Псково успенский монастырь

Поездка в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь

Рассказывать о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре очень трудно. И потому, что слишком много событий связано с ним, и потому что о нём написано уже очень и очень много. Что могу добавить я к тому, что уже сказано? Как избежать повторения?

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.

Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

В 1967–2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (Википедия).

Возможно, дело еще и в том, что я всегда ощущаю в монастырях некое стеснение. Я не принадлежу к тому миру, он для меня во многом непонятный и чуждый. Я восторгаюсь красотой древних храмов, мощностью их крепостных стен. Но всегда чувствую себя там чужаком, попавшим на чужую территорию.

Так было и в этот раз. Во время нашего пребывания на Псковской земле мы поехали на экскурсию в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Всего 4 человека. Изумительная экскурсовод сопровождала нас, увлекательно рассказывала не только об истории и достопримечательностях этого монастыря, но и о жизни братии.

Святыни и памятники Псково-Печерского монастыря

План Псково-Печерского монастыря (с сайта монастыря)

Вход в монастырь отмечен высокой Петровской надвратной башней. В её архитектуре чувствуется очень сильное прибалтийское влияние. Здесь постоянно во всех направлениях движется людской поток. Здесь же многие женщины торопливо надевают платки и юбки — на территории монастыря с этим строго.

Петровская надвратная башня

Потом мы подошли к памятнику преподобному мученику Корнилию Псково-Печерскому (1501-1570), игумену Псково-Печерского монастыря, убитому царем Иваном Грозным.

Идя в Ливонию, или возвращаясь оттуда, Иван Васильевич заехал в Псково-Печерский монастырь: тамошний игумен Корнилий встретил его; Ивану бросились в глаза сильные укрепления монастыря, сооруженные на свой счет Корнилием, происходившим из боярского рода. Ивану это показалось подозрительно; вспомнилось былое, закипело сердце, и он убил Корнилия жезлом своим. (Н.И. Костомаров)

Памятник преподобному мученику Корнилию

Затем экскурсовод повела нас вдоль стен обители. Здесь мы своими глазами увидели, насколько был укреплен монастырь — действительно, враг не прорвется.

Остатки крепостного вала

К северо-востоку от крепостных стен на холме расположена смотровая площадка, откуда открывается красивый вид на монастырь. В отличие от многих других русских монастырей Псково-Печерский частично расположен внизу холма. На углу, в самом низу находится Башня нижних решёток, под которой протекает Каменецкий ручей, перегороженный решётками (отсюда и название). За ней виднеется Петровский бастион — остатки земляных укреплений 1700-х годов.

Башня Нижних решёток и Петровский бастион

Смотровая площадка выдержана в общем стиле — сделана из плитняка и валунов.

Камни около смотровой площадки

Музей истории города Печоры

По дороге, спускающейся с холма, шел монах с большой корзиной. Удивительное сочетание современности и традиции!

Монах с корзиной

А мы были не в силах оторвать глаза от панорамы храмов. Солнце скрылось за облака, чуть приглушив цвета и блеск золота куполов. Но всё равно картина была завораживающая!

Панорама Псково-Печерского монастыря

Панорама храмов Псково-Печерского монастыря

Башня Нижних решёток

Затем мы вернулись ко входу в монастырь. Отсюда открывается панорама Соборной площади, рядом с которой расположены деревянная Варваринская церковь и церковь Сорока Мучеников севастийских, построенная в первой половине XIX века. Варваринская церковь уникальна тем, что это один из немногих сохранившихся храмов народности сету («полуверцев»), финно-угорского народа, исповедующего православие.

Варваринская церковь и церковь Сорока мучеников севастийских

На Псковской земле очень чувствуется прибалтийское влияние. В 1920-40-х годах эта территория принадлежала Эстонии. И отсюда ощущение некоей инаковости этого места. Вроде «свое», но в то же самое время постоянно проскакивает что-то более европейское.

Петровская надвратная башня

Через Петровскую башню входим в монастырь. Как же здесь многолюдно! Экскурсовод сразу ведет нас в тихий уголок около Острожной (Тюремной) башни. Думаю, незачем объяснять, для чего и для кого она предназначалась.

Острожная (Тюремная) башня

Впереди за деревьями скрывается величественный Михайло-Архангельский собор первой половины XIX века, освященный по высочайшему повелению в память побед русского оружия.

Михайло-Архангельский собор

Поблизости от него расположена Парадная лестница, которая связывает верхнюю и нижнюю площадки монастырского комплекса.

Парадная лестница

Тут же в крепостной стене отмечено место, где разъяренный Иван Грозный убил Корнилия Псково-Печерского.

Место убийства Корнилия Псково-Печерского

Слева от Петровской башни, если стоять к ней спиной, виднеется надвратная церковь Николы Вратаря (Николы Ратного), построенная по проекту преподобного Корнилия не позднее 1565 года. Внутри находится резное изображение Николая Чудотворца, в полном святительском облачении, с накладной митрой на главе. В правой руке он держит меч, а в левой — трехглавую церковь. Для того, чтобы попасть в нижнюю часть монастыря, надо пройти через Святые врата.

Никольская башня и церковь Николы Ратного

Икона Богоматери

Святые врата имеют изогнутую форму. Пройдя через них, оказываешься перед длинной дорогой, уходящей вниз. Она носит название «Кровавый путь». По преданию, Корнилий встретил царя, стоя у Святых врат. Он держался слишком гордо перед монархом. В гневе Иван Грозный взмахнул саблей. Отсеченная голова преподобного покатилась по крутой дорожке вниз, к пещерам, оставляя за собой кровавый след… Тотчас же после содеянного царь раскаялся, и на руках понес безжизненное тело убиенного к Успенской церкви, обагряя свой путь кровью. Вдоль дороги сейчас растут рябины, ярко-красные ягоды которых напоминают капли крови.

«Кровавый путь»

Церкви Псково-Печерского монастыря

Когда спускаешься вниз, то за стеклом можно увидеть роскошную коляску императрицы Анны Иоанновны, 1732 года. Набожная императрица, хоть и нраву была жестокого и распутного, обязательно приезжала сюда помолиться. Однажды настоятель предложил ей остаться на ночь в монастыре. Она отказалась и отправилась в путь. Разыгралась непогода. Анна Иоанновна сочла это за знак и приказала возвращаться. С тех пор та самая её карета хранится здесь.

Коляска Анны Иоановны

А мы спускаемся, наконец, вниз. Экскурсовод сразу уводит нас от толпы, к Лазаревскому храму, где прежде находилась монастырская больница. Печные трубы храма изящно отделаны.

Лазаревский храм

С другой стороны виднеется Дом наместника монастыря с садом. Сад огорожен ярко-красной кирпичной оградой с воротами.

Ограда сада около дома наместника монастыря

С другой стороны виднеется еще одна ограда.

Уголок в монастыре

Деталь стены Лазаревского храма

Лазаревский храм

К Лазаревскому храму пристроен красный Братский корпус (Трапезная). Около него монахи устроили фотосессию. Я не удержалась и сфотографировала их (знаю, что надо было испросить благословения, но уж слишком интересной показалась сцена).

Фотосессия

Идем дальше. Здесь наше внимание привлекает Часовня с артезианским колодцем. Внутри в емкости установлено Распятие, с которого непрерывно стекает вода.

Часовня с артезианским колодцем

Чуть поодаль — красивая клумба. Вообще в Псково-Печерском монастыре множество красивых цветников, чувствуется рука талантливого ландшафтного дизайнера.

Клумба

Бегония

Розы

Бегонии

Следующее строение — Благовещенская церковь 1541 года. В 2013 году внутри были обнаружены уникальные фрески 1547 года.

Благовещенская церковь

Благовещенская церковь, деталь

Затем мы подходим к одному из самых необычных храмов — Успенскому (1473 год), поверх которого в середине XVIII столетия был устроен храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Успенская и Покровская церкви

Слева от него — красное здание Ризницы и Библиотеки, XVII век. Здесь хранились рукописные и старопечатные книги XVI-XVII веков, среди которых был единственный экземпляр «Слова о погибели земли русской». Сейчас здесь, среди всего прочего, находится музей, посвященный преподобномученику Корнилию.

Ризница и библиотека

За ними — Часовая башня XVII века и Большая звонница с уникальными колоколами XVI-XVIII веков.

Звонница и здание Ризницы и Библиотеки

Часовая башня

Большая звонница

От колоколов вниз тянутся тросы, которые заканчиваются специальными ручками.

Деталь троса звонницы

В Успенской церкви находится вход в Богом зданные пещеры. Круглый год в них одна и та же температура +5ºС. По некоторым данным, здесь упокоено более 10000 человек.

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.
А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.
Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века «один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое» (с сайта Псково-Печерского монастыря).

Верующие идут в пещеры в сопровождении монахов. Мы же прошли только чуть-чуть с другой стороны. Впрочем, я была даже рада — не стоит идти туда без ясного понимания того, для чего тебе это нужно.

Вход в пещеры

Дом наместника монастыря

На территории монастыря расположен Святой колодец. Около него много людей, которые набирают воду.

Святой колодец

Ну а мы повернули назад.

Ограда сада

Парадная лестница

Братские корпуса

«Кровавый путь»

«Кровавый путь» и храмы монастыря

Информация для посетителей

  • Адрес монастыря: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5
  • Сайт: http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:

  • Дешевые авиабилеты: Aviasales и Skyscanner
  • Гостиницы и базы отдыха: Booking и RoomGuru
  • Туристическая страховка: Cherehapa
  • Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Посмотреть все

ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

На прошедшей 10—15 августа в СКК православной выставке произошла встреча петербуржцев с человеком, каждое слово которого ловишь и бережно складываешь в сердце, ­— насельником Псково-Печерского монастыря игуменом Хрисанфом (Липилиным).

— Кто такие старцы? — начал беседу с вопроса о.Хрисанф. — Это люди, не дерзающие говорить от себя, а ищущие слова от Бога и передающие слово от Бога. Это не значит, что из их уст ежечасно изливаются откровения. Нет, чаще всего общение молодых иноков со старцами наполнено повседневным бытом. Но порой одно слово, даже взгляд старца были таковыми, что можно было понять — ты получил ответ на вопрос, мучивший тебя. Иногда получал ответ на вопрос, который ещё даже не успел задать. И даже беседуя с ними о вещах незначительных, можно было получить мощный заряд духа Христова. И ты вдруг понимал, что главное не просто нести послушание — закупить лекарства, подмести двор, приготовить обед для паломников, главное, приобретая лекарства, подметая двор, готовя трапезу, — сохранить мир Христов. Старцы вкладывали в нас это понимание самим образом своей жизни.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что у каждого свой дар — у кого-то дар слова, у кого-то смирения и т.д. Например, архимандрит Адриан (Кирсанов †2018), старец нашего монастыря, с 1964 по 1994 год отчитывал бесноватых, изгонял демонов. И слова «дух гордости» (это одна из формул заклинательных молитв) он произносил так, будто держал в руках что-то грязное, невыразимо отвратительное. И ты понимал, что хуже этого нет на свете ничего. А когда ты слышишь это часто в течение многих лет, то невольно начинаешь сопротивляться этому «духу гордости», который в монастырях довольно распространён. Да-да. Люди ведь приходят в монастырь не от святости и духовной чистоты, а на покаяние. А дальше уж как пойдёт. И тут важно, чтобы рядом с тобой оказался духоносный старец.

Одним из таких старцев был подвижник благочестия архимандрит Серафим (Розенберг). Он скончался в 1994 году, а я в 1991 году в монастырь пришёл и успел с ним пообщаться. Хотя общение это было весьма своеобразным. Я нередко заходил в его келью… просто молча постоять. Последние пять-шесть лет своей жизни он лежал в своей келье, и я как-то зашёл к нему на всенощной. А он, как всегда очень вежливо, попросил: «Помажьте». И я помазывал его св.миро. В ответ опять одно слово: «Благодарю». Вот и всё общение, и ты уходишь. Но удивительное дело, побывав в келье о.Серафима, ты уходил оттуда совершенно другим человеком — всё духовное барахло, что накапливалось за неделю общения с паломниками и несения различных послушаний, спадало с тебя и истаивало. Понимаете, без какого-либо разговора со старцем ты уходишь от него в чистоте. Именно так угодно Богу призывать к себе людей — от сердца к сердцу. Ну, а дальше вступал в силу непреложный закон христианской жизни: главное не получить благодать, а удержать её. И это разумно, потому что благодать-то была тебе дарована, не ты её создал, но суметь удержать её — это уже зависит от самого человека. Почему так? Потому что Бог ждёт от человека поступка, решимости, самостоятельности.

И хотя говорил старец Серафим мало, но оставил после себя рукописное наследие. Например, его дневник, каждая страница которого дышит подлинной любовью к Богу. Вот только одна строчка: «Ты — всё блаженство моё, Господи, и радость и всё-всё. Ничего мне не надо, кроме Тебя; прости неверность мою — что угождаю плоти, миру, диаволу. Помоги!» Отец Серафим был высокообразованным человеком, хотя тщательно это скрывал.

И ещё один случай особо поразил меня. Я никому не советую это повторять, просто рассказываю. Он был настолько наполнен глубоким подвижничеством, что вытерпел операцию по удалению предстательной железы у себя в келье. И после этого прожил довольно долго. А когда слёг в конце жизни, то несколько раз от руки переписал творение прп.Феодора Студита из «Добротолюбия». Что так привлекало о.Серафима в преподобном Феодоре? — Он жил так же, как этот подвижник-аскет IX века. Именно поэтому к нему можно было прий­ти, молча постоять и уйти умиротворённым, обновлённым, его келья будто была пропитана молитвами и благодатью.

В характеристике о.Серафима в его личном деле (а личное дело — это сухой документ, без лирики) написано: «Это монах, в котором совершенно нет гордости». И уже после смерти о.Серафима я делился своими переживаниями с братией и говорил, что отсутствие о.Серафима ощущаю физически, будто образовалось пустое место, которое никто и ничто не может заполнить. И многие братья ответили, что чувствуют то же самое.

Вспоминается ещё один чудесный батюшка, который никого не окормлял в монастыре, даже не исповедовал по причине телесных немощей. Впрочем, у него было совершенно другое служение. Я говорю об архимандрите Феофане (Молявко †2001). Он был рукоположен во диаконы и пострижен в монашество в 1937 году, за четыре года до начала Великой Отечественной войны. Вскоре был арестован и приговорён к 10 годам лагерей. Оттуда он ушёл на войну добровольцем в 1944 году. Служил в пехоте, дошёл до Будапешта, где встретил день Великой Победы. Это тем более удивительно, что в пехоте солдат выдерживал от силы два боя: или его ранило, или он погибал. Отец Феофан был тяжело ранен в ногу, что, конечно, ограничило его движение, не все осколки были удалены. Он рассказывал: «Лежу я на передовой, до немцев метров 50. Все спят, а я в карауле. И я стал молиться Божией Матери: “Пресвятая Богородица, вот мальчики наши лежат, ты сохрани их”. А поскольку я был маленького роста, я переползал от окопа к окопу, перекрещу бойцов, поплачу над ними. И все оставались живы». Я его как-то спросил: «Война есть война, наверное, стреляли, убивали?» — «Нет, — отвечает. — Бог миловал».

Думаю, это потому, что о.Феофан мирный дух в себе имел. Помнится, даже все коты, которые жили у о.Феофана, имели примечательную особенность. В его келье коты были само миролюбие, даже мышей не ловили, и те шныряли по келье, как у себя дома. Но как только они пересекали границу форточки кельи старца, они тут же вспоминали о своих хищнических инстинк­тах.

И все, кто приходил к о.Феофану, начинали вести себя так же, как его коты. Если человек был чем-то недоволен, раздражён, обижен — переступив порог его кельи, моментально пропитывался мирным духом, царившим там. И в отличие от о.Серафима с о.Феофаном можно было поговорить, отвести душу. А поскольку в последние годы своей жизни он лежал, то у него было послушание — келейно молиться, читать синодики…

Сейчас в монастыре непростая ситуация в том плане, что старшее поколение — плеяда великих духовников и старцев — ушло, а мы хотя и общались с ними и напитывались от них, но ещё молоды, малоопытны, и сможем ли стать достойной им заменой — покажет время. Молоды, потому что шкала монастырского возраста иная, чем в миру. Когда человек поступает в монастырь (неважно в каком возрасте) — он новорождённый. Упование на то, что у Престола Божия наши старцы молятся за нашу монастырскую братию и за процветание нашей обители.
источник
http://www.pravpiter.ru/pspb/…
__________________________
Во славу Божию!

Монахи Псково-Печерского монастыря


Много в мире есть чудесных мест. Часть из них создана самой природой, а часть дело рук человека. И сложно определить, кто проявил большее мастерство, да и нужно ли. Остаётся только любоваться и удивляться тому, что есть на свете такие чудеса.
Одним из таких мест является Псково-Печерский монастырь. Сейчас он наполнен строениями и обустроен со всей любовью и рвением, которое только могут проявить монахи. Но некогда е было на этом месте ничего, кроме леса дремучего. Как же тогда появилась святая обитель?
С этим вопросом связана таинственная история, а могло ли быть иначе? Ведь место само по себе особенное. Однажды охотники, возвращаясь домой, услышали пение. Рядом е было ни одной живой души и казалось, что голоса раздаются словно из—под земли. Но как такое возможно? Перекрестившись, мужики поскорее постарались покинуть странное место. А объяснение было на самом деле простое. Охотники не ошиблись – пели из-под земли, но не мёртвые люди, не ангелы, а монахи. Историки утверждают, что после нашествий татар, пришлось верующим Киево-Печерской лавры покинуть обжитые места и искать себе новую обитель. Вот и поселились они в пещерах под Псковом.
То место и сейчас считается одним из загадочных. А всё потому, что происходят там такие чудеса, которые невозможно объяснить с точки зрения науки. Как, например, понять появление над пещерами надписи. Звучала она так «Богом сданные пещеры». Откуда появлялись буквы недоумевали и сами монахи.
Случилась даже одна преинтересная история. Среди монахов был один человек по имени Фома. Прозвали его «неверующий». Возможно, что пошло известное словосочетание именно из этого случая. Так вот этот человек специально стирал надпись, но неизменно каждое утро перед службой снова обнаруживал её на прежнем месте.
Со временем стало происходить обустройство и а месте пещер появилась церковь, а затем монастырь. Его конструкция так же необычна, поскольку стены словно спускаются вниз с высокого холма. Приходилось заботиться о безопасности и вокруг святой обители возвели крепость.
Какие только осады не пришлось на воём веку выдержать каменным стенам. Они защищали монахов от ливонцев, от венгерский войск и отрядов Батория.
Монахи умели е только исправно молиться, но и оберегать то, что им дорого, поэтому крепость так и смогли разрушить.
А самом дне оврага возвышается башня, которая так и называется Башней Верхних решеток. Это благодаря тому, что она перекрывает железными прутьями ручей, который течёт в монастырь, оберегая таким образом обитель от непрошенных гостей.
Казалось бы, что в таком месте всегда должны царить любовь и благодать, к сожалению, это не так. Есть здесь и такие уголки, которые помнят страшные встречи.
Например, визит Ивана Грозного.
Жил в монастыре такой монах Корнилий. Он приял постриг и вёл аскетичный образ жизни, всем своим поведением внушая уважение своим братьям. Он дослужился до того, что был назначен игуменом. За время его пребывания увеличилось число монахов до 200 человек. Много сделал он для монастыря. Стали лить колокола, занимались летописанием, делал гончарные изделия и писали иконы.
Любопытные и достойные подражания события происходили после Ливонской войны. Под началом Корнилия на занятых территориях стали основываться православные храмы, имена погибших воинов заносились для поминания, а тем, кто пострадал во время военных действий оказывалась помощь.
Его трудами строился и расширялся монастырь.
Однажды святую обитель решил навестить сам Иван Грозный. Но странный и суровый нрав царя сыграл и здесь с ним непоправимую штуку. Правителю показалось, что игумен смотрит на него слишком своевольно и дерзко и тогда он ударил монаха клинком. Голова святого покатилась по тропе, которая нисходила вниз, а за ней оставался кровавый след.
Правда тут же на царя снизошло прозрение и пожалев о содеянном он сам взял на руки тело монаха и отнёс его до Успенского собора. Но с тех пор центральная тропа, которая вела в монастырь так и называется «кровавая».
А мощи игумена захоронены в Успенской церкви и немало паломников приходят сюда, чтобы поклониться им, чтобы сыскать благословение.
Пред стенами расположен памятник великомученику, возле которого ежедневно собираются браться, чтобы совершить молебен.
Знатен Псково-Печерский монастырь и тем, что в нём хранились можно сказать бесценные книги, известные даже каждому школьнику «Слово о гибеи земли русской».
Многие подобные исторические находки были утрачены в годы Второй мировой войны. Фашисты вывозили в Германию всё, что хоть в некоторой степени представляло ценность. Не исключением стали и выше упомянутые книги. Но, на столько были преданы монахи служению своей земле, что не щадили ради неё даже своей жизни. Настоятель монастыря не побоялся и дал немцам рекомендацию тщательно упаковать реликвии, ведь они представляли ценность е только для русского народа, но и для потомков всего мира. А при транспортировке столь древние книги могли пострадать. И фашисты выполнили его наказ.
Ещё одной достопримечательностью святыни являются пещеры. Они занимают достаточно большую площадь и раньше служили местом обитания монахов и местом их укрытия. А сейчас это своего рода захоронения, где покоятся е только те, кто отрекся от мирской жизни, но и известные личности, Примечательно то, что благодаря постоянному микроклимату тела усопших не разлагаются, а превращаются в мумии. И монахи тщательно следят за тем, что бы температурный режим не нарушался.
Единственный источник света, который момент нарушить царство тьмы в пещере – это огонёк свечи. И глядя на его трепещущий огонёк можно задуматься над тем, как на самом деле быстр век человека и что погаснуть он может при лёгком дуновении ветерка.
Ещё об одном моменте хотелось бы упомянуть- святая обитель была основана в 1473 году. И не смотря на перевороты, войны и прочие события, которые периодически потрясают человечество, ни разу не закрылась. Видимо, сам Бог хранит этот монастырь своей особой любовью, и ощутить её может каждый, кто хоть однажды побывал в святых местах.

Михайловский собор

По окончании Великой Северной войны вся территория Прибалтики была возвращена России, ликвидирована опасность набегов со стороны шведов Ништадтским миром в 1721 году, граница отодвинулась далеко от монастыря, Псково-Печерский монастырь стал вполне безопасен со стороны внешней и мог свободно преуспевать в благочестии христианском.

Но в 1812 году России предстояла трудная борьба с новым завоевателем, который, легко покорив Европу, не сомневался покорить и Россию. Опасность угрожала прежде всего западным областям России. Уже Полоцк был взят и занят неприятелем. Та же участь готовилась и Пскову.

В эту трудную годину псковитяне, по обычаю предков, с живой верой и теплой молитвой обратились за помощью в обитель Печерскую, к той чудотворной святыне, силою которой они прежде были избавлены от врагов отечества.

6 октября 1812 года, во второй раз, подняли из монастыря и принесли во Псков чудотворный образ Успения Божией Матери,— тот самый образ, который в первый раз принесен был во Псков в 1581 году, во время осады этого города Баторием, и с тех пор 231 год оставался постоянно в монастыре. 7 октября с этим образом совершен был вокруг города крестный ход, и в этот самый день Полоцк был взят русскими под предводительством Генерала-фельдмаршала, Графа Петра Христиановича Витгенштейна. Этим Псков был избавлен от опасности.

Такое чудо сознал и сам граф, ибо в письме своем к Псковскому губернатору он писал: “Уведомляю Вас с тем, чтобы Вы и всем сообщили, что молитвы услышаны… разбив совершенно неприятеля под Полоцком, в то самое 7 число, (в которое Псковичи с Печерскою иконою совершали крестохождение вокруг древних стен), ночью, овладев штурмом сим городом, и, перейдя Двину, гоню его авангардами к Лепелю» (История княжества Псковского, изд. 1831 г., стр. 314).

Желая почтить, прославить и увековечить имя того, которого Господь избрал орудием избавления западных пределов наших от страшного врага, иноки Псково-Печерского монастыря приняли намерение соорудить в своей обители новый храм и поставить в нем обелиск в честь и память сего героя.

Деятельное участие принял в их благом намерении тогдашний губернатор Псковский, князь Петр Иванович Шаховской, к которому прежде всего обратился настоятель Псково-Печерского монастыря, Архимандрит Венедикт. Он просил его исходатайствовать у Псковского Архиепископа Иринея соизволение и благословение на предпринимаемое дело.

Вследствие сего, князь обратился к Псковскому Архиепископу: “Позвольте, Достопочтеннейший Архипастырь наш, беспокоить Вас представлением моим о сообщенном мне желании, при настоящих обстоятельствах, Архимандрита Псково-Печерского монастыря Венедикта, который по примеру приносимых ныне пожертвований от духовного звания, предполагает, при благословении Вашем, в память, славу и честь защитника от всеобщего врага отечества Псковских пределов, графа Витгенштейна, соорудить в монастыре храм, в котором поставить, в пристойном месте, обелиск, означающий победы сего героя, — доставившего Псковской губернии спокойствие и удаление от оной жребия, многие губернии уже постигшего. Такое здание, по прошествии всех нынешних смятений, и по водворении везде нерушимого спокойствия, приятно будет Богу, храброму защитнику Псковских пределов достойно и, украсив святую обитель, придаст оной новое великолепие. А как Псковское купечество сделало уже приношение в знак признательности своей значительным подвигам графа Витгенштейна и поднесло ему образ святого великого князя Гавриила Псковского, — дворянство, в знак благодарности также готовится единодушно воздать честь и славу его деяниям: то не благоугодно ли будет Вам, Милостивый Архипастырь, чтобы таковое предположение Печерского Архимандрита на сооружение храма в Печерском монастыре, в честь Богу и во славу защитника Псковского края, от лица всего духовенства Псковской губернии, произведено было в действо из суммы вещей, Архимандритом назначенной, и оныя, быв обращены на храм Божий, на служение Всевышнему, достойно употребятся (первоначально предполагалось продать некоторые драгоценные вещи, бывшие в монастыре без употребления, и вырученные за оныя деньги употребить на построение нового храма, на что уже испрошено было и Высочайшее соизволение, но после не оказалось в этом никакой нужды). На что и ожидать буду начальственного Архипастырского Вашего соизволения”.

Получив от Архипастыря благословение, усердный градоначальник Псковский входил также представлением к Государю Императору о создании новой церкви в Псково-Печерском монастыре в память заслуг графа Витгенштейна, удержавшего пределы Псковские от нашествия врага. На Всеподданнейшем представлении его Августейший Государь собственноручно удостоил написать: “Согласен, поруча хорошему архитектору сделать рисунки и наблюдать за сею работою”.

Затем князь Шаховской представлял план и фасад новой церкви Его Величеству, составленный С.-Петербургским Архитектором Руско; на что также последовало Высочайшее соизволение, июня 21 дня 1815 года.

Кроме того, князь Шаховской двукратно жертвовал на построение новой церкви по 500 рублей ассигнациями, побуждая и других к тому же как своим примером, так и словесными предложениями Псковскому дворянству и купечеству, для которых дорого было имя графа Петра Христиановича Витгенштейна.

Граф Витгенштейн, узнав, что в Печерском монастыре предполагается воздвигнуть новый храм в память избавления Пскова от врагов и поставить в этом храме обелиск в честь виновника сего избавления, хотел, в свою очередь, принести Псково-Печерскому монастырю жертву благодарения — украсить ту святую чудотворную икону, молитвам пред которой он вполне приписывает успех своего великого дела.

С этой целью он сделал воззвание ко всем подведомственным ему воинам:

«Воины, сражавшиеся при штурме Полоцка! В 56 верстах от города Пскова, в Печерском монастыре находится чудотворный образ Успения Божией Матери, который почитается всеми жителями окружностей вернейшим щитом их безопасности, изливающей на них небесное милосердие; и древний обычай существует к сему образу прибегать в смутные обстоятельства и тяжкие времена. Во время нашествия на любезное наше отечество французских войск, вся Псковская губерния и, следовательно, Печерский монастырь, находились в опасности. Для умоления Всевышнего Подателя всех благ, следуя древнему обычаю, пошли Псковские граждане в Печерский монастырь, и чудотворный образ Успения Божией Матери, после 230 лет, в кое время он же был их спасителем от врага, в первый раз, 6-го числа октября 1812 года, был поднят во Псков, принесен и с этим образом по всем обрядам совершен был вокруг города крестный ход, октября 7 числа, в тот самый день, когда Полоцк был взят (русскими). Сии два столь знаменитые и в летописях чрезвычайные события не показывают ли Божеское, удивительным образом, на Россию излившееся, благословение? В 16-м столетии (1581 год), сей чудотворный образ поднят, и враг истреблен; в 1812 году был вторично сей образ поднят, и Полоцк штурмом от неприятеля освобожден, и сильная его рать покорилась победоносному оружию российских войск. Сие было поводом испрашивания у Государя Императора о построении в Печерском монастыре новой церкви, во имя чудотворной иконы Богоматери (так первоначально предполагалось назвать новый храм) и установления ежегодного праздника, в тот же самый день, с поднятием сего чудотворного образа. Все воины, сражавшиеся за Веру, Отечество и Великого Государя, и победившие под Полоцком сильного врага, верою пламенно чувствуют в сердцах своих милосердие Всевышнего и соединятся со мною составить значительную сумму для сделания богатой ризы на Святую Богородичную икону, которая в величине около двух аршин. Я непременно препровожу в Печерский монастырь имена всех пожертвовавших для сей цели, и остаюсь в полном уверении, что всякий, не только за удовольствие, но и за счастие поставит себе участвовать в сем случае.» (Митава, Октября 10 дня, 1814 г.)

В добавление к сему объявлению Генерал-лейтенант Козачковский изложил следующее: “Его Сиятельство, господин главнокомандующий, генерал от Кавалерии, граф Витгенштейн приказать изволил мне к объявлению Его Сиятельством, о сооружении церкви Божией во Псково-Печерском монастыре добавить следующее: что в сей новосозидаемой церкви будет каждогодно, 6-го октября, отправляема панихида о всех убиенных на брани, при защите Отечества, в сражениях 1812 года при Друе, Якубове, Клястнице, Соколицах и Сивошне, Свольне и во всех пределах Полоцких. Ради чего, полки, артиллерийския и пионерныя роты могут послать списки в Псково-Печерский монастырь о всех убитых и от ран умерших, в вышеписанных делах. Из которых имена г.г. генералов, штаб и обер-офицеров пропишутся на черных досках, в вечную память славных воинов, во вновь сооруженном храме нарочито поставленных”.

Воззвание благочестивого начальника нашло живое сочувствие в душах христолюбивых воинов. С 1-го корпуса было собрано 30000 рублей ассигнациями: шесть тысяч с небольшим употреблено на серебряную ризу для Печерской чудотворной иконы Божией Матери (эта вторая икона Успения Божией Матери, устроенная по образцу первой), остальные около 24000 употреблены на построение в Печерском монастыре храма. Устрояя св. храм в память чудесного события, граф Витгенштейн отказался от почести, при сем ему предложенной. В заключение письма своего от 28 июня 1816 года из Ахена к Псковскому губернатору, граф Витгенштейн говорит: “Нужным считаю повторить вашему сиятельству изъявление прежнего и решительного желания моего, чтобы внутри предполагаемого храма, кроме двух мраморных досок с сохранением имен павших на поле брани сынов отечества, не было никаких изображений в честь подвигов войск первого корпуса, а еще менее, и ни под каким видом, чего-либо относящегося до слабых заслуг, кои несправедливо мне приписывать могут”.

Следуя примеру своего Благословенного Монарха: “Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу” (Пс. 113, 9) — этот благочестивый герой все свои заслуги с христианским смирением относил единственно к милосердию усердной Заступницы — Царицы Небесной, благоволившей подать ему невидимую помощь, ради усердной молитвы, с верою обратившихся к Ея чудотворному образу Печерскому.

В 1820 году церковь извне была построена и покрыта; оставалось устроить внутренность ее. Но так как этот труд потребовал больших издержек и немало времени, то он и окончен был не ранее семи лет — в 1827 году.

В том же году последовало и освящение новоустроенного храма во имя Архангела Михаила. (Выше было замечено, что новый храм сначала думали посвятить имени Божией Матери, как видно из воззвания графа Витгенштейна. После изменили это намерение, желая посвятить храм во имя Софии Премудрости Божией из следующих соображений: 1) есть церковь Софийская в Киеве, а Печерский монастырь Киевской Лавре во многом подобен; 2) на Николаевской башне, близ которой назначено место для построения новой церкви, местный образ Софии Премудрости Божией; 3) святому князю Гавриилу Псковскому угодно было соорудить храм во имя Софии Премудрости Божией, каков есть собор в Новгороде; 4) усердствующим к обители желательно, чтобы в такое имя выстроен был новый храм.

Но вместо всех этих соображений принято предписание Высочайшее: “Посвятить новоустроенную церковь имени Архангела Михаила”, — предписание, объявленное через генерала-адъютанта Барона Дибича Г.

Священное Писание — начиная с книги Бытия до Апокалипсиса — упоминает об Ангелах как о верных служителях Промысла Божия. Господь сотворил высших разумных существ, Ангелов, и наделил их умом, волей и могуществом. Первый из них был Денница, самое любимое творение Божие. Не видя никого из Ангелов лучше себя, он был увлечен самомнением, предался гордости, начал хулить Бога — стал диаволом, то есть клеветником. Он возмутил часть других Ангелов и объявил Богу войну. Тогда Архистратиг (само слово «архистратиг» в переводе с греческого означает вождь) Михаил явился защитником величия и славы Божией. Собрав Небесные Силы, он воззвал к ним: «Вонмем, и станем добре пред Сотворившим нас, и не помыслим сопротивных на Сотворшего нас» (Пролог, 8/21 ноября). С тех пор Архангел Михаил стал предводителем Небесного Воинства.

Потому православные воины чтят Архангела Михаила как своего покровителя, он часто изображался на хоругвях и знаменах разных родов русских войск. Из века в век молятся земные воины предводителю Воинства Небесного: «К тебе прибегаем с верою и тебе молимся с любовию буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и Православному Отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг, видимых и невидимых».

День освящения храма был избран — 29 июня, — день ангела графа Петра Христиановича Витгенштейна. Освящение храма совершено в назначенный день Архиепископом Псковским Мефодием вторым, именно 29 июня 1827 года. Сооружение обелиска, назначенное в новом храме, по плану Высочайше утвержденному, отменено, согласно с желанием графа Витгенштейна. Вместо обелиска сделаны и поставлены в храме две медные доски, посеребренные через огонь и местами позолоченные, с надписанием имен, доставленных к Печерскому архимандриту в ведомости, как из дела видно, при отношении инспекторского Департамента Главного штаба Его Императорского Величества от 30 августа 1825 года.

Общий счет всей суммы, издержанной на постройку Михайло-Архангельской церкви вместе с украшением чудотворной иконы Успения Божией Матери простирается до 100000 рублей ассигнациями.

Новоустроенный храм Псково-Печерского монастыря служит величественным памятником чудесного избавления Пскова от нашествия врагов в 1812 г. В память того же события и современно ему установлен и Высочайше утвержден крестный ход из Печерского монастыря в Псков, с 3-го по 15-е октября ежегодно.

Михайловский собор, массивный, выполненный в классическом стиле, — крупнейшее здание в Псково-Печерском монастыре. Он стоит на высоком месте, в отличие от других построек обители, находящихся в «долу между гор», поэтому из всех монастырских куполов только позолоченный купол, увенчанный большим крестом, можно заметить издали на подъездах к монастырю.

У правого клироса под пышной сенью хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умиление» (1524 года), одна из главных святынь Псково-Печерского монастыря.

У левого клироса находится чтимая икона Божией Матери «Одигитрия», что означает «Путеводительница».

В Михайловском соборе хранится великая святыня — десница, то есть правая рука, святой мученицы Татианы, почитаемой во всем христианском мире и особенно — в России, где имя Татиана очень распространено. Многие паломницы, чьей Небесной покровительницей является святая мученица Татиана, специально приезжают в Псково-Печерскую обитель, чтобы приложиться к мощам своей святой, от которых происходит множество чудес.

В 1899 году русская писательница Е.А. Воронова посетила Псково-Печерскую обитель и оставила следующее описание Михаило-Архангельского собора: «Новый храм во имя Михаила Архангела и по внешнему и по внутреннему своему виду резко отличается от других церквей монастыря. Архитектура его новейшая, все иконы его в художественном отношении составляют верх совершенства: можно стоять пред ними целый день и все не наглядеться на эти чудные благостные лики. Храм этот интересен и в историческом значении. Он воздвигнут в 1827 году в намять избавления города Пскова от нашествия Наполеона, в настоящий же и благоустроенный вид он приведен при нынешнем архимандрите Мефодии, о чем гласит и доска, прибитая внутри храма, к западной стороне его. Кроме этой доски, прибиты еще две мраморные доски, на которых начертаны имена всех воинов, павших на поле брани».

Представленная здесь информация носит рекомендательный характер. Если вам есть, что добавить или уточнить, мы будем признательны, если вы напишите нам

Основные учреждения на странице От аптеки до банка, а также Погода в Печорах

Как проехать

Как проехать в Печоры от вашего города, контакты перевозчиков и расписания смотрите на странице Как проехать, а если вы ищете схему проезда, то лучше перейдите на Карту Яндекс

Достопримечательности

Достопримечательности Печорского района смотрите в одноименном разделе

Адрес и реквизиты монастыря

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
181500, Псковская область, Печоры, ул. Международная, 5
Официальный сайт монастыря и Реквизиты монастыря

Где остановиться

Можно попробовать остановиться в доме для паломников. Для этого необходимо, приехав в обитель, обратиться к гостиннику, монаху Максиму. Обыкновенно он бывает в своей приемной после Ранней (в районе 9:00), после обеда (в районе 14:00) и после Вечерней (в районе 20-21:00).

Мини-гостиница «Ваш Берег», ул. Кузнечная, 17
Телефоны: +7 963 335-27-30; +7 911 695-83-96
E-mail: vash-bereg@yandex.ru

Гостиница «Планета», ул. Мира, 10
Телефон/факс: 8 (811-48) 2-45-16; моб: +7 911 363-00-35
E-mail: info@hotelpechory.ru

Гостиница «Печоры-Парк», Гагарина, 2Б
Телефоны: +7 911 891-12-83; +7 (811-48) 2-33-27; +7 960 224-15-45
E-mail: pechorypark@yandex.ru

Гостиница «Странник», Октябрьская пл., 2
Телефоны: 8 (811-48) 2-25-91; моб: +7 911 691-34-14
E-mail: strannikpetseri@mail.ru
При гостинице есть свое кафе «Лилия»

Питание

Можно договориться о проживании и питании в монастыре. Из доступных кафе туристы рекомендуют: «Лилия», «Уют», «Старая башня». «Уют» выделяют особенно. Из новых заведений — ресторан «Русь».

Из столовых — «Скатерть-Самобранка» на Октябрьской пл., 6 (Торговые ряды). Комплексный обед от 150 руб. Всегда в наличии постные блюда. Обслуживание туристических групп от 50 до 80 человек. Тел: +7-911-887-58-97

На заметку: в Торговых рядах торгуют вкусными пирожками и сдобой.

Заказать экскурсию

Заказ экскурсий по Печорам, Изборску и Пскову: +7 911 379-48-15
E-mail: pechecs@mail.ru

Как попасть в Пещеры

Ближние пещеры, где покоятся раки с мощами Псково-Печерских преподобных, открыты ежедневно до 17:00.

В Дальние пещеры доступ ограничен, попасть туда можно только в составе паломнической группы по предварительному благословению отца Наместника (заблаговременно связавшись с монастырем). В понедельник и пятницу Дальние пещеры закрыты.

Чудотворные иконы

  • Находящиеся в монастыре Чудотворные иконы
  • Дополнительно смотрите Святыни Псковской Епархии

Расписание богослужений

Расписание богослужений на официальном сайте монастыря

Требы

Примерный порядок действующих цен на требы согласно информации паломников:

  • Простая записка — на пожертвование
  • Литургия — 2 руб/имя
  • Врачу душ и телес — 5 руб/имя
  • Молебны простые — 10 руб.
  • Молебны с акафистом — 50 руб.
  • На Cорокоуст — от 100 руб.
  • На годовой Сорокоуст — от 1 000 руб.
  • На вечное поминовение – от 2 500 руб.

На Неусыпаемую Псалтирь:

  • на полгода — 100 руб.
  • на год — 200 руб.
  • на пять лет — 1 000 руб.

Имена людей неправославной веры, некрещеных и самоубийц не пишите. По уставу Православной Церкви на церковных молитвах таковых не поминают.

Жертву можно присылать почтовым переводом на имя казначея: Быстриков Андрей Владимирович. На обороте бланка, перевода или письма, напишите: для каких нужд высылаете жертву, и если на молитву, то за кого молиться — имена о здравии или упокоении.

Вопросы священнику

Вопросы священнику на официальном сайте монастыря

Прошу молитв

Такой раздел существует на страничке группы паломников ВКонтакте. Здесь вы можете попросить молитвенной помощи у ее участников

Трудничество

Как стать трудником? Рекомендуем предварительно получить благословение своего духовника на трудничество. Или благословение приходского священника. Приехав в обитель, обратиться к гостиннику, монаху Максиму. Обыкновенно он бывает в своей приемной после Ранней (в районе 9:00), после обеда (в районе 14:00) и после Вечерней (в районе 20-21:00).

Расписание: молитва, завтрак, послушания до обеда, обед, послушания до вечерней службы в 18 часов, молитва и ужин.

Престольные праздники

Старый стиль (новый стиль)

  • 5 (18) января – память прп. Симеона Псково-Печерского
  • 2 (15) февраля – Сретение Господа нашего Иисуса Христа
  • 20 февраля (5 марта) – память прмч. Корнилия, игумена Псково-Печерского
  • 18 (31) марта – Воскрешение праведного Лазаря
  • 19 марта (1 апреля) – память прп. Симеона и Вассы Псково-Печерских
  • Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Светлое Христово Воскресение. Пасха
  • 29 марта (11 апреля) – память прпп. Марка и Ионы Псково-Печерских
  • Празднование Псково-Печерской иконе Божией Матери «Умиление» (переходящее в Неделю 7-ю по Пасхе)
  • 9 (22) мая – перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
  • 21 мая (3 июня) – празднование Псково-Печерской иконе Божией Матери «Умиление»
  • Собор прпп. Отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице)
  • 23 июня (6 июля) – празднование Псково-Печерской иконе Божией Матери «Умиление»
  • 15 (28) августа – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
  • 26 августа (8 сентября) – празднование Псково-Печерской иконе Божией Матери «Умиление»
  • 2 (15) сентября – память прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских
  • 13 (26) сентября – память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (в просторечии – Воскресение словущее)
  • 1 (14) октября – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
  • 7 (20) октября – празднование Псково-Печерской иконе Божией Матери «Умиление»
  • 17 (30) октября – перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского
  • 8 (21) ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
  • 6 (19) декабря – память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Духовная литература

Нектария — печорский сайт, через который можно приобрести книги, CD и DVD диски.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *