Пушкин екатерининский собор

Полковые Храмы Царского села

В 1889 г. был построен новый каменный храм. Автор проекта не известен. В период с 1903 по 1904 годы храм был перестроен по проекту архитектора Александра Глебовича Успенского. Архитектурный стиль — неорусский.

Во время Великой Отечественной войны здание серьезно пострадало. Позже полуразрушенный храм в таком виде простоял до 1972 года. В 2012 началась реставрация Храма. В 2014 был освящен и через год здесь открылся духовно-просветительский центр.

Вот таким мы видим Храм сейчас.

До реставрации.

В Храме ведутся не только службы.

Храм состоит при Духовно-просветительском центре Царскосельского благочиния, который устроен в бывших помещениях учебного зала и цейхгауза. Его открытие состоялось 7 января 2015 года. В рамках деятельности центра проходят научные и педагогические конференции, постоянно действуют швейная, витражная и авиамодельная мастерские. Организована выставочная экспозиция «Гвардейские стрелки на службе Отечеству», посвящённая истории всех четырёх гвардейских стрелковых полков. В кофейне на первом этаже тоже есть витрины с экспонатами. Экспозиция довольно интересная: исторические документы, оружие. обмундирование, награды, флаги.


Забыла вам ещё ма-лень-кую пушечку показать:)))

Перед входом в церковь стоит скорострельная горная пушка образца 1909 года системы «Данглиз — Шнейдер». Название век бы не запомнила, если бы не сфотографировала.

3) Церковь св. Иулиана Тарсийского.

Церковь Лейб-Гвардии Кирасирского Его Величества полка построена в честь бракосочетания последних русских Императора и Императрицы в 1899 году (архитекторы В.Курицын и С. Данини). Под нею существовал пещерный храм. В 1924 года закрыта большевиками. Здание сохранилось. Правда попасть внутрь нам не довелось. Здание окружено забором.

Все храмы имели очень богатое убранство. В этом был стеклянный алтарь. Хотя все называли его хрустальным. Представляете какая была красота, когда свет падал через алтарь)))

Полковые церкви были настоящими мемориалами, музеями-памятниками воинской славы России. В них еще со времен Петра хранили драгоценные для полков реликвии — трофейные знамена, ключи от крепостей и городов, полковые знамена и штандарты, памятные награды, а позднее — документы и фотографии павших в боях офицеров и солдат. С 1847 г. по специальному указу Николая I в церквях военного ведомства стали устанавливать настенные мемориальные доски (бронзовые или мраморные) с именами погибших и умерших от ран полковых офицеров. С середины 19 века в храмах пояявились и отдельные захоронения — по образцу Казанского Собора, где был похоронен Михаил Илларионович Кутузов. Вот так полковые церкви России начали соединять в себе три важнейших формы сохранения исторической памяти: храм, музей и некрополь! Как же жаль, что до нас дошла только маленькая часть былого величия и великолепия.

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ

Домовой храм в честь Воскресения Христова в Екатерининском дворце Царского Села, 2010-е. Фото с городского сайта г. Пушкина

Домовой храм в честь Воскресения Христова в Екатерининском дворце Царского Села, приписан к Вознесенскому (Софийскому) собору Пушкинского благочиния Санкт-Петербургской епархии

  • Престол: Воскресения Христова
  • Адрес: Россия, 189620, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7
  • Тел.: +7 (812) 465-20-18
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Проектом реконструкции Большого Екатерининского дворца середины XVIII века была предусмотрена постройка храма сначала отдельным зданием «между правым флигелем и циркумференцией», но эти планы не реализовались, и церковь решили устроить в особом флигеле. Автором проекта стал архитектор Савва Чевакинский.

Весной 1746 года начались строительные работы по флигелю.

8 августа 1746 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, великого князя Петра Фёдоровича и его супруги Екатерины Алексеевны состоялась торжественная закладка церкви, которую совершил архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский Феодосий (Яновский).

14 октября 1746 года Елизавета Петровна указала: «над церковью новостроющеюся купола не делать, но пять глав по пропорции». Это распоряжение повлекло за собой частичную переработку проекта церкви, которые в него внес Франческо Бартоломео Растрелли.

30 июля 1756 года состоялось освящение построенного храма, которое возглавил Санкт-Петербургский архиепископ Сильвестр (Кулябка) в присутствии императрицы. По окончании освящения был дан салют из 51 пушки.

12 мая 1820 года в результате пожара церковь сгорела, погибла большая часть интерьера. Реставрация храма велась под руководством архитектора Василия Стасова. 2 апреля 1822 года восстановленная церковь была заново освящена архиепископом Тверским и Кашинским Ионой (Павинским) в присутствии Александра I.

16 июня 1863 года церковь снова пострадала в пожаре, однако утварь и большинство икон удалось спасти. Освящение обновлённого храма совершил 27 октября 1864 года протопресвитер Василий Бажанов.

Богослужения в храме прекратились в 1917 году, хотя официально церковь была ликвидирована 22 мая 1922 года. Помещение храма выполняло функции музейного пространства.

Во время Великой Отечественной войны в период оккупации Пушкина испанцами и немцами в церкви был устроен гараж, а внутреннее убранство было разграблено. Крыша была пробита, а купола изрешечены пулями. Девяносто восемь икон, остававшихся в храме, были похищены.

Реставрационные работы во дворце начались только в 1957 году, в храме находился склад уцелевших дворцовой утвари и архитектурных деталей. В 1963 году были восстановлены купола, однако сам храм до настоящего времени полностью не отреставрирован.

С 1993 года в церкви крайне редко проходят молебны, храм приписан к приходу Софийского собора.

В 2010 году произведена реставрация архитектурно-декоративного убранства храма в Екатерининском дворце, золочение куполов, были восстановлены образа архангелов Михаила и Гавриила.

Архитектура

В композиции фасада храма, обращенного на Садовую улицу, использован мотив двухъярусной колоннады, более тяжелой и массивной на уровне первого и второго этажей и высокой и стройной в третьем и четвертом этажах. Тематика декоративной скульптуры, украшающей церковь, — фигуры ангелов на фронтоне, головки херувимов — определялась назначением здания.

Храм имеет пятикупольное завершение. Ажурные золоченые купола возвышаются над северным корпусом дворца. Храм вплотную слит с дворцом — им завершается анфилада парадных комнат. В плане здания он носит название «церковный зал». Вместо обычного для храма купола его перекрывал плоский потолок, расписанный Дж. Валериани. Среднюю часть занимал плафон «Вознесение Господне». Внутреннее убранство храма было выполнено в стиле барокко с обилием позолоты и ажурной резьбы. Особую нарядность интерьеру придавали портики из вызолоченных и обвитых ажурными резными гирляндами коринфских колонн.

Помещение дворцовой церкви делилось на четыре отделения: алтарь, неф, хоры и места под хорами.

Иконостас, доходивший до самого потолка, был убран 45 образами в пышных рокайльных рамах и имел шесть рядов икон: местный, два праздничных, два апостольских и пророческий. Над жертвенником алтаря возвышалась огромная резная позолоченная сень на восьми колоннах.

Санкт-Петербург. Церковь Воскресения Христова в Царскосельском Екатерининском дворце.

В царскосельском дворце царицы Екатерины Алексеевны первоначально находилась походная комнатная церковь во имя святой великомученицы Екатерины, достопримечательностью которой был резной иконостас синего цвета. Строительство ныне существующего дворцового храма началось весной 1746 г. по проекту и под руководством С. И. Чевакинского. Торжественная закладка храма в честь Воскресения Христова преосвященным Феодосием архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским состоялась 8 августа того же года в присутствии императрицы Елизаветы, наследника цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны. В процессе строительства Елизавета Петровна распорядилась переделать часть осуществленных работ и продолжать строительство по показанию обер-архитектора Ф.-Б. Растрелли.

К написанию икон по данной росписи были привлечены придворные живописцы Г.-К. Грот, Л. Каравак, Б. Тарсиа, И. Я. Вишняков, А. Перезинотти. Всего в церкви находилось 114 икон, из них 59 написали и 14 исправили известные иконописцы Федот и Мина Колокольниковы. Живописный плафон с изображением Вознесения Господня написал художник-декоратор Дж. Валериани с подмастерьями. Резные работы выполнял И. Ф. Дункер. Отделку интерьера завершили в 1756 г., и 30 июля преосвященный Сильвестр архиепископ Санкт-Петербургский и Шлиссельбургский освятил храм во имя Светоносного Воскресения Христова.

Богослужения в дворцовом соборе Воскресения Христова совершались придворным духовенством во время пребывания императорского двора в Царском Селе. На них присутствовали императорская свита, министры, представители дипломатического корпуса, придворные, офицеры гвардейских полков. По воскресным и праздничным дням на литургии рядом с Александром I можно было увидеть лицеистов. Среди посетителей храма был историк Карамзин с семейством. Здесь производилось бракосочетание членов императорской семьи, придворных, происходило крещение младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II. Приход церкви составляли постоянно проживавшие в Царском Селе дворцовые чиновники и служащие. В 1917 г. богослужения были прекращены, а интерьер храма включен в музейную экспозицию.

Интерьеры церкви имели роскошный облик в стиле елизаветинского барокко, не подвергавшийся существенным изменениям, хотя зданию пришлось пережить пожары в 1820 и 1863 гг. После первого пожара утраченный плафон возобновил художник В. К. Шебуев, церковные главы восстанавливали по проекту архитектора В. П. Стасова с изменением их силуэта. Реставрация первоначального вида глав в стиле барокко была произведена архитектором А. Ф. Видовым после второго пожара.

Во время Великой Отечественной войны внутреннее убранство было разграблено и получило значительные повреждения, 97 икон похищены, от плафона сохранились лишь фрагменты. Послевоенный реставрационный ремонт фасадов проведен в 1957–1963 гг. по проекту архитектора А. А. Кедринского, но интерьеры дворцовой церкви в полном объеме еще не восстановлены.
Г. В. Семенова. http://www.encspb.ru/object/2846388919?lc=ru

Что посмотреть

Величественность Екатерининского храма поражает. Особенно эффектно он смотрится с дорожек, ведущих к углам. Собор построен в классическом русском стиле, в виде высокого одноэтажного четверика по сохранившимся оригинальным чертежам архитектора К. А. Тона. Это точная копия разрушенного храма.

Святая Екатерина считается покровительницей умственного труда, одиноких дев и семейных уз. Поэтому сюда приезжают с просьбами помочь в учебе, работе, обретении и сохранении семьи.

Вход в храм обозначен прямоугольным выступом, с противоположной стороны стену украшает полукруглая апсида. Верх четверика отделан арками, где до революции размещались иконы. Собор украшают 5 крупных главок, стоящих на высоких барабанах. Белоснежный цвет стен оттеняет зеленую кровлю и золоченые маковки. Внутри храм светлый, высокий, с колоннами и арками, иконостас состоит из 5 ярусов, отделанных позолотой. В современном храме находятся мощи великомученицы Екатерины, священномученика Иоанна Царскосельского, афонская икона Божией Матери и список с иконы «В скорбях и печалях Утешение».

Екатерининский собор

Екатерининский собор, или собор святой великомученицы Екатерины, расположен в самом центре Соборной площади города Пушкина. Многим может показаться, что он стоит на своём месте с момента постройки в 1840 году, но это не так. Спустя столетие главный соборный храм Царского Села был полностью уничтожен (1939 г.). Воссоздан собор в первоначальном виде в начале нынешнего века. В настоящее время это действующий православный храм Царскосельского благочиния Санкт-Петербургской епархии.

Николай I решил построить вместительный храм для рядовых прихожан, ведь существующие тогда церкви и часовни в Царскосельской резиденции были приписаны к дворцовому, либо к другим ведомствам.

Проект разрабатывался 4 года архитектором К.А. Тоном, под его же контролем велось и строительство, которое началось 1835 г. На постройку собора было истрачено около 160 тысяч рублей серебром. Работы шли быстро. Уже через 5 лет, 24 ноября (6 декабря) 1840 года, произошло освящение построенного собора в присутствии самого Николая I и цесаревича Александра Николаевича (в будущем – император Александр II).


В 1841 году собор посетили императрица Александра Фёдоровна и Великие княжны Ольга и Александра Николаевны, принимал которых назначенный в том же году священником храма отец Фёдор Тигодский. В 1842 году под руководством садового мастера Ф.Ф. Лямина было устроено 12 дорожек, сходившихся к собору и высажено 200 сизостволых тополей, привезенных из Голландии.
Первоначально в храме был один престол — святой Екатерины. Только в 1851-1852 годах были устроены правый придел во имя святого Александра Невского и левый — во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.
В 1850 году к Екатерининскому собору приписали кладбищенскую Казанскую церковь, а в 1864 году – часовню св. благоверного князя Александра Невского, выстроенную в располагавшемся рядом Гостином дворе.

Собор вмещал одновременно до двух тысяч человек и славился позолоченным иконостасом, трёхметровым в диаметре паникадилом и семью отлитыми в Ярославле разных размеров колоколами.

В 1862 году богослужения были ненадолго прерваны. Причиной стал большой пожар, произошедший в Гостином дворе. Огнём было повреждено не только здание двора, но и здание собора. Треснул главный храмовый колокол, пострадали фасады и позолота глав. В 1869 году главы собора покрыли жёлтой краской, чтобы скрыть вновь проступавшую после пожара ржавчину.

В 1874 году причт собора обратился с прошением к управляющему Царского села о переливке треснувшего колокола и устройстве для него в арке западного фасада специальной ниши. Осенью того же года колокол был снят и в 1875 году перелит, причём вес его увеличился до 4,6 тонн. Поднят на свое место великопостный колокол был лишь в 1889 году. До этого он находился в специально выстроенной в 1876 году временной деревянной колокольни (вблизи главного входа в собор).

К 50-летию Екатерининского собора была выпущена книга «Екатерининский Царскосельский собор 1840–1890» и проведены единственные в его истории масштабные ремонтные работы, включившие в себя отделку фасадов, интерьеров и золочение куполов. Больше здание храма, вплоть до разрушения в 1939 году, не ремонтировалось.

К концу XIX столетия прихожанами Екатерининского собора были 2491 человек.

В 1909 году при соборе была образована церковно-приходская школа на 180 учеников. В 1910 году священнослужители храма обратились в городским властям с прошением о строительстве при соборе новой колокольни, проект которой был разработан архитектором С.А. Данини в 1907 году. Это сооружение послужило бы ознаменованию памяти 200-летнего юбилея основания Царского Села. Но прошение удовлетворено не было, колокольня так и не была построена.

Священномученик протоиерей Иоанн Александрович Кочуров (Иоанн Царскосельский)

Ека­те­ри­нин­ский со­бор был круп­ней­шим при­ход­ским хра­мом го­ро­да сре­ди пре­об­ла­дав­ших в нем церк­вей двор­цо­во­го и во­ен­но­го ве­домств. Отец Иоанн Кочуров при­е­хал в Цар­ское Се­ло с ма­туш­кой и пя­тью детьми (стар­ший сын Вла­ди­мир на­хо­дил­ся в это вре­мя на во­ен­ной служ­бе), на­де­ясь здесь воз­вра­тить­ся к ак­тив­ной пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти. Его про­по­ве­ди со­би­ра­ли в Ека­те­ри­нин­ском со­бо­ре мно­же­ство мо­ля­щих­ся со всех кон­цов Цар­ско­го Се­ла.
Через 3 ме­ся­ца по­сле на­зна­че­ния от­ца Иоан­на в Ека­те­ри­нин­ский со­бор про­изо­шла Фев­раль­ская ре­во­лю­ция.

Трагический период в судьбе собора начался в октябре 1917 года.

30 октября во время артиллерийского обстрела Царского Села (в котором находились казачьи отряды генерала атамана Краснова) в Екатерининском храме, заполненном до отказа, отцом Иоанном был совершён особый молебен. После него, несмотря на продолжающийся обстрел, прошёл крестный ход с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани, на котором батюшка в проповеди призывал взволнованный народ к спокойствию в виду грядущих событий.

Ве­че­ром то­го же дня ка­за­чьи ча­сти по­ки­ну­ли Цар­ское Се­ло, же­лая предот­вра­тить воз­мож­ность кро­во­про­ли­тия сре­ди на­се­ле­ния. И утром 31 ок­тяб­ря, не встре­тив ка­ко­го-ли­бо со­про­тив­ле­ния, в Цар­ское Се­ло всту­пи­ли боль­ше­вист­ские от­ря­ды. Священники были арестованы. В тот же день отец Иоанн за бесстрашную проповедь подвергся избиению, а затем его, полуживого, красногвардейцы долго волокли по шпалам, к царскосельскому аэродрому. Там на глазах сына Александра, шедшего за ними, его закололи штыками. Смерть батюшки не была мгновенной… Убийцы таскали его за волосы, предлагая друг другу «прикончить как собаку». На теле убитого осталось 17 ран. Юнкер Александр позвал людей. Тело убитого пастыря вечером доставили в часовню Дворцового госпиталя (больница им. Семашко), оттуда перенесено в Екатерининский Собор, где 4 ноября 1917 года было совершено отпевание. Погребли батюшку по просьбе прихожан в усыпальнице под Собором. Через три дня, не выдержав потрясений, скончался и его сын, 17-летний юноша.

Отец Иоанн стал первым священномучеником, пострадавшим от коммунистов после революции.

После мученической кончины протоиерея Царскосельского Екатерининского собора о. Иоанна, семья Кочуровых продолжала жить в церковном доме собора, где занимала полвину второго этажа, окнами на храм.

Екатерининский собор до 1939 года оставался действующим. Последним настоятелем его был протоиерей Феодор Забелин. В 1920—1930-х годах власти часто устраивали «атеистические шествия» вокруг собора, с красными флагами и песнями, особенно в дни церковных праздников, на Пасху, когда вокруг собора шел пасхальный крестный ход. Шествия организовывал комсомол, революционными песнями комсомольцы старались перекричать церковное пение и звон колоколов.

На Пасху к Екатерининскому собору со всех улиц города стекались празднично одетые жители. В руках у них в белоснежных платочках — пасха, крашеные яйца, кулич. Собор был переполнен. А недалеко от забора стоял грузовик с киноаппаратурой. Механики вешали на забор полотняный киноэкран, с которого неслись песни: «Долой, долой монахов, долой, долой попов. Залезем мы на небо, разгоним всех богов…» и так далее в том же духе.

В начале лета 1939 года, рано утром жители близлежащих домов были разбужены взрывом — это ушел в небытие уникальный собор. Он не рассыпался, а развалился на огромные глыбы…

Из воспоминаний старожилов Царского Села: «…В 5 часов утра милиция стала на свои места дежурить, я с тетей Соней стояла в калитке ворот рядом с военкоматом. В 5 часов 30 минут включили взрывное устройство, а мы стояли и боялись шевельнуться. Собор спокойно поднялся вверх примерно на 120 или 160 сантиметров. И был такой тихий звук, как будто он сказал «ох-х-х» протяжно и стал тихо опускаться, а когда дошел до земли, то как будто сделал выдох. И сразу вокруг из-под низу пошел дым ярко-розового цвета…»

«Помню, как после взрыва весь день и ночь ходили вокруг собора по улицам старушки в скорбном молчании. Теперь понимаю, что это были верующие и те жители города, которые скорбели об утрате, понимали, что теряет Родина. А мы, дети, молча наблюдали за всем этим и понимали, что-происходит что-то непонятное и недопустимое, хотя в семьях, и да и везде, об этом не говорили, время было такое. Все это осталось в нашей памяти и сердцах до конца наших дней. Мы до сих пор называем сквер Соборным Садиком».

Собор был ограблен перед смертью. Топорами изрублены его иконы, молотками разбит его хрусталь, и золото смыто растворами. А мертвые в его чреве? Они умерли снова, и никем не оплаканы, остались лежать в общей могиле на площади, теперь безымянной…

Рассказывает Людмила Григорьевна Кочурова (Кузьмина), внучка отца Иоанна: «В 1939 году, незадолго до взрыва собора, к бабушке поздно вечером пришел какой-то человек. Я сама это помню — мне было уже двенадцать. Человек о чем-то шептался с бабушкой. Это был инженер, который готовил собор к взрыву — снимал план, обмерял толщину стен. Потом он отказался взрывать, взрывал другой человек — тот, что погиб вскоре после уничтожения собора и похоронен на Казанском кладбище. Инженер предложил бабушке перезахоронить деда — так делали те родственники похороненных в соборе, что были побогаче. У нас не было денег, и было решено замуровать гроб в стену нижнего подвала, расположенного под усыпальницей. Инженер сказал, что нижний подвал не пострадает от взрыва — для того, чтобы взорвать его, нужен глубинный заряд такой мощности, что на воздух взлетит Гостиный двор.

Мы пошли в собор, спустились в склеп и увидели несколько саркофагов со снятыми крышками. Мы попрощались с дедом. Бабушка сказала: «Этот собор для него — последняя усыпальница, и пусть он здесь и останется». Позже инженер водил нас и показал то место, где именно замурован гроб с телом деда. Я запомнила это место. А через несколько дней, рано утром, часов в пять, собор взлетел на воздух. Муж моей тетки сфотографировал момент взрыва — когда купола отделились от стен. К сожалению, фотография эта утеряна…»

А потом пришла война. Последним эшелоном Людмила была эвакуирована во Мгу. Бабушка осталась в Царском, где умерла в зиму 1941/42 гг. от голода и была похоронена вместе со своим братом, также умершим от голода, прямо на обочине Московского шоссе, напротив дачи Чернышевых.

Дочь врага народа, внучка «чуждого элемента», Людмила Кочурова в 1943 году окончила школу радистов и пошла на фронт. Демобилизовалась в самом конце войны после тяжелой контузии, но медаль «За победу над Германией» не дали: «разрешили воевать, и хватит с тебя!». Награда была вручена ей лишь после реабилитации «сына попа» Григория Ивановича Кочурова.

В 1960 году, на гребне новых антицерковных гонений в СССР, вошедших в историю под названием «хрущевских», на месте взорванного собора на центральной площади Царского Села власти решили установить памятник Ленину.

Большое волнение охватило жителей города Пушкина, когда они пришли на открытие памятника В. И. Ленину в центральном сквере. Сердечное спасибо нашей родной Коммунистической партии и Советскому правительству за дорогой подарок к 1 Мая — монументальный памятник великому Ленину!» — писала в 1960 году газета «Вперед» (б. «Большевистское слово»). Так вместо соборного храма города-резиденции Русских Царей, хранящего под спудом мощи первомученика Русского духовенства,— первой жертвы антихристианских гонений в России в XX веке, встал памятник их главному инициатору и организатору, простоявший на площади до апреля 2004 года.
В апреле 2004 года неизвестными активистами со своего пьедестала был сброшен памятник В. И. Ленину, а в июне 2006 года начались масштабные археологические работы по раскопке фундамента храма. После раскопки фундамент храма был законсервирован, а исследовательские работы по изучению внешнего вида и обустройства интерьеров взорванного храма продолжились в архивах.

Кропотливый труд по изучению и классификации собранных данных был завершён, в октябре 2006 года был создан благотворительный фонд по восстановлению Екатерининского собора, а уже в декабре 2006 года состоялась торжественная закладка храма и установка перед будущим алтарём памятного камня с гравировкой в память о трагических событиях 1917 года.

По объявленной благотворительным фондом акции «Именной кирпич – в стену храма», где каждый желающий мог приобрести за посильную для себя сумму кирпич и подписать его своим именем, или именем родных, была собрана достаточно большая сумма – около 4 млн. рублей. Всем жертвователям были выданы именные сертификаты и их имена включены в список для особого поминовения благодетелей. Стоит отметить, что каждый 25-й кирпич, встроенный в стены собора, является именным.

В июле 2007 года начались работы по возведению собора, полностью завершённые к июню 2010 года – дню празднования 300-летия основания Царского Села. 27 июня 2010 года состоялось торжественное освящение воссозданного в первоначальном виде храма, совершённое Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом с сонмом духовенства в присутствии первых лиц города и многочисленных горожан.

К началу 2014 года наложен последний штрих на облик храма – позолочены все его купола и сейчас Екатерининский собор, как и прежде, является главным композиционным элементом Соборной площади. В соборе совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения.

В цокольном помещении храма в июне 2014 года был открыт музей храмов Царскосельского благочиния, действующий и сегодня. Среди экспонатов музея обнаруженные во время археологических раскопок церковные предметы, макеты царскосельских церквей, галерея портретов священников и градоначальников, много сделавших для Царского Села.

Екатерининский собор (Пушкин)

У этого термина существуют и другие значения, см. Екатерининский собор (значения).

Православный собор

Екатерининский собор

Собор святой великомученицы Екатерины

Воссозданный Екатерининский собор

59°43′13″ с. ш. 30°24′26″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Пушкин (Санкт-Петербург), Соборная площадь

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Благочиние

Царскосельское

Архитектурный стиль

псевдорусский

Архитектор

К. А. Тон

Первое упоминание

1831 год

Дата основания

Строительство

1835 — 1840 годы; восстановление: 2006—2010

Приделы

Главный — святой великомученицы Екатерины; северный — священномученика Иоанна Царскосельского; южный — святых царственных страстотерпцев.

Статус

Выявленный объект культурного наследия народов РФ (нормативный акт). Объект № 7831574000 (БД Викигида)

Состояние

Действующий

Сайт

Екатерининский собор на Викискладе

Екатери́нинский собо́р в Пушкине — воссозданный (2007—2010) после разрушения православного храма на Соборной площади в центре города.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Царскосельского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Никита Геннадьевич Зверев.

История

1835—1917

Царскосельский городской собор святой великомученицы Екатерины был заложен в 1835 году по указанию Николая I. Строительство велось по плану и под наблюдением архитектора К. А. Тона. Средства на постройку выделял Кабинет его величества.

Освящение собора произошло 24 ноября (6 декабря) 1840 года духовником императора протопресвитером Николаем Музовским в присутствии самого Николая I и цесаревича Александра Николаевича. Собор изначально состоял в епархиальном ведомстве, и в него в том же году был переведен причт Знаменской церкви со всеми окладами содержания.

Причт, переведенный в 1841 году к собору от Знаменской церкви, состоял из протоиерея, ключаря, двух священников, диакона, двух дьячков и пономарей. В 1875 году вакансия одного пономаря была упразднена.

Весь 1842 год шли благоустроительные работы на площади храма под руководством садового мастера Федора Федоровича Лямина. Было устроено 12 дорожек, сходившихся к собору. На площади также высажено 200 сизостволых тополей, привезенных из Голландии.

Собор пострадал от пожара в деревянном Гостином дворе, произошедшем в 1862 году. Наиболее существенно была повреждена позолота глав. В 1865 году, ввиду проступившей ржавчины, главы собора были закрашены кронгельмом, а в 1869 году — жёлтой краской, с оставлением нижних четырёх рядов, сохранивших позолоту.

15 (27) июня 1874 года причт Екатерининского собора обратился к управляющему города с прошением перелить треснувший колокол и устроить особую для него нишу в арке над западным фасадом. 11 (23) октября колокол сняли и в 1875 году перелили с увеличением веса. В мае того же года священники собора обратились к управляющему города с просьбой устроить для колокола временную деревянную колокольню. В 1876 году по проекту архитектора А. Ф. Видова в юго-западной части Соборной площади, недалеко от главного входа собора сооружена временная деревянная колокольня. В 1889 году великопостный колокол был поднят на прежнее место без всякого изменения фасада. В 1910 году причт Екатерининского собора обратился к городским властям с просьбой о пристройке «колонной колокольни, соответствующей красоте храма, сооружение которой послужило бы ознаменованию памяти 200-летнего юбилея основания Царского Села». Однако колокольня не была построена.

В апреле 1890 года к 50-летнему юбилею начат самый большой ремонт собора, закончившийся в ноябре.

При соборе в двухэтажном каменном доме на Колпинской улице располагалась Екатерининская церковно-приходская школа. В школе в начале XX века бесплатно обучалось около 180 учеников.

К храму была приписана часовня святого благоверного князя Александра Невского в находящемся рядом Гостином дворе (построена в 1862—1864 годах).

1917—1939

Оригинальный Екатерининский собор на открытке начала XX века

В 1917 году количество прихожан в соборе резко сократилось: «Настоятель Екатерининского собора в Царском Селе протоиерей Н. Смирнов отмечает, что в его храме в одну праздничную всенощную был всего один богомолец.»

С ноября 1916 года до своей кончины 31 октября (13 ноября) 1917 год в соборе вторым священником служил протоиерей Иоанн Кочуров. В конце октября 1917 года Царское Село стало местом вооружённого конфликта большевистских вооружённых формирований и казачьих войск под командованием генерала П. Н. Краснова, сохранявших верность Временному правительству. 30 октября (12 ноября) 1917 год, во время артиллерийского обстрела Царского Села большевиками, о. Иоанн с другими клириками собора участвовал в крестном ходе с особыми молитвами о «прекращении междоусобныя брани». 31 октября (13 ноября) 1917 год отряды большевиков вступили в Царское Село и священники, возглавлявшие крестный ход, были арестованы; о. Иоанн был отведён на царскосельский аэродром и там расстрелян на глазах своего сына-гимназиста. По просьбе прихожан, 4 (17) ноября того же года отец Иоанн был погребён в усыпальнице собора. 24 ноября (7 декабря), в престольный праздник собора, митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) совершил в соборе литургию и подарил приходу икону Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».

Первые «наказы» о закрытии храма были зарегистрированы в 1934 году. Требования появлялись до 1937 года.

10 июля 1937 года архитектурно-планировочный отдел Ленсовета предписал Детскосельскому райисполкому произвести позолоту глав собора, но в августе предписание было отменено.

12 марта 1938 года настоятель собора протоиерей Феодор Забелин был освобожден от этой должности, а 27 апреля двадцатка собора возбудила ходатайство перед Ленинградским митрополитом Алексием (Симанским) о направлении в Екатерининский собор нового священника, но получила устный ответ: «Священников нет, прислать некого, и придется сдать собор».

11 мая 1938 года двадцатка инициировала процедуру сдачи имущества собора. 1 июня 1938 года президиум Пушкинского райсовета возбудил перед президиумом Ленсовета ходатайство о закрытии собора и сносе «как не представляющего собой культурной ценности». Ходатайство было удовлетворено. По постановлению президиума Леноблисполкома от 11 июля 1938 года Екатерининский собор был закрыт. Организованная 24 октября Специальная комиссия после обследования здания предложила использовать здание под театр и кино, а подвальное помещение — как газоубежище.

Екатерининский собор после взрыва. 1939 годРешётка амвона собора на могиле инженера Э. Нильсена

В мае 1939 года собор был обнесен глухим дощатым забором. Рабочие сняли кровлю, церковная мебель, иконостасы и картины были вывезены. Иконы кололи топорами и сваливали в кучу, а затем сжигали в подвале, в храмовых печах.

10 июня 1939 года в 5 часов 30 минут утра собор святой Екатерины был взорван. Взрывными работами руководил горный инженер Э. Н. Нильсен

Практически сразу появляются проекты обустройства бывшей площади:

  • Предлагалось установить памятник А. С. Пушкину, бассейн с фонтанами и окантовкой цветами, детские игровые площадки.
  • создание большого зелёного массива, парково-архитектурного ансамбля, всего посвященного творчеству А. С. Пушкина, «его стихам, сказкам, поэмам, трагедиям и повестям».
  • превратить площадь в «пантеон великих людей дореволюционной эпохи».

Но планы осуществить не удалось.

В 1947 году в Берлине искусствоведом А. М. Кучумовым, входившим в комиссию по ликвидации собора, в пакгаузе восточной гавани на Шпрее обнаружена икона из собора «Тайная вечеря» Ф. А. Бруни.

К 1950 году гора остатков Екатерининского собора постепенно осела и превратилась в обычный городской сквер. 22 апреля 1960 года на месте собора был открыт памятник В. И. Ленину.

Восстановление и освящение (2010 год)

В связи с канонизацией Архиерейским собором Русской православной церкви 4 декабря 1994 года протоиерея Иоанна Кочурова, 5 февраля 1995 года на бывшей Соборной площади, рядом с местом, где находился до своего разрушения Екатерининский собор, был воздвигнут семиметровый восьмиконечный деревянный крест. За установку креста по представлению районного прокурора в отношении протоиерея Геннадия Зверева было возбуждено дело об административном правонарушении, его оштрафовали на 388 тысяч рублей, обязав демонтировать крест. В свою очередь, верующие Пушкина заявляли, что готовы взять на себя все расходы по демонтажу памятника Ленину. В апреле того же года комиссия мэрии Санкт-Петербурга приняла решение о демонтаже памятника Ленину в Пушкине (а также у Варшавского вокзала).

В 2000 году главный архитектор музея «Царское Село» Кедринский выполнил эскизный проект реконструкции главной площади, предполагавший восстановление в два этапа Екатерининского собора.

В 2001 году фундамент собора был отнесен КГИОПом к выявленным объектам культурного наследия народов России.

3 ноября 2003 года на Соборной площади был установлен и освящён новый деревянный крест, изготовленный на Соловецких островах монахом Георгием. Он был подарен Царскосельскому благочинию благотворительным фондом «Возрождение памятников архитектуры русского Севера».

В ночь с 5 на 6 апреля 2004 года памятник Ленину был сброшен с пьедестала неизвестными лицами (с помощью мощной автомобильной лебёдки, прикреплённой к дереву). В результате падения памятник разбился.

Собор после золочения куполов (2014 год)

3 июня 2006 года экспедицией Института истории материальной культуры РАН были начаты масштабные археологические раскопки фундамента. 4 августа КГИОП заявил о возможном восстановлении храма, отметив необходимость проведения консервации обнаруженного фундамента и продолжения научно-изыскательских работ в архивах. 25 августа были завершены археологические раскопки фундамента собора, в процессе которых обнаружены также элементы инженерных коммуникаций, остатки архитектурных деталей и церковной утвари. 1 ноября фундамент собора был законсервирован.

20 июля 2006 года был учреждён Благотворительный фонд «Воссоздание собора святой Екатерины в Царском Селе» (зарегистрирован 26 октября). 10 ноября фонд утвердил благотворительную программу воссоздания собора. Закладка храма произошла 7 декабря 2006 года. Перед будущим алтарём храма установлен памятный знак в виде камня, на котором выгравирована надпись о происшедшем событии: «На сем месте будет построен храм-памятник как дань глубокого почтения самоотверженному и величественному подвигу жителей Царского Села, в память о трагических днях 1917 года. (7 декабря 2006 года)».

13 февраля 2007 года Правительство Санкт-Петербурга подписало распоряжение о мерах по выполнению работ по сохранению собора святой Екатерины в Царском Селе. 15 февраля научный совет по сохранению культурного наследия Правительства принял концепцию воссоздания собора по проекту архитектора Михалычева.

Фундамент собора был расконсервирован 7 апреля 2007 года, затем началась подготовка и оборудование строительной площадки. 16 октября закончилась заливка фундамента собора.

26 ноября 2008 года председатель Правительства России Владимир Путин подписал распоряжение о создании организационного комитета по подготовке празднования 300-летия основания Царского Села, важнейшим элементом которой станет воссоздание собора.

Поклонный крест около собора

4 августа 2009 года на здание храма была поднята центральная глава, а на следующий день — четыре малые.

7 декабря 2009 года в строящемся соборе была отслужена первая литургия, а также освящён новый звон из семи колоколов, являющийся копией утраченного. Колокола были водружены на звонницу 11 февраля 2010 года.

1 июня 2010 год на фасаде установлена мозаичная икона Святой Великомученицы Екатерины, выполнена творческой мастерской Екатерины Огородниковой по эскизу Михалычева.

27 июня 2010 года (в дни проведения торжеств, посвящённых 300-летию со дня основания Царского Села), патриарх Кирилл в сослужении митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, епископов Солнечногорского Сергия (Чашина), Петергофского Маркелла (Ветрова), Выборгского Назария (Лавриненко) и духовенства Санкт-Петербургских храмов совершил чин великого освящения храма.

К 19 января 2014 года завершено золочение всех куполов.

Архитектура, убранство и устройство собора

Первое здание

Проект собора был схож с проектом Петергофского Петропавловского храма.

Первоначально в храме был один престол — святой Екатерины; в 1851—1852 годах были устроены правый придел во имя святого Александра Невского (освящён 18 ноября 1851 года) и левый — Константина и Елены (освящён 21 мая (1 июня) 1852 года).

Антиминсы главного алтаря и левого придела были освящены епископом Гермогеном 30 июня 1848 года, антиминс правого придела освящен 1 (13) октября 1850 года митрополитом Никанором (Клементьевским).

Собор был одноэтажный, с подвалом. В подвале помещались: ризница, свечная кладовая, дрова и склеп для временного помещения умерших. В подвале же были погребены строитель храма, управляющий Царским Селом генерал от артиллерии Я. В. Захаржевский, и священномученик Иоанн Царскосельский.

Алтарь полукруглый. Длина собора — 38 метров, ширина — 30 метров. Собор был каменным, цоколь из путиловского камня; с трех сторон — три крыльца из путиловской же плиты. Стены собора снаружи были отштукатурены и выбелены. На всех сторонах — арки с барельефами святых и лепными изображениями ангелов. Кровля была окрашена медянкою, четырёхскатная. Из фонарей четыре заделаны в своем основании от сырости и для сохранения тепла; средний фонарь — открытый. Пять глав собора были поставлены прямо на шее фонарей. Кресты железные, вызолоченные через огонь, восьмиконечные, укрепленные в железных яблоках. Окна помещены на 10,5 метров от пола; в алтарях по два окна, а в церкви — по три на каждой стороне и одно — на хорах; в фонарях — по четыре окна; в подвале — малые окна с железными решетками. Кроме трех дверей в церковь были входы в алтарь и в подвал.

Внутренний вид собора. 1900-е годы

Над притвором были устроены хоры; притвор отделяелся от храма стеклянными дверьми. Столбы, державшие купол, обставлены образными киотами. Пол храма — из серой плиты. Своды алтаря были скреплены железными связями, которые в 1846 году разорвались и сняты по требованию епархиального начальства и городского архитектора.

На престол главного алтаря был устроен в 1863 году серебряный «киворион» с зеркальными стеклами. На верхней, серебряной, доске изображен святой антиминс, а по сторонам его — два чеканных серебряных образа. Жертвенник был подобным престолу. Иконостас резной, золоченый, в 5 ярусов. На образах Царских дверей были сребропозлащенные ризы. Солея возвышена на 5 ступеней. В западном углу собора — надгробная плита, обозначающая место погребения Я. В. Захаржевского; рядом — образ святого апостола Иакова, пожертвованный Захаржевскому дворцовыми крестьянами.

В 1883 году собор внутри был выкрашен масляною краскою из английских белил с кобальтом, образа были поновлены, оконные рамы исправлены, и переделаны 7 железных печей собора. Все это было сделано благодаря активности церковного старосты, почетного гражданина Парамона Парфентьева.

В 1894 году была произведена архитектором С. А. Данини реставрация. Возобновлена позолота куполов, сильно пострадавшая от пожара 1862 года, уничтожившего старый деревянный Гостиный двор; внутри собор был выкрашен и расписан темными цветами.

Из колоколов был самый большой «воскресный» (треснувший и перелитый в 1875 году) в 4,7 тонны. На нём находился образ святой Екатерины и надпись: «Вечер и заутра и полудне возвещу и услышат глас мой»; на нижнем круговом поясе было написано: «Колокол сей перелит в 1870 году для Царскосельского Екатерининского собора, с добавлением в 161 пуду 20 ф. нового металла весом 124 п. 2 ср. усердием прихожанина Парамона Парфентьева, при настоятеле, протоиерее Андрее Ветвеницком и при церковном старосте Александре Кривцове».

В храме находились иконы, написанные знаменитыми художниками, пожертвованные в собор Николаем I, из при устройстве двух приделов. Из них профессору Ф. А. Бруни принадлежали иконы святой великомученицы Екатерины, царицы Александры и Тайной Вечери (прибыли из Рима в августе 1841 года); А. Е. Егорову — запрестольный образ Воскресения Христова и Архангелов Гавриила и Михаила на боковых дверях; К. П. Брюллову — евангелисты в куполе, местные образа, образ Аарона и трех святителей. Примечательны также были копии картин: «Распятие» Ван Дейка и «Слава Богородицы» Поля Веронезе (поступили в 1850 году из Гатчинской дворцовой церкви).

Центральный иконостас собора

Восстановленное здание

Современный храм был построен в соответствии с проектом К. А. Тона с учётом им же внесённых корректив. Купола позолочены.

В соборе три престола: главный — святой великомученицы Екатерины, правый — святых царственных страстотерпцев и левый — священномученика Иоанна Царскосельского.

Интерьер храма находится ещё в стадии реконструкции. Стены выбелены, орнамент отсутствует. Обрамление дверных порталов оформлено под розовый мрамор.

Иконостас восстановлен по образцу дореволюционного, белый, с позолоченными архитектурными деталями. Отличием является иконопись — образа иконостаса написаны в древнерусском стиле на золотом фоне.

Вокруг западных столбов установлены киоты-поставцы. На солее устроены раки: у северо-восточного столба — с мощами священномученика Иоанна Царскосельского; у юго-восточного — с частицей мощей святой великомученицы Екатерины.

В подвальном помещении храма 24 июня 2014 года был открыт музей Царскосельского благочиния (истории храмов Царского Села, Павловска и окрестностей). На экспозиции представлены материалы, обнаруженные во время раскопок, портреты священнослужителей, макеты храмов, экспонаты, переданные из музея «Царское Село».

Чтимые святыни

Оригинальный храм

До закрытия в соборе были следующие особо чтимые святыни:

  • Ковчег, пожертвованный грузинским князем Ираклием в память его двоюродной сестры, грузинской царевны Елены Фарнабазовны, скончавшейся в Царском Селе 7 (19) июля 1867 года. В него был помещён большой перст святого великомученика Георгия, часть Древа Господня, Ризы Пресвятой Богородицы и мощи разных святых;

Икона святого Пантелеимона в Гатчинском соборе

  • Икона святого великомученика Пантелеймона, с нагрудной частицей его мощей, пожертвованный 20 августа (1 сентября) 1871 года вдовой придворного лакея Агафьей Константиновой. На серебряной оправе частицы — греческие и грузинские надписи, а также сургучная печать патриарха Анфима. Образ помещался у левой колонны, перед ним с 1872 года, по четвергам, после литургии, читали акафист святому Пантелеймону; а 27 июля обносили икону вокруг собора. Икона была изъята в марте 1938 года, затем вывезена немцами в Прибалтику. После Великой Отечественной войны возвращен в Ленинград, и митрополит Григорий передал его в Гатчинский собор;
  • Крест с мощами, в память умершего сына Сергия, с малолетства страдавшего от падучей болезни, пожертвовала госпожа Волкова;
  • Крест с мощами святого Феодора Тирона и великомученицы Варвары;
  • Икона с частицей мощей святого Авраамия;
  • Икона Владимирской Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, устроенная в память коронования Александра II и Марии Александровны. Драгоценные камни пожертвованы разными лицами;
  • Икона святителей московских, присланная Московским митрополитом Филаретом 6 (18) октября 1867 года в сопровождении послания: «Божие благословение, мир и благоденствие. Не иное что, как любовь вашу к православной церкви и ея священноначалию вижу в том, что вы издалека благим оком воззрели на меня, и на мой день, милостив Божией мне дарованный, и мне послали не только слово привета, но и священный дар — икону праведного Филарета. С утешением благодарю вас, потому что с утешением вижу ваше духовное расположение. По долгу взаимности и по желанию некоторых из вас, препосылаю вам святую икону Святителей и Чудотворцев московских. Их благоприятныя молитвы благодатно да покрывают ваши души и ваш град. 6 октября 1867 года. Филарет, митрополит московский»;
  • Потир сребро-позлащенный с финифтяными образами и разноцветными стразами. Он был пожертвован императрицей Екатериной II в 1783 году в Софийский собор, когда он был приходским. В Екатерининский собор потир был передан после Отечественной войны 1812 года;
  • Потир серебряный с выпуклым изображением иконы Тайной Вечери;
  • Ковчег серебряный в виде горы с гробницей Спасителя, окруженной ликами святых, бывших при погребении Господа. Вес серебра — 7,371 килограммов;
  • Крест напрестольный, сребро-позлащенный, с финифтяными изображениями и разноцветными стразами, и, вместе с ним, Евангелие, украшенное таким же образом; крест и Евангелие — дар Екатерины II.

Современный храм

  • Мощи священномученика Иоанна Царскосельского.
  • Мощи великомученицы Екатерины.
  • Список иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» с подписью, сделанной священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским.
  • Список иконы Божией Матери «Продромитисса», переданный собору из румынского скита Продром (Афон).

Примечания

  1. Введенский А. И., прот. Революция и церковь. (Очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918—1923). М., 1923, стр. 34.
  2. Священномученик Иоанн Кочуров
  3. Ныне находится перед ракой с мощами священномученика Иоанна Царскосельского.
  4. Погиб 11 августа того же года на взрывных работах в горах Карелии. Похоронен на Казанском кладбище города Пушкина. Могильной оградой служит решётка амвона Екатерининского собора.
  5. Собор — Ленин — собор. Карповка.нет. — 24.4.2007.
  6. Фундамент собора св. Екатерины (приказ председателя КГИОП № 15 от 20 февраля 2001 года).
  7. Поскольку сброшенный памятник раскололся на несколько частей и был признан не подлежащим восстановлению, по просьбе местного отделения КПРФ на углу Конюшенной и Малой улиц (на месте первой маёвки в Царском Селе) в ноябре 2006 года был установлен, и 6 ноября открыт небольшой памятник Ленину (скульптор Вениамин Пинчук), доставленный из запасников Музея городской скульптуры, до этого, с 1957 и до 30 июля 2000 года стоявший в Таврическом саду Санкт-Петербурга. 6 декабря 2010 года этот памятник серьёзно пострадал в результате взрыва и 11 декабря был демонтирован.
  8. Текст распоряжения о создании оргкомитета.
  9. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Екатерининского собора в Царском Селе.
  10. Икона передана в 1922 году в Екатерининский дворец-музей.
  11. Крестный ход проводили, с перерывами, до 1937 года
  12. Бохонский Д. О. Биографические данные о священнослужителях Екатерининского собора // Екатерининский собор : Альманах. — СПб., 2008. — Вып. 2. — С. 37—50.
  13. С 12 (24) ноября 1846 в должности ключаря.
  14. До 1 (13) марта 1870 в должности ключаря.

Церковь Иоанна Крестителя (Пушкин)

Католическая церковь

Римско-католическая церковь Иоанна Крестителя


Фото 1890-х годов

59°43′22″ с. ш. 30°23′57″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Пушкин (Санкт-Петербург), Дворцовая улица, 15

Конфессия

Католицизм

Епархия

Архиепархия Матери Божией

Тип здания

Церковь

Архитектурный стиль

классицизм

Автор проекта

Л. и Д. Адамини

Первое упоминание

1811 год

Дата основания

Строительство

1824—1826 годы

Приделы

Святого Иоанна Крестителя

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520375710006 (ЕГРОКН). Объект № 7810446000 (БД Викигида)

Состояние

действующая церковь

Сайт

facebook.com/groups/2842…

Церковь Иоанна Крестителя на Викискладе

Фото 1909 годаФото 2002 года

Ри́мско-католи́ческая це́рковь Иоа́нна Крести́теля — католический храм в Пушкине.

Приход храма относится к Архиепархии Матери Божией Римско-католической церкви, входит в состав Северо-Западного деканата. Настоятель — священник Хосе Франсиско Тейхейро Гарсиа.

Первый деревянный царскосельский католический храм был устроен в 1811 году в доме церемониймейстера Двора командора Мезоняева по Госпитальной улице. Однако вскоре помещение храма оказалась маловместительным.

В связи с этим императором Александром I был предоставлен участок земли и выделены средства на постройку нового каменного храма. Проект церкви был разработан в 1823-1825 годах архитекторами Леоне и Доменико Адамини. Строительство храма проводилось также при участии В. П. Стасова.

Торжественная закладка храма состоялась 24 июня (6 июля) 1825 года в присутствии министра народного просвещения. Освящение церкви совершил 21 ноября (4 декабря) 1826 года Минский епископ Матвей Липский.

В 1906−1908 годах здание по проекту С. А. Данини (при участии инженера И. Ф. Пентковского) было расширено.

В 1923 году была изъята часть церковных ценностей «на нужды голодающих Поволжья». 27 ноября 1934 года и 22 июля 1935 года президиум Пушкинского горсовета принимал решение о расторжении договора с приходским советом «из-за невыполнения ремонта» храма. Однако прихожане впоследствии оплачивали все работы. 19 января 1938 года члены «двадцатки» подали заявление об отказе от использования здания.

В апреле 1938 года храм был закрыт. Здание было переоборудовано под физкультурный зал. Погребённые в церковном склепе были перезахоронены на Казанском кладбище.

Здание храма пострадало в Великую Отечественную войну, после которой было восстановлено и передано государственному музею-заповеднику «Царское Село» под концертный зал.

Первое в новейшее время богослужение состоялось 17 марта 1991 года. В тот день на службе присутствовало 7 местных католиков. Богослужения стали проводиться по воскресеньям и праздничным дням.

1 октября 1997 года приход подписал договор с дирекцией ГМЗ «Царское Село» о совместном использовании здания.

24 июля 2006 года здание было полностью возвращено Католической церкви. После десятилетней реставрации 23 июня 2016 года в храме наконец был установлен постоянный алтарь, в знак чего состоялось торжественное освящение.

Духовенство

Настоятели церкви
Даты Настоятель
1890 — … прелат … Урбанович
… — 1904 ? прелат Константин Львович Мацулевич (1841—1906)
август 1904 — 10 октября 1929 прелат Станислав Брониславович Пржирембель (1967 — после 1933)
1929 — 14 августа 1935 Иоанн-Морис Амудрю (1878—1961)
август 1935 — апрель 1938 Михаил-Кловис Флоран (1902—1995)
1938—1991 службы в церкви не совершались
1991—1997 Эдмунд Каптуркевич
1997—2003 Бронислав Чаплицкий
2003—2013 Александр Бургос
2013 — настоящее время Хосе Франсиско Тейхейро Гарсиа

> См. также

  • Иноверческие храмы Санкт-Петербурга
  • Храмы Санкт-Петербурга
  • Шкаровский М. В., Черепенина Н. Ю., Шикер А. К. Римско-католическая Церковь на Северо-Западе России в 1917—1945 гг. — СПб.: «Нестор», 1998. — С. 110—112.
  • Пожарский, Кшиштоф. История Римско-Католической Церкви в Российской Империи веков в документах РГИА. — СПб., 1999.
  • Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. Краткий исторический справочник. — 2-е изд., исп. и доп. — СПб.: Genio Loci, 2007. — С. 26—39.
  1. 1 2 3 История храма на приходском сайте
  2. Римско-католическая церковь Cвятого Иоанна Крестителя на pushkin.ru
  3. «Освящение храма в Пушкине: „Господи, это Твой дом“» //Радио Ватикана
  4. В 1929 году она была перезахоронена в могиле её сестры в Рябине рядом с Лешно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *