Псалом 139 читать

Псалом 139 — текст на русском, толкование, зачем читают

Псалтырь не случайно пользуется особой любовью у верующих. В ней собрана мудрость всей Библии, только в более сокращенной форме. Раньше (да и теперь) псалмы использовались для пения, в котором со всем благоговением превозносится Господь. 139 псалом, как и другие, имеет перевод на русском.

Он посвящен не самым светлым временам, которые случаются в жизни каждого, хотя богословское толкование рассматривает даже эту ситуацию с положительной стороны.


По замыслу автора, он продолжает развивать тему людской вражды, которая звучит и в предыдущих стихах. Написан 139 псалом в то время, когда царь Давид скрывался от сына своего Авессалома. Спустя какое-то время он сумел выбраться из Иерусалима и укрыться в неприступных горах. Но до тех пор окружающая обстановка кажется ему очень опасной. Каждый день он наблюдает за тем, как собственный отпрыск строит козни.

Ни одно действие недоброжелателей не укрывается от псалмопевца. Очевидно, родство с гонителем причиняет ему особую душевную боль. Что только не предпринимал сын, чтобы настроить всех вокруг себя против законного царя: пытался обольстить подданных лестью, наговаривал. Ежедневно от замышлял все новые хитрости.

В середине псалма автор обращается к Господу, как к единственному своему союзнику. Он верит в то, что тот сможет укрыть его от врагов. Он просит, чтобы те несчастья, которые недоброжелатели готовят ему, обратились на их собственные головы. На русском текст звучит более понятно. Ведь обороты церковного языка далеко не каждому знакомы.


Текст псалома 139 на русском

В конец, псалом Давиду К исполнению. Псалом Давида.
1 Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя, 1 Спаси меня, Господи, от человека злого, от мужа неправедного избавь меня:
2 иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани, 2 они замыслили неправду в сердце, целый день готовились к битвам;
3 изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их. 3 заострили язык свой, как у змеи, яд аспидов во устах их.
4 Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. 4 Сохрани меня, Господи, от руки грешника, от людей неправедных избавь меня, которые задумали поколебать стопы мои.
5 Скрыша гордии сеть мне, и ужы препяша сеть ногама моима. 5 Скрыли гордые сеть для меня, и верви натянули, силки ногам моим;
6 При стези соблазны положиша ми. 6 преткновения на пути положили мне.
7 Рех Господеви: Бог мой еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего. 7 Я сказал Господу: «Бог мой – Ты; услышь, Господи, глас моления моего!»
8 Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. 8 Господи, Господи, сила спасения моего, Ты осенил над головою моею в день битвы.
9 Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. 9 Не предай меня, Господи, против желания моего грешнику. Замыслили против меня, не оставь меня, чтобы им никогда не возвыситься.
10 Глава окружения их, труд устен их покрыет я. 10 Главное для круга их – труд уст их – покроет их;
11 Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят. 11 падут на них угли огненные, Ты низвергнешь их в мучениях, и не устоят.
12 Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление. 12 Муж злоязычный не преуспеет на земле, мужа неправедного зло уловит в погибель.
13 Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим. 13 Я познал, что совершит Господь суд нищим и тяжбу бедных.
14 Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим. 14 Так, праведные прославят имя Твоё, и прямодушные поселятся пред лицом Твоим.
Слава: Слава:


История написания

Надписания в еврейском, латинском и греческом Псалтире говорит, что автор данного псалма — царь Давид. Кроме надписания, этот факт подтверждает и схожесть текста с псалмами 57 и 63 — их заключения почти одинаковы. При этом псалом 139 относится к песням-плачам и прошениям, поскольку в ней Давид говорит о врагах, которые показаны в тексте как очень коварные и изобретательные.

Псалом 139 написан в то время, когда царь Давид скрывался от сына своего Авессалома

Все эти изображения, а главное, стилистические особенности характерны для песней царя в тот исторический период, когда против царствования песнопевца замышлял злое сын Авессалом.

Исследователи говорят, что текст был создан в то время, когда Авессалом уже начал собирать войско против отца, но еще не начинал открытого противостояния. Давид в то время был в Иерусалиме, но уже готовился сбежать. Царь был беспомощным против хитрого и коварного сына, не мог ничего поделать с ним и был вынужден молчаливо наблюдать как Авессалом коварно настраивал против него людей.

Возможно, Давид до конца не верил, что сын дерзнет объявить войну, точно это неизвестно.

Толкование псалма

Текст начинается мрачно — автор не видит спасения, он страдает духовно и физически (царь был в то время чем-то болен). Он жалуется на врагов, которые преследуют и жаждут смерти автора, но при этом певец уповает на Бога и просит Его наказать врагов и поступить справедливо со всеми. Наравне с мрачностью и печалью автора можно в тексте увидеть и упование на Отца Небесного.

Разбирая по стихам, можно наблюдать следующую картину:

  1. Стихи 1-4: Описание врагов автора и средств их действий. Автор подчеркивает, что они возбуждают против него народ путем клеветы и лжи, что соотносится с описанием действий Авессалома в Царствах. Сын царя настраивал против Давида приходящих к нему, убеждая, что дела народа просто не интересны и никто не будет их решать.
  2. Стих 8: выражение надежды только на Господа, только в Его руке Давид видит себя спокойным и защищенным. Это стих упования и надежды, что Бог покарает виновных и защитит Давида, ведь он невинно страдает. Он не ждет помощи от приближенных или просто человека, надежда царя только на Творца.
  3. Стих 9: прошение Бога заступиться за царя, наказать виновных и поступить с ними сообразно справедливому суду. Выражение «последнее покроет голову их» тут означает понести заслуженное наказание, в то время как Давида защитят праведные поступки и выполнение Закона Божьего.

    В псалме 139 виден пример твердого упования на Господа

  4. Стих 12: царь уверен, что поступки он всегда базировал на выполнении слова Божьего, на справедливости. Поэтому надеется, что Бог это учтет и каждому воздаст по делам.
  5. Стих 14: призыв к прославлению всеми Бога, как Справедливого и Милостивого Судью.

Важно! Главной характеристикой царя Давида было то, что он всегда уповал на Бога. Никогда не отчаивался и не принимал помощь человека прежде, нежели помощь Бога.

Правила чтения

Данный псалом читают в составе 17 кафизмы на церковнославянском языке в течение недельных служб и в течение Великого поста дважды:

Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя, иже помыслиша неправду в сердце, весь день ополчаху брани, изостриша язык свой, яко змиин, яд аспидов под устнами их. Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя. Скрыша гордии сеть мне, и ужы препяша сеть ногама моима. При стези соблазны положиша ми. Рех Господеви: Бог мои еси Ты, внуши, Господи, глас моления моего. Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани. Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся. Глава окружения их, труд устен их покрыет я. Падут на них углия огненная, низложиши я в страстех, и не постоят. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление. Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим. Обаче праведнии исповедятся Имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим.

В домашних условиях его можно читать в любое время на русском языке:

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:

3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,

4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.

5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.

6 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.

7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!

8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.

9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.

10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.

11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.

12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.

13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.

14 Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.

Совет! Рекомендуют читать текст в случае несправедливого обращения со стороны близких, несправедливого суда, притеснения на работе и в личной жизни.

Песня укрепит дух христианина и позволит сконцентрироваться не на притеснениях и испытаниях, а на милости Творца.

Псалтирь. Псалом 139

Хвалебная песнь Псалом 139 относится к молитве для сложных бед, напастей и тяжелых обстоятельств. Для каждого верующего эта одна из самых важных молитв. Именно в этом тексте заложено правильное отношение человека к испытаниям и угрозам.

Текст молитвы псалом 139

Чаще всего используются в чтении текст молитвы Псалом 139 на русском языке, хотя в храмах священнослужители зачитывают его на старославянском.

На церковнославянском языке с ударениями

В коне́ц, псало́м Дави́ду.
1 Изми́ мя, Го́споди, от челове́ка лука́ва, от му́жа непра́ведна изба́ви мя,
2 и́же помы́слиша непра́вду в се́рдце, весь день ополча́ху бра́ни,
3 изостри́ша язы́к свой, я́ко змии́н, яд а́спидов под устна́ми их.
4 Сохрани́ мя, Го́споди, из ру́ки гре́шничи, от челове́к непра́ведных изми́ мя, и́же помы́слиша запя́ти стопы́ моя́.
5 Скры́ша го́рдии сеть мне, и у́жы препя́ша сеть нога́ма мои́ма.
6 При стези́ собла́зны положи́ша ми.
7 Рех Го́сподеви: Бог мои́ еси́ Ты, внуши́, Го́споди, глас моле́ния моего́.
8 Го́споди, Го́споди, си́ло спасе́ния моего́, осени́л еси́ над главо́ю мое́ю в день бра́ни.
9 Не преда́ждь мене́, Го́споди, от жела́ния моего́ гре́шнику: помы́слиша на мя, не оста́ви мене́, да не когда́ вознесу́тся.
10 Глава́ окруже́ния их, труд усте́н их покры́ет я́.
11 Паду́т на них у́глия о́гненная, низложи́ши я́ в страсте́х, и не постоя́т.
12 Муж язы́чен не испра́вится на земли́: му́жа непра́ведна зла́я уловя́т во истле́ние.
13 Позна́х, я́ко сотвори́т Госпо́дь суд ни́щым и месть убо́гим.
14 Оба́че пра́веднии испове́дятся и́мени Твоему́, и вселя́тся пра́вии с лице́м Твои́м.

На русском языке

К исполнению. Псалом Давида.
1 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
2 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
3 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
4 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.
5 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге,
6 преткновения на пути положили мне.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не предай меня, Господи, против желания моего грешнику. Замыслили против меня, не оставь меня, чтобы им никогда не возвыситься.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.

Автором произведения является царь Давид, если верить писаниям на еврейском, латинском и греческом. Песнь написана во времена угрозы от хитрых и коварных врагов. Если верить писаниям, то псалом был написан в момент предательства сына Давида Авессалома. Даже настолько близкий человек может совершить зло и предательство. Авессалом собрал войско против отца. Подговорил близких знакомых и друзей, тем самым заставив Давида бежать. Царь был очень расстроен поведением сына, а также он был беспомощным против врагов. В момент слабости он и обратился к Господу с хвалебной песней-прощением.

Толковая Библия
Толкование на Псалтирь

Псалом по надписанию в еврейской, греческой и латинской Библиях принадлежит Давиду. Его содержание сходно с Пс.57 и Пс.63. Заключение во всех трех псалмах почти по букве одинаково. Изображение в псалме врагов Давида коварными, притеснителями, составляющими козни и злословящими его, сходно с теми чертами, которые мы уже неоднократно встречали в псалмах из эпохи гонений Авессалома, почему и этот псалом нужно считать писанным в данное время, когда еще Давид не убежал из Иерусалима, но видел все то, что предпринимали против него его враги.

Сохрани меня, Господи, от врага, льстивого в речах, злого в сердце, моего притеснителя, который разложил на меня сети и тенета (2–6). Покрой меня от него и да погибнет мой враг, как бы в огне (7–11). Я верю, что Господь не даст торжествовать нечестивому, защитит невинных и непорочные найдут в Нем покровительство (12–14).

Пс.139:3. они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,

«Всякий день ополчаются на брань» – каждый день проводят во вражде ко мне и преследованиях кознями.

Пс.139:4. изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.

Указание средств, которыми пользовались враги против Давида. Они возбуждали против него народ клеветой и льстивыми заискиваниями пред ним.

Пс.139:8. Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.

«Сила спасения моего» – в Тебе моя сила, только от Тебя, а не от человека, жду помощи и защиты. «Покрыть голову… в день брани» – защитить от удара врага, спасти.

Пс.139:9. Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.

Так как враги мои делают зло, то пусть последнее покроет их головы, т. е. пусть мои враги понесут заслуженное ими: как моя правда явится мне защитой от них, так их злые поступки да погубят их.

Пс.139:12. Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.

Вера Давида в гибель своих врагов покоится на вере в торжество правды: зло не может быть награждено Богом, а потому злоязычные мои враги непременно погибнут.

Пс.139:14. Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицем Твоим.

«Обитать пред лицем» Господа значит или пользоваться всегда Его защитой, как бы жить под кровлей жилища Его, или – благодарить Его за оказанную защиту молитвой пред местом Его обитания, пред Кивотом Завета, в Его скинии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *