Спасо преображенский монастырь муром

Посещение Спасо-Преображенского мужского монастыря в Муроме

  • Туристы могут посетить эту обитель со вторника по пятницу. Монастырь открыт для посетителей с 10.00 до 17.00. Если вы хотите побывать здесь с паломничеством в период праздников, заранее свяжитесь с обителью по телефону.
  • Остановиться в Братском корпусе или паломнической гостинице можно ежедневно, в период с 9.00 до 20.00. Знаете ли вы? На территории монастыря расположена пекарня, где выпекают чудесный хлеб. Приобрести его можно здесь же.
  • После окончания литургии гости обители могут подняться на колокольню, которая располагается в часовне Сергия Радонежского. Здесь желающие могут попробовать позвонить в колокола, а также полюбоваться прекрасным видом на монастырский архитектурный ансамбль.
  • В часовне «Живоносный источник», которая открыта с 10.00 до 17.00 каждый день, кроме вторников, можно окунуться в купель с артезианской водой. Здесь же установлен камень, привезенный с берега израильской речки Иордан. Важно! Женщинам нужно окунаться в купель в сорочках.В часовне можно набрать освященной воды – для этого имеются краны.
  • Тем, кто приезжает в обитель, можно записаться на экскурсию по Спасо-Преображенскому музею.
    Побывать в монастыре можно и отдельно, и посетить его в составе туристических групп.

Паломнический центр предлагает такие экскурсионные программы:

  • обзорная по городу Мурому;
  • поездка в Карачарово – село, откуда, согласно преданиям, родом Илья Муромец;
  • посещение села Лазарево, где родилась и жила праведная Иулиания, чьи мощи хранятся в обители;
  • поездка по четырем муромским монастырям.

Помните, что монастырь является действующим, поэтому при его посещении стоит следить:

  • за внешним видом (женщины должны покрыть голову и надеть юбки или платья, мужчинам нельзя быть в шортах или спортивной одежде);
  • отключать телефоны или переводить их в беззвучный режим;
  • фотографировать в храме со вспышкой;
  • шуметь на территории монастыря;
  • здесь нельзя употреблять спиртные напитки, курить, фотографировать иноков без разрешения.

Спасо-Преображенский мужской монастырь в г. Муроме
Епархиальный мужской монастырь

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В XII – XIII веках в монастыре погребали муромских князей. Согласно преданию в обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, супруг благоверной княгини Февронии.
Еще одна яркая страница в истории связана с Иваном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром.
Молодой царь дал обет: если возьмет Казань — воздвигнет в Муроме каменные храмы. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Преображенский собор в монастыре. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.
Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались поварня, пекарня, «да палаты».
Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.
В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.
Монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию обители занимало военное ведомство, в монастырских зданиях размещался учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.
В 1990 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.
Молодому монаху Кириллу (Епифанову), назначенному в будущем настоятелем, тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни. Во многом этому способствовала поддержка, оказанная монастырю со стороны нынешнего Председателя Счетной Палаты РФ Сергея Степашина, организовавшего в 1994 году Попечительский Совет по восстановлению Муромского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей. Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.
Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.
Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК»РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».
В период активных восстановительных работ были восстановлены Спасо-Преображенский собор, Покровский и Всехсвятский храмы полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь прп. Кирилла Белозерского. Полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп. Сергия Радонежского (2005), часовня блж. Ксении Петербургской (2006),часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спорительница Хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница, где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.
На территории обители с благословения архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия было открыто Муромское Православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена. По инициативе игумена Кирилла в 2006 году также была открыта Муромская православная гимназия прп. Илии Муромца. Первоначально и она находилась на территории монастыря. В 2013 году отдельное здание для гимназистов построено в городе Муроме на ул. Московская.
В 2013 году была образована Муромская и Вязниковская епархия, выделенная из состава Владимирской епархии. С этого времени обитель стала и административным центром новообразованной епархии. Настоятелем монастыря является в настоящее время епископ Муромский и Вязниковский Нил.
Но монастырь не мыслится без людей, которые его населяют. Центром монашеской жизни является молитва. За молитвой в храме или келье братия проводят большую часть времени. Молитва за богослужением традиционно почитается выше молитвы келейной (кроме особенных случаев Божия избранничества).
В жизни насельника обители труд неотделим от молитвы. Труд монашеский освящен молитвой. Сегодня братия занята на самых разных послушаниях.
В монастыре существует просфорня, на которой трудятся насельники обители. Просфоры пекутся как для самого монастыря, так и для приходских храмов Мурома.
Занимаются братия обители и сельскохозяйственной деятельностью. Небольшой огород находится прямо на территории монастыря. На нем выращиваются овощи

Происхождение названия и его значение

Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром берет свое начало от деревянной церкви Всемилостивого Спаса, построенной князем Глебом после получения Муромской земли в свои владения. Спасская церковь стала первой православной постройкой в тогда еще языческом городе.

Несмотря на то, что возведение церкви необходимо было для личных нужд великого князя, позже на вокруг церкви, расположенной на княжеском дворе, возник целый монастырь, называющийся «Спасский, что на бору» в простонародье. Ввиду расположения в лесистой местности на берегу живописной Оки было и дано такое название обители.

После того, как в 1555 году был возведен Спасо-Преображенский собор, ставший первой каменной крупной постройкой, монастырь стал называться «Спасо-Преображенский».

По-церковнославянски словом «Спас» сокращенно именуется Спаситель, Господь Иисус Христос, и присвоение такого названия означает, что храм, собор или другая религиозная постройка освящена в честь Христа Спасителя. Добавление слова «Преображение» к названию символизирует то, что храм посвящен важному в православии празднику Преображения Господня.

История Спасо-Преображенского монастыря

Согласно летописям «Повесть о водворении христианства в Муроме» принято считать, что монастырь основан не позднее 1015 года. Рукопись повествует, что учреждение обители может быть связано с именем Святого князя страстотерпца Глеба, который являлся сыном князя Владимира, крестившего Русь.

Получив в наследство Муромский удел, православный страстотерпец князь Глеб начал там свое княжение и попытался проповедовать христианство среди местного языческого населения.

Его первая попытка не была удачной, поэтому ему пришлось организовать свой княжеский двор за чертой Мурома. По распоряжению князя на территории его владений был возведен первый в городе деревянный храм «Всемилостивого Спаса», из которого позже вырос «монастырь Спаса-на-бору».

Конкретная сноска на Спасский монастырь и его жизнь находится в документе «монастырь Спаса на бору» и датируется 1096 годом.

О монастыре во времена вторжения монгольских татар известно немного: в 1238 году весь город, включая Спасскую обитель, был сожжен. Позже, в 1351 году, возрождением Муромских земель занялся князь Юрий Ярославович: он заново возвел городские постройки, восстановил церкви, которые наполнил богослужебной утварью. Восстановление коснулось не только гражданских построек, но и духовных объектов.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) пережил этап расцвета во время правления Ивана Грозного. Перед походом на казанское ханство, в 1552 году, царь посетил обитель и обязался построить там каменный собор после взятия Казани. Одержав победу, Иван IV сдержал свое обещание и возвел там не только храм, но и преподнес другие богатые дары.

В 1555 году силами царских мастеров был воздвигнут из камня Спасо-Преображенский собор на месте прежней деревянной Спасской церкви, а богослужебная утварь, святые образы, книги и священническое облачение были дарованы самим государем. Также согласно его указу устав монастыря стал «общежительным», а территориальные владения дополнились новыми землями.

Муром претерпел нашествие вооруженных литовских полчищ в 1616 году, ввиду чего пострадал и главный оплот веры – Спасо-Преображенский монастырь. Во времена церковного раскола (ближе к середине XVIII века) действующего настоятеля отстранили от служения в Спасской обители по причине приверженности старообрядчеству.

В конце века к монастырскому ансамблю добавляется еще один объект – зимний каменный Покровский трапезный храм, на нижнем ярусе которого были расположены хозяйственные помещения.

Приблизительно в то же строится еще одна церковь из камня имени преподобного Кирилла Белозерского. Ближе к концу XVII века благодаря щедрым пожертвованиям строятся двух этажные палаты настоятеля и начинается реконструкция к тому моменту поврежденного Покровского трапезного храма.

XVIII век ознаменован несколькими событиями: созданием духовного училища для занятий детей священнослужителей, а также переводом в Спасский монастырь всей братии упраздненного Борисоглебского монастыря. Политика Екатерины Великой сказалась на жизни обители не самым лучшим образом: часть монастырских владений была вероломно конфискована.

В 1878 году из Пантелеимонова монастыря горы Афон прибыла икона Божией Матери «Скоропослушница», ставшая впоследствии одной из самых известных икон обители. Благодаря дальнейшему восстановлению и обретению святыни, все больше и больше паломников потекло в становившийся известным по всей России Спасский монастырь.

В 1891 году в обители появляется новый корпус, предназначенный для проживания монастырской братии.

Из-за обвинения в антисоветской пропаганде в после начала революции 1917 года монастырь был закрыт, а имущество частично разграблено или перевезено в музей Мурома. Через почти 10 лет в монастыре расположилась фабрика по производству текстиля «Красный луч». В 1929 году в монастырь вторглось военное ведомство, а доступ населения к святыням и храмам был полностью запрещен.

Лишь в 1995 году благодаря обращению профессора Дмитрия Лихачева и общественности к Святейшему Патриарху Алексию II было решено выселить воинское подразделение. Благодаря усердию будущего настоятеля, монаха Кирилла (Епифанова), Спасо-Преображенский монастырь открыл свои двери для верующих в том же году.

Спасо-Преображенский монастырь (Муром) во время реставрации

Ущерб, нанесенный антицерковной властью, представлялся значительным, поэтому на восстановление обители ушло 10 лет. В течение этого времени были восстановлены коммуникации, отреставрированы старые постройки и основаны новые часовни и храмы.

Святыни Спасо-Преображенского монастыря

  • Одна из самых известных и особо чтимых православными людьми святынь Спасо-Преображенского монастыря – это икона Богородицы «Скоропослушница». В Муроме она появилась ближе к завершению XIX столетия и сразу стала незаменимой помощницей в трудностях братии монастыря и всех Муромских жителей. Икона подарена монахами монастыря Святого Пантелеимона Святой горы Афон и является точным списком одноименного чудотворного образа Божией Матери, хранящегося в Дохиарском монастыре на Афоне. Икона расположена в Покровском храме, доступ к ней открыт в часы работы монастыря, около нее можно оставить живые цветы и помолиться о своих нуждах.
  • Еще одна «афонская» святыня, икона Божией Матери Пантанасса, пребывает в Спасской обители. Пантанасса, или по-другому Всецарица, написана и освящена на Афоне в монастыре Ватопед. Считается, что обращающиеся с молитвой к этой иконе раковые больные получают исцеление от своих болезней.
  • Все желающие также могут поклониться преподобному Илии Печерскому: частица сохранившихся мощей, переданная в дар из Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, расположена в левой «деснице» (руке) статуи святого угодника, изготовленного из дерева. Скульптура создана в 2006 году согласно параметрам роста и внешности, полученным в результате научных исследований сохранившихся мощей богатыря Илии Муромца.
  • В часовне святого воина Георгия Победоносца расположена икона великомученика с изображением сюжетов из его жизни. Мощевик с частицей находится на нижней части иконы.
  • Образ святого врача, архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей находится в этом же храме. Канонизация святого Луки произошла относительно недавно: в 2000 году.
  • Там же можно приложиться помолиться святым супругам Петру и Февроньи перед их иконой и ковчегом со вложенной частицей мощей и попросить помощи в семейных делах.
  • В икону царской семьи Романовых вложен камень, взятый из стены дома Ипатьева, где Царственных страстотерпцев жестоко расстреляли. Святыню можно найти также в Покровском соборе.
    Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.

Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря

На сегодняшний момент в состав Спасского монастыря входят: 2 собора, 4 церкви, 6 часовен, братский и настоятельский корпуса, пекарня, учебный корпус, паломническая гостиница. Несмотря на долгую и не всегда простую жизнь монастыря, его исторический облик удалось сохранить. Постройки выполнены преимущественно из белого камня, но также встречаются здания из красного камня.

Собор Спаса Преображения

Спасо-Преображенский собор – древнейшая монастырская постройка, возведенная в 1555 году по указу Ивана Грозного. Несмотря на множественные преобразования, собор сохранил свой первозданный вид.

Крестово-купольный монолитный храм выполнен из белого камня и увенчан пятью черными луковичными куполами (одним большим центральным куполом и четырьмя куполами меньшего размера) с ажурными золотыми крестами, опирающимися на четыре столба.

Поскольку раньше собор мог использоваться как крепость и убежище во время военных набегов, его архитектура отличается строгостью. Простота постройки подтверждается отсутствием какого-либо декора интерьера. В соборе пребывают частицы около 30 святых православной церкви.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

В 1691 году был возведен белый каменный двухэтажный Покровский собор при финансовом участии митрополита Варсонофия. Собор разделен на верхний и нижний храмы, которые действуют по настоящий день. Позже к Западной стороне была пристроена трехъярусная шатровая колокольня и пожертвован колокол. В церкви находится множество высокопочитаемых святынь и несколько алтарей.

Церковь Кирилла Белозерского

Надвратная церковь преподобного Кирилла Белозерского основана в X веке. Изначально расположение постройки было другое, но в результате многочисленных реконструкций и перестроек церковь была упразднена, и лишь в 2005 году ее удалось восстановить. Все это время самый первый престол церкви находился в Покровском соборе, а к моменту освящения был перенесен в новый храм преподобного Кирилла.

Церковь Сергия Радонежского

Еще одна надвратная церковь расположена на противоположной стороне монастыря. Церковь «игумена земли русской» Сергия Радонежского, освященная также в 2005 году, располагает собственной колокольней, где каждый желающий может опробовать древнюю систему «бил».

Звон издается не с помощью колоколов, а путем ударов по медным прямоугольным пластинам «билами», по внешнему виду напоминающими молотки. Икона Сергия Радонежского, освященная на мощах в Троице-Сергиевой Лавре, находится в этой церкви.

Часовня на месте бывшего кладбища

Часовня-костница находится на месте когда-то существовавшего монастырского кладбища, где ранее хоронили княжеских особ, служащих церкви, знатных горожан. Кладбище было поругано в тяжелые для все страны 1930-е годы, когда в монастырь прибыла целая воинская часть и заняла его здания и территорию.

При восстановлении территории был раскопан прах некогда похороненных здесь людей. С целью погребения было принято решение создать часовню по обычаю, принятому на Афоне.

Часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник»

Монастырская часовня «Живоносный источник» оборудована купелью. Воду из источника можно набрать с собой, а также окунуться в прохладную освященную воду. В купальне находится привезенный из Израиля, с реки Иордан, камень.

Часовня Георгия Победоносца

В 2005 году была освящена еще одна небольшая часовня в честь погибших на поле боя российских воинов. Ее святым покровителем стал Георгий Победоносец. В часовне располагается икона великомученика с частицей мощей.

Настоятельский и братский корпуса, домовые церкви

Настоятельские палаты представляют собой двухэтажный белокаменный корпус. Это старейшее в Муроме сохранившееся каменное сооружение гражданского назначения. Экстерьер сооружения представляет собой прямоугольное здание с треугольным фронтонами над окнами, отличается простотой и скромностью.

На нижнем этаже располагались складские помещения, а на втором – келии. В доме настоятеля была также организована церковь в честь святого Василия, епископа Рязанского.

Корпус, предназначенный для жизни монахов монастыря, изначально был деревянным, но в конце XIX века в результате преобразований был добавлен еще один этаж, а самое здание стало каменным. Позже здесь была открыта домовая церковь.

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Николо-Ильинская часовня была учреждена в угловой башне на западной стороне монастыря в 1889 году. Вновь открыта в 2001 году.Архитектура часовни отличается от общего монастырского стиля: она выполнена из кирпича красного цвета и имеет множество белых декоративных элементов. Постройка увенчана не шатром, а не куполом, как это было бы привычно в рамках монастырского ансамбля.

Другие постройки

Монастырский хлеб Спасской обители известен во всем Муроме. На пекарне трудится около 30 человек, поставляя хлебобулочную продукцию в различные торговые точки и магазины Мурома. В уютной гостинице может разместиться каждый желающий: в паломническом центре представлены различные категории номеров, а также недорогая трапеза.

История

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года).

Получив в удел Муром, святой князь не смог поселиться в самом городе среди язычников и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу…

Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …

Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича — 19 января 1175 года — относится второе упоминание Спасского монастыря как места погребения князя: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме». При этом по Ипатиевскому списку, церковь, в которой был погребён князь, характеризуется как возведённая его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда».

В конце XV века Спасский монастырь ещё раз косвенно упоминается на страницах летопиского свода в связи с кончиной одного из новгородских бояр — Фёдора Борецкого, принявшего перед смертью иноческий постриг в Спасском монастыре — единственной в то время мужской обители в Муроме: «Тоя же весны (9 мая 1476 года) преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9».

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нём с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. … Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму

С именем царя Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствующего дома.

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.

Настоятельские палаты (XVII век)

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву. Несмотря на принесённое покаяние, архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1680-е годы в монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова), происходившего из династии муромских купцов. На его средства в монастыре были построены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция обветшавшего Покровского трапезного храма.

В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, а на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей

Соборная церковь (XVI век)

26 января 1765 года в Муромское духовное правление был направлен указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского), в котором со ссылкой на постановление Святейшего синода епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель.

Преподобный Серафим Саровский посещал в этой обители старца Антония Грошевника.

С 1866 по 1868 годы обителью управлял архимандрит Гавриил (Воскресенский) — в прошлом профессор Казанского университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии.

Пришедший в 1877 году на должность настоятеля архимандрит Антоний (Ильенов) застал её в удручающем состоянии — храмы разрушались, другие строения приходили в негодность, средств на ремонт не было. После поездки в 1878 году архимандрита Антония на Афон в обитель была привезена точная копия иконы Божией Матери «Скоропослушница», оригинал которой находится с X века в монастыре Дохиар. На протяжении 1880-х годов монастырь реставрировали, приводили в порядок, он стал местом паломничества.

В 1891 году на территории обители был возведён каменный трёхэтажный братский корпус, в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь священномучеников Херсонесских.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В 1918—1919 годах Преображенский собор монастыря продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года обитель заняли военные и частично отделение НКВД. В это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию монастыря гражданских лиц был прекращён.

Возрождение монастыря

Часовня Святого Георгия Победоносца

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное управление, а также к председателю Муромского горисполкома Жукову с открытым письмом в поддержку передачи муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. В поддержку возрождения обители выступил академик Дмитрий Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов). Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась икона Божией Матери «Скоропослушница», понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации. Куратором от Счётной палаты — председателем попечительского совета по восстановлению являлся аудитор Сергей Рябухин.

22 июня 2005 года на территории монастыря освящена часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца «в молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отчество на поле брани жизнь свою положивши, от ран и глада почивших в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена Ты Господи веси».

Посещение монастыря Дмитрием Медведевым 8 июля 2011 года

Примечания

  1. Христианизация Муромской земли (недоступная ссылка)
  2. История Мурормского Спасо-Преображенского монастыря // otpusk-zdorovo.ru.
  3. Голубинский Е. История Русской церкви. — М., 1880. — Т. 1. Ч. 2. — С. 620 (приложение: Список монастырей домонгольского периода)
  4. Титов А. А. Историческое обозрение г. Мурома. // Тр. Владимир. учён. архив. комиссии. — IV. — 1902.
  5. Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку 1377 г. — СПб., 1996. — С. 108.
  6. Полное собрание русских летописей. — Т. 30. — М., 1965. — С. 71.
  7. Полное собрание русских летописей. — М., 1965. — Т. 2. — С. 111.
  8. Полное собрание русских летописей. — Т. 4. — Псковская первая летопись. — С. 252.
  9. Масленицын С. И. Муром. — М., 1971. — С. 8.
  10. Монгайт А. Муром. — М., 1947. — С. 10.
  11. Владимирские губернские ведомости. — 1901. — № 28. — С. 7.
  12. Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. составленная Борисом Бартеневым и подьячим Михаилом Максимовым // Муромский историко-художественный музей. М-2225, рукопись Н. Г. Добрынкина, XIX в.
  13. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. — Т. 11. — Гл. 5.
  14. Антоний, архимандрит муромского Спасского монастыря // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. Материалы для истории Владимирской губернии. — Вып. 1. — Владимир. — 1901. — С. 44.
  16. ГАВО ф. 562, оп. 1, д. 18 О упразднении в селе Борисоглебском Муромского округа мужского монастыря.
  17. Преподобный Антоний Грошевник // Православный Саров.
  18. . // Православные монастыри : журнал-серия. — № 47. — С. 20.
  19. Красная книга ВЧК. — М., 1989. — Т. I. — С. 152.
  20. Владимирские епархиальные ведомости. — 1919. — № 9. — С. 22.
  21. Журналы Священного Синода от 2 октября 2013 года. Журнал № 122
  22. В Муромском Спасо-Преображенском монастыре — новый настоятель — Муромское Городское Телевидение
  23. Приложение № 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. за № 1327
  24. Мельник А. Г. Собор муромского Спасского монастыря // Сообщения Ростовского музея. Выпуск 6. — Ростов, 1994. — С. 164-185. — ISBN 5-85975-029-3.

> Литература

  • Мельник А. Г. Собор муромского Спасского монастыря // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 1994. — Вып. 6. — С. 164-185.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Спасо-Преображенский монастырь в Муроме
  • Сайт Муромского Спасо-Преораженского монастыря
  • История, современный облик, факты и фотографии восстановления Спасо-Преораженского монастыря
  • 10 фактов о Муромском Спасо-Преображенском монастыре

Известные
по летописным данным

  • Спасский Муромский (1096)
  • Юрьев (1119)
  • Антониев (1117)
  • Авраамиев Ростовский (1119? 1261)
  • Зверин (1148)
  • Мирожский (1156)
  • Духов (1162)
  • Хутынский (1192)
  • Спасский Старорусский (1192)
  • Рождественский (1192)
  • Княгинин (1200)
  • Петровский Ростовский (1214)
  • Спасский Ярославский (1216)
  • Благовещенский Нижегородский (1239)

Известные по древним
церковным преданиям

Курсивом выделены монастыри, ныне не действующие

Монастыри Владимирской области

Александровский (Суздаль) | Благовещенский (Вязники) | Благовещенский (Киржач) | Благовещенский (Муром) | Богородице-Рождественский (Владимир) | Богоявленский (Мстёра) | Борисоглебский (Борисоглеб) | Васильевский (Суздаль) | Введенский Островной | Воскресенский (Муром) | Знаменский (Гороховец) | Космин Яхромский (Небылое) | Крестовоздвиженский (Муром) | Лукианова пустынь | Махрищский монастырь | Михайло-Архангельский (Юрьев-Польский) | Николо-Волосовский монастырь | Никоновский Введенский монастырь (Юрьев-Польский) | Покровский (Суздаль) | Ризоположенский (Суздаль) | Боголюбский (Боголюбово) | Никольский (Новое) | Успенский монастырь (Александров) | Скорбященский монастырь (Хмелёво) | Смоленская Зосимова пустынь | Спасо-Евфимиев (Суздаль) | Спасо-Преображенский (Муром) | Сретенский (Гороховец) | Троице-Никольский монастырь (Гороховец) | Троицкий (Муром) | Успенский Княгинин (Владимир)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *