Рождество пресвятой богородицы икона

Содержание

Что изображено на иконе

Святая Анна расположилась в левой части иконы. На ее лице радость. Справа к Анне идут служанки и несут ей попить и поесть. Прислужницы — персонажи не вымышленные, поэтому изображены крайне жизненно с детальной прорисовкой. В нижнем правом углу расположились повивальные бабки, готовящие воду, чтобы омыть новорожденного младенца. И нельзя сказать, что хоть одна мелочь и деталь лишняя, все эти подробности происходящего превращают его в святое таинство, частью которого является каждый наблюдающий и присутствующий. Рождество Пресвятой Богородицы ознаменовывает начало не только семейного счастья, бытового, но и общечеловеческого, ведь очень скоро состоится встреча людей с Великим Царем. Несмотря на то что Матерь Божья является главной фигурой иконы, изображена она не в центре, а на руках у повивальной бабки, укутанная в пеленку или ожидающая своего омовения. Этим самым икона «Рождество Пресвятой Богородицы» указывает людям на то, что нужно всегда оставаться смиренными и скромными. И это невзирая на свою важность и значимость.

Начало истории про Рождество Пресвятой Богородицы

Дева Мария родилась во времена морального и нравственного людского упадничества, из которого самостоятельно у них не было сил выбраться. Знающие умы того времени заявляли, что спасти мир может только Господь. Сын Божий возжелал прийти к людям в человеческом обличии и вернуть их на путь праведный. А на роль матери своей он выбрал Марию, единственную достойную среди прочих. Ее родителями стали Анна и Иоаким, жившие в Назарете. Они были из знатного рода, богаты и трудолюбивы, но не этим были известны. Их знали как благочестивую пару, жертвующую 2/3 своих доходов бедным и в храм. На протяжении долгих лет они старались завести ребенка, но тщетно. Анна и Иоаким проводили в молитвах все свое время. Анна обещала Господу, что если он ниспошлет ей ребенка, то она отдаст его ему на служение. В один из дней усердной молитвы к Анне спустился Ангел, чтобы сообщить о том, что Бог услышал ее и дарует ей дочь. Через девять месяцев у супругов родилась Мария. Ее имя означает «госпожа», «царица», и это неслучайно, ведь ей была уготована великая миссия стать Царицей небесной.

Когда девочке исполнилось 3 года, ее привели в храм, отдав на поруки первосвященника Захария. Так она осталась жить там. Про Марию можно сказать только то, что даже среди прочих девушек, живущих с ней, она выделялась наибольшим усердием, трудолюбием и святостью. Трижды в день молилась, в свободное время читала Священные Писания и рукодельничала.

В возрасте девяти лет она потеряла обоих родителей.

Значение иконы

Согласно словам митрополита Анатолия Сурожского, событие, которое икона «Рождество Пресвятой Богородицы» ознаменовывает, становится началом устранения разграничения между Богом и человеком. Перед тем как все случилось, было много чудес и знаков свыше, предвещающих великий день. Даже в Ветхом Завете упоминалось о пришествии Мессии. Говоря о том, какое значение имеет Рождество Пресвятой Богородицы, нельзя не заметить, что это событие сопровождалось нескончаемой чередой чудес, начиная с того, что родилась она у старой бесплодной Анны.

Правда, бесплодной она была только для незнающих, на самом же деле она была целомудренной, такой же, как и ее дочь Мария. Миру подарена, благодаря такому событию, как Рождество Пресвятой Богородицы, икона, значение которой кроется в принципах благочестия, противоречащих напутствиям людям о регулярном чадорождении. Но тем самым она говорит, что при благословении Господнем, дарованном во время венчания, возможно и непорочное зачатие.

Люди, празднуя этот светлый день Рождества Богоматери, радуются и благодарят ее за то, что она заступается и молится за весь человеческий род, одаривает всех безграничной материнской любовью.

История Пресвятой Богородицы

На протяжении многих лет чета Иоакима и Анны не имела детей. Они проживали в относительно небольшом городе Назарете. Вообще, об этом городе отзывались не особенно почтительно, как считалось, из Назарета не может быть ничего хорошего.

Иоаким и Анна были набожными людьми и достаточно зажиточными, но при этом соблюдали благочестие. Иоаким был из рода царя Давида, а Анна относилась к священническому роду. Они были уважаемы другими людьми, только одного им не хватало – ребенка.

В те далекие времена ребенок считался благословением, а отсутствие такового, соответственно, было чем-то наподобие кары. Поэтому некоторые люди считали чету в чем-то провинившейся перед Всевышним. В итоге Иоаким отправляется в пустыню для того чтобы поститься 40 дней, Анна молится в саду и оба получают знамение от Господа и отправляются в Иерусалим, именно там они и встретились как было сказано в знамении.

Эти благочестивые люди были избраны для того чтобы помочь спасению человечества. Анна зачала и родила Деву Марию. Согласно принятому сейчас положению в православии, родилась Мария в Назарете, а не в Вифлееме.

Как выглядит икона «Рождество пресвятой Богородицы»

Как правило, на иконе Рождества Пресвятой Богородицы изображается сама дева Мария в виде совсем маленького младенца и Анна, которая возлежит на ложе. Также часто на одной и той же иконе располагается и второй сюжет, где Иоаким и Анна сидят близко друг к другу и держат на руках младенца – только родившуюся Божью матерь.

Интересным аспектом практически на каждой иконе «Рождество Пресвятой Богородицы» является соотношение размеров фигур. Анна и Иоаким практически всегда пишутся крупными, есть даже такие варианты, где Анна занимает большую часть полотна иконы. Так или иначе, этим фигурам дается больше всего пространства, и величина фигур подчеркивает значимость. Прислуга, которая купает родившуюся Марию и подносит Анне пищу, имеет средний размер.

С другой стороны мы видим миниатюрную фигуру Марии, и такой вариант изображения не просто передает образ младенца. Также на символическом уровне указывается на одну из главных добродетелей Богоматери – смирение. Тут прослеживается и аналогия с иконами рождения Христа, где Спаситель тоже пишется небольшого размера.

Значение иконы рождества Богородицы

Весьма любопытным является факт того, о чем обращаются к иконе «Рождество Пресвятой Богородицы». Чаще всего молитвы перед ней возносят для того, чтобы вернуть отвратившихся от веры или вразумить заблудшие души.

Казалось бы, какой тут может быть смысл? Однако пример Анны и Иоакима указывают на силу крепкой веры. Они не имели детей, но твердо веровали и в итоге зачали не просто чадо, но великую деву, которая дала надежду всему человечеству.

Благоверные всегда уповали на Господа и были вознаграждены за собственные искренние молитвы.

Именно поэтому этот образ может быть ярким примером того как людям следует придерживаться собственной веры

Кстати говоря, следует отметить интересный факт о зачатии святой Марии, который указывает на различие двух основных христианских ветвей. Сами сведения о рождении Марии не содержатся в Евангелии, но есть в апокрифе от Иакова. При этом никаких сведений о непорочном зачатии девы Марии нигде не указывается.

Тем не менее, в середине 19 века католическая церковь признала зачатие самой Марии непорочным. Православная традиция придерживается изначальных канонов, то есть зачатие Марии считается самым простым, хотя и сама дева является безгрешной, природа ее является тварной. Только сама Мария смогла зачать непорочным образом от Духа Святого.

Подобное расхождение также существует и относительно города рождения, ведь в других традициях часто указывается на рождение в Иерусалиме. В православии все-таки указывается на рождение в Назарете и для этого тоже имеются существенные аргументы.

Молитвы иконе рождества Пресвятой Богородице

Молитва первая Рождеству Пресвятой Богородице

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не уб­лажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согреше­ний, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвы­силась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно про­сим: умоли Сына Твоего и Бога наше­го даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим по­лезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты не­постыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, без­бедное шествие на страшных мытарст­вах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде Благословение, н, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас тойже

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рожде­стве Твоем. То празднуют и людне Твои, вины прегреше­ний избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Бого­родицу и Питательницу жизни нашея.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.

Иконография Рождества Пресвятой Богородицы: иконы, мозаики, фрески

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы возникло в Церкви около VII века. Известно, что в западной части христианского мира это празднование было установлено святым Сергием, папой Римским (687-701 гг.).

Как правило, иконография праздника начинает формироваться вскоре после появления церковного празднования. Однако, в VIII — начале IX веков Восточная Церковь переживала трагический период борьбы с ересью иконоборчества, во время которого создание новых иконографических сюжетов было практически невозможно. Очевидно, поэтому первое дошедшее до наших дней изображение Рождества Богородицы — фреска одного из храмов в Каппадокии — относится к IX веку.

Источником при создании произведений о рождении Приснодевы Марии служило Священное Предание. Бывший первоначально устным рассказ об этом событии нашел отражение в таких апокрифических памятниках как Протоевангелие Иакова (гл. 1-7) и Евангелие псевдо-Матфея (гл.1-4).

В античном искусстве сцена рождения того или иного легендарного героя или мифического персонажа входила в посвященный его жизни цикл изображений, который мог помещаться на постаменте памятника или на саркофаге. Некоторые изобразительные схемы и детали были заимствованы художниками-христианами из таких произведений. Например, изображение омовения новорожденного повитухами существовало еще в античной традиции, откуда проникло в христианское искусство.

Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция

В античных произведениях роженица обычно представлена сидящей или стоящей; под руки ее поддерживают одна или две служанки. Этот мотив — поддерживающая праведную Анну служанка — присутствовал на ранних изображениях праздника Рождества Богоматери. Затем эта помощница исчезает, но позже появляется вновь. Иногда она присутствует в произведениях средневизантийского периода и даже на русских иконах позднего Средневековья.

Фреска церкви св.Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Македония

Изображения дев и служанок в данной иконографии обычно отличаются разнообразием. Дева, подносящая дары, присутствует уже на одном из самых ранних памятников — миниатюре из из Минология Василия II (979-989 гг.). В позднейших произведениях к ложу Анны подходят несколько дев, принесших блюда с угощением, различные чаши и сосуды; одна из девушек может быть изображена с опахалом. С нарастанием в искусстве повествовательных тенденций появляется сцена укачивания младенца Марии служанками, одна из которых может качать колыбельку, а другая заботливо обмахивать ребенка опахалом.

Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV – нач.XVI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей заповедник

Фигура праведного Иоакима появляется в произведениях последней трети XIII века. Согласно этическим нормам того времени Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Поэтому он изображался как бы вне помещения, в дверном проеме одной из архитектурных кулис (палат), или же заглядывающим через окошко.

Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция

В XVIII веке, когда многие русские мастера ориентируются на западноевропейские образцы, а строгие ограничения в семейном быту уходят в прошлое, Иоакима начинают изображать стоящим или сидящим недалеко от ложа Анны.

Конец XVII – нач.XVIII в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех.

Интересная смена акцентов происходит со временем в теме принесения даров. Изначально они, очевидно, понимаются как традиционное подношение роженице по случаю радостного события. В ранних произведениях девы держат все подарки в руках. С XIII века в композиции появляется пустой стол, который исполняет, как и архитектурные детали, роль декорации, указывающей на то, что действие происходит внутри дома, в интерьере.

Новгородская икона. Середина XIV в. ГТГ, Москва

В более поздних произведениях стол передвигается к ложу Анны и часть даров может размещаться на нем. Затем на этом столе принесенные угощения сервируются как полноценная трапеза, за которой праведной Анне прислуживают девы. На столе можно видеть тарелки, кубки, столовые приборы, например, ножи. И, в конце концов, за стол художник «усаживает» Иоакима и сцена приобретает определенный бытовой, повседневный характер. Может быть, изображение этой трапезы очень отдаленно соотносилось с повествованием Предания о пире, устроенном праведным Иоакимом для священников, книжников, старейшин и всего народа Израильского, когда Деве Марии исполнился год. Но очевидным результатом преобразования иконографии стало то, что церемониальная, торжественная сцена принесения даров стала хоть и трогательным, но банальным моментом из семейного быта.

Фрагмент иконы «Рождество Богоматери. Введение во храм». Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814–1822 г. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Эти метаморфозы хорошо иллюстрируют тот процесс в церковном искусстве, который принято называть «обмирщением». В искусстве позднего Средневековья неуклонно растет интерес к западноевропейским произведениям, которые творчески перерабатываются с учетом православных традиций. Мастера стремятся добиваться «живоподобия» — убедительного сходства с натурой. Наблюдается чрезвычайное внимание к деталям, часто второ- и третьестепенным. И, в соответствии с идеями гуманизма, возникает желание передавать подробно самые различные стороны человеческого бытия, чтобы как можно лучше выразить полноту жизни, ее многообразие и красоту. Этот процесс трансформации часто характеризуют как некий спад, упадок, кризис в области духовного осмысления целей христианского искусства. Однако, следует учитывать, что художники и их духовные наставники искренне полагали, что такой подход позволяет передать красоту, угодную Богу, что через такое богатство и изысканность деталей тварного мира искусство определенным образом прославляет Творца.

Икона из иконостаса, подаренного Екатериной II греческой колонии в Ливорно. 2-ая половина XVIII в. Музей Ливорно

Следует отметить, что одна из идей рассматриваемой иконографии — рождение ребенка — располагает к изображению бытовых подробностей. Например, служанка перед тем, как омыть Младенца Марию, проверяет рукой температуру воды, как это делают и современные женщины.

Новгородская икона. Конец XIV – нач.XV в. ГТГ, Москва

Священное Предание сообщает, что праведные Иоаким и Анна с любовью и нежностью заботились о Дочери и очень ответственно подходили к Ее воспитанию, вплоть до того, что приглашали Ей в няньки только избранных девушек. Тема семейной любви и воспитания отчетливо звучит в сцене «Ласкание Марии», которая из фресковой храмовой живописи проникает в иконописные произведения. Дитя Мария изображается на руках у своих родителей. Протоевангелие Иакова сообщает: праведная Анна, убедившись, что Дочь может ходить, более не опускала Ее на землю, сказав «Жив Господь Бог мой, Ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу Тебя в храм Господень» (гл.6, ст. 1-2).

Икона из праздничного чина. Последняя треть XVII в. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В иконографии праздника встречается изображение источника, из которого пьют птицы: взрослые и птенцы. Возможно, включая этот, на первый взгляд, пасторальный мотив, художник стремился сделать акцент на теме воспитания, так как птицы известны тщательной заботой о потомстве.

Икона из псковской церкви «Новое Вознесение». 1-ая половина XVII в. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

В храмовой декорации композиция «Рождество Богородицы», как правило, входила в Протоевангельский цикл сюжетов. Этот цикл напоминал молящемуся о событиях, предшествующих рождению Девы Марии, о Ее детстве и юности. Предыстория Рождества Богородицы включала сюжеты: праведный Иоаким приносит жертву в Иерусалимский храм, первосвященник отказывается принять жертву у бездетного, плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду, моление Иоакима; моление Анны, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот. Включение некоторых из вышеперечисленных сюжетов в композиционную схему иконы праздника объясняется стремлением художников позднего Средневековья и Нового времени к все большей повествовательности, к подробному иллюстрированию. Особенно часто можно видеть на поздних иконах изображения благовестия ангела Иоакиму и Анне, а также их встречи у Золотых ворот. Сцена встречи часто становится композиционным центром изображенного на втором плане, а Золотые ворота превращаются в весьма затейливое архитектурное сооружение.

Последняя треть XIX в. Палех (?). Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва

Фреска придела св.Иоакима и Анны в Киевском соборе Св. Софии. XI в. Киев

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Фреска церкви св.Иоакима и Анны в монастыре Студеница. 1304 г. Сербия

Икона из Покровского монастыря в Суздале. Конец XIV в. Государственный Русский музей, Спб.

Икона. Середина XV в. Новгород (?)

Конец XVIII в. Происходит из г. Мологи Ярославской области. Частное собрание

Болгарская икона. Конец XVIII в. Крипта. Филиал староболгарского искуства при Национальном художественном музее, София, Болгария

Болгарская икона. 1795 г. Происходит из Митрополичьей церкви Успения Богородицы. Самоков, Болгария

Малыганов Иван Анисимович. 1799 г. Невьянск. Частное собрание, Екатеринбург

Литая иконка с эмалью. Конец XIX в. Центральный музей древнерусского искусства им. А.Рублева

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия

Доменико Гирландайо. Рождество Девы Марии.Фреска в церкви Санта Мария Новелла.1485—1490 гг.. Флоренция, Италия

Неизвестный художник (И.Я.Вишняков и мастера живописной команды Канцелярии от строений). 1755-1756 г. Поступила в 1933 г. из Троицко-Петровского собора. Государственный Русский музей, Спб.

А.К. Виги. Происходит из домовой церкви Михайловского дворца. Государственный Русский музей, Спб.

Словарь “Правмира” – Икона

Икона Рождество Пресвятой Богородицы

Икона Рождество Пресвятой Богородицы – образ, передающий нам радость от великого события, которое имеет особое значение для всех людей. 21 сентября (по старому стилю 8 сентября) православные христиане чествуют Рождество Пречистой Девы Марии. Этот Богородичный праздник входит в число двенадцати наиболее важных (после Пасхи) в православии, которые приурочены к особым событиям земного бытия Иисуса Христа и Девы Марии. Традиция отмечать Рождество Пресвятой Богородицы отдельным значимым днем берет начало со второй половины V столетия.

Как правило, иконописные правила начинают формироваться практически вскоре после появления церковного празднования, соответственно появляются новые сюжеты для написания. Но так как в VIII-IX веках Византия была охвачена иконоборчеством, а затем борьбой с этой ересью, то новые сюжеты изображения божественных образов почти не появлялись. Первое изображение Рождества Богоматери, которое дошло до наших дней, – это фреска из росписи христианского храма в Каппадокии (территория современной Турции), работа мастера датирована IX веком.

Подробности обстоятельств, событий, которые предшествовали рождению Богородицы, не отражены в текстах Святого Писания. Информация черпается из текста апокрифа «Протоевангелие Иакова», дошедшее до нас со средины II века, а также из Евангелия от псевдо-Матфея.

Семья Иоакима и Анны

Селение Назарет располагалось в горном районе, лежащем севернее Иерусалима, у подножья горы рядом с Эздрелонской долиной. О ничем не примечательном маленьком, скучном городе сами евреи с пренебрежением говорили, что из Назарета ничего доброго не может быть. Именно здесь жили благочестивый Иоаким с женой Анной, которым было предначертано Провидением стать прародителями Иисуса Христа – Спасителя мира. Предки Иоакима принадлежали дому царя Давида, а жена его Анна была из семьи священников. Надо заметить, что к великой истории Мессии в этой семье стала причастна еще родная племянница Анны. Праведная Елизавета родила Иоанна, позже нареченного Крестителем.

Иоаким-праведник был небедным человеком, имел много домашнего скота. Несмотря на зажиточность, репутацию хороших хозяев семейная пара жила достаточно просто, помогая бедным, жертвуя деньги на храм, в благоговейной, искренней любви к Богу. Но полного счастья семья не знала – союз Иоакима и Анны был бездетным. Надо заметить, что в те времена считали, что таким образом Бог наказывает людей за какие-то серьезные грехи. Иоаким с Анной неустанно просили у Господа великой милости – ребенка, но ничего не помогало. Время шло, наступала старость, надежды оставалось все меньше.

Пророчество Ангела Божиего

Однажды ранним утром, когда Иоаким пришел с подношениями к храму, некий Рувим дерзко и громко заявил, дескать, зачем недостойному, бесплодному человеку раньше других подносить дары Богу. Жестокосердие усилило страдания праведного Иоакима настолько, что он решил уйти в безлюдную пустыню, чтобы искупить вину, успокоить сердце, умилостивить Бога строгим постом вместе с искренней молитвой.

Анну-праведницу, возлагающую вину за отсутствие потомства только на себя, охватила великая скорбь. Женщина принялась, как никогда, усердно, молиться Господу, возжелав, чтобы мольбы были приняты, а Всевышний Отец даровал семье ребенка. Вдруг во время молитвы перед Анной появился светлый Ангел Божий. Он принес радостную весть, что просьбы услышаны Господом. Далее Ангелом была обрисована пророческая картина: вскоре Анна зачнет, родит дочь, которая получит благословение, большее, чем у любой другой из земных дочерей. Также Ангел наказал Анне назвать свою девочку Марией.

С восторгом выслушав радостную весть, Анна-праведница склонилась перед Ангелом, пообещав, что отдаст на служение Господу свое единственное долгожданное дитя для восхваления имени Всевышнего. Затем Ангел появился перед Иоакимом, сообщив о даровании дочери. А затем наказал благочестивому мужу отправляться в Иерусалим, чтобы встретить жену возле Золотых ворот. В тот же час Иоаким исполнил напутствие, подготовив дары священникам, а также для пожертвования Богу.

Иконография Рождения Пресвятой Богородицы

Даты, когда были написаны наиболее древние фрески, иконы Рождества Пречистой Девы Марии, точно установить сложно, но они относятся к X-XI векам нашей эры. Исследователи допускают, что существовали и более ранние образцы данного иконографического сюжета. Ярким примером представляется роспись одного из старинных Богородичных грузинских храмов VII столетия в городе Атени. До сегодня сохранилась стенопись, датируемая XI веком. Но скорее всего она написана поверх аналогичного или похожего изображения с целью поновить еще более древнюю роспись, возможно, относящуюся к рисункам доиконоборческого времени.

Древнейшими сохранившимися православными изображениями праздника Рождества Богоматери справедливо называют фрески Киевской Руси, которые можно увидеть на своде Софийского собора в городе Киев (написаны мастером первой половины XI века). Также стоит упомянуть знаменитую сербскую роспись храма Иоакима и Анны обители Студеница (1304 год), фрески Преображенского собора монастыря на Мирожской набережной города Пскова.

Изображение ранних изводов образа Рождества Богородицы достаточно скупо преподносят различные бытовые подробности, более подробные рисунки свойственны образцам позднего времени.

Изображения икон Рождества Пречистой Богоматери

Фоном образа являются архитектурные кулисы, соответствующие античной традиции. На ранней иконе Рождества Пресвятой Богородицы центральную часть композиции занимает праведная Анна, которая полулежит на высоком ложе. Фигура праведницы выделяется, так как она более крупная, чем другие персонажи. Возле святой Анны стоят женщины, принесшие щедрые дары. Перед ложем написана повивальная бабка, служанки из дома Анны, которые омывают рожденную Богородицу в купели.

Более поздние образы доносят нам подробности обстановки, изображают картину дома святых Иоакима с Анной. Здесь можно увидеть стол с поднесенными угощениями, дарами. Также появляется водоем, птицы, служанки. Мотив женщин-служанок, которые поддерживают праведную Анну, заимствованный из античных произведений, присутствует и на некоторых поздних иконах. Фигуры женщин (служанок, дев) отличает разнообразие. Например, на раннем памятнике – миниатюре Минологии московского князя Василия II (годы правления 979-989). На других иконах несколько дев подходят к ложу роженицы Анны, поднося блюда, наполненные угощеньями, сосуды, чаши.

Встречается изображение девушки, которая держит опахало. Чаще это связано с развитием в иконографическом искусстве тенденций повествования. За новорожденной Марией присматривают две служанки: первая из них, как правило, качает колыбель, а вторая с заботой обмахивает малышку опахалом.

Новые детали, подробные описания бытовых деталей, которые подчеркивают земную, человеческую картину иконы, придают изображению глубокий богословский смысл.

  • Во-первых, иконографы делают простых христиан, смотрящих на образ, причастными, близкими к радостному событию Рождения Богоматери.
  • Во-вторых, показывают, что изображенное событие предшествует главному: рождению Сына Бога среди земных людей ради искупления их грехов.

Православные иконы Рождества Пречистой Богоматери

Наиболее известные святые православные иконы, посвященные Рождеству Пресвятой Божьей Матери:

  • Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы является почитаемой и широко известной благодаря своим чудотворным свойствам. Молитвы к образу помогли исцелить многие несчастные заблудшие души. Икона помогает женщинам по их вере излечиться от разных гинекологических заболеваний, избавиться от бесплодия.
  • Исааковская икона Рождения Матери Божьей была найдена православными между веток ивы, что росла на берегу речки. Жители расположенной рядом деревни принесли святой лик к церкви. Со временем на месте чудесной находки была возведена новая церковь, которая существует и сегодня. Помолиться у Исаковской иконы Рождения Богородицы стоит о защите от бед, болезней, напастей маленьких детей, младенцев.
  • Еще одна икона, посвященная празднику Рождения Приснодевы Марии, носит имя Лукиановская по имени инока Лукиана, который первым обнаружил святой лик. Позже на этом месте монахи построили новый храм, а вокруг него создали монастырь. Лукиановская икона прославилась случаями чудотворной помощи. Каждый день у святой иконы родные малышей произносят: «Помоги». А она вновь проявляет свои целительные качества, защищая младенцев от недугов.

Порт-Артурская икона Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы»

Чудотворные иконы всегда почитались на Руси. Они имели особый статус в церкви и всегда отождествлялись с Божественной Силой, которая неусыпно присутствует среди нас. Одной из таких икон является икона Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы».

Иконы, изображающие Богоматерь, многочисленны, однако эта, пожалуй, одна из немногих, на которой она изображена без Предвечного Младенца. История этой иконы столь же интересна, сколь и творимые ей чудеса. Почитание ее начинается с 20 века, а явление Богоматери до сих пор расценивается как чудо, произошедшее незадолго до обороны Севастополя.

История иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы»

Образ Богоматери явился одному из старых моряков. Дивный лик Богоматери повелел матросу перенести ее образ на икону и передать ее в Порт-Артурскую церковь. Она предсказала скорую войну, пообещала защиту и Божье благословение защитникам, победу в многочисленных сражениях и поведала, что город будет спасен, если икона будет находиться в его стенах. Так произойдет победа православия над язычеством и восторжествует православие.

Произошедшее нападение на русский флот со стороны японцев, не оставило сомнений и множество богомольцев стали жертвовать деньги на написание чудесного лика Божией Матери. Был учрежден совет, на котором стали принимать равные суммы от жертвователей. Образ был изготовлен в Киево-Печерской лавре по описанию матроса, которому явилась Богоматерь.

В время Страстной недели Великого поста икону Богоматери освятили и доставили поездом в город Санкт-Петербург. Длительное пребывание иконы в этом городе и поздняя доставка привели к тому, что образ невозможно было доставить из-за прерванного сообщения с Порт-Артурской крепостью. Множество задержек по доставке образа ухудшили ситуацию на фронте. Лишь в январе икона заняла свое место. Однако было слишком поздно, и сданная врагу крепость на долгое время «похоронила» сведения об иконе.

Прошло более девяноста лет, прежде чем были найдены следы иконы. Она находилась в антикварном магазине города Иерусалим, и лишь в мае 1998 года она была возвращена в Россию.

Где находится чудотворный образ

Образ Богоматери стал покровительницей всех дальневосточных земель, а также всего русского воинства и особенно флота. Икону можно найти во множестве храмов, в том числе одноименных: Владивосток, Екатеринбург, Уссурийск, Санкт-Петербург, Москва, Курган,

На иконе представлена Богоматерь в полный рост. В ее руках плат с изображением Иисуса Христа. Босыми ногами стоит Пречистая Дева на острых мечах. Справа от нее находится архангел Михаил, с левой — Гавриил. Над головой Богородицы ангелы, держащие царскую корону. Она увенчана радугами скрещивающимися друг с другом, а сверху расположен крест. Точный образ из видения моряка перенесен с мельчайшими деталями искусной рукой иконописца Павла Штронда, который отказался от платы за свои труды.

В чем помогает чудотворный образ Порт-Артурской Богоматери

Главными почитателями иконы, без сомнения, являются люди военных профессий. Особое отношение сложилось с этой иконой у моряков, служащих на военных кораблях. Перед каждым плаванием они стараются попасть в церковь и помолиться Богоматери за удачный исход военных учений, конфликтов с противниками. Покровительствующая им, икона не раз являла свои чудеса, и многие моряки утверждали, что слышали чудесное церковное пение. Это знамение всегда сопровождалось победами и благоприятным разрешением любой кампании.

Помогает Порт-Артурская икона и всем страждущим, желающим исцелиться от недугов. Не раз святой лик исцелял смертельно больных, прежде явившись им во снах и повелевший отправляться в церковь, поклониться перед образом и покаяться в грехах. Вступившие на путь православия и принявшие веру в Христа исцелялись, приводя в недоумение лекарей.

Принявшие православие христиане молятся пред ликом и просят помощи в утверждении и укреплении веры, просят Богоматерь покровительствовать им на нелегком пути, полном соблазнов и искушений. Истинно верующим Божия Матерь не отказывает в Божественном покровительстве и наделяет их Благодатью, позволяющей успешно бороться с негативом и недоброжелателями.

Молитва перед чудотворным образом

Любое обращение к Богородице своими словами, идущими от чистого сердца, обретают силу. Молитвы, произнесенные дома, также будут услышаны. На страницах сайта dailyhoro.ru вы узнаете о правилах молитв вне церкви.

«Пресвятая Дева богородица! Святейшая из всех святых! Смиренно преклоняем колени пред ликом Твоим и образом, просим милостиво, увидь наши прискорбные нужды, да не отринь слов наших, в мольбе к Тебе, Пречистая, взывающих. Помоги нам, беспомощным, помолись за души наши пред Сыном Твоим, Господом нашим трижды единым. Сподвинь врагов Отчизны на вразумление и отступление от варварских замыслов, сохрани нас во сплочении, да не дай болезням вознестись над человечеством. Аминь».

Дата празднования Порт-Артурской иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы»

Праздник в честь чудотворного лика совершается 29 августа (16) в день Третьего Спаса. Он сопровождается торжественной литургией и вознесением всеобщей молитвы, славящей Богородицу-защитницу и покровительницу всего рода людского.

Молитвы являются неотъемлемой частью нашей жизни. Они способны успокоить наши страхи, исцелить недуги, даровать помощь и наставления. С молитвой гораздо проще преодолевать трудности на жизненном пути и бороться со всеми проявлениями зла. Команда сайта dailyhoro.ru желает вам крепкого здоровья и счастья и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона

Порт-Артурская икона Божией Матери — первая, явленная в XX веке. Пришедший 11 декабря 1903 года из Бессарабской губернии в Киево-Печерскую лавру старый матрос Феодор Катанский, участник обороны Севастополя, рассказал, что недавно явилась ему во сне Богородица, стоявшая на берегу залива, держащая в руках большой продолговатый плат с сиреневой каемкой, на котором было изображение Нерукотворного лика Спасителя. Риза Богородицы (хитон) была синей, а верхнее одеяние — коричневым. Ногами Богородица попирала обнаженные и обоюдоострые отточенные мечи, а над её головой ангелы в облаках держали царскую корону. Эту корону венчала другая корона, образованная перекрещивающими с радугами и крестом наверху. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, который держал в руке священную хоругвь, а с левой — Архангел Гавриил с ветвью белых цветов в правой руке. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф; под стопами его парили Серафимы, а над ним была надпись по сиянию: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Позади нее на берегу, в тумане, был виден горящий в огнях город. Его-то и осеняла Пресвятая Дева изображением лика Христа. Богородица поведала матросу, что вскоре Россию ожидает тяжёлая война, приказала изготовить явленный образ и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая победу, помощь и покровительство в сражениях, если образ утвердится в стенах города. В этом случае Православие восторжествует над язычеством, а русское воинство получит победу.

О видении старика-матроса, севастопольца, узнали богомольцы Киево-Печерской лавры. Когда пришло первое известие о нападении японского флота на русскую эскадру и начале русско-японской войны, никто уже не сомневался в правдивости слов матроса, и десять тысяч богомольцев по пятачку (более от одного лица не принимали) собрали сумму, необходимую на материалы для иконы. Был даже учрежден специальный Комитет, постановивший для соблюдения равенства между жертвователями принимать от каждого лица не более пяти копеек. Тысячи людей со всей России желали помочь русскому флоту и внесли в это дело свою лепту. Образ был изготовлен в Киево-Печерской лавре точно по указанию матроса Феодора, всё время находившегося рядом. Автором стал известный киевский иконописец Павел Федорович Штронда. Он отказался взять плату за свою работу. На иконе по краям эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей». Образ вместе с резной рамой составлял 2 аршина 1 1/2 вершка (около 149 см) в высоту и 1 1/2 аршина (около 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы: высота — 1 3/4 аршина (около 124 см), ширина — 1 аршин 1 1/2 вершка (около 77 см).

На Страстной седмице Великого поста 1904 года при большом стечении народа образ был освящен и вечером того же дня в специальном сопровождении отправлен по железной дороге в Санкт-Петербург, чтобы передать его в ведение адмирала В.П. Верховского. К образу было приложено письмо за многими десятками подписей, в котором жители Киева выражали доверие и надежду, что «Его Превосходительство употребит все возможности для скорейшего и безопасного доставления иконы в крепость Порт-Артур». Однако Владимир Павлович Верховский не торопился исполнить просьбу жителей Киева. Около недели образ Божией Матери находился в его доме, затем он заказал написать точную копию иконы. Время шло. Митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) убеждал адмирала как можно скорее исполнить волю Пресвятой Богородицы. Наконец, уже по требованию вдовствующей Императрицы Марии Федоровны образ «Торжество Пресвятой Богородицы» было поручено доставить в крепость Порт-Артура адмиралу Н.И. Скрыдлову, назначенному командующим Тихоокеанским флотом на место погибшего адмирала Степана Осиповича Макарова. 12 апреля 1904 года адмиральский поезд отбыл из Петербурга. Однако Николай Илларионович Скрыдлов направился не на Дальний Восток, а в Севастополь. Там он еще несколько дней устраивал свои дела и только 20 апреля снова отправился в путь. К сожалению, сделал он это слишком поздно. В Харбине он узнал, что железнодорожное сообщение с Порт-Артуром перерезано. И адмирал по телеграфу получил от у императрицы высочайшее разрешение направить свой поезд во Владивосток и временно поставить образ во владивостокском Успенском соборе. Получив согласие Марии Федоровны, Николай Илларионович Скрыдлов прибыл в начале мая во Владивосток. Однако по неясным причинам только через 90 дней, 2 августа 1904 года, икона была выставлена для поклонения в Кафедральном соборе города. Между тем положение на фронте стремительно ухудшалось. В связи с осадным положением крепости исполнить завет Богородицы и безопасно доставить икону в Порт-Артур было очень трудно. Со всех концов страны во Владивосток шли письма с требованиями как можно скорее доставить икону в Порт-Артур. За это время с нее было сделано несколько фотоснимков и написана уменьшенная копия масляными красками на дереве. Снимки отправили по почте в порт Чифу, где находилось русское консульство, с просьбой при первой же возможности переслать их в крепость, однако по пути они почему-то затерялись. Живописную копию дважды пытался доставить в Порт-Артур матрос Пленков — оба раза безуспешно. Все эти неудачи православный народ объяснял тем, что копии, как бы хороши они ни были, не могут обладать чудодейственной силой подлинной иконы: ведь именно и исключительно она обещана Порт-Артуру «яко щит и победное знамение»… В итоге образ так и не достиг Порт-Артура.

В октябре, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель Императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взял на себя смелость доставить оригинал иконы в Порт-Артур. Несмотря на свои болезни, он отправился из Гатчины во Владивосток, чтобы все же провезти «первописанную икону» в обороняющуюся из последних сил крепость. Его духовник, протоиерей отец Иоанн Кронштадтский дал ему на это свое благословение. В начале ноября Федоров прибыл во Владивосток. 21 ноября (4 декабря н. ст.), в день празднования Введения во храм пресвятой Богородицы при большом стечении народа в последний раз перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы» был совершён молебен. После Литургии и молебна в Кафедральном соборе икона была помещена в специально изготовленный для нее футляр и доставлена на норвежский пароход. Н.Н. Федоров увез икону из России. Во Владивостоке был оставлен список в натуральную величину, писанный на медной доске масляными красками. Долгое время от Федорова не было никаких известий. 11 (24 января н. ст.) 1905 г. от Н.Н. Федорова пришло письмо, в котором он сообщал, что икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Порт-Артур доставлена не была из-за неблагоприятных погодных условий. Сначала помешала буря, ее сменил мертвый штиль, а потом было уже поздно — 20 декабря 1904 года Порт Артур был сдан японцам. «Неудачу своей попытки, — сказал Федоров, — могу приписать только тому обстоятельству, что Царице Небесной неугодно было больше, что бы святая икона Ея прибыла в Порт-Артур после того, как в течение семи с лишним месяцев не позаботились доставить ее по назначению». Испросив разрешения в Санкт-Петербурге, Н.Н. Федоров отправил ее в действующую армию, где ее поместили в походной церкви Главнокомандующего, генерала Куропаткина. Дальнейшая судьба иконы оставалась неизвестной долгое время. Известно письмо отца Иоанна Кронштадтского по этому поводу: «Вождь нашего воинства Алексей Николаевич Куропаткин оставил все поднесенные ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим».

Более девяноста лет о судьбе иконы ничего не было известно, и она считалась утраченной. В феврале 1998 года группа приморских православных паломников на Святой Земле, состоявшая из монахов, служителей и настоятелей нескольких храмов и монастырей Владивостока и Уссурийска, случайно обнаружила в Иерусалиме в антикварном магазине Порт-Артурскую икону. Антикварная лавка располагалась прямо на Крестном Пути Иисуса Христа (Виа Долороза) возле Лифостротона (места, с которого Пилат вел объяснения с евреями во время суда над Иисусом Христом). Выяснилось, что образ Матери Божией попал в Иерусалим из Гонконга, от русских эмигрантов. Скорее всего, она принадлежала существовавшей там некоторое время православной общине. В Иерусалиме икона четыре года простояла в магазине на продаже. С просьбой помочь найти деньги на займ для выкупа иконы русские паломники обратились к настоятельнице Горненского монастыря игуменье Георгии. В первое воскресенье Великого поста, в день празднования Торжества православия, икона была выкуплена ею и помещена в игуменских покоях. Монастырь расположен рядом с тем самым местом в Иерусалиме, где, по преданию, произошла встреча Пресвятой Девы Марии с праведными Захарией и Елисаветой — родителями Иоанна Крестителя, у которых Богородица после Благовещения прожила три месяца. Символично, что, пока оформлялись документы на вывоз иконы, образ Богородицы находился у сестер обители три месяца, как когда-то сама Мария жила в этих местах. 6 мая 1998 года, после оформления всех необходимых документов, икона вернулась в Россию. Экспертиза установила, что это не современный список — размеры, изображение и все детали иконографии соответствуют описанию и единственному изображению на оставшейся черно-белой дореволюционной фотографии подлинника. Однако при тщательном осмотре иконы позже встал вопрос о ее реставрации: роспись в нижней части оказалась утраченной, деревянная основа — изъеденной жучком. Образ в 1999 году отправили в иконописные мастерские Троице-Сергиевой Лавры на реставрацию, после чего он вернулся в Свято-Никольский кафедральный собор Владивостока, построенный в 1907 году в память воинов, погибших во время русско-японской войны. После возведения во Владивостоке Покровского кафедрального собора Порт-Артурская икона была перевезена туда, где и находится по настоящее время справа от алтаря.

В 80-е годы изограф Михаил Осипенко, работая в храме города Киржач на реставрации росписей вместе со своим братом Сергеем, обнаружил необычную икону, копию чудотворной Порт-Артурской иконы. Он приступил к изготовлению списка, но тогда не довершил свою работу. Позже, в год столетия явления иконы, Михаил Осипенко вместе с супругой и детьми возобновили работу, и в феврале 2003 года новая икона была готова. Тогда же возникла мысль, пусть и спустя столетие, исполнить завет — доставить икону в Порт-Артур (Люйшунь). Икону торжественно провожали в Леушинском подворье Санкт-Петербурга. За две недели на личном автомобиле был проделан путь из Кронштадта в Хабаровск до границы с Китаем, где возникла месячная заминка, поскольку в составе группы был иеромонах Георгий, а по законам КНР въезд в страну православных священников запрещён. Священнослужителю пришлось переодеться в светскую одежду, икона была перевезена в упакованном виде, а крестный ход пропустили только для совершения поминовения оборонявших крепость Порт-Артура. На кладбище, где по повелению императора Николая II был установлен шестиметровый каменный памятный крест, перед иконой была совершена панихида и краткий молебен о спасении России. В киоте креста когда-то была расположена мозаичная Казанская икона Божией Матери, позже разобранная. На это место была поставлена Порт-Артурская икона, специально изготовленная и освящённая копия, а икона самолётом доставлена в Россию, где её 18 мая 2003 торжественно встречали в храме Леушинского подворья. Данный список с Порт-Артурского образа Божьей Матери был передан в Свято-Троицкий Измайловский собор. В наступившем веке с Порт-Артурской иконы Божьей Матери были сделаны уже несколько списков. Сегодняшние копии интересны тем, что они исполнены в различных техниках живописи: масляными красками, из мозаики и на эмали (финифти).

Икона Божьей Матери Порт-Артурская является покровительницей Дальневосточной земли России, русского флота и воинства. Перед иконой молятся о флоте, о России и Российской Армии, о мире, об избавлении и защите от нападения врагов, о Торжестве Православия, о близких, участвующих в военных действиях.

Гимнография

Тропарь Иконе Божией Матери Порт-Артурская:

Днесь торжествует град Владивосток / и с ним сликовствуют вси приделы земли Дальнероссийския, / сретая вновь обретенную икону Твою, Богомати, / Порт-Артурскою нареченную, / в благословение и знамение торжества / христолюбивому воинству Дальней России дарованную, / на Ню же взирающи вси зовем: / Русь Святая, / храни веру православную, / в ней же твое утверждение!

Молитва перед святой Иконой Божией Матери Порт-Артурская:

О, Пресвята́я Госпоже́, Де́во Богоро́дице, превы́сшая Херуви́м и Серафи́м и Святейшая всех святых! Припадая к святей иконе Твоей, смиренно молимся: вонми́ гла́су моления нашего, виждь ско́рби нашего, виждь беды́ наша, и я́ко любвеобильная Ма́ти, потщи́ся на помощь нам беспомощным, умоли Сына Твоего и Бога нашего: да не преда́ст земли́ нашей на поругание варваров, да не погуби́т нас за беззакония наша, но яви́т человеколю́бно нам милость Свою. Испроси́ нам, Влады́чице, у бла́гости Его: телесное здравие и душевное спасение, мирное житие́ и земли́ плодоно́сие, воздуха благорастворение и благословение свыше на вся блага́я дела́ и начинания наша. И я́коже прежде ми́лостиво явила нам икону Свою Порт-Артурскую «Торжество Пресвятой Богородицы», я́ко защитницу всея земли́ Дальнеросси́йския; но за неве́рие и неблагогове́ние к святыням церковным язычникам пленённую, та́ко и ны́не припа́даем к новообрете́нному Твоему о́бразу и приносим наше усердное молитвосло́вие.

О, Цари́це Всепе́тая! Простри́ ко Го́споду богоно́сныя ру́це Твоя́, и́миже Богомладе́нца Иису́са Христа́ носила еси́ и умоли́ Его изба́вити нас от вся́кого зла. Яви́, Влады́чице, милость Твою нам: боля́щия исцели́, скорбящия уте́ши, бе́дствующим помози́ и сподо́би нас благочестно житие́ земное соверши́ти, христианскую кончину получити и Царствие Небесное насле́дити, Ма́терним Твоим хода́тайством к Ро́ждшемуся от Тебе́ Христу́ Бо́гу нашему. Ему́же со Безнача́льным Его Отце́м и Пресвяты́м Духом подоба́ет всякая слава, честь и поклонение, ны́не и при́сно и во веки веков. Аминь. ‘

Иконография праздника Рождества Богородицы

Поделиться

Существует несколько типов икон, посвящённых появлению на свет Девы Марии и Её младенческим годам. Главная особенность этих образов — их лирический характер. Современному человеку они могут напомнить фотографии из альбома дружной любящей семьи.

Вот сюжет «Зачатия праведной Анны» или как его ещё называют «Встреча у Золотых ворот». Супруги Иоаким и Анна встретились после разлуки, они нежно обнимают друг друга и спешат поделиться радостными вестями. Ведь обоим явился Ангел Божий, который сказал, что бремя их бесплодия закончилось. У супругов родится ребёнок, благодаря которому изменится весь мир.

Или образ «Ласкание Девы Марии»: пожилые супруги держат на руках маленькую дочь. Они приникли друг к другу и с искренним восторгом любуются девочкой, словно не могут до конца поверить случившемуся чуду. Младенец так же ласково льнёт к родителям. Сколько любви, трепета и взаимного тепла в их жестах!

Так и образ «Рождества Богородицы» кажется очень житейским, наполненным трогательными бытовыми подробностями. В центре иконы изображена праведная Анна. Она полулежит или сидит на высоком ложе, к ней пришли с дарами другие женщины. Рядом находится повивальная бабка и служанки, они омывают Богоотроковицу в купели, напоминающей об обновлении и очищении человеческого рода.

Иногда встречаются трогательные подробности, например, на некоторых иконах служанка рукой проверяет воду в купели, так же как это делают все матери мира. Или обмахивает опахалом лежащую в колыбели Младеницу. Иконописцы уделяют внимание бытовым деталям, словно стремясь ввести зрителя в самую глубину события, сделать его участником и свидетелем радостного чуда.

Самые старые из сохранившихся икон или фресок Рождества Богородицы относятся к одиннадцатому веку. Из них наиболее известной является фреска в Киевском Софийском соборе.

В России и на Украине особо почитается чудотворная Глинская икона Рождества Богородицы. Её явление произошло в шестнадцатом веке в Сумском крае. Икону нашли бортники, собиравшие мёд диких пчёл. Образ стоял на сосне. Когда икону сняли с дерева, из-под его корней забил родник. Вскоре на этом месте возникла Глинская пустынь. Своё название она получила по имени княжеского рода, владевшего этими землями. По молитве Богородице перед Её образом не раз происходили исцеления. В тысяча девятьсот двадцать втором году монастырь был закрыт, икону скрыли верующие, но след её затерялся. Обитель возрождается из руин, её вновь открыли для верующих в конце девяностых годов. Предание гласит, что чудотворная Глинская икона Рождества Богородицы вновь явится людям, когда расцветёт духовная жизнь Глинского монастыря.

Иконография «Рождества Богородицы»

В православии в честь знаменательного события были созданы следующие иконы:

  1. Глинская старинная икона «Рождества Пресвятой Богородицы» способна творить чудеса и она помогает женщинам бороться с гинекологическими проблемами и даже бесплодием.
  2. Исааковская икона считается защитницей маленьких детей, и она оберегает их от разных проблем. Ее случайно нашли люди между веток ивы на берегу реки.
  3. Лукиановская икона названа в честь монаха, который первым увидел образ и построил на месте, где она была найдена, новый храм и монастырь. Описание иконы «Рождества Пресвятой Богородицы» указывает, что она способна творить чудеса.

Кто изображен на иконе «Рождества Богородицы»?

Представленный образ рассказывает о важном событии в семье Иоакима и Анны и делает верующих причастными к великому событию. Стоит разобраться, кто изображен на иконе «Рождество Пресвятой Богородицы», так, в левой части образа расположилась святая Анна, лицо которой выражает радость. С другой стороны к ней идут служанки, которые несут еду и воду. Отметим, что прислужницы не являются вымышленными персонажами, поэтому они прорисованы со всеми деталями.

Снизу в правом углу иконы «Рождество Пресвятой Богородицы» представлены повивальные бабки, которые занимаются подготовкой воды, чтобы омыть младенца. Каждая деталь образа имеет свое значение, в подробностях описывая святое таинство. Священнослужители указывают, что икона не только олицетворяет собой начало семейного, но и общечеловеческого счастья, ведь на свет появится Богородица.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» – в чем помогает?

Молитвенные произношения перед образом Божьей Матери будут непременно услышаны, независимо от того, в чем смысл просьбы, главное, чтобы она не имела дурного умысла. Богородица является заступницей всех верующих людей. Молятся ей о защите от разных проблем и несчастий. Икона «Рождество Богородицы» должна быть в доме людей, которые хотят укрепить веру, научиться делать правильный выбор и защититься от сомнений. Женщины молятся перед образом, чтобы забеременеть и родить без проблем.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы» помогает замолить грехи и получить помощь и совет от Высших сил. Священнослужители советуют молиться перед образом о спасении души. Ежедневные мольбы помогут разрушить соблазны и найти правильную дорогу в жизни, чтобы прийти к спасению и исцелению. Стоит заметить, что обращаться стоит не только к Богородице, но и к ее родителям Анне и Иоакиму.

Молитва иконе «Рождество Пресвятой Богородицы»

Значимым для верующих является праздник Рождество Богородицы, и выпадет он на 21 сентября. В этот день следует читать молитвы. Зная, о чем молятся иконе «Рождество Пресвятой Богородицы», важно понимать, что произносить представленный текст разрешено не только в великий праздник, но и в любой другой день, когда просит душа. Есть несколько рекомендаций, как следует правильно молиться:

  1. Чтобы обратиться к Богородице, не обязательно идти в храм, поскольку можно делать это дома, главное, чтобы перед газами была икона.
  2. Молиться перед иконой «Рождество Пресвятой Богородицы» можно утром, вечером или в любое другое время. Важно делать это регулярно, а не только, когда возникла нужда.
  3. Обращайтесь к Деве Марии от души и без дурного умысла, иначе можно получить не помощь, а наказание.

Акафист иконе «Рождество Пресвятой Богородицы»

Как и в случае молитвы, произносить (петь) акафист можно не только в праздник, но и в любое другое время. Важно знать, что песнопение не выполняется сидя, и исключением являются только больные и пожилые люди, которые не могут стоять. Важна икона праздника Рождества Пресвятой Богородицы, которая должна быть перед глазами во время песнопения. Можно даже слушать акафист, который помогает справиться с переживаниями и другими проблемами.

История родителей пречистой девы Марии

Икона Рождество Богородицы находится в каждом большом храме и церкви, поэтому каждый может

Икона Богородицы находится в каждом большом храме и церкви.

помолиться и попросить помощи. Но для начала стоит рассказать о том, какова история родителей святой девы. В Евангелие практически ничего не рассказывается о том, кем были родители пресвятой Марии.

Все же священное писание можно дополнить апокрифической литературой, которая позволила выяснить их имена. Протоевангелие Иакова была написана много веков назад, именно это писание считается самым древним, исходящим из истоков происхождения христианства.

Анна была девушкой из вифлеемской священнической семьи. Родители назвали девушку так, потому что имя Анна означает “милость и благодать”. Даже сегодня в Иерусалиме сохранилось место, где стоял Иоакима. На этом месте спустя годы был построен храм, возвели его крестоносцы.

Иоаким же родился в Галилеи, он был выходцем из знатной и очень богатой семьи, которая имела власть. Даже имя этого святого мужчины несло в себе особенный смысл, так как переводилось, как “Приготовления для Господа”. Святой Иоаким скончался, когда дева Мария была еще совсем мала.

Обратите внимание! Святой Иоаким, вместе со своей супругой Анной, сегодня считается покровителем всех супружеских пар.

По писанию известно, что пара была бесплодна, и не могла в течение всей своей супружеской жизни завести ребенка. Супруги много времени проводили в молитвах, чтобы им подарили ребеночка. Когда Иоаким достиг пожилого возраста, он отправился один в пустыню, где прожил сорок дней.

Именно тогда к нему явился ангел и сказал, что его молитвы услышаны, и он получил малыша. Супруга должна родить дитя, которое станет радостью для всего мира. Это предсказание сбылось, и у Иоакима родилась прелестная дочь, которую на пятнадцатый день назвали Марией.

Интересно! Сегодня существует несколько икон с изображением этой супружеской пары, описание бронзовой или медной литой иконы сможет рассказать каждый батюшка. Обычно в церквях можно увидеть меднолитую икону “Рождество Богородицы”, описание которой легко найти в справочниках и писаниях.

Икона Рождество Пресвятой Богородицы появилась благодаря супругам Анне и Иоакиму, которыепроизвели на свет Марию. В святых письменах говорят о том, что этот брак был оправдан законом только потому, что пара выполнила долг перед обществом. Как говорили законы, брак будет заключен только после того, как будет принят закон о деторождении.

В те времена у иудеев это правило было очень суровым и строгим. И эта традиция была завершена именно этой знаменитой супружеской парой. Именно Анна и Иоаким стали символом верности и искренней любви.

Икона Рождество Пресвятой Богородицы появилась благодаря супругам Анне и Иоакиму, которые произвели на свет Марию.

По древним законам считалось, что пара обязана была иметь хотя бы одного ребенка, это была обязанность семьи. Если женщина в браке не могла зачать младенца, то мужчина мог развестись с ней и найти себе ту жену, которая родит на свет малыша.

Но Анна не могла иметь ребенка, и несмотря на закон и такое расположение судьбы, Иоаким не бросил свою возлюбленную. От мужчины отвернулись все знатные люди, но он продолжал быть верным своей супруге. Именно поэтому и появилась икона Рождества Пресвятой Богородицы, так как муж чтил и любил свою жену.

Эти святые проживали в одном из Галилейских городов под названием Назарет. Супруги были глубоко верующими, по этой причине они оба крайне переживали из-за отсутствия в их семье детей. Этим людям приходилось видеть презрение в глазах родных и друзей. Со временем люди перестали скрывать свое презрение и стали унижать Иоакима и его жену. В один из дней первосвященник не принял жертву от мужчины, что заставило его покинуть храм со стыдом.

По древним законам считалось, что пара обязана была иметь хотя бы одного ребенка, это была обязанность семьи.

И чем больше эта пара переживала за отсутствие малыша, тем больше они молились Богу, чтобы он подарил им младенца. Прошло много лет, но однажды к мужчине снизошел архангел, который рассказал, что очень скоро в доме появится маленький ребенок. Узнав такую новость, супруги стали больше молиться, делать добрые дела и соблюдать строгий пост. Иоаким и Анна готовились к появлению в доме ребенка с большим усердием, и хотели стать лучшими родителями.

Новорожденная девочка появилась на свет ровно в установленный срок, на пятнадцатый день ей дали имя Мария. Спустя многие годы мучений и унижений, в этой семье появилась радость и счастье. Когда малышке исполнилось три года, ее впервые привели в храм. В тот момент ее родителям было уже больше восьмидесяти лет. Через несколько лет умер отец Марии, а за ним, через два года, ушла и Анна. Обратите внимание! Иконография Рождества Богородицы рассказывает подробно о том, как появилась эта икона, а также в каком случае к богоматери принято обращаться с просьбами.

Описание иконы

Икона Рождества Пресвятой Богородицы известна каждому верующему, который посещает церковь. К ней могут обратиться люди с самыми разными проблемами. Святая Анна расположена на ней с левой стороны, женщина рада и счастлива. Справа на изображении расположены несколько служанок, которые несут женщине питье и яства. Так как прислужницы не были вымышленными персонажами, их прорисовкой занимались особенно тщательно, чтобы они были сделаны максимально детально и жизненно.

Иконы Рождения Пресвятой Богородицы.

Снизу в правом углу изображены на божьей иконе старые женщины, их звали повивальные бабки, они должны были приготовить воду, чтобы омыть новорожденную девочку. Производя описание Рождества Богородицы, невозможно сказать, что на полотне есть хоть одна лишняя деталь, так как картина описана в деталях, чтобы каждый мог проникнуться той важной минутой.

Икона рождества Пресвятой Богородицы является знамением начала нового счастья в семье, при этом не только бытового, но и общего между двумя людьми. Матерь божья же здесь изображена не в главной роли, она находится на руках у старой женщины, которая должна ее омыть в воде.

Обратите внимание! Значение Пресвятой Богородицы заключается в том, что каждый человек, несмотря на свой статус и положение, должен быть смиренным и скромным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *