Собор Владимира в херсонесе

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения ell_BAGIRA

История храма
По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича состоялось в 988 году в городе Херсонесе, или Корсуне (так его называли древние русичи, а теперь — Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в г. Севастополе). В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают ученые, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события.
Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял Святое Крещение именно в этой базилике. Таким образом все колебания по поводу определения места сооружения в Херсонесе храма во имя святого Владимира — крестителя Руси, развеялись, и он должен был предстать над руинами древней святыни. Уже в 1850 году ходатайством святителя Инокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель, а через три года освящена скромная церковь святой Ольги, которая была разрушена во время войны. 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершённая в присутствии Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны.


Строительство
Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм, по замыслу которого храм должен был быть возведен в византийском стиле. Его строительство длилось 15 лет и в 1874-76 годах с активным участием инженера-архитектора М. Ю. Арнольда было завершено. Это был один из самых больших соборов страны (высота — 36 м, общая площадь — 1726 кв.м., диаметр купола 10,5 м) который может вместить до тысячи верующих.
Работы по убранству храма начались только накануне празднования 900-летия Крещения Руси. Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти равноап. князя Владимира был освящен только Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором был установлен деревянный резной иконостас. В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Н. Чагину. Росписи и иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора исполнил академик живописи А. Корзухин. Кроме того в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. Неффа и художника П. Рисса, иконы мастеров И. Майкова и Е. Сорокина. Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини. Торжественное освящение главного престола Князь- Владимирского собора совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский), хотя окончательное оформление храма было завершено только в 1894 году.
Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского.

Левый престол собора был освящён во имя святого Апостола Андрея Первозванного.
В нижнем храме собора также находился правый боковой придел святого Мартиниана. В этом приделе и были погребены тела архиепископа Мартиниана, скончавшегося в 1898 г., и настоятеля монастыря преосвященного Иннокентия (Солотчина), скончавшегося в 1909 г.
Еще в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей св. равноап. князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре Верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.
Воссоздание
Во время Второй мировой войны Владимирский собор был разрушен. Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Проект воссоздания храма разрабатывался киевским институтом «Укрпоектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств, А. И. Петровой, А. С. Пигарёвым в 2001 году. С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух» (авторы — Л. Стебловская, Е. Ревенко), » Крещение Господне» (исполнитель А. Дмитренко по по эскизу К. Поповского, фотоматериалам РГИА, ф.812), «Преображение Господне» (исполнители Л. и Н. Дмитренко по по эскизу А. С. Пигарёва, фотоматериалам РГИА, ф.812), и центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря» (в соавторстве А. Пигарёв, А. Петрова, К. Поповский). Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по по эскизам А. Пигарёва и А. Петровой, фотоматериалам РГИА, ф.812.

Освящение главного алтаря воссозданного Херсонесского Свято-Владимирского состоялось 3 апреля 2004 года, а уже через неделю в нем совершили Пасхальное богослужение.

Крещение Руси. Храм Святого Равноапостольного князя Владимира на Херсонесском городище.

Херсонес. Вид на храм Святого Владимира.

В пределах города Севастополя на территории Херсонесского археологического заповедника возвышается величественный храм Святого Владимира, воздвигнутый на месте, где произошло крещение Руси и откуда христианская вера начала своё распространение в качестве государственной религии.

Согласно «Летописи временных лет» и церковным записям именно на главной площади Херсонеса стояла церковь и находилась купель, в которой в 988 году и принял христианство князь Владимир.

По мнению историков правящий в то время на Руси Владимир, желая укрепить позиции государства, заключил договор с византийскими правителями. Согласно этой договорённости взамен на военную помощь братья Константин и Василий, находившиеся на византийском престоле, соглашались породниться с Владимиром, отдав ему в жёны свою сестру Анну.

Условием заключения брачного союза кроме предоставления русского войска было и принятие Владимиром христианства. Русский князь, отправив своё войско в Византию, считал, что выполнил основное требование договора и настаивал на отправке к нему Анны и только потом он был намерен принять новую веру. Возникла непростая ситуация: Анна не желала становиться женой язычника, а у князя Владимира росло недовольство невыполнением заключённого договора.

Решив надавить на правителей Византии и решить вопрос силой, Владимир осадил Херсонес – тогдашнее византийское владение. После нескольких месяцев осады город сдался и Византия, не желая продолжения военного противостояния, прислала Анну к занявшему город князю.

Крещение князя Владимира. Картина В. Васнецова (украшает стены Владимирского собора в Киеве).

По преданию Владимир практически потерял зрение во время осады. Будущая супруга Анна убедила его, что, приняв новую веру, он излечится. Так и произошло. Владимир прозрел и под влиянием этого чуда он глубоко уверовал, что принятая вера истинна. Таким образом, из язычника молодой князь переродился в пламенного апостола христианской религии.

Следом за князем приняла христианство и его воинская дружина. По возвращении же на Русь князь начал активное распространение новой религии по своему государству. Он повсеместно заменял славянских идолов христианскими храмами. Сам князь стал следовать заповедям, отказался от многожёнства. Под сенью новой религии он объединил славянские племена. В течение своей жизни Владимир способствовал просвещению своего народа, обучению его грамоте и слову Божиему. За дела его князя Владимира прозвали «Красное солнышко» и церковь причислила его к лику святых.

Князь Владимир Святославович «Красное Солнышко».

Земля, на которой находилась отправная точка распространения христианства на Руси, долгое время была оторвана от владений русских правителей. Неоднократно предпринимались попытки завоевать Крым, а с ним и вернуть Херсонес – священное для славян место. Окончательно Россия утвердилась в Крыму в конце 18 века при правлении Екатерины Ⅱ.

Преемники императрицы на Российском престоле всячески способствовали созданию на месте крещения князя Владимира памятника, призванного увековечить это священное для христиан событие.

Начало в этом деле положил император Александр Ⅰ Благословенный. С самого начала своего царствования он повелел оградить от разрушения все древности, находящиеся на полуострове, в том числе и Херсонес. В 1822 году заботу о сохранении древних развалин поручили Таврическому губернатору.

Незадолго перед своей кончиной в 1825 году Государь Александр Ⅰ посещает Севастополь и осматривает развалины Корсуня (славянское название Херсонеса). Император одобрил предложенную генерал-губернатором Грейгом идею по сооружению памятника на месте крещения Владимира и дал задание Академии Художеств разработать проект. Предполагалось построить церковь и при ней богадельню.

Храм на фоне археологических раскопок в Херсонесе. Фотография дореволюционная.

В 1827 году в Херсонесе по инициативе Грейга произвели археологические изыскания. Были раскопаны несколько храмов, в том числе и на главной площади крестообразная церковь, которая, по мнению учёных, и являлась местом крещения князя Владимира.

Проект предполагаемого к сооружению в этом месте памятника подали на рассмотрение в 1829 году новому императору Николаю Ⅰ. Однако тот повелел для начала установить обелиск, для чего одобрил один из чертежей академика Беретти. Начали сбор пожертвований по Таврической губернии. К 1832 году было собрано 528 рублей. К сожалению, идея установки обелиска не была реализована. Вероятно, было решено построить что-либо более грандиозное.

Во время своего пребывания в Севастополе император Николай Павлович изволил перенести место построения храма-памятника из древнего Херсонеса в Севастополь.

В апреле 1845 году учредили комитет для постройки храма Святого Владимира, а в феврале 1848 года вновь начали сбор пожертвований, продлившийся до 1859 года. Средства на храм собирали по всей стране.

Параллельно сбору средств велись подготовительные работы: заготовляли строительный материал, расчищали место под фундамент, писали иконы. Был одобрен и новый проект храма, выполненный академиком Тоном. В Херсонесе тем временем в 1850 году основали Свято-Владимирскую обитель (монастырь).

Вид на храм со стороны бухты. Фото начала 20 века.

Свою роль в истории создании храма-памятника сыграла и Крымская кампания 1854-1855 годов. После тяжёлой обороны город лежал в руинах и взошедший на престол Александр Ⅱ решил, что храма имени Святого Владимира будет два. Один над могилами погибших в обороне Севастополя адмиралов. Второй на священном для христиан месте в Херсонесе.

На открытой ранее главной площади Херсонеса стараниями графа А.С. Уварова была расчищена базилика соборного храма Рождества Божией матери и купель там же. О них, по всей видимости, и упоминалось в летописях в связи с крещением тут князя Владимира. Эти древние строения и стали основанием для нового храма-памятника Святому Владимиру.

В 1859 году утвердили новый проект храма, представленный архитектором Гриммом. 1860 год прошёл в проведении подготовительных работ на месте строительства. За возведением здания храма поставили следить городского архитектора Вяткина.

Материал для строительства частично брали из заготовленного до войны и хранимого в Николаеве, а частично добывали на месте (камень и гранит с разрушенных доков и казарм, в местных каменоломнях).

23 августа 1861 года в фундамент будущего храма заложил первый камень сам император Александр Ⅱ, прибывший по этому поводу в Херсонесский монастырь. Во время строительства приходилось считаться с финансовыми затруднениями. Собранных пожертвований и ассигнаций из казны было недостаточно. Сооружение храма приостанавливалось почти на три года и в 1865 году возобновилось по новой смете. В расчёте на имеющиеся средства предполагалось построить нижний этаж и покрыть его крышей, законсервировав дальнейшее строительство до появления требуемой для продолжения возведения и отделки здания храма суммы.

На фото храм в завершённом виде. У входа видны священнослужители или прихожане .

Нижняя церковь была окончена к ноябрю 1867 году. Постройка второго этажа (верхнего храма) началась в 1870 году на вновь ассигнованные из казны средства и уже новым архитектором Тарасовым. С 1873 года снова сменили главных строителей вследствие неудовлетворительного качества работ. Достраивал храм новый подрядчик под руководством архитектора Арнольда.

Осенью 1876 года возведение здания завершили, предстояли отделочные работы. На внутреннюю отделку в течение 3-х лет с 1888 года по 1891 год ежегодно выделялось из казны по 100 тысяч рублей. Руководил этими работами академик Чагин.

В 1888 году к 900 – летию Крещения Руси освятили нижнюю церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Верхний храм освятили в октябре 1891 года.

Возведённый храм Святого Владимира стал одним из наиболее грандиозных храмов в России. Построен он был в византийском стиле и выполнен в виде трёхнефной базилики, с сохранением обнажённых археологами остатков стоявшей на этом месте церкви. Иконы и иконостасы верхней и нижней церквей выполнены в мастерских известнейших отечественных мастеров того времени. Мраморные работы доверили итальянским резчикам.

В нижней церкви поместили мощи князя Владимира, переданные сюда из домовой церкви Зимнего Дворца. Помимо этого в храме хранились частички мощей ещё 115 святых.

Руины храма до реконструкции.

К сожалению, вскоре этот величественный памятник был разорён и на долгое время забыт, а позже и разрушен. После Октябрьской революции из храма были изъяты все ценные вещи, книги, безвозвратно пропали святыни. В 1925 году полностью прекратились богослужения, и здание перешло к дирекции Херсонесского музея в качестве памятника архитектуры и истории. Как культовое сооружение храм перестал существовать на долгие годы.

При второй обороне города в Великую Отечественную войну в здание храма угодила авиабомба, а перед освобождением города в 1944 году немецкие сапёры заминировали остатки здания. В результате храм был значительно разрушен, утрачены многие структурные и декоративные элементы.

Величественный храм Святого Владимира после реконструкции.

Вновь богослужения возобновились в 1992 году, когда храм Святого Владимира передали церкви. Реставрацию начали в 1998 году и уже в 2002 году восстановительные работы подошли к концу. Освятили алтарь обновлённого храма 3 апреля 2004 года.

Грандиозный храм Святого Владимира вновь предстал в первоначальном своём обличии и ныне возвышается над Херсонесским городищем во всём своём величии.

Далее небольшой видеоряд с видами храма-памятника и Херсонеса.

Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе

Настоятель:протоиерей Сергий Халюта
Священнослужители:
протоиерей Андрей Кривонис
протоиерей Стефан Сломчинский
протоиерей Александр Примак
протоиерей Павел Рязанов
диакон Вячеслав Мурашко
Адрес: г. Севастополь, ул. Древняя, 1, 299045
Телефон собора: (8692) 24 21 15
Беседы и запись на крещение и венчание проводятся в 16:00 в понедельник, вторник, четверг и пятницу, в 15:00 в среду (первая беседа). Беседы с диаконом: в храме в среду в 16:15, в библиотеке собора в субботу в 14:30 (вторая беседа). Посетить нужно ОБЕ беседы.
Телефоны канцелярии Севастопольского благочиния:
тел/факс: +7 (8692) 23 40 14
моб. +7 (978) 858 44 50
Время работы: будние дни с 9-00 до 16-00.
E-mail: inbox@hersones.org
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В СВЯТО-ВЛАДИМИРСКОМ СОБОРЕ В ХЕРСОНЕСЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД 2018/2019 ГОДА
Понедельник
7-30 – Литургия
16-00 – вечернее богослужение
Вторник
7-30 – Литургия
16-00 – вечернее богослужение
Среда
7-30 – Литургия
16-00 – вечернее богослужение
Четверг
7-30 – Литургия
16-00 – вечернее богослужение
Пятница
7-30 – Литургия
16-00 – вечернее богослужение
Суббота
8-00 – Литургия
15-45 – Всенощное бдение
Воскресенье
7-50 – водосвятный молебен
8-20 – Литургия
16-00 – вечернее богослужение
Каждую среду – молебен на стопе Андрея Первозванного. Сбор в 10:00 у соборного колокола.
Собор открыт ежедневно, без выходных, с 7-00 до окончания вечернего богослужения.
Вход на территорию музея-заповедника «Херсонес Таврический» для жителей Севастополя (местная прописка) — свободный.
Святыни собора:
— мощевик с частицей мощей святого равноапостольного князя Владимира;
— икона святым благоверным супругам Петру и Февронии, муромским чудотворцам, с частицей мощей святых;
— мощевик с частицами мощей многих святых;
— икона святых земли Нижегородской с частницами мощей нижегородских святых.
Свято-Владимирский кафедральный собор в Херсонесе — православная святыня, которая увековечила принятие христианства князем Владимиром. Храм-памятник поражает своим величием, красотой и пропорциональностью линий. Свято-Владимирский собор был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II. Он же утвердил проект будущего храма на территории Херсонесского монастыря. Автором проекта выступил академик архитектуры Давид Гримм. Интересно, что Свято-Владимирский собор в Херсонесе стал первым выдающимся сооружением, которое спроектировал этот архитектор.
За свою работу Д. Гримм был удостоен звания профессора и права преподавания в академии. Величественный собор возвышался над землей на 34 метра. Толщина его стен достигала метра. Поражало своим великолепием и внутреннее убранство храма: мозаичные полы, мраморные колонны. Над росписью Владимирского собора трудились известные художники — академик живописи Алексей Корзухин (один из оформителей храма Христа Спасителя в Москве), профессор Тимофей Нефф, Иван Малышев, Николай Майков. Работой руководил автор проекта Форосской церкви академик Николай Чагин. Средства на возведение Свято-Владимирского собора собирали всей Россией по подписке. Когда срок действия ее истек, люди потребовали продлить сбор денег. Из-за дефицита средств постройка храма затянулась на три десятка лет. В 1924 г. Херсонесский монастырь был закрыт, а Владимирский собор — передан музею. В период Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало: потрескались стены, внутреннее убранство было почти полностью уничтожено. В таком состоянии собор находился до недавнего времени.
Восстановление собора
Реставрация великой святыни началась трудами правящего архиерея, Высокопреосвященнейшего Владыки Лазаря. Проблемами восстановления Владимирского собора занимались государственные деятели высшего уровня. В 1992 г. в стенах храма возобновились богослужения. В 1998 году, под патронатом Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы и его супруги, началась реставрация собора. 5 мая 2002 года в Свято-Владимирском соборе было совершено пасхальное богослужение – впервые за 77 лет.
Возглавил праздничную службу Владыка Лазарь, Митрополит Симферопольский и Крымский. Пасхальное богослужение в Свято-Владимирском соборе в Херсонесе посетили Президент Украины Леонид Данилович Кучма и руководство Автономной Республики Крым. 3 апреля 2004 года Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в присутствии Президента Украины Леонида Кучмы был совершен чин освящения восстановленного Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе.
Сегодня в Свято-Владимирском кафедральном соборе регулярно проводятся богослужения, совершаются Таинства Крещения и Венчания. Принятию Таинств предшествуют огласительные беседы. Действуют нижний (освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы) и верхний (освящен в честь святого равноапостольного князя Владимира) храмы.

Как и сам Херсонес Таврический, Владимирский собор многое пережил и повидал за время своего существования, хотя он несравненно моложе древнего полиса. Предположительно, его возвели в том самом месте, где стояла византийская базилика, в которой крестился Владимир Святославич, прозванный в народе Красное Солнышко. Бездеятельность властей привела к тому, что храм едва ли не был потерян – только благодаря усилиям неравнодушных граждан его спасли и сохранили для потомков.

  • Где находится?
  • Историческая справка
  • Посещение
  • Как доехать?
    • Контакты

История возведения в Херсонесе Таврическом

Впервые вопрос о постройке православного собора, посвященного девятисотлетию Крещения Руси, подняли в 1825 г. – инициатива исходила от командующего Черноморским флотом в Крыму адмирала Грейга. С этим предложением он обратился к Александру I, одобрившему его проект. С 1827 г. под руководством мичмана Крузе в Херсонесе велись раскопки, целью которых было обнаружение церкви, где крестился Великий князь Киевский.

Археологи нашли руины нескольких старинных культовых объектов, но предпочтение отдали крестообразной византийской базилике, находившейся на центральной городской площади – как наиболее вероятному месту крещения Владимира. Тем не менее, по ходатайству адмирала Лазарева, утвержденному в 1836 г. Николаем I, возведение началось, но совсем там – в самом Севастополе.

К прежнему проекту вернулись лишь в 1852 г., но строительство снова пришлось отложить, на этот раз из-за разгоревшейся Крымской войны. Лишь в августе 1861 г., в присутствии Александра II, состоялась церемония закладки, а Владимирский собор в Херсонесе начал строиться при деятельном участии императорской семьи. Его возводили по проекту академика Гримма, хотя руководил операцией гениальный инженер и архитектор Арнольд, а убранством и росписями занимался академик Чагин.

Основание православной святыни завершилось в 1877 г., но оформление и роспись продолжались еще почти два десятилетия – как не спешил Чагин закончить их к знаменательной дате, ему это так и не удалось. Окончательно работы по декорированию окончились в 1894 г. В них приняли деятельное участие академики Корзухин и Нефф, иконописцы Майков и Сорокин, художники Рисс, Тихобразов и Молокин, скульпторы Сеппи и братья Баскарини.

Тяжелые времена

После установления в Крыму советской власти в 1922 г. из блиставшего роскошью Владимирского храма изъяли всю драгоценную утварь, а его закрыли и передали новообразованному музею на Херсонесском городище. Однако экскурсии в нем проводили недолго, в 1924 г. его закрыли для посещений и фактически забросили, несмотря на все просьбы прихожан позволить им проводить в нем службы.

После этого церковь начали систематически разграблять, она ветшала, начала постепенно разрушаться. В годы войны в нее угодила бомба, полностью разрушившая купол, а в 1944 г., перед уходом из Крыма, немцы по приказу оберста Кольба взорвали ее. К 1000-летию крещения Руси, как и Херсонес Таврический, Владимирский собор, находившийся в руинах и представлявший собой жалкое зрелище, «гармонично дополнял» общий пейзаж городища.

Второе рождение церкви

В 1997 г. началось первое после окончания ВОВ восстановление. На стартовом этапе проводилась внешняя реставрация достопримечательности, закончившаяся в 2001 г., а в течение следующих пяти лет велись работы по реконструкции внутреннего убранства и настенных росписей. 3 апреля 2004 г. освятили главный алтарь, а в 2006 г. реставрационные манипуляции закончились и Свято-Владимирский собор в Севастополе возник в первозданном виде, о чем можно судить по фото начала прошлого века.

Чем интересен Владимирский собор?

Главной его достопримечательностью сейчас является чудом уцелевший список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери, написанной в I веке апостолом Лукой. Отметить также нужно воссозданный по фотографиям мраморный иконостас с резным деревянным киотом, покрытым позолотой, с 8-ю образами, увенчанными куполом. Интересны и восстановленные крымскими и киевскими художниками монументальные купольные композиции Корзухина и Неффа «Святой Дух», «Крещение Господне» и «Преображение Господне». Гости Севастополя выделяют и заново отреставрированную композицию «Тайная Вечеря» — центральный сюжет главного алтаря, а также полностью восстановленные стенные росписи и витражи.

Совсем рядом расположены руины Херсонеса, один из самых известных его монументов – Базилика в базилике с остатками изящных колон и прекрасным мозаичным полом. Неплохо сохранившиеся Западные врата с обломками крепостной стены и угловой башней Зенона, обращенной к морю, также достойны посещения, как и Херсонесский театр, вмещавший до 3000 зрителей, где проводились театрализованные представления и гладиаторские бои. Знаменитый Севастопольский колокол на берегу моря, отлитый в 1776 г. из трофейных турецких пушек, впервые зазвучавший после долгих лет молчания 5 мая 2002 г., в день первого с 1926 г. богослужения во Владимирском соборе – это отдельная тема для статьи.

Как добраться до святыни?

Доехать до Владимирского собора в Севастополе вы сможете и на общественном, и на личном транспорте – сложностей возникнуть не должно. Выбрав первый вариант, на Центральном автовокзале садитесь на автобус №107 или №195, выходить нужно на остановке «ул. Дмитрия Ульянова», откуда вам придется пройти порядка 1 км в северном направлении – и все, вы на месте. От «5-го км Балаклавского шоссе» практически до самого храма также ходит маршрутка — №22, ваш выход – ост. «Херсонес Таврический».

На машине добраться до церкви от центра города-героя вы сможете так:

Открыть карту

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Древняя, 1, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.612148, 33.493311.
  • Телефон: +7-8692-24-21-15.
  • Официальный сайт: https://vk.com/club124998553
  • Расписание богослужений: можно узнать по ссылке выше.

Владимирский собор в Херсонесе оставляет незабываемые впечатления – об этом свидетельствуют многочисленные отзывы тех, кто в нем побывал. А тем же, кто отправляется на отдых в Севастополь, непременно стоит его посетить – это не займет много времени, да и потрачено оно будет не зря. В заключение предлагаем небольшой видео ролик об этом умиротворяющем месте.

Владимирский собор в Херсонесе

Так исторически сложилось, что в Севастополе два собора, освященных во имя святого князя Владимира. Идея о создании на Херсонесе храма в память крещения здесь князя Владимира принадлежала еще архиепископу Иннокентию. В 1825 году главнокомандующий Черноморским флотом А.С. Грейг подал императору Александру I докладную записку о сооружении небольшого храма в византийском стиле и богадельни. Чтобы определить, где же крестился князь Владимир, в Херсонесе в 1827 году мичман Н. Крузе начал проводить первые археологические раскопки. Деньги на строительство церкви собирали по подписке. Но в 1836 году император Николай I, уступив просьбе адмирала М.П. Лазарева, принял решение о строительстве Владимирского собора в Севастополе.

В 1852 году вопрос о строительстве собора на главной площади Херсонеса возник вновь, даже был разработан проект, но помешала война. Автором нового проекта стал архитектор Давид Иванович Гримм (1823-1898). 2 июля 1859 года проект храма утвердили, а 18 августа создали строительный комитет. Место для возведения собора предложил граф А.С. Уваров, он производил раскопки и обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику, которая, по его мнению, была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир.

Слева направо: Д.И. Гримм, А.С. Уваров, Великий князь Владимир Александрович

Только 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка нового собора в присутствии императора Александра II и его семьи. После молебна Александр II и Мария Александровна уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь пожертвовал деньги на колокол весом 11 пудов, который был отлит из меди. А великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма, 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места.

Стены собора возводили вокруг остатков древнего храма, которые прикрыли мрамором. На месте купели установили плиту из темно-серого мрамора с белым крестом. Впереди купели стоял аналой для возложения святых мощей с надписью: «Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II». Купель и аналой ограждала ажурная решетка из белого мрамора.

Васнецов В.М. Крещение князя Владимира. Фреска, конец 1880-х гг.

Возведение храма завершили в 1877 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте. Нижнюю часть храма облицевали плитами светло-серого гаспринского известняка. Среднюю — украсили четырехконечные кресты и колонны из каррарского мрамора, на которые опирались оконные арки. Купол, увенчанный большим золоченым крестом, покрыли цинковой черепицей. С двух сторон храма устроили гранитные лестницы, ведущие на второй этаж. Но на внутреннюю отделку денег не хватило. Настоятель монастыря архимандрит Иннокентий отправился в Санкт-Петербург с ходатайством о выделении недостающих средств для завершения строительства. Его просьбу поддержал обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, и для окончания отделочных работ было выделено 300 тысяч рублей, по 100 тысяч рублей ежегодно в течение трех лет.

Владимирский собор. Фото 1880-х годов

Расписывали собор святого Владимира известные художники А.И. Корзухин, П.Ф. Тихобразов, В.И. Нефф, М.Ю. Арнольд, И.А. Майков, И.Т. Молокин под руководством академика Н.М. Чагина. На южной и северной стенах нижнего храма изобразили крещение князя Владимира и крещение в Днепре киевлян. Пол выложили мозаикой из белых, красных, желтых, черных кубиков, таких же, какие использовали в мозаичных узорах древнего Херсонеса.

Верхний храм украсили работы А.И. Корзухина «Тайная вечеря», «Крещение Господне», «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий» и еще 72 иконы. Чтобы быстрее закончить отделку храма, художники применяли новаторские способы: большинство живописных работ выполнили в Петербурге на линолеуме, а затем доставили в Крым, и уже в соборе монтировали на камышовую основу, которая предохраняла их от главного врага — влаги. Так была выполнена «Тайная вечеря», занявшая 9 метров в длину и 5 метров в высоту. Талантливый художник-самоучка крестьянин И.Т. Молокин расписал алтарь в южном притворе Александра Невского.

Внутреннее убранство собора было богато. Стены облицованы темным и светлым каррарским мрамором, арочные окна первого яруса опирались на мраморные колонны, образуя таким образом галерею. Полы украшала мозаика, в окна вставили цветные стекла.

Собор святого Владимира имел пять престолов, которые освящали в несколько этапов: сначала нижний храм во имя Рождества Богородицы, это произошло 13 июля 1888 года, в годовщину 900-летия крещения Руси. 17 октября 1891 года, в день спасения царской семьи в Борках, освятили главный престол собора. Это торжественное событие состоялось в присутствии обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева. И наконец 12 июля 1892 года освятили южный придел в честь князя Александра Невского. В том же году в соборе установили иконостас.

На фото слева — интерьер верхнего храма Владимирского собора, справа — нижний храм. Фото 1880-х гг.

Иконостас главного храма сделали из мрамора, на правой его стороне был позолоченный резной деревянный киот. На нем в два яруса разместились восемь образов, их венчал купол с крестом. Перед киотом стоял мраморный постамент для возложения святых мощей князя Владимира с надписью: «О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости». На левой стороне иконостаса такой же киот, воздвигнутый в честь чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Перед киотом стоял аналой для возложения складня с образом Спаса Нерукотворного, который был с императором в тот печальный день.

В соборе хранился список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери. Это одна из икон, написанных апостолом Лукой в I веке, она хранилась в городе Эфесе. Список с иконы привезла византийская принцесса Анна в Корсунь, а затем 9 октября 988 года ее перенесли в Киев. Со святителем Иоакимом Корсунянином икона попала в Новгород, там она хранилась в Софийском соборе. В 1571 году русский царь Иван Грозный покорил новгородцев и перевез в Москву Корсунскую и Иерусалимскую иконы Божией Матери, поместив их в Успенском соборе.

Икона Корсунской Божией Матери

В XII веке полоцкая княгиня Предислава, в монашестве Ефросиния, основала Спасский женский монастырь. Там возвели две церкви: во имя Всемилостивого Спаса и во имя Пресвятой Богородицы. Ефросиния отправила посла к греческому царю Манушу и патриарху Луке Хрисовергу с просьбой доставить ей икону Божией Матери из города Эфеса. Образ перевозили через Херсонес, где икона находилась несколько дней по просьбе жителей. В 1239 году князь Ярослав благословил этой иконой брак своего сына Александра Невского с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой. Она привезла образ с собой и поставила в Торопецком Богородицком соборе.

Во Владимирском соборе находились также 115 частиц мощей святых.

Во Владимирском соборе был похоронен архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан. Слева от входа в нижний храм над его могилой устроили на средства настоятеля монастыря Иннокентия (Солодчина) небольшой придел, освященный в честь преподобного Мартиниана. В западной части этого придела погребен и сам Иннокентий, умерший в 1919 году.

В 1922 году из монастырских храмов, в том числе и Владимирского собора, были изъяты утварь и вещи, изготовленные из золота и серебра, драгоценные камни. Прихожане собора святого Владимира и монахи заключили с Севастопольским горрайисполкомом договор о передаче в их пользование Херсонесского монастыря. А вернее было бы сказать, той его части, которая оставалась еще незанятой. Однако Херсонесской обители не было дано даже недолгой спокойной жизни. В том же 1922 году организуется музей на Херсонесском городище. Дирекция музея потребовала выселить с его территории воинскую часть, инвалидов и монахов, прекратить богослужения в церквях, мотивируя это тем, что «посетители означенных церквей, гуляя по усадьбе, производят разрушения памятников, портят древонасаждения, ломают заборы, проходя к морю и т.п. Закрывать же в определенные часы ворота, при существовании там приходских церквей, не представляется возможным».

Раскопки на территории Херсонесского монастыря. Конец 19 — начало 20 вв.

В 1924 году церкви монастыря были закрыты. Прихожане обратились к властям с просьбой пересмотреть это решение, предлагали найти способ сосуществования музея и монастыря. Например, установить определенное время для богослужений, тем более что они проводятся утром и вечером, когда туристов не бывает, все остальное время в храмах могли бы проводиться экскурсии. Община просила оставить им храм Святых Семи Священномучеников, который не представлял исторической ценности. Но эти предложения верующих не были поддержаны властью. Тогда верующие направили жалобу в Президиум ВЦИК, и пока их дело рассматривалось, в храмах проводили службы. Общине также передали мощи святых, хранившихся ранее во Владимирском соборе. В ковчеге в виде Евангелия находились мощи святого князя Владимира, в другом ковчеге, закрытом серебряной пластиной, сохранялись мощи 94 святых. Их имена были написаны над отверстиями, сделанными в пластине и залитыми слюдой. В икону святого Сергия Радонежского был вмонтирован медальон овальной формы с его мощами. Однако в декабре 1924 года провели кампанию по вскрытию святых мощей. Для этого создали специальную комиссию, в которую вошли священники протоиерей Иоанн Федоров, протоиерей Сухорученко, иеромонах Херсонесского монастыря Августин, врач А. Невский и прихожане Лазарь Ефимович Веревкин и Фома Игнатович Гончаров. Об итогах вскрытия составили официальный акт.

В 1925 году вопрос о закрытии монастырских храмов был решен окончательно, а церковное имущество перешло музею. В его фонды поступило 517 книг, 9 карт, альбом Севастопольской обороны, 11 древних икон, 2 живописных картины, облачения священников.

В бедственном положении оказались восемь монахов, проживших в монастыре более двадцати лет. Это были люди преклонных лет. У них не было родственников, с которыми они могли бы жить. Монастырь стал для них родным домом. После закрытия храмов монахи остались без средств к существованию, их выселили в гостиничный дом, где за комнату следовало платить 3 рубля. Даже мебель им не позволили взять с собой — теперь она стала собственностью музея. Но как жить без стола, стула и кровати, где взять денег, чтобы оплатить жилье, людям, посвятившим свою жизнь Господу Богу? Монахи обратились к властям с просьбой оставить их в родном монастыре. Их просьба была удовлетворена: восемь монахов доживали век в своих кельях на территории монастыря, которого уже не существовало — единственным хозяином здесь стал Херсонесский музей.

Последняя служба в монастыре была отслужена во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Отныне собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником.

После закрытия собор обветшал и стал разрушаться, имущество неоднократно грабили. Например, в сентябре 1925 года в собор пробрались грабители, которые разобрали часть крыши и разбили стекла. Через дыру в крыше проникла вода и серьезно повредила стенную живопись храма.

Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберста Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.

После войны собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними — трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.

Свято-Владимирский собор до реставрации

В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма. Реставрационные работы должны быть проведены в два этапа. Первый закончился 28 июля 2001 года, проведены все внешние строительные работы: возведены разрушенные стены, купол покрыт медной кровлей, установлен крест, в окнах снова красуются витражи. К 2006 году были закончены восстановительные работы внутри храма, роспись стен и куполов.

5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба, на которой присутствовал президент Украины Л.Д. Кучма. В тот же день вновь зазвучал колокол на берегу моря.

У этого колокола своя, очень интересная история. Он был отлит в 1776 году из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, и установлен в монастыре. Во время Крымской войны французы вывезли колокол в Париж, спустя годы он был обнаружен на звоннице собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари). Много лет раздавался над французской столицей его голос, пока в 1913 году французы, в знак дружбы с Россией, не вернули колокол на родину, в Херсонес, где его подняли на звонницу Владимирского собора. Херсонесский колокол не только призывал на службу монахов, он служил звуковым маяком: в тумане его голос предупреждал корабли, находящиеся в море, о близком скалистом береге. Когда в 1925 году монастырь закрыли и сняли все колокола, один установили на берегу для звона в ненастную погоду. Им оказался тот самый, вернувшийся из Франции. Его узнали по изображениям на боках: с одной стороны святой Николай, с другой — неизвестный святой, стоящий на луне, и тексту, который уже тогда сохранился не полностью: «сей колокол… вылит… святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом… пуд (вес колокола 315 пуд) 1776 года месяца августа… числа». Колокол пережил гражданскую войну и Вторую героическую оборону Севастополя, следы от пуль и осколков на его медных боках свидетельствуют о тех грозных годах. И все же херсонесский колокол уцелел и по-прежнему возвышался на крутом берегу. Но в 60-е годы XX века его лишили языка, и колокол замолчал. Только иногда неугомонные мальчишки бросали в него камешки и слышали в ответ негромкий звон. Но вот закончилось молчание колокола, началась новая жизнь.

Херсонесский туманный колокол

Владимирский собор (Херсонес Таврический)

Эту страницу предлагается переименовать в Владимирский собор (Херсонес). Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/12 июня 2017. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.

См. также: Владимирский собор (Севастополь) У этого термина существуют и другие значения, см. Владимирский собор.

Православный собор

Владимирский собор в Херсонесе Таврическом

44°36′44″ с. ш. 33°29′36″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия/Украина

Город

Херсонес Таврический, ул. Древняя, 1

Конфессия

Православие
(РПЦ)

Епархия

Симферопольская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Неовизантийский

Автор проекта

Д. И. Гримм

Первое упоминание

1861 год

Дата основания

Строительство

1861—1891 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 921510361060006 (ЕГРОКН)

Состояние

действующий

Владимирский собор на Викискладе

Владимирский кафедральный собор в Херсонесе — кафедральный соборный храм Симферопольской и крымской епархии Московского патриархата в Херсонесе Таврическом (административная территория Гагаринского района Севастополя). Построен по проекту Давида Гримма в месте, которое считается одним из тех, где в 987 году мог быть крещён киевский князь Владимир, освящён в 1891 году; восстановлен из полуразушенного состояния в 1990-е — начале 2000-х гг.

Предыстория

По преданию и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича в 987 (или 988) году могло быть в городе Херсонесе (Корсуни), в ходе подавления мятежа Варды Фоки. В «Повести временных лет» Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают некоторые историки, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Грейг вручил находившемуся тогда в Севастополе императору Александру I докладную записку о необходимости в Херсонесе «соорудить небольшую изящной архитектуры церковь», посвященную крещению князя Владимира, «с устроением при оной богадельни для 30 человек дряхлых и неимущих, которые бы, прославляя имя Божие, имели надзор как за храмом, так и за самими развалинами».

В 1827 году начались археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял рещение именно в этой базилике.

В 1850 году, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), здесь была основана киновия во имя святого равноапостольного князя Владимира (Херсонесский Князь-Владимирский мужской монастырь). Первый настоятель обители был игумен Василий (Юдин) († 1856).

Монастырские сооружения сильно острадали в ходе обороны Севастополя (1854—1855). В апреле 1857 года был освящён деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова.

С 1857 по 1874 годы монастырём управлял архимандрит Евгений (Экштейн), который и предложил возвести Владимирский собор в два этажа. Император Александр II 29 июня 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в ковчеге в виде Евангелия.

А 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора, совершённая в присутствии Александра II и Марии Александровны, которые пожертвовали сребропозлащенный, украшенный драгоценными камнями оклад к Корсунской иконе.

Строительство

Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм. Собор возведён в неовизантийском стиле. Его строительство велось за счёт пожертвований и длилось 30 лет, с 1861 года до 1892 года. Собор — второй по величине на территории Крымского полуострова,а также самый крупный собор г. Севастополя: высота — 26 м.

Внутреннее убранство Центральный иконостас

Работы по убранству храма начались в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси (1888). Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти равноапостольного князя Владимира был освящён только нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором был установлен деревянный резной иконостас. В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Николаю Чагину. Росписи и иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора исполнил академик живописи Алексей Корзухин. Кроме того в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. А. Нефф и художника Ф. Н. Рисса, иконы мастеров Н. А. Майкова и Евграф Сорокина. Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини.

Торжественное освящение главного престола Владимирского собора в присутствии обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский). Окончательное оформление интерьера храма было завершено только в 1894 году.

Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского. Левый престол собора был освящён во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

В нижнем храме собора также находился правый боковой придел святого Мартиниана. В этом приделе и были погребены тела архиепископа Мартиниана (Муратовского), скончавшегося в 1898 г., и епископа Иннокентия (Солодчина), скончавшегося в 1909 г.

Ещё в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей святого равноапостольного князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.

В 1924 году Херсонесский монастырь был закрыт, Владимирский собор передан музею.

Воссоздание

Владимирский собор на реконструкции. Купол как видно еще не был позолочен. Видны строительные леса. Зима 2001—2002

Во время Великой Отечественной войны Владимирский собор дважды был поврежден. Во время осады города в купол собора попал крупнокалиберный снаряд. В период оккупации в черте собора немцы складировали те экспонаты музея, которые планировали вывезти с территории Херсонеса Таврического, однако осуществить запланированное захватчикам не удалось, так как 9 мая 1944 года г. Севастополь был освобождён. Тем не менее, перед отступлением немцы взорвали здание Свято-Владимирского Собора, сохранилось лишь 2/3 строения. Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Проект восстановления храма разрабатывался киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств, А. И. Петровой, А. С. Пигарёвым в 2001 году.

С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух» (авторы — Л. Стебловская, Е. Ревенко), «Крещение Господне» (исполнитель А. Дмитренко по эскизу К. Поповского, фотоматериалам РГИА, ф.812), «Преображение Господне» (исполнители Л. и Н. Дмитренко по эскизу А. С. Пигарёва, фотоматериалам РГИА, ф.812), и центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря» (в соавторстве А. Пигарёв, А. Петрова, К. Поповский). Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по эскизам А. Пигарёва и А. Петровой, фотоматериалам РГИА, ф.812.

Освящение главного алтаря воссозданного собора состоялось 3 апреля 2004 года, а уже через неделю в нём совершили Пасхальное богослужение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *