Протестанты в православии

Содержание

Католическая церковь

В результате раскола в 1054 г. в Западной Европе возникла отдельная конфессия. Представители Восточной Церкви назвали ее «католикос». В переводе с греческого это означает «всеобщая». Отличие православия от католицизма заключается не только в подходе этих двух Церквей к некоторым догматам христианства, но и в самой истории развития. Западная конфессия по сравнению с Восточной считается гораздо более жесткой и фанатичной.

Одной из важнейших вех в истории католицизма стали, к примеру, принесшие много горя простому населению крестовые походы. Первый из них был организован по призыву папы Урбана II в 1095 году. Последний – восьмой – окончился в 1270 году. Официальной целью всех крестовых походов было освобождение от неверных «святой земли» Палестины и «Гроба Господня». Фактической же – завоевание земель, принадлежавших мусульманам.

В 1229 году папой Георгием IX был издан указ об учреждении инквизиции – церковного суда по делам отступников от веры. Пытки и сожжение на костре – именно таким образом выражался крайний католический фанатизм в средние века. В общей сложности за время существования инквизиции было замучено более 500 тыс. человек.

Конечно, отличие католицизма от православия (кратко об этом будет рассказано в статье) – тема очень большая и глубокая. Однако по отношению Церкви к населению в общих чертах ее традиции и основную концепцию понять можно. Западная конфессия всегда считалась более динамичной, но при этом и агрессивной, в отличие от «спокойной» ортодоксальной.

В настоящее время католицизм является государственной религией в большинстве европейских и латиноамериканских стран. Более половины всех (1,2 млрд человек) современных христиан исповедуют именно эту религию.

Протестантизм

Отличие православия от католицизма заключается еще и в том, что первое на протяжении уже почти тысячелетия остается единым и неделимым. В Католической же Церкви в XIV в. произошел раскол. Связано это было с Реформацией – революционным движением, возникшим в то время в Европе. В 1526 году по требованию немецких лютеран Швейцарским рейхстагом был издан указ о праве свободного выбора религии гражданами. В 1529 г., однако, он был отменен. В результате от ряда городов и князей последовал протест. Отсюда и произошло слово «протестантизм». Это христианское направление подразделяется еще на две ветви: раннюю и позднюю.

На настоящий момент протестантизм распространен по большей мере в скандинавских странах: Канаде, США, Англии, Швейцарии, Нидерландах. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей. Общее количество протестантов составляет около 470 млн человек. Существует несколько конфессиий этого христианского направления: баптисты, англикане, лютеране, методисты, кальвинисты.

В наше время Всемирный совет протестантских церквей ведет активную миротворческую политику. Представители этой религии выступают за разрядку международной напряженности, поддерживают усилия государств в защиту мира и т. д.

Отличие православия от католицизма и протестантизма

Разумеется, за века раскола в традициях церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства – принятия Иисуса как Спасителя и Сына Божьего — они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.

Основные отличия православия от католицизма и протестантизма

Православие

Католицизм

Протестантизм

Управление

Патриарх, Собор

Папа

Всемирный совет церквей, советы епископов

Организация

Епископы мало зависят от Патриарха, подчиняются в основном Собору

Существует жесткая иерархия с подчинением Папе, отсюда название «Вселенская Церковь»

Действует множество конфессий, создавших Всемирный совет церквей. Священное Писание ставится выше власти Папы

Дух Святой

Считается, что он исходит только от Отца

Существует догмат о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. В этом основное отличие православия от католицизма и протестантизма

Бог Отец

Принимается утверждение о том, что человек сам ответственен за свои грехи, а Бог Отец – существо совершенно бесстрастное и отвлеченное

Считается, что Бог страдает из-за людских грехов

Догмат Спасения

Распятьем были искуплены все грехи человечества. Остался только первородный. То есть при совершении нового греха человек снова становится объектом гнева Бога

Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа

Разводы

Иногда разрешаются

Запрещены

Разрешены, но относятся к ним неодобрительно

Непорочное зачатие Богородицы

Считается, что Богородица не избавлена от первородного греха, но святость ее признается

Проповедуется полная безгрешность Девы Марии. Католики считают, что зачата она была непорочно, как и сам Христос. В отношении первородного греха Богородицы, таким образом, также заключаются довольно-таки значительные отличия между православием и католицизмом

Не признается категорически

Взятие Богородицы на небо

Неофициально считается, что это событие, возможно, имело место, но в догматах оно не закреплено

Взятие Богородицы на небеса в физическом теле относится к догматам

Культ Девы Марии отрицается

Обряд

Проводится только литургия

Может проводиться как месса, так и похожая на православную византийская литургия

Месса была отвергнута. Богослужения проводятся в скромных храмах или даже на стадионах, в концертных залах и т. д. Практикуются всего два обряда: крещение и причащение

Брак священнослужителей

Разрешен

Допускается только в византийском обряде

Разрешен

Вселенские Соборы

За основу приняты решения первых семи

Руководствуется решениями 21 (последний прошел в 1962-1965 гг.)

Признают решения всех Вселенских Соборов, если они не противоречат друг другу и Святому Писанию

Крест

Восьмиконечный с перекладинами внизу и вверху

Используется простой четырехконечный латинский крест

В богослужениях не используется. Носят на себе представители не всех конфессий

Иконы

Используются в больших количествах и приравниваются к Священному Писанию. Создаются в строгом соответствии с церковными канонами

Считаются только украшением храма. Представляют собой обычные картины на религиозную тему

Не используются

Ветхий Завет

Признается как еврейский, так и греческий

Только греческий

Только еврейский канонический

Отпущение грехов

Обряд проводит священник

Не допускается

Наука и религия

На основании утверждения ученых догматы никогда не изменяются

Догматы могут быть скорректированы в соответствии с точкой зрения официальной науки

Иконы в разных христианских направлениях

Итак, отличие православия от католицизма и протестантизма (таблица сравнений крестов это подтверждает) в отношении атрибутики довольно заметное. Еще большие расхождения в этих направлениях имеются в иконах. Отличаться могут правила изображения Христа, Божьей Матери, святых и т. д.

Ниже представлены основные расхождения.

Отличия в иконах

Православные

Католические

Руки святых

Правая лежит поверх левой

Левая поверх правой

Глаза

Смиренно прикрыты

«Удивленный» взор

Одеяние Богородицы

Яркое, золотое

Черная мантия поверх белого

Подписи

В большинстве случаев отсутствуют

На латинском

Основным же отличием православной иконы от католической является то, что пишется она в строгом соответствии с установленными еще в Византии канонами. Западные же изображения святых, Христа и т. д., строго говоря, к иконе никакого отношения не имеют. Обычно такие картины отличаются очень широким сюжетом и написаны обычными, не церковными художниками.

Протестанты считают иконы языческим атрибутом и совершенно их не используют.

Современные отношения Церквей

Раскол христианства произошел почти тысячу лет назад. И за это время церквям разных направлений договориться об объединении так и не удалось. Разногласия в отношении толкования Святого Писания, атрибутики и обрядов, как видите, сохранились до сих пор и за века даже усилились.

Отношения двух основных конфессий, православной и католической, в наше время также довольно неоднозначны. До середины прошлого века между этими двумя церквями сохранялась серьезная напряженность. Ключевым понятием в отношениях было слово «ересь».

В последнее время эта ситуация немного изменилась. Если раньше Католическая Церковь считала православных христиан чуть ли не сборищем еретиков и схизматиков, то после II Ватиканского Собора признала ортодоксальные Таинства имеющими силу.

Православными священниками официально подобного же отношения к католицизму не закреплялось. Но вполне лояльное принятие западного христианства для нашей церкви всегда было традиционным. Однако, конечно же, некоторое напряжение между христианскими направлениями сохраняется до сих пор. К примеру, не слишком хорошо к католицизму относится наш российский богослов А. И. Осипов.

По его мнению, существует более чем заслуживающее внимания и серьезное отличие православия от католицизма. Осипов считает многих святых Западной Церкви едва ли не сумасшедшими. Также он предупреждает РПЦ о том, к примеру, что сотрудничество с католиками грозит православным полным подчинением. Однако и он неоднократно упоминал о том, что и среди западных христиан есть замечательные люди.

Таким образом, основное отличие православия от католицизма – это отношение к Троице. Восточная Церковь считает, что Святой Дух исходит только от Отца. Западная – и от Отца, и от Сына. Имеются между этими конфессиями и другие расхождения. Однако в любом случае обе церкви являются христианскими и принимают Иисуса как Спасителя человечества, пришествие которого, а следовательно, и Вечная жизнь для праведных неизбежны.

История христианской церкви в себе содержит массу различных исторических событий, которые стали поворотными моментами и привели к серьезным изменениям в структуре и организации церкви. Одна из миссий Господа Иисуса Христа на земле была создать церковь Божию, которая была основана 12 учениками. Сегодня помимо православных существуют католики и протестанты, которые также причисляют себя к Церкви Иисуса Христа.

Представители протестантизма считают Библию единственным абсолютно авторитетным источником всего христианского учения

И если с католиками у православных христиан есть некие общие черты, то с протестантами вовсе нет. Кто же они такие и как православному христианину правильно к ним относиться?

История возникновения протестантизма

История христианской церкви зарождается в Иерусалиме на празднике Пятидесятница, когда ученики Господа Иисуса Христа получили Духа Святого после Его Вознесения, что описывает Священное Писание. Это была единая семья под руководством 12 апостолов, а позже их учеников. Признали христианство официально лишь при правлении императора Константина (300-е года н.э.) и оно стало занимать постепенно место официальной религии Римской империи.

Тогда уже было два основных крыла религии:

  1. Западное, которое после стало Римским.
  2. Восточное, которое трансформировалось в Православие.

Католичество распространилось по всей Европе, именно к нему относится инквизиция, папство и прочие известные события, которые не были приняты Восточным крылом. Из-за существенных изменений в организации и ее богословии, а также отношению к народу стало расти разочарование и отвержение церкви в принципе.

Мартин Лютер — основоположник реформации Для сведения! Протестантские общины начали возникать после отделения Мартина Лютера и его критики Римской Церкви (антикатолическое движение), что сегодня известно, как Реформация.

Протестантское движение считает датой своего рождения первую половину XVI века. Последователи Лютера стали называться протестантами от слова «протест», или реформаторами.

Но отсутствие единого лидера и отрицание всякой структуры привело к разделению самих протестантов на множество ветвей: лютеране, кальвинисты, баптисты, пятидесятники и прочие. Объединяет их признание только Святой Троицы и Священного Писания.

Богословие протестантов

Протестантские церкви можно определить лишь по кресту, которые обычно присутствует в архитектуре здания. Иногда это вовсе только табличка при входе, в случае, если здание арендованное.

Что же касается богословия, то оно весьма схоже с православным. Его основные тезисы:

  1. Человеку необходимо оправдываться только верой в Господа, а не делами или деньгами.
  2. Библия имеет исключительный авторитет, это боговдохновенное слово от Господа.
  3. Человек имеет греховную природу и его может спасти только благодать Бога.
  4. Иисус — это единственный посредник между человеком и Богом. Спасение души предполагает веру в Него.
  5. Почтения и поклонения достоин только Господь. Спасение человеку дарует только Он по своей милости и воле. Это дар Искупления Христа на кресте и Его Искупление.

    Протестантская церковь внешне отличается от православных храмов

Следует уточнить, что богословие реформаторов формировалось в полном отрицании доктрины Римско-католической церкви, которое потеряло всякий авторитет в то время. Именно поэтому Лютер отверг всякие предания отцов, поскольку папство часто опиралось на них, неправильно их трактуя, и использовало в своих неблагочестивых целях (продажа индульгенций, инквизиция, повсеместное обогащение папства).

Для сведения! В целом, вопросы спасения человека не отличаются почти от доктрины православия.

Отличие от православия

Православие в первую очередь отличается своим историческим возрастом, ведь протестанты существуют всего последние 500 лет. Помимо этого, есть еще ряд отличий в организации церквей и богословии, но лучше всего их изобразить в таблице:

Параметр Православие Протестантизм
Источник религиозного знания Священное Писание и Священное Предание Священное Писание
Святой Дух Признает и говорит, что Он исходит только от Отца Признает и говорит, что Он исходит от Отца и Сына
Священство Имеет апостольскую преемственность. Особый чин посвящения Всеобщее священство верующих. Отсутствие строгой иерархии. Занимать должность священнослужителя может каждый
Умершие За них возносятся молитвы. Вера в то, что живущие могут облегчить участь усопших Отказ от поминовения в молитвах. Вера в то, что человек может повлиять на свою вечную участь только сам при жизни
Таинства Всего признают 7:

Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящение, Брака, Священства.

Особое внимание уделяют только 3: Покаянию, Крещению, Евхаристии. Остальные не имеют такого веса, но совершаются
Евхаристия Вера в то, что во время обряда хлеб и вино трансформируются в Плоть и Кровь Христа Верят лишь в символизм хлеба и вина
Богородица Почитается как Мать Христа и Ходательницу за людей Отрицают Приснодевство. Почитают лишь как маму Христа

Таким образом, у Православной Церкви и у протестантской есть нечто схожее, но их богословия и организация совершенно отличаются друг от друга.

Отношение православия к протестантам

Как относится Православная церковь к протестантским церквям?

Русский человек привык считать себя православным, поскольку на Руси христианство уже более 1000 лет. Несмотря на это именно на территории СНГ сегодня повсеместно распространились различные секты и ячейки, которые не имеют истинного учения и могут только негативно повлиять на духовную жизнь человека.

Важно! Православие ведет свое летоисчисление от дня Пятидесятницы, тем самым является старейшей христианской религией.

Несмотря на негативное отношение к различным ответвлениям в целом, необходимо понимать, что среди протестантов есть люди, искренне верящие в Господа и живущие по Его заповедям точно так же, как и в православной церкви встречаются люди абсолютно далекие от Господа.

Поэтому неправильно будет сказать, что все люди, посещающие протестантские церкви — еретики. Православие естественно для русского человека, оно более понятно и присуще ему. Протестантизм же, несмотря на некоторое сходство, все же является ответвлением от истинного учения.

Православие и протестантизм

Неправильное представление о Церкви

Чаще всего причиной, по которой православные отворачиваются от истинной веры, является разочарование. Почему это происходит? Обычно это связано с тем, что человек изначально ищет в Церкви не то, что можно там найти. Он создает себе неправильное представление о вере, о религии.

Нужно признать очевидный факт: не все люди приходят в церковь для спасения своей души. Многие ищут каких-то дополнительных благ или ощущений. О первых мы будем говорить чуть дальше, а что касается ощущений, то нужно сказать, что экзальтированность вовсе не свойственна православному вероучению.

Напротив, это путь ошибочный, губительный, святые отцы называли его духовной прелестью, то есть обманом, прельщением. Однако именно в поисках таких «чудес» очень многие люди и переходят из православия в протестантизм. Особенно это касается современных харизматических организаций.

Чудесное исцеление больных, другие «благодатные дары», природа которых на самом деле больше напоминает беснование, — вот главные аргументы, которые выдвигают сектанты в защиту истинности своей веры. Мы же помним слова Спасителя и будем их придерживаться:

Не тому радуйтесь, что бесы вам повинуются об имени Моем, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. (Лк. 10:20)

Православие — религия неудачников?

Еще одно ошибочное мнение, которое прочно закрепилось в сознании многих людей, не только сектантов: Церковь обязательно должна давать что-то из материальных благ. Господень призыв «Взыщите прежде Царствия Небесного» остается не услышанным часто и православными людьми. Ведь и в храм мы приходим в большинстве случаев тогда, когда не все благополучно бывает с нашими земными, житейскими делами. И получив просимое, конечно же, со временем охладеваем к Богу.

Это тоже является одной из главных причин ухода из Церкви. Зачастую Господь именно поэтому и не выполняет наших прошений о материальных благах, зная, что после этого мы отвернемся от Него. Так было и во времена земной жизни Христа, когда люди уверовали только после чудесного насыщения малым количеством рыб и хлеба.

Однако православие указывает совсем другой путь. Нестяжательность, впрочем, не является обязательной заповедью или требованием ко всем христианам. Мы помним, что Господь ответил юноше, спросившему о том, что сделать, чтобы «иметь жизнь вечную»:

Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах. (Мф. 19, 21)

Из этих слов мы видим, что речь здесь идет о некотором дополнительном требовании: «если хочешь быть совершенным». Но закон «узкого пути», которым идут ко Христу, является единственно возможным и относится ко всем. В райские врата не въехать на лимузине, равно как нелегко верблюду пройти через игольное ушко(Мф. 19, 23)

Именно поэтому люди часто бегут из православия в протестантизм в поисках земного благополучия и комфорта. Ведь сектанты смотрят на религию по-другому: ходи в нашу церковь, верь в Бога, и все у тебя будет хорошо. В этом они уподобляются тем иудеям, которые так и не приняли Своего Мессию, желая в Нем увидеть земного Царя.

Мы же верим в Господа Распятого, а не преуспевающего. В Христа Распятого, но и Воскресшего. И помним, что Своим ученикам — апостолам, наследниками которых мы являемся, Он заповедал «пить чашу», которую пил Сам, чашу скорбей и испытаний. Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению, — говорится в «Книге Сираха». (Сир. 2, 1)

Наш Бог «кроток и смирен», к чему и мы должны стремиться всеми своими силами. Является ли это слабостью и малодушием? Вовсе нет. Наоборот, самая большая духовная сила скрывается за этим. Только сильный и дерзновенный человек может решиться на то, чтобы противостоять миру со всем его злом своим тихим, бескорыстным и, главное, ненавязчивым человеколюбием.

Православие и протестантизм: особенности изучения Писания

То, в чем однозначно преуспели многие сектантские организации, — это изучение Священного Писания. Действительно, такого уровня миссионерского образования, как в протестантских сектах, нет нигде. И это еще одна из причин ухода из Церкви в различные христианские деноминации. Однако это «преуспеяние» можно назвать только количественным, а не качественным.

Читать также:

Изучать основу своего вероучения — Писание — очень правильно и похвально, к этому призывают православие и протестантизм. Кроме этого, можно поставить большой минус православным за то, что для обычных прихожан такое изучение доступно, как правило, только в форме самообразования. Но в чем же тогда не правы протестанты, если они так досконально знают Библию, и при этом так искаженно воспринимают веру в Бога?

Вера в Православной Церкви зиждется на двух «китах»: Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание — это все книги Библии, составляющие Ветхий и Новый Заветы. Священное Предание — это то вероучение Церкви, которое существует помимо Библии. Сюда входят как творения святых отцов, жития святых, богослужебные тексты, так и церковные обычаи и обряды.

Протестанты полностью отвергли Предание, у них действует принцип sola Scriptura, что переводится как только Писание. К чему это привело? Отказавшись от авторитета святых отцов, чье наследие также является богодухновенным, протестантские секты взялись толковать Библию каждый на свой лад, «от своего ума», часто вырывая цитаты из контекста. Этим, кстати сказать, и объясняется такое обилие различных деноминаций у протестантов, отсутствие единства.

Архиепископ Иларион (Троицкий) в своей книге Христианства нет без Церкви, сравнивая протестантов с католиками, у которых «непогрешимым» является только Папа, писал:

Каждый отдельный человек был произведен в непогрешимые папы. Протестантизм надел папскую тиару на каждого немецкого профессора, и со своим бесчисленным количеством пап совершенно уничтожил идею Церкви, подменил веру рассудком отдельной личности и спасение в Церкви подменил мечтательной уверенностью в спасение через Христа без Церкви, в себялюбивой обособленности от всех. Для протестанта истина только то, что ему нравится, что он сам считает за истину

Все это говорит о том, что переходя из православия в протестантизм, человек зачастую руководствуется собственной гордыней и самомнением, а вовсе не любознательностью, как он считает. Отсутствие образованных священников, способных дать ответ на все интересующие верующих вопросы, является только самооправданием. В крайнем случае, у нас всегда под руками есть творения святых отцов, из которых можно эти ответы получить.

Православие и протестантизм: цена предательства

Из православия в секту чаще всего переходят люди, которые плохо знают историю. Иначе они бы не променяли веру, воспринятую непосредственно от апостолов, на сомнительную религию, насчитывающую не более пяти столетий. Что важно при этом помнить еще? С православных, которые перешли к сектантам, спрос будет большим, чем с тех, кто пришел к ним с улицы. Почему?

В житии Макария Египетского есть интересная история про череп, который он нашел, идя по пустыне. Выяснив у черепа, что он принадлежит языческому жрецу, Макарий узнал о страданиях, которые испытывают язычники в аду. Мучения эти оказались страшны и велики. После этого преподобный спросил о том, существуют ли страдания более тяжелые, на что получил такой ответ:

Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки

И об этом нужно помнить всегда. Люди, которые познали Истину, и после этого отвернулись от Нее, перешли в протестантские секты, будут отвечать гораздо строже на Божьем Суде, чем те, кому она не была открыта.

Интересно о православии и протестантизме рассказывает диакон Андрей Кураев:

Является ли грехом, если человек перешёл из православной веры в протестантскую? Чем отличается православие от протестантизма?

Ответ священника:

Прежде, чем ответить на вопрос о последствиях перехода человека из Православия в Протестантизм, выясним, что из себя представляет Протестантское движение и какова его история.

Протестантизм зародился в лоне Римо – Католической Церкви в начале 16 века. Причины его появления были, как политические, так и духовные. Политические заключались в разногласиях между отдельными европейскими государствами и оппозиции германских народов Риму и власти папства. Духовные причины крылись в упадке религиозной жизни самой Католической Церкви, что вызывало справедливый протест части верующих против её многочисленных злоупотреблений и новшеств, таких как, например, торговля индульгенциями, запрет мирянам читать Священное Писание, светская власть папства, симония. Назревала необходимость реформировать вероучение и церковную жизнь. Вскоре, для этого представился и повод. Немецкий католический священник Мартин Лютер, возмущённый продажей разрешительных грамот в германских государствах (индульгенции, кстати, сохранились в Католичестве до сего дня), открыто выступил против этого и в 1517 году прибил к дверям Виттенбергского храма свои знаменитые 95 тезисов, осуждавших торговлю отпущением грехов. Лютер был поддержан светскими властями Германии, желавшими освободиться от власти папы. Параллельно с Лютером, в Швейцарии реформаторское движение возглавили Цвингли и Кальвин, а в 1534 году в Англии, в результате разрыва канонических отношений с Римом, появилась Англиканская Церковь. Так началось протестантское движение в Европе, вследствие чего, от Католической Церкви откололась половина её паствы.

Первоначально, существовало 3 крупных протестантских течения: Лютеране, Реформаты, или Кальвинисты, и Англиканская Церковь. Но мир Протестантизма не сохранил своей монолитности и в самое короткое время рассыпался на десятки и сотни направлений. Фундаментом Протестантского богословия стали 3 принципа:

1. Единственным источником вероучения была признана только Библия.

2. Спасение, по мнению Протестантов, совершается лишь через веру в Иисуса Христа.

3. Всеобщность священства.

Пытаясь бороться против заблуждений Католичества, Протестанты хотели возвратиться к состоянию чистоты Церкви первых веков Христианства, но, не имея представлений о Восточном Православии, сохранившем неповреждённым учение Христа и Апостолов, будучи не знакомы с творениями его великих Отцев, Протестанты исполнили печальную пословицу: выплеснули вместе с водой ребёнка. Справедливо выступая против ложных преданий Католичества, они отвергли и истинное Предание Церкви, признав единственным вероучительных источником Писание (Библию). Возмутившись юридическим представлением о добрых делах, как о заслугах перед Богом, совершенно отвергли их необходимость и утвердили возможность спасения лишь верой в Иисуса Христа. Соблазняясь роскошной и распущенной жизнью высшего духовенства Рима, Протестанты отказались от священства, как особого харизматического служения в Церкви, утвердив за каждым мирянином право, быть «священником».

Все эти предпосылки и привели к тому, что мир Протестантизма ещё дальше удалился от Апостольской Церкви, чем Католичество. Среди всех вероучительных заблуждений, наиболее важным здесь стало учение о спасении лишь верой и отрицание возможности освящения Богом материи. Отсюда – превращение Таинств лишь в наше, человеческое воспоминание о том, что совершил Христос. Отвержение почитания Креста, мощей, икон и других материальных святынь. Отказ от молитвенного призывания и почитания Святых и Богоматери, молитв за усопших и аскетики, как систематической борьбы с грехом. Одним словом, Протестантизм повредил самые глубинные основы Христианства и оказался за границами Церкви.

Теперь поговорим о том, не является – ли грехом переход из Православия в Протестантизм.

Наше время можно охарактеризовать, как период религиозного охлаждения, когда единственным настоящим «богом» для многих стало сребролюбие (любовь к деньгам), любостяжание (любовь к материальным благам и их приобретению), и сластолюбие (любовь к удовольствиям). А потому и духовная жизнь некоторых православных (по крещению) христиан ограничивается поиском более «лёгких» и «удобных» путей спасения, чем предлагает Церковь. Вопрос этот решается каждым по – разному: кто считает, что достаточно верить в Бога в душе, а остальное – необязательно, кто бывает в храме лишь два раза в жизни: на крестинах и отпевании, а кто думает, что «для спасения души, все святые – хороши!» и, к сожалению, отступает от Православия в Католичество, Протестантизм или секты.
Ведь там всё «достижимо» без особого труда: за богослужением сидят, нет дисциплины постов и аскетики, уверуй во Христа, и ты – спасён, а самое главное, там всё — «бесплатно», да ещё и помощь оказывают! (хотя хорошо известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке).

Вот и отпадают многие крещёные, но не воцерковлённые люди, от единства с Церковью.
Грех – ли это? – Безусловно. Сам Спаситель заповедал: «Если кто и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18,17). А святитель Киприан Карфагенский сказал: «Кому Церковь – не Мать, тому Бог – не Отец». И принцип: «всё равно, как верить, ведь Бог – один, лишь – бы быть хорошим человеком», здесь не срабатывает потому, что Христианство не нравственность ставит главной целью жизни. Главная цель: обретение спасительных отношений человека с Богом и вхождение в вечное, блаженное общение с Ним. А для этого мало быть приличным человеком. Необходимо воспользоваться спасительными средствами усвоения плодов Искупительной Жертвы Христа. А они — есть не во всякой общине, именующей себя Церковью. И здесь оказывается вовсе не всё равно, куда ходить и во что верить, ведь не всякая Церковь сохранила в полноте неповреждёнными эти средства.

Поэтому, чтобы выразить понятным нам языком состояние человека, отпавшего от Православия, скажем, что существует каноническая практика лишения умершего в этом грехе, отпевания и других видов церковного поминовения. А для лиц, осознавших свой грех, и желающих вернуться из инославия, или иноверия в общение с Церковью, есть специальные чины приёма. Всё это говорит о серьёзности последствий отпадения от Православия.

>Протестантизм

Возникновение протестантизма

Протестантизм — третья после православия и католицизма разновидность христианства, возникшая в результате Реформации — широкого религиозно-политического движения, начавшегося в Германии, распространившегося по всей Западной Европе и направленного на преобразование христианской церкви.

Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных. Однако в более широком смысле протестантизм ассоциируется с социально-политическим и нравственным протестом поднимающегося, но все еще бесправного третьего сословия против отживших средневековых порядков и стоящей на их страже католической церкви.

См.также: Реформация, Контрреформация.

Вероучение протестантизма

Отличие протестантизма от православия и католицизма

Протестанты разделяют общехристианские представления о бытии Бога как Творца мира, о его триединстве, о греховности человека, о бессмертии души и спасении, о рае и аде, отвергая католическое учение о чистилище, о Божественном откровении и некоторые другие. Вместе с тем протестантизм имеет ряд существенных догматических, организационных и культовых отличий от православия и католицизма. В первую очередь это признание священства всех верующих. Протестанты считают, что каждый человек непосредственно связан с Богом. Это приводит к отказу от разделения людей на клир и мирян и утверждению равенства всех верующих в вопросах веры. Каждый верующий при хорошем знании Священного Писания может быть для себя и других людей священником. Таким образом, духовенство никаких преимуществ иметь не должно и само его существование становится излишним. В связи с этими представлениями религиозный культ в протестантизме был существенно сокращен и упрощен. Число таинств сокращено до двух: крещения и причащения; все богослужение сведено к чтению проповедей, совместным молитвам и пению гимнов и псалмов. При этом богослужение происходит на родном для верующих языке.

Почти все внешние атрибуты католического культа: храмы, иконы, статуи, колокола, свечи — были отброшены, так же как иерархическое устройство церкви. Было отменено монашество и целибат, должность священника стала выборной. Служение в протестантизме происходит обычно в скромных молитвенных домах. Было упразднено право служителей церкви на отпущение грехов, поскольку это считалось прерогативой Бога, отменено почитание святых, икон, мощей, чтение молитв за умерших, поскольку эти действия признаны языческими предрассудками. Количество церковных праздников сведено к миниму.

Вторым основным принципом протестантизма является спасение личной верой. Этот принцип был противопоставлен католическому принципу об оправдании делами, согласно которому каждый жаждущий спасения должен делать все, что нужно церкви, и прежде всего содействовать ее материальному обогащению.

Протестантизм не отрицает, что не бывает веры без добрых дел. Добрые дела полезны и необходимы, но оправдаться ими перед Богом невозможно, лишь вера дает возможность уповать на спасение. Все направления протестантизма в той или иной форме придерживались учения о предопределении: каждому человеку еще до его рождения предуготовлена его судьба; она не зависит ни от молитв, ни от деятельности, человек лишен возможности изменить судьбу своим поведением. Однако, с другой стороны, человек мог своим поведением доказать себе и другим, что он предназначен Промыслом Божиим для хорошей участи. Это могло распространяться не только на нравственное поведение, но и на удачливость в жизненных ситуациях, на возможность разбогатеть. Неудивительно, что протестантизм становится идеологией наиболее предприимчивой части буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Учение о предопределении оправдывало неравенство состояний и классовое деление общества. Как показал немецкий социолог Макс Вебер, именно установки протестантизма способствовали подъему предпринимательского духа и его окончательной победе над феодализмом.

Третьим основным принципом протестантизма является признание исключительного авторитета Библии. Любое христианское вероисповедание признает Библию в качестве основного источника Откровения. Однако содержащиеся в Священном Писании противоречия привели к тому, что в католицизме право трактовать Библию принадлежало только священникам. С этой целью было написано большое количество произведений отцами церкви, принято большое количество постановлений церковных соборов, в совокупности все это называется Священным Преданием. Протестантизм лишил церковь монопольного права на толкование Библии, полностью отказавшись от трактовки Священного Предания как источника Откровения. Не Библия получает свою достоверность от церкви, а любая церковная организация, группа верующих или отдельный верующий могут претендовать на истинность проповедуемых ими идей, если они находят свое подтверждение в Библии.

Однако сам факт наличия противоречия в Священном Писании такой установкой не опровергался. Требовались критерии для понимания различных положений Библии. В протестантизме критерием считалась точка зрения основоположника того или другого направления, а все, кто с ней не соглашались, объявлялись еретиками. Гонения на еретиков в протестантизме были не меньшими, чем в католичестве.

Возможность собственной трактовки Библии привело протестантизм к тому, что он не представляет собой единого учения. Существует большое количество близких по духу, но в чем-то отличных направлений и течений.

Теоретические построения протестантизма повлекли за собой изменения в культовой практике, приведшие к удешевлению церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено элементов фетишизма, свойственного культу святых в католицизме. Отказ от поклонения видимым изображениям базировался на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое поклонение как идолопоклонство.

Среди разных направлений протестантизма не было единства в вопросах, связанных с культом, с внешней обстановкой церквей. Лютеране сохранили распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты от всего этого отказались. Месса была отвергнута всеми направлениями протестантизма. Богослужение везде ведется на родном языке. Оно состоит из проповеди, пения молитвенных гимнов, чтения тех или иных глав Библии.

В библейском каноне протестантизм произвел некоторые изменения. Он признал апокрифическими те ветхозаветные произведения, которые сохранились не в древнееврейском или арамейском оригинале, а лишь в греческом переводе Септуагинты. Католическая церковь их рассматривает как второканонические.

Таинства также подверглись пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств только два — крещение и причащение, а кальвинизм — лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена. Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения, считая, что при исполнении обряда Тело и Кровь Христовы реально присутствуют в хлебе и вине. Кальвинизм же считает такое присутствие символическим. Некоторые направления протестантизма проводят крещение только в зрелом возрасте, считая, что человек должен сознательно подойти к выбору веры; другие, не отказываясь от крещения младенцев, проводят дополнительный обряд конфирмации подростков, как бы второго крещения.

Современное положение протестантизма

В настоящее время насчитывается до 600 млн последователей протестантизма, проживающих на всех континентах и почти во всех странах мира. Современный протестантизм представляет собой обширную совокупность (до 2 тыс.) самостоятельных, практически не связанных друг с другом церквей, сект и деноминаций. Уже с самого начала своего возникновения протестантизм не представлял собой единой организации, его деление продолжается до настоящего времени. Помимо уже рассмотренных основных направлений протестантизма, большим влиянием пользуются и другие, возникшие позднее.

Основные направления протестантизма:

  • Квакеры
  • Методисты
  • Меннониты
  • Баптисты
  • Адвентисты
  • Пятидесятники
  • Свидетели Иеговы
  • Мормоны

Квакеры

Направление возникло в XVII в. в Англии. Основатель — ремесленник Дмюрдж Фокс провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения «внутренним светом». За экстатические приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они подчеркивали необходимость пребывать в постоянном трепете перед Богом, последователи этого направления получили свое название (от англ. quake — «трястись»). Квакеры полностью отказались от внешней обрядности, духовенства. Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. В моральных поучениях квакеров прослеживаются аскетические мотивы, они широко практикуют благотворительность. Общины квакеров существуют в США, Англии, Канаде, странах Восточной Африки.

Методисты

Течение возникло в XVIII в. как попытка повысить интерес масс к религии. Его основателями были братья Уэсли — Джон и Чарльз. В 1729 г. они основали в Оксфордском университете небольшой кружок, члены которого отличались особым религиозным упорством и методичностью в изучении Библии и выполнении христианских предписаний. Отсюда название направления. Особое внимание методисты уделяли проповеднической деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, в тюрьмах и т.д. Они создали институт так называемых странствующих проповедников. В результате этих мер направление широко распространилось в Англии и ее колониях. Отделившись от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения личной верой они дополняли учением о добрых делах. В 18В1 г. был создан Всемирный методистский совет. Особенно широко распространен методизм в США, а также Великобритании, Австралии, Южной Корее и других странах.

Меннониты

Течение в протестантизме, возникшее на основе анабаптизма в XVI в. в Нидерландах. Основатель-голландский проповедник Менно Симоне. Принципы вероучения изложены в «Декларации главных статей нашей общей христианской веры». Особенности этого направления в том, что оно проповедует крещение людей в зрелом возрасте, отрицает церковную иерархию, провозглашает равенство всех членов общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить с оружием в руках; общины имеют самостоятельное управление. Создан международный орган — Всемирная конференция меннонитов, находящаяся в США. Наибольшее число их живет в США, Канаде, Голландии и Германии.


Сравнение

Внутренняя организация церкви

Католики признают организационное единство церкви, скрепленное безусловным авторитетом Папы Римского. У протестантов лютеранской и англиканской церкви сохраняется централизация, у баптистов преобладает федерализм. Их общины автономны и независимы друг от друга. Безусловный и единственный авторитет для протестантов – Иисус Христос.

Папа Римский Франциск

Католические священники не вступают в брак. Протестантское духовенство не имеет в этом плане отличий от обычных граждан.

Реклама

У католиков существуют монашеские ордена (одна из форм монашества). У протестантов такой способ организации духовной жизни отсутствует.

Духовенство у католиков составляют исключительно мужчины. Во многих протестантских течениях епископами и священниками становятся также и женщины.

Принятие в церковь новых членов у католиков совершается через крещение. Возраст крещаемого не имеет значения. Протестанты крестятся только в сознательном возрасте.

Вероучение

Католиками признается равный авторитет Священного Писания и Священного Предания. Протестанты признают только Священное Писание. Толковать его в отдельных течениях может священство, но чаще – собрание верующих, а иногда сам индивид.

Католики проповедуют культ Девы Марии как Божией Матери и Заступницы рода человеческого. Протестанты отвергают догматы Католической Церкви о Богородице.

У католиков семь таинств: крещение, Евхаристия, миропомазание, покаяние, священство, брак, елеосвященство. Протестанты принимают только два таинства – крещение и причащение. У квакеров и анабаптистов таинства вообще отсутствуют.

Католики верят, что после смерти над душой человека за содеянные при жизни грехи совершается частный суд, как преддверие Страшного Суда. Об умерших молятся. Протестанты отвергают учения о существовании души до Страшного Суда. О покойных не молятся.

Церковная практика

Для причащения католики используют пресный бездрожжевой хлеб – опресноки. Для протестантов вид хлеба в этом случае не имеет значения.

Исповедь хотя бы раз в год в присутствии священника обязательна для католиков. Протестанты не признают посредников в общении с Богом.

Католики служат Мессу, как главное богослужение церкви. Особой формы богослужения у протестантов нет.

Католики почитают иконы, крест, живописные, а также скульптурные изображения святых и их мощи. Для католиков святые – заступники перед Богом. Протестанты не признают икон и креста (за очень редким исключением) и не почитают святых.

Католическая икона. Иисус к содержанию

Выводы TheDifference.ru

  1. В католичестве существует организационное единство верующих, скрепленное авторитетом Папы Римского. У протестантов не существует единства, и нет главы церкви.
  2. Священнослужителями у католиков могут быть только мужчины, у протестантов в числе духовенства встречаются также и женщины.
  3. Католики принимают крещение в любом возрасте, протестанты – только в зрелом.
  4. Протестанты отрицают Священное Предание.
  5. Католики признают культ Девы Марии. Богородица для протестантов – всего лишь совершенная женщина. Нет также культа святых.
  6. У католиков семь таинств церкви, у протестантов – всего два, а в некоторых течениях – ни одного.
  7. У католиков существует понятие о посмертных страданиях души. Протестанты верят только в Страшный Суд.
  8. Католики причащаются на опресноках, для протестантов вид хлеба для причастия неважен.
  9. Католики исповедуются в присутствии священника, протестанты – без посредника перед Богом.
  10. У протестантов нет особой формы богослужения.
  11. Протестанты не признают икон, креста и не почитают мощи святых, как это принято у католиков.

Раскол единой церкви

Чтоб осознать отличия православия от католицизма и протестантизма, необходимо совершить мысленное путешествие в глубину веков. На Седьмом Вселенском Соборе в 787 году произошел раскол единой церкви, который совсем утвердился в 1054 году. С того момента христианский мир распался на две независящие ветки — православие и католицизм. Главой церковной церкви остался Папа Римский, а главой православия — Константинопольский Патриарх.

Основой знака веры остался воскресший Иисус Христос, а разногласия касались лишь обрядовости и неких убеждений. Все христиане (католики либо православные) веруют в триединство божественной ипостаси, в наследование королевства божьего по заветам Иисуса, и в его искупительную жертву. Невзирая на обоюдные анафемы церковной и православной церкви, база веры осталась единой у всех. А крестовые походы на Русь явились следствием анафем. В 1965 году обе конфессии примирились и не враждуют.

А кто такие протестанты, откуда они возникли? Это были католики, которые выразили протест против догматов римско-католической церкви. К православию протестанты не имеют никакого дела. Если разглядывать раскольничество в лоне православной церкви, то нашими «протестантами» можно именовать староверов, не подчинившихся реформе Никона (1650-1660 гг).

Православие

Опосля вселенского раскола правоверная ветвь была под началом Константинопольского Патриарха. В наше время существует несколько автокефальных (независящих) православных церквей, которые решают свои вопросцы на Соборах. Своим главой православные церкви почитают не патриарха, а самого Иисуса Христа.

Православные священники могут заключать брак. Запрет на супружеские узы существует лишь у монахов. Также и по остальным пт, перечисленным в разделе о католицизме, православные каноны различаются от церковных. А именно, в православной традиции отсутствует догмат о непогрешимости Папы Римского.

Православного человека можно сходу отличить от католика по осенению себя крестом: справа влево 3-мя перстами (щепоткой). А старообрядцы различаются от православных двоеперстным осенением.

Кто такие протестанты и есть ли разница с христианством? Это течение появилось на европейском материке в 16 веке как протест против всеобъятного господства римско-католической церкви. Одного центра у протестантского движения не существует, в этом течении находится огромное количество церквей с различными наименованиями. Первыми протестантскими церквями были:

  • англиканская церковь;
  • лютеранская церковь;
  • кальвинизм.

Позднее выделились и остальные течения:

  • баптисты;
  • евангелисты;
  • методисты;
  • адвентисты;
  • пятидесятники;
  • другие.

Некие протестантские течения не признаны как церковь и отнесены к сектам — мормоны, иеговисты. Протестанты категорически опровергают поклонение иконам, святым и монашество, но признают триединство бога. Протестанты твердо убеждены, что спасение души зависит от принятия Иисуса Христа личным спасателем, потому человеку не необходимы посредники меж ним и богом.

У протестантов нет Молитвословов, в храмах не возжигают свечки, а на молитвенных службах поют песни в честь Иисуса Христа. В неких протестантских церквях принято плясать под славословия. В особенности сиим различаются неопротестантские церкви, где люди хлопают в ладоши и пританцовывают в славословиях Иисусу. Также там не принято почитать Богоматерь как равную богу, она считается обычной смертной дамой.

Протестантское движение различается активной миссионерской деятельностью, особым (братским) укладом жизни и взаимопомощью. Общины проповедуют равенство меж всеми членами и живут единой семьей. Современная англиканская церковь держится консерватизма в собственных мнениях, и на данный момент уже ведутся дискуссии о признании ею верховенства Папы Римского.

В протестантских церквях монашество отсутствует как совершенно подлежащее рассмотрению явление. Верующие ведут обыденный стиль жизни, но подчиненный местным церковным уставам. Разводы разрешены, но неодобряемы. Главой общины является пастор, который считается прототипом для подражания.

Отличия меж конфессиями

Разглядим принципные отличия конфессий на сравнительных примерах.

Внутренняя организация церквей

В православии существует много автокефальных поместных церквей, которые различаются некими аспектами в ритуалах и каноническими формами.

В Рф все церкви подчиняются Столичному патриархату.

В католицизме всё держится на авторитете Папы Римского. Некой свободой наделены монашеские ордена. Непогрешимость Папы признается практически всеми церквями, кроме традиционалистов и старокатоликов.

В протестантском движении нет одного организующего центра. Любая община существует независимо от иной, признавая авторитет Иисуса Христа.

Брак и монашество

В православии развито монашеское движение, отличительной чертой которого является обет безбрачия. Белоснежное духовенство (священники) могут вступать в брак (лишь раз).

В церковной церкви все священнослужители дают обет безбрачия, независимо от монашеского пострига.

Протестантизм стопроцентно опровергает монашество и признает институт брака. Члены общины могут жениться и разводиться. Расторжение брака допустимо, но не всюду приветствуются. В неких церквях запрещены повторные браки.

Авторитеты

В православной вере высшим авторитетом почитается Иисус Христос и святое евангелие. Насущные вопросцы православия решаются на Вселенском Соборе большинством голосов.

В католицизме высшим авторитетом считается мировоззрение Папы Римского и его позиция относительно духовных вопросцев. Также признается и авторитет святого писания как база исповедания. Вопросцы общины католики решают на собственных Вселенских Соборах.

В протестантизме высшим авторитетом считается евангелие. Но методов толкования евангелия столько много, что сойтись в едином мировоззрении верующим не удается. В каждой общине существует собственный взор на послания апостолов, который считается единственно верным.

Учение о святой Марии

В православной церкви Богоматерь считается стопроцентно непорочной, потому что не имела первородного греха. Также православные убеждают, что опосля успения Богородица была взята на небеса.

Католики поддерживают веру православных в непорочность Девы Марии. На ней не было никакого греха.

В протестантских церквях Мама Христа считается обыкновенной дамой, прототипом святости и праведного поведения.

Догмат о посмертном чистилище

В православной церкви существует догмат о мытарствах, другими словами, посмертных испытаниях души.

В церковной церкви молвят о чистилище, которое проходит любая душа для очищения от грехов.

В протестантских церквях отторгают как мытарство души, так и чистилище.

Церковные Таинства

В православной и церковной церкви признают 7 церковных Таинств:

  • крещение;
  • покаяние;
  • евхаристия;
  • брак;
  • миропомазание;
  • соборование;
  • священство.

В протестантских церквях признают лишь два Таинства — крещение и причастие (евхаристия).

Таинство крещения

В православной и церковной церкви крестят новорожденных малышей. В протестантской церкви крещение принимают, обычно, в сознательном возрасте. Погружение в воду в протестантских общинах не непременно. Если проводят крещение водой, то в реке.

Таинство причастия

В православных храмах причащаются дрожжевым хлебом и вином. Это касается как духовенства, так и паствы.

В церковных костелах причащаются безжрожжевым хлебом. Духовенство причащается хлебом и вином, паства — лишь хлебом.

В протестантских церквях нет одного обычая причащения, все зависит от устава общины.

Потаенна исповеди

В православной церкви исповедуют грехи перед каждым причастием, исповедь воспринимает священник. Покаяние быть может произведено и без причастия.

В церковной вере исповедь быть может и без присутствия священника, также и с его присутствием — по желанию.

В протестантских церквях не признается никакое посредничество меж богом и человеком, потому каяться в грехах можно без очевидцев.

Форма богослужений

В православных храмах обрядовое служение проводят по восточному (византийскому) эталону. Музыкального сопровождения во время службы нет, в хоре учавствуют дамы и мужчины.

В церковных храмах богослужения (мессы) проводят по латинскому или восточному эталону. На мессах играет органная музыка, в хоре участвуют лишь мальчишки (мужчины).

В современных протестантских церквях богослужения проходят без обрядовой части, в главном, это проповеди и прославление бога. Находится хоровое пение и сопровождение на разных музыкальных инструментах, прямо до современной ударной установки. Во время прославления верующие могут плясать и хлопать в ладоши.

Почитание икон

В православной церкви развито поклонение иконам и почитание креста (распятия). Верующие обращаются конкретно к иконе с молитвой веры.

В церковной церкви почитают распятие и иконы. Но во время молитвы к иконе не обращаются, а лишь только стоят перед ней.

В протестантских церквях признают лишь крест без распятия. Нет никаких икон и скульптур, это считается язычеством.

Почитание святых и погибших

В православной и церковной церкви принято почитание святых угодников. Также принято молиться за погибших.

В протестантских церквях культ погибших отвергается, святых угодников не почитают.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *