЛАВЫ ВИФЛЕЕМСКОГО МЛАДЕНЦА, СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ФЕДОРА ЯРОСЛАВСКОГО И СЫНА ЕГО КОНСТАНТИНА, которые с этого дня прибывают в храме.

21 декабря 2016 года в напрестольный крест, изготовленный в иконописной мастерской Шкеневых, вставлена частица мощей от главы Вифлеемского младенца. 9 января 2017 года освящена икона Вифлеемских младенцев от Ирода в Вифлееме избиенных, изготовленная в иконописной мастерской Шкеневых.

Святыни

  • Частица мощей священномученика Николая, пресвитера Искровского
  • Частица мощей священномученика Александра Волкова, пресвитера Нарвского и Ивангородского
  • Частица мощей Святой Софии Киевской
  • Частица мощей Святой преподобной Елены Киевской
  • Частица мощей Святой преподобной Евтропии Херсонской
  • Частица мощей Святого преподобного Филарета Глинского
  • Частица мощей Святого преподобного Феодота Глинского
  • Частица мощей Святого преподобного Серафима (Амелина) Глинского
  • Частица мощей Святого преподобного Макария (Шарова) Глинского
  • Частица мощей Святого преподобного Иоанникия Глинского
  • Частица мощей Святого преподобного Иннокентия Глинского
  • Частица мощей Святого преподобного Илиодора Глинского
  • Частица мощей Святого преподобного Гавриила Седмиезерского
  • Частица мощей Святого преподобного Гавриила Афонского
  • Частица мощей Святого преподобного Василия Глинского
  • Частица мощей Святого преподобного Архиппа Глинского
  • Частица мощей Святого праведного Феодосия Балтского
  • Частица камня с места, где было совершено чудо Архистратига Михаила в Хонех
  • Икона с частицей мощей Святой великомученицы Варвары
  • Икона с частицей мощей Святой блаженной Матроны Московской
  • Икона с частицей гроба Святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы.
  • Частица мощей от главы Вифлеемского младенца
  • Частиц мощей священномученика Иоанна Рижского
  • Частицы мощей благоверных князей Феодора и сына его Константина Ярославских.
  • Частица мощей святителя Иннокентия Московского

>Престольные праздники

Варвара Илиопольская, великомученица — 17 декабря

Жизнеописание великомученицы

Житие святой Варвары великомученицы гласит, что девушка претерпела множество страшных пыток за Христа по злобе своего отца-язычника.

Варвара Илиопольская

Именно она, единственная, была удостоена чести быть изображенной на иконе, держа в руках Потир — Чашу Причастия, касаться которой может только священник.

Отрочество

Девочка появилась на свет на территории нынешней Сирии в граде Илиополе в знатной семье язычников. Ее отец Диоскор, рано овдовев, очень берег любимую дочь. Повзрослев, Варвара становилась очень красивой девушкой. Именно поэтому отец соорудил для нее высокое и со вкусом обустроенное жилище — высокую башню с великолепными палатами. К девушке были приставлены воспитательницы и служанки. Диоскор запрещал дочери покидать замок без его позволения, дабы недостойные люди не видели ее прекрасное лицо. Единственным развлечением Варвары было созерцание красоты земного мира с высоты своего жилища.

Святая великомученица Варвара Илиопольская. Икона, XIV век.

Девушка мечтала познать истинного Творца мира. Но отец желал выдать дочь замуж и для этого приглашал для знакомства с Варварой богатых женихов. Она отказалась исполнить отцовскую волю. Расстроенный Диоскор решил позволить дочери выходить из стен башни и позволил общаться с подругами в надежде, что те все же склонят ее к выбору супруга.

Читайте о других женщинах-подвижницах:

  • Житие святой Анны Кашинской
  • Житие святой Анастасии Узорешительницы
  • Житие святой великомученицы Екатерины

Однажды он отправился в дальние земли по делам и приказал во время своего отсутствия построить роскошную баню при купальне. В бане он указал сделать всего два окна с южной стороны. Но Варвара уговорила строителей сделать третье, восточное, во имя Святой Троицы. На мраморном камне, которым была обложена купальня, девушка начертила Святой Крест. Чудо, но он отпечатался на камне, как будто был специально выбит. Здесь же остался отпечаток девичьей стопы, а впоследствии из него стала истекать вода и совершалось множество чудесных исцелений.

Во время длительного странствия отца Варвара подружилась с городскими христианками, которые рассказали ей о Христе, о Его жизни, страданиях, воскресении, о Его Пречистой Матери. В те дни в городе находился под видом приезжего купца православный священник, которого Варвара уговорила совершить над ней Таинство Святого Крещения. Она дала обет посвятить свою жизнь Христу.

Страдания за Христа

По возвращении домой отец услышал от любимой дочери наставления христианского вероучения. В ярости он набросился на девушку с мечом, но она успела убежать и спрятаться в горной расщелине, которая чудесным образом раскрылась пред ней. Но место ее нахождения выдал Диоскору местный пастух и к вечеру отец привел дочь домой, сильно избив. На утро он отвел ее к правителю города и отрекся от отцовства по причине отвержения ею языческого божества. Градоначальник долго уговаривал красавицу отречься от веры Христовой и не отступать от издавна принятых языческих законов. Но святая твердо стояла на своем и обличала идолопоклонническую ересь. Она открыто исповедовала Богом и Женихом Небесным Иисуса Христа.

Великомученица Варвара

По приказу градоустроителя Варвара подверглась жестоким мукам и пыткам. Ее жестоко избивали, растирали власяницей глубокие раны, подвешивали к дереву, строгали нежное тело железными крюками, разбивали молотком череп. Обычный человек не смог бы остаться в живых после неимоверных страданий, но Варвара их мужественно претерпела. Ее укрепляла вера и Сила Божия.

В том же городе жила девушка Иулиания. Была она истинно верующей и богобоязненной горожанкой. С тех пор, как Варвара была схвачена мучителями-язычниками, она издалека следила за ней. Когда ее бросили в темницу после пыток, Иулиания заглядывала в тюремное окошко и не переставала удивляться силе веры молодой красавицы, ее великой воле не пощадив своей жизни положить ее за Христа. Видя, что Отец Небесный излечил деву от страшных ран, Иулиания приняла решение так же пострадать за Творца и умоляла Его послать терпения в предстоящих страданиях.

Утром наступившего дня стражники вывели святую из тюрьмы и повели навстречу новым мучительным истязаниям. Иулиания издали следовала за мученицей. Взирая на страшные страдания девушки, она сильно плакала. Набравшись сил и смелости, она громко из толпы начала обвинять городского владыку в бесчеловечности и хулить языческое божество. Тут же ее схватили стражники, а градоначальник задал вопрос о ее вероисповедании. Иулиания не побоялась и во всеуслышание назвала себя христианкой.

Теперь вместе с Варварой девушек водили голыми по городским улицам, а после подвесили к дереву и стали строгать их тела гребнями из железа. После истязаний мученицам были отсечены головы. Причем Диоскор собственноручно казнил свою любимую дочь. Но его постигло Божие возмездие: в мужчину ударила молния и его тело превратилось в горстку пепла.

Упокоение

Останки Варвары и Иулиании захоронил в селении Геласии благочестивый муж Валентиниан. Позже на месте захоронения был возведен храм, внутри которого покоились святые мощи.

Икона «Святая великомученица Варвара Илиопольская»

В Месопотамии также была построена церковь в честь Варвары, в его стенах хранилась часть мощей девственицы и ее окаменевшая грудь, из которой сочились молоко и кровь.

Внимание! Святые мощи великомученицы в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке княжна Варвара, супруга русского князя Михаила Изяславича, забрала их с собой в Киев, где и по сей день они почивают в стенах кафедрального Владимирского собора.

Молитва Варваре Великомученице

Угодница Божия способна разрешить любые проблемы верующих христиан, среди них:

  • покровительство шахтерам и артиллеристам;
  • спасение от внезапной смерти без покаяния;
  • предохранение от несчастий и бед, душевных мучений и уныния;
  • спасение от пожара, морской бури;
  • исцеление от различных, даже не поддающихся лечению недугов;
  • благостный исход тяжелых родов;
  • христианское воспитание детей.

Святые мощи великомученицы обладают чудотворными свойствами, заряжают божественной энергией притекающих к ним. Вещи, освященные на раке с мощами, православные люди носят на теле в качестве неких «талисманов». Известно, что русские императрицы взамен своих дорогих перстней надевали на пальцы скромные колечки, освященные на мощах Варвары.

Читайте о мощах других святых:

  • Мощи святой равноапостольной княгини Ольги
  • Мощи святого преподобного Амвросия Оптинского
  • Мощи святого преподобного Сергия Радонежского

Совет! Среди русских женщин считалось грешным делом в день памяти святительницы заниматься домашними делами: шить, вязать, стирать, месить глину. Рукоделием дозволено было заниматься лишь после прочтения специальной молитвы.

Хозяюшки в Варварин день готовили вареники с начинкой из мака и творога. Считалось, какая погода будет на Варвару, так же и будет на улице в праздник Светлого Рождества Христова.

Интересно! Чудотворный образ совершил путешествие в космос и некоторое время пребывал на орбитальной станции.

Житие великомученицы Варвары

Родилась великомученица Варвара в городе Илиополе, ныне находящемся в Сирии, при жестоком гонителе христиан римском императоре Максимине II, правившем в начале IV века, в семье богатого вельможи и аристократа Диоскора.

После смерти жены Диоскор, будучи убежденным язычником и противником христианства, окончательно решил воспитать дочь Варвару отъявленной идолопоклонницей. Он стремился оградить ее от истинной веры и для этого даже воздвиг высокую башню, он заключил святую в замок, который стал для Варвары домашней тюрьмой.

В 16 лет девушка расцвела, став красавицей, проявляя при этом удивительную ясность и твердость суждений. Множество женихов, претендентов на ее руку и богатства Диоскора, было ею отвергнуто, поскольку она не видела в них бескорыстия и духовной чистоты. Ее больше волновали тайны бытия, ведь окружающий мир она могла видеть только из маленького башенного окна.

Пришло время, и к Диоскору зачастили женихи с предложениями руки и сердца, на которые Варвара отвечала решительным отказом. Тогда Диоскор разрешил Варваре покидать ее невольное убежище в башне, рассудительно решив, что, разговаривая с подругами, та рано или поздно захочет создать семью. Он ошибся.

Во время его длительного отсутствия в городе Варвара встретила местных христиан и крестилась, обещав Богу посвятить свою жизнь только Ему.

Варвара поверила в Единого Творца и отвергла греховное многобожие, к которому ее всячески склоняли. Неизбежно должен был настать тот день, когда ей откроется истина. Сердца ее коснулась благодать Божия, Варвара почувствовала незримое присутствие Господа.

Ему она решила посвятить свою жизнь и известила отца, что отказывается от замужества.

Мучения святой Варвары

Раздосадованный Диоскор, чтобы отвратить дочь от истинной веры, пошел на все, даже разрешив ей общаться с другими девушками. Но это только привело к дальнейшему крушению его замыслов: среди подруг Варвары тотчас появились девы, поведавшие ей об Иисусе Христе.

Великим событием для Варвары стало Таинство Крещения, которое она приняла тайком от отца. Обряд совершил александрийский священник, приезжавший в Илиополь под видом торговца. Он же изложил девушке главные постулаты христианского вероучения.

Разъяренный Диоскор отрекся от дочери и отвел ее к городскому правителю, предложив ему предать святую Варвару мучительным пыткам и смерти, если та не отречется от Христа. Варвара между тем громко исповедовала веру в Господа и обличала язычников.

Отец потребовал для дочери самого жестокого наказания, что весьма удивило правителя, никогда прежде не видевшего столь совершенной женской красоты. Но и ему не удалось отвратить Варвару от принятой ею истинной веры, и тогда было решено добиться ее отречения жестокими пытками.

Великомученица Варвара стойко перенесла мучительные истязания, тело ее покрылось кровоточащими ранами, но она стояла на своем. После учиненных над нею жестоких побоев мученицу бросили в темницу, где в ту же ночь ей явился Господь со словами:

«Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем».

Он вылечил ее раны, следы истязаний после этого на теле великомученицы Варвары мгновенно исчезли, и наутро палачи и изумленная толпа зевак увидели девушку в полном здравии. Вдохновленная ее примером, еще одна христианка по имени Иулания призналась во всеуслышание в своей вере и также была подвергнута пыткам.

На другой день Варвару вместе с Иулианией водили городу и истязали, в какой-то момент с обеих христианок были сорваны одежды, но по молитве Варвары они тотчас были одеты светящимися покровами, дарованными явившимся к месту казни Ангелом, потом, повесив на суке дерева, предали пыткам: жгли кожу огнем, рвали крючьями. Очевидцы страстей Варвары были убеждены, что сам Господь поддерживал душевные и физические силы мучениц, укрепляя их дух и стойкость.

В конце концов обе мученицы были обезглавлены, причем Варвару собственноручно казнил ее отец, Диоскор.

Однако преступления Диоскора не сошли ему с рук: убийца собственной дочери был буквально испепелен угодившей в него молнией, что даже закоренелыми язычниками было воспринято как Божия кара.

Мощи Святой Великомученицы Варвары

Мощи великомученицы Варвары с VI века пребывали в Константинополе, а в XII столетии, согласно отечественной версии (у Западной Церкви на сей счет иное мнение), были принесены в Киев дочерью византийского императора Алексея I Комнина, вышедшей замуж за киевского князя Святополка II (Михаила) Изяславича. С тех пор и до самого большевистского погрома они хранились в Михайловском Златоверхом монастыре. Ныне мощи обретаются в киевском Владимирском соборе.

В 1651 году литовский гетман Януш Радзивилл, захвативший Киев, взял две частицы от мощей великомученицы Варвары. Одну из них, от персей ее, Радзивилл передал своей жене Марии; по ее кончине эта частица, по благословению митрополита Киевского Иосифа (Тукальского), попала в Канев, а уже оттуда была передана в Батуринскую казенную палату.

В 1691 году, по ходатайству святителя Димитрия Ростовского, бывшего тогда настоятелем Батуринского Николаевского монастыря, гетман Иван Мазепа повелел передать эту частицу в Николаевскю обитель.

В 1764 году от этой частицы отделили еще частицу, которая, стараниями ходивших в Киев на богомолье нерехтчан, была перенесена в Нерехту, в Воскресенский храм, в котором в первом этаже была освящена Варваринская церковь. Богоборческой эпохи частица мощей великомученицы Варвары не пережила, исчезнув в водовороте тех страшных лет.

О глубоком почитании здесь великомученицы Варвары ныне напоминает лишь открытая в 1990-х годах реставраторами на своде трапезной верхней церкви фреска с образом святой Варвары, изображенной в окружении ангелов.

Святые на Руси.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *