Святая Валентина в православии

День святого Валентина: Кем был этот святой и какое отношение имеет к влюблённым?

Священномученик Валентин Интерамнский

Прежде всего, стоит сказать, что святой Валентин, память которого столь чтят влюблённые, действительно существовал. Святой Валентин жил в III веке по Рождестве Христовом в Италии, где был епископом города Интерамны в Умбрии.

Согласно мученическим Актам V-VI веков, святитель обладал благодатью чудотворений и исцелений. Однажды в Риме он вылечил брата трибуна Фронтона, о чем тот рассказал философу Кратону. Позже Кратон попросил святого помочь его сыну Хоримону, который повредил себе спину и ходил согнувшись и изнемогая от боли в течение трёх лет.

Придя в Рим, святитель Валентин затворился с юношей в одной из комнат дома философа и усердно молился об его исцелении на протяжении ночи. Утром Кратон и его домочадцы увидели Хоримона совершенно исцелённым. После того, как молва о чудесном выздоровлении юноши распространилась по «вечному городу», многие его жители стали обращаться ко Христу.

В числе принявших Святое Крещение была и вся семья знаменитого философа, его ученики Прокул, Ефив и Аполлоний, а также Авундий, сын префекта Рима Плацида.

Язычник Плацид, узнав об обращении сына, пришёл в неистовство и приказал схватить святителя Валентина и бросить в темницу. Валентина стали принуждать отречься от веры и поклониться идолам. Видя неуступчивость святого, префект Плацид приказал отрубить ему голову, а затем казни подверглись и ученики Кратона Прокул, Ефив и Аполлоний. Это произошло во времена правления императора Аврелиана.

Авундий не бросил тела учителя и братьев по вере без погребения. Мощи святых мучеников были тайно вывезены им из Рима и с честью преданы земле в гробнице на 63-й миле Фламиниевой дороги.

Сам философ Кратон и вся его семья тоже вскоре пострадали за исповедание Христа Спасителя. В VIII веке в Интерамне над могилой священномученика Валентина построили христианскую базилику. В средние века святому Валентину особенно молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии).

Другие Валентины — кандидаты на роль покровителя влюблённых

14 февраля память священномученика Валентина Интерамнского чтит Католическая церковь. В Православии этого святого чествуют совершенно в другой день, а именно — 30 июля (12 августа по новому стилю), а на 14 февраля приходится память мученика Трифона.

Также любопытно, что католики 14 февраля празднуют день памяти также святого мученика Валентина, пресвитера Римского и святого мученика Валентина Африканского. В сознании многих людей факты из житий всех трёх святых смешиваются в некий собирательный образ. Все три святых Валентина были мучениками, погибли за веру и любовь к Богу в первые века христианства и в древних житиях каждого из них нет никаких намёков на покровительство влюблённым.

В частности, святой Валентин, пресвитер Римский пострадал в конце III века при императоре Клавдии II. Он был казнён императором за публичное исповедание христианской веры и объявление ложными языческих богов. Перед казнью он исцелил слепую дочь префекта, после чего последний также уверовал во Христа.

Вот как о последнем чуде пресвитера Валентина повествует «Золотая легенда» Иакова Ворагинского: «Тогда по молитве святого слепая дочь префекта прозрела, и Валентин обратил в веру Христову всех, кто был в этом доме. Император же приказал обезглавить Валентина в лето Господне 280-е».

О жизни же и страданиях африканского мученика Валентина не известно ничего, кроме самого факта его мученической смерти за Христа.

Как святой Валентин «стал» покровителем любящих сердец

Православная энциклопедия сообщает, что мученические акты V-VI веков не содержат никаких упоминаний об особой помощи святого Валентина влюблённым и первые намёки об этом в литературе Западной Европы (Джеффри Чосер и Джон Гауэр) относятся к XIV-XV векам.

Поэты говорят о том, что с 14 февраля «птицы начинают искать себе пару», но более вероятно, что празднование дня святого Валентина в сознании людей эпохи Возрождения заменило собой древнеримские Луперкалии — праздник женского плодородия.

Древние Луперкалии также приходились на середину февраля и были запрещены при римском папе Геласии I (492-496). В их истории нет ничего романтического: после жертвоприношений Фавну из кожи жертвенных животных делали бичи и пороли женщин детородного возраста с целью повышения рождаемости.

Наконец, уже в XIX-XX столетиях, день памяти священномученика Валентина окончательно оброс красивыми легендами о «тайном венчании влюблённых» (чего не могло быть в III веке, так как само Таинство Венчания оформилось лишь в IV-V веках) и разнообразными коммерческими атрибутами — открытками «валентинками», цветами, подарками и т.п.

Интересно, что святитель и чудотворец Мир Ликийских Николай (III-IV века) также окончательно превратился на Западе в коммерческий символ Рождества, Санта Клауса, и получил свои черты (олени, колпаки, эльфы и т.п.) в тех же XIX-XX веках, когда дельцы США и Европы поняли, сколько денег могут приносить разнообразные «тематические» празднования.

Ложная отсылка к «Золотой легенде» Иакова Ворагинского

Википедия основным кандидатом на роль святого Валентина считает священномученика пресвитера Римского. Она пытается навязать читателям ложную информацию о более ранних, нежели XIV-XV века, «легендах», связанных с тайным венчанием влюблённых со стороны священномученика Валентина: «В позднем средневековье во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар».

Ссылаясь на текст «Золотой легенды» Иакова Ворагинского, Википедия сообщает, что: «в те далёкие и тёмные времена властный и жестокий римский император Клавдий II пришёл к мысли, что одинокий мужчина, не обременённый женой и семьёй, лучше будет сражаться на поле битвы во славу Цезаря, и запретил мужчинам жениться, а женщинам и девушкам — выходить замуж за любимых мужчин. А святой Валентин был обычным полевым врачом и священником (!), который сочувствовал несчастным влюблённым и тайком от всех, под покровом ночи освящал брак любящих мужчин и женщин».

«Вскоре деятельность святого Валентина стала известна властям, и его посадили в темницу, приговорив к смертной казни. В заключении святой Валентин познакомился с прекрасной дочерью надзирателя — Юлией. Влюблённый священник (!) перед смертью написал любимой девушке признание в любви — валентинку, где рассказал о своей любви, и подписал его «Твой Валентин». Прочитано оно было уже после того, как его казнили, а сама казнь произошла 14 февраля 269 года», — дополнительно сообщает издание.

Комментировать глупости об «обычном полевом враче — христианском священнике» в римской армии в разгар эпохи гонений на христиан или о «влюблённом священнике», дававшем обет безбрачия, будет излишним. А вот в тексте «Золотой легенды» приводится вполне каноническое житие пресвитера Римского и никаких сведений о влюблённости святого мученика Валентина или его службе в армии в том или ином качестве текст «Легенды» не содержит.

День святого Валентина и Православие

Традиция отмечать День всех влюблённых или День святого Валентина пришла к нам с Запада в 90-е годы XX столетия и первоначально вызвала ряд критических статей в православных изданиях. Это было связано с тем, что отмечавшие праздник молодые люди от романтизма и восхищения дамами своего сердца склонялись более в сторону эротизма и похоти.

Однако, со временем многие неприличные аспекты праздника, как и другие перегибы лихих 90-х, ушли в прошлое. А вот сам праздник остался. И молодёжь продолжает справлять его.

В этой связи встаёт вопрос, как именно праздновать «День святого Валентина». Да, у нас есть свой православный день влюблённых — «День семьи, любви и верности», который мы отмечаем 8 июля, вспоминая преподобных супругов Петра и Февронию Муромских. Но, в связи с постоянной поддержкой «Дня святого Валентина» в прессе, многие околоцерковные или внецерковные молодые люди о последнем также не забудут. «День святого Валентина» останется их праздником.

Почему бы не позвать их в Церковь? Не устроить 14 февраля в храмах молебны об умножении любви святому Валентину Интерамнскому для молодых пар? Не рассказать им в проповедях и беседах в храме о том, что святой Валентин на самом деле предпочёл любой земной любви любовь к Спасителю и даже отдал за него жизнь? Не напомнить им о других православных святых — покровителях семьи и брака?

Андрей Сегеда

Также читайте: «Путеводитель: Страна Души и её православные святыни».

Отвечает Священник Владимир Переслегин:

В святцах Русской Православной Церкви есть три святых Валентина: мученик Валентин Доростольский (память 24 апреля по ст. стилю, 7 мая по новому); священномученик Валентин Интерамский (Италийский, память 30 июля по ст.ст.); священномученик Валентин Римлянин (6 июля ст.ст.). 14 февраля, в канун Сретения Господня, память святого Валентина в Православной Церкви не празднуется. Традиция празднования этого дня довольно давно существует у католиков и других западных христиан, но назвать церковным этот праздник сложно. Скорее это некий светский праздник, носящий на себе отпечаток языческой культуры. Есть сведения, что 14 февраля юные римлянки-язычницы опускали в специальную урну раскрашенные любовные послания своим поклонникам.

Истинная любовь между мужчиной и женщиной христианами, имеющая своим источника Бога, Который Сам есть Любовь, должна знаменоваться священным брачным союзом. Едва ли упомянутый праздник допускает такое содержание. А по учению Православной Церкви, половые отношения вне брака считаются блудом (или прелюбодейством).

К сожалению, сейчас праздник языческого характера связывают с именем святого, который как бы насильно призывается к благословению любых отношений. Современное общество чувствует пустоту и порочность своих идеалов, а потому и требует хоть какого-то, пусть и придуманного, освящения гражданских ритуалов и обрядов.

Знаете ли вы, что лучший подарок девушке на День св. Валентина — это хорошенько выпороть её ремнем? Но подождите негодовать. Давайте сначала разберемся.

Итак, День св. Валентина отмечают не одно столетие. И во все времена история возникновения этого праздника была окружена легендами. Достоверно не известны не только события, послужившие его началу, но даже в честь кого из «древних Валентинов» мы его празднуем.

Сегодня мы знаем минимум о трех Валентинах, живших в разное время и в разных землях. Западные христиане не мелочились, и решили отмечать 14 февраля сразу в честь двоих: Валентина Римлянина пресвитера и Валентина Интерамнского, епископа.
Православные же отмечают день этих святых 6 и 30 июля соответственно.

Какие времена, такие и легенды. Например, в этом году, в социальных сетях модна версия о том, что христианский епископ Валентин тайно проводил обряды гомосексуальных браков между римским легионерами императора Клавдия 2-го, за что и поплатился головой, что конечно же не выдерживает никакой критики.

Легенда о тайных венчаниях молодых пар Валентином, появилась в позднем средневековье, но ни тогда, ни во времена якобы жизни «почтенного епископа», ни о каких однополых браках речь конечно же не шла.

Наиболее вероятной версией возникновения традиции «Дня св. Валентина», по мнению историков, как и во многих других случаях с раннехристианскими праздниками, является языческое наследие Римской Империи. А конкретно праздник «Луперкалии», отмечавшийся римлянами 15 февраля.

Любопытна история и традиции этого праздника. Луперкалии (Lupercalia) — праздник плодородия, посвященный богине не слишком целомудренной любви Юноне и и её не менее развратному, козлоподобному любовнику, богу Луперку (более известному как Фавн).

Как известно, в древнем мире (и Римская Империя была не исключением) детская смертность была особенно высока. Страшные эпидемии, антисанитария, резкое увеличение жителей городов привели к тому, что однажды, в 276 году до н.э., великий Рим оказался перед угрозой вымирания, в следствии массовой детской смертности, выкидышей и мертворожденных. Римлянки просто потеряли способность к нормальному деторождению.

Как и было заведено в древнем мире, обеспокоенные граждане обратились к Оракулу. У «кризис-менеджеров» тех времен, набор средств для решения проблем, был не большой, но проверенный: кого нибудь убить, выпустить кишки, принести в жертву, посмотреть в небо, выпить, закусить.
Но поскольку случай был деликатный, к тому же речь все таки шла о дамах, на этот раз Оракул проявил изобретательность:
Что бы снять с юных римских дев и почтенных матрон «проклятие бесплодия» было решено подвергнуть их телесным наказаниям. А именно — порке.
Естественно, делать это надо было «со всем уважением» — специальными кожаными ремнями, изготовленными из шкур жертвенных животных.

Каждый год, 15 февраля, в месте, где по преданию, волчица (Lupa) вскормила своим молоком основателей Рима, Рема и Ромула, и считавшегося святым, проводили обряд жертвоприношения — «Lupercalia». Из шкур принесенных в жертву животных изготавливали специальные бичи, и по окончании пира (куда же без него?) молодые люди раздевались донага, выбегали на городские улицы и хлестали этим бичами всех встречных женщин.

Если вы думаете, что в заветный час римлянки разбегались и прятались по домам, то вы глубоко заблуждаетесь. Ведь всё это делалось для их пользы — процедура то «лечебная»!
Более того, с наступлением сумерек, женщины тоже скидывали с себя одежды и… «тут мы ставим много точек, здесь у нас конец куплета».

Надо сказать, что новый ритуал пошел на пользу — Рим не вымер (вернее вымер, но гораздо позже). Очевидно, «массаж ягодиц» и здоровый бег улучшали кровообращение в чреслах, а многочисленные «контакты» (в Луперкалиях участвовала и знать и простолюдины) повысили генетическое разнообразие.

Праздник Луперкалий стал на столько популярным (ещё бы), что сохранился на многие века, даже после распространения в Римской Империи христианства, и не смотря на безуспешные попытки запретить его, предпринимаемые Папами.
В конце концов, его очевидно удалось трансформировать в нечто более удобоваримое для современного общества — «день всех влюбленных». Но и до сих пор его языческая сущность настолько очевидна, что католическая церковь исключила св. Валентина из списка святых для обязательного литургического поминовения. ( Любопытно, что в этот день, 14 февраля католики отмечают праздник святых Кирилла и Мефодия — просветителей славян).

Таким образом сегодня, день св. Валентина по сути — светский праздник с языческими корнями. И если вы хотите поздравить свою девушку оригинальным (но, вместе с тем — традиционным) способом, возьмите в руки ремень и…

Легенды о празднике Святого Валентина, были ли венчания между мужчинами или нет

Существует несколько красивых легенд о возникновении праздника День всех влюбленных, который связан со Святым Валентином. И даже появилось мнение, что это гейский праздник, потому что священник Валентин венчал между собой мужчин, за что и был казнен.

Читайте также: Народы, практикующие многоженство в современном мире

Обращаясь к легендам, можно узнать, что этот человек жил в 3 веке, во времена правления императора Клавдия римлянами. Во время войны с Готами правитель запретил жениться своим война, чтобы они не боялись идти в бой и потерять свою жизнь, из-за оставленной семьи. Но Святой Валентин продолжал совершать свадебный обряд и соединял влюбленных. Все записи этой легенды уверенно заявляют, что и император и Валентин были традиционной ориентации. И это подтверждает наличие жены у Клавдия, а Валентин попав тюрьму, влюбился в дочь надсмотрщика, которую излечил от слепоты.

Опираясь на исторические страницы мирской и церковной жизни, появляются новые факты, которые полностью опровергают миф о гейском празднике.

Во-первых, обряд венчания идет от христианской веры, а ее на момент этой войны еще не было в Риме. Что говорит о том, что никаких венчаний проводить священник не мог, да и самого священника, как такого не было. Еще история утверждает, что в те времена отношения между мужчинами не были нормой, хотя существовали тайно.

Во-вторых, в церковных летописях упоминается несколько Святых Валентинов, но их жизнеописания никак не пересекаются с данной легендой. Хотя это не мешает многим приезжать во Францию на могилу Святого Валентина и приветствовать его поцелуем, между влюбленными.

Языческие корни празднования Дня всех влюбленных

Празднования Дня всех влюбленных по историческим данным исходит из Древнего Рима, когда в стране правил разврат. На праздник Луперкалии (плодородия), 15 февраля, в честь богини страсти Оно и бога Фавна, покровителя животных стад, было несколько традиций. В ночь между 14 и 15февраля девушки бросали в большую урну листки со своими именами. Затем юноши их доставали. Выбранная девушка становилась любимой на праздник и следующий год.

Читайте также: Самые любвеобильные народы мира

На рассвете проводилось жертвоприношении животных, а их шкуру резали на ремни. Мужчины и юноши, которые присутствовали на обряде, обмазывались кровью, брали ремни и полуголые бежали к городу. Там их ждали девушки, которых били этим ремнями. Считалось, что чем больше ударов получит девушка, тем быстрее она забеременеет и легче родит.

После этого обряда начиналась оргия. На них мало кто обращал внимание на других, возможно, именно отсюда и появилась версия о гейском празднике.

Следует упомянуть, что после прихода христианства, этот праздник запретили. Но обряд с чашей существовал еще долго и его перенесли на 14 февраля. В 496 году Папа Римский – Геласий сделал его официальным и присудил название – Валентин. А 1969 церковь полностью его запретила и отреклась, т.к. не нашла подтверждение этому Святому.

Именины Валентин по церковному календарю принято отмечать в феврале двадцать третьего числа. Этот день является днем памяти благочестивой мученицы, которая была казнена, не оставив христианских вероубеждений. Имя Валентина является парным мужскому имени Валентин, которое происходит от латинского слова «valens» — сильный, здоровый. Церковная форма — Уалентин.

Этимология имени

Будет нелишним для тех, кто носит это имя, узнать историю жизни покровительницы имени. Одна из них гласит, что мученица Валентина жила в конце третьего века нашей эры. К сожалению, до наших дней дошла лишь история ее смерти. В то время землями Палестины правил Фирмилиан, который испытывал ненависть ко всем, кто исповедовал христианство или хоть как-то поддерживал его идеологию.

Вместе с мученицей Валентиной к правителю Фирмилиану были приведены еще две женщины-христианки — Еннафа из Газы и Павла из района Кесарии. Валентина отказывалась поклоняться языческим идолам, и когда ее отвели в святилище многобожников для совершения жертвы их богам, она осквернила место для жертв, когда бросила камень и повернулась к нему спиной. Это привело правителя в ярость, он приказал солдатам жестоко избить ее. После долгих истязаний женщинам отрубили головы.

Как уже ранее упоминалось, женское имя Валентина пошло от мужского. Мученики с таким именем до смерти стояли за свои убеждения. Одним из таких христиан был святой Валентин Доростольский, который был казнен в 288 году нашей эры. Тридцатилетний воин из армии правителя Авсалоне, не боялся открыто исповедовать христианство, за что и был предан мученической смерти.

Икона святой Валентины Кесарийской (Палестинской)

На образе Святой мученицы Валентина Кесарийская изображена с крестом в правой руке, в руках держит Священное Писание, одеяние красного цвета, голова не покрыта.

Второе изображение, какое существует, показывает нам Св. Валентину в голубом одеянии, с голубым покрывалом на голове, в правой руке — крест, Святая повернута влево, откуда с небес протирается Перст Божий, благословляющий мученицу.

Девушки, носящие имя Алевтина, так же считают своей покровительницей св. Валентину Кесарийскую. Существует так же икона святой мученицы с указанием имени Алевтина (Валентина) Кесарийская.

Это одна и та же святая. Мученица изображена в красном одеянии, на голове синее покрывало, в правой руке по-прежнему — крест, главный символ христианской веры.

К св. мученице Валентине устремляются, когда есть нужда в помощи при домашних трудностях. Молитва, произнесенная искренне, непременно даст выздоровление и наставление.

Икона (не важно, какая именно) святой мученицы Валентины должна быть в домашнем иконостасе, особенно если девушка носит её имя, но с сердечной молитвой к заступнице можно воззвать всегда и везде, в любой обстановке.

Краткое житие святой мученицы Валентины

Кесария – в давние времена был одним из красивейших и крупных городов Средиземноморского побережья. В настоящее время на этой местности остались только руины. Святая великомученица Валентина была уроженкой этого города.

События происходили в то время, когда правил Максимиан. В то далекое время многие поклонялись идолам. Св. Валентина не относилась к этим людям, она верила в Бога, жила скромно, праведно и богоугодно.

Ее предали суду за непочитание языческих богов. Суд вершил Фирмилиан. Он приказал ей, чтобы она принесла жертву идолам, для чего девушку повели в языческий храм. Вместо того чтобы исполнить приказ и произвести ритуал жертвоприношения, Валентина смело кинула камень на жертвенник и поворотилась к нему спиной.

Такое поведение вызвало приступ ярости у Фирмилиана, и он вынес жестокий приговор. Сначала велел изуверски избить ее, а затем казнить, путем усекновения головы. Ее долго и жестоко избивали, ломая ребра, но она молилась Богу. Свою мученическую кончину святая приняла в 308 году.

В дни почитания святой, нужно прийти в церковь, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн, поставить свечи к образу и обратиться со своей просьбой. Молиться святой угоднице нужно с верой в силу ее ходатайства за нас пред Богом.

Святой Валентин

Валентин

Рождение

не ранее 176
Терни, Италия

Смерть

14 февраля 270 г.
Рим

Почитается

Католицизм, Православие, некоторые протестанты

Канонизирован

VII век

В лике

священномученик

День памяти

14 февраля (католицизм); 30 июля (православие)

Покровитель

влюблённых, новобрачных, тяжело больных, эпилептиков, города Терни

Атрибуты

птицы; розы; епископ, несущий меч; епископ, держащий солнце

Подвижничество

чудесные исцеления, исповедание веры во Христа

Категория на Викискладе

Святой Валентин (лат. Valentinus) — имя нескольких раннехристианских святых мучеников. Об их жизни практически ничего не известно, невозможно даже достоверно установить, были ли они действительно разными лицами, или речь идёт о разных житиях одного и того же святого.

Мартирологи упоминают Валентина — римского священника, обезглавленного около 269 года; а также Валентина — епископа Интерамны (совр. Терни), известного чудесными исцелениями и казнённого за обращение в христианство сына градоначальника. В связи с праздником 14 февраля упоминается ещё и мученик с тем же именем, пострадавший в Римской провинции Африка.

В Золотой Легенде XIII века о святом Валентине приведено крайне мало сведений, в частности, говорится о том, что он отказался отречься от Христа перед императором Клавдием и был за это обезглавлен.

В позднем средневековьи во Франции и Англии житие св. Валентина постепенно начало обрастать легендами, связанными с тайным венчанием влюблённых пар. Согласно им, император Клавдий II запретил воинам жениться, дабы они не отвлекались от службы. Валентин тайно венчал желающих и за это был приговорён к смерти. В различных легендах приводятся подробности о прощальном письме, которое Валентин написал перед казнью слепой девушке (по другим вариантам — дочери тюремщика) и которое исцелило её. Празднование дня влюблённых соотносилось с народным поверьем, отразившимся у Чосера и в 34-й и 35-й балладах англ. поэта Дж. Гауэра: «В этот день птицы начинают искать себе пару».

По одной из версий, Валентин сочетал браком христианку Serapia и римского легионера Sabino, который, кроме того, был язычником. Легионер был сильно болен, в связи с чем бракосочетание проходило в спешке. Данный брак и привёл к казни Святого Валентина.

В XVII веке во Франции историк Тиллемон, а позднее в XVIII веке в Англии Албан Батлер и Фрэнсис Даус впервые предположили, что День святого Валентина был введён для замещения языческого обряда Луперкалий, отмечавшегося 15 февраля (древний римский праздник женского плодородия, отмечавшийся накануне праздника богини Юноны): мнение, представляющееся сегодня агиографам наиболее вероятным.

Исторические данные

На самом деле в католической церкви сразу два святых с именем Валентин, и сегодня невозможно определить, были ли они разными людьми, или же речь идет об одном человеке.

Валентин Римский жил в III веке нашей эры, работал священником в Риме. Предположительно, датой его рождения является 176 год. Мужчина обладал даром исцеления. Жил он во времена правления жестокого императора Клавдия II. В то время он вел кровопролитные войны, поэтому запретил мужчинам вступать в браки, так как он считал, что женщины отвлекали солдат от верной службы.

Валентин Римский

Однако, несмотря на запрет, Валентин продолжал совершать обряды бракосочетания в тайне. Разумеется, вскоре об этом прослышал и сам император. Он приказал схватить священника и привести к нему. Мало того, что священник ослушался приказа правителя, так еще и отказался поклоняться языческим богам. Перед смертью Валентин исцелил слепую дочь императорского чиновника, после чего тот уверовал в Христа. Клавдий пытал их обоих, а после казнил. Валентину Римскому отрубили голову 14 февраля 270 года.

Другим святым был Валентин Интерамнский. Он был епископом, проповедовал христианство, исцелял людей. В 270 году его попросил приехать в Рим философ Кратон. У мужчины тяжело болел сын – у него было искривление позвоночника, он уже даже не вставал с кровати. Валентину удалось поднять мальчика на ноги, это было настоящим чудом.

Валентин Интерамнский

Философ был настолько благодарен епископу, что он и его ученики приняли христианство. Сделал это и сын градоначальника. В свою очередь градоначальник взял за это Валентина под стражу и посадил в тюрьму. Как и Валентин Римский, в тюрьме он исцелил дочь тюремщика от слепоты. Казнили мужчину 14 февраля 273 года.

Последователи Прокул, Эфеб и Аполлоний тайно доставили его останки в Терни (современное название города Интерамна), чтобы захоронить Валентина. За это их также постигла мученическая смерть. Впоследствии как христианского мученика, пострадавшего за веру, католическая церковь канонизировала Валентина Интерамнского.

Базилика святого Валентина

Эти два жизнеописания имеют единую основу, поэтому многие считают, что это один и тот же человек. Почитание обоих святых было распространено в Риме уже в IV веке. Так, например, в этот период были возведены две базилики: одну построили там, где, по преданию, похоронили Валентина Римлянина, другую – в городе Терни, над могилой Валентина Интерамнского.

В средние века в Европе перед иконой Валентину молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии).

Икона Святого Валентина

В связи с этой неразберихой в именах и личностях в 1969 году Католическая церковь и вовсе исключила Валентина из римского календаря – списка тех святых, чье имя обязательно к почитанию на литургиях. Правда, оставили возможность принимать решение о его упоминании на уровне местных церквей.

В Русской православной церкви Валентина Интерамнского вспоминают 12 августа, а день памяти Валентина Римского – 19 июля.

Святой Валентин – покровитель города Терни в Италии. Каждый год в этот день устраивается Праздник обручения. Сотни женихов и невест со всей Италии съезжаются в базилику Святого Валентина, чтобы дать друг другу клятву взаимной любви.

Легенды

Со временем жизнь святого Валентина обросла легендами. Сегодня понять, где правда, а где вымысел, уже невозможно. Согласно одной из них, мужчина соединил узами брака командира римской армии Сабино и христианку Серапию. Влюбленные были смертельно больны, именно поэтому Валентин решился на столь рискованный шаг. Ведь в то время и христианство, и браки военных были под запретом. В городе Терни в храме есть витраж, на котором изображен момент венчания Сабино и Серапии.

Но, скорее всего, это не более, чем выдумка. Факты свидетельствуют о том, что никаких тайных венчаний в то время быть не могло, так как сам обряд появился намного позже.

Портрет Святого Валентина

По другой легенде, у Валентина был сад, где он выращивал розы. Дети со всей округи играли в этом саду, а вечером, когда они собирались домой, мужчина вручал каждому по цветку в подарок для матери. Но когда Валентина посадили в тюрьму, он был опечален тем, что теперь ребятишкам негде будет играть.

Однажды он увидел, что за тюремной решеткой воркуют два голубя, и сразу же узнал их. Это были птички, которые гнездились в его саду. Валентин привязал на шею одной голубки ключик от сада, а другой – письмо, в котором оставил послание для ребят:

«Всем детям, которых я люблю, от вашего Валентина».

Это было первой «валентинкой».

Святой Валентин в тюрьме

Не менее популярно предание, что, когда Валентин попал в тюрьму, в него влюбилась слепая дочь надзирателя. А так как он был священником, давшим обет безбрачия, на чувства девушки ответить он не мог. Но в ночь перед казнью мужчина все же решился и написал ей любовное письмо, в которое завернул веточку шафрана. А девушка, прочитав послание уже после казни священника, прозрела.

Но, опять же, закрадываются сомнения по поводу правдивости этой легенды, ведь, судя по его годам жизни, мужчине в это время было 95 лет.

День святого Валентина

В XVII-XVIII веках французские, а затем и английские исследователи предположили, что День святого Валентина был введен с целью заместить языческий праздник Луперкалии. Этот фестиваль плодородия и эротизма отмечался 15 февраля. Он ассоциировался у римлян с удовольствиями и свободной любовью. И даже когда христианство сменило язычество, этот праздник еще долгое время отмечался.

Праздник Святого Валентина

Вероятнее всего, что учредил день святого Валентина Папа Геласий I. Он запретил Луперкалий, а взамен дал людям другой – христианский праздник, «унаследовавший» тематику взаимоотношений полов. А Валентин стал покровителем влюбленных, хотя он любил прежде всего Христа.

Но есть и другое мнение на этот счет. Якобы праздник, который все знают сегодня, придумал английский поэт Джеффри Чосер. В произведении «Птичий парламент», написанном в 1375 году, писатель говорил о том, что 14 февраля птицы (и люди) собирались вместе, чтобы найти себе пару.

Открытки ко дню Святого Валентина

Популярность этот день получил только в XIX веке в Великобритании. Был такой обычай – молодые люди бросали в специальную урну записки с именами девушек. Затем каждый вынимал по одной. Та девушка, чье имя было написано на листке, становилась для парня на предстоящий год «дамой сердца», за которой он ухаживал.

Первой открыткой-валентинкой считается записка, которую отправил молодой герцог Орлеанский. В 1415 году во время битвы мужчину взяли в плен и держали в заточении в Лондонской башне. Оттуда он написал жене тысячи любовных писем, которые позже назвали «валентинками».

А вот родоначальником обычая дарить возлюбленным красные розы считают Людовика XVI, который преподнес такой букет Марии-Антуанетте.

Людовик XVI и Мария-Антуанетта

В Америке День влюбленных стали праздновать с 1777 года. В начале XIX века у американцев возникла традиция – дарить любимым фигурки из марципана. А на тот момент это было небывалой роскошью. Так что вскоре за «раскрутку» праздника взялись коммерсанты. С каждым годом идея дарения подарков, цветов, открыток в этот день крепла, и для некоторых это стало прибыльным бизнесом.

Правда, значительная часть религиозных организаций относится отрицательно к празднованию Дня святого Валентина. У православных 14 февраля чтят святого мученика Трифона, а у католиков в этот день вспоминают Кирилла и Мефодия, главных просветителей славян. В России в качестве альтернативы Дню влюбленных 8 июля установили день памяти Петра и Февронии Муромских, покровителей супружеских пар.

День святого мученика Трифона

Святой мученик Трифон (†250) родился в одной из областей Малой Азии — Фригии, неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его родители были простые и благочестивые крестьяне. В детстве он пас гусей и образования не получил. Но святой Трифон еще ребенком сподобился от Господа дара чудотворения: он изгонял бесов, исцелял недуги и своей молитвой творил многие иные благодеяния.
Однажды жители родного села святого Трифона были спасены им от голода: силой своей детской молитвы святой заставил уйти вредных насекомых, истреблявших посевы. На основании этого чуда в Церкви установлен особый чин молитвенного обращения к святому Трифону, который совершается при нападении вредителей на посевы или насаждения.
Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244). В молодую, умную и красивую Царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. В ту пору святому Трифону было 16 лет. Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана. Святого Трифона привели к императору, окруженному придворной знатью. Он умолил святого показать демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил царевну. После уединенной молитвы к Богу и строгого поста в течение шести дней, святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо императору и его приближенным. В Четиих-Минеях Святителя Димитрия Ростовского (†1709) об этом повествуется так: «Святой же Трифон исполнен сый Духа Свята, и умными очесы на невидимаго духа смотряяй, рече: тебе глаголю, душе нечистый, во Имя Господа моего Иисуса Христа явись очевидно сущим зде, и покажи им скаредный и безстудный свой образ, и немощь свою исповеждь. И абие явися диавол пред всеми во образе пса черна, имущ очи аки огненны, главу влекий по земли…». На вопрос святого Трифона, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, «кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит». Услышав это, многие из присутствовавших оставили идолопоклонство и уверовали во Христа. Щедро одаренный императором, святой Трифон вернулся на родину. Все полученные дары он раздал по дороге нищим.
Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, было донесено его епарху Аквилину, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу.
Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: «Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя… Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян. 7, 60).
Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях.
Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: «…Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков». Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава.
Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее — месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим.
Большим почитанием пользуется святой мученик Трифон в Русской Православной Церкви.
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.
В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику.

Мученица Перпетуя и с ней мученики Сатир, Ревокат, Саторнил и Секунд и мученица Филицитата.

Мученица Перпетуя и с ней мученики Сатир, Ревокат, Саторнил и Секунд и мученица Филицитата пострадали в Карфагене в 203 г Перпетуя, 23-летняя женщина, принадлежала к знатному и богатому роду, остальные происходили из рабского сословия. Перпетуя крестилась тайно в отсутствие отца своего язычника.
«Я христианка!» — отвечала она отцу. Филицитате пришлось родить в темнице, и во время мук она простонала. «Вот, ты не могла перенесть и легких страданий. Что же будет, когда бросят тебя на съедение зверям?» — сказал ей темничный страж. «Теперь я терпела одна, а тогда будет терпеть за меня Христос, за Которого я буду страдать», — отвечала мученица. Свв. исповедники все, кроме Секунда, умершего в темнице, были отданы на растерзание зверям, а когда те не тронули их, — убиты мечом.

Все Православные Святые угодники: житие, память, страдание …

» предыдущий Церковный Православный праздник :: 14 февраля :: завтра Церковный Православный праздник «

Сегодня православный церковный праздник:
Мученика Акакия сотника. Воспоминание на небе явившегося знамения Святого Креста в городе Иерусалиме. Преподобного Нила Сорского…
Завтра праздник:
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Преподобного Арсения Великого…
Ожидаются праздники:
22.05.2019 — Пророка Исаии. Мученика Христофора. Преподобного Шио Мгвимского, Грузинского. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая Мир Ликийских…
23.05.2019 — Апостола Симона Зилота. Святителя Симона, епископа Владимирского и Суздальского, в Ближних пещерах почивающего. Преподобного Симона Радонежского…
24.05.2019 — Священномученика Мокия. Равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей славянских. Святителя Никодима, архиепископа Сербского. Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского…

Все православные праздники …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *