Старые фотографии софрония русского монастыря сумской области

Краткая информация

Софрониевский монастырь (полное название – Софрониево-Молчанская Рождества Пресвятой Богородицы Печерская мужская пустынь) был основан в 1405 году. Предание гласит, что 18 сентября местный бортник увидел на Чудной горе, что у болота Молчим, икону Божьей Матери со Спасителем на руках. Он поклонился иконе, и услышал голос: «Да воздвигнется на этом месте церковь Пресвятой Богородицы». О появлении иконы на Чудной горе стало известно в Путивле. Оттуда весть о чуде донеслась и до московского князя Василия Дмитриевича, и до митрополита всея Руси Киприана.

В 1592 г. крымские татары опустошили монастырь и оставшиеся в живых монахи решили перебраться в Путивль, в каменную крепость, где основали городское подворье монастыря. Вместе со всем монашеским скарбом в город была перенесена икона Молчанской Богородицы.

В разоренном виде Молчанская пустынь пребывала до 1653 года, когда была издана грамота царя Алексея Михайловича с повелением восстановить службу в обители. Возрождение монашеской жизни в пустыни произошло при настоятеле Софронии, который управлял монастырем в 1653-1692 гг. Вклад Софрония в дело возрождения монастыря был настолько весомым, что и при жизни его обитель стали называть Софрониевской, а слава о ней разошлась по всей Руси. Преемники Софрония продолжили его доброе дело. Своего расцвета монастырь достиг в 1779-1802 гг. при архимандрите Феодосии. Далее обитель только разрасталась. К началу XX в. в Софрониевской пустыни насчитывалось около 300 насельников.

В 1921 году монастырь закрыли. На его территории сначала открыли приют для детей с Поволжья, а позже – лагерь НКВД для польских военнопленных. В 1942 году на территории монастыря некоторое время размещался штаб партизанского отряда под руководством Сидора Ковпака.

В послевоенные годы монастырские сооружения безжалостно разбирались на стройматериалы и разрушались. От большого архитектурного ансамбля остались только полуразрушенные надвратная Покровская церковь (XVIII в.) и Трапезная церковь (XVII в.), Ризница (XVII в.) и больничный корпус с церковью Ильи Пророка (1911р.)

На рубеже XX и XXI веков Софрониевский монастырь начал возрождаться. 1 сентября 1999 года настоятелем отцом Германом было проведено ​​первое за 77 лет богослужение.

В 1656 году происходит важное событие в судьбе древней Молченской Пустыни: настоятелем становится старец Софроний, имя которого в последствии получит возрожденный древний монастырь. Известно, что в миру Софрония звали Стефаном Батоврином, родом из Путивля, происходил из славянского купеческого рода. По оценке современников, Софроний был «старец строгой жизни, предприимчивого характера и решительный». Вместе со своими сподвижниками Илией и Никоном он положил прочное начало возрождению Молченской Пустыни и добился от патриарха Московского и всея Руси Никона права на полную самостоятельность, которую она с 1605 по 1656 год не имела. Преемником Софрония стал иеромонах Серапион — «муж чудной жизни и высоких добродетелей». Он уделял большое внимание благоустройству монастыря. Благодаря ему архитектурный ансамбль Софрониевой Пустыни пополнился каменным двухэтажным храмом, на первом этаже которого располагалась теплая Свято-Благовещенская церковь, на втором — холодная Свято-Успенская. Более 20-ти лет успешно управлял Софрониевой Пустыней настоятель Серапион. Умер в 1718 году.

Достопримечательности Путивля

Софрониевский монастырь

В двух километрах от села Новая Слобода Путивльского района на высоких холмах над равнинной поймой Сейма, среди дубового леса находится уникальный комплекс Софрониевского монастыря (бывший загородный Молчанский монастырь).

По летописным сведениям, он был основан в 1405 году, а название получил от огромного непроходимого болота Молче, в пойме Сейма. Первоначально все постройки монастыря были деревянными. В конце XVI века монахи основали свое подворье в путивльском кремле, а затем, в связи с событиями так называемого «смутного времени», в начале XVII века окончательно перебрались в Путивль. Монастырь в лесу запустел, и только в 30-х годах XVII века там была построена первая каменная церковь Рождества Богородицы. При игумене Софронии с 1653 монастырь сильно разросся. Появилось много новых сооружений, и, чтобы не путать его с путивльским Молчанским монастырем, ему было дано наименование Софрониевой пустыни. К середине XVIII века Софрониевский монастырь превратился в большой сложный комплекс, который состоял из гражданских и культовых зданий различных периодов строительства.

К настоящему времени уцелело три наземных сооружения: трапезная конца XVII века, надвратная Покровская церковь, построенная в середине XVIII века, настоятельский корпус 1911 года, а также частично ограда с воротами.

Выразительный силуэт надвратной церкви встречает путника, выходящего на опушку по лесной дороге. Церковь двухъярусная. В первом ярусе – арка проезда в центре и арочные дверные проемы по сторонам. Второй ярус – очень стройный трехчастный одноглавый храм в духе «елизаветинского барокко», с пышными наличниками над окнами, изогнутыми карнизами и изящным барочным завершением купола.

Слева от надвратной церкви на отдельной возвышенности виднеется прямоугольный корпус трапезной. Она одноэтажная, с полуподвалом, имеет очень интересную систему сводчатых перекрытий. В частности, трапезный зал в первом этаже – двухстолпный. Это единственный пример такого рода в украинской архитектуре. Наружный декор трапезной суров и лаконичен.

В отличие от нее, богатством украшений поражает настоятельский корпус, построенный в неорусском стиле с богато профилированными карнизными тягами, наличниками, разнообразными полуколоннами. Сложнейшие декоративные детали с высокой точностью набраны из фасонного кирпича, что свидетельствует о высочайшем качестве строительных работ.

Однако самая интересная часть Софрониевского монастыря – подземная. И дело не только в том, что даже при беглом осмотре в земле заметны основания стен и фундаменты многих сооружений. На восточных склонах двух монастырских гор есть несколько пещерных комплексов, вырытых в лессовых грунтах наподобие знаменитых пещер Киево-Печерской лавры. Они еще практически не исследованы. Самые старые из них специалисты датируют XIII-XIV веками. Пещерные лабиринты состоят из ходов, келий, ниш-аркасолий для захоронений. Встречаются помещения и больших размеров. Очевидно, это подземные церкви и часовни.

Еще один очень интересный кольцевой подземный лабиринт расположен на юго-восточном склоне монастырской горы, почти у самой поверхности. Его стены и своды выложены кирпичом, который датируется XVIII веком. Самое необычное здесь – сводчатая подземная церковь. Ее своды стянуты железными затяжками, уложенными в кладке. Это неоспоримое свидетельство того, что данный лабиринт строился открытым способом: вначале вырыли большой котлован, построили из кирпича сводчатые ходы и кельи, а потом все это засыпали землей.

Пещеры Софрониевского монастыря ждут исследователей. Они хранят еще немало тайн.

Спасо-Преображенский собор

1617-93гг. Спасо-Преображенский собор (первая половина XVII в.) является произведением древнерусской архитектуры. Наиболее древняя его часть — основной кубический массив — увенчана пятью декоративными луковичными главами на узеньких круглых шейках-барабанах. С трех сторон его окружает закрытая одноэтажная паперть (к северной стене которой примыкает одноапсидная, одноглавая часовня), а с четвертой, восточной выступает одна невысокая апсида. Таким образом, из довольно низких объемов паперти, часовни и апсиды как бы вырастает могучий куб основного храма. Плоскости его фасадов членятся четырьмя стройными, тоненькими полуколонками, перехваченными несколькими также тоненькими поясочками, и завершаются широким многообломным карнизом с глухой стенкой над ним, наподобие аттика, украшенной декоративными арками, имитирующими закомары, характерную деталь древнерусской архитектуры. Сооружен как главный храм Святодуховського женского монастыря, основанного в 16в. Замечательные иконостас и произведения живописи. Вместе с церковью создает неповторимый ансамбль. (ул. Луначарского).

История его сложная и запутанная, начало ее теряется в глубине веков. Первоначально это был девичий Святодухов монастырь, которые впервые упоминается в архивных документах, датированных 1595 годом. В 1617 году здесь началась постройка каменного собора, которая продолжалась до конца столетия – классический пример долгостроя. Наконец, потеряв терпенье, игуменья Анисья в 1697 году пожаловалась на строителей Петру I, который не только дал необходимые распоряжения, но и поименно назвал чиновников и строителей, ответственных за затягивание строительных работ. С горем пополам к 1707 году все строительные работы в монастыре были завершены. Возник ансамбль, состоящий из сохранившихся до нашего времени зданий. В 1770 году монастырь упразднили, а его постройки были переданы под городской Спасский собор.

В центре территории, за каменной оградой с монументальными воротами в окружении вековых деревьев высится белоснежный собор. Он увенчан пятью луковичными главами. Такой тип храма характерен для московской архитектуры XVII века. Высотный четырехгранный объем контрастирует с приземистыми папертью, галереей, апсидами, приделом, окружающими его со всех сторон. Несмотря на монументальные размеры постройки, она очень изящная. Стены главного высотного объема расчленены узкими полуколоннами, окна размещены в два яруса, обрамлены наличниками тончайшей скульптурной работы.

Интерьер собора поражает высотой и размахом внутреннего пространства, которое щедро освещено многочисленными окнами. Стены внутри побелены, и на этом фоне очень красиво выглядит пятиярусный иконостас, поднимающийся до самых сводов перекрытия. По композиции он принадлежит к типу русских иконостасов: горизонтальные карнизы и вертикальные резные позолоченные колонки на темно-красном фоне образуют прямоугольную сетку, в которой размещаются иконы. Мастера внесли в композицию иконостаса некоторые местные черты. Например, царские врата имеют характерный украинский проем со срезанными наискось верхними углами. Виноградная лоза, вьющаяся на колонках и обрамляющая иконы, типична для украинского барокко. Иконы представляют особый интерес. В 1907 году иконостас отреставрировали и под наблюдением Императорской Археологической комиссии заново позолотили. Следует отметить, что в Левобережной Украине вообще не осталось иконостасов XVII века, так что путивльский иконостас является уникальным в своем роде.

В центре собора на длинной железной цепи висит серебряная люстра, изготовленная в 1692 году в Нюрнберге и подаренная собору Петром I. Она имеет явно барочный характер. Его подчеркивает и рисунок кронштейнов. Нижний шар украшен прорезным орнаментом, напоминающим декор украинских ювелирных изделий XVII века. Это говорит о том, что в Нюрнберг предварительно был направлен «абрис», то есть чертеж люстры, выполненный кем-то из украинских мастеров.

В интерьере собора присутствуют надписи, сделанные церковнославянским шрифтом. Это редчайшие образцы монашеских надгробных плит XVII века. Они были найдены в земле в 1899 году во время капитального ремонта собора и затем вделаны в стену. У южной стены собора высится большой черный крест. Это могила Ивана Рябинина (1834-1912), историка и краеведа, автора многочисленных работ по истории Путивля, большинство из которых до сих пор не потеряли своего значения.

Крестовоздвиженская надвратная церковь-колокольня

Южнее собора расположена надвратная Крестовоздвиженская церковь-колокольня. Асимметричное по композиции сооружение было построено в 1697-1707 годах в качестве надвратной церкви Святодухова монастыря. Подобно всем надвратным церквям, она двухъярусная. Над западным притвором в качестве надстройки третьего яруса возвышается мощный восьмерик колокольни, увенчанный пологим шатром и небольшой главкой. Двухэтажная пристройка с запада, которая зрительно уравновешивает асимметричность композиции, была возведена в 1764 году. Для этого памятника архитектуры характерны простота, величие и мощь форм. Грубоватая архитектура надвратной церкви-колокольни находится в явном контрасте с изысканностью собора. Но при этом церковь не статична, как собор, а обладает сильной динамикой: архитектурные массы нарастают постепенно от низенькой апсиды через центральный объем с высокой кровлей и декоративной главкой к восьмерику колокольни. Причем колокольня имела когда-то оборонное значение, о чем свидетельствуют бойницы в основании восьмерика.

С этим зданием связана интересная страница истории Путивля. Согласно местным преданиям, после второго стрелецкого бунта Петр I сослал царевну Софью в Путивль, заточив ее в девичий Святодухов монастырь. Ее поселили на первом этаже надвратной церкви в келье справа от ворот. По приказу Петра I она пребывала «под крепким караулом», но этого ему показалось мало, и в Голландии по монаршему заказу были изготовлены куранты, которые громким однообразным боем отбивали каждую минуту. Их установили под окнами кельи царевны Софьи, чтобы она ни на минуту не забывала о «любезном братце». Однако вскоре Петр понял, что держать Софью в Путивле небезопасно. Ведь именно Путивль в предшествующие века нередко был центром народных восстаний, да и Софья могла стать своеобразным «знаменем» для путивльских стрелецких полков. Поэтому царевну из Путивля увезли, а часы-куранты после многих перипетий попали в XIX веке в Молчанский монастырь. По свидетельству современников они своим ежеминутным боем нервировали и хозяев, и гостей, пока их наконец не сломали.

Церковь Николая Козацкого

XVII-XVIII века обогатили Путивль еще несколькими первоклассными памятниками архитектуры. Среди них особое место принадлежит церкви Николы Казацкого, построенной на средства жителей Путивля – украинских казаков. Ее стройный двухбашенный силуэт виден издалека, со многих окрестных улиц. Парадокс этой замечательной постройки заключается в двух башнях равной высоты. Дело в том, что первоначально храм был построен в 1735-1737 годах трехчастным и одноверхним, а значительно позже, в 1770 году, к церкви с запада пристроили многоярусную колокольню, нарушив эти уравновешенность силуэта памятника. Здание по образцу русских храмов двухэтажное. На первом этаже, называемом подклетом, размещалась теплая церковь, где происходили церковные службы зимой. Перекрывающие ее низкие своды с распалубками при обилии света создают атмосферу почти домашнего тепла и уюта. По контрасту с этим решена верхняя, так называемая холодная церковь, где проходили службы в летнее время. Через арку открывается вид на высокий центральный верх, грани которого, сужаясь в перспективе, создают иллюзию фантастической, недосягаемой высоты.

Храм построен русским зодчим, о чем неопровержимо свидетельствует его конструктивное решение. Но поскольку заказчиком храма являлась украинская община Путивля, то в качестве образца мастеру был указан излюбленный тип украинского одноглавого храма. Зодчий не только создал здание великолепных пропорций и выразительного силуэта, но и очень тонко учел особенности зрительного восприятия архитектуры: окна первого яруса, расположенные на уровне глаз, стоящего на земле человека, украшены изысканными, тонко профилированными наличниками с фигурными разорванными фронтонами. Все остальные окна, расположенные выше уровня человеческого роста, не имеют никаких украшений.

Церковь Николы Казацкого – один из примечательных памятников украинского барокко, свидетельствующий о том, что профессиональное зодчество развивалось под определенным влиянием народных традиций, вкусов и представлений.

Интересно отметить, что недавно завершена реставрация памятника. Сейчас в нем создается экспозиций музея «Слова о полку Игореве».

Спадщанский лес

В 15 километрах западнее Путивля раскинулся Спадщанский лес – колыбель партизанского движения на Сумщине, место зарождения партизанской армии, прошедшей с боями от Путивля до Карпат под командованием дважды Героя Советского Союза С.А. Ковпака и Героя Советского Союза С.В. Руднева.

На опушке леса посетителей встречает стела «Народные мстители». Отсюда извилистая лесная дорога ведет к бывшей партизанской базе.

В лесу, на большой поляне, стоит аккуратное здание Музея партизанской славы, недалеко от него – Монумент партизанской славы. Полумрак и сырость бывших партизанских землянок, расположенных в окружении болот, расскажут о тяготах и лишениях мужественных народных мстителей больше, чем самые яркие описания, а братская могила партизан-ковпаковцев напомнит о том, какой ценой заплачено за свободу и независимость Родины.
&nbsp В лесу, на месте базирования отряда, ныне восстановлены землянки оперативных групп, минеров, штаба, партизанская кухня, землянка санитарной части… А рядом с музеем установлены партизанские трофеи – пушка, чуть дальше на лесной поляне – танк.

В канун празднования 40-летия Великой Победы в Спадщанском лесу была открыта скульптурная Аллея героев. На вечном посту застыли под сенью берез бронзовые бюсты Героев Советского Союза – С.А. Ковпака, С.В. Руднева, П.А. Вершигоры, П.А. Кульбака, Д.И. Бакрадзе, П.Е. Брайко, С.П. Тутученко, В.А. Войцеховича, А.Н. Ленкина, А.К. Цимбала.

Спадщанский лес объявлен историко-культурным заповедником.

Стела «Народные мстители»

Скульптор А. Ивченко, архитектор Н. Махонько, 1971.

Памятник олицетворяет зарождение и организацию партизанского соединения из отдельных отрядов. Хаотично разбросанные камни, группируясь и укрупняясь, вырастают в гору, из которой рождается монолитная, камень к камню, стена – символ единства и непоколебимой силы народа. Из стены выступают скульптурные лица мужчин, женщин, стариков, детей – тех, кто стал стеной на пути фашистских захватчиков.

Монумент партизанской славы

Своеобразной эмблемой заповедника является памятник партизанской славы – скульптура партизана на высоком пятигранном пилоне. Памятник создан скульптором Б.Н. Никончуком и архитектором С.П. Тутученко в 1971 году.

Монумент представляет собой высокий граненый постамент с установленной на нем скульптурой партизана. Памятник символичен. Пять граней пилона обозначают пять объединившихся партизанских отрядов. Фигура изображена в движении – шагнув навстречу врагу, партизан преграждает ему путь взятым наперевес автоматом.

Музей партизанской славы

Героическим страницам партизанского движения на Сумщине посвящен Музей партизанской славы.

Он был открыт в сентябре 1956 года в Спадщанском лесу близ Путивля в небольшом деревянном здании, построенном на месте сожженного фашистами 19 октября 1941 года домика лесника. С 1971 года музей размещается в новом здании.

А В экспозиции первого зала – фотографии, документы, личные вещи, оружие народных мстителей. Своеобразие партизанского быта передает макет партизанской землянки. Материалы второго зала посвящены беспримерному по мужеству рейду сумских партизан совместно с боевыми побратимами соединения Героя Советского Союза А.Н. Сабурова на Правобережную Украину. Схемы и фотодокументы переносят посетителей музея в обстановку героической „рельсовой войны», развернувшейся на просторах Украины в тот грозный час, когда на берегах Волги шла Сталинградская битва.

Третий и последний зал посвящен самой легендарной странице ратного подвига ковпаковцев – Карпатскому рейду.

Основой музейной экспозиции явились фотодокументы, сделанные в боевых походах партизанским кинооператором Борисом Вакаром. Он погиб смертью храбрых в Карпатах. На основе его съемок создана кинолента „Легенда Спадщанского леса» – достойный памятник кинооператору и его товарищам по оружию.

Памятник при въезде в г.Путивль

При подъезде к городу со стороны Сум гостей встречает памятник партизану и партизанке. На пьедестале надпись: „Город партизанской славы» (авторы памятника — скульптор А. А. Ивченко, архитектор Н. П. Махонько).

В трудный час испытаний, постигших страну, Путивль возродил свою славу города-ратоборца, стал колыбелью партизанского движения на Сумщине. Золотыми буквами записан в историю Второй мировой войны подвиг партизан-ковпаковцев, совершивших легендарный рейд от Путивля до Карпат. …В начале июля 1941 года Путивльский райком партии приступил к формированию партизанских отрядов и подпольных групп. Один партизанский отряд под командованием С. А. Ковпака должен был действовать в Спадщанском лесу, другой, которым командовал С. В. Руднев, — в Новослободском лесу, третий, во главе с С. Ф. Кириленко, — в урочище Марица. 8 сентября 1941 года партизанский отряд С.А.Ковпака выступил в Спадщанский лес. 18 октября сюда же прибыл и отряд С.В.Руднева.

В первые месяцы фашистской оккупации в городе развернули работу подпольные комсомольские группы. Ядро одной из них составляли ученики старших классов городской средней школы № 1. Руководила группой бывшая пионервожатая школы Валентина Георгиевская. Комсомольцы распространяли среди населения написанные «от руки антифашистские листовки и сводки Совинформбюро, которые они принимали по радиоприемнику, собирали сведения о составе, вооружении фашистского гарнизона в Путивле, готовящихся карательных экспедициях и репрессиях и передавали эти сведения партизанам. Вторую подпольную группу возглавлял Александр Коваленко. Юные патриоты совершали диверсионные акты, распространяли листовки, доставали оружие. : В конце ноября в город специально для борьбы с партизанами прибыли гитлеровские части., 1 декабря 1941 года около трех тысяч немецких солдат и офицеров при поддержке артиллерии и минометов начали наступление на Спадщанский лес. В отряде тогда насчитывалось всего 73 человека

Бой длился около 10 часов. Но все попытки фашистов сломить сопротивление партизан были тщетны. Не помогла ни конница, которую каратели бросили, чтобы отрезать группу ковпаковцев от основной части обороняющихся, ни частые атаки. В эту же зиму к Путивльскому партизанскому отряду присоединились Глуховский, Конотопский, Шалы-гинский, Кролевецкий партизанские отряды. Родилось соединение народных мстителей Сумской области.

Прошло несколько трудных месяцев. В мае 1942 года партизанское соединение под командованием С. А. Ковпака и С. В. Руднева, насчитывавшее уже почти 700 бойцов, получило задание усилить диверсионные акты на коммуникациях врага и с этой целью выйти в Путивльский район для нанесения ударов по железнодорожной магистрали Конотоп — Ворожба. В результате стремительного наступления партизаны разгромили вражеские гарнизоны на правом берегу реки Клевень — в селах Вязенка, Стрельники, Яцыно, Старая Шарпавка, Спадщина. 26 мая 1942 года ковпаковцы освободили Путивль и удерживали его двое суток. А в октябре этого же года, прорвав вражескую блокаду, созданную вокруг Брянского леса, соединение партизанских отрядов Сумской области выступило в рейд на правый берег Днепра. В тот период в соединении насчитывалось 1160 человек.

За время рейда на Правобережную Украину (с 26 октября по 30 ноября 1942 года) соединение С.А.Ковпака прошло 750 км по тылам противника через Сумскую, Черниговскую, Гомельскую, Киевскую, Житомирскую области. Партизаны взорвали 26 мостов, пустили под откос 2 эшелона, уничтожили свыше 970 фашистов, 5 броневиков, 17 автомашин. 12 июня 1943 года соединение С.А.Ковпака и С. В. Руднева выступило в рейд в направлении Карпат для нанесения ударов по противнику в районе Дрогобыча и Станислава (Ивано-Франковска). Здесь были сосредоточены основные нефтеперерабатывающие предприятия и большие запасы нефти. За период Карпатского рейда (июль-октябрь) ковпаковцы прошли с боями четыре тысячи километров, вывели из строя четыре нефтеперегонных завода и 13 нефтехранилищ, взорвали десятки нефтевышек и выпустили из нефтепровода 50 тонн нефти, разрушили 14 железнодорожных и 38 гужевых мостов, уничтожили более трех тысяч гитлеровских солдат и офицеров.

Памятник С.А.Ковпаку

В 1971 году, когда отмечалось 30-летие партизанского движения на Сумщине, дважды Герою Советского Союза Сидору Артемовичу Ковпаку был воздвигнут памятник (авторы – народный художник СССР М.Г. Лысенко, скульптор В.В. Сухенко, архитекторы С.П. Тутученко, А.Ф. Игнащенко).

Скульптурное изображение партизанского генерала установлено на бетонный постамент в виде пирамидальной скалы высотой семь метров. С.А. Ковпак изображен в длинной шубе, папахе, валенках, с трубкой в руке. Памятник раскрыт в сторону Сейма.

Никольская Горка

История

История основания Молченского монастыря тесно связана с Софрониевской пустынью. В 1405 году в 20 верстах к востоку от Путивля, вблизи нынешнего села Новая Слобода над болотом Молча, на месте, где появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы возник небольшой монастырь, который назывался Молченской (Молчанской) Рождества Богородицы пустынью.

В 1592 году Молченская пустынь была сожжена татарами, а в 1593 году все монахи переселились в Путивль, где было несколько «осадочных дворов» и превратили монастырский двор на новый Молченский монастырь. В течение 1602—1604 годов было построено каменные укрепления и обитель стала настоящим оборонительным форпостом. Монастырь служил мощной крепостью, в которой неоднократно находили себе прикрытие монахи монастыря и местные жители.

В 1603 году русский царь Борис Годунов предоставил монастырю новые владения и подарил драгоценную панагию.

С 18 ноября 1604 по 26 мая 1605 года Лжедмитрий I использовал монастырь как свою резиденцию. Именно в это время было построено собор Рождества Богородицы и другие сооружения.

В 1605 году Молченская пустынь была приписана к Путивльскому Молченскому монастырю, а на её территории устроена монастырская пасека.

Во время гражданской войны Смутного времени в монастыре возник пожар, в результате которого здание сильно пострадало.

В 1653 году разрушенный монастырь был восстановлен. Чтобы избежать путаницы, Монастырь в Путивле стал именоваться Большим Молченским, а восстановленный над болотом Молча, — Малой Молченской пустынью. Последний с конца XVII века стали называть Софрониева пустынь, или Софронтьевский монастырь.

С конца XVII века монастырь, как и сам город Путивль начал постепенно приходить в упадок.

В течение нескольких веков в монастыре находился состав с порохом и арсенал. Только с XIX века монастырь начал выполнять только церковную функцию.

Во второй половине XIX века на основе разрушенных крепостных стен и башен строят церковь Иоанна Предтечи в русско-византийском стиле. Впоследствии церковь надстроили, в результате этого был потерян первоначальный вид собора.

В послереволюционный период обитель закрыли, а монахов разогнали. С 1930-х годы территорию и сооружения монастыря занимали детский дом, профтехучилище, военный завод. Деятельность этих заведений довела замечательную достопримечательность архитектуры до катастрофического состояния.

С 1960 года в монастыре ведутся реставрационные работы, а уже через 17 лет здесь был создан Государственный историко-культурный заповедник. Хотя в советское время на реставрацию было потрачено ? миллиона рублей бюджетных средств, но ни одна из достопримечательностей не была выведена из аварийного состояния.

В 1991 году монастырь был передан Украинской Православной Церкви. Сначала здесь действовал мужской монастырь, ныне — женский.

Сооружения

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор возведён в 1602—1604 годах как подворье загородной Софрониевской пустыни. Кроме церковной функции он выполнял ещё и оборонительную функцию. Поскольку собор возводился посреди тесного крепостного двора, застроенного со всех сторон, пришлось объединить в его здании амбар — в подвале и в подклете, трапезную и кухню — в подклете, собор и тёплую церковь — на втором ярусе, боевую камеру с бойницами — на третьем ярусе, над алтарём.

Молченский монастырь до революции

В архитектурном плане здания есть три неординарные особенности: алтарь в виде квадратной башни, а не полукруглой апсиды; камера оборонного назначения на третьем ярусе алтаря увенчана шатром; перекрытия подклетка нефа системой крестовых сводов со столбом посередине. Эта композиция является редкой для украинской архитектуры. Собор принадлежит к типу многофункциональных культовых сооружений, приспособленных к обороне, которые называют «церквями-крепостями».

Собор Рождества Богородицы — первоклассная достопримечательность нарышкинского барокко. Увенчанный тремя восьмериками — над основным объёмом, приделом и алтарём, с декором в стиле московских церквей XVII века, он вообще является единственной достопримечательностью этого стиля на Украине

В 1612 году собор пострадал от пожара и был полностью восстановлен в 1630—1636 годах. Следующие перестройки произошли в 1666—1669, 1778, 1860-х годах, когда в собор был построен одноэтажный корпус библиотеки.

Здание имеет черты характерны для московской архитектуры XVI—XVIII веков с проявлениями украинского архитектурного типа, тяготел к высотным башнеподобных композиций.

Был закрыт в середине 20-х годов вместе с монастырем. В 1921 году здесь произошел пожар, после которого пришлось разобрать соборную галерею и библиотеку. Во второй половине 40-х — начале 50-х годов XX века, в пределе собора в честь святих Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, было разрешено отправлять богослужения.

К особо почитаемых святынь этого храма относятся чудотворная икона Мовчанской Божьей Матери (1724) возвращена монастырю в 1995 году; небольшая рака с мощами Святых угодников, икона Пресвятой Богородицы «Утоли мои печали» (XVIII век), икона «Троица» (XIX век), образ «Вознесение» (XIX век) и другие.

Надвратная колокольня

Первоначально была крепостной надвратной башней и возводилась примерно в один период с стенами и угловыми башнями где в 1602—1604 годах. В 1700 году башня перестроена. Сейчас уже ничто не напоминает о оборонительном характере этого здания.

Оборонительные стены с угловой башней

Эти стены являются остатками каменной фортификации Путивля. Собственно стеныеа — внутренняя, непосредственно окружала монастырскую территорию и внешняя, вдоль дороги к Сейму.

Трапезная

Трапезная — четырехугольный одноэтажный корпус надстроен в первой половине XIX века над казематами, прилегающими к древней крепостной стене с угловой круглой башней.

Теплая церковь святого Иоанна Предтечи

Построена в 1866—1869 годах архитектором Д. И. Гримом в русско-византийском стиле на месте полуразрушенного одноименного храма 1602—1604 годов. В основе сооружения монастырская стена с казематами, что хорошо видно в подвале здания. Церковь была закрыта в середине 20-х годов XX века вместе с монастырем. В 30-х годах храм претерпел значительные перестройки и стал похож на здание гражданского назначения.

Настоятельский корпус

Возведен в 1720—1730-х годах, с перестройками XIX-XX веков. В основе сооружения крепостную стену и постройки начала XVII века. Сначала здесь содержались кельи монахов на первом этаже и настоятельские покои на втором. Впоследствии корпус заняла Путивльская духовная консистория.

Другое

Западнее надвратной колокольни, ближе к городу расположены сооружения хозяйственного двора и два каменных гостиничных корпуса, перестроены в послевоенные годы. В течение 90-х годов XX века им частично возвращено первоначальные формы.

Монастырскую гору пронизывают пещеры и подземные ходы. Некоторые из них прорыты одновременно с построением оборонного монастыря. В XIX веке в этих пещерах находили польские монеты начала XVII века.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *