Собор екатерининский в краснодаре

Содержание

История

Собор решили построить 17 октября 1889 года — через год после крушения царского поезда, когда члены августейшей семьи чудом остались живы. Незадолго до крушения император Александр III с супругой и сыновьями посетили Екатеринодар. В честь избавления царской семьи от гибели и было решено построить в Екатеринодаре величественный собор с семью престолами. Предполагалось главный престол посвятить святой великомученице Екатерине, а остальные назвать в честь небесных покровителей членов августейшей семьи: Марии, Николая, Георгия, Михаила, Ксении и Ольги.

Храм был заложен 23 апреля 1900 года на Екатерининской площади, где к тому времени располагалась уже обветшавшая деревянная церковь святой Екатерины, возведённая в 1814 году. Над проектом работал местный архитектор Иван Мальгерб. Строительство собора из-за отсутствия средств часто приостанавливалось. Наконец, 24 марта 1914 года при активном участии екатеринодарского городского головы Михаила Скворикова строительство собора было завершено, и состоялось торжественное освящение главного престола.

В годы Гражданской войны в усыпальнице Екатерининского собора были погребены видные участники Белого движения: генерал Алексеев, полковник Миончинский, генерал-лейтенант Тимановский.

В 1922 году собор стал обновленческим, в том же году под видом помощи голодающим Поволжья был разграблен. В 1930-х годах собор готовили ко взрыву ради кирпичей. Архитектору Мальгербу удалось убедить комиссию по разрушению храмов в нецелесообразности его уничтожения.

26 июня 1935 года обновленческое епархиальное управление заявило, что община вследствие своей малочисленности распалась. Собор превратили в склад. Колокола сняли для переплавки.

Возобновление богослужений произошло в 1942 году во время оккупации Краснодара немецкими войсками, но одновременно здесь находились и склады. Полноценно свою деятельность собор возобновил в 1944 году после освобождения Краснодара от немецких войск. Но названия приделов были изменены на Успенский, Воскресенский, Благовещенский, Сергиевский, Варваринский. Главный из приделов сохранил своё прежнее название — Екатерининский.

В 1988 году к празднованию 1000-летия Крещения Руси в Екатерининском соборе были проведены реставрационные работы. В том же году впервые за много лет зазвучал колокольный звон.

В конце 2011 — апреле 2012 года проходили работы по восстановлению главного купола храма. Его покрыли сусальным золотом.

> Ссылки

Архитектура

Данная ячейка-элемент свода также называется собственно мукарной или сотой. Эти ячейки образуют декоративные выступы призматической формы, которые нависают друг над другом. Мукарны могут использоваться в качестве архитектурного элемента (создавать свод) или иметь только орнаментальную функцию.

План-проекция ячеек в сотовом своде

«Соты»-мукарны имеют форму небольших ниш, расположенных в определенной конструкции ярусами. Они могут быть выполнены из камня, кирпича, штукатурки или дерева. Они часто используются для куполов, карнизов, тромпов, арок и сводов — на тех поверхностях, которые европейская архитектура оставляет гладкой. Двухмерная проекция элементов сотового свода представляет собой основные геометрические формы — квадрат, равнобедренный треугольник, ромб, половину ромба (равнобедренный треугольник с короткой диагональю ромба в качестве основания), восьмиугольник и т. д.

Тимуридский учёный XV века Гийат аль-Дин Масул Ал-Каши (ок. 1380—1429) описывает мукарны следующим образом:

«Мукарна — это ячейка, похожая на пирамиду с фацетами (гранями) и плоской крышкой. Каждая грань пересекает прилегающую к ней либо под прямым углом, либо на его половину, либо на их сумму или же любую другую комбинацию этих двух углов. Две грани можно считать будто стоящими на плоскости, параллельной горизонту. Над ними устраивается плоская поверхность (не параллельная горизонту), либо две поверхности, можно плоские либо искривленные, которые образуют их крышку. Обе грани вместе с их крышкой зовутся одной ячейкой. Смежные ячейки, которые имеют в своем основании одну и ту же поверхность, параллельную горизонту, называют рядом».

Кроме того, существуют промежуточные элементы, которые соединяют крышки соседних ячеек. Поскольку в основу всех граней ложится одинаковый модуль, все ячейки легко сочетаются между собой.

Ал-Каши различает четыре типа мукарн:

  1. простые мукарны
  2. мукарны из штукатурки — оба типа с простыми гранями и крышками
  3. искривлённые мукарны (арки)
  4. ширази — где все элементы искривлены

Считается, что этот тип свода возник в середине X века в северной и восточной частях Ирана почти одновременно и, по-видимому, независимо — в центре Северной Африки.

Примечания

  1. Сталактиты // Архитектура. Краткий справочник / М. В. Адамчик. — Минск: «Харвест», 2004. — С. 473. — 624 с. — ISBN 985-13-1842-6.
  2. Термин и понятие являются родственными с мокарбе (mocárabe), который, тем не менее, является только орнаментальным дизайном, и не обязательно мог иметь форму сталактитов
  3. Muqarnas Visualization in the Numerical Geometry Group
  4. The muqarnas is a ceiling like a staircase with facets and a flat roof. Every facet intersects the adjacent one at either a right angle, or half a right angle, or their sum, or another combination of these two. The two facets can be thought of as standing on a plane parallel to the horizon. Above them is built either a flat surface, not parallel to the horizon, or two surfaces, either flat or curved, that constitute their roof. Both facets together with their roof are called one cell. Adjacent cells, which have their bases on one and the same surface parallel to the horizon, are called one tier. (Ghiyath al-Din Mas’ud al-Kashi. «Key of Arithmetic», Book IV, «On Measurements», chapter «Measuring Structures and Buildings»)

Ссылки

  • Muqarnas : A Three-Dimentional Decoration of Islam Architecture Обширная база данных сотовых сводов по странам

Гур-Эмир

Гур-Эми́р (узб. Go’ri Amir от перс. گورِ امیر‎‎ «Гробница эмира») — мавзолей Тамерлана (Амира Тимура) и его семьи (Тимуридов) в Самарканде, Узбекистан.

Исламская архитектура

Исла́мская архитекту́ра является сочетанием различных архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в раннеисламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама. Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII веке и развился в период средневековья в Северную Африку, Испанию, Малую Азию, Индию и Иран, Среднюю Азию, и Кавказ. Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию. В современное время мечети в соответствии с исламской архитектурой строятся во всех местах проживания мусульман по всему миру.

История архитектуры

История архитектуры — наука и академическая дисциплина, исследующая функциональное, конструктивное и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве в соответствии с социальными потребностями и научно-техническими условиями.

История архитектуры охватывает изучение закономерностей развития архитектуры в связи с общими закономерностями исторического процесса, историей культуры и общества.

Мавзолей Зубайды

Мавзолей Зубайды (мечеть Зумруд-хатун, (араб. جامع زمرد خاتون‎)) — кирпичная гробница 1-й половины XIII века на большом некрополе в исторической части Багдад. Редкий образец исламской средневековой погребальной архитектуры.

Математика и изобразительное искусство

Математика и искусство связаны друг с другом множеством способов. Математика сама по себе может считаться видом искусства, поскольку в ней обнаруживается своеобразная красота. Следы математического мышления проявляются в музыке, танце, живописи, архитектуре, скульптуре и тканном искусстве. Данная статья посвящена связи математики с изобразительным искусством.

Математика и искусство имеют длительную историю взаимоотношений. Живописцы прибегали к математическим концептам с IV века до н. э., когда греческий скульптор Поликлет Старший написал свой «Канон», где рекомендовал пропорцию 1:√2 для изображения нагого мужчины. Неоднократно высказывались догадки об использовании античными художниками и архитекторами золотого сечения, однако серьёзных подтверждений этому нет. Итальянский математик Лука Пачоли, важная фигура итальянского Возрождения, написал трактат «О божественной пропорции» (итал. De divina proportione), иллюстрированный ксилографиями Леонардо да Винчи. Другой итальянский живописец Пьеро делла Франческа развил идеи Евклида о перспективе, написав трактат «О перспективе в живописи» (итал. De Prospectiva Pingendi). Гравёр Альбрехт Дюрер неоднократно делал математические ссылки в своей «Меланхолии». График XX века М. К. Эшер, консультируемый математиком Гарольдом Коксетером, широко применял образы паркета и гиперболической геометрии. Художники движения «Де Стейл» во главе с Тео ван Дусбургом и Питом Мондрианом явным образом использовали геометрические мотивы. Математика оказала влияние на различные формы вязания, вышивки, ткачества и ковроделия. Для исламского искусства характерны симметрии, присутствующие в персидских и марокканских кладках, перфорированных каменных ширмах Великих Моголов, распространённых сотовых сводах.

Именно математика снабдила художников такими инструментами, как линейная перспектива, анализ симметрий и передала им всевозможные геометрические объекты, например, многогранники или ленту Мёбиуса. Преподавательская практика вдохновила Магнуса Веннинджера на создание разноцветных звёздчатых многогранников. В картинах Рене Магритта и гравюрах Эшера используются рекурсии и логические парадоксы. Компьютерным формам искусства доступна фрактальная графика, в частности, визуализация множества Мандельброта. В некоторых работах иллюстрируются клеточные автоматы. Художник Дэвид Хокни высказал горячо оспариваемую гипотезу о применении его коллегами камеры-люциды ещё со времён Возрождения — она помогала точно изобразить место действия. Архитектор Филип Стедмэн утверждает, что Ян Вермеер задействовал камеру-обскуру.

Связь между математикой и искусством выражается и во многом другом. Предметы искусства подвергаются алгоритмическому анализу с помощью рентгенофлуоресцентной спектроскопии. Было установлено, что традиционный батик со всех уголков Явы имеет фрактальную размерность от 1 до 2. Наконец, искусство дало толчок некоторым математическим исследованиям. Филиппо Брунеллески сформулировал теорию перспективы, делая архитектурные чертежи, а позже Жерар Дезарг развил её, заложив основы проективной геометрии. Пифагорейская идея о Боге-геометре созвучна принципам сакральной геометрии, которая также нашла отражение в искусстве. Характерный пример — «Великий архитектор» Уильяма Блейка.

Мечеть Сиди-Бельхассен

Мечеть Сиди-Бельхассен(араб. مسجد سيدي بلحسن‎) — мечеть в городе Тлемсен в Алжире.

Мечеть аль-Бакирийя

Мечеть аль-Бакирийя (араб. مسجد قبة النكيرية‎; англ. Qubbat al-Bakiriyya) находится в восточной части столицы Йемена Санаа аль-Кадимы (Старый город). Мечеть аль-Бакирийя построена турками-османами в 1597 году во времена первой оккупации Йемена и короткого османо-зейдитского перемирия. Османский вали Хасан-паша Арнавут приказал построить эту мечеть ханифитского толка в целях увековечения незыблемости османского владычества в Южной Аравии. По другой версии мечеть была построена, как дань уважения одному из друзей паши, похороненному рядом с мечетью.Она представляет собой интересную смесь элементов национальной архитектуры и турецкого стиля. Мечеть аль-Бакирийя относится к так называемому контриярдному типу мечетей, широко распространенному в Йемене. Однако аль-Бакирийя является примером классической османской архитектуры — большая по размерам для йеменской архитектуры и небольшая для мечетей Османской империи. Её купола выполнены в турецком стиле, а минарет построен в йеменских традициях.

Вход на территорию внутреннего двора мечети расположен в западной части (со стороны улицы аль-Лакийах) и осуществляется через небольшой выпуклый портал в западной стене, декорированный по периметру верха зубцами традиционной для Йемена формы.На той же стороне мечети, слева и справа от входа, находятся две гробницы, внешне почти копирующие форму здания самой мечети.На юге, справа от входа, во дворе расположено четырёх-купольное прямоугольное помещение для омовений. Рядом, с восточной стороны есть небольшой бассейн (скрыт за аркатурой и помещением).Параллельно восточной части двора идет узкий крытый коридор с аркатурой, ведущий к минарету. Слева и справа от минарета (за аркатурой) есть три помещения, в два из которых можно зайти с восточной внешней стороны. Два этих здания отсутствуют на схемах Рональда Леукока, и предположительно они были достроены после 1983 года.В отличие от здания мечети, минарет аль-Бакирийи и по форме, и по декору полностью соответствует стилю санских минаретов.

Главной отличительной чертой аль-Бакирийи является большой полусферический купол над молитвенным залом — особенность, которая была неизвестна в Йемене до Османской оккупации. Купол опирается на барабан в форме восьмиугольного фриза.По четырём углам здания на уровне фриза находятся четыре цилиндрические башенки, схожие по форме с верхушками некоторых минаретов Саны, но эти башенки также являются характерной чертой османских мечетей.Помещение мечети состоит из большого молитвенного зала, которому предшествует трех-купольный портик с двумя колоннами. Паруса и внутренние части куполов портика богато декорированы гипсовым геометрическим узором и изречениями из Корана. Ещё три купола располагаются перпендикулярно портику и на одном с ним уровне — над внутренним помещением в восточной части мечети (небольшим нефом и огороженной усыпальницей).В отличие от йеменских мечетей здесь, в молитвенном зале, нет несущих колон и деревянного кессонного потолка. Поддержка купола производится за счет арочно-сводчатых парусов, в центре которых находятся так называемые ярко декорированные мукарнасы (сотовый свод). мукарнасы так же использованы в качестве основного декора михраба. Роспись зала создает эффект объёма, хотя раскашенная гипсовая резьба присутствует только в украшении окон и дверей.Дополнительное освещение поступает в мечеть через окна в барабане купола. В данный момент используется современная позолоченная люстра. Гирлянда из старинных масляных светильников играет сейчас лишь декоративную функцию.В 1872 году, во время второго османского завоевания, мечеть подверглась реставрации и значительным изменениям, в том числе возвышение дивана в молитвенном зале и отделка мрамором михраба и минбара. В данный момент диван используется как место моления женщин, для которых ранее в этой мечети места не было.Большой купол над молельным залом, башенки, восьмигранный фриз и некоторые элементы внутреннего декора позднее были использованы при строительстве мечетей Талха (1620—1621) и Аль-Махди (1750—1751).

Пчелиные соты

Пчели́ные со́ты — восковые постройки пчёл, предназначенные для хранения запасов корма (мёда и перги) и выращивания потомства; являются также гнездом пчелиной семьи. Пчелиные соты состоят из шестиугольных призматических ячеек, расположенных по обе стороны от общего средостения, которое может быть искусственным (см. искусственная вощина).

Санкт-Петербургская соборная мечеть

Соборная мечеть Санкт-Петербурга — культовое сооружение в Санкт-Петербурге. Является памятником архитектуры, стиль северный модерн. Главная мечеть Российской империи, крупнейшая мечеть в европейской части Российской империи.

Свод

Свод (от «сводить» — соединять, смыкать) — в архитектуре тип перекрытия или покрытия пространства (помещения), ограниченного стенами, балками или столбами — конструкция, которая образуется наклонными поверхностями (прямолинейными или криволинейными).

Своды позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор, используются преимущественно в круглых, многоугольных или эллиптических в плане помещениях.

Соты (значения)

Со́ты (мн.ч. от со́та) может обозначать:

Пчелиные соты — восковые постройки пчёл для хранения запасов корма и выращивания потомства; являются также гнездом пчелиной семьи.

Сотовое окно — фигурное окно в форме шестиугольника, напоминающее пчелиную соту.

Соты в геометрии — заполнение пространства или плотная упаковка многогранниками так, что не остаётся незаполненного пространства; расширение по размерности понятия паркет (мозаика).

Сота — река в Африке на севере Бенина.

Айюбиды • Азербайджана • Китай • Индо-Исламская • Индонезия • Мавритания • Марокко • Мудехар • Моголы • Османы • Персия • Сомали • Судан • Татары • Туркестан • Омейядский халифат

Аблак • Баннаи • Айван • Джали • Машрабия • Михраб • Минарет • Мокарбе • Мукарны • Зулляйдж • См. также Украшения

Персия (Ранний период • Каджары • Сефевиды) • Турция (Османы)

Гуль • Килим (Мотивы) • Персидский • Турецкий • Молитвенный

Азулежу • Фриттовый фарфор • Испано-мавританский • Изник • Майолика • Персидский • Китайское влияние

Батик • Дамаст • Икат • Вышивка • Сумах • Сюзане

Хатам • Минбар

Бронза • Дамасская сталь • Стекло • Резьба по камню • Резьба по кости • Цветное стекло (Шебеке)

Арабская • Могольская • Османская • Персидская

Арабская • Дивани • Куфическое письмо • Мухаккак • Насх • Насталик • Персидская • Сини • Та’лик • Сулюс • Тугра

Муракка • Хилья • Османское украшение рукописи

Архитектура
Региональные стили Элементы
Искусство
Региональные стили Ковры Фарфор Ткани Дерево Другие виды
Искусство в книгах
Миниатюра Каллиграфия Другие виды искусства
Украшения
Арабеска • Геометрические узоры • Гирих (Мозаика)
Сады
Чарбаг • Османский • Райский • Персидский
Музеи
Берлин • Каир • Доха • Газни • Стамбул (Музей искусства • Музей каллиграфии) • Иерусалим (Исламский музей • Институт Л. А. Майера) • Куала-Лумпур • Лондон (Британский музей, Музей Виктории и Альберта) • Лос-Анджелес • Марракеш (Музей в Марракеше • Сад Мажорель) • Мельбурн • Париж (Институт арабского мира • Лувр) • Сингапур • Торонто (Ага-хан) • Триполи
Принципы,
влияние
Исламское искусство: Зеркало Невидимого мира

• Иконоборчество в исламе • Влияние на западное искусство (Гротеск • Мавританский стиль) • Восточные ковры в картинах ренессанса

• Псевдокуфик • Stilfragen • Свиток Топкапы

> См. также

  • Исламская архитектура

Сотовый свод на Викискладе

  • Muqarnas : A Three-Dimentional Decoration of Islam Architecture Обширная база данных сотовых сводов по странам

Айюбиды • Азербайджана • Китай • Индо-Исламская • Индонезия • Мавритания • Марокко • Мудехар • Моголы • Османы • Персия • Сомали • Судан • Татары • Туркестан • Омейядский халифат

Аблак • Баннаи • Айван • Джали • Машрабия • Михраб • Минарет • Мокарбе • Мукарны • Зулляйдж • См. также Украшения

Персия (Ранний период • Каджары • Сефевиды) • Турция (Османы)

Гуль • Килим (Мотивы) • Персидский • Турецкий • Молитвенный

Батик • Дамаст • Икат • Вышивка • Сумах • Сюзане

Хатам • Минбар

Бронза • Дамасская сталь • Стекло • Резьба по камню • Резьба по кости • Цветное стекло (Шебеке)

Арабская • Дивани • Куфическое письмо • Мухаккак • Насх • Насталик • Персидская • Сини • Та’лик • Сулюс • Тугра

Архитектура
Региональные стили Элементы
Искусство
Региональные стили Ковры Фарфор Ткани Дерево Другие виды
Искусство в книгах
Миниатюра Каллиграфия Другие виды искусства
Украшения
Сады
Чарбаг • Османский • Райский • Персидский
Музеи
Берлин • Каир • Доха • Газни • Стамбул (Музей искусства • Музей каллиграфии) • Иерусалим (Исламский музей • Институт Л. А. Майера) • Куала-Лумпур • Лондон (Британский музей, Музей Виктории и Альберта) • Лос-Анджелес • Марракеш (Музей в Марракеше • Сад Мажорель) • Мельбурн • Париж (Институт арабского мира • Лувр) • Сингапур • Торонто (Ага-хан) • Триполи
Принципы,
влияние

Вопросы и ответы

Дорогие братья и сестры!

Для удобства использования этой страницы сайта мы создали перечень основных тем которые называются «теги», при нажатии на один из тегов перед Вами появятся все вопросы и ответы по данной теме т.е. если Вас интересует что такое Исповедь или как к ней подготовиться в ряду тегов вы нажимаете на слово «Исповедь» и наверняка найдете ответ на интересующий Вас вопрос.

Убедительная просьба задавать вопросы только после того, как Вы проверили таким образом, нет ли уже готового ответа.

При отправке вопроса на сайт просим Вас указывать действующие личные номера телефонов! Подчас на сайт приходят, столь сложные вопросы, что ответить на них в рамках этой рубрики становится невозможным, в таких случаях священники Собора отвечают на вопросы по телефону или назначают встечу в храме.

Все теги: Агиография, Болезнь, Брак с неверующим или иноверцем, Венчание, Внешний вид, Воспитание детей, Выбор крёстного, Грех, Духовная жизнь, Духовный отец, Жизнь прихода, Иконы, Имя, Инославие, Исповедь, История Собора, Как назвать ребёнка, Крест, Крещение, Литургия, Магия и оккультизм, Медицина, Молитва, Монашество, Неверующие ближние, Общество и политика, Отношения до брака, Первые шаги в храме, Поиск супруга, Поминовение усопших, Пост, Причастие, Профессиональные отношения, Прощение, Разное, Расторжение брака, Секта, Семейная жизнь, Соборование, Сожительство без брака, Спорт, Суеверия и предрассудки, Толкование Св. Писания

123456789102030
Вопрос: Добрый день!Хотим покрестит малыша,но крестный отец находится далеко и не сможет посетить 2 беседы в Вашем соборе.Может ли он посетить беседы по месту своего жительства?
Спасибо!

Отвечает Секретарь канцелярии Собора

Да, конечно же может!

Теги: Крещение, Разное

Вопрос: Добрый день! На сайте написано, что в Соборе 7 престолов, а информации по поводу в честь какого святого, нет. Можете пролить свет на данный вопрос.

Отвечает Секретарь канцелярии Собора

Центральный придел посвящён св. великомученице Екатерине, северный — в память обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, южный- в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из притвора собора можно войти ещё в два придела : левый — преподобного Сергия Радонежского, правый — Благовещения Пресвятой Богородицы. Ещё один придел в честь святой великомученицы Варвары расположен в крипте собора

Теги: Разное

Вопрос: Здравствуйте, выхожу замуж второй раз. Может ли муж стать крестным моей дочери?

Отвечает Секретарь канцелярии Собора

Нет, не может . Это запрещено церковными правилами.

Теги: Выбор крёстного, Крещение, Разное

Вопрос: Здравствуйте! У меня такой вопрос. Может ли моя родная сестра крестить мою дочь ,если мой муж крестил ее сына?

Отвечает Секретарь канцелярии Собора

Может

Теги: Крещение, Разное

Вопрос: Здравствуйте, у меня вопрос: на сколько важно освещать? Окрестили маленького ребенка, а про крест забыли. Что делать?

Отвечает Секретарь канцелярии Собора

Не совсем понятен вопрос. Если Вы забыли одеть ребёнку нательный крестик — купите в любом храме и оденьте. Если купили крестик в ювелирном магазине и забыли освятить — отнесите в храм и попросите священника освятить.

Теги: Первые шаги в храме, Разное

Вопрос: Скажите пожалуйста,я не из краснодара.Есть ли в вашем соборе икона и мощи Матроны Московской?В какие дни к иконе можно прийти? Спасибо

Отвечает Секретарь канцелярии Собора

Есть. Собор открыт ежедневно с 7-00 до 19-00. По субботам после Божественной Литургии (примерно в 9-30) служится молебен с акафистом блаженной Матроне.

Теги: Первые шаги в храме, Разное

Вопрос: Здравствуйте. Подруга крестила мою дочь 8 лет назад. Сейчас просит меня стать крёстной своей дочери. Это возможно?

Отвечает Секретарь канцелярии Собора

Конечно возможно. Церковные правила этого не запрещают.

Теги: Выбор крёстного, Крещение, Разное

Вопрос: Здравствуйте. Мне 29 лет. Я ни разу не была на исповеди, но теперь чувствую, что мне это необходимо. Подскажите, можно ли в Свято-Екатерининском Кафедральном соборе пройти обряд частной исповеди?

Отвечает Секретарь канцелярии Собора

Можно. Таинство Исповеди совершается ежедневно в 7-30, а по воскресеньям и праздникам в 6-30 и 8-30 . Исповедь всегда совершается только частным образом, на ней присутсвует тот, кто исповедуется, также присутствует священник как свидетель Вашей исповеди. А Крест и Евангелие, которые лежат перед Вами во время исповеди — это видимый знак того, что во время исповеди невидимо присутсвует Сам Христос.

Теги: Исповедь, Первые шаги в храме, Разное

Вопрос: Здравствуйте!Скажите,читается ли псалтырь до 40 дней мирянами по усопшему священнику?

Отвечает Секретарь канцелярии Собора

Уважаемая Юлия!
Вне всякого сомнения можно и нужно молиться за усопшего священника, святой Апостол Павел в одном из посланий прямо указывает на это и заповедает всем так: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.» (Евр.,13,7).

Теги: Молитва, Поминовение усопших, Разное

Вопрос: Здравствуйте, собираюсь крестить дочку, интересует такой вопрос : хочу чтобы крестной у дочки была моя родная сестра, я же уже являюсь крестной у дочки сестры. Можно ли так?

Отвечает Секретарь канцелярии Собора

Можно.

Теги: Выбор крёстного, Разное

123456789102030

Задать свой вопрос

Другие вопросы

Почему уже давно живущим вместе мужу и жене, когда они приходят к вере, необходимо венчаться?

Нужно ли стараться доказывать своим неверующим родственникам, далеким от Церкви, существование Бога?

Как выбрать крестного для своего ребенка?

С чего надо начинать, чтобы отношения в семье стали истинно христианскими?

Романская архитектура: конструкция крестового свода

КРЕСТОВЫЙ СВОД

Как правило, крестового свода избегают и, прежде чем его применить, пробуют комбинации, указанные на рис. 101: вместо того чтобы устраивать пересечение двух цилиндрических сводов, их помещают один над другим, так что пяты одного свода лежат поверх замка другого. Пример А заимствован из Сен-Реми в Реймсе; пример В — из Сен-Бенуа на Луаре. Мало-помалу строители становятся смелее: рискуют применять крестовый свод, — правда, только над боковыми нефами церквей, где распор незначителен.

Говоря об архитектурных школах Востока, мы указывали в качестве очень древнего приема сирийских строителей систему крестовых сводов из камня, в которых реберные клинья укладывались углами в перевязку (en besace). Именно этот тип крестового свода, по-видимому, чуждый античной архитектуре Запада, был усвоен романскими архитекторами. На рис. 102, М показаны общий принцип и особенности применения этого свода.

В крестовых сводах римской Азии распалубки были цилиндрическими. Распалубки романских сводов, с целью придать им большую жесткость, делаются вспарушенными во всех направлениях, и это приводит к тому, что отрезки свода между ребрами получают сферическую форму. Перевязь же клинчатых камней вдоль ребер совершенно такая же, как и в античных сводах.

Рис. 101

Рис. 102

Различные очертания сводов

Клюнийская школа. — На чертежах М и N рис. 102 показаны наиболее употребительные очертания сводов, — те, какие преимущественно применяет клюнийская школа, наиболее влиятельная из всех: диагональная арка вместо эллиптического очертания, присущего римским сводам, заметно приближается к полуциркульному, кривые распалубок имеют почти одинаковую стрелу подъема с диагональной аркой.

Чтобы осуществить это условие, применяют соответственно эпохе или повышенную арку или стрельчатую. Пример М показывает применение повышенного полуциркульного очертания для распалубок. Пример N, взятый из церкви в Васси, показывает крестовый свод с продолговатым планом, где для щековых арок были применены одновременно стрельчатое и полуциркульное очертания: больший пролет перекрыт полуциркульной аркой, меньший — стрельчатой.

Мы обязаны клюнийской школе крестовым сводом со стрельчатыми щековыми арками, но нужно сказать, что она приняла его, так сказать, в силу необходимости и долго сопротивлялась его применению.

Во Франции эта школа до середины XII в. придерживается полуциркульного очертания, и только в церквах Палестины — и то под давлением укоренившихся приемов местной практики — она допускает крестовые своды, где арки постоянно имеют стрельчатое очертание. В то время как в Палестине клюнийская школа сооружает церкви в Лидде, Абу-Гоше и т. д., где все крестовые своды имеют щековые арки стрельчатого очертания, во Франции, в Везлэ, она все-таки придерживается щековых арок полуциркульного очертания.

Во всех случаях клюнийский крестовый свод отличается от классического типа повышением вершины свода и сферичностью распалубок, на что мы уже указывали в описании кладки свода.

Рейнская школа. — Рейнский крестовый свод (Т) отличается еще большей повышенностью и большей сферичностью; стрельчатую форму он исключает. Возникший в стране, где еще было живо византийское влияние, восходящее к эпохе Карла Великого, рейнский свод представляет собой куполок на парусах, слегка видоизмененный наличием почти незаметных ребер, которые стушевываются к вершине свода, сливаясь с завершающей его скуфьей.

Примечание: Шуази, говоря, что в Германии «еще было живо византийское влияние, восходящее к эпохе Карле Великого» (см. выше, в главе о византийской архитектуре), подразумевает встречающиеся по течению р. Рейна постройки, типологически связанные с Аахенским собором, выстроенным при Карле Великом (VIII—IX вв.); это — центрические церкви в Меттлахе (выстроенные между 975 и 993 гг.), в Отмарсгейме (XI в.), хоры монастырской церкви в Эссене (874 г., сгорела в 947 г.) и др. О церкви в Меттлахе сохранились письменные данные, свидетельствующие о том, что строитель ее исходил в своем замысле из Аахенского собора, но здесь можно говорить об использовании последнего как образца, а не о прямом заимствовании. Аахенский собор типологически близок к церкви св. Виталия в Равенне (VI в.), сравнение же последней с латеранским баптистерием св. Иоанна в Риме, храмом Юпитера в Спалато, баптистерием в Носере, церковью св. Констанция в Риме и др. говорит за то, что церковь св. Виталия в Равенне необходимо рассматривать как памятник, в значительной степени сохранивший особенности позднеримской архитектуры, о которой еще можно было говорить не как о византийской архитектуре, а как об архитектуре восточной части Римской империи Мало того, с композиционной стороны церковь св. Виталия в Равенне примыкает ближе к образцам центрических построек Италии, чем Византии; в частности, большое сходство можно усмотреть в ней с упомянутым выше латеранским баптистерием. Аахенский собор (или, вернее, капелла), несмотря на типологическое сходство с указанными памятниками, имеет и существенные стилистические отличия (см. Н. А. Кожин, Основы русской псевдоготики, Ленинград 1927, примечание 8). Кроме того, следует отметить, что постройки центрического типа романского стиля встречаются не только в Рейнской провинции, но и во Франции и, наконец, в Австрии. См.: OtteH., Geschichte der Romanischen Baukunst in Deutschland, Leipzig 1874, стр. 85 и далее; Lasteyrie, упом. соч., стр. 145 и далее.

Овернь, Нормандия. — Своды Оверни, Пуату и Нормандии имеют совершенно противоположный характер: они приближаются к римскому типу пересекающихся цилиндрических сводов. Точнее, нормандский крестовый свод (рис. 103) представляет собою цилиндрический свод В, прорезанный люнетами L с полуциркульными щековыми арками.

Ясно, что главный цилиндрический свод В был выведен по сплошным кружалам, затем на настиле этих кружал и на кружалах распалубок L установили настил для люнет. Когда все щековые арки имеют одинаковый пролет, создается классический крестовый свод; но как только план становится удлиненным, люнеты принимают странный вид: если пролет свода В меньше, чем пролет люнеты L, то последняя выступает в виде конического паруса, как это видно из приведенного чертежа. Среди других нормандских примеров это начертание встречается в развалинах Жюмьежа.

Рис. 103

Рис. 104

Применение крестовых сводов в романских нефах

Нефы, перекрытые крестовыми сводами, строятся по последнему типу, без разделяющих их подпружных арок: главный цилиндрический свод тянется во всю длину нефа (рис. 104) ив него врезаются люнеты. Подпружные арки между двумя пролетами необходимы только для крестовых сводов купольной формы, как, например, клюнийские и особенно рейнские своды.

В византийской архитектуре, где купольные своды возводятся вертикальными последовательными рядами, эти ряды сливаются с подпружными арками (чертеж А), и последние перестают существовать отдельно; в романской архитектуре, где своды опираются на подпружные арки (чертеж В), последние выделяются, и под каждой пятой арки помещается колонна в качестве опоры. Это уже является развитием идеи, о которой говорилось в связи с аркадами.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Эволюция сводчатых перекрытий

Стоечно-балочная система перекрытий (Храм Афины в Пестуме, около 500 г. до н. э., Великая Греция, Италия): стойки — колонны, балки — архитравы
Арочно-купольная система перекрытий (Пон-дю-Гар — римский мост и акведук I в. н.э. в районе Нима, Франция): нагрузка распределяется не смыкающимися под прямым углом балками и стойками, а скругленными арками

Конструкции сводов, т.е. арочно-купольная система перекрытий явилась следующим шагом в развитии архитектуры. Ей предшествовала стоечно-балочная система, в основе которой лежит использование древесных стволов в качестве главного строительного материала. Несмотря на то, что блоки камня и кирпич вскоре заменили древесину, стоечно-балочная система (т. е. конструкция, элементы которой смыкаются под прямым углом) оставалась основным принципом строительства в Древнем мире — в архитектуре Древнего Египта и Древней Греции. Величина прочности камня на изгиб ограничивала в стоечно-балочной конструкции ширину пролёта примерно до 5 м. (Те своды, которые все-таки встречаются в архитектуре этих периодов, например, казематы акрополя Тиринфа и шахтовые гробницы носят название ложных сводов, т. к. в отличие от классических вариантов, не передавали распор и напоминали их лишь внешне).

Ситуация изменилась лишь с изобретением достаточно надёжных связующих — таких как цемент и бетон, а также с развитием науки, которая позволила рассчитывать более сложные криволинейные конструкции. Применение криволинейных сводов, где камень работает уже не на изгиб, а на сжатие, поэтому обнаруживает более высокую прочность, позволило значительно превысить указанный выше размер пролета от 5 метров балочно-стоечной системы.

Хотя цилиндрические своды появились уже в IV — III тыс. до н. э. в Египте и Месопотамии, массовое использование арочно-купольной системы перекрытий началось лишь в архитектуре Древнего Рима. К этому времени принято относить изобретение арки и купола, а также основных типов сводов, в основе которых лежат два этих конструктивных элемента. Со временем число этих типов увеличилось.

Своды в древнеримском строительстве, а также в её наследниках — романской и византийской архитектуре были достаточно тяжёлыми, поэтому, для того чтобы выдерживать вес перекрытий, стены-опоры для этих сводов возводились очень толстыми и массивными. Нагрузка в таких конструкциях передавалась непосредственно на стены. Следующий этап в развитии сводов наступил в готической архитектуре, строители которой изобрели новый вариант распределения нагрузки.

Два варианта распределения нагрузок: романика и готика
Руины православного храма. Сохранились фрагменты арок цилиндрических сводов, опирающиеся на столбы-колонны
Готический свод после землетрясения: обрушился кирпичный криволинейный потолок (запалубка), а рёбра-нервюры, на которых держалась кладка потолка, выстояли.

Массивная стена, служившая опорой для тяжелого свода, была заменена на систему контрфорсов и аркбутанов. Теперь усилие стало передаваться не непосредственно вертикально вниз, а распределяться и отводиться вбок по аркбутанам, уходя в контрфорсы. Это позволило намного утончить стены, заменив их на несколько надежных опорных контрфорсов. Кроме того, произошло изменение в кладке собственно сводов — если раньше они целиком выкладывались из массивных камней и были одинаковы по всей толщине, то теперь свод стал представлять собой жёсткие рёбра (нервюры), служащие для опоры и распределения нагрузки, а промежутки между нервюрами выкладывались лёгким кирпичом, выполнявшим теперь лишь ограждающую, а не несущую функцию. Это открытие позволило архитекторам готики перекрывать конструктивно новыми типами сводов большие пространства соборов и создавать высокие потолки.

Наконец, следующая и на сегодняшний день завершающая веха в эволюции сводов наступила в XIX веке с изобретением железобетона. Если до этого инженерам приходилось рассчитывать своды, выложенные по опалубке из кирпича с помощью цемента, или из камня с помощью бетона (а они могли рассыпаться в случае неудачных расчетов или ошибок в кладке), то теперь бетон армируется железом и формуется в заливочных формах. Это придало ему необыкновенную прочность, а также дало максимальную свободу фантазии архитекторов. Со 2-й половины XIX в. своды нередко создавались из металлических конструкций. В XX в. появились различные типы монолитных и сборных железобетонных тонкостенных сводов-оболочек сложной конструкции. Они применяются для покрытий большепролётных зданий и сооружений. С середины XX в. распространяются также деревянные клеёные сводчатые конструкции.

Станция метро «Маяковская» представляет собой ряд ячеек, перекрытых вариантом купола на парусах

Предназначение

Сводчатые перекрытия на протяжении веков использовались, в первую очередь, при строительстве культовых и общественных зданий, поскольку они могут покрыть значительное пространство — в то время как балка, вне зависимости от материала, имеет предел длины. Наибольшее разнообразие типов сводов демонстрирует сакральная архитектура, которая обязана была совмещать вместительность и красоту, а в сталинской архитектуре этим параметрам должно было соответствовать метро, поэтому в настоящий момент станции московского метрополитена демонстрируют большую вариабельность в типах сводов.

Элементы сводов

Софийский собор (Константинополь): купол на парусах. В парусах — мозаики с изображением шестикрылых серафимов. За центральной аркой следующий свод — конха (полукупол), в свою очередь, имеющая три меньшие конхи
Альгамбра: разрушенный декоративный цилиндрический свод даёт возможность увидеть, как он опирается на стены

В зависимости от типа свода он может иметь следующие элементы:

  • Замок, замковый камень, ключ свода — средний клинчатый камень в щелыге арки или свода. Иногда подчёркивается декором.
  • Зеркало — горизонтальная, плоская плоскость зеркального свода, потолочный плафон (изначально — любая гладкая поверхность плит в каменной кладке).
  • Лотки — криволинейная плоскость свода, одним концом опирающаяся на стену, а другими — смыкающаяся с остальными лотками, то есть часть свода, имеющая форму отрезка полуцилиндрической поверхности, рассечённой двумя взаимно пересекающимися плоскостями.
  • Паддуги (падуги) — боковые цилиндрические части сомкнутого свода, в зеркальном своде — находятся под зеркалом. Изначально — большая выкружка над карнизом, служащая переходом от стены к потолку.
  • Пазуха свода — пространство между наружными поверхностями смежных сводов, или сводом и стеной.
  • Паруса — сферический треугольник, обеспечивающий переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола.
  • Подпружная арка — упорная арка, укрепляющая или поддерживающая свод.
  • Пролёт свода — его ширина
  • Пята свода — нижняя часть арки, свода, опирающаяся на стену или столб; или же верхний камень опоры, на котором покоится арка или свод.
  • Распалубки — выемка в цилиндрическом своде в виде сферического треугольника. Образуется пересечением двух взаимно перпендикулярных цилиндрических поверхностей (обычно разного радиуса). Может быть либо частью крестового свода, либо дополнительным сводом, врезанным в цилиндрический или зеркальный. Устраивается над дверными и оконными проёмами при расположении верхней точки проёма выше пяты свода.
  • Стрела свода — расстояние от оси арки в ключе до хорды, соединяющей центры её пят.
  • Шелыга (щалыга) — верхняя линия или хребет свода. Также — непрерывный ряд замковых камней (ключ свода).
  • Щека свода (люнет) — торец свода, его срез
  • Щековая арка — подпружная боковая арка крестового свода, расположенная по сторонам прямоугольника его плана.
  • Щековая стена — торцовая стена помещения, перекрытого цилиндрическим сводом, нагрузки не испытывает.

Готические конструкции:

  • Нервюры — ребро готического каркасного свода. Делятся на:
    • Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
    • Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
    • Лиерны — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
    • Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (то есть оживы, лиерны и тьерсероны).
  • Запалубка — в нервюрном своде заполнение между нервюрами.
  • Экстерский собор: замковый камень в нервюрном своде

  • «Пучок колонн» завершается «пятой» свода, откуда поднимаются нервюры

  • Распалубка с люнетом над дверным проёмом

Основные типы сводов

В Древнем Риме применялись следующие типы — цилиндрические, сомкнутые и крестовые. В Византии применялись цилиндрические, парусные, крестовые. В архитектуре Мидии, Индии, Китая, народов Средней Азии и Ближнего Востока использовались преимущественно стрельчатые. Западноевропейская готика предпочитала крестовые своды, максимально их развив в сторону стрельчатости.

Иллюстрация Определение
Цилиндрический свод — образует в поперечном сечении полукруг (или половину эллипса, часть параболы, проч). Это простейший и наиболее распространённый тип сводов. Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры — две стены, ряд столбов или аркады. В зависимости от профиля арки, лёгшей в основание, бывают:

  • полуциркульные
  • стрельчатые
  • коробовые
  • эллиптические
  • параболические
Коробовый свод — разновидность цилиндрического свода; отличается от него тем, что образует в поперечном сечении не простую дугу, а трехцентровую или многоцентровую коробовую кривую. Он имеет большой распор, обычно погашаемых металлическими связями, и используется для перекрытия более обширных по площади помещений, нежели возможно перекрыть цилиндрическим сводом.
Цилиндрический свод с распалубками — свод, образованный путём пересечения под прямым углом одного свода с другими меньшего пролета и меньшей высоты, то есть — с образованием распалубок.
Крестовый свод — образуется путём пересечения двух сводов цилиндрической или коробовой формы одинаковой высоты под прямым углом. Применялся для перекрытия квадратных, а иногда прямоугольных в плане помещений. Он может опираться на свободностоящие опоры (столбы, колонны) по углам, что позволяет сосредоточить в плане давление только на угловых опорах.
Сомкнутый свод — образуется наклонными по заданной кривой продолжениями стен — лотками (щеками), которые опираются по всему периметру на стены и сходятся в горизонтальной шелыге свода при прямоугольном плане или в одной точке при перекрытии квадратного (на илл.) в плане помещения (в последнем случае также может также называться «монастырским»). Является производным от свода цилиндрического. Передает на стены вертикальное давление и распор по всей длине. Был известен в архитектуре Средней Азии, Рима и готике, но применялся редко, более широко распространился в архитектуре Возрождения.

  • Свод сомкнутый с распалубками — наличие распалубок по осям лотков меняет конструктивную систему свода: усилия передаются на углы.
Зеркальный свод — отличается от сомкнутого тем, что его верхняя часть представляет собой плоскую горизонтальную плиту-плафон (т. н. «зеркало»). Обычно она отделяется от паддуг (боковых граней) четкой рамой и часто используется для живописи. Подобный свод часто применяется в декоративных целях, в то время как само помещение на самом деле может быть перекрыто балочной или стропильной конструкцией, к которой подвешивается ложный свод. Получил наибольшее распространение в эпоху Возрождения.
Парусный свод — свод на четырех опорах. Образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола. Условно расчленен на две зоны: нижнюю — несущую, и верхнюю — несомую пологую часть сферы, называемую скуфьей. Иногда скуфье придавали полуциркульную форму.
Крещатый свод — сомкнутый свод, прорезанный двумя пересекающимися крест-накрест сводами иной формы, на пересечении которых стоит световой барабан.
Купольный свод — представляет собой полушарие, обычно опирается на цилиндрический в плане барабан или на полукруглые в плане стены апсид. В последнем случае называется полукупольным сводом или конхой.
Купол на парусах (свод на парусах, парусный свод) — образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола (без барабана).
Крестово-купольный свод — купол, водруженный на крестовое перекрытие (с барабаном).
Ступенчатый свод — тип свода, применявшийся для перекрытия небольших бесстолпных церквей при помощи системы поперечных арок, расположенных ступенями, на которые опираются ступенчатые арочки, расположенные в продольном направлении, образуя в центре открытый квадрат, завершенный световым барабаном.

Дополнительно

Купол на парусах, выполненных в конструкции сотового свода — в виде пчелиных сот (гексагонов), исламская архитектура Испании
см. также List of architectural vaults

  • Ложный свод — древнейший вид свода. Образуется постепенным напуском внутрь горизонтальных рядов кладки. Не дает горизонтального распора.
  • Бочарный свод, свод двоякой кривизны — поверхность свода образуется движением плоской кривой, образующей по кривой направляющей.
  • Клинчатый свод — выкладывался из камней клинообразной формы или имел клинообразные швы между камнями.
  • Полукупольный свод (конха) — отсеченная горизонтальной и вертикальной плоскостью часть сферы.
  • Сетчатый свод — похож на крестовый, но не имеет диагональных ребер. На их месте расположены 4 сферических паруса. Может иметь диагональное ребро, но оно не проходит через шелыгу, а упирается в кольцо.
  • Складчатый свод, ячеистый — не имеет самостоятельного нервюрного каркаса, в данном своде прочный каркас образуется острыми ребрами складок.
  • Сотовый свод — разновидность складчатого свода, с замкнутыми перегороженными складками в виде ромбических гранёных впадин (пирамидальные углубления). Характерен для арабской архитектуры.
  • Стрельчатый свод — разновидность цилиндрического свода, в основе которого лежит не полуциркульная арка, а стрельчатая (острая). Такой свод представляет собой две дуги окружности, пересекающиеся в щелыге — хребте свода.

Готические своды

Веерный свод часовни Королевского колледжа в Кембридже, Англия.
Основная статья: Каркасная система готической архитектуры

  • Веерный свод — образуется нервюрами (ожива и тьерсерона), исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность. Типичен для английской готики.
  • Звездчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра — тьерсероны и лиерны. В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.
  • Свод крестовый готический — крестовый свод, представляющий собой каркасную конструкцию в виде сетки нервюр, на которые опираются распалубки, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Основной признак готического — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки. Распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.
  • Нервюрный свод — свод на каркасе из нервюр, воспринимающих и передающих нагрузку свода на его опоры.

Своды Древней Руси

В большинстве случаев каменные сооружения на Руси перекрывались сводами, которые были многообразны и чрезвычайно сложны. В домонгольской Руси они, как правило, были сложены из плинфы. Своды выкладывались по опалубке, которая опиралась на кружала и торцевые стены (или на находившиеся ниже подпружные арки). После отвердения раствора кружала удалялись, и опалубка снималась.

Теремной дворец в Кремле. Тип сводов — сомкнутый на распалубках

Схемы основных типов сводов, встречающихся в русском зодчестве XI— начала XVIII вв.:

1 — коробовый (с XI в.); 2 — четвертьцилиндрический (в основном XI—XV вв. и позднее); 3 — купольный (с XI в.); 4 — купольный на парусах без барабана (XI в.); 5 — купольный на барабане (с XI в.); 6 — конха (с XI в.); 7 — двускатный (XI в.); 8 — крестовый (XI—XII вв., а также с конца XV в.); 9 — шатровый (конец XIII в.); 10—12 — ступенчато-арочный (XIV—XVI вв.); 13 — вспарушенный крестовый (с начала XVI в.); 14, 15 — сомкнутый на распалубках, сходящихся к углу (с начала XVI в.); 16, 17 — сводчатое перекрытие одностолпной палаты на распалубках, сходящихся к углу (с начала XVI в.); 18 — сомкнутый на распалубках, отступающих от угла (XVII в.); 19 — сомкнутый со свободным расположением распалубок (XVII в.); 20 — сомкнутый на гранёном основании («гранёный купол» — с начала XVI в., особо распространен со второй половины XVII в.); 21 — парусный (XVI в.); 22 — купол на тромпах (XVI в.); 23 — крещатый с горизонтальным и шелыгами распалубок (XVI в. — наиболее ранний); 24 — крещатый с наклонными щелыгами распалубок (XVI—XVII вв.); 25 — крещатый со ступенчатыми распалубками (конец XVI— начало XVII в.); 26 — сомкнутый без распалубок (в основном со второй четверти XVII в.); 27, 28 — полулотковый и лотковый (в основном со второй четверти XVII в.); 29 — сводчатое перекрытие одностолпной палаты без распалубок (вторая половина XVII в.); 30 — лотковый на распалубках (XVII в.); 31, 32 — варианты светового пятиглавия бесстолпного храма (собор Введенского монастыря в Сольвычегодске, 1689—1693 гг. и Рождественская церковь в Нижнем Новгороде, конец XVII — начало XVIII в.) > См.также

  • Купол
  • Арка
  1. Марговенко, Алексей «Дороги царей». журнал «Урал» 2004 год, № 10. Дата обращения 9 февраля 2008. Архивировано 23 августа 2011 года.
  2. 1 2 3 Свод — статья из Большой советской энциклопедии.
  3. Бочарный свод // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Архитектурные конструкции в русском зодчестве XI—XIX вв. Перекрытия каменных зданий

> Литература

  • Кузнецов А. В., Своды и их декор, М., 1938
  • Hart F., Kunst und Technik der Wölbung, Münch., 1965.

Свод на Викискладе

  • Архитектурные конструкции в русском зодчестве XI—XIX вв. Перекрытия каменных зданий.
  • Таненбаум А. С. Свод // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Таненбаум А. С. Гончарный свод // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4197155-3 · LCCN: sh85142428 · NKC: ph206861

Свято-Екатерининский собор — кафедральный храм Екатеринодарской и Кубанской епархии, которая представляет собой епархию Русской православной церкви с центром в Краснодаре.

С 28 декабря 2018 года Екатеринодарская и Кубанская епархия включает территорию городов Краснодар, Горячий Ключ, а также Абинского, Апшеронского, Белореченского, Динского, Красноармейского, Северского районов Краснодарского края.

Свято-Екатерининский собор — один из самых больших соборов России, который признан памятником архитектуры Краснодарского края.

Адрес: Краснодар, ул. Коммунаров, 52
Телефон: +7 (861) 262-56-36 и 262-56-36
Сайт: kubansobor.ru
Режим работы: пн-сб: 07:00 – 19:00 , вс: 06:00 – 20:00

style=»text-align: center;»>Екатерининский собор Краснодар на карте >Свято-Екатерининский кафедральный собор

История строительства

История собора начинается 17 октября 1889 года, когда царский поезд потерпел крушение вблизи станции Борки, в районе Харькова. Император Александр III вместе со своей семьей возвращался в Петербург из поездки на юг России. Железнодорожная катастрофа была страшной, однако никто из царской семьи серьезно не пострадал. То, что императору удалось выжить, было воспринято народом как чудо. Незадолго до происшествия, в эту же поездку, Александр III посетил Екатеринодар (современный Краснодар). В честь избавления от гибели императора местной Городской думой было решено возвести храм с семью престолами.

Возводился собор на народные деньги, а Дума обязалась два процента городских доходов направлять на богоугодное дело. К 1895 году было собрано 50 тысяч рублей и определено место для будущего собора на Екатерининской площади города, на месте небольшой одноименной церкви, которая к тому времени была в крайне ветхом состоянии. Главный престол было решено посвятить великомученице Екатерине, а остальные шесть назвать в честь небесных покровителей членов императорской семьи: Марии, Николая, Георгия, Михаила, Ксении, Ольги.

Строительство было поручено городскому архитектору Ивану Клементьевичу Мальгербу, гражданскому инженеру, имя которого связано с возведением храмовых зданий не только в городе Екатеринодаре, но и на территории всей Кубанской области. Торжественная закладка храма состоялась 23 апреля 1900 года, однако из-за нехватки средств новый собор возводился 14 лет. И.К. Мальгерб выбрал для постройки византийский стиль позднего периода. К пятиглавому храму были пристроены колокольня и два придела, высота храмового сооружения составила 52 м, а общая длина — 58,4 м, при ширине 48 м. Мощный граненый барабан над центральной частью собора завершен шлемовидным куполом. Стены собора во имя святой Великомученицы Екатерины выложены из лицевого красного керамического кирпича. В помещениях первого этажа и ярусов храма размещены пять престолов из семи, еще два находятся в подклети собора.

Торжественное освящение главного престола состоялось 23 марта 1914 года. Местные жители стали называть новый храм на Екатерининской площади Красным собором.

Судьба храма в советское время

В 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья собор был разграблен. От полного уничтожения храм спас архитектор И.К. Мальгерб, ему удалось убедить власти в невозможности разобрать здание на строительный материал. С 1934 по 1942 год храм не работал, а его помещения использовались под склады.

Во время Великой Отечественной войны собор вновь открыли, одновременно с богослужениями в храме продолжал работать склад. Однако возобновить работу храма в полной мере удалось после освобождения города от фашистов в 1944 году.

В советское время названия приделов были изменены на Успенский, Воскресенский, Благовещенский, Сергиевский, Варваринский — дабы стереть из памяти всё связанное с царской семьей. Сохранил свое прежнее название только главный придел — Екатерининский.

В начале 1950-х годов Екатерининская площадь, на которой расположен собор, по всему периметру была застроена четырехэтажными жилыми домами для военных.

С 1982 года в храме ведутся реставрационные работы, обновляются росписи.

В настоящее время на территории комплекса кафедрального собора во имя Святой Великомученицы Екатерины расположено многофункциональное административное здание, церковная лавка и хозяйственные постройки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *