Спас

Узнайте, что обязательно нужно сделать в эти дни!

В августе многие народы отмечают праздники, связанные с окончанием сбора урожая. Есть такие праздники и в православной традиции. Учредил их 950 лет назад князь Вышгородский Андрей Боголюбский и названы они были Спасами. С тех пор ежегодно весь православный мир отмечает – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. С этим светлыми праздниками связано много примет и традиций. Как их правильно отмечать? Что можно и нельзя делать в эти дни?

Дни Спасов особенные, ведь названы они в честь Иисуса Христа, который, как принято считать в православии, умер на кресте за грехи человеческие, и спас людские души от адова пламени. Символами этих светлых праздников являются ароматный мед, спелые яблочки, лесные орешки и свежий хлеб на столе. Узнайте даты и приметы трех Спасов в августе 2018

Первый Спас: Медовый или Маковый (Маковей)

Отмечают его 14 августа и именуют праздником Животворящего Креста Господня. Это связано с тем, что много веков назад в Константинополе люди начали массово умирать в августовский зной от неизвестной болезни. Чтобы избавить народ от недуга было решено пронести по городу частицу креста, на котором был распят Спаситель. Именно так появилось название Спас.

В народе праздник 14 августа принято называть Медовым Спасом, так как именно в это время на пасеках начинают сбор меда. Вечером на Спас принято было пробовать первый мед. Хозяйки в этот день пекли блины с медом, коврижки, плюшки и пирожки и угощали ими каждого вошедшего в дом. С этим связана поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует». Поскольку праздник совпадал с началом Успенского поста угощения были постными.

14 августа также отмечается день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. В народе переосмыслили название праздника и связали его с маком, который созревает к этому времени. Поэтому часто этот спас называют Макавеем и несут в церковь святить маковые головки, пекут выпечку и блины с маком и медом.

Второй Спас: Яблочный

Второй Спас принято отмечать 19 августа именно с него начинаются проводы лета. Назван он яблочным, так как именно в это время начинался сбор яблок и есть их до Спаса православным запрещалось. Отведать сладкие ароматные яблочки можно было не ранее 19 августа и после освящения их в церкви.

Матери, которые потеряли своих детей, приносили освященные яблочки к ним на могилки. Считалось, что если мать не вкусила яблок до Спаса, ее ребенок будет есть райские яблочки.

Также возле яблонь можно было увидеть молодых незамужних девиц. Прислонившись к яблоньке, они шепотом просили у нее красоты, неувядающей молодости и хорошего жениха.

В это время хозяйки начинали варить яблочное варенье, пастилу, компоты и пекли яблоки.

Третий Спас: Ореховый или Хлебный

Отмечают Ореховый Спас 29 августа. Этот праздник был основан в честь празднования перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь.
В это время в лесу спеют орешки, которые после сбора принято освещать в храме. Также на Спас было принято торговать и покупать ткани для рукоделия в зимнее время. Поэтому в народе этот праздник еще называют Спас на полотне.

На столах в Ореховый Спас было много хлеба и другой выпечки, ведь только закончилась жатва зерновых. Плохой приметой в этот день считалось оставить на столе недоеденную корочку или обронить кусочек хлеба на пол.

Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа, неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. С этого дня, пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь чтобы осветить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый.

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название — Маковый или Макавей. Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Макковеев.

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большей церковной дате — Преображению Господнему.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

Часть освященных яблок, уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освещали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то, что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый Спас, приурочен к церковному празднику, в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа.

29 августа, в праздник Спаса освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.

На Третий Спас люди шли в лес, собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большем кругу гостей.

Три Спаса в августе — важные праздники для каждого православного человека. В них заключены вековые традиции, которые следует помнить. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

>Медовый спас что означает этот праздник

Смысл, празднование и традиции медового спаса

Каждый слышал о таком празднике как Медовый Спас. Когда же он празднуется, и что принято делать в этот день?

Много столетий жизнь людей была тесно связана с годовым кругом православного календаря. Церковные праздники получали в народе новые упрощенные названия и традиции. Так произошло и в этом случае. Медовый Спас – это народное название Празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Наступает он всегда 14 августа.

Одновременно в этот день отмечается сразу несколько церковных событий. Это день воспоминания о чудесной божией помощи русскому князю Андрею Боголюбскому во времена его военных сражений с булгарами.

Именно первого августа 988 года по старому стилю (14 числа по современному календарю) произошло Крещение Руси. Князь Владимир крестил древних славян в водах реки Днепр. В этот же день чтится Изнесение (то есть вынос) честных древ Животворящего Креста Господня.

Вместе с православной верой из Византии пришла на Русь традиция выносить крест для общенародного поклонения и освящения городов, сёл и деревень. Происходило это в память о событиях, имевших место в IX веке, когда в Константинополе в самое жаркое время люди массово погибали от заражения.

Эпидемия прекратилась только после того, как священники осенили все водные источники частичкой Креста, на котором был распят Спаситель. Отсюда пошло ещё одно название этого праздника – Мокрый Спас.

В этот день по обычаю совершались крестные ходы на реки и озёра с всенародным омовением для исцеления от болезней, заботливые хозяева старались искупать лошадей для здоровья. После этого дня купальный сезон окончательно закрывался.

А ещё 14 августа день памяти мучеников Маккавеев, пострадавших за веру вместе со своей матерью во времена Ветхого Завета. По схожести слов “Маккавей” и “маковей” (от “веять мак”) простые люди стали связывать этот день с зёрнами мака и приготовлением блюд из них. Мак часто встречается в устном народном творчестве.

В современной России в Медовый Спас в храмах по традиции совершается малое водосвятие и освящаются мёд, мак и целебные травы. Верующие берегут их на случай болезни, принимая с молитвой и верой в особую лечебную силу. С этого дня благословляется вкушение мёда первого сбора.

По всей стране устраиваются ярмарки продуктов пчеловодства и выставки с дегустацией самых разнообразных сортов этого сладкого лакомства. Какого только мёда там не встретишь: гречишный, липовый, акациевый, вересковый, васильковый, донниковый и даже каменный.

Не случаен выбор именно этого дара природы для освящения в этот день. Как раз к середине августа ульи уже переполнены доверху и пчеловоды начинают откачивать первый мёд. Издавна считалось, что с Медового Спаса лето поворачивает на осень, роса становится холодной, птицы перестают петь, пчела не летит за нектаром.

К тому же именно с 14 августа начинается короткий (14 дней) и очень суровый Успенский пост. А мёд – полезный, питательный и вкусный продукт, кладезь витаминов и микроэлементов, разрешённый даже при самых строгих ограничениях и необходимый для поддержания здоровья постящихся.

Пасечники по-особому проводили этот день. Рано поутру они благословляли ульи, отыскивали среди них наиболее переполненный мёдом. После этого доставали из него соты и в новой деревянной посуде относили в храм. По окончании богослужения батюшка благословлял новый урожай и освящал приношения.

При этом одна часть освящённого мёда непременно раздавалась нищим, которые по обычаю поздравляли хозяев с Медовым Спасом, а вторая оставалась для церковнослужителей.

Продолжалось празднество на пасеках, куда стекались дети и ребятня в ожидании своего угощения. Они пели особые песни с пожеланием здоровья и долгоденствия хозяевам, прибыли в делах и процветания их семьям.

И поныне осталась добрая традиция оставлять часть принесённого для освящения мёда в церкви, угощать друзей, родственников и соседей, чтобы все нуждающиеся и неимущие тоже могли отведать этого полезного, но недешёвого лакомства. В Медовый Спас традиционно варят медовуху.

Умелые хозяйки стряпают постные медовые коврижки, пряники, маковые булочки, пироги, печенье, пекут блины с маком, к которым подают особый соус – маковое молочко из мёда с маком.

Август богат на праздники, любимые в народе. Медовый – первый из трёх Спасов. Все их объединяет то, что в православном календаре эти дни посвящены Спасителю (Иисусу Христу). Через пять дней наступит еще один Спас, Яблочный. Он празднуется всегда в день Преображения Господня, 19 августа.

Храмы наполнятся ароматом спелых плодов, ведь в этот праздник принято освящать яблоки, виноград и сливы, благодаря Бога за щедрый урожай. А 29 августа отмечается Ореховый, или Хлебный Спас. В это время приступали к посеву озимых и сбору лесных орехов.

Сила природы для красоты и здоровья

Известно, что натуральный мед – это настоящий кладезь по содержанию витаминов, микроэлементов, полезных веществ. А учитывая его вкусовые качества, этот продукт принято считать настоящим лакомством. Примечательно то, что сниженный процент влажности и повышенная кислотность исключают распространение болезнетворных микроорганизмов. Поэтому мед не требует термической обработки. Мед хранится на протяжении длительного времени без соблюдения каких-либо условий. Его использование в качестве активного компонента косметологических или лечебных средств объясняется наличием нескольких свойств:

  • Благодаря быстрым сахарам отлично питает мозг.
  • Нормализует обмен веществ, при этом очищая организм от токсинов и шлаков.
  • Благотворно воздействует на кожу, питая ее изнутри. Устраняет эстетические дефекты.
  • Повышает общий тонус, способствует повышению выносливости.
  • Выступает в качестве мощнейшего иммуностимулятора.

Также мед губителен для вирусов, бактерий и грибков, что делает его эффективным при лечении множества известных заболеваний. Использование меда в косметических продуктах позволяет добиться впечатляющих результатов по омоложению кожи, обеспечивая видимый пролонгированный эффект.

Медовый спас для суставов

Суставные патологии становятся проблемами здоровья для мужчин и женщин любого возраста. Часто это является профессиональной болезнью, например, спортсменов, строителей, грузчиков. Средство Медовый спас позволяет устранить симптоматику заболевания, способствуя восстановлению пораженных тканей. После первого нанесения уменьшаются болевые ощущения, а регулярное использование средства способствует:

  • восстановлению тканей, их длительной защите;
  • устранить хруст, «скрипы» суставов;
  • понизить температуру очагов воспалений;
  • улучшить подвижность суставов;
  • остановить деформацию хрящей.

Медовый спас для суставов – это настоящий бальзам, обладающий симптоматическим и эпиотропным действием. Проникая глубоко в ткани, средство выводит токсины, борется с солевыми отложениями, нормализует кровообращение. Основой бальзама являются продукты пчеловодства: пчелиный подмор, воск и яд, а также прополис. Кроме этого, состав обогащен такими веществами, как:

  • смола сибирского кедра;
  • экстракт живицы;
  • масло пихты;
  • экстракт конского каштана.

Благодаря ментолу, средство обладает охлаждающим, успокаивающим эффектом. Благодаря гелеобразной легкой консистенции, оно равномерно распределяется, впитывается кожей буквально за пару минут. Процедуру нанесения следует повторять 2 раза в день: утром и вечером.

Медовый спас от морщин

Кожа лица подвержена воздействию множества негативных факторов: неблагоприятная экологическая обстановка, вредные привычки, частые стрессы, отсутствие отдыха, перенапряжение, неправильное питание. Кроме этого, портить внешний вид могут различные инфекционные заболевания. Нарушение структуры кожи лица является естественным проявлением возрастных изменений, что особо тревожит представительниц прекрасного пола. Применение средства Медовый спас для устранения морщин позволит добиться следующих результатов:

  • сделать цвет лица здоровым, устранить серость;
  • выровнять рельеф кожи;
  • избавиться от отеков;
  • сгладить крупные заломы: морщины на лбу, носогубные складки;
  • полностью разгладить сетку мелких морщин;
  • подтянуть овал лица;
  • снять воспаления.

Клинические исследования доказали, что применение данного крема способствовало восстановлению даже увядающей кожи возрастных пациенток. Секрет средства – это его уникальный состав, где собраны исключительно 100% натуральные компоненты:

  • пчелиный яд;
  • настойка на пчелиной огневке;
  • семена конского каштана;
  • медвежий жир;
  • насыщенные масла: каменное и шоколадных бобов.

Крем Медовый спас от морщин обладает приятным ароматом и консистенцией. Не оставляет жирной пленки. Результат достигается при использовании по следующей схеме: дважды в день, минимальный курс – 3 недели. Средство распределяется по лицу легкими движениями кончиков пальцев. Его надо оставить до полного впитывания.

Медовый спас от грибка

Крем Медовый спас эффективен и при лечении микозов. Всего один курс применения способствует значительным улучшениям:

  • полное устранение грибка без дальнейших рецидивов;
  • избавление от зуда, сухости, трещин;
  • восстановление структуры ногтевой пластины, кожных покровов;
  • оздоровление поврежденных тканей.

Помимо этого, пациентами отмечается значительное улучшение самочувствия в целом. Средство устраняет патогенные клетки, способствуя регенеративным процессам. Оно быстро впитывается, не оставляет липкости, не вызывает чувства дискомфорта. Компоненты состава – это высокоэффективные вещества натурального происхождения с доказанной эффективностью. Среди них:

  • масло пихты;
  • древесная смола кедра;
  • экстракт конского каштана;
  • пчелиный яд.

При проведении процедур для устранения грибка на ногах необходимо предварительно распарить стопы в теплой ванночке, добавив отвар ромашки, крапивы и лаванды. Это позволит крему глубже проникнуть в ткани и обеспечить максимальный эффект. Наносят его до 3 раз в сутки, пока все проявления микоза не будут устранены.

Медовый спас от варикоза

Боль, тяжесть в ногах, отечность, нарушение нормального венозного кровотока – все это говорит о таком заболевании, как варикоз. При развитии данной болезни наблюдается снижение проницаемости стенок сосудов, что затрудняет циркуляцию крови. Это приводит сразу к нескольким проблемам со здоровьем. Медовый спас от варикоза действует сразу в нескольких направлениях:

  • купирует приступы боли;
  • устраняет отечность;
  • уменьшает имеющиеся тромбы, предупреждает образование новых;
  • укрепляет стенки сосудов;
  • нормализует лимфоток.

Практически 99% всех пациентов отметили значительное улучшение состояния ног. Уже после 2-3 первых дней применения тяжесть, боль и отеки устраняются. После двухнедельного курса уменьшается венозная сеточка, наружные узлы, восстанавливается венозное кровообращение. Помимо компонентов, используемых в других продуктах линейки (пчелиная огневка, конский каштан), в креме от варикоза присутствуют такие составляющие:

  • экстракт из корня диоскореи ниппонской;
  • ягоды годжи;
  • измельченная кора сибирской лиственницы.

У средства практически отсутствуют противопоказания, за исключением индивидуальной непереносимости хотя бы одного составляющего компонента. Наносить Медовый спас от варикоза следует дважды в день. Крем наносится на кожу тонким слоем легкими массажными движениями.

Медовый спас от геморроя

Такая деликатная проблема как геморрой способна доставлять массу неудобств. Выбор современных препаратов для устранения этого недуга велик. К сожалению, не все из них способны принести желаемое облегчение. Медовый спас от геморроя способен стать достойной альтернативой дорогостоящим медикаментам, при этом ничуть не уступает им по действию:

  • облегчает боль, снимает воспаление;
  • способствует уменьшению узлов;
  • останавливает кровотечение;
  • успокаивает зуд;
  • способствует восстановлению нарушенной трофики тканей.

Положительные результаты отмечены у пациентов даже с острой формой заболевания. Устранение всех симптомов позволяет человеку снова активно двигаться, не испытывать дискомфорта, отказаться от сложных схем лечения, включая хирургическое вмешательство. Главное преимущество состава Медовый спас от геморроя – его натуральность. При создании средства были использованы:

  • экстракты живицы и ромашки;
  • пчелиный прополис;
  • экстракт огневки.

Регулярное использование крема помогает избавиться от образовавшихся тромбов, что гарантирует результативное лечение. Вместе с этим уменьшается риск возникновения кишечных кровотечений, раковых заболеваний. Способ применения: 2-3 раза в день наносить на геморроидальные узлы.

Медовый спас от псориаза

Средство Медовый спас помогает при лечении псориаза. Его действие направлено не только на избавление от симптоматики недуга, но и устранение всех его причин возникновения. Обладая лечебными, регенерирующими и защитными свойствами, крем способствует:

  • устранению шелушений, бляшек;
  • купированию псориатических очагов;
  • снятию зуда, покраснений, воспалений, жжения;
  • быстрому заживлению пораженных участков;
  • увлажнению, питанию.

Крем оказывает мощное целебное воздействие, обеспечивая быстрое облегчение. В отличие от гормональных средств, Медовый спас от псориаза допустимо применять длительными курсами, что особенно актуально для пациентов с запущенными формами заболевания. Средство состоит из натуральных веществ. Отсутствие в составе синтетических компонентов делает его подходящим для лечения даже маленьких пациентов. Крем объединяет в себе:

  • сразу несколько продуктов пчеловодства: яд пчел, экстракты прополиса, пчелиного подмора и огневки, пчелиный воск;
  • вытяжку семян конского каштана;
  • масло оливы;
  • живицу кедровую.

Данное средство отличается «тающей» маслянистой текстурой, что позволяет наносить его на открытые кровоточащие ранки. Для получения результата оно наносится на пораженные участки тонким равномерным слоем. При слабой либо средней степени поражения достаточно одной процедуры в день. Пациентам с тяжелыми формами болезни необходимо наносить 2-3 раза в день. Длительность лечения зависит от сложности случая каждого пациента: от 2 недель до 3 месяцев.

Личная аптека у вас дома

Каждый из кремов линейки Медовый спас – это уникальное средство для эффективного лечения ряда заболеваний. Их безопасность, быстрый эффект и простота применения сделали продукты Медовый спас одними из популярных среди пациентов. Также к преимуществам относятся:

  • вся продукция прошла клинические испытания, что подтверждено соответствующими сертификатами;
  • отсутствие противопоказаний, за исключением индивидуальной непереносимости компонентов;
  • отсутствие возрастных ограничений;
  • видимый результат за короткие сроки;
  • возможность использовать в комплексной терапии.

Приемлемая цена сделала всю линейку популярной среди населения. Каждый из кремов доступен для заказа через интернет. Оформляя заказ на сайте производителя (официального представителя), покупатель гарантировано приобретает оригинальный товар и вправе воспользоваться специальным предложением, позволяющим купить Медовый спас по сниженной цене.>Спас>Что такое Спас?

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Значение слова “Спас”

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас — это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара — могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Медовый спас

Медовый Спас — 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Итория Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мёд нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мёд уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Яблочный спас

Райские плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,— внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны — утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),— хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать — «пить» «новое вино» — «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее — таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил, что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно — не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге — ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это — символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это — летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, — ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, — зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время — перелом зимы.

Пасха — весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница — но Духов день — в теплое время празднуется.

Воздвижение — осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление — тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление — покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

История и традиции Яблочного Спаса

Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору в Галилее (по Преданию — гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века — времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете — одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм — восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.

Народное название праздника Преображения Господня — Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, — яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Ореховый Спас

После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.

«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.

И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.

Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)

Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.

Не от деревьев волшебство и страх – они приняли Христа Бога на свои ветви.

Мир снова в ладони человеческой, как яблоко простое, как орех Юлиании Норичской.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *