Раб божий почему

Здравствуйте. Скажите, почему мы называемся Рабы Божьи а не Дети Божьи, и отождествляя хлеб и вино с телом и кровью Иисуса, зачем мы должны его поедать??

Здравствуйте Ирина!

Спасибо за вопрос — важная тема. Бог – отец огромной семьи, состоящей из небесной и земной сфер. Небесная состоит из ангелов, или небесных сыновей Бога, а земная — из людей, которые станут земными детьми Бога.

Когда первый земной сын Бога, Адам, восстал против Создателя, человеческий род был трагически отлучен от своего любящего Отца (Луки 3:38). Из-за мятежа Адам утратил для себя и своих еще не рожденных потомков почетное право быть детьми Бога. Служитель Бога Моисей под вдохновением свыше описал, к чему это привело: «Они развратились пред Ним, они не дети Его по своим порокам». Из-за «пороков», или греховной сущности, люди оказались отчужденными от Бога, который свят и совершенен во всем (Второзаконие 32:4, 5, Исаия 6:3). Можно сказать, что в каком-то смысле человечество осталось без Отца (Эфесянам 2:12).

В Библии написано, чтоДети Бога не поступают греховно (1 Иоанна 3:1—24). Также написано: «Все ведомые Божьим духом — сыновья Бога» (Римлянам 8:14)

Дети Бога проявляют любовь, соблюдая его заповеди, и благодаря этому верой побеждают мир. Таким образом, называться Сыном Бога – большая честь, которой достоин тот, что предан Богу и живет по его законам.

Но разделенное с Богом человечество оказалось в жестокой власти Сатаны и страдает от несущего смерть унаследованного греха и несовершенства (Написано: «А потому, как через одного человека грех вошёл в мир, а через грех — смерть, и таким образом смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили» (Римлянам 5:12;) А еще Написано: «…. весь мир лежит во власти Злого» (1 Иоанна 5:19).

Могут ли несовершенные создания стать детьми Бога и быть такими же, какими были Адам и Ева, до того как согрешили?

Да, наш любящий Отец не забыл о любящих его несовершенных людях (1 Коринфянам 2:9)… Апостол Павел писал: «Бог через Христа примиряет с собой мир, не вменяя людям их проступков» (2 Коринфянам 5:19).

Бог посредством Иисуса Христа предоставил выкуп за наши грехи (Матфея 20:28; Иоанна 3:16). С глубокой благодарностью апостол Иоанн сказал: «Смотрите, какую любовь проявил к нам Отец, чтобы мы назывались детьми Бога» (1 Иоанна 3:1). Для всех послушных людей открылась возможность вновь соединиться с семьей Иеговы (согласно Библии – имя Всевышнего Бога).

Написано: «Христос, … в назначенное время умер за нечестивых людей… Бог же показывает нам свою любовьтем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками.Поэтому, объявленные теперь праведными благодаря его крови, тем более через него спасёмся от гнева.… мы примирились с Богом через смерть его Сына» (Римлянам 5:6-10).

Итак, в будущем Бог намерен усыновить всех послушных ему людей и таким образом и небесная семья – ангелы и земная семья – люди, станут одной общей семьей Бога, написано:»В согласии с его благоволением, которое он замыслил в самом себе для управления делами по истечении назначенных времен, чтобы собрать все во Христе — что на небесах и что на земле» (Эфесянам 1:9, 10). «и через него (Иисуса) примирить с собой всё остальное — что на земле и что на небесах,— заключив мир посредством крови, пролитой им на столбе мучений» (Колоссянам 1:20).

Иисус ради нас, чтобы выкупить нас из рабства греха и смерти, добровольно отдал себя в жертву. Поэтому вино – символизирует Его пролитую кровь, а незаквашенный хлеб – Его святое тело. Однако, от этих символов могут принимать лишь те, кто этого достоин. В библии написано: » И всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьёте из этой чаши, вы провозглашаете смерть Господа, пока он не придёт..И потому, кто ест хлеб или пьёт чашу Господа недостойным образом, на том будет вина за тело и кровь Господа. Пусть человек, исследовав себя, сначала убедится в том, что он достоин, и тогда пусть ест хлеб и пьёт из чаши. А кто ест и пьёт, не осознавая, что это тело, ест и пьёт себе в осуждение» (1 Коринфянам 11:26-29).

Как вы думаете, действительно ли все те люди, которые принимают от этих символов, достойны этого?

Если у вас есть вопросы, или что-то осталось непонятным, пожал.пишите

>Противоречие: Одобряет ли Бог рабство?

Да

  • И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. — Бытие 9:25-27
  • И Авраму хорошо было ради ее; и был у него … рабы и рабыни. — Бытие 12:16
  • Аврам … вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал до Дана. — Бытие 14:14
  • И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей. — Бытие 16:8-9
  • Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. — Бытие 17:12-13
  • И взял Авимелех … рабов и рабынь, и дал Аврааму. — Бытие 20:14
  • Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим: Он дал ему … рабов и рабынь. — Бытие 24:35
  • И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой. — Бытие 26:19
  • И сделался этот человек весьма, весьма богатым … рабынь, и рабов. — Бытие 30:43
  • А всякий раб, купленный за серебро, когда обрежешь его, может есть ее. — Исход 12:44
  • Не желай дома ближнего твоего … ни раба его, ни рабыни его. — Исход 20:17
  • Если купишь раба Еврея… — Исход 21:2
  • Если кто продаст дочь свою в рабыни… — Исход 21:7
  • А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан; но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро. — Исход 21:20-21
  • Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз… — Исход 21:26-27
  • Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями. — Исход 21:32
  • должен заплатить; а если нечем, то пусть продадут его за украденное им. — Исход 22:3
  • Если кто переспит с женщиною, а она раба, обрученная мужу, но еще не выкупленная, или свобода еще не дана ей, то должно наказать их, но не смертью, потому что она несвободная. — Левит 19:20
  • Если же священник купит себе человека за серебро, то сей может есть оную; также и домочадцы его могут есть хлеб его. — Левит 22:11
  • Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской. — Левит 25:39
  • А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас; также и из детей поселенцев, поселившихся у вас, можете покупать, и из племени их, которое у вас, которое у них родилось в земле вашей, и они могут быть вашей собственностью; можете передавать их в наследство и сынам вашим по себе, как имение; вечно владейте ими, как рабами. — Левит 25:44-46
  • И не желай … ни раба его, ни рабы его. — Второзаконие 5:21
  • Если продастся тебе брат твой… — Второзаконие 15:12
  • Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобою и отворит тебе , то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе. — Второзаконие 20:10-11
  • Только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой. — Второзаконие 20:14
  • За это прокляты вы! без конца вы будете рабами. — Иисус Навин 9:23
  • Придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много. — От Луки 12:47
  • Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. — От Луки 17:7-9
  • Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. — 1 Петра 2:18
  • Рабом ли ты призван, не смущайся. — 1 Коринфянам 7:21
  • Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом. — Ефесянам 6:5
  • Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа , как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. — Колоссянам 3:22
  • Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах. — Колоссянам 4:1
  • Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют . — 1 Тимофею 6:1-2
  • Рабов повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога. — Титу 2:9-10

alexbigear

Малышева заводит меня с полпинка, блеать! ))))

Длинноватые, но ржачные.)))
***
Курсы русского языка для иностранных туристов, посещающих Россию:
— Сэр! Не могли бы Вы подсказать, где в приведенном примере
«Слышь! Плесни еще водки — душа горит!»
необходимо поставить неопределенный артикль «бля»?
***
Билли и Бобби шли через кукурузное поле штата Алабама. Внезапно Билли остановился, увидев овцу, застрявшуйю головой в заборе.
— Оп-па! — радостно воскликнул он. — У девочки будет клeвая вечеринка!
Билли поспешил к овце, снял штаны и быстренько начал еe трахать. Окончив своe занятие, Билли натянул штаны, отошeл в сторону и кивнул Бобби:
— Давай, пацан — теперь твой праздник!
Бобби вздохнул, снял штаны и сунул голову в забор…
***
Он полюбил ее с первого взгляда. Со второго взгляда он понял, что без нее он никто. С третьего — что она его разорит. С четвертого — что контакт с нею разрушит его семью. С пятого — что она отнимет у него все свободное время. С шестого он понял, что опоздал, и ею овладел другой. Тогда он бросил на нее прощальный взгляд и, не оглядываясь, пошагал прочь. Покупка автомашины была отложена до лучших времен.
***
Реклама:
— У вас дефект речи? Вы заикаетесь? Не выговариваете букву «Р»? Новое средство!
Имунооцелистонатриихлорогидрокарбодон! Спрашивайте в аптеках города!
***
— Дорогая!
— Да, любимый?
— Ты знаешь, о чём я думаю? По-моему, ты со временем становишься всё менее нежной и ласковой со мной.
— Ты чё, козел, чё ты за бред несёшь?!
***

Метки: ДРУЗЬЯМ, анекдот, демативатор, смешные фото, юмор ржач и производные

Венчаются раб Божий Василий
и Страх Божий Наталья!

Demotions.ru — демотиваторы. Сатирический сайт, где создать демотиватор может любой желающий и даже без регистрации. Для этого на сайте есть онлайн конструктор демотиваторов.

«Демотиватор — один из видов настенного плаката. Демотиватор пародирует мотиваторы (плакаты, предназначенные для создания хорошего рабочего настроения), но с подписями, направленными на создание атмосферы бессмысленности и обречённости человеческих усилий. Формат демотиватора включает базовое изображение в рамке, обрамлённое относительно широкими, чаще всего чёрными, полями и снабжённое по нижнему более широкому полю лозунгом, выполненным крупным (чаще всего) белым или другого цвета шрифтом. Помимо слогана многие демотивационные постеры содержат текст-пояснение, выполненное мелким шрифтом, так или иначе оттеняющее смысловое наполнение изображения и/или слогана. После появления интернета демотиваторы стали интернет-мемом.

Социологи выделяют 6 типов демотиваторов (интересно, зачем это им):
Оригинальные, или классические
«Чисто шуточные»
«Социально-рекламные» — ориентированы на ценности, которые ставятся в центр социальной рекламы. Для них характерен критический взгляд на несоответствие идеала и реальной жизни. Демотивация воздействует на внетрудовое поведение личности
Саморепрезентационные
«Интернет-эзотерические»
«Философские».
Спасибки википедии.

На сайте demotions.ru помимо создания демотиваторов Вы можете принять участие в интерактивной рубрике гавновопрос. Тут в комментариях мы отвечаем на вопрос поста во имя ПОРЖАТЬ.

На сайте вы можете найти и Gif-демотиваторы. В итих видах демотиваторов смысл раскрывается глубже, хотя и создавать их сложнее.

Мы пошли немного дальше и создали концепцию «Видео демотиватора» (или как мы его назвали «ВИдемотиватор»). Нет, это не видеоролик, состоящий из меняющих друг друга картинок.
Это полноценный демотиватор, но вместо статического изображения в рамке над подписью находится реальное видео.

Предупреждение: контент сайта может содержать информацию, не разделяющую точку зрения администрации сайта, а также нецензурную речь.
Авторские права всех материалов сайта принадлежат их авторам. Возрастная классификация информационного материала: 18+

Кто такой раб Божий?

Св. апостол Павел. Икона прп. Андрея Рублева

Некоторые слова в Церкви становятся настолько привычными, что часто забываешь, что они значат. Так и с выражением «Раб Божий». Оказывается, многим оно режет слух. Одна женщина меня так и спросила: «А почему на богослужениях вы называете людей рабами Божиими. Вы не унижаете ли их?»

Я, признаться, сразу и не нашелся, что ей ответить, и решил сначала сам разобраться и посмотреть в литературе, почему на христианском Востоке утвердилась именно такое словосочетание.

Но сначала давайте посмотрим, как выглядело рабство в древнем мире, скажем, у римлян, чтобы было с чем сравнить.

В глубокой древности раб стоял близко к своему хозяину, был его домочадцем, а иногда советником и другом. Невольницы, прявшие, ткавшие и моловшие зерно около госпожи делили с ней свои занятия. Между хозяевами и подчиненными не было бездны.

Но со временем порядки изменились. Римское право стало считать рабов не лицами (personae), а вещами (res). Хозяева превратились в царей, невольники стали домашними животными.

Вот как выглядел типичный дом римского аристократа.

Хозяйку дома – матрону – окружала целая ватага прислужниц. Иногда в доме было до 200 рабынь, каждая из которых несла свою особую службу. Одна несла за барыней веер (flabelliferae), другая шла за ней по пятам (pedissquae), третья впереди (anteambulatrices). Были особые рабыни для вздувания углей (ciniflones), одевания (ornatrices), ношения зонтика за госпожой (umbelliferae), хранения обуви и гардероба (vestiplices).

В доме были также пряхи (quasilliriae), швеи (sarcinatrices), ткачихи (textrices), кормилицы (nutrices), няньки, акушерки (obstetrices). Немало было и мужской челяди. По дому сновали лакеи (cursores), кучера (rhedarii), носильщики паланк`инов (lectarii), карлики, карлицы (nani, nanae), дурачки и дурочки (moriones, fatui, fatuae).

Обязательно был домашний философ, как правило, грек (Graeculus), с которым болтали для упражнения в греческом языке.

Снаружи ворота караулил остиарий, двери – янитор. Его приковывали цепью к лачуге у входа, напротив цепной собаки.

Но его положение считалось вполне приличным по сравнению с викарием. Этот во время пьяной оргии господ подтирал их рвотные извержения.

Рабу нельзя было жениться, он мог иметь только сожительницу (contubernium) «для приплода». Раб не имел родительских прав. Дети были собственностью владельца.

Беглого раба (fugitivus) бросали в пищу хищным рыбам, вешали или распинали.

Древние евреи не отказывались от рабства, но их законы отличались необыкновенной для древнего мира мягкостью и гуманностью. Нельзя было обременять рабов тяжелой работой, за них несли ответственность в суде. По субботам и другим праздничным дням их совсем освобождали от работы (Исх. 20, 10; Втор. 5. 14.).

Христианство тоже сразу не могло отменить рабства. Апостол Павел прямо говорит: «Рабы, повинуйтесь господам вашим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Еф. 6, 6).

Свят. Феофан Затворник толкует этот стих так: «Рабство в древнем мире было широко распространено. Св. Павел не перестраивал гражданский быт, а изменял людские нравы. И потому он берет гражданские порядки, как они есть, и влагает в них новый дух жизни. Внешнее он оставляет, как оно установилось, а обращается к внутреннему, и ему дает новый строй. Преобразование внешнего шло изнутри, как следствие свободного развития духовной жизни. Переделай внутреннее, и внешнее, если оно нелепо, само собою отпадет».

Но если раб был бесправным и безгласным рабочим скотом, то почему у нас все-таки утвердился термин раб Божий, хотя греческое слово «doulos» можно переводить по-разному. У него, ведь, три значения: раб, слуга, подданный.

Во многих европейских языках при переводе Нового Завета брали более мягкое значение: слуга. Например, Servant по-английски, Knecht или Magd по-немецки, Sl`uga по-польски.

Безымянные славянские переводчики предпочли более острый вариант – раб, от праславянского корня orb, родственного санскритскому arbha – пахать, работать в чужом доме. Отсюда – раб, работник.

Их мотивы понятны. Христианский Восток очень любил образ Страдающего Христа. Это о Нем говорил уже апостол Павел: «Он (Христос), будучи образом Божиим, уничижил Себя Самого, приняв образ раба (morfe doulou), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2, 6-8).

Это значит, что Сын Божий оставил пребывание во славе, приняв на Себя позор, бесчестие и проклятие. Он подчинил Себя условиям нашей смертности, и сокрыл Свою славу в страданиях и смерти. И в Своей собственной плоти показал, насколько человек, которого Он создал по образу Своей совершенной красоты, обезобразил себя грехопадением.

Отсюда – естественное желание верующего сердца подражать Ему, стать рабом Божиим в благодарность за то, что Он ради нас стал называться рабом.

«Все рабы Божии по природе, – говорит свят. Феофан Затворник, – ибо и нечестивый Навуходоносор Божий раб, а вот Авраам, Давид, Павел и подобные им – рабы по любви к Богу».

По его мнению, рабы Божии – люди богобоязненные, богоугодные. Они живут по воле Божией, любят истину, презирают ложь, и потому на них можно во всем положится.

А первым так себя назвал, скорее всего, апостол Павел в послании к римлянам: «Павел – раб Иисус Христов» (Рим. 1, 1).

Такое бы рабство каждому из нас….!

«Рабство появляется с развитием сельского хозяйства приблизительно 10.000 лет тому назад. Люди стали использовать пленников на сельскохозяйственных работах и заставляли их работать на себя. В ранних цивилизациях пленные долго оставались главным источником рабства. Другим источником являлись преступники или люди, которые не могли заплатить свих долгов.

О рабах как низшем классе впервые сообщают письменные памятники Шумерской цивилизации и Мессопотамии около 3500 лет тому назад. Рабство существовало в Ассирии, Вавилонии, Египте и древних обществах Среднего Востока. Оно практиковалось также в Китае и Индии, а также среди жителей Африки и индейцев в Америке.

Рост промышленности и торговли способствовал еще более интенсивному распространению рабства. Возник спрос на рабочую силу, которая могла бы производить товары на экспорт. И потому рабство достигло пика своего развития в греческих государствах и Римской империи. Рабы выполняли здесь основные работы. Большинство из них трудилось в рудниках, ремесленном производстве или в земледелии. Другие использовались в домашнем хозяйстве в качестве слуг, а иногда врачей или поэтов. Около 400 года до Р. Хр. рабы составляли треть населения Афин. В Риме рабство распространилось так широко, что даже простые люди имели рабов.

В древнем мире рабство воспринималось как естественный закон жизни, который существовал всегда. И лишь немногие писатели и влиятельные люди видели в нем зло и несправедливость» (The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480-481. См. подробнее большую статью «Рабство» в : Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 35-51).

Кареев Н. И.. Учебная книга древней истории. М., 1997. С. 265. «По учению древнеримского права раб не считался лицом (человеком). Рабство удаляло человека из круга правомочных существ, делало его вещью, наподобие животного, предметом собственности и произвольного распоряжения его господина». (Никодим, епископ Далматинско-Истрицкий. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 2. СПб.: Репринт, 1912. С. 423).

Однако римские нормы о рабстве характеризуются внутренней противоречивостью, которая сказывается как в личной, так и в имущественной стороне юридического положения рабов.

«Право господина на раба является обыкновенным правом собственности – dominum или proprietas. При этом качество раба как вещи…есть как бы естетсвенное прирожденное свойство. Раб остается поэтому рабом даже тогда, когда он почему– либо в данный момент не имеет господина – например, господин бросает раба, отказывается от него (servus derelictus). Раб будет в таком случае servus nullius (ничейный), и как всякая вещь будет подлежать свободной occupatio всех желающих… Тем не менее, римские юристы говорят нередко и о persona servi (рабах как лицах). Признавая право господина на раба обыкновенной собственностью, они в то же время иногда называют это право potestas (распорядительные права), в каковом выражении заключается уже признание некоторого личного элемента в отношениях между господином и рабом.

Практически признание человеческой личности раба сказывалось уже в следующих положениях.

Уже… издревле установилось правило, что хотя раб есть вещь, наравне с прочими животными (cetera animalia) но место погребения раба есть locus religious (священное место), в такой же мере, как и могила свободного человека.

Признаются далее и кровные родственные связи рабов – cognationes serviles: в близких степенях родства они составляют препятствие к браку. В классическом праве вырабатывается даже запрещение при передаче рабов разделять друг от друга близких родственников – жену от мужа, детей от родителей…Эдикт императора Клавдия объявил, что старый и больной раб, брошенный господином на произвол судьбы, делается свободным. Решительнее были две конституции императора Антонина Пия: одна из них подвергала господина за назаконное (sine causa) убийство своего раба такому же уголовному наказанию, как и за убийство чужого; а другая предписывала властям в тех случаях, когда жестокое обращение заставило раба искать убежища в храме или у статую императора, расследовать дело и принудить господина продать раба в другие руки. Насколько эти предписания достигали своей цели – это другой вопрос, но юридически власть господина над личностью раба уже не безгранична.

Раб, как вещь, не может иметь какого-либо своего имущества, не может иметь каких-либо прав… Однако последовательное проведение этого принципа было бы сплошь и рядом не в интересах самих господ…Уже издревле рабу приписывается способность приобретать – конечно, в пользу своего господина… За ним признается…способность совершать юридические акты, т. е. юридическая дееспособность. Он рассматривается при этом, как некоторый приобретательный орган господина, как instrumentum vocale (говорящее орудие), и вследствие этого необходимую для сделок правоспособность заимствует от господина – ex persona domini…Раб может, таким образом, заключать все те сделки, к которым способен его господин; этот последний на основании этих сделок может предъявить все иски совершенно так же, как если бы он действовал сам» (Покровский И. А. История Римского права. Петроград, 1918. С. 218, 219, 220)

«Положение рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных или, может быть, было худшим. Однако условия рабства не застывают в известных рамках, а постепенно, путем очень долгой эволюции, изменяются к лучшему. Разумный взгляд на собственную хозяйственную выгоду вынуждал господ к бережливому отношению к рабам и смягчению их участи; это вызывалось также и политическим благоразумием, когда рабы в количественном отношении превосходили свободные классы населения. То же самое влияние оказывали часто религия и обычай. Наконец, закон берет раба под свое покровительство, которым, впрочем, еще раньше пользуются домашние животные…

Древние писатели оставили нам много описаний ужасного положения, в котором находились римские рабы. Пища их по количеству была крайне скудная, по качеству никуда не годилась: выдавалось именно столько, чтобы не умереть с голоду. А между тем труд был изнурительный и продолжался с утра до вечера. Особенно тяжело было положение рабов на мельницах и в булочных, где нередко к шее рабов привязывали жернов или доску с отверстием посредине, чтобы помешать им есть муку или тесто – и в рудниках, где больные, изувечные, старики и женщины работали под кнутом, пока не падали от истощения В случае болезни раба, его отвозили на заброшенный «остров Эскулапа», где ему предоставляли полную «свободу умирать». Катон старший советует продавать «старых быков, больной скот, хворых овец, старые повозки, железный лом, старого раба, больного раба и вообще всё ненужное. Жестокое обращение с рабами было освящено и преданиями и обычаями и законами. » (Брокгауз Ф. А., Ефрон. И. А Указ. соч. С. 36, 43-44).

Андреев В. Классический мир – Греция и Рим. Исторические очерки. Киев, 1877. С. 279-286.

На фоне такого ужасающего положения рабов странным может показаться традиция богатых людей в древнем обществе держать при себе кучу нахлебников, которых называли паразитами.

«Паразит – греческое слово; так назывались в древности лица, распоряжавшиеся в Афинах общественным столом; в последствии этим именем пятнали всякого питавшегося за чужой счет; лучшие писатели Рима, как Плавт, Гораций, Ювенал и др. боролись с этим осадком деморализации древнего общества; но в их произведениях паразит служит еще только предметом осмеяния. Сидоний (выходец одной из самых знатных фамилий Галлии, префект Рима, а затем епископ в гор. Клермоне. Скончался в 488 г. – В. Б) старался внушить омерзение к людям, которые…незадолго перед тем временем пользовались еще большим почетом в римском обществе»

Сидоний так характеризует паразитов своего времени: «…Беспощадные сплетники, они выдумывают слухи о преступлениях и преувеличивают худую молву. Они много говорят, но ничего не скажут, желают смешить, но не веселят; высокомерны, но непостоянны; любопытны, но не проницательны… Паразиты назойливы, когда чего-либо домогаются, …они ненавидят пустоту в желудке и ищут обедов, хвалят не тех, кто хорошо живет, но тех, кто хорошо кормит… Такой человек… опьянев, извергает рвоту; шуткой оскорбит других, и рассердится, когда подшутят ад ним. Он решительно походит на помойную яму, которая тем хуже воняет, чем больше раскапывают её… Он, кажется, в одно время извергает изо рта и грязь и винный запах, и яд своего красноречия; так что не знаешь, чего в нем больше: всякой ли дряни, или винных паров, или, наконец, нахальства» (Стасюлевич М. История средних веков в ея писателях и исследованиях новейших ученых. Т. 1. СПб., 1863. С. 123-124; 121).

Лицемерие было самой характерной чертой этих приживал:

«…Сотрапезники, вообще, назывались «паразитами», но в этом слове сначала не было ничего укоризненного, как впоследствии. После паразитами стали называться дармоеды, шуты, приживальщики, приходившие к богатым обедать иногда без зова, сделавшие искусством житье за чужой счет. Паразиты приноравливались к нравам и привычкам своих патронов. Паразит Филиппа Македонского завязывал свой здоровый глаз, выходя с царем, у которого был завязан потерянный глаз; хромал, когда Филипп хромал – он был ранен в ногу. Паразит Александра Македонского не упустил заметить на жалобы Александра, что ему надоедают мухи: «Муха, напившаяся твоей крови, победит прочих мух…Паразит был жалкое создание в доме богача. За ним присматривал распорядитель стола – амфитрион, наблюдал, достаточно ли он лестью платит за съедаемые кушанья, заслуживает ли он быть приглашенным после. Иногда над таким паразитом шутили, трунили, делали его посмешищем всех, иногда били, и…кормили в награду за оскорбление» (Андреев В. Классический мир – Греция и Рим. Указ. соч. С. 104, 286).

Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. М., 1990. Репринт, 1891. С. 592-593.

» В Израиле в рабство попадали люди, захваченные в военных действиях (Втор. 20, 10-18)… Если в рабство по особой нужде продавался израильтянин (Исх. 21, 4, 6), то после 6-ти лет он выходил на волю (Исх. 21, 2) с выплатой положенной мзды (Втор. 15, 13), но только в случае, если он не желал добровольно остаться в семействе, которому принадлежал. Закон защищал и рабынь (Исх. 21, 7-11; Лев. 19, 20-22)…Иногда происходили нарушения закона об освобождении рабов (Иер. 34, 8), известны случаи выкупа рабов во время плена (Неем. 5, 8). В качестве домочадцев рабы могли принимать участие в религиозных праздниках (Втор. 12, 18), и через обрезание (Быт. 17, 12) принимались в общину» (Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Auflage 3. Band 6. Tuebingen, 1986. S. 101).

«Новый Завет отражает современные ему воззрения на рабство, например, в притчах (Мф. 18, 23-35; 25, 14-30; Лк. 12, 35-48) и нормах поведения (Лк. 17, 7-10). Терминами, заимствованными из рабовладения и захвата пленных? Павел описывает необходимость избавления человека и домостроительства спасения (напр., Рим. 6, 15-23). Одновременно он уравнивает состояние свободного человека и раба – через крещение оба становятся одно во Христе (Гал. 3, 28), и, ожидая близкое пришествие Спасителя (парусию), призывает новообращенных из рабов оставаться в своем звании и подчиняться своим господам теперь уже по религиозным мотивам, господ обязывает относиться к рабам умеренно и по-братски (1. Кор. 7, 20-24)…Таким образом, он стремится не преодолеть рабство, а сделать его более гуманным» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 9. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 2000. S. 656-657).

Святитель Феофан Затворник. Толкование послания св. апостола Павла к Ефесянам. М., 1893. С. 444-445.

В древней Церкви «уже Климент Александрийский (+215) под влиянием идей стоиков о всеобщем равенстве полагал, что по своим добродетелям и внешнему виду рабы ничем не отличаются от своих господ. Отсюда он делал вывод, что христиане должны сокращать число своих рабов и некоторые работы выполнять сами. Лактанций (+320) сформулировавший тезис о равенстве всех людей, требовал от христианских общин признания брака среди рабов. А римский епископ Калист Первый (+222), сам вышедший из сословия несвободных людей, признавал даже отношения между высокопоставленными женщинами – христианками и рабами, вольноотпущенниками и свободнорожденными в качестве полноценных браков. В христианской среде уже со времен первенствующей Церкви практиковалось освобождение рабов, как это явствует из увещевания Игнатия Антиохийского (+107) к христианам не злоупотреблять свободой ради недостойных целей.

Однако правовые и социальные основы разделения на свободных и рабов остаются незыблимыми. Не нарушает их и Константин Великий (+337) , который, несомненно, под влиянием христианства дает епископам право освобождения рабов посредством так называемого объявления в церкви (manumissio in ecclesia) и публикует ряд законов, облегчающих участь рабов.

…В 4-м веке проблема неволи активно обсуждается среди христианских богословов. Так каппадокийцы – Василий, архиепископ Кесарии (+379), Григорий Назианзин (+389), а позднее Иоанн Златоуст (+407), опираясь на Библию, а может быть, и на учение стоиков о естественном праве высказывают мнение о райской реальности, где царило равенство, которое вследствие грехопадения Адама…сменилось различными формами человеческой зависимости. И хотя эти епископы много делали для того, чтобы в повседневной жизни облегчить участь рабов, они энергично выступали против всеобщей ликвидации рабства, которое было важно для экономического и общественного строя империи.

Феодорит Кирский (+466) доказывал даже, что рабы имеют более гарантированное бытие, чем отец семейства, который обременен заботами о семье, челяди и имуществе. И только Григорий Нисский (+395) выступает против любой формы закрепощения человека, поскольку оно не только попирает естественную свободу всех людей, но и игнорирует спасительное дело Сына Божия…

На Западе под влиянием Аристотеля епископ Медиолланский Амвросий (+397), оправдывает легитимное рабство, подчеркивая интеллектуальное превосходство господ, и советует тем, кто в результате войны или случая несправедливо попал в рабство, использовать свое положения для проверки добродетели и веры в Бога.

Августин (+430) тоже был далек от мысли оспаривать легитимность рабовладения, ибо Бог не освобождает рабов, а делает плохих рабов добрыми. Библейское и богословское обоснование своих взглядов он видит в личном грехе Хама против своего отца Ноя, из – за чего на рабство осуждено всё человечество, но это наказание является одновременно и целебным средством. При этом Августин сслылается еще и на учение апостола Павла о грехе, которому подвержены все. В 19-й книге своего трактата «О граде Божием» он рисует идеальный образ человеческого общежития в семье и государстве, где рабство занимает свое место и соответствует замыслу Божия творения, земного порядка и естественному различию между людьми» (Theologische Realenzyklopaedie. Band 31. Berlin – New-York, 2000. S. 379-380).

См. подробнее: Лопухин А. П.. Библейская история Нового Завета. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 707-708.

A Patristic Greek Lexicon edited by G. W. H. Lampe. Oxford University Press, 1989. P. 385.

Langscheidts Taschenwoerterbuch Altgrieschisch. Berlin – Muenchen – Zuerich, 1976. S. 119.

В греческом языке Нового Завета использовалось еще одно слово для обозначения раба оiketes (Фил. 10-18), еще более многозначное, чем doulos. Это – раб, домочадец, слуга, работник. (Никодим, епископ Далматинско-Истрицкий. Указ. соч. С. 165-167.)

Для славян небезынтересно происхождение латинского слова sclavus, от которого – нем. Sklave, англ. Slave, фр. Esclave. Оно возникло из племенного названия славян (этнонима), и употреблялось затем в латинском языке для обозначения рабов или невольников. (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Указ. соч. С. 656).

Приведем несколько примеров.

«Даниил, раб Бога живого!» (Дан. 6, 20).

«O Daniel, servant of the living God!» (Dan.6, 20). Servant – слуга, служитель, прислуга (Мюллер В. К. Англо-Русский Словарь. М., 1971. С. 687)

«Danielu, slugo zyjacego Boga!» (Dn. 6, 21). Sluga –(книжн.) слуга. Sluga Bozy – раб Божий (Гессен Д., Стыпула Р. Большой польско-русский словарь. Москва – Варшава, 1967. С. 978

«Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1, 1).

«James, a servant of God and of the Lord Jesus Christ» (Jas. 1, 1).

«Jakobus, Knecht Gottes und Jesu Christi, des Herrn» (Jak. 1, 1). Knecht – слуга, работник. Knecht Gottes -раб Божий, слуга Божий (Langenscheidts Grosswoerterbuch. Указ. соч. С. 1009)

«Jakub, sluga Boga i Pana Jezusa Chrystusa» (Jk. 1, 1)

«Павел раб Божий, Апостол же Иисуса Христа» (Тит. 1, 1).

«Paul, a servant of God, and an apostle of Jesus Christ» (Tit. 1, 1).

«Paulus, Knecht Gottes und Apostel Jesu Christi» ( Tit. 1, 1).

«Pawel, sluga Boga I apostol Jezusa Chrystusa» (Tt. 1, 1).

Или известный стих из Благовещения Девы Марии:

«Тогда Мария сказала: се раба Господня» (Лк. 1б 38).

«And Mary said, behold the handmaid of the Lord» (Lk. 1, 38). Handmaid – (уст.) служанка (Мюллер В. К. Указ. соч. С. 352).

«Da sagte Maria: Ich bin die Magd des Herrn» (Lk. 1, 38).

Na to rzekla Maryja: » Oto ja sluzebnica Panska» (Lk. 1, 38). Sluzebnica – прислуга, служанка. (Гессен Д., Стыпула Р. Указ. соч. С. 978)

Библия, книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Брюссель, 1989. С. 1286, 1801, 1694,1575.

The Holy Bible containing the Old and New Testament. (King James version). New York, б. г. Р. 2166, ( New Test.) 631, 586, 162.

Die Bibel. Einheitsuebersetzung der Heiligen Schrift. Stuttgart, 1999. S. 1004, 1142, 1352, 1334.

Pismo Swiete Starego i Nowego Testamentu. Poznan – Warszawa, 1987. S. 1041, 1372, 1356, 1181.

Отметим, что в Большом Конкордансе к Библии Лютера слово Sklave (раб) употребляется около 60 раз, Skavin (рабыня) – около 10 раз, между тем, как Knecht (слуга) – выступает в разных значениях и формах единств. и множеств. числа – около 500 раз, а Magd (служанка) – около 150 раз (Grosse Konkordanz zur Lutherbibel. Stuttgart, 1979. S. 841-844; 975-976; 1301).

В Симфонии на Ветхий и Новый Завет на русском языке, в которой словарные статьи разработаны не так подробно, как в Конкордансе, слово раб в различных формах отмечено в приблизительно в 400 случаях, а слова раба, рабыня – более 50 раз. Слова Слуга и служитель в разных падежных формах и числах (единств. и множеств.) – около 120 раз, служанка, служанки – около 40 раз (Симфония. Ветхий и Новый Завет. Харвест, 2001. С. 638-641, 642, 643, 729, 730, 731).

Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. М., 1910-1914. С. 169-170. Исконно русская форма «роб» означает слуга, раб, соответственно роба – служанка, рабыня. (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3. М., 1987. С. 487.)

В церковном обиходе есть разнообразные обряды, таинства, которые очень часто используются и мы уже привыкли к ним. Также как и некоторые церковные слова становятся для нас настолько привычными, что мы порой даже не задумываемся об их значении. Так возникает много противоречий по поводу использования такого выражения как «раб Божий». Некоторые считают, что такое высказывание унижает человеческое достоинство. Но прежде чем делать поспешные выводы стоит разобраться почему называют рабами Божьими прихожан.

Почему говорят раб Божий

Для того, чтобы уйти от обид и оскорблений, не стоит заимствовать юридические или социальные понятия и переносить их на трактовок высшей реальности. Наша духовность должна быть свободна от мирских представлений. Основная цель Господа – это привести всех к вечной жизни. Если человеческая природа повреждена грехом, то он должен не только верить в Бога, но и полностью и всецело следовать его благой воле.

Именно в Священном Писании о таком человеке говорится, что если он отказался от своих греховных помыслов и поступков и предался спасительной воли Господа, то он именуется «рабом Божьим». В библейских текстах такое название несет почетный характер.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Есть несколько толкований, что означает раба Божья или раб Божий:

  1. В Иудее слово «раб» не несло в своем контексте уничижительного значения. Оно просто означало работника.
  2. Главная задача Господа – это желание нам только благ и привести нас к совершенству. Именно подчинение его воли не имеет в себе ничего унизительного.
  3. Эмоциональная составляющая данной фразы должна обращать наше внимание на степень доверия к Господу и нашей верности ему. Мы не должны обращаться к нему только при необходимости и в тяжелые времена.
  4. Необходимо также вспоминать об исторических особенностях того времени, когда существовал рабовладельческий лад. Были только рабы и их наемники. Но в данном случае «раб» — это не бесправное существо.
  5. Почему раб Божий, а не сын Божий? Считают, что отношения Господа и человека должны пройти определенные стадии развития: раб, наемник и сын. Такая классификация встречается еще в притче о блудном сыне.

Как объясняет церковь

Многие священнослужители говорят о том, что ударение в фразе «раб Божий» стоит ставить на второе слово. Если Вы относитесь к Господу, значит ничьим больше быть не можете. Стать рабом божьим означает обрести невероятную свободу. «Рабство» Господу считают также большей мерой свободы, чем рабство над своими страстями и стереотипами.

Так что не нужно придавать особого значения таким изречениям. Самое важное – это вера в Господа и следование заповедям Господним.

Господь всегда с Вами!

НА ТЕБЕ ПЮРЕ С СОСИСКОЙ… /обязательно прочти это/ Православного бомжа Валеру знали все. Во-первых, понятное дело, что православный: был на службах в разных храмах. Не только просил милостыню, но и молился. Во-вторых, потому что здорово умел работать: руки у мужика золотые. Если что где починить – от электропроводки до канали… Упражнение «Перед лицом Божиим» (Митрополит Сурожский Антоний) Вот только обратите внимание, что это упражнение, а не практика жизни!Упражнения заключаются в том, чтобы, когда вам нечего делать – ничего не делать и никуда не устремляться. Это кажется очень простым делом, а попробуйте… Вот выдалось пять минут свободного времени. Что Ð… В магазине Сегодня в магазине обратил внимание на бабушку — долго выбирала консервы подешевле. Обратил внимание, что в плюс 2 градуса, она была в резиновых тапочках… Подошел, встал рядом, помог разобраться с ценниками, потом повел по магазину, кидал в корзину все, что попадалось на глаÐ… «Именно такой веры ждет от нас Бог.» Однажды поздним вечером в одном из домов вспыхнул пожар. Вся семья – отец, мать и дети – потрясенные происходящим, выбежали на улицу и смотрели на разгорающийся огонь. И вдруг все поняли, что среди них нет самого младшего члена семьи – пятилетнего сынишки.Скорее всего,…

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:

Твитнуть

  • Главная
  • »

  • Проповеди
  • »

  • Любовь
  • »

  • Свобода рабов Божьих

Свобода или рабство?

Учить ребёнка читать задача не очень простая в большинстве случаев. Сначала буквы, потом слоги, потом очень короткие фразы, типа «Мама мыла раму». Я помню одно из первых коротеньких предложений советского букваря, которые маленькие первоклашки на протяжении всех 70-лет существования «совка» прилежно учили наизусть:
Думаю, что те, кто постарше тоже это помнят?
«Мы не рабы. Рабы не мы».
Помните! Да?

В Советском Союзе страшно гордились нашей свободой. Слова гимна: Славься отечество наше свободное… возносили советскую свободу на невиданную высоту!

Мы точно знали, что негры в Америке угнетены и недоедают…в связи с чем в общеизвестном антисоветском анекдоте просили присылать то, что они недоедают, в наш свободный Советский Союз…
Советская свобода, видимо, стимулировала повышенный аппетит!

Это только позже мы узнали о десятках миллионов рабов советского ГУЛАГа.
Это немного позже мы узнали о миллионах необученных новобранцев, которых гнали практически безоружных на немецкие танки, стимулируя их свободу бессмысленно подохнуть, пулемётами загран-отрядов НКВД.
Это несколько позднее мы поняли, как попадали во власть «слуги народа» на пародиях на свободные выборы.
Это существенно позже мы разобрались в приёмах тотальной лжи советских газет, радио и телевидения, которые успешно убеждали многомиллионное стадо советских рабов в том, что свободнее их вообще не существует людей на планете!

Но… не смотря на это всё, мы, как и большинство людей во всём мире, любили слово «свобода» и ненавидели слово «рабство».

Вот о рабстве и о свободе мы сегодня и поговорим.

Свобода

И начнём мы классически. Что такое свобода? Это слово в словаре Ефремовой имеет 15 значений:

  1. Отсутствие политического и экономического гнета, стеснений и ограничений в общественной жизни.
  2. Государственная независимость, суверенитет.
  3. Отсутствие крепостной зависимости, рабства.
  4. Освобождение от крепостной зависимости, рабства.
  5. Состояние того, кто не находится в заключении, под арестом, в неволе.
  6. Отсутствие зависимости от кого-л., возможность располагать собою по собственному усмотрению, желанию.
  7. Отсутствие запретов, ограничений.
  8. Избавление от чего-л. стесняющего, связывающего, тяготеющего над кем-л.
  9. В философии свободой называют возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества.
  10. Легкость, отсутствие затруднений.
  11. Естественность, непринужденность (в позе, движениях и т.п.).
  12. Простота, непринужденность, отсутствие натянутости (в поведении, обращении и т.п.).
  13. Излишняя непринужденность, развязность.
  14. разг. Раздолье, простор, воля.
  15. разг. Незаполненное трудом, занятиями время; досуг.

Вот такой наборчик.

Но для нас, мне кажется, полезным будет на первый взгляд сложное, но, по сути, очень простое философское определение свободы:
Напомню: «Возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества»

Переведу на человеческий язык:

Свобода – это возможность делать что хочется, в пределах, ограниченных непреодолимыми препятствиями.

Чтобы было понятнее, представьте себе, что вас высадили с вертолёта посреди бескрайней тайги и вы можете двигаться в любую сторону, куда захотите, но…
Если вы не умеете лазать по деревьям, вы не сможете подняться выше уровня земли;
Вы не сможете продвигаться в глубь земли, если у вас не будет соответствующих инструментов;
Вы не сможете двигаться по тайге, не обходя стволы деревьев;
Вы не сможете пройти по тайге большое расстояние, если вы не умеете находить там еду;
А ещё: хищники, погода, комары, …и т.д. и т.п.
А так – вы совершенно свободны! Ну, абсолютно!
Нет! Конечно, вы можете попробовать разбежаться и проскочить сквозь ствол столетней сосны или покусать первого встречного медведя! Ведь вы же абсолютно свободны? Не так ли!
Но боюсь, что в ту же секунду ваша свобода закончится вместе с жизнью.

Не могу не вспомнить в этой связи исторический пример: из недалёкого прошлого самой свободной страны в мире – Америки.

Многие из вас наверно слышали, или читали, или видели фильмы о таких известных грабителях, как Бонни и Клайд.
В тридцатых годах прошлого века, во времена Великой Депрессии эта парочка прославилась на всю Америку и имела, да и имеет сейчас, десятки тысяч поклонников и почитателей.
Смею это утверждать, потому что застреленных как собаки на сельской дороге четырьмя рейнджерами чёкнутых преступников, романтизировали и превозносили десятилетиями в Штатах чуть ли как не национальных героев, символов осуществления одного из видов американской мечты об абсолютной свободе.
На перезахоронении Бонни в мемориальном парке Кроун-Хилл, через 11 лет после её смерти, присутствовало (послушайте!) более 50 000 человек.
А её мамочка заказала памятник вот с такой надписью: «Как от росы и в сиянии солнца только прекрасней цветы, так и мир этот, старый мир, ярче — лучами таких, как ты».
Светоч, короче!
Это парочка, Бонни и Клайд, в течении пары лет (с 1932 по 1934 г.г.) пользовалась совершенной свободой: грабила мелкие магазинчики и сельские отделения банков, однажды напала даже на одну провинциальную тюрьму и убила в общей сложности несколько десятков людей, при этом в основном, совершенно случайных людей и без особой в этом необходимости.
Но…как всякая свобода, которая не соблюдает условия –уважать непреодолимые препятствия, на одно из них они через два года наскочили.
После чего из трупа Бонни извлекли 60 пуль, а из трупа Клайда – 50!

Свобода без границ – дама капризная и опасная, зачастую смертельно опасная!

Итак! Ещё раз повторим определение свободы: Свобода – это возможность делать что хочется, в пределах, ограниченных непреодолимыми препятствиями.

Понятно!

А теперь, что же такое рабство?

Ну, самый простой ответ – это отсутствие свободы. Но… на самом деле всё несколько сложнее. Тот же словарь Ефремовой даёт такие определения рабства:

  1. Общественный строй, основанный на владении рабами.
  2. Состояние, положение раба .
  3. перен. Эксплуатация, угнетение одних людей другими.
  4. перен. Полное подчинение чьему-л. влиянию или какому-л. увлечению.

Ну… общественный строй мы оставим в покое, а вот остальные три значения давайте немного проясним. Это нам пригодится в дальнейшем.

Итак, раб. Значение слова:

  1. перен. Бесправный человек, находящийся в полной зависимости от кого-л.
  2. Тот, кто подобострастно исполняет волю другого, кто низкопоклонствует и льстит.
  3. Тот, кто целиком подчинил свою волю, свои поступки кому-л., чему-л.

Итак: Бесправие, подобострастие, подчинение… Не очень приятный наборчик качеств раба.

Ещё неприятнее впечатление о рабе создаётся, если перечислить два десятка синонимов слова «рабский», которые мы находим в словаре синонимов:
холуйский, холопский, угодливый, слепой, сервильный, раболепный, покорный, позорный, подъяремный, подхалимский, подобострастный, подневольный, подлый, низкопоклонный, некритичный, невольничий, лакейский, крепостной, кабальный, беспрекословный, безвольный…

Омерзительный перечень!

Но когда мы берём Библию, – в противность всему вышесказанному, мы с удивлением видим, что большинство положительных героев Писания не считали за унижение называть себя рабами.

Давайте посмотрим для начала Ветхий Завет, на примере Моисея.

Моисея рабом Своим называет Сам Бог:

Чис.12:6-8 «И сказал (Господь): слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?»

Рабом Божьим называют Моисея израильтяне:

Иис.Нав.1:12,13 «А колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина Иисус сказал: вспомните, что заповедал вам Моисей, раб Господень, говоря: Господь Бог ваш успокоил вас и дал вам землю сию;»

В Книге Иисуса Навина он это делает множество раз.

Рабом Божьим называет себя и сам Моисей:

Чис.11:11 «И сказал Моисей Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего?»

Причём, он делает это тоже неоднократно.

Мало того, и Господь и сами себя рабами Божьими называли: Авраам, Исаак, Иаков, и многие их потомки: Иисус Навин, Иов, Самуил, Давид…
… практически все пророки Божьи, о которых Сам Господь говорит так:

Иер.7:25 «С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих – пророков, посылал всякий день с раннего утра».

И мы можем прочесть у пророка Исайи, что и будущего Мессию, Сына Своего, который через 700 лет воплотиться в человека, Иегова тоже называет рабом:

Ис.53:10,11 «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет».

Здесь Мессия в начале 53 главы Исайи напрямую назван Рабом и описана жизнь именно раба: Мучим, поражён, презрен, умалён, презираем, наказуем, унижен, изъязвлён…

А в Новом Завете апостолы просто с гордостью называют себя рабами Божьими:

Иак.1:1 «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться».
2Пет.1:1 «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа».
Иуд.1:1 «Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом».
Рим.1:1 «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию».
Откр.1:1 «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав через Ангела Своего рабу Своему Иоанну».

Итак, практически все, кого можно назвать детьми и служителями Божьими, гордо именуют сами себя, да и Господь часто их называет Божьими рабами.

Хотя надо сказать честно, что и во времена Ветхого, да и во времена Нового Завета звание раба уж точно не считалось почётным.

Вспомним кое-какие подтверждения этому. Первое упоминание о рабе и рабстве мы находим в 9-ой главе Книги Бытия. Первый раб появился в результате неумеренного употребление спиртных напитков (любителям алкоголя стоит призадуматься )

Быт.9:20-27 «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему».

Не надрался бы папа Ной до невменяемого состояния, возможно бы и не было рабства на земле. О, как всё взаимосвязано!
Причём, обратите внимание, проклятие было приклеено не к Хаму, который сунул свой нос куда не следует, а к его сыну.
Видимо Ной ещё не совсем пришёл в себя, когда произносил его! Ну, Бог с ним! Пошли дальше…

Во времена Моисея появляются законы, которые накладывали ограничения на взаимоотношения господ и рабов.

  • Правила покупки, выкупа и продажи рабов;
  • Время неволи;
  • Правила обращения с рабами;
  • Ущерб причинённый рабу или рабыне;
  • Вхождение раба в общество Господне.
  • Правило освобождения рабов.

Особо нам будет интересно правило добровольного согласия раба остаться таковым навсегда. Почему? Вы увидите позже!

Читаем:

Втор.15:16,17 «Если же он скажет тебе: «не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой», потому что хорошо ему у тебя, то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим на век. Так поступай и с рабою твоею».

Запомним это и пойдём дальше.

Проблема с взаимоотношениями рабов и господ и в Новом Завете оставалась серьёзной проблемой.
И в своих посланиях апостол Павел несколько раз поднимал эту тему, убеждая рабов подчинятся господам даже плохим, предостерегая рабов от небрежности в отношении господ-христиан, настаивая на добром отношении к рабам и при этом призывая всех – не становится рабами людей, а если есть малейшая возможность освободится от рабства – сделать это… (места Писания я приводить не буду – вы все их прекрасно помните).

И хотя сегодня формально рабство на земле в абсолютном большинстве стран не существует, зависимость человека от другого человека в той или иной форме присутствует почти везде.
И бесправие, подобострастие и подчинение (как рабские качества даже у формально свободных людей) продолжает благополучно существовать почти повсеместно.

Раб Божий

Но мы потихоньку подбираемся в наших размышлениях над рабством и свободой к особому виду рабства. Это рабство, где господином выступает Творец вселенной.

Особенность этого вида рабства в том, что Творцу принадлежит всё, что Он создал и всё, что Он контролирует. А это собственно территория всей вселенной, со всеми живыми существами.

Как написано:

1Пар.29:10-12 «… благословен Ты, Господи Боже Израиля, отца нашего, от века и до века! Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, на небе и на земле, : Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все».

Эта мысль повторяется в Писании множество раз. И отсюда следует, что все люди на планете являются фактически рабами Бога.

И не важно, верят они в это или не верят, знают они об этом или не знают, послушны они Господу или пытаются сопротивляться. С любым человеком Он может сделать всё, что захочет!

И это прекрасно знал пророк Иеремия:

Плач.3:37,38 «Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?»

Всех рабов Божьих (а это все люди на земле!) мы можем разделить на три большие группы:

Первая, огромная группа, это те, кто не знает Бога.

С ними Он может поступать по разному.

Например, вот так:

Рим.9:17 «Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле».

Захотел – ожесточил сердце фараона, чтобы сработали все десять казней, захотел – уничтожил Египет почти полностью.

Или, допустим со своими рабами Бог может поступить вот так:

Иер.27:6,7 «И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение. И все народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не придет время и его земле и ему самому; и будут служить ему народы многие и цари великие».

Дал халдею огромную власть, чтобы он выполнил всё, что Бог захочет, а потом почти мгновенно уничтожил его царство.

Или может быть ещё и вот так:
Бог говорит царю ассирийскому:

4Цар.19:28 «За твою дерзость против Меня и надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты».

Что Он и сделал, уничтожив своего раба, царя ассирийского руками его сыновей.

Это варианты взаимоотношения Творца с не знающим Его творением.

Вторая и третья группы рабов объединены знанием того, что Господь властвует над ними и правит всем во вселенной.

Но… Группа вторая легкомысленно надеется, что можно с одной стороны верить в Бога, знать о Его безраздельной власти, а с другой – поступать вопреки воле Божьей.
Эта наивность, а по сути – наглость, никогда не остаётся без наказания!

Определить, какими особыми качествами обладают рабы второй группы, нам помогут притчи Иисус о десятитысячном должнике, о рабах, поставленных наблюдать за домом господина и о зарытом таланте:

Иисус даёт таким рабам три «почётных» звания:

  1. Раб злой;
  2. Раб лукавый;
  3. И раб ленивый.

А вот как Господь поступал, поступает и будет поступать с такими рабами:

Матф.18:34 «И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Матф.24:50,51 «… придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов».

Матф.25:30 «…а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».

Попытки обмануть или не слушаться Творца – опасны и бесперспективны!

А вот в чём будет состоять разница между наказанием рабов из первой (не знающими Бога) и второй (непослушные Богу) группы:

Лук.12:47,48 «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много (это вторая группа); а который не знал, и сделал достойное наказания (это первая группа), бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».

Поэтому, лучше не знать Бога вообще, чем знать и не повиноваться Ему!

И, наконец, третья группа рабов Господа

Иисус в притчах о талантах и о наблюдателях за домом определяет их, как…

  1. Раб добрый;
  2. Раб благоразумный;
  3. Раб верный.

А вот какая награда определена таким рабам:

Матф.24:46,47 «Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его».

Матф.25:21 «Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Ну… а это вообще фантастика! У меня вот это в голове просто не укладывается:

Лук.12:37 «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им».

Это сказано как образ, раскрывающий взаимоотношения Христа и его верных последователей. Невероятно! Но так написано!
Мало того: Христос чуть позже на деле показал, как Он может послужить рабам Своим!

Ну, а поскольку здесь сидят, я надеюсь, люди благоразумные, предполагаю, что ещё и добрые, и верные, мы, конечно, относим себя вот к этой третьей группе рабов Божьих.

И вот тут возникает вопрос, как сохранится в этой благословенной третьей группе, а для тех, кто ещё не вошёл в неё – как в неё попасть?

Есть секрет, как это можно сделать!
И есть второй секрет – как это кардинальным образом меняет положение Божьего раба и делает его свободным.

Причём даёт ему такую свободу, о которой не могут мечтать ни представители первой группы, которые живут якобы по своей воле.
Ни представители второй, которые считают свободой возможность не слушаться Бога.

И ключик к первому секрету лежит далеко-далеко во времени, там, во времена Моисея, во Второзаконии в 15-ой главе:

Втор.15:16,17 «Если же (раб) скажет тебе: «не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой», потому что хорошо ему у тебя, то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим навек. Так поступай и с рабою твоею».

Не! Уши сегодня мы к дверям прибивать не будем! А вот о ключевом слове в этих двух стихах, давайте подумаем…
А слово это – «люблю»!

Давайте представим себе, что вас захватили в заложники террористы (не дай Бог!).
Привезли на свою базу и заставили вас носить воду из колодца, готовить им пищу, убирать в казарме, драить туалеты…
Вы – раб! И выполняете рабскую работу… под страхом смерти, под принуждением, под постоянным страхом пыток и карцера…
И у вас день и ночь только одна мысль – как бы отсюда потихоньку исчезнуть!
А если ещё при этом, совершенно случайно, конечно, за нашей спиной, вдруг, ни с того ни с сего, загорится эта самая проклятая казарма и при этом окажется, что какой-то негодяй подпёр снаружи двери брёвнышком… Мы очень-очень будем этим огорчены!
Ну, Бог с ними, с этими террористами!

А теперь ситуация номер два: у вас заболела любимая мамочка в селе (не дай Бог!). И вы как любящий сын, бросили всё (а вы, предположим, профессор и преподаёте в университете!) и вы поехали туда за ней ухаживать.
Вам приходится носить воду из колодца, готовить еду, убирать в доме, выносить судно, драить туалет…
По перечню работ совершенно неотличимо от предыдущего случая!
Причём, вас никто не заставляет это делать! Вы в любой момент можете уехать… Но… вам даже в голову это не приходит…
Вы это делаете просто потому, что любите свою мать. Вы хотите ей помочь! Вы делаете то, что хотите! И делаете много больше того, что она вас просит сделать!

А теперь прервёмся и вспомним наше определение свободы: Свобода – это возможность делать что хочется, в пределах, ограниченных непреодолимыми препятствиями.

Послушайте! Вы выполняете почти рабскую работы, но при этом вы совершенно свободны, поскольку хотите помочь своей матери. И непреодолимыми препятствиями ограничивающими вашу свободу для вас является невозможность бросить её без помощи!

Мы, рабы относящиеся к третьей группе – верные, благоразумные добрые.
И чему учит нас наш Господь? Что самое главное во всём Писании?

Мы это знаем:

Мар.12:29,30 «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь!»

А дальше, если ты будешь послушен Господу не потому, что ты боишься нарушить Его законы, а потому, что ты любишь Его всем сердцем, душой, разумением и крепостью…
И ты будешь выполнять Его волю потому, что тебе хочется этого, потому, что тебе нравится это делать…
А Он в свою очередь покажет тебе, куда ходить можно при выполнении Его воли, а куда не стоит…

Как в той тайге, куда был выброшен с вертолёта герой нашей притчи:
Только у нас в этой тайге, в этом мире:
Есть карта – Слово Божье.
Есть компас – Дух Святой.
Есть орудия и инструменты, чтобы не погибнуть в этой тайге – таланты, данные Господом, церковная община, на которую можно опереться, молитвы, на которые мы получаем ответы.
И мы совершенно точно знаем, как избежать когтей тех хищников, которые могут встретиться на нашем пути.
Для этого у нас есть уверенность в спасении, вера и Божьи истины…
Мало того, в этом дремучем лесу у нас есть цель и путь к ней, куда нужно идти. И мы её совершенно точно знаем – это Царство Божье.

Итак, свобода передвижения по территории Бога, чёткое руководство по маршруту, цель, экипировка для путешествия – всёго у нас намного больше, чем у просто свободного человека!
Мы не просто свободны! Наша свобода обеспечена и материально и духовно Самим источником нашей свободы – Творцом вселенной!

А теперь давайте ещё раз вспомним три определение раба, которые мы сегодня уже услышали:

  1. перен. Бесправный человек, находящийся в полной зависимости от кого-л.
  2. Тот, кто подобострастно исполняет волю другого, кто низкопоклонствует и льстит.
  3. Тот, кто целиком подчинил свою волю, свои поступки кому-л., чему-л.

А теперь примерим эти качества на раба Божьего.

Находимся ли мы в полной зависимости от Бога?

Да! И мы понимаем это. Это объективная реальность. В этой зависимости находится вся вселенная.

Бесправны ли мы? Ой, нет! Именно волей Божьей нам всегда дано право свободно выбирать, что делать – добро или зло? И об этом неоднократно говорил Бог:

Втор.30:15-20 «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею; если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, для овладения которою ты переходишь Иордан. Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им».

Бог не говорит: Я повелеваю тебе! Я приказываю тебе! Хотя мог бы и так сказать…
Он говорит: я предлагаю тебе! И ты вправе сам решить и избрать одну дорогу из этих двух!

Итак, у нас, как у рабов Божьих имеется свобода выбора пути. Что впрямую противоречит человеческому понятию рабства. И при всём этом мы добровольно остаёмся рабами Божьими!

Второе. Исполняем ли мы волю Божью?

Да, конечно! По крайней мере, стараемся..
Но льстим ли мы Богу, пресмыкаемся ли перед ним ложно?
Нет, конечно! Мы прекрасно помним, что основная проблема, с которой боролся Иисус, прибывая на земле – именно лицемерие, фарисейство. Он постоянно напоминал иудеям слова Исайи, обличая их в лицемерии:

Матф.15:7-9 «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

А наши отношения с Богом построены на любви к Нему! И потому наше преклонение и послушание Ему совершенно искренни! И мы поклоняемся Ему только потому, что хотим этого!
То есть и в этом отношении мы свободны и делаем то, что хотим!

И, наконец, третье: подчиняем ли мы свою волю и свои поступки Богу?

Да! Конечно! Мы знаем Его волю из Писания и соответственно стараемся жить по нему.
Но с другой стороны – мы хотим жить по Писанию! Искренне хотим! И потому мы делаем то, что хотим! А значит – мы свободны!

С чем это можно сравнить?

Ну, представим себе, что мы каким-то невиданным способом вдруг поступили учиться в Оксфорд. Мы мечтали об этом долгие годы и вдруг, раз – и мы уже студенты Оксфордского университета.
В каждом учебном заведении есть свои правила, иногда довольно жёсткие. Ходить на лекции, семинары, делать лабораторные работы, сдавать зачёты и экзамены, вести себя прилично в общежитии, принимать участие в университетских мероприятиях…
Скажите! Если мы долгие годы мечтали об учёбе в подобном учебном заведении, мы с искренним собственным желанием будем выполнять эти правила?
Конечно? Ведь мы же не безумцы! Мы захотим не только учится, но и успешно закончить Оксфорд и получить диплом, степень бакалавра или магистра.
И это даст нам возможность получить в дальнейшем интересную и высокооплачиваемую работу.
То есть у нас будет настолько сильное собственное желание жить по Оксфордским правилам, что говорить тут о принуждении – просто смешно. В выборе подобного образа жизни – мы свободны!

Также и с подчинением воле Божьей: Мы любим Его, мы согласны с Его правилами и хотим изо всех своих сил жить именно по ним. И в выборе этом мы совершенно свободны, поскольку и в этом случае делаем то, что хотим!.

И мы твёрдо знаем, что живущий по Божьим правилам в итоге получает право войти беспрепятственно в Его Царство, Царство Свободы во Христе Иисусе!

Вот такое необычное рабство, которое всё буквально пропитано свободой предлагает своим детям Господь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *