Рассказы о монахах

Что такое монастырь

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

  • Монастырь без секретов
  • Монастыри и монашество. Традиции и современность
  • Монастырская жизнь
  • Путь в монастырь
  • Монашество — легкий ли это путь?
  • Монастырь live (Фото)
  • Ставропигиальные монастыри России
  • Монастырь Острог, Черногория (фотоэкскурсия)
  • Что такое тайное монашество? Ответ в Высоко-Петровском монастыре
  • Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине
  • Самый труднодоступный монастырь России
  • Монастырь. О Богоявленском Аланском монастыре в Осетии
  • Джвари: монастырь Креста (+ФОТОРЕПОРТАЖ)
  • Что мешает уйти в монастырь?
  • Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО)
  • Чудов монастырь
  • Монашество. Ответы священников
  • Иные люди
  • Последний лаврский монах
  • Записка о монастырях и монашестве
  • Истинная монашеская община — это прежде всего семья
  • Монах в миру?
  • Может ли монах вернуться в мир?
  • Современное монашество: Любовь рождается в атмосфере любви
  • Старец Илий о монашестве
  • Самый молодой наместник о самом древнем монастыре (+ ВИДЕО)
  • Чем питаются монахи? Полное меню
  • Архимандрит Елисей: монашеская келья — это арена подвижнической брани и место встречи с Богом
  • Брак или монастырь – только два пути для христианина?

5 известных русских монахов, подвизавшихся на Афоне

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»
(Мф. 16:24)

Почему мы взяли цитату из евангелия от Матфея в качестве эпиграфа? Потому что в этой статье речь пойдет о монахах. И не о простых монахах, а о настоящих подвижниках, которые прославили Христа всей своей жизнью. Всех их обьединяет одно – Святая Гора Афон.
Стоит отметить тот факт, что Православный мир в 2016 году отмечает тысячелетнее присутствие монашества из Руси на Святой Горе. Впервые присутствие таких монахов на Афоне было документально зафиксировано в 1016 году.

В одном из святогорских актов среди 22 подписей настоятелей монастырей стоит подпись некого Герасима, монаха, пресвитера и игумена русской обители. Речь шла о монастыре Ксилургу (Древодела), которой ныне существует как скит Богородицы. Примечательным есть то, что первой Покровительницей русcких афонитов стала именно Богородица, которая считается игуменьей Святой Горы.

Полуостров Афон – это 60 километров береговой линии, посередине – гора высотой до двух километров. На сегодняшний день – это место, где спасаются миллионы людей. Одни обретают веру, живя там. Другие – глядя на великих подвижников современности.
Мы подготовили Вашему вниманию подборку из жизнеописаний нескольких афонских старцев – выходцев из территории исторической Руси, которые оставили свой след в истории Православия.

Иоанн Вишенский (между 1545—1550 — после 1620)

По происхождению галичанин, родился в городе Судовая Вишня (современная Львовская область). Биографические данные о Вишенском весьма скудны. Известно, что он был высокообразованным человеком и в молодости проживал некоторое время в Луцке.
Приблизительно в 70-х годах XVI века, из-за несогласия с феодальным строем Речи Посполитой, стал монахом на Афоне, который был в те времена центром православного монашества на Востоке. Поддерживал тесные отношения с Львовским братством. Литературную деятельность начал одновременно с острожской группой полемистов, в частности, Василием Суражским.
В 1621 года Киевский Собор постановил вызвать Иоанна, в числе прочих, в южную Русь. О том, посетил ли Иоанн Русь, ничего не известно. Умер около 1630 года, оставив после себя добрую память среди афонитов.

Преподобный Силуан Афонский (1866–1938)

Родился в Тамбовской губернии в крестьянской семье. С детства желал стать монахом, но по настоянию отца поступил на военную службу. Уволившись с нее, отправился в 1892 году на Афон, где был пострижен в русском монастыре св. Пантелеимона. В 1911 году принял схиму с именем Силуан.
Согласно его биографии, составленной его учеником архим. Софронием (Сахаровым), с самого начала послушничества стяжал дар молитвы. В то же время испытал и многочисленные искушения. Его воспоминания, размышления были заботливо сохранены о. Софронием и изданы им. Скончался старец в 1939 году, прославлен в 1988 году Константинопольским Патриархатом.

Архминдрит Софроний (Сахаров) (1896 – 1993)

Архимандрит Софроний (в миру Сергей Семенович Сахаров) родился в Москве в верующей, состоятельной и просвещенной семье. В первые годы жизни Сергей был очень слаб и много болел, но постепенно, под влиянием прогулок с няней и молитв, здоровье его стало поправляться.
В 1921 г. Сергей Сахаров эмигрировал из России; несколько месяцев провел в Италии, затем – Берлин и Париж. В этот период он получает приглашение на крупные художественные выставки. Но душа Сергея устремляется к Богу. В 1924 г. на Пасху он пережил благодатное посещение – видение Нетварного Света.
Он почувствовал, что у него нет иного выхода, как пойти в монастырь, где люди отдают весь день и всю ночь только служению Богу. Через некоторое время он принимает монашеский постриг с именем Софроний в русском монастыре святого великомученика Пантелеимона.

Архимандрит Софроний тихо скончался 11 июля 1993 г. в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Эссексе, вдали от Святой Горы Афон.
Книги архимандрита Софрония переведены на многие языки мира, и тысячи людей во всем мире через них обретают веру. Русскому читателю хорошо знакома книга «Старец Силуан», которую многие имели возможность прочесть еще в «самиздате». Среди других наиболее важных творений отца Софрония можно упомянуть книги «О молитве» и «Видеть Бога как Он есть». Относительно последней он свидетельствует: «…я там писал целую мою исповедь за всю мою жизнь. Там приведено все самое важное из моей жизни в Боге…».

Преподобный Паисий Величковский (1722 — 1794)

Родился он в 1722 г. в городе Полтаве в семье протоиерея, 17-ти лет вступил в Любечский монастырь, перешел в скит Трейстены в Молдавии, оттуда — в скит Керкул, отличавшийся особенной строгостью монашеской жизни.
Затем преподобный переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит св. Илии. В 1758 г., в возрасте 36 лет, был рукоположен в священный сан. В 1763 г. преподобный Паисий с 64 монахами переселился в Молдавию, в Валахию, по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни и поставлен настоятелем монастыря Драгомирны.
На протяжении всего времени старческих подвигов в молдавских монастырях авва Паисий учил братию умной молитве, продолжая единую линию отцов Добротолюбия, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Паламы и преподобного Нила Сорского.
Многотрудная жизнь старца подходила к своему земному концу. Поболев перед кончиной, он с миром преставился в 1794 г., 15 ноября, пожив 72 года. Преподобный Паисий был погребен в Нямецком монастыре в соборном храме Вознесения Господня.
Его переводы с греческого на русский язык святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, читались повсюду. Так, им изданы: «Добротолюбие», сочинения преподобного Исаака Сирина, преподобного Феодора Студита, преподобного Варсонофия, святителя Григория Паламы, преподобного Максима Исповедника, «Восторгнутые класы» — сборник из творений святителя Иоанна Златоуста и многое другое. Преподобный Паисий является возродителем на Руси, после преподобного Сергия, школы старчества, которая на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской и Оптиной пустынях и других монастырях Русской Церкви.

Афонский Казак Пантелеимон

На завершение этого обзора мы хотели бы оставить для Вас что-то интересное. В нашем понимании, «Афонский Козак Пантелеимон» – это такой себе собирательный образ, в котором сочетались все известные и неизвестные монахи, пришедшие с территории исторической Руси.
Совсем недавно украинскими исследователями на Афоне был обнаружен старинный скит «Черный Выр». Как показывают документы, эта община была основана запорожскими казаками (!) в 1747 году.
На сегодняшний день ведутся исследования этого воистину сакрального для наших соотечественников места. Это память, это история, этот монастырь – настоящий свидетель духовности запорожских казаков. Верим, что в скором времени этот скит будет восстановлен и наполнен историческими потомками первых жителей этой святой обители.

Есть люди от природы склонные к тихому пребыванию вне шума мирского, неспособные к житейской борьбе, чуждые жизни семьи, расположенные к молитве и созерцанию дел Божиих. Они идут в монашество.

Есть люди, разбитые жизнью, потерпевшие кораблекрушение в житейском плавании; им жизнь не мила, они потеряли к ней вкус и склонность, они чувствуют себя там одинокими, у них опустились руки, упало сердце, погасло мужество. Они идут в монастырь и там находят для себя покой души и бодрость сил, воодушевление подвига, смысл и полноту жизни. Естественно ли и соответствует требованию любви закрывать им путь к такому подвигу?

Есть люди, всецело преданные Богу и Церкви, высокому религиозному служению. Они желают до конца и безраздельно отдаться служению Богу, они живут только религиозной идеей, они и служат только Церкви. Богоматерь, Иоанн Креститель, Иоанн Богослов, апостол Павел – можно ли было их принудить к браку и семье? Сам Спаситель, совершеннейший Человек, все восприявший человеческое от рождения и младенчества до голода, страданий и смерти, однако, не имел семьи, ибо семьей Его был род человеческий. И это не было нарушением законов естества…

(Священномученик Иоанн (Восторгов). Настольная книга для монашествующих и мирян. Глава «Монашество»)

У Батюшки о. Амвросия спросили: «Что такое монашество?» – «Блаженство», – отвечал он.

Монашество – есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство – на небе, в будущей жизни, но нижняя ступень его – на земле. В той жизни оно только продолжается…

(Преподобный Варсонофий Оптинский)

В монашестве есть то сокровенное, чего нет в миру, даже при «хорошей» церковной жизни. Это – непрестанная беседа с Богом, когда Небо становится близким, когда Оно рядом. Даже если современное монашество не способно на подвиги древних подвижников, оно всегда хранит самое главное – непрестанную связь с Богом. Как же нужно этой связью дорожить, дорожить институтом монашества, его идеей… Как великой милостью Божией! Воистину нет большего счастья в жизни, чем счастья от беседы с Творцом, которая так животворит душу. В жизни нет большего счастья, чем когда твоя душа живет. Не плоть, а душа! Когда она очищается, скорбит, терпит искушения, молится, борется – значит живет. А живя – совершенствуется. Так ведь цель жизни и состоит в усовершенствовании своей души, в работе над ней, чтобы в конце она оказалась способной находиться рядом с Богом, с Которым не может находиться ничего нечистого и греховного.

И если иногда кажется, что нет больше сил, что все слишком трудно и недосягаемо – надо помнить, что борьба с собой всегда самая тяжелая. Ведь кто как не ты (после Бога), знаешь себя самого, какой ты был и есть, как жил до сего дня. Ты больше всех привык к себе, к своему «ветхому человеку» и тебе предстоит с всесильной Божией помощью в корне себя поменять. Но ты крепись и всегда помни, с какой целью ты все это делаешь: искушения, послушания, молитвы, бдения… С целью ВЕЧНОГО пребывания с Богом! Неужели эта цель не оправдывает твои труды? Или она их не достойна? Но ты сам избрал этот путь, за которым должна следовать самая высокая награда… Так не сворачивай же, иди! Потому что не знает человек, какого блага удостоит Господь любящих Его!

МОНАШЕСТВО

В начале христианства в стране Египетской является чудное воинство Христово, ведущее образ жизни, свойственный лишь горним силам; и является оно не только в мужах, но и в женах, которые не менее мужей любомудрствуют. Как великие подвижницы, они вступают в брань духовную с диаволом и властями тьмы; естественная слабость их вовсе не служит к тому препятствием. Если они не обладают крепостью сил, то, как бы взамен того, одарены более живым чувством и восприимчивостью.

Пламенея любовью ко Господу, твердо их произволение и решимость на все лишения и трудности ради Сладчайшего Иисуса. Их живое чувство и пламенная любовь дают им силу и мужество проходить путь подвижничества, столь же суровый и строгий, как и подвижники-аскеты: «О Христе бо Иисусе несть мужеский пол, ни женский, но все едино суть» (Гал. 3,28).

(Святитель Иоанн Златоуст)

Монашество (иночество) – духовное сословие подвижников уединения, целомудрия, послушания, нестяжательства, внутренней внешней молитвы.

В первые времена христианской Церкви все почти верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует Евангелие. Но находились многие из верующих, которые искали высшего подвига. Одни добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. Другие, по примеру Божией Матери, святого Иоанна Предтечи, святых апостолов принимали на себя обет девства, проводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись мира и жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами, т.е. подвижниками.

С третьего столетия, когда, вследствие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни и там, вдали от мира и его соблазнов, вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками.
Так положено было начало монашеству, или по-русски иночеству, т.е. иному, удаленному от соблазнов мира, образу жизни.

Родиной монашества почитается Египет, а отцом и учредителем – преподобный Антоний Великий, который был основателем отшельнического иночества. Основателем общежительного иночества считается преподобный Пахомий Великий.

Из Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу.

На Руси иночество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями его были преподобные Антоний и Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.

Иноческая жизнь, или монашество, есть удел только немногих избранных, имеющих призвание, т.е. непреодолимое внутреннее желание иноческой жизни, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу. Как и сказал о том Сам Господь: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19,12).

Святой Афанасий говорит: «Два суть чина и состояния в жизни: одно – обыкновенное и свойственное человеческой жизни, т.е. супружество; другое – ангельское и апостольское, выше которого быть не может, т.е. девство или состояние иноческое».

Монастыри имели большое значение как центры наук и распространители просвещения. Наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного. Русский народ всегда любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то люди начинали селиться около него, образовывая поселок, который нередко вырастал в большой город.

Поделитесь с друзьями:

История о жизни одного монаха

Мы с моей семьёй купили дом. Однажды, уже на новом месте жительства, мне на улице встретился наш странный сосед, который жил напротив. Молчаливый, нелюдимый и почти не выходящий из дома старик. Он был слегка выпивши, и приглашал меня зайти к нему: «Заходи, посидим, поговорим, ведь у меня сегодня день рождения». Поздравив его на словах, пообещал, что непременно зайду, только возьму дома телефон и приду.

Купить и выбрать подарок деду у меня просто не было времени, поэтому, взял новый бритвенный станок и пену для бритья, которую покупал себе, но это мелочи, а деду будет приятно такое внимание. Зайдя к другой соседке и взяв у неё настойки, направился к старику. Да и это зелье развяжет нам языки.

Хозяин пригласил меня к столу. Он был скромненько накрыт. Варёная картошка, маринованные огурчики, пельмешки с картошкой, солёненькая капуста. Как выяснилось потом, мясного он совсем не употреблял, ещё со школьной скамьи. Угощайся, угощайся говорил он. Сказав тост, поздравив его с восьмидесятилетним юбилеем и подарив подарок, я с ним выпил и закусил. Говорили обо мне и моей семье. Но видя его нетерпение что-то мне рассказать, я притворился особо молчаливым и шутливым тоном сказал: » Давай, рассказывай», обращаясь к нему на ты, хотя я смело годился ему во внуки, но ему это было приятно и это самое главное.

И поведал он мне такую историю. Всю свою жизнь он прожил с родителями, с родными, всячески им помогая, ставя их интересы выше своих. Не женился, и детей у него нет. А совсем недавно ему приснился сон, в котором его встретил Господь и сказал старику: «Следующую жизнь ты с раннего возраста проведёшь в семье жены, всячески помогая её семье и своим детям». На этом сон закончился.

Сосед сказал мне, что скоро умрёт. Я хотел было его подбодрить, что ещё столетний юбилей отметим, но он отрицательно покачал головой, говоря, чтобы я не старался. Выпили.

— Я его раньше уже видел, — продолжил он, — в другой жизни.

И начал рассказывать про другую жизнь, с восемнадцатилетнего возраста:

— Когда мне было 18 лет, — начал он, — я решил убежать из дома, так как мне всё и все надоели, и поступить на службу в храм. Выбрав день, написал записку, чтоб меня не искали, ухожу я искать себя и совершенствоваться. И что, возможно, мы ещё когда-нибудь увидимся. Взяв самое необходимое, а именно одежду, которая была на мне и немного денег на билет до выбранной мной заранее церкви.

Проехав двенадцать станций на электричке, добрался до нужного мне города. С помощью местных жителей довольно быстро удалось найти нужный мне храм. Зайдя во внутрь, нашёл батюшку и рассказал ему всё о своей жизни и своих намерениях, всё как на духу, ничего не отнимая и не прибавляя. Святой отец, выслушав меня, сказал следующее: «Ты ищешь не телесную и душевную службу Господу, а лишь убегаешь от житейских проблем и близких тебе людей. Вернись домой и хорошенько подумай, кто для тебя Бог и твои родные?».

Но вернуться домой я уже не мог из-за принятого мной решения, да и кто-нибудь из домашних мог уже увидеть мою записку. И оставаться в этом негостеприимном городе совсем не было желания. Тогда отправился обратно на вокзал и запрыгнул в отправлявшуюся электричку, в надежде проехать несколько станций, куда глаза глядят. И мне повезло, по неизвестным мне причинам контроля не было. Всю дорогу ехал в тамбуре, смотря в окно. Спустя часа два, почувствовал приближение голода. Увидев в окне кладбище, которое мы проезжали, решил сойти сразу же на остановке. И после вернуться к кладбищу, походить, пошарить чего-нибудь съестного, в надежде, что совсем недавно кто-нибудь был на могилках и могли оставить еду.

Гуляя около часа, может и чуть больше, нашёл два пирожка, четыре блина и две шоколадные конфеты. Сразу всё съев, уже знал, что ничего больше не найду. Решил проверить, куда приведёт меня та тропинка в конце кладбища, которую уже видел. Выйдя на тропу, шёл по ней минут сорок, пятьдесят, и вышел к деревеньке поселкового типа. Стучался почти в каждый дом, просясь пожить на какое-то время. Правда денег у меня нет, но я могу выполнять тяжёлую работу. Но все жильцы будто сговорились и не хотели пускать бродягу, говоря, что у них работы нет или они сами справляются, и что в посёлке на деревообрабатывающем предприятии все рабочие места заняты.

Начало уже темнеть и надо было придумать где же ночевать. Приняв неожиданное решение, направился в местный магазин, купить коробок спичек на оставшиеся копейки, и идти в лес, в котором и намеревался провести ночь. Благо была середина весны и снега в лесу почти не было. Всю ночь не мог уснуть, было ощущение, будто на меня смотрят со всех сторон, а я не могу никого увидеть из-за пламени костра. Ещё я дико хотел есть.

Уже под утро, забыв о скромности, пользуясь тем, что меня никто не знает, стал просить еду в каждом доме. Либо так, либо умрёшь с голоду. Набрав почти полный пакет, который мне и дали в одном из домов, поспешил к своему погасшему костру. Придя на место, снова разжёг огонь из сухих веток и хорошенько набив желудок, стал размышлять, как жить дальше. Тут оставаться нельзя, а то натолкнётся на меня местная молодёжь, и тогда неизбежны будут вопросы: «Ты кто такой? Что тут делаешь?». Захотят показать силу. Поэтому, вспомнив, что по дороге сюда у крайнего дома видел облокотившуюся на забор лопату, (кто-то чистил канаву у дома и, видимо, забыл её там), я решил взять её себе и чтоб меня никто не встретил и не видел, принял решение вырыть глубоко в лесу землянку.

Взяв всё своё имущество, лопату и пакет с продуктами, направился в сторону востока. Шёл около шести-семи часов, временами отдыхая. Выбрав место, окопался. Удачно укрепив землянку и хорошенько её замаскировав. Внутри соорудил лежанку из сломанных веток. И началось моё приспособление к уединённой жизни и без всяких удобств.

Проблемой оставалось то, что еда заканчивалась. И иногда мне приходилось делать набеги на деревеньку, чтобы мне добровольно и из жалости давали еду. Первое время было очень тяжело, но потом стало легче. Научился ставить самодельные ловушки на рыбу в водоёме, расстоянием около двенадцати километров от убежища. Откуда такие цифры? Ещё в школе, учась в старших классах, мне нравилось ходить в школу по железнодорожным путям. Там были и белые столбики в расстоянии ста метров друг от друга. Доходя от столбика к столбику считал шаги. Получалось 123 шага, это сто метров. Очень удобно запомнить.

Потом у меня появилась и удочка из найденной в лесу длинной, прямой палки. Собирал ягоды, грибы. В те моменты, когда бывал в деревеньке, случалось, что мне давали и деньги. На которые мне удавалось купить в том самом магазинчике: свечи в мою однокомнатную квартиру, спички, крючки, леску на мою самодельную удочку, мыло, чтоб помыться и постираться в том самом водоёме, и что-то из еды долгого хранения. Выбор в магазинчике был маленький, а продавщица иногда ездила в город и принимала заявки местных жителей что кому купить, а потом чуть дороже продавала. Принимала она и мои заказы.

Так продолжалось до осенних холодов. За прошедшее время было много дум в одиночестве. Пришло понимание, что в жизни самое главное это Бог, любовь и здоровье, а остальное, это всё то, что упрощает или усложняет нам жизнь. После очередного купания в ледяной воде, сильно простыл и заболел. Лежа в бреду, постоянно видел одного человека в белой льняной рубахе и брюках. Он всё повторял: «Езжай в монастырь имени Иоанна Златоуста и найди там отца Алексия». Сразу после того, как мне стало немного легче и рассчитав силы до магазина и обратно, отправился в путь.

Продавщица бывала в городе и я надеялся, что у неё найдётся ответ на мой вопрос. Придя в магазин, спросил у неё, не знает ли она, где находится тот монастырь. Обрадовавшись, что может мне помочь, она ответила, что знает, и находится он в четырёх станциях отсюда, и назвала даже название станции, на которой надо выходить. Видя моё состояние, она добавила: «Как ты сильно похудел, оброс, да ещё и болеешь. Я бы взяла тебя к себе, но мой муж и дети против». Именно у неё я покупал тот первый коробок спичек, она знала каждого посетителя в лицо. Она, порывшись за прилавком, я подумал, что она сейчас достанет что-то из еды, но она вытащила кучу лекарств и некоторые подписав при мне. «Это антимикробное, вот эти жаропонижающие, — и сунув их мне, сказала: — они тебе обязательно помогут». Пожелала удачи и скорейшего выздоровления. Душевно поблагодарив женщину, направился к своей землянке.

В течении двух недель, почти не выходил из укрытия, съедая все запасы и экономя силы. В остальное время, что и делал, так это лежал. На улице становилось холоднее и приходило чёткое понимание, что позднюю осень и зиму я тут не протяну. И что надо отсюда уходить. В один из дней, попрощавшись со своим, ставшим мне родным домом, укрытием, направился к железной дороге, а оттуда по шпалам до нужной мне станции. И действительно, в нужном монастыре, мне удалось найти отца Алексия. Не знаю, за кого он меня принял, но встретил он меня с глубоким уважением. Узнав, что я хочу стать послушником, он ответил мне:

— Не спеши, поживи у нас какое-то время, посмотри на нашу жизнь, а там вместе мы примем решение. За службу чуть более пяти лет, мне был присвоен чин Игумена. Знал наизусть Библию, Ветхий и Новый Завет, молитвы, псалмы. Мне было позволено проводить некие службы. Но в короткие промежутки сновидений, мне стал являться тот самый муж, который и привёл меня сюда.

Он говорил, что не только мирские люди разучились молиться Богу, но и священнослужители. И что идёт прямое нарушение второй из десяти ветхозаветных заповедей: «Не делай себе кумира и никакого изображения». А что делаете вы? Пишите иконы и молитесь им. И это не единственный пример. Тебе надо вернуться в прежнее место и построить там бревенчатый, с печкой сруб. И там, открою тебе глаза на многие вещи. Буду наставлять и научу правильно молиться.

Мной было сразу принято и озвучено решение, что я отправляюсь монашествовать в лес. Со мной направились и два духовных брата, сказав: «Где трое, там и Бог». За тёплое лето мы поставили хороший, крепкий сруб, как раз на месте землянки, используя её как погреб. Построили и жаркую баньку. Мой духовный учитель обучал меня многому и рассказывал о жизнях людей, паломниках, которые шли к нам за помощью и советом и то, что должно отвечать им. И молитва не должна быть, как прочитанное стихотворение, говорил Святой Дух, а исходящей из самых глубин сердца и души, с искренним чувством и, конечно, своими словами, с глубоким пониманием смысла в словах. Такая молитва сразу будет услышана Им.

Так, до глубокой старости, в молитвах и постах, я и прожил в этом уютном жилище. В одном из видений, мне было сообщено время встречи с Господом. И уже с величайшим волнением стал ожидать эту встречу. И тот час наступил. Стоя на коленях и со словом «Господи», моя душа покинула тело.

И я увидел Его. Он сидел на огромном троне. При взгляде на него, у меня произвольно закрывались глаза от яркого, ослепительного света. Он сказал мне: «Ты прожил хорошую жизнь, сделал много угодного для меня. Помог многим моим сыновьям и провёл жизнь в послушании и в страхе передо Мной. Но ты не смог помочь той семье, в которой родился. И так и не навестил их. Поэтому следующую жизнь, ты проведёшь в похожей семье. Будешь расти духовно сам и помогать им». Чтобы оспаривать Его решение, не было даже и мысли и было чёткое понимание, что всё уже решено и назад дороги нет.

Постскриптум: как потом выяснилось, на следующий день, с раннего утра, дедушка уехал к дальним родственникам, чтобы записать на них дом и подарив им свою личную Библию со множеством вырванных из неё страниц. Вернулся он только вечером, но я не решился его беспокоить. А на утро следующего дня, (он никогда не закрывался, говоря, что брать у него особо нечего) обнаружил его уже бездыханное тело. Его дух покинул это тело, чтобы переродиться в другом и с миссией исполнить очередное жизненное предназначение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *