Протоиерей кто это такой

Поощрения православного духовенства

У первосвященников не только митра является поощрительным знаком. Давайте разберемся, какие еще бывают вознаграждения для первосвященников.

  • В должности протоиерея священнослужитель получает первую награду – палицу (епигонатий). Это плат в форме ромба, который крепится на ленту за остроугольный конец. Изначально палица была обязательным атрибутом облачения архиерея, но со временем стала выдаваться как награда, носиться под фелонью, через правое плечо, набедренник же перенесся влево. Протоиереи со стажем священной службы не менее пяти лет награждаются палицей указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
  • По истечении пяти лет, после получения первой награды, первосвященник получает следующую награду – крест с украшениями, который тоже раньше относился только к архиерейскому сану. С 20-х годов позапрошлого столетия заслуженных протоиереев стали поощрять золотыми крестами, обрамленными бриллиантами и драгоценностями из Кабинета Его Величества, их называли «кабинетными крестами».
  • Честное и непорочное служение Божьей Церкви в течение 30 лет, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, награждается митрой. Митра протоиерея тоже относится к архиерейскому сану, только без креста, как у митры архиерейской. По сравнению с другими частями облачения митра более всего претерпела изменения за долгий срок своего существования. Повязка, изначально представляющая собой кидар (или чалму), в настоящее время – это высокая шапка, украшенная шитьем, бархатом, драгоценностями и иконами, мягко и плавно сужающаяся по периметру головы. Митра протоиереем одевается практически на все торжественные богослужения, например литургии Преждеосвященных Даров, с чтением Евангелия и с Великим славословием, молебны. А вот служить литургию с открытыми царскими вратами митрофорный протоиерей не имеет права.

Историческая справка

В истории есть данные, что первое награждение митрой произошло еще во времена Екатерины II. Награжден был ее духовник Иоанн Панфилов, и произошло это в 1786 году.

До революции митру в награду получили всего несколько священнослужителей, зато в настоящее время практически каждый город имеет своего митрофорного протоиерея, и даже не одного. Награждение митрой приобрело настолько широкий размах, что перестало цениться так, как ценилось раньше. Дошло до того, что митрой стали награждать всех, кто достиг почтенного возраста, например в Пензенском Митрофановском храме так поощрили всех протоиереев, причем отметили их наградой за то, что за все время служения они жили между собой дружно, в согласии и мире.

Патриарх Кирилл считает, что награждение митрами несколько обесценилось, поэтому он старается сильно сократить поощрения священнослужителей. Есть данные о том, что готовится новое положение, которым будет резко ограничено вознаграждение всеми видами духовных наград, поскольку в последнее столетие их раздавали «по максимуму». На получение награды будет влиять не только продолжительный период служения православной церкви протоиерея, но и правильный образ жизни священнослужителя в «миру», который должен быть примером для прихожан.

Митрофорный протоиерей – что это за звание в церковных чинах, мы немного разобрали. Также узнали о некоторых других поощрениях белого духовенства, хотя их гораздо больше, чем мы рассмотрели, – это панагия, набедренник, камилавка, наперсный золотой крест и еще много разных орденов.

Игумен

Смотреть что такое «Игумен» в других словарях:

  • ИГУМЕН — муж. игуменья жен. настоятель, ница монастыря. Игумен саном ниже архимандрита. | Игумен муж., сиб. небольшая птица из рода куликов, короваек. Не всем чернецам (или не всякому старцу) в игуменах быть. Знает про то игумен, который звонок бубен. Ты… … Толковый словарь Даля

  • ИГУМЕН — (греч. igumenos, от igeomai повелеваю) начальник монастыря православной церкви. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИГУМЕН в православной церкви: настоятель … Словарь иностранных слов русского языка

  • игумен — См … Словарь синонимов

  • игумен — ИГУМЕН, настоятель ИГУМЕНЬЯ, настоятельница … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ИГУМЕН — (греческое hegumenos, буквально ведущий), настоятель православного монастыря (в женских игуменья). Обычно в сане архимандрита … Современная энциклопедия

  • ИГУМЕН — название город Червень в Белоруссии до 1924 … Большой Энциклопедический словарь

  • ИГУМЕН — (греч. hegumenos букв. ведущий), настоятель православного монастыря (в женских игуменья). Обычно в сане архимандрита … Большой Энциклопедический словарь

  • ИГУМЕН — ИГУМЕН, игумена и (устар. и обл.) игумна, муж. (греч. hegumenos, букв. предводительствующий) (церк.). Настоятель мужского монастыря. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ИГУМЕН — ИГУМЕН, а, муж. Настоятель православного монастыря. | прил. игуменский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Игумен — (греч. предводительствующий) название начальственного лицав монастыре, в древности всякого монастыря, по штатам 1764 г. в России монастыря третьеклассного. Начальственные права и должностныеобязанности его те же, какие имеет всякий настоятель… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Игумен — Червень Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Пресвитер

Слово пресвитер этимологически происходит от греческого πρεσβύτερος — presbyteros (пресвитер википедия). Однако, в то время как английское слово «священник» является синонимом пресвитера, отличительное греческое слово «священник» никогда не используется для пресвитера.

Старейшины существовали ещё в первые дни истории Израиля. Князья из двенадцати племён, главы, первенцы и начальники отдельных израильских семей описываются как старейшины.

История

Сначала старейшины, отсюда и этот термин, были действительно пожилыми людьми, которые получали особое уважение от общества. В то же время старение рассматривалось как особое божественное благословение и вознаграждение за благочестие человека Это был корень авторитета старейшин.

В дополнение к этим старейшинам, которые создали старый патриархальный семейный порядок, в Библии также упоминается назначение старейшин. Первое библейское доказательство этого дано Моисей 2: 2, 18: 13. По совету своего тестя Иофора, Моисей назначил «честных людей, которые боятся Бога», как старейших, сто пятьдесят и десять человек. Таким образом, руководство не зависело от патриархального порядка. Возраст старейшин, предложенный народом, уже не был решающим критерием.

После этого старейшины становились муниципальными администраторами, судьями и кадастрами. Они встречались на общественных собраниях и переговорах в черте города.

После вавилонского изгнания старейшины вместе со священниками сформировали так называемый Высший совет (Ездра 10.8.4 ЕС). Этот совет обладал высшим авторитетом в вопросах религиозного и гражданского права. В то же время он должен был следить за сохранением учения.

В еврейской диаспоре тоже после вавилонского плена, было создано учреждение старейшин. Самые старые люди были лидерами общин еврейской диаспоры.

Самая ранняя организация Церкви в Иерусалиме, по мнению большинства учёных, была похожа на еврейскую синагогу, но у неё был совет или колледж посвящённых пресвитеров. В Деяниях 11:30 и Деяниях 15:22 мы видим коллегиальную систему правления в Иерусалиме, хотя и возглавляемую, по традиции, Иисусом, первым епископом города. В Деяниях 14:23 апостол Павел посвящает пресвитеров в церквях.

Термин пресвитер часто ещё чётко не отличался от термина «надзиратель» (ἐπίσκοποι episkopoi, позже исключительно используемый как епископ). В Деяниях 20:17, Титу 1: 5–7 и от Петра 5:1. Самые ранние сочинения апостольских отцов и Первое послания Климента, например, показывают, что церковь использовала два термина для местных церковных пресвитеров и дьяконов.

В Новом Завете можно увидеть более чётко определённый епископат. Нам говорят, что Павел оставил Тита на Крите для наблюдения за местной церковью. Павел приказывает ему назначать пресвитеров / епископов и осуществлять общий надзор.

Ранние источники неясны, но у различных групп христианских общин была группа руководителей или пресвитеров, действующих как руководители местных церквей.

Требования Нового Завета к пресвитерам были следующие:

  • моногамия;
  • упорядоченные семейные отношения;
  • эмоциональная компетентность;
  • гостеприимство;
  • пасторальная одарённость.

Со II века, были чётко обозначены саны епископа и пресвитера. Епископ понимался как президент совета пресвитеров, и поэтому епископ отличался как в части, так и в прерогативе пресвитеров, которые рассматривались как получающие свои полномочия посредством делегации от епископа. Каждый епископский вид имел собственного епископа, и его присутствие было необходимо для освящения любого собрания церкви.

В конце концов, по мере того как христианский мир рос, отдельные общины больше не были непосредственно подчинены епископу. Епископ в большом городе назначал священника в качестве пастора для паствы в каждом собрании.

Католическое объяснение предполагает, что делегаты были епископами в истинном смысле этого слова, но они не имели фиксированных взглядов и не имели специального титула.

Наряду с этим, название «священник» было отнесено к пресвитерам/епископам. Католический писатель Грег Сьюз, объясняет, что «Священство, как мы это знаем в католической церкви, было неслыханным во время первого поколения христианства. Потому что в то время священство все ещё ассоциировалось с жертвоприношениями животных как в еврейской, так и в языческой религии». К третьему столетию епископы считались священниками. Пресвитеры или старейшины иногда заменяли епископа. В конце третьего века люди повсюду использовали титул «священник» для тех, кто председательствовал в Евхаристии.

Современное использование слова

Сегодня в римско-католической церкви пресвитер — это латинское название церковного отделения. Со времён поздней античности пресвитеров церкви также называют священными, то есть священниками в культовом смысле. Вместе они образуют Пресвитериум, «Совет старейшин» или священство, епископство, под епископом, «Хоэнпристер».

В Восточно-Православной церкви в России и Византийской Православной Церкви те же самые священники также называются пресвитерами церковных глав, кроме того, это культовое обозначение священников с IV века.

В Евангелической Лютеранской, Реформатской и Единой церквях, а также в таких сектах, как адвентисты, баптисты, пятидесятники, пресвитер является избранным членом церковного сообщества. Совокупность старейшин вместе с пастором формирует пресвитерию или круг старейшин и, таким образом, церковное общение. Термин пресвитер для мирян в муниципалитете используется, например, в протестантской церкви Вестфалии и в евангельской церкви в Рейнской области.

В пресвитерианских церквях структуры одинаковы, но помимо пасторов обычно ставятся старейшины (и дьяконы). Поскольку оба отделения считаются продолжением новозаветного пресвитерианства, их часто называют старейшинами.

Ново апостольская церковь знает двух типов старейшин. В муниципалитетах работают большие общины. Окружные клерки (районные советники) ведут район или служат для поддержки своего епископа или апостола. Их задачи включают в себя решение проблем с отдельными членами сообщества, рабочие встречи со священническими чиновниками и всю ответственность за подрайон в пастырских и административных вопросах.

В случае Свидетелей Иеговы, кворум людей, занимающийся организационными функциями в конгрегации, обозначается как старейшие.

Что такое пресвитерианская церковь

Пресвитерианство является частью Реформатской традиции в протестантизме, которая возникла на Британских островах, особенно в Шотландии.

Пресвитерианские церкви получили своё название от формы церковного правления, под началом собраний старейшин. Пресвитерианское богословие обычно подчёркивает суверенитет Бога, авторитет Писания и необходимость благодати через веру.

Пресвитерианские деноминации в Шотландии придерживаются теологии Джона Кальвина и его непосредственных преемников, хотя в современном пресвитерианстве существует множество богословских взглядов.

Местные общины церквей, которые используют пресвитерианство, регулируются сессиями, состоящими из представителей конгрегации (старейшины) и соборный подход, находящийся на других уровнях принятия решений (пресвитерий, синод и общий сбор).

Корни пресвитерианства лежат в протестантской Реформации XVI века. Большинство Реформатских церквей, которые прослеживают свою историю в Шотландии, являются либо пресвитерианскими, либо конгрегационалистскими. В двадцатом веке некоторые пресвитерианские церкви вступили в союзы с другими церквями, такими как:

  • конгрегационалисты;
  • лютеране;
  • англиканцы;
  • методисты.

Пресвитерианские церкви существуют во многих странах в том числе России.

Мученик Пармениус: Пресвитер в Вавилоне

Святитель Пармениус был арестован во время правления римского императора Деция Траяна (249–251 гг.). Он отказался принести жертву идолам, когда ему было приказано сделать это императором, поэтому его бросили в тюрьму.

Когда его вторично допрашивали, святой Пармениус отказался говорить. В ярости Деций повелел вырезать язык святого Пармениуса.

(19 голосов: 4.4 из 5)

Пресви́тер или священник (греч. πρεσβύτερος – старец, старейшина) – 1) степень священства, превышающая диаконскую и уступающая епископской; 2) лицо, обладающее этой степенью.

Пресвитер есть вторая ступень в священной иерархии (священноначалии).

Пресвитер по своему полномочию, полученному от епископа, совершает все священнодействия, кроме хиротонии, хиротесии, освящения антиминса и освящения мира.

Он учит народ догматам веры и благочестия, пастырски окормляет вверенных его попечению христиан.

Для посвящения в пресвитеры требуется таинство хиротонии. Каноны определяли возраст для пресвитерской степени не меньший 30-тилетнего, поскольку Сам Иисус Христос начал учить в 30 лет. Пресвитеру, как и всем священнослужителям, запрещают вступать в брак после возведения в священнослужительскую степень.

Пресвитер также именуется иереем или священником. Правительственные степени пресвитера – протоиерей и протопресвитер.

«1. История установления чина
В буквальном переводе слово «пресвитер» (πρεσβυτηροζ) означает «старец». Это наименование второй степени священства апостолы заимствовали из Ветхозаветной Церкви, называя так самих себя и рукополагаемых ими христианских пастырей (1Петр. 5, 1; 2Ин. 1). Само название говорит о том, что на иерейскую степень избирались наиболее мудрые и опытные люди. Но чаще пресвитер называется в Писании «священником» или «иереем» (ιερευζ), как именует Писание Самого Господа (Евр. 5, 6; 10, 21), так и всех верующих, освященных во Иисусе Христе (Ап. 1, 6). Пресвитер имеет еще название «отец», потому что он Таинствами и учением духовно возрождает верующих и дает им православное воспитание.
Чин посвящения во пресвитера сохраняется в Православной Церкви с апостольских времен. Во 2-м правиле святых апостолов постановлено, что рукополагать во пресвитера должен один епископ. В Постановлениях Апостольских чин пресвитерского посвящения предписывается совершать возложением рук святителя на главу посвящаемого с молитвою (Кн. 8, гл. 14). У Дионисия Ареопагита о посвящении пресвитера говорится следующее: «Посвящаемый, преклонив оба колена пред алтарем, имеет на главе своей десницу епископа и таким образом освящается святыми призываниями, запечатлевается крестным знамением и приветствием священнослужащих».

2. Схема чинопоследования хиротонии во пресвитера
Полагание воздуха на главу посвящаемого на Херувимской песни
Передача воздуха диакону
Возглашение: «Повели…, повелите…, повели, преосвященнейший Владыко»
Троекратное хождение ставленника вокруг престола при пении тропарей
Преклонение колен пред святым престолом
Возложение края омофора на главу хиротонисуемого
Архиерейское благословение
Возложение руки архиерея на главу посвящаемого
Тайносовершительная молитва: «Божественная благодать…»
«Кирие, элеисон»
Две молитвы
Мирная ектения
Облачение в епитрахиль, пояс, фелонь, вручение креста и служебника с возгласом: «Аксиос»
Приветствие сослужителей целованием
Преподание новопоставленному иерею части Святого Агнца после пресуществления Святых Даров
Чтение 50 псалма
Возвращение части святого Агнца архиерею
Причащение Святых Таин
Чтение заамвонной молитвы

3. Идейный смысл священнодействий рукоположения во пресвитера
Святой Симеон Солунский называет пресвитерский чин «совершительным», потому что иерей, совершая Таинства, не может преподать благодать Священства другим: он «крещает и священнодействует, но не хиротонисует, то есть не рукополагает других к совершению Таинств и не может других произвести в сан иерея или в иной сан, причастный священному чину» (Новая скрижаль. СПб., 1899, с. 262). Пресвитеру подчинены диакон и церковнослужители, которые выполняют свои обязанности в храме только по его благословению.
Хиротонисуемый во пресвитера избирается из диаконского чина. Поддерживаемый диаконами, то есть тем чином, к которому сам принадлежал, – по толкованию святого Симеона Солунского, – он доводится ими до священных врат алтаря и таким образом показывает, что он еще диакон, поддерживаемый равночинными ему. Когда же достигнут врат, то он оставляется диаконами, потому что становится выше чина их, и принимают его двое высшие из пресвитеров, потому что он вступает в их чин».
В тайносовершительной молитве архиерей объявляет всенародно имя хиротонисуемого и степень, на которую он возводится, и приглашает всех верующих к сугубой молитве о рукополагаемом.
В первой молитве о рукополагаемом архиерей молит безначального и бесконечного Бога, удостоившего принявшего звание пресвитера, «священнодействовать слово Его истины», благоволить проручествуемому от него «подъяти великую сию благодать Святаго Духа» для непорочного жительства и неуклонной веры и показать его совершенным, благоугождающим и достойно жительствующим, сознавая дарованную ему великую честь священства.
Вторая молитва представляет собой как бы завершение и окончание совершительной молитвы. В ней изображается образ пастырского деяния: продолжение благого, благословенного, Богочеловеческого Домостроительства («икономства») спасения людей в Церкви, совершаемого благодатию Христовой через пастыря, и указывается пять благодатных сил, пять действований в Священстве:

1) предстоять Жертвеннику Искупления, отдавая свою собственную жизнь как жертву;

2) проповедовать Евангелие Царства Божия, утверждая веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя мира;

3) благовествовать Божественную истину и правду Христову, собственным примером являя ее во всех случаях и обстоятельствах жизни;

4) приносить дары и жертвы духовные, совершать Литургию – бескровную жертву славословия и благодарения Господа;

5) являть миру Божие отцовство (в ознаменование этого священник получает именование «духовный отец»), крестить водою, Духом Святым и огнем веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному росту. После прочтения молитв архиерей подает рукоположенному священническую одежду – епитрахиль, пояс и фелонь – и вручает ему Служебник – книгу, являющуюся руководством для совершения священнодействий.

Епитрахиль, по выражению Иоанна Златоуста, знаменует духовное помазание. Пояс, который стягивает подризник (в звании диакона называемый «стихарь»), означает духовную готовность и способность к богослужению. Фелонь, обычно называемая «ризою», есть одежда правды и радости, согласно изречению, которое произносит священник, облачаясь в ризу (Пс. 131:9,16). Целование архимандритов и всех сослужителей «в рамена» выражает приветствие новопоставленного при вступлении в чин иерейский и союз апостольской любви».
протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви.

См. ПРОТОИЕРЕЙ, ПРОТОПРЕСВИТЕР

Описание

Протоиерей — старший иерей (официальное название православного священника). До появления термина протоиерей обиходным названием старшего православного священника в России было протопоп.

Протоиерей обычно является настоятелем храма. Посвящение в протоиерея совершает архиерей через чин хиротесии. В Московском патриархате возведение в сан протоиерея, по «Положению о наградах Русской Православной Церкви», принятому на Архиерейском соборе 2017 года, производится указом Святейшего Патриарха не ранее чем через пять лет после награждения правом ношения наперсного креста с украшениями. Продолжительность служения в сане пресвитера должна составлять не менее двадцати пяти лет. Кроме того, архиерей может по согласованию с патриархом рукополагать протодиакона сразу в протоиереи.

В торжественной или официальной речи к протоиерею принято обращаться «Ваше Высокопреподобие». В то же время использование эпитета «преподобный» («высокопреподобный») в обращении к представителю белого духовенства является католической традицией. Бытовавшее ранее обращение к протоиерею носило форму «Ваше Высокоблагословение» и сейчас практически не употребляется.

На богослужениях священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают поручи, фелонь (ризу) и епитрахиль.

За особые заслуги перед Церковью протоиерею может быть даровано право ношения митры. Такой протоиерей называется митрофо́рным. За исключительные заслуги, вне зависимости от продолжения служения в священном сане, по решению Святейшего Патриарха, митрофорного протоиерея могут возвести в сан протопресвитера.

В чёрном духовенстве протоиерею соответствует игумен, а митрофорному протоиерею- архимандрит.

> См. также

  • Протопоп
  • Настоятель
  • Иерей
  • Награды РПЦ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *