С благовещением пресвятой богородицы

Праздник Благовещения. Начало нашего спасения

Канон празднику Благовещения написан в 8 веке святым Иоанном Дамаскином и Феофаном, Митрополитом Никейским. Православная Церковь в своей литургической практике сочла необходимым дополнить эту беседу специальной, разъясняющей ее службой – каноном Благовещения, представляющим собой расширенный диалог Девы с небесным вестником.

Песнь 1-я

Ирмос: Отверзу уста мои, и они исполнятся Духа; и изреку слово Царице-Матери, явлюсь светло торжествующим и в радости воспою Ее чудеса (Пс. 44:2–10).

Давид, праотец Твой, Владычица, да поет Тебе, ударяя в лиру духовную: услышь, дочь, радостный голос Ангела; ибо он возвещает Тебе веселие неизреченное (Пс. 44:11).

Ангел: В радости взываю к Тебе: приклони слух Твой и внемли мне, возвещающему бессеменное зачатие Бога; ибо Ты, Всечистая, обрела такую благодать пред Богом, какой еще ни одна жена не удостоилась (Лк. 1:30).

Богородица : Я желала бы познать силу слов твоих, Ангел. Скажи яснее: как сбудется сказанное тобою? Как зачну Я – Дева юная? И как могу Я сделаться матерью Создателя Моего? (Лк. 1:34)

Ангел: Кажется, Ты думаешь, что мои слова коварны; радуюсь, видя Твою осторожность. Дерзай, Владычица, ибо, когда угодно Богу, то необычайное легко совершается (Лк. 1:29, 37).

Песнь 3-я

Ирмос : Богородица, живой и неоскудевающий источник! Певцов Твоих, создавших (это) торжество, духовно утверди и в божественной Твоей славе удостой венцов славы.

Богородица: Не стало князя от племени Иуды, и уже настало время, когда явится чаяние народов – Христос. Объясни же, как могу я родить Его, будучи девою? (Быт. 49:1; Лк. 1:34)

Ангел: Ты желаешь, Дева, узнать от меня образ Твоего зачатия? Но он неизъясним! Совершит его Дух Святый, осенив Тебя творческой силой (Лк. 1:35).

Богородица: Праматерь Моя, приняв внушение змия, лишена божественного наслаждения в раю. Потому и Я, опасаясь падения, страшусь твоего странного приветствия.

Ангел : Я, предстоящий пред Богом, послан возвестить Тебе волю Божию. Что Ты, Всенепорочная, страшишься меня, когда гораздо больше я сам страшусь Тебя? Что Ты, Владычица, ужасаешься меня, когда я сам благоговею перед Тобою?

Песнь 4-я

Ирмос: Сидящий в славе на престоле Божества, пребожественный Иисус пришел на легком облаке, носимый нетленною дланью, и спас взывающих. Слава, Христе, силе Твоей (Ис. 19:1; Пс. 46:9).

Богородица : Я слышала слова пророка, в древности предсказавшего, что некоторая священная Дева родит Эммануила. Но желаю знать, как естество смертных может выдержать соединение с Божеством? (Ис. 7:14)

Ангел: Купина, объятая пламенем и пребывшая несгораемой, предуказывала на совершающееся в Тебе чудное таинство, Благодатная, всеми прославленная; ибо и по рождении Ты, чистая, пребудешь всегда девой (Исх. 3:2).

Богородица: Гавриил, провозвестник истины, озаряемый сиянием Бога Вседержителя! Скажи самую истину: как Я могу родить по плоти бесплотное Слово, сохранив чистоту Мою неповрежденной?

Ангел : Со страхом, как раб пред госпожой, я стою пред Тобою, с благоговейным трепетом теперь взираю на тебя, Отроковица. Ибо, как дождь на луг, сойдет на Тебя Слово Отчее, по Своему благоволению (Пс. 71:6).

Песнь 5-я

Ирмос: Все изумляется божественной славе Твоей. Ибо Ты, Дева, непознавшая брака, имела во чреве всевышнего Бога и родила безлетного (вечного) Сына, даруя мир всем воспевающим Тебя.

Богородица: Не могу вполне постигнуть значения слов твоих, ибо часто бывали чудеса, совершаемые Божественною силою, знамения и образы закона. Но дева без мужа еще не рождала никогда (Евр. 10:1).

Ангел: Ты удивляешься, Всенепорочная. И подлинно, чудо зачатия Твоего – дивно. Ибо Ты только одна воспримешь во чреве имеющего воплотиться Царя всех, и Тебя прообразуют изречения и гадания пророков и знамения закона (1Тим. 3:16).

Богородица : Ни в чем Невместимый и никем Невидимый, как может вселиться в чрево Девы, которое Он Сам создал? И как Я зачну Бога-Слово, собезначальное (Слово – Сын Божий. Он со-без-начальный, т.е. не имеет начала, как Бог Отец и Святой Дух). Отцу и Духу? (1Тим. 6:16).

Ангел : Тот, Кто обещал праотцу Твоему Давиду возвести Плод чрева Твоего на престол царства Его, Тебя, красоту Иакова, одну избрал Себе в разумное селение (Пс. 131:11, 46, 5; Лк. 1:32).

Песнь 6-я

Ирмос: Преобразующий тридневное погребение Господа, пророк Иона, молясь внутри кита, восклицал: избавь меня от тления, Иисус, Царь сил!

Богородица: Приняв радостный голос слов твоих, Гавриил, Я исполнилась божественного веселия, ибо ты возвещаешь радость и блаженство бесконечное (Лк. 1:47–48).

Ангел: Тебе дана божественная радость, Богоматерь. Тебе, Богоневеста, вся тварь восклицает: радуйся! Ибо Ты одна, чистая, предопределена быть Материю Сына Божия (Лк. 1:28).

Богородица : Чрез Меня ныне да уничтожится осуждение Евы, чрез Меня да погасится ныне долг ее; чрез Меня этот древний долг да возвратится с прибытком (Быт. 3).

Ангел: Бог обещал, Чистая, праотцу Аврааму, что в семени его благословятся народы. Ныне чрез Тебя это обетование получает исполнение (Быт. 22:18; Гал. 3:16).

Песнь 7-я

Ирмос: Богомудрые отроки не послужили твари вместо Творца, но мужественно поправ угрожавший огонь, радовались, воспевая: благословен Ты, препрославленный Господь и Бог отцов.

Богородица: Возвещая, что Свет невещественный, по великому милосердию, соединяется с вещественною плотью, ты возглашаешь Мне ныне радостное благовестие, божественную проповедь: благословен, Всечистая, плод Твоего чрева (Лк. 1:42).

Ангел: Радуйся, Владычица Дева, радуйся, всечистая, радуйся, вместилище Бога; радуйся, светильник Света, восстановление Адама, искупление Евы, гора святая, светлое святилище и чертог бессмертия (Лк. 1:28).

Богородица: Наитие всесвятаго Духа очистило мою душу, освятило тело, сотворило Меня храмом, вмещающим Бога, Богом украшенной скинией, одушевленным святилищем и чистой Матерью Жизни (Лк. 1:35).

Ангел: Я взираю на Тебя, как на пресветлую свечу и благоустроенный чертог. Ты, Богоневеста, как золотой кивот, прими ныне Подателя закона, благоволившего через Тебя избавить тленное существо человеческое (Евр. 9:4).

Песнь 8-я

Ирмос: Внемли отроковица, Дева чистая. Да возвестит Гавриил изначальную истинную волю Всевышнего. Будь готова к восприятию Бога, ибо чрез Тебя Невместимый стал жить с смертными. Посему в радости я восклицаю: все творения Господни благословите Господа (Ис. 25:1; Варух. 3:37).

Всякий ум смертных, – отвечала Дева, – изнемогает, стараясь постичь слова которые ты вещаешь Мне. Внимаю речам твоим, но в изумлении страшусь, чтобы обольщением, подобно Еве, ты не удалил Меня от Бога. Впрочем же, Я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Быт. 3:2).

Вот, недоумение Твое уже разрешено, – говорит на то Гавриил. – Ибо Ты справедливо словами уст Твоих назвала это дело непостижимым. Повинуйся же и не сомневайся в том, как о вымысле, но веруй, как действительному событию, ибо я в радости восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки.

Таков от Бога закон смертным, – отвечает Непорочная, – чтобы рождение происходило от взаимной любви. Но Я совершенно не знаю удовольствий супружества: как же ты утверждаешь, что Я рожу? Боюсь, не обманываешь ли ты. Впрочем, Я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Лк. 1:34).

Слова, которые Ты вещаешь мне, Досточтимая, – взывает опять Ангел, – относятся к обыкновенному рождению людей смертных. Я возвещаю Тебе, что истинный Бог неизреченным и непостижимым образом, как Сам знает, воплощается от Тебя, посему в радости я восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки (Лк. 1:35).

Ты являешься Мне вещателем истины, – отвечала Дева. – Ибо ты пришел благовестником всеобщей радости; и, так как Я очищена в душе вместе с телом, то да будет Мне согласно слову твоему. Да вселится в Меня Бог, Которому Я вместе с тобою восклицаю: Все творения Господни благословите Господа и превозносите Его во веки.

Пеcнь 9-я

Ирмос: Рука непосвященных (нечистых) да не касается одушевленного кивота Божия (кивот, или ковчег откровения, был местом явления Бога Моисею; Чис.7:89), уста же верных, воспевая неумолчно воззвание Ангела к Богородице, в радости да восклицают: Благодатная, Господь с Тобою.

Непостижимо зачав Бога, Ты, Отроковица, превзошла законы естества: ибо Ты, и пребыв тленною по естеству, в рождении не испытала свойственного матерям. Посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Иез. 44:2).

Язык человеческий не может изъяснить, как Ты источаешь молоко, Дева чистая. Ибо Ты являешь дело, чуждое природе, превышающее пределы законов рождения. Посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Лк. 2:7).

В Священных Писаниях таинственно говорится о Тебе, Матерь Вышнего. Так Иаков в древности, узрев прообразовавшую Тебя лестницу, сказал: Это – путь Божий, посему достойно слышишь: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Быт. 28:13–19).

Купина и огонь предуказали священнозрителю Моисею дивное знамение. Ища исполнения его в последствии времени, он сказал: Вижу это в чистой Деве, которой, как Богородице, да будет сказано: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою (Исх. 3:3).

Даниил называет Тебя мысленною горою; Исаия – Родительницею Бога; Гедеон видит Тебя в образе руна (овечьей шкуры, чудесно орошенной, Суд. 6:36–40), Давид именует Тебя Святынею; еще некто – вратами; а Гавриил восклицает Тебе: Радуйся благодатная, Господь с Тобою (Дан. 2:35; Ис. 7:14; Пс. 95:6; Иез. 44:2; Лк. 1:30).

И так, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы является радостным днем для православного человека. Особенно он был таковым для наших благочестивых предков, полюбивших Деву Марию за Ее добродетели столь сродные душе русского человека: смирение, кротость и стремление к идеальному. Русские люди многие храмы и монастыри посвящали Пресвятой Богородице и называли свое отечество “Домом Пресвятой Богородицы.” Дева Мария же отвечала на любовь к Ней русских людей Своей небесной помощью и множеством чудотворных икон.

Праздник Благовещения напоминает о великой любви Бога к людям и о том, что Сын Божий стал человеком для того, чтобы нас сделать причастниками Своей Божественной природы. Праздник Благовещения призывает нас подражать Пречистой Деве в Ее подвиге чистоты и целомудрия и стремиться к Небу, где ангелы и святые ликуют в вечном свете.

В день Благовещения мы все приобрели в лице Девы Марии теплую Заступницу у престола Божия. Будем же благодарить Бога за Его милости к нам и просить Пречистую Деву помочь нам достигнуть тихой пристани Царства Небесного.

Икона, написанная на липовой доске, хранится в иконостасе Троицком Соборе вот уже много лет благодаря бережному уходу реставраторов, хотя сохранность работы Рублева, конечно, сложно оценить как высокую. В основе сюжета – один из центральных праздников всех христиан, изображено приношение Гавриилом Благой Вести. Библейское писание повествует о том, что Архангел Гавриил должен был прибыть на землю, чтобы сообщить о избрании Пречистой Девы к исполнению Боговоплощения. В тот день Дева Мария узнала, что на ее плечи возложена судьба всего человеческого мира.

В честь Благовещения христиане отмечают праздник каждый год, седьмого апреля. Икона, изображающая это событие, созданная Андреем Рублевым, представляет большую ценность для всех верующих, и, конечно, для мира искусства. Создание «Благовещения» датируется 1405 годом. Уникальные особенности иконы представлены такими новшествами искусного иконописца, как богатство цветовой палитры, переход от канонической иконописи с ее неестественными, малореалистичными линиями и формами к более мягким фигурам, появление первых эмоций на лицах святых (что ранее было редким явлением в иконописной живописи).

Кроме того, редкая манера писания художника видна по таким стилистическим особенностям, как отрицание скученности образов, нагромождения композиции. Андрей Рублев был убежден, что для большего эмоционального отклика верующих вовсе не нужно нагромождать сюжет большим количеством деталей, напротив, чтобы библейское писание не меняло своей сути, необходимо делать сюжет максимально прозрачным. Иконостас – крупное сооружение, которое должно, по мнению художника, читаться издали. Таким образом, каждый верующий, входя в православный храм, должен понимать, о чем повествуют иконы, какие сюжеты лежат в их основе.

Благовещение Пресвятой Богородицы

7 апреля- Благовещение Пресвятой Богородицы. Великий Церковный праздник

О чем молятся перед иконой Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение Пресвятой Богородицы- история праздника
Духовный смысл праздника
Молитвы на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Акафист на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Величание
Видеофильм

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Божия Матерь, через Ее любую икону, поможет в любых ваших праведных просьбах, защитит от нападок врага человеческого, поможет спасти душу.
Молитвы перед иконой «Благовещение…» помогут в вашем выздоровлении, в освобождении из заключения, и вообще — получить «благую» (хорошую) весть о чем-либо.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

В четырнадцатилетнем возрасте Святая Дева вышла замуж за праведного Иосифа из Назарета. Тогда восьмидесятилетнего плотника Иосифа, с огромными трудами первосвященник уговорил взять, под видом супружества, на свое попечение сироту.
После обручения Мария покинула храм, где провела одиннадцать лет, и святое семейство отправилось жить в Назарет.
Для Марии жизнь на новом месте практически не отличалось от жизни при храме. Она также много времени проводила в молитвах, читала священные книги и занималась рукоделием.
Прошло несколько лет. Мария часто перечитывала пророчество Исаии:

«Се, Дева во чреве приимет и родит сына…»

и размышляла об Этой Преблагословенной Деве, от Которой произойдет такое величайшее чудо.
Неожиданно в ее комнате случилось чудо – она увидела явившегося ей Архангела Гавриила, который принес букет белых лилий, которые символизируют непорочность и чистоту.
Протянув их Марии, Гавриил сказал:

«Радуйся Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты среди жен»

Благодатная – значит, обретшая особенную любовь и благоволение Божие/

Именно Марии Архангел принес Благую весть о том, что Она будет Матерью Спасителя.

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:30-33)

Мария была очень удивлена:

«Как же это будет, когда Я мужа незнаю?»

И, кроме этого — ведь Она же давала обет девства.
В ответ Архангел сказал:

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя. Посему и рождаемое наречется Сыном Божиим»

Гавриил ждал ответа от Марии, от Нее сейчас зависела судьба мира.

«Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему»

— со смирением произнесла Она.

И небесная благодать излилась на смиренную Избранницу, сила Вышнего через Святого Духа вошла в Нее, зародив Божиего Сына во чреве Непорочной Девы.

После этого Архангел Гавриил исчез, а Мария все продолжала переживать, она с кем-то хотела поделиться своей радостью. Из родственников у Нее осталась только двоюродная сестра, Елизавета, которая к тому времени уже шесть месяцев носила под сердцем будущего пророка Иоанна Крестителя. Мария отправилась к ней.
Только Мария показалась на пороге дома родственницы, как Дух Святой оповестил Елизавету – перед ней Богоматерь и она , первая из людей, сказала:

«Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего!»

Три месяца провела Мария в гостях, настало время возвращаться домой. Время шло, облик Марии менялся, как и положено перед родами. Ее супруг, Иосиф, конечно, заподозрил супругу в измене и решил расстаться с Ней. Мария понимала, что Она не имела права открыть святую тайну и поэтому во всем положилась на Господа.
Ночью, во сне, Обручнику явился Ангел и сообщил ему:

«Иосиф, Сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…»

Безоговорочно поверил Иосиф Божиему посланнику, он был настолько поражен такой вестью, что долго не мог прийти в себя после пробуждения. Непорочность Марии больше не вызывала у него сомнения, теперь он стал относиться к Ней с трепетом, как к Матери Сына Божиего.

ТИНОССКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Копия Тиносской иконы Божией Матери, выполненная тиносским мастером Франциско Десипри в 1858 году

Тиносская икона Божией Матери или «Живоприемный источник»

Память 30 января

В 1821 году, когда началась война между Грецией и Турцией и греки восстали на защиту своей политической независимости, один 80-летний благочестивый старец Михаил увидел во сне Пресвятую Деву Марию. Это первое видение было на острове Тиноссе, где жил благочестивый старец. Явившаяся Богоматерь, обращаясь к нему, сказала: «иди на тот участок земли, который находится в окрестностях города и принадлежит Антонию Доксарасу; раскопай его, и ты найдешь Мою икону».

Старец Михаил повиновался. Вместе с несколькими благочестивыми людьми он пришел в указанное место и стал рыть яму. Не находя, однако, там ничего, кроме кирпичей, Михаил принужден был возвратиться назад. После этого один из тиносских жителей решил воспользоваться вырытыми старцем Михаилом кирпичами для постройки печи. Нанят был печник; доставлен нужный для постройки материал. Началась кладка печи. Но по мере того, как печник возводил постройку, печь сама собой, совершенно непостижимым образом, распадалась. Сколько ни употреблял печник усилий, как тщательно ни относился он к своему делу, но ничего не мог достигнуть: все, что он создавал, разрушалось какой-то неведомой силой. Когда печник доложил об этом хозяину, тот отказался платить ему за работу. Возник судебный процесс. Суд, разобрав это дело, решил, что кирпичи были украдены, и приговорил тиносца возвратить их.

Через год, в июне 1822 года Пресвятая Дева Мария явилась одной 80-летней инокине, Пелагии, жившей в Успенском монастыре и сказала ей: «встань, найди церковного старосту Стаматело Кангадис и скажи ему, чтобы он отыскал Мою икону, которая зарыта в участке Антония Доксараса, расположенном близ самого города; и прибавь ему, чтобы он приготовился к построению Мне великолепного храма».

Сестра пробудилась от сна, но не рассказала никому ничего, так как боялась, что ее сочтут мечтательницей. Через неделю Богоматерь вторично явилась Пелагии. За вторым явлением последовало третье и так же через семь дней. Явившись в третье воскресенье, Богородица строго приказала Пелагии исполнить все Ее повеления.

Пелагия тотчас встала, пошла к настоятельнице Успенского монастыря и все ей рассказала. Настоятельница знала добродетельную жизнь Пелагии и поэтому не могла не поверить ей. Тотчас же она отправила сестру к старосте, и та ему также рассказала свой сон. Староста немедленно пошел к местному епископу Гавриилу и донес о случившемся. Епископ, веря в свою очередь словам благочестивого старца, призвал к себе знатнейших граждан и духовенство своей епархии и рассказал им о сонном видении сестры Пелагии. После этого епископом был разослан циркуляр. В нем он призывал всех верных островитян собраться для исполнения приказания.

В сентябре 1822 года начали копать землю в указанном участке. Через несколько дней были открыты развалины храма св. Иоанна Предтечи. Раскопки начали вести близ алтаря этого храма. Там был открыт древний колодезь в 12 туазов глубины, но без воды. Однако икона, о которой говорили старец и сестра, не была найдена, и работы прекратились.

Через некоторое время на острове Тиноссе распространилась заразная болезнь и сильно опустошила население этого острова. Местные жители приписали это бедствие справедливому гневу Божию. Они вторично принялись за работу. Но так как их раскопки и на этот раз не увенчались успехом, то они решили по крайней мере восстановить церковь Иоанна Предтечи. Приступили к закладке основания храма. Во время священнодействия епископ Гавриил потребовал воды, чтобы совершить водоосвящение. Один мальчик, к удивлению присутствовавших, сказал, что в том колодезе, который находится сбоку алтаря, воды более, чем достаточно. Его слова оправдались. Вода была почерпнута из колодца, и затем приступили к совершению водоосвящения.

Вскоре храм был восстановлен и его освятили, дав ему наименование «Живоприемного Источника», по причине воды, которая потекла и была названа святой. Ныне она проведена из колодца в большой резервуар. Позади алтаря этого храма, на перекладине двери, была найдена надпись следующего содержания: «Свет жизни; келья, принадлежащая господину моему св. Исидору». Очень может быть, что этот Исидор был епископом Тиносским.

Историк Атеней передает, что в древности на этом месте стоял великолепный храм, посвященный языческому богу моря — Нептуну. Близ него стоял священный лес, орошавшийся обильным водопроводом. Затем этот храм был обращен христианами в церковь и посвящен св. Иоанну Предтече. Однако сарацины, напавшие на греческие области, разрушили эту церковь и опустошили остров, принудив жителей его спасаться в горы. C победой христианства над языческим миром на месте тиносского языческого храма появился христианский храм и долго распространял среди окрестных жителей истинный свет евангельского учения Спасителя, пока волна ислама не разрушила его. Такое разрушение продлилось недолго, и вновь на Тиносском острове среди Эгейского моря восстал христианский храм, называемый «Живоприемным Источником».

Только после после восстановления разрушенного храма тиносские жители были обрадованы вестью о том, что образ Богоматери найден. Это совершилось 30 января 1823 года . Икона Пресвятой Богородицы случайно была найдена недалеко от источника святой воды рабочими в то время, когда они трудились над уравнением помоста церкви Живоприемного Источника. Ударом лома икона была разбита надвое, но та ее часть, на которой изображены Пресвятая Дева и архангел Гавриил, осталась нетронутой. Обратная (задняя) сторона св. иконы сильно пострадала от огня в средние века, когда сарацины сожгли здесь церковь.

Согласно заветам Богоматери, открытым Ей в сонном видении сестре Пелагии, монастырские церковные старосты приступили к постройке храма в честь Пресвятой Девы. Храм предполагалось построить в больших размерах, но для осуществления этого проекта недоставало средств. Начатая было постройка церкви приостановилась.

Около этого именно времени совершилось следующее чудесное событие. В тиносском рейде стоял на якоре один английский корабль, на котором приехал английский консул. Ночью неожиданно поднялась чрезвычайно сильная буря, и судно потерпело крушение. Сильным напором ветра были сорваны на корабле почти все снасти, кроме одной, очень тонкой. Кораблю угрожало потопление. Капитан был в отчаянии, он обратился с горячей молитвой к Пресвятой Деве, прося о помощи, и молитва его была услышана, корабль был спасен.

К утру Эгейское море утихло. Капитан корабля явился к консулу, жившему на острове, и рассказал ему о случившемся чуде. В благодарность за избавление он пожертвовал в монастырь 100 больших испанских пиастров. Благодаря этому пожертвованию монастырские старосты немедленно же возобновили постройку храма в честь Пресвятой Богородицы. В то же время весть о совершившемся чуде передавалась из уст в уста и скоро облетела весь остров Тиносс. Со всех его концов стали приходить христиане и жертвовать на постройку храма. Благодаря такому усердию местных жителей постройка храма была доведена до конца в том же году, как об этом свидетельствует надпись, существующая позади алтаря.

Пресвятая Богоматерь неоднократно оказывала помощь верным, прибегавшим к Ее Тиносскому образу. Со времени открытия Тиносской иконы Богородицы записано более 70-ти чудесных событий.

Немного истории

Согласно писаниям, Богородица скончалась в Иерусалиме, где проживала в скромном жилище и отдалении от людей после распятия и вознесения Христа. Когда ангел возвестил ей о приближающейся кончине, Дева Мария пожелала видеть апостолов, и они были чудесным образом перенесены к порогу ее дома. Богородица была погребена апостолами у подножия Елеонской (Масличной) горы, в Гефсимании, в небольшом подземном склепе. Апостол Фома, однако, отсутствовал при погребении и, прибыв в Иерусалим лишь через три дня, попросил открыть гроб, чтобы проститься с Девой Марией. Однако гроб оказался пустым — Богородица была взята святым воинством на небеса. С тех пор место погребения Пресвятой Девы почитается одной из самых значимых христианских святынь: уже в 4 веке над ним была построена первая церковь. Современная церковь Успения Пресвятой Богородицы была сооружена в 12 веке, неоднократно разрушалась в верхней части, но место погребения Девы Марии оставалось нетронутым.

Камень, на который было положено тело Девы Марии, скрыт на полметра под престолом — здесь совершает богослужения Русская православная церковь.

Что посмотреть

Могила Богородицы на Масличной горе располагается в подземном основании церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании, на территории Иерусалима. Внешний вид храма довольно скромен: строгий каменный фасад романского стиля, высокий портал и небольшая деревянная дверь, от которой спускается в подземелье каменная лестница из 50 ступеней 6-метровой ширины.

Подземная часть церкви в архитектурном плане представляет собой крест. В его восточной части, справа от лестницы, вы увидите небольшую часовню — это и есть место погребения Богородицы. Камень, на который было положено тело Девы Марии, скрыт на полметра под престолом — тут совершает богослужения Русская православная церковь. Над престолом висят многочисленные лампады. Остальные 8 престолов располагаются с внешних сторон кувуклии — здесь служат копты, армяне, сиро-яковиты и представители других ветвей православного христианства, есть и место для мусульманских молений.

В восточной части церкви непременно стоит поклониться чудотворной и исключительно почитаемой Иерусалимской иконе Божией Матери, заключенной в ковчег из розового мрамора. По преданию, это один из 70 образов Богородицы, писанных евангелистом Лукой.

> Практическая информация

Адрес: Иерусалим, Гефсимания, церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь открыта ежедневно с 8:00 до 18:00.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII века

История

Первое письменное упоминание о церкви на этом месте датируется VI веком, когда над гробницей Богородицы была построена круглая церковь императором Маврикием Тиберием. Храм был разрушен персами в 614 году. Затем церковь была перестроена и имела два уровня.

В VII веке гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Затем церковь вновь была разрушена (вероятно при Аль-Хакиме в 1009 году), но гробница Богородицы оставалась сохранной. Крестоносцы восстановили её также как 2-х этажную в 1130 году и сделали храмом бенедиктинского монастыря, назвав: «Аббатская церковь Пресвятой Девы Марии Иосафата». Монастырский комплекс включал ранние готические колонны, красно-зеленые фрески и три защитные башни. Королева Мелисанда, дочь короля Балдуина II, была похоронена в нижней церкви в 1161 году.

Церковь была разрушена воинами Салах-ад-Дина, взявшими Иерусалим в 1187 году, но нижний уровень с гробницей сохранился, поскольку мусульмане почитают Марию как мать пророка Исы.

С 1363 по 1757 год церковь принадлежала францисканцам. Затем турки передали храм Греческой православной церкви (Иерусалимской) и Армянской церкви. Сирийская и Коптская православные церкви получили лишь право на совершение богослужений.

Лестница, вид от входа в церковьГробница Богородицы (кувуклия), вид с запада

Описание

Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста, и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2 x 2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится почитаемая чудотворной Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора. Слева от неё, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии, вероятно в начале XVII века во время турецкого владычества, был устроен михраб, так как мусульмане также почитают Деву Марию, и турки использовали церковь в качестве мечети.

Основной объем храма имеет размер в длину примерно 34 м с востока на запад и 6 м в ширину, с севера на юг. Лестница, ведущая в храм, имеет ширину примерно 6,5 м.

Приделы и престолы

Церковь имеет по меньшей мере девять престолов, и в настоящее время в ней совершают богослужения православные и представители древневосточных православных церквей (армянской, коптской и сиро-яковитской). Католические и протестантские богослужения в храме не совершаются.

Каменное ложе Богородицы в кувуклии (сверху православный престол)Придел святых Иоакима и Анны, справа от лестницы

  • Православный престол (главный) — внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери, на высоте чуть более полуметра над ним. С недавних пор армяне также получили право совершать на нем службу. Над престолом висят лампады.
  • Православный придел святых Иоакима и Анны — справа при спуске по лестнице, на 23-й ступени. Здесь погребена королева Мелисанда, о чем свидетельствует надпись на вмурованной в пол каменной плите.
    • Православный престол в честь святого Иоакима — у восточной стены придела Иоакима и Анны. По преданию он похоронен под этим престолом.
    • Православный престол в честь святой Анны — у северной стены придела Иоакима и Анны. По преданию она похоронена под этим престолом.
  • Армянский придел праведного Иосифа Обручника — слева при спуске, примерно в середине лестницы, с 1814 года принадлежит армянам.
    • Армянский престол в честь праведного Иосифа Обручника — по преданию он погребен под этим престолом.
  • Православный престол в честь святого первомученика Стефана — сразу при сходе с лестницы на правой стороне у стены.
  • Православный престол в честь святого Николая — в северной части храма.
  • Армянский престол — пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в неё.
  • Сиро-яковитский престол — около северного выхода из кувуклии, в особом небольшом приделе.
  • Коптский престол — в западной части церкви.

Свидетельство игумена Даниила

Христианки у гробницы Богородицы, Жан-Жюль-Антуан Леконт дю Нуи, 1871

В начале XII века паломник игумен Даниил впервые описал гробницу Богородицы на русском языке в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви.

Наиболее значимые и почитаемые композиции

С момента существования Римской империи было сформировано огромное количество невероятных религиозных произведений, тематическая направленность которых принадлежит известнейшему эпизоду из библии. Фрагмент Благовещенской новости отражен на живописных фресках, иконах и списках, большинству из которых удалось полностью сохранить свою первостепенную целостность. Среди них, стоит отметить отдельные святыни, представляющие многовековую ценность, а также ряд других религиозных композиций, которые были написаны относительно недавно.

При этом, несмотря на существенную разницу во времени создания икон Благовещения, каждая из существующих на данный момент образов, является поистине священной, обладая высшими чудотворными свойствами.

К числу наиболее известных святынь, особым признанием у местных горожан пользуются следующие виды:

Икона Андрея Рублёва

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы была создана автором в начале 15 века. На данный момент времени её можно увидеть в Троицком Соборе, где она продолжает благополучно сохранять свой подлинный старинный облик. Многие эксперты утверждают, что икона, созданная автором Андреем Рублевым, со временем утратила некоторые контуры лица и тела главных мифических героев, однако, их общий внешние очертания и полноценный силуэт святыни является понятным и уникальным для всех посетителем данного церковного собора.

Икона из мозаики

Она украшает внешний архитектурный вид Киево-Софийского собора. Прямо около алтарной арки, на внешней стороне длинных вертикальных столбов, возвышается архангел Гавриил и Богоматерь, в мозаичной композиции «Благовещение».

Присмотревшись на уникальную иллюстрацию иконы Благая весть, представляющая собой особую разновидность декоративно-прикладного искусства, видно, как Богоматерь по замыслу автора устремляет свой взгляд в сторону архангела, оставив ненадолго свои повсеместные дела. Архангел Гавриил, обращенный лицом к Деве Марии, сообщает ей радостную весть, держа в левой руке свой жезл.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *