Псалом 16 на русском

Псалтирь

Псалом Давида, 109

1 Сказал Господь Господу моему: «Сиди справа от Меня, доколе не повергну врагов Твоих к подножию ног Твоих!»

2 Жезл власти дарует Тебе Господь с высот Сиона, и господствуй над врагами Твоими!

3 Ты явишь могущество в день славы Твоей, в сиянии святых Твоих. «Из чрева Моего до зари мироздания рожден Ты».

4 Клялся Господь и не отречется от слов Своих: «Ты священник навеки по чину Мелхиседекову!»

5 Господь пред Тобою низверг царей в день гнева Своего;

6 Судить будет Он народы, устелит землю телами павших, сокрушит головы врагов Своих;

7 Из потока на пути Своем будет пить; и высоко поднимет Он чело Свое.

Аллилуия, 110

1 Прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете и сонме праведных.

2 Великие дела Господни, прекрасны все деяния Его;

3 Слава и великолепие присущи делам Его, и правда Его живет вовеки.

4 Памятными соделал чудеса Свои. Милостив и щедр Господь.

5 Пищу даровал боящимся Его; помнит вечно завет Свой;

6 Могущество Свое явил Он народу Своему, даровал ему достояние язычников.

7 Дела рук Его исполнены истины и правды, непреложны заповеди Его,

8 Утверждены навеки, сотворены по истине и правде.

9 Избавление послал Он народу Своему, заповедал навеки завет Свой. Свято и грозно имя Его.

10 Начало премудрости — страх пред Господом; всем, кто живет в ней, разум светлый дарован. Слава Божья пребывает вовеки.

Аллилуия, Аггеево и Захариино, 111

1 Блажен муж, боящийся Господа, возлюбил он заповеди Его.

2 Сильны будут на земле потомки его, род праведных благословен будет;

3 Слава и богатство в доме его, и правда его пребывает из века в век.

4 Воссиял во тьме свет праведным. Милостив и щедр праведник.

5 Добрый щедро дает взаймы; будет оправдан он на Суде и вовеки не поколеблется.

6 Навеки памятен будет праведник.

7 Дурной молвы не убоится он.

8 Готово сердце его уповать на Господа; непоколебимо сердце его, не устрашится он, взирая на врагов своих.

9 Расточил он имущество свое, раздал убогим; правда его пребудет из века в век; достоинство его вознесется в славе.

10 Грешник увидит это и разгневается, зубами своими скрежетать будет он и чахнуть; надежды его погибнут.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

Аллилуия, 112

1 Восхваляйте, отроки, Господа, восхваляйте имя Господне!

2 Да будет имя Господне благословенно отныне и вовеки!

3 От востока до запада да восхвалят имя Господне.

4 Вознесен над всеми народами Господь; слава Его превыше небес.

5 Кто подобен Господу Богу нашему? Он на высотах живет,

6 И взирает на смиренных на небесах и на земле.

7 Возвышает Он над землей нищего, из грязи поднимает убогого,

8 И посадит его с князьями, с князьями народа Своего;

9 Поселит Он неплодную в доме Своем, как мать, радующуюся о детях своих.

Аллилуия, 113

1 По исходе Израиля из Египта, рода Иаковлева из страны варваров,

2 Стала Иудея святыней его, Израиль — областью его.

3 Море, увидев, отхлынуло, Иордан возвратился вспять;

4 Горы взыграли, точно овцы, и холмы, точно ягнята.

5 Что стало с тобой, море, что отхлынуло ты, и что стало с тобой, Иордан, что возвратился ты вспять?

6 Что взыграли вы, горы, точно овцы, а вы, холмы, будто ягнята?

7 От взора Господня поколебалась земля, от взора Бога Иаковлева;

8 Где были камни, создал Он озеро полноводное, из недр скалы несокрушимой по воле Его возник источник вод.

9 Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даруй славу, по милости Твоей и по истине Твоей!

10 Да никогда не скажут язычники: «Где их Бог?»

11 А Бог наш на небесах и на земле все, что восхотел, сотворил.

12 Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих;

13 Уста имеют, и не заговорят; очи имеют, и не увидят;

14 Уши имеют, и не услышат; ноздри имеют, и не обоняют;

15 Руки имеют, и не будут осязать; ноги имеют, и не пойдут; не подают голоса гортанью своей.

16 Да уподобятся идолам создавшие их и все надеющиеся на них!

17 Дом Израилев уповал на Господа; Податель помощи и Защитник Он им.

18 Дом Ааронов уповал на Господа; Податель помощи и Защитник Он им.

19 Боящиеся Господа уповали на Господа; Податель помощи и Защитник Он им.

20 Господь помнит нас и благословил нас; благословил Он дом Израилев, благословил дом Ааронов,

21 Благословил боящихся Его, малых и великих.

22 Да умножит Господь блага вам, вам и сыновьям вашим!

23 Благословляет вас Господь, Творец неба и земли.

24 Небо, что превыше небес, обитель Господа, землю же даровал Он сынам человеческим.

25 Не мертвые восхваляют Тебя, Господи, и не те, кто нисходит во ад;

26 Но мы, живые, благословим Господа отныне и вовеки!

Аллилуия, 114

1 Возрадовался я, ибо услышал Господь моление мое,

2 Ибо Он приклонил ухо Свое ко мне; и я во все дни жизни моей призывать буду Его.

3 Объяли меня болезни смертные, беды адовы постигли меня; познал я скорбь и болезнь и призвал имя Господне.

4 О Господи, избавь от бед душу мою! Милостив Господь и праведен, милует нас Бог наш.

5 Хранит младенцев Господь; смирился я, и спас Он меня.

6 Обрети покой, душа моя. Ибо Господь сотворил благо тебе!

7 Ибо избавил Он душу мою от смерти, очи мои от слез и стопы мои от преткновения.

8 Угождать буду Господу на земле живых.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

Аллилуия, 115

1 Веровал я и говорил себе: «Смирился я глубоко».

2 Сказал я в исступлении моем: «Всяк человек лжив!»

3 Чем воздам я Господу за все, что даровал Он мне?

4 Чашу спасения приму и имя Господне призову;

5 Обеты, что дал я Господу, исполню пред всем народом Его.

6 Честна пред Господом смерть праведников Его.

7 О Господи, я раб Твой, я раб Твой и сын рабыни Твоей! Расторг Ты узы мои.

8 Тебе принесу жертву хвалою и имя Господне призову.

9 Обеты, что я дал Господу, исполню пред всем народом Его,

10 Во дворах дома Господня, в ограде твоей, Иерусалим!

Аллилуия, 116

1 Славьте Господа, все народы, восхваляйте Его, все люди!

2 Ибо непреложна милость Его к нам, и истина Господня пребывает вовеки!

Аллилуия, 117

1 Прославляйте Господа, ибо Он благ, и навеки милость Его!

2 Да скажет так дом Израилев: Он благ, и навеки милость Его.

3 Да скажет дом Ааронов: Он благ, и навеки милость Его.

4 Да скажут боящиеся Господа: Он благ, и навеки милость Его.

5 В скорби призвал я Господа, и Он услышал меня и даровал сердцу моему простор.

6 Господь подает мне помощь, и я не устрашусь: что сотворит мне человек?

7 Господь подает мне помощь, и я буду взирать без страха на врагов моих.

8 Лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека;

9 Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей.

10 Все народы окружили меня. Но именем Господним боролся я с ними.

11 Обступали, окружили меня, но именем Господним боролся я с ними.

12 Окружили меня, будто пчелы соты, и яростью пылали, точно огонь в терновнике, но именем Господним боролся я с ними.

13 Низринут был я и едва не упал, но Господь поддержал меня.

14 Крепость моя Господь, Его воспеваю, и был Он мне во спасение.

15 Клики радостные спасенных слышны в обителях праведников: десница Господня явила силу.

16 Десница Господня вознесла меня, десница Господня явила силу.

17 Не умру, но жив буду и поведаю дела Господни.

18 Наказывая, поучал меня Господь, смерти же не предал меня.

19 Отверзите мне врата правды! Войдя в них, я прославлю Господа.

20 Вот врата Господни; только праведники войдут в них.

21 Прославлю Тебя, ибо услышал Ты меня и явил мне спасение.

22 Камень, что отвергнут был строителями, встал во главу угла;

23 От Господа был он, и дивен взорам нашим.

24 Сей день сотворен Господом, возрадуемся же и возвеселимся!

25 О Господи, спаси нас! О Господи, поспеши помочь!

26 Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня!

27 Бог наш Господь, и явился Он нам. Соберитесь во множестве на праздник в храме перед жертвенником!

28 Ты Бог мой, и прославлю Тебя; Ты Бог мой, и превознесу Тебя; прославлю Тебя, ибо услышал Ты меня и явил мне спасение.

29 Прославляйте Господа, ибо Он благ и навеки милость Его!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

См. ИСКУШЕНИЕ

Преподобный старец Амвросий Оптинский предлагал обращающимся к нему в самых различных скорбях и напастях особые краткие молитвенные правила, посильные для каждого христианина. Старец по своему опыту знал, как действуют эти молитвы, как укрепляют ослабевший дух человека, как разоряются вражьи наветы, если эти молитвы читать с верой и упованием на всемогущую помощь Божию. Мы приводим здесь эти правила, составленные из псалмов Давидовых, вместе с отрывками из писем преподобного Амвросия.

ИЗ ПИСЕМ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: “Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век”.

Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь — прочитывай 101-й псалом.

Псалом Давиду, внегда́ отбега́ше от лица
Авессало́ма, сына своего, 3.

Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми? Мно́зи востаю́т на мя, мно́зи глаго́лют души́ моей: несть спасе́ния ему в Бо́зе его. Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, слава моя и вознося́й главу́ мою. Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Господь засту́пит мя. Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой, я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зубы гре́шников сокруши́л еси. Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твоих благослове́ние Твое.

В конец, в песнех разума Давиду.
Внегда приити́ Зифе́ем и рещи́ Сау́лови:
не се ли Давид скры́ся в нас? 53.

Боже, во имя Твое спаси́ мя и в силе Твоей суди́ ми. Боже, услы́ши молитву мою, внуши глаго́лы уст моих. Яко чу́ждии воста́ша на мя, и кре́пцыи взыска́ша ду́шу мою, и не предложи́ша Бога пред собо́ю. Се бо Бог помогает ми, и Господь Засту́пник души моей. Отврати́т злая врагом моим, и́стиною Твоею потреби́ их. Во́лею пожру́ Тебе, испове́мся и́мени Твоему, Господи, я́ко бла́го, яко от вся́кия печали изба́вил мя еси, и на враги моя воззре́ о́ко мое.

В конец, да не растли́ши, Давиду
в столпописа́ние, внегда́ посла́ Саул,
и стреже́ дом его, е́же умертви́ти его, 58.

Изми́ мя от враг моих, Боже, и от востаю́щих на мя изба́ви мя. Изба́ви мя от де́лающих беззако́ние и от муж крове́й спаси́ мя. Яко се улови́ша ду́шу мою, нападо́ша на мя кре́пцыи, ниже́ беззако́ние мое, ниже́ грех мой, Господи. Без беззако́ния теко́х и испра́вих, воста́ни в сре́тение мое и виждь. И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми́ посети́ти вся язы́ки, да не уще́дриши вся де́лающыя беззако́ние. Возвратя́тся на вечер и вза́лчут, я́ко пес, и обы́дут град. Се ти́и отвеща́ют усты́ своими, и мечь во устна́х их, я́ко кто слы́ша? И Ты, Господи, посмее́шися им, уничижи́ши вся язы́ки. Держа́ву мою к Тебе сохраню́, я́ко Ты, Боже, Засту́пник мой еси. Бог мой, милость Его предвари́т мя, Бог мой, яви́т мне на вразе́х моих. Не уби́й их, да не когда́ забу́дут зако́н Твой, расточи я́ силою Твое́ю, и низведи́ я́, Защи́тниче мой, Господи. Грех уст их, сло́во усте́н их, и я́ти да бу́дут в горды́ни своей, и от кля́твы и лжи возвестя́тся в кончи́не. Во гневе кончи́ны, и не бу́дут: и уве́дят, я́ко Бог влады́чествует Иа́ковом и концы́ земли́. Возвратя́тся на вечер, и вза́лчут, я́ко пес, и обы́дут град. Ти́и разы́дутся я́сти. Аще ли же не насы́тятся, и поро́пщут. Аз же воспою́ си́лу Твою и возра́дуюся зау́тра о ми́лости Твоей, я́ко был еси Засту́пник мой и Прибе́жище мое в день ско́рби моея́. Помо́щник мой еси, Тебе пою: я́ко Бог Заступник мой еси́, Боже мой, ми́лость моя.

Псалом Давиду, егда́
гоня́ше его Авессало́м, сын его, 142.

Господи, услы́ши моли́тву мою, внуши́ моле́ние мое во и́стине Твоей, услы́ши мя в пра́вде Твоей: и не вни́ди в суд с рабо́м Твоим, яко не оправди́тся пред Тобою всяк живый. Яко погна́ враг ду́шу мою, смири́л есть в зе́млю живо́т мой, посади́л мя есть в те́мных, яко ме́ртвыя века. И уны́ во мне дух мой, во мне смяте́ся се́рдце мое. Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Твоих, в творе́ниих руку́ Твоею поуча́хся. Возде́х к Тебе ру́це мои, душа́ моя, яко земля́ безво́дная Тебе. Ско́ро услы́ши мя, Господи, исчезе́ дух мой, не отврати́ лица Твоего от мене́, и уподо́блюся низходя́щим в ров. Слы́шану сотвори́ мне зау́тра ми́лость Твою, яко на Тя упова́х. Скажи́ мне, Господи, путь, во́ньже пойду́, яко к Тебе взях ду́шу мою. Изми́ мя от враг мои́х, Господи, к Тебе прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благи́й наста́вит мя на зе́млю пра́ву. Имене Твоего ра́ди, Господи, живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́ли ду́шу мою. И ми́лостию Твоею потреби́ши враги́ моя и погуби́ши вся стужа́ющыя души́ моей, яко аз раб Твой есмь.

Моли́тва ни́щаго, егда́ уны́ет, и пред Господем пролие́т моле́ние свое, 101.

Господи, услы́ши моли́тву мою, и вопль мой к Тебе́ да прии́дет. Не отврати́ лица́ Твоего от мене́: во́ньже а́ще день скорблю́, приклони́ ко мне у́хо Твое: во́ньже а́ще день призову́ Тя, ско́ро услы́ши мя. Яко исчезо́ша яко дым дни́е мои, и ко́сти моя яко суши́ло сосхо́шася. Уя́звен бых яко трава́, и и́зсше се́рдце мое, яко забы́х снес́ти хлеб мой. От гла́са воздыха́ния моего прильне́ кость моя пло́ти моей. Уподо́бихся нея́сыти пусты́нней, бых яко нощны́й вран на ны́рищи. Бдех и бых яко пти́ца осо́бящаяся на зде. Весь день поноша́ху ми врази́ мои, и хва́лящии мя мною кленя́хуся. Зане́ пе́пел яко хлеб ядя́х, и питие́ мое с пла́чем растворя́х. От лица́ гне́ва Твоего и я́рости Твоея́: яко возне́с низве́ргл мя еси. Дни́е мои яко сень уклони́шася, и аз яко сено изсхо́х. Ты же, Господи, во век пребыва́еши, и па́мять Твоя в род и род. Ты воскре́с уще́дриши Сио́на, яко вре́мя уще́дрити его, яко прии́де время. Яко благоволи́ша раби́ Твои ка́мение его, и персть его уще́дрят. И убоя́тся язы́цы и́мене Господня, и вси ца́рие зе́мстии славы Твоея́. Яко сози́ждет Господь Сио́на, и яви́тся во сла́ве Своей. Призре́ на моли́тву смире́нных, и не уничижи́ моле́ния их. Да напи́шется сие в род ин, и лю́дие зи́ждемии восхва́лят Господа. Яко прини́че с высоты́ святы́я Своея́, Господь с Небесе́ на зе́млю призре́, услы́шати воздыха́ние окова́нных, разреши́ти сы́ны умерщвле́нных, возвести́ти в Сио́не имя Господне, и хвалу́ Его во Иерусали́ме. Внегда́ собра́тися лю́дем вку́пе и царе́м, еже рабо́тати Господеви. Отвеща́ Ему на пути́ кре́пости Его: умале́ние дней моих возвести́ ми. Не возведи́ мене́ во преполове́ние дней мои́х: в ро́де родо́в ле́та Твоя. В нача́лех Ты, Господи, зе́млю основа́л еси, и дела́ руку́ Твоею суть небеса́. Та поги́бнут, Ты же пребыва́еши, и вся яко ри́за обетша́ют, и я́ко оде́жду свие́ши я́, и изменя́тся. Ты же тойжде еси́, и ле́та Твоя не оскуде́ют. Сы́нове раб Твоих вселя́тся, и се́мя их во век испра́вится.

ИЗ ПИСЕМ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Письмо твое получил, но на второй неделе поста не успел ответа тебе написать, вот и третия неделя уже приходит к концу. Опять скажу тебе, что, по моему мнению, нужно еще подождать и потерпеть, пока воздействует промыслительная сила Божия, разоряющая неправильные советы и отметающая мысли людей неблагонамеренных; так как один совет Божий пребывает вовеки. Чтобы в твоем положении получить милость и помощь Божию, читай ежедневно псалом 36-й: “Не ревнуй лукавнующим, ниже завиди творящим беззаконие” . И хорошо бы этот псалом читать по слову святого Давида — вечер, утро и полудне. И еще два псалма — “Господь просвещение” и “Живый в помощи”. Ежели во имя Святой Троицы будешь исправно читать эти псалмы ежедневно по три раза со смирением и усердием, предавая себя всеблагому Промыслу Божию, тогда изведет, точию повинися Господеви и умоли Его. Полезно также читать псалом — “Терпя, потерпех Господа и внят ми”. Не вотще сказано в Святом Писании, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное, ради получения которого и поступили мы в монастырь.

Псалом Давиду, 36.

Не ревну́й лука́внующым, ниже́ зави́ди творя́щым беззако́ние. Зане́ яко трава́ ско́ро и́зсшут, и яко зе́лие зла́ка скоро отпаду́т. Упова́й на Господа, и твори́ благосты́ню, и насели́ зе́млю, и упасе́шися в бога́тстве ея́. Наслади́ся Го́сподеви, и даст ти проше́ния се́рдца твоего. Откры́й ко Господу путь твой, и упова́й на Него, и Той сотвори́т: и изведе́т яко свет пра́вду твою и судьбу́ твою яко полу́дне. Повини́ся Господеви и умоли́ Его. Не ревну́й спе́ющему в пути своем человеку, творя́щему законопреступле́ние. Преста́ни от гне́ва и оста́ви ярость: не ревну́й, е́же лука́вновати. Зане́ лука́внующии потребя́тся, терпя́щии же Господа, ти́и насле́дят землю. И еще ма́ло, и не будет грешника: и взы́щеши место его, и не обря́щеши. Кро́тцыи же насле́дят землю и насладя́тся о мно́жестве мира. Назира́ет грешный пра́веднаго и поскреже́щет нань зубы́ своими. Господь же посмее́тся ему, зане́ презира́ет, яко прии́дет день его. Мечь извлеко́ша гре́шницы, напряго́ша лук свой, низложи́ти убо́га и ни́ща, закла́ти пра́выя сердцем. Мечь их да вни́дет в сердца́ их, и лу́цы их да сокруша́тся. Лучше малое пра́веднику, паче бога́тства грешных мно́га. Зане́ мы́шцы грешных сокруша́тся, утвержда́ет же пра́ведныя Господь. Весть Господь пути непоро́чных, и достоя́ние их в век будет. Не постыдя́тся во время лю́тое, и во днех гла́да насы́тятся, яко гре́шницы поги́бнут. Врази́ же Господни, ку́пно просла́витися им и вознести́ся, исчеза́юще яко дым исчезо́ша. Зае́млет гре́шный и не возврати́т, пра́ведный же ще́дрит и дае́т. Яко благословя́щии Его насле́дят зе́млю, клену́щии же Его потребя́тся. От Господа стопы́ человеку исправля́ются, и пути его восхо́щет зело́. Егда паде́т, не разбие́тся, яко Господь подкрепля́ет ру́ку его. Юне́йший бых, ибо состаре́хся, и не ви́дех праведника оста́влена, ниже́ се́мени его прося́ща хле́бы. Весь день ми́лует и взаи́м дае́т пра́ведный, и се́мя его во благослове́ние будет. Уклони́ся от зла, и сотвори бла́го, и всели́ся в век века. Яко Господь любит суд и не оста́вит преподо́бных Своих, во век сохраня́тся. Беззако́нницы же изжену́тся, и семя нечести́вых потреби́тся. Пра́ведницы же насле́дят землю и вселя́тся в век ве́ка на ней. Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язык его возглаго́лет суд. Закон Бога его в сердце его, и не за́пнутся стопы́ его. Сматря́ет гре́шный пра́веднаго и и́щет е́же умертви́ти его. Господь же не оста́вит его в руку́ его, ниже́ осу́дит его, егда́ су́дит ему. Потерпи́ Господа, и сохрани́ путь Его, и вознесе́т тя, еже насле́дити землю, внегда́ потребля́тися гре́шником, у́зриши. Ви́дех нечести́ваго превознося́щася и вы́сящася, яко ке́дры Лива́нския. И ми́мо идо́х, и се не бе́, и взыска́х его, и не обре́теся место его. Храни незло́бие и ви́ждь правоту́, я́ко есть оста́нок человеку ми́рну. Беззако́нницы же потребя́тся вку́пе: оста́нцы же нечести́вых потребя́тся. Спасе́ние же пра́ведных от Господа, и Защи́титель их есть во вре́мя ско́рби. И помо́жет им Господь, и изба́вит их, и и́змет их от гре́шник, и спасе́т их, яко упова́ша на Него.

Псалом Давиду, пре́жде пома́зания, 26.

Господь просвеще́ние мое и Спаси́тель мой, кого́ убою́ся? Господь Защи́титель живота́ моего, от кого́ устрашу́ся? Внегда приближа́тися на мя зло́бующым, е́же сне́сти пло́ти моя, оскорбля́ющии мя, и врази́ мои́, ти́и изнемого́ша и падо́ша. Аще ополчи́тся на мя полк, не убои́тся се́рдце мое́, а́ще воста́нет на мя брань, на Него́ аз упова́ю. Еди́но проси́х от Господа, то взыщу́: е́же жи́ти ми в дому́ Госпо́дни вся дни живота́ моего, зре́ти ми красоту́ Господню и посеща́ти храм святы́й Его. Яко скры мя в селе́нии Свое́м в день зол моих, покры́ мя в тайне селе́ния Своего́, на ка́мень вознесе́ мя. И ныне, се вознесе́ главу́ мою́ на враги́ моя: обыдо́х и пожро́х в селе́нии Его же́ртву хвале́ния и воскликнове́ния, пою́ и воспою́ Господеви. Услы́ши, Господи, глас мой, и́мже воззва́х: поми́луй мя и услы́ши мя. Тебе́ рече́ сердце мое: Господа взыщу́. Взыска́ Тебе́ лице́ мое, лица́ Твоего, Господи, взыщу́. Не отврати́ лица́ Твоего от мене́ и не уклони́ся гне́вом от раба́ Твоего́: помо́щник мой бу́ди, не отри́ни мене́, и не оста́ви мене́, Боже Спаси́телю мой. Яко оте́ц мой и ма́ти моя оста́виста мя, Господь же восприя́т мя. Законоположи́ ми, Господи, в пути́ Твоем и наста́ви мя на стезю́ пра́вую враг моих ра́ди. Не преда́ждь мене́ в ду́шы стужа́ющих ми, я́ко воста́ша на мя свиде́теле непра́веднии и солга́ непра́вда себе́. Ве́рую ви́дети блага́я Госпо́дня на земли́ живых. Потерпи́ Господа, мужа́йся и да крепи́тся се́рдце твое, и потерпи́ Господа.

Хвала́ песни Дави́довы, не надпи́сан у евреи́, 90.

Живый в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бога Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое, Бог мой, и упова́ю на Него́. Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Яко Ты, Господи, упова́ние мое, Вы́шняго положи́л еси прибе́жище твое. Не прии́дет к тебе зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко Ангелом Своим запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твоих. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и змия. Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, яко позна́ и́мя Мое. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое.

В конец, псалом Давиду, 39.

Терпя́, потерпе́х Господа, и вня́т ми, и услы́ша молитву мою. И возведе́ мя от ро́ва страсте́й, и от бре́ния ти́ны, и поста́ви на ка́мени но́зе мои, и испра́ви стопы́ моя, и вложи́ во уста́ моя песнь но́ву, пе́ние Богу нашему. Узрят мно́зи и убоя́тся, и упова́ют на Господа. Блаже́н муж, ему́же есть имя Господне упова́ние его, и не призре́ в суеты́ и неистовле́ния ло́жная. Мно́га сотвори́л еси́ Ты, Господи, Боже мой, чудеса́ Твоя и помышле́нием Твоим несть кто́ уподо́бится Тебе: возвести́х и глаго́лах, умно́жишася па́че числа́. Же́ртвы и приноше́ния не восхоте́л еси́, те́ло же сверши́л ми еси, всесожже́ний и о гресе́ не взыска́л еси́. Тогда рех: се прииду́, в глави́зне кни́жне пи́сано есть о мне: е́же сотвори́ти во́лю Твою, Боже мой, восхоте́х, и зако́н Твой посреде́ чре́ва моего́. Благовести́х пра́вду в це́ркви вели́цей, се устна́м мои́м не возбраню́: Господи, Ты разуме́л еси́. Пра́вду Твою не скрых в се́рдце мое́м, и́стину Твою и спасе́ние Твое рех, не скрых ми́лость Твою и и́стину Твою от со́нма мно́га. Ты же, Господи, не удали́ щедро́т Твои́х от мене́: ми́лость Твоя и и́стина Твоя вы́ну да засту́пите мя. Яко одержа́ша мя зла́я, и́мже несть числа́, постиго́ша мя беззако́ния моя, и не возмого́х зре́ти, умно́жишася па́че влас главы́ моея́, и се́рдце мое́ оста́ви мя. Благоволи́, Господи, изба́вити мя: Господи, во е́же помощи́ ми вонми́. Да постыдя́тся и посра́мятся вку́пе и́щущии ду́шу мою изъя́ти ю́, да возвратя́тся вспять и постыдя́тся хотя́щии ми зла́я. Да прии́мут а́бие студ свой глаго́лющии ми: бла́гоже, бла́гоже. Да возра́дуются и возвеселя́тся о Тебе вси и́щущии Тебе, Господи, и да реку́т вы́ну: да возвели́чится Господь, лю́бящии спасе́ние Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попече́тся о мне. Помо́щник мой и Защи́титель мой еси Ты, Боже мой, не закосни́.

ПРЕПОДОБНЫЙ СТАРЕЦ
АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ

Преподобный Оптинский старец Амвросий родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии и был наречен Александром в честь благоверного князя Александра Невского, память которого праздновалась в тот день. Его отец Михаил Федорович Гренков был сельским дьячком, а мать Марфа Николаевна занималась воспитанием детей. Александр рос живым и резвым мальчиком, любил детские забавы и шумные игры. Все воспитание детей в семье проходило в строго религиозном направлении. Отец брал Александра с собой в церковь, где юный отрок читал и пел на клиросе. Любили в семье и чтение божественных книг.

В 12 лет Александр поступил в Тамбовское духовное училище, а по его окончании в 1830 году — в Тамбовскую духовную семинарию. Учение благодаря природной одаренности давалось Александру легко. Однако окружающие выделяли целостность его натуры, нравственную чистоту и собранность духа. Как он позже вспоминал: “В монастырь я не думал никогда идти… впрочем, другие почему-то предрекли мне, что я буду в монастыре”. И вскоре юному семинаристу было показано его истинное призвание. За год до окончания семинарии Александр настолько серьезно заболел, что окружающие уже отчаялись в его выздоровлении. В это время Александр дал обещание Господу, что если Он воздвигнет его здравым с одра болезни, то он непременно пойдет в монастырь. Юноша выздоровел, но исполнить обет сразу не имел возможности: ни начальство, ни родители не позволили бы ему оставить семинарию.

В 1836 году Александр окончил семинарский курс. Он решил избрать для себя такое место, которое не стесняло бы его в случае полной решимости оставить мир, и поступил домашним учителем в дом к одному из помещиков. Здесь он познакомился со светским обществом, ближе и глубже узнал различные характеры, что значительно расширило его жизненный опыт. В то время, как позже вспоминал старец, все находившиеся в ссорах искали его совета и просили быть примирителем.

В марте 1838 года Александр Михайлович был утвержден преподавателем Липецкого духовного училища. При обращении с учениками он сочетал доброту с разумной строгостью, к чему и сам привык в детстве. Внешне все складывалось благополучно — его уважали коллеги и начальство, однако внутренний голос не давал ему покоя. Вот как сам старец описывал свое состояние в то время: “После выздоровления я целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлял своей словоохотливости. Бывало, думаешь про себя: ну вот отныне буду молчать, не буду рассеиваться. А тут, глядишь, зазовет кто-нибудь к себе, ну, разумеется, не выдержу и увлекусь разговорами. Но придешь домой — на душе неспокойно; и подумаешь: ну теперь уже все кончено навсегда — совсем перестану болтать. Смотришь — опять позвали в гости, опять наболтаешь. И так вот я мучился целых четыре года”.

Для укрепления в своих переживаниях Александр Михайлович прибегал к уединенной молитве перед образом Божией Матери Тамбовской — родительским благословением. Тщательно скрывая свое душевное состояние, он ожидал определенного указания свыше, от Господа. Его тайные сомнения укрепил троекуровский затворник Иларион, который сказал Александру Михайловичу: “Иди в Оптину. Ты там нужен”. Однако для окончательного разрыва с миром был необходим еще какой-то решительный толчок.

Как-то Александр Михайлович был приглашен в гости к знакомым. Вечер прошел в большом оживлении, Александр Михайлович был весел и смешил присутствовавших. Ночь после этого вечера, проведенная в искреннем раскаянии, окончательно определила судьбу Александра Михайловича. “Будет! Пора положить всему конец! Нельзя служить и Богу и мамоне. Надо выбирать что-нибудь одно! Надо всецело прилепиться к Единому Богу! Надо бросить мир!” Через несколько дней, не говоря никому ни слова, Александр Михайлович тайно покинул Липецк и направился в Оптину пустынь, куда прибыл 8 октября 1839 года.

Расположенная среди огромного густого бора, обитель не отличалась особым богатством. В монастыре и в скиту подвизались искренние ревнители иноческих подвигов: игумен Моисей (Путилов), мудрый и смиренный настоятель обители, его брат — начальник скита иеромонах Антоний, отличавшийся особой кротостью и смирением, наконец, старцы, управлявшие духовной жизнью всей обители, — иеросхимонах Лев (Наголкин) и Макарий (Иванов), а также многие другие подвижники. Старец Лев, основатель старчества в Оптиной пустыни, наставник высокой духовной опытности, имевший дар рассуждения и прозорливости, принял Александра Михайловича в число своих учеников.

Первое время Александр Михайлович жил в гостинице, а после по благословению старца Льва перешел в монастырь. 2 апреля 1840 года он был зачислен в число братства и одет в подрясник. Первое время он был чтецом у старца Льва, затем работал в хлебне, а потом стал келейником у старца Макария. Стремление к строгой духовной жизни было замечено старцами. Как вспоминал старец Амвросий, «покойный старец (о. Лев) тогда призвал к себе батюшку о. Макария и говорит ему: “Вот человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уж очень стал слаб. Так вот я и передаю его из полы в полу, владей им как знаешь”».

Летом 1841 года послушник Александр был пострижен в рясофор, а 29 ноября 1842 года — в мантию с именем Амвросий в честь святителя Амвросия, епископа Медиоланского (память 7 декабря). 4 февраля 1843 года о. Амвросий был рукоположен во иеродиакона, 9 декабря 1845 года — в иеромонаха. Практически сразу после посвящения о. Амвросий тяжело заболел. В октябре 1846 года он был келейно пострижен в схиму с сохранением прежнего имени и вскоре из-за болезни был выведен за штат монастыря. Несмотря на свои многочисленные болезни, о. Амвросий не только не скорбел о них, но даже считал их необходимыми как лучшее средство для воспитания души.

После кончины в 1860 году старца Макария о. Амвросий принял на себя нелегкое бремя старческого служения. К старцу в Оптину шли как к святому человеку, веря и надеясь, что получат исцеление от недугов духовных и телесных. Христианская любовь, твердая вера и сердечная молитва старца врачевали всех посетителей. Наставления старца часто были краткими, но емкими и надолго запоминались его учениками. “Как жить, чтобы спастись?” — “Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно”; “Как жить?” — “Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение”.

К нему обращались не только простые люди, но и многочисленные монашествующие и представители интеллигенции. Среди последней можно отметить Ф.М.Достоевского, К.Н.Леонтьева, Л.Н.Толстого, Вл.Соловьева, С.П.Шевырева, И.В. и П.В. Киреевских, М.П.Погодина и многих других. Многие обращались к старцу письменно, прося его советов. Особое попечение старец имел о Шамординской обители, устроенной по его благословению недалеко от Оптиной пустыни. В обитель принимали скорбящих и обездоленных женщин, которые не имели возможности поступить в другие монастыри. Здесь 10 октября 1891 года старец завершил свой земной путь. Скорбная торжественная процессия проводила гроб с телом покойного в Оптину пустынь и предала земле у юго-восточной стены Введенского собора, рядом с могилой старца Макария.

На протяжении многих лет память об оптинском подвижнике хранилась в народе. В 1988 году преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Собором Русской Православной Церкви. Были обретены святые мощи преподобного старца и помещены во Введенском соборе обители.

Издание Сретенского монастыря
2006

Псалтирь — это поэтическая книга, которая включена в Ветхий Завет и содержит 150 глав или псалмов. Псалом — это текст, который написан в стихотворной форме, хотя, конечно, рифма соблюдается в оригинале на древнееврейском языке. В русском языке поэтическая форма, к сожалению, не достигнута и переводчики сохранили для современных христиан лишь смысл текста.

Некоторые тексты были написаны другими авторами, но большинство относят авторству царя Давида, как и 142 псалом, который часто используется в церковных богослужениях.

История написания

Написан был Псалтирь на древнееврейском языке и использовался в храмовых служениях и во время поклонения Господу. Со временем книга дополнялась текстами, уже после смерти Давида, но 142 псалом был написан им во времена его семейной трагедии.

Праведный Давид Псалмопевец

Текст песни направлен к Господу, это молитва не царя, а безутешного отца Давида, который пострадал от жадности и честолюбия собственного сына. Авессалом был одним из сыновей царя, он убил своего сводного брата за то, что тот надругался над родной сестрой Авессалома. Но царь простил его и вернул домой, когда тот убежал в страхе от лица царя.

Давид простил Авессалома и вновь приблизил себя к нему, но тот коварно стал собирать войско против отца и тот был вынужден бежать от собственного сына. Текст этого псалма (как и нескольких прочих) был написан во время этого позорного бегства.

Сегодня христиане имеют возможность читать псалом в переводах на более чем 100 языков, в том числе и на русском (Синодальный или современный перевод). Эта песнь охватывает достаточно много тем: воспоминание о благословениях, прошение Господу о защите, собственное раскаяние, просьба о мудрости, уничтожении врагов и наставлении на истинный путь.

Текст 142 Псалма:

  1. Господи! услышь молитву мою, внемли молению моему по истине Твоей; услышь меня по правде Твоей и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих.
  2. Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших,
  3. и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое.
  4. Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих.
  5. Простираю к Тебе руки мои; душа моя — к Тебе, как жаждущая земля.
  6. Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает; не скрывай лица Твоего от меня, чтобы я не уподобился нисходящим в могилу.
  7. Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне, путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою.
  8. Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю.
  9. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды.
  10. Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою.
  11. И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб.

Толкование

Есть несколько выпущенных печатных толкований на весь Псалтирь в целом и конкретно на 142 песнь.

С первой строчки становится понятно, что автор отчаялся и исступленно просит Господа о помощи. Слова «Господи, почему Ты не слышишь меня?» говорят об отчаянии Давида, о том, что он ищет и не может найти ответа. Он зовет Господа, называет Его своим Защитником и Утешителем, говорит о собственном горе, о мраке, в который попал. Он просит Творца о милости и защите, ведь только Бог может уничтожить всех врагов и вновь вознести царя на его престол.

Давид просит Господа о помощи, милости и защите

Молящийся четко понимает, насколько он несостоятелен перед Всемогущим Творцом. Псалом ясно отражает мысль, что закон (свод правил евреев) не может спасти человека, но только любовь Бога и милость Его на это способна. В Новом Завете эту же мысль можно проследить у Иисуса Христа, а также в посланиях апостола Павла.

Читая текст можно заметить, как автор от абсолютной уверенности в Господе переходит к отчаянию. Он не сдерживается в выражениях, его душа горюет и кричит. Давид, несмотря на множество чудес, которые сопровождают его жизнь, также переживает и страшиться врагов.

О других псалмах:

  • Псалом 89
  • Псалом 19
  • Псалом 53

Псалтирь пророка и царя Давида, перевод на русский язык

«…Надлежит исполниться всему написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и псалмах.» (Лк. 24, 44)

См. также АУДИО. Псалтирь (на русском языке)

К читателю

Кафизма первая. Псалом Давида. Не надписан у евреев, 1. Псалом Давида, 2. Псалом Давида, когда бежал он от Авессалома, сына своего, 3. В конец, песнь, псалом Давида, 4. О наследствующей, псалом Давида, 5. В конец, песнь о восьмом дне, псалом Давида, 6. Псалом Давида, воспетый им Господу после слов Хусия, сына Иемении, 7. В конец, о точилах, псалом Давида, 8. Кафизма вторая. В конец, о тайнах сына, псалом Давида, 9. В конец, псалом Давида, 10. В конец, о восьмом дне, псалом Давида, 11. В конец, псалом Давида, 12. В конец, псалом Давида, 13. В конец, псалом Давида, 14. Надпись на столпе, Давида, 15. Молитва Давида, 16. Кафизма третья. В конец, слуги Господня Давида, который воспел Господу слова этой песни в день, когда избавил его Господь от руки врагов его и от руки Саула, и сказал, 17. В конец, псалом Давида, 18. В конец, псалом Давида, 19. Псалом Давида, 20. В конец, о заступлении утреннем, псалом Давида, 21. Псалом Давида, 22. Псалом Давида, в первый день недели, 23. Кафизма четвертая. Псалом Давида, 24. Псалом Давида, 25. Псалом Давида, до помазания, 26. Псалом Давида, 27. Псалом Давида, на перенесение скинии, 28. Псалом, песнь на обновление дома Давидова, 29. В конец, псалом Давида, в исступлении, 30 Псалом Давида, в наставление, 31. Кафизма пятая. Псалом Давида, не надписан у евреев, 32. Псалом Давида, воспетый им, когда притворился он безумным перед Авимелехом; и тот отпустил его, и он ушел, 33. Псалом Давида, 34. В конец, слуги Господня Давида, 35. Псалом Давида, 36. Кафизма шестая. Псалом Давида, в воспоминание о субботе, 37. В конец, Идифуму. Песнь Давида, 38. В конец, псалом Давида, 39. В конец, псалом Давида, 40. В конец, в поучение, сынам Кореевым, псалом Давида, не надписан у евреев, 41. Псалом Давида, не надписан у евреев, 42. В конец, сынов Кореевых, в поучение, псалом, 43. В конец, об имеющих измениться, сынов Кореевых, в поучение, песнь о Возлюбленном, 44. В конец, сынов Кореевых, о тайнах, псалом, 45. Кафизма седьмая. В конец, сынов Кореевых, псалом, 46. Псалом, песнь сынов Кореевых, на второй день недели, 47. В конец, сынов Кореевых, псалом, 48. Псалом Асафа, 49. В конец, псалом Давида, воспетый им после прихода к нему пророка Нафана; 2 После того, как Давид вошел к Вирсавии, жене Урии, 50. В конец, в поучение, Давида; В конец, на маелефе, в поучение, Давида, 52. В конец, песнь Давида, в научение; В конец, песнь, в поучение, Асафа, 54. Кафизма восьмая. В конец, о людях, удаленных от святынь, Давида, для написания на столпе, когда удерживали его иноплеменники в Гефе, 55. В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, когда убегал он от Саула в пещеру, 56. В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, 57. В конец, да не погубишь, Давида, для написания на столпе, когда послал Саул воинов подстерегать у дома его, дабы умертвить его, 58. В конец, об имеющих измениться, для написания на столпе, Давида, в поучение; В конец, песнь, Давида, 60. В конец, через Идифума, псалом Давида, 61. Псалом Давида, когда был он в пустыне Иудейской, 62. В конец, псалом Давида, 63. Кафизма девятая. В конец, псалом, песнь Давида, песнь Иеремии и Иезекииля, людей переселенных, когда готовились они к исходу из плена, 64. В конец, песнь, псалом воскресения, 65. В конец, псалом, песнь Давида, 66. В конец, псалом, песнь Давида, 67. В конец, об имеющих измениться, псалом Давида, 68. В конец, Давида, в воспоминание о том, что спас его Господь, 69. Кафизма десятая. Псалом Давида, сынов Ионадава и первых пленников, не надписан у евреев, 70. О Соломоне, псалом Давида, 71. Окончились песни Давида, сына Иессева. Псалом Асафа, 72. В поучение, Асафа, 73. В конец, да не погубишь, псалом, песнь Асафа, 74 В конец, псалом Асафа, песнь об ассирийце, 75. В конец, через Идифума, псалом Асафа, 76. Кафизма одиннадцатая. В наставление, Асафа, 77. Псалом Асафа, 78. В конец, об имеющих измениться, откровение Асафа, 79. В конец, о точилах, псалом Асафа, 80. Псалом Асафа, 81. Песнь, псалом Асафа, 82. В конец, о точилах, сынов Кореевых, псалом, 83. В конец, сынов Кореевых, псалом, 84. Кафизма двенадцатая. Молитва Давида, 85. Сынов Кореевых, псалом, песнь, 86. Песнь, псалом, сынов Кореевых, о конце, на маелефе, для ответа, в поучение, Емана Израильтянина, 87. В поучение, Ефама Израильтянина, псалом, 88. Молитва Моисея, человека Божия, 89. Хвалебная песнь, не надписан у евреев, 90. Кафизма тринадцатая. Псалом, песнь, в день субботний, 91. В день перед субботой, когда населилась земля, хвалебная песнь Давида, 92. Псалом Давида, в четвертый день недели, 93. Хвалебная песнь Давида, не надписан у евреев, 94. Хвалебная песнь Давида, когда созидался дом после плена, не надписан у евреев, 95. Псалом Давида, когда земля его устраивалась, не надписан у евреев, 96. Псалом Давида, 97. Псалом Давида, 98. Псалом Давида, хвалебный, 99. Псалом Давида, 100. Кафизма четырнадцатая. Молитва убогого, когда унывает он и пред Господом изливает моление свое, 101. Псалом Давида, 102. Псалом Давида, о бытии мира, 103. Аллилуиа, 104. Кафизма пятнадцатая. Аллилуия, 105. Аллилуия, 106. Песнь, псалом Давида, 107. В конец, псалом Давида, 108. Кафизма шестнадцатая. Псалом Давида, 109. Аллилуия, 110. Аллилуия, Аггеево и Захариино, 111. Аллилуия, 112. Аллилуия, 113. Аллилуия, 114. Аллилуия, 115. Аллилуия, 116. Аллилуия, 117. Кафизма семнадцатая. Кафизма восемнадцатая. Песнь восхождения, 119. Песнь восхождения, 120. Песнь восхождения, 121. Песнь восхождения, 122. Песнь восхождения, 123. Песнь восхождения, 124. Песнь восхождения, 125. Песнь восхождения, 126. Песнь восхождения, 127. Песнь восхождения, 128. Песнь восхождения, 129. Песнь восхождения, 130. Песнь восхождения, 131. Песнь восхождения, 132. Песнь восхождения, 133. Кафизма девятнадцатая. Аллилуия, 135. Давида, через Иеремию, 136. Псалом Давида, Аггея и Захарии, 137. В конец, Давида, псалом Захарии, в рассеянии, 138. В конец, псалом Давида, 139. Псалом Давида, 140. В научение, Давида, когда молился он в пещере, 141. Псалом Давида, когда преследовал его Авессалом, сын его, 142. Кафизма двадцатая. Псалом Давида, о Голиафе, 143. Хвалебная песнь Давида, 144. Аллилуия, Аггея и Захарии, 145. Аллилуия, 146. Аллилуия, Аггея и Захарии, 147. Аллилуия, Аггея и Захарии, 148. Аллилуия, 149. Аллилуия, 150. Этот псалом написан особо, Давидом, вне числа 150 псалмов, о единоборстве с Голиафом. Комментарии Список литературы, использованной при составлении комментариев Список принятых сокращений книг Ветхого и Нового Завета

К читателю

Псалтирь святого пророка и царя Давида – одна из священных книг Ветхого Завета, в греческой и славянской традиции состоящая из ста пятидесяти одного псалма. Само греческое слово («псалтирь») означает музыкальный инструмент с 10–12 струнами, а слово «псалом» (букв.: «бряцание») – песнь, которая исполнялась в сопровождении игры на псалтири.

Основу книги Псалтирь составляют псалмы, созданные царем Давидом в XI-X веках до Рождества Христова. В них слышны отголоски многих событий его жизни. Остальные псалмы были написаны позже, в разное время, преемниками царя Давида, «начальниками хоров», обладавшими поэтическим и пророческим даром. Пророк и царь Давид, великий богодухновенный поэт, в книгах Священного Писания называется «верным мужем» (2Цар. 23:1), «от всего сердца» воспевавшим Создателя своего (Сир. 47:10). Его псалмы как бы задают тон всем последующим, поэтому и всю Псалтирь принято называть Давидовой.

Псалтирь была основой ветхозаветного богослужения: она читалась и пелась в скинии, а затем в Иерусалимском храме. В V веке до Рождества Христова священник Ездра при составлении ветхозаветного канона объединил псалмы в одну книгу, сохранив их богослужебное деление. По преемственности с Ветхим Заветом Псалтирь с первых же веков стала важнейшей богослужебной книгой Христианской Церкви.

В Православной Церкви Псалтирь звучит на каждом утреннем и вечернем богослужении; за неделю она прочитывается полностью, и дважды за неделю – в течении Великого поста. Псалтирь – первоисточник большей части утренних и вечерних молитв, стихи псалмов легли в основу всех последований общественного и частного богослужения. Уже с первых веков христианства существует и практика келейного чтения Псалтири.

Псалтирь издревле привлекала к себе совершенно особое, исключительное внимание учителей Церкви. В этой книге видели сжатое повторение всего того, что содержится в Библии, – историческое повествование, назидание, пророчество. Одним из главных достоинств псалмов почитали полное отсутствие дистанции между читателем и текстом: слова псалмов каждый молящийся произносит как свои собственные, в псалмах отражаются движения души каждого человека, в них можно найти духовные советы на все случаи жизни: «Все, что есть полезного во всех книгах Священного Писания, – говорит святитель Василий Великий, – заключает в себе книга псалмов. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Словом, Псалтирь есть общая духовная сокровищница благих наставлений, и каждый найдет в ней с избытком то, что для него полезно. Она врачует и застарелые раны душевные, и недавно уязвленному подает скорое исцеление; она подкрепляет немощное, охраняет здравое и истребляет страсти, какие в жизни человеческой господствуют над душами. Псалом доставляет спокойствие душе, производит мир, укрощает бурные и мятежные помыслы. Он смягчает душу гневливую и уцеломудривает любострастную. Псалом заключает дружбу, соединяет рассеянных, примиряет враждующих. Чему не научит тебя Псалтирь? Отсюда познаешь ты величие мужества, строгость правосудия, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое ни наименуешь. Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом во плоти, есть угрожение Судом Божиим. Здесь внушается надежда Воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны. Все есть в книге псалмов, как в великой и всеобщей сокровищнице» (Свт. Василий Великий. Беседа на первый псалом).

«Книга псалмов достойна особенного внимания и занятия сравнительно с другими книгами Писания, – пишет святитель Афанасий Александрийский. – Всякий может найти в ней, как бы в раю, все то, что для него нужно и полезно. Книга эта ясно и подробно изображает всю жизнь человеческую, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего у человека, чего бы она не содержала в себе. Хочешь ли ты каяться, исповедываться, угнетает ли тебя скорбь и искушение, гонят ли тебя или строят против тебя ковы; уныние ли овладело тобою, или беспокойство, или что-нибудь подобное терпишь; стремишься ли ты к преуспеянию в добродетели и видишь, что враг препятствует тебе; желаешь ли хвалить, благодарить и славословить Господа? – В Божественных псалмах найдешь наставление касательно всего этого» (Свт. Афанасий Александрийский. Послание к Марцеллину об истолковании псалмов).

«…В Псалтири найдешь ты бесчисленные блага, – говорит святитель Иоанн Златоуст. – Ты впал в искушение? – Найдешь в ней самое лучшее утешение. Впал в грехи? – Найдешь бесчисленные врачевства. Впал в бедность или несчастие? – Увидишь там много пристаней. Если ты праведник, приобретешь оттуда самое надежное подкрепление, если грешник – самое действительное утешение. Если тебя надмевают добрые дела твои, – там научишься смирению. Если грехи твои повергают тебя в отчаяние, – там найдешь для себя великое ободрение. Если ты имеешь на главе царский венец или отличаешься высокою мудростию, псалмы научат тебя быть скромным. Если ты богат и славен, Псалмопевец убедит тебя, что на земле нет ничего великого. Если ты поражен скорбию, услышишь утешение. Видишь ли ты, что некоторые здесь недостойно наслаждаются счастием, – научишься не завидовать им. Видишь ли ты, что праведные терпят бедствия наравне с грешными, – получишь объяснение этого. Каждое слово там заключает в себе беспредельное море мыслей» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Римлянам. Беседа 28).

Но не только в умении дойти до глубин каждого сердца ценность Давидовых песен. Они несут в себе и нечто еще большее, они прозревают тайну Божественного замысла о человеке, тайну страданий Христа. Целые псалмы рассматривались святыми отцами Церкви как мессианские, как пророчества о грядущем Мессии. В псалмах явлен нам полный состав учения о Господе нашем Иисусе Христе и Святой Церкви.

* * *

По свидетельству преподобного Нестора Летописца, на славянский язык Псалтирь, как необходимая для богослужения книга, была переведена в IX веке святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием с греческого церковного текста Семидесяти толковников – перевода Библии, осуществленного с древнееврейского списка в конце III века до Рождества Христова. Благодаря святым братьям Священное Писание стало доступно и славянским народам, новообращенные христиане стали совершать богослужение на родном языке.

Псалтирь, молитвословия которой входят в каждое богослужебное последование, сразу стала любимейшим чтением русского народа, главной учебной книгой в древней Руси. Человек, изучивший Псалтирь, считался «книжным» – грамотным, способным читать другие книги и понимать Божественную службу, которая была духовной основой всего строя жизни.

Научившись читать по Псалтири, русский человек уже не расставался с ней. В каждой семье была эта священная книга, которая передавалась от отца к детям. Псалтирь сопровождала человека на протяжении всей его жизни: ее читали не только дома, но брали с собой и в путешествия, для молитвы и назидания; псалмы читали над тяжко страдавшими больными; доныне сохраняется ведущий свое начало от первых времен христианства обычай читать Псалтирь по умершим. Уставами многих монастырей до сих пор предписывается чтение «неусыпаемой Псалтири».

В соединении с Часословом – сборником последований применительно к определенному времени богослужения – и избранными тропарями и кондаками Псалтирь приняла форму Следованной, назначенной для богослужения в храме. Псалтирь с присоединением святоотеческих толкований называется Толковой. Она предназначена для келейного чтения и дает пособие к правильному пониманию и уразумению исторически неясных и пророческих мест священного текста.

Церковнославянский язык – драгоценное наследие, воспринятое нами по традиции от наших предков вместе с благодатными дарами Святой Православной Церкви. Созданный святыми Кириллом и Мефодием именно для того, чтобы стать словесной плотью богомыслия и молитвы, этот мощный, образный, величавый язык является для нас священным, никогда не употребляемым в быту, для выражения житейских нужд. На нем совершается таинственное общение каждого православного христианина с Богом.

К сожалению, нынешнее поколение оказалось отторгнутым от вековых традиций русской культуры. Русский литературный язык, один из существенных факторов русского самосознания, пережил жестокую реформу, а питавший его на протяжении многих веков живительный церковнославянский был выведен за рамки школьного образования и преподавался только в малочисленных духовных учебных заведениях. В результате изменилась иерархия языковых ценностей, нарушена цельность мировосприятия, которая отличала православное сознание, в умах многих людей разорвана кровная связь русского литературного языка с церковнославянским, и мы с трудом внимаем языку священных книг.

Наши предки понимали обучение чтению как первый шаг к богопознанию. Веками многие поколения русского народа осваивали родной язык по церковнославянской грамоте. Душа ребенка, постигавшего азы родной речи по церковному букварю или Псалтири, с ранних лет навыкала богодухновенным глаголам, настраивалась на восприятие Божественного учения. В одном из древних изданий Часослова в наставлении любомудрому читателю сказано: «Чесому тонкое детство обучено бывает, того дряхлая старость неудобь оставляет: ибо учащением дела обычай восприятый и многим временем нрав утверждейся, естества имать силу. Тем же всеприлежно блюсти подобает православным своя чада, да не сквернословию, срамноглаголанию и суетному велеречию от младенства научаются, яже суть душегубительна… но яко в весне жизни своея, нивы сердец своих учением тяжут и семена слова Божия, от учения сеемая, радостно приемлют, еже бы класы душепитательныя в жатвы год собирати, и тех плодов обилием и зде зиму старости прежити честно, и в небесную преслаными житницу чрез нескончаемое вечности время, тех ради насыщенным быти… Молитва есть глаголание к Богу, чтение же Божия к вам беседа: егда ты чтеши, Бог к тебе беседует, а егда молишися, ты беседуеши с Богом, и есть твоя молитва Ему жертва приятная, тебе же пособие сильное в трудех и во брани с демоном, ибо тому она жезл нестерпимый и меч зело острый, аще от чистаго горе возсылается сердца, небеса проницает и оттуду не возвращается тща, но низводит дары благодати, умудряющия ум и спасающия души».

Созданный по наитию Духа Святого церковнославянский язык, изначала имеющий вероучительное назначение, призванный выражать богословские истины, молитвенные движения души и тончайшие оттенки мысли, учит нас понимать духовный смысл вещей и событий; всем своим строем и духом язык нашей Церкви возвышает человека, помогая ему взойти от обыденности в сферу высшего, религиозного чувства.

История постижения русским церковно-религиозным сознанием глубины смысла Ветхого и Нового Завета неизменно сочетала в себе две тенденции: стремление полно и точно воспроизвести оригинал священных книг и стремление сделать их понятными для русского человека.

Переводческая работа над текстом Библии всегда была неотъемлемой частью развивающейся церковной жизни. Уже в конце XV века русское общество имело в своем распоряжении не только славянский перевод греческих рукописей, воспроизводивших текст Семидесяти толковников, но и перевод некоторых книг из латинской Вульгаты с входившими в нее неканоническими книгами (так называемый Геннадиев извод), а напечатанная в 1581 году в Остроге славянская Библия синтезировала в себе латинскую традицию Геннадиевой Библии с исправлениями, произведенными по греческому тексту. В XVIII веке славянская Библия была возвращена в свое исконное русло греческой традиции: указ Петра I 14 ноября 1712 года предписывал привести славянскую Библию в согласие с переводом Семидесяти толковников, и эта задача была практически выполнена в елизаветинскую эпоху.

Позже, когда в силу естественного развития русского языка церковнославянская Библия перестала быть общепонятной, одним из способов необходимого пояснения церковнославянского текста стало служить печатание его параллельно с русским переводом. В таком виде уже издано Евангелие, Великий канон преподобного Андрея Критского и некоторые молитвословы. Совершенно очевидно, что Псалтирь тоже нуждается в такого рода издании.

Полный перевод Библии на русский язык был предпринят еще в начале XIX века. Эта работа была начата русским Библейским обществом с книг Нового Завета (1818) и Псалтири (1822) и завершена в 1876 году, когда вышел в свет полный русский текст Библии в синодальном издании. При всем огромном и неоспоримом значении этого перевода, которым мы пользуемся до настоящего времени, он не смог в должной мере облегчить для читателя понимание библейских текстов, входящих в круг церковно-служебного обихода: во-первых, составители издания ориентировались преимущественно на древнееврейский текст, в некоторых местах не совпадающий с греческим, из которого исходили переводчики Библии на славянский язык; во-вторых, слог перевода не воссоздает торжественно-доверительного звучания славянского извода.

Наиболее остро неадекватность русского перевода богослужебному тексту ощущается в Псалтири. Попытки перевести на русский язык греческую Псалтирь предпринимались уже после выхода в свет синодального издания преосвященным Порфирием (Успенским) и профессором П. Юнгеровым. По своему стилю, более эмоциональному, чем синодальный текст, но недостаточно возвышенному, изобилующему просторечными выражениями, перевод преосвященного Порфирия (1893), выполненный с греческого источника, не мог служить аналогом церковнославянской Псалтири. П. Юнгеров, выпустивший в 1915 году новый русский перевод Псалтири, поставил своей целью приблизить перевод греческой Псалтири к славянской традиции. Перевод Юнгерова интересен и ценен прежде всего как труд текстолога: ученый выявил греческую церковную рукописную традицию, на которую опирается церковнославянская Псалтирь, и одновременно отметил некоторые малочисленные расхождения между ними. Перевод семантически точен и хорошо комментирован, но по стилю напоминает подстрочник для научного применения: язык его тяжелый, вялый, обескровленный и не соответствует возвышенно лирической интонации подлинника.

Между тем для вдумчивого келейного чтения, особенно человеку, делающему первые шаги в изучении церковнославянского языка, необходим русский литературный перевод, по своему строю и стилистическим средствам выражения близкий к славянской Псалтири, дающий первое руководство и помощь для чтения богодухновенной книги именно на церковнославянском языке.

В предлагаемом вниманию читателя издании представлена «традиционная» славянская Псалтирь. Церковнославянский текст Псалтири, включая молитвы по кафизмам и молитвы по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири, напечатан в полном соответствии с синодальными изданиями, с сохранением структуры и всех традиционных особенностей публикации богослужебных текстов церковнославянской печати. Псалмы печатаются с параллельными переводом, который выполнен непосредственно с церковнославянского языка. Перевод осуществлен Е. Н. Бируковой († 1987) и И. Н. Бируковым в 1975–1985 гг. Вдохновителем этой работы на ее начальной стадии был профессор Б. А. Васильев († 1976), который оказал переводчикам неоценимую помощь своими текстологическими консультациями.

Переводчики стремились не только помочь нашим современникам проникнуть в дух и смысл Псалтири, но и создать эквиритмичный перевод, который свободно читался бы со всеми интонациями, присущими славянскому тексту, его образами и эпитетами. Непонятные без толкования образы и обороты переводчики осторожно расшифровывали в духе древнего памятника, выделяя такие вставки курсивом. При работе принимались во внимание: перевод П. Юнгерова с его ценными подстрочными примечаниями; Синодальный перевод; перевод епископа Порфирия (Успенского); «Объяснение 118-го псалма» святителя Феофана, Затворника Вышенского; Толковая псалтирь Евфимия Зигабена; святоотеческие толкования святителей Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Феодорита Киррского и других учителей Церкви, раскрывающих в своих творениях как прямой, исторический смысл текста, так и его символическое и пророческое значение.

Подходя с большим благоговением к священному тексту, но опасаясь прозаизмов и буквализмов, переводчики в редких случаях были вынуждены отступать от синтаксического строя церковнославянской Псалтири и, сохраняя точность смысла, прибегали к небольшим перифразам и перестановке слов согласно логике современного русского языка.

Перевод сверен с греческим текстом Семидесяти толковников Т. А. Миллер, ею же составлены ориентированные на святоотеческое предание примечания, призванные показать исторический контекст и символический смысл отдельных стихов Псалтири, а также пояснить малопонятные для современного читателя образы.

В 1994 году данный перевод Псалтири был благословлен к публикации Высокопреосвященным Иоанном, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, возглавлявшим Богослужебную комиссию при Священном Синоде Русской Православной Церкви.

Псалом 116 — самый короткий из всех песен в Псалтыре, но самый мощный по содержанию и прославлению величества и могущества Бога.

Значение Псалма 116

Эта песня хвалы чаще всего поется во время храмовых служений не из-за своей краткости, а по причине ее силы.

Псалом Давида — надежда для всех язычников и маловеров познать милость Господню, наполниться Его духом, принять жертву Иисуса Христа и войти в жизнь вечную.

1 Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена;
2 ибо велика милость Его к нам, и истина Господня вовек.

Аллилуия.

Читая самый краткий псалом, каждый верующий слышит:

  • призыв воздать хвалу Всевышнему всеми народами;
  • поддержку в духовной борьбе во время суетной жизни.

Псалом 116 призывает все народы к славословию и благодарению Творца

Песней хвалы можно назвать псалом 116, который всего двумя стихами призывает все народы воздавать постоянную хвалу Господу.

Псалмопевец подчеркивает, что хвалить Творца могут все люди, говорящие на разных языках, любые народности. Это обращение, как к верующим людям, так и к язычникам.

Важно! Всему человечеству дано право возвеличивать Создателя неба и земли за каждый день жизнь, пищу и кровь, детей и здоровье.

Толкование псалма

Славьте Христа за Его кровь и жертву, принесенную на Голгофе. Хвалите Бога все люди, а не только евреи, хотя Христос пришел в первую очередь спасти сынов Израилевых, а затем и все человечество.

В первом стихе благодарственного псалма Давида 116 на русском языке явлено пророчество о Церкви, Невесте Господней, которой первой дано право воздать хвалу Всевышнему.

Иисус Христос пришел на землю, чтобы наполнить ее светом, научая апостолов по всей земле разнести искорки Евангелия, чтобы каждый, верующий в Него спасся и приобрел жизнь вечную.

Почему псалмопевец говорит не об одном народе, евреях, а о множестве? Рассеявшиеся по всему миру евреи принесли весть о великом Создателе в каждый уголок мира, многие приняли Божью веру и, говоря словами пророка Захарии (Зах. 2:11), притекли к Господу.

При принятии Творца своим Богом, отказавшись от поклонения божкам, язычники стали называться в глазах Всевышнего людьми.

Апостол Павел продолжает мысль Давида в своем послании Римлянам, он также разделяет язычников и людей. Хвалите Создателя язычники за все дарованное вам, а люди, познавшие великую силу Творца, могут прославлять Всевышнего всем сердцем и делами своими.

Псалом 116 чаще всего поется во время храмовых служений

Стих 2 возвещает милость Божью на всех, верующих в Создателя, она не прекращается из века в век.

Человеколюбивый Господь изливает свою милость на добрых людей и злых, как дождь, исходящий с неба, накрывает праведных и неправедных.

Закон Божий стал основой евангельской истиной, даровав народам благодать Иисуса Христа. Ни один человек не может спастись добрыми делами, если в его душе нет веры Господней. Апостол Павел подчеркивает, что люди спасаются по великой милости Божьей, благодатью, дарованной Иисусом Христом, Спасителем людей. Люди грешили и будут грешить, однако, Божья милость намного выше наших злых дел и грешного поведения.

Важно!Каждому человеку дана благодать принять Иисуса Христа своим Спасителем, покаяться и принять Причастие к Крови и Телу Христа, его Голгофской жертве.

Милость, дарованная всему человечеству через открытые двери к покаянию и принятию Христа, взывает к народам воздать хвалу Богу Всевышнему.

Псалтырь. Псалом 116

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *