Причастие и крещение

Содержание

В отличие от католиков, которые начинают причащаться с определенного возраста (например, в соседней Польше приблизительно с 9 лет), у православных такие ограничения отсутствуют. Даже младенцу, если он крещен в православии, Святая Церковь дарует возможность принять благодать Господню. Но чтобы причастие ребенка совершалось канонически правильно и на пользу, родителям необходимо четко усвоить очень важные, хотя и простые истины.

Прежде всего, уважаемые папы и мамы должны относиться к причащению своего ребенка со всей возможной мерой ответственности. Они должны осознавать, что причастие — это не ритуал и не обряд, и совершается оно не символически. Все эти обывательские и безграмотные суждения не имеют никакого отношения ни к Церкви, ни к христианству. Причастие — это не спектакль, в причастие не играют. И уж тем более это не модное мероприятие, на которое ходят в подражание друзьям и соседям.

А с другой стороны, причастие нельзя воспринимать, как некое волшебное действие, сродни колдовству или «церковной магии». Нет такого понятия «церковная магия» — оно абсурдно и нелепо, потому что Церковь и магия, равно как Церковь и колдовство, абсолютно несовместимы. Причащаясь, мы соединяемся не с безликой потусторонней силой, которой надеемся управлять по своему разумению и желанию, но с Господом Богом, Который Сам управляет нами и по нашей вере воздает нам то, что мы заслужили.

Именно эта возможность внутреннего преображения, ведущая человека к единению с Богом, и составляет непостижимую тайну совершаемого причастия. Отсюда и объяснение, почему причастие является не ритуалом, не обрядом, а именно таинством.

Теперь же обратите внимание на указанное выше: Господь по нашей вере воздает нам то, что мы заслужили. Но можно ли говорить о полноте осознанной веры, если речь заходит о детях? И какая может быть вера у несмышленого карапуза, у грудного младенца? Неужели из этого следует, что причастие малолетних чад содержит в себе иную сакральную природу?

Нет, причастие неизменно — и по своей природе, и по своему значению. Оно одинаково для всех невзирая на возраст. Причастию сопутствуют одни и те же непреложные требования. Но те из требований, которые не в состоянии выполнить дети,естественным образом переносятся на их родителей.

Пока ребенок слишком мал, он представляет собой единое целое с теми, кто его растит и воспитывает. И то, что недостает ему, восполняется верой отца и матери. Восполняется и верой, и личным примером, и обязательным участием в церковных таинствах. Недопустимо, чтобы ребенок регулярно причащался, а родители не молились, не постились и грешили, когда им вздумается. И совершенно немыслимо, если причащается только ребенок, а родители каждый раз приходят для «галочки» — всего лишь присутствуют.

Но, к сожалению, такая ситуация не редкость. А все потому, что отдельные взрослые и вправду не понимают, что творят. Они действительно играют и в веру, и в православие. До них не доходит, что это насмешка над христианством. Они забывают, что подобные игры не остаются без последствий. Потому что Господь не зритель. Он — Судия. И с таких «артистов» спрашивает без снисхождения.

* * *
Итак, чтобы полноценно причастить ребенка, надо подготовиться и родителям.Взрослые люди готовят себя к причастию молитвой, постом и таинством исповеди.
Человек, который желает достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен 2-3 дня усердно молиться как дома (утром и вечером), так и в храме. Дома читаются следующие каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу-хранителю, а также Последование ко святому причащению. Перед днем, который выбран для причастия, надо обязательно побывать на вечерней службе.

С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи — мяса, яиц, молока и молочных продуктов, а если эти 2-3 дня совпадают с периодом строгого поста — и от рыбы тоже.

Человек, готовящий себя к причастию, обязан исповедаться. Желательно это сделать накануне — до или после вечернего богослужения. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказывать все, что есть на совести. При этом нельзя оправдываться или перекладывать вину на других. Также нельзя кого-либо осуждать или рассказывать о чужих грехах.

Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае — до Херувимской песни. Имейте в виду, чтобез исповеди никто, кроме детей до 7 лет, не может быть допущен к причастию.

По обычаю в отрезок времени между исповедью и святым причащением православные христиане полностью воздерживаются от пищи и воды, а также от курения. Обычай еще не означает категорическое предписание, но после полуночи, накануне причастия, эти запреты становятся строго обязательными. А наутро желающий причаститься отправляется в храм натощак, лишь почистив зубы и прополоскав рот.

Как видим, подготовка взрослого человека к причастию предполагает, говоря доступным языком, самодисциплину и предельную собранность. Именно поэтому некоторые родители выбирают простейший вариант: подводят или подносят к батюшке ребенка, дескать, вот, причастите, окажите милость, а сами мы — не сейчас, как-нибудь потом, когда нам будет удобно. Мол, извините, мы не готовились. Мы не успели. Мы были заняты…

Если младенца причащают каждый день (а в отношении самых маленьких такое не возбраняется — наоборот, приветствуется!), ежедневное причастие для его родителей необязательно. Однако надолго откладывать причастие нельзя! И уж ничто не мешает родителям причащаться вместе с ребенком, если они приводят его в храм (или приносят) один раз в неделю, а то и реже. В этом случае отказы от причастия будут означать не столько лень и не столько слабость характера, сколько откровенное небрежение к вере и Церкви, а заодно — и к собственному дитяти. При таких обстоятельствах ребенок не получит полноценную силу Божией благодати, потому что будет причащаться без поддержки и духовного соучастия родителей.

* * *
Подготовка к причастию детей имеет свои особенности. Повторяю: ребенок до 7 лет допускается к причастию без исповеди. А в отношении пищи соблюдаются определенные условия.

Грудничков кормят как обычно, но не слишком плотно, чтобы во время причастия (или после) не случилось неприятностей. Такое же правило распространяется и на детей до 3-4 лет.

Приблизительно с 3-летнего возраста детей начинают приучать к тому, чтобы они причащались натощак. Но это не должно происходить ускоренными темпами. Объяснить 3-летнему ребенку значение церковных правил довольно сложно, поэтому и не следует принуждать его к голоданию. Здесь необходима постепенная подготовка.

Например, в 3-4 года — легкий завтрак. В 5 лет — сладкий чай и кусочек хлеба. В 6 лет — уже осознанное воздержание от еды и питья накануне причастия.

Впрочем, это приблизительные сроки, ибо дети бывают разные. Кто-то сможет потерпеть и в три года, а кто-то будет мучиться и в семь. Однако ребенок не должен мучиться. Постепенную подготовку нельзя сводить только к выработке привычки. От родителей потребуются и мудрые наставления, и доброта, и ласка. А цель будет достигнута лишь тогда, когда ребенок обретет понимание и внутреннюю твердость. Если ради причастия он по собственному решению откажется от завтрака, то уже поступит, как настоящий православный христианин.

Но имейте в виду: участие в церковных таинствах еще не гарантия того, что ребенок действительно станет настоящим христианином. И возрастающая строгость поста, и само причастие — это лишь одна из сторон христианской жизни. Задача родителей разъяснять и воспитывать — буквально учить своих детей православию. Конечно, с учетом их возраста и общего развития.

Так, например, уже 3-летний ребенок сможет запомнить короткую молитву, чтобы читать ее вместе со взрослыми. Впоследствии он освоит вторую молитву, третью и т.д. Но это не должна быть механическая зубрежка. Если ребенок не будет понимать значения произносимых слов, а главное — не осознает и самый смысл молитвенных обращений к Богу, то подобное обучение пользы не принесет.

В равной степени это касается и таинства причастия. Примерно с того же возраста, с 3-4 лет, необходимо рассказывать ребенку про Иисуса Христа, про Его Рождество, про то, как Он исцелял больных и кормил голодных. А также про то, как Он узнал, что скоро умрет, и собрал Своих учеников на последний совместный ужин. Этот рассказ о том, как наш Спаситель впервые причастил людей, разумеется, будет неполон и упрощен. Но всему свое время. По мере взросления ребенка родители смогут его ознакомить уже непосредственно с текстом Евангелия.

Важно при этом помнить, что вынужденное упрощение сообщаемых ребенку сведений не означает их искажение. Лучше что-то недосказать, чем солгать! Точно так же и во время причастия. Нельзя говорить ребенку: «Вот батюшка тебе вкусненького компотика даст». Подобные формулировки кощунственны. Называйте вещи своими именами: «Батюшка тебе причастие даст. Оно святое и очень хорошее»…

С 7-летнего возраста дети начинают причащаться только после предварительной исповеди. Но, опять же, если у ребенка появится желание и для этого не будет серьезных препятствий, то к таинству исповеди он может приступить и раньше — например, в 6 лет.

Первая исповедь также требует подготовки. С ребенком необходимо спокойно и доверительно побеседовать. Нужно объяснить ему, что такое грех, за что мы просим у Бога прощения и что такое нарушение заповедей. Обязательно следует подчеркнуть, что любой из грехов, прежде всего, вредит согрешившему: то недоброе, что мы делаем людям, к нам же и возвращается.

Если ребенок испытывает страх перед исповедью, такое чувство необходимо развеять. Предупредите ребенка, что мы исповедуемся Самому Господу Богу, а священник лишь помогает нам в этом. И для батюшки эта помощь чрезвычайно ответственна: обо всем, что говорится во время исповеди, он не расскажет никому и никогда.

Кстати, тот факт, что православные начинают исповедоваться в 7 лет, позволяет многим родителям думать, что дети до этого возраста не грешат. Такое представление в корне неверно. Общеизвестны и детские шалости, порой приводящие к трагическим последствиям, и детская жестокость, и даже преступления, совершаемые детьми. Конечно, дети грешат, и сомневаться в этом не приходится. Греховность, подверженность греху заложены в нас от рождения. Однако ребенок совершает скверные поступки, как правило, непредумышленно или без должного осознания, насколько это плохо. Поэтому он не может в полной мере отвечать за свои грехи. И граница в 7 лет, по большому счету, выбрана условно. Тем не менее, с этого возраста ребенок обязан принять как данность, что за содеянное зло он будет держать ответ не только перед людьми, но и перед Богом.

* * *
К посещению храма ребенка следует приучать с такой же постепенностью.Совсем еще маленьких детей желательно приводить (или приносить) минут за 10-15 перед причастием. А в дальнейшем время пребывания в храме должно увеличиваться. Так, дети 6–7 лет, если их правильно приучали к службе, уже могут присутствовать почти на всей литургии.

Родителям грудных младенцев необходимо заранее настроить, успокоить ребенка, чтобы он своим плачем и криком не беспокоил остальных прихожан. Это не всегда достижимо, но прилагать старания нужно. К слову, чем чаще причащают младенцев, тем быстрее они привыкают к церковной обстановке.

Около Святой Чаши грудных младенцев необходимо держать горизонтально, головкой на своей правой руке. Ручки младенца следует придерживать, чтобы он случайно не толкнул Чашу или не схватил лжицу (ложку).

Если младенец причащается впервые, то, когда его подносят к Чаше, он может испугаться. В таких случаях не нужно причащать ребенка насильно. Пусть он лучше посмотрит, как это делают другие дети. А еще можно дать ему частицу просфоры, поднести его к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что причастят не сегодня, а в следующий раз.

Заслуживают серьезного упрека те из родителей, чьи дети, уже пребывающие в сознательном возрасте, ведут себя в храме, как на игровой площадке: бегают, шумят, веселятся, и тем самым отвлекают верующих. Это совершенно недопустимо! Элементарные правила поведения в общественных местах должны быть привиты сызмальства. Тем паче, если речь идет о храме! Стыдно таким родителям демонстрировать всем и вся свою несостоятельность как воспитателей.

Помимо прочего, родители призваны научить подрастающих детей, как принимать причастие: складывать руки на груди крестообразно (правая рука сверху); возле Чаши не креститься, дабы нечаянно не толкнуть ее; называть священнику свое имя; широко открывать уста и т.д.

Что же касается периодичности, то младенцев обычно причащают чаще (в среднем, 1 раз в неделю), а дети 6-7 лет могут причащаться реже. Насколько реже? Этот вопрос желательно согласовать или с духовником, если таковой имеется, или с любым священником, который сможет помочь советом.

* * *
Церковная практика причащения детей имеет под собой каноническую основу.Она возникла в соответствии с уроком, который преподал Своим ученикам Господь наш Иисус Христос.

В Евангелии от Матфея об этом рассказывается так: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им.

Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 13, 14).

Это событие описывает и святой апостол Лука: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18: 15, 16).

Святой апостол Марк свидетельствует о том же: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10: 13, 14, 16).

Все это еще раз подтверждает не только важность и прямую необходимость причащения детей, но также и высочайшую ответственность, которая лежит на их родителях.

Игнатий СКОРОДОМСКИЙ.

Причастие после крещения ребенка

Крещение — это первый шаг на пути воспитания христианина. А после крещения для ребенка важнейшим таинством является Причастие. Причащение необходимо для того, чтобы ваш малыш был ближе к Богу и Ангел-хранитель оберегал его от разных неприятностей.

Первое Причастие ребенка после крещения

К причащению допускают деток с момента крещения.

Многие взрослые приводят ребенка на Причастие в церкви далеко не сразу. Объясняют это тем, что младенцу или малышу до трех лет сложно рассказать о том, что именно будет происходить. Но наша принадлежность ко Христу совершенно не зависит от возраста или жизненного опыта. Малыш душой может знать гораздо больше, чем его родители.

Первое Причастие ребенка после крещения может следовать сразу на второй день. Если вы решили крестить малыша на сорокой день после рождения, то на сорок первый можете смело отправляться на Причастие.

Как проходит Причастие ребенка?

В процессе богослужения выносится Чаша с хлебом и разбавленным вином. Над ней читают молитвы и тем самым призывают святого духа Христа. Перед тем, как идти к Чаше, нужно взять у батюшки Благословение.

Детки более старшего возраста складывают руки на груди (правую поверх левой). Малыша взрослый должен посадить на правую руку. Объясните ребенку, что Частичку обязательно нужно проглотить и проследите за этим. Если капля причастия попала на одежду или младенец срыгнул, поставьте в известность батюшку.

Сначала причащают деток, называя при этом их церковное имя. После Причастия ни ребенок, ни вы сами не должны разговаривать. Подведите малыша к столику и дайте запить причастие, а также взять кусочек просфоры. После этого можно приложить ребенка в Распятию.

Как детям готовиться к Причастию ?

Причастие в церкви ребенка — это важный шаг и подготовиться к нему нужно обязательно. Понятно, что для взрослых есть определенные правила. Но ребенку в силу возраста соблюдать их довольно сложно. Вот некоторые рекомендации, как подготовить ребенка к Причастию.

  1. Грудничка нужно покормить за час-полтора до Причастия. Деток от трех лет следует удержать от пищи вовсе. Но приучать нужно к этому постепенно, внимательно отслеживая самочувствие малыша.
  2. Самое главное, что нужно для Причастия ребенка, это объяснить ему о простых правилах поведения. Стоять спокойно и не разговаривать, скрестить руки на груди перед Чашей, назвать свое имя и проглотить Дары. Затем подойти к столику с просфорами. Все это вполне по плечу деткам с трех лет.
  3. Когда вы отправитесь на Причастие после крещения ребенка, не забудьте надеть себе и крохе крестик.

Что нужно для крещения грудничка

Что взять с собой на крещение грудничка

Подготовка к обряду включает и сбор вещей для проведения таинства. С собой при крещении грудничка нужно взять:

  1. Крестик для ребенка. Считается, что его должен подарить на крестины будущий крестный. Для малыша подойдет серебряный крестик, который по приметам защитит его от сглаза.
  2. Специальная рубашка или платье. Сегодня в детских магазинах продается множество различных вариантов крестильных рубашек и платьев. Можно сшить такой наряд самостоятельно. По традиции его должна подарить малышу будущая крестная.
  3. Крыжма или полотенце. В него ребенка заворачивают после купели. По народным поверьям, стирать такое полотенце после крещения нельзя. Если ребенок заболел, то его нужно накрывать крыжмой.
  4. Свидетельство о рождении младенца и паспорта родителей.
  5. Одеяло, на котором можно будет переодеть ребенка.
  6. Пакетик, в который в процессе таинства кладут срезанную прядь волос.
  7. Необходимые ребенку вещи, такие как подгузники, соску, влажные салфетки и прочее.
  8. Деньги. Стоимость обряда и другие денежные вопросы лучше заранее обговорить со священником, проводящим таинство.

Как одеть грудничка на крещение

При выборе крестильной рубашки для грудничка стоит отдать предпочтение мягким, удобным и натуральным нарядам.

Лучше, если выбранное одеяние даст возможность легкого доступа к телу малыша. Одежда может быть светлых тонов или белой. Решая, как одеть грудничка на крещение, стоит также учитывать время года, когда происходит обряд, и температуру в церкви, где будут крестить ребенка.

Взрослым, которые собираются присутствовать при крещении грудничка также следует обратить внимание на свою одежду. Не нужно выбирать чересчур праздничных одеяний. Женщинам, а тем более, крестной, стоит надеть юбку или платье достаточной длины, а голову покрыть шарфом или платком. Мужчинам лучше выбрать строгий классический вариант одежды, например, брюки и рубашку.

Как проходит обряд крещения младенца

Продолжительность обряда крещения может составлять до полутора часов. В церковь младенца вносят крестные: обычно девочку вносит крестный, а мальчика – крестная. Ребенок при этом должен быть полностью раздет и завернут в крестильное полотенце или крыжму.

В начале обряда крестные произносят обеты. Они же должны отвечать на вопросы священника, так как малыш еще слишком мал для этого. В процессе проведения таинства батюшка наносит елей на части тела младенца, а затем, символизируя защиту и покровительство Бога, кладет на ребенка руки. После этого крестные читают молитву «Символ веры», находясь возле купели. В ней содержатся обеты выполнять заповеди и не поддаваться дьяволу. Затем батюшка освящает воду в купели и три раза погружает в нее грудничка, сопровождая это чтением молитв.

Дальше происходит обряд миропомазания, в процессе которого совершается крестообразное нанесение мира на голову малыша. После ребенка отдают крестным, и они одевают на него заранее освященный крестик, рубашку или платья, а девочкам – чепчик или косынку. Также священник выстригает прядь волос грудничка как символ покорности. В процессе воцерквления может происходить первое причастие, при котором мальчиков проносят через алтарь, а девочек прикладывают к иконе Богоматери и подносят к вратам.

Заканчивается таинство крещения внесением соответствующих записей в церковные книги и выдачей свидетельства о крещении.

После окончания обряда родители обычно приглашают всех близких и друзей, присутствующих на нем, в гости. Застолье не должно быть чересчур обильным и лучше, если оно не будет сопровождаться употреблением спиртных напитков.

Причастие грудничка после крещения

Причащать можно деток любого возраста после их крещения. Нередко между таинством крещения и причастием грудничка проходит довольно много времени. Родители объясняют это невозможностью объяснить малышу правила поведения во время причащения и основы веры и православной церкви. Однако принадлежность Богу не привязана к возрасту, полу и другим особенностям человека, причащать можно и нужно даже грудных детей. Первое причастие следует провести через несколько дней после крещения.

Как причащают грудничков после крещения

При богослужениях в церкви выносится разбавленное вино и чаша, в которой находятся кусочки хлеба. Над ними священник читает необходимые молитвы, призывая дух Христа. Перед причастием хлебом и вином нужно получить на него благословение батюшки. Младенцев при этом нужно поместить на правую руку сопровождающего взрослого, детям более старшего возраста руки складывают на груди, причем правая должна быть сверху. Необходимо постараться объяснить малышу, что кусочек хлеба нужно проглотить. Детей обычно причащают первыми, при этом батюшке следует сказать церковное имя ребенка.

Существует несколько рекомендаций по проведению обряда причащения:

  1. Грудных малышей следует покормить примерно за полтора часа до таинства. Детей, которым более трех лет, лучше вообще не кормить перед этим.
  2. Стоит в зависимости от возраста постараться объяснить ребенку процедуру причастия и его смысл. Во время обряда нужно скрестить руки на груди, не разговаривать, не баловаться и не смеяться, спокойно сказать батюшке свое имя и проглотить частичку.

Отправляясь в церковь на причастие, нужно обязательно надеть на шею малыша крестик.

>Причастие младенцев превращается в профанирование Таинства

По словам саратовского митрополита Лонгина, причащение младенцев постепенно вырождается в чуждое Церкви действие…

***

Причащение младенцев в наших храмах постепенно превращается в чуждое Церкви действие, заявил 16 февраля, отвечая на вопросы телезрителей в эфире программы из цикла «Беседы с Архипастырем», подготовленной студией Саратовской митрополии, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, сообщает издание «Православие и современность».

Такой ответ владыка дал на вопрос зрительницы, должен ли взрослый поститься за младенца и прочитать за него молитвенное правило, прежде чем подходить с ребенком к Причастию.

«Это было бы очень хорошо, — сказал митрополит Лонгин. — Дело в том, что причащение младенцев в наших храмах постепенно превращается в некое, я бы сказал, чуждое Церкви действие.

Почему? Мы, люди старшего поколения, помним, как трудно было привести в церковь ребенка — и младенца, и отрока, поскольку за этим бдительно следили соответствующие инстанции, и люди потом имели неприятности на работе или учебе. Когда в храм ходить стало можно, все мы радовались увеличившемуся количеству детей в храмах. Однако сегодня мы сталкиваемся с такой ситуацией: многие родители знают, что ребеночка можно и нужно причащать, но при этом причащают родители, которые сами очень малое или вообще никакого отношения к церковной жизни не имеют. Когда служишь, выходишь с Чашей — видишь в городских храмах буквально толпу таких родителей, которые вот только что с мороза забежали в храм с ребенком, может, гуляли с ним рядом где-нибудь. Ребенок или кричит, или спит, но вот давайте его срочно причащать… Это превращается буквально в профанирование Таинства. Причем сами родители абсолютно индифферентны. Видно, что им самим никогда в голову не приходило причащаться».

«Все, что Церковь делает с детьми, особенно в младенческом возрасте, — делается по вере родителей, — напомнил владыка. — Почему мы сейчас говорим, что нельзя крестить просто так, когда принесли ребенка люди, совершенно не понимающие, что такое Крещение и что после этого должно измениться в их жизни, жизни ребенка? Мы стараемся сейчас отказывать таким людям, крестя только тех младенцев, родители которых являются воцерковленными людьми и подходят к таинству осознанно. Точно так же и с причащением. Очень больно это видеть, есть даже какой-то момент поругания святыни, когда дети кричат, родители не знают, как их успокоить, и тут же, причастив, бегут из храма. Хорошо, если их остановят и заставят хотя бы перед тем, как дать соску, дать запивку, а они отмахиваются. Это очень неприятно».

Поэтому, продолжил архиерей, он понимает тех, кто советует прежде чем причащать младенца, «если не попоститься, то хотя бы часть правила ко причащению прочитать, чтобы самому подготовиться внутренне». «Я уверен, что это было бы здорово. Обязательного требования нет, но если бы такая привычка привилась у наших верующих людей, это было бы очень хорошо», — отметил архипастырь.

Отвечая далее на вопрос, как часто причащаться взрослому человеку, митрополит Лонгин заметил: «Причащаться каждый человек должен исходя из интенсивности его церковной жизни. Есть люди, которые ходят в церковь регулярно: каждое воскресенье они в храме, и все праздники, и не только на Литургии, но и на всенощном бдении, весь год соблюдают среду и пятницу, все посты, читают дома Евангелие, молятся, стараются все время хранить память о Боге. Я думаю, что таким людям можно причащаться раз в неделю или раз в две недели, в зависимости от их устроения. Этот вопрос всегда решается индивидуально с духовником.

А если человек ходит в церковь гораздо реже, знает, что он впадает в какие-то грехи, я думаю, здесь нужно воздерживаться от очень частого причащения. Хотя, конечно, причащаться нужно чаще, и чем чаще, тем лучше, — но при условии готовности к причащению, очищения своего сердца исповедью, чтения молитвенного правила. Не механического вычитывания: вот я встал и вычитываю каноны и акафисты… Молитва тогда называется молитвой, когда она имеет отклик в человеческом сердце, когда человек действительно может сказать: «Да, я помолился». Не просто вычитал (ведь есть даже такое выражение «вычитать правило»), а действительно помолился. Тогда Господь как-то извещает человека, и он идет к Причастию в умиротворенном состоянии, в добром расположении».

«Как не утратить страха Божия? Это очень сложный вопрос, потому что страх Божий можно утратить, причащаясь часто, — и еще легче его утратить, причащаясь редко. Эта опасность подстегает и мирян и, в еще большей степени, священников, потому что и для священника непросто сохранять чувство благоговения. У всех нас есть такая особенность: мы привыкаем ко всему, и достаточно быстро. А Бог, Церковь, богослужение — это то, к чему ни в коем случае нельзя привыкать, в плохом смысле этого слова. Человек должен поддерживать в себе ощущение новизны и постоянного присутствия пред очами Божиими. Это результат правильного устроения и правильной духовной жизни. Это непросто. Состояния уныния, богооставленности, то, что называют сердечным окаменением, думаю, испытывал каждый человек. Если мы вспомним святителя Тихона Задонского, у него месяцами были уныние и отчаяние, но он боролся с ними. Если человек имеет постоянство, надежду на Бога, то Господь помогает ему эти состояния преодолевать», — заключил митрополит Лонгин.

Русская народная линия — 20.02.2013.

О проблемах и вопросах

Вопрос о подготовке детей к причастию в большинстве книг и на многих православных сайтах обсуждается в рамках вопроса о подготовке к причастию взрослых. Разве что с некоторыми уточнениями, которые занимают максимум три абзаца. Причем советы батюшек и мнения авторов публикаций оказываются чуть ли не диаметрально противоположными. Одни утверждают, что детей надо готовить путем чтения с ними молитв – начиная с небольшого количества и заканчивая вычитыванием всего правила по мере освоения текста и привыкания, а также с малолетства приучать ребенка к трехдневному посту. Другие говорят о том, что важно просто настроить соответственно малыша, достаточно в качестве аскетического упражнения ограничить доступ к телевизору, а перед причастием младенца (каковыми считаются дети до 7 лет) можно даже и покормить, если он не может терпеть. Особое внимание уделяется и вопросу детской исповеди, так как в русской традиции сложилось так, что исповедь, практически утратив значение самостоятельного Таинства, превратилась в обязательный элемент подготовки к причастию – своеобразным пропуском к Чаше со Святыми Дарами. А потому большинство интернет и печатных источников категорично говорит об обязательной исповеди перед причастием ребенка, начиная с семилетнего возраста.

Еще одной особенностью является в общем-то своеобразное невнимание к теме подготовки ребенка к причастию – в сознании многих священников ребенок предстает таким своеобразным недоделанным взрослым, а потому ему просто надо все «объяснить», вроде как слабоумному. Например, на вопрос о том, можно ли насильно причащать годовалого ребенка, священник отвечает: «Родителям нужно приложить усилия и со своими детками дома беседовать о Церкви и Таинстве. После причастия можно дать ребеночку что-нибудь вкусненькое, создать радостную обстановку для малыша. Ставить в пример тех деток, которые спокойно причащаются. И со временем Ваш ребенок привыкнет, и будет хорошо, спокойно причащаться». Хороший ответ, правильный. Проблема только в том, что беседовать с годовалым ребенком о Церкви и Таинстве в общем-то можно сколько угодно – также как об астрофизике или нанотехнологиях. В этом возрасте уровень восприятия информации, как, собственно, и детская память, имеют свои особенности: «В раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте память имеет непреднамеренный, непроизвольный характер. В этом возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Двух-трехлетний ребенок запоминает только то, что имеет для него актуальное значение в данный момент, что связано с его непосредственными жизненными потребностями и интересами, что оказывает на него сильное эмоциональное действие”. То есть смысла именно «беседовать с годовалым ребенком о значении церкви» нет, хотя, конечно, сами родители могут получить от этого несказанное удовольствие и почувствовать свою значительность и духовное мастерство – ведь они взращивают свое чадо в вере.

Однако, как и во всех вопросах, касающихся воспитания ребенка, надо трезво отдавать себе отчет, к чему ведет то или иное родительское действие, а уж тем более такой масштабный «проект», как воцерковление собственных детей. И здесь, мне кажется, главная ошибка заключается именно в том, что к детям относятся в лучшем случае как к потенциальным взрослым, в худшем – как к реальной помехе богослужению, которую путем воспитания надо выдрессировать и превратить в благочестивую копию древних монахов.

В медицине, как и в психиатрии, например, существуют специальные, именно детские врачи, и выделяется детская и подростковая психиатрия. Это не случайно: детский организм (на физическом и психическом уровнях) отличается от взрослого настолько, что взрослый врач (если он профессионал) не будет лечить ребенка. Для этого существуют педиатры и детские хирурги, окулисты и проч. Я думаю, что подобную параллель можно провести и с духовным пастырством – возможно, нам нужны «специализированные» детские священники, нужно «детское богословие». Хотя, как я понимаю, этот вопрос пока не то что не решается, он даже не возникает. И это вполне объясняется тем, что основной груз воспитания ребенка лежит, безусловно, на плечах родителей.

Попытаемся рассмотреть вопрос о подготовке детей к причастию исходя не из научных богословских трудов, которых у нас, как уже было сказано, в общем-то нет, а из собственного опыта, который, конечно, как и всякий опыт, имеет свои недостатки, а именно ограниченность и личные, характерные черты. Но тем не менее, и этот опыт может стать началом дискуссии о воцерковлении детей.

Итак, я бы, в первую очередь, разделила вопрос о подготовке детей к причастию на несколько подвопросов по разным критериям: возраст ребенка, количество детей в семье, воцерковленность семьи, а также собственные семейные традиции.

Маленькие детки – маленькие бедки

Причастие ребенка до года

Подход к подготовке ребенка к причастию зависит от того, каков возраст ребенка. Так, конечно, абсурдно, как уже говорилось, заранее беседовать с младенцем до года; задача родителей, которые хотят причастить своего ребенка, – в первую очередь поднять себя с утра после бессонной ночи и укачать любимое чадо, страдающее коликой или зубками. Но мало просто встать и собраться, нужно угадать с кормлением младенчика, исходя из его «пищевого ритма». Я верю, есть на свете ангельские крохи, которые выдерживают трех-четырехчасовой перерыв между кормлениями и питаются так, словно у них внутри встроен таймер. Мои дети были другими: они требовали еды часто, кушали долго, а потом еще и обильно срыгивали. Я извиняюсь за физиологические подробности, но без них никуда – ведь если ребенка принести к причастию сразу после кормления, есть опасность, что он срыгнет и Святые Дары. Хотя эта ситуация скорее из разряда гипотетических, но тем не менее и ее надо учитывать. Если же ребенок будет слишком голоден, то вы рискуете украсить проповедь батюшки перед причастием ребенка заливистыми руладами (у нас не перевелись еще мужественные пастыри, которые читают длиннющую проповедь перед самым причастием, героически не замечая ноющих, рыдающих, шебуршащихся в первых рядах малолеток, изнывающих от ощущения полной бессмысленности происходящего), а соответственно, и сами будете нервничать: и за ребенка переживать, и стыдиться производимого вами фурора.

Таким образом, мама должна так приспособиться и к нуждам собственного младенца и к расписанию службы, чтобы и ребенка причастить, и самой при этом со стыда не умереть. Конечно, это легче сделать, если семья воцерковлена, и родители могут практически безошибочно угадать время причастия. Или же они помогают друг другу: один гуляет с коляской на улице, другой – молится в храме. Если же в храм ходит только мама с малышом, ее задача усложняется. В этот недолгий, в общем-то младенческий период главная подготовка к причастию для ребенка – это на самом деле умение мамы сохранить благодушие и позитивный настрой во время похода в храм на Литургию: донести малыша, раздеть, если жарко в храме, одеть, если холодно, не дать ему расплакаться, простоять какое-то время, держа на руках чадо, которое уже к возрасту в полугода, кстати, весит около 10 кг, ну и, конечно, причастить. И это, пожалуй, все. Может быть, не очень духовно и благочестиво, но – реально и жизненно.

Причастие ребенка от года до трех лет

С детьми старше года уже можно разговаривать – про мишек, зайчиков, белочек, машинки и многое другое. Это уже прогресс. Значит, можно пытаться и «беседовать о Церкви». Но с учетом возрастных и психических особенностей ребенка: «Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта».

Таким образом, бесполезно с ребенком говорить отвлеченно, рассказывать ему о Таинствах тем языком, которым об этом пишут в большинстве катехизисов и церковных книг. Но это не означает и слюнявого сюсюкания вроде «подойди к батюшечке, сейчас он тебе даст конфеточку с ложечки», и тому подобное. Во-первых, в этом возрасте большинство родителей интуитивно понимают, что и как нужно говорить ребенку. Например, в обиход входит речь от первого лица множественного числа: «Мы сейчас будем кушать», то есть мама соединяет себя с ребенком, и все, что делает она, делает и он, и наоборот. С другой стороны, к ребенку обращаются и о нем говорят в третьем лице, используя при этом его имя собственное: «Машенька все скушала, вот молодец!».

Почему не помогает Причастие?

Разговор с ребенком является предметно-наглядным, понятным, доступным и ситуативным. Это важно и можно использовать и при подготовке ребенка к причастию. По моему – может быть, ошибочному – мнению, в этом возрасте подготовка ребенка к причастию заключается в том, что мама или папа вместе с ребенком собираются и идут в храм, причем ситуация проигрывается именно на речевом уровне: «Сейчас мы встанем, умоемся, и пойдем в храм» и так далее. Каждое действие по возможности комментируется простыми предложениями, ласково, ненавязчиво и, что самое главное, без всякой ложной умильности в голосе. Не надо играть в благочестие. Если уж нет сил «щебетать» с утра, лучше совсем помолчать, чем взять фальшивую ноту. Сам поход в храм, причастие ребенка – также по возможности проговаривается.

Кроме того, ребенок в этом возрасте уже, хотя бы в фоновом режиме, «слышит», что делают родители. Поэтому можно читать правило ко Причастию в комнате, где играет или засыпает ребенок. И вы рядом, и слова молитв не покажутся ему когда-нибудь позже чем-то совершенно дикими.

Также нужно отметить и то, что частое причащение имеет не только духовную пользу и смысл, но и психологически «закрепляет» в памяти эту ситуацию: «Преобладание у детей наглядно-образной памяти не означает отсутствия у них словесно-логической памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей».

Однако частое причастие не должно стать самоцелью, и, конечно, всегда надо решать вопрос о том, сколько, когда и как причащать собственного ребенка, исходя не из информации, предлагаемой в книжках и интернет статьях, а из его самочувствия, его психотипа, его способности переносить нагрузки, его настроения, в конце концов. Нет ничего мучительнее, чем смотреть, как мама с папой скручивают вырывающееся чадо за руки – за ноги, а священник пытается попасть лжицей в рот извивающемуся младенцу. Все это похоже на какую-то неравную борьбу, где ребенок заранее обречен на роль проигравшего.

Причастие ребенка от трех до семи лет

Об этом благодатном возрасте познания мира писали многие психологи и родители. Это время, когда ребенку все интересно, когда он ищет новых интеллектуальных и эмоциональных впечатлений, когда он может не только слушать, но и ему есть, что сказать. Иными словами, ребенок начинает осмысливать происходящее, связывать разрозненные кусочки своего опыта в единую мозаику, он начинает складывать свою картину мира. И задача родителей – помочь гармонично и красиво эту картину мира «нарисовать».

Во-первых, в этом возрасте можно уже разговаривать, читать и обсуждать. Конечно, читали и разговаривали мы и раньше, но теперь наш разговор переходит на новый уровень, да и книжки можно читать посерьезнее колобка и мойдодыра. Причем читать нужно хорошие книжки – обратите внимание: не православные, а хорошие. К сожалению, это не одно и то же. В последнее время разве что детская серия «Настя и Никита» от «Фомы» может назваться хорошей православной литературой, а если быть точным, хорошей современной детской литературой, лежащей в силовом поле православного бытия.

Почему я так настаиваю на чтении книг родителями детям? Потому что эта, казалось бы, незамысловатая семейная традиция имеет массу положительных сторон. Это и возможность побыть вместе с ребенком, посидеть бок о бок, уделив время только друг другу, это особая атмосфера душевного тепла, единой семьи, покоя и любви. Это и разговор после книжки – кто и как поступил, почему так, а не иначе. И здесь вы не только прививаете ребенку навыки пересказа, развиваете его речь, но и расставляете нужные нравственные акценты, формируете иерархию ценностей. Это та литературно-нравственная и эмоционально-мотивационная база, на которой будут строиться его знания о Церкви – именно так, а не наоборот.

Кроме чтения, как ни странно, важным, вернее, даже главным элементом подготовки ребенка к причастию является… его воспитание – обсуждение его поступков, создание нравственного компаса, усвоение понятий плохо/хорошо. Причем это должны быть нравственные понятия именно в общечеловеческой системе ценностей, а не так, что мы, православные, хорошие, а остальные, язычники, грешники, и общаться с ними нельзя, потому что они, как тот бычок из переделанного на православно-шутливый манер стихотворения, попадут в ад:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу,

И если не покается,

Гореть ему в аду.

Читайте также – Действительное Причастие

Ну а теперь обсудим, собственно, вопрос о посте и молитвенном правиле для детей в этом возрасте. Теперь, когда ребенок в общих чертах уже может понять, что такое пост, и для чего он нужен, можно приобщать его к этой семейной практике. Но это должен быть именно «детский пост» – на шоколад и мороженное, на мультики, на компьютерные игры. Хотя в этом возрасте чаще всего пост носит принудительный характер – не по желанию ребенка, а потому, что «так сказала мама». В принципе, я не вижу в этом большой беды, особенно если родители сами соблюдают пост, хотя бы частично. То есть ребенок должен «жертвовать», с родительской помощью,»излишествами», а не насущно необходимыми для его роста вещами – мясом, молочными продуктами и прочим. И еще: желательно, он должен понимать, зачем он это делает. И вот здесь объяснение»так захотела мама» не подходит. Пост не должен быть маминым самодурством, а чем-то большим – подвигом, жертвой, причастностью к жизни Церкви. И еще: он обязательно должен быть общим делом семьи, также как и чтение книги. Это то, что должно объединять семью, а не разъединять.

Что касается молитвенного правила, то в этом возрасте в общем-то бессмысленно заставлять ребенка заучивать большие куски текста или молитвы, потому что чаще всего это механическое зазубривание не результативно: «К механическому запоминанию дети прибегают лишь тогда, когда они затрудняются понять материал. Такое запоминание и у детей дает худшие результаты, чем осмысленное запоминание. Некоторое исключение составляет лишь заучивание хорошо ритмизированного бессмысленного материала (например, различных скороговорок, считалок и т. п.), запоминание которого облегчается ритмом произнесения, помогающим лучшей дифференцировке отдельных частей материала. Во всех остальных случаях бессмысленный материал запоминается детьми даже хуже, чем взрослыми. Так, исследование запоминания бессмысленных слогов детьми и взрослыми показало, что дети 7—12 лет запоминают их в 2—2,5 раза меньше, чем взрослые (данные Леонтьева). Это объясняется тем, что у взрослых имеется больше различных ассоциаций, благодаря чему они чаще связывают бессмысленный материал с чем-либо осмысленным».

Мне кажется, в этом возрасте ребенок может слышать-видеть, как готовятся к причастию взрослые, он может в самом начале постоять вместе с ними три-пять минут, прочитать коротенькие и понятные молитвы, вроде «Господи, помилуй!», но это не должно иметь принудительно-карательный характер. Максимум со стороны родителей: «Идем, вместе прочитаем молитовки».

Ребенок не должен бояться молитвенного правила и храма – не в том смысле, что там есть чудовища, а в том, что там будет скучно, долго и нудно. Да, есть дети, которые в силу своего темперамента легко переносят стояние в храме, но было бы ошибкой требовать этого от всех детей. И уж конечно, не стоит ставить в пример чужого ребенка – он хороший, стоит тихо, а ты плохой, шумишь, бегаешь. По такой логике самым хорошим в храме окажется покойник: не шумит, внимает, никому не мешает.

Да и вообще, любая соревновательность в духовной жизни и в воспитании чревата развитием зависти, разрушением доверия и потерей контакта с ребенком или между детьми. Естественная реакция родителя, когда ребенок начинает себя плохо вести, особенно в храме, где, как кажется замотанной мамочке, все смотрят на них с осуждением – это разозлиться, наказать, наругать, показать, что он плохой. Но это, мне кажется, нечестно по отношению к своему ребенку. Это попытка отстраниться; по сути дела, маленькое предательство: ты плохой, не хочу тебя знать. Как бы ни было стыдно и трудно, родители должны быть рядом с ребенком, они должны принять на себя все недовольство окружающих, а не переводить стрелки, как инфантильный подросток:»Ачё я? Он первый начал…» И вот эта солидарность, сопереживание трудных ситуаций вместе с ребенком – лучший урок верности и благочестия, уж извините за такие слова.

Итак, попробуем подвести итог. При всех своих различиях и особенностях дети до 7 лет имеют одну общую черту: они, как правило, крепко связаны со своими родителями психологической пуповиной, они еще не отделяют себя от семьи, от ее образа жизни, от атмосферы а ней. Поэтому первое и главное – это то, как и чем живут родители, что для них храм и молитва, насколько они честны перед собой и Богом, насколько они любят своего ребенка. Из всех этих кусочков складывается уникальная для каждой семьи практика детской подготовки к причастию. И здесь, мне кажется, важнее опираться на собственный родительский опыт и на любовь. Потому что в этом возрасте главная задача – не подготовить ребенка к конкретному причастию, а сделать жизнь в вере и, как следствие, в Церкви естественной составляющей в жизни ребенка.

Продолжение следует…

Анна Гальперина

Крещение ребенка, в семье верующих, трепетное событие, которого ждут с момента рождения малыша. Это первое Таинство, которым церковь встречает человека, впервые пришедшего к Богу. Сделанный выбор в этот день определяет всю дальнейшую жизнь ребенка.

Когда крестить ребенка, какую выбрать церковь? Важно ли время года в момент крещения? Кого выбрать крёстным, какие обязанности на них возлагаются и какая их ответственность? Как происходит процедура крещения?

Что необходимо приготовить до крестин, как отметить после? Это лишь малая часть вопросов, которые возникают у заботливых представителей интересов ребенка.

Что такое крещение ребенка?

Крещение ребенка — это первое таинство из 7, которое имеет свой обряд и традиции. После крестин ребенок считается приобщенным к Богу, а его духовное воспитание возлагается на крестных родителей. С этого момента за человеком закрепляется Ангел Хранитель.

Проводят обряд, как правило, не раньше, чем на 40 день от рождения. Почему именно 40 дней? Дело в том, что согласно церковным канонам, женщина, родившая ребенка, не может войти в церковь на протяжении 40 дней, после родов, так как считается «нечистой». Поэтому, до этого срока, мать стоит в дверях церкви, передав ребенка крестным родителям. Считается также, что в более раннем возрасте процесс воспримется гораздо легче. Чем старше ребенок, тем сложнее окунуть его в купель.

Спустя 40 дней после родов, над головой роженицы читается специальная молитва, после которой она может посещать церковные службы.

Случается, что крестят раньше, в не привычной обстановке. Связано это исключение со здоровьем ребенка. Так, есть случаи крещения ребенка в больнице, на дому. При этом, сам обряд может быть проведен матерью ребенка, а затем батюшкой будет сделано миропомазание в церкви.

Сам обряд мало чем отличается от стародавних. И состоит из основных действ. Сперва над ребенком читаются молитвы запрещений, затем отречения от Сатаны и воссоединения с Богом, а после, крестными произносится исповедание православной веры. После Оглашения происходит погружение в купель.

Далее ребенка закутывают в крыжму

На руки берет крестный одного пола с ребенком.

Затем батюшкой делается Миропомазание, направленно на укрепление ребенка в духовной жизни.

После Миропомазания, с ребенком на руках, крестные обходят купель за батюшкой трижды. Делают это в знак проявления радости от воссоединения с Богом и вечной жизни в Небесном Царстве. Затем батюшка читает отрывки из послания и Евангелии, а по окончании чтения, при помощи специальной губки, смывает миро с тела младенца, произнося слова:

Затем, ребенку состригают волосы крестообразно, произнося слова:

Процессом состригания волос символизируется покорность Богу, своеобразное жертвоприношение. Собственно этим крещение считается законченным. Далее происходит процесс воцерковления. На своих руках батюшка проносит ребенка по храму, ознакамливая с церковью.

Стоит отметить, что согласно церковным канонам, женщина не может быть священнослужителем. Потому, в сам алтарь вносят только мальчиков.

После воцековления ребенка передают на руки родителям.

Омывание водой может отличаться в зависимости от веры, также незначительно может отличатся процесс крестин, в зависимости от обычаев самой церкви.

В одних церквях детей окунают в купель полностью. Чем младше ребенок, тем легче он переносит эту процедуру, так как еще помнятся рефлексы.

В других ребенка трижды омывают водой.

В ранней церкви, по примеру Иисуса Христа, крестили массово в реке. Такая традиция практикуется в протестантизме.

Пост перед крещением ребенка

За 7 дней до исповеди, крестный и крестная должны придерживаться строгого поста. В эту неделю крестным необходимо придерживаться праведного образа жизни: читать молитвы, не участвовать в гуляниях, не смотреть телевизор, отказаться от пустых занятий. Есть исключительно постную пищу, исключая молочные и мясные продукты, а также их производные.

Исповедь и причастие перед крещением ребенка

После поста, будущие крестные должны прийти на исповедь, где им предоставляется возможность покаяться во всех грехах, совершенных специально, либо ненароком. Не стоит забывать повиниться в дурных мыслях и пустых словах, курении, либо употреблении спиртных напитков. После таинства исповеди, все усилия следует обратить на свое духовное переосмысление, чтобы в дальнейшем этого не повторилось.

Не стоит утаивать свои согрешения, ведь главная задача батюшки — не осудить вас за ваши поступки, а помочь стать на путь истинный.

После того, как батюшка отпустит грехи, можно приступить к причастию. В церковном мире Таинство Святого Причащения — это ничто иное, как дарение Богом благодати людям. Мало кто способен полностью осознать происходящее. Вино и хлеб ничто иное, как тело Иисуса Христа, съедая их, нам даруется возможность соединения с Богом.

Каким должно быть одеяние на крестины?

Так как крещение это праздник, то и одеяние должно быть соответствующим. Но не стоит забывать об особенностях места и том, какие наряды будут неуместны.

На теле каждого прихожанина должен быть нательный крестик, в котором его крестили.

как одеть ребенка на крещение?

На крещение, ребенка одевают в белые одеяния. Это является символом очищения от грехов, а также подчеркивает его готовность к чистой жизни.

Белый цвет символизирует радость от того, что душа теперь обручена с Богом. Считается, что призвание каждой души — стать невестой Бога.

Вместе с тем, стоит учесть погодные факторы и практичность одежды. Вам предстоит раздеть ребенка, а после купания быстро одеть, чтобы чадо не простыло. Сделать это придется не умевшей маме, а неопытным крестным, которые, возможно, будут делать это впервые.

Считается, что с момента рождения и до года, дети видят Ангелов и Бога. Согласно народным приметам, хорошую жизнь ребенку обеспечит новая одежда, в которой его принесут на знакомство с Богом. А по приходу домой, ребенка кладут на меховые изделия, раскладывая вокруг него дорогие вещи, что по приметам должно принести ему богатство.

Купить одежду на крестины можно в любой церковной лавке. Там же можно купить и крыжму (специальное белое полотенце, в которое после купели заворачивают ребенка). Стоит отметить, что крестильные вещи не стирают и никуда не отдают. Их хранят, держа рядом с ребенком. В момент болезни, крыжму достают и кладут рядом, рассчитывая на скорейшее выздоровление.

Крест для ребенка покупает крестный. Нет никакой разницы из какого материала изготовлен нательный крест.

как одеться крестным при крещении ребенка?

Для церкви большое значение имеет внешний облик прихожан. В случае, если крестным не известны церковные требования, стоит уточнить их заранее, чтобы не вышло неприятностей.

Так как это светлый праздник, значит наряд должен быть в светлых тонах: белый, беж, нежно розовый, голубой, бирюза. Но лучше избегать броских и вызывающих нарядов. Если платье одевать не планировалось, можно одеть костюм из юбки и блузы.

Крестная мама должна учесть, что:

  • рукава должны быть длинными;
  • длина платья не в коем случае не может быть выше колена, а лучше в пол;
  • никаких брюк;
  • никакого декольте;
  • голова должна быть покрыта;
  • выбирая обувь, лучше отдать предпочтение практичной обуви, либо устойчивому каблуку.

Что касается крестного папы, то выбор наряда не так разнообразен — это может быть костюм, либо брюки с рубашкой, той же цветовой гаммы. Собственно, в церковь шорты и майку одевать неприлично. Главное для мужчины — отсутствие головного убора. Маленьким мальчикам также принято снимать при входе головной убор.

Важно! Таинство крещения может занять до часа, а иногда до 2 часов, если перед вами крестят еще одного малыша. Поэтому, одежда должна быть максимально комфортной, держать на руках ребенка в церкви — обязанность крестного родителя.

как одеться родителям на крещение ребенка?

Роль родителей в обряде не велика, а саму маму могут пустить в церковь только в конце крещения, чтобы она взяла ребенка на руки с рук батюшки.

Выбирать наряд стоит, учитывая те же правила, что и крестным. Если ребенок на грудном вскармливании, стоит учесть время проведения обряда, и воспользоваться нагрудными прокладками для кормящих мам. Также, на случай возможной заминки, мама должна позаботиться о практичности наряда, чтобы в случае чего покормить ребенка.

Если при крещении ребенка нет крестных, как окрестить ребенка?

Момент крещения ребенка часто откладывают из-за отсутствия крестных родителей. Это может быть невозможность присутствия именно в этот день, либо нежелание близких людей брать ответственность на себя, либо отсутствие подходящей кандидатуры.

В этом случае крещение проводят без крестных согласно христианскому обряду. Батюшка сам произносит обеты отречения от Сатаны, сочетания с Христом. Но это не значит, что батюшка становится крестным ребенку. Тем более если родители не являются частыми посетителями данной церкви. Часто у батюшки есть своя семья, свои крестники, которые требуют внимания, к тому же на нем достаточно много забот.

Батюшка крестит ребенка, так как того требует его служба. А крестное родство возможно только по взаимной договоренности. Выполнять духовные обязательности по отношению к человеку, которого не знаешь — невозможно.

Если родители ребенка являются прихожанами церкви, где окрестили чадо, можно обсудить вопрос о крестном с батюшкой, возможно, он возьмет на себя эту важную роль. Но не стоит возлагать на него воспитание вашего чада, ведь крестят ребенка по вере родителей, то есть главная роль отведена именно им.

Процесс проведения таинства

Как проводится причастие в церкви после крещения ребенка? Прихожане встают в очередь. Младенцы должны находиться на руках у родителей. Взрослые дети стоят сами. Им необходимо сложить руки на груди крестообразно. При этом правая рука должна быть наверху.

В ходе таинства проходит богослужение. Под молитвенные обращения на середину храма священнослужители выносят Чашу со священным вином и специальным освященным хлебом. Они символизируют кровь и плоть Иисуса Христа, принявшего на себя все человеческие грехи. Над Чашей проводится специальное богослужение, в ходе которого на молящихся нисходит божественная благодать.

Верующие по очереди подходят к священнослужителю и просят его благословения. Подойдя к батюшке, следует назвать христианское имя, данное при крещении. После того, как священнослужитель завершит обряд благословения, необходимо подойти к священной Чаше, выпить вино и съесть хлеб. При этом необходимо следить, чтобы не было капель и крошек. Детям надо объяснить, что божественные дары следует съесть полностью. Если ребенок пролил вино, стоит сказать об этом батюшке.

После того как причастие после крещения будет завершено, ребенка подводят к столику с просфорами и дают ему съесть одну из них. Там же можно запить дары причастия. После этого можно подвести ребенка к иконам и показать, как нужно молиться.

Подготовка ребенка к причастию

Как подготовиться к первому причастию ребенка? Таинство требует соблюдения жестких правил при подготовке. Они необходимы для полного очищения человеческой души. Однако детям сложно соблюдать необходимые ограничения, поэтому правила подготовки к таинству для них значительно слабее:

  • Кормление. Если причащаемый — младенец, его рекомендуется покормить не позднее, чем за 2 часа до начала таинства. Дети более старшего возраста должны не употреблять пищу в течение дня перед причастием. При этом следует заранее начать подготовку к таинству. Чтобы организм ребенка спокойно выдержал вынужденное голодание, необходимо предварительно его подготовить.
  • Первое причастие после крещения ребенка — важнейшее таинство православия. Во время его проведения недопустимы громкие разговоры, шум, бег. Ребенку следует заранее сообщить об основных правилах поведения.
  • Во время проведения таинства на ребенке и на взрослом, который держит на руках причащающегося младенца, обязательно должен быть нательный крест.

Дети старшего возраста могут отказаться пойти на причастие. Как в этом случае поступить родителям? Необходимо выяснить причины его поведения. Может быть, ребенок просто испуган незнакомой обстановкой. В этом случае можно просто спокойно рассказать ему о том, что представляет собой таинство.

Рекомендуется подготовить ребенка заранее. Для этого в домашней обстановке надо познакомить его с азами православия. Можно почитать детскую Библию или посмотреть христианский мультфильм.

Находясь в храме, стоит обратить внимание ребенка на других детей, поставить их в пример. Увидев, что другие дети спокойно стоят и не выражают признаков беспокойства, ребенок успокоится.

Можно прийти в храм заранее и показать малышу, где и как будет проходить причастие. Возможно, его заинтересуют горящие свечи и иконы. Объясните ребенку их значение.

После того как малыш решился и пошел на причастие, его необходимо похвалить и выразить свое восхищение его поступком. Постепенно малыш будет спокойно принимать таинство. Совершив причастие после крещения ребенка, его можно познакомить с батюшкой. Священнослужитель также похвалит и подбодрит малыша.

Причастие взрослых

Не все приходят ко Христу в юном возрасте. Дорога к православию у каждого своя. Все чаще в храмах можно увидеть взрослых людей, готовящихся принять христианство. Причастие после крещения взрослого проводится так же, как и у детей, на второй день после совершения таинства.

Однако ко взрослым при подготовке предъявляются более строгие требования:

  • Таинство покаяния. Предварительно христианин должен пройти тайну исповеди. Только после отпущения грехов он допускается к причастию Святых Тайн. Однако если совершается причастие после крещения взрослого, таинство исповеди не обязательно. Его душа полностью очищается от грехов во время крещения.
  • Соблюдение строгого поста в течение 3 дней. В эти дни нельзя употреблять мясные, молочные продукты.
  • Поведение. Кроме очищения тела, перед причастием необходимо очистить и душу. Лучше всего провести подготовительные дни в молитве. Также стоит отбросить все дурные и злые мысли.

Таинство причастия необходимо для спасения души каждого христианина. Во время его проведения на православных нисходит Божественная благодать. Первое причастие после крещения особенно важно для человека. Именно в этот момент его душа открывается для духовного мира. Соблюдение основных требований при подготовке к таинству позволит человеческой душе открыть путь в мир духовной благодати.

>
Первое причастие ребенка после крещения

Первое причастие ребенка после крещения – первая Евхаристия в его жизни

Некоторые родители и крестные задумываются над тем, обязательно ли причащать ребенка после Крещения. Для того, чтобы дать правильный и исчерпывающий ответ на этот вопрос, нужно порассуждать над смыслом самого Таинства Крещения. По учению православной Церкви во время этого Таинства человек становится членом Церкви Христовой. Во время собеседования перед Таинством Крещения священник обычно говорит родителям и крестным о той великой ответственности, которая на них возлагается при крещении ребенка. Они должны приложить все свои усилия к тому, чтобы их малыш оказался достойным своего христианского звания. Представить себе жизнь христианина, который не участвует в церковных богослужениях, невозможно. Поэтому с момента Крещения ребенка подносят к Таинству Евхаристии или Причащения. Будет замечательно, если в этом Таинстве вместе с малышом будут участвовать его родители и крестные. Когда священник во время совершения Таинства Причащения дает ребенку под видом хлеба и вина частицу самого Тела и самой Крови Христовой, происходит настоящее чудо. Это чудо невозможно описать человеческими словами, так как во время Таинства Евхаристии человек соединяется с самим Богом. Поэтому неудивительно, что после участия в этом святом Таинстве Церкви, многие неизлечимые больные и находящиеся при смерти люди получали полное исцеление. Если у родителей и крестных не получается поднести ребенка к святой Чаше с Причастием в день его крещения, то нужно это сделать в ближайшее время. Многие священники рекомендуют, чтобы ребенок участвовал в Таинстве причастия каждый воскресный день.

Молитва матери после крещения ребенка является неотъемлемой частью исполнения ее материнского долга. Материнская любовь является одним из самых жертвенных видов любви, которая существует на земле. Во время Крещения человеку сообщаются особые духовные и телесные силы для жизни во Христе, ему становится тяжелее соглашаться с недобрыми помыслами. В тоже время в нем легче могут развиваться христианские добродетели, такие как любовь, верность, дружба, уважение, милосердие, вера и многие другие. Когда родители малыша и его крестные решают, что делать после крещения ребенка, то в первую очередь им стоит подумать о его первой Евхаристии в жизни. Малыш не сможет вам об этом рассказать, однако он будет чувствовать особую благодать и неизреченную любовь Божию, которая будет изливаться в его сердце во время совершения Таинства Евхаристии. Его первая Евхаристия должна стать первой ступенькой в его активной церковной жизни.

Как подготовиться к первому Причастию ребенка после Крещения

Идеальным вариантом будет, если с ребенком после Крещения станут причащаться его родители и крестные. Тогда при подготовке к этому Таинству им нужно будет с усердием прочитать покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвенный канон ко Пресвятой Богородице, а также канон Ангелу Хранителю, канон ко святому Причащении и последование ко святому Причащению. Для взрослых людей перед Причастием рекомендуется не менее трех дней употреблять постную пищу. Вечером накануне Причастия или в день совершения Божественной литургии до Причастия нужно приступить к Таинству Исповеди. Во время Исповеди нужно всем сердцем покаяться в совершенных грехах и проступках. Если же у родителей и крестных родителей ребенка нет возможности самим достойным образом подготовиться к Таинству Причастия и приступить к нему, тогда нужно хотя бы самого ребенка принести в церковь к Евхаристии. Нужно за него молиться как дома, так и в церкви. Причащение ребенка после Крещения – важный элемент в начале его духовного пути. Детей до трех лет можно кормить с утра перед Причащением. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок хорошо выспался накануне того дня, в который вы собираетесь идти с ним в церковь. Важно, чтобы он был не голоден, был одет в комфортную для него одежду.

Как проходит первое Причастие ребенка после Крещения

Первое причастие ребенка после Крещения не должно отличаться от последующих. Когда взрослые люди, которые несут ответственность за христианское воспитание малыша, задумываются, как причастить ребенка, то они должны знать с одной стороны духовные требования подготовки к этому Таинству, а с другой стороны, некоторые особенности внешнего поведения. К духовным правилам относится особая молитва за ребенка в день Причастия. Нужно просить Господа – как своими словами, так и словами из молитвослова, — чтобы Господь сподобил малыша Своей Божественной благодати, чтобы ребенок вырос настоящим и достойным членом Церкви Христовой, который идет по пути спасения.

Когда вы подносите ребенка к святой Чаше, его нужно положить на правую руку. Руки малыша нужно аккуратно придерживать, чтобы он не мог случайно толкнуть ими руку священника, которая держит святую Чашу с Евхаристией.

Слово Евхаристия в переводе с греческого языка означает «благодарение». Когда христиане приступают к Таинству святого Причащения, то они таким образом выражают своему Создателю благодарность за все Его благодеяний в их жизни. В Священном Писании Нового Завета есть такие слова: «За все благодарите». Конечно, Таинство святого Причащения не является единственным видом выражения своей благодарности к Господу, однако она должна быть неотъемлемой частью образа христианской жизни. Если ребенок с самого раннего детства будет приучен регулярно приступать к Таинствам святой Православной Церкви, то тогда в более зрелом возрасте у него не будет таких духовных проблем, которые бывают у людей, не участвующих в церковной жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *