Псалом 23 на русском

Толкование псалма

Псалом описывает величие Господа Творца, который создал и созидает землю. Толкуют песню обычно по стихам:

  1. Стихи 1-2: Давид описывает создание земли, уделяя внимание тому, что Господь утвердил ее и по Его слову она стоит. Описывается создание мира, что перекликается с первыми главами Бытия. Прослеживается связь созданного с Создателем, т.е. земля и все, что на ней пребывает — принадлежит Всевышнему. При этом указывается на твердость ее положения, несмотря на окружающие ее движимые стихии (воды).
  2. Стихи 4-5: описывается тот, кто достоин быть с Господом, кто заслужил это своей невинностью. До конца не понятно, кому именно подразумевает человека, который исполняет заветы Божьи и по закону считается праведником, или слова пророческие и говорят о Иисусе Христе — единственном праведном человеке.
  3. Стихи 6-7: автор побуждает людей быть готовыми к встрече с господом. В историческом контексте — это прибытие ковчега в Иерусалим, в духовном — встреча человека с Господом во время второго пришествия или после смерти.
  4. Стихи 8-10: Давид задает вопрос людям, кто есть их Бог? И сам отвечает на него — восхваляя дела Господа и Его заступничество за евреев в битвах и сражениях с врагами-язычниками.

Касательно места «Поднимите, врата, верхи ваши» стоит сказать, что это выражение сегодня достаточно непонятно, хотя в древние времена звучало вполне естественно — ворота в древних городах были очень низкими, с поднимающимся механизмом. Они делались такими во избежание нападения и для максимальной защиты города. Поэтому Давид восклицает и призывает жителей Иерусалима поднимать верха, т.е. ворота — ведь процессия была достаточно большой, а ковчег несли на плечах левиты. Чем была почтеннее персона, проходящая в ворота, тем выше они поднимались.

Важно! Давид призывает поднять ворота максимально высока, потому что Господь — это самая почитаемая и заслуживающая максимальной славы Личность.

Правила чтения

Псалом читают во время богослужений на церковнославянском языке:

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы. В тексте 23 псалма Давид перечисляет достоинства, которыми должен обладать человек, входящий в дом Господень

Дома прихожанин может изучать Псалтирь самостоятельно на русском языке:

1 Господня земля и что наполняет ее,

вселенная и все живущее в ней.

2 Ибо Он основал ее на морях,

и на реках утвердил ее.

3 Кто взойдет на гору Господню,

или кто станет на святом месте Его?

4 Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто,

кто не клялся душею своею напрасно

и не божился ложно (ближнему своему);

5 тот получит благословение от Господа

и милость от Бога, Спасителя своего.

6 Таков род ищущих Его,

ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

7 Поднимите, врата, верхи ваши,

и поднимитесь, двери вечные,

и войдет Царь славы!

8 Кто сей Царь славы? —

Господь крепкий и сильный,

Господь, сильный в брани.

9 Поднимите, врата, верхи ваши,

и поднимитесь, двери вечные,

и войдет Царь славы!

10 Кто сей Царь славы? —

Господь сил,

Он — царь славы.

Следует сосредоточиться на тексте и приглушить свет — лучше всего зажечь свечу или лампаду у иконы Святой Троицы или Иисуса Христа. Читают текст вполголоса, без интонаций. Для лучшего понимания написанного, можно параллельно изучать толкования святых отцов на это место.

Совет! Произносить текст желательно во время особенного состояния сердца — когда оно хвалит и прославляет Господа за все, что Тот сделал жизни. Для этого можно заучить текст на память, чтобы читать его в любом месте. Псалтирь. Псалом 23

Самое подробное описание: молитва к причастию с толкованием — для наших читателей и подписчиков.

Толковый православный молитвослов

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и прошений. Толкования и цитаты Святых Отцов. Иконы.

Последование ко Святому Причащению:

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Трисвятое по Отче наш.

Господи, помилуй (12 раз).

Придите, поклонимся… (Трижды)

Псалом 22-й

Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя; на воде покойне воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради Своего. Аще бо и пойду по среде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси; жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста. Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне; умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна. И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего; и еже вселити ми ся в дом Господень, в долготу дний.

Ничтоже мя лишит – и ничего не лишит меня (в русском тексте Библии: я ни в чем не буду нуждаться). Всели, воспита, обрати, настави – поселил, воспитал (вскормил), обратил, наставил; /все глаголы стоят в прошедшем времени (аористе) (в русском тексте Библии употреблено настоящее). Аще бо – если даже. Сени – тени; сень смертная – мрак смерти, постоянное выражение Библии (в русском тексте Библии обычно передается словами: долина смертной тени). Та мя утешиста – они меня утешили. Сопротив – напротив, на виду, но также и вопреки. Стужающим мне – оскорбляющим (буквально: стыдящим) меня. Упоявающи мя – напояет меня. Яко державна – как она крепка! Поженет мя – настигнет меня, последует за мной. Живота моего – жизни моей. Еже вселити ми ся в дом Господень – вселиться бы мне в дом Господень. В долготу дний – на долгие дни.

Этот псалом читается в начале Последования ко Причащению, так как в центре его – образ таинственной трапезы, которую предлагает Пастырь-Господь. Трапеза эта для нас – Тело и Кровь Господа в Таинстве Причащения.

Псалом 23-й

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? И кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь Сил, Той есть Царь славы.

Исполнения ея – все, что ее наполняет (исполнение – наполнение). Той – Он. Ю – ее. Уготовал есть – устроил. Иже не прият всуе душу свою – тот, кто в душе своей не увлекался суетою, не привязывался к суетному. Не клятся лестию – не клялся ложно. Искреннему – ближнему. Сей – здесь: таков. Возмите врата князи ваша – поднимите, князи, врата ваши. Возмитеся – Возвысьтесь, поднимитесь. Господь сил – Господь и Господин ангельских Сил, ангельских воинств.

Кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святем Его? «Под горою Господа ты должен разуметь в совокупности весь храм, под местом святым ты можешь разуметь святой престол и жертвенник в каждом храме» (Евфимий Зигабен). Под горою Господней Псалмопевец разумеет также духовное и Небесное Царствие Божие. Для готовящегося ко Причащению центральным в восприятии этого псалма должно быть представление о царстве святыни, в которое должен вступить он лично, дерзая на принятие Святых Христовых Таин.

Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная… По изъяснению святых отцев (Афанасия Великого, блж. Феодорита, блж. Иеронима), в последних стихах псалма заключается пророчество о вознесении Господа Иисуса Христа на небо в присутствии горних Сил – Архангелов и Ангелов. Именно они названы здесь «князьями» торжествующей Церкви, они отверзают Ему врата и уготовляют Ему шествие в горний мир.

Неповинен рукама: пред нами, во-первых, форма тв. падежа двойственного числа, во-вторых – оборот, весьма характерный для церковнославянского языка, а в современном русском сохранившийся лишь в отдельных словосочетаниях (ср. стоящее рядом: чист сердцем, которое можно встретить и в современном языке)

Возмите врата, возмитеся… В глаголе возняти, вознитися приставка воз- имеет то же значение, что и в современных глаголах вознестись, взойти и т. п.

Псалом 115-й

Веровах темже возглаголах: аз же смирихся зело. Аз же рех во иступлении моем: всяк человек ложь. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову; молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его. О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея; растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме.

Аз – я. Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело – я веровал, потому и говорил, что я весьма смирился. Рех – я сказал. Во исступлении – в душевном смущении… «экстаз»: когда чувства переполняют, неконторолируемо выплескиваются наружу. О всех, яже воздаде ми – за все, что Он мне даровал. Честна – исполнена чести, дорога. Преподобных – святых. Растерзал еси – Ты расторг. Пожру – пожертвую, принесу в жертву. Молитвы моя Господеви воздам – обеты мои перед Господом исполню (так объясняют святитель Афанасий Великий, святитель Иоанн Златоуст и другие отцы Церкви).

В центре этого псалма – та же Чаша спасения, Евхаристическая чаша, что и в Пс.22-ом. Для понимания некоторых стихов псалма приводим фрагменты толкования святителя Афанасия Великого.

Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело – «Когда, говорит Псалмопевец, уверовал – возглаголал я великое; тогда увидев, что сам я – ничто, смирихся зело».

Аз же рех во исступлении моем: всяк человек ложь – «Став выше человека, презрел я все человеческое; ибо изступление означает изменение… Увидев, что всяк человек ложь (потому что помыслы человеческие обманчивы), смирился и подверг себя злостраданиям, чтобы не пасть с высоты стояния своего».

Молитвы моя Господеви воздам… – «Какой же обет дает он, кроме сего – Чашу Господню приняв, призвать имя Господне? Сие и исполняю, говорит он, когда буду во дворех Божиих, то есть в Церкви Христовой или в Иерусалиме небесном».

Слава, и ныне: Аллилуиа (трижды). И три поклона.

Тропари, глас 8-й

Беззакония моя презри, Господи, от Девы рождейся, и сердце мое очисти, храм то творя Пречистому Твоему Телу и Крови, ниже отрини мене от Твоего лица, без числа имеяй велию милость.

Во причастие Святынь Твоих како дерзну недостойный? Аще бо деозну к Тебе приступити с достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и осуждение исходатайствую многогрешной души моей. Очисти, Господи, скверну души моея и спаси мя, яко Человеколюбец.

Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу, и моли Сына Твоего и Бога нашего, дати ми оставление, яже содеях лютых, едина Благословенная.

Презри – оставь без внимания. Рождейся – родившийся. Храм то творя – делая его храмом. Ниже – и не. Без числа имеяй велию милость – имеющий бесконечно великое милосердие (без числа – бесконечно; имеяй – имеющий; велию – великую; порядок слов во фразе отличается от свойственного современному русскому языку).

Аще бо – потому что если. Хитон – одежда. Яко несть вечерний – потому что он не таков, в каком идут на Вечерю. Исходатайствую – здесь: доставлю, получу, заслужу. Прибегох – я прибегнул, обратился за помощью. Оставление – прощение. Яже содеях лютых – злых (лютых) дел, которые я совершил (яже содеях).

Аще бо дерзну к Тебе приступити с достойными, хитон мя обличает, яко несть вечерний, и осуждение исходотайствую многогрешной души моей. Тропарь обращает нас к евангельской притче о званых на брачную Вечерю Сына: Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных (Мф.22:11-14). Вечеря эта – Евхаристия, Таинство Причащения; слова очисти, Господи, скверну души моея взывают ко Господу об очищении хитона души.

Во Святую же Четыредесятницу:

Егда славни ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава Тебе.

Егда – когда. Ученицы – ученики. Просвещахуся – просвещались. Омрачашеся – омрачился. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша – смотри, собиратель богатств, на удавившегося (удавление употребивша) из-за них (сих ради)! Несытыя – ненасытимой. Учителю таковая дерзнувшия – дерзнувший (сделать) такое с Учителем. Иже о всех благий – Всеблагой (о всех – во всем; Иже здесь на месте греческого артикля).

Это – тропарь Великого Четверга, воспоминающий Тайную вечерю Христову (Ин.13:2-30), соучастником, сопричастником которой становится и каждый причащающийся.

Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся… Глагол просвещахуся стоит в форме имперфекта 3-го лица мн. числа и, как всякий имперфект, выражает действие, соотносительное с другим, основным – тем, которое выражено аористом 3-го лица ед. числа омрачашеся.

Канон, глас 2-й

Обратите внимание на припевы канона – один к первому и другой ко второму тропарю; это стихи из 50-го покаянного псалма (который читается непосредственно перед самим каноном). На 9-й песни канона – на один тропарь больше; лишь в немногих молитвословах указан припев к этому добавочному тропарю – следующий стих того же псалма (припев указан в Служебнике). Припевы удивительно обогащают и дополняют смысл тропарей.

Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море, и наставльшему люди, яже изведе из работы египетская, яко прославися.

Припев: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Хлеб живота вечнующаго да будет ми Тело Твое Святое, благоутробне Господи, и Честная Кровь, и недуг многообразных исцеление.

Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Осквернен делы безместными окаянный, Твоего Пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин есмь, Христе, причащения, егоже мя сподоби.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Земле благая, Благословенная Богоневесто, Клас прозябшая неоранный и спасительный миру, сподоби мя Сей ядуща спастися.

Грядите – приходите. Наставльшему – проведшему. Яже изведе из работы египетская – которых Он вывел из египетского рабства. Яко прославися – ибо Он прославился. Живота вечнующаго – жизни вечной. Благоутробне – милостивый (звательный падеж). Делы безместными – непристойными делами. Клас – колос. Прозябшая – возрастившая. Неоранный – невозделанный. Сей ядуща – принимая Его в пищу.

Земле благая, Благословенная Богоневесто, Клас прозябшая неоранный и спасительный миру… Пресвятая Богородица предстает здесь как плодородная земля (Земля благая), взрастившая миру спасительный Колос (Христа), Который вырос Сам, без всякого участия человеческого (неоранный: орати – пахать); здесь и указание на Приснодевство Пресвятой Богородицы.

Ирмос: На камени мя веры утвердив, разрешил еси уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Слезныя ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия; яко да благою совестию очищен, верою прихожду и страхом, Владыко, ко причащению Божественных даров Твоих.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Во оставление да будет ми прегрешений Пречистое Тело Твое и Божественная Кровь, Духа же Святаго общение, и жизнь вечную, Человеколюбче, и страстей и скорбей отчуждение.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Хлеба животнаго Трапеза Пресвятая, свыше милости ради сшедшаго, и мирови новый живот дающаго, и мене ныне сподоби недостойнаго, со страхом вкусити сего, и живу бытии.

Возвеселися бо ся – ибо возвеселился. Внегда – когда. Несть свят, якоже Бог наш – никто не свят, как свят Бог наш. Несть праведен паче Тебе – никто не праведен более Тебя. Отчуждение – освобождение (да будет Причастие в освобождение от страстей и скорбей). Хлеба животнаго – Хлеба жизни. Свыше милости ради сшедшаго – сошедшего свыше по милосердию (милости ради). Мирови – миру. Живот – жизнь.

Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплошся, и спасл еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Восхотел еси, нас ради воплощся, Многомилостиве, заклан быти яко овча, грех ради человеческих: темже молю Тя, и моя очисти согрешения.

Не отверже мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Исцели души моея язвы, Господи, и всего оставяти: и сподоби, Владыко, яко да причащуся тайныя Твоея Божественныя вечери, окаянный.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Умилостиви и мне Сущаго от утробы Твоея, Владычице, и соблюди мя нескверна раба Твоего и непорочна, яко да прием умнаго бисера, освящуся.

Ходатай – посол. Ангел – здесь: вестник. Воплощся – воплотившись. Тем зову Ти – поэтому я взываю к Тебе. Яко овча – как овца. Грех ради человеческих – за грехи людей. Темже – поэтому. Умилостиви и мне – умилостивь и ко мне. Сущаго от утробы Твоея – Рожденного Тобою. Соблюди мя нескверна – сохрани меня чистым, неоскверненным. Яко да прием умнаго бисера, освящуся – чтобы я, принимая духовную драгоценность (бисер – жемчуг), освятился.

Ирмос: Света Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас; разве бо Тебе иного Бога не знаем.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Якоже предрекл еси, Христе, да будет убо худому рабу Твоему; и во мне пребуди, якоже обещался еси; се бо Тело Твое ям Божественное, и пию Кровь Твою.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Слове Божий и Боже, уголь Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение, и очищение оскверненной души моей Кровь Твоя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Марие, Мати Божия, благоухания чистое селение, Твоими молитвами сосуд мя избранный соделай, яко да освященный причащуся Сына Твоего.

Раве бо Тебе – ибо кроме Тебя. Якоже предрекл еси – как Ты прежде сказал. Да будет убо худому рабу Твоему – так пусть будет и ничтожному рабу Твоему (мне). Се бо Тело Твое ям Божественное – ибо вот я ем Тело Твое Божественное. Благоухания честное селение – святое благоуханное жилище, священный храм благоухания.

Уголь Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение… Пылающий Уголь – один из символов Божества (вспомним, что Бог наш есть огонь поядающий – Евр.12:29). Этот просвещающий и очищающий уголь Божества проявляется в сцене призвания пророка Исаии: Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис.6:6-7). О Причастии как огне говорят и последующие тропари канона: Трепещу, приемля огонь, да не опалюсь яко воск и яко трава (8-я песнь); якоже огонь да будет ми, и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая (9-я песнь), а также молитвы ко Святому Причащению: Страхом приступи, да не опалишися: огонь бо есть; Аз же, окаянный, все Твое Тело дерзая восприятии, да не опален буду.

«Причастимся Божественного угля для того, чтобы огонь находящийся в нас любви, приняв воспламенение, происходящее от угля, сжег наши грехи и освятил наши сердца, и чтоб, вследствие общения с Божественным огнем, мы воспламенились и были обожествлены. Исаия увидел уголь; но уголь – не простое дерево, а соединенное с огнем; так и хлеб общения – не простой хлеб, но соединенный с большинством».

Преподобный Иоанн Дамаскин

Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Ум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело мое, и сподоби неосужденно, Владыко, к страшным Тайнам приступити.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Да бых устранился от страстей, и Твоея благодати имел бы приложение, живота же утверждение, причащением Святых, Христе, Таин Твоих.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Божие, Боже, Слово Святое, всего мя освяти, ныне приходящаго к Божественным Твоим Тайнам, Святыя Матере Твоея мольбами.

Неизследную – непостижимую. От тли – от погибели. Приложение – умножение. Живота же утверждение – и жизни укрепление.

Кондак, глас 2-й

Хлеб, Христе, взятии не презри мя, Тело Твое, и Божественную Твою ныне Кровь, пречистых, Владыко, и страшных Твоих Таин причаститися окаяннаго, да не будет ми в суд, да будет же ми в живот вечный и безсмертный.

Не презри мя – не лиши меня возможности. В суд – во осуждение. Живот – жизнь.

Ирмос: Телу златому премудрыя дети не послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша, среди пламене возопиша, и ороси я Ангел: услышася уже уст ваших молитва.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Источник благих, причащение, Христе, безсмертных Твоих ныне Таинств да будет ми свет, и живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия ходатайствено, едине Блаже, яко да славлю Тя.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Да избавлюся от страстей, и врагов, и нужды, и всякия скорби, трепетом и любовию, со благоговением, Человеколюбче, приступаяй ныне к Твоим безсмертным и Божественным Тайнам, и пети Тебе сподоби: благословен еси, Господи, Боже отец наших.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Спаса Христа рождшая паче ума, Богоблагодатная, молю Тя ныне, раб Твой, Чистую нечистый: хотящаго мя ныне к пречистым Тайнам приступити, очисти всего от скверны плоти и духа.

Не послужиша, поидоша, обругаша, возопиша – не послужили, пошли, осмеяли, возопили (формы прошедшего времени – аорист 3-го лица множ. числа). Ороси я – оросил их (ороси – форма прошедшего времени – аорист 3-го лица ед. числа; я – их). Услышася – услышана. Источник благих – источник благ, всего благого (ср.: Сокровище благих, в молитве Святому Духу). Добродетели Божественнейшия – всего совершенства, высшей добродетели, высшей духовной доблести (можно так можно предать значение греческого выражения оригинала). Ходатайственно – Средством, орудием (объяснение фразы в целом приводим ниже). Едине Блаже – единственный Благой, Милостивый (обращение – звательный падеж). Паче ума – непостижимо уму. Благоблагодатная – получившая благодать от Бога, облагодатствованная Богом.

Источник благих, причащение, Христе, безсмертных Твоих ныне Таинств, да будет ми свет, и живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия ходатайственно… Эта фраза сохранила типичную греческую структуру; для понимания ее приводим члены предложения в порядке, доступном нашему восприятию: Причащение, Христе, безсмертных Твоих Таинств / да будет ми / ныне / источник благих (источником благ): свет(ом), и живот(ом), и безстрастие (м), и (да будет также) ходатайственно (то есть средством, приводящим к результату) / к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия (то есть высшей духовной доблести). Если и после рассмотрения составных частей вам трудно воспринять смысл фразы – значит, пред нами один из немногочисленных случаев, когда стоит перевести просто перевод тропаря (но при этом поэзия обращается в мудреную прозу):

Причащение Твоих, Христе, бессмертных Таинств да будет мне ныне источником благ – да будет оно светом, жизнью и бесстрастием, да руководит меня к преуспеянию в высшем совершенстве и к его умножению, о единый Милостивец, да прославлю Тебя!

Да избавлюся от страстей, и врагов, и нужды, и всякия скорби… Церковнославянское слово «страсть», как и греческое «пафос», переводом которого оно является, означает как страсть греховную, так и страдание. В этом тропаре (как и во многих других текстах) допустимы оба понимания.

Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте, дела, яко Господа, и превозносите во вся веки.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Небесных, и страшных, и Святых Твоих, Христе, ныне Таин, и Божественныя Твоея и тайныя вечери, общника бытии и мене сподоби отчаяннаго, Боже Спасе мой.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Под Твое прибег благоутробие, Блаже, со страхом зову Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе; се бо дерзая на милость Твою, ям Тело Твое, и пию Кровь Твою.

Припев: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

Троичен: Трепещу, приемля огонь, да не опалюся яко воск и яко трава; оле страшнаго таинства! оле благоутробия Божия! Како Божественнаго Тела и Крове брение причащаюся, и нетлен сотворюся?

Пойте, дела – подразумевается обращение к творениям Божиим: пойте, дела Его творения, Его как Господа, и превозносите вовеки. Общника бытии – сделаться участником. Сподоби – удостой. Прибег – здесь: прибегнув. Благоутробие – милосердие. Аз – я. Якоже рекл еси – как Ты сказал. Се бо – ибо вот. Дерзая – здесь: уповая. Оле страшнаго таинства! оле благоутробия Божия! – О страшное таинство! О милосердие Божие! Брение – прах, грязь. Нетленен сотворюся – становлюсь бессмертным, не подверженным действию смерти (смысл фразы: как я, будучи прахом, причащаюсь Божественного Тела и Крови и становлюсь бессмертным).

Во мне пребуде, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе… – Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин.6:53-56). Последний, Троичный тропарь песни вновь возвращает нас к этим словам Спасителя, говоря о жизни вечной, подаваемой Причащением (Божественнаго Тела и Крове брение причащаюся, и нетленен сотворяюся).

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы нам явися, омраченная прсвети, собрати расточенная: тем всепетую Богородицу величаем.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Христос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освещаяй причащающияся.

Не отверже мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением освященных Тайн, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве.

Припев: Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.

Якоже огонь да будет ми, и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречистая, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая, покланятися Божеству Твоему.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Бог воплотися от чистых кровей Твоих; темже всякий род поет Тя, Владычеце, умная же множества славят, яко Тобою яве узреша всеми Владычествующаго, осуществовавшагося человечеством.

Безначальна – не имеющего начала и начальства, то есть Вечного и Всевластного. Воплощся – воплотившись. По нам бо древле бывый – ради нас некогда уподобившийся нам. Единою Себе принес яко приношение Отцу Своему – однажды принесший Себя в жертвенное приношение Отцу Своему. Присно закалается – (с тех пор) постоянно заколается, приносит Себя в жертву. Освящаяй причащающияся – освящая причащающихся. Темже – поэтому. Умная же множества – духовные, ангельские сонмы. Яко Тобою яве узреша всеми Владычествующаго – ибо Твоим посредством, через Тебя (Богородицу) они явственно увидели (яве узреша) Владыку вселенной (всеми Владычествующаго). Осуществовавшагося человечеством – принявшего человеческое естество (существо).

Христос есть, вкусите и видите… В некоторых молитвословах: Благ есть, вкусите и видите: Он Благ – вкусите и убедитесь!

Достойно есть… Трисвятое по Отче наш…

«Как научиться понимать молитвы?».

Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

Детально: господня земля и исполнение ея — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Оглавление

Псалом Давиду, единыя от суббот

Псалом Давида, в первый день недели.

1 Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней.

1 Господня – земля и что наполняет её, вселенная и все, живущие в ней.

2 Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть.

2 Он на морях основал её и на реках устроил её.

3 Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?

3 Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на месте святом Его?

4 Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему.

4 Неповинный руками и чистый сердцем, кто не предал суете душу свою и не клялся с коварством ближнему своему.

5 Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего.

5 Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.

6 Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля.

6 Это – род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иакова.

7 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы.

7 Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы.

8 Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани.

8 Кто этот Царь Славы? Господь крепкий и сильный, Господь сильный в битве.

9 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы.

9 Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы.

10 Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

10 Кто этот Царь Славы? Господь Сил – Он Царь Славы!

Слава:

Слава:

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

Слава:

Человек, который хотя бы раз в жизни прочитал всю Псалтирь от первой и до последней песни, не мог не заметить сходства между текстами 23 псалма и 14. Это неудивительно, ведь поводом для их написания послужило одно и то же событие: перенесение Ковчега Завета, главной иудейской святыни, из дома Аваддара в израильскую скинию. Как известно из истории, первая попытка перенесения закончилась инцидентом: Ковчег упал с повозки, которую тянули за собой тельцы, и левит Оза, попытавшийся поднять его, упал замертво без всякой видимой причины.

Толкование христианского 23 псалма повествует, что в этот момент израильский царь Давид, автор псалма, задумался над тем, кто достоин прикасаться к Божиим святыням, и эти размышления подтолкнули его к написанию очередной религиозной песни.

В православном тексте 23 псалма Давид перечисляет достоинства, которыми должен обладать человек, входящий в дом Господень и прикасающийся к святыням: «Тот, у кого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душой напрасно и не божился ложно» (Пс. 23, 4). Слушать и читать 23 псалом принято в случаях, когда необходимо открыть дверь, ключи от которой потеряны.

Читать текст православной молитвы псалом 23 на русском языке

В первый день недели.

Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, — тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.

Псалтырь, православный текст псалом 23 на церковно славянском языке

Господня земля, и исполненiе eя, вселенная и вси живущiи на ней. Той на морях основал ю eсть и на реках уготовал ю eсть. Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем eго? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прiят всуе душу свою и не клятся лестiю искреннему своему; сей прiимет благвенiе от Господа и милостыню от Бога спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога iаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет царь славы. Кто eсть сей царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи вашя, и возмитеся врата вечная; и внидет царь славы. Кто eсть сей царь славы? Господь сил, той eсть царь славы.

Псалом 23 Псалом 23 Псалом Давиду, единыя от суббот Псалом Давида, в первый день недели. 1 Госпо́дня земля́, и исполне́ние ея́, вселе́нная и вси живу́щии на ней. 1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, 2 Той на моря́х основа́л ю есть, и на река́х угото́вал ю есть. 2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. 3 Кто взы́дет на го́ру Госпо́дню? или́ кто ста́нет на ме́сте святе́м Его́? 3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? 4 Непови́нен рука́ма и чист се́рдцем, и́же не прия́т всу́е ду́шу свою, и не кля́тся ле́стию и́скреннему своему́. 4 Неповинный руками и чистый сердцем, кто не предал суете душу свою и не клялся с коварством ближнему своему 5 Сей прии́мет благослове́ние от Го́спода, и ми́лостыню от Бо́га, Спа́са своего́. 5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. 6 Сей род и́щущих Го́спода, и́щущих лице́ Бо́га Иа́ковля.

6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

7 Возми́те врата́ кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная, и вни́дет Царь сла́вы.

7 Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы.

8 Кто есть се́й Царь сла́вы? Госпо́дь кре́пок и си́лен, Госпо́дь си́лен в бра́ни.

8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.

9 Возми́те врата́ кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная, и вни́дет Царь сла́вы.

9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

10 Кто есть се́й Царь сла́вы? Госпо́дь сил, Той есть Царь сла́вы.

10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.

  • Скопировать ссылку
  • Скопировать ссылку

“Земля Господня” Протоиерей Александр Фейгельман(Авторское исполнение)2010г.

4 просмотра

  • Скопировать ссылку
  • Скопировать ссылку

ЗЕМЛЯ КАЗАХСТАНА….выпускница гимназии проникновенное исполнение

27 204 просмотра

  • Скопировать ссылку
  • Скопировать ссылку

Господня земля и что наполняет её..- хор..

1 262 просмотра

  • Скопировать ссылку
  • Скопировать ссылку

Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней. Пс.23:1

1 227 просмотров

  • Скопировать ссылку
  • Скопировать ссылку

Господня земля, и что наполняет ее, Славьте Господа, вселенная и все живущее в ней!!!!

804 просмотра

  • Скопировать ссылку
  • Скопировать ссылку

Земля Господня (Израиль, Синай) – часть 3

488 просмотров

  • Скопировать ссылку
  • Скопировать ссылку

“ГОСПОДНЯ – ЗЕМЛЯ И ЧТО НАПОЛНЯЕТ ЕЕ” – исп. Анюта Сержантова Церковь ЕХБ г. Абакан

446 просмотров

  • Скопировать ссылку
  • Скопировать ссылку

Господня земля Micha’el Ben David

381 просмотр

  • Скопировать ссылку
  • Скопировать ссылку

Господня земля..- хор..

316 просмотров

  • Скопировать ссылку
  • Скопировать ссылку

Исполнение песни “Смуглянка” учениками 5А класса МАОУ “СШ “Земля Родная”” города Новый Уренгой ЯНАО

303 просмотра

  • Скопировать ссылку
  • Скопировать ссылку

`НЕ УСПЕВАЮ` – Жизненный клип.👍👍. Цепляет до слез…

455 309 просмотров

  • Скопировать ссылку
  • Скопировать ссылку

Как завести ручную пилу дружбу

1 010 677 просмотров

  • Скопировать ссылку
  • Скопировать ссылку

Царь и пророк Давид свою жизнь посвятил служению Господу, он не только искренне верил, но и рассказывал о своей вере другим народам. Давид непрестанно восхвалял Бога и желал сделать Иерусалим его домом, однако Господь воспротивился этому. Но Давид смог перенести Ковчег Завета, посвятив этому событию несколько песен, одна из которых – псалом 23.

Текст молитвы псалом 23

На церковнославянском языке с ударениями

Псалом Давиду, единыя от суббот

1 Госпо́дня земля́, и исполне́ние ея́, вселе́нная и вси живу́щии на ней.

2 Той на моря́х основа́л ю есть, и на река́х угото́вал ю есть.

3 Кто взы́дет на го́ру Госпо́дню? или́ кто ста́нет на ме́сте святе́м Его́?

4 Непови́нен рука́ма и чист се́рдцем, и́же не прия́т всу́е ду́шу свою, и не кля́тся ле́стию и́скреннему своему́.

5 Сей прии́мет благослове́ние от Го́спода, и ми́лостыню от Бо́га, Спа́са своего́.

6 Сей род и́щущих Го́спода, и́щущих лице́ Бо́га Иа́ковля.

7 Возми́те врата́ кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная, и вни́дет Царь сла́вы.

8 Кто есть се́й Царь сла́вы? Госпо́дь кре́пок и си́лен, Госпо́дь си́лен в бра́ни.

9 Возми́те врата́ кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная, и вни́дет Царь сла́вы.

10 Кто есть се́й Царь сла́вы? Госпо́дь сил, Той есть Царь сла́вы.

На русском языке

Псалом Давида, в первый день недели.

1 Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,

2 ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.

3 Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

4 Неповинный руками и чистый сердцем, кто не предал суете душу свою и не клялся с коварством ближнему своему

5 тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.

6 Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

7 Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы.

8 Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.

9 Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

10 Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.

История написания псалма относится к событиям, происходившим 3000 лет назад, ещё до Рождества Христова. Перенесение Ковчега Завета стало большим и значимым праздником. Из дома Аваддарова святыня перешла на хранение в скинию, расположенную на одном из холмов Иерусалима, Сионе. В честь этого торжественного события было написано несколько хвалебных песен. Текст псалма 23 повествует о приближении ковчега, в сопровождении длинной процессии, к воротам священного города.

Толкование

Для понимания общего смысла песни следует разобрать каждый стих. Толкование псалма 23:

  • Стих 1-2 – в этих строках говорится о том, что Господь создал землю и всё, что есть на ней, а значит, всё это находится в руках Создателя и связано с ним. Даже движимая стихия воды не нарушает твердости и прочности земли Господней.
  • Стих 3-5 – автор описывает человека, достойного занять место подле Господа, который праведной жизнью и соблюдением законов Божьих заслужил милость и прощение.
  • Стих 6-7 – слова в этих стихах следует понимать как наставление перед встречей с Богом. Толкование двояко: с исторической точки зрения имеется в виду предстоящее появление в Иерусалиме Ковчега Завета, с духовной – встреча с Господом, которая ожидает всех после смерти.
  • Стих 8-10 – царь Давид спрашивает, кто же он – Господь? И сам же дает ответ на свой вопрос, восхваляя силу Господа и благодаря его за защиту еврейского народа в множественных войнах с невежественными язычниками.

Детально: псалом 23 текст — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

1 Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней.

1 Господня – земля и что наполняет её, вселенная и все, живущие в ней.

2 Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть.

2 Он на морях основал её и на реках устроил её.

3 Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?

3 Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на месте святом Его?

4 Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему.

4 Неповинный руками и чистый сердцем, кто не предал суете душу свою и не клялся с коварством ближнему своему.

5 Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего.

5 Тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.

6 Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля.

6 Это – род ищущих Господа, ищущих лица Бога Иакова.

7 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы.

7 Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы.

8 Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани.

8 Кто этот Царь Славы? Господь крепкий и сильный, Господь сильный в битве.

9 Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы.

9 Поднимите, князья, врата ваши, и поднимитесь, врата вечные, и войдёт Царь Славы.

10 Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

10 Кто этот Царь Славы? Господь Сил – Он Царь Славы!

Слава:

Слава:

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть. Кто взыдет на гору Господню? Или кто станет на месте святем Его? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему. Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога, Спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.

Слава:

Человек, который хотя бы раз в жизни прочитал всю Псалтирь от первой и до последней песни, не мог не заметить сходства между текстами 23 псалма и 14. Это неудивительно, ведь поводом для их написания послужило одно и то же событие: перенесение Ковчега Завета, главной иудейской святыни, из дома Аваддара в израильскую скинию. Как известно из истории, первая попытка перенесения закончилась инцидентом: Ковчег упал с повозки, которую тянули за собой тельцы, и левит Оза, попытавшийся поднять его, упал замертво без всякой видимой причины.

Толкование христианского 23 псалма повествует, что в этот момент израильский царь Давид, автор псалма, задумался над тем, кто достоин прикасаться к Божиим святыням, и эти размышления подтолкнули его к написанию очередной религиозной песни.

В православном тексте 23 псалма Давид перечисляет достоинства, которыми должен обладать человек, входящий в дом Господень и прикасающийся к святыням: «Тот, у кого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душой напрасно и не божился ложно» (Пс. 23, 4). Слушать и читать 23 псалом принято в случаях, когда необходимо открыть дверь, ключи от которой потеряны.

В первый день недели.

Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, — тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.

Господня земля, и исполненiе eя, вселенная и вси живущiи на ней. Той на морях основал ю eсть и на реках уготовал ю eсть. Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем eго? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прiят всуе душу свою и не клятся лестiю искреннему своему; сей прiимет благвенiе от Господа и милостыню от Бога спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога iаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет царь славы. Кто eсть сей царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи вашя, и возмитеся врата вечная; и внидет царь славы. Кто eсть сей царь славы? Господь сил, той eсть царь славы.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 23

Оглавление

Толкование Псалма 23

Бросается в глаза сходство (по содержанию) между этим псалмом и псалмом 14 (сравните Пс. 23:3-4 с Пс. 14:1,3). Существует предположение, что оба они были написаны по поводу перенесения из дома Аведдара в скинию, сооруженную в Иерусалиме, ковчега завета (2-Цар. 6); подробнее об этом будет сказано при разборе текста.

А. Восхождение к святилищу (23:1-6)

Пс. 23:1-2. Это славословие выражается в признании факта сотворения вселенной Господом и того, что “основанная и утвержденная” Им она только Ему принадлежит.

Пс. 23:3-4. Псалмопевец задается вопросом о том, кто вправе “взойти” на Сион, гору Господню, где “жилище” Его, и встать на святом месте Его. (Возможно, в процессе богослужения ответ (стихи 4-6) полагалось давать священникам.) Лишь тот имеет право на это, кто не грешит в поступках своих (имеет руки “неповинные”) и чист в сердце своем, кто не дает лживых клятв и клятвы, данной им, не нарушает.

Пс. 23:5-6. Только такие люди-из “рода” ищущих лица Бога Иаковлева – только они могут надеяться на милость Его и благословение.

Б. Грядет Царь славы (23:7-10)

Пс. 23:7. Восклицание псалмопевца в стихе 7, повторяемое в стихе 9, говорит в пользу того предположения, что этот псалом был написан по случаю внесения ковчега в Иерусалим (вступление к комментарию). Поднимите, врата, верхи ваши… Ворота в древневосточных городах были низкими, но верхняя часть их была подъемной. Если вспомнить, что ковчег, крышка которого была украшена херувимами, левиты несли на плечах, то станет ясно, что войти в них со своей священной ношей они не могли: следовало поднять “верхи врат”. Ворота названы “вечными” по причине их древности.

Местом символического “пребывания” Господа была крышка ковчега: Он “восседал” на ее херувимах. Чем знатнее был входивший во врата, тем просторнее должен был быть его путь. Но “знатнее” Господа не было никого. Отсюда подчеркнуто торжественное и ликующее “обращение” царя Давида к древним воротам Иерусалима: поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

Пс. 23:8-10. Следует объяснение того, кто этот Царь славы: Господь крепкий и сильный, Господь, дающий победы в битвах (сильный в брани). Торжественность момента псалмопевец подчеркивает нарочитыми повторами: сравните стих 7 и 9; стих 8 и 10.

Весь псалом 23 построен на описании события, которое связано с перенесением из дома Аведдара в скинию, сооруженную в Иерусалиме, ковчега Завета — восхождение к святилищу. Церковный псалом 23 подтверждает факт сотворения Вселенной Господом и что только сотворенная Им, она Ему и принадлежит.

Псалом 23 повествует о том, что «только ее устои у морей и рек основал». Природа морей дает понять важную вещь — море никогда не покидает предначертанных ему границ, обозначенных Всевышним. Так и человек, не должен преступать границ, предначертанных ему Господом. Море не переполняется водами, поступающим в него из рек, так и человек, гоняющийся за соблазнами , не сможет ими никогда насытиться. Псалмопевец в псалме двадцать три задает себе вопрос о том, кто имеет право взойти на гору Господню Сион , где расположено жилище Бога и встать на святом месте Его. Задаваясь этим вопросом, царь сам находит ответ. Право имеет только безгрешный человек, кто не совершает грешные поступки, чист сердцем своим, тот, кто попусту не произносит клятвы и не нарушает ее. Только такие праведники, говорится в псалме 23, могут надеяться на благословение и милость Господа. Несмотря на то, что это нелегко, быть праведником в веке построенном на грязи, найдутся люди, которых Господь захочет принять в жилище Своем. Только те христиане, которые ищут Бога и пути Его, становятся праведниками. И другого способа не существует. Кто поднимется, тот и устоит – говорит царь Давид. Ведь подниматься нужно с тем, чтобы устоять в святости , так как падение с высоты очень плачевно может сказаться на всей духовной жизни верующего человека.

Внесение ковчега в Иерусалим в описании псалма 23

Ковчег, который должен был быть внесен в город, украсили херувимами. Левиты несли его на плечах. Эта история очень точно описана в псалме 23 царем Давидом. Жителям города пришлось поднять врата, так как они были низкими, но верх их был подъемен. Эти ворота были названы вечными ввиду их древности. На самой крышке ковчега восседал Господь. Чем знатнее был входивший в эти врата, тем просторнее должен быть его путь. Самым же знатным из всех считался только Бог.

Ввиду этого, псалом 23 описывает торжественное и ликующее восклицание царя Давида к древним вратам Иерусалима. Он просит подняться врата и пропустить Царя Славы. В последних стихах псалма 23 Царем Славы назван Господь, который описан псалмопевцем как крепкий и сильный, дающий победы в битвах и только Он является царем всяческой славы на земле и на небе.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд.

Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять…

Текст на русском языке псалом 23

Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, — тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.

С тегами: легенды молитва религия христианство

Как и когда нужно читать православный псалом 23

Просмотров: 3062

Человек, который хотя бы раз в жизни прочитал всю Псалтирь от первой и до последней песни, не мог не заметить сходства между текстами 23 псалма и 14. Это неудивительно, ведь поводом для их написания послужило одно и то же событие: перенесение Ковчега Завета, главной иудейской святыни, из дома Аваддара в израильскую скинию. Как известно из истории, первая попытка перенесения закончилась инцидентом: Ковчег упал с повозки, которую тянули за собой тельцы, и левит Оза, попытавшийся поднять его, упал замертво без всякой видимой причины.

Толкование христианского 23 псалма повествует, что в этот момент израильский царь Давид, автор псалма, задумался над тем, кто достоин прикасаться к Божиим святыням, и эти размышления подтолкнули его к написанию очередной религиозной песни.

В православном тексте 23 псалма Давид перечисляет достоинства, которыми должен обладать человек, входящий в дом Господень и прикасающийся к святыням: «Тот, у кого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душой напрасно и не божился ложно» (Пс. 23, 4). Слушать и читать 23 псалом принято в случаях, когда необходимо открыть дверь, ключи от которой потеряны.

Слушать на видео православную молитву псалом 23 на русском языке

В первый день недели.

Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно ближнему своему, — тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? — Господь сил, Он — царь славы.

Господня земля, и исполненiе eя, вселенная и вси живущiи на ней. Той на морях основал ю eсть и на реках уготовал ю eсть. Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем eго? Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прiят всуе душу свою и не клятся лестiю искреннему своему; сей прiимет благвенiе от Господа и милостыню от Бога спаса своего. Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога iаковля. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная; и внидет царь славы. Кто eсть сей царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи вашя, и возмитеся врата вечная; и внидет царь славы. Кто eсть сей царь славы? Господь сил, той eсть царь славы.

Толкование на псалмы

В конец, псалом Давиду, единыя от суббот.

Настоящий псалом проповедует о вознесении Господнем, о преподаянии учения язычникам, и о том, как они соделаются достойными небесных селений.

Пс.23:1. Господня земля, и исполнение ея.

В настоящих словах проповедуется царство, какое восприяло над язычниками пришедшее единородное Божие Слово.

Пс.23:2. Той на морях основал ю есть.

Чтобы не подумал кто из врагов, будто бы земля была во власти сатаны и ныне только воцарился над нею Христос, показывает для сего, что Христос есть творец ее, а вместе дает разуметь силу Его из того, что такую громаду земли утвердил на водах.

И на реках уготовал, – т. е. устроил, – ю есть.

Ибо и Церковь тогда приемлет крепость, когда среди треволнений пребывает незыблемою в вере. Уготовал же «на реках», чтобы и реки имели себе невозбранно исход, а горы и леса отделены были животным, поля же и равнины определены для жилищ и возделывания людям.

Пс.23:3. Кто взыдет на гору Господню?

Изложив учение о вере, изъясняет и учение о делах, чтобы мы слушающие приобретали себе истинное наследие тем и другим.

Пс.23:4. Неповинен рукама, и чист сердцем.

Об этом сказано в псалме четырнадцатом

Иже не прият всуе душу свою.

Суетностью называет высокоумие.

И не клятся лестию искреннему своему.

Пс.23:5. Сей приимет благословение.

И таковому-то, неповинному руками, чистому сердцем, и не клявшемуся лестью, дает обетование, что приимет от Бога дары, т. е. благословение и милость.

Пс.23:6. Сей род ищущих Господа.

Разумеет род, сохранивший сказанное выше.

Пс.23:7, 9. Возмите врата князи ваша.

Ангелы, служащие на земле Спасителю, при вознесении Его, дают знать небесным Силам, чтобы отверзли врата.

Пс.23:8. Кто есть сей Царь славы?

Вопрошают горние Силы, изумевая пред чудесами домостроительства.

Господь крепок и силен.

Силы же дивятся тому, что видят Его во плоти, одушевленной душою разумною. Потому и вопрошают: «кто есть Сей Царь славы?»

Пс.23:10. Господь сил, Той есть Царь славы.

Восшедшие с Господом Ангелы открывают горним Силам тайну, что направили врагов мысленных, Той есть «Господь сил».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *