Расписание донской монастырь

Содержание

Донской ставропигиальный мужской монастырь
Ставропигиальный мужской монастырь

Донской монастырь был заложен на так называемом «дикое поле» — том месте, где стояли русские воины перед битвой с татарскими отрядами. Посреди стана была установлена походная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского с Донской иконой Божией Матери. По этой причине в старое время москвичи именовали Донской монастырь обителью Богородицы «что в обозе».

Иконой Богородицы благословлял преподобный Сергий Радонежский святого благоверного князя Дмитрия Иоанновича на Куликовскую битву в 1380 году. После этого икона была поставлена в Успенском соборе города Коломны. Радением вдовы князя великой княгини Евдокии Дмитриевны, в 1393 году с исконны был сделан список известным иконописцем Феофаном Греком. Икона была поставлена в московском храме в честь Рождества Богородицы «на сенях», а позднее перенесена в великокняжеский Благовещенский собор московского Кремля. С этого времени за образом Богородицы закрепилось название как «Донская». Каждый раз, когда Москве угрожал неприятель, принято было молиться перед этой иконой о помощи. Именно перед этим образом молился царь Федор Иоаннович, и ее прислал в русский стан для укрепления ратников.

Вместе с основанием обители был заложен каменный собор в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы, впоследствии названный трапезным, а поле возведения большого собора стал именоваться — Малым. Возможно, что этот храм строил московский мастер Федор Конь, который также возводил стены Белого города. Таким образом, Донской монастырь стал последней обителью, вошедшей в оборонительное полукольцо московских монастырей-крепостей, призванных охранять Москву от неприятеля. «Донская крепость» была задумана как форпост на наименее защищенной в то время Калужской дороге.

В период смуты в начале XVII века, Донской монастырь захватили и разграбили поляки под предводительством гетмана Ходкевича. После разорения обитель пребывала в запустении и была приписана к Андроникову монастырю.

Возрождается обитель в 20-х годах XVII века радениями царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Монастырь становится «богомольем царе»: суда из Москвы совершались крестные ходы, в которых принимали участие государи.

Обширное каменное строительство начинается в монастыре с 1684 года со строительства Нового собора в честь Донской иконы Богородицы, позднее названым — Большим. В это же время с 1686 по 1711 годы возводятся монастырские стены с башнями, которые имеют много общего в архитектурном облике со стенами Новодевичьего монастыря.

В 1705 году по повелению Петра I настоятелем Донского монастыря стал видный иерарх Имеритинской Церкви архимандрит Лаврентий (Габашвили). С этого времени Донской монастырь становится центром российско-грузинских дипломатических и культурных связей. В стенах Донского монастыря нашли вечное упокоение около 150 представителей грузинских царских, княжеских фамилий и их потомков, породнившихся с представителями родовитых российских семей.

В 1745 году указом императрицы Елизаветы Петровны обитель получает статус ставропигиального монастыря. Сюда планировалось перевести в 1747 году из Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинскую академию, но по разным причинам это не произошло.

Поле эпидемии чумы 1771 года, когда было запрещено производить захоронения на кладбищах в черте города, начинает расти монастырское кладбище, где обрели последнее пристанище представители московского дворянства. К концу XVIII века Донской монастырь становится одним из самых почитаемых в Москве, где велась обширная духовно-просветительская работа.

В 1812 году Донской монастырь был в разорен и разграблен армией Наполеона, при этом все его строения уцелели от пожара. После ухода неприятеля монастырь восстанавливается. На протяжении всего XIX века продолжается формироваться архитектурный ансамбль монастыря.

В 1834 году в монастыре открывается духовное училище, в котором готовили воспитанников для поступления в семинарию. Детей из бедных семей здесь обучали бесплатно.

Донской монастырь в Москве известен тем, что здесь провел большую часть своего заключения святитель Тихон (Белавин), Патриарх Всероссийский, подвергшийся травле советской власти после Октябрьской революции 1917 года. Почти до самой своей смерти последовавшей 7 апреля 1925 года находился Патриарх в Донском монастыре, порой почти в полной изоляции от своей паствы. В Большом соборе монастыря в сослужении 60 архиереев было совершено отпевание Патриарха Тихона и погребение его в южной трапезной части Малого собора монастыря.

В 1926 году монастырь был закрыт, но до конца 20-х годов в его стенах еще оставались некоторые престарелые насельники монастыря. К концу 1929 года все монастырские постройки перешли советской власти, богослужения не совершались, а братия монастыря была разогнана и репрессирована. Монастырские постройки были заняты под антирелигиозный музей который начал свою работу еще в 1920 -е годы, интернат, фабрику, молочную ферму. В 1935 году на территории Донского монастыря был открыт музей русской архитектуры, относившийся к Академии архитектуры СССР учрежденной в 1934 году.

На монастырскую территорию стали свозить фрагменты памятников московского зодчества, которые были подготовлены к уничтожению. На территорию монастыря были перенесены шесть горельефов храма Христа Спасителя, наличники Сухаревской башни, а также фрагменты белокаменного декора церкви Успения Богоматери на Покровке и прочие малые архитектурные формы с упраздненных московских кладбищ. В 1936 году в Донской монастырь привезли основные фрагменты бронзового декора Триумфальной арки, находившиеся на Брестском (Белорусском) вокзале. Лишь в 1967 году арку восстановили на Кутузовском проспекте, и большая часть архитектурных фрагментов ее вернулась на новое сооружение. На восточной стене монастыря и сейчас сохранились два бронзовых горельефа с Триумфальной арки. В монастырской церкви Архангела Михаила, являвшейся усыпальницей Голицыных, был устроен музей мемориальной скульптуры.

В 1948 году власти возвратили Московской патриархии Малый собор Донского монастыря. Собор получил статус приходского храма и был приписной церковью храма Ризоположения на Донской улице. В соборе была оборудована мироваренная печь.

В 1982 году поднимается вопрос о передаче Донского монастыря Московской Патриархии, но далее формальных дискуссий дело не пошло. Фактически монастырь был возвращен Московской Патриархии только в 1990 году. В юбилейный год четырехсотлетия основания монастыря, обитель была возращена Московской Патриархии. Первым наместником обители был назначен насельник Троице Сергиевой Лавры архимандрит Агафадор (Маркевич).

С момента возвращения обители Церкви и по настоящее время в монастыре идут кропотливые реставрационные работы. Вместе с этим, на территории бывших монастырских огородов были построены три небольших новых храма.

На сегодняшний день на территории Донского монастыря находится Синодальный отдел по взаимодействию с казачеством, работает реставрационная мастерская, научно-учебный центр лицевого шитья, молодежный клуб «Донской», функционирует Воскресная школа для детей, Богословские курсы и курсы повышения квалификации преподавателей Основ Православной культуры.

История нашей страны часто бывает жестока и беспощадна к памятникам истории, особенно если они имеют сакральное, духовное значение. Много храмов было разрушено, не один монастырь сравнялся с землей, и узнать о них мы можем разве что из воспоминаний очевидцев. Но есть обители, которым повезло больше и которые история практически в целости и сохранности сохранила для потомков. Среди таких счастливчиков – Донской монастырь, который хоть и пережил много невзгод, но все-таки выстоял нерушимым, и сегодня гостеприимно открывает свои врата для туристов и прихожан.

Расписание богослужений Донского монастыря

Службы в Донском монастыре в Москве проводятся по своему особому графику.

  • Каждый день в 6:40 служится Братский молебен, в 7:40 читаются Часы, с 8:00 служится Божественная Литургия, Водосвятный молебен и Панихида, в 16:40 – Вечернее богослужение.
  • Каждую среду в 16:00 совершается молебен у иконы Божией Матери «Всецарица».
  • По субботам в 8:00 служится Первая, а в 9:00 – Вторая Литургия, 16:20 – это время исповеди, в 17:00 – Всенощное бдение.
  • В воскресные дни служатся три литургии: в 7:00 – Ранняя в Малом соборе, в 9:00 – Средняя в Большом соборе, в 10:00 – Поздняя в храме Серафима Саровского, так что даже если вы по досадной случайности проспали Раннюю литургию, то к Средней и Поздней уж точно должны подоспеть. Кроме того, в воскресенье в 16:40 проводится особое вечернее богослужение и акафист перед мощами святого Тихона, Патриарха Всероссийского.
  • В канун каждого церковного праздника в Донском монастыре совершается Всенощное бдение (время начала – 17:00).

Важно! Выше представлено общее расписание служб в Донском монастыре Москвы, которое может варьироваться в зависимости от особенностей церковного календаря. Есть свое особое расписание богослужений на подворьях монастыря (маленьких обителях, находящихся отдельно).

  • В храме Вознесения Господня в селе Князево по будням Литургия служится в 7:40, по праздничным и воскресным дням – в 8:40, а накануне праздников и в субботние дни – в 17:00. Перед вечерним богослужением здесь можно исповедаться.
  • В храме Сергия Радонежского в поселке Зеленоградский по субботним и праздничным дням Литургия начинается в 8:00, в воскресные дни – в 7:30, а вечерня – в 17:00.

Важно! Таинство Крещения совершается после предварительной записи и беседы со священником, таинство Венчания – в определенные дни согласно церковному уставу, таинство Соборования – во время Великого Поста по вторникам в 18:00.

Донской монастырь: где остановиться паломнику или туристу?

  • К огромному облегчению паломников и бюджетных туристов, на территории Донского монастыря есть паломническая гостиница, которая может принять своих гостей в номера размещением от 1 до 6 человек, а также от 16 до 22 человек для организованных паломнических групп. Конечно, это ночлег не для самых избалованных цивилизацией граждан, однако на каждом этаже представлены удобства (туалеты, умывальники, душ с горячей водой), а что еще нужно утомленному путнику от временного пристанища? Если вам по душе ночлег в стенах монастыря, наводите справки по телефону +7-495-952-02-63, и вам радушно предоставят ночлег за 400 рублей в сутки. Среди уникальных преимуществ этой гостиницы – расположение в историческом центре столицы и непосредственная близость от самых знаменитых московских святынь: Новодевичьего, Покровского и Новоспасского монастырей, а также Даниловского кладбища. А еще здесь есть интернет и принимают банковские карты.
  • Если же вам просто необходимо ощущение домашнего комфорта, выбирайте апартаменты «Vudoma» (ул. Лестева, 20). Здесь помимо удобных и современных гостиной, спальни, кухни, санузла и прихожей есть бесплатный интернет и парковка. Правда, это удовольствие стоит уже 4500 за ночь, так что взвесьте соотношение цены и ноток комфорта и примите верное решение.

Паломническая гостиница

История Донского монастыря

Это сейчас Донской монастырь расположился в черте города, более того, в самом его историческом центре. Во времена своего основания (а это конец XVI века) он находился за городскими стенами, к югу от столицы. Первой постройкой стал маленький, компактный храм Донской Божией Матери, его и сейчас монахи и прихожане любовно называют Малым. Гораздо позднее был пристроен храм Донской иконы (сегодня – Большой храм), колокольня и стена с двенадцатью башнями и надвратными церквями. Монастырь был традиционным местом отдыха на пути «царского богомолья»: представители августейшей семьи останавливались здесь по дороге к Саввино-Сторожевской обители, поэтому и Донской монастырь не был обделен монаршей лаской.

Однако не только лишь одни времена благоденствия знала обитель. В 1771 году, в дни страшного Чумного бунта разъяренная толпа убила скрывшегося в стенах монастыря архиепископа, приказавшего убрать с городских ворот чудотворную целительную икону, в Отечественную войну монастырь до нитки обобрали наполеоновские солдаты. С 1920 года в стенах обители работал Антирелигиозный музей искусств, с середины 1930-х годов – Музей Архитектуры. И лишь в 1991 году Донской монастырь был вновь возвращен Московскому патриархату и была возобновлена монашеская жизнь обители, которой нынче руководит игумен Парамон (Голубка).

Достопримечательности Донского монастыря

Архитектурный ансамбль монастыря сложился в основном в XVI-XVII веках. К счастью, несмотря на все невзгоды, выпавшие на долю обители, большинство исторических построек сохранилось до сих пор.

  • Самым старым и, пожалуй, самым уникальным строением на территории монастыря является Малый собор Донской Божией Матери (Малый собор Донского монастыря). Это яркий пример одноглавого храма эпохи Бориса Годунова и единственный бесстолпный храм в русской архитектуре XVI столетия.
  • Большой собор Донской Божией Матери (Большой собор Донского монастыря) контрастирует со своим «старшим братом» своим масштабом и величием. Храм приподнят на высоком фундаменте, его окружает просторная галерея. Во внутреннем убранстве выделяется резной иконостас с образами знаменитого «фряжского письма», отличающегося максимально точным, достоверным изображением материального мира.
  • Над северными воротами возвышается церковь, освященная во славу Тихвинской иконы Божией Матери, на паперти которой сохранилась красивейшая кованная решетка XVII столетия.
  • Знаменитому стилю московского барокко соответствуют кирпичные монастырские стены, башни и дом наместника обители.
  • Церкви Архангела Михаила в свое время довелось побывать и усыпальницей рода Голицыных, и музеем мемориальной скульптуры. Сегодня в храме стоят только надгробия с монастырского некрополя.
  • В середине XVIII века колокольня Донского монастыря была самым высоким строением в окрестности. Сегодня столицу наводнили небоскребы, и высотой монастырской колокольни никого уже не удивишь, но она все равно упрямо тянется своим барочным куполом в небо.
  • Если вы хотите ощутить вокруг себя дух ушедшего в небытие русского дворянства, отправляйтесь прогуляться по тропинкам некрополя Донского монастыря. На старом Донском кладбище вы найдете захоронения самых влиятельных аристократических семей: Голицыных, Нарышкиных и других. Здесь же похоронены поэт В. Пушкин (родной дядя великого Александра Сергеевича), историк В. Ключевский, философ П. Чаадаев. Немалый интерес представляют и сами надгробия: здесь есть и барочные саркофаги из белого мрамора, и стилизации под египетские пирамиды, и колонны, венчающиеся «жертвенной» урной, и традиционные кресты, и скульптурные изображения ангелов и плакальщиц. Кладбище Донского монастыря открыто ежедневно (часы работы 8:00 – 18:30), на его территории проводятся экскурсии.

Донской монастырь на видео

Смотрите как выглядит Донский монастырь на видео. Приятного просмотра!

Донской монастырь в Москве, фото которого радуют глаз каждого туриста и паломника, – это безмолвное, но от этого не менее красноречивое напоминание всем нам о том, что сила духа поможет выстоять против самых страшных невзгод. Сколько их было за долгую историю обители – и не упомнишь все, а глядишь – монастырь все живет и процветает, и молится своим древним святыням, и открыт для каждого, кого нужда, благоговение или жажда познания привели к его гостеприимным стенам!

Донской монастырь был основан в 1591 году. Свое название монастырь получил благодаря чудотворной иконе Донской Божьей Матери, которая долгое время хранилась в Большом Соборе Донского монастыря.

После революции она была реквизирована и сейчас хранится в Третьяковской галерее. Лишь один день в году, 1 сентября, икону привозят в собор для праздничного богослужения.

Помимо нескольких храмов и самого старого московского кладбища, на территории монастыря находятся уникальные горельефы Храма Христа Спасителя, чудом сохранившиеся после его варварского уничтожения. Расположен монастырь в историческом центре Москвы на Донской площади.

Адрес: Москва, Донская площадь, 1−3

>Донской монастырь на карте (схема проезда)

Способы проезда до Донского монастыря

Благодаря удачному расположению, добраться до монастыря можно без труда на любом транспорте.

На метро

Ближайшая к монастырю станция метрополитена — «Шаболовская». Станция входит в структуру Калужско-Рижской линии. На схеме эта линия обозначена оранжевым цветом. От выхода из метро до Донского монастыря менее километра, поэтому проще всего пройти до него пешком примерно десять минут.

Выйдя из метро, поверните направо и по улице Шаболовка пройдите до Донской площади. Это же расстояние можно преодолеть на трамвае. От остановки «Метро Шаболовская» до остановки «Университет дружбы народов» едет трамвай №14.

Чуть дальше от Донского монастыря расположены станции метро «Тульская» (Серпуховско-Тимирязевская линия), «Ленинский проспект» (Калужско-Рижская линия) и «Гагарина» (Кольцевая линия). Но, все же, более удобно добираться до монастыря от станции метро «Шаболовская».

На трамвае

Если вам удобней доехать до монастыря на трамвае, нужно выбрать или №14, или №39. Выйти необходимо на остановке «Университет дружбы народов» и по Донской улице, минуя Донское кладбище, пройти к воротам монастыря.

На автобусе

Если вы выберете этот способ, чтобы приехать в монастырь, вам необходимы автобусы под номерами №111, №196, №М1, №Н1. Выйти нужно на остановке «Улица Стасовой» и по одноименной улице пройти 5 минут пешком до Донской площади, где вы и увидите Донской монастырь.

На троллейбусе

Возможно, вам будет удобнее именно этот транспорт. Тогда вам необходимы троллейбусы №4, №7, №М4, № М4К. Не пропустите остановку «Улица Стасовой». Улица с таким же названием приведет вас прямо к монастырю.

На автомобиле

Выбрав этот способ, стоит учесть загруженность автодорог в центре Москвы. К Донскому монастырю можно подъехать на машине, двигаясь по разным магистралям. Все зависит от того, откуда вы будете выезжать.

Донская площадь расположена между Садовым кольцом и Третьим транспортным кольцом. К монастырю ведет Ленинский проспект, улица Шаболовка, Донская улица, улица Серпуховской вал.

С Третьего транспортного кольца необходимо свернуть на Ленинский проспект. Повернув с проспекта на улицу Стасовой и проехав менее километра, вы окажетесь у Донского монастыря.

Двигаясь по Садовому кольцу, не пропустите съезд на улицу Житная. Повернув с нее налево на улицу Мытная, миновав проезд Апакова, поверните на улицу Шаболовка. Далее, свернув на 1-й Донской проезд, вы достигните цели маршрута.

Серпуховской вал и следующая за ним улица Орджоникидзе ведут к Донскому монастырю от Большой Тульской и Люсиновской улиц. Съехав с улицы Орджоникидзе на Донскую улицу, вы окажетесь прямо у монастырских ворот.

Как вы поняли, способов проезда к Донскому монастырю множество. Нужно только выбрать наиболее приемлемый для себя. А посетить Донской монастырь, конечно, стоит.

Если вы поклонник архитектуры, вас обязательно привлекут уникальные по красоте соборы и церкви. Кроме того, в монастырском парке можно полюбоваться на скульптуры, горельефы, житийные иконы.

А если вы относите себя к тафофилам (любителям прогулок по кладбищам), вас наверняка не оставит равнодушным самое старое московское Донское кладбище. Здесь нашли свой последний приют представители знатных русских фамилий, таких, как Трубецкие, Пушкины, Нарышкины, Голицыны.

Здесь похоронен Ключевский, Чаадаев, а также печально известная помещица Дарья Салтыкова. Независимо от того, с какими целями вы приедете в Донской монастырь, посетить его нужно обязательно.

Донской монастырь

Одним из самых старинных и почитаемых религиозных православных святынь Москвы является Донской монастырь. Его заложил еще в 1591 году крепко верующий царь Феодор Иоаннович.

Монастырь был выстроен на старинном Калужском шляхе в честь необъяснимого избавления Москвы от разрушения ханом Казы-Гиреем. На этом месте был стан русского войска, приготовившегося грудью стать на защиту Москвы против превосходящих по численности татарских орд. Когда войско хана уже было недалеко от столицы, набожный царь приказал свершить крестный ход с Донской иконой Божией Матери вокруг крепостных стен, окружавших в те времена Москву. После этого святыню разместили посередине русского войска в маленькой походной церкви. К тому времени эта икона уже имела громкую славу. Она была еще в 1380 году с князем Димитрием и его воинами во время битвы на Куликовом поле. Тогда русичи одержали победу, а икона, осенявшая их ратный подвиг, стала называться Донской и почитаться как защитница Руси.

Считается, что не только мужество русских воинов, их беззаветная храбрость, упорство и воинская смекалка, но и чудесная икона помогли 4 июля 1591 года отбросить захватчиков от стен Москвы, но бой продолжался. Русские воины готовы были биться с врагом и, если нужно, умереть на следующий день. Но утром 5 июля они с удивлением обнаружили, что войска Казы-Гирея бежали, бросив все свое походное имущество. Это посчитали чудом и ответом Божественных сил на молитвы, так как нападавших было больше. В благодарность за услышанную молитву царь основал Донской монастырь, куда и поместили икону-заступницу.

Современность и монастырь

При входе в Донской монастырь прихожан встречает танк с названием Дмитрий Донской, пушка и БТР. Эта боевая техника была выпущена на деньги священников и их прихожан во время войны с фашистской Германией. После окончания войны уцелевшая техника была направлена в монастырь, в качестве памятников.

В наше время Донской монастырь опять один из самых почитаемых и известных среди истинных верующих. А с точки зрения туриста можно сказать, что это самый красивый и интересный монастырь Москвы. Словно и не коснулось его подворья разрушительное время – тут очень уютно и зелено. Хотя теперь монастырь оказался в черте разросшегося города, но за стенами почти не слышно городского шума. Тут можно с легкой душой гулять среди старинных надгробий, размышлять о жизни, читать литературу, смотреть на горельефы храма Христа Спасителя.

Среди мощных монастырских стен когда-то нашли свой последний приют многие знаменитые деятели России, похороненные в старинном некрополе, среди них Жуковский, Деникин и Солженицын. Величественно смотрится главный собор монастыря. Красив и спокоен монастырский сад, особенно весной, когда в нем цветут яблони. Многочисленные тропинки пустынны и ухожены, деревья и цветы радуют глаз.

Весь облик и судьба Донского монастыря внушает трепет и волнует сердца не только православных, но и представителей других религий, и атеистов. Такая атмосфера высокой духовности связана с тем, что в этом монастыре запечатлелись самые светлые и самые мрачные страницы русской истории. Это прекрасное место для светлого умиротворения. Чувствуется, что высокие и толстые монастырские стены способны обезопасить душу от суетливого внешнего мира.

Видео:

Как добраться:

Монастырь
Донской монастырь

Западная стена Донского монастыря, на заднем плане — надвратная колокольня, 2010 год

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. №№: 771420435430006
771440981710006 (ЕГРОКН)
55°42′52″ с. ш. 37°36′07″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Москва, ЮАО, Донской район, Донская площадь, 1
Конфессия православие
Епархия Московская
Тип мужской
Основатель Феодор Иоаннович
Дата основания 1591 год
Наместник епископ Фома (Демчук)
Статус Охраняется государством
Состояние действует
Сайт donskoi.org
Донской монастырь на Викискладе

Донско́й монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в Москве. Был основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея. Монастырь закрыли в 1918-м в связи с изменением государственного строя. Возрождён в 1991 году.

История

XVI—XVII века

Донская икона Божией Матери работы Феофан Грека. Государственная Третьяковская галерея, 1390-е годы

Донской монастырь был основан царём Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий. Название обитель получила в честь Донской иконы Божией Матери, написанной, предположительно, в XIV веке Феофаном Греком. По преданию, этим образом преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву.

Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Божией Матери, называемый Старым или Малым. Его выполнили, предположительно, по проекту архитектора Фёдора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трёхступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений.

В Смутное время Малый собор был разграблен, историк Иван Забелин писал об этом времени:

Вскоре после смерти царя Фёдора Иоанновича наступило Смутное время нашей истории, время самозванства и междоцарствования, бедственное для всего государства и, особенно, для Москвы. Тогда престольная почти вся была сожжена и разорена поляками, так что современники очень справедливо обзывали это время — Московскою разрухою. Не избежал злого бедствия и новоучреждённый монастырь, который подвергся общей участи разрушения и опустошения. Так как он был собственно государевым строением, то в это безгосударственное время некому было о нём помнить; он был забыт и оставлен на попечение своей скудной братии.

С восхождением на царствование Михаила Фёдоровича обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году её приписали к Андреевскому монастырю. В 1673-м к Малому собору пристроили трапезную часть. Через пять лет, в память о победе над турками под Чигирином, были возведены два придела, увенчанные луковичными главами: южный — в честь преподобного Сергия Радонежского, северный — в память великомученика Фёдора Стратилата. В 1679 году храм расписали изографы Леонтий Чулков и Фёдор Евтиев. В 1683-м к Донскому монастырю были приписаны Шаровкин Успенский и Жиздринский Троицкий монастыри, а также Тихонова пустынь. В 1687-м в обители восстановили игуменство и изначальную самостоятельность.

Строительство Большого собора началось в 1684 году. В 1686-м он был возведён до глав, но затем работы приостановились из-за Крымского похода и истощения монастырской казны. Второй этап стройки начался через два года и был закончен к 1698-му. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. Резной семиярусный иконостас «фряжского письма» и иконы создавали резчики и иконописцы Оружейной палаты и Посольского приказа — Карп Золотарёв, Григорий Махотня, Родион Спиридонов, Андрей Михайлов и другие.

XVIII—XIX века

Донской монастырь в 1883 году Монастырская ограда, 2013 годТихвинская церковь над северными воротами, 2013 год

В течение XVIII века сформировался величественный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями на средства Якова Кириллова, сына думного дьяка Аверкия Кириллова, владевшего палатами на Берсеневской набережной с домовой Никольской церковью. В 1714-м над северными вратами обители построили церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году и велось под наблюдением трёх русских зодчих: с 1730 по 1733 год — Пьетро Антонио Трезини, в 1749-м — Дмитрия Ухтомского, достраивал колокольню архитектор Алексей Евлашев в 1750—1753 годах. После окончания работ на неё подняли колокола и установили часы. Через два года по прошению графини Софьи Головиной в ней освятили церковь во имя Захария и Елизаветы. Её устроили в четверике, а в восьмерике были созданы сквозные арки для колоколов. Во втором ярусе находился престол церкви Сергия.

В 1758—1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий. В 1771-м во время Чумного бунта в монастыре погиб архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Опасаясь эпидемии, он приказал убрать от Варварских ворот Китай-города Боголюбскую икону Божией Матери, что привело толпу в ярость, и скрывшегося в монастыре архиепископа убили. Его погребли в Старом Донском соборе.

В 1782—1785 годах итальянский художник Антон Клаудо расписал стены Большого собора евангельскими и библейскими сюжетами. В конце XVIII века внешний облик храма был изменён: надстроили основной объём четверика, скрыли ряды кокошников, кровля получила четырёхскатное завершение. Под шатровой колокольней и в трапезной части основного объёма и приделов были созданы места для погребения настоятелей.

Во время вторжении французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора.

В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию. В монастыре находилась также иконописная палата имени Н. Д. Селезнёва для обучения живописи и исполнения работ по заказам.

XX век

В 1914 году на территории Нового Донского кладбища монастыря освятили храм во имя преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской. В 1927-м его преобразовали в крематорий.

После Октябрьской революции, в 1918 году, в связи с изменением государственного строя Донской монастырь, как и многие другие религиозные учреждения, закрыли. С 1922-го в бывших казначейских покоях у северных врат монастыря содержался под арестом Патриарх Московский и всея Руси Тихон. В декабре 1924 года на него было совершено покушение, во время которого убили его келейника Якова Полозова. Тихон скончался через год, 25 марта, в клинике Бакуниных на Остоженке и был погребён в Малом соборе. Вскоре после ареста Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, в 1925 году, в монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория состоялось совещание десятерых архиереев, образовавшее «Временный высший церковный совет», что положило начало григорианскому расколу.

К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929-м музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. Ценные документы XVIII—XIX веков из архива монастыря были перемещены в государственные архивы — в Российский государственный архив древних актов и Центральный исторический архив Москвы.

В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. В него свезли детали, скульптурные фрагменты многих сносимых сооружений, в том числе храма Христа Спасителя, Сухаревой башни и церкви Успения Божией матери на Покровке. В церкви Архангела Михаила, в которой находилась усыпальница Голицыных, устроили музей скульптуры. В 1936-м в обитель привезли разобранные Триумфальные ворота, стоявшие на площади Белорусского вокзала. Их вновь собрали и установили на Кутузовском проспекте в 1967-м.

С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе. Во время хрущевских гонений храм было предложено закрыть, однако митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену удалось его сохранить, объединив с храмом Ризположения на Донской. После этого он стал действовать по праздникам и в дни Великого поста.

Современность

Бронетехника, установленная за входными вратами в 1990-х годах, 2008 год

30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы Русской православной церкви. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. Первым наместником назначили архимандрита Агафодора (Маркевича). В том же году в честь 400-летия монастыря в нём состоялся крестный ход во главе с патриархом Алексием II. В феврале 1992-го во время ремонта Малого собора был обнаружен гроб с мощами патриарха Тихона. Его причислили к лику святых, а останки перенесли в раку в Большой собор. В 1998-м возобновили богослужение в храме Серафима Саровского.

В 1990-х годах, по мнению исследователей, исторически сложившийся облик обители был искажён поставленной сразу за входными вратами бронетехникой, уцелевшей в Великой Отечественной войне, и новыми постройками. В конце 1990-х — начале 2000-х годов при наместнике Агафодоре интерьер трапезной Малого собора расписал художник Алексей Россаль-Воронов. За эти росписи художник был удостоен патриаршей награды — медали преподобного Сергия Радонежского.

В 2014—2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объёмов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Фасады окрасили в цвет, обнаруженный при натурном обследовании, воссоздали растёсанные окна XVI века.

  • Горельефы снесённого храма Христа Спасителя, 2011
  • Мелхиседек встречает Авраама с пленёнными им царями. Скульптор Александр Логановский

  • Встреча Давида, победившего Голиафа. Скульптор Александр Логановский

  • Воин Георгий. Скульптор Николай Рамазанов

  • Мириам, воспевающая победу своего народа над врагами. Скульптор Александр Логановский

  • Девора, призывающая народ к борьбе с поработителями. Скульптор Александр Логановский

Архитектурный ансамбль

Малый собор, 2011 год Большой собор, 2008 год Храм Иоанна Лествичника, 2010 год Храм праведников Захарии и Елисаветы, 2009 год Церковь Иоанна Златоуста, 2011 год

Малый собор Донской иконы Божией Матери

Древнейший храм-памятник русскому воинству в монастыре, возведённый в формах московской архитектуры XVI века. В первоначальном виде в плане он был почти квадратным, с тремя округлыми апсидами. Его объём завершался тремя ярусами кокошников, световым барабаном и шлемовидным куполом. Позднее к собору, по распоряжению царя Фёдора Алексеевича, пристроили с севера и юга два придела — великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия. В том же году с запада возвели трапезную, в 1679-м была сооружена шатровая колокольня, а шлемовидный купол заменили существующей главой. В конце XVII века собор и приделы расписывали мастера Оружейной палаты живописцы Леонтий Чулков и Фёдор Евтиев. Под храмом находятся ряд захоронений, среди них — чугунная плита над прахом фельдмаршала Николая Репнина. Основной объём постройки перекрыт трёхступенчатой пирамидой кокошников, завершающейся куполом на стройном барабане. Реставрационные работы, проведённые в 1950—1952 годах по проекту искусствоведа Николая Соболева, вернули храму первоначальные формы обрамления порталов и окон.

Большой собор Донского монастыря

Является архитектурной доминантой монастыря. Был возведён в 1698 году и освящён митрополитом Сарским и Подонским Тихоном (Воиновым). Под алтарём собора в 1712-м имеретинским царём Арчилом был создан придельный храм Сретения Господня — усыпальница царей Имеретинских, царевичей и князей грузинских Дадианов и Багратионов. В 1748 году по чертежу Василия Обухова к собору с юга пристроили двухэтажную ризницу с характерными для того времени барочными наличникам. В 1752-м на вклады купца Кузьмы Замятина в храме были устроены чугунные полы из литых плит с шаблонным орнаментом, которые сохранились до настоящего времени.

Собор лепестковой формы венчают вызолоченные пять глав — большая в центре и четыре вокруг, ориентированные по сторонам света. Основной объём окружён широкой двухъярусной арочной галереей. К ней с запада, севера и юга примыкают три лестничные паперти, выстроенные на сводах, опирающихся на двойные столбы в арках.

Восьмиярусный иконостас Большого собора был создан в несколько этапов. В 1695 году Карп Золотарёв создал два нижних ряда, через год Абросим Андреев и Григорий Алексеев воздвигли «апостольский» ярус с резными декорами. В 1699-м иконостас был завершён этими же мастерами. Бо́льшая часть икон относится к XVII веку, за исключением Донской иконы Богоматери — конца XV столетия.

Освящён 18 августа 1991 года.

Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери

Главный вход в церковь расположен напротив Большого собора, с северной стороны ограды. По мнению историка Игоря Грабаря, её архитектором был Иван Зарудный. Выполненная в стиле московское барокко, она имеет звёздообразный план и четыре яруса. Верхний уровень отделён от внутреннего пространства сводами с открытыми арками и предназначен для звонницы. В этом храме было разрешено молиться патриарху Тихону во время заточения. Около паперти сохранилась чугунная кованая решётка начала XVIII века. Иконостас поставлен в 1782 году на средства Аграфены Татищевой.

Храм праведников Захарии и Елисаветы

Первое упоминание об устройстве колокольни относится к марту 1730 года, когда настоятель монастыря архимандрит Илларион (Рогалевский) обратился к императрице Анне Иоанновне с прошением выделить средств на строительство. К 1753-му были завершены основные работы по отделке проездных ворот, собора и колокольни. В 1755 году в нижнем ярусе колокольни освятили храм во имя праведных Захария и Елизаветы. После разорения монастыря французскими войсками в 1812 году он был упразднён, а в его помещении расположился архив монастыря.

В 1980-е годы Музеем архитектуры была проведена комплексная реставрация западных ворот с церковью-колокольней. Фасады здания получили первоначальный барочный облик XVIII века. В середине 1990-х храм восстановили. Тогда же в проездной арке ворот художница Н. П. Ермакова выполнила росписи с сюжетами из истории монастыря.

Храм преподобного Александра Свирского

Возведён в 1786—1789 годах в честь небесного покровителя графа Николая Зубова. Выполнен в стиле классицизм, фасады украшают пилястры. К 1950-му интерьер был полностью утрачен, его восстановили 1996 году, заново расписав и установив новый иконостас.

Храм преподобного Иоанна Лествичника

Построен в 1898 году в стиле русский историзм на средства генерал-майора И. Ф. Терещенко. Первоначально это была часовня-усыпальница для его семьи, позже переоборудованная в церковь. С западной части к храму примыкает закрытое крыльцо-паперть. Стены украшены декоративными орнаментами из формового кирпича и лепными деталями. Фасады были отреставрированы в 1989-м, через год восстановили росписи интерьера. В середине 1990-х годов в храме установили новый иконостас.

Церковь Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины

Выполнена в византийском стиле по проекту Альфонса Венсана в 1888—1891 годах на средства Е. А. Первушиной, в память мужа Ивана Андреевича, как родовая усыпальница. Возведение храма происходило под руководством архитекторов Владимира Шера, В. П. Гаврилина и М. П. Иванова. В нижнем ярусе в 1897-м освящена придельная церковь великомученицы Екатерины. В 1980-е годы внутри размещались фототека и фонды Музея архитектуры.

Храм преподобного Серафима Саровского и Анны Кашинской

Построен по проекту Зиновия Иванова в 1904 году на Новом кладбище с тремя престолами и звонницей над западным входом. В 1927-м был переделан в крематорий под руководством Дмитрия Осипова.

Храм Георгия Победоносца

Построен в 2000 году, расписан в 2001-м в технике сухой фрески. Представляет собой восьмерик, декорированный плоскими пилястрами. Увенчан округлой крышей и ярусом колокольного звона.

Церковь святителя Тихона, патриарха Всероссийского

Была основана в 1997 году по благословению патриарха Алексия II. Выполнена из кирпича, покрыта кровлей на восемь скатов. Храм увенчан луковичной главой на высоком барабане, декорированном в нижней части кокошниками. Интерьер расписан в 1998-м художницей Н. П. Ермаковой. В цокольной части находится крипта с приделом в честь благоверного князя Вячеслава Чешского.

Церковь Михаила Архангела

Построена на средства княгини Анны Голицыной в 1806—1809 годах на месте обветшавшей церкви во имя Евфимия Великого, возведённой в 1714-м. Выполнена в стиле русский ампир по проекту Ивана Евготова и представляет собой кубический объём, увенчанный главой на широком барабане. С запада прежнего храма была больница, обращённая при перестройке в трапезную. В 1894 году по проекту архитектора М. П. Иванова к храму пристроили каменные тамбуры для входа в усыпальницу с северного и южного фасадов. В ней похоронены участники Отечественной войны 1812-го — князья Дмитрий и Николай Голицыны, Алексей Щербатов. В 1990-х годах была проведена реставрация: раскрыли росписи, в центральном барабане восстановили изображение Христа Пантократора, в простенках окон — изображения ангелов, а на парусах — образы евангелистов.

Церковь в честь князя Александра Невского возведена в 2006 году на месте бывших монастырских огородов. Венчается барабаном и луковичной главой.
Часовня-усыпальница Левченко построена в начале XX века в неорусском стиле по проекту архитектора Романа Клейна.

  • Иконостас Большого собора, 2010 год

  • Иконостас церкви Иоанна Златоуста и великомученицы Екатерины, 1890 год

  • Храм Святителя Тихона, 2010 год

  • Храм Михаила Архангела, 2010 год

  • Мозаичная икона Спасителя у входа в Донской монастырь, 2010 год

Некрополь

Похороны Александра Солженицына, 2008 год Основная статья: Некрополь Донского монастыря

Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нём похоронены писатели, поэты, архитекторы, учёные: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Пётр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели. Уникальным надгробием барочного типа является саркофаг генерал-поручика Александра Брюса. Образцом надгробия позднего классицизма является памятник на могиле княжны Анны Петровны Кожуховой — «Скорбящий гений», выполненный из меди скульптором Иваном Мартосом.

К началу XX века монастырский некрополь был переполнен. Московские власти приняли решение отвести территорию к югу от монастыря под Новое Донское кладбище, захоронения на котором продолжались на протяжении почти всего XX столетия. На старом кладбище новые захоронения разрешены лишь в порядке исключения.

В 2000-х годах в монастырском некрополе был перезахоронен прах выдающихся деятелей белой эмиграции: Ивана Шмелёва, Антона Деникина, Ивана Ильина, Владимира Каппеля. В 2008-м за алтарём храма Иоанна Лествичника похоронили писателя и общественного деятеля Александра Солженицына.

  • Грузинские царские могилы, 1913 год

  • Могила Авдотьи Семеновны Бове, 2013 год

  • Надгробие Матвея Дмитриева-Мамонова, 2013 год

  • Могила Платона Голубкова, 2013 год

  • Могила Василия Иловайского, 2013 год

Служители монастыря

Список настоятелей Архимандриты

  • архимандрит Антоний (Одинович) (7 июля 1689—1705)
  • архимандрит Лаврентий Грузинец (1705—1720)
  • архимандрит Иоаким (Струков) (24 декабря 1721 — 4 июня 1727)
  • архимандрит Иларион (Рогалевский) (24 октября 1728—1732)
  • архимандрит Порфирий (Крайский) (12 мая 1747 — 30 мая 1748)
  • архимандрит Иоанн (Козлович) (8 мая 1748—1753)
  • архимандрит Варлаам (Лещевский) (ум. в 1774)
  • архимандрит Феофилакт (Горский) (1774 — 18 сентября 1776)
  • архимандрит Аввакум (Миланкович) (1779 — 1 марта 1792)
  • архимандрит Иакинф (Карпинский) (1795—1797)
  • архимандрит Евлампий (Введенский) (1798—1801)
  • архимандрит Виктор (Антонский-Прокопович) (1801—1809)
  • архимандрит Иоанн (Терликов) (15 февраля 1810 — 12 августа 1814)
  • архимандрит Симеон (Крылов-Платонов) (12 августа 1814 — 27 февраля 1816)
  • архимандрит Амвросий (Рождественский-Вещезеров) (7 марта 1816 — 15 июля 1817)
  • архимандрит Евгений (Казанцев) (1817—1818)
  • архимандрит Парфений (Чертков) (17 июня 1819 — 21 августа 1821)
  • архиепископ Дионисий (Цветаев) (21 июля 1821—1823)
  • архимандрит Афанасий (Петриев) (1823—1832)
  • архимандрит Феофан (Александров) (14 ноября 1832 — 6 июля 1850)
  • архимандрит Симеон (Авдуловский) (1848 — 21 февраля 1852)
  • архиепископ Евгений (Казанцев) (1854 — 27 июля 1871)
  • архимандрит Исидор (Борисов) (1899 — 19 октября 1890)
  • епископ Григорий (Полетаев) (17 декабря 1900 — 8 июня 1906)
  • Иннокентий (Ястребов) (1915—1917)
  • Никон (Пурлевский) (1918—1920)
  • архимандрит Алексий (Палицын) (1922—1924)

Наместники

  • архимандрит Агафодор (Маркевич) (1991 — 25 декабря 2009)
  • епископ Кирилл (Покровский) (25 декабря 2009 — 26 июля 2012)
  • епископ Парамон (Голубка) (26 июля 2012 — 26 февраля 2019)
  • епископ Фома (Демчук) (с 26 февраля 2019 года)

Примечания

  1. 1 2 Погосбекян, 1988, с. 5.
  2. 1 2 3 Донской монастырь. Православие.ru. Дата обращения 19 июля 2018.
  3. Вострышев, 2012.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Мудрова, 2010.
  5. 1 2 Донской монастырь. Узнай Москву. Дата обращения 19 июля 2018.
  6. Каршилов, 2012, с. 23.
  7. Никон, 2014, с. 4—5.
  8. Владимирова, 2012, с. 25.
  9. Каршилов, 2012, с. 46.
  10. 1 2 Паламарчук, 1992, с. 244—251.
  11. Кириллова, 2008.
  12. Погосбекян, 1988, с. 8.
  13. Никон, 2014, с. 6.
  14. Кириллова, 2016, с. 35—50.
  15. Каршилов, 2012, с. 31.
  16. Донской монастырь. Moscow.org. Дата обращения 19 июля 2018.
  17. Каршилов, 2012, с. 32.
  18. Архивные материалы о приходе и общине Сретенского монастыря в 1925 году. Православие.ru. Дата обращения 19 июля 2018.
  19. Постернак, 2005, с. 114—132.
  20. Владимирова, 2012, с. 26.
  21. Домбровский, 2007, с. 10.
  22. https://monasterium.ru/publikatsii/stati/obitel-krepost-nekropol-muzey/
  23. Каршилов, 2012, с. 85.
  24. Домбровский, 2007, с. 11.
  25. 1 2 Донской ставропигиальный мужской монастырь. Patriarchia.ru. Дата обращения 19 июля 2018.
  26. Обитель строгого режима. Донской монастырь перестает быть общенародным достоянием. Независимая газета (18 августа 2004). Дата обращения 29 июля 2018. Архивировано 4 июня 2012 года.
  27. Исторический очерк, 1997, с. 15—16.
  28. Паламарчук, 1992, с. 251—253.
  29. Погосбекян, 1988, с. 6.
  30. Каршилов, 2012, с. 43.
  31. Домбровский, 2007, с. 87.
  32. Божутина Т. Д. Сретенский храм Донского монастыря и формирование некрополя грузинских деятелей в Донском монастыре // Россия — Грузия. Диалог культур: Сб. ст. по мат-лам конф. 2013 года и науч. чтений 2014 года, посв. памяти Давида Ильича Арсенишвили. — М.: Музей им. Андрея Рублева, 2015. — (Труды ЦМиАР; т. XI). — С. 143—146. — ISBN 978-5-906538-03-1.
  33. Никон, 2014, с. 8—10.
  34. Каршилов, 2012, с. 47.
  35. Паламарчук, 1992, с. 253—255.
  36. Домбровский, 2007, с. 21.
  37. Погосбекян, 1988, с. 7.
  38. Сорок Сороков АО «Книга и бизнес», 1992
  39. Погосбекян, 1988, с. 9.
  40. Никон, 2014, с. 15.
  41. 1 2 Никон, 2014, с. 16.
  42. Никон, 2014, с. 19.
  43. Никон, 2014, с. 20.
  44. Паламарчук, 1992, с. 257—260.
  45. Никон, 2014, с. 21.
  46. 1 2 Паламарчук, 1992, с. 257—261.
  47. Никон, 2014, с. 23.
  48. Никон, 2014, с. 22.
  49. Домбровский, 2007, с. 15.
  50. Никон, 2014, с. 18—19.
  51. Никон, 2014, с. 24.
  52. Погосбекян, 1988, с. 12—13.
  53. Церемония перезахоронения праха генерала Деникина и философа Ильина. Patriarchia.ru (3 октября 2005). Дата обращения 29 июля 2018.
  54. На могиле генерала Каппеля в Донском монастыре установлен крест. Patriarchia.ru (2007-09-0). Дата обращения 29 июля 2018.
  55. Александр Солженицын похоронен на кладбище Донского монастыря. Православие.ru. Дата обращения 6 августа 2008.
  56. Исидор (Борисов) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Литература

Донской монастырь на Викискладе

  • Аренкова Ю., Мехова Г. Донской монастырь. — М.: Искусство, 1970. — 160 с.
  • Артюшенко М. Московский Донской монастырь в Отечественную войну 1812 г. // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». — 2016. — С. 35—50.
  • Владимирова Е. Великие храмы России. — М.: Эксмо, 2012. — 256 с. — ISBN 978-5-699-53662-7.
  • Вострышев М. Москва православная. Все храмы и часовни. — М.: Алгоритм, 2012. — 544 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1.
  • Домбровский И. Некрополь Донского монастыря. — М.: Минувшее, 2007. — 266 с.
  • Донской монастырь: исторический очерк. — М.: Авиаиздат, 1997. — 20 с.
  • Каршилов Е. Донской монастырь. — М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь УКИНО «Духовное преображение», 2012. — 94 с.
  • Кириллова Г. Сторож-монастырь и его тайны // Московская перспектива. — 2008. — № 62.
  • Мудрова И. Великие монастыри. 100 святынь православия. — М.: Центрполиграф, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-227-02076-5.
  • Никон (Головко), Божутина Т., Стародубцев О. Донской ставропигиальный мужской монастырь. Донской ставропигиальный мужской монастырь: путеводитель. — М.: Донской ставропигиальный мужской монастырь, 2014. — 32 с.
  • Погосбекян М. Донской монастырь: (Метод. рекомендации к экскурсии). — М., 1988. — 29 с.
  • Постернак О. Музейная деятельность на территории Донского монастыря в 1920-1930-е годы // Вест. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2005. — № 4. — С. 114—132.
  • Сорок Сороков. Кремль и монастыри / под ред. П. Паламарчука. — М.: Кром, 1992. — Т. 1. — 415 с.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

VIAF: 150937709 · WorldCat VIAF: 150937709

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

Главная / Москва / Монастыри Москвы / Донской монастырь

Вокруг древних стен обители спокойно и благостно. Донской монастырь, построенный когда-то в тиши и глуши, со временем оказался почти в самом центре Москвы, неподалёку от Шаболовки. Эти стены овеяны легендами, а если войти внутрь, вам откроется прекрасный, ни с чем не сравнимый мир. Здесь можно по-настоящему почувствовать историю, ощутить ускользающее время.

История этой обители, как зеркало, отражает непростую историю России. Архитектурный ансамбль Донского монастыря складывался веками, а началось всё в 1591 году. Огромное войско крымского хана Газы-Гирея подступало к Москве. Царь Фёдор Иоаннович вместе с Борисом Годуновым готовились встретить неприятеля, Годунов собрал войско, а царь повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с чудотворной иконой Богородицы, прозванной Донской. Потом её поместили в походной церкви русского войска, за столетие до того чудотворная икона была преподнесена донскими казаками великому князю Дмитрию. По преданию, она помогла ему одолеть самого Мамая на Куликовом поле. С тех пор считалось, что чудотворный образ способствует русскому воинству в ратных делах. Набожный царь Фёдор Иоаннович провёл в молитве перед Донской иконой всю ночь. Именно в то время, когда молился царь, монгольское войско покинуло позиции, даже не вступив в бой.

В память о той чудесной победе на месте походной церкви был возведён храм, сейчас его называют Малым или Старым собором. Его отличают изысканность и лёгкость, особенно изящно выглядит венчающая храм пирамида кокошника. С той постройки и началась история Донского монастыря в Москве, на протяжении которой обитель не раз уничтожалась и возрождалась вновь. В смутные времена монастырь был разорён поляками и долго стоял в запустении. Жизнь вернулась сюда уже при воцарении Романовых. Через сто лет после основания, вокруг монастыря возвели красные крепостные стены с двенадцатью ажурными башнями, а на пожертвования любимой сестры царя Петра I, Екатерины Алексеевны, был построен ещё один храм — Большой собор Донской иконы Божией Матери.

В Большом соборе находится одна их главных святынь монастыря — икона Донской Божией Матери, список с первой чудотворной иконы, который был сделан в конце XVI века специально для этого монастыря. Позже его также стали почитать чудотворным. А первая Донская икона долгое время находилась в Благовещенском соборе Кремля, домовой церкви русских царей. Теперь этот шедевр древнерусской живописи хранится в Третьяковской галерее. Один раз в году, 1 сентября, на праздник Донской иконы, в монастыре встречаются оба чудотворных образа. Раньше первую икону, одну из самых чтимых в России, приносили из Благовещенского собора Кремля крестным ходом, даже русские цари считали долгом и честью пройти этот путь.

За четыреста лет своей истории Донской монастырь повидал немало трагедий. Одно из самых драматических событий произошло здесь в сентябре 1771 года, когда в Москве вспыхнула чума. С мольбой об исцелении толпы горожан, и больные, и здоровые, прикладывались к иконе Боголюбской Божией Матери на площади у Варварских ворот. Опасаясь распространения болезни, архиепископ Амвросий, один из образованнейших людей своего времени, распорядился икону убрать. Тогда народ взбунтовался: сначала толпа разгромила Чудов монастырь в Кремле, а на следующий день отправилась в монастырь Донской, где укрылся архиепископ, где растерзала его. Впоследствии Амвросий был захоронен в Малом соборе, надгробный памятник с места его погребения сохранился до сих пор, но самые древние захоронения монастыря можно увидеть в подклете Большого собора, где разместился ещё один храм — Сретенский. Здесь находится усыпальница грузинских князей, в ней захоронены почти все жившие в Москве представители знатных грузинских родов, а более поздние захоронения находятся на территории Донского некрополя.

Расписание богослужений

В воскресенье: в 6:40 — часы III и IV, ранняя литургия, в 8:40 — часы III и VI, средняя литургия, по окончании — водосвятный молебен с акафистом святителю Тихону, в 9:40 — часы III и VI, поздняя литургия, по окончании — лития об усопших, в 17:00 — всенощное бдение с акафистом святителю Тихону.

В субботу: в 7:00 — полунощница, в 7:40 — часы III и VI, литургия, по окончании — лития об усопших, в 9:30 — молобен с акафистом святителю Тихону и водосвятием, в 10:00 — часы III и VI, поздняя литургия, в 17:00 — всенощное бдение.

В остальные дни: в 7:00 — полунощница, в 7:40 — часы III и VI, литургия, по окончании — лития об усопших, в 9:30 — молобен с акафистом святителю Тихону и водосвятием, в 16:40 — вечернее богослужение.

В среду в 17:00 совершается всенощное бдение с акафистом Донской иконе Божией Матери.

Посещение некрополя с 8:00 до 18:30 ежедневно.

Официальный сайт Донского монастыря

Адрес

Москва, Донская площадь, 1
+7 (495) 954-10-10, 954-48-57, 952-1646 (дежурный), 952-02-63

Некрополь Донского монастыря — одно из самых старых кладбищ Москвы, ведь большинство из них появилось только в конце XVIII века, когда во время эпидемий чумы было запрещено хоронить умерших в городе. Некрополь появился на сто лет раньше — в конце XVII века, спустя век, в «Истории» Карамзина, он уже упоминается как главное кладбище высшего русского дворянства и богатого купечества. Здесь могилы Долгоруких, Голицыных, Трубецких. Посещение Донского некрополя можно назвать встречей с давно ушедшей Россией, которая подарила нам великую культуру, великий язык. Здесь лежат историк Ключевский, писатель Сумароков. Здесь же покоятся многие родственники Пушкина — например, дядя поэта, Василий Львович Пушкин. Поэт очень переживал эту смерть, он был очень близок дяде. Пушкин сам организовал похороны, участвовал в рассылке приглашений на отпевание и погребение, сам нёс гроб до могилы, на его деньги был поставлен памятник, который стоит и поныне. Пушкин часто бывал в этом некрополе, он любил это место. Здесь же покоятся и многие друзья Пушкина — декабристы, тут похоронены многие представители известных московских родов, участники войны 1812–14 годов, представители интеллигенции, медицины.

Донскую обитель формально закрыли уже в 1918 году, но монастырская жизнь там продолжалась до конца 20-х годов. Все храмы были закрыты для богослужений в 1929 году, одно время в Малом соборе размещалось общежитие метрополитена. Новая власть не щадила обломки старого — уничтожались люди, обычаи, памятники, но старый некрополь уцелел во многом благодаря тому, что в 1934 году здесь открылся музей архитектуры. Донской монастырь не случайно иногда называют архитектурным кладбищем, в советское время ему довелось укрывать в своих стенах ещё и осколки погибшей Москвы — сюда свозили фрагменты многих уничтоженных памятников. Фрагменты фриза разрушенного храма Христа Спасителя были перенесены в монастырь.

Одна из старейших обителей Москвы, Донской ставропигиальный мужской монастырь, находится недалеко от метро Шаболовская.

Слово «ставропигиальный» значит, что монастырь подчиняется непосредственно патриарху, минуя епархиальные власти.

Основана обитель в 1591 году в память скором «чудесном» отступлении крымского хана Казы Гирея.

Место для монастыря было выбрано не случайно. Когда Казы-Гирей подошел уже совсем близко к Москве, царь Федор Иоаннович приказал совершить крестный ход с Донской иконой вокруг столицы и всю ночь молился перед ней, а затем велел поместить ее в походную церковь русских войск.

По преданию, этой иконой, написанной Феофаном Греком, преподобный Сергий Радонежский в 1380 году благословлял князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Русские войска победили, и с тех пор икона считалась чудотворной. Враги отступили и на этот раз, а в честь победы на месте русского лагеря был основан монастырь.

К тому времени вокруг Москвы уже были выстроены Новодевичий, Симонов и Андронников монастыри. Донской стал еще одной крепостью, защищавшей подступы к Москве.

Мощные стены и узорчатые башни напоминают Новодевичий монастырь. Возведены они были на средства сына думного дьяка Аверкия Кириллова, впоследствии постригшегося в монахи в Донской монастырь.

Северная стена с надвратной церковью Тихвинской иконы Божьей матери. В Донском монастыре я была в конце апреля, когда листья еще не распустились.

Западная стена с надвратной колокольней и главным входом с воротами, подаренными донскими казаками.

Пятиглавый Большой собор был построен в 1698 году. В соборе сохранился золоченый живописный иконостас. Ранее здесь находилась главная святыня, Донская икона, впоследствии перенесенная в Третьяковскую галерею.

Каждый год 1 сентября икону доставляют из музея в Большой собор, где перед ней совершается литургия при огромном стечении верующих.

Слева от Большого собора – закрытая территория с палатами архимандрита, несколькими небольшими храмами и часовнями.

Монахи у Братской кельи.

Нарядный Малый собор, построенный в 1593 году в честь Донской иконы по приказу Бориса Годунова.

В каждом русском монастыре существовали захоронения. В Донском также есть обширный древний некрополь.

Здесь похоронены философ Петр Чаадаев, историк Ключевский, отец русской авиации Николай Жуковский, архитектор Осип Бове, знаменитая помещица Салтычиха и многочисленные представители русского дворянства: Голицыны, Трубецкие, Нарышкины, Вяземские, Долгоруковы, Глебово-Стрешневы. Также тут находятся могилы дяди и бабушки А.С.Пушкина.

Многие надгробия выполнены известными архитекторами, на некоторых имеются масонские символы.

Акунин в «Кладбищенских историях» написал так: «Если хотите понять и почувствовать Москву, погуляйте по Старому Донскому кладбищу. Если день, погода и ваше душевное состояние окажутся в гармонии с антуражем, вы ощутите себя частицей того, что было прежде, и того, что будет потом.»

За Большим собором — храм Иоанна Лествичника.

Территория у северных стен.

Молодой яблоневый сад:

На восточной стене обители — впечатляющие горельефы Храма Христа Спасителя, снятые с него перед взрывом.

Храм Архангела Михаила – фамильная усыпальница Голицыных.

Часовенка.

У монастырской стены стоит танк «Дмитрий Донской» и другая военная техника. Они оказались тут не случайно. Во время ВОВ на средства верующих была построена колонна из 40 танков, принимавшая участие в обороне Москвы. Уцелевшая техника хранилась в разных военно-исторических музеях, а в 2003 году была передана в дар обители.

Неподалеку монахи устроили огородик.

А еще здесь пекут вкусные пирожки.

За свою историю монастырь многое повидал. В Смутное время его грабили поляки, в 1812 году – французы. Во время Чумного бунта в 1771 году разъяренная толпа растерзала архиепископа Амвросия, пытавшегося здесь укрыться.

В советские годы монастырь не действовал, в нем был открыт Антирелигиозный музей, а затем – музей архитектуры, куда свозили фрагменты разрушенных храмов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *