Смольный собор интересные факты

Смольный собор Санкт-Петербурга

Отзывы Смольный собор Санкт-Петербурга (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вид на Смольный собор Санкт-Петербурга с воздуха

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.

По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь.

Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России. Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости — Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения.

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны — пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Смольный собор

Ансамбль монастыря — это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.

Полезная информация

Время работы: с 16 сент. по 30 апр. 11:00-19:00; с 1 мая по 15 сент. 10:00-19:00; среда — вых.; звонница с 16 сент. по 30 апр. 11:00-18:00; с 1 мая по 15 сент. 10:00-19:00

Вход: 250 RUB, по ISIC 150 RUB, до 18 лет и пенсионеры 50 RUB; по Карте гостя Санкт-Петербурга — бесплатно; веб-сайт

Адрес: Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 1; +7(812) 710-31-59 экскурсии; 577-14-21 автоинформатор.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

История создания

До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.

Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.

В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.

Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.

Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором на строительстве монастыря назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II. Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние.

Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820 годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:

  • очистили подвалы храма от воды
  • заменили поврежденную кирпичную кладку и кровлю
  • купол покрыли цинковым железом и окрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами
  • в стенах проложили трубы печей
  • колонны облицевали белым искусственным мрамором
  • установили мраморные ступени и площадки для алтарей
  • на фасаде установили скульптурные украшения, выполненные по рисункам самого Растрелли

Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году.

Колокольня и звонница

Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.

Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили 5-главым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница. Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост и другие достопримечательности.

В 2013 году освятили 10-тонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит. На колоколе иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.

Благоустройство территории монастыря

Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.

Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.

Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко.

Колоннада

Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.

Их проект разработан в 1923 году. Колонны выполнены простой, лаконичной формы и представляют собой образец русского классицизма. Два ряда из пяти колонн каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.

Пропилеи Смольного стали прототипом для тех, которые выполнены в московском парке Победы и некоторых других.

Сад

После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:

  • проложили дорожки, устланные дерном
  • подсыпали плодородную землю, на которую высадили деревья
  • установили деревянную изгородь

За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.

Теперь этот сад – партер является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.

Вход в сад свободный, посетить его может любой желающий.

История существования

На протяжении всего времени своего существования Смольный собор выступал в разных качествах.

Учебный храм

С 1764 по 1917 годы в стенах Смольного монастыря действовал институт благородных девиц – первое в России женское учебное заведение. Сразу после своего основания, при императрице Екатерине II – преемнице Елизаветы Петровны, заведение именовалось «Императорское воспитательное общество благородных девиц».

В 1796 году его взяла под свое ведение императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, основав благотворительное Ведомство учреждений. В 1806 году для воспитанниц выстроили отдельное здание — Смольный институт, который стал еще одной частью монастырского комплекса.

По распоряжению Николая I возведенный Смольный собор стал храмом учебных заведений. В память о его освещении отлили медаль с изображением собора и образом Христа, благословляющего детей.

На алтарной стене указали названия учебных заведений, которые входили в Ведомство, учрежденное Марией Федоровной. Учащиеся принимали участие в ежегодных торжественных богослужениях.

Сейчас в зданиях монастырского комплекса располагаются филиалы различных высших учебных заведений Санкт-Петербурга.

Концертная площадка

На протяжении 25 лет Смольный собор был площадкой, где устраивали ежегодные концерты инструментальной музыки. В 1990 году здесь организовали концертно-выставочный зал, установили свето-музыкальное оборудование. В 2010 году появился электронный орган, и визитной карточкой собора стали органные концерты. Последний из них был проведен в январе 2016 года.

В 1991 году при соборе организовался камерный хор, участниками которого являются студенты и выпускники Санкт-Петербургской консерватории.

Концертная деятельность коллектива включает в себя:

  • участие в музыкальных фестивалях России и Европы
  • поездки по российским городам на юбилейные празднества
  • благотворительные концерты в дни годовщин, знаменующих начало и окончание блокады Ленинграда

Постоянными площадками для выступления хора служат залы Санкт-Петербургской филармонии и Мариинского театра, а также храмы Санкт-Петербурга: Исаакиевский собор, Храм Воскресения Христова, Феодоровский собор.

В его репертуаре хоровые произведения с 500-летней историей — литургические песнопения, реквиемы, мессы, написанные величайшими композиторами: Бахом, Бетховеным, Моцартом, Чайковским, Рахманиновым.

Коллектив стал именоваться Концертным хором Санкт-Петербурга с 2016 года, после того, как прекратил существование при Смольном соборе.

Духовная обитель

Монастырь окончательно был упразднен в 1797 году, после смерти последней монахини. А в Смольном соборе монастырского комплекса без малого 90 лет совершали богослужения. Через несколько лет после октябрьской революции и свержения царской власти, в 1922 году, собор закрыли, изъяв все церковные ценности.

В 2016 году он снова стал действующим православным храмом – его передали в ведение Церкви. Но регулярные богослужения стали проводить там еще с 2010 года. Первую Божественную Литургию совершили в соборе 7 апреля 2010 года в праздник Благовещения.

Ежедневная утренняя Литургия начинается в 7-00 утра, вечернее Богослужение — в 16-00. Также в соборе совершают другие церковные Таинства — Крещение и Венчание, работает детская воскресная школа.

Помимо этого, в день памяти св. мученицы Татианы, которую в России считают покровительствующей студентам, в Смольном соборе совершают торжественную службу с последующим вручением награды студентам – отличникам духовно-нравственного просвещения.

Легенды и тайны

При приближении к Смольному собору можно заметить оптическую иллюзию: высокий храм, устремленный в небо,­ будто уходит в землю. Помимо этого собор хранит еще несколько тайн.

«Нечистое» место

Еще до основания Санкт-Петербурга место будущей постройки Смольного считалось «чертовым берегом», а обитавшие здесь жители имели славу общавшихся с нечистью. Интересен тот факт, что Петр I повелел обустроить здесь Смольный двор и хранить смолу, которая ассоциируется с библейским адом.

Призраки

В советские годы здесь встречались призраки девушки – смолянки и монаха, которого не смог убить пистолетными выстрелами сотрудник КГБ, охранявший расположенный здесь архив комитета безопасности. А также некоторые видят призрак аптекаря, жившего неподалеку от собора. При приготовлении своих снадобий он использовал кровь голубей, которых ловил на звоннице Смольного собора. Однажды произошел несчастный случай: аптекарь упал с высоты, разбившись насмерть. С тех пор его призрак, крадущийся за птицами, иногда можно заметить на звоннице.

Подземный бункер

При реставрационных работах в Смольном были найдены длинные подземные ходы. Это находка положила началом легенды о том, что от подвалов Смольного выстроили ветку метрополитена для эвакуации представителей власти Ленинграда. Первое в городе бомбоубежище организовали именно под Смольным собором.

«Креста на нем нет»

Во время летнего урагана 2002 года на куполе собора от удара молнии надломился крест, который вонзился в кровлю. Горожане снова вспомнили все мистические истории, связанные с этим историческим местом: ведь крест сорвало только на Смольном соборе, несмотря на их большое количество в городе.

Мистика чисел

История создания и существования Смольного собора по странной случайности связана с цифрой 87: именно столько лет его строили, столько лет в нем проходили церковные службы после открытия и еще через столько же лет отслужили первый с момента закрытия молебен. Те, кто верит в магию чисел, отождествляет восьмерку со щитом, а семерку – с мечом, считая, что собор стоит на защите города.

Информация для посещения

Найти Смольный Воскресенский собор, история существования которого связана со многими мистическими легендами, можно в центре Санкт-Петербурга — на площади Растелли.

Метро и наземный транспорт

Однако, добраться на площадь при помощи метрополитена не получится: от ближайшей станции метро «Чернышевская» собор находится примерно на расстоянии 2 км.

Непосредственно на площади расположены остановки маршруток К 46, К 76, автобуса № 136.

Кроме того, в 4-х минутах ходьбы от собора, на остановке «площадь Пролетарской Диктатуры» останавливаются автобусы №№ 46, 54, 74

Режим работы и стоимость посещения

Собор открыт для посещения с 7-00 до 20-00. В эти же часы можно посетить смотровую площадку на соборной звоннице. Для этого рекомендуется внести пожертвование в размере 150 рублей. Посещения для студентов и пенсионеров – свободное.

Экскурсии

По субботам и воскресеньям в соборе проводят экскурсии, стоимость которых для каждого туриста, кроме учащихся и пенсионеров, составляет 200 рублей.

Помимо этого проходят детские образовательные приключенческие игры — квесты, в процессе которых дети знакомятся с историей Смольного собора. Стоимость участия в квесте также 200 рублей.

Собранные суммы пожертвований идут на работы по восстановлению храма, которые начались после его передачи в ведомство Церкви. Здесь планируется воссоздать исторические интерьеры.

Смольный собор, Санкт-Петербург

≡ 22 Август 2016 · Рубрика: Города и страны А А А

Смольный Собор — одна из визитных карточек Санкт-Петербурга. Хотя, из-за отдаленности от центра, для многих гостей он так и остается лишь страницей из путеводителя.

Строительство Собора, а вместе с ним и всего монастырского комплекса, началось в 1748 по приказу Елизаветы Петровны. В те годы она гордо заявила о том, что собирается принять монашеский постриг. Историки воспринимают сей факт скорее как «политическую уловку». Действительно, ну с чего императрица, которая так стремилась к власти и вела активную светскую жизнь, ее время правления известно как эпоха роскошный балов и помпезных приемов, должна была добровольно отказаться от престола? А вот пустить такой слух для того, чтобы избежать скорых переворотов — вполне.

Не удивительно, что для строительства «царской обители» был приглашен лучший архитектор того времени, Бартоломео Растрелли. Однако в его первоначальный план внесли коррективы время и сама императрица. Он задумывал однокупольный храм, как было принято и модно в 18 веке в Европе, но Елизавета Петровна, будучи приверженцем русских традиций, приказала строить его пятикупольным.

Надо сказать, что строительство Собора и монастыря явно затянулось. Вместо запланированного срока, оно длилось почти 87 лет и за это время на российском престоле сменилось 6 императоров. Дело Растрелли продолжили его последователи и вместо колокольни, задуманной самой высокой в городе, она должна была «опередить» шпиль Петропавловской крепости на 18 метров, появилась гораздо более низкая.

После освящения в стенах монастыря расположилось учебное заведение для девушек из благородных семей. В Советские годы комплекс приобрел «гражданское значение». По сей день во многих помещениях монастыря располагаются государственные учреждения, а в самом соборе — концертно-выставочный зал. Кстати, именно из-за «государственного» характера комплекса, в путеводителях часто обозначается не Смольный монастырь, а исключительно Смольный собор.

Всего в 3 км от Смольного Собора можно снять номер с красивым видом из окна.

Смольный собор

У этого термина существуют и другие значения, см. Смольный (значения).

Православный собор

Смольный Воскресенский собор


Смольный собор

59°56′55″ с. ш. 30°23′44″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Барокко

Автор проекта

Б. Ф. Растрелли

Строитель

Х.-Л. Кнобель

Архитектор

Франческо Растрелли

Основатель

Елизавета Петровна

Первое упоминание

1745 год

Дата основания

1748 год

Строительство

1746—1835 годы

Приделы

южный во имя св. праведной Елизаветы (в память об императрице Елизавете Петровне), северный во имя св. Марии Магдалины (в память о государыне Марии Фёдоровне)

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510269060066 (ЕГРОКН). Объект № 7810656007 (БД Викигида)

Состояние

действующий

Сайт

Смольный собор на Викискладе

Ансамбль Смольного монастыря с борта вертолёта

Воскресения Христова Смольный собор или просто Смольный собор — православный храм Санкт-Петербурга. Входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. Воскресенский Смольный собор исторически является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга, храмом учащихся, поэтому приоритетным направлением деятельности клира и мирян храма является дело духовно-нравственного просвещения юношества . В период с 1990 до 2015 года являлся концертной площадкой классической музыки.

История

Строительство собора

Смольный монастырь, фотография 1852 года

В 1740-е годы Елизавета Петровна объявила члену Синода архиепископу Симеону, что желает на месте «Смольного дома» (дворца, в котором она прожила своё детство) построить величественный монастырь, где в тишине и покое завершит свои дни. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Составление планов, фасадов и смет было поручено архитектору Бартоломео Франческо Растрелли.

Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. Архиепископ Симеон отслужил молебен в церкви Конной гвардии, и, в присутствии императрицы, обойдя с крестами вокруг «смоляного дома», положил основание новому монастырю, названному по соборному храму Воскресенским. Строителем был определен бригадир Яков Андреевич Мордвинов, к которому в подчинение поступили пожалованные государыней ингерманландские земли, принадлежавшие генералу Ульяну Сенявину, деревня Версилка с угодьями и крестьянами, а также пустопорожние земли по рекам Лаве и Кавралке.

С 1749 года, в качестве помощника Растрелли, строительство Смольного собора курировал Христиан Кнобель. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты, началось возведение самого собора. Строительство велось с небывалым размахом, финансирование из казны было щедрым и регулярным. Тысячи солдат и мастеровых были согнаны для забивки свай под фундамент и кладки стен. На строительстве Смольного собора ежедневно было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». «Архитектурный ученик» Данило Матвеев контролировал качество и принимал строительные материалы, изготовленные на невских, сясьсских, олонецких и уральских заводах. Лепные работы для Смольного собора выполняли братья Джани, П. Цег (Цега), Ф.-М. Ламони, И. Финстервальтер, Дж.-Б. Гусени, И. Г. Фоэст .

Собор строился очень быстро, уже готовили церковную утварь, в Москве отлили колокола, Растрелли выполнил проекты иконостасов, однако, с началом Семилетней войны с Пруссией, из за недостаточного финансирования, строительные работы замедлились. При Елизавете Петровне соборная церковь Воскресения выполнена безо всякой отделки, вчерне. После смерти Елизаветы Петровны работы постепенно остановились. С 1762 года, после отъезда Растрелли в Италию, главным архитектором Смольного собора был назначен архитектор Ю. М. Фельтен. Из-за нехватки средств для сооружения здания училища внутренняя отделка собора не была завершена. Было окончательно решено не строить колокольню на уже подготовленных фундаментах. Фасад собора оштукатурил каменных дел мастер Эрком Казаспра. Модели украшений для церковных глав выполнил скульптор Франческо Ре. Модели скульптурных украшений для фасадов собора по рисункам Растрелли исполнил П. Цег (Цега). Их установка завершилась в 1768 году. Собор оставался недостроенным почти 70 лет, и его состояние постоянно ухудшалось. Трещины на сводах грозили обрушениями, высокие подвалы были затоплены водой.

В конце 1820-х годов по указанию Николая I начались работы по окончательной достройке храма. В марте 1828 года министр внутренних дел граф В. С. Ланской объявил конкурс на проект оформления Смольного собора. Спустя четыре года последовало повеление императора Николая I о достройке Смольного собора по переработанному проекту В. П. Стасова. В первую очередь выполнялись важнейшие каменные работы по исправлению здания: заделали трещины в стенах, сводах, арках, заменили поврежденные кирпичи. Очистили от воды и мусора подвалы. Исправили повреждения в кровле. Купол и главы покрыли белым цинковым железом. Фасады собора были окрашены в желтый цвет; купола храма и угловых церквей – по желанию Николая I — лазоревой краской с золочеными звездами. В дополнение к восьми старым колоколам, которые «служили звоном» в малых церквах монастыря, были отлиты двенадцать новых. В январе 1832 года в соборе установили деревянную модель иконостаса в натуральную величину «для верного усмотрения и эффекта оного».

«С величайшим трудом», как вспоминал позже Стасов, в стенах пробивали трубы для печей – по проекту Растрелли собор строился «холодным». Полы выстлали ревельской плитой, мраморные ступени и площадки для алтарей выполнили на екатеринбургских заводах. Из лиственницы изготовили двери и оконные рамы, установили чугунные хоры с решетками. Стены оштукатурили и окрасили в белый цвет, колонны и цоколи пилонов облицевали белым искусственным мрамором. Все работы были выполнены за три года, собор был достроен в 1835 году.

До революции 1917 года

20 июля 1835 года Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим освятил храм во имя Воскресения Христова. Северный придел был освящен во имя св. праведной Елизаветы, в память основательницы монастыря императрицы Елизаветы Петровны, южный — во имя св. Марии Магдалины, в память императрицы Марии Федоровны.

По утвержденному в 1835 г. императором Николаем I «Положению о соборе», храм получил статус собора всех учебных заведений в память матери императора, покровительницы юношества, императрицы Марии Федоровны. На его алтарной стене золотыми буквами значились названия всех школ и институтов, входивших в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, и все воспитанники и учащиеся ежегодно собирались в храме на торжественных молебнах и богослужениях.

Собор обеспечивался из средств Государственного Казначейства и был приписан к Ведомству учреждений императрицы Марии, ему был выделен приход из жителей близлежащей округи.

Почти 90 лет в храме регулярно совершались богослужения. Особенно торжественной службой был отмечен день святой равноапостольной Марии Магдалины — 22 июля (4 августа, по-новому стилю), когда в храм приезжала императорская фамилия, собирались начальницы и учащиеся женских учебных заведений города, в том числе возникшего в 1764 г. в монастырских корпусах, окружающих собор, первого высшего женского учебного заведения России – Воспитательного общества благородных девиц.

После революции 1917 г

После революции 1917 года храм перешел в управление церковной двадцатки. 7 октября 1922 г было принято решение Петросовета о закрытии собора Просьбы верующих о возвращении храма не были удовлетворены и в 1931 году Смольный собор был закрыт. 20 апреля 1922 года, за год до принятия решения о закрытии собора, из него было изъято всё церковное имущество.

После закрытия собор использовался как склад декораций. В подвалах собора был открыт бункер, который во время Великой Отечественной войны использовался А. А. Ждановым. Позднее бункер был оснащен противоатомной защитой . После окончания Великой Отечественной войны в соборе еще сохранялись полуразрушенный иконостас, фрагменты кафедры и Царского места. В 1967 г. началась реконструкция собора, после которой здесь разместили экспозицию Музея истории Ленинграда «Ленинград сегодня и завтра», о текущих достижениях и перспективах развития города . Иконостас собора был демонтирован только в 1972 году, когда страна отмечала 50-летие образования Советского Союза .

В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал. В июле 2001 года во время урагана с центрального купола собора упал шестиметровый золоченый крест, в крест попала молния, его основание надломилось, и крест вонзился в кровлю. 12 апреля 2004 крест был возвращен на место после реставрации.

Летом 2004 г. Смольный собор вошёл в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», куда входили кроме Исаакиевского и Смольного соборов также Сампсониевский собор на Выборгской стороне и церковь Воскресения Христова (храм Спаса-на-Крови). В Смольном соборе проводились концерты хоровой музыки силами хора самого собора, академического Хора любителей пения при Государственной академической хоровой Капелле Санкт-Петербурга и др. Было закуплено и установлено свето-музыкальное и проекционное оборудование, включая небольшой современный орган. Был открыт доступ на смотровую площадку с видом на город на верхнем ярусе здания.

Возвращение в лоно церкви

24 мая 2009 года епископ Гатчинский Амвросий отслужил в Смольном соборе первый после длительного перерыва молебен, а с 2010 года в Смольном соборе совершаются регулярные богослужения. В 2010 году из правого Екатерининского придела собора были вынесены кресла, в приделе был установлен временный иконостас. 7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, в храме была совершена Божественная Литургия. Литургию отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров). Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга подарил для богослужения старинный престол. К этому дню восстановлен запрестольный образ Богородицы — копия картины Алексея Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее. После этого богослужения в Екатерининском приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6-7 января 2011 года, на Рождество Христово, в соборе впервые с 1931 года прошел престольный праздник.

В 2013 г. из Воронежа был доставлен и освящен 10-ти тонный колокол.

В 2015 году было принято окончательное решение о передаче Смольного собора в ведение РПЦ

25 января 2016 года, в день святой мученицы Татианы, Смольный собор был передан Русской Православной Церкви. В этот день ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Архиепископ Петергофский Амвросий совершил в Смольном соборе Божественную литургию. Перед началом Божественной Литургии архиепископ Амвросий совершил чин малого освящения храма. Руководитель администрации губернатора Санкт-Петербурга Александр Говорунов передал архиепископу Петергофскому Амвросию и настоятелю Смольного собора протоиерею Петру Мухину историческую реликвию XVIII века — ключ от западных врат собора. В момент торжественного акта к собравшимся обратился директор музея-заповедника «Исаакиевский собор» Н. В. Буров:

«В сто шестьдесят первый Татьянин день мы должны передать ключ от западных врат Смольного собора, собора Воскресения Христова. Некогда город поручил нам подумать об этом великом доме, а ныне мы передаем ключ городу, а город – епархии, епархия же приходу этого замечательного собора»

— В Смольном соборе прошли торжества в честь Святой мученицы Татианы и дня российского студенчества

Архитектура

В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам.

Собор построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Высота собора — 93,7 метра.

Пятиглавие собора выполнено необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол.

Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Верхняя часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь.

Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.

Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства. Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»).

  • Смольный собор

  • Смольный собор ночью

  • Внутренняя башня

  • Ангелы

В 2014 году со стороны Смольной набережной ведётся строительство жилого комплекса, который перекрывает исторический вид на собор со стороны Невы и набережных. На данный момент вид со Свердловской набережной окончательно испорчен, видны лишь верхушки куполов и фрагментарно центральная часть. Строительство продолжается.

Проект колокольни

Согласно макету ансамбля Смольного монастыря (хранится в музее Академии художеств) должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, и могла бы стать самым высоким зданием в Европе. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом.

Однако, вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря остался без колокольни по воле самого Растрелли, а не из-за нехватки средств (строительство колокольни приостановлено в 1756 году, до вступления России в Семилетнюю войну), хотя и оба эти факта могли стать решающими. Благодаря упомянутому макету зодчий понял возможную ошибку и сохранил доминирующее влияние единственно здания самого собора. Архитектурно-конструктивные решения также отличаются от представленных в макете.

В ходе проведения в 2000-х годах археологических изысканий на месте предполагаемой колокольни на глубине около 4 метров был обнаружен фундамент внушительного здания. Под гранитным основанием забито порядка 10 тысяч свай из морёного дуба. Эта находка стала первым реальным подтверждением начала строительства колокольни Растрелли.

  • Раскрытый макет Смольного собора

  • Макет, созданный бригадой Я. Лоренцо под руководством Х. Кнобеля

Примечания

  1. http://smolnyspb.ru/smolnyj_sobor/sluzhenie/ Раздел «Служение». На официальном сайте Смольного собора
  2. История-строительства-Смольного-монастыря
  3. 1 2 Освящение Смольного собора в Санкт-Петербурге
  4. История собора
  5. Смольный: двор и монастырь, собор и институт
  6. 1 2 3 Выставка «Из прошлого Смольного собора». www.cathedral.ru. Дата обращения 18 июля 2017.
  7. Историки СПбГУ ищут утраченный иконостас Смольного собора
  8. Крестовый полет. Смольный собор восстановят вертолетчики
  9. Над Смольным собором Санкт-Петербурга был установлен крест
  10. 1 2 Смольный собор передают Петербургской епархии. www.cathedral.ru. Дата обращения 11 мая 2016.
  11. В Смольном соборе прошли торжества в честь Святой мученицы Татианы и дня российского студенчества
  12. Владимир Ефимов: «ЗАМЕТКИ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ СМОЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ В ПЕТЕРБУРГЕ», журнал «АРДИС: Архитектура, Реставрация, Дизайн и Строительство» № 1, № 2(45) 2010 год
  13. В XVIII веке в Санкт-Петербурге пытались построить небоскреб на www.1tv.ru
  14. Новое название хора. www.cathedral.ru. Дата обращения 11 мая 2016.

Документированные постройки Растрелли

  • Анненгоф (1730)
  • Зимний дворец (1733)
  • Рундальский дворец (1736)
  • Митавский дворец (1738)
  • Летний дворец (1741)
  • Большой Петергофский дворец (1747)
  • Зимний Кремлёвский дворец (1747)
  • Андреевская церковь (1749)
  • Смольный собор (1749)
  • Воронцовский дворец (1749)
  • Екатерининский дворец (1752)
  • Мариинский дворец (1752)
  • Строгановский дворец (1753)
  • Зимний дворец (1753)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *