Преображенский собор Петербург

Спасо-Преображенский храм – это единственная из питерских церквей, в которой никогда, даже во времена советской власти и антирелигиозной пропаганды, не переставала звучать молитва и проходить богослужения. Хотя в этот период его «понизили» до приходского, а ценности, хранящиеся в нем, изъяли (часть передали в ленинградские музеи), у верующих осталась возможность посещать службы.

Очень интересна история создания собора: косвенно он имеет отношение к Петру Первому, который создал свой «потешный» полк, позже превратившийся в Преображенский – именно он помог Елизавете Петровне осуществить переворот, приведший ее к трону. На месте штаба роты гренадеров и был заложен храм в середине XVIII века – так императрица решила увековечить память о своем приходе к власти. Позже собор сгорел, и были утрачены многие святыни, хранившиеся здесь. В отстроенном храме вновь начали богослужения в 1829 году.

Знаете ли вы? Архитектор нового строения получил от императора немалую премию, а также перстень – за проявленную находчивость: ограда собора была сделана из стволов трофейных турецких пушек. Это делает ансамбль одним из наиболее оригинальных в Петербурге. При храме в дореволюционный период были открыта богадельня, столовая, детский приют, Братство трезвости. Здесь устраивались фруктовые базары. Во время блокады Ленинграда в подвале было бомбоубежище, вмещавшее до пятисот человек.
Сегодня Спасо-Преображенский собор является одним из самых популярных храмов Санкт-Петербурга: его посещают, чтобы полюбоваться архитектурой, поклониться святыням, послушать пение хора, членами которого являются и солисты Академической капеллы.

Посещение Спасо-Преображенского собора

  • Верующие и туристы могут побывать в этом храме каждый день.
  • Открыт он с 8.00, а по средам, пятницам и воскресеньям здесь служат раннюю литургию – с 7.00. Закрываются двери храма в 20.00.
  • Обратите внимание, что начинается литургия здесь в 10.00 каждый день (в воскресенье, пятницу и среду здесь служат два таких богослужения – раннее и позднее).
  • Начало вечерни – в 18.00.

Важно! Поскольку храм является действующим, проводить фотосъемку внутри строго запрещено. Это правило действует для всех посетителей.

Как и в любом другом православном соборе, не забывайте о соответствующем внешнем виде:

  • для женщин обязательными являются головные уборы (платки, косынки), а также платья или юбки, которые прикрывают колени;
  • мужчинам нельзя входить в церковь в шортах, спортивной одежде, с голым торсом.
  • не стоит пользоваться резкими парфюмами или слишком душиться;
  • женщинам лучше отказаться от губной помады или стереть ее до того, как они будут прикладываться к образам.

Решив посетить этот храм, обязательно обратите внимание на его ограду, для которой использовали более ста трофейных орудий. Это своеобразный памятник героям русско-турецкой войны.

Внутри собора находится доска, на которую нанесены фамилии офицеров Преображенского полка, погибших в период с 1702 до 1917 года. Сам храм считался «собором всей гвардии».

Посетителям стоит обратить внимание и на прекрасную внутреннюю роспись, которая украшает как стены, так и купола. К ней приложили руку многие известные художники.

Важно! Постарайтесь посетить храм во время богослужения – так вы сможете насладиться пением хора, которое поражает своим великолепием. Верующим непременно стоит поклониться главным святыням этого собора: иконе Богоматери «Всех Скорбящих Радость» (кстати, именно она сопровождала русские войска во время всех военных кампаний; написана была в начале XVIII века), а также Нерукотворный Образ Спаса (это любимая икона Петра Великого, которая досталась ему от матери; ее он брал с собой и на закладку Санкт-Петербурга, и на поле Полтавской битвы), который был написан Симоном Ушаковым.

Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург)

У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо-Преображенский собор.

Православный собор

Спасо-Преображенский собор

Собор Преображения Господня всей гвардии


Вид на Спасо-Преображенский собор
со стороны улицы Пестеля, 2016 год

59°56′35″ с. ш. 30°21′09″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Санкт-Петербург, Преображенская площадь

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская и Ладожская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Классицизм

Автор проекта

Михаил Земцов, Пьетро Трезини, Василий Стасов

Архитектор

Стасов, Василий Петрович

Основатель

Елизавета Петровна

Первое упоминание

Дата основания

Строительство

1825—1829 годы

Приделы

Главный — Преображения Господня, северный — священномучеников Папы Римского Климента I и архиепископа Александрийского Петра и южный — преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

Реликвии и святыни

Образ Спаса Нерукотворного;
чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»;
складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина;
икона великомученика Пантелеимона с частицей мощей.

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520298500006 (ЕГРОКН). Объект № 7810634000 (БД Викигида)

Состояние

Отличное

Сайт

Спасо-Преображенский собор на Викискладе

Спа́со-Преображе́нский собо́р (официальное название — Собор Преображе́ния Госпо́дня всей гва́рдии) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской православной церкви, на Преображенской площади. Построен по проекту Василия Стасова в 1829 году на месте более раннего храма. Памятник архитектуры классицизма.

Никогда не закрывался для богослужения; в 1920—1940-х годах в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур.

От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок).

История

Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 год в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Франческо Растрелли. Образа написал художник Мина Колокольников.

12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».

8 (20) августа 1825 года возник пожар, и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.

В 1825—1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён 5 (17) августа 1829 года митрополитом Серафимом (Глаголевским). Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).

Спасо-Преображенский собор был выбран в качестве архитектурного образца для сооружения Троицкого собора в городе Моршанске Тамбовской губернии, строительство которого началось в 1836 году и завершилось в 1857-м.

При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название — Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.

После революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с 1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. В 1920-х годах были изъяты также многие ценные иконы.

В 1922 году собор перешёл к обновленцам. С 1924 по 1926 год собор принадлежал обновленческой группе «Союз церковного возрождения», возглавляемой Антонином Грановским, который к тому времени отделился от Обновленческого синода). Однако, «крохотная община не могла содержать огромного здания. Собор был вскоре передан староцерковникам».

С 1935 года до января 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде. Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывали помощь раненым.

В 1946—1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.

Ограда

Элемент ограды Часовня в ограде собора

В 1832—1833 годах по проекту архитектора Стасова в память о победе в русско-турецкой войне 1828—1829 годов вокруг собора сооружена ограда, основа которой — стволы трофейных турецких пушек, взятых со стен турецких крепостей Измаила, Варны, Тульчи, Исакчи, Силистрии, а также взятые в сражении под Кулевчи. На стволах сохранились вычеканенные гербы Османской империи, а на некоторых из них — данные им имена: «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть». По повелению императора Николая I в дар собору были выделены 18- и 24-фунтовые трофейные орудия.

Ограда состоит из 102 бронзовых орудийных стволов, установленных на 34 гранитных основания, по три на каждом. Стволы орудий установлены дульным срезом вниз, в знак того, что они уже никогда не будут участвовать в военных действиях. Все средние стволы украшены двуглавыми орлами с коронами. Все группы орудий соединяются массивными декоративными цепями. Створки главных ворот собора украшены щитами с бронзовыми изображениями медалей за русско-турецкую войну. Также вокруг собора стояли двенадцать орудий и два единорога (длинноствольных орудия), составлявших собственность Преображенского полка.

В 1886 году в ограде выстроена часовня (архитектор И. Б. Слупский). В 1916 году архитектором С. О. Овсянниковым планировалась постройка усыпальницы для захоронения офицеров, павших в Первой мировой войне, но она так и не была осуществлена.

Вскоре после революции золочёные двуглавые орлы на ограде, а также медальоны и крест на центральных воротах соборной ограды были демонтированы и уничтожены. В 2004 году все эти элементы были воссозданы и возвращены на свои места.

Любопытный факт: специально для эпизода в фильме «Две жизни» на ограде собора, с западной стороны были в точности восстановлены двуглавые орлы, а на центральных воротах — медальоны с крестами и крест с сиянием поверх ворот. После окончания съёмки все эти элементы были демонтированы.

Ещё один любопытный факт: при съемке фильма «Собачье сердце» в одном из эпизодов заснят Спасо-Преображенский собор (хотя действие повести происходит в Москве).

  • Главные ворота

  • Медали на створках главных ворот

  • Центральный элемент декора главных ворот

  • Двуглавый орёл на орудийном стволе

Святыни и реликвии

Возле северной стены собора, в левом приделе находится складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина. Этот складень в 1900 году подарил полковому лазарету тогдашний командир полка, генерал-майор великий князь Константин Константинович. На аналое у правого клироса в Спасо-Преображенском соборе находится образ Спаса Нерукотворного, перенесённый сюда в 1938 году из Троицкой церкви на Стремянной улице. Эта икона была написана московским иконописцем Симоном Ушаковым для царя Алексея Михайловича и была любимым образом Петра I. С ним он был и при закладке Санкт-Петербурга, и при Полтавской битве, и при кончине и отпевании.

На аналое у левого клироса находится чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Это список, сделанный в 1711 году по поручению Натальи Алексеевны с чудотворной иконы из московской Скорбященской церкви на Большой Ордынке. Икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор в 1937 году из закрытой Скорбященской церкви на Шпалерной улице.

В Спасо-Преображенском соборе хранились полковые реликвии и воинские трофеи, на стенах — бронзовые доски с именами офицеров Преображенского полка, павших в боях. За стеклом в особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля, которая была при Александре II во время покушения 1 (13) марта 1881 года и сохранила следы его крови.

С 12 марта по 10 августа 1991 года в храме пребывали мощи святителя Иоасафа Белгородского, вторично обретённые в запаснике Музея истории религии и атеизма Ленинграда.

Духовенство, связанное с собором

6(18) августа 1833 года, в день Преображения Господня, в соборе был посвящён во епископы черногорский владыка и поэт Пётр II Петрович Негош.

С 1881 года, состоя на службе в Преображенском полку, старостой собора был гвардии штабс-капитан (впоследствии полковник) Леонид Михайлович Чичагов — впоследствии митрополит Серафим. Будучи уже митрополитом Ленинградским (назначен 23 февраля 1928 года), совершил в соборе свою первую в Ленинграде службу 18 марта (в третью неделю Великого поста), а также последнюю — 24 октября 1933 года.

В феврале 1931 года по делу о нелегальной отправке регалий Преображенского полка в Копенгаген и передаче их императрице Марии Феодоровне вместе с другими лицами был расстрелян настоятель собора протоиерей Михаил Тихомиров.

22 апреля 1979 года, за Пасхальной службой, в соборе скончался митрополит Серафим (Никитин), бывший Крутицкий и Коломенский.

С июля 1981 до 1985 года клириком собора был священник Евгений Ждан (c 2002 года — архиепископ Нижегородский и Арзамасский).

Настоятели собора

Настоятели собора за всю историю
Даты Настоятель
28 января 1752 — 13 марта 1758 протопоп Лука Иванов
13 марта 1758—1781 протопоп Андрей Михайлов
1781 — март 1788 протопоп Симеон Матфиев (… — 1788)
апрель 1788—1798 протоиерей Лукиан Феодотович Протопопов
18 июня 1799—1806 священник Иоанн Рябинин
1806 — март 1807 протоиерей Александр Александров
31 марта 1808 — 1 января 1816 протоиерей Алексий Алексиевич Торопогрицкий
29 июня 1816 — 6 сентября 1829 протоиерей Антипа Гаврилович Гаврилов
11 января 1830 — 23 апреля 1867 протоиерей Василий Иаковлевич Сицилинский
12 мая 1867— 15 октября 1882 протоиерей Михаил Михайлович Спасский (1800—1884)
1882 — 29 марта 1901 протоиерей Пётр Алексиевич Зиновьевский
4 апреля 1901 — 17 февраля 1908 протоиерей Владимир Феодорович Краснопольский (1841— …)
19 февраля 1908 — 30 июля 1918 протоиерей Сергий Алексеевич Голубев (1860—1918)
1918 — … протоиерей Пётр Васильевич Троицкий (1850- после 1917)
1921 — июль 1923 протоиерей Михаил Владимирович Тихомиров
июль 1923 — сентябрь 1924 «епископ» Евгений (Белков)
25 сентября 1924 — 25 ноября 1924 «архимандрит» Илия (Илия Густавович Тролле)
1924 — 12 января 1925 «священник» Михаил Васильевский
январь 1925 — апрель 1925 «священник» А. Строганов
1932 — 2 августа 1933 протоиерей Ксенофонт Павлович Виноградов (…—1933)
26 августа 1933—1935 протоиерей Иоанн Васильевич Морев
1935 — 13 марта 1936 протоиерей Николай Иоаннович Измайлов (… — около 1942)
март 1936 — 1 апреля 1937 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954)
1 апреля 1937 — 14 октября 1937 протоиерей Александр Феодорович Архангельский
октябрь 1937—1940 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954)
1940 — 19 декабря 1941 протопресвитер Алексий Григорьевич Абакумов (1869—1941)
декабрь 1941 — январь 1944 протоиерей Павел Павлович Фруктовский (1878—1954)
12 января 1944 — 21 ноября 1945 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
10 декабря 1945 — 4 марта 1973 протоиерей Сергий Владимирович Румянцев (1903—1977)
21 февраля 1973 — 25 мая 1977 протоиерей Иаков Иосифович Ильич (1931—1981)
25 мая 1977 — 2 марта 1986 протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940)
2 марта 1986 — 1 июля 1987 протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (род. 1932)
23 июня 1987 — 11 августа 2014 протоиерей Николай Михайлович Гундяев (род. 1940)
11 августа 2014 год — настоящее время протоиерей Николай Брындин

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Энциклопедия Санкт-Петербурга, В. В. Антонов
  2. 1 2 «Спасо-Преображенский собор» на сайте «Русские церкви»
  3. 1 2 3 «Спасо-Преображенский собор» на spbcity.info
  4. 1 2 Умецкая М. Собор всей гвардии // Костёр : журнал. — № 2. — 2000.
  5. Свято-Троицкий собор. Моршанск. Русские церкви.
  6. Левитин А. Отрочество. Церковь. // Лихие годы: 1925—1941. — С. 64.
  7. Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы, 1925—1941 : Воспоминания. — Paris : YMCA-Press, 1977. — 460 с.
  8. Докладная записка Г. Г. Карпова в СНК СССР об организационных вопросах жизнедеятельности РПЦ и обновленческой церкви См. раздел II.
  9. Накануне великого испытания (религиозные конфессии Ленинграда в кон. 1930-х — нач. 1940-х годов) // Религиозная жизнь Ленинграда в годы войны.
  10. 1 2 Левитин А., Шавров В. Закат обновленчества. // Очерки по истории русской церковной смуты.
  11. «Стоял, пылая, город» на сайте «Православный Санкт-Петербург».
  12. Русская Православная Церковь и её жизнь в советском государстве в годы Великой Отечественной войны. Синодальный отдел по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными органами.
  13. Б. К. Пукинский. 1000 вопросов и ответов о Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1981. — 432 с.
  14. Островская В. Н. Информационный справочник «Святыни православного мира». — М.: Духовное преображение, 2008. — С. 195. — 400 с. — ISBN 5-85482-056-0.
  15. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» из одноименного храма на Шпалерной улице (в Спасо-Преображенском соборе) // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. — 2002. — Вып. 30—31. — С. 129.
  16. Утрата и второе обретение мощей Архивировано 27 февраля 2008 года. На сайте Преображенского собора города Белгорода
  17. Житие священномученика митрополита Серафима (Чичагова) на сайте «Россия»
  18. Цыпин В. Гл. IV. Русская Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Петре и заместителе Местоблюстителя митрополите Сергии (1925—1936) / История Русской Церкви 1917—1997.
  19. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — СПб., 1876. — Т. 5. — С. 84—240. Санкт-Петербургский мартиролог. — СПб.: Миръ, 2002. — 415 с.
  20. Знаток церковного права, законоучитель 1-й Санкт-Петербургской гимназии (после Михаила Соколова в 1882—1909 гг.)

Образ Спаса Нерукотворного

Опубликовано Wind Октябрь 29, 2014 в Святыни | Нет комментариев

Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он тесно связан с жизнью Императора Петра Великого и был его любимым образом. Написанный, предположительно, в 1676 году для Царя Алексея Михайловича известным московским иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым, к Царю Петру образ перешел от матери, Наталии Кирилловны, и всегда сопутствовал ему в походах. Это тот самый образ, пред которым Царь преклонял колена при основании Петербурга, испрашивая благословение Божие на новую столицу.

Происходило это так. После водосвятного молебна на Заячьем острове 16(27) мая 1703 года, в день Пресвятой Троицы, Государь самолично взял заступ и начал копать ров. Неожиданно — добрый знак — в небе появился орел, диковинная для севера птица. В выкопанный ров опустили золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, некогда посетившего эти места. Взяв три куска дерна, Петр положил их на крышку ковчега со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Основан царствующий град Санкт-Питербурх». Загрохотали пушки.

Был чудотворный образ Спаса с Петром и во время исторической Полтавской битвы, когда Император чудом остался жив. Три пули достались на долю Царя: одна пробила ему шляпу, другая попала в седло, а третья… несла ему смерть: ударила прямо в грудь; но Бог хранил своего помазанника: пулю удержал крест, бывший на груди Петра.

С родительской святыней Царь не расставался и на смертном одре — икона стояла у него в изголовье. Последние слова Государя пред кончиной были: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Образ, по завещанию Государя, находился и при его погребении.

Позже Нерукотворенный Спас был помещен в домике Петра Великого на Петроградской стороне, в столовой, обращенной в часовню Спасителя. Нескончаемые паломники текли сюда рекой, с верою в чудотворность царского образа. Петербуржцы так и говорили: идти ко Спасителю. Благодарный народ, православные всех званий, возрастов и состояний, приносил к любимому образу бесчисленные пожертвования — иконы, оклады, кресты.

Светлым чувством благоговения к святыне были проникнуты все цари русские. Набожная Елизавета Петровна собственноручно написала молитву Спасителю «Господи, щедрый и милостивый», которую каждый раз читали на молебне перед иконой. Она же именньгм указом 1 июля 1842 года повелела: «В день празднества Нерукотворенного Образа, 16 августа, казенных никаких работ не производить». Этот образ ежегодно, в день Преполовения Господня, обносили крестным ходом вокруг Петропавловской крепости.

Икона

В прошлом веке почитатель святыни оставил глубоко проникновенное ее описание: «Этот древний образ имеет чудный вид. С первого взгляда лик Спасителя кажется строгим, но когда всмотришься в него, в глазах видны необыкновенное смирение и кротость, глубина страданий и божественное величие. Взор Христа устремлен в какую-то бесконечную даль, но в то же время вы чувствуете, что этот кроткий взор проникает и в вашу душу. В глазах Его заметна глубочайшая задумчивость. На челе, а еще более в глазах отражаются скорбь и сострадание. Вид Спасителя вообще печальный и страждущий, но вместе с тем в лице Его сияет глубочайшее спокойствие… Щеки впалые, от сильной худобы заметны даже глазные впадины. На челе видны кровавые капли, еще как бы не запекшиеся: они как будто только что скатились из-под тернового венца. Над бровями выступают страдальческие складки, так что как будто Страждущий не выдержал ужаснейшей боли; содрогнулся от нее, но все-таки удержал спокойствие духа до конца. Вообще весь лик Спасителя покрыт неизъяснимым совершенством, так что взирая на Него, благоговеешь пред Спасителем, глубже чувствуешь свое ничтожество, яснее сознаешь свою греховность, и, умиляясь всею душой, невольно преклоняешь колена перед сим чудным образом Спаса.»

По преданию, эдесский правитель Авгарь, страдая от неизлечимой болезни — проказы, отправил в Иудею одного из своих слуг, Ананию, известного живописца, вручив ему письмо к Иисусу. До Авгаря дошел слух об удивительном Муже, Который одним лишь словом исцеляет любые болезни.

В своем письме Авгарь с глубокой верой просил Спасителя прийти в Едессу и даровать исцеление ему, ее правителю, в награду же обещал разделить с Ним царство. Правитель поручил Анании втайне от Иисуса написать Его Лик.

Живописец передал Христу письмо своего господина, однако написать образ Господа так и не сумел — ему не удавалось достичь сходства, несмотря на все старания. В утешение всевидящий Господь, зная о желании Авгаря, омыл Лицо Свое водой и утер Его чистым полотном (убрусом). Когда же Он отнял убрус от Лица, то на полотне запечатлелся Его Божественный образ. Получив святыню, Авгарь поклонился ей и получил облегчение в болезни. После Вознесения Спасителя промыслом Божиим в Едессу пришел апостол Фаддей. Он крестил князя, и дом его, и весь город. Выйдя из святой купели, Авгарь окончательно исцелился.

Из Едессы 16 (29) августа 944 года чудный образ был перенесен в Константинополь. С тех пор в этот день Церковь совершает празднование иконы.

Спас Нерукотворный прикровенно напоминает каждой кающейся душе об одном из главных событий в Священной истории. Человек, созданный по образу и подобию Божию, после грехопадения осквернил в себе образ Божий. Но милостив Творец! В спасительных таинствах Матери-Церкви очищается душа грешника, соединяясь с Господом. «Истинный образ Божий всегда нерукотворен, — размышляет духовный писатель XIX века. — Отсюда следует, что цель всех наших усилий, занятий, наук, должна состоять только в том, чтобы представить Богу наши души как чистый убрус, способный принять Божественное изображение».

После закрытия часовни на Петроградской стороне в январе 1930 года, древний образ перенесли в Свято-Троицкую церковь на Стремянной улице, а когда в 1936 году снесли и ее, — в Спасо-Преображенский собор.

У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо-Преображенский собор.

Православный собор
Спасо-Преображенский собор
Собор Преображения Господня всей гвардии
Вид на Спасо-Преображенский собор
со стороны ул. Пестеля, февраль 2008 года
Страна Россия
Город Санкт-Петербург, Преображенская площадь
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская и Ладожская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль Классицизм
Автор проекта М. Г. Земцов, П. А. Трезини, В. П. Стасов
Основатель Елизавета Петровна
Первое упоминание 1743
Строительство 1825—1829 годы
Приделы Главный — Преображения Господня, северный — священномучеников Папы Римского Климента I и архиепископа Александрийского Петра и южный — преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.
Реликвии и святыни Образ Спаса Нерукотворного;
чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте»;
складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина;
икона великомученика Пантелеимона с частицей мощей.
Статус Объект культурного наследия РФ № 7810634000№ 7810634000
Состояние Отличное
Сайт Официальный сайт
Спасо-Преображенский собор на Викискладе

Координаты: 59°56′35″ с. ш. 30°21′09″ в. д. / 59.943056° с. ш. 30.3525° в. д. (G) (O) (Я)

Спа́со-Преображе́нский собо́р (официальное название — собор Преображения Господня всей гвардии) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской и Ладожской епархии Русской Православной Церкви, на Преображенской площади. Построен по проекту В. П. Стасова в 1829 году на месте более раннего храма. Памятник архитектуры классицизма.

Никогда не закрывался для богослужения; в 1920-е — 1940-е в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур.

От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок).

Возле северной стены собора, в левом приделе находится складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина. Этот складень в 1900 году подарил полковому лазарету тогдашний командир полка, генерал-майор великий князь Константин Константинович. На аналое (подставке для книг) у правого клироса в Спасо-Преображенском соборе находится образ Спаса Нерукотворного, перенесённый сюда в 1938 году из Троицкой церкви на Стремянной улице. Эта икона была написана знаменитым московским иконописцем С. Ф. Ушаковым для царя Алексея Михайловича и была любимым образом Петра I. С ним он был и при закладке Петербурга, и при Полтавской битве, и при кончине и отпевании. На аналое у левого клироса лежит другая чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Это — копия с чудотворной иконы из московского храма Преображения Господня на Большой Ордынке, сделанная в 1711 году по повелению сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны в память о спасении русской армии во время Прутского похода. Она была перенесена в Спасо-Преображенский собор в 1932 году из закрытой церкви Воскресения Христова на Шпалерной улице.

В Спасо-Преображенском соборе хранились полковые реликвии и воинские трофеи, на стенах — бронзовые доски с именами офицеров Преображенского полка, павших в боях. За стеклом в особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля, которая была при Александре II во время покушения 1 (13) марта 1881 года и сохранила следы его крови.

С 12 марта по 10 августа 1991 года в храме пребывали мощи святителя Иоасафа Белгородского, вторично обретённые в запаснике Музея истории религии и атеизма Ленинграда.

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Энциклопедия Санкт-Петербурга, В. В. Антонов
  2. 1 2 3 «Спасо-Преображенский собор» на сайте «Русские церкви»
  3. 1 2 3 «Спасо-Преображенский собор» на spbcity.info
  4. 1 2 «Собор всей гвардии», М. Умецкая, журнал «Костёр», № 2 за 2000 год
  5. Анатолий Левитин. Отрочество. Церковь. // Лихие годы: 1925—1941., стр. 64.
  6. Докладная записка Г. Г. Карпова в СНК СССР об организационных вопросах жизнедеятельности РПЦ и обновленческой церкви См. раздел II.
  7. Накануне великого испытания (религиозные конфессии Ленинграда в кон. 1930-х — нач. 1940-х годов) // Религиозная жизнь Ленинграда в годы войны.
  8. 1 2 Анатолий Левитин, Вадим Шавров. Закат обновленчества. // Очерки по истории русской церковной смуты.
  9. «Стоял, пылая, город» на сайте «Православный Санкт-Петербург»
  10. Русская Православная Церковь и ее жизнь в советском государстве в годы Великой Отечественной войны. // Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
  11. Б. К. Пукинский 1000 вопросов и ответов о Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1981. — 432 с.
  12. 1 2 В. Н. Островская Информационный справочник «Святыни православного мира». — М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008. — С. 195. — 400 с. — ISBN 5-85482-056-0
  13. Утрата и второе обретение мощей На сайте Преображенского собора города Белгорода
  14. Житие священномученика митрополита СЕРАФИМА (Чичагова) На сайте «Россия»
  15. ГЛАВА IV. Русская Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Петре и заместителе Местоблюстителя митрополите Сергии (1925—1936) // Владислав Цыпин. Истории Русской Церкви 1917—1997.
  16. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. — СПб., 1876. — Т. 5. — С. 84—240. Санкт-Петербургский мартиролог. — СПб.: Миръ, 2002. — 415 с.

Санкт-Петербург, Спасо-Преображенский собор: история

На месте, где сегодня высится великолепный храм, в тридцатые годы XVIII века находился полковой двор гренадеров Преображенского полка. Цесаревна Елизавета, дочь Петра I, довольно часто приезжала сюда, так как являлась крестной матерью многих солдатских и офицерских детишек. Во время каждого своего визита она привозила своим крестникам многочисленные подарки.

В ночь на 25 ноября 1741 года Елизавета прибыла в полк за помощью в обретении престола, «беззаконно похищенного» у нее Анной Леопольдовной. Благодарные солдаты и офицеры отправились вместе с ней в Зимний дворец. Благодаря помощи военных Елизавета Петровна заняла трон Российской империи.

После восшествия на престол свою благодарность преданным военным Елизавета решила выразить строительством церкви Преображения Господня. Каменный храм начали возводить в 1743 году. Работами руководили лучшие архитекторы Петербурга: Франческо Растрелли, Михаил Земцов, Доминико Трезини. Символический первый камень в фундамент будущего храма был заложен самой императрицей. В ходе строительных работ она полностью контролировала весь процесс и вносила свои предложения. Собор стал полковым, и его освящение произошло в присутствии императрицы.

Так обрел новый храм Санкт-Петербург. Спасо-Преображенский собор, построенный с пятью куполами, возродил старинную традицию возведения таких сооружений, хотя во времена правления Петра I предпочтение отдавалось однокупольным храмам в европейском стиле.

Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург): иконы

Сегодня в храме хранятся главные его святыни – икона «Всех Скорбящих Радосте», а также одна из самых любимых икон Петра I – Образ Спасителя. Она была при правителе во время закладки города на Неве и во время Полтавской битвы. Икона работы известного мастера Симона Ушакова была написана для царя Алексея Михайловича, а к Петру I перешла от его матери.

Долгое время она хранилась в домике Петра I, затем ее перенесли на хранение в Троицкую церковь, и лишь в 1938 году она была доставлена в Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург). Фото вы можете увидеть выше.

Самой большой ценностью храма можно назвать икону Богоматери Тихвинской, украшенную драгоценными камнями. У северной стены собора расположен складень, в котором можно увидеть образы Константина и великомученика Пантелеймона, Преображения Господня. Складень был подарен полковому лазарету в 1900 году командиром полка, великим князем, генерал-майором Константином Константиновичем.

У правого клироса, на аналое, представлен образ Спаса Нерукотворного. Он был перенесен в храм из Троицкой церкви в 1938 году. Это работа знаменитого московского иконописца С. Ф. Ушакова.

Ограда храма

Если вы приедете в Санкт-Петербург, Спасо-Преображенский собор предстанет перед вами, окруженный необычной оградой. Но была она здесь не всегда и не предусматривалась первоначальным проектом. Она была создана по проекту Стасова в 1833 году. Ограда была возведена в память о победе русских воинов в Русско-турецкой войне. Ее основой стали стволы трофейных турецких орудий, захваченных у стен турецких крепостей Силистрии, Измаила, Варны.

На стволах до сих пор сохранились даже названия пушек: «Священный полумесяц», «Гнев аллаха», «Дарю лишь смерть», «Гром, извергающий» и т. д. Император Николай I повелел передать в дар собору 18- и 24-фунтовые орудия, добытые в боях. Ограду составляют сто два бронзовых орудийных ствола, которые установлены на тридцати четырех гранитных основаниях. Их установили по три на каждом постаменте. Они направлены вниз дульным срезом. Двуглавые орлы с коронами украшают средние стволы.

Группы бывших орудий объединены декоративными цепями. Главные ворота храма украшают щиты, на которых изображены медали из бронзы, вручавшиеся за участие в Русско-турецкой войне. Часовня появилась в ограде в 1886 году. В 1916 году архитектор С. О. Овсянников планировал построить усыпальницу для захоронения офицеров, но в связи с известными историческими событиями эта идея не была претворена в жизнь.

После революции (1917) двуглавые золоченые орлы, медальоны и крест с центральных ворот были сняты. Лишь в 2004 году все декоративные элементы были вновь воссозданы и возвращены на свои законные места. Любопытно, что для съемок маленького эпизода в кинокартине «Две жизни» на соборной ограде были восстановлены двуглавые орлы, а на главных воротах — медальоны с крестами. По завершении съемок все эти элементы снова были демонтированы. А в знаменитом фильме «Собачье сердце» внимательный зритель может увидеть в одном из эпизодов Преображенский собор, хотя все события повести по сюжету происходят в Москве.

Спасо-Преображенский собор

За рекордно короткий срок – два с половиной года – в Автозаводском районе г. Тольятти был возведен храм во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он является составной частью грандиозного храмового комплекса, состоящего из Преображенского собора, крестильного храма, примыкающего к нему административного корпуса (дома причта) и колокольни, строительство которой в плане.

В 1989 г. владыка Иоанн, еще в бытность свою архиепископом Куйбышевским и Сызранским, по просьбам сотен верующих г. Тольятти дал свое архипастырское благословение на строительство собора в Автозаводском районе.

13 декабря 1990 г. городские власти предоставили Преображенскому приходу квартиру на первом этаже обычной 16-этажки на улице Юбилейной.

Отъезд владыки Иоанна в Санкт-Петербург не поколебал надежды многих православных христиан увидеть в Автограде свой храмовый комплекс. За поддержкой в этом богоугодном деле верующие решили обратиться к генеральному директору ОАО «АвтоВАЗ» Владимиру Васильевичу Каданникову и получили его принципиальное согласие стать от имени Автозавода генеральным спонсором строящегося храма.

Проект храмового комплекса был заказан архитектору Дмитрию Сергеевичу Соколову. По его замыслу комплекс должен был представлять собой сплав лучших традиций древнерусского зодчества с новейшими достижениями современной строительной мысли.

В октябре 1990 года настоятелем Преображенского собора был назначен протоиерей Валерий Марченко, которому было дано благословение заниматься разработкой проекта соборного комплекса.

19 декабря 1990 года архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий вместе с тольяттинским духовенством отслужил водосвятный молебен на закладку первого камня Преображенского собора. Тогда же был установлен памятный крест с надписью, что на этом месте будет возведен собор.

Проект создания храмового комплекса был принят на градостроительном совете Тольятти в дни августовского путча 1991 г. Все строительные работы по сооружению храма вела с мая 1992 года фирма АПСО «Гидромонтаж».

Строительство Преображенского храмового комплекса в Тольятти началось в июне 1992 г. с возведения крестильного Иоанно-Предтеченского храма, рассчитанного на 800 человек, и примыкающего к нему административного корпуса.

В административном корпусе разместились: воскресная школа, библиотека с читальным залом, трапезная, хоровая комната, просфорня.

Кроме Закона Божьего, в воскресной школе изучают историю Русской Православной церкви и духовную музыку. По воскресным дням проводится лекторий для взрослых прихожан.

В самом храме сооружен баптистерий (купель для крещения взрослых), детей крестят в отдельном помещении. Первое крещение в купели для взрослых нового храма ознаменовалось необычным природным явлением. Несмотря на зимнее время года (февраль 1995 г.), после крещения засверкали молнии, грянул гром и пошел проливной дождь. А в небе появилась радуга.

Иконостас для крестильного Иоанно-Предтеченского храма был написан иконописцем А. В. Вахромеевым. Колокола для Иоанно-Предтеченской церкви были изготовлены в мастерской Н. Чернова в Москве.

20 ноября 1994 года епископ Самарский и Сызранский Сергий совершил освящение Иоанно-Предтеченского храма. С тех пор в нем регулярно проводятся богослужения.

В проектировании Спасо-Преображенского собора участвовали проектное управление ОАО «АвтоВАЗ», архитектурный отдел Троице-Сергиевой лавры, строительные организации «Гидромонтаж» и «Монолит».
В мае 1995 г. начали копать пятиметровой глубины котлован. Потом на дно было уложено около полутора тысяч кубометров бетона. 500 тонн металла ушло на устройство арматурного каркаса. Для отлива толстых подвальных стен использовали специально изготовленную опалубку, общий вес которой составляет 200 тонн. На одном из бетонных заводов сделали нестандартные плиты перекрытия. После того, как они были смонтированы, сверху соорудили ещё и монолитную плиту. Такой мощный цоколь гарантирует устойчивость собора.

28 мая 1996 года владыка Сергий заложил первый камень в строительство Спасо-Преображенского собора и в присутствии многочисленных священнослужителей и гостей отслужил водосвятный молебен. Камень, который заложили вместе с памятной грамотой в кирпичную кладку храма, является частицей камня с горы Фавор, на которой Спаситель явил ученикам Свое Преображение. Камень был вручен группе тольяттинских паломников настоятелем Преображенского монастыря на горе Фавор.

В день Преображения Господня 19 августа 2002 г. в Тольятти состоялось торжественное освящение Спасо-Преображенского собора, а затем началась Божественная литургия, провел которую архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.

Все расходы по строительству собора взяло на себя ОАО «АвтоВАЗ». Строительство велось управлением капитального строительства промышленных зданий и сооружений ОАО «АвтоВАЗ» и генеральными подрядчиками: АО «Гидромонтаж», «Куйбышевболгарстрой», ООО «Инвест-Авто».

Было организовано применение новых прогрессивных технологий производства строительных работ, что привело к сокращению нормативных сроков строительства почти на полгода.

62-метровый красавец храм поднялся на самом видном месте в центре Автозаводского района. Днем он сверкает золотыми куполами, ночью его освещают прожекторы, и над спящим городом величественно возвышается белая громада. Площадь застройки храма составляет 2,8 тыс. кв. метров.

Грандиозное архитектурное сооружение, вмещающее от трех до пяти тысяч человек, по размерам уступает лишь храму Христа Спасителя в Москве и Исаакиевскому собору в Санкт-Петербурге.

Собор включает в себя главный алтарь в честь Преображения Господня, южный алтарь в честь святителя Николая Чудотворца и северный алтарь в честь 40 мучеников Севастийских, хоры, западный притвор, северное и южное крыльцо и подклет. Высота центрального иконостаса – 15 метров. Разноцветные мозаичные полы собора изготовлены из 12 разновидностей мрамора. Впечатляют резные дубовые двери с латунной фурнитурой и латунными же решетками. Кресты, венчающие купола, выполнены из нержавеющей стали с облицовкой под золото.

Здание оборудовано пожарной и охранной сигнализацией, громкоговорящей и телефонной связью. Вентиляция обеспечивает комфортное пребывание прихожан во время проведения длительной службы. Для церковного хора предусмотрена площадка (клирос) на высоте семи с половиной метров.

В ближайшие годы рядом со Спасо-Преображенским собором взметнется ввысь колокольня высотой 76 метров. Она будет оборудована лифтом и смотровой площадкой. А это значит, что туристы и гости Тольятти будут наслаждаться панорамой нашего города с высоты птичьего полета. Есть чем гордиться: столица промышленная, автомобильная превращается также в культурный духовный центр.

В соборе имеются два хора: малый, состоящий из 5 человек, и большой, в составе 15 человек.
По благословению владыки Сергия Спасо-Преображенский приход восстанавливает церковь в честь Рождества Христова в селе Старый Тукшум Шигонского района. Ранее, в советское время, в церкви размещалась мельница, поэтому объём восстановительных работ очень велик. На большие праздники: Пасху, Крещение Господне священники собора выезжают в село, где проводятся церковные службы, молебны, а на Крещение Господне совершается освящение воды.

В подготовке статьи была использована книга В.Н. Якунина «История Самарской епархии» (Тольятти, 2011).

Спасо-Преображенский собор (Санкт-Петербург)

Cайт собора: preobragensky.ru
Телефон: +7 (812) 579-45-12
Страница на сайте «Глобус митрополии»: globus.aquaviva.ru/spaso-preobrazhenskiy-sobor
Официальное название — cобор Преображения Господня всей гвардии
www.preobragensky.ru/
Перестроен по проекту В. П.Стасова в 1827-1829 гг. (первоначальный вариант был построен по проекту М.Г.Земцова, П.А.Трезини в 1743-1754 гг.). Ограда украшена трофейными турецкими пушками, захваченными в русско-турецкую войну 1828-9 года.
www.encspb.ru/article.php?kod=2804010365
Никогда не закрывался для богослужения; в 1920-е — 1940-е в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур.
Информация для посетителей и фото Спасо-Преображенского собора: www.spb-guide.ru/page_460.htm
Ночью 25 января 1741 г. Цесаревна Елизавета Петровна приехала со своими приближенными в лейб-гвардии Преображенский полк, квартировавший близ Литейного двора, и в съезжей избе обратилась к гвардейцам с речью, прося о поддержке ее прав на престол. Отсюда вместе с офицерами и гренадерами она направилась в Зимний дворец, где произвела бескровный государственный переворот и взошла на российский трон. Через две недели, посетив гвардейский полк уже Императрицей, Елизавета в память об этом событии повелела выстроить на месте съезжей избы каменный трехпридельный храм.
В 1743 г. сама Императрица заложила здание по проекту М. Г. Земцова. После смерти Земцова работу продолжил в 1745 г. П. А. Трезини, изменивший проект. Собор был барочный по стилю. С 1748 г. началась внутренняя отделка.
В августе 1754 г. состоялось освящение собора. Внутри храм был украшен ионическими пилястрами и лепкой. Московские мастера Кобылинские вырезали по эскизу зодчего Б. Растрелли золоченый пятиярусный иконостас и великолепную алтарную сень. Образа написал известный художник М. Л. Колокольников.
После пожара 1825 г., при котором утварь и большая часть икон были спасены солдатами, В. П. Стасов, используя старые стены, восстановил собор, но придал ему строгий ампирный облик. В августе 1829 г. состоялось новое освящение собора. По рисунку Стасова был сделан четырехъярусный белый с золотом иконостас — образа для него написали видные академики Г. И. Угрюмов, А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. К. Виги, Ф. П. Брюлло, А. Е. Егоров. Стены и своды по эскизу Шебуева расписали Ф. П. Брюлло, Ф. И. Брандуков и С. А. Безсонов.
В 1830 г. вокруг собора по проекту Стасова была начата ограда из трофейных турецких пушек, а перед воротами поставлены 12 орудий и два единорога. В 1854 г. на башне собора установлены куранты, привезенные из Англии.
В 1850 г. переделками в соборе занимался В. П. Львов, который отделал пилоны искусственным мрамором. В 1886 г. И. Б. Слупский выстроил в ограде часовню с витражами С. В. Постемского и образами кисти Антропова в иконостасе. Осенью 1916 г. с восточной стороны планировалось начать по плану С. О. Овсянникова постройку отдельной усыпальницы для павших в Первую мировую войну офицеров, но осуществить проект помешала революция.
Поскольку собор был полковым, то ряд предметов в нем был связан с военной историей России: трофейные турецкие знамена, сабля Александра II, бывшая на нем в день покушения, императорские мундиры. В 1925 г. все они были переданы в Артиллерийский музей. На стенах висели бронзовые доски с именами павших в сражениях офицеров.
С 1871 г. при соборе работало приходское благотворительное общество. Оно содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей, бесплатные квартиры.
В 1912 г. было открыто Братство трезвости и целомудрия.
Храм не закрывался, состоит под охраной государства как памятник архитектуры и находится в отличном состоянии, хотя большинство его прежних святынь из него изъяты после революции, но их место заняли новые из закрытых церквей.
www.citywalls.ru/house105.html
Здесь крестили Владимира Путина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *