Серафим саровский где мощи

Содержание

Как доехать в Дивеево из Москвы

Из Москвы ежедневно с Казанского вокзала в направлении Арзамаса отправляется несколько поездов. Время в пути 6-7 часов. В Арзамасе имеется два железнодорожных вокзала – Арзамас I и Арзамас II. Нужно ехать до станции Арзамас II.

На станции Арзамас II расположен автовокзал, с которого почти каждый час отходят рейсовые автобусы до Дивеевского монастыря. Первый рейс – в 5:30, последний – в 17:30, уточнить расписание можно по телефону справочной автостанции 8 (831-47) 418-14

С 2018 года РЖД осуществляет продажу билетов на автобусы, расписание которых согласовано с расписанием поездов. На сайте pass.rzd.ru нужно в стандартной форме в поле «Откуда» набрать Москва, в поле «Куда» набрать «Дивеево». Сначала у Вас появится сообщение «Не найдено ни одного поезда прямого сообщения». Надо в верхнем правом углу поставить галочку «маршрут с пересадкой». Тогда будут показаны поезда и автобусы, подходящие Вам. Вы можете выбрать поезд и вагон подходящей для Вас категории и времени отправления. На 2019 г. самый оптимальный вариант — поезд Москва — Круглое Поле с отправлением из Москвы в 23:38, прибытие в Арзамас-2 в 6:39. В 7:30 отправление автобуса из Арзамаса в Дивеево. Прибытие в Дивеево в 9:00. В этот же день можно отправиться домой. Отправление автобуса, рекомендованного РЖД в 20:00. Стоимость билета на поезд зависит от категории вагона и даты. Стоимость билета на автобус 250 рублей в одну сторону. Самый дешевый вариант поездки на поезде — место в сидячем вагоне, около 600 рублей. Однако рекомендуем Вам брать билет на плацкат или купе, поскольку путешествие ночью в сидячем вагоне довольно утомительно.

Из истории

Село Дивеево располагалось на пересечении паломнических дорог и многие путники, шедшие в Саровский монастырь, останавливались на отдых в местной деревянной церкви в честь Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. Сюда прибыла и странница Агафья Семёновна Мельгунова, пришедшая из Киева в поисках места для основания новой обители.

Здесь на свои средства она построила каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. После освящения всех его приделов матушка Александра (в миру Агафья Мельгунова) решила устроить общину. В 1788 году помещица Жданова подарила ей 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где были сооружены кельи и надворные постройки.

В 1789 году после смерти матери Александры попечителем обители стал молодой иеродиакон Саровской обители Серафим.

Для справки: Преподобный Серафим родился 19 июля 1754 года в семье Исидора и Агафьи Мошниных в Курске. С юности Прохор (так звали его в миру) решил посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь.

Мать не препятствовала его решению и благословила сына медным крестом, который Прохор всю жизнь носил на груди.

С ноября 1778 года он проходил многие послушания в Саровской обители, выполняя все работы с усердием, как бы служа самому Богу.

Восемь лет Прохор был послушником в монастыре, после чего принял иноческий постриг под именем Серафим, а через год был посвящен в сан иеродиакона.

По благословению Серафима Саровского в 1826 году в Дивеево была устроена Мельничная община.

Провидец умел видеть сердца людей и исцелял душевные и телесные болезни благодатным словом и молясь Богу. С ласковыми словами «Радость моя, сокровище мое» обращался он к людям и они чувствовали его любовь.

В последние годы старец особенно заботился о Дивеевской обители и для всех сестер, которые шли к нему со своими духовными и жизненными трудностями, он был настоящим отцом.

Умер Серафим 2 января 1831 года в своей келье во время молитвы, стоя на коленях перед иконой Божией Матери. При жизни он неоднократно говорил, что «плотию будет лежать в Дивееве» и это предсказание, как и все остальные, сбылось – в 1991 году рака со святыми мощами Преподобного Серафима была передана из Казанского собора Санкт-Петербурга в Троицкий собор Дивеевского монастыря.

Храмы Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь строился в течение полутора веков и первым храмом, давшим начало обители была церковь в честь иконы Казанской Божьей матери.

  • Храм иконы Казанской Божьей матери сооружался на месте деревянной церкви с 1773 года, а завершилось строительство в 1779 году. Матушка Александра лично принимала участие в возведении храма и для рабочих сама выкопала источник. Это трехпрестольный храм, его пределы в честь Николая Чудотворца и Казанский были летними, а в честь Стефана – теплый зимний предел
  • С благословения преподобного Серафима Саровского к храму были пристроены церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы
  • В центре монастыря в 1865 – 1875 годах возведен пятипрестольный Троицкий собор, являющийся сердцем дивеевской обители — здесь хранятся мощи преподобного Серафима Саровского чудотворца. Храм был заложен после смерти Преподобного в 1848 году, но еще при жизни отец Серафим предсказал дивеевским сестрам: «Будет в Дивееве огромный собор, такой, что и саровские иноки будут вам будут завидовать».
  • Пятиярусная колокольня была возведена по одной линии с собором в конце XIX – начале XX века.
  • В 1907 году был заложен Преображенский собор, строительство которого завершилось в 1916 году, а освящение главного престола состоялось только 3 сентября 1998 года.

1903 год – 1991 год – история перенесения мощей преп. Серафима Саровского

О Саровских торжествах открытия мощей преподобного Серафима Саровского оставлено много дневниковых и литературных записей очевидцев. Существует множество фотографий и даже небольшая кинохроника. И неудивительно, ведь в тех торжествах принимал участие сам Государь Император Николай II со своей семьей. Вот отрывок из книги И.В.Преображенского «Открытие святых мощей преп. Серафима, Саровского чудотворца (описание очевидца)»

«…Гроб был поставлен на зеленые бархатные носилки и покрыт богатым бархатным малинового цвета вышитым шелковым покровом. Начался перезвон колоколов. Государь Император, Великие Князья и архимандриты подняли носилки и понесли. На высоких носилках гроб был виден отовсюду. Величественную и умилительную картину представляло шествие. При жизни о. Серафим был смиреннейший и беднейший из старцев, богатый лишь своей простотой и любвеобильной душой, а теперь гроб этого смиреннейшего человека несет Самодержавец Земли Русской с Великими Князьями и иерархами церкви».

Но недолго покоились мощи святого Серафима в Сарове. Прокатилась по все России революция, к власти пришли атеисты и стали закрывать церкви и изымать церковное имущество. Так в 1920 году в городе Темников Тамбовской губернии атеистами было совершенно кощунственное вскрытие мощей преп. Серафима, вывезенных из Сарова. Новые власти пытались скрыть мощи почитаемого на Руси святого (и даже уничтожить!), заметая следы своих перемещений. Но Господь все тайное делает явным.

И в 1991 году Русской Православной Церкви возвращают Казанский собор в Ленинграде, под сводами которого в годы советской власти находился музей религии и атеизма. И в бывших запасниках музея находят мощи. А также подробно составленный атеистами в 1920 г. акт вскрытия мощей преп. Серафима Саровского. И после долгой экспертизы было установлено, что мощи действительно являются останками святого Серафима Саровского.

Вновь обретенные мощи любимого в народе святого были торжественно перенесены в Александро-Невскую Лавру, а через месяц – В Москву в Богоявленский собор. Тогда же было принято и решение о постоянном месте пребывания останков святого – и местом этим стал недавно открывшейся Серафимо-Дивееский женский монастырь в Дивееве.

Дело в том, что в 1947 году город Саров, где некогда подвизался святой Серафим Саровский, стал военно-научным объектом и был закрыт. А в 15 км от него находилось село Дивеево, которое духовными нитями было связано с преподобным Серафимом не меньше, если не больше чем город Саров.

Вот таким чудесным образом сбылось пророчество святого. Мощи его были занесены в Троицкий собор Серафимо-Дивееского монастыря, и уже 1 августа 1991 года Патриарх Алексей II служил там молебен.

Что необходимо знать желающим поклониться святым мощам?

На данный момент слава Серафима-Дивеевского монастыря гремит на всю Россию, и даже за ее пределами. Так что пункт посещения Дивеева можно встретить не только в паломнических церковных поездках, но и в обычных туристических.

Как доехать до монастыря?

Если же вы предпочитаете посещать святые места самостоятельно, без суеты и спешки, вы можете совершено спокойно добраться до Дивеева на личном или общественном транспорте. Если вы живете за пределами Нижегородской области, скорее всего, вам, придется провести часть пути в поезде. Добираться следует до города Арзамаса, до станций Арзамас–1, или Арзамас-2. (станция зависит от направления железнодорожного пути – одно южное, другое восточное). В городе Арзамасе местным транспортом добирайтесь до автостанции и автобусом следуйте до станции Дивеева (60 км).

Также советуем ознакомиться с обзором гостиниц на территории монастыря в Дивеево

Где находятся мощи?

Мощи Серафима Саровского находятся в Троицком, главном соборе Серафимо-Дивеевского монастыря. В левом пределе стоит рака с мощами, к которой почти все время стоит очередь. Время посещения – это время когда открыт храм. С 6 утра, как только начинаются первые богослужения в храме и до конца вечерней службы.

К мощам можно прикладываться во время церковной службы (останавливается очередь лишь на самые важные молитвы, после чего снова возобновляется). Между службами, когда в храме идет уборка, для желающих помолиться доступ к раке святого не прекращается. Тут же служатся молебны или читаются акафисты.

Стоять в очереди стоит благоговейно, и лучше использовать это время для внутренней молитвы. Просить в душе обо всем, о чем вы хотели попросить батюшку Серафима. Святой был при жизни очень любвеобильным старцем, он и после своей кончины слышит сердечные молитвы.

Чудеса исцеления по молитве Серафима Саровского происходили с самого обретения мощей, еще в 1903 году. О чем есть множество документированных свидетельств. Исцелялись люди и после повторного обретения мощей в 1991 году, происходят чудеса и поныне. В монастыре ведут записи, засвидетельствованные со слов самих исцеленных, или их родственников. Многие исцеленные или получившие помощь батюшки Серафима в других важных прошениях, часто приезжают повторно с благодарностью и укрепленной верой.

Татьяна Страхова

Пять Серафимовских мест Нижегородского края

Свято-Троицкий женский монастырь в Дивееве

Главное детище преподобного – знаменитый Свято-Троицкий женский монастырь в Дивееве. В первые дни августа ежегодно он становится центром Серафимовских торжеств, на которые собираются и церковные иерархи, и миряне из всех уголков Земли. История этой обители, называемой Четвертым земным уделом Пресвятой Богородицы, известна каждому. Дивеевским сестрам батюшка Серафим любил повторять, указуя на свою келейную икону «Умиление»: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной». После смерти преподобного икона действительно стала Верховной Игуменьей монастыря, а настоятельницы считаются как бы ее наместницами. Сейчас образ пребывает в Москве, а для Дивеевской обители создана копия, которая приняла на себя чудотворные свойства.

Свято-Троицкий монастырь пострадал в годы гонений, но пришла пора его нового расцвета. Паломники стремятся сюда, чтобы поклониться святым мощам угодника Божия, увидеть его личные вещи, пройтись по Святой Канавке, вырытой по велению батюшки Серафима, которому явилась с указанием Божия Матерь. В последние годы внутри Канавки растет величественный Благовещенский собор, рождение которого предсказал чудотворец дивеевским сестрам.

Город Саров

Главное средоточие мест, связанных с преподобным Серафимом, – закрытый город Саров. В Успенской пустыни, где подвизался старец, возник первый из посвященных ему храмов. Он устроен над помещением братского корпуса, где располагалась келья преподобного Серафима. Заложен в 1897 году архитектором А. С. Каминским, освящен в 1903-м, в год канонизации батюшки, в присутствии царской семьи. В советское время в здании находился городской драмтеатр. В 2003 году, накануне 100-летия прославления преподобного, Серафимовский храм освятил Святейший Патриарх Алексий II. По этому случаю из Дивеевского монастыря крестным ходом в Саров перенесли честные мощи чудотворца, которые после торжеств вернулись обратно.

В пяти верстах от Саровской обители, на Дальней пустыньке, старец устроил еще одну келью – для пустынножительства и уединенной молитвы. С ней связан эпизод жития преподобного, известный как «Моление на камне». Здесь старец в течение 1000 ночей молился перед иконой Пресвятой Троицы, закрепленной на дереве. Здесь же можно поклониться памятнику преподобному Серафиму скульптора В. Клыкова, созданному в 1991 году и освященному Святейшим Патриархом Алексием II. Неподалеку сохранился колодец, вырытый, по преданию, батюшкой для полива небольшого огородика.

По дороге от Успенского монастыря к Дальней пустыньке, на берегу Саровки, располагалась Ближняя пустынька. Ближняя пустынка – это последние годы жизни после выхода из затвора в 1825 году. Это то место, куда к нему приходили тысячи людей за исцелением и наставлением. Здесь был источник, в котором в 1903 году искупались Царь с Царицей. На этом месте сейчас действует храм Святого Духа.

Гимназия им. Преподобного Серафима в городе Дзержинске

К западу от Нижнего Новгорода в 1930 году был основан промышленный город Дзержинск. В последние два десятилетия «столица химии» постепенно обретает связь с православием. Так, к маю 2016 года должен принять верующих новый Серафимовский храм.

Кроме того, в Дзержинске открыта православная гимназия имени преподобного Серафима, в мае 2015 года состоялся первый выпуск ее воспитанников.

Серафимо-Понетаевский монастырь Шатковского района

Один из самых крупных дореволюционных монастырей Нижегородчины, связанных с именем Саровского чудотворца, действовал в селе Понетаевка Шатковского района. Пахотные земли, леса и поля для Серафимо-Понетаевского монастыря жаловал государь Александр II. В 1925 году обитель закрыли. До недавнего времени в корпусах Понетаевского монастыря располагался психоневрологический интернат для душевнобольных, пациентов окормляли сестры из Дивеева. Ныне эти земли имеют статус скита Серафимо-Дивеевского монастыря. Два года назад здесь была освящена архиерейским чином первая из восстановленных церквей – Серафимовская, затем – храм в честь иконы “Всех скорбящих Радость”, где духовную помощь оказывают пациентам психоневрологического интерната.

Источник преподобного Серафима в селе Цыгановка

Интересный объект имеется в селе Цыгановка Дивеевского района: в 2012 году в местном Серафимовском скиту был освящен храм в честь Явления Божией Матери преподобному Серафиму у источника. Церковь возведена около того самого источника, о котором идет речь в житии святого.

В области есть еще несколько населенных пунктов, где зарегистрированы общины и приходы в честь преподобного Серафима Саровского: Большие Селки и Пижма в Тоншаевском районе, Калинино в Ветлужском районе, Сатис в Дивеевском районе и Сатис в Первомайском районе, Яковлевка в Дивеевском районе, Урково в Чкаловском районе.

* * *

Имени небесного покровителя Нижегородской земли посвящают не только храмы, но и общественные организации, крупные события. В Нижнем Новгороде и Дзержинске ежегодно проходит международная выставка-ярмарка «Нижегородский край – земля Серафима Саровского» – крупнейший православный форум Приволжья. Традиционно в программу ярмарки, помимо собственно выставочной части, включаются авторские концерты, благотворительные акции, мастер-классы, лекции по здоровому образу жизни, беседы с пастырями.

После всероссийских торжеств по случаю 100-летия канонизации преподобного Серафима в Сарове был учрежден благотворительный фонд. Одно из самых резонансных его начинаний – педагогический конкурс «Серафимовский учитель». Это почетное звание присуждается за особые выдающиеся заслуги в духовно-нравственном просвещении. Работы победителей публикуются в ежегодном сборнике методических программ, а их авторов на торжественной церемонии в Серафимо-Дивеевском монастыре награждает правящий архиерей.

Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского также организовал в течение нескольких лет 6 всероссийских научных конференций «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России» в Москве, Нижнем Новгороде, Сарове и Дивееве.

В Сарове ежегодно проходят открытые Серафимовские детские и юношеские чтения, в которых школьники и студенты могут представить исследовательские работы на широкий круг духовных тем и собственное творчество, поучаствовать в насыщенной экскурсионно-паломнической программе.

Под эгидой батюшки Серафима в области действуют два волонтерских центра: «Радость моя!» в Сарове (главные направления деятельности – «Уроки добра» для детского отделения городской клинической больницы, поздравление с главными христианскими праздниками детей-сирот и инвалидов), «Серафима» в Нижнем Новгороде (оказывает помощь погорельцам, детским учреждениям, домам престарелых, школам-интернатам, беженцам с Украины; это единственный областной фонд, принимающий все без исключения категории вещей для последующего перераспределения среди малообеспеченных слоев населения).

Ольга Схиртладзе

Особую известность Царский скит получил из-за находящихся рядом, в лесной глуши, Серафимовых камней. Из которых особо почитается Медведь – камень, именно с этим камнем похожим контурами на медведя связана легенда о том, что именно на нём два века назад молился Серафим Саровский. Другая легенда гласит, что после смерти пустынника его любимец – медведь пришёл сюда и окаменел от тоски по другу – человеку. В добавок, периодически, здесь видят медведицу. В 1953 году при большом стечении народа из леса вышла медведица и пару раз обошла камень, после чего спокойно удалилась обратно в лес. Последний раз её видели в 2002 году, причём медведица уже была с медвежонком. Так же, по мнению местных жителей у камней есть свойство «расти», как говорят за последние несколько лет «медведь» увеличился чуть ли не в вдвое. Ну и существует стойкое убеждение о целительной силе тех камней.

Добраться до камней можно проехав пару километров по песчаной лесной дороге от Царского скита. Первую группу камней условно можно назвать «Малый камень». Их компактное расположение обнесено оградой, внутри которой стоят часовня и поклонные кресты. Посередине ограды лежит самый крупный камень, на котором есть отметины, похожие на следы от коленей и след от руки. Ещё один камень, лежащий за часовней, называют «Вериги». Будто бы это один из двух камней, что всю жизнь носил в заплечном мешке Серафим Саровский. Третий камень своими очертаниями очень напоминает идущего медведя, потому и называется «Медвежонок». Причём появился «Медвежонок» сравнительно недавно, примерно 30 лет назад. А у крестов стали появляться из земли еще пара камней, которые так же с годами увеличиваются в размерах. Камни на ощупь оказались холодными, хотя и лежали под солнечными лучами.

Далее в глубине леса, в пяти километрах от «малых камней» лежит «Большой камень», в высоту он около метра и в длину вытянулся метра на три. С одного ракурса даже можно увидеть в камне лежащего большого медведя, положившего голову на лапы. Территория около него не столь обустроена христианскими культовыми сооружениями, но несколько поклонных крестов около него стоят. Камень хоть и купался в солнечных лучах но так же оставался холодным.

Чуть далее по дороге можно увидеть колодец с водой довольно специфического вкуса и запаха — вода имеет повышенное содержание сероводорода. Долго эта вода не хранится, так как быстро становится не пригодной для питья. Но, как говорят, ей очень хорошо делать различные примочки и компрессы. Рядом с колодчиком в 2011 году соорудили избушку — купальню, где можно облиться водой из колодца. Колодчик тоже считают освящённым Серафимом Саровским и вода почитается как целебная. На краю полянки с колодчиком на березе недавно появился нарост — гриб чага в виде креста с округлостью посередине. Некоторые видят в нём очертание Богородицы.

Несмотря на сложившиеся легенды и устойчивой народное почитание Серафимовых Камней вблизи поселка Прибрежный (Лесозавод) к камням, о которых говорится в житие прп Серафима они отношения не имеют. И легенды эти категорически не признаются в Дивеевском монастыре. Согласно житию прп Серафим проводил время в молитвах по ночам на камне, что находился на территории нынешнего закрытого города Сарова — неподалёку от Саровского монастыря, между монастырём и своей кельей. В наше время на этом месте находится памятник скульптора Клыкова в виде молящегося о. Серафима на камне. Сам камень с того времени не сохранился. По легенде Серафим Саровский, вскоре после своей кончины, приснился Мотовилову (местный помещик) и велел развести под камнем огонь. Когда это сделали, то камень развалился на множество мелких обломков, кои и разобрали многочисленные паломники. Через некоторое время на это место в 1890 году вновь положили камень, схожий с Серафимовым — с двумя углублениями, будто бы от коленей. Но и он не пережил бурное время революции. А в 1991 году на это место уже положили третий камень, на котором и сейчас стоит скульптура Серафима Саровского.

Второй Серафимов камень, тот что поменьше и на котором он молился днями в своей келии, был помещён в Преображенскую церковь в Дивееве, но так же не пережили революционное время и был утерян. С утерей камней и закрытием территории вокруг Арзамаса-16 народ стихийно перенёс почитание на близлежащие камни Большой и Малый Медведи, вероятно ранее почитаемые местными племенами мордвы. Тем более в близлежащей местности есть много поныне почитаемых явно языческих камней.
А здесь сложилась парадоксальная ситуация — несмотря на осуждение официальной церковью подобных верований, народ подсознательно, как и их далекие предки, одухотворяют Природу, а почитание святых столь высокого уровня слилось с древними Верованиями.

GPS- координаты ближних Серафимовых Камней -N 54 57.4797 E 43 31.4435

Царский скит и Серафимовы камни

Добраться до Царского скита можно с трассы Арзамас — Дивеево. В с. Глухово свернуть на Кошелиху, проехать Кошелиху в сторону п. Прибрежный (Лесозавод). Доехать до конца п. Прибрежный и свернуть направо, на грунтовую дорогу к Царскому скиту. Любой местный житель сможет подсказать вам дорогу. Дорога песчаная, доехать до Царского скита можно даже в дождливую погоду на любой машине. У дороги есть несколько ответвлений. Надо придерживаться самой накатанной, и через 5-7 минут перед вами откроется большая поляна, в начале которой стоит пожарная вышка, слева от нее сохранившаяся Богородичная аллея, а на другом, дальнем конце поляны все, что осталось от бывшего Царского скита..
Монастырь был основан в 1864 году тремя послушницами, ушедшими из Серафимо-Дивеевского монастыря, и расположился в усадьбе дочери генерал-майора Копьёва — Елизаветы Алексеевны, лично знакомой с Серафимом Саровским, которая позволила образовать у себя женскую общину. Через пять лет община была преобразована в женский монастырь.
Монашествующие Царского скита были из дворянского рода, царского, а также царские дворовые, няньки и бедные девицы.
Царь и императорский двор не только покровительствовали монастырю и скиту, но и приезжали на отдых, молились, ходили на ближние и дальний камни Серафима Саровского. Скит посещали Александр II, царь Александр III, царь Николай II и царица Александра, цесаревич Алексей, цесаревны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и др. Первый, кто посетил эти места еще до образования Царского скита, при жизни преп. Серафима, был царь Александр I. Вот так выглядел Царский Скит до революции 1917 г.

Первой и последней настоятельницей Царского скита была игуменья Александра, из царского рода. В 1927 году после долгих допросов игуменья Александра была расстреляна в подвале крестильной.
В настоящее время сохранились крестильная,

Богородичная аллея,

могила игуменьи Александры,

несколько келий и царский колодец.

Сам храм, его стены стерты с лица земли, трапезная сгорела.

Сохранившаяся Богородичная аллея (аналог святой канавки Серафимо-Дивеевского монастыря) — уникальная святыня.

Появилась она следующим образом: при постриге в монашество высаживалась сосна. Если монашество принимало лицо императорской крови (фамилии), то высаживалась ель.

В некоторых сохранившихся домах (кельях) сейчас живут местные жители и располагалось лесничество.

Часть домов брошены и окончательно разваливаются.

С пожарной вышки лесничества

открывается замечательный вид на всю округу: на лес,

долину еще очень маленькой в этих местах речушки Сатис,

Богородичную аллею

и на большую поляну бывшего Царского скита..

Ближайшие Серафимовы камни недалеко от Царского Скита. В Царском скиту есть указатели указывающие дорогу к ним.

Дорога грунтовая, местами не песчаная, а земляная и идет немного в гору. После сильных дождей машину лучше оставить в Царском скиту. Идти от указателя

(стоящего у края леса) до камней недолго. Мы смогли подъехать на своей машине к общей ограде, которой обнесены ближние камни.

За оградой есть часовня

и поклонные кресты.

Камней несколько, целая группа. У некоторых есть свои названия: «медвежонок» (видны «следы от колен», или «лапы медвежонка»),

«Вериги».

Самый огромный из них и особо почитаемый — камень «Медведь» еще одно название Дивеево-малый, именно с этим камнем, похожим контурами на медведя, связана легенда о том, что именно на нём два века назад молился Серафим Саровский. Камень огромен, буквально кусок скалы, занесенный в наши края древним ледником. Над землей возвышается лишь малая его часть, и какие его размеры под землёй — неизвестно. Возможно даже, что это самый большой камень в Нижегородской области.

Дальше в лесу есть еще один огромный камень (Дальний), но добраться до него на простой машине будет не просто — около пяти километров земляной дороги, по которой может проехать только внедорожник. Это рассказал нам охранник, бывший на ближних Серафимовых камнях. Он не советовал на нашей машине (4Х2) даже пытаться к нему проехать. Так что сфотографировать его при первом посещении Царского Скита в 2013 г. у нас не получилось, зато в 2015 году мы спокойно проехали к нему на условном внедорожнике «Саньенг -Кайрон» (4Х4), по наезженной теперь лесной, песчаной дороге.

Еще одно название Дальнего камня — Дивеево (Большой).

Рядом с Дальним камнем есть и Святой источник. На источнике есть обливальня, но вода в нем с запахом сероводорода.

Где в Москве помолиться преподобному старцу Серафиму Саровскому?

Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский

Почитание преподобного Серафима Саровского — шире, чем всенародное. Иконы русского святого можно встретить во всем мире, даже в католических храмах (кстати, католики часто сравнивают его со своим святым — Франциском Ассизским). Вокруг имени старца сложилось множество преданий, описаны несчитанные чудеса. И многие стремятся на день памяти преподобного посетить Дивеево — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Нижегородской епархии, с любовью называемый в народе «Четвертым уделом Божией Матери», где покоятся мощи и личные вещи преподобного Серафима, бывшего духовником обители.

Многие приезжают в Дивеево заранее — в ночь с 13 на 14 января после крестного хода по канавке Царицы Небесной (насыпи вдоль ископанной по благословению старца канавки, по которой сестры и паломники идут, читая Богородичное правило — 150 молитв «Богородице Дево, радуйся!») совершается праздничная новогодняя литургия. По рассказам бывалых паломников, уже эта служба создает необычайное праздничное настроение, надолго остающееся в душе: «Еще один год прошел, слава Богу! А завтра батюшка Серафим и новый год благословит!».

Совершить праздничное паломничество удается не каждому. Во-первых, бывает сложно отпроситься с работы еще на несколько дней после длительных общегосударственных выходных. Во-вторых, сама дорога в Дивеево тяжела — либо длительный переезд на автобусе, либо ночь в поезде до Арзамаса и еще больше часа пути на рейсовом автобусе или на такси. В-третьих, далеко не у всех получается сосредоточиться на молитве при большом скоплении народа.

Дивеевский монастырь принимает паломников постоянно. А в любой момент поклониться частице мощей преподобного Серафима Саровского можно в нескольких храмах столицы.

На проспекте Мира, д. 22-24 находится подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь есть частица мощей старца.

Дивеевское подворье

Троицкий собор Даниловского монастыря

Две иконы с частицами мощей преподобного есть также в Даниловом монастыре. Одна является точной копией хранившейся в монастыре с 1988 по 2000 годы келейной иконы схиигумении Фамари (Марджановой), устроительницы Серафимо-Знаменского скита, и содержит также четки и часть мантии святого, а кроме того, часть камня, на котором он молился тысячу дней. Этот образ находится в Серафимовской церкви, устроенной в стене обители. Другая икона с частицей мощей находится в Троицком соборе монастыря, на центральном юго-западном столпе.

Собор Донского монастыря

Частицы мощей старца есть и в других обителях столицы: Донском и Сретенском, а также на подворье Соловецкого монастыря в храме св. вмч. Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове.

Храм св. вмч. Георгия в Ендове

В храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной на территории выставочного центра «Экспоцентр» находится икона с частицей мощей преподобного, переданная прихожанам и духовенству храма по благословению архиепископа Нижегородского Георгия год назад.

Храм Серафима Саровского при Экспоцентре. Фото: Игорь Палкин / ria.ru.

В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье) в центральном приделе находится икона преподобного Серафима с частицей мощей.

Храм Воскресения Словущего (Иерусалимское подворье)

Также образ преподобного Серафима с частицей его мощей находится неподалеку — в храме пророка Илии в Обыденском переулке.

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Церковь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость” при больнице МОНИКИ

К преподобному Серафиму Саровскому часто обращаются с молитвами об исцелении болезней. В церкви в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» при больнице МОНИКИ (ул. Щепкина, 61/2), кроме других святынь, есть и икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.

Церковь Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Большая Ордынка, д. 39) — здесь постоянно пребывает икона преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского с частицей мощей последнего.

В Елоховском Богоявленском кафедральном соборе хранится образ преподобного Серафима с частицами камня, на котором он молился, и частицей одежд.

Елоховский Богоявленский собор

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

В крестильном храме сщмч. Александра Хотовицкого при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится икона преподобного с частицей его гроба.

Мы будем благодарны читателям, готовым помочь нам в расширении списка московских храмов и обителей, где находятся святыни, связанные с преподобным Серафимом, Саровским и всея России чудотворцем!

Портал “Православие и имир” благодарит всех, кто откликается на нашу просьбу пополнять список храмов, в которых можно приложиться к мощам преподобного Серафима:

В поселке Горки-10 Одинцовского района М.О. (примерно 25 км по Рублево-Успенскому шоссе) строится храм (заложен в 2010 году как первая церковь храмового комплекса), освященный в честь батюшки Серафима. В нем есть храмовая икона с мощевиком. Службы бывают по воскресеньям и в праздники.

Строящийся храм Серафима Саровского в пос. Горки-10

Храм Серафима Саровского в Кунцево

Помолиться святому Серафиму Саровскому можно также в храме в его честь в Кунцево (улица Багрицкого, д. 10, к. 3). В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

В Новоспасском монастыре в одном из ковчегов-мощевиков находятся, частицы Ризы Господней и Ризы Божией Матери, частицы мощей многих святых, в том числе преподобного Серафима Саровского.

Новоспасский монастырь. Мощевик с частицами мощей вселенских и русских святых

Мощи святых жен Дивееских – схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены – Храм Рождества Богородицы

Об этих монахинях миру поведал покойный святитель новомученик Серафим Чичагов, в своей книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Схимонахиня Александра является первоосновательницей Дивеевской обители. Она была святой удивительной жизни, и именно ей было видение Матери Божией о том, где возводить монастырь, ставший Четвертым уделом Богородицы.

Схимонахиня Марфа поступила в монастырь в 13 лет, еще будучи девочкой. Но батюшка Серафим увидел в ней избранное Богом дитя. Схимонахиня Марфа умерла 19 лет отроду, приняв по особому благословению постриг в схиму.

Монахиня Елена Мантурова была родной сестрой помещика Михаила Мантурова, которого б. Серафим любил за сердечную доброту и желание благодетельствовать Дивеевскому монастырю. И когда Михаил Мантуров смертельно заболел, б. Серафим призвал его сестру, находящуюся в монастыре и спросил, не готова ли она умереть за брата, так как тот еще нужен здесь, для того, чтобы потрудиться Дивеевской обители. И монахиня Елена с великим послушанием ответила: «Благословите, батюшка!». Вскоре она заболела и слегла, а брат ее пошел на поправку. Так Господу было угодно явить миру чудо любви и послушания.

Все три подвижницы после своей смерти покоились в могильном склепе возле Казанской церкви в Серафимо-Дивеевском монастыре.

А 21 июня 2000г было принято решение причислить святых Дивеевских жен к лику местночтимых святых Нижегородской епархии.

27 сентября состоялось обретение святых мощей первоначальницы схим. Александры, схим. Марфы и монах. Елены. Святые останки были положены в новые гробы и поставлены в храм Рождества Христова. А день прославления был назначен на 22 декабря – день основания Мельничной общины.

22 декабря 2000 года стало для монастыря днем великого торжества и поистине духовного праздника обители. При огромном стечении народа и духовенства в монастыре служили Литургии, пели песнопения и новый тропарь святым женам. И все чувствовали высокий духовный подвиг, благодать которого освящает нам путь и сегодня.

На сегодняшний день мощи святых жен Дивееских – схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены покоятся в храме Рождества Богородицы. Это нижний храм, находящийся под храмом Рождества Христова.

Здесь можно поставить свечи, помолиться и приложиться к мощам. Службы здесь совершаются редко, и, как правило, лишь для ограниченного круга монашествующих. Но в этом храме, днем и ночью читается не усыпаемая Псалтырь.

Доступ к мощам открыт с 8 до 17 часов.

Мощи Дивееевских блаженных – Казанская церковь

Есть в христианстве особый подвиг, и некоторыми святыми он почитался выше монашеского. Это юродство. Когда человек совершенно в добром здравии начинает вести себя как «безумный» и говорить притчами, терпеть нищету и поношения от людей Христа ради, а в тайне молиться за всех людей. В народе их звали блаженными.

И Дивеевская обитель сподобилась быть пристанищем не одной, а нескольких блаженных. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» открывает нам истории удивительных Дивеевских подвижниц, Христа ради юродивых Пелагеи (Серебрянниковой, скончалась в 1884 г.), схимонахини Параскевы (Паша Саровская, скончалась 1915 г) и Марии (Фединой, скончалась в 1931г.).

В 2004 году Дивеевские блаженные были прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а в конце сентября этого же года были обретены их честные останки. Уже во время раскопок старинных склепов, и сразу после поднятия мощей были чудеса исцеления среди самих же рабочих монастыря. Продолжаются чудеса и скорая помощь после молитв блаженным и по нынешний день.

Мощи Дивеевских блаженных Пелагеи, Параскевы и Марии находятся в Казанской церкви, которая представляет единый комплекс с церквями Рождества Христова и Рождества Богородицы. В храме служатся церковные службы, молебны и акафисты у мощей блаженных. Есть церковная лавка, где можно купить свечи и подать записочки.

Доступ к мощам открыт ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.

Мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой) – Казанская церковь

Преподобноисповедница Матрона родилась в 1889 году селе Пузо, Нижегородской губернии. Оставшись сиротой, она оказалась на воспитании в Серафимо-Дивеевском монастыре, где у девочки заметили способности к рисованию. Так живопись стала ее послушанием.

После революции в 1927 году власти закрыли Серафимо-Дивеевский монастырь и сестры стали разъезжаться кто куда. Инокиня Матрона поселилась с некоторыми монахинями в селе, где служила при церкви и мирно зарабатывала себе на хлеб рукоделием. Но ареста избежать не удалось.

На долю тихой подвижницы выпал не один арест, а целых три. Первый арест был в 1933 году на три года, второй – в 1937 на десять лет, и последний в 1949. В 1954 году родной брат Матроны писал прошение о помиловании. Из ссылки инокиня возвратилась в село Пузо и до самой своей кончины жила у брата.

Скончалась преподобноисповедница Матрона 7 ноября 1963 года. И была похоронена в выкопанной благочестивыми женщинами яме близ могил суворовских мучениц Евдокии, Дарьи, Дарьи и Марии.

В 2001 году в Собор новомучеников и исповедников Российских было включено и имя преподобноисповедницы Матроны Дивеевской.

Ее мощи покоятся в казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря, рядом с мощами Дивеевских блаженных. Доступ к ним открыт ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.

Также для вас я составила обзор элитных и недорогих гостиниц рядом с монастырем

Татьяна Страхова

Святой преподобный Серафим Саровский был рожден в Курске обыкновенной семье купца под именем Прохор. Будучи ребенком, его родители занимались строительством городского храма и как раз в этот период с ним и случилось первое чудо, мальчик свалился с колокольни и при этом не получил ни одной царапины и с тех пор Прохора начало интересовать Святое чтение, а будучи 17-летним подростком он принял решение служить Господу.

А после родители определили своего сына в Киево-Печерскую Лавру, после которой он оказался в Саратовской пустыне, где впоследствии и получил свое имя. В этой статье Вы сможете узнать, в чем помогает Серафим Саровский, какое имеет значение образ, где находятся святыни и многое другое.

В чем помогает икона Серафима Саровского и ее значение

Следует отметить, что икона Умиление Серафима Саровского почитается не только у православных людей, но и также у католиков, ведь весь жизненный путь преподобного является действительно образцом стремления верующего к обретению духовного совершенства. Святой каждый день преодолевал различные трудности, лишения и соблазны закаляя дух свой с каждым разом все больше и больше.

Все существующие ныне списки Прохора действительно уникальны, так как это тот самый редкий случай в иконописной истории, когда чудотворный лик является идентичным его еще прижизненному обличию, от чего изображение приобретает существенную выразительность.

Эта твердость веры во Всевышнего, безграничная доброта полностью открывается верующему через написанный образ преподобного. Чтоб преклониться перед мощами и святыней православные люди приезжают со всей России и даже из-за зарубежья.

А накануне праздника в честь Святого в Старый Новый год, некоторые из паломников специально приезжают в собор чтобы вместе с жителями монастыря по канавке Богородицы пройти этой ночью крестным ходом с чтением богородичного правила, где свыше ста раз повторяется молебень «Богородице Дево, радуйся!».

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Сами паломники убеждены в том, что такого рода служение осененное присутствием Святого придает необычайное чувство праздника.

О чем просят Серафима Саровского:

  • Молят о прекращении душевных страданий и об обретении умиротворенности;
  • Также в молебне к образу взывают для восстановления гармонии между внешним и внутренним мирами, таким образом, находя в себе душевную устойчивость.
  • Святой проповедник поможет направить верующего на путь истинный, если тот заблудился и пошел неверной дорогой;
  • Православные люди также обращаются к лику
  • Молитвенное прошение может помочь справиться с отчаянием и гордыней;
  • Просят у чудотворного изображения и излечение от тяжелых недугов. Есть свидетельство того что Святой еще при жизни мог исцелять даже от смертельных болезней, а использовал для этого молитву и воду набранную из источника. Если взывать в молебне к преподобному Прохору, то в особенности он поможет при заболеваниях ног, внутренних органов и некоторых других проблемах. Само излечение совершается не только в физическом плане, но также и духовном;
  • Молодые девушки, которые искренне читают молитву, образ поможет создать прочные отношения, выйти замуж, изменить свою личную жизнь к лучшему, а тем, кто уже связан семейными узами поможет укреплению любви и отношений;
  • Помимо всего вышеперечисленного божественное изображение также способствует и продвижения в торговле и бизнесе, однако, только в тех случаях, когда заработанные средства, будут тратиться не только на себя любимого, но и выделяться на благотворительность и для поддержки близкого человека.

Когда проводится день памяти Святого

Празднование совершается несколько раз в год:

  • 15 января (2 января по старому стилю) – в честь дня преставления преподобного Прохора в 1833 г;
  • 1 августа (19 июля по старому стилю) – обретение нетленных мощей Серафима в день его рождения. Причем сами мощи были обретены несколько раз, в 1991 г. был второй раз, в СССР и также в день рождения Святого.

В каких храмах есть Чудотворные иконы Серафима Саровского

  • Нетленные мощи старца можно увидеть в монастыре Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском;
  • В Москве:
  • В Патриаршем монастыре Девеевского подворья также хранится часть мощей преподобного;
  • Мощи Святого Прохора можно увидеть в Новоспасском, Сретенском, Донском и во многих других монастырях;
  • А вот в Даниловом монастыре на хранении находятся не только часть мощей, но также и два списка с божественным ликом;
  • Чудотворное изображение вместе с частицами камня, на котором в своем тысячедневном стоянии молился Святой, а также частица одежд хранятся в центральном Елоховском Богоявленском кафедральном соборе;
  • В Кунцеве можно воззвать в молебне к образу в соборе, названном в честь Святого;
  • Святыня также есть еще в церкви в честь образа Богоматери «Всех Скорбящих».
  • В Санкт-Петербурге:
  • На Серафимовском кладбище в Старом Петергофе расположен собор Преподобного Серафима;
  • В Эстонии:
  • Преклониться перед божественным изображением можно и в Нарве в храме Воскресения Христова

Чудеса Серафима Саровского

Сын Людмилы вернулся из армии, но работу хорошую все никак не мог найти. Сам парень сильный и здоровый, а брали его только разве что продавцом или курьером, что для молодого человека никакой перспективы не сулило, да и стыдно как-то. У сына Людмила образования не было, но его всегда можно получить и заочно, главное что «руки золотые».

Женщина стала взывать в молитве к Святому, так как она всегда обращалась к этому образу при разных жизненных невзгодах, он то, как раз таки в свое время и помог Людмиле, когда она не могла долгое время забеременеть, он вымолил Ванечку. В этот раз мать решила тоже обратиться к лику попросить за сына, чтобы помог найти ему нормальную роботу. Спустя где-то неделю позвонил крестный Вани и сказал, что для него есть место на СТО;

У Виктории родилась доченька Даша, но, к сожалению не совсем здоровенькая, врачи поставили диагноз – врожденный порок сердца. Сами доктора говорили, что если до шестилетнего возраста у ребенка все не израстется, то нужно будет проводить сложную операцию. Вся семья ежедневно проводила в молитвах перед чудотворным изображением.

Мать Виктории специально съездила в Дивеево и привезла внучке священные на мощах сухарики и целебную воду из истока. В скором времени работа сердца девочки выровнялось и стало хорошо работать. Сейчас дочери Виктории уже 15 лет, она полностью излечилась, и ее сняли с учета, благодаря помощи чудотворного пророка.

Молитвы обращенные к Святому

Молитва на торговлю

«Уповаю на тебя, Саровский Серафим, и молю об успешной торговле. Пусть дело спорится, а торговля лепится. Аминь».

Креститесь и покидаете Храм, купив дополнительно еще 3 свечи и икону Серафима Саровского. Придя домой, зажигаете свечи, рядом ставите икону и с мольбой обращаетесь к святому Серафиму:

«Помоги мне, Саровский Серафим, наладить удачную торговлю. Не за ради наживы обращаюсь к тебе, а по причине скудных продаж. Ниспошли мне покупателя щедрого, сговорчивого и не вредного. Защити меня от разорения и от тщетного рвения. Да будет воля твоя. Аминь».

Существует еще одна молитва, также обращенная к святому. Только она помогает в том случае, если на Ваше дело навели злобную мысль:

«Обращаюсь к тебе, святой Серафим, и прошу отвести злую скверну. Как удача в торговле не клеится, так разорение скудное сеется. Не откажи мне в благодатной помощи и очисти меня от зависти подобных. Не наказывай их за порченное дело, но ниспошли мне удачу в торговых делах. Да будет воля твоя. Аминь».

Молитва об исцелении

«О, великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! Призри от горения славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехами многими, твоея помощи и утещения просящих. Проникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тебя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердный: буди нам воистину ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопоклоняемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Молитва о замужестве

«О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя проста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь».

Храни Вас Господь!

В БЕЛОРУССКОМ МОНАСТЫРЕ НА СТЕНЕ ПОЯВИЛСЯ НЕРУКОТВОРНЫЙ ЛИК ХРИСТА На стене разрушенного монастыря появился нерукотворный лик Христа — такой же, как на знаменитой Туринской плащанице.Чудо произошло в Свято-Успенском монастыре на границе Беларуси и России. Засиявший на стене образ Христа, словно две капли воды, похож на знаменитый плат Ð… Тебе плохо живется? Тебе плохо живется? – Купи козу. Есть такой еврейский анекдот. Пришел к раввину «страдалец», жалуется: «Господи, помилуй. Хатка маленькая, куча детей, старуха-мама на руках, дышать нечем, жить негде…» – «А ты козу купи», – говорит раввин. – «Какую козу?» – «Настоящую! КотораÑ… Дети пишут Богу. — Если у меня что-то болит, это значит, Ты на меня сердишься? (Гоша, 4 кл.)- Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются. (Ева, 3 класс)- Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад. Хочу к Тебе. (Вера, 3 класс)- Вчера узнал про Тебя примету: если вы богаты — эÑ… БЛАЖЕННИ МИЛОСТИВЫЕ, ЯКО ТИ ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ… Погибший в авиакатастрофе вместе с командой хоккеист «Локомотива» Иван Ткаченко потратил на помощь больным детям 9 996 300 рублей (как показали его банковские перечисления)… потом, после его смерти, об этом узнали люди.Парень просто помогал детям, которым была нужна помо…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *